Протекционистские пошлины в россии

Опубликовано: 21.04.2024

С лета 2014 года Россия усилила протекционистскую политику в адрес импорта продукции из европейских стран. Рассмотрим подробнее, способствуют ли подобные меры подъёму отечественной экономики и как влияет на нашу страну протекционизм западных государств.

Что такое протекционизм?

В рамках данной статьи под протекционизмом я буду понимать государственную политику, которая подразумевает введение ограничений на ввоз иностранных товаров. Такие ограничения можно реализовывать с помощью различных таможенных пошлин и эмбарго, требований к контролю и дополнительной сертификацией товаров иностранного производства.

Протекционистская политика способствует решению нескольких задач. Во-первых, она позволяет обезопасить рынок государства от товаров низкого качества, в том числе способных принести вред здоровью. Например, в начале 2014 года российский Россельхознадзор ввёл запрет на ввоз свинины из стран ЕС, из-за африканской чумы. Во-вторых, протекционистские меры позволяют вытеснить с рынка иностранную продукцию, тем самым удалив конкурентов отечественных производителей. Нередко протекционистские меры принимаются для поддержки молодых отраслей народного хозяйства. Вспомним, что ещё при Николае I отечественная политика протекционизма всего за три десятилетия позволила с нуля поднять сахарное производство и машиностроение. В-третьих, ограничения на ввоз иностранных товаров могут приниматься как ответные меры против протекционистской активности со стороны партнёров.

Важно отметить, что протекционизм должен носить временный характер – затяжные ограничения могут привести к торговым войнам, а также к снижению качества отечественного производства из-за отсутствия конкуренции.

Особенности протекционизма в России

Нас интересует, прежде всего, современный российский рынок, поэтому суть протекционизма я разберу на его примере. Согласно данным организации Global Trade Alert, сейчас в нашей стране действует 689 ограничительных мер на импорт. По количеству запретов на ввоз товаров Россия находится на втором месте после Соединённых Штатов Америки, где реализуются 1270 санкций. Замыкает тройку лидеров по количеству санкций Индия, где данный показатель достиг 655 мер. На европейские страны в среднем приходится по 250 ограничительных актов. В Китае, оцениваемом многими как закрытое государство, на самом деле существует лишь 264 запрета на импорт.

В России на протяжение 2000-х годов наблюдался рост налоговых пошлин. Например, осенью 2009 года была введена пошлина на импорт нержавеющих труб в размере 28,1%. Это было сделано для стимуляции спроса на продукцию отечественных производителей. С середины октября 2010 года Комиссия таможенного Союза подняла пошлины на ввоз готовых сельскохозяйственных машин. Предполагалось, что такой шаг приведёт к повышению конкурентоспособности отечественной техники.

С 2014 года в России стал применяться более жесткий инструмент – запрет на ввоз товаров, произведенных в определенных странах. Так, 6 августа 2014 года Владимир Путин принял указ «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации». В перечень товаров, которые оказалось запрещено ввозить в страну, попали мясные и молочные продукты, рыба, овощи, фрукты и орехи. Эмбарго распространилось на страны Евросоюза, США, Австралию, Канаду и Норвегию.

Подобные меры стали мощным стимулятором внутреннего производства, выполнив таким образом протекционистские функции. В итоге, по данным группы «Черкизово», крупнейшего в стране производителя мясной продукции и комбикормов, на май этого года Россия полностью обеспечивала себя птицей и на 90% свининой. Доля молочных продуктов иностранного производства сократилась с 22,5% в 2013 году до 20% к весне текущего года.

Отметим, что сегодня растёт инвестиционная привлекательность отечественных компаний. Да, пока наравне с защитой от конкуренции со стороны иностранной продукции российским предприятиям нужна господдержка. Впрочем, к некоторым отраслям народного хозяйства она уже пришла. Так, одним из способов субсидирования местных производителей в стране сейчас являются госзакупки. В сентябре этого года Правительством России было принято решение о том, что с 1 января 2017 года приоритет при государственных закупках будет отдаваться товарам и услугам отечественного производства. В связи с этим, можно ожидать роста выручки российских IT-компаний, квалификация сотрудников которых сопоставима (а зачастую и превосходит) с зарубежными кадрами. Кроме того, развитие будет поддерживаться принятым в июле 2016 года трёхлетним планом полного перевода государственных органов и государственных внебюджетных фондов на отечественное программное обеспечение. Согласно данным генерального директора корпорации «Новые облачные технологии» (организация специализируется на разработке отечественного софта), ежегодно государственные органы Российской Федерации закупают офисного программного обеспечения на 8-9 миллиардов рублей.

Конечно, государство просто не может оказать поддержку сразу всем динамично развивающимся и социально значимым предприятиям, ведь его бюджет ограничен. Поспособствовать росту отечественных производителей в силах сами граждане, инвестируя личный капитал в конкретные продукты фондового рынка. Для этого инвесторы могут, во-первых, предоставлять займы государству, приобретая облигации федерального займа. На работе с ними основана, например, инвестиционная стратегия группы компаний QBF «Гарантия государства». Во-вторых, можно покупать облигации конкретных быстро растущих предприятий, которые включены, например, в стратегию «Мой сейф». Наконец, развитию конкретных российских компаний позволит помочь капитал, привлечённый через акции – на работе с ними основана стратегия QBF «Золотое сечение».

Протекционизм на Западе

Параллельно с Россией протекционные меры вводят и другие государства. Как уже было упомянуто, лидером по количеству ограничительных мер на ввоз иностранной продукции является США. Новый президент Штатов Дональд Трамп в ходе своей предвыборной кампании не раз упоминал о том, что он предполагает поднять все импортные пошлины и даже сомневается в целесообразности участия США в ВТО. Сохранение членства в этой организации для Америки будет возможно лишь в случае пересмотра целого ряда договорённостей в сторону усиления протекционизма. Подобные меры предпринимаются для развития собственных предприятий в США. Можно предполагать, что усиление политики протекционизма со стороны Штатов способно спровоцировать ответные меры со стороны других государств.

Уже в следующем году реакция такого рода может последовать от Китая. Дело в том, что в мире большинство введённых ограничений коснулись именно компаний Поднебесной – с 2008 года против них введено более трёх тысяч ограничительных мер. Тенденцию можно объяснить тем, что из Китая поступает множество подделок и дешёвых товаров низкого качества. Толчком к последнему громкому делу, повлекшему за собой ограничения на ввоз китайской продукции, стало обращение 50 европейских сталелитейных компаний к правительствам своих государств с просьбой ввести ужесточения против ввоза дешёвой продукции из Китая. 17 октября 2016 года Европейский Союз установил пошлины на ввоз двух видов стали из Поднебесной. Ограничения спровоцированы динамичным ростом доли китайских литейных продуктов на рынке Европы. В ЕС также введены пошлины на импорт китайской арматуры высокой прочности. Такие ограничения стали ответной реакцией на семидесятипроцентный рост количества этого продукта на европейском рынке за 11 месяцев прошлого года.

Вероятно, конфронтация между развитыми странами и Китаем в ближайшем будущем только усилится. Дополнительным поводом для неё может стать официальное присвоение экономике азиатского государства статуса рыночной – это произойдёт автоматически, так как прошло 15 лет с момента присоединения Китая к ВТО. Правительство Поднебесной заявило, что со следующего года согласится лишь на общение с другими государствами на равных, а в случае новых ограничений планирует вводить ответные санкции против стран ЕС и США.

Снижение темпов развития внешней торговли и инвестиционный рынок

Введение протекционистских мер государствами с развитой экономикой серьёзно сокращает темпы роста международной торговли. Достаточно сказать, что по последним сведениям Всемирной торговой организации, международная торговля в 2016 году вырастет лишь на 1,7%, хотя ещё в начале года предполагалось, что рост достигнет 2,8%. Правительство каждой страны стремится насытить внутренний рынок отечественными товарами и предпринимает конкретные шаги в этом направлении.

Вместе с сокращением импорта уменьшается и доход тех предприятий, выручка которых формировалась от реализации товаров на иностранных рынках. Прежде всего, речь идёт об американских компаниях, почти треть прибыли которых приходила с зарубежных рынков. Уменьшение прибыли повлечёт за собой заметное снижение дивидендов по акциям компаний. Согласно прогнозу глобального провайдера рыночных индексов MSCI, если наметившиеся тенденции в области протекционизма сохранятся в течение двух ближайших лет, рынок акций США сократится на 17%, а европейский – на 20%. Несомненно, этот фактор придётся принимать в расчёт отечественным инвесторам.

Инвесторам также следует учитывать политику протекционизма при формировании инвестиционной стратегии. Сейчас обозначались отрасли, от вложений в которые лучше отказаться в связи с замедлением развития международной торговли: это горнодобывающая отрасль в Китае, а также все сферы американских грузоперевозок (морских, железнодорожных и любых других) в перспективе ближайших двух лет.

Итак, по моему мнению, политика протекционизма со стороны ряда стран, прежде всего, США и России, будет продолжена. Такие меры позволят укрепить конкурентоспособность местных производителей, а затем, вероятно, возобновить международное сотрудничество на новом уровне. Взвешивая «за» и «против», можно сделать вывод о том, что меры по созданию «тепличных условий» для местного производителя способны стимулировать экономический подъем, главное, чтобы они не приняли затяжной характер.

Протекционизм — это политика правительства, которая ограничивает международную торговлю посредством импортных квот, тарифов или других ограничений, препятствующих импорту. Обычно эта политика применяется с целью защиты отечественной промышленности и увеличения экономической активности внутри страны.

Импорт — это товары или услуги, привезённые на продажу из других стран.

Политика протекционизма направлена на поддержание национальных производителей в конкуренции с зарубежными компаниями посредством ограничений импорта.

Целый ряд стран следуют политике протекционизма, однако многие экономисты согласны во мнении, что мировая экономика только выиграет, если эти ограничения будут отменены (как это бывает при свободной торговле — фритредерстве).

Основные методы протекционизма

К мерам государственного протекционизма относятся: таможенные пошлины, квоты на импорт, стандарты и качество продукции, государственные субсидии.

Таможенные пошлины

Это один из главных инструментов протекционистской политики государства. В основном все формы таможенных пошлин взимаются со страны, которая импортирует. Такие пошлины (импортные или ввозные пошлины) повышают стоимость импорта, а значит и стоимость товара для конечного потребителя.

Квоты на импорт (импортная квота)

Это нетарифные количественные барьеры, которые устанавливаются в течение установленного периода на импорт определённых товаров. Самым строгим типом является эмбарго (ввоз или вывоз установленных товаров абсолютно запрещён).

Стандарты и качество продукции

В других странах могут быть более высокие или же, наоборот низкие нормативные стандарты в области приготовления пищи, производства исходного материала и др.

Это может привести к блокировке импорта определённого товара и, следовательно, увеличению объёма производства этой продукции внутри страны.

Государственные субсидии

Существуют прямые и косвенные. Прямые субсидии — это денежные выплаты предприятиям. Косвенные субсидии — сбережения (например: предприятия получают беспроцентные ссуды, налоговые льготы).

Страны, стремясь улучшить свой торговый баланс, могут предложить своим предприятиям субсидии на экспорт. Увеличивая свой экспорт, страны стимулируют отечественный бизнес к глобальному расширению.

Формы протекционизма

В экономике можно выделить следующие формы протекционизма:

  • коллективный протекционизм — практика объединения стран в группы, для проведения одной таможенной политики по отношению к другим государствам;
  • селективный протекционизм — практика защиты от конкретных товаров или государств;
  • отраслевой протекционизм — защита конкретной отрасли;
  • скрытый протекционизм — косвенное субсидирование местных предприятий для повышения их конкурентоспособности (на внутреннем и внешнем рынках);
  • неопротекционизм — одновременно административные барьеры на импорт и субсидирование национальных производителей (импортёров и экспортёров).

Примеры протекционизма

Более высокие тарифы ЕС на обработанные пищевые продукты

В 2008 г. средний тариф ЕС на пищевые продукты первичной переработки был 9,9%, а на обработанные он был почти вдвое выше — 19,4%. Таким образом, лишь обрабатывая сырьё вне страны назначения, импортёры увеличивают стоимость продукции.

Тарифы США на импорт шин из Китая

В 2009 году США ввели пошлины на импорт китайских шин в размере 35%, и это решение было поддержано Всемирной торговой организацией.

"Банановая война"

На протяжении многих лет шла так называемая "Банановая война" между экспортёрами и импортёрами бананов (и других тропических фруктов). Такие страны, как Эквадор и Гондурас вели переговоры с представителями ЕС о снижении тарифов на импорт этих тропических фруктов.

На протяжении многих лет экспортёры платили очень высокие тарифы — 176 евро за тонну бананов. В 2012 году у них получилось прийти к соглашению и эти тарифы понизились.

Протекционизм и фритредерство

Фритредерство — это политика свободной торговли без вмешательства государства в экономику. Эта концепция противоположна протекционизму.

Соглашение о свободной торговле

Некоторые страны заключают между собой соглашения о свободной торговле. Соглашение о свободной торговле — это договор по снижению барьеров для импорта и экспорта, заключённый между двумя или более странами.

Существует свободное обращение товаров и услуг через международные границы с небольшими государственными тарифами, квотами, субсидиями или вообще без них.

Протекционизм и меркантилизм

Протекционизм — это только внутренняя политика защиты производителя. Меркантилизм же действует и на внутреннем рынке (протекционизм, ограничивает импорт), и на внешнем (увеличивает экспорт).

Меркантилизм — это экономическая система торговли, при которой государство пытается разбогатеть, увеличивая свой экспорт и ограничивая импорт. Эта система была распространена с 16 по 18 век и была основана на идее, что мировое богатство статично, поэтому страны пытались получить максимальную долю этого богатства.

Протекционизм: плюсы и минусы

Плюсы:

  • налоговые поступления от импортных пошлин;
  • местные компании временно получают более высокую прибыль (глобальная конкуренция не такая жёсткая, как при свободной торговле);
  • устранение возможных несправедливых конкурентных преимуществ (например, зарплата в Индии намного ниже, чем во Франции, поэтому стоимость производства у них будет намного ниже, это даёт им огромное конкурентное преимущество — цена их продукции на мировом рынке будет значительно ниже);
  • страна получает время на развитие новой отрасли/продукции и своих конкурентных преимуществ (защита от иностранных конкурентов за счёт тарифов);
  • возможное создание временных рабочих мест для местных работников;
  • тарифы, квоты и субсидии поддерживают фирмы (но это преимущество не особо помогает в момент, когда другие страны отвечают тем же протекционизмом);
  • может понизиться торговый дефицит (это экономический показатель страны, когда импорт превышает экспорт; т.е. чем выше экспорт и ниже импорт, тем лучше);

Минусы:

  • у потребителя имеется очень ограниченный выбор товаров и услуг;
  • на рынке без конкуренции компаниям не нужно изобретать ничего нового, и в долгосрочной перспективе отечественный товар станет хуже и дороже;
  • зависимость компаний от протекционистской политики (после отказа от протекционизма у многих фирм будут сложности конкурировать на международном свободном рынке);
  • потеря благосостояния в мире (компании уже не смогут поставлять потребителям продукцию по самым низким ценам в мире, а только ту, которая им доступна, а это значит, что продукция будет не самая лучшая и не самая дешёвая);
  • обычно, если одна страна закрывает свои границы, другие поступают так же, и те компании, которые работают с экспортом, потеряют огромное количество рабочих мест;
  • страны могут потерять связь с последними достижениями научно-технического прогресса, что в долгосрочной перспективе может стать угрозой конкурентоспособности местных компаний;
  • международные инвесторы могут воздержаться от инвестирования в эти страны, т. к. они могут чувствовать, что с такими инвестициями связано слишком много рисков (возможно потому, что на рынок влияют не легко прогнозируемые рыночные силы спроса и предложения, как это происходит в условиях свободной рыночной экономики, а внезапные решения правительства);
  • цены на иностранную продукцию сильно завышены и поэтому рыночные силы спроса и предложения перестают работать;
  • интернационального обмена информацией не существует, поэтому может замедлиться мировой технический прогресс, но и насущные экологические проблемы в ближайшее время не решатся;
  • может усилиться политическая напряжённость между странами, если одна решит начать такую политику в своей стране, другая страна может пострадать, и это может дойти до серьёзного конфликта.

При перемещении товаров через государственную границу взимается таможенная пошлина – вариант косвенных налогов. Уплата пошлины является обязательным и непременным условием ввоза или вывоза товара. Сбор выполняется в пользу государства и может быть нескольких видов.

Нормативное регулирование

Все процедуры, выполняемые при перемещении товаров через границу Таможенного Союза, регулируются главным нормативно-правовым актом – Таможенным Кодексом. Одной из таких процедур является взимание таможенных пошлин. ТК России описывает все виды сборов, их назначение, порядок взимания, исключения и прочее.

  • Ст. 318 рассматривает все возможные виды пошлин: ввозные, вывозные, компенсационные, специальные и, конечно, фискальные и протекционистские.
  • В 319 ст. ТК приводится порядок возникновения и прекращения обязанности по уплате сбора. Здесь же приводятся и исключения, когда налоги не уплачиваются. Такие случаи связаны с ситуациями, описанные в Налоговом Кодексе России.
  • 320 ст. указывает на лица, ответственные за уплату пошлины. Как правило, таковым является декларант или представитель.
  • 321 ст. вводит ограничения по общей допустимой сумме налога.

Собственно исчисление таможенных пошлин регулируют статьи 322–327.

  • Ст. 322 указывает на объект обложения – перемещаемые товары. Основой для исчисления пошлины выступает их таможенная стоимость.
  • Ст. 323 описывает процедуру заявления таможенной стоимости. Данные о стоимости указывает декларант. Таможенные органы обязаны контролировать и проверять заявленные сведения.
  • Ст. 324 указывает, что исчисление пошлин производится декларантом самостоятельно, за исключением отдельных случаев. Выплата сбора возможна только в российских рублях.
  • В ст. 325 предписывается для исчисления пошлины применять данные Таможенного тарифа и Налогового Кодекса РФ.
  • Ст. 326 указывает при перерасчете иностранной валюты принять курс, устанавливаемый Центральным Банком России.
  • Ст. 327 описывает необходимые мероприятия, выполняющиеся при незаконном перемещении товаров, неуплате налога, нарушении условий ввоза и прочих правонарушениях.
  • Ст. 329 устанавливает сроки уплаты и ограничения.

Классификация таможенных пошлин

Классификация таможенных пошлин

Разбор понятий

Таможенная пошлина – опосредованный налог, взимаемый в пользу государства при перемещении через границу товаров и транспортных средств. Существует множество видов таможенных платежей. По цели взимания все они делятся на 4 вида:

  • фискальные – поступают только в государственный бюджет;
  • протекционистские – выполняют своеобразную защитную функцию, предупреждая засилье иностранных товаров на внутреннем рынке;
  • антидемпинговые – скорее, разновидность протекционистских, взимаются с тех импортных товаров, стоимость которых ниже стоимости собственных аналогов;
  • преференциальные – льготные. Распространятся на определенные виды товаров, например, согласно договору.

Что такое фискальные таможенные пошлины

Фискальная пошлина – исторически самый старый вид таможенного обложения. Как правило, таким налогом облагаются товары, которое не производятся в стране – например, сигары, кофе, чай. Величина фискального сбора учитывается при расчете стоимости этого товара на внутреннем рынке страны для обложения налогом.

Фискальная функция – главная задача таможенных сборов, так как они составляют значительную часть бюджета – до 35%. В равной мере это относится как к импортным, так и экспортным пошлинам. По сравнению с другими сборами величина фискальной пошлины относительно невелика. В целом ряде случаев чисто фискальная пошлина со временем может трансформироваться в протекционистскую.

Что такое протекционистские и фискальные таможенные пошлины

Что такое протекционистские таможенные пошлины

Что такое протекционистские таможенные пошлины

Под протекционизмом подразумевается государственная политика, направленная на защиту национальной экономики от зарубежной конкуренции. Протекционизм ограничивает ввоз определенных импортных товаров, составляющих конкуренцию отечественным, и обладающих более низкой стоимостью. В отдельных случаях вводится полный запрет.

Один из инструментов этой политики – протекционистские пошлины. По сути, это дополнительные сборы, которые государство вводит на некоторые импортные товары с тем, чтобы повысить их стоимость и сделать неконкурентоспособными на внутреннем рынке.

Различают 3 вида протекционизма:

  • жесткий – предполагает высокий уровень таможенных платежей, дополнительные таможенные барьеры, затрудняющие ввоз товара;
  • умеренный – более низкий уровень пошлины, простой порядок ввоза товаров;
  • мягкий – собственно говоря, обратное явление. В этом случае вводят льготные пошлины для отдельных торговых представителей. Импортные товары, как правило, изначально не могут конкурировать с отечественными аналогами.

Антидемпинговая пошлина как разновидность протекционистской вводится в тех случаях, когда заявленная цена товара, ввозимая на территорию страны, ниже, чем стоимость этого товара на территории страны-производителя. Такой вариант может нанести существенный урон отечественному изготовителю. Чтобы не допустить этого, вводится антидемпинговые пошлины в том размере, в каком они компенсируют потери.

Антидемпинговая пошлина действует в течение не более 5 лет с момента введения. Если повторное антидемпинговое исследование приносит те же результаты, то новый срок действия исчисляется с момента пересмотра.

Политика протекционизма и либерализации в мировой торговле

Политика протекционизма и либерализации в мировой торговле

Как они устанавливаются и применяются

Расчет таможенной пошлины обязан выполнить декларант. Исключение составляют товары, на которые не нужно подавать отдельной декларации, и ситуации, при которых требуется выплата дополнительного обеспечения. В таких случаях расчет производят таможенные органы.

Расчет платежа довольно сложен и включает несколько частей.

  • Ввозная пошлина – ставка определяется в Едином таможенном тарифе Евразийского экономического союза. Применяется она к товарам, ввозимым из союза третьих стран. В зависимости от типа – адвалорные, специфические, комбинированные, ставки рассчитываются по разным формулам.

  • Налог на добавленную стоимость – наиболее близкий к понятию фискальный. Выступает косвенным налогом и взимается в пользу государства.
  • Акцизы – тоже являются вариантом фискального платежа и взимаются при ввозе товаров.
  • Таможенные сборы – платеж, который требует таможенная служба, по сути, за свою работу: таможенные операции, сопровождение, выпуск товара и прочее.

Помимо базовых, действуют самые разные льготы, квоты и специальные ставки – антидемпинговые и протекционистские. Последние имеют временные рамки и периодически пересматриваются.

Собственно процедура расчета выполняется в несколько этапов.

  • Сначала определяется метод расчета ввозной или вывозной пошлины. Для первой, например, действует такая формула: совокупная стоимость груза и доставки вместе с единым тарифом составляют основу для начисления НДС. В общий платеж входит полученная сумма, НДС и таможенный сбор, представляющий собой фиксированную ставку от таможенной стоимости.
  • На основе кода товара в ВЭД и базовые ставок, пошлин, акциза, сборов и НДС, определяется сумма платежа.
  • Затем учитывается действие особых ставок: протекционистских, антидемпинговых, специальных, сезонных, льготных и прочих.
  • Полученная сумма платежа должна находиться в соответствии с существующей нормативной базой. Одна из обязанностей таможни – проверка документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость.

Фискальные таможенные пошлины – основной вид платежа, применяемый к ввозимым товарам, которые не производятся внутри страны. Протекционистские – специальные пошлины, назначаемые только по отношению к тем импортным товарам, которые составляют слишком большую конкуренцию отечественным аналогам. Оба вида пошлин являются инструментом государства по защите собственного производителя.

Это видео расскажет также и о видах таможенных пошлин:

Общая информация

Протекционизм является противоположностью фритредерству или манчестерству. Фритредерством называется направление в экономике, политике и хозяйственной практике, которое провозглашает свободу торговли и невмешательство государственных органов. Обе стороны критикуют друг друга. Протекционисты не признают фритредерство с позиции роста производства национальной продукции и занятости местных граждан. Вторые критикуют протекционизм с точки зрения свободной торговли и защиты прав потребителей.

Характерная черта политики протекционизма — тарифное и нетарифное регулирование национальной экономики, позволяющее конкурировать с иностранными товарами, продуктами и т. д.

Определение того, что такое протекционизм, появилось еще в Средние века. В XV—XVIII вв. его называли меркантилизмом. Поспособствовал этому небезызвестный шотландский экономист Адам Смит. В настоящее время понятия принято применять по отдельности, но в то время между этими словами ставили знак равенства. Отделился протекционизм от меркантилизма, как утверждает историк П. Байрох, в 1840-х годах.

Особенно популярен протекционизм был в XVIII веке. Его признавали самые развитые и богатые страны мира: Великобритания, Швеция, Пруссия и Австрия. В следующем столетии Англия стала склоняться к политике свободного предпринимательства. Однако противоположной точки зрения придерживалось немало стран.

Среди экономистов было немало сторонников защиты национальной продукции, самые известные из них: немец Фридрих Лист, американцы Генри Кери и Александр Гамильтон, французы Ж. А. Шапталь и Ш. Дюпен. В России протекционизма придерживались министры финансов И. А. Вышнеградский и С. Ю. Витте. Они, собственно, и проводили эту политику. Также в этих рядах был Дмитрий Иванович Менделеев.

После длительной экономической депрессии 1870—1880-х гг. в Европе многие страны начали переходить к политике протекционизма. Простое действие привело к промышленному росту. В Соединенных Штатах этот процесс был очень продолжительным и длился с окончания Гражданской войны до конца Второй мировой войны. Однако к концу 60-х годов прошлого столетия США и европейские страны начали проводить совместную либерализацию внешней торговли.

Положительный эффект

Ряд экономистов считает, что преимущество протекционизма заключается в том, что политика способствует естественному росту экономики и промышленности государства, превращая его в богатую страну. Фритредерство ведет к разрушению промышленности, упадку экономики и нищете. Особенно сильно свободная торговля влияет на страны с недостаточным уровнем развития.

В качестве примера приводятся богатые страны, которые проводили политику протекционизма и укрепили свою экономику, и нищие государства, придерживающиеся фритредерства. Как утверждают эксперты, чем сильнее страна отстает от ведущих держав и чем больше у нее географических и климатических недостатков, тем ощутимей должны быть протекционистские барьеры.

Ограничительные меры помогают достичь процветания страны:

  1. Интерес государства и поддержка отрасли или продукта в самом начале жизненного цикла.
  2. Необходимо обеспечивать национальную безопасность: поддерживать отрасли, связанные с обороной страны.
  3. Обеспечение безопасности экономики. Она должна находиться в форме самообеспеченности и устойчивости.
  4. Привлечение к работе местного населения, защита от дешевой иностранной рабочей силы.
  5. Защита от демпинга, точнее, от стран, распространяющих товар по цене ниже себестоимости.
  6. Увеличение казны государства за счет таможенных платежей.
  7. Увеличение местной казны за счет налогов со стороны местных производителей.
  8. Защита населения путем контроля качества выпускаемой продукции.

Так как мировая глобализация набирает обороты, российская экономика нуждается в грамотной политике протекционизма. Отечественная продукция должна быть конкурентноспособна как на местном рынке, так и за рубежом. Активная государственная политика в некоторых сферах позволит предприятиям легче адаптироваться к посткризисным условиям.

Конечно, дилемма между протекционизмом и фритредерством существует долгое время, однако ни одно из государств не принимает только одну сторону. Международный оборот ресурсов необходим в любом случае. Существует несколько протекционистских форм:

  1. Селективный протекционизм защищает от определенной категории товара или от конкретного государства.
  2. Отраслевая форма защищает определенную отрасль. Чаще всего в ней нуждается сельское хозяйство.
  3. Коллективная форма направлена на защиту нескольких объединившихся стран.
  4. Скрытый протекционизм — применение защиты с использованием нетаможенных методов.

Современные методы

В современной политике протекционизма существуют различные тарифные и нетарифные ограничения. Правительство решает сразу две задачи: во-первых, помогает экспортерам как можно больше распространить свой товар на международном рынке, во-вторых, ограничивает импорт, понижая конкурентноспособность зарубежной продукции.

Одни методы направлены только на защиту внутреннего рынка от импортного товара. Другие же помогают стать конкурентноспособной экспортной продукции.

К тарифным методам можно отнести таможенные пошлины и квоты, которые в основном регулируют импорт. Нетарифные методы протекционистской политики бывают трех типов:

  1. Количественные — квотирование, лицензирование, добровольные ограничения.
  2. Скрытые — государственные закупки, технические требования, сборы, налоги.
  3. Финансовые — субсидирование, кредитование, демпинг. Этот тип больше направлен на поддержку экспортных товаров.

С 2010 года существует Единый таможенный тариф в России, Республике Беларусь и Казахстане.

Таможенные тарифы в последние десятилетия сдали позиции, пропустив вперед нетарифные ограничения и методы. В самых развитых странах последние развиты довольно серьезно. Специалисты отмечают не меньше 50 видов нетарифного ограничения. К их числу можно отнести санитарные стандарты, технические нормы, систему валютного контроля и т. д.

В современной России существует долгосрочная экономико-политическая концепция, действующая до 2020 года. Основной ее целью является создание необходимых условий для повышения конкурентоспособности экономики.

Индекс конкурентноспособности стран за 2018 год показал, что наиболее развитой является экономика Соединенных Штатов Америки с показателем 85,6 баллов. На втором месте находится Сингапур (83,5), затем идут Германия (82,8), Швейцария (82,6) и Япония (82,5). Российская Федерация расположилась на 43 месте, поднявшись на две позиции по сравнению с 2017 годом. За последние 5 лет наша страна имеет наивысший показатель роста экономики.

В России улучшаются показатели инновационных технологий, внедряемых в повседневную жизнь. Очень плохие показатели у финансового и потребительского рынков, а также у здравоохранения.

Российская Федерация

Россия с 2012 года входит в состав ВТО (Всемирной торговой организации). Вступление осуществлялось на протяжении десятилетий и было очень трудным. Уровень монополизма в стране был очень высоким. За несколько лет до вступления протекционизм процветал, защищая от мирового кризиса. В стране существовало 37 акций, защищающих внутренний рынок. В Китае и Великобритании таких акций было всего 11, в Германии — 16, а в Аргентине — 20.

Политика протекционизма оправдана, когда экономика страны неконкурентоспособна, а многие отрасли нуждаются в субсидиях и поддержке. Постепенно местная промышленность наращивает обороты, и государство переходит к умеренному протекционизму.

В настоящий момент Россия находится в шаге от экономического кризиса. Несколько лет назад правительство выбрало путь по наихудшему консервативному варианту развития экономики. Этот вариант гласит, что доля ВВП страны в мире не будет повышаться, темпы роста экономики начнут замедляться, а полезные ископаемые так и останутся основным источником дохода. Все это будет продолжаться как минимум до 2030 года.

Война на Украине тоже повлияла отрицательным образом на экономическую составляющую. Введенные санкции тоже оказывают негативное действие, предполагается ограничить доступ российским заемщикам к кредитным ресурсам западных стран. Это отрицательно скажется на и так хрупкой банковской системе Российской Федерации.

В этом случае России не помешало бы перейти к политике протекционизма. Внутренний рынок за это время укрепится, начнется рост экономики, слабые отрасли будут защищены. Конечно, будут и минусы. Одним из недостатков такой политики является снижение качества продукции. Доступ к мировому рынку будет ограничен. Из-за низкой конкуренции производители потеряют стимул улучшать продукцию.

Критика политики

Основной аргумент критиков протекционизма состоит в том, что высокие таможенные пошлины повышают стоимость зарубежных товаров, отчего страдают обычные граждане — потребители продукции. Немаловажным остается вопрос монополизации: ограничивая импортный товар, можно помочь монополистам захватить контроль над рынком. В качестве примера можно привести промышленную монополизацию в США, Германии и России на рубеже XIX и XX веков. Кроме того, запрет или ограничение торговли приведет к ответным мерам в других странах.

Немалое число западных экономистов, которые являются сторонниками принципов Вашингтонского консенсуса, считают, что протекционистская политика отрицательно влияет на экономический рост и общее благосостояние государства. По их мнению, манчестерство, дерегуляция, снижение различных таможенных ограничений приводят к росту экономики. Но всё-таки свобода торговли в некоторой степени влияет на распределение доходов и убытков, перераспределение рабочей силы в отраслях.

К тому же, когда местный товар ограждают от иностранного, появляется так называемая протекционистская ловушка. Применение «костылей» при поддержке отечественного товара приводит к тому, что в дальнейшем от них довольно трудно отказаться, поэтому временные меры превращаются в долгосрочную политику.

Политика протекционизма отрицательно влияет на взаимоотношения между странами, ведь появляется соперничество, наступает угроза безопасности и стабильности. Торговые связи между странами ослабевают, происходит замедление кооперации производителей, что приводит к недоверию и вражде.

Все страны применяют некоторые формы контроля за импортом для развития национального производства. Протекционизм – это широкий спектр препятствий, созданных правительством для изменения потока международной торговли. Разнообразие политических инструментов для торговых барьеров, в том числе тарифы, квоты, субсидии, исторически использовались для защиты отечественных, конкурирующих с импортом, отраслей и стимулирования экспорта. В силу экономических и политических причин могут быть использованы государством крайние меры – полное запрещение определенной категории ввозимых товаров.

Определение и сущность

Действия правительства и политика, которые ограничивают или сдерживают международную торговлю, совершаются с целью защиты местных предприятий и рабочих мест от иностранной конкуренции. Для этого используются типичные методы: квоты, субсидии, снижение налогов для местных предприятий. Протекционизм – это умышленная защита внутреннего рынка своей страны от попадания на него товаров иностранного происхождения. Основной задачей такой политики является активизация деятельности национальной экономики и дальнейшая ее защита.

протекционизм это

Цели протекционизма

  • В долгосрочной перспективе обеспечить защиту стратегическим отраслям, которые в случае ущерба нанесли бы непоправимый урон стране (например, сельскому хозяйству).
  • Временно поддержать развитие молодых отраслей отечественной экономики до тех пор, пока они самостоятельно не смогут конкурировать с аналогичными хозяйствами других стран.
  • Осуществить ответные меры при применении подобной политики торговыми партнерами.

История развития

В XVIII в. господствующей и признанной странами Европы доктриной была политика протекционизма. В тот период экономические историки отождествляли протекционизм с меркантилизмом, который был направлен на достижение положительного баланса во внешнеторговом обороте путем системы запретительных мер. Помимо этого, распространялась теория А. Смита, которая шла вразрез с политикой меркантилизма и заключалась в освобождении экономики от государственного регулирования, препятствующего естественному развитию отраслей.

политика протекционизма направлена на

В противовес теории свободной торговли, к концу XVIII в. началась развиваться политика протекционизма, которая ознаменовалась вводом первых тарифов на импортируемые товары в США министром финансов А. Гамильтоном. Вначале XIX в. Франция устроила блокаду Великобритании, после отмены которой английские товары хлынули на рынки европейских стран. Франция защитилась пошлинами, а вот государства Германского союза сделать это не успели. После того как немецкие производители стали неспособными выпускать конкурентоспособную продукцию, экономист Ф. Лист дал теоретическое обоснование необходимости проведения политики протекционизма в странах, начинающих путь индустриального развития.

Получается, протекционизм в истории – это экономическая теория Фридриха Листа и его последователей.

Развитие протекционизма в России

Политика протекционизма направлена на ограждение внутреннего рынка страны от нашествия импортируемых товаров. Первым проявлением подобной политики в России стал Торговый устав второго московского царя династии Романовых – Алексея Михайловича. Суть документа заключается в вводе высокой пошлины на предпринимательскую деятельность иностранцев. По прошению торговых людей в 1667 году было дозволено иностранцам торговать, но при соблюдении условий, прописанных в Новоторговом уставе.

таможенный протекционизм это

Первый отказ от протекционизма произошел в 1857 году, когда Россия ввела либеральный тариф, который снижал пошлины на 30%. Впоследствии экономика страны претерпела кризис, который продолжался до 1880 г. Но уже через 10 лет политика Александра III привела к мощному подъему промышленности благодаря новым таможенным тарифам.

В период правления большевиков внешняя торговля была национализирована и все сделки с импортными товарами производились уполномоченным органом. К тому же валютные операции - покупка золота, платины, иностранной валюты - осуществлялись только Наркомфином. Советский протекционизм – это политика, направленная на монополию внешней торговли, которая была отменена сразу при переходе экономики на свободный рынок.

Современный протекционизм в России

После ликвидации государственной монополии во внешней торговле предприятия получили возможность самостоятельно общаться с зарубежными фирмами и принимать решения. Однако открытие экономики, которое заставило конкурировать отечественные фирмы с иностранными товарами, не стало толчком обновления технологий, улучшения качества и снижения цен/издержек. Так, товарооборот страны упал до 97 млрд. долларов в 1992 году по сравнению с 220 млрд. долларов в 1990 г., что составило 44%. В 1997 году ситуация улучшилась (товарооборот составил 139 млрд. долларов), но не изменилось геоэкономическое положение России.

протекционизм это политика направленная на

Поэтому когда страна теряет позиции в конкурентоспособности, возникают условия для создания и поддержки отраслей с возможностью выпускать товары, способные выдержать соперничество на внутреннем и внешнем рынке. Разумный протекционизм – это необходимая политика для протекции внутреннего производителя с помощью субсидирования капиталовложений от пошлин в слабые отрасли.

Формы защитной политики

Развитие протекционистских тенденций допускает выделение нескольких форм защитной политики государства.

1. По объекту защиты выделяют:

  • Селективный метод – направлен на защиту определенного товара и/или от конкретного государства.
  • Коллективный метод – проведение протекционизма объединенными странами в отношении государств, не входящих в этот союз.
  • Отраслевой метод – устанавливает защиту отрасли.
  • Скрытый протекционизм – это форма защиты народного хозяйства нетарифными методами.

2. По направлению мер:

  • Стимулирующий (экспортный).
  • Ограничительный (импортный).

3. По характеру инструментов:

  • Тарифный.
  • Нетарифный.
  • Смешанный.

Инструменты протекционизма

Инструменты международной торговли относительно государственного регулирования делятся на тарифные (с использование таможенной пошлины) и нетарифные (все остальные).

протекционизм в экономике это

Тарифы – денежные обязательства, возлагаемые на производителей импортируемых и экспортируемых товаров при пересечении границы. Отсюда пошло такое определение, как таможенный протекционизм – это курс государства, направленный на взимание высокого размера пошлин с ввозимых иностранных товаров на внутренний рынок. При использовании тарифной политики существует ряд проблем, одна из которых - нахождение оптимального уровня таможенной пошлины. Ведь завысив этот показатель, можно перекрыть импорт. В настоящее время в России средний уровень тарифа – 11%.

Наиболее популярным инструментом в развитых странах является нетарифное регулирование внешней торговли, инструменты которого условно можно разделить на 3 вида: финансовые, количественные и технические.

Нетарифные методы

Существует более полусотни способов нетарифного регулирования.

1. Количественные методы:

  • Квотирование – лимитированное количество товаров на экспорт и импорт.
  • Лицензирование – выдача государством разрешений на ввоз/вывоз товаров в определенном количестве и за конкретный период.
  • Добровольное ограничение экспорта – договоренность между двумя странами об ограничении объема экспорта.

2. Технический (скрытый) протекционизм в экономике – это барьеры нетаможенного характера, устанавливаемые органами государственной и местной власти в отношениях торговли.

  • Внутренние налоги, сборы – платежи, взимаемые с импортного товара, тем самым уменьшающие их конкурентоспособность.
  • Технические барьеры – требования, выдвигаемые к ввозимым товарам по соответствию национальным стандартам.
  • Политика государственных закупок – проведение тендеров в пользу выбора товаров национального производства, даже если их стоимость выше импортных аналогов.
  • Требование к наращиванию национального продукта с целью дальнейшего замещения подобного импортируемого.

3. Финансовые методы:

  • Субсидия – денежная помощь, выделяемая государством для развития национальных производителей, которая побочно дискриминирует импорт.
  • Экспортное кредитование – финансовая поддержка национальных фирм для производства и сбыта товаров за пределы страны.
  • Демпинг – товаропродвижение на внешний рынок путем занижения экспортных цен. Данный метод запрещен правилами международной торговли.

Нетарифные методы протекционизма – это способы внешнеэкономического регулирования деятельности государства, отличные по инструментам торговой политики от таможенно-тарифного воздействия.

Государственный протекционизм

Национальная экономика, которая охватывает народное хозяйство страны, является субъектом международных отношений, конкурирующим с подобными субъектами в сфере устойчивости, самостоятельности и динамики развития. Представителем национальной экономики является государство.

политика протекционизма это экономическая политика

Исходя из этого, государственный протекционизм – это защита национальных экономических интересов, возникающих при взаимоотношениях государства, с одной стороны, с внутренними хозяйствующими субъектами, и внешними агентами – с другой. Цель - создание благоприятных условий для национального воспроизводства, улучшение и укрепление позиций государства в мировой системе экономики, обеспечение самостоятельного экономического развития.

Политика протекционизма – это экономическая политика государства, обращенная на реализацию национальных интересов.

Преимущества

Что лучше - свободная торговля, которая развивается самостоятельно (без вмешательства сторонних сил) и выявляет отрасли, способные конкурировать, или политика протекционизма?

Преимущества политики протекционизма:

  • Борьба с безработицей. При потреблении недорогих импортных товаров отпадает необходимость что-то производить, как следствие, происходит сокращение рабочих мест, увеличение безработицы и, соответственно, выплат из бюджета, что сказывается на снижении уровня жизни.
  • Пошлины, сборы, налоги – дополнительные источники наполнения бюджета.
  • Помощь в развитии и становлении новой отрасли, динамично развивающейся в других странах. Временный недостаток – более высокие цены на внутреннем рынке для поддержания отечественного производителя.
  • Обеспечение национальной безопасности.

Недостатки

Существуют и недостатки политики протекционизма:

  • Возможность развития внутренних монополий.
  • Торможение экономического роста, когда государство перераспределяет ресурсы с результативных производств в пользу недостаточно эффективных для удовлетворения потребностей на внутреннем рынке.
  • Повышение цен из-за тарифов на импортную продукцию и возможность образования национальной монополии, которая заинтересована в высоких ценах.
  • Торговые войны.

нетарифные методы протекционизма это

В любом случае, правильно выстроенная политика протекционизма направлена на развитие отечественной отрасли с высокой производительностью и низкими для своей страны ценами.

Читайте также: