Значение таможенных пошлин в регулировании экономики

Опубликовано: 25.03.2024

4.2. Таможенные пошлины: значение, роль, виды

Таможенные пошлины – важная составная часть системы экономического регулирования ввоза и вывоза товаров. Они используются государством как инструмент для стимулирования внешнеторговых поставок и закупок или, наоборот, сдерживания экспорта и импорта – это зависит от целей экономической политики.

Таможенные пошлины устанавливаются как на вывозимые товары, продукцию, сырье (экспортные, вывозные), так и на ввозимые товары (импортные). С точки зрения темы формирования цены на импортируемые товары рассмотрим систему ввозных (импортных) таможенных пошлин.

Основное назначение ввозных таможенных пошлин – регулирование ввоза товаров и продукции с учетом состояния внутреннего рынка и платежного баланса страны. Они призваны содействовать оптимизации товарной структуры импорта; защищать отечественных производителей от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции; обеспечивать условия для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в Российской Федерации; способствовать состязательности между отечественными и импортными производителями с целью повышения конкурентоспособности российских предприятий; обеспечивать потребителей товарами, которые не производятся в РФ или их производится недостаточно; создавать условия для эффективной интеграции РФ в мировую экономику. Таможенная пошлина – это налог, взимаемый при пересечении таможенной границы, который повышает цену импортного товара и оказывает влияние на объем и структуру внешнеторгового оборота. Импортные таможенные пошлины выполняют две основные функции: фискальную, являясь одной из статей доходной части государственного бюджета, и протекционистскую (защитную) – как средство ограждения отечественных производителей от нежелательной конкуренции.

Систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары, представляет собой таможенный тариф, с помощью которого государство контролирует и регулирует все внешнеторговые операции.

Ставки таможенных пошлин устанавливаются государством – каждому виду товара присвоен код товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) и соответствующая ему ставка, называемая основной. В зависимости от страны – происхождения товара ставки таможенных пошлин дифференцируются на 4 категории: для товаров, происходящих из стран, которым Россия предоставила режим наиболее благоприятствуемой нации в торгово-политических отношениях, применяются основные (базовые) ставки таможенных пошлин. Для товаров, происходящих из стран, в торгово-политическом отношении которых Россия не применяет режим наиболее благоприятствуемой нации или если страна происхождения не установлена, ставки таможенных пошлин в два раза выше основных. Для товаров, происходящих из развивающихся стран – пользователей схемой преференции Российской Федерации, применяют ставки таможенных пошлин в размере 75 % от основных. Эти ставки называются преференциальными. Для товаров, происходящих из наименее развитых стран – пользователей схемой преференции, – таможенные пошлины не применяются. Перечень развивающихся и слаборазвитых стран – пользователей схемой преференции определяет Правительство РФ в рамках действующей с 1971 года общей системы преференции стран мирового сообщества. Кроме того, в зависимости от экономической ситуации могут вводиться сезонные и особые таможенные пошлины, а основные в этом случае отменяются (см. подробнее: Шевчук Д. А. Международная финансовая система: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006).

Сезонные – пошлины, которые применяются для оперативного регулирования ввоза товаров. В основном они устанавливаются на сельскохозяйственную продукцию сезонного производства и действуют сроком не более шести месяцев.

Особые таможенные пошлины подразделяют на три вида:

Специальные – вводятся как защитная мера отечественных производителей в следующих случаях:

если товары ввозятся в страну в количестве и на условиях, наносящих или угрожающих нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных или конкурирующих изделий;

как ответная мера, если другое государство предприняло дискриминационные действия, ущемляющие интересы России.

Антидемпинговые – применяются в случае ввоза товаров по цене ниже, чем их обычная цена в стране-производителе или в стране ввоза. Демпинг является одной из форм борьбы за рынок сбыта, и любая страна, желающая развивать собственное производство, применяет антидемпинговые пошлины как средство защиты от иностранной конкуренции.

Компенсационные – устанавливают в случае ввоза товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии.

Введению особых таможенных пошлин предшествует процедура расследования всех обстоятельств и составляется специальное обоснование необходимости их применения.

Таможенные пошлины могут носить автономный или конвенционный характер.

Автономные – пошлины, вводимые на основании односторонних решений органов государственной власти страны.

Конвенционные (договорные) – пошлины, устанавливаемые на базе соглашений между двумя или более странами, например Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ).

В зависимости от способа расчета различают адвалорные, специфические и комбинированные ставки таможенных пошлин.

Адвалорные – исчисляют в процентах от таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 15 % от таможенной стоимости). В этом случае величину таможенной пошлины определяют по формуле (4.1):


где ТП– сумма таможенной пошлины, руб.;

ТС– таможенная стоимость, руб.;

Сп– ставка таможенной пошлины,%.

Специфические – устанавливают в стоимостном выражении за единицу ввозимого товара в натуральном выражении (например, 4 евро за 1 л). Сумму таможенной пошлины при специфической ставке рассчитывают по формуле (4.2):


где К – количество ввозимого товара, шт., м, кг и т. д.;

Сп– ставка таможенной пошлины, евро;

Ке– курс евро, установленный ЦБ РФ на дату предъявления грузовой таможенной декларации, руб.;

Кв– курс валюты, в которой указана таможенная стоимость, установленный ЦБ РФ на дату предъявления грузовой таможенной декларации, руб.

Комбинированная – сочетает адвалорную и специфическую ставки (например, 30 %, но не менее 1,4 евро за 1 кг). Если установлена комбинированная ставка, то расчет суммы таможенной пошлины осуществляют в три этапа:

рассчитывают сумму таможенной пошлины, причитающуюся к уплате по адвалорной ставке;

определяют сумму таможенной пошлины по специфической ставке;

фактически уплачивают большую сумму таможенной пошлины, которая и берется в расчет при определении цены.

От уплаты таможенных пошлин освобождаются товары, ввозимые в качестве гуманитарной и безвозмездной помощи; в благотворительных целях по линии государств, международных организаций; оборудование, приборы и материалы для военнослужащих; периодические печатные издания и книжная продукция, связанная с образованием, наукой и культурой; валюта РФ и иностранных государств; оборудование, поставляемое в счет кредитов, предоставленных РФ, и т. д. Освобождение от уплаты таможенных пошлин, а также предоставление льгот производится согласно действующему законодательству.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

89. Роль и значение взаимосвязи «затраты — выручка — прибыль»

89. Роль и значение взаимосвязи «затраты — выручка — прибыль» Рыночные процессы с их колебаниями цен, объемов производства, разнообразными конъюнктурными изменениями, существенно сказываются на «поведении» себестоимости изделий, а значит, и на прибыли.Важно, что,

114. Роль и виды индоссаментов векселей

114. Роль и виды индоссаментов векселей ИНДОССАМЕНТ — передаточная надпись, совершаемая на векселях, чеках, коносаментах и других ценных бумагах надпись с целью передачи прав требования по этим документам или обеспечения каких-либо иных требований. ИНДОССАМЕНТ должен

16.14. ЭКСПОРТНЫЕ ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ И СБОРЫ

16.14. ЭКСПОРТНЫЕ ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ И СБОРЫ Экспорт – это вывоз товаров, работ или услуг, результатов интеллектуальной деятельности с таможенной территории Российской Федерации за границу без обязательства об их обратном ввозе (Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об

2. Роль, задачи и значение бухгалтерского учета

2. Роль, задачи и значение бухгалтерского учета Для управления хозяйством необходимо иметь всестороннюю информацию о происходящих хозяйственных явлениях: о затратах труда, поступлении и расходовании материалов, топлива, использования машин и т. п. Для этого необходим

Пример 3. Организация импортировала материалы. Таможенные пошлины включены в состав расходов, но материалы в производство не списаны

Пример 3. Организация импортировала материалы. Таможенные пошлины включены в состав расходов, но материалы в производство не списаны В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 254 НК РФ затраты налогоплательщики включают в состав материальных расходов при на приобретении

Вопрос 6 Таможенные пошлины и таможенная политика

Вопрос 6 Таможенные пошлины и таможенная политика Ответ Таможенная пошлина – это обязательный взнос, взимаемый за провоз товаров через границу государства.По способу взимания выделяют следующие виды пошлин (рис. 4):• адвалорные – взимаются в процентах от стоимости

История развития и роль промышленности, имеющей стратегическое значение

История развития и роль промышленности, имеющей стратегическое значение Хотя это уведет нас в сторону от нашей непосредственной темы — о накоплении капитала — и логически предвосхитит рассмотрение следующего вопроса — о создании рынка рабочей силы, все же здесь

1.1. Роль и значение цены в рыночной экономике

1.1. Роль и значение цены в рыночной экономике В директивно управляемой (планово-административной) экономике цены использовались как внешний регулятор, инструмент воздействия на экономические процессы со стороны государства: они являлись объектом планирования и

3.2. Прибыль в цене: роль, значение, обоснование

3.2. Прибыль в цене: роль, значение, обоснование Важным элементом в составе цены является прибыль, представляющая собой денежное выражение чистого дохода, создаваемого предприятием в процессе производства продукции или товаров и получаемого после его реализации по

15.1. Роль и значение экономического равновесия

15.1. Роль и значение экономического равновесия Залогом эффективного функционирования любого живого организма, будь то природа или общество, является стремление к состоянию равновесия. Отклонение от равновесия, т. е. от нормы, вызывает болезнь, а целью лечения является

25. Виды и значение обобщающих показателей

25. Виды и значение обобщающих показателей Обобщающие статистические показатели отражают количественную сторону изучаемой совокупности общественных явлений. Они представляют собой статистическую величину, выраженную соответствующей единицей измерения. Обобщающие

Лекция 1 Роль и значение планирования в экономике

Лекция 1 Роль и значение планирования в экономике 1.1. Сущность и функции рыночного планированияПланирование как общее понятие – это процесс моделирования вариантов развития объекта (явления) на определенный период, оценки, сравнения, выбора и разработки промежуточных и

8.1. Таможенные платежи: виды, порядок и формы уплаты

8.1. Таможенные платежи: виды, порядок и формы уплаты Уплата платежей и налогов при перемещении товаров через таможенную границу РФ – это исполнение участником ВЭД налоговой обязанности.Согласно российскому законодательству таможенные платежи являются федеральными

2.3. Таможенные пошлины

2.3. Таможенные пошлины Под таможенной пошлиной понимается обязательный взнос, взимаемый таможенными органами РФ при ввозе товара на таможенную территорию Российской Федерации или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или

1. Виды и значение обобщающих показателей

1. Виды и значение обобщающих показателей Обобщающие статистические показатели отражают количественную сторону изучаемой совокупности общественных явлений. Они представляют собой статистическую величину, выраженную соответствующей единицей измерения. Обобщающие

3. Относительные величины, их значение и основные виды

3. Относительные величины, их значение и основные виды Одних абсолютных статистических величин недостаточно для характеристики изучаемых объектов. Чтобы отразить состояние рост, развитие явлений, соотношение их во времени и пространстве в статистике широко пользуются

Одной из целей таможенного регулирования внешнеторговой деятельности, а также контроля за перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза является в первую очередь получение Россией доходов от импорта и экспорта, процент которых является существенным в государственном бюджете страны.

Такое получение денежных средств реализуется посредством взимания налогов, таможенных пошлин, сборов и иных платежей, то есть посредством взимания таможенных платежей. [14]

В настоящее время объемы таможенных поступлений в доходную часть Федерального бюджета значительно снизились. Важным в этой связи становится необходимость пересмотра современной системы контроля за уплатой таможенных платежей, учета за их поступлением в бюджет страны, а также создание мер по предотвращению уклонения от их уплаты. В этих условия рассмотрение вопросов, связанных с ролью таможенных платежей в системе доходной части Федерального бюджета РФ, представляется весьма актуальным. [12]

Учет таможенных платежей имеет особую актуальность в обеспечении экономической безопасности страны для современных преобразований в России. Во многом это объясняется остротой позиций бюджетной политики в стране, и в частности, проблемой пополнения доходной части федерального бюджета. В связи с этим своевременность и полнота таможенных платежей и сборов, как одна из составляющих таможенной деятельности государства приобретает совершенно иную значимость в части построения эффективной системы обеспечения экономической безопасности страны. [9, c.233]

Проще говоря, в случае неуплаты таможенных пошлин экономика государства будет ослабевать, будет недостаток средств для развития и инноваций. Существует необходимость совершенствования бюджетной и фискальной политики России дабы снизить вероятность неуплаты таможенных пошлин, тем самым обеспечив еще большую безопасность для экономики, и в целом – для государства.

Активное использование института таможенных платежей повышает их значимость для государства и позволяет им выполнять основные функции. Центральной и особо значимой из них является фискальная функция, которая заключается во взимании сумм таможенных платежей, за счет которых осуществляется пополнение бюджетной системы государства. Совершенствование фискальной функции основывается на повышении эффективности проведения контроля и надзора за соблюдением таможенного и налогового законодательства Российской Федерации, а также контроля за правильностью исчисления и своевременностью уплаты пошлин, налогов и сборов с применением современных информационных технологий, и безусловным исполнением закона о федеральном бюджете в части доходов, администрируемых таможенными органами. [12]

Особо хочется отметить правильность исчисления таможенных пошлин, которая может быть обеспечены лишь в том случае, если сотрудники таможенных органов будут максимально компетентны и профессионально настроены. Это огромная ответственность, поэтому следует понимать, что «безалаберных» людей, которые не осознают всю серьезность работы в области таможенного дела, государство должно «отсеивать», следить за тем, чтобы такие люди не попадали на службу в таможенные органы. Отбор рабочих кадров это еще один вопрос совершенствования таможенной политики.

Как считает автор, при поступлении на государственную таможенную службу потенциальный работник должен в первую очередь проверятся на успеваемость в учебном заведении, которое он окончил. Это может «рассказать» о личностных качествах человека.

Сейчас во многих странах роль фискальной функции понизила свою значимость, но в России в условиях кризиса сбор таможенных платежей только возрастает. Но в 2015 г. сумма таможенных платежей снизилась в силу нескольких факторов. Например, высокие тарифы на грузоперевозки, нерешенная ситуация с книжками МДП, введение российской системы взимания платы с грузовиков с массой более 12 тонн – «Платон». Нельзя оставить без внимания динамику курса рубля и цен на нефть. Тем не менее в России в условиях финансово-экономического кризиса роль фискального инструмента повышается, собираемость таможенных пошлин возрастает. [13]

Хочется обратить внимание на введение критикуемой многими людьми системы «Платон». В данном случае мы видим, что этот фактор сыграл негативную роль для экономики государства. Так же мы видим, что существующие проблемы играют роль «ступора» для государства и негативно сказываются на его экономике. Поэтому решение существующих проблем – тоже первостепенный вопрос.

Несмотря на уменьшение в последнее время объёма администрируемых Федеральной таможенной службой сумм платежей, их количество в общем доходе федерального бюджета государства составляет около 50%, это положительный факт, поскольку происходит наполнение бюджета, что позволяет решать социально-экономические задачи. [12]

Стоит задаться вопросом: к чему приведет решение социально-экономических задач? Во-первых, уровень жизни населения возрастет. Во-вторых, вследствие возрастания уровня жизни повысятся заработные платы, что приведет к увеличению рабочей мотивации у населения, а это, в свою очередь, означает положительный рост экономики страны. Таким образом, можно сказать, что таможенные пошлины тоже играют достаточно важную роль в улучшении уровня жизни и экономики страны.

Конечно, помимо всего прочего, существует масса других факторов. Например, как говорилось выше, есть необходимость модернизировать законодательство, чтобы снизить вероятность совершения преступлений. По мнению автора, это первоочередный шаг на пути к улучшению жизни в стране.

Стоит пояснить, почему автор считает, что улучшение уровня жизни связано с экономикой. Дело в том, что задача государства – обеспечить гражданам достойную жизнь без каких-либо острых нужд. Если у граждан есть достаточное количество денег, то это говорит лишь о том, что государство смогло выполнить свою задачу, а так же о том, что экономика в стране на высоком уровне. К этому стремятся все развивающиеся страны, в том числе и Россия.

По итогам 2016 года ввозные таможенные пошлины составили 489,8 млрд. рублей (в 2015 году – 484,2 млрд. рублей); вывозные таможенные пошлины – 2 054,1 млрд. рублей (в 2015 году – 2 780,4 млрд. рублей); таможенные пошлины, налоги, уплачиваемые физическими лицами, – 5,6 млрд. рублей (в 2015 году – 8,8 млрд. рублей). Общее снижение поступлений обусловлено снижением на 26,1% поступлений вывозной таможенной пошлины. [13]

Это говорит о том, что уровень экспорта в стране снизился.

Диаграмма 1 - Структура доходов федерального бюджета за I полугодие 2015 - 2017 годов [6]


(доля в общем объеме доходов в %)

По этой диаграмме мы можем увидеть, что таможенные пошлины наряду с НДС, НДПИ – привносят значительную часть средств в бюджет страны.

Однако, Россия продолжает продавать сырье за рубеж, которое является основным источником экспорта страны. [13] Об этом свидетельствует таблица 1.

Таблица 1 - Фактическое исполнение доходов федерального бюджета

за I полугодие 2015 - 2017 годов (цифры представлены в млн рублей) [6]

Наименование I полугодие 2015 года I полугодие 2016 года I полугодие 2017 года
Вывозные таможенные пошлины 1 353 209,7 851 902,7 951 474,3
Вывозные таможенные пошлины на нефть сырую 705 814,8 415 918,4 487 820,9
Вывозные таможенные пошлины на газ природный 258 875,3 261 772,4 272 487,5
Вывозные таможенные пошлины на товары, выработанные из нефти 388 519,6 174 211,9 191 165,9

Как мы видим, в целом общий объем вывозных таможенных пошлин в период за 2015-2017 год снизился. Ситуация имеет положительный аспект лишь в отношении вывозных пошлин на природный газ, поставки которого за границу не снизились, а напротив, возросли. По мнению автора, экспорт нефти и нефтепродуктов за этот период снизился из-за экономических санкций в адрес РФ. Так же причиной мог послужить тот факт, что курс рубля снизился, опять же, благодаря всё тем же санкциям, преимущественно со стороны США.

Из вышесказанного следует, что таможенные пошлины играют достаточно важную роль для экономики Российской Федерации, т.к. благодаря ним восполняется львиная доля федерального бюджета.

Дата добавления: 2019-01-14 ; просмотров: 228 ; Мы поможем в написании вашей работы!




Финансовый эксперт с высшим экономическим образованием по специальности "Экономист-менеджер". Имею опыт работы в Сбербанке России. Более 7 лет консультирую читателей по финансовым вопросам.

Другими словами, это платеж, который заплатит каждый, кто решит перевести товар через границу России. При этом ввозится ли товар или вывозится, каждое из перечисленных передвижений отражается только на формуле расчета этого платежа. В любом случает, он выплачивается государству.

Так как вариантов перевести товар через границу много (способ перевоза, сроки, вид товара и многое другое) да и количество стран-участников процесса продажи перевозимого товара может быть большое, Правительство РФ ежегодно утверждает поправки, изменения и дополнения в таможенном законодательстве. Не говоря уже о том, что оно, законодательство, с каждым годом расширяется новыми правовыми актами.

Проанализировав этот «пласт» в законе, всю многочисленную информацию можно выделить в основные разделы.

Виды таможенных пошлин

Разнообразие видов таможенных пошлин определяется большим спектром товаров, условий их транспортировки, а так же обширным списком стран-сотрудников и стран-посредников в международных торговых отношениях.


Функции таможенных пошлин

Таможенные пошлины выполняют три основные функции:

  • фискальная – как и налоговые платежи, таможенные пошлины выполняют функции пополнения казны государства;
  • протекционистская (защитная) – таможенная пошлина ограничивает ввоз некачественного импортного товара на территорию государства;
  • балансировочная – таможенная пошлина регулирует внутреннюю цену на импортные и экспортные товары.

Стоит отметить, что хоть пошлина и близка с общим понятием налога, но при рассмотрении функций каждого из них можно выявить явные отличия в частности в регулярности. Обязательство по оплате таможенной пошлины возникает только тогда, когда товар пересекает границу страны.

Ввозная таможенная пошлина

Комиссией Евразийского экономического союза определяется размер ставок данного вида пошлины, который действует на оговоренных территориях стран-участниц союза.

Средний размер таможенной ставки, применяемой в отношении товаров, которые были произведены в стране, входящей в описанное выше экономическое содружество, составляет 75 % от ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза.

11 главой Таможенного кодекса определяется порядок уплаты таможенных пошлин. Данная норма установлена Протоколом о порядке зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие), их перечисления в доход бюджетов государств – членов Евразийского экономического союза (приложение № 5 к Договору Союзе).

Вывозная таможенная пошлина

Как понятно из названия данный вид пошлин применяется к товарам, которые вывозятся за пределы страны. Стоит отметить, что этот обязательный платеж применим только к товарам российского производства, соответственно не применяется к импортным товарам, даже при пересечении товаром территории России.

Ставки вывозной таможенной пошлины так же установлены в Таможенном Кодексе, если же в данном документе не будет необходимой информации, то следует обратиться к внутренним законам страны.

Однако не все товары, вывозимые с территории нашего государства, облагаются пошлиной. К группе не облагаемых товаров относится: гуманитарная помощь, иностранная валюта, личные вещи представителей нашей страны в посольствах, пожарно-технические материалы.

Оплата начисленных вывозных таможенных пошлин, чаще всего осуществляется в кассах таможенных организаций. Однако все более популярным становится способ оплаты обязательного платежа через кассы и банкоматы «Сбербанка».

Важным нюансом оплаты остается факт того, что ни в одном правовом акте не прописаны сроки уплаты пошлины, но не стоит злоупотреблять этим «белым пятном» в законодательстве. Последствия чреваты.

Размер таможенной пошлины

Размер таможенной пошлины определяется таможенной ставкой. Основным документом, прописывающим величину ставки на тот или иной товар, является Таможенный Кодекс.

На практике: адвалорная таможенная пошлина чаще применяется к сырью, а специфическая – к готовой продукции.

Однако следует помнить, что таможенная ставка не единственная сумма, которую следует заплатить за товар на границе. Оформление ввозимого или вывозимого товара стоит в районе 500-1000 руб. однако это средний показатель, который может изменяться в зависимости от вида груза и его объемов.

Как рассчитать таможенную пошлину

Существует общая формула, которая поможет спрогнозировать размер таможенного платежа (ТП).

ТП = СТО + ПИ + АС + СНДС, где:

  • СТО – сбор за таможенное оформление (фиксированная ставка в размере 0,1% в рублях и 0,05% в свободно конвертируемой валюте (СКВ) от таможенной стоимости);
  • ПИ – импортная пошлина;
  • AC – сумма акциза;
  • СНДС – сумма налога на добавленную стоимость.

Однако данная формула может применять некоторые изменения, в зависимости от применяемого налогового режима.

Для того чтобы расчет оказался верным важно заострить свое внимание на таком показателе как процентная ставка пошлины.

Чтобы не ошибиться во всем многообразии этих ставок необходимо воспользоваться информацией, прописанной в грузовой таможенной декларации, которая заполняется на государственной границе.

Ещё одним значимым фактором является определение таможенной стоимости товара. Если данное значение будет умышлено занижено в таможенной декларации, по сравнению со статистической стоимостью товаров-аналогов, инспектор налоговой службы РФ имеет право провести корректировку полученных данных. В следствии чего, придется произвести очередные таможенные платежи на сумму выявленных расхождений.

Специфические таможенные пошлины

Примером такого вида пошлины может стать взимаемая плата за каждый килограмм экзотического фрукта или литр спиртного.

Данная таможенная пошлина, в отличие от ввозной и вывозной, не зависит от стоимости товара. Однако нельзя однозначно назвать данную особенность преимуществом. Если на потребительском рынке произошел рост цен на какую либо группу товаров, например из-за повышенного спроса на него, то это не как не отразится на сумме специфической таможенной пошлины, что влияет на качество выполняемой ею фискальной функции.

С другой стороны, размер данной пошлины так же останется неизменным и в случае снижения таможенной стоимости товара.

На сегодняшний день существует перечень условий, при котором возможно применение льготных тарифов пошлин, но данная практика не становится нормой, ни в отношении каких-либо поставщиков или покупателей, ни в отношении каких-либо стран.

Это скорее временное исключение, применяемое на недлительный период.

Порядок правового единства между всеми участниками торговых отношений (от небольших фирм до целых государств) позволяет соблюдать порядок и справедливость в каждом отдельном случае.

Таможенные платежи занимают особое место в ряду государственных доходов. История таможенного налогообложения России насчитывает более 1000 лет. Издревле на Руси с продаваемых предметов взимались пошлины.

* «Тамга» - наложение на товар клейма, печати, разрешающих дальнейший провоз и продажу данного товара.

На протяжении всей истории России вопросам таможенного налогообложения уделялось большое внимание, что во многом определяется ролью таможенных платежей в развитии национальной промышленности и увеличении доходной части государственного бюджета. В зависимости от политических и экономических условий изменялась и степень вмешательства государства во внешнеэкономическую сферу. Существовавшая в СССР многие годы государственная монополия внешней торговли сменилась общепризнанными в мировой практике экономическими методами государственного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД), основная роль в котором принадлежит налоговому регулированию, в свою очередь базирующемуся на применении таможенных налогов и сборов.

Использование таможенных платежей как инструмента налогового регулирования при экспорте служит поддержанию рационального соотношения ввоза и вывоза товаров, валютных доходов и расходов на территории РФ, обеспечению условий интеграции национальной экономики в мировую.

Таможенные платежи – это налоги, сборы и иные обязательные поступления, взимаемые таможенными органами с участников внешнеэкономической деятельности при ввозе или вывозе товаров и транспортных средств на/с таможенной территории РФ.

В соответствии с частью первой Налогового кодекса РФ таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по части взимания таможенных налогов и сборов. Перечень таможенных платежей установлен Таможенным кодексом РФ. В экономической литературе принято условное деление таможенных налогов и сборов на две группы: основные и факультативные [12, с. 347]. К основным таможенным платежам относятся таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость, акцизы и таможенные сборы за таможенное оформление, а к факультативным – таможенные сборы за хранение товаров; таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров; платежи, взимаемые по единым ставкам, и др.

Следует отметить, что понятие «таможенные платежи» значительно уже, чем «платежи, предусмотренные таможенным законодательством», которые помимо таможенных включают такие обязательные платежи, осуществляемые в сфере ВЭД, как средства от реализации конфискатов, проценты за предоставление отсрочки или рассрочки таможенных платежей и др. Классификация таможенных платежей, предусмотренных таможенным законодательством, приведена на рис. 11.1. Существенное значение для практики таможенного налогообложения имеет деление таможенных платежей на налоги – НДС, таможенная пошлина, акциз, и обязательные платежи неналогового характера – различные таможенные сборы, платы и др.

Классификация таможенных платежей, предусмотренных в законопроекте нового Таможенного кодекса РФ, в зависимости от их налоговой природы приведена на рис.

С 2000 г. все средства от взимания таможенных платежей поступают в федеральный бюджет*. В настоящее время в России таможенные доходы составляют от 25 до 40 % доходов федерального бюджета. В федеральном бюджете на 2000 г. учтены таможенные платежи в следующих размерах: НДС – 102 617,8 млн руб., акцизы на товары ввозимые – 3831,6 млн руб., ввозные таможенные пошлины – 87 488,0 млн руб., вывозные таможенные пошлины – 84 495,2 млн руб. Таким образом, основным источником таможенных доходов являются таможенные пошлины, о роли которых в формировании доходной части федерального бюджета за период 1995-2000 гг. позволяют судить данные, приведенные в табл. 11.1.

* В соответствии с Федеральным законом от 31.12.99 г. № 227-ФЗ «О федеральном бюджете на 2000 год» был упразднен Фонд развития таможенной системы, в который до 2000 г. поступали таможенные платежи неналогового характера.

Таким образом, в современной России таможенные платежи представляют особую, наиболее динамичную группу налогов на потребление, которые имеют существенное значение с фискальной точки зрения. Общепризнанным классическим инструментом налогового регулирования ВЭД является таможенная пошлина, более подробному изучению которой посвящены следующие параграфы главы.

Таможенная пошлина — это обязательный взнос (платеж), взимаемый таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию страны или при их вывозе с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза. Уплата таможенной пошлины носит обязательный характер и обеспечивается мерами государственного принуждения.

В мировой практике таможенные пошлины в зависимости от направленности перемещения товаров подразделяются на импортные (ввозные), экспортные (вывозные) и транзитные.

Основную часть таможенных пошлин практически во всем мире (и Россия здесь не исключение) составляют импортные пошлины. Основная их задача в нашей стране — защита национальных производителей от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции, рационализация структуры ввозимых в Россию иностранных товаров и пополнение доходной части федерального бюджета.

Экспортные пошлины служат в основном для ограничения вывоза за пределы страны товаров и сырья, необходимых для ее национальной экономики, а уж потом — также для пополнения доходной части бюджета.

Транзитные пошлины, которые в настоящее время практически нигде, в том числе и в России, не используются, взимаются с товаров, провозимых через таможенную территорию страны транзитом в другие страны, и служат, как правило, неким регулятором сдерживания транзитных грузопотоков.

По способу исчисления таможенные пошлины подразделяются на адвалорные, специфические и комбинированные. Адвалорные исчисляются в процентах от таможенной стоимости товаров, специфические исчисляются в установленном размере за единицу товаров (например, 10 евро за 1 кг или 0,8 евро за 1 куб. см рабочего объема двигателя и пр.), а комбинированные сочетают в себе как первые, так и вторые (например, 0,8 евро за куб. см рабочего объема двигателя, но не менее 30% от таможенной стоимости).

Ставки таможенных пошлин могут быть дифференцированы также в зависимости от кода товара по ТН ВЭД и страны его происхождения. Так, например, при ввозе товаров из стран, которым Россия в торгово-политическом отношении предоставляет режим наибольшего благоприятствования, применяются так называемые базовые (или предельные) ставки таможенных пошлин. А вот в отношении товаров, происходящих из так называемых развивающихся стран, действуют преференциальные ставки таможенных пошлин, размер которых составляет 75% от базовых ставок.

В отдельную группу принято выделять так называемые особые виды таможенных пошлин, применяемых с целью защиты внутреннего рынка от импорта определенного вида товара или видов товаров. К ним относятся специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины.

Специальные пошлины используются либо в качестве защитной меры от ввоза в Россию товаров в количестве и на условиях, способных нанести непоправимый ущерб российским производителям подобных товаров, либо в качестве ответной меры на дискриминационные действия в отношении России со стороны других государств или их союзов.

Антидемпинговые пошлины предназначены для защиты внутреннего рынка России от импорта в нее товаров по демпинговым ценам, т. е. когда экспорт таких товаров и их реализация в нашей стране осуществляются по более низким ценам, чем на внутреннем рынке страны-производителя.

Компенсационные пошлины применяются к ввозимым на таможенную территорию России товарам, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались государственные субсидии. Необходимость таких пошлин обусловлена тем, что применение субсидий приводит к искусственному занижению затрат на производство товаров и, следовательно, — к снижению цен на них при экспорте (в том числе и в нашу страну).

Таможенная пошлина относится к числу ценовых категорий. Это требует индивидуального подхода к обоснованию пошлин по каждому конкретному виду товаров и координации их с национальными и мировыми издержками цен, учета параметров потребительских свойств и качества товаров и т. п. Исходя из этого, функции таможенных пошлин носят фискальный и регулятивный характер.

Фискальная функция таможенных пошлин состоит в пополнении федерального бюджета, а регулятивная функция в свою очередь проявляется:

либо как стабилизирующая: когда посредством таможенных пошлин выравниваются условия конкуренции для товаров импортных и товаров отечественного производства и тем самым не создаются преимущества ни для тех, ни для других,

либо как протекционистская: когда посредством таможенных пошлин ограничивается доступ импортных товаров на отечественный рынок, а при высоком уровне пошлинного барьера — и фактический запрет на их ввоз; либо как стимулирующая, когда ставки таможенных пошлин устанавливаются ниже разницы между национальными и мировыми ценами и ,тем самым, создаются широкие возможности (стимул) для импорта товаров.

Читайте также: