Производство по делу о налоговых правонарушениях содержащих признаки преступления ведется в порядке

Опубликовано: 21.09.2024

В соответствии со ст. 108 НК РФ привлечение организации к ответственности за совершение
налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих
оснований от административной и иных видов ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации.
Юридических и иных приравненных к ним лиц, являющихся субъектами административной
ответственности, представляется возможным разделить на две группы:

  • общие – к этой группе могут быть отнесены все юридические лица, которые в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации обладают правосубъектностью;
  • специальные субъекты, как правило, имеют специфические признаки, которые содержатся в нормативном правовом акте, устанавливающем ответственность.

Кроме юридических лиц, субъектами административной ответственности могут быть и иные лица, приравненные к ним отраслевыми или специальными законодательными актами (филиалы юридических лиц (сами не являющиеся юридическими лицами) могут быть привлечены к административной ответственности за некоторые нарушения налогового законодательства Российской Федерации).
Основанием возникновения административной ответственности является административное правонарушение, т.е. административный проступок. Как установлено ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В судебном порядке взыскиваются налоговые санкции как с юридических, так и с физических лиц – предпринимателей, обладающих этим статусом. Штрафы за нарушения в области налогов с
должностных лиц, установленные КоАП РФ, уплачиваются добровольно, в случаях отказа либо
невозможности добровольной уплаты штрафа – в порядке исполнительного производства. С такой позицией трудно согласиться.
В случае если нарушителем законодательства является лицо физическое, не являющееся
должностным лицом организации-налогоплательщика, то за одно и то же нарушение к нему может быть применена либо налоговая, либо административная ответственность (исходя из принципа однократности применения наказания).
В соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении
указываются:

  • дата и место его составления;
  • должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;
  • сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном
    правонарушении;
  • фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие;
  • место, время совершения и событие административного правонарушения;
  • статья закона, предусматривающая административную ответственность за данное
    административное правонарушение;
  • объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело;
  • иные сведения, необходимые для разрешения дела.

При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или
законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об
административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, о чем делается запись в протоколе.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых
возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его
составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых
возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления
совершения административного правонарушения. В случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения. Протокол об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении.
Рассмотрение дел об этих правонарушениях и применение административных санкций в
отношении должностных лиц организаций-налогоплательщиков и физических лиц – налогоплательщиков, виновных в их совершении, производятся налоговыми органами в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.
Дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения судьей, органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела. В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц. О продлении
указанного срока судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят мотивированное определение.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление:

  • о назначении административного наказания;
  • о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по
окончании рассмотрения дела. Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления. Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Порядок привлечения должностных лиц за нарушение в области налогов установлен гл. 28 КоАП РФ. Так, для того чтобы привлечь должностное лицо к ответственности за совершение налогового правонарушения, должностному лицу налогового органа необходимо возбудить дело об административном правонарушении путем составления протокола по собственной инициативе, по сообщению правоохранительных и иных государственных органов местного самоуправления, заявления физических лиц, проведя при необходимости административное расследование с вынесением соответствующего определения. Далее заявление о привлечении должностного лица к ответственности, протокол и материалы административного правонарушения направляются должностными лицами налоговых органов в суды (арбитражные и общей юрисдикции) для рассмотрения дела об административном правонарушении. Суд в течение пятнадцати дней со дня получения материалов при соблюдении всех процессуальных норм, предусмотренных гл. 29 КоАП РФ, выносит постановление о назначении административного взыскания либо о прекращении производства по делу об административном правонарушении. Процессуальные нормы по рассмотрению дел об административных правонарушениях детально проработаны законодателем в КоАП РФ.

Положения ст. 106 НК РФ определяют, что к правонарушениям в сфере налогового законодательства относится совершение противоправного деяния налоговым агентом, налогоплательщиком и иным лицом, за которое НК предусматривает ответственность.

Субъектами противоправных деяний могут быть:

  • плательщики налогов;
  • налоговые агенты;
  • организации и граждане, не относящиеся к плательщикам или агентам, в отношении которых применяются нормы налоговой ответственности;
  • свидетели, переводчики, эксперты.

К специальной группе субъектов относятся организации и ИП, которые указываются в статьях НК РФ и являются участниками конкретного состава правонарушения.

Для выявления вины субъекта необходимо провести налоговую проверку (камеральную или выездную). При этом важно помнить, что существует презумпция, согласно которой при наличии документов, подтверждающих деяние, противоправность действий налицо. Обязанность по доказыванию обратного возлагается на обвиняемого.

Вопросам ответственности за деяния в налоговой сфере, а также конкретным составам правонарушения посвящена глава 16 НК РФ, которая находится в постоянной доработке (утверждаются новые составы нарушений и упраздняются старые).

Порядок рассмотрения дел о налоговых правонарушениях

Алгоритм действий при производстве по делам о налоговых правонарушениях, которые были выявлены в ходе налоговой проверки, следующий:

  1. При выявлении нарушений составляется акт проверки, на который субъект имеет право представить возражения.
  2. Уполномоченными лицами рассматривается акт и возражения с целью изучения материалов и дальнейшего привлечения к ответственности.
  3. Если нарушения выявлены, принимается решение.
  4. Виновному лицу направляются результаты рассмотрения дела.
  5. Производятся дополнительные действия, например субъекту в случае выявления налоговой недоимки направляется требование о ее оплате и уплате пени за просрочку исполнения обязательства.

Акт проверки является отправной точкой для начала производства по делам о налоговых правонарушениях. Рассматривать материалы проверки по налогам правомочен только руководитель органа или его заместитель. На заседание приглашается виновное лицо и его представитель. Неявка последних не препятствует рассмотрению документов.

В ходе процесса может быть выявлена необходимость проведения дополнительных действий, связанных со сбором доказательств. В этом случае, возможно, потребуется отложить рассмотрение материалов.

По результатам производства по делам о налоговых правонарушениях выносится одно из решений:

  • о привлечении лица к ответственности за совершение противоправного деяния;
  • об отказе в привлечении к налоговой ответственности;
  • о проведении дополнительной проверки.

Как отменить решение налогового органа?

Если граждане или организация, которые были признаны виновными в совершении противоправных деяний, не согласны с решением, они могут обжаловать его в руководстве налогового органа. Решение вступает в силу через месяц с момента его вручения привлекаемому лицу. Пока оно не вступило в силу, течет срок обжалования (п. 2 ст. 139.1 НК РФ). Требования к содержанию жалобы содержатся в ст. 139.2 НК РФ. Решение по результатам обжалования принимается в течение месяца с момента подачи жалобы, но этот срок может продлеваться по решению руководителя налогового органа.

Подается жалоба через налоговый орган, который принял решение. Основания для отмены такого акта могут указываться любые. Так, безусловным основанием отмены решения является несоблюдение процедуры рассмотрения дела, в частности непредоставление субъектам и их представителям возможности принять участие в процедуре.

Как видите, производство по делам в сфере нарушения норм налогового законодательства имеет свои особенности, поскольку в полном объеме определяется положениями НК, а не КоАП либо УК РФ. При нарушении интересов лица, признанного виновным, решение налогового органа можно обжаловать в вышестоящей инстанции.

Порядок производства по делам о налоговых правонарушениях

1. Порядок привлечения к ответственности и производство по делам о налоговых правонарушениях осуществляются в порядке, установленном главами 14, 15 настоящего Кодекса.

2. Производство по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки административного правонарушения или преступления, ведется в порядке, установленном соответственно законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях и уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

3. Утратил силу. – Федеральный закон от 29.06.2004 №58-ФЗ.

Вопрос 281. Участники производства по делам об административных правонарушениях.

Вопрос 281. Участники производства по делам об административных правонарушениях. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (ст. 25.1.КоАП)Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном

Статья 10. Порядок производства по делам о налоговых правонарушениях

Статья 10. Порядок производства по делам о налоговых правонарушениях 1. Законодательные и иные нормативные акты<8>2. Нормативные акты министерств и ведомств, официальные разъяснения<9>3.

Тема 11 Общая характеристика производства по делам об административных правонарушениях

Тема 11 Общая характеристика производства по делам об административных правонарушениях Вопрос 1. Понятие, задачи и принципы производства по делам об административных правонарушенияхПроизводство по делам об административных правонарушениях – это один из видов

Статья 24.1. Задачи производства по делам об административных правонарушениях

Статья 24.1. Задачи производства по делам об административных правонарушениях Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в

Статья 100.1. Порядок рассмотрения дел о налоговых правонарушениях

Статья 100.1. Порядок рассмотрения дел о налоговых правонарушениях 1. Дела о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101 настоящего Кодекса.2. Дела о выявленных в ходе иных

Статья 24. 1. Задачи производства по делам об административных правонарушениях

Статья 24. 1. Задачи производства по делам об административных правонарушениях Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в

Статья 24.1. Задачи производства по делам об административных правонарушениях

Статья 24.1. Задачи производства по делам об административных правонарушениях Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в

Глава 27. ПРИМЕНЕНИЕ МЕР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

Глава 27. ПРИМЕНЕНИЕ МЕР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ Статья 27.1. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении 1. В целях пресечения административного правонарушения, установления личности

Доказательства и сроки производства по делам об административных правонарушениях

Доказательства и сроки производства по делам об административных правонарушениях Доказательства – это любые фактические данные, на основе которых органы (должностные лица) устанавливают наличие либо отсутствие административного правонарушения, виновность лица и

Этапы производства по делам об административных правонарушениях

Этапы производства по делам об административных правонарушениях Под стадией производства по делам об административных правонарушениях следует понимать такую сравнительно самостоятельную часть производства, которая наряду с его общими задачами имеет свойственные

СТАТЬЯ 24.1. Задачи производства по делам об административных правонарушениях

СТАТЬЯ 24.1. Задачи производства по делам об административных правонарушениях Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в

Статья 10. Порядок производства по делам о налоговых правонарушениях

Статья 10. Порядок производства по делам о налоговых правонарушениях 1. Порядок привлечения к ответственности и производство по делам о налоговых правонарушениях осуществляются в порядке, установленном главами 14, 15 настоящего Кодекса.2. Производство по делам о нарушениях

Применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях

Применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях Статья 27.7. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице 1. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, то есть обследование вещей, проводимое без

(англ tax offence/violation) - по законодательству РФ о налогах и сборах виновное, противоправное (т.е. совершенное в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ* установлена юридическая ответственность (ст. 106 НК РФ). Порядок привлечения к ответственности и производство по делам о Н.п. осуществляются в порядке, установленном гл. 14, ) 5 НК РФ. Производство по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки административного правонарушения или преступления, ведется в порядке, установленном соответственно законодательством РФ об административных правонарушениях и уголовно-процессуальным законодательством РФ. Производство по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ ведется в порядке, установленном таможенным законодательством РФ, если иное не предусмотрено НК РФ.

Виды Н.п. и ответственность за их совершение установлены гл. 16 и 18 НК РФ. Н.п. являются: нарушение срока постановки на учет в налоговом органе (ст. 116); уклонение от постановки на учет в налоговом органе (ст. 117); нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке (ст. 118); непредставление налоговой декларации (ст. 119); грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (ст. 120); нарушение правил составления налоговой декларации (ст. 121); неуплата или неполная уплата сумм налога (ст. 122); невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов (ст. 123); незаконное воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа, таможенного органа, органа государственного внебюджетного фонда на территорию или в помещение налогоплательщика (ст. 124); несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест (ст. 125); непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст. 126); отказ от представления документов и предметов по запросу налогового органа (ст. 127); неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о Н.п. в качестве свидетеля, неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний (ст. 128); отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода (ст. 129); неправомерное несообщение сведений налоговому органу (ст. 129 1 ); нарушение банком порядка открытия счета налогоплательщику (ст. 132); нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора (ст. 133); неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора пли налогового агента (ст. 134); неисполнение банком решения о взыскании налога и сбора, а также пени (ст. 135); непредставление налоговым органам сведений о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков - клиентов банка (ст. 135 1 ).

Субъектами Н.п. могут быть организации и физические лица в случаях, предусмотренных гл. 16 НК РФ. Физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности с 16-летнего возраста.

Статья 108 НК РФ определяет общие условия привлечения к ответственности за Н.п. Никто не может быть привлечен к ответственности за совершение Н.п. иначе, как по основаниям и в порядке, предусмотренным НК РФ. Никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же Н.п. Предусмотренная НК РФ ответственность за деяние, совершенное физическим лицом, наступает, если это деяние не содержит признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством РФ. Привлечение организации к ответственности за совершение Н.п. не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами РФ. Привлечение налогоплательщика к ответственности за совершение Н.п. не освобождает его от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога и пени, а привлечение к ответственности налогового агента - от обязанности перечислить причитающиеся суммы налога и пени.

Лицо считается невиновным в совершении Н.п., пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении Н.п. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте Н.п. и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение Н.п. при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: а) отсутствие события Н.п.; б) отсутствие вины лица в совершении Н.п.; в) совершение деяния, содержащего признаки Н.п., физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния 16-летнего возраста; г) истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение Н.п.

Виновным в совершении Н.п. признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности. Н.п. признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия). Н.п. признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредного характера последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать.

Вина организации в совершении Н.п. определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного Н.п.

Обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении Н.п., признаются: а) совершение деяния, содержащего признаки Н.п., вследствие стихийного бедствия или др. чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств (эти обстоятельства устанавливаются наличием общеизвестных фактов, публикаций в средствах массовой информации и др. способами, не нуждающимися в специальных средствах доказывания); б) совершение деяния, содержащего признаки Н.п., налогоплательщиком - физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния (эти обстоятельства доказываются представлением в налоговый орган документов, которые по смыслу, содержанию и дате относятся к тому налоговому периоду, в котором совершено Н.п.); в) выполнение налогоплательщиком или налоговым агентом письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных налоговым органом или др. уполномоченным гос-ным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции (эти обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующих документов таких органов, которые по смыслу и содержанию относятся к налоговым периодам, в которых совершено Н.п., вне зависимости от даты издания этих документов). При наличии указанных обстоятельств лицо не подлежит ответственности за совершение Н.п.

Давность привлечения к ответственности за совершение Н.п. определяется по правилам ст. 113 НК РФ. Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение Н.п., если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено Н.п., истекли 3 года (срок давности). Исчисление срока давности со дня совершения Н.п. применяется в отношении всех Н.п., кроме предусмотренных ст. 120 (грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения) и 122 (неуплата или неполная уплата сумм налога) НК РФ. Исчисление срока давности со следующего дня после окончания налогового периода применяется в отношении Н.п., предусмотренных ст. 120 и 122 НК РФ.

Большой юридический словарь . Академик.ру . 2010 .

  • налоговое право
  • налоговые агенты

Смотреть что такое "налоговое правонарушение" в других словарях:

Налоговое правонарушение — в РФ противоправное, виновное действие или бездействие, которым не исполняются или ненадлежащим образом исполняются обязанности, нарушаются права и законные интересы участников налоговых отношений и за которые установлена юридическая… … Финансовый словарь

НАЛОГОВОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ — противоправное, виновное нарушение обязанностей, прав и законных интересов участников налоговых отношений, за которое установлена юридическая ответственность. Выделяют следующие группы Н.п.: а) против системы налогов; б) против прав и свобод… … Юридический словарь

Налоговое правонарушение — виновно совершенное противоправное по отношению к законодательству о налогах и сборах деяние, заключающееся в действии или бездействии, налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента, их представителей, за которое НК России установлена… … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

Налоговое правонарушение — (англ tax offence/violation) по законодательству РФ о налогах и сборах виновное, противоправное (т.е. совершенное в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) … Энциклопедия права

НАЛОГОВОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ — виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое в НК установлена ответственность (ст. 106 НК). Ответственность за… … Энциклопедия российского и международного налогообложения

НАЛОГОВОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ — виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и их представителей, за которое Налоговым кодексом РФ установлена ответственность. Никто… … Энциклопедический словарь экономики и права

Налоговое правонарушение — Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена … Официальная терминология

НАЛОГОВОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ — (англ. violation of tax law) – виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Налоговым кодексом РФ установлена… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

Налоговое правонарушение — виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое установлена ответственность НК РФ (ст. 106). Виды налоговых… … Большой юридический словарь

Налоговое правонарушение, совершенное по неосторожности — Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредный характер последствий, возникших вследствие этих действий… … Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право

По мнению ИФНС, налогоплательщик неправомерно не сообщил ИФНС об открытии счетов для проведения операций, совершаемых с использованием расчетных карт.

Как указал Высший Арбитражный Суд РФ, признавая позицию ИФНС обоснованной, то обстоятельство, что счет, предназначенный для проведения расчетов с использованием банковских карат, пополняется за счет денежных средств владельца счета, не является основанием, исключающим квалификацию договора, на основании которого этот счет открывается, как договора банковского счета. Форма безналичных расчетов не является признаком, позволяющим выделить договор, заключаемый между банком и владельцем карты, в качестве самостоятельного вида, отличного от договора банковского счета. Таким образом, несообщение налогоплательщиком в ИФНС в установленный срок сведений об открытии счета для проведения операций, совершаемых с использованием расчетных (дебетовых) карт, влечет ответственность, предусмотренную ст. 118 НК РФ .

Постановление Президиума ВАС РФ от 21 сентября 2010 г. N 2942/10 по делу N А50-8557/2009. В удовлетворении заявления о признании недействительным решения налогового органа о привлечении к ответственности на основании п. 1 ст. 118 НК РФ и наложении штрафа отказано, так как несообщение организацией в налоговый орган в установленный срок информации об открытии счета в отделении банка для проведения операций, совершаемых с использованием расчетных (дебетовых) карт, влечет ответственность, предусмотренную ст. 118 НК РФ // Вестник ВАС РФ. 2010. N 12.

По мнению ИФНС, в силу п. 4 ст. 346.3 НК РФ налогоплательщик, утративший право на применение единого сельскохозяйственного налога, в течение одного месяца после истечения отчетного (налогового) периода обязан не только произвести перерасчет налоговых обязательств по общей системе налогообложения и заполнить соответствующее заявление, но и представить в указанный срок налоговые декларации на уплату налогов по общей системе налогообложения.

Как указал суд, признавая позицию ИФНС неправомерной, отсутствие в НК РФ четко установленного срока для представления налоговых деклараций лицами, утратившими право на применение единого сельскохозяйственного налога, исключает возможность привлечения их к ответственности по п. 1 ст. 119 НК РФ .

Определение ВАС РФ от 30 июля 2010 г. N ВАС-9775/10 по делу N А76-19852/2009-47-217. В передаче дела о признании недействительным акта налогового органа о привлечении к налоговой ответственности за непредставление налоговой декларации для пересмотра в порядке надзора отказано, так как суды пришли к выводу о том, что у налогового органа отсутствовали правовые основания для привлечения заявителя к ответственности, поскольку, определяя размер налоговой санкции, налоговый орган исходил из суммы налога, указанной в налоговой декларации, срок представления которой НК РФ не установлен. Документ опубликован не был. СПС "КонсультантПлюс" (www.consultant.ru).

10.2. Понятие и виды производства по делам

о нарушениях законодательства о налогах и сборах

Производство по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах - это вид специального производства, осуществляемый с соблюдением предусмотренных законодательством процедур, деятельность уполномоченных органов по выявлению, предупреждению, пресечению, расследованию нарушений законодательства о налогах и сборах, привлечению виновных к ответственности, а также возмещению причиненного государству в результате их совершения ущерба.

Производство по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах регламентируется определенными правовыми нормами (НК РФ), определяющими порядок, последовательность, содержание и итог конкретных процессуальных действий.

Таким образом, нормы НК РФ определяют:

1) цели и принципы производства по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах;

2) круг участников, их права и обязанности;

3) последовательность, стадии и сроки производства по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах;

4) виды доказательств и условия их использования;

5) содержание и порядок оформления процессуальных документов;

6) виды, размеры и порядок применения мер процессуального обеспечения;

7) порядок возмещения процессуальных расходов.

В настоящее время в НК РФ производству по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах посвящено всего три статьи, а именно:

- ст. 10 НК РФ, регламентирующая порядок производства по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах;

- ст. 101 НК РФ, регламентирующая производство по делу о налоговом правонарушении, совершенном налогоплательщиком, плательщиком сбора или налоговым агентом;

- ст. 101.1 НК РФ, регламентирующая производство по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах, совершенных лицами, не являющимися налогоплательщиками, плательщиками сбора или налоговыми агентами.

А.В. Новиков отмечал, что производство по делам о налоговых правонарушениях отличает наиболее лаконичная регламентация; отдельные процессуальные аспекты содержат разные положения НК РФ, однако цельной, логично взаимосвязанной системы правил производства по фактам нарушений законодательства о налогах и сборах они не образуют .

Новиков А.В. Досудебное производство по фактам налоговых и административно-налоговых правонарушений: Дис. . канд. юрид. наук. М., 2002.

Статьи 101 и 101.1 НК РФ, регламентирующие вопросы производства по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах, помещены законодателем в гл. 14 "Налоговый контроль". В связи с этим ряд авторов относят производство по делу о налоговом правонарушении к одной из форм налогового контроля. Другие же считают, что налоговый контроль не относится к производству по делу о налоговом правонарушении, а представляет собой отдельное налогово-контрольное производство.

Производство по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах подразделяется на следующие стадии:

1) возбуждение производства;

2) рассмотрение дела по факту выявленного правонарушения;

3) пересмотр вынесенного решения;

4) исполнение решения о применении к правонарушителю мер ответственности.

Возбуждение производства по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах начинается с выявления факта налогового правонарушения и вынесения соответствующего определения о возбуждении по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах.

В соответствии со ст. 100 НК РФ по результатам выездной налоговой проверки не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки, подписываемый этими лицами и руководителем проверяемой организации, либо индивидуальным предпринимателем, либо их представителями. Об отказе представителей организации подписать акт делается соответствующая запись в акте. Если указанные лица уклоняются от получения акта налоговой проверки, это должно быть отражено в акте.

В акте налоговой проверки должны быть указаны документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки, или отсутствие таковых, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи НК РФ, предусматривающие ответственность за данный вид налоговых правонарушений.

Акт налоговой проверки вручается руководителю организации-налогоплательщика либо индивидуальному предпринимателю (их представителям).

Налогоплательщик в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в двухнедельный срок со дня получения акта проверки может представить в соответствующий налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. По истечении определенного срока (не более 14 дней) руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт налоговой проверки, а также документы и материалы, представленные налогоплательщиком.

Таким образом, стадия возбуждения производства по делу о налоговом правонарушении производится налоговым органом с момента обнаружения налогового правонарушения в рамках налогового контроля или получения информации иным образом. Следовательно, актом, фиксирующим факт правонарушения и обстоятельства его совершения, является акт налоговой проверки.

На стадии рассмотрения дела по факту выявленного правонарушения происходит детальное рассмотрение данного правонарушения с изучением всех имеющихся по делу доказательств.

Материалы проверки рассматриваются руководителем (заместителем руководителя) налогового органа. В случае представления налогоплательщиком письменных объяснений или возражений по акту налоговой проверки материалы проверки рассматриваются в присутствии должностных лиц организации-налогоплательщика либо индивидуального предпринимателя или их представителей. О времени и месте рассмотрения материалов проверки налоговый орган извещает налогоплательщика заблаговременно. Если налогоплательщик, несмотря на извещение, не явился, то материалы проверки, включая представленные налогоплательщиком возражения, объяснения, другие документы и материалы, рассматриваются в его отсутствие (ст. 101 НК РФ).

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:

1) о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения;

2) об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения;

3) о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Таким образом, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа при рассмотрении материалов налоговой проверки обязан выявить, имеются ли обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение правонарушения, установить вину лица в совершении правонарушения и учесть обстоятельства, смягчающие либо отягчающие ответственность, а также определить, не истекли ли сроки давности привлечения правонарушителя к ответственности.

В настоящее время арбитражная практика применения положений ст. 101 НК РФ сводится к тому, что решение по результатам рассмотрения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа должно быть вынесено в пределах 14-дневного срока. В случае если решение выносится с нарушением названого срока хотя бы на один день, такое решение признается арбитражными судами недействительным .

Еналеева И.Д., Сальникова Л.В. Налоговое право России: Учебник. М.: Юстицинформ, 2005. С. 217.

Решение налогового органа о привлечении налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения должно состоять из трех частей:

Вводная часть решения должна содержать: номер решения, дату его вынесения; наименование населенного пункта, на территории которого находится налоговый орган; наименование налогового органа; классный чин (при его наличии), фамилию, имя и отчество руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, которым вынесено решение; дату и номер акта выездной налоговой проверки, по материалам которой выносится решение; полное наименование организации (фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя), идентификационный номер налогоплательщика, в отношении которого вынесено решение; наименование филиала или представительства организации (в случае вынесения решения по результатам проверки филиала или представительства), ИНН/код причины постановки на учет.

В описательной части решения излагаются обстоятельства совершенного налогоплательщиком налогового правонарушения, как они установлены проведенной проверкой, документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства, а также обстоятельства, отягчающие ответственность, оценка представленных налогоплательщиком доказательств, опровергающих факты, выявленные проверкой.

Резолютивная часть решения должна содержать: ссылку на ст. 101 НК РФ, предоставляющую право руководителю (заместителю руководителя) налогового органа выносить решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения; суммы налогов (сборов), подлежащие уплате в бюджет; суммы начисленных пеней за несвоевременную уплату налогов (сборов); суммы исчисленных в завышенных размерах налогов (сборов); указания на статьи части первой НК РФ, предусматривающие меры ответственности за конкретные налоговые правонарушения и применяемые к налогоплательщику меры ответственности, а также предложения по устранению выявленных налоговых правонарушений и добровольной уплате соответствующих сумм налоговых санкций в срок, указанный в требовании.

Несоблюдение должностными лицами налоговых органов вышеизложенных требований может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. Постановлением Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. N 5 установлено, что нарушение должностным лицом налогового органа требований ст. 101 НК РФ не влечет безусловного признания судом соответствующего решения налогового органа недействительным. Суд при отмене решения оценивает характер допущенных нарушений и их влияние на законность и обоснованность вынесенного налоговым органом решения. В частности, при оценке судом соблюдения налоговым органом требований к содержанию решения о привлечении налогоплательщика к ответственности, предусмотренных в п. 3 ст. 101 НК РФ, необходимо иметь в виду, что в таком решении непременно должен быть обозначен его предмет, т.е. суть и признаки налогового правонарушения, вменяемого налогоплательщику, со ссылкой на соответствующую статью гл. 16 НК РФ.

Кроме того, даже установив допущенные налоговым органом нарушения требований ст. 101 НК РФ и признав на основании п. 6 это решение налогового органа о привлечении лица к ответственности за совершение налогового правонарушения недействительным, арбитражному суду необходимо учитывать включение в данное решение недоимки по налогу и сбору, а также пеней. Иначе говоря, в большинстве случаев решение налогового органа может быть признано арбитражным судом недействительным лишь в части наложения санкций, поскольку освобождение обязанного лица от уплаты недоимки по налогу (сбору) и пеней требует отдельного обоснования .

Еналеева И.Д., Сальникова Л.В. Налоговое право России: Учебник. М.: Юстицинформ, 2005. С. 217.

Самостоятельное изменение налоговым органом собственного решения, вынесенного по результатам рассмотрения материалов проверки, является неправомерным, учитывая закрепление п. 2 ст. 31 НК РФ принципа закрытого перечня полномочий налоговых органов (специальной правоспособности) и отсутствие конкретной нормы, предоставляющей налоговым органам право отмены или изменения собственных решений.

В случае если на вынесенное решение по делу о нарушении законодательства о налогах и сборах будет подана жалоба, то решение подлежит пересмотру. Если же жалоба на решение не подана, то после второй стадии сразу наступает четвертая - исполнение решения о применении к правонарушителю мер ответственности.

Необходимо также учитывать, что в соответствии с п. 2 ст. 10 НК РФ производство по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки административного правонарушения или преступления, ведется в порядке, установленном соответственно законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях и уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

За нарушение налогового законодательства предусмотрено три вида ответственности:

НК РФ дает детальную регламентацию процедуры привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности. В гл. 15 части первой НК РФ сформулировано понятие налогового правонарушения, перечислены лица, подлежащие налоговой ответственности, установлены обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения. В гл. 16 НК РФ установлены отдельные виды налоговых правонарушений и санкции за их совершение. Федеральным законом от 9 июля 1999 г. N 154-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" в НК РФ были внесены важные уточнения и дополнения, касающиеся порядка уплаты налогов филиалами и иными обособленными подразделениями организаций, пересмотрены нормы, регулирующие вопросы налогового контроля и санкций.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях содержит гл. 15 "Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг". При этом особо остро обозначилась проблема разграничения налоговой ответственности и административной ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Ряд авторов не признают существование налоговой ответственности.

Читайте также: