Налоговый учет в бюджетном учреждении учебник

Опубликовано: 13.05.2024

Гражданское право определяет правовой статус организации как коммерческий или некоммерческий. К последним относят и муниципальные и государственные учреждения, которые чаще всего являются бюджетными (но могут быть и казенными, и автономными). В таких организациях бухгалтерский учет ведется с соблюдением некоторых нюансов, которые нужно учитывать специалисту.

Рассмотрим, чем отличается бухучет в бюджетных организациях от учета в коммерческих структурах, какими нормативными документами он регулируется, какие особенности нужно принимать во внимание бухгалтеру.

Понятие бюджетного бухучета

В каких предприятиях бухгалтерский учет нужно вести по бюджетным принципам? В тех, которые полностью или в какой-то части финансируются из государственного бюджета Российской Федерации.

К бюджетным организациям относятся созданные государственными органами РФ юридические лица, главной целью деятельности которых не является получение прибыли.

Для того чтобы регулярно выделялись деньги из бюджета на финансирование некоммерческой организации, нужно не просто правильно вести бухучет, как в любой структуре, но и в дополнение к традиционным отчетам регулярно предоставлять сметы по доходам и расходам. Это необходимо для отслеживания целей использования государственных денег. Деятельность по формированию этой документации и называется бюджетным бухгалтерским учетом.

Специфика бюджетной организации с точки зрения учета

ВАЖНО! Учетная политика бюджетного учреждения от КонсультантПлюс доступна по ссылке

Бухгалтер-бюджетник должен принимать во внимание особенности обязательств этой сферы по финансам и имуществу:

  • одна из целей деятельности муниципального учреждения – госзадание – выполняется на средства определенного уровня государственного бюджета;
  • имущество находится не в собственности бюджетного учреждения, а по праву оперативного управления, а владельцем является РФ или ее субъект;
  • если бюджетной организации принадлежит земельный участок, он предоставляется в пользование бессрочно;
  • обязательства собственников имущества не тождественны обязательствам бюджетного учреждения;
  • если даже собственник закрепил за бюджетной организацией право управления ценным имуществом и недвижимостью, то распоряжаться им организация самовольно не может.

ВНИМАНИЕ! Все специфические отличия приводятся в ст. 9 Федерального закона № 7-ФЗ от 12 января 1996 года «О некоммерческих организациях».

Сравниваем бюджетный и коммерческий бухучет

Главные положения бухгалтерского учета неизменны, в какой бы организации он ни производился. Везде нужно учитывать денежные средства, материальные запасы, всевозможные активы и обязательства, отражая это в документации и своевременно информируя контролирующие органы.

Однако в бюджетной организации бухучет имеет особую специфику, все эти операции отражаются на бухгалтерских счетах несколько по-иному. Поэтому бухгалтеру-бюджетнику понадобятся некоторые специфические знания, не обязательные для бухгалтера в коммерческих структурах.

Рассмотрим эти особенности подробнее.

Отдельные планы счетов

Главное отличие коммерческого и бюджетного бухгалтерских учетов – это разные счета, на которых отражаются все хозяйственные операции. Для бюджетной сферы предусмотрен специальный План счетов, содержащий 26 разрядов.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Номера счетов и их наименования в разных планах бухучета не совпадают. Например, в коммерческом ПБУ «Материалы» учитываются на счете 10, а в бюджетном «Материальные запасы» – на счете 105.

Каждый разряд бюджетного ПБУ несет определенные данные об особенностях деятельности учреждения:

  • классифицирует доходы;
  • распределяет виды расходов;
  • показывает, из какого источника организация финансируется;
  • какой вид деятельности является целевым;
  • синтетические и аналитические счета;
  • поступление и выбытие объектов.

Законодательное регламентирование

Бухучет как хозяйственная операция для любого типа организаций регулируется Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ. Но, кроме общего регламента, обязательны к применению дополнительные подзаконные акты, разработанные для бюджетной и коммерческой сферы:

  1. Муниципальные государственные организации, помимо базового Закона, «подвластны» приказу Министерства финансов РФ от 01 декабря 2010 года № 157н «Об утверждении единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, государственных и внебюджетных фондов, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и инструкции по его применению».
  2. Бухгалтерскую отчетность для бюджетных организаций декларируют такие государственные документы:
    • приказ Минфина РФ от 29 декабря 2010 года № 191н «Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
    • приказ Минфина Российской Федерации от 25 марта 2011 года № 33н «Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений».

Откуда берутся деньги

Финансирование коммерческой организации – ее личное дело, можно использовать личные средства учредителей, банковские кредиты и т.п. Бюджетная же сфера, как следует из ее названия, спонсируется государством. Форма субсидирования может быть различной:

  • средства, предоставляемые на выполнение госзадания;
  • деньги, предоставленные во временное распоряжение;
  • средства по медстрахованию;
  • собственные доходы учреждения и др.

Отличия в отчетности

Коммерческие и «бескорыстные» структуры по-разному предоставляют отчетность в контролирующие органы. Отличия лежат не только в составе документации, но и в сроках предоставления: для бюджетников разработаны собственный график и периодичность.

ВАЖНО! В бюджетной сфере объем отчетности значительно больше, чем в коммерческой, поскольку принципы действия в них кардинально отличаются.

Бюджетные организации различного типа сдают довольно много форм в конце разных учетных периодов:

  • каждый месяц – от 1 до 5 документов;
  • каждый квартал – от 5 до 10 отчетов;
  • ежегодно – от 10 до 30 бланков.

Все необходимые документы для отчетов приведены в специальных нормативных актах, рассмотренных выше. Среди них:

  • баланс главного распорядителя (администратора, получателя бюджетных средств) – по форме 0503130;
  • баланс самого учреждения – по форме 0503730;
  • отчет об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности – по форме 0503737;
  • отчет о финансовых результатах деятельности организации – по форме 0503721;
  • данные по дебиторской и кредиторской задолженности – по форме 0503769;
  • информация об остатках денежных средств организации – по форме 0503779.

Отражение средств на балансе

Балансы коммерческой сферы и бюджетников в своей основе едины, но имеют несколько серьезных различий:

  1. Любой бухгалтерский баланс состоит из актива и пассива. Отличие в том, что бюджетники распределяют эти статьи, отдельно отражая применение целевых средств и собственных прибылей.
  2. «Коммерсанты» отражают в отчетности, помимо текущего, еще два предыдущих года, а «бюджетники» – только один предыдущий.
  3. Бюджетные сферы разделяют активы на финансовые и внефинансовые, а средства – на материальные и денежные; у коммерческих структур разделение принципиально другое.
  4. Пассив бюджетной сферы отражает все виды обязательств, а коммерческая разделяет их по срокам.

Бухгалтерский учет «коммерсантов» и бюджетников имеют глобальные отличия на всех уровнях существования: самих объектах учета, ПБУ, отражении активов и пассивов, составе и порядке предоставления отчетности. Государство постоянно совершенствует систему бюджетного учета, внося в нее различные изменения. Поэтому бухгалтеру бюджетной организации нужно быть постоянно в курсе нововведений, для чего изучать обновления законодательства, читать спецлитературу, посещать профильные семинары.

Нашей сегодняшней публикацией мы начинаем курс статей, раскрывающих особенности бухгалтерского учета в бюджетных организациях. В бюджетном учете крайне много нюансов, которые вызывают затруднения и вопросы у бухгалтеров. Поэтому, я думаю, эти статьи будут актуальны и востребованы у моих коллег.

Начнем с рассмотрения самых важных отличий учета в бюджетных организациях от коммерческих структур.

Во-первых, давайте уточним, какие предприятия считаются бюджетными .

Это некоммерческие организации, которые создаются Российской Федерацией. В отличие от предпринимателей их главная цель не получение прибыли, а культурная, социальная, образовательная направленность и т.п.

Такие предприятия, частично или полностью, финансируются из средств бюджета .

Но, для того, чтобы были выделены бюджетные деньги, учреждениям необходимо вести не только бухгалтерский учет и отчетность, регулируемые законодательством РФ, но и формировать доходные и расходные сметы с целью мониторинга целевого использования бюджетных средств.

Такая система учета и называется бюджетным учетом .

Особенности бюджетного учета

Так же, как и в коммерческих компаниях, в бюджетной сфере организация бухучета руководствуются Федеральным законом "О бухгалтерском учете" №129-ФЗ .

Помимо этого, предприятия пользуются Инструкцией по бухгалтерскому учету учреждений и организаций, состоящих на бюджете (Приказ Министерства финансов РФ №107 н), Бюджетным кодексом РФ, Планом счетов бюджетного учёта и инструкцией по его применению , принятым Приказом Минфина РФ от 16 декабря 2010 г. No174н.

Пожалуй, самой главной отличительной чертой бухгалтерского учета в бюджетных организациях считается использование специального Плана счетов , включающего в себя так называемую бюджетную классификацию, состоящую из 26 разрядов.

Каждый из таких разрядов несет информацию об организации. К примеру, в разрядах с 1 по 17 кодируется классификация доходов и расходов, а также источники субсидирования. В 18 разряде содержатся данные о видах деятельности, каждой из которой также присваивается определенный номер.

Вот посмотрите, цифра 1 проставляется, когда организации работают на средства, находящиеся во временном использовании, 2 - занимаются деятельностью, приносящей учреждению доход, цифра 3 указывается в том случае, если ведется бюджетная деятельность.

Более подробно бюджетный план счетов мы разберем в нашей следующей статье.

Нужно обратить внимание на то, что отчётность бюджетников имеет отличие от компаний, занимающихся коммерческой деятельностью.

Общий состав бюджетной отчетности определен п. 3 ст. 264.1 БК РФ .

«Баланс государственного (муниципального) учреждения» (ф.0503730);



По большому счету, суть и структура баланса схожа с балансом коммерческих организаций. В нем также отражается имущество организации - активы , и средства обеспечения - пассивы . Однако в силу специфики бюджетного учета баланс бюджетных учреждений состоит из финансовых и нефинансовых активов . Обязательства не распределяются на краткосрочные и долгосрочные.

А вот что касаемо имущества, наоборот, в бюджетном балансе более подробно расшифровывается первоначальная стоимость, остаточная, амортизация, отдельно выделяется особо ценное имущество.

«Отчет о финансовых результатах деятельности учреждения» (ф.0503721);


Отчет подразумевает более подробную классификацию доходов и расходов. В отдельный блок выделяются бюджетные средства .

Существуют также иные формы отчетности, присущие только бюджетным организациям.

Сдача отчетности тоже имеет свою специфику и особый порядок, закрепленный в Инструкции № 33н

Получатели средств бюджета отчитываются перед вышестоящей организацией, то есть перед учредителем. В свою очередь, последний обязан формировать консолидированную (сводную) отчетность для передачи финансовому органу соответствующего бюджета ( согласно п. 11 Инструкции № 33н ).

Отмечу еще некоторые сведения, касающиеся учета в бюджете, такие как особенность учета основных средств, учет денежных средств, а также учет расчетов с дебиторами и кредиторами, отраслевые особенности учета, о которых я непременно расскажу в следующих статьях.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика 1С


Расскажем том, как планировать доходы и расходы и отражать их в плане ФХД, а также о том, какие предварительные настройки нужно сделать в «1С» для отражения планов по поступлениям и выбытиям.

Планирование доходов и расходов

Когда бюджетное учреждение в своем уставе прописало право на ведение деятельности, приносящей доход, необходимо включить показатели планируемых поступлений в план ФХД.

Требования к плану ФХД определены приказом Минфина РФ от 28.07.2010 №81н (далее Требования №81н). Составляется план ФХД по кассовому методу и включает в себя показатели по поступлениям и выплатам. Показатели утвержденного плана ФХД на очередной год и плановый период можно при необходимости уточнять (пп. 9, 17 Требований №81н).

Информацию о плановых поступлениях (доходах) и выплатах (расходах), а также суммах внесенных изменений в показатели назначений бюджетное учреждение отражает на соответствующих аналитических счетах учета счета 504.00 «Сметные (плановые) назначения». Остаток по счету 504.00.100 «Сметные (плановые) назначения по доходам», а также его кредитовые обороты показывают суммы, которые учреждение планирует получить в соответствии с планом ФХД. Остаток по счету 504.00.200 «Сметные (плановые) назначения по расходам», а также его дебетовые обороты показывают суммы расходов, которые учреждение планирует произвести в соответствии с планом ФХД.

Утвержденные планом ФХД суммы поступлений (доходов) учреждения отражаются по дебету аналитических счетов учета счета 507.00.000 «Утвержденный объем финансового обеспечения». Дебетовый остаток указанного счета показывает сумму денежных средств, которые предусмотрены в пределах плановых назначений по доходам (поступлениям) планом ФХД, но еще не поступили на лицевой счет учреждения.

Суммы поступлений и доходов полученного финансового обеспечения, а также возврата ранее поступивших доходов и поступлений учитываются на счете 508.00.000.

На счетах аналитического учета счета 506.00.000 «Право на принятие обязательств» отражается информация об исполнении плановых назначений по расходам учреждения. Кредитовые обороты на указанном счете учреждения показывают объем прав на принятие обязательств, а кредитовый остаток показывает свободный остаток для принятия обязательств.

Приносящая доход деятельность – это, в частности, приносящее прибыль производство товаров, работ и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.

Бюджетные учреждения наделены правом осуществления приносящей доход деятельности при условии, что эта деятельность служит достижением целей, ради которых данное учреждение было создано и соответствует целям, которые указаны в учредительных документах учреждения (п. 3 ст. 298 ГК РФ и п. 2 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

В разделах 24-26 номера счета аналитического учета счетов 504.00.000, 506.00.000, 507.00.000, 508.00.000 отражаются соответствующие коды КОСГУ. Обратите внимание, что в соответствии с приказом Минфина РФ от 27.12.2017 №255н в 2018 году изменился порядок применения КОСГУ.

Согласно п. 309 Инструкции №157н объекты учета раздела «Санкционирование расходов экономического субъекта» учитываются по аналитическим группам синтетического счета, которые формируются по финансовым периодам.

Операции по учету санкционирования поступлений и выбытий на текущий финансовый год по приносящей доход деятельности отражаются типовыми бухгалтерскими записями:

Дт 2.507.10.1ХХ Кт 2.504.11.1ХХ – отражены утвержденные доходы.

Дт 2.504.12.2ХХ Кт 2.506.10.2ХХ – отражены утвержденные расходы.

Дт 2.508.10.1ХХ Кт 2.507.10.1ХХ – получены доходы (поступления).

Дт 2.506.10.2ХХ Кт 2.502.11.2ХХ – приняты обязательства.

Отражение планов по поступлениям и выбытиям

Для начала необходимо сделать предварительные настройки в карточке учреждения. На закладке «Основные» необходимо указать сведения об учредителе учреждения (субъект РФ, бюджет, из которого учреждение финансируется, данные органа, который осуществляет полномочия учредителя («Главное»«Организации»«Учредитель»).

доходы.расходы1

Учет операций планирования доходов и расходов ведется в разделе «Планирование и санкционирование»«Плановые показатели деятельности».

Для хранения перечня планов ФХД используется справочник «Планы поступлений (выбытий)». Планы поступлений (выбытий) хранятся в регистре сведений «Планы по поступлениям (выбытиям) организации». Информация по планам ФХД вводится отдельно по доходам (КДБ), расходам (КРБ) и источникам финансирования (КИФ), а также раздельно по КФО и плановым периодам. («Планирование и санкционирование» – Раздел «Плановые показатели деятельности»«Планы поступлений (выбытий)».

доходы.расходы2

доходы.расходы3

После того как планы поступлений и выбытий созданы, необходимо ввести информацию о составе плана поступлений и выбытий в справочник «Статьи плана поступлений (выбытий)» («Планирование и санкционирование»«Раздел Плановые показатели деятельности»«Статьи плана поступлений (выбытий)»).

доходы.расходы4

Ввести план поступлений (выбытий) можно двумя способами: с помощью помощника ввода плановых показателей или вводом документа «Плановые назначения», которые также находятся в разделе «Плановые показатели деятельности». Плановые назначения вводятся отдельно по каждому плану в разрезе статей плана.

доходы.расходы5

Для контроля исполнения плана ФХД используется отчет «Сводные данные об исполнении плана ФХД» («Планирование и санкционирование» – Раздел «Отчеты»«Отчеты по планированию и санкционированию»).

Порядок калькулирования себестоимости

В соответствии с п. 134-140 Инструкции 157н для учета операций по формированию себестоимости готовой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг предназначены субсчета счета 109.00.000.
Согласно п. 138 Инструкции 157н группировка затрат осуществляется по видам расходов в разрезе групп затрат:

  • прямые затраты, напрямую относимые на себестоимость готовой продукции, работ, услуг (субсчет 109.60);
  • накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг (субсчет 109.70) – общепроизводственные расходы;
  • общехозяйственные расходы (субсчет 109.80);
  • издержки обращения (субсчет 109.90).

Общехозяйственные расходы учреждения, произведенные за отчетный период (месяц), согласно утвержденной учреждением учетной политике, распределяются на себестоимость реализованной готовой продукции, оказанных работ, услуг – если учреждение оказывает более одного вида услуг (работ, продукции). В части не распределяемых расходов затраты относятся на увеличение расходов текущего финансового года - счет 401.20.000. Например, для учета расходов, не связанных с приносящей доход деятельностью (п. 135 Инструкции № 157н).

Согласно нормам, п. 134 Инструкции 157н порядок отнесения затрат на себестоимость, способ их распределения и периодичность списания учреждение должно разработать и закрепить в учетной политике для целей бухгалтерского учета. Базой для распределения могут быть: прямые затраты, материальные затраты, объем выручки или иной показатель, характеризующий результат деятельности учреждения.

Формирование себестоимости в программе «1С:БГУ 8», ред. 2.0

По счету 109.60 в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» ведется аналитический учет по номенклатуре и видам затрат.

По счетам 109.70, 109.80, 109.90 ведется аналитический учет по видам затрат. Справочник поставляется пустым, его необходимо заполнить путем создания элементов («Услуги, работы, производство» – «Виды затрат»). В справочнике отражается список видов затрат, которые используются в учете для детализации расходов.

Во взаимосвязи с бухгалтерским учетом в программе организован налоговый учет расходов по приносящей доход деятельности на забалансовых счетах Н20, Н25, Н26 и Н44. К каждому из счетов Н20, Н25 и Н26 введены два субсчета для раздельного учета прямых и косвенных расходов по приносящей доход деятельности согласно ст. 318 НК РФ.

доходы.расходы6

Аналитический учет на счете Н20 ведется в разрезе производимой продукции, выполняемых работ, услуг (субконто «Номенклатура»). Аналитический учет расходов производства и издержек обращения в налоговом учете, как и в бухгалтерском учете ведется по видам затрат (субконто «Виды затрат»).

В документах, отражающих расходы производства и издержки обращения по приносящей доход деятельности указываются счет и аналитика затрат.

доходы.расходы7

Реквизит «Вид затрат» определяет вид расходов в налоговом учете и является критерием отнесения расходов к прямым или косвенным в налоговом учете.

Для счетов 109.00 в программе предусмотрена возможность настроить ведение аналитического учета по направлениям деятельности. Устанавливается дополнительное субконто Направление деятельности и заполняется справочник «Направление деятельности» («Услуги, работы, производство»«Создать»«Направления деятельности»).

Но при добавлении данной аналитики, необходимо соблюдать следующее правило: если аналитика установлена хотя бы для одного счета общих расходов (109.70 или 109.80), то ее обязательно установить и для счета 109.60. Если данная аналитика на обоих счетах общих расходов отсутствует, то на счете 109.60 аналитика по направлениям деятельности может как иметь, так и не иметь места.

доходы.расходы8

В учетной политике учреждения задаются правила распределения общепроизводственных (109.70) и общехозяйственных (109.80) расходов на себестоимость услуг, прямые затраты на которые собраны на счете 109.60 («Главное»«Организации, карточка учреждения»«Учетная политика» – закладка «Производство» – гиперссылка «Методы распределения общих затрат»).

доходы.расходы9

В данной форме устанавливается база распределения общепроизводственных и общехозяйственных затрат.

доходы.расходы10

Для документального оформления операций по учету производственных затрат в программе предусмотрен ряд документов:

  • Акт списания материалов.
  • Акт списания мягкого и хозинвентаря.
  • Требование – накладная (Материальные запасы).
  • Поступление услуг, работ.
  • Отражение зарплаты в бухучете.
  • Начисление амортизации ОС и НМА.
  • Выпуск продукции.
  • Инвентаризация незавершенного производства (документ предназначен для отражения для отражения в учете факта инвентаризации незавершенного производства текущего месяца. Документ рекомендуется вводить последним числом месяца по каждой организации и КФО).
  • Закрытие счетов производственных затрат (документ предназначен для распределения общих затрат, расчета себестоимости продукции и корректировки списания продукции, если учреждение выпускает готовую продукцию, корректировки распределения и списания затрат, если готовая продукция была списана на общепроизводственные или общехозяйственные расходы, расчета расходов (НУ) и списания расходов (НУ), если учреждение ведет налоговый учет по налогу на прибыль).
  • Списание затрат по услугам (документ предназначен для списания затрат, произведенных при выполнении услуг (работ) и составляющих их стоимость, со счетов 106.20, 106.30, 106.40, 109.60 на текущий финансовый результат на счет 401.10 или 401.20. Документ также позволяет списать общие расходы организации со счетов 109.80, 109.70, 109.90).

Для регламентированного учета производственных затрат в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8», ред. 2.0, используются регистры:

Журнал операций по прочим операциям №8 («Учет и отчетность»«Отчеты»«Регистры учета»«Журнал операций (ф. 0504071)» – номер журнала операций «8»);

Многографная карточка («Учет и отчетность»«Отчеты»«Регистры учета»«Многографная карточка ф. 0504054»). Данный отчет позволяет проанализировать обороты по дебету или кредиту счетов 109.00 в разрезе аналитических показателей.

Также в программе предусмотрено формирование специализированных отчетов для учета производственных затрат:

  • Справка-расчет «Распределение общих затрат на себестоимость» показывает информацию о распределении общих затрат на произведенную продукцию. Информация отражается по каждой статье общих затрат;
  • Справка-расчет «Себестоимость продукции» отражает информацию о фактической и плановой стоимости произведенной продукции, работ, услуг и отклонения от нормативных показателей стоимости;
  • Справка-расчет «Калькуляция себестоимости» («Услуги, работы, производство»«Отчеты») позволяет получить информацию о составе и суммах затрат, которые сформировали фактическую себестоимость.

Специализированные отчеты рекомендуется формировать после проведения документа «Закрытие счетов производственных затрат».

Материалы газеты «Прогрессивный бухгалтер», бюджетный выпуск, апрель 2018.

Бухгалтерский учет и налогообложение

Авторы: Попова Анастасия Геннадьевна - экономист отдела по закупкам Поволжской Академии Государственной Службы им.П.А.Столыпина;

Шредер Екатерина Геннадиевна - бухгалтер ООО ТД "Лиа-Лев", большой практический опыт работы.

Данное практическое пособие рассматривает особенности бухгалтерского учета в бюджетных организациях. Подробно освящается весь учет основных средств, нематериальных и непроизведенных активов, учет материальных запасов, учет труда и его оплата, учет финансовых вложений, расчетов с дебиторами и обязательств, финансовых результатов и т.д. Также рассматривается отчетность бюджетных организаций, порядок составления отчетов и балансов, особенности налогообложения таких организаций.

Книга снабжена большим количеством практических примеров, которые наглядным образом отражают, как осуществляется бухгалтерский учет в этих организациях.

Пособие рекомендуется для бухгалтеров и руководителей бюджетных организаций, будет также интересно преподавателям бухгалтерских дисциплин.

Глава 1. Основы бюджетного учета

1.1. Система нормативного регулирования бюджетного учета

Бухгалтерский учет - упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (органов государственной власти, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и созданных ими бюджетных учреждений и операциях, приводящих к изменению вышеуказанных активов и обязательств.

Основными целями законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете являются: обеспечение единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями; составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности. Так систему нормативного регулирования бухгалтерского учета можно представить в виде совокупности законодательных, нормативных правовых актов и других документов, относящихся к бухгалтерскому учету.

На современном этапе развития бюджетного учета в соответствии с действующим законодательством можно выделить пять уровней его правового регулирования:

Первый уровень - законодательный, устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в бюджетных организациях - это Федеральные законы, Указы Президента РФ и Постановления Правительства:

Второй уровень - нормативный, его составляют нормативно-правовые акты Минфина России, который в соответствии с Бюджетным кодексом РФ (далее - БК РФ) устанавливает единую методологию и стандарты бюджетного учета и бюджетной отчетности:

Третий уровень - методический формируют правовые акты, издаваемые финансовыми органами, организующими исполнение федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов по вопросам бюджетного учета, примером может являться Постановление Госкомстата России от 18 августа 1998 года N 88 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации".

Четвертый уровень - ведомственный составляют правовые акты, издаваемые с учетом отраслевых особенностей главными распорядителями средств бюджета соответствующего уровня в соответствии с актами органов, организующих исполнение соответствующего бюджета.

К пятому уровню - организационному, относятся внутренние акты учреждений (получателей бюджетных средств), принятие которых также предусмотрено БК РФ, т.е. это локальные правовые документы бюджетных учреждений, принятие которых предусмотрено Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина от 10 февраля 2006 года N 25н:

- Приказ руководителя бюджетного учреждения об утверждении графика документооборота;

- Приказ руководителя бюджетного учреждения о порядке проведения инвентаризации и др.

Похожая система правового регулирования бухгалтерского учета существует и в коммерческих организациях, но между ними существуют и отличия:

- деятельность коммерческих организаций напрямую не регулируется БК РФ;

- коммерческие организации используют в своем учете положения по бухгалтерскому учету.

1.2. Цели, задачи и принципы бюджетного учета

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации к основным задачам бюджетного учета относят:

- формирование полной и достоверной информации о состоянии активов и обязательств учреждений, а также о финансовых результатах их деятельности;

- формирование полной и достоверной информации об исполнении всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

- обеспечение контроля за соответствием законодательству Российской Федерации операций, осуществляемых в ходе исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также контроля за состоянием активов и выполнением обязательств учреждений;

- обеспечение внутренних и внешних пользователей отчетностью о состоянии активов и обязательств учреждений, а также отчетностью об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Организация бухгалтерского учета в бюджетных организациях имеет ряд особенностей, которые основываются на законодательстве о бюджетном устройстве, Инструкции по бюджетному учету, других нормативных документах по учету и отчетности в бюджетных организациях, а также их отраслевой спецификой.

К таким особенностям бухгалтерского учета в бюджетных организациях можно отнести:

- организацию учета в разрезе статей бюджетной классификации;

- контроль исполнения сметы расходов;

- переход на казначейскую систему исполнения бюджетов;

- выделение в учете кассовых и фактических расходов;

- отраслевые особенности учета в учреждениях бюджетной сферы (здравоохранения, образования, науки и др.).

Основные цели и принципы бухгалтерского учета:

Основополагающие принципы ведения бухгалтерского учета определены в Законе "О бухгалтерском учете" и это:

- обязательность двойной записи хозяйственных операций на счетах Плана счетов, утвержденного Минфином России;

- осуществление учета объектов учета в рублях и на русском языке (если первичные учетные документы составляются на иностранных языках, то необходимо, чтобы эти документы имели построчный перевод на русский язык);

- бухгалтерский учет текущих затрат на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг должен осуществляться отдельно от учета затрат, связанных с капитальными вложениями;

- обязательность составления документов на все хозяйственные операции;

- использование учетных регистров для систематизации информации, которая содержится в учетных документах;

- оценка объектов учета в денежном выражении;

- обязательность проведения инвентаризации имущества и обязательств, порядок которой определяется действующим законодательством и приказами руководителя бюджетной организации.

Помимо вышеуказанных принципов бухгалтерского учета можно выделить и принципы, которые присущи именно бюджетному учету:

- принцип "единства кассы" подразумевает осуществление всех бюджетных операций в рамках единого счета соответствующего бюджета, что позволяет обеспечить полную прозрачность при формировании и использовании бюджетных средств и существенно повысить управляемость государственными (муниципальными) финансами;

- принцип "подведомственности расходов" исключает возможность реализации функций распорядителя бюджетных средств организациями, подведомственными органам исполнительной власти других уровней. Функции по распоряжению бюджетными средствами такими организациями должны быть переданы главным распорядителям средств бюджета.

1.3. Особенности организации бюджетного учета

В бюджетных организациях учет исполнения смет доходов и расходов по бюджетным средствам и средствам, полученным за счет внебюджетных источников, осуществляется на основании Федерального закона "О бухгалтерском учете" N 129-ФЗ от 21 ноября 1996 года и Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина от 10 февраля 2006 года N 25н.

Инструкция по бюджетному учету включает в себя:

- План счетов бухгалтерского учета в организациях;

- форму ведения бухгалтерского учета;

- способ применения счетов Плана счетов бухгалтерского учета для отражения операций по исполнению сметы доходов и расходов денежных средств, которые были получены за счет внебюджетных источников;

- формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета;

- методы оценки активов и обязательств;

- корреспонденцию счетов по основным бухгалтерским операциям.

Бухгалтерия бюджетной организации состоит из нескольких групп - финансовая, материальная, расчетов и др. В группах могут выделяться подгруппы (оперативно-финансовая, основных средств, расчетных операций и др.). Структурные подразделения бюджетной организации должны своевременно представлять в бухгалтерию всю необходимую документацию (договоры, акты выполненных работ, авансовые отчеты и др.).

Обеспечение контроля за исполнением смет доходов и расходов, состоянием расчетов с юридическими и физическими лицами, сохранностью денежных средств и материальных ценностей - это одна из ключевых задач работы бухгалтерской службы.

Обязанности бухгалтерии:

- организация бухгалтерского учета в соответствии с действующим законодательством РФ;

- контроль за правильным оформлением первичных учетных документов и законностью совершаемых операций;

- контроль за расходами денежных средств в соответствии с целевым назначением, которое утверждается сметам доходов и расходов;

- контроль за сохранностью денежных средств и материальных ценностей;

- начисление и выплата заработной платы работникам, стипендий учащимся, студентам, аспирантам учебных заведений;

- учет доходов и расходов по средствам, полученным за счет внебюджетных источников;

- проведение инвентаризации имущества и финансовых обязательств;

- составление и представление в установленном порядке и в предусмотренные сроки бухгалтерской отчетности;

- составление для утверждения руководителем учреждения смет доходов и расходов и расчетов;

- обеспечение хранения документации в соответствии с требованиями организации государственного архивного дела.

Главный бухгалтер бюджетной организации назначается на должность и освобождается от должности руководителем организации.

Элементы плана организации бухгалтерского учета в бюджетных организациях:

Приказ Минфина России

от 15.04.2021 № 61

Приказ Минфина России от 15.04.2021 № 61 «Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методичес.

Дата публикации: 13.05.2021

Письмо Минфина России

от 29.01.2021 № 02-06-07/5651

Письмо Минфина России от 29.01.2021 № 02-06-07/5651 «Об отражении в бухгалтерском учете операций по возмещению за счет субсидии на иные цели, целевых расходов, произведенных за счет иного финансового источника»

Дата публикации: 01.02.2021

Письмо Минфина России

от 27.01.2021 № 02-06-07/4930

Письмо Минфина России от 27.01.2021 № 02-06-07/4930 «Информация о ходе реализации централизации бухгалтерских полномочий»

Дата публикации: 29.01.2021

Письмо Минфина России

от 24.12.2020 № 02-07-07/113668

Письмо Минфина России от 24.12.2020 № 02-07-07/113668 «О порядке определения особенностей проведения в условиях реализации мер в области защиты здоровья сотрудников в целях создания необходимых условий для предупреждения и минимиза.

Дата публикации: 24.12.2020

Приказ Минфина России

от 28.10.2020 № 246н

Приказ Минфина России от 28.10.2020 № 246н «О внесении изменений в приложения к приказу Министерства финансов Российской Федерации .

Зарегистрирован в Минюсте России 09.12.2020 № 61340

Дата публикации: 23.12.2020

Приказ Минфина России

от 30.10.2020 № 256н

Приказ Минфина России от 30.10.2020 № 256н «О внесении изменений в приложения к приказу Министерства финансов Российской Федерации .

Зарегистрирован в Минюсте России 09.12.2020 № 61365

Дата публикации: 11.12.2020

Приказ Минфина России

от 30.10.2020 № 253н

Приказ Минфина России от 30.10.2020 № 253н «О внесении изменений в приложения к приказу Министерства финансов Российской Федерации .

Зарегистрирован в Минюсте России 10.12.2020 № 61370

Дата публикации: 11.12.2020

Приказ Минфина России

от 29.09.2020 № 219н

Приказ Минфина России от 29.09.2020 № 219н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 30 ноября 2015 г. № 184н «Об.

Зарегистрирован в Минюсте России 06.11.2020 № 60783

Дата публикации: 11.11.2020

Приказ Минфина России

от 15.06.2020 № 103н

Приказ Минфина России от 15.06.2020 № 103н «О внесении изменений в приложения №1-5 к приказу Министерства финансов Российской Федер.

Зарегистрирован Минюстом России за № 59882 15 сентября 2020 г.

Дата публикации: 18.09.2020

Письмо Минфина России

от 28.04.2020 № 02-07-07/34963

Письмо Минфина России от 28.04.2020 № 02-07-07/34963 «О применении КБК 2020 г. в связи с вступлением в силу Федерального закона от 15 апреля 2019 года № 62-ФЗ «О внесении изменений в бюджетный кодекс Российской Федерации»

Дата публикации: 30.04.2020

Сопоставительная таблица кодов видов (подвидов) доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от денежных взысканий (штрафов), поступающих в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по исполнению задолженности, образова.

Дата публикации: 29.04.2020

Сопоставительная таблица кодов видов (подвидов) доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от денежных взысканий (штрафов), поступающих в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по исполнению задолженности, образова.

Дата публикации: 29.04.2020

Приказ Минфина России

от 13.12.2019 № 229н

Приказ Минфина России от 13.12.2019 № 229н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2016 г. № 259н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государстве.

Дата публикации: 09.04.2020

Письмо Минфина России

от 04.02.2020 № 02-06-07/6939

Письмо Минфина России от 04.02.2020 № 02-06-07/6939 «О признании в бухгалтерском (бюджетном) учете показателей доходов (расходов) отчетного периода по операциям от получения бюджетными и автономными учреждениями субсидий из бюджета»

Дата публикации: 05.02.2020

Письмо Минфина России

от 29.01.2020 № 02-06-07/5280

Письмо Минфина России от 29.01.2020 № 02-06-07/5280 «Уведомление о регистрации приказов Министерства финансов Российской Федерации в Министерстве юстиции Российской Федерации»

Дата публикации: 30.01.2020

Минфин

Министерство финансов Российской Федерации Официальный сайт

109097 , Москва , ул. Ильинка, д.9
+7 (495) 987-91-01

Читайте также: