Международное налогообложение в казахстане

Опубликовано: 21.09.2024

Импорт и экспорт товаров влекут различные налоговые последствия, но сложнее всего с налоговыми обязательствами при приобретении работ и услуг нерезидента страны


Сделки между отечественными и иностранными компаниями можно поделить на две группы: экспорт и импорт товаров, работ и услуг. Обе группы влекут различные налоговые последствия. При импорте товаров уплачиваются таможенная пошлина и налог на добавленную стоимость (НДС) на импорт. Казахстанский корпоративный подоходный налог (КПН) не взимается, так как доходы нерезидентов от реализации товаров освобождены от налогообложения в Казахстане.

Налог по Чингисхану. Поддержит ли аграриев фискальная реформа?

Налог по Чингисхану. Поддержит ли аграриев фискальная реформа?

Сложнее с налоговыми обязательствами при приобретении работ и услуг нерезидента. Каждая юрисдикция заинтересована в том, чтобы налоги уплачивались в свой бюджет. Но, если к одной и той же операции будут применяться налоги двух и более стран, то это негативно скажется на внешнеэкономической деятельности. В связи с этим между странами достигаются определённые договоренности, которые следует учитывать.

В целом сделки резидентов с нерезидентами касательно работ и услуг влекут обязательства по КПН и НДС. Вопросы уплаты казахстанского КПН с доходов нерезидента от выполнения работ и оказания услуг возникают, если эти работы выполнены, а услуги оказаны на территории Казахстана. К примеру, если нерезидент оказывает образовательные или медицинские услуги за пределами РК, то его доходы не подлежат налогообложению здесь. Вместе с тем, если нерезидент оказывает управленческие, финансовые, консультационные, инжиниринговые, маркетинговые, аудиторские или юридические услуги, то его доходы облагаются КПН, даже если они оказаны за рубежом.

Порядок уплаты КПН зависит от наличия у нерезидента казахстанского постоянного учреждения, под которым понимается место, через которое нерезидент выполняет всю или часть своей предпринимательской деятельности. В законодательстве подробно описаны случаи, когда деятельность нерезидента образует постоянное учреждение. Если постоянное учреждение образуется, то доходы нерезидента подлежат обложению в общем порядке, путём исчисления доходов и расходов. Если постоянного учреждения нет, то доходы облагаются у источника выплаты. Но стороны обычно применяют конвенции об устранении двойного налогообложения, которые предусматривают освобождение от налогообложения в стране получения доходов при отсутствии постоянного учреждения.

Почему возникают проблемы с возвратом НДС в Казахстане

Почему возникают проблемы с возвратом НДС в Казахстане

Что касается НДС, то к сделкам между резидентами разных стран применяется НДС той страны, территория которой признаётся местом реализации работ и услуг. К примеру, если оказываются маркетинговые услуги, то местом реализации будет признана страна регистрации покупателя услуг. Если сделка касается аренды транспортных средств, то место реализации определяется местом регистрации продавца.

Например, не имеющий в Казахстане постоянного учреждения нерезидент оказывает резиденту консультационные услуги. В этой ситуации будет применяться казахстанский КПН, который может быть исключен по налоговой конвенции. Кроме того, применим казахстанский НДС, так как покупателем услуг является местная компания и, соответственно, Казахстан признается местом реализации.

Другой пример. Зарубежная транспортная компания оказала казахстанской компании услуги по перевозке груза за пределами РК. Такая сделка не повлечет обязательств по уплате ни КПН, ни НДС, так как, во-первых, услуги оказаны не в Казахстане, во-вторых, местом реализации Казахстан не признаётся, поскольку в такой ситуации оно определяется местом нахождения продавца.

Подписывайтесь на нас в Google News

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
  • 18.08.2017
  • |
  • 4
  • |
  • 5016
  • |
  • 0

Особенности международного налогообложения изложены в седьмом разделе Налогового кодекса РК.

Согласно положению статьи 190 Налогового кодекса РК где отражено, что физ/л, которое признается нерезидентом, обязано предоставить налоговому агенту или в налоговый орган по месту пребывания (жительства) не позднее даты получения дохода или при подаче налоговой отчетности документ, подтверждающий резидентство нерезидента. Это официальный документ, подтверждающий, что иностранный - получатель дохода, является резидентом государства, с которым РК заключен международный договор, в налоговом периоде, за который иностранному лицу был начислен доход из источников в РК, подлежащий налогообложению в соответствии с международным договором. Такой документ должен быть заверен компетентным органом иностранного государства, резидентом которого является иностранное лицо - получатель дохода. При этом подпись и печать органа, заверившего резидентство нерезидента, а также подпись и печать иностранного нотариуса в случае предоставления нотариально засвидетельствованной копии документа, подтверждающего резидентство, подлежат дипломатической или консульской легализации в порядке, установленном законодательством РК или международным договором, одной из сторон которого является РК.

Следует обратить внимание на положение статьи 191 Налогового кодекса РК - «постоянное учреждение нерезидента». Постоянным учреждением нерезидента в Республике Казахстан признается одно из следующих мест деятельности в Республике Казахстан, через которое он осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Республики Казахстан, независимо от сроков осуществления деятельности любое место осуществления производства, переработки, комплектации, фасовки, упаковки и (или) поставки товаров; любое место управления; любое место геологического изучения недр, осуществления разведки, подготовительных работ к добыче полезных ископаемых и (или) добычи полезных ископаемых и (или) выполнения работ, оказания услуг по контролю и (или) наблюдению за разведкой и (или) добычей полезных ископаемых; любое место осуществления деятельности (в том числе контрольной или наблюдательной), связанной с трубопроводом; любое место осуществления деятельности, связанной с установкой, наладкой и эксплуатацией игровых автоматов (включая приставки), компьютерных сетей и каналов связи, аттракционов, а также связанной с транспортной или иной инфраструктурой; место реализации товаров на территории Республики Казахстан, любое место осуществления строительной деятельности и (или) строительно-монтажных работ, а также оказания услуг по наблюдению за выполнением этих работ; место нахождения филиала или представительства, за исключением представительства, осуществляющего деятельность, указанную в пункте 4 настоящей статьи; место нахождения лица, осуществляющего посредническую деятельность в Республике Казахстан от имени нерезидента в соответствии с Законом Республики Казахстан «О страховой деятельности»; место нахождения резидента-участника договора о совместной деятельности, заключенного с нерезидентом в соответствии с законодательством иностранного государства либо Республики Казахстан, в случае, если такая совместная деятельность осуществляется на территории Республики Казахстан.

Еще хотелось бы отметить положение статьи 194 - «ставки подоходного налога у источника выплаты».

Доходы нерезидента, осуществляющего деятельность без образования постоянного учреждения, из источников РК подлежат налогообложению у источника выплаты по следующим ставкам:

1) доходы, определенные статьей 192 настоящего Кодекса, за исключением доходов, указанных в подпунктах 2)-6) настоящей статьи, - 15 процентов,

2) доходы, указанные в подпункте 4 статьи 192 настоящего Кодекса, - 20 процентов,

3) страховые премии по договорам страхования рисков - 15 процентов,

4) страховые премии по договорам перестрахования рисков - 5 процентов,

5) доходы от оказания транспортных услуг в международных перевозках - 5 процентов,

6) доходы от прироста стоимости, дивиденды, вознаграждения, роялти - 15 процентов.

Налогоплательщикам, имеющим договорные обязательства и взаиморасчеты с нерезидентами РК, осуществляющими деятельность без образования постоянного учреждения в РК, необходимо проверить правильность применение процентной ставки при исчислении подоходного налога с доходов нерезидентов, облагаемых у источника выплаты из источников РК.

Автор: Главный специалист УГД по Алматинскому району А.Есенбай

Особенности международного налогообложения

Международное налогообложение – область знаний, охватывающая системы налогообложения зарубежных стран, а также налогообложение деятельности международных корпораций, то есть налогообложение трансграничных операций во внешней торговле и международных финансовых операциях.

Налоговое законодательство Республики Казахстан основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из Налогового кодекса, а также нормативных правовых актов, принятие которых предусмотрено именно Налоговым кодексом.

При этом статьей 3 Налогового кодекса предусмотрено, что налоговое законодательство Республики Казахстан действует на всей территории Республики Казахстан и распространяется на физических, юридических лиц и их структурные подразделения.

Однако, согласно пункту 5 статьи 2 Налогового кодекса, если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в Налоговом кодексе, применяются правила указанного договора.

Особенности международного налогообложения регламентированы разделом 7 Налогового кодекса, включающим следующие главы и статьи:

глава 22 «Общие положения» (ст. 188, 189, 190, 191, 192 Налогового кодекса);

глава 23 «Порядок налогообложения доходов юридических лиц – нерезидентов, осуществляющих деятельность без образования постоянного учреждения в Республике Казахстан» (ст. 193, 194, 195, 196, 197 Налогового кодекса);

глава 24 «Порядок налогообложения доходов юридических лиц – нерезидентов, осуществляющих деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение» (ст. 198, 199, 200 Налогового кодекса);

глава 25 «Порядок налогообложения доходов физических лиц – нерезидентов» (ст. 200-1, 201, 202, 203, 204, 205 Налогового кодекса);

глава 26 «Специальные положения по международным договорам» (ст. 206, 207, 208, 209, 210, 211, 212, 212-1, 212-2, 213, 214, 215, 216, 217, 218, 219, 220 Налогового кодекса);

глава 27 «Особенности налогообложения доходов резидентов от внешнеэкономической деятельности» (ст. 221, 221-1, 222, 223, 224, 225, 226, 227, 227-1 Налогового кодекса).

Раздел 7 Налогового кодекса в основном предусматривает общие положения международного налогообложения. При этом если имеются противоречия между положениями Налогового кодекса и международными договорами, то приоритетно действуют положения международного договора.

Статьей 188 Налогового кодекса предусмотрены следующие принципы международного налогообложения (табл. 1).

Доходы нерезидента из источников в Республике Казахстан

На основании статьи 192 Налогового кодекса, доходами нерезидента из источников в Республике Казахстан признаются следующие виды доходов:

1) доходы от реализации товаров на территории Республики Казахстан, а также доходы от реализации товаров, находящихся в Республике Казахстан, за ее пределы в рамках осуществления внешнеторговой деятельности;

2) доходы от выполнения работ, оказания услуг на территории Республики Казахстан;

3) доходы от оказания управленческих, финансовых (за исключением услуг по страхованию и (или) перестрахованию), консультационных, аудиторских, юридических (за исключением услуг по представительству и защите прав и законных интересов в судах, арбитраже или третейском суде, а также нотариальных услуг) услуг за пределами Республики Казахстан.

Финансовыми услугами признается деятельность участников страхового рынка, рынка ценных бумаг, накопительных пенсионных фондов, банковская деятельность, деятельность организаций по проведению отдельных видов банковских операций, а также деятельность центрального депозитария и обществ взаимного страхования.

Консультационные услуги, согласно подпункту 23 пункта 1 статьи 12 Налогового кодекса, – это услуги по предоставлению разъяснений, рекомендаций, советов и иных форм консультаций, включая определение и (или) оценку проблем и (или) возможностей лица, в целях решения управленческих, экономических, финансовых, инвестиционных вопросов, в том числе вопросов стратегического планирования, организации и осуществления предпринимательской деятельности, управления персоналом;

4) доходы лица, зарегистрированного в государстве с льготным налогообложением, от выполнения работ, оказания услуг независимо от места их фактического выполнения, оказания, а также иные доходы.

Положения подпункта 4 пункта 1 статьи 192 Налогового кодекса не применяются в отношении доходов от оказания туристских услуг физическому лицу на территории государства с льготным налогообложением нерезидентом, зарегистрированным на территории такого государства.

Доходы лица, зарегистрированного в государстве с льготным налогообложением, от аэропортовской деятельности с 1 января 2016 года не признаются доходами нерезидента из источников в Республике Казахстан;

Таким образом, данная поправка позволит исключить дополнительную налоговую нагрузку на авиакомпании Казахстана, которые открывают новые направления, в том числе и в страны с льготным налогообложением, так как на практике нередки случаи, когда уплату подоходного налога с доходов нерезидентов, зарегистрированных в странах с льготным налогообложением, осуществляют казахстанские налоговые агенты за счет собственных средств и, соответственно, несут дополнительную налоговую нагрузку в виде 20%-ного налога. И, как известно, налоги, уплаченные за счет собственных средств, не идут на вычеты налогового агента.

5) доходы от прироста стоимости при реализации:

– находящегося на территории Республики Казахстан имущества, права на которое или сделки по которому подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан;

– находящегося на территории Республики Казахстан имущества, подлежащего государственной регистрации в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан;

– ценных бумаг, выпущенных резидентом, а также долей участия в уставном капитале юридического лица – резидента, консорциума, расположенного в Республике Казахстан;

– акций, выпущенных нерезидентом, а также долей участия в уставном капитале юридического лица – нерезидента, консорциума, если 50 и более процентов стоимости таких акций, долей участия или активов юридического лица – нерезидента составляет имущество, находящееся в Республике Казахстан;

6) доходы от уступки прав требования долга резиденту или нерезиденту, осуществляющему деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение, – для налогоплательщика, уступившего право требования.

При этом размер таких доходов определяется в виде положительной разницы между стоимостью права требования, по которой произведена уступка, и стоимостью требования, подлежащей получению от должника на дату уступки права требования, согласно первичным документам налогоплательщика;

7) доходы от уступки прав требования долга у резидента или нерезидента, осуществляющего деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение, – для налогоплательщика, приобретающего право требования.

При этом размер таких доходов определяется в виде положительной разницы между суммой, подлежащей получению от должника по требованию основного долга, в том числе суммы сверх основного долга на дату уступки права требования, и стоимостью приобретения права требования;

8) неустойка (штраф, пени) и другие виды санкций, кроме возвращенных из бюджета необоснованно удержанных ранее штрафов;

9) доходы в форме дивидендов, поступающие от юридического лица – резидента, а также от паевых инвестиционных фондов, созданных в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан;

10) доходы в форме вознаграждений, за исключением вознаграждений по долговым ценным бумагам.

Вознаграждение, согласно подпункту 39 пункта 1 статьи 12 Налогового кодекса, это все выплаты:

– связанные с кредитом (займом, микрокредитом), за исключением полученной (выданной) суммы кредита (займа, микрокредита), комиссий за перевод денег банками и иных выплат лицу, не являющемуся для заемщика заимодателем, взаимосвязанной стороной;

– связанные с передачей имущества по договору финансового лизинга, в том числе с таким договором выплаты взаимосвязанной стороне, за исключением стоимости, по которой такое имущество получено (передано), выплат в связи с изменением размера лизинговых платежей при применении коэффициента (индекса) в соответствии с условиями договора финансового лизинга, выплат лицу, которое не является для лизингополучателя лизингодателем, взаимосвязанной стороной;

– по вкладам (депозитам), за исключением суммы вклада (депозита), а также выплат лицу, не являющемуся для стороны, принявшей вклад (депозит), вкладчиком (депозитором), взаимосвязанной стороной;

– связанные с договором накопительного страхования, за исключением размера страховой суммы, выплат лицу, не являющемуся для страхователя страховщиком, взаимосвязанной стороной;

– по долговым ценным бумагам в виде дисконта либо купона (с учетом дисконта либо премии от стоимости первичного размещения и (или) стоимости приобретения), выплаты лицу, являющемуся для лица, выплачивающего вознаграждение, держателем его долговых ценных бумаг, взаимосвязанной стороной;

– по векселю, за исключением суммы, указанной в векселе, выплат лицу, не являющемуся для векселедателя держателем его векселей, взаимосвязанной стороной;

– по операциям репо – в виде разницы между ценой закрытия и ценой открытия репо;

– по исламским арендным сертификатам;

– вознаграждения, выплачиваемые по договорам банковского счета;

11) доходы в форме вознаграждений по долговым ценным бумагам, получаемые от эмитента;

12) доходы в форме роялти.

Роялти, согласно подпункту 30 пункта 1 статьи 12 Налогового кодекса, – это платеж:

– за право пользования недрами в процессе добычи полезных ископаемых и переработки техногенных образований;

– использование или право использования авторских прав, программного обеспечения, патентов, чертежей или моделей, товарных знаков или других подобных видов прав; использование или право использования промышленного оборудования, в том числе морских и воздушных судов, арендуемых по договорам бербоут-чартера или димайз-чартера, а также торгового или научно-исследовательского оборудования; использование «ноу-хау»; использование или право использования кинофильмов, видеофильмов, звукозаписи или иных средств записи;

13) доходы от сдачи в имущественный наем (аренду) имущества, находящегося в Республике Казахстан;

14) доходы, получаемые от недвижимого имущества, находящегося в Республике Казахстан;

15) доходы в форме страховых премий, выплачиваемых по договорам страхования или перестрахования рисков, возникающих в Республике Казахстан;

16) доходы от оказания услуг по международной перевозке.

В целях раздела 7 Налогового кодекса международными перевозками признаются любые перевозки пассажиров, багажа, товаров, в том числе почты, морским, речным или воздушным судном, автотранспортным средством или железнодорожным транспортом, осуществляемые между пунктами, находящимися в разных государствах, одним из которых является Республика Казахстан.

Международными перевозками в целях настоящего раздела не признаются:

– перевозка, осуществляемая исключительно между пунктами, находящимися за пределами Республики Казахстан, а также исключительно между пунктами, находящимися на территории Республики Казахстан;

– транспортировка полезных ископаемых по трубопроводам;

16-1) доход в виде платежа за простой судна под погрузочно-разгрузочными операциями сверх сталийного времени, предусмотренного в договоре (контракте) морской перевозки;

17) доходы, получаемые от эксплуатации трубопроводов, линий электропередачи, линий оптико-волоконной связи, находящихся на территории Республики Казахстан;

18) доходы физического лица – нерезидента от деятельности в Республике Казахстан по трудовому договору (контракту), заключенному с резидентом или нерезидентом, являющимся работодателем;

18-1) доходы трудовых иммигрантов, являющихся домашними работниками – нерезидентами, полученные (подлежащие получению) по трудовым договорам, заключенным в соответствии с трудовым законодательством Республики Казахстан на основании разрешения трудовому иммигранту;

19) гонорары руководителя и (или) иные выплаты членам органа управления (совета директоров или иного органа), получаемые указанными лицами в связи с выполнением возложенных на них управленческих обязанностей в отношении резидента, независимо от места фактического выполнения таких обязанностей;

20) надбавки физического лица – нерезидента, выплачиваемые ему в связи с проживанием в Республике Казахстан резидентом или нерезидентом, являющимся работодателем;

21) доходы физического лица – нерезидента от деятельности в Республике Казахстан в виде материальной выгоды, полученной от работодателя.

В целях раздела 7 Налогового кодекса материальной выгодой признаются в том числе:

– оплата и (или) возмещение стоимости товаров, выполненных работ, оказанных услуг, полученных физическим лицом – нерезидентом от третьих лиц;

– отрицательная разница между стоимостью товаров, работ, услуг, реализованных физическому лицу – нерезиденту, и ценой приобретения или себестоимостью этих товаров, работ, услуг;

– списание суммы долга или обязательства физического лица – нерезидента;

21-1) доходы физического лица – нерезидента в виде материальной выгоды, полученной от лица, не являющегося работодателем.

В целях данного раздела материальной выгодой признаются в том числе:

– оплата и (или) возмещение стоимости товаров, выполненных работ, оказанных услуг, полученных физическим лицом – нерезидентом от третьих лиц;

– отрицательная разница между стоимостью товаров, работ, услуг, реализованных физическому лицу – нерезиденту, и ценой приобретения или себестоимостью этих товаров, работ, услуг;

– списание суммы долга или обязательства физического лица – нерезидента;

22) пенсионные выплаты, осуществляемые единым накопительным пенсионным фондом и добровольными накопительными пенсионными фондами – резидентами;

23) доходы, выплачиваемые работнику культуры и искусства: артисту театра, кино, радио, телевидения, музыканту, художнику, спортсмену, – от деятельности в Республике Казахстан независимо от того, как и кому осуществляются выплаты;

24) выигрыши, выплачиваемые резидентом или нерезидентом, имеющим постоянное учреждение в Республике Казахстан, если выплата выигрыша связана с деятельностью такого постоянного учреждения;

25) доходы, получаемые от оказания независимых личных (профессиональных) услуг в Республике Казахстан;

26) доходы в виде безвозмездно полученного или унаследованного имущества, в том числе работ, услуг, за исключением безвозмездно полученного имущества физическим лицом – нерезидентом от физического лица – резидента.

Стоимость безвозмездно выполненных работ, оказанных услуг определяется в размере расходов, понесенных в связи с выполнением таких работ, оказанием услуг.

Стоимость безвозмездно полученного имущества, за исключением безвозмездно выполненных работ, оказанных услуг, определяется в размере его балансовой стоимости по данным бухгалтерского учета лица, передавшего такое имущество на дату передачи имущества.

В случае невозможности определения стоимости безвозмездно полученного имущества из данных бухгалтерского учета, а также унаследованного имущества стоимость такого имущества на дату передачи или вступления в наследство устанавливается одним из следующих способов:

– на основе стоимости, установленной уполномоченным государственным органом в сфере регистрации прав на недвижимое имущество по состоянию на первое января календарного года, в течение которого получено такое имущество;

– на основе котировки ценной бумаги, торгуемой на казахстанской или иностранной фондовой бирже, на день получения указанной ценной бумаги (вступления) в наследство.

В случае невозможности определения стоимости безвозмездно полученного или унаследованного имущества в порядке, установленном настоящим подпунктом, стоимость определяется на основе отчета об оценке имущества;

27) доходы по производным финансовым инструментам;

28) доходы, полученные по акту об учреждении доверительного управления имуществом от доверительного управляющего – резидента, на которого не возложено исполнение налогового обязательства в Республике Казахстан за нерезидента, являющегося учредителем доверительного управления по договору доверительного управления имуществом или выгодоприобретателем в иных случаях возникновения доверительного управления;

28-1) доход по инвестиционному депозиту, размещенному в исламском банке;

29) другие доходы, возникающие в результате деятельности на территории Республики Казахстан.

Следует отметить, что подлежат обложению у источника выплаты по месту начисления и (или) выплаты доходов налоговым агентом доходы, представленные следующими подпунктами пункта 1 статьи 192 Налогового кодекса:

– доходы от оказания управленческих, финансовых (за исключением услуг по страхованию и (или) перестрахованию), консультационных, аудиторских, юридических (за исключением услуг по представительству и защите прав и законных интересов в судах, арбитраже или третейском суде, а также нотариальных услуг) услуг за пределами Республики Казахстан;

– доходы лица, зарегистрированного в государстве с льготным налогообложением, от выполнения .


Казахстан в своем налоговом законодательстве значительно расширил ареал своей налоговой юрисдикции за счет иностранного элемента, считает д.ю.н., директор НИИ финансового и налогового права Е. Порохов .

Действие на протяжении последних трех лет нового Налогового кодекса РК с его новой либеральной системой налогообложения свидетельствует о серьезном намерении Казахстана занять лидирующие позиции в мировой налоговой системе путем создания в нашей стране привлекательного для международного бизнеса налогового и инвестиционного климата. Следует отметить, что со стороны Казахстана действительно предпринимаются осмысленные меры по повышению конкурентоспособности нашей налоговой системы для привлечения в экономику Казахстана дополнительных иностранных инвестиций, международного капитала и в целом организованного бизнеса. И если раньше взоры и устремления нашего государства были направлены в основном на преодоление внутренних проблем в налогообложении, то сейчас Казахстан кардинально пересмотрел взгляды на свое место в мировой налоговой системе и существенно поменял направления своей внешней налоговой политики.

Жесткая налоговая конкуренция в мире побудила Казахстан, с одной стороны, значительно либерализовать свою налоговую систему, уменьшить количество налогов и их ставки по основным видам налогов, упростить для налогоплательщиков налоговые процедуры налоговой регистрации, ведения налогового учета и представления налоговой отчетности, сделав тем самым нашу налоговую систему одной из самых привлекательных в мире. А с другой стороны, Казахстан в своем налоговом законодательстве значительно расширил ареал своей налоговой юрисдикции за счет иностранного элемента. Как известно, Казахстан при установлении своей налоговой юрисдикции использует смешанный принцип налогообложения, распространяя действие своих налоговых законов как на резидентов РК, независимо от места получения ими доходов (принцип резидентства), так и на нерезидентов РК, осуществляющих свою налогооблагаемую деятельность в РК через постоянное учреждение либо получающих доходы из источников в РК (принцип территориальности). Подобный принцип построения налоговой системы нашего государства представляет собой хотя и экстенсивный, но очень эффективный механизм расширения совокупной налоговой базы за счет иностранного элемента. Для решения этой задачи казахстанский законодатель уточнил в ст. 189 НК РК понятие «налогового резидентства», значительно расширил в ст. 191 Налогового кодекса РК пределы понятия «постоянного учреждения нерезидента в Казахстане» и существенно пополнил в ст. 192 НК РК перечень доходов из источников в РК.

Вместе с тем в своей конкурентной борьбе с другими иностранными государствами Казахстан вынужден считаться с установленными в мировом сообществе правилами международной налоговой политики. Поэтому помимо налоговой конкуренции, осуществляемой по собственным правилам, Казахстан вынужден также предпринимать и конкретные шаги в направлении международного сотрудничества с зарубежными странами в сфере регулирования международных налоговых отношений. В этом отношении не следует забывать о том, что расширение сферы налоговой юрисдикции нашего государства небезгранично. Казахстан в методах своей налоговой конкуренции также скован тем, что он обязан уважать принципы и нормы международного права и суверенитет других государств, проводить политику сотрудничества и добрососедских отношений между государствами, их равенства и невмешательства во внутренние дела друг друга, мирного разрешения международных споров (ст. 8 Конституции РК). Перефразировав известный категорический императив И. Канта, можно сказать, что налоговый суверенитет и налоговая юрисдикция любого государства заканчиваются там, где начинаются налоговый суверенитет и налоговая юрисдикция других государств.

Кроме того, не следует забывать и о том, что чрезмерное увлечение любым государством либерализацией своего налогового законодательства таит в себе угрозу возможности признания другими государствами такой страны налоговым оффшором и применения по отношению к нему антиоффшорного законодательства (живые примеры чему уже имеются в современной мировой практике). Наше государство также негативно относится к государствам со льготным налогообложением, признавая таковыми государства, в которых ставка подоходного налога составляет менее 10% или в которых существуют законы о конфиденциальности информации о налогоплательщиках и объектах налогообложения (п. 4 и 5 ст. 224 НК РК). К налоговым резидентам государств с льготным налогообложением применяются все возможные негативные налоговые последствия, которые отвращают от них практически всех налогоплательщиков-резидентов в их внешнеэкономической деятельности.

Международное налоговое сотрудничество государств в рамках добросовестной налоговой конкуренции преследует, прежде всего, цель договорного разграничения между ними сфер действия их налоговых юрисдикций. Проще говоря, государства стремятся в первую очередь поделить между собой сферы своего налогового влияния путем деления всех «своих», как им кажется по их налоговым законам, налогоплательщиков и объектов налогообложения. Обратной, можно сказать, благородной, стороной медали устремлений государств в разделении сфер своего налогового влияния является недопущение двойного налогообложения тех налогоплательщиков, которые по налоговым законодательствам Договаривающихся Государств подвергаются налогообложению по одним и тем же объектам налогообложения одновременно и в стране происхождения этих объектов, и в стране резидентства налогоплательщиков. В этом благородном деле государствам помогают модельные налоговые конвенции ООН и ОЭСР об устранении (избежании) двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения. На сегодня Казахстан на базе указанных модельных конвенций заключил Налоговые конвенции с 46 иностранными государствами. Налоговые конвенции с 44 иностранными государствами уже ратифицированы, вступили в силу и действуют. И только с двумя государствами (ОАЭ и Люксембург) Налоговые конвенции еще не прошли все процедуры придания им юридической силы.

Помимо основной задачи разделения сфер налогового влияния государств (их налоговых юрисдикций) Налоговые конвенции также призваны решать задачу защиты налогоплательщиков каждого Договаривающегося Государства от их дискриминации в другом Договаривающемся Государстве. С этой целью в налоговых конвенциях прописываются нормы о недискриминации, об освобождении от налогообложения, зачете, вычете или возврате взысканных налогов, о применении процедур взаимного согласования при возникновении налоговых споров по налоговым конвенциям с участием резидентов Договаривающихся Государств.

Кроме того, с помощью налоговых конвенций Договаривающиеся Государства также стремятся оказывать друг другу помощь в их борьбе с недобросовестными налогоплательщиками при совершении ими налоговых правонарушений и уклонении от уплаты возникших налогов. С этой целью государства в рамках налоговых конвенций договариваются об оказании друг другу помощи в обмене информацией и в сборе налогов. Здесь в качестве позитивного момента следует также упомянуть о том, что с принятием нового Налогового кодекса от 10.12.2008 г. Казахстан урегулировал в своем национальном налоговом праве как вопросы обеспечения исполнения на территории РК налоговых обязательств резидентов РК, возникших в иностранных государствах, так и вопросы предъявления Казахстаном своих налоговых требований через компетентные органы иностранных государств к резидентам этих государств по их налоговым обязательствам, возникшим в Казахстане (ст. 227 НК РК). Ранее эти вопросы оставались в законодательстве РК неурегулированным, что порождало неопределенность в дальнейшей судьбе возникших, но неисполненных налоговых обязательств нерезидентов РК перед Казахстаном и резидентов РК перед иностранными государствами.

Однако, на наш взгляд, налоговая конкуренция Казахстана в отношениях с иностранными государствами заключается не только в создании на национальном законодательном уровне условий для предпочтительного осуществления всеми абстрактными налогоплательщиками своей налогооблагаемой деятельности в Казахстане и в урегулировании на международном уровне международных налоговых отношений. Помимо этого крайне важна и необходима адекватная и полноценная реализация прогрессивных норм налогового права и международных налоговых договоров на практике усилиями всех субъектов правоприменения - налоговых органов, органов финансовой полиции и судов в отношении уже конкретных налогоплательщиков.

И если в первом аспекте налоговой конкуренции наше государство значительно преуспело, то во втором до сих пор приходится слышать серьезные нарекания со стороны налогоплательщиков и налоговых экспертов. Безусловно, сегодня в Казахстане одни из самых низких ставок налогообложения в мире. По сравнению с нашими ближайшими, да и дальними соседями - это несомненное конкурентное преимущество. Но несовершенное и репрессивное законодательство об ответственности за налоговые правонарушения, громоздкие контрольные налоговые процедуры, отсутствие ценностных установок и активной гражданской позиции судей и налоговых органов в налоговом правоприменении зачастую нейтрализуют благие намерения нашего законодателя. Помимо этого, риски неадекватного применения казахстанскими налоговыми органами и судами самих прогрессивных норм налогового права и международных налоговых договоров также отпугивают иностранных инвесторов и международный капитал от вхождения в экономику Казахстана. И указанные негативные явления в нашей правовой действительности следует признать явными конкурентными недостатками Казахстана.

В качестве позитивного момента следует указать на то, что с принятием нового Налогового кодекса РК налоговые органы наконец-то признали, что реализация норм международных налоговых договоров может осуществляться всеми участниками налоговых правоотношений непосредственно без их администрирования усилиями и индивидуальными правоприменительными актами налоговых органов. Свидетельством этому служит утрата приказом министра финансов РК от 3 октября 2002 г. № 469 «Об утверждении Правил администрирования международных договоров об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал (имущество), заключенных Республикой Казахстан» своей силы с 1 января 2009 года /Приказ министра финансов РК от 9 января 2009 г. № 5/.

Тем самым в налоговом законодательстве РК был реализован конституционный принцип непосредственности применения международных договоров. В силу прямого конституционного установления, предусмотренного п. 3 ст. 4 Конституции РК, международные договоры, ратифицированные республикой , имеют приоритет перед ее законами и применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона.

Таким образом, с 1 января 2009 г. в практике налогового правоприменения была аннулирована методологическая основа для существования кривотолков и разночтений по поводу того, кому и как разрешено применять нормы международных налоговых договоров: всем тем, кому они адресованы (налогоплательщикам, налоговым агентам, налоговым органам, судам), или же только уполномоченным на их применение государственным органам (налоговым органам и судам). Ранее считалось, что только после проверки налоговыми органам условий для применения норм международных налоговых договоров и соответствующего разрешения на их применение путем издания индивидуального правового акта налогоплательщики и налоговые агенты могли использовать в своей деятельности их положения. Зачастую на практике применение норм налоговых конвенций рассматривалось как соответствующая льгота, использование которой было возможно только после получения специального разрешения налогового органа или только по предварительному согласованию с ним.

В настоящее время все встало на свои места, и даже в новом Налоговом кодексе РК более нет упоминания об «администрировании» международных налоговых договоров усилиями налоговых органов, как это существовало ранее по соответствующим Правилам. Управомоченные по налоговым конвенциям субъекты налоговых правоотношений могут непосредственно использовать предоставленные им права. Обязанные субъекты обязаны непосредственно исполнять возложенные на них обязанности. Все субъекты налоговых правоотношений должны соблюдать нормы налоговых конвенций и предусмотренных ими запретов. А уполномоченные государственные органы (налоговые органы и суды) должны применять нормы международных налоговых договоров к конкретным жизненным ситуациям, когда это прямо входит в их компетенцию (при осуществлении налогового контроля, корректировке налоговых обязательств и при проверке правомерности использования их положений остальными участниками налоговых правоотношений).

Другими словами, в практике непосредственного применения норм международных налоговых договоров нет более их администрирования. Есть только реализация всеми участниками налоговых правоотношений относящихся к ним норм и последующая проверка правильности использования прав и исполнения обязанностей в рамках правоприменительной деятельности налоговых органов и судов.

Однако и подобная «революция» в непосредственном действии норм международных налоговых договоров не уменьшила проблем в правоприменении. Ни для кого не секрет, что зачастую нормы налоговых конвенций отличаются в своем содержании от норм налогового законодательства РК. Попросту говоря, нормы международных налоговых договоров и национального налогового законодательства конфликтуют друг с другом. Конфликтность указанных норм приводит, в свою очередь, к появлению проблем с их пониманием, толкованием и применением.

И хотя и в Конституции РК (п. 3 ст. 4), и в Налоговом кодексе РК (п. 5 ст. 2) прямо записаны положения о том, что ратифицированные РК международные договоры имеют приоритет перед национальным законодательством, реально существующие или надуманные проблемы с пониманием и толкованием норм международных налоговых договоров позволяют налоговым органам и судам на практике нейтрализовать их непосредственное действие. В немалой степени этому способствуют неясность самих норм международных налоговых договоров, порождающих разночтения в их понимании и толковании. Данную проблему усугубляет другая проблема - отсутствие всяких механизмов официального толкования норм международных налоговых договоров или громоздкость существующих. Для разрешения этой проблемы (и то только в части технико-юридического разъяснения положений международных договоров) Верховный Суд РК в своем нормативом постановлении от 10 июля 2008 года № 1 «О применении норм международных договоров Республики Казахстан» (п. 16) указал на то, что в случае возникновения вопросов, требующих разъяснения технико-юридического характера при применении и толковании норм международного договора Республики Казахстан, следует использовать акты и решения международных организаций, членом которых является Республика Казахстан, а также обращаться в Министерство иностранных дел Республики Казахстан, Министерство юстиции Республики Казахстан, Генеральную прокуратуру Республики Казахстан (например, для уяснения вопросов, связанных с продолжительностью действия международного договора, перечнем государств, участвующих в договоре, наличием либо отсутствием в международном договоре оговорки стран-участниц, судебной практикой применения международного договора в зарубежных странах и других).

Помимо этого, в международных налоговых договорах, как правило, отсутствуют процедурные нормы, необходимые для реализации тех или иных прав и обязанностей участников налоговых правоотношений. Данная проблема порождает на практике явление последующей расшифровки механизма реализации норм международных налоговых договоров в национальном налоговом законодательстве. И зачастую сам национальный правовой механизм реализации той или иной нормы международного договора в ряде случаев сводит на нет саму норму и возможность ее реализации. На практике зачастую наблюдается так называемая картина «средства противного цели», когда вроде цель существования той или иной нормы международного налогового договора сама по себе благая, а вот средство, механизм ее реализации на практике делают эту цель недостижимой, а само право - нереализуемым или нецелесообразным.

В ряде же случаев нормы налогового законодательства РК вообще никак не учитывают предусмотренные налоговыми конвенциями международные налоговые процедуры. В частности, предусмотренная большинством налоговых конвенций с участием РК процедура взаимного согласования, которая, кстати, уже оговорена и в новом Налоговом кодексе РК от 10.12.2008 г. (ст. 226 НК РК), несмотря на это, никак не принимается во внимание при проведении внутренних процедур обжалования актов и действий налоговых органов по налоговому законодательству РК. Другими словами, проведение международных процедур взаимного согласования не является по налоговому и гражданскому процессуальному законодательству РК основанием для приостановления внутренних процедур обжалования, рассмотрения и разрешения жалоб и заявлений налогоплательщиков на решения и действия налоговых органов. А результаты процедур взаимного согласования не обозначены в законах РК как основания для пересмотра ранее принятых решений уполномоченных государственных органов Договаривающихся Государств (налоговых органов и судов). Таким образом, в налоговом законодательстве РК не определено правовое значение актов по результатам процедур взаимного согласования для ранее принятых актов налоговых органов РК, а также не расставлены приоритеты в их юридической силе и действии по отношению друг к другу.

Таким образом, завершая анализ всех конкурентных преимуществ и недостатков международного налогообложения в Казахстане, следует признать, что системно создаваемые нашим государством выгодные по сравнению со странами-конкурентами условия в налогообложении на самом деле нейтрализуются при последующей их реализации существующими проблемами в правопонимании, толковании и в правоприменении этих условий налоговыми органами и судами. Подразумеваемый в реформах налогового законодательства призыв государства к развитию экономических отношений зачастую воспринимается исполнителями как предостережение от необдуманных действий, указание на строгое следование формальным требованиям, на пребывание на месте в случае неясности ситуации, а также сдерживание всяческих инициатив под страхом наказания.

База данных "Законодательство Казахстана" содержит законы, кодексы, постановления, указы, правила, инструкции и другие документы на русском языке.

Налоговая система Казахстана

Общие сведения

Налоговое законодательство Республики Казахстан основывается на Конституции, состоит из Налогового кодекса и иных нормативных правовых актов, принятие которых предусмотрено Налоговым Кодексом.

Конституциясодержит общие нормы налогового законодательства, касающиеся вопросов о полномочиях органов государственной власти в налоговой сфере, а также устанавливающие обязанность по уплате налогов и иных обязательных платежей.

Налоговый кодексрегулируют правоотношения, связанные со введением, исчислением, взиманием налогов и сборов, а также отношения, возникающие в связи с этим между налогоплательщиком и государством в лице уполномоченных государственных органов.

Налоговый кодекс состоит из общейи особеннойчастей.

Общая часть устанавливает принципы налогообложения, основные понятия и термины, используемые в налоговой сфере, права и обязанности участников налоговых правоотношений, регулирует различные налоговые процедуры, связанные с исполнением налоговых обязательств.
Особенная часть подробно прописывает порядок, сроки взимания налогов и иных платежей, их ставки, а также специальные налоговые режимы.

В Республике Казахстан взимается большое количество налогов и иных обязательных платежей.
В целом налоговую систему можно охарактеризовать как трехуровневую, налоги в зависимости от разновидности и источника поступления распределяются в:

  • республиканский бюджет
  • областные бюджеты, бюджеты города республиканского значения (Алматы) и столицы (Астаны)
  • районные бюджеты, бюджеты городов областного значения.

Перечень налогов, подлежащих зачислению в бюджет того или иного уровня, содержится в статьях 49-52 Бюджетного кодекса РК.

Налоги Казахстана можно сгруппировать следующим образом.

Подоходные налоги

Корпоративный подоходный налог(поступает в республиканский бюджет). Плательщики – юридические лица. Объект налогообложения – совокупный годовой доход за минусом вычетов. Общая ставка составляет двадцать процентов, имеются льготные ставки для отдельных категорий плательщиков в размере десяти и пятнадцати процентов.

Индивидуальный подоходный налог(поступает в областные, местные бюджеты, а также в бюджеты города республиканского значения и столицы). Плательщики – физические лица, обладающие объектами налогообложения. Объект налогообложения – годовой доход. Ставка – десять процентов.

Социальный налог(поступает в областные, местные бюджеты, а также в бюджеты города республиканского значения и столицы). Плательщики – юридические лица и предприниматели. Объект для юрлица – численность работников, для индивидуального предпринимателя – его расходы в связи с выплатой своим работникам вознаграждения. Общая ставка – одиннадцать процентов, имеются льготные ставки для сельхозпроизводителей.

Налоги на собственность

Налоги на имуществодля юридических и физических лиц (поступают в местные бюджеты и бюджеты города республиканского значения и столицы). Плательщики – собственники и владельцы недвижимого имущества. Налоговая база - стоимость имущества. Ставка для юрлиц и предпринимателей – полтора процента к налоговой базе, имеются льготы для некоторых категорий плательщиков. Ставка для физических лиц является прогрессивной, растет с увеличением стоимости имущества, минимальная составляет 0.05 процента от стоимости.

Земельный налог(поступает в местные бюджеты и бюджеты города республиканского значения и столицы). Плательщики – юридические и физические лица – собственники и титульные владельцы земельных участков. Налоговая база – площадь участка. Ставки различны и зависят от целевого назначения участков.

Налог на транспортные средства(поступает в местные бюджеты и бюджеты города республиканского значения и столицы). Плательщики – юридические и физические лица – собственники и владельцы транспортных средств. Ставка в зависимости от вида транспортного средства зависит от объема двигателя, грузоподъемности, мощности, количества посадочных мест.

Налоги на товары, работы, услуги, производимые внутри страны или ввозимые в страну.

НДС(поступает в республиканский бюджет). Косвенный налог. Плательщики – юридические лица, имеющие обороты, облагаемые налогом, а также импортеры товаров. Ставка – двенадцать процентов, имеются льготы по уплате.

Акцизы(поступают в бюджеты всех уровней). Косвенные платежи. Плательщики – производители, реализаторы или импортеры подакцизной продукции, к которой относятся: спиртосодержащая, табачная продукция, топливо, нефтепродукты, транспортные средства. Ставки зависят от вида продукции, устанавливаются в твердой денежной сумме за единицу.

Налог на игорный бизнес(поступает в республиканский бюджет). Плательщики – юридические лица, оказывающие услуги в игорной сфере. Ставка зависит от вида игорной деятельности, является кратной к месячному расчетному показателю, устанавливаемому на каждый налоговый период законом о республиканском бюджете.

Фиксированный налог(поступает в местные бюджеты и бюджеты города республиканского значения и столицы). Плательщики – юрлица и предприниматели, осуществляющие деятельность с использованием некоторых разновидностей игорного оборудования, бильярдных столов и т.п. Объектом налогообложения является данное оборудование. Ставка зависит от вида оборудования, является кратной месячному расчетному показателю.

Внешнеторговые и внешнеэкономические налоги

Рентный налог на экспорт(поступает в республиканский бюджет). Плательщики – экспортеры сырой нефти и нефтепродуктов. Объект налогообложения – объем реализованной продукции. База – стоимость реализованного. Ставка зависит от объема реализации, является прогрессивной.

Ввозные и вывозные таможенные пошлины(поступают в республиканский бюджет). Перечень товаров, облагаемых пошлинами, и их размеры утверждаются приказами министра национальной экономики РК.

Специальные платежи и налоги за пользование недрами

Специальные платежи и налоги за пользование недрами и другими природными объектами (поступают в бюджеты всех уровней).
Для недропользователей: подписной бонус (фиксированный платеж за право пользования недрами на контрактной территории, ставка зависит от вида недропользования, вида полезного ископаемого, стоимости запасов); бонус коммерческого обнаружения (фиксированный платеж, вносимый по факту обнаружения месторождения на контрактной территории, ставка составляет 0.1 процента от утвержденной стоимости обнаруженных ископаемых); платеж по возмещению исторических затрат (фиксированный платеж, возмещающий затраты государства на геологическое изучение и разведку месторождений до заключение контракта на недропользование. Сумма рассчитывается уполномоченным государственным органом); налог на добычу полезных ископаемых (уплачивается отдельно по каждому виду добываемого ископаемого, ставка зависит от его вида и объемов добычи); налог на сверхприбыль (уплачивается, исходя из размера чистого дохода от добычи полезных ископаемых, шкала скользящая).

Плата за пользование земельными участками(аренда), ставки устанавливаются земельным законодательством.

Плата за пользование водными ресурсамиповерхностных источников, ставки утверждаются представительными органами областей, города республиканского значения и столицы.

Плата за эмиссии в окружающую среду, ставка зависит от вида и объема вредного выброса, кратна размеру месячного расчетного показателя.

Плата за пользование животным миром, ставки зависит от вида пользования, кратна месячному расчетному показателю.

Плата за лесные пользования, ставки по некоторым видам пользования устанавливаются региональными представительными органами, а по некоторым установлены непосредственно НК РК.

Плата за использование особо охраняемых природных территорий. Ставка за пользование такой территорией республиканского значения равняется 0.1 месячного расчетного показателя. Если территория местного значения, то ставка утверждается региональным представительным органом.

Обязательные платежи за совершение юридически значимых действий

Обязательные платежи за совершение юридически значимых действий, получение разрешений и лицензий поступают в бюджеты всех уровней.

  • государственная пошлина
  • консульский сбор
  • регистрационные сборы
  • сбор за проезд автотранспортных средств по территории РК
  • сбор с аукциона
  • лицензионный сбор
  • сбор за выдачу разрешения на использование радиочастотного спектра телевизионным и радиовещательным организациям
  • сбор за сертификацию в сфере гражданской авиации
  • сбор за использование радиочастотного спектра
  • сбор за предоставление междугородной и (или) международной телефонной связи, а также сотовой связи
  • сбор за пользование судоходными водными путями
  • сбор за размещение наружной (визуальной) рекламы

Специальные налоговые режимы

  • для субъектов малого бизнеса (на основе патента или упрощенной налоговой декларации, предполагают упрощенный порядок уплаты социального налога, корпоративного и индивидуального подоходных налогов)
  • для крестьянских фермерских хозяйств (единый земельный налог, заменяет индивидуальный подоходный налог, плату за эмиссии в окружающую среду, земельный налог, плату за пользование земельными участками, частично налог на транспортные средства и налог на имущество)
  • для производителей сельхозпродукции (применяется как для крестьянских фермерских хозяйств, так и для сельхозпроизводителей других организационно-правовых форм, предусматривает особый порядок исчисления подоходных налогов, НДС, социального налога, а также налогов на имущества и на транспортные средства)

Заключение

Несмотря на то, что законодательство Казахстана предусмотрело большое количество различных налогов и сборов, необходимо отметить, что ставки по основным платежам в бюджет (по подоходным налогам, НДС, акцизам и др.) являются низкими по сравнению не только с другими странами СНГ, но и с общемировыми.

Большое внимание на законодательном уровне уделяется поддержке сельских товаропроизводителей. Для них предусмотрено несколько специальных налоговых режимов, а также различные налоговые льготы при уплате налогов по общим правилам.

Интересной является система распределения налоговых поступлений в бюджеты различных уровней. Налогов и иных платежей, поступающих в бюджет только одного уровня, очень мало. В основном одни и те же платежи распределяются в разноуровневые бюджеты в зависимости от источника их уплаты. Данное обстоятельство также позволяет осуществить финансирование государственных и местных нужд, не облагая плательщиков дополнительным налоговым бременем. Надо отметить, что особое внимание уделяется финансированию города республиканского значения Алматы и столицы государства Астаны.

Основной налоговый закон тщательно и подробно регламентирует все аспекты налоговых правоотношений, это является для налогоплательщиков дополнительной гарантией их прав при возникновении спорных ситуаций.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что налоговое законодательство РК является современным, прогрессивным и отвечающим потребностям как государства, так и общества.

Статья подготовлена специалистами ООО "СоюзПравоИнформ".

© СоюзПравоИнформ. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Читайте также: