Прогнозирование налоговых поступлений в бюджет

Опубликовано: 26.04.2024

date image
2014-02-02 views image
7963

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Прогнозирование и планирование в налогообложении как единый адаптивный процесс оценки налогового потенциала.

Прогнозирование становится неотъемлемым элементом изучения и использования всей системы общественных отношений, начиная с функционирования хозяйствующих субъектов и заканчивая обществом в его глобальном масштабе. Любая составляющая хозяйственной жизни остро нуждается в глубоких, многовариантных прогнозах своего развития. К ним относятся налоговые системы.

Классический набор функций управления в теории менеджмента предполагает прогнозирование, постановку цели с формированием стратегии их достижения, планирование, принятие решений, контроль, анализ и оценку результатов (при вводе оценки как новой информации в процесс корректировки прогнозов замыкается контур обратной связи и начинается очередной цикл).

В абстрактной модели прогнозирование предшествует планированию, однако в прогнозировании налоговых доходов бюджета все функции переплетены и осуществляются одновременно. Поэтому налоговое прогнозирование и налоговое планирование правомерно рассматривать как единый адаптивный процесс, в рамках которого происходит регулярная (в рамках заданной периодичности) корректировка решений, оформленных в качестве показателей, пересмотр мер по их достижению на основе непрерывного контроля и мониторинга происходящих изменений.

Налоговое прогнозирование представляет собой оценку налогового потенциала и поступлений налогов и сборов в бюджетную систему (консолидированный, федеральный и территориальный бюджеты) и основывается на социально-экономическом прогнозировании развития Российской Федерации в целом и ее субъектов. Налоговое прогнозирование включает в себя определение налоговых баз по каждому налогу и сбору, мониторинг динамики их поступления за несколько периодов, расчет уровней собираемости налогов и сборов, объемов выпадающих доходов, состояние задолженности по налоговым платежам, оценку результатов применения налогового законодательства и т.д.

В зависимости от поставленных целей налоговое планирование может проводиться различными методами. Однако все расчеты должны учитывать следующие составляющие:

- фоновый уровень поступления;

- сезонную составляющую их изменений;

- событийную составляющую (например, варианты развития политической ситуации, изменения в налоговом законодательстве);

- остаточную составляющую, включающую возможные неучтенные факторы.

Прогнозирование налоговых доходов бюджета представляет собой прогнозирование развития сложной социально-экономической системы, для которого необходим комплекс последовательных и одновременно осуществляемых взаимодействующих мер по решению задач обоснованного расчета размера налоговых поступлений в бюджет соответствующего уровня на заданный период. Для решения указанных задач наиболее эффективно применение эконометрических методов. Одним из важнейших из них является метод эконометрического моделирования. Эконометрическая модель (ЭКМ) может иметь различные модификации.

ЭКМ может состоять из одного уравнения регрессии с одним фактором. Например,

где: А0 — свободный член;

А1 — коэффициент регрессии.

ЭКМ может состоять из одного уравнения регрессии с несколькими факторами, т.е. многофакторного уравнения. Например,

Y = А0 + А1Х1 + А2Х2 + . . . + АnХn

где: n — число факторов.

ЭКМ может состоять из нескольких уравнений двух вышеуказанных видов. Эти уравнения называются одновременными, так как образуют систему уравнений. При этом они могут быть взаимоувязаны, т.е. результирующие переменные первого уравнения системы используются как факторы для нахождения результирующих переменных последующих уравнений. Уравнения системы могут быть и независимы одно от другого. При этом каждое уравнение системы решается самостоятельно, независимо от других уравнений.




В этой ЭКМ переменные, находящиеся в левой части уравнения (Y) моделируются в рамках данной ЭКМ, а переменные, находящиеся в правой части уравнения (Х1 ; Х2 ; Хn), могут прогнозироваться вне данной ЭКМ (в рамках другой модели, статистическими или экспертными методами).

Эконометрические методы применяются для среднесрочного прогнозирования в условиях нестабильной экономической среды, зависящей от влияния различных факторов. При этом эффективность данных методов повышается по мере повышения устойчивости экономической системы и стабилизации тенденций ее развития.

Недостатком эконометрических методов является повышенная сложность и высокая стоимость реализации, а достоинством — возможность прогнозирования бюджетных показателей, наиболее чувствительных к изменениям экономических условий.

Метод экстраполяции тренда применяется для краткосрочного прогнозирования бюджетных показателей. Трендовая модель — это математическая модель, описывающая изменение прогнозируемого показателя только в зависимости от времени и имеющая вид

Это один из пассивных методов прогнозирования, так как он предполагает строгую инерционность развития, которая представляется в виде проецирования прошлых тенденций в будущее и независимость показателей развития от любых факторов, кроме времени.

Именно игнорирование экономических и демографических условий, оказывающих влияние на изменение налоговых доходов бюджета в будущем и является основным недостатком данного метода. Достоинством же считается то, что трендовый метод является простейшим инструментом прогнозирования.

В качестве базы для применения этого метода служит информация о поступлении конкретных налогов и сборов за определенные периоды предыдущих лет, об объемах выпадающих доходов, состоянии задолженности по налоговым платежам, анализ тенденций в развитии налогооблагаемой базы, структуры налогоплательщиков и т.д. При этом в методе планирования соответствующие показатели должны приводиться в сопоставимые условия. Особенно важно правильно оценить размеры дополнительных поступлений налогов и сборов и выпадающих доходов в результате определенных изменений в налоговом законодательстве.

Детерминистические методы представляют собой установление зависимости прогнозируемого показателя от определенных факторов, доминирующих среди прочих, влияющих на изменение прогнозируемого показателя, вследствие чего при применении данных методов не учитываются факторы неопределенности, случайной природы.

Среди детерминистических методов наиболее распространенными являются: условный метод прогнозирования налоговых поступлений и метод «налогового калькулятора».

Условный метод применяется для получения прогнозных значений агрегированных поступлений и основывается на получении оценок эластичности налоговых поступлений по налоговой базе. Существует два типа условных методов прогнозирования: статистические и динамические модели прогнозирования налоговых поступлений.

Статистические модели прогнозирования налоговых поступлений ориентированы на учет прямых эффектов воздействия на налоговую базу, в частности, изменения структуры налогов. Для составления прогнозов с помощью статистических моделей необходимы данные о налоговых поступлениях и налоговых базах по каждому из рассматриваемых налогов. В этих данных уже отражена та часть изменения налоговых поступлений, которая была вызвана соответствующими изменениями совокупного дохода или объема расходов и то, что было обусловлено изменениями в налоговом законодательстве и налоговом администрировании. Дифференциация этих эффектов является определяющим для статистических моделей прогнозирования налоговых поступлений. Разделить эти эффекты можно различными способами.

Так, один из подходов основан на построении скорректированных временных рядов налоговых поступлений с учетом изменений в налоговом законодательстве и налоговом администрировании, возникших на всем временном интервале. При этом подходе для построения скорректированных налоговых баз необходима только информация об объеме поступления налогов и сборов. Эти скорректированные налоговые поступления в основном будут изменяться только в зависимости от изменения объема облагаемых налогом доходов (или расходов), поскольку система налогообложения остается неизменной в исследуемом периоде.

Оценка эластичности налоговых поступлений по налоговой базе для любого t-того из рассматриваемых периодов осуществляется по формуле:

еt = [(NP't - NP't -1) : (NBt - NBt -1)] * (NBt : NP't)

NP't = NPt * [NP't +1 : (NPt+1 - NP^t +1)]

где: NPt и NPt+1 — налоговые поступления в t-том и (t+1)-м периодах, где t = 1, 2, . . . n;

NP't — объем скорректированных налоговых поступлений в t-том периоде, где t = 1, 2, . . . n-1;

NBt и NBt-1 — налоговые базы по соответствующему налогу в t-том и (t - 1)-м периодах, где t = 1, 2, . . . n;

NP^t+1 — объем налоговых поступлений в результате изменений в налоговом законодательстве и налоговом администрировании в (t+1)-м периоде, где t = 1, 2, . . . n.

Под эластичностью понимается процентное изменение налоговых доходов при условии, что не происходило изменений в налоговом законодательстве и налоговом администрировании.

Наряду с эластичностью рассчитывается гибкость налоговых поступлений, под которой понимается процентное изменение налоговых поступлений в результате однопроцентного изменения налоговой базы вне зависимости от того, чем оно было вызвано. Гибкость рассчитывается аналогично эластичности налоговых поступлений.

С помощью динамических моделей учитывается не только прямой эффект воздействия налоговой базы на объем поступлений, но и косвенные эффекты, такие как реакция налоговой базы на изменение структуры налоговой системы и др. Динамические модели рассматривают ожидаемую реакцию секторов экономики на изменения налогового законодательства. В силу этого налоговые базы не являются фиксированной величинойпри построении прогнозов налоговых поступлений, и на них отражаются изменения налоговой системы.

Метод «налогового калькулятора» как один из методов детерминистического подхода к построению прогноза налоговых поступлений применяется тогда, когда доступна база данных с налоговой отчетностью налогоплательщиков. Он особенно распространен при моделировании НДФЛ и налога на прибыль организаций. При построении налоговых калькуляторов обычно используются модель типичного налогоплательщика и модель агрегирования.

Применение модели типичного налогоплательщика предполагает, во-первых, поиск типичного представителя для каждой группировочной категории; во-вторых, на основе индивидуальной налоговой декларации расчет текущих налоговых обязятельств. Эта модель позволяет рассматривать влияние изменений налогового законодательства на различные категории налогоплательщиков.

С помощью модели агрегирования можно при наличии базы индивидуальной налоговой отчетности за несколько лет, значений темпов экономического роста и дефлятора прогнозировать суммарные налоговые поступления. Применение этой модели предполагает, во-первых, разбивку налогоплательщиков на несколько групп, каждой из которых присваивается определенный вес; во-вторых, расчет налоговых обязательств отдельно для каждого налогоплательщика; в-третьих, построение прогноза налоговых поступлений на следующий период на основании значений темпов экономического роста и расчета индивидуальных налоговых обязательств по группам налогоплательщиков.

Детерминистические методы применяется при краткосрочном прогнозировании налоговых доходов бюджета и среднесрочном планировании в условиях сравнительно стабильной и предсказуемой экономической среды. Достоинством данных методов является простота, информационная гибкость и достаточная точность прогнозов для определенной категории показателей. Основной недостаток — это невозможность прогнозирования сложных явлений.

Детерминистические методы предполагают установленную зависимость прогнозируемой величины от известных переменных. Эти методы можно также назвать индексными, так как они предполагают широкое применение системы разнообразных макроэкономических индексов-дефляторов при прогнозировании налоговых доходов. Ввиду их простоты и информационной гибкости это наиболее актуальные методы для прогнозирования бюджетов территорий и получения прогнозных значений агрегированных поступлений. Однако данные методы предполагают отказ от прогнозирования таких сложных явлений как налоговые льготы, задолженность по налоговым платежам, величина налоговой базы и др. Для учета влияния различного рода изменений налогового и бюджетного законодательства на объемы налоговых доходов вводятся поправочные коэффициенты.

Методы экспертных оценок — это методы прогнозирования, использующие в качестве источника информации обработанные суждения экспертов, полученные в ходе проведения специальных консультаций.

Данные методы применяются для кратко- и среднесрочного бюджетного прогнозирования и планирования в случае:

- отсутствия или недостаточного количества статистических данных об объекте;

- если объект прогнозирования чрезвычайно сложен для формализации, крупномасштабен или достаточно велик период упреждения прогноза;

- если достаточно велик фактор неопределенности, связанный с будущим состоянием прогнозного фона;

- острого дефицита времени на разработку прогноза в связи с экстремальной ситуацией.

Методы экспертных оценок обычно применяются в сочетании с другими методами и дают наибольшую эффективность в условиях относительно стабильной экономической среды.

Недостатками данных методов считаются субъективный характер и зависимость от квалификации экспертов, а преимуществами — небольшая затратность и достаточная точность прогнозов при соответствующей компетентности экспертов.

Увеличению достоверности экспертных прогнозов и оценок способствует привлечение к решению нестандартных проблем, напрмер, связанных с прогнозированием в нестабильных условиях, экспертов высокой квалификации, способных оценить скрытые факторы и возможность появления новых тенденций.

Оценка уровня компетентности экспертов может быть осуществлена по следующим направлениям:

- по частоте цитирования или количеству публикаций эксперта;

- по результатам оценки ранее выполненных прогнозов;

- по результатам самооценки и взаимооценки;

- по результатам контрольной экспертизы.

В целом, при привлечении экспертов соответствующей квалификации, методы экспертных оценок предоставляют возможности анализа и прогноза развития объекта, не имеющего предыстории, а также прогнозирования качественных (скачкообразных) изменений. Данные методы достаточно широко применяются в прогнозировании налоговых доходов бюджета для проведения мониторинга динамики поступления налогов и сборов за несколько периодов, выявления объемов выпадающих доходов, оценки состояния задолженности по налоговым платежам в результате изменения законодательства и т.д.

Метод математического моделирования — наиболее сложный метод прогнозирования, состоящий из разнообразных подходов к прогнозированию сложных систем, процессов и явлений. Математическое моделирование процесса поступления налоговых доходов бюджета заключается в построении интегрированной модели экономики, учитывающей экономические связи между наиболее важными группами хозяйствующих субъектов.

Метод моделирования основан на применении экономико- математических моделей и соответствующего программного продукта, позволяет рассматривать как оптимистические, так и пессимистические прогнозы в экономике и налоговом прогнозировании. В современных автоматизированных системах применяется ряд подсистем макро- и микроэкономического анализа, ряд подсистем прогнозирования и планирования налоговых платежей.

Основными видами моделирования являются:

Данный метод применяется для средне- и долгосрочного прогнозирования налоговых доходов бюджета в условиях неопределенности будущего развития экономики. Достоинством данного метода является учет множества взаимосвязанных факторов и возможность разработки нескольких вариантов развития экономики. Недостатками же являются повышенная сложность и высокая стоимость реализации, а также необходимость большого количества исходных статистических данных.

Следует отметить, что независимо от применяемого метода исходной составляющей налогового прогнозирования и планирования является определение налоговой базы для каждого вида налога на федеральном уровне и в региональном разрезе. Региональное налоговое планирование, в свою очередь, основано на результатах анализа исполнения текущих налоговых обязательств и прогноза макроэкономической ситуации в регионах.

Вопросы планирования налоговых поступлений в доходные части бюджетов в Казахстане всегда оставались актуальными в связи с постоянными изменениями факторов и показателей, влияющих на их величину.

Планирования налоговых доходов бюджетов - это деятельность органов власти по постановке задач в виде конкретного объема поступлений в бюджет на основании данных о социально-экономических показателях и предположений об их изменении.

Прогнозирование налоговых доходов - это деятельность органов власти по построению вероятностной модели изменения социально-экономических показателей на основании анализа сложившихся тенденций.

Предметом планирования налоговых поступлений являются причинно- следственные связи явлений и процессов взаимодействия государства и налогоплательщиков.

Планирование, разработка бюджета связаны с постановкой задач по достижению определенных показателей.

Исходя из необходимости сочетания целесообразности и недопустимости неправомерности, основные принципы налогового планирования определены следующим образом:

соблюдение требований действующего законодательства при осуществлении налогового планирования;

снижение совокупных налоговых обязательств хозяйствующих субъектов в результате применения инструментов налоговой политики;

рассмотрение нескольких альтернативных вариантов налогового планирования с выделением наиболее оптимального из них;

своевременная корректировка с целью учета в кратчайшие сроки вносимых в действующее законодательство изменений;

понятность и экономическая обоснованность схемы, как в целом, так и всех без исключения ее составных частей.

Во многих странах, обладающих стабильно функционирующей налоговой системой, методическое обеспечение процесса планирования налоговых поступлений основывается на экономических прогнозах с применением совершенного математического аппарата.

Отечественный опыт составления таких расчетов невелик, что объясняется кардинальными изменениями системы платежей в бюджет и, следо- вательно, методов их оценки, произошедшими в период перехода к рыночным отношениям.

К числу основных и наиболее широко применяемых инструментов на-логового планирования относятся:

предусмотренные налоговым законодательством налоговые льготы;

дифференциация налоговых ставок по видам налогов;

специальные налоговые режимы и системы налогообложения;

льготы, предусмотренные соглашениями об избежании двойного налогообложения и иными международными договорами и соглашениями;

методы определения налогооблагаемой базы по конкретным налогам.

В настоящее время при составлении краткосрочных финансовых про-гнозов используется два подхода к прогнозированию доходов, это экстра- поляционный подход и моделирование (рисунок 12.3).

Рисунок 12.3 - Методы краткосрочного прогнозирования налоговых доходов

Согласно экстраполяционному подходу прогнозное значение доходов зависит от их прошлых значений.

При втором подходе - моделировании, т.е. способе теоретического анализа и практического действия, направленном на разработку и использование моделей, значение доходов представляется в виде зависимости от составляющих его факторов. Прогнозное значение каждого элемента до- хода рассчитывается с помощью этой зависимости по прогнозным значениям факторов. Моделирование активно используется на республиканском уровне, но значительно реже применяется для прогнозирования доходов местных бюджетов.

Однако, с помощью данных методов практически невозможно учесть постоянно меняющиеся факторы макроэкономической ситуации, изменения в налоговом и бюджетном законодательстве, приоритеты социально- экономической политики. Несмотря на свое широкое распространение, экстраполяционные методы не позволяют получать достаточно точные прогнозы элементов доходов.

Таблица 12.1 - Прогноз показателей бюджета на 2011 - 2013 годы № Наименование показателей оценка Прогноз п/п 2010 2011 2012 2013 Государственный бюджет 1 Поступления 4 032,4 4 776,2 5 172,9 5 637,5 2 Доходы (без учета поступлений трансфертов) 2 827,5 3 571,3 3 968,0 4 432,6 3 В т.ч. налоговые поступления 2 712,8 3 463,5 3 876,5 4 337,3 Республиканский бюджет 4 Поступления 3 517,8 4 049,5 4 373,8 4 779,4 5 Доходы (без учета поступлений трансфертов) 1 973,0 2 636,9 2 955,2 3 339,2 6 В т.ч. налоговые поступления 1 886,9 2 543,7 2 879,3 3 260,5

Методика расчета налоговых доходов бюджета еще не окончательно отработана, недостаточна база данных, которая необходима для достовер-ного моделирования влияния различных факторов на объем налоговых поступлений.

В силу объективной неопределенности прогнозов поступлений налогов, различия между плановыми и фактическими объемами мобилизации неизбежны. Однако, выполнение плановых цифр зависит не только от усилий уполномоченных органов, состояния экономики и показателей деятельности предприятий-налогоплательщиков, но и от того, насколько реальны и выполнимы позиции плана, насколько точны были расчеты и прогнозы, положенные в основу при его разработке.

Методика расчета контингентов налоговых поступлений характеризуется следующими этапами:

центральный уполномоченный орган по исполнению бюджета обобщает сведения о текущих налоговых поступлениях и представляет их в центральный уполномоченный орган по бюджетному планированию;

центральный уполномоченный орган по бюджетному планированию на основе макроэкономических показателей среднесрочного плана социально-экономического развития страны прогнозирует контингенты нало- говых поступлений и доводит их до местных уполномоченных органов по бюджетному планированию;

- местные уполномоченные органы по бюджетному планированию и по исполнению бюджета параллельно осуществляют прогнозирование кон- тингентов доходов на соответствующей территории.

В процессе прогнозирования контингентов доходов бюджета необходимо учесть изменения и дополнения, внесенные в действующие законодательные и нормативные акты, и разграничение поступлений по уровням бюджетной системы осуществлять по нормам Налогового и Бюджетного кодексов и в соответствии со статьями Закона о республиканском бюджете на очередной год

Таким образом, основой для точного и обоснованного планирования налоговых доходов бюджетов всех уровней является всесторонний анализ социально-экономических показателей в совокупности с оценкой поступ-лений налогов в предыдущие периоды, создание благоприятных условий для предприятий-налогоплательщиков позволяющих снизить амплитуду колебаний показателей их экономической деятельности, а так же совер-шенствование и стабилизация законодательной базы.

Ключевыле слова: бюджет, детерминированные модели, методы прог-нозирования, макроэкономические показатели, налоги, налоговое планиро-вание, прогнозирование доходов, экстраполяция.

"Налоговый вестник", 2008, N 8

1. Общие положения

Налог на прибыль является наряду с налогом на доходы физических лиц бюджетообразующим налогом.

Так, по данным Федерального казначейства, в 2007 г. поступление налога на прибыль в бюджеты субъектов Российской Федерации составило 1528,8 млрд руб., или 31,6% общего объема доходов консолидированных бюджетов.

Основные доходные источники субъектов Российской Федерации в 2007 году

Прогнозирование доходов субъектов Российской Федерации от сбора налога на прибыль сводится к определению на заданный временной период экономически обоснованного размера поступлений данного налога.

Прогнозирование поступлений налога на прибыль как бюджетообразующего налога - одна из важнейших задач финансовых и налоговых органов, а также исполнительных и законодательных органов власти при разработке бюджета субъекта Российской Федерации.

Методика прогнозирования поступлений налога на прибыль в бюджеты субъектов Российской Федерации может быть основана на использовании следующих принципиальных подходов к оценке доходов:

  • прогнозирование налоговых поступлений исходя из прогнозирования налоговой базы посредством индексирования ее составляющих;
  • прогнозирование налоговых поступлений на основании индексирования налоговых доходов предыдущих периодов;
  • прогнозирование поступлений налога на прибыль организаций в течение года, основанное на прогнозных значениях валового регионального продукта (ВРП), средней ставки налогообложения и фактических налоговых поступлений за предыдущие месяцы года.

Рассмотрим подробнее основные принципы планирования налоговых доходов в соответствии с каждым из подходов к прогнозированию налоговых поступлений в бюджет субъекта Российской Федерации.

2. Прямое прогнозирование налоговой базы

При составлении прогноза на последующий налоговый период, учитывающего заранее известные изменения в налоговом законодательстве или в порядке уплаты налогов, одним из лучших подходов является использование покомпонентного прогнозирования декларируемой налоговой базы, в результате которого устанавливаются суммы налогов посредством умножения на соответствующие ставки составляющих налоговой базы с последующей корректировкой на коэффициент собираемости.

Методики, разработанные на основании такого подхода, позволяют учесть как изменение налоговой базы в результате изменения налогообложения, так и изменение налоговых ставок, применяемых к разным компонентам налоговой базы. Разные компоненты налоговой базы могут различным образом зависеть от некоторого набора макроэкономических переменных, прогноз которых возможен, и учет этих различий приводит к дополнительному уточнению прогнозного значения.

Однако следует отметить, что данный подход редко позволяет принять во внимание поведенческие реакции налогоплательщиков на произошедшие изменения в законодательстве, поэтому при значительных изменениях в правилах налогообложения может возникать существенное отклонение от фактических значений. Так, изменение относительных ставок налогообложения доходов от капитала и доходов от труда может приводить к перемещению некоторой части доходов в налоговой отчетности из одной формы в другую. Например, снижение предельных ставок налога на доходы физических лиц и единого социального налога относительно ставки налога на прибыль может привести к росту начисления заработной платы взамен финансирования некоторых расходов из нераспределенной прибыли или взамен выплаты дивидендов, особенно в акционерных обществах закрытого типа, где собственники часто являются одновременно и работниками предприятия. Могут произойти и изменения в ранее принятых нормативных актах. Так, отмена инвестиционной льготы и снижение ставки налога на прибыль могут уменьшить инвестиции тех предприятий, которые имели возможность применять вышеуказанную льготу, но при этом данная отмена может увеличить масштабы инвестиций на других предприятиях, которым ранее данная льгота была недоступна, причем последний эффект может проявиться только через некоторое время, поскольку коррекция инвестиционных решений в сторону увеличения требует ресурсов и времени. Разумеется, учесть заранее масштабы подобных изменений в поведении налогоплательщиков на количественном уровне крайне сложно, а во многих случаях - и невозможно по причине отсутствия необходимой для оценок информации.

Для прогнозирования налоговых поступлений по налогу на прибыль должны использоваться фактические данные о значениях показателей налоговой отчетности, то есть о налоговых поступлениях прошедших периодов, о налоговой базе и ее компонентах, а также прогнозные значения макроэкономических показателей, рассчитываемые Минэкономразвития России.

Вариант методики расчета поступления доходов от налога на прибыль, приводимый ниже, исходит из информации, которая на данный момент времени собирается и обобщается. При расширении объема обобщаемой информации, доступной для прогнозирования, возможно уточнение данной методики в рамках используемого принципиального подхода.

При реализации данного подхода к прогнозированию поступления доходов от налога на прибыль при доступности информации прогнозируются доходы от реализации товаров (работ, услуг), внереализационные доходы, расходы, связанные с реализацией, и внереализационные расходы. Посредством суммирования доходов, вычитания расходов, а также сумм, исключаемых из прибыли в соответствии с законодательством, и льгот рассчитывается прибыль, облагаемая налогом по основной ставке, до исключения дополнительных региональных и местных льгот (эта прибыль совпадает с величиной налоговой базы для расчета налога в федеральный бюджет).

Возможно также прогнозирование отдельно доходов и расходов каждого вида, а также непосредственно налоговой базы для расчета налога на прибыль в федеральный бюджет. Данное прогнозирование может осуществляться посредством умножения значения соответствующего показателя на индекс роста показателей с уточнением полученного при этом значения исходя из дополнительной информации, которой располагают налоговые органы субъекта Российской Федерации или иные осуществляющие прогноз лица. В качестве индекса роста может быть выбран прогнозируемый темп роста номинального ВРП (то есть в данном случае используется допущение, что доля показателя в ВРП остается неизменной) или индекс инфляции (если предполагается, что показатель растет пропорционально росту цен).

Например, если прогнозируется непосредственно налоговая база для расчета налога на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации, то ее значение рассчитывается следующим образом:

Алгоритм прогнозирования налога на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации

Рассматривая основные характеристики подхода, основанного на прямом прогнозировании налоговой базы, следует отметить, что при наличии необходимых статистических данных применение этого подхода может привести к получению наиболее достоверных прогнозов, особенно если прогноз осуществляется в региональном разрезе. Например, в начале первого налогового периода после значительных изменений в законодательстве данный подход может давать лучшие результаты, чем третий из вышеприведенных подходов, хотя к концу налогового периода результат может быть лучше при третьем способе.

3. Прогнозирование налоговых поступлений на основании индексирования налоговых доходов предыдущих периодов

Прогноз поступления налога на прибыль, базирующийся на индексации данных о налоговых доходах предыдущих периодов, основан на экстраполяции на плановый период фактических данных о налоговых поступлениях в предыдущий период. В соответствии с этим подходом показатели налоговых доходов в абсолютном выражении за период, предшествующий прогнозному, индексируются на прогноз инфляции. Этот подход может применяться, если темпы роста реального ВРП незначительны.

Простейший вариант такого прогноза строится на допущении о сохранении структуры ВРП в экономике и неизменных реальных значениях переменных, определяющих налоговые поступления. В этом случае налоговые поступления прошлых лет корректируются на уровень инфляции в экономике, если порядок уплаты налога не менялся. Если же происходили изменения в порядке уплаты налога, то при таком прогнозировании должны быть оценены компоненты налоговой базы посредством все той же индексации с поправкой на законодательные изменения и должна быть рассчитана сумма налога с учетом ставок, применяемых к различным составным частям базы. Например, если изменение в законодательстве заключается только в увеличении норм амортизации основных средств для целей налогообложения, причем известен коэффициент увеличения из расчета за год, то при допущении неизменных поведенческих реакций экономических агентов можно осуществить корректировку налоговой базы на ближайший год посредством увеличения в соответствующее число раз суммы амортизации. При таком подходе желательно учесть, что часть предприятий с низкой прибылью перейдет в разряд убыточных, поэтому снижение налогов будет несколько меньшим, чем рост амортизации, но расчеты такой составляющей могут быть проблематичными из-за недостатка информации. Простейший прогноз позволяет ими пренебречь. При этом важно иметь в виду, что при прогнозировании на следующий период потребуется дополнительная корректировка с учетом уменьшения в результате возросшей амортизации остаточной стоимости основных средств, то есть падение налоговых поступлений при неизменном поведении экономических агентов на второй год после осуществления политики будет в реальном выражении меньше, чем в первый год. Гораздо проще при таких допущениях прогнозируются изменения налоговых поступлений в результате изменения ставок. Но и в этом случае могут возникать погрешности, связанные с взаимозависимостью налогов. Например, сокращение оборотных налогов, относимых на расходы или на финансовые результаты, приведет к росту налога на прибыль. Для получения прогнозных сумм индексированная сумма подвергается различным корректировкам.

Такой подход к прогнозированию налоговых поступлений представляется в значительной степени упрощенным по сравнению с первым вариантом методики.

Прогнозирование поступлений налога на прибыль в соответствии с данным подходом основано:

  • на объеме начисленного налога в предыдущем периоде (либо средней величине за несколько предыдущих периодов);
  • на прогнозе индекса потребительских цен;
  • на дополнительных поступлениях (от погашения недоимки прошлых лет и поступления реструктурированной задолженности);
  • на прогнозируемом изменении коэффициента собираемости.

Аналогично первому подходу к прогнозированию налоговых поступлений от налога на прибыль при использовании подхода, основанного на индексации данных о поступлении налога на прибыль за предыдущие периоды, планирование налоговых поступлений с помощью второго подхода может производиться с учетом отраслевой структуры налоговых доходов. Однако для этого необходимо располагать данными о прогнозе индекса цен в отраслевом разрезе, что представляет некоторую сложность.

В остальном модификации рассматриваемого подхода аналогичны вариантам конкретизации первого подхода к прогнозированию налоговых доходов.

Основной особенностью рассматриваемого подхода является то, что он легче реализуем. При условии, что прогнозирующий орган располагает данными о налоговых поступлениях за предыдущие периоды, задача прогнозирования сводится к индексации вышеуказанных сумм на прогнозное значение индекса потребительских цен (отраслевое или региональное, в зависимости от имеющихся данных). Погрешность данного метода может быть небольшой, если не происходит масштабных изменений в законодательстве.

4. Прогнозирование поступлений налога на прибыль в течение года, основанное на прогнозных значениях ВРП, средней ставки налогообложения и фактических налоговых поступлений за предыдущие месяцы года

Метод прогнозирования доходов бюджетной системы от налога на прибыль исходя из оценки ВРП основывается на следующих допущениях:

  • сезонная динамика реальных налоговых поступлений предполагается неизменной;
  • в отсутствие изменений в налоговом законодательстве реальные поступления налога меняются по сравнению с реальными поступлениями соответствующего периода прошлого года пропорционально изменению в реальном ВРП;
  • изменения в величине налоговых поступлений в результате изменений в поведении налогоплательщиков возможно наблюдать только по прошествии времени, поэтому требуется ежемесячная корректировка прогноза.

Прогнозирование налоговых поступлений, основанное на таких допущениях, осуществляется в несколько этапов, причем сначала определяется прогноз реальных налоговых поступлений, который затем корректируется на индекс инфляции.

  1. Расчет прогноза реальных налоговых поступлений осуществляется следующим образом:

а) выбирается базовый период, в ценах которого исчисляются реальные налоговые поступления;

б) определяется величина реальных налоговых поступлений каждого месяца прошлого года и каждого из прошедших месяцев текущего года в ценах базового периода, для этого поступления каждого из рассматриваемых месяцев делятся на индекс цен, накопленный от базового периода до рассматриваемого месяца.

г) рассчитывается средняя налоговая ставка прошлого года и выбирается прогнозная средняя налоговая ставка текущего года. Если единственное изменение в законодательстве состояло в изменении налоговой ставки, то берутся номинальные ставки налогообложения. В случае сокращения (увеличения) льгот или наличия нескольких ставок для разных видов доходов определяется средневзвешенная ставка, где весами служат суммы прибыли, облагаемые по соответствующей ставке. Возможен также учет других изменений, например расширения перечня расходов, принимаемых к вычету, но при этом читателям журнала следует иметь в виду, что данный метод в любом случае приводит к погрешностям в оценках в первые месяцы налогового периода, а в конце налогового периода несовершенство в оценке налоговой ставки будет менее существенным в силу большего учета фактических поступлений текущего года.

Для прогноза применяется отношение средней ставки текущего года к средней ставке прошлого года. Данное отношение налоговых ставок обозначается через тау;

д) на основании прогноза реального ВРП определяется коэффициент изменения реального ВРП, равный отношению прогнозируемого реального ВРП текущего года (года, для которого рассчитывается прогноз налоговых поступлений) к реальному ВРП прошлого года. Этот коэффициент обозначается y;

е) для того чтобы рассчитать налоговые поступления в некотором месяце с номером i, при условии что информация о поступлениях за месяц i - 1 известна, на основании значения реальных поступлений в i-м месяце прошлого года строятся отдельно прогноз исходя из коэффициента изменения реального ВРП и коэффициента изменения средней ставки и прогноз на основании тенденции изменения реальных налоговых поступлений по сравнению с предыдущим годом; затем берется взвешенная сумма этих прогнозов, причем веса меняются в течение года: в начале года больший вес присваивается первому прогнозу и меньший - второму, а в конце года наоборот. Простейший способ задать такие веса - взять для первого прогноза в качестве веса отношение числа еще не прошедших месяцев к 12, а для второго - отношение числа прошедших месяцев к 12.

В результате прогноз налоговых поступлений для i-го месяца будет равен:

  1. Для получения прогноза номинальных налоговых поступлений прогноз реальных поступлений умножается на прогноз индекса цен, накопленный с базового периода.

При существенных изменениях в законодательстве начиная со II квартала прогноз может существенно расходиться с фактическими значениями, поскольку с большим весом принимается оценка налоговых поступлений исходя из ВРП и отношения средних ставок. Даже при условии, что при расчете средней ставки были приняты во внимание все существенные изменения законодательства, невозможно учесть поведенческие реакции налогоплательщика, отражающиеся только в фактических налоговых поступлениях текущего года, которые входят в сумму с небольшим весом. Более того, существенные изменения в величине налоговых обязательств могут возникать даже при изменениях других налогов, например, если в результате снижения ставок налога на доходы физических лиц и единого социального налога у налогоплательщика возникает стимул заместить часть выплат работникам из прибыли после налогообложения начислением заработной платы.

При наличии прогноза прибыли предприятий можно вместо прогноза ВРП использовать показатель прогноза прибыли. Близким к прибыли оценочным показателем может быть ВРП, скорректированный на сумму уплаченного НДС и суммы расходов на оплату труда в совокупности с суммой единого социального налога, начисляемого на заработную плату. Однако при значимых изменениях в налогообложении прибыли прогноз прибыли может также оказаться весьма неточным, а если изменений в законодательстве не было, слишком большие изменения в поведении налогоплательщиков маловероятны.

Изменение задолженности по налогу на прибыль при данном подходе следует прогнозировать отдельно, для чего может быть использована аналогичная методика.

Возможно также прогнозирование налоговых обязательств. В этом случае налоговые поступления будут получены посредством умножения налоговых обязательств на коэффициент собираемости.

Вышеприведенные рассуждения о подходах к прогнозированию доходов показывают, что на ближайшую перспективу следует смириться с неточностью возможного прогноза поступлений налога на прибыль. По-видимому, в нынешней ситуации целесообразно попытаться оценить верхнюю и нижнюю границы налоговых поступлений исходя из каждого из трех способов и определенных сценариев поведения налогоплательщиков.


Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 14.03.2020 2020-03-14

Статья просмотрена: 369 раз

Библиографическое описание:

Фирсова, М. А. К сущности налогового планирования и прогнозирования / М. А. Фирсова, А. В. Суркова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 11 (301). — С. 244-247. — URL: https://moluch.ru/archive/301/68096/ (дата обращения: 20.05.2021).

В статье рассмотрены основные подходы к определению понятий «налоговое планирование и налоговое прогнозирование». Автором предложено свое понимание сущности государственного налогового планирования и прогнозирования, представлена система.

Ключевые слова: планирование, прогнозирование.

В настоящее время для налоговой сферы актуальным является вопрос эффективного проведения планирования и прогнозирования для наиболее точного составления прогноза налоговых поступлений в бюджетную систему страны. Налоговое планирование и прогнозирование нацелены на достижение ориентиров налоговой и экономической стратегии государства, но единого понятия.

В век инновационной экономики важно грамотно подходить к формированию бюджета, поэтому необходимо конкретизировать понятие, и понимать все нюансы, связанные с прогнозированием и планированием государственных финансов. Для начала рассмотрим понятие и сущность налогового прогнозирования. В рамках исследования тематики были рассмотрены трактовки разных авторов, которые понимают государственное налоговое прогнозирование с разных точек зрения:

Подходы копределению «Налогового прогнозирования»

Автор

Основные подходы

прогнозирование налоговых поступлений в бюджетную систему является ключевым инструментом реализации налоговой политики страны.

деятельность, предоставляющую возможность определения таких данных как объём налоговых поступлений на определённый период времени, количество налогоплательщиков, их состав, контингент

Орлова В. А., Мелентьева О. В.

на уровне государства основной задачей налогового прогнозирования является экономическое обоснование качественных и количественных параметров бюджетных заданий и стратегических программ социально-экономического развития страны.

под прогнозированием понимается взгляд в будущее, оценка возможных путей развития, последствий тех или иных решений

Проанализировав разные понятия, стало понятно, что большинство из них сходятся к мнению о том, что налоговое прогнозирование позволяет реализовать налоговую политику, посредством использования целого набора показателей. Мы предлагаем системный подход в рамках изучения налогового прогнозирования:


Рис 1. Система налогового прогнозирования

Налоговое прогнозирование — это деятельность государственных налоговых органов по определению возможного объема налоговых поступлений с учетом различных факторов, с целью эффективного формирования бюджета.

Теперь стоит перейти к рассмотрению налогового планирования и его сущности. Аналогично стоит рассмотреть основные подходы к определению данного понятия.

Подходы копределению «Налогового планирования»

Автор

Основные подходы

планирование, как фундаментальная основа для разработки стратегических векторов бюджетной политики, является инструментом обеспечения структурной модернизации экономики и повышения ее конкурентоспособности.

Орлова В. А., Мелентьева О. В.

практика подтверждает, что налоговое планирование представляет собой не одноразовое событие, а непрерывный процесс, связанный с систематической постановкой целей и подготовкой необходимых для их достижения мероприятий

разработка последовательности действий, позволяющих достигнуть желаемого результата

Тетерина Н. А., Белогорская А. Н.

комплексный и многофакторный процесс разработки экономически обоснованного размера налоговых доходов (поступлений налогов и сборов, администрируемых налоговыми органами) в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды в течение текущего финансового года от налогоплательщиков, зарегистрированных в соответствующих налоговых органах

Мы предлагаем системный подход в рамках изучения налогового планирования:


Рис 2. Система налогового планирования

Необходимо заметить, то налоговое планирование предназначено как для обоснования количественных показателей бюджетных заданий, так и для того, чтобы определить в перспективе социально-экономическую направленность развития в рамках принятой концепции.

Исходя из двух представленных схем, по нашему мнению, планирование представляет собой комплекс мер по мобилизации поступлений в бюджет, а прогнозирование это комплекс показателей, которые определяют налоговый потенциал в целом.

Это достаточно близкие по значению понятия. Но планирование можно трактовать как определение целевых установок достижения определенных показателей. А прогнозирование — картина будущего, предполагающая составление прогноза на определенный промежуток времени. Но если прогнозирование предполагает формирование вероятностного прогноза налоговых поступлений, то планирование оценивает их фактическое перечисление в бюджет и обозначает определенные объемы поступлений в планируемом периоде. Из этого следует то, что прогноз должен опережать план. Так как цель процесса налогового прогнозирования — создать основу или предпосылки для проведения планирования налоговых поступлений.

По нашему мнению, уточнить понятие «налогового планирования» следует следующим образом: это деятельность государственных налоговых органов по эффективной реализации налоговой политики и социально-экономического развития страны, с целью эффективной мобилизации налоговых поступлений в бюджеты разных уровней, при помощи применения соответствующих инструментов.

  1. Ильичева Е. В., Подгорный И. Е., Пашкова Е. Э., Ходько М. В. К вопросу планирования и прогнозирования налоговых поступлений в территориальный бюджет / Е. В. Ильичева, И. Е. Подгорный, Е. Э. Пашкова, М. В. Ходько // Журнал «Интернет-журнал Науковедение». — 2015. — Т.7.– № 4 (29). — С. 1–11.
  2. Орлова В. А., Мелентьева О. В. Сущность налогового прогнозирования и планирования как важного элемента налогового менеджмента / В. А. Орлова, О. В. Мелентьева // Журнал «Наука и финансы». — 2016. — № 1. — С. 18–22.
  3. Павлюченко Т. Н., Калюгина И. В. Учет налогов и оптимизация налоговой нагрузки / Т. Н. Павлюченко, И. В. Калюгина // Журнал «Концепт». — 2018. — № 5. — С. 1–7.
  4. Сорокина П. Г. Прогнозирование и динамика налоговой базы по налогу на имущество организаций / П. Г. Сорокина // Журнал «Baikal Research Journal». 2017. — Т. 8. — № 2. — С. 16.
  5. Ташматова Р. Г. К Роль налогового прогнозирования в формировании налоговых доходов бюджета / Р Г. Ташматова // Журнал «Экономика и бизнес: теория и практика». — 2018. –№ 1. — С. 79–82.
  6. Тетерина Н. А., Белогорская А. Н. Актуальные вопросы налогового планирования и прогнозирования / Н. А. Тетерина, А. Н. Белогорская // Журнал «ВЕСТНИК РОССИЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ». — 2015. –№ 3 (21). — С. 77–85.

В настоящее время существуют два различных подхода к прогнозиро­ванию доходов при составлении среднесрочных и краткосрочных финан­совых прогнозов. Первый может быть условно обозначен как экстрапо- ляционный. Согласно экстраполяционному подходу, прогноз различных элементов доходов осуществляется по их ретроспективным временным рядам. Прогнозное значение доходов, таким образом, зависит от их про­шлых значений. Экстраполяционный метод широко применяется в ре­гиональной практике среднесрочного и краткосрочного финансового планирования. Второй подход может быть обозначен как моделирование.

В соответствии с этим подходом значение доходов представляется в виде зависимости от составляющих их факторов. Прогнозное значение каждого элемента дохода рассчитывается с помощью этой зависимости по прогнозным значениям факторов. Моделирование активно исполь­зуется на федеральном уровне, но значительно реже применяется для прогнозирования доходов субъектами Федерации.

Прогнозные модели, построенные в соответствии с подходом мо­делирования, подразделяются на два класса: детерминированные и эконометрические. Детерминированные прогнозные модели предпо­лагают наличие детерминированной связи в виде алгоритма или ана­литической зависимости между прогнозируемой величиной и фак­торами, ее обусловливающими.

Прогнозирование общих доходов бюджета субъекта Федерации на среднесрочную и краткосрочную перспективу подразделяется на про­гноз налоговых доходов; неналоговых доходов; доходов от предпри­нимательской и иной приносящей доход деятельности; безвозмездных перечислений из бюджетов вышестоящих уровней.

При прогнозировании налоговых доходов по каждому виду налога прогноз строится отдельно, но структура моделей, используемых для прогноза доходов по разным видам налогов, едина.

НДу — доход по;-му налогу в г-й год, зачисляемый в консолидиро­ванный (областной) бюджет;

НБу — налоговая база по^'-му налогу в г-й год;

7 — ставка по^'-му налогу в г-й год;

НСЬ — норматив отчисления налога в консолидированный (обла­стной) бюджет по^'-му налогу в г-й год;

А — поправочный коэффициент, учитывающий льготы и недоим­ки по налоговым платежам;

ТМГГ — темп роста соответствующего макроэкономического пока­зателя (доли процента).

Поправочный коэффициент А у может быть рассчитан по данным о фактических и расчетных налоговых поступлениях за предыдущий год:

Предполагается, что налоговая база из года в год изменяется так же, как связанный с ней макроэкономический показатель, так что:

Доход, прогнозируемый по 7-му налогу в г-й год, можно рассчитать следующим образом:

Подстановка сюда предыдущих соотношений для поправочного ко­эффициента и налоговой базы и проведение простейших преобразо­ваний дают следующее:

В течение года планирования в связи с изменениями в налоговом и бюджетном законодательстве могут измениться ставки налога, налого­вые базы, а также произойти другие не предусмотренные предложенной моделью изменения. В этом случае могут применяться поправочные ко­эффициенты, выбираемые экспертным способом:

Ку — поправочный коэффициент, учитывающий происходящее внутри планируемого г-го года изменение базы по^'-му налогу, изме­нение ставки 7-го налога, а также отражающий изменения в собирае­мости налога;

5 — поправочный показатель абсолютного изменения налогового дохйда по^'-му налогу в г-й год в связи с предоставляемыми льготами и прочими, неучтенными, факторами.

Тогда прогнозное значение дохода может быть рассчитано по модели:

^ 9 Тг п хНОгп и и

Макроэкономические показатели для прогнозирования налоговых доходов

Прогнозирование неналоговых доходов, доходов от предпринима­тельской деятельности и безвозмездных поступлений из бюджетов вы­шестоящих уровней производится на основе рассмотренной ранее мо­дели (1) либо на основе моделей, являющихся ее частными случаями:

НД„ = ИД , - ТМЦ, • -г— ■ К„ . Л„. (3)

Элементы неналоговых и других доходов бюджета субъекта Феде­рации, используемые модели, соответствующие макроэкономичес­кие показатели, необходимые для их прогнозирования, представле­ны в табл. 4.6.

Читайте также: