Прочие налоги и сборы статья

Опубликовано: 27.04.2024

Основу функционирования налоговой системы РФ составляет НК РФ.

Система налогового законодательства

Законодательство о налогах и сборах включает в себя не только Налоговый Кодекс (его первую и вторую части), но и иные нормативно-правовые документы, которые регулируют отношения, возникающие в налоговой сфере. Так же, такое понятие, как «законодательство о налогах и сборах», подразумевает все законы, все местные или региональные нормативно-правовые акты, которые упоминаются в статьях Налогового Кодекса.

Законодательство РФ о налогах и сборах – это не только упорядоченная система нормативно-правовых актов, регулирующих отношения плательщиков и сборщиков налогов, но и определенная налоговая система. Так, система налогообложения РФ относится к косвенной системе, где основной доход государства на сборах получается при сборе с объектов потребления.

То есть косвенная система подразумевает обязательство по уплате налога или сбора только за то, что потребляется/используется/имеется у плательщика. Например, при приобретении недвижимости новоиспеченный собственник уплачивает налог на имущество. То есть за то, что он использует, за то, что есть у него в собственности. Оплачивать налог или сбор за чужое имущество гражданин или организация не обязаны, и обязать их к этому никто не вправе.

Кроме того, налоговая система страны относится еще и к нейтральной категории. То есть, той, где финансовое положение (следует понимать, как неравенство, оцениваемое получаемыми доходами конкретных плательщиков) остается неизменным, даже после уплаты всех налогов и сборов.

По уровню налоговой нагрузки система налогообложения РФ относится к категории умеренно фискальной, что подразумевает сравнительно небольшой процент бремени к ВВП. В среднем налоговое бремя составляет 30-45%. По данной модели работает множество развитых и развивающихся стран, за исключением, например, Соединенных Штатов Америки.

Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, как главная гарантия и контроль по исполнению норм в налоговой сфере, постоянно совершенствуется путем внесения соответствующих изменений и поправок в Налоговый Кодекс, нормативно-правовые акты, которые регулируют налоговые отношения.

Состав законодательства и НПА

Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах представляет собой целый массив нормативно-правовых актов, которые регулируют налоговые отношения. К таким НПА можно отнести:

  • Налоговый Кодекс;
  • Бюджетный кодекс;
  • Закон о налоговых органах;
  • Таможенный и Трудовой кодексы;
  • Закон о налогах на имущество у физических лиц.

Законодательство о налогах и сборах – это любой официальный документ, имеющий правовую основу и силу, который затрагивает налоговые отношения.

Так, в Трудовом кодексе прописаны все сборы, которые обязан уплачивать и работник, и работодатель, в пользу государственного бюджета. А Бюджетный кодекс регулирует поступление средств в бюджет, дальнейшее распределение этих средств, налоги и сборы, которые уплачиваются или должны уплачиваться плательщиками.

Все новые нормативно-правовые акты вступают в силу только тогда, когда проходит установленный законом срок с момента опубликования последней принятой версии. Предусмотрен ровно один календарный месяц на ознакомление всех заинтересованных лиц. При этом незнание вновь принятых законов и поправок не освобождает плательщиков от обязанности уплачивать налоги и вносить требуемые суммы сборов.

Статья 3 Налогового кодекса предусматривает следующие основы и начала налогового законодательства. В частности:

  • обязанность плательщиков в законном порядке вносить все необходимые налоги и сборы, предусмотренные налоговым законодательством;
  • учет платежеспособности плательщика к уплате налогов и сборов в соответствии с его финансовым положением;
  • законодательством не предусмотрено разграничение налоговых ставок и процентов для граждан разной национальности, религиозной принадлежности, расового отношения;
  • у всех взимаемых налогов и сборов в обязательном порядке должна быть экономическая основа, в противном случае такие сборы считаются неправомерными;
  • все коллизии в законодательстве (подразумевается различные непонятные ситуации и противоречия, которые могут встречаться в нормативно-правовых актах разных уровней) должны быть использованы исключительно в пользу плательщика.

Исполнение норм налогового законодательства

Вопрос по контролю за исполнением налогового законодательства подробно изложен в Приказе Генпрокуратуры РФ №193. В частности, данным приказом установлено, что законность проведения налоговых операций возложена на налоговые органы и организации, наделенные таким правом, и существующие нарушения исполнения норм налогового права возникают с попустительства именно этих организаций.

Именно поэтому Генеральная прокуратура РФ не только вправе, но и обязана осуществлять мониторинг на постоянной основе по контролю за исполнением норм налогового права. Кроме того, именно Генпрокуратура обязана обеспечить не коррупционный характер, как проверок, так и процесса взимания налоговых сборов с плательщиков.

Статья 45 Налогового Кодекса предусматривает внесение всех налогов и сборов плательщиком самостоятельно на постоянной основе в обязательном порядке. Если в качестве плательщика выступает организация, то обязанность по уплате сборов и налогов перекладывается на уполномоченное лицо.

Примечательно, что исполнение норм налогового законодательства предусматривает досрочный порядок уплаты налогов и сборов.

То есть гражданин может оплатить сбор до того срока, который предусмотрен законом. Однако вносить средства позже установленного в каждом конкретном случае срока тоже не запрещается. При этом на просрочившего платеж плательщика накладывается штраф (пени), который исчисляется в зависимости от вида налогообложения и размера задолженности.

Кроме того, в отношении организаций может быть установлен и судебный порядок взыскания задолженности по налогам.

В случаях, если сумма долга по налоговым выплатам превышает 5 миллионов рублей, а также в тех случаях, когда недоимка превышает срок в три календарных месяца. То есть если по итогам проверки со стороны налоговых органов было установлено, что организация не уплачивала налоги 3 месяца, то дело о взыскании может быть передано в суд на рассмотрение. Более того при наличии задолженностей предусмотрено ежемесячное уведомление плательщику со стороны налогового органа в письменном виде.

Законодательство субъектов РФ

Статьей 12 Налогового Кодекса предусмотрено разделение всех существующих налогов на три категории: местные, федеральные и региональные. При этом законодательство о налогах и сборах регулирует все эти категории, иначе законность их существования можно было бы поставить под сомнение.

Так, представители органов власти субъектов Федерации вправе устанавливать особый режим налогообложения по следующим направлениям:

  • льготы на уплату налогов (в соответствии с финансовой способностью плательщиков конкретного субъекта);
  • ограничения или разрешения для применения особого режима обложения налогом;
  • размер ставки (в соответствии с категорией плательщика или определенного вида коммерческой деятельности).

В состав законодательства субъектов по вопросам налогообложения входят такие нормативно-правовые акты, как отдельные законы субъекта, регулирующие налоговые правоотношения, Налоговый Кодекс и прочие федеральные налоговые нормативные акты, обязательные для исполнения на всей территории страны.

Нарушения в налоговой сфере

Вопросы, связанные с существующими нарушения в налоговой сфере, а также существующие меры наказания прописаны в главе 16 Налогового Кодекса (в части первой). В частности, глава охватывает такие вопросы, как:

  • нарушенный порядок постановки на учет;
  • невыплата или частичная выплата установленных сборов и налогов;
  • нарушение в сфере заполнения или представления декларации по налоговому законодательству;
  • утаивание данных от налоговых органов об обстоятельствах, влияющих на процесс осуществления налоговых правоотношений;
  • предоставление заранее недостоверных или ложный сведений и данных о плательщике.

За каждое из нарушений настоящий законодательством предусмотрено свое наказание, которое может быть вынесено на основании не только налогового права, но и административного, уголовного, гражданского, в зависимости от обстоятельств конкретного нарушения.

1.1 Сущность и принципы построения налоговой системы РФ

Налогообложение – это закрепленная действующим законодательством процедура установления, взимания и уплаты налогов и сборов. Эта процедура в Российской Федерации регламентируется законодательством о налогах и сборах, представляющим собой упорядоченную систему норм и правил, содержащихся в законах и регулирующие отношения в сфере налогообложения.

Основным документом в законодательстве о налогах и сборах является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), состоящий из двух частей. Первая часть НК РФ вступила в действие 1 января 1999 г., вторая – двумя годами позже.

Согласно статье 1 НК РФ законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законах о налогах и сборах. В целом законодательство о налогах и сборах Российской Федерации можно представить как трехуровневую иерархическую систему, состоящую из:

  • федерального законодательства, включающего в себя Налоговый кодекс РФ и принимаемые в соответствии с ним нормативно-правовые акты на федеральном уровне;
  • регионального законодательства. В соответствии с НК РФ субъекты РФ вправе принимать нормативно-правовые акты, касающиеся региональных налогов и сборов;
  • нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, которые регулируют порядок начисления и уплаты местных налогов и сборов.

Нормы, устанавливаемые законодательством о налогах и сборах нижестоящего уровня, должны приниматься во исполнение и не противоречить нормам вышестоящего уровня и Налоговому Кодексу РФ.

Налоговый Кодекс устанавливает (ст. 2 НК РФ):

  • 1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
  • 2) основания возникновения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов;
  • 3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
  • 4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
  • 5) формы и методы налогового контроля;
  • 6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;
  • 7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий их должностных лиц.

В соответствии со статьей 7 НК РФ если международным договором Российской Федерации, установлены иные правила, чем в НК РФ, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных НК РФ представляет собой налоговую систему.

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК РФ).

Сбор – обязательный взнос, который взимается за оказание законно установленных услуг или предоставление определенного права (разрешения).

Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития.

Формирование налоговой системы РФ проходило в несколько этапов:

1 этап (1991–1993) – принятие закона об основах налоговой системы РФ.

2 этап (1994–1998) – характеризуется внесением большого количества изменений и дополнений, что, безусловно, создавало нестабильность налоговой системы.

3 этап (1998–наше время) – этап введения в действие единого документа по налогам (НК РФ части 1 и 2).

В современную налоговую систему РФ входят четыре блока:

  • система налогов и сборов РФ;
  • система налоговых правоотношений;
  • система участников налоговых правоотношений;
  • нормативно-правовая база сферы налогообложения.

Функции налогов

Более полно сущность налоговой системы раскрывается в функциях налогов.

    Фискальная функция заключается в обеспечении государства за счет налоговых поступлений финансовыми ресурсами, необходимыми для покрытия его расходов.

Регулирующая (экономическая) функция. Она заключается в воздействии налогов на общественно-экономические отношения в государстве.

С помощью регулирующей функции осуществляется:

  • 1) регулирование спроса и предложения на товары (работы, услуги);
  • 2) выравнивание доходов бюджетов отдельных субъектов РФ.
  • Воспроизводственная функция заключается в существовании налогов, за счет которых осуществляется воспроизводство природных ресурсов (например, НДПИ, водный налог, земельный налог и т.п.).
  • Контрольная функция состоит в том, что в процессе налогообложения появляется возможность сопоставления фактических налоговых поступлений в бюджеты различных уровней с заранее запланированными показателями.
  • Принципы построения налоговой системы

    Условием оптимального использования функций налогов являются принципы налогообложения. Принципы налогообложения – это сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления.

    Классическими принципами построения налоговой системы (по А. Смиту) являются:

    • принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
    • принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
    • принцип удобства – налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
    • принцип экономии – сокращение издержек взимания налогов.

    Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией РФ и НК РФ (ст. 3 ч. 1 НК РФ):

    • Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
    • Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер.
    • Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физического лиц или места происхождения капитала.
    • Налоги и сборы должны иметь экономическое основание.
    • Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации.
    • Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.
    • Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

    Качество налоговой системы можно оценить по следующим критериям: сбалансированность государственного бюджета; эффективность и рост производства; стабильность цен; эффективность социальной политики; полнота и своевременность уплаты налогов.

    Все принципы, лежащие в основе налога, можно объединить в три группы: юридические, организационные, экономические принципы.

    К правовым относятся принципы: обязательности; отрицания обратной силы закона; законности; экономической целостности; приоритетности налогового законодательства.

    К экономическим относятся принципы: эффективности налогообложения, заключающийся в минимизации издержек государства по взиманию налога; прогнозирования налогообложения; нейтральности, предполагающей, что налог должен способствовать созданию конкурентной среды; справедливости.

    К организационным принципам относятся: универсализация налогообложения, обеспечивающая одинаковые требования для всех плательщиков; удобство уплаты налогов; исчерпывающий перечень налогов; гармонизация, учитывающая международные нормы и правила.

    Классификация налогов и сборов

    Классификация налогов – это группировка налогов, обусловленная их назначением, методами взимания, источниками уплаты, характером применяемых ставок и др. признаками.

    Действующие в Российской Федерации налоги и сборы можно классифицировать по нескольким признакам (рисунок 1.1).

    Рисунок 1.1 – Типовая классификация налогов и сборов в РФ

    Рассмотрим подробно представленную на рисунке 1.1 классификацию налогов.

    1. По уровню управления

    Федеральные налоги вводятся федеральными органами власти; действуют в обязательном порядке на всей территории РФ; являются источником доходов, как правило, федерального бюджета РФ.

    Налоги федерального уровня могут перечисляться в пропорциональной величине: часть – в федеральный бюджет, часть – в нижестоящие бюджеты с целью оказания последним финансовой поддержки. Например, в соответствии со ст. 284 Налогового кодекса РФ, налог на прибыль организаций является федеральным, взимается по ставке 20 %, из которой 2 % перечисляются в федеральный бюджет, а остальные 18 % – в бюджет субъекта РФ, где функционирует фирма-налогоплательщик.

    К федеральным налогам относятся:

    • 1) налог на добавленную стоимость (НДС);
    • 2) акцизы;
    • 3) налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
    • 4) налог на прибыль организаций;
    • 5) водный налог;
    • 6) сбор за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;
    • 7) налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
    • 8) государственная пошлина.

    Кроме того, существуют два вида обязательных страховых взносов федерального значения, перечисляемых в государственные внебюджетные фонды РФ:

    • 1) страховые взносы, перечисляемые работодателями за своих работников:
      • в Пенсионный фонд РФ (ПФР) – на цели обязательного пенсионного страхования;
      • в Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) – на цели обязательного социального страхования;
      • в фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) – на цели обязательного медицинского страхования.

      Указанные взносы взимаются с 01.01.2010 г. вместо Единого социального налога (ЕСН), отмененного с 01.01.2010 г.;

    • 2) взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний («взносы на травматизм»).

    Среди федеральных налогов особое место занимают специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок исчисления и уплаты налогов, в том числе замену нескольких налогов одним (единым налогом).

    К специальным налоговым режимам в Российской Федерации относятся:

    • 1) упрощенная система налогообложения (УСН);
    • 2) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
    • 3) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН);
    • 4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
    • 5) патентная система налогообложения (ПСН, с 1 января 2015 года).

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) вводятся органами власти конкретного субъекта РФ только на территории конкретного субъекта РФ и являются источником доходов бюджетов субъектов РФ.

    Важно, что органы власти субъектов РФ вправе ввести на своей территории только те налоги и сборы, которые разрешены НК РФ.

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) включают:

    • 1) налог на имущество организаций;
    • 2) транспортный налог;
    • 3) налог на игорный бизнес.

    Основные правила взимания налогов субъектов РФ определяют федеральные власти в НК РФ. Власти субъектов РФ могут изменять или дополнять эти правила, но лишь в пределах, установленных НК РФ.

    Налоговым кодексом РФ региональных сборов не предусмотрено.

    Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах. Местные налоги перечисляются исключительно в местные бюджеты.

    К местным налогам относятся:

    • 1) земельный налог;
    • 2) налог на имущество физических лиц;
    • 3) торговый сбор (введен с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ).

    2. По способу взимания налога

    Прямые налоги взимаются с конкретного налогоплательщика – юридического или физического лица (например, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, транспортный налог, НДФЛ, земельный налог и т.п.).

    Косвенные налоги входят в цену готовой продукции (товаров, работ, услуг) и, как следствие, увеличивают ее. Так как косвенные налоги входят в цену, их фактическим плательщиком является покупатель, но перечисляет их в бюджет продавец за счет части выручки, полученной от покупателя. К косвенным налогам относятся НДС и акцизы.

    3. Источники уплаты налога

    К налогам, включаемым в себестоимость готовой продукции (товаров, работ, услуг) относятся земельный налог, водный налог, НДПИ (т.е. налоги на пользование природными ресурсами), а также страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, включая «взносы на травматизм».

    К налогам, относимым на выручку от реализации готовой продукции (товаров, работ, услуг), которые увеличивают ее величину, относятся НДС и акцизы.

    На прибыль, оставшуюся в распоряжении организации до налогообложения прибыли, относится налог на прибыль организаций.

    К налогам, взимаемым за счет доходов физических лиц, относится НДФЛ.

    На прочие расходы, не включаемые в себестоимость готовой продукции, товаров, работ, услуг, относятся налоги, учитываемые в составе прочих расходов организации. Например, налог на имущество организаций, государственная пошлина, уплачиваемая фирмой при судебных разбирательствах и т.п.

    4. В зависимости от применяемых ставок

    Фиксированные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых не зависит от изменения величины налоговой базы (например, НДС, налог на прибыль организаций, НДФЛ, налог на имущество организаций и др.).

    Прогрессивные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых увеличивается по мере увеличения налоговой базы, например: акцизы (чем выше доля спирта в спиртосодержащей продукции, тем выше ставка акциза, и наоборот).

    Элементы налога

    Законодательное основание является важнейшим принципом налога. Каждый установленный налог характеризуется несколькими обязательными параметрами – элементами налога. Выделяют существенные и факультативные элементы налога.

    Существенные элементы – элементы налога, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определёнными.

    Факультативные элементы – элементы, отсутствие которых не влияют на определённость налога.

    В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным, если определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

    1. Субъект налога (налогоплательщик) – это тот, кто обязан уплачивать налог в бюджет государства. Налогоплательщиками могут являться: юридические лица, физические лица, индивидуальные предприниматели. К субъектам налоговых правоотношений относятся налоговые агенты – это лица, на которых возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению налогов в соответственный бюджет.
    2. Объект налогообложения (объект налога) – это то, что облагается налогом.
    3. Налоговая база – это величина, которая фактически облагается конкретным налогом, и по отношению к которой производится исчисление налога.
    4. Ставка налога – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
    5. Налоговый период – это отрезок времени (месяц, квартал, год), по завершении которого рассчитывается и уплачивается налог. Налоговый период может состоять из нескольких промежуточных отчетных периодов, по итогам которых исчисляются и уплачиваются промежуточные авансовые платежи.
    6. Порядок исчисления и сроки уплаты налога, предоставления отчетности показывает, кто и в каком порядке должен исчислять и уплачивать конкретный налог.

    Основным факультативным элементом налога являются налоговые льготы.

    Можно выделить пять групп налоговых льгот по элементам налога, представленные на рисунке 1.2.

    Рисунок 1.2 – Виды налоговых льгот по элементам налога в соответствии с НК РФ

    Также существуют льготы, не привязанные к элементам налогов – это специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов.

    Извините, доступ к дальнейшему материалу закрыт в демо-версии.

    ← предыдущая следующая → Наверх © ФГБОУ ВПО Уфимский государственный нефтяной технический университет
    Институт дополнительного профессионального образования
    Уфа 2015

    • только для ИП
    • для юридических лиц
    • для ИП

    Налог на профессиональный доход (НПД, самозанятые) - это специальный налоговый режим для физических лиц, при котором для ведения предпринимательской деятельности не требуется регистрация в качестве ИП.
    При этом, индивидуальные предприниматели также вправе перейти на этот режим.

    Главные плюсы налогового режима НПД (самозанятые):

    Физические лица и индивидуальные предприниматели, применяющие НПД:

    • не платят фиксированные страховые взносы "за себя";
    • не применяют онлайн-кассу;
    • не сдают отчетность;
    • самостоятельно регистрируются в качестве плательщиков НПД без посещения ИФНС;
    • платят налог с доходов, рассчитанный кассовым методом: 6% с поступлений от юрлиц, 4% - от физлиц;
    • Заказчик услуг самозанятого не платит за него страховые взносы и не удерживает НДФЛ в качестве налогового агента.

    • только для физических лиц и ИП;
    • выручка - до 2 400 000 рублей в год;
    • без наемных работников;
    • нельзя совмещать с другими режимами налогообложения (даже общим режимом для физлица, при котором платится НДФЛ);
    • есть виды деятельности, при которых нельзя применять НПД (422-ФЗ, статья 4, пункт 2, 422-ФЗ, статья 6 пункт 2 - подробности далее).

    Не вправе применять налоговый режим НПД:
    422-ФЗ, статья 4, пункт 2

    1) лица, осуществляющие реализацию подакцизных товаров и товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

    2) лица, осуществляющие перепродажу товаров, имущественных прав, за исключением продажи имущества, использовавшегося ими для личных, домашних и (или) иных подобных нужд;

    3) лица, занимающиеся добычей и (или) реализацией полезных ископаемых;

    4) лица, имеющие работников, с которыми они состоят в трудовых отношениях;

    5) лица, ведущие предпринимательскую деятельность в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров, если иное не предусмотрено пунктом 6 настоящей части;

    6) лица, оказывающие услуги по доставке товаров с приемом (передачей) платежей за указанные товары в интересах других лиц, за исключением оказания таких услуг при условии применения налогоплательщиком зарегистрированной продавцом товаров контрольно-кассовой техники при расчетах с покупателями (заказчиками) за указанные товары в соответствии с действующим законодательством о применении контрольно-кассовой техники;

    7) лица, применяющие иные специальные налоговые режимы или ведущие предпринимательскую деятельность, доходы от которой облагаются налогом на доходы физических лиц, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона;

    8) налогоплательщики, у которых доходы, учитываемые при определении налоговой базы, превысили в текущем календарном году 2,4 миллиона рублей.

    Не признаются объектом налогообложения доходы:
    422-ФЗ, статья 6, пункт 2

    1) получаемые в рамках трудовых отношений;

    2) от продажи недвижимого имущества, транспортных средств;

    3) от передачи имущественных прав на недвижимое имущество (за исключением аренды (найма) жилых помещений);

    4) государственных и муниципальных служащих, за исключением доходов от сдачи в аренду (наем) жилых помещений;

    5) от продажи имущества, использовавшегося налогоплательщиками для личных, домашних и (или) иных подобных нужд;

    6) от реализации долей в уставном (складочном) капитале организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг и производных финансовых инструментов;

    7) от ведения деятельности в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом;

    8) от оказания (выполнения) физическими лицами услуг (работ) по гражданско-правовым договорам при условии, что заказчиками услуг (работ) выступают работодатели указанных физических лиц или лица, бывшие их работодателями менее двух лет назад;

    10) от уступки (переуступки) прав требований;

    11) в натуральной форме;

    12) от арбитражного управления, от деятельности медиатора, оценочной деятельности, деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, адвокатской деятельности.

    Статья 13. Федеральные налоги и сборы

    К федеральным налогам и сборам относятся:

    1) налог на добавленную стоимость;

    3) налог на доходы физических лиц;

    4) утратил силу с 1 января 2010 года. - Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ;

    5) налог на прибыль организаций;

    6) налог на добычу полезных ископаемых;

    7) утратил силу. - Федеральный закон от 01.07.2005 N 78-ФЗ;

    9) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

    10) государственная пошлина;

    11) налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья.

    • АПК РФ
    • Бюджетный кодекс
    • ГПК РФ
    • КАС РФ
    • КоАП РФ
    • Лесной кодекс
    • Семейный кодекс
    • ТК РФ
    • УИК РФ
    • УК РФ
    • УПК РФ
    • Водный кодекс РФ
    • Воздушный кодекс РФ
    • Градостроительный кодекс РФ
    • Жилищный кодекс РФ
    • Земельный кодекс РФ
    • Кодекс внутреннего водного транспорта
    • Кодекс торгового мореплавания РФ
    • ГК РФ часть 1
    • ГК РФ часть 2
    • ГК РФ часть 3
    • ГК РФ часть 4
    • Налоговый кодекс ч.1
    • Налоговый кодекс ч.2
    • Постановление Пленума ВС РФ от 27.04.2021 N 7
    • Постановление Пленума ВС РФ от 27.04.2021 N 10
    • Постановление Пленума ВС РФ от 27.04.2021 N 12
    • Постановление Пленума ВС РФ от 27.04.2021 N 9
    • Постановление Пленума ВС РФ от 27.04.2021 N 6
    • Постановление Пленума ВС РФ от 27.04.2021 N 8
    • Постановление Пленума ВС РФ от 27.04.2021 N 11
    • "Обзор судебной практики ВС Российской Федерации N 1 (2021)"
    • Постановление Пленума ВС РФ от 06.04.2021 N 3
    • Постановление Пленума ВС РФ от 06.04.2021 N 5
    • ГПК РСФСР
    • КоАП РСФСР
    • УК РСФСР
    • УПК РСФСР
    • Водный кодекс РСФСР
    • Гражданский кодекс РСФСР
    • Жилищный кодекс РСФСР
    • Земельный кодекс РСФСР
    • Кодекс законов о труде
    • Кодекс о браке и семье РСФСР
    • Исправительно - трудовой кодекс РСФСР

    ФЗ о страховых пенсиях

    ФЗ о пожарной безопасности

    ФЗ об образовании

    ФЗ о государственной гражданской службе

    ФЗ о государственном оборонном заказе

    О защите прав потребителей

    ФЗ о противодействии коррупции

    ФЗ об охране окружающей среды

    ФЗ о бухгалтерском учете

    ФЗ о защите конкуренции

    ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

    ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

    ФЗ о прокуратуре

    ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

    ФЗ о персональных данных

    ФЗ о госзакупках

    ФЗ об исполнительном производстве

    ФЗ о воинской службе

    ФЗ о банках и банковской деятельности

    Проценты по денежному обязательству

    Ответственность за неисполнение денежного обязательства

    Уклонение от исполнения административного наказания

    Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

    Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

    Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

    Особенности правового положения казенных учреждений

    Общие основания прекращения трудового договора

    Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

    Судебный порядок рассмотрения жалоб

    Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

    Документы, прилагаемые к исковому заявлению

    Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

    Форма и содержание искового заявления


    (c) 2015-2021 Законы, кодексы, нормативные и судебные акты

    Этот материал обновлен 01.02.2021

    На каждой системе налогообложения компания платит разный состав налогов.

    Это может быть один налог, как на упрощенке, или целый список, как на общей системе. Расскажу, как выбрать систему налогообложения и чем они между собой различаются.

    Это обзорная статья, а не руководство по налогообложению. Мы не будем писать про экзотику: акцизы, водный налог, налог на добычу полезных ископаемых, сельскохозяйственный налог. И главное: не доверяйте в вопросах налогов только статьям из интернета. Для этого нужен опытный бухгалтер.

    Общая система налогообложения

    На общей системе налогообложения, или ОСН, придется платить несколько налогов и вести налоговый учет. Зато нет ограничений по доходу, количеству сотрудников и видам деятельности.

    Компании на общей системе платят НДС, налог на прибыль, налог на имущество и другие налоги.

    НДС. При продаже и перепродаже товаров и услуг компания обязана заложить в цену НДС. Чем больше посредников прошел товар, тем он дороже для конечного покупателя.

    Вот какие ставки НДС действуют:

    1. Основная ставка — 20%.
    2. Льготная для некоторых продуктов питания, лекарств и детских товаров — 10%.
    3. Для товаров на экспорт, некоторых сопутствующих экспорту работ и услуг — 0%. Освобождение от НДС и ставка 0% — не одно и то же.

    Компания экономит на НДС, если заключает сделки с партнерами на общей системе налогообложения. В этом случае она может принять к вычету НДС из счетов поставщиков.

    Например, мебельный завод заказал у поставщика массив дуба. Его цена со всеми затратами и прибылью — 100 000 рублей. Поставщик начисляет на нее еще 20% НДС — 20 000 рублей. Стоимость массива для завода становится 120 000 рублей.

    Завод купил массив и сделал из него шкаф. Окончательная цена шкафа со всеми накрутками — 500 000 рублей.

    Завод начисляет на цену НДС 20% — 100 000 рублей. Цена шкафа для покупателей становится 600 000 рублей.

    Эти 100 000 рублей НДС завод должен заплатить государству. Но не все так просто. Когда завод покупал дуб, он уже заплатил 20 000 рублей НДС. На эту сумму он может уменьшить свой налог. Получается, ему нужно заплатить НДС 80 000 рублей: 100 000 − 20 000 Р .

    Представим, что поставщик дуба работает на упрощенке. Тогда он не платит НДС и не включает его в цену. ООО «Диван» не может сделать вычет по НДС и платит все 100 000 рублей налога.

    Налог на прибыль. Если очень упрощенно, прибыль — разница между доходами и расходами. На нее начисляется 20% налога.

    Налог на имущество. Налогом облагается недвижимость, которая числится на балансе компании в качестве основных средств. Например, офисное здание или склад. Такое имущество обычно в собственности компании, и его изначально приобретали не для перепродажи.

    Если имущество входит в региональный перечень, налог начисляют на кадастровую стоимость, если нет — на балансовую. Весь список объектов и их кадастровая стоимость указаны в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН).

    Каждый регион устанавливает свою ставку налога на имущество в пределах 2,2%. А для недвижимости, которая облагается налогом по кадастровой стоимости, ставка не может быть больше 2%. Компания обязана сама считать налог на имущество и отчитываться по нему. По всем видам недвижимости есть свои нюансы, поэтому лучше, если налог посчитает бухгалтер.

    Торговый сбор. Его платят владельцы торговых точек: магазинов, рынков, ярмарок, киосков, палаток, торговых автоматов. А автозаправкам его платить не нужно. Пока торговый сбор есть только в Москве, но в будущем может появиться в Севастополе и Санкт-Петербурге.

    Сумма зависит от вида торговли и района: чем ближе к центру города, тем дороже. Ставки в законе Москвы — от 21 000 до 81 000 рублей за квартал.

    Другие налоги. Все остальные налоги компании платят, если есть причина. За транспорт — транспортный налог, за землю в собственности или бессрочном пользовании — земельный налог.

    Упрощенная система налогообложения

    Упрощенная система налогообложения (УСН), или упрощенка, — система, на которой компания платит единый налог. Он заменяет НДС и налог на прибыль.

    Компания может начать работу на УСН сразу после регистрации или перейти на нее позже. Вот каким требованиям нужно соответствовать, чтобы работать на УСН:

    1. Средняя численность сотрудников — не более 100 человек.
    2. Оборот — до 112,5 млн рублей в год для перехода, до 150 млн в год для дальнейшей работы.
    3. Отсутствие филиалов.
    4. Доля участия других компаний в уставном капитале меньше 25%.
    5. Остаточная стоимость основных средств не более 150 млн рублей.

    Налоги ООО на УСН условно можно разделить на три группы.

    Основной налог УСН. Тут два варианта: платить налог с доходов или с разницы доходов и расходов.

    Налог на имущество для объектов в специальном перечне, который устанавливают региональные законы. Обычно это касается офисных и торговых центров и помещений в них. Если недвижимости нет в перечне или он не утвержден на начало года, налог платить не нужно.

    Прочие налоги. Например:

    • транспортный налог — если есть автомобили, зарегистрированные на компанию в ГИБДД. Компания может быть как собственником автомобиля, так и лизингополучателем;
    • земельный налог — при наличии земли в собственности или в долгосрочном пользовании;
    • торговый сбор — если компания занимается оптовой и розничной торговлей в Москве.

    Для работы на упрощенке компания выбирает между системами «Доходы» с налоговой ставкой до 6% и «Доходы минус расходы» с налоговой ставкой от 5 до 15%. Ставка налога зависит от региона.

    Работать на системе «Доходы минус расходы» выгодно, если расходы компании больше 60—65% от оборота. Например, такая схема подойдет продуктовому магазину или палатке с шаурмой. Если расходов мало, выгоднее система «Доходы».

    Компания может менять систему упрощенки раз в год. Если сначала выбрали «Доходы минус расходы», но поняли, что это невыгодно, перейти на «Доходы» можно только в конце года. Для этого нужно подать заявление до 31 декабря.

    Минимальный налог для УСН «Доходы минус расходы»

    Если расходы превысят доходы, все равно придется заплатить минимальный налог. Это 1% от доходов за минусом начисленных авансовых платежей по итогам года.

    Компания рассчитывает два налога: по обычной ставке и минимальный налог. Заплатить нужно сумму, которая оказалась больше.

    Компании на УСН «Доходы» могут уменьшить налог до 50% на сумму уплаченных страховых взносов за сотрудников. А на УСН «Доходы минус расходы» — включить страховые взносы в расходы и так уменьшить доход, с которого платят налог.

    В большинстве случаев компании на упрощенке не платят НДС и налог на прибыль. Но есть исключения — иногда эти налоги платить нужно:

    1. Налог на прибыль как налоговый агент при выплате дивидендов другим организациям.
    2. НДС при ввозе товаров в Россию.
    3. НДС как налоговый агент, если компания арендует имущество напрямую у государства, региона или муниципалитета, покупает металлолом и макулатуру у плательщика НДС.

    Единый налог на вмененный доход

    ЕНВД — специальный налоговый режим для некоторых видов деятельности, например розницы, общепита, бытовых услуг.

    Налог на ЕНВД не зависит от дохода компании. Его платят с дохода, предполагаемого государством в этой сфере.

    Например, государство решает, что ателье по пошиву одежды в Екатеринбурге зарабатывает с каждого квадратного метра помещения 100 000 рублей в квартал. На основе этого показателя нужно будет считать налог.

    Ставка на ЕНВД — от 7,5 до 15%, зависит от муниципалитета. В Москве ЕНВД не действует.

    Налог считают по сложной формуле: учитывают вид деятельности, площадь торгового зала, количество сотрудников. С этим лучше обращаться к бухгалтеру.

    Вот в каких сферах можно работать на ЕНВД:

    1. Розничная торговля.
    2. Общественное питание.
    3. Бытовые и ветеринарные услуги.
    4. Ремонт, техническое обслуживание и мойка машин, а также стоянки.
    5. Размещение и распространение наружной рекламы и рекламы на транспорте.
    6. Сдача в аренду торговых мест и земельных участков.
    7. Гостиницы, хостелы, общежития, отели, сдача в аренду квартиры.
    8. Перевозка пассажиров и грузов.

    Чтобы работать на ЕНВД, тоже нужно соответствовать требованиям: среднесписочная численность сотрудников за год должна быть не более 100 человек, доля участия других компаний в уставном капитале — до 25%.

    Кроме единого налога, компания на ЕНВД платит налог на имущество из регионального перечня, земельный и транспортный налоги.

    ЕНВД можно сочетать с общей и упрощенной системой, но придется вести раздельный учет.

    Этот режим отменили с 1 января 2021 года

    Отчисления за сотрудников

    Если в компании работают сотрудники, за них придется платить НДФЛ и страховые взносы.

    НДФЛ. Компания удерживает 13% с любых выплат сотрудникам: зарплаты, отпускные, больничные. Исключения — пособия по беременности и родам, выплаты по увольнению в пределах трех среднемесячных заработков, компенсации за вред здоровью на производстве и некоторые другие.

    По НДФЛ компания выступает налоговым агентом. Она не платит налог из своих денег, а вычитает из зарплаты сотрудников и отправляет в бюджет.

    Страховые взносы. Компания обязана заплатить взносы за сотрудников, даже если у нее не было доходов:

    • на пенсионное страхование — 22% от зарплаты сотрудника;
    • на медицинское — 5,1%;
    • на социальное — 2,9%;
    • взносы на травматизм — от 0,2 до 8,5%. Ставка зависит от уровня риска на рабочем месте: взносы за офис-менеджера и шахтера будут разными.

    Чтобы защитить собственников бизнеса, государство установило лимиты. Если зарплата сотрудника за 2021 год превысила 966 000 Р , компания не платит взносы на социальное страхование с суммы превышения. В 2020 году лимит был меньше — 912 000 Р . А если превысила 1,292 млн рублей, компания платит взносы на пенсионное страхование по тарифу 10%, а не 22%.

    Какую систему налогообложения выбрать для ООО

    На ОСН могут работать все компании, для остальных режимов есть ограничения. Сначала проверьте, под какие системы налогообложения вы подходите, а потом выберите вариант, где будете платить меньше налогов.

    Проверьте, попадает ли вид деятельности под ЕНВД. Каждый муниципалитет имеет право отменить ЕНВД на своей территории или сократить список видов деятельности — читайте местные документы. Например, в Москве нельзя работать на ЕНВД.

    Проверьте ограничения: количество сотрудников и годовой доход компании. На ЕНВД и УСН нельзя работать, если среднесписочное количество сотрудников за год больше 100 человек.

    Посмотрите, на какой системе налогообложения работает большинство контрагентов. Если на общей, то, скорее всего, придется выбрать такую же систему. Компаниям на ОСН будет невыгодно работать с партнером на упрощенке, потому что они не смогут принимать НДС к вычету.

    С выбором режима поможет опытный бухгалтер. Если компания подходит под несколько режимов налогообложения, он посчитает налоговую нагрузку и скажет, как можно законно сэкономить на налогах. Если у бизнеса есть льготы, поможет их получить.

    Ответственность за неуплату налогов

    Компания может получить штраф и пени за ошибки в отчетности и суммах налога или просрочку платежей. Сумма штрафа зависит от того, намеренная это ошибка или случайная:

    1. случайная — штраф 20% от суммы неуплаты;
    2. намеренная — 40%. Если, конечно, налоговая докажет намеренность действий.

    Директор может получить штраф от 5 до 10 тысяч рублей, дисквалификацию на срок до двух лет или уголовный срок. Все зависит от того, какую сумму недоплатили в бюджет, случайно или намеренно, первое это нарушение или нет.

    Как уменьшить сумму налогов для ООО

    Есть несколько законных способов уменьшить налог.

    Налоговые льготы. На любом режиме налогообложения есть льготы для некоторых категорий предпринимателей. Они прописаны в местных законах.

    Например, ставка 6% на УСН «Доходы» может быть уменьшена до 1—5% в разных регионах. В республике Бурятия действует ставка 5% для дошкольного и дополнительного образования, производства мебели и некоторых других видов деятельности. А в Крыму и Севастополе есть шанс работать по ставке 0%.

    А на УСН «Доходы минус расходы» регион может установить ставку от 5 до 15%. Например, в Санкт-Петербурге ставка 7%, а в Крыму — 3% до 2021 года.

    На ЕНВД ставка 15% может быть уменьшена до 7,5%. Чтобы узнать, действует ли в вашем регионе пониженная ставка, читайте решения муниципалитетов на сайте ФНС.

    Налоговые спецрежимы. Малый и средний бизнес может работать на упрощенке, а в некоторых сферах, например рознице и общепите, — на ЕНВД.

    Льготные налоговые территории. Компания может стать резидентом центра инноваций, технопарка или индустриального парка, например ИЦ «Сколково».

    Выглядит это примерно так: в одном месте открывают научные и исследовательские институты, выставочные площадки, деловые и обучающие центры. Работать туда пускают не всех: нужно быть высокотехнологичной или ИТ-компанией и соответствовать критериям площадки.

    Участники получают льготы на налог на прибыль, частично или полностью освобождаются от налога на имущество, а в случае со «Сколково» — еще и от НДС.

    Экономия на взносах за сотрудников. Можно отдать часть функций на аутсорс и не платить страховые взносы. Например, можно не нанимать уборщицу, а приглашать клининговую компанию раз в месяц, не держать в штате юристов и бухгалтеров, а найти компанию-подрядчика.

    Читайте также: