История акцизов в беларуси

Опубликовано: 14.05.2024

date image
2020-01-14 views image
77

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Содержание

1. Акцизы. Особенности их применения в Республике Беларусь и странах Европейского Союза 3

2. Специальные режимы налогообложения в Республике Беларусь и других странах. 7

3. Сравнительный анализ соглашений во избежании двойного налогообложения между Республикой Беларусь и тремя другими государствами в отношении доходов от международного транспорта и доходов студента. 13

Список использованных источников. 15

Акцизы. Особенности их применения в Республике Беларусь и странах Европейского Союза

Плательщиками акцизов в Республике Беларусь являются юридические лица Республики Беларусь, иностранные юридические лица и международные организации; простые товарищества (участники договора о совместной деятельности); хозяйственные группы и индивидуальные предприниматели:

производящие подакцизные товары;

ввозящие подакцизные товары на таможенную территорию Республики Беларусь и (или) реализующие ввезенные на таможенную территорию Республики Беларусь подакцизные товары.

На всей территории Республики Беларусь действуют единые ставки акцизов как для товаров, произведенных плательщиками акцизов, так и для товаров, ввозимых плательщиками акцизов на таможенную территорию Республики Беларусь и (или) реализуемых на таможенной территории Республики Беларусь.

Ставки акцизов на товары могут устанавливаться в абсолютной сумме на физическую единицу измерения подакцизных товаров (твердые (специфические) ставки) или в процентах от стоимости товаров (адвалорные ставки).

Ставки акцизов устанавливаются Президентом Республики Беларусь.

Акцизами в Республике Беларусь облагаются следующие товары (продукция):

спирт гидролизный технический;

спиртосодержащие растворы, за исключением:

растворов с денатурированными добавками;

спиртосодержащих лекарственных, лечебно-профилактических, диагностических средств и препаратов, допущенных к производству и (или) применению на территории Республики Беларусь в установленном законодательством порядке;

спиртосодержащих средств, изготавливаемых аптечными организациями по индивидуальным рецептам, включая гомеопатические препараты;

спиртосодержащих средств и препаратов ветеринарного назначения, допущенных к производству и (или) применению на территории Республики Беларусь в установленном законодательством порядке;

спиртосодержащих парфюмерно-косметических средств;

алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликеро-водочные изделия, коньяк, вино и иная алкогольная продукция, за исключением коньячного спирта и виноматериалов);

автомобильные бензины, дизельное топливо, иное топливо, используемое в качестве автомобильного, масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;

микроавтобусы и автомобили легковые, в том числе и переоборудованные в грузовые, вне зависимости от рабочего объема двигателя, за исключением легковых автомобилей, предназначенных для профилактики и реабилитации инвалидов.

Алкогольные напитки и табачные изделия, предназначенные для реализации, подлежат маркировке акцизными марками. Уплата акцизов по товарам, подлежащим маркировке акцизными марками, при их реализации производится в соответствии с законодательством, а при ввозе в Республику Беларусь - в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь.

Сумма акцизов определяется плательщиками акцизов самостоятельно. В расчетных (платежных) документах на подакцизные товары сумма акцизов указывается отдельной строкой.

При реализации приобретенных подакцизных товаров, по которым акцизы уже исчислены (уплачены) и при дальнейшей реализации которых акцизы не подлежат исчислению и уплате в бюджет Республики Беларусь, сумма акцизов выделяется в расчетных документах на основании информации об исчисленных (уплаченных) суммах акцизов, имеющейся в расчетных документах, выписываемых при приобретении (ввозе) подакцизных товаров, полученных (оприходованных) на основании первичных учетных документов установленного образца, полученных (приобретенных) в установленном законодательством порядке. При реализации ввезенных плательщиком подакцизных товаров, по которым сумма акцизов уплачена при таможенном оформлении подакцизных товаров, сумма акцизов указывается в расчетных документах (платежных инструкциях) на основании грузовой таможенной декларации и документа, подтверждающего уплату акцизов. При реализации подакцизных товаров, не облагаемых акцизами, расчетные документы (платежные инструкции) выписываются без выделения сумм акцизов и в них совершается надпись или проставляется штамп "Без акцизов".




Сумма акцизов по товарам (за исключением товаров, ввозимых на территорию Республики Беларусь, взимание акцизов по которым осуществляется таможенными органами), на которые установлены адвалорные ставки акцизов, определяется по формуле:

С - сумма акцизов;

Н - объект налогообложения (стоимость товара без учета акцизов);

А - ставка акцизов в процентах.

Так, например ставка акциза на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта 28 процентов и более и напитки винные составляет 12.250 Вr.

С 1 июня 2007 ставки акцизов на сигареты "верхнего" ценового сегмента составляют: на сигареты с фильтром, розничная цена которых составляет от Br60 тыс. до Br 125 тыс. за 1 тыс.шт (от Br1,2 тыс. до Br2,5 тыс. за пачку 20 шт) ставка акциза увеличена на 30% до Br6960 за 1 тыс.шт во втором квартале, Br 7080 в третьем квартале и Br 7210 в четвертом квартале.

На сигареты стоимостью от Br125 тыс. и выше за 1 тыс.шт ставка акциза повышена на 40% по сравнению с ранее действовавшей - до Br7500 (во втором квартале), Br 7630 (в третьем) и Br 7770 (в четвертом квартале).

Ставки акцизов на сигареты, розничная цена на которые не установлена, соответствует ставкам для сигарет стоимостью от Br 125 тыс. за 1 тыс.шт.

Акцизы в той или иной мере применяются всеми странами ЕС. Как правило, они взимаются в дополнение к НДС, которым облагаются соответствующие товары или услуги.

Гармонизация акцизов, несмотря на их относительную про­стоту и сходство в методах взимания, связана с рядом специфиче­ских трудностей. Во-первых, акцизами в основном облагаются товары широкого потребления и их гармонизация затрагивает интересы практически всех слоев населения. Во-вторых, в ряде стран ЕС акцизы являются частью государственной монополии на торговлю некоторыми товарами (например, на торговлю вином и табачными изделиями во Франции). В-третьих, сближение акци­зов приходится увязывать с правилами единой политики в облас­ти сельского хозяйства (вино, сахар, табак), энергетики и транс­порта (нефтепродукты), с условиями соглашений ЕС с отдельны­ми группами развивающихся стран (чай, кофе) и т. д. Нельзя не учитывать также различия в действующих стандартах, требовани­ях по защите интересов потребителей, национальных традициях и вкусах.

В начале 90-х годов Совет ЕС принял директивы по сближе­нию структуры и ставок пяти главных акцизов: на крепкие спирт­ные напитки, вино, пиво, табачные изделия и нефтепродукты. Директивы устанавливают общие правила взимания перечислен­ных акцизов: формулу расчета, минимально допустимые ставки, которые периодически пересматриваются, возможности приме­нения льготных ставок и освобождения от налогообложения. Ру­ководствуясь этими критериями, каждое государство-член опре­деляет ставки и порядок взимания акцизов на своей территории, которые обычно фиксируются в национальных законах.

Правила ЕС в отношении крепких спиртных напитков преду­сматривают эскалацию уровня ставок на эту продукцию с увели­чением содержания алкоголя. Минимально допустимая ставка акциза в 1995 г. составляла 550 экю за гл чистого спирта (это оз­начало, например, что минимальная ставка акциза на водку кре­постью в 40° равнялась 220 экю за гл). Обложению акцизами подлежит вся алкогольная продукция, произведенная в странах-членах, а также ввезенная в Сообщество из третьих стран.

Минимальная ставка акциза на вина всех категорий установ­лена на нулевом уровне с целью стимулирования потребления натуральных виноградных вин. В 1995 г. ставка 0 применялась в Австрии, Германии, Греции, Италии, Испании, Португалии и Люксембурге, низкая ставка — 3,35 экю за гл — во Франции. Ак­циз на пиво может определяться странами-членами двумя альтер­нативными методами в зависимости от количества твердых частиц в готовом продукте (измеряется градусами Плато) или от содержа­ния спирта (т. е. крепости напитка в градусах). Минимальные ставки в 1995 г. составляли соответственно 0,748 и 1,87 экю за гл.

Акциз на сигареты устанавливается с таким расчетом, чтобы тя­жесть налогообложения уменьшалась по мере возрастания цены про­дукции. Предполагается, что регрессивный характер данного акциза способствует сдвигам в структуре спроса в пользу более дорогих, но менее опасных для потребителей сигарет (из более качественных сортов табака, с фильтром и пр.). Сам акциз должен состоять из двух компонентов: 1) специфического, выраженного в национальной ва­люте за единицу продукции; 2) адвалорного, фиксируемого в процен­тах к розничной цене наиболее популярной в ценовом отношении категории сигарет (включая все налоги). Рассчитанный таким обра­зом акциз должен составлять не менее 57% от розничной цены на соответствующий сорт сигарет и применяться в данной стране ЕС к сигаретам всех других ценовых категорий независимо от их величи­ны, качества и упаковки. Это относится как к сигаретам, произведен­ным в Сообществе, так и ввезенным из-за его пределов.

По нефтепродуктам (бензин, дизельное топливо, отопительный мазут и др.) минимальные ставки установлены с учетом требований политики ЕС в области энергетики и охраны окружающей среды. Так, минимально допустимый уровень акциза на бензин, содержащий свинец, значительно выше, чем на экологически более чистый бензин без содержания свинца (соответственно 337 и 287 экю за 1000 л).

Устанавливая минимальные ставки акцизов на те или иные товары, директивы допускают ряд послаблений для поддержки малых и средних предприятий, развития периферийных районов Сообщества и в некоторых других целях. Например, разрешается применение сниженной ставки (в размере не менее 50% от стан­дартной ставки) для алкогольной и табачной продукции, произве­денной малыми предприятиями, для привлечения туристов и увеличения продаж в определенных районах таких стран, как Греция (острова Эгейского моря), Португалия (Азорские острова и ост­ров Мадейра), некоторые районы Италии и др.

В целом сближение акцизов далеко до завершения. В настоя­щее время различия в их уровне в отдельных странах ЕС еще за­метнее, чем в уровнях НДС. Например, размер национальных акцизов на крепкие спиртные напитки в 1995 г. варьировался (в экю за гл чистого спирта) в пределах от 550—590 в Греции, Испании и Италии до 5016—5131 в Финляндии и Швеции (табл. 7). Поскольку на акцизы приходится весомая часть розничной цены (до 70% цены на сигареты и свыше 50% цены на бензин), это ока­зывает значительное влияние на конкурентоспособность соответ­ствующих товаров, тем более что акцизные сборы, как отмеча­лось выше, взимаются в дополнение к НДС.

Движение подакцизных товаров в рамках ЕС осуществляется через систему приписных таможенных складов; сборы взимаются при выпуске товара со склада в страну назначения. Акциз на им­портные товары, ввозимые из третьих стран, в том числе из Рос­сии, взимается таможенными органами страны ЕС, через которую товар попадает в свободное обращение в Сообществе, с полной стоимости товара, включая таможенные пошлины и НДС. При вывозе товаров из ЕС в третьи, акцизы не взимаются.

Плательщики акцизов - косвенного общегосударственного налога, устанавливаемый преимущественно на предметы массового потребления (табак, вино) внутри страны. Перечень подакцизных товаров. Объекты обложения, ставки акцизов, порядок исчисления и уплаты.

Рубрика Финансы, деньги и налоги
Вид лекция
Язык русский
Дата добавления 01.10.2017
Размер файла 21,3 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru//

Размещено на http://www.allbest.ru//

Лекция по теме: Акцизы

организации и индивидуальные предприниматели (производят подакцизные товары; ввозят подакцизные товары на таможенную территорию Республики Беларусь и (или) реализуют ввезенные на таможенную территорию Республики Беларусь подакцизные товары)

физические лица (при ввозе товаров на таможенную территорию РБ.)

Подакцизными товарами признаются:

2. алкогольная продукция;

3. непищевая спиртосодержащая продукция в виде растворов, эмульсий, суспензий, произведенных с использованием этилового спирта из всех видов сырья, иных спиртосодержащих продуктов;

4. пиво, пивной коктейль.

5. слабоалкогольные напитки с объемной долей этилового спирта более 1,2% и менее 7%;

6. табачные изделия;

7. автомобильные бензины;

8. дизельное топливо;

9. судовое топливо;

10. газ углеводородный и природный топливный;

11. масло для дизельных и (или) карбюраторных двигателей;

13. пищевая спиртосодержащая продукция в виде растворов, эмульсий, суспензий, произведенных с использованием этилового спирта.

Не признаются подакцизными товарами:

1. спиртосодержащие растворы с денатурирующими добавками, изменяющими органолептические свойства этилового спирта, разрешенными к применению в Республике Беларусь;

2. спиртосодержащие лекарственные средства, разрешенные к промышленному производству, реализации и медицинскому применению на территории Республики Беларусь;

3. спиртосодержащие лекарственные средства, изготавливаемые в аптеках по индивидуальным рецептам врача;

4. спиртосодержащие средства и препараты ветеринарного назначения, допущенные к производству и (или) применению на территории РБ;

5. спиртосодержащие парфюмерно-косметические средства;

6. побочные продукты и спиртосодержащие отходы, образующиеся в соответствии с технологическим процессом при производстве на территории Республики Беларусь этилового спирта, алкогольной продукции;

7. коньячный и плодовый спирт, виноматериалы.

В Республике Беларусь действуют единые ставки акцизов как для подакцизных товаров, произведенных на территории Республики Беларусь, так и для подакцизных товаров, ввозимых на территорию Республики Беларусь и (или) реализуемых на территории Республики Беларусь.

Ставки акцизов: акциз косвенный налог

твердые (специфические) ставки -- в абсолютной сумме на физическую единицу измерения;

процентные (адвалорные) ставки -- в процентах от стоимости;

Ставки акцизов по подакцизным товарам устанавливаются согласно Налоговому Кодексу РБ.

Объектами налогообложения акцизами признаются:

1. подакцизные товары, производимые плательщиками и реализуемые ими на территории РБ;

2. ввозимые на территорию РБ подакцизные товары;

3. подакцизные товары, ввезенные на территорию РБ, при реализации (передаче).

Подакцизные товары, ввезенные на территорию РБ, в отношении которых установлены твердые (специфические) ставки акцизов, не признаются объектом налогообложения акцизами при реализации (передаче) в случаях, если при ввозе на территорию РБ этих подакцизных товаров произведена уплата акцизов либо применено освобождение от акцизов в соответствии с законодательством.

Налоговая база по акцизам в зависимости от установленных товаров ставок акцизов определяется:

при реализации произведенных и ввезенных на таможенную территорию РБ подакцизных товаров:

как объем реализованных подакцизных товаров в натуральном выражении - для твердых (специфических) ставок акцизов;

как стоимость реализованных, ввезенных подакцизных товаров, определяемая исходя из отпускных цен без учета акцизов - для процентных (адвалорных) ставок акцизов.

при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию РБ, взимание акцизов по которым осуществляется таможенными органами:

1. как объем подакцизных товаров в натуральном выражении - для твердых (специфических) ставок акцизов;

2. как таможенная стоимость подакцизных товаров, увеличенная на подлежащие уплате суммы таможенных пошлин, - для процентных (адвалорных) ставок акцизов.

Порядок исчисления в зависимости от ставок

Если ставки в процентах (адвалорные)

Если ставки в белорусских рублях (твердые)

при включении в цену

Сумма акциза = (себестоимость + прибыль) Ч ставка налога / 100 - ставка налога

Сумма акциза = объем подакцизной продукции в натуральном выражении Ч ставка налога

при уплате из выручки

Сумма акциза = (Выручка от реализации - Сумма НДС) Ч ставка налога / 100

Сумма акциза = объем подакцизной продукции в натуральном выражении Ч ставка налога

при уплате таможенным органам

Сумма акциза = (Таможенная стоимость + таможенная пошлина) Ч ставка налога / 100

Сумма акциза = объем подакцизной продукции в натуральном выражении Ч ставка налога

Общая сумма акцизов определятся сложением сумм акцизов по каждому виду подакцизных товаров.

Сумма акцизов к уплате в бюджет = общая сумма акцизов - налоговые вычеты

суммы акцизов, уплаченные на территории РБ при приобретении (ввозе) подакцизных товаров, использованных для производства других подакцизных товаров;

суммы акцизов, уплаченные плательщиком, производящим подакцизные товары из давальческого сырья, при приобретении (ввозе) подакцизных товаров, использованных им в производстве подакцизных товаров из давальческого сырья.

уплаченные при ввозе на таможенную территорию РБ подакцизных товаров, в отношении которых установлены процентные (адвалорные) ставки акцизов, при последующей реализации таких подакцизных товаров на территории РБ.

Налоговым периодом акцизов признается календарный месяц.

Налоговая декларация представляется ежемесячно не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Уплата -- не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Пример 1. Производственное предприятие в феврале 2013г. произвело коньяк «Белый аист» крепостью 40% в количестве 400 бут. емкостью 0,5 л и пиво с нормативным содержанием объемной доли этилового спирта 4,3% в количестве 1000 бут. емкостью 0,5 л. В феврале 2013г. на коньяк установлена ставка акцизов в размере 10 520 руб. за 1 литр безводного (100%-го) этилового спирта, содержащегося в готовой продукции, а на указанный вид пива - в размере 150 руб. за 1 литр готовой продукции.

Для определения суммы акцизов по коньяку вначале следует исчислить количество безводного (100%-го) этилового спирта во ввезенном товаре:

400 бут. х 0,5 л х 40% = 80 л.

Теперь найдем сумму акцизов, подлежащую уплате по коньяку:

80 л х 10 520 руб. = 841 600 руб.

Сумма акцизов, подлежащая уплате по ввезенному пиву, составит:

1000 бут. х 0,5 л х 150 руб. = 75 000 руб.

Сумма акцизов (С) по товарам, на которые установлены адвалорные ставки (А), определяется по формуле

Декларируются ввозимые на таможенную территорию РБ ювелирные изделия из серебра:

* таможенная стоимость товара -- 925 000 руб.,

* ставка акцизов - 5%,

* ставка ввозной таможенной пошлины - 30%;

Исчисление суммы акцизов:

1) исчисление суммы ввозной таможенной пошлины: ТП = 925 000 х 30% = 277 500 руб.;

2) исчисление налоговой базы подакцизного товара:

БА = 925 000 + 277 500 = 1 202 500 руб.;

3) исчисление суммы акцизов: А = 1 202 500 х 5% = 60 125 руб.

Декларируется ввозимое на таможенную территорию РБ вино виноградное игристое с концентрацией спирта по объему 12%:

* количество товара - 7 500 л.,

* ставка акцизов - 0,7 евро / литр,

* официальный курс евро, установленный НБ РБ -- 10 780 руб.

Исчисление суммы акцизов:

А = (7 500 х 0,7 х 10 780) = 56 595 000 руб.

Декларируется ввозимый на таможенную территорию РБ товар - вино виноградное игристое с концентрацией спирта по объему 18%:

* количество товара -- 500 л.,

* ставка акцизов - 3 евро за 1 литр безводного (100%) этилового спирта, содержащегося в готовой продукции,

* официальный курс евро, установленный НБ РБ -- 10 780 руб.

1) Исчисляем количество товара в единицах измерения, в которых установлена ставка акцизов, -- количество (литры) безводного (100%) этилового спирта, содержащегося в декларируемом товаре:

Nc = 500 х 0,18 = 90 л.,

где Nc - количество (литры) безводного (стопроцентного) этилового спирта;

NT - количество декларируемого товара, в литрах;

18% - фактическая концентрация этилового спирта декларируемого товара.

2) Исчисление суммы акцизов: А = (90 х 3 х 10 780) = 2 910 600 руб.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Основные положения законодательства об кцизах. Объекты обложения кцизами. Плательщики акцизов. Объект обложения подакцизных товаров. Ставки акцизов. Порядок исчисления и уплаты акцизов. Характер акцизного налогообложения, реальные плательщики акцизов.

реферат [30,5 K], добавлен 05.05.2007

Экономическая сущность акциза - косвенного налога, устанавливаемого на определенные виды товаров массового потребления, его роль и значение. Порядок исчисления и сроки уплаты акцизов в бюджет. Печень подакцизных товаров, ставки в Республике Беларусь.

реферат [30,1 K], добавлен 26.02.2016

Краткая история взимания акцизов в России. Экономическая природа акцизов и установленный законом порядок обложения ими товаров. Плательщики акцизов, объекты налогообложения и определение облагаемого оборота. Механизм исчисления и уплаты акцизов в бюджет.

контрольная работа [80,0 K], добавлен 06.11.2012

Плательщики акцизов. Операции, не подлежащие налогообложению. Налоговая база, порядок исчисления акцизов. Уплата акциза при реализации (передаче) налогоплательщиками произведенных ими подакцизных товаров. Расчет авансового платежа по единому налогу.

курсовая работа [32,6 K], добавлен 15.10.2012

Исследование содержания и роли акцизов в формировании доходной части консолидированного бюджета РФ. Анализ действующего перечня подакцизных товаров и применяемых ставок акцизов. Характеристика порядка налогообложения отдельных групп подакцизных товаров.

курсовая работа [222,5 K], добавлен 09.02.2012

Вы здесь: Главная
ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ
ТЕМА 10. РЕСПУБЛИКАНСКИЕ И МЕСТНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ
10.2. Акцизы

Акцизы – это косвенные налоги, включаемые в цену товара и в результате этого фактически оплачиваемые покупателем, хотя юридически их плательщиками выступают организации и индивидуальные предприниматели, производящие и реализующие товары.

Согласно статье 109 Налогового кодекса Республики Беларусь плательщиками акцизов являются организации, индивидуальные предприниматели, а также физические лица на которых в соответствии с налоговым законодательством возложена обязанность по уплате акцизов, взимаемых при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь.

На всей территории Республики Беларусь действуют единые ставки акцизов как для товаров, произведенных плательщиками акцизов, так и для товаров, ввозимых плательщиками акцизов на таможенную территорию Республики Беларусь и (или) реализуемых на таможенной территории Республики Беларусь, которые устанавливаются Советом Министров по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

Налоговым кодексом Республики Беларусь определены объекты обложения акцизами и перечень товаров, облагаемых акцизами.

Объектами налогообложения акцизами признаются:

- подакцизные товары, производимые плательщиками и реализуемые (передаваемые) ими на территории Республики Беларусь;

- ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь подакцизные товары и (или) возникновение иных обстоятельств, с наличием которых НК, Таможенный кодекс Республики Беларусь и (или) акты Президента Республики Беларусь связывают возникновение налогового обязательства по уплате акцизов;

- подакцизные товары, ввезенные на таможенную территорию Республики Беларусь, при реализации (передаче).

Перечень подакцизных товаров предусмотрен ст. 111 НК:

- спирт этиловый ректификованный технический;

- алкогольная продукция: этиловый спирт, получаемый из пищевого сырья, алкогольные напитки (водка, ликеро-водочные изделия, вино, коньяк, бренди, кальвадос, шампанское и другие напитки с объемной долей этилового спирта 7 и более процентов);

- непищевая спиртосодержащая продукция в виде растворов, эмульсий, суспензий, произведенных с использованием этилового спирта из всех видов сырья, иных спиртосодержащих продуктов;

- пиво, пивной коктейль;

- слабоалкогольные напитки с объемной долей этилового спирта более 1,2 процента и менее 7 процентов (слабоалкогольные натуральные напитки, слабоалкогольные спиртованные напитки), вина с объемной долей этилового спирта от 1,2 процента до 7 процентов;

- дизельное и биодизельное топливо;

- газ углеводородный сжиженный и газ природный топливный компримированный, используемые в качестве автомобильного топлива;

- масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;

- микроавтобусы и автомобили легковые, в том числе переоборудованные в грузовые (коды по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь 8702, 8703 и 8704);

- пищевая спиртосодержащая продукция в виде растворов, эмульсий, суспензий, произведенных с использованием этилового спирта.

Налоговая база по акцизам в зависимости от установленных в отношении подакцизных товаров ставок акцизов определяется:

1) при реализации (передаче) произведенных (в том числе из давальческого сырья) плательщиком подакцизных товаров: как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении – по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) ставки акцизов;

2) как стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров, определяемая исходя из отпускных цен без учета акцизов, – по подакцизным товарам, в отношении которых установлены процентные (адвалорные) ставки акцизов.

Ставки акцизов на товары могут устанавливаться в абсолютной сумме на физическую единицу измерения подакцизных товаров (твердые (специфические) ставки) или в процентах от стоимости товаров (адвалорные ставки). В настоящее время в Республике Беларусь применяются только твердые (специфические) ставки.

Ставки акцизов определены в приложении 1 к НК.

Плательщики акцизов представляют налоговым органам по месту нахождения налоговые декларации (расчеты) о суммах акцизов, подлежащих уплате в бюджет, по установленной форме не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным.

Сроки уплаты акцизов определены ст. 124 НК.

Уплата акцизов производится не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Статья 123 НК определяет порядок осуществления налоговых вычетов. Все нормы данной статьи посвящены главным образом порядку налоговых вычетов при производстве новой продукции за счет материалов и продукции, приобретенных со стороны, которые уже облагались акцизами, а также другие подобные случаи.

С 1 апреля 1995 года Указом Президента Республики Беларусь от 20.03.1995 года №116 «О введении маркировки ввозимых в Республику Беларусь алкогольных и табачных изделий» (с изменениями от 18.12.1995 г. №499, от 25.03.1996 г. №120 и от 24.03.1997 г. №212)[1] была введена маркировка ввозимых на территорию республики алкогольных и табачных изделий. Документ регламентирует перечень товаров, не подлежащих маркировке. Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 28 февраля 2002 года № 28 «Об утверждении образцов акцизных марок с нумерацией для маркировки водок, ликеро-водочных и табачных изделий, производимых в Республике Беларусь и предназначенных для реализации на ее территории, и инструкций по контролю их подлинности»[2] были утверждены новые образцы акцизных марок. За реализацию, перевозку и хранение алкогольных и табачных изделий без нанесенных на них акцизных марок субъекты хозяйствования несут ответственность в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 02.02.1996 г. № 45 «О государственном регулировании производства, реализации, хранения алкогольных и табачных изделий»[3].

Указ Президента Республики Беларусь от 16.08.1995 г. № 300 «Об уплате налога на добавленную стоимость и акцизов при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь» (с изменениями от 25.03.1996 г. № 120, от 10.03.1997 г. №6, от 20.11.1998 г. №554, от 23.04.1999 г. № 231 и от 26.07.2001 г. № 405)[4]регламентировал налогообложение при ввозе подакцизных товаров на территорию Республики Беларусь. Уплата акцизов на товары, ввозимые на территорию Республики Беларусь, производится до или в момент их таможенного оформления. Акцизы на товары, подлежащие маркировке, взимаются лишь в части, не покрытой суммой, вырученной от продажи использованных для маркировки товаров марок. После реализации товаров, на которые акцизы уплачены при ввозе на территорию Республики Беларусь, акцизы исчисляются исходя из установленных ставок и выручки от реализации товаров и уплачиваются в части, не покрытой суммой акцизов, уплаченных при ввозе товаров, включающей стоимость акцизных марок, использованных для маркировки этих товаров.

[1]Закон Республики Беларусь от 20 марта 1995 г. № 116 «О введении маркировки ввозимых в Республику Беларусь алкогольных и табачных изделий», с изм. и доп. // НРПА. 2001. № 9. 1/2083. Утратил силу.

[2] Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 28 февраля 2002 г. № 28 «Об утверждении образцов акцизных марок с нумерацией для маркировки водок, ликеро-водочных и табачных изделий, производимых в Республике Беларусь и предназначенных для реализации на ее территории, и инструкций по контролю их подлинности», с изм. и доп. // НРПА. 2002. № 34. 8/7840. Утратило силу.

[3] Указ Президента Республики Беларусь от 2 февраля 1996 г. № 45 «О государственном регулировании производства, реализации, хранения алкогольных и табачных изделий», с изм. и доп. // НРПА. 2001. № 4. 1/2135. Утратил силу.

[4] Утратил силу с 14 мая 2003 г. в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 7 мая 2003 г. № 185 «О некоторых вопросах применения таможенными органами Республики Беларусь экономических санкций, наложения ими ареста на имущество и признании утратившими силу некоторых указов и положений указов Президента Республики Беларусь».

Акцизы являются косвенным налогом. Это означает, что такой налог включается в цену подакцизного товара и фактически уплачивается в бюджет за счет покупателя (взимается с покупателя).

Налогообложение акцизами непростое и содержит множество нюансов, которые необходимо знать всем плательщикам. В статье будут рассмотрены основные моменты, связанные с исчислением и уплатой акцизов.

Кто же платит акцизы

Плательщики акцизов приведены в ст. 145 НК. Главным образом это организации и ИП. Они признаются плательщиками с учетом особенностей, установленных ст. 146 НК.

Физические лица, не являющиеся ИП, признаются плательщиками в отношении акцизов, взимаемых при ввозе подакцизных товаров на территорию Беларуси, если обязанность по их уплате предусмотрена законодательством.

Акцизы плательщики уплачивают не по всем товарам, а только по тем, которые являются подакцизными.

Какие товары облагаются акцизами

В составе подакцизных можно выделить такие основные группы товаров, как (п. 1 ст. 150 НК):

2) алкогольная продукция;

3) слабоалкогольные напитки;

6) пищевая и непищевая спиртосодержащая продукция;

7) табачные изделия;

8) жидкое топливо;

9) газ углеводородный сжиженный и газ природный топливный компримированный при их использовании в качестве автомобильного топлива;

10) масла моторные, включая масла (жидкости), предназначенные для промывки (очистки от отложений) масляных систем ДВС.

Не так давно к вышеуказанным товарам добавилась новая позиция — замещающий мазут (п. 1 Указа N 300).

В налоговом законодательстве также определен закрытый перечень товаров, которые не признаются подакцизными, — п. 2 ст. 150 НК.

Для каждого подакцизного товара установлена своя ставка.

Ставки акцизов

Согласно действующему законодательству ставки акцизов могут быть установлены (п. 2 ст. 155 НК):

— в абсолютной сумме на единицу величины, в которой выражаются результаты измерений подакцизных товаров (твердые (специфические) ставки);

— в процентах от стоимости подакцизных товаров или таможенной стоимости подакцизных товаров, увеличенной на подлежащие уплате суммы таможенных пошлин (процентные (адвалорные) ставки).

По подакцизным товарам ставки акцизов устанавливаются согласно приложению 1 к НК (п. 3 ст. 155 НК). Но здесь есть нюанс — по автомобильному бензину и дизтопливу ставки определены в приложении к Указу N 53. Что касается замещающего мазута, то по нему ставка предусмотрена п. 2 Указа N 300 (подробнее см. таблицу ставок акцизов).

Обратите внимание!
На спирт, спиртосодержащую продукцию ставки акцизов дифференцируются в зависимости от целей их дальнейшего использования (п. 4 ст. 155 НК).

В настоящее время на все группы подакцизных товаров установлены твердые ставки акцизов, которые определены в белорусских рублях за единицу налогообложения.

Справочно
Единица налогообложения акцизов — это физическая единица измерения соответствующего вида товаров. Для каждого подакцизного товара она устанавливается наряду со ставками. Например, для алкогольных напитков единицей налогообложения служит либо 1 литр готовой продукции, либо 1 литр безводного (стопроцентного) этилового спирта, содержащегося в готовой продукции. Для табачных изделий это 1 штука, 1000 штук либо 1 килограмм.

В нашей стране применяются единые ставки акцизов как для подакцизных товаров, произведенных на территории Беларуси, так и для подакцизных товаров, ввозимых на ее территорию и (или) реализуемых (передаваемых) на ее территории (п. 1 ст. 155 НК).

Если по товару установлена ставка акцизов, у плательщика могут возникнуть логичные вопросы. А в каких случаях подакцизные товары подлежат налогообложению? Предусмотрены ли льготы? И др.

Объекты налогообложения акцизами в Беларуси

Исчислять акцизы необходимо при наличии объектов налогообложения. Случаи их возникновения предусмотрены п. 1 ст. 147 НК. Всего их пять. В рамках этой статьи выделим два (они самые значимые). Так, объектами налогообложения признаются:

1) подакцизные товары, производимые плательщиками и реализуемые (передаваемые) ими на территории Беларуси;

2) подакцизные товары, ввозимые на территорию Беларуси.

Обратите внимание!
Наличие объекта налогообложения не всегда влечет за собой возникновение налогового обязательства, поскольку операции (ввоз, реализация подакцизных товаров), признаваемые объектом налогообложения, могут быть освобождены от акцизов (подробнее об этом см. ниже). Кроме того, на некоторые подакцизные товары может быть установлена нулевая ставка налога.

Что касается первого случая, то объект налогообложения акцизами возникает при наличии у производителя двух условий, таких как:

— производство подакцизных товаров;

— реализация (передача) этих товаров (подакцизной продукции собственного производства) производителем на территории Беларуси.

Надо учитывать, что здесь понятия «производство» и «реализация (передача)» трактуются несколько шире, чем это принято. Так, для целей исчисления акцизов:

— к производству подакцизных товаров, например, относятся также розлив подакцизной алкогольной продукции и пива, а также любые виды смешения товаров (в том числе настаивания алкогольной продукции) в местах их хранения и реализации, в результате которого получается подакцизный товар (ч. 2 подп. 1.1 ст. 146 НК).

Пример

Организация ввозит из Грузии коньяк в бочкотаре и производит уплату акцизов при его ввозе. В дальнейшем организация осуществляет розлив коньяка в бутылку и его реализацию на территории Беларуси. В такой ситуации следует исчислить и уплатить акцизы;

— кроме непосредственно самой реализации реализацией (передачей) подакцизных товаров признается также целый ряд случаев, перечисленных в п. 2 ст. 147 НК. Это, например, безвозмездная передача, обмен с участием подакцизных товаров, а также передача плательщиком произведенных им подакцизных товаров с целью использования для собственных нужд.

Внимание!
Подакцизные товары, приобретенные у белорусских производителей, при дальнейшей их реализации на территории Беларуси, а также за ее пределами объектом налогообложения акцизами не признаются.

По второму случаю отметим следующее. Уплачивать акцизы надо по подакцизным товарам, ввозимым в Беларусь как из государств — членов ЕАЭС, так и из-за его пределов. При этом «ввозной» акциз уплачивается плательщиками независимо от цели назначения ввозимых подакцизных товаров (ст. 72 Договора о ЕАЭС, подп. 1.2 ст. 147 НК).

При ввозе подакцизных товаров законодательство разграничивает взимание налога по товарам, ввозимым с территорий государств — членов ЕАЭС и из государств, не входящих в ЕАЭС. В зависимости от вида подакцизного товара (подлежит ли он маркировке акцизными марками или нет) и страны ввоза акцизы взимаются таможенными или налоговыми органами. Такие особенности определены ст. 165 НК.

При наличии объекта налогообложения необходимо определить налоговую базу.

Налоговая база акцизов

Налоговая база может определяться либо исходя из физического объема ввезенных и (или) реализованных подакцизных товаров, либо исходя из их стоимости. Порядок определения зависит от установленных ставок акцизов.

Так как в нашей стране в отношении всех подакцизных товаров установлены твердые ставки акцизов, налоговая база по акцизам определяется как объем подакцизных товаров в натуральном выражении (п. 1 ст. 148 НК).

При налогообложении следует учитывать установленные льготы (случаи, когда товары не облагаются акцизами).

Освобождение от акцизов

Законодательством предусмотрено освобождение от акцизов при ввозе отдельных видов подакцизных товаров на территорию Беларуси, а также при их реализации (передаче). Все эти случаи приведены соответственно в ст. 154 и 151 НК. Отметим, что освобождение от акцизов при реализации предусмотрено также на основании Указа N 681 и Указа N 479.

Важно!
Льготы, предусмотренные ст. 154 НК, распространяют свое действие на подакцизные товары, ввезенные как с территорий государств — членов ЕАЭС, так и с территорий иных государств.

В рамках этой статьи из всех льгот выделим лишь одну значимую. Так, при реализации (передаче) от акцизов освобождаются подакцизные товары (ч. 1 подп. 1.5 ст. 151 НК):

— помещенные под таможенную процедуру экспорта, реэкспорта;

— вывезенные (без обязательств об обратном ввозе на территорию Беларуси) в государства — члены ЕАЭС.

Указанное освобождение применяется при условии подтверждения фактического вывоза подакцизных товаров за пределы территории Беларуси. Порядок документального подтверждения вывоза определен ст. 152 и 153 НК.

Теперь можно перейти непосредственно к исчислению налога.

Порядок исчисления и уплаты акцизов при реализации (передаче)

Сумма акцизов исчисляется плательщиком как произведение налоговой базы и ставки акцизов (п. 1 ст. 160 НК).

———————————
Порядок исчисления и уплаты «ввозных» акцизов не рассматривается.

Налоговая база по акцизам определяется отдельно по каждому виду реализованных (переданных) подакцизных товаров, соответственно, общая сумма акцизов, исчисленная по итогам налогового периода, определяется путем сложения сумм акцизов, исчисленных для каждого вида подакцизных товаров (ч. 2 подп. 1.1 ст. 148, п. 2 ст. 160 НК).

Акцизы исчисляются плательщиком за календарный месяц без нарастающего итога. Сумма акцизов, подлежащая уплате плательщиком в бюджет, определяется как разница между общей суммой акцизов, исчисленной по итогам налогового периода, и суммой налоговых вычетов, установленных ст. 159 НК и приходящихся на этот налоговый период (ч. 1 п. 3 ст. 160 НК).

Все результаты отражаются в декларации по акцизам, которая представляется не позднее 20-го числа месяца, следующего за налоговым периодом. Уплата же налога производится не позднее 22-го числа месяца, следующего за налоговым периодом (п. 1, 2 ст. 163 НК).

При реализации (передаче) подакцизных товаров плательщик обязан предъявить к оплате покупателю подакцизных товаров (собственнику давальческого сырья) соответствующую сумму акцизов. В первичных учетных документах соответствующая сумма акцизов указывается отдельной строкой (п. 5 ст. 160 НК).

Применительно к наиболее значимым изменениям, нашедшим свое отражение в обновленной главе, можно отметить следующие.

1. Принимая во внимание современную тенденцию на создание национальных брендовых напитков, в Республике Беларусь с 2014 г. организовано производство зерновых дистиллятов и крепких спиртных напитков на их основе с полным технологическим циклом (от сырья до готового напитка).

Зерновой дистиллят — это дистиллят, полученный путем одно- или многократной перегонки сброженного сусла из зерна злаковых культур (рожь, пшеница, тритикале) и (или) приготовленного из него солода до крепости не более 94,8 % с сохранением аромата и вкуса используемого сырья.

С целью развития данного направления производства, позволяющего повысить экспортные возможности организаций, и учитывая, что зерновой дистиллят является инновационным продуктом, с 2019 г. зерновой дистиллят отнесен к товарам, не признаваемым подакцизными.

Новый порядок применяется по зерновому дистилляту, отгруженному (переданному) с 1 января 2019 г.

2. С учетом положительной практики применения положений Указа Президента Республики Беларусь от 25 апреля 2015 г. № 173 «Об освобождении от акцизов отдельных видов товаров» его нормы, предусматривающие освобождение от акцизов алкогольных напитков, слабоалкогольных напитков с объемной долей этилового спирта более 1,2 % и менее 7 %, вина с объемной долей этилового спирта от 1,2 % до 7 %, пива, пивных коктейлей, сидров, табачных изделий собственного производства, реализуемых владельцам магазинов беспошлинной торговли для их последующей реализации в таких магазинах, в целях закрепления их на постоянной основе перенесены в НК.

3. Нормы Указа Президента Республики Беларусь от 8 октября 2014 г. № 471 «Об особенностях деятельности организаций алкогольной и пивоваренной отраслей», предоставляющего право плательщикам при реализации (передаче) алкогольной продукции, слабоалкогольных напитков с объемной долей этилового спирта более 1,2 % и менее 7 % (слабоалкогольных натуральных напитков, иных слабоалкогольных напитков), вина с объемной долей этилового спирта от 1,2 % до 7 %, сидров (за исключением фруктово-ягодных) и (или) пива определять для целей исчисления и уплаты акцизов в бюджет момент фактической реализации (передачи) подакцизных товаров по мере их оплаты, в целях закрепления их на постоянной основе включены в статью 149 НК.

4. Наименование группы подакцизных товаров, именуемой ранее как «масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей», изложено как «масла моторные, включая масла (жидкости), предназначенные для промывки (очистки от отложений) масляных систем двигателей внутреннего сгорания» с целью упрощения отнесения тех или иных видов данных товаров к подакцизным товарам.

5. Перечень товаров, признаваемых подакцизными, дополнен такой позицией, как «табачные изделия, предназначенные для потребления путем нагревания», единица измерения для целей исчисления суммы акцизов определена как 1 кг содержащейся в них табачной смеси (нагреваемого табака).

Новый порядок применяется по табачным изделиям, предназначенным для потребления путем нагревания, отгруженным (переданным) с 1 января 2019 г.

6. С 2019 г. организации, приобретающие подакцизные товары (покупатели) по цене без акцизов на условиях последующего их целевого использования и допустившие нецелевое использование таких подакцизных товаров, признаются плательщиками акцизов. Обязательство по исчислению и уплате акцизов возникает у этих покупателей при нецелевом использовании приобретенных подакцизных товаров. Соответственно продавцы подакцизных товаров при их нецелевом использовании покупателями не будут нести финансовую нагрузку по уплате акцизов в таких случаях.

Указанное новшество призвано обеспечить более справедливый подход к взиманию акцизов.

Это такие операции, как:

  • использование (реализация, передача) не по целевому назначению дизельного топлива, приобретенного (полученного) для производства дизельного топлива с метиловыми эфирами жирных кислот;
  • использование (реализация, передача) не по целевому назначению:

Новый подход применяется в следующем порядке.

По реализованным (переданным) подакцизным товарам (дизельное топливо, спирт, спиртосодержащая продукция) по цене, не включающей в себя сумму акцизов, на условиях их целевого использования покупателями, дата отгрузки (передачи) которых приходится по 31 декабря 2018 г. (включительно), обязательства по исчислению и уплате акцизов в случае нецелевого использования этих подакцизных товаров покупателем несет их продавец.

По таким товарам, дата отгрузки (передачи) которых продавцом приходится на период с 1 января 2019 г., обязательства по исчислению и уплате акцизов в случае нецелевого использования этих подакцизных товаров несет покупатель. При этом момент фактической реализации для целей исчисления и уплаты акцизов определяется покупателем как приходящийся на налоговый период день составления первичного учетного документа, а при отсутствии первичного учетного документа — день составления иного документа, подтверждающего использование (реализацию, передачу) подакцизных товаров не по целевому назначению.

7. К освобождаемым от налогообложения акцизами с 2019 г. отнесены объемы спирта, отгруженного (отпущенного) для производства ветеринарных препаратовюридическим лицам Республики Беларусь, которым разрешено их производство. Ранее от налогобложения акцизами освобождались объемы спирта, отгруженного (отпущенного) только для производства лекарственных средств юридическим лицам Республики Беларусь, которым разрешено их производство.

8. В отношении размера ставок акцизов реализованы следующие подходы.

В части алкогольной и табачной продукции:

  • сохранение ставок акцизов на крепкие алкогольные напитки, вина плодовые крепленые и пиво на уровне 2018 г. в целях обеспечения эффективной работы предприятий — производителей данной продукции;
  • индексация ставок акцизов на иные виды алкогольной продукции в пределах прогнозируемого параметра инфляции (5 %);
  • поэтапное увеличение ставок акцизов на табачные изделия в целом на 15 % (в I полугодии 2019 г. — на 10 %, во II полугодии 2019 г. — на 5 %);
  • установление с 1 января 2019 г. ставки акцизов в отношении табачных изделий, предназначенных для потребления путем нагревания, в размере 116,76 руб. за 1 кг содержащейся в них табачной смеси (по аналогии с Российской Федерацией на уровне 60 % от ставки акцизов на премиальную категорию сигарет).

Данные изделия реализуются в потребительской упаковке по 20 штук с указанием веса чистого табака. При пересчете на единицу потребительской упаковки ставка акцизов на табак (табачные изделия), предназначенный для потребления путем нагревания, составит 0,71 руб. на пачку из расчета 6,1 г табачной смеси в пачке.

В части нефтепродуктов:

  • снижение ставок акцизов на бензины автомобильные и дизельное топливо на 25 %;
  • сохранение ставок акцизов на дизельное топливо с метиловыми эфирами жирных кислот, на газ, используемый в качестве автомобильного топлива, на уровне 2018 г.;
  • индексация ставок акцизов на масло моторное, включая масла (жидкости), предназначенные для промывки (очистки от отложений) масляных систем двигателей внутреннего сгорания, в пределах прогнозируемого параметра инфляции.

Статья 156.Особенности применения ставок акцизов на сигареты с фильтром и порядок уведомления плательщиком о максимальных розничных ценах на сигареты с фильтром и их соответствии ценовым группам

В данной статье определены особенности применения ставок акцизов на сигареты с фильтром и порядок уведомления плательщиком о максимальных розничных ценах на сигареты с фильтром и их соответствии ценовым группам, урегулированы вопросы исключения неактуальных марок сигарет из уведомления о максимальной розничной цене сигарет с фильтром, а также размещаемой на официальном сайте МНС информации о заявленных и применяемых плательщиками максимальных розничных ценах сигарет с фильтром.

В частности, данной статьей предусмотрено, что в случае изменения соответствия максимальной розничной цены за пачку сигарет одной из трех ценовых групп, производство и (или) ввоз которых не осуществляются, новое уведомление о максимальной розничной цене сигарет с фильтром не представляется. При этом информация о заявленных плательщиками максимальных розничных ценах за пачку по каждой марке (каждому наименованию) сигарет с фильтром и соответствии этих цен одной из трех ценовых групп размещается на сайте МНС в течение трех лет по истечении года, в котором они заявлены либо изменены.

Соответственно в январе 2019 г. МНС совместно с заинтересованными будет проведена работа по исключению неактуальных марок сигарет из информации о заявленных и применяемых плательщиками максимальных розничных ценах сигарет с фильтром.

Читайте также: