Нк рф 22 глава акцизы

Опубликовано: 18.05.2024

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 мая 2002 г. N 57-ФЗ в главу 22 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона, и распространяющиеся на отношения, возникшие с 1 января 2002 г.

ГАРАНТ:

Положения главы 22 настоящего Кодекса (за исключением положений подпункта 1 пункта 1 статьи 179.5 и подпункта 11 пункта 1 статьи 181) (в редакции Федерального закона от 5 апреля 2016 г. N 101-ФЗ) применяются к правоотношениям, связанным с банковскими гарантиями, выданными после дня вступления в силу названного Федерального закона

Глава 22. Акцизы

ГАРАНТ:

  • Статья 179. Налогоплательщики
  • Статья 179.1. (утратила силу)
  • Статья 179.2. Свидетельства о регистрации организации, совершающей операции с этиловым спиртом
  • Статья 179.3. Свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином
  • Статья 179.4. Свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с бензолом, параксилолом или ортоксилолом
  • Статья 179.5. Свидетельство о регистрации организации, совершающей операции со средними дистиллятами
  • Статья 179.6. Свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке средних дистиллятов
  • Статья 179.7. Свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья
  • Статья 179.8. Свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке этана
  • Статья 179.9. Свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке сжиженных углеводородных газов
  • Статья 180. Особенности исполнения обязанностей налогоплательщика в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности)
  • Статья 181. Подакцизные товары
  • Статья 182. Объект налогообложения
  • Статья 183. Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)
  • Статья 184. Особенности освобождения от налогообложения при реализации подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации
  • Статья 185. Особенности налогообложения при перемещении подакцизных товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза
  • Статья 186. Особенности взимания акциза при ввозе и вывозе подакцизных товаров Евразийского экономического союза
  • Статья 186.1. Порядок взимания акцизов по товарам Евразийского экономического союза, подлежащим маркировке акцизными марками, ввозимым в Российскую Федерацию с территории государства - члена Евразийского экономического союза
  • Статья 187. Определение налоговой базы при реализации (передаче) или получении подакцизных товаров
  • Статья 187.1. Порядок определения расчетной стоимости табачных изделий, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки
  • Статья 188. (утратила силу)
  • Статья 189. Увеличение налоговой базы при реализации подакцизных товаров
  • Статья 190. Особенности определения налоговой базы при совершении операций с подакцизными товарами с использованием различных налоговых ставок
  • Статья 191. Определение налоговой базы при ввозе подакцизных товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией
  • Статья 192. Налоговый период
  • Статья 193. Налоговые ставки
  • Статья 194. Порядок исчисления акциза и авансового платежа акциза
  • Статья 195. Определение даты реализации (передачи) или получения подакцизных товаров
  • Статья 196. (утратила силу)
  • Статья 197. (утратила силу)
  • Статья 197.1. (утратила силу)
  • Статья 198. Сумма акциза, предъявляемая продавцом покупателю
  • Статья 199. Порядок отнесения сумм акциза
  • Статья 200. Налоговые вычеты
  • Статья 201. Порядок применения налоговых вычетов
  • Статья 202. Сумма акциза, подлежащая уплате
  • Статья 203. Сумма акциза, подлежащая возврату
  • Статья 203.1. Порядок возмещения акциза отдельным категориям налогоплательщиков
  • Статья 204. Сроки и порядок уплаты акциза при совершении операций с подакцизными товарами
  • Статья 205. Сроки и порядок уплаты акциза при ввозе подакцизных товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией
  • Статья 205.1. Особенности установления, исчисления и уплаты акциза на природный газ
  • Статья 206. (утратила силу)
  • Статья 206.1. Особенности исчисления и уплаты акциза лицами, сведения о которых внесены в единый государственный реестр юридических лиц

>
Налогоплательщики
Содержание
Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ)

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

4.2 Акцизы

Акцизы являются федеральным косвенным налогом, включаемым в стоимость подакцизных товаров и оплачиваемым покупателя ­ ми подакцизных товаров, регулируются НК РФ (главой 22 «Акцизы») и обязательны к применению на всей территории Российской Феде ­ рации.

В соответствии с главой 22 НК РФ налогоплательщиками акциза являются:

  • организации;
  • индивидуальные предприниматели;
  • лица, перемещающие товары через таможенную границу Россий ­ ской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодек ­ сом РФ.

Организации и иные лица признаются налогоплательщиками, если они совершают операции, подлежащие налогообложению.

Налоговый кодекс РФ дает исчерпывающий перечень подакциз ­ ных товаров:

  • спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного;
  • спиртосодержащая продукция с объемами долей этилового спирта более 9%;
  • алкогольная продукция;
  • пиво;
  • табачная продукция;
  • автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с);
  • автомобильный бензин;
  • дизельное топливо;
  • прямогонный бензин;
  • моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей

Объектом налогообложения признаются следующие операции по обороту подакцизных товаров:

  • на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров, в том числе реализация предметов залога и передача подакцизных товаров по соглашению о предоставлении от ­ ступного или инновации. Передача прав собственности на подакциз ­ ные товары одним лицом другому лицу на возмездной и (или) безвоз ­ мездной основе, а также использование их при натуральной оплате признаются реализацией подакцизных товаров;
  • лицами переданных им на основании приговоров или решений судов, арбитражных судов или других уполномоченных на то государ ­ ственных органов конфискованных и (или) бесхозяйных подакциз ­ ных товаров, подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению. В государствен ­ ную и (или) муниципальную собственность.

  • на территории Российской Федерации лицами произведенных
    ими из давальческого сырья (материалов) подакцизных товаров собственнику указанного сырья (материалов) либо другим лицам, в том числе получение указанных подакцизных товаров в собственность в счет оплаты услуг по производству подакцизных товаров из давальческого сырья (материалов);
  • в структуре организации произведенных подакцизных товаров для дальнейшего производства неподакцизных товаров, за исключе ­ нием передачи произведенного прямогонного бензина для дальнейше ­ го производства продукции нефтехимии в структуре организации, имеющей свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, и (или) передачи произведенного денатури ­ рованного этилового спирта для производства неспиртосодержащей продукции в структуре организации, имеющей свидетельство о регис ­ трации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом;
  • на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров для собственных нужд;
  • на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров в уставный (складочный) капитал орга ­ низаций, паевые фонды кооперативов, а также в качестве взноса по договору простого товарищества (договору о совместной деятель ­ ности);
  • на территории Российской Федерации организацией (хозяйст ­ венным обществом или товариществом) произведенных ею подакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов) своему участнику (его правопреемнику или наследнику) при его выходе (выбытии) из организации (хозяйственного общества или товарищества), а также пере ­ дача подакцизных товаров, произведенных в рамках договора просто ­ го товарищества (договора о совместной деятельности), участнику (его правопреемнику или наследнику) указанного договора при выде ­ ле его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или разделе такого имущества;
  • произведенных подакцизных товаров на переработку на давальческой основе.

3.Ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию Россий ­ ской Федерации.

  • денатурированного этилового спирта организацией, имеющей свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции. По ­ лучением денатурированного этилового спирта признается приобре ­ тение денатурированного спирта в собственность;
  • прямогонного бензина организацией, имеющей свидетельство на переработку прямогонного бензина. Получением прямогонного бензина признается приобретение прямогонного бензина в собствен ­ ность.

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду подак ­ цизного товара.

Налоговая база при реализации (передаче) произведенных налого ­ плательщиком подакцизных товаров в зависимости от установленных в отношении этих товаров налоговых ставок определяется:

по подакцизным товарам,

в отношении которых установлены:

Твердые (специфические) налого ­ вые ставки (в абсолютной сумме на единицу измерения)

Объем реализованных (переданных) под ­ акцизных товаров в натуральном выра ­ жении

Адвалорные (в процентах) налого ­ вые ставки

Комбинированные налоговые став ­ ки, состоящие из твердой (специ ­ фической) и адвалорной (в про ­ центах) налоговых ставок

Объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении для исчисления акциза при применении твердой (специфической) налоговой ставки и как расчетная стои ­ мость реализованных (переданных) под ­ акцизных товаров, исчисляемая исходя из максимальных розничных цен для исчисления акциза при применении ад ­ валорной (в процентах) налоговой ставки

Налоговый кодекс РФ устанавливает один вид льгот по акцизам: ст. 183 дает перечень операций освобожденных от налогообложения.

Налоговым периодом является календарный месяц.

Исчисление суммы акциза проводится в следующем порядке:

Налоговые ставки по подакцизным товарам, в отношении которых установлены:

Порядок исчисления суммы акцизы:

Твердые (специфические) налого ­ вые ставки

Произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы

Адвалорные (в процентах) налого ­ вые ставки

Соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы

Комбинированные налоговые став ­ ки, состоящие из твердой (специ ­ фической) и адвалорной (в про ­ центах) налоговых ставок

Сумма, полученная в результате сложения сумм акциза, исчисленных как: произведение твердой (специфической) налоговой ставки и объема реализованных (переданных, ввозимых) подакцизных товаров натуральном выражении и как соответствующая адвалорной (в процентах) налого ­ вой ставке процентная доля максимальной розничной цены таких товаров

В отношении подакцизных товаров, для которых установлены раз ­ личные налоговые ставки, должен вестись раздельный учет и налого ­ вая база определяться применительно к каждой налоговой ставке.

В том случае если налогоплательщик не ведет раздельного учета, определяется единая налоговая база по всем операциям реализации (передачи) и (или) получения подакцизных товаров и сумма акциза по подакцизным товарам определяется исходя из максимальной из применяемых налогоплательщиком налоговой ставки от единой нало ­ говой базы (п. 2 ст. 190, п. 7 ст. 194 НК РФ).

Дата реализации (передачи) и получения подакцизных товаров определяется как день отгрузки (передачи), получения соответствую ­ щих подакцизных товаров.

При передаче на территории Российской Федерации лицами про ­ изведенных ими из давальческого сырья (материалов) подакцизных товаров собственнику указанного сырья (материалов) либо другим лицам, в том числе при получении указанных подакцизных товаров в собственность в счет оплаты услуг по производству подакцизных то ­ варов из давальческого сырья (материалов), датой передачи признает ­ ся дата подписания акта приема-передачи подакцизных товаров.

Суммы акциза, исчисленные налогоплательщиком при реализации подакцизных товаров и предъявленные покупателю, относятся у нало ­ гоплательщика на расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль.

Суммы акциза, предъявленные налогоплательщиком покупателю при реализации- подакцизных товаров, у покупателя учитываются в стоимости приобретенных подакцизных товаров.

Суммы акциза, уплаченные при ввозе подакцизных товаров на та ­ моженную территорию Российской Федерации, учитываются в стои ­ мости приобретенных подакцизных товаров.

Налогоплательщик имеет право уменьшить исчисленную сумму акциза по подакцизным товарам на суммы налоговых вычетов.

Вычетам подлежат суммы акциза, уплаченные налогоплательщи ­ ком при приобретении подакцизных товаров либо уплаченные на ­ логоплательщиком при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации, выпущенных в свободное обра ­ щение, в дальнейшем используемых в качестве сырья для подакцизных товаров.

Налоговые вычеты производятся на основании расчетных доку ­ ментов и счетов-фактур либо на основании таможенных деклараций или иных документов, подтверждающих ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и уплату соответствующей сум ­ мы акциза.

Сумма акциза, подлежащая уплате налогоплательщиком, опреде ­ ляется по итогам налогового периода как уменьшенная на налоговые вычеты.

В случае если по итогам налогового периода сумма налоговых вы ­ четов превышает сумму акциза, исчисленную по операциям с подакцизными товарами, по итогам налогового периода полученная разни ­ ца подлежит возмещению (зачету, возврату).

Уплата акциза при реализации (передаче) налогоплательщиками произведенных ими подакцизных товаров производится за истекший налоговый период равными долями не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, и не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным месяцем.

Уплата акциза по прямогонному бензину и денатурированному этиловому спирту налогоплательщиками, имеющими свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензи ­ ном и (или) свидетельство о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом, производится не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за истекшим налого ­ вым периодом.

Налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого свое ­ го обособленного подразделения налоговую декларацию в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым пе ­ риодом.

Налогоплательщики, имеющие свидетельство о регистрации ли ­ ца, совершающего операции с прямогонным бензином, и (или) сви ­ детельство о регистрации организации, совершающей операции с де ­ натурированным этиловым спиртом, представляют налоговую декларацию не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за отчетным.

Формы налоговых деклараций и порядки их заполнения определе ­ ны приказом Минфина России.

Сроки и порядок уплаты акциза при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации устанавливаются та ­ моженным законодательством Российской Федерации.

Изменения внесены Федеральным законом от 30.09.2013 № 269-ФЗ и применяются с 01.01.2014,за исключением отдельных положений, которые применяются с 01.07.2014 г. и с 01.08.2014 г.

Федеральным законом от 30.09.2013 № 269-ФЗ внесены изменения в главу 22 «Акцизы» части второй Налогового кодекса РФ.

Документы, утверждаемые ФНС России

Согласно новой редакции п. 3 ст. 179.2 и п. 3 ст.179.3 ФНС России утверждает:

- форму свидетельства о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом;

- форму свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином;

- формы заявлений о выдаче вышеуказанных свидетельств;

- формы решений налогового органа о выдаче (об отказе в выдаче), приостановлении (возобновлении) действия свидетельства, об аннулировании свидетельства;

- административный регламент по предоставлению государственной услуги по выдаче свидетельств.

Утрачивает силу пункт 8 ст. 179.2, согласно которому организация, имеющая свидетельство о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом, обязана отчитываться перед налоговым органом, выдавшим свидетельство, об использовании денатурированного этилового спирта в порядке, установленном Минфином РФ.

Операции, освобождаемые от налогообложения

Дополнен пп. 4 п.1 статьи 183, содержащей перечень операций, не подлежащих налогообложению акцизами. К таким операциям с 01.01.2014 г. будет относиться передача подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, собственнику или по его указанию другим лицам в случае реализации указанных товаров за пределы территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой экспорта с учетом потерь (в пределах норм естественной убыли).

Изменения для экспортеров

В новой редакции, вступающей в силу с 01.01.2014 г., изложены п.п. 2 и 3 ст. 184 в отношении требований к банковской гарантии, представляемой в налоговый орган налогоплательщиком-экспортером подакцизных товаров, а также представлению сведений в налоговый орган о вывезенных товарах.

В частности, в п. 2 ст. 184 уточнено, что требование представлении банковской гарантии для освобождения от уплаты акциза относится только к операциям, указанным в пп. 4 п. 1 ст. 183.

Пункт 3 ст. 184 дополнен нормой о сведениях, которые налогоплательщик-экспортер должен представить в налоговой декларации по акцизам:

1) в налоговой декларации по акцизам, представляемой за налоговый период, на который приходится дата реализации (передачи) товаров, - сведения об объемах реализации подакцизных товаров, вывезенных за пределы территории РФ в соответствии с таможенной процедурой экспорта, и о соответствующих суммах акциза;

2) в налоговой декларации за налоговый период, в котором налогоплательщиком представлены в налоговый орган документы, подтверждающие экспорт реализованных подакцизных товаров, по которым ранее на основании банковской гарантии было предоставлено освобождение от уплаты акциза:

- объем (количество) реализованных подакцизных товаров, фактический вывоз которых за пределы территории РФ в соответствии с таможенной процедурой экспорта документально подтвержден в порядке, установленном п. 7 ст. 198 НК РФ;

- сумма акциза, от уплаты которой налогоплательщик был освобожден на основании представленной банковской гарантии, приходящаяся на объем (количество) реализованных подакцизных товаров, фактический вывоз которых документально подтвержден;

- суммы акциза, подлежащие налоговым вычетам в соответствии со ст. 200 НК РФ;

- налоговый период, на который приходится дата реализации (передачи) подакцизных товаров, вывезенных за пределы территории РФ в соответствии с таможенной процедурой экспорта, определяемая в соответствии с п. 2 ст. 195 НК РФ;

- сумма акциза, от уплаты которой налогоплательщик ранее был освобожден на основании представленной банковской гарантии, исчисленная за налоговый период, на который приходится дата реализации экспортированных подакцизных товаров;

- номер и дата контракта на поставку подакцизных товаров иностранному покупателю.

Сведения о минимальной цене на табачные изделия

Согласно новой редакции абз. 1 п. 3 ст. 187.1 с 1 января 2014 г. налогоплательщики акцизов, реализующие табачные изделия, обязаны подавать в налоговый орган по месту учета (таможенный орган по месту оформления подакцизных товаров) уведомление не только о максимальных розничных ценах, но и минимальных розничных ценах, исчисленных в соответствии с российским законодательством в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака. Уведомление подается по каждой марке (каждому наименованию) табачных изделий не позднее чем за 10 календарных дней до начала налогового периода, начиная с которого будут наноситься указанные в уведомлении максимальные розничные цены. Форму уведомления для представления в налоговые органы утвердит ФНС России, а форму уведомления для таможенных органов – ФТС России.

Новые налоговые ставки

Установлены налоговые ставки акцизов на период до конца 2016 года. Соответствующие поправки внесены в статью 193.

В частности, в 2014 и 2015 годах будут сохранены действующие ставки акцизов на нефтепродукты. Исключение составят акцизы на бензин 4-го и 5-го класса:

- акциз на бензин 4 класса в 2014 году установлен в размере 9916 рублей за тонну (вместо 9416 рублей, предусмотренных ранее), в 2015 году - 10858 рублей (вместо 10358);

- акциз на бензин 5 класса в 2014 году установлен в размере 6450 рублей за тонну (вместо 5750), в 2015 году - 7750 рублей (вместо 6223).

Проиндексированы ставки акцизов на спиртосодержащую и алкогольную продукцию на 2016 год (к уровню 2015 года индексация составит 10 процентов).

С 01.01.2014 г. абз. 1 п. 7 ст. 198 применяется в новой редакции. Срок для представления документов, подтверждающих экспорт подакцизных товаров, заменен с «в течение 180 календарных дней со дня реализации указанных товаров» на «в течение 6 месяцев с даты представления в налоговый орган банковской гарантии».

Новый порядок включения акцизов в расходы

Изменяется установленный абзацем 1 п. 1 ст. 199 порядок отнесения в расходы для целей налогообложения прибыли суммы исчисленных налогоплательщиком акцизов. С 01.01.2014 г. указанные суммы будут включаться не в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, а на стоимость реализованных подакцизных товаров.

Реестры счетов-фактур

С 01.01.2014 г. изменяются требования к оформлению реестров счетов-фактур, представляемых налогоплательщиками в налоговые органы в пакете документов для подтверждения права на налоговые вычеты, заявленные в декларации.

Налогоплательщики, имеющие свидетельство на производство денатурированного этилового спирта, представляют реестров счетов-фактур, выставленных налогоплательщику, имеющему свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции (покупателю денатурированного этилового спирта), с отметкой налогового органа, в котором состоит на учете указанный покупатель. Форма и порядок заполнения указанных реестров счетов-фактур, порядок их представления в налоговые органы и образец отметки налогового органа, в котором состоит на учете покупатель денатурированного этилового спирта, проставляемой на реестрах счетов-фактур, утверждаются ФНС России. Указанная отметка проставляется не позднее 5-ти рабочих дней со дня представления в налоговый орган налогоплательщиком - покупателем денатурированного этилового спирта налоговой декларации по акцизам и реестра счетов-фактур (либо не позднее 5-ти рабочих дней от наиболее поздней из дат представления в налоговый орган одного из указанных документов) (пп. 3 п. 11 ст. 201 в новой редакции).

Налогоплательщики, имеющие свидетельство на производство прямогонного бензина, представляют реестр счетов-фактур, выставленных налогоплательщику, имеющему свидетельство на переработку прямогонного бензина (покупателю прямогонного бензина), с отметкой налогового органа, в котором состоит на учете указанный покупатель. Форма и порядок заполнения указанных реестров счетов-фактур, порядок их представления в налоговые органы и образец отметки налогового органа, в котором состоит на учете покупатель прямогонного бензина, проставляемой на реестрах счетов-фактур, утверждаются ФНС России. Указанная отметка проставляется не позднее 5-ти рабочих дней со дня представления в налоговый орган налогоплательщиком - покупателем прямогонного бензина налоговой декларации по акцизам и реестра счетов-фактур (либо не позднее 5-ти рабочих дней от наиболее поздней из дат представления в налоговый орган одного из указанных документов) (пп. 2 п. 13 ст. 201 в новой редакции).

Зачет и возврат акцизов

Со следующего года изменяется порядок зачета сумм акциза, подлежащих возврату налогоплательщику на основании статьи 203.

Согласно п. 2 ст. 203 в новой редакции указанные суммы подлежат зачету в течение трех налоговых периодов, следующих за истекшим налоговым периодом, только при наличии у налогоплательщика недоимки (задолженности):

- иным федеральным налогам;

- по пеням, начисленным по федеральным налогам;

- штрафам, подлежащим уплате или взысканию на основании решения налогового органа либо на основании вступившего в силу решения суда.

Налоговый орган осуществляет зачет самостоятельно в порядке, установленном ст. 78 НК РФ.

При отсутствии у налогоплательщика указанных недоимки и задолженности по пеням и (или) штрафам суммы, подлежащие возмещению, могут быть зачтены в счет текущих платежей по акцизу и (или) иным федеральным налогам по заявлению налогоплательщика в порядке, установленном ст. 78 НК РФ.

Обновлен порядок возмещения из бюджета (путем зачета или возврата) сумм акциза, установленный пунктом 4 ст. 203, который с 01.01.2014 г. применяется в новой редакции.

Уплата авансового платежа импортерами

С 01.07.2014 г. в случае использования производителями алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции этилового спирта-сырца, ввозимого в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Таможенного союза, являющегося товаром Таможенного союза, для дальнейшего производства в структуре одной организации ректификованного этилового спирта (в дальнейшем используемого этой же организацией для производства алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции) авансовый платеж акциза должен уплачиваться до ввоза этилового спирта-сырца (абз. 3 п. 8 ст. 194 в новой редакции).

Корректировка извещения

С 01.07.2014 г. вводится новый пункт 21 ст. 204 «Сроки и порядок уплаты акциза при совершении операций с подакцизными товарами», устанавливающий порядок представления скорректированного извещения в следующих случаях:

- если объем фактического ввоза этилового спирта в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Таможенного союза отличается (полностью или частично) от указанного в первичном извещении;

- при изменении наименования поставщика.

В указанных случаях покупатель этилового спирта - производитель алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции представляет в налоговый орган одновременно с документами, подтверждающими фактический объем ввезенного этилового спирта:

- заявление об аннулировании первичного извещения;

- уточненную налоговую декларацию, в которой отражается скорректированная сумма авансового платежа акциза;

- новое (взамен аннулированного) извещение об уплате (освобождении от уплаты) авансового платежа акциза;

- экземпляр первичного извещения об уплате (освобождении от уплаты) авансового платежа акциза с отметкой налогового органа, ранее переданный налоговым органом покупателю этилового спирта.

При превышении фактически ввезенного объема этилового спирта по сравнению с указанным в первичном извещении налогоплательщик обязан:

- уплатить сумму авансового платежа акциза, приходящуюся на дополнительный объем ввезенного этилового спирта;

- (или) представить банковскую гарантию в целях освобождения от уплаты авансового платежа акциза, приходящегося на дополнительный объем ввезенного этилового спирта.

Если объем ввезенного этилового спирта меньше указанного в первичном извещении об уплате авансового платежа акциза, а также в случае отсутствия ввоза этилового спирта в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Таможенного союза возмещение (возврат) излишне уплаченной суммы акциза осуществляется в порядке, установленном статьей 78 НК РФ.

от 19 декабря 2000 года N БГ-3-03/441

(с изменениями на 12 апреля 2001 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа МНС России от 9 сентября 2002 года N ВГ-3-03/481
____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

В целях реализации положений главы 22 "Акцизы" Налогового кодекса Российской Федерации ("Собрание законодательства Российской Федерации", 07.08.2000, N 32, ст.3340)

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2001 года.

Министр
государственный советник
налоговой службы II ранга
Г.И.Букаев

Приложение
к приказу Министерства Российской
Федерации по налогам и сборам
от 19 декабря 2000 года
N БГ-3-03/441

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по применению главы 22 "Акцизы"
Налогового кодекса Российской Федерации
(подакцизное минеральное сырье)

(с изменениями на 12 апреля 2001 года)

1. Методические рекомендации для налоговых органов по применению главы 22 "Акцизы" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при исчислении и уплате акцизов на подакцизное минеральное сырье (далее - минеральное сырье) разработаны на основании указанной главы НК РФ и Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах".

Новый порядок исчисления и уплаты акцизов на минеральное сырье в соответствии с указанными законодательными актами вступает в силу с 1 января 2001 года. При этом следует иметь в виду, что с указанной даты Инструкция N 58 "О порядке исчисления и уплаты акцизов на нефть, включая стабилизированный газовый конденсат, и природный газ", утвержденная приказом МНС России от 22.03.2000 N АП-3-03/109 (зарегистрирован Минюстом России 12.05.2000 N 2221), применению не подлежит.

2. В соответствии с пунктом 2 статьи 179 НК РФ организации и иные лица, указанные в данной статье, признаются налогоплательщиками акциза, если они совершают операции, подлежащие налогообложению в соответствии с главой 22 НК РФ.

Налоговая база по операциям реализации природного газа определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 188 НК РФ.

В соответствии со статьей 39 НК РФ реализацией товаров признается передача права собственности на товары как на возмездной, так и безвозмездной основе.

В случае реализации природного газа по договорам комиссии, поручения или агентским договорам перехода права собственности от комитента к комиссионеру, от доверителя к поверенному, от принципала к агенту на реализуемый природный газ не происходит.

Поэтому акциз на природный газ, реализованный по договорам комиссии, поручения, агентским договорам, уплачивается собственниками природного газа.

При реализации природного газа по договорам комиссии, поручения или агентским договорам в целях налогообложения применяется вся выручка от реализации, включающая и вознаграждение комиссионера, поверенного или агента.

3. Статьей 180 НК РФ устанавливаются особенности исполнения обязанности по исчислению и уплате акциза в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности).

Совместная деятельность в рамках договора простого товарищества регламентируется гражданским законодательством Российской Федерации, в том числе статьями 1041-1054 ГК РФ.

Участник договора простого товарищества, исполняющий обязанности по исчислению и уплате всей суммы акциза, обязан известить налоговый орган об исполнении им обязанностей налогоплательщика акциза в рамках договора простого товарищества (абзац в редакции приказа МНС России от 12 апреля 2001 года N БГ-3-03/120. - См. предыдущую редакцию).

Указанный участник договора простого товарищества представляет в налоговый орган по месту его постановки на учет в качестве налогоплательщика Декларацию по акцизам на подакцизные товары и подакцизное минеральное сырье, утвержденную приказом МНС России от 28.02.2001 N БГ-3-03/66 (далее - Декларация) в целом по совместной деятельности (по формам N 3 и (или) N 4 Декларации), а также по каждому участнику договора простого товарищества - плательщику акциза по минеральному сырью (по формам N За и (или) N 4а Декларации) (абзац дополнительно включен приказом МНС России от 12 апреля 2001 года N БГ-3-03/120).

Налоговый орган, в котором участник договора простого товарищества, исполняющий обязанности по исчислению и уплате акциза, состоит на учете, получив Декларацию по формам N За и(или) N 4а, проводит на ее основании камеральную проверку налогоплательщика акциза и направляет для последующего контроля в налоговые органы по месту постановки на учет остальных участников договора простого товарищества копии указанных форм Декларации с отметкой проводившего камеральную проверку налогового органа о получении налоговой Декларации.

4. Статья 183 НК РФ устанавливает перечень операций, не подлежащих налогообложению.

4.1. Согласно указанной статье освобождаются от налогообложения операции по использованию природного газа на собственные технологические нужды газодобывающих и газотранспортных организаций в пределах нормативов, обусловленных технологиями подготовки и транспортировки газа; операции по использованию нефти на собственные технологические нужды нефтедобывающих организаций в пределах нормативов, обусловленных технологиями добычи, подготовки и транспортировки нефти, а также операции по использованию нефти для целей повышения нефтеотдачи пластов и других технологических операций, включая обработку бурового раствора, перевод скважин на нефть при освоении и исследовании скважин в пределах нормативов, обусловленных технологиями добычи нефти; кроме того, операции по реализации нефти, добываемой из вводимых в эксплуатацию бездействующих, контрольных и находящихся в консервации (по состоянию на 1 января 1999 года) скважин.

При проведении камеральных и выездных налоговых проверок следует иметь в виду, что освобождение от налогообложения указанных операций производится только при наличии утвержденных в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, нормативов и перечня скважин.

4.2. Операции по закачке природного газа в подземные хранилища согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 183 НК РФ освобождаются от налогообложения.

Однако следует иметь в виду, что при реализации природного газа из подземных хранилищ взимание акциза производится в порядке, определенном главой 22 НК РФ.

4.3. Подпунктом 10 пункта 1 статьи 183 НК РФ предусмотрено освобождение от налогообложения операций по реализации (передаче) отбензиненного сухого и нефтяного (попутного) газа после их обработки или переработки (абзац дополнен приказом МНС России от 12 апреля 2001 года N БГ-3-03/120. - См. предыдущую редакцию).

Данная правовая норма применяется в отношении сухого отбензиненного газа, которому присвоен код 02 7152, а также попутного газа нефтяных месторождений, которому присвоен код 02 7112, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93, утвержденным постановлением Госстандарта России от 30.12.93 N 301.

5. Определение налоговой базы при реализации минерального сырья производится по нефти и стабильному конденсату и отдельно по природному газу.

5.1. Налоговая база по акцизу на нефть и стабильный газовый конденсат по операциям, связанным с передачей добытых нефти и(или) стабильного газового конденсата на переработку - в структуре организации и(или) на промышленную переработку на давальческой основе, а также с передачей добытых нефти и(или) стабильного газового конденсата для использования на собственные нужды определяется как объем переданной нефти и стабильного газового конденсата в натуральном выражении.

5.2. В целях налогообложения стоимость реализованного (переданного) на территории Российской Федерации природного газа исчисляется исходя из применяемых цен, но не ниже государственных регулируемых цен, с учетом предоставленных в установленном порядке скидок без налога на добавленную стоимость и надбавки для газораспределительных организаций при реализации транспортированного (поставленного) газа непосредственно конечным потребителям минуя газораспределительные организации (абзац дополнен приказом МНС России от 12 апреля 2001 года N БГ-3-03/120. - См. предыдущую редакцию).

Поэтому по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с главой 22 НК РФ, а именно: передача природного газа в структуре организации и(или) на промышленную переработку на давальческой основе, а также передача природного газа для использования на собственные нужды, налоговая база определяется исходя из стоимости природного газа, отраженной в бухгалтерском учете, но не ниже стоимости, исчисленной по государственным регулируемым оптовым ценам, устанавливаемым ФЭК России.

Аналогично определяется и стоимость природного газа по операциям, освобождаемым от налогообложения: закачка природного газа в пласт для поддержания пластового давления, направление природного газа на подготовку теплоносителей для нагнетания в нефтяные пласты и других методов повышения нефтегазоотдачи, а также для газлифтной добычи нефти, использование природного газа на собственные технологические нужды газодобывающих и газотранспортных организаций в пределах нормативов, обусловленных технологиями подготовки и транспортировки газа, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации; передача отбензиненного сухого и нефтяного (попутного) газа после их обработки или переработки; передача природного газа для производства (в том числе на давальческой основе) сжатого газа в случае его реализации по государственным регулируемым ценам, в том числе и по организациям, входящим в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации, которым устанавливается нулевая ставка акциза на природный газ (абзац в редакции приказа МНС России от 12 апреля 2001 года N БГ-3-03/120. - См. предыдущую редакцию).

5.3. При определении налоговой базы по акцизу на природный газ следует обратить внимание на определение затрат на транспортировку природного газа для организаций, не являющихся субъектами естественных монополий в сфере транспортировки газа по трубопроводам.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 188 НК РФ затраты на транспортировку природного газа, принадлежащего лицам, признаваемым налогоплательщиками акциза на природный газ и не являющимися субъектами естественных монополий в сфере транспортировки газа по трубопроводам, по территории Российской Федерации включаются в налогооблагаемую базу по акцизу в сумме тарифа (отпускных цен), утверждаемого для внутрисистемного потребления субъектами естественных монополий, осуществляющими производство, транспортировку и реализацию газа.

В целях осуществления контроля за правильностью исчисления сумм акциза на природный газ при проведении камеральной налоговой проверки следует в соответствии со статьей 88 НК РФ истребовать у налогоплательщиков, не являющихся субъектами естественных монополий в сфере транспортировки газа по трубопроводам, расчет затрат, включаемых в налоговую базу по акцизу на природный газ (протяженность (км) и соответствующий объем (тыс.куб.м) по всем участкам транспортировки газа, имеющим различные ставки за услуги по транспортировке газа, а также документы, являющиеся основанием для составления такого расчета.

Организации - налогоплательщики акциза, являющиеся субъектами естественных монополий в сфере транспортировки газа по трубопроводам, при расчете налоговой базы по акцизу на природный газ включают затраты на транспортировку природного газа в размере фактически уплаченного тарифа на транспортировку. Налоговые органы при проведении выездных и камеральных проверок обязаны истребовать у этих организаций уведомление о включении их в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе по форме согласно приложению N 2 к Положению о Реестре субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль, утвержденному постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 14.01.2000 N 2/11 (абзац дополнительно включен приказом МНС России от 12 апреля 2001 года N БГ-3-03/120).

6. На природный газ, добываемый на территории Российской Федерации организациями, для которых на 1 января 2001 года Правительством Российской Федерации была установлена нулевая ставка акциза, и реализуемый этими организациями на территории Российской Федерации и в Республику Белоруссия, нулевая ставка акциза в силу статьи 14 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ сохраняется до 1 января 2002 года.

При этом, если указанные организации передают на территории Российской Федерации добытый ими природный газ для использования на собственные нужды, на промышленную переработку на давальческой основе и (или) в структуре организации для изготовления других видов продукции, то перечисленные операции по передаче природного газа подлежат налогообложению в соответствии с главой 22 Налогового кодекса. В этом случае природный газ, переданный для осуществления указанных операций, облагается по ставке в размере 15 процентов (абзац дополнительно включен приказом МНС России от 12 апреля 2001 года N БГ-3-03/120).

7. В соответствии со статьей 195 НК РФ дата реализации природного газа определяется как день его оплаты.

Поэтому, учитывая данную норму, следует иметь в виду, что акциз на природный газ, отгруженный включительно по 31 декабря 2000 года, а оплаченный после указанной даты, исчисляется в порядке и по ставкам, установленным главой 22 НК РФ.

8. Статьей 206 НК РФ определены особенности исчисления и уплаты акцизов при выполнении соглашений о разделе продукции.

В указанных случаях освобождаются от налогообложения операции по реализации инвесторами и (или) операторами (или по их поручению третьими лицами) добываемых при выполнении таких соглашений подакцизных видов минерального сырья, если такое минеральное сырье является в соответствии с условиями указанных соглашений собственностью инвесторов.

При этом следует иметь в виду, что осуществляемые при реализации соглашений о разделе продукции операции по передаче нефти и (или) стабильного газового конденсата, а также природного газа, указанные в статье 182 НК РФ, от налогообложения не освобождаются, кроме операций по передаче нефти и стабильного газового конденсата, а также природного газа, указанных в статье 183 Налогового кодекса.

При проведении контроля за исчислением и уплатой акциза на нефть и стабильный конденсат следует иметь в виду, что при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции", применяются условия исчисления и уплаты акциза, установленные указанными соглашениями.

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений
"КОДЕКС"

Акцизы на товары в России
Акцизы на товары в России
Что такое акциз

Что такое акциз

Акциз — это особый налог, тоже косвенный, как и НДС. Можно сказать, что это надбавка, которая “спрятана” в продажной цене товара, и ее цель — регулировать спрос. Как и в случае с НДС, уплата акциза ложится на плечи конечного потребителя, а предприниматель или компания только передают этот налог государству.

Акциз — федеральный налог, так что правила его расчета и уплаты одинаковы во всех регионах страны и нет регионов, которые освобождают от уплаты акцизов. Налоговая бдительно следит за уплатой этой пошлины, потому что они приносят в госбюджет 5-8% средств.

Какие товары относятся к подакцизным

Есть список товаров, которые “назначены” подакцизными, то есть при торговле этими товарами приходится платить акциз, и неважно, произвели их в России или за границей. Обычно это популярные высокомаржинальные товары, их перечень постоянно меняется, он приведен в п. 1 ст. 181 НК РФ. Например, в списке есть:

  • продукты с содержанием спирта с долей до 9%;
  • алкогольные напитки — вина, сидры, пиво с долей спирта более 0,5%;
  • табак и все виды табачных изделий;
  • электронные сигареты с никотином и заправки к ним;
  • топливо: печное, дизельное
  • моторные масла;
  • бензин;
  • легковые машины;
  • мотоциклы с двигателем мощностью более 150 л.с.

Часть подакцизных товаров нужно маркировать (табак, алкоголь), другую часть нет (мотоциклы, автомобили).

В каждой группе подакцизных товаров есть исключения, например:

  • медицинские и ветеринарные товары с содержанием спирта (должны входить в список лекарств или ветеринарных средств);
  • парфюмерия с содержанием спирта (есть требования по процентной доле спирта и объему флакона);
  • виносодержащие материалы — сусла из винограда, яблок, пшеницы и пр.

Считается, что акцизы на алкоголь и табак помогают ограничивать потребление этих вредных для здоровья веществ. Акцизы на автомобильное топливо и масла становятся своего рода платой за пользование дорогами и загрязнение окружающей среды. А акцизы на предметы роскоши (икра, осетровые рыбы и пр.) помогают перераспределять средства.

Ведите учет экспорта и импорта в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Простой учет, зарплата и отчетность в одном сервисе

Ставки акцизов для товаров в России

Акцизы на товары в России

. Это официальный портал налоговой службы, поэтому нет оснований, чтобы ему не доверять.

Кто платит акциз

Плательщики акциза (ст. 179 НК РФ) — это российские и зарубежные:

  • индивидуальные предприниматели;
  • организации;
  • физлица, которые перевозят товар через границу Таможенного союза.

В большинстве случаев акциз платят при следующих действиях с товарами:

  • продажа;
  • пересечение границы;
  • производство;
  • передача для дальнейшего производства;
  • передача лицу, которое обеспечило сырье для производства товара;
  • передача для переработки;
  • передача сотруднику, который уходит из компании.

Обязанность по уплате акциза появляется не всегда. Некоторые группы товаров требуют уплаты налога только при конкретных операциях: скажем, производители прямогонного бензина платят акциз, а продавцы — нет.

От акцизов освобождают (ст. 183 НК РФ) производителей, если они передают товары внутри подразделений компании для дальнейшего производства (кроме некоторых случаев), если вывозят товары за рубеж, при первой продаже конфиската. Для освобождения нужно соблюсти особые условия: раздельный учет подакцизных и не подакцизных товаров, банковские гарантии (ст. 184, 195, 204 НК РФ).

Какие бывают ставки акциза

Есть три вида акцизных ставок:

  • твердые — определенная сумма на единицу измерения (например, на литр), такая ставка работает для всех подакцизных товаров, кроме папирос и сигарет;
  • адвалорные — процент от стоимости товара (упоминаются в НК РФ, но на практике не применяются);
  • комбинированные — состоят из суммы на единицу измерения и процента от максимальной стоимости, эта ставка работает для папирос и сигарет.

Для каждого вида товаров в категории работает своя ставка: скажем, каждый класс бензина имеет свою ставку.

Ведите учет экспорта и импорта в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Простой учет, зарплата и отчетность в одном сервисе

Основные понятия акциза

Определение 1
Акцизом называют налог, который начисляется на определенные товары массового употребления. Данный вид налога взимается не только с юридических лиц, но и при перемещении продукции через территорию России, а также подакцизного сырья, которое вывозится.

Акцизный налог начисляется на такие виды товара, как:

  • сигареты, табак, сигары;
  • этиловый спирт и продукция, которая его содержит;
  • легковые автомобили;
  • бензин всех октановых чисел;
  • драгоценные металлы;
  • ювелирные изделия;
  • печное топливо из дизельных фракций;
  • моторные масла.

Основные факторы акциза:

  1. налог начисляется на стоимость товара, или на единицу продукции;
  2. метод добавленной стоимости используется для кредитования акцизов.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Виды акцизов 430 руб.
  • Реферат Виды акцизов 230 руб.
  • Контрольная работа Виды акцизов 220 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Как рассчитать размер акциза

Для расчета нужно знать ставку и налоговую базу. По каждому виду подакцизных товаров налоговая база (НБ) определяется по-своему (ст. 187 НК РФ).

  • По товарам со специфическими ставками НБ — это объем / количество проданных или переданных товаров.
  • По товарам с комбинированной ставкой (папиросам и сигаретам) НБ состоит из двух частей. Первая часть — это объем / количество проданных или переданных товаров, вторая часть — расчетная стоимость этих товаров, то есть произведение максимальной стоимости единицы товара (пачки) на количество товара. Максимальную цену производители наносят на каждую пачку папирос с 2007 года, выше этой цены товар продавать нельзя, есть штрафы за завышение стоимости.

Для первой группы товаров с твердой ставкой сумма акциза рассчитывается по формуле:

Налоговая база * Ставка акциза

Для второй группы товаров с комбинированной ставкой сумма акциза рассчитывается по формуле:

Налоговая база по количеству товара * Ставка на штуку товара + Назначенный процент * Максимальная цена товара

Общий порядок расчета налоговой базы

После того как ставка акциза определена, рассчитайте налоговую базу по каждому виду подакцизных товаров. В настоящее время для всех подакцизных товаров (кроме сигарет и папирос) налоговая база определяется как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении. При этом объем реализованных подакцизных товаров следует рассчитывать в тех единицах измерения, которые указаны в ставке акциза.

Такой порядок следует из положений статьи 187 Налогового кодекса РФ.

Если организация реализует товары одного вида, но с разными ставками акциза, налоговую базу определяйте отдельно по каждому подвиду реализуемой (передаваемой) продукции, применительно к каждой ставке (п. 1 ст. 190 НК РФ). Для этого необходимо вести раздельный учет (п. 2 ст. 190 НК РФ). Если ведение такого учета невозможно, всю реализуемую (переданную) продукцию обложите по единой ставке налога. Определить ее нужно исходя из максимальной ставки акциза, предусмотренной для данного вида товаров. Об этом сказано в статье 190 Налогового кодекса РФ

Пример определения налоговой базы по акцизу при реализации одного вида товара, для которого установлены различные налоговые ставки

ООО «Альфа» производит пиво различной крепости. Так, в ассортименте «Альфы» есть сорта:

  • безалкогольного пива (с объемной долей этилового спирта до 0,5 процента);
  • пива (с объемной долей этилового спирта от 0,5 до 8,6 процента);
  • крепкого пива (с объемной долей этилового спирта свыше 8,6 процента).

В отношении каждой из этих трех групп пива установлены различные ставки акциза.

Если «Альфа» ведет раздельный учет операций с пивом в разрезе этих трех групп, то для расчета акциза она должна определить три налоговые базы и применить к ним соответствующие ставки.

Если «Альфа» не ведет раздельный учет, ей придется определить единую налоговую базу по пиву. После чего рассчитать акциз исходя из максимальной ставки акциза, предусмотренной для пива (37 руб. за 1 л).

Пример определения налоговой базы при реализации подакцизного товара, в отношении которого установлена твердая ставка акциза

ООО «Альфа» занимается производством пива. В июле организация реализовала 500 бутылок пива (с объемной долей спирта от 0,5 до 8,6 процента). Из общего количества проданных бутылок пива 400 бутылок были емкостью 0,5 литра и 100 бутылок емкостью 0,33 литра. Договорная стоимость реализованного товара – 23 600 руб. (в т. ч. НДС – 3600 руб., акциз – 3495 руб.). Ставка акциза для пива с объемной долей спирта от 0,5 до 8,6 процента установлена в размере 20 руб. за 1 л.

Бухгалтер «Альфы» сделал в учете следующие проводки.

Дебет 62 Кредит 90-1 – 23 600 руб. – отражена выручка от реализации пива;

Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС» – 3600 руб. – начислен НДС с выручки от реализации;

Дебет 90-4 субсчет «Акцизы» Кредит 68 субсчет «Расчеты по акцизам» – 4660 руб. ((400 бут. × 0,5 л + 100 бут. × 0,33 л) × 20 руб./л) – начислен акциз при реализации пива.

Когда уплачивают акцизы

Налоговый период по акцизам — один календарный месяц. Для всех подакцизных товаров кроме алкоголя акциз уплачивается дважды в равных долях за один период:

  • Первую выплату делают до 25 числа в месяц после месяца, когда подакцизный товар был продан / передан.
  • Вторую выплату делают до 15 числа через месяц после продажи / передачи товара.

Для алкоголя и спиртосодержащих товаров другие правила:

  • за алкоголь, проданный с 1 по 15 число месяца, акциз платят до 25 числа этого же месяца;
  • за алкоголь, проданных с 15 числа до конца месяца, акциз платят до 15 числа следующего месяца.

По акцизам можно применять вычеты, аналогично НДС, условия вычетов прописаны в ст. 200 и ст. 201 НК РФ. Например, вычет можно сделать, если вы используете подакцизный товар как сырье при производстве других подакцизных товаров, при этом уплатили акциз продавцу или в бюджет при ввозе товара, а ставки акциза установлены на единицу измерения НБ.

Ведите учет, начисляйте зарплату и отчитывайтесь в облачном сервисе Контур.Бухгалтерия. Сервис автоматически делает большинство расчетов, напоминает о датах платежей и отчетности, в нем есть инструменты для финансового контроля и оптимизации налогов. Первые две недели работы бесплатны для всех новичков.

Акцизы при операциях со средними дистиллятами

С 1 апреля 2021 года вступили в силу изменения, внесенные в Налоговый кодекс Федеральным законом от 30.07.2019 года № 255-ФЗ (далее – Закон № 255-ФЗ). Положения закона предусматривают уточнение понятия «средние дистилляты», а также в порядок их возмещения.

Что относят к средним дистиллятам

Средние дистилляты – это некоторые виды нефтепродуктов, которые получаются в результате перегонки углеводородов. В частности, к ним относят печное и судовое топливо. Они являются подакцизными товарами (подп. 11 п. 1 ст. 181 НК РФ).

Законом № 255-ФЗ введены поправки в Налоговый кодекс, согласно которым с 1 апреля года средними дистиллятами признаются смеси углеводородов в жидком или твердом состоянии (при температуре 20°C и атмосферном давлении 760 миллиметров ртутного столба), полученные в результате первичной или вторичной переработки нефти, значения показателя плотности которых не превышают 1.015 кг/куб. м.

Это значит, что с апреля 2021 года к средним дистиллятам относятся темные нефтепродукты, часть из которых ранее не признавалась подакцизными товарами или была выделена в самостоятельную категорию. К примеру, подакцизным товаром впервые стал мазут.

Начислить акциз при получении средних дистиллятов необходимо в том случае, если у покупателя имеется свидетельство о регистрации организации, совершающей операции со средними дистиллятами (пп. 29 п. 1 ст. 182 НК РФ).

В связи с изменением определения «средние дистилляты», а также в целях недопущения двойного налогообложения одних и тех же товаров Законом исключается понятие «темное судовое топливо» и, соответственно, связанные с ним объект налогообложения и вычет.

Также с 1 апреля 2021 года расширяется перечень продуктов, не относящихся к средним дистиллятам.

Обратите внимание: при проверке налоговая инспекция может потребовать подтверждения того, что топливо относится к средним дистиллятам. Тогда нужно будет представить документы, из которых видно, что топливо, с которым совершены операции, имеет физико-химические характеристики, соответствующие средним дистиллятам.

Расширен перечень технологических процессов по переработке средних дистиллятов

В соответствии с Законом № 255-ФЗ внесены также изменения в перечень технологических процессов по переработке средних дистиллятов, осуществление которых необходимо для получения свидетельства о регистрации организации, совершающей операции со средними дистиллятами. Дополнительно в перечень включены:

  • замедленное коксование;
  • гидроконверсия тяжелых остатков;
  • получение технического углерода путем термического или термоокислительного разложения средних дистиллятов;
  • производство битума путем окисления гудрона.

Так, предприятия, которые при переработке средних дистиллятов выполняют перечисленные операции, могут получать вычет по акцизу.

Право на вычет акциза

С 1 апреля 2021 года больше организаций получили право заявить вычет акциза с повышающим коэффициентом 2.

Это предприятия, которые вырабатывают электро- и теплоэнергию из средних дистиллятов. Вычет положен им при получении средних дистиллятов в качестве топлива для сжигания и выработки энергии.

Чтобы поставить к вычету начисленный продавцом акциз, потребители должны будут второй раз начислить акциз, после чего смогут получить вычет в двойном размере (с коэффициентом 2), что в итоге вернет стоимость топлива к исходному значению до начисления акциза продавцом.

А при реализации средних дистиллятов для бункеровки морских судов сумму вычета нужно определять с учетом нового коэффициента Вдфо. Новые нормы п. 23 ст. 200 НК РФ установили порядок расчета этого коэффициента.

Для применения вычета нужно предоставить, в частности:

  • копию свидетельства о регистрации организации, совершающей операции со средними дистиллятами;
  • копию договора поставки (купли-продажи) топлива, которое относится к средним дистиллятам, с российской организацией — поставщиком;
  • реестр накладных (актов приема-передачи) на поставку средних дистиллятов в качестве топлива;
  • регистры учета использованного топлива и отпуска энергии;
  • документы, подтверждающие выработку топлива по видам установок.

Перечень документов установлен п. 23 ст. 201 НК РФ.

Условия для вычета

ФНС России в письме от 08.09.2020 г. № СД-4-3/[email protected] разъяснила, что использование вычета, предусмотренного пунктом 23 статьи 200 Налогового кодекса возможно лишь при соблюдении условий, установленных пунктом 2 статьи 54.1 НК РФ.

Так, должны соблюдаться одновременно два условия (п. 2 ст. 54.1):

  • снижение размера налоговых обязательств не является единственной целью сделки (то есть у сделки есть четкая деловая цель);
  • обязательство по сделке исполнено именно тем лицом, которое заявлено стороной договора, либо лицом, к которому обязательство перешло по закону или договору (например, по договору цессии, в порядке правопреемства и т. п.), а не «неустановленным лицом».

Таким образом, если налоговый орган поставит под сомнение возможность исполнения сделки, например, по доставке конкретного сырья конкретным контрагентом, затраты могут быть исключены. Или если инспекторы заподозрили, что основная цель сделки — избежать уплаты налога, а обязательство никто не исполнял. Но все это они должны доказать на проверке. То есть со стороны налоговиков контроль усилится.

Читайте также: