Проблемы применения антидемпинговых пошлин

Опубликовано: 03.05.2024

Всемирная торговая организация побуждает страны, которые входят в ее состав, к введению протекционистских мер. Их основной целью является защита национальной продукции страны от демпинга со стороны импортируемых товаров. Для поддержки политики протекционизма вводят ряд пошлин, в том числе пошлину антидемпинговую.

Особенности

Антидемпинговая пошлина – это extra тариф, которым облагаются все ввозимые товары на таможне. Своей целью она имеет защиту коммерческой выгоды представителей национальных компаний. Данный тариф помогает значительным образом ограничить угрозу захвата рынка иностранными компаниями путем искусственного занижения цен на товары.

пошлина антидемпинговая

Пошлина антидемпинговая используется по отношению к ввозимой продукции, цена которой искусственно занижается. Однако ввести ее возможно только после проведения соответствующего расследования, которое подтверждает серьезность угрозы для экономики государства.

пошлина антидемпинговая
Применение

Можно утверждать, что стоимость товара была искусственно занижена, если он экспортируется по цене ниже рыночной, которую можно определить, проследив аналогичные сделки по товарам той же товарной линейки. Угроза национальной экономике может иметь место, если демпинговый товар реализуется в таких объемах, что это могло бы существенно повлиять на стоимость подобной продукции, производимой внутри государства.

антидемпинговая пошлина это

Обычно антидемпинговые расследования проводятся в течение периода, не превышающего календарный год. Если факт занижения стоимости доказан, вводят предварительную антидемпинговую пошлину с целью возмещения ущерба экономике страны. Действовать эта мера может не долее четырех месяцев. Если после введения тарифа ее ставка отличается от ставки предварительной антидемпинговой пошлины, то разница должна быть выплачена плательщику.

В том случае, если экспортер самостоятельно принимает решение о пересмотре цен, антидемпинговые меры могут быть отменены. Однако лишь в том случае, если вновь установленные цены в полной мере покроют ущерб, нанесенный экономике государства.

пошлина антидемпинговая

На некоторые группы товаров установлены стандартизированные ставки антидемпинговых пошлин. Во всех других случаях ее размер определяется индивидуально для каждого отдельного случая.

Компенсационные пошлины

Компенсационная пошлина – это тариф, применяемый к ввозимой продукции, которую субсидирует государство-экспортер. Она имеет место быть только в том случае, если установлен факт существования угрозы для экономики страны вследствие импорта данной партии продукции. Субсидирование позволяет таким компаниям увеличить объем экспорта за счет государства. Также в данном контексте речь идет о любого рода финансовом содействии (например, налоговых кредитах, списании средств и разнообразных дотациях).

компенсационная пошлина это

Порой субсидирование предоставляется определенным компаниям или отраслям. Такие субсидии называют специфическими. Ущерб для экономики от ввоза субсидируемого товара устанавливают таким же образом, как и в результате демпинга. Ведь такие действия провоцируют резкое повышение спроса на ввезенный товар.

После двух месяцев с начала расследования вводят предварительную компенсационную пошлину, которая действует четыре месяца. Её ставку определяют с помощью размера установленной субсидии. Сбор отменяют в том случае, если экспортер самостоятельно отказывается от субсидирования или пересматривает цены на свой товар.

Наибольшим образом от занижения цен страдают: металлургическая отрасль, химическая, пищевая, сельскохозяйственная и машиностроение.

С 2015 года были введены специальные антидемпинговые и компенсационные пошлины для некоторых товарных линеек:

  • легковые автомобили, произведенные в Италии, Германии и Китае;
  • активированный уголь;
  • инструменты для машиностроения;
  • сельскохозяйственное оборудование;
  • стальные трубы и т.д.

специальные антидемпинговые и компенсационные пошлины

Специальные антидемпинговые и компенсационные пошлины применяются только к той продукции, которая облагается таможенными сборами. Для того чтобы их рассчитать, необходимо знать таможенную стоимость товаров, а также специальную ставку, которая определена для конкретной группы товаров.

Преимущества и недостатки

Специальные антидемпинговые и компенсационные пошлины эффективно применяются во всем мире. Их преимущества неоспоримы:

  • защищают национальных производителей;
  • регулируют внешнюю экономическую деятельность;
  • предупреждают демпинг;
  • выполнят протекционистскую функцию.

Однако некоторые недостатки антидемпинговая политика все же имеет. Например, она имеет отношение только к тем товарам, которые облагаются таможенной пошлиной. Как результат, страдает потребитель, который не может позволить себе купить качественный товар из-за его высокой стоимости. К тому же, само определение демпинга на данный момент достаточно размыто.

Видео

Данный видео-ролик расскажет о размерах антидемпинговой пошлины на холоднокатаную сталь при ввозе из России в США.

Все началось с того, что Решением Коллегии ЕЭК от 17.11.2015 № 154 сроком на 5 лет были введены антидемпинговые пошлины в отношении грузовых шин, предназначенных для эксплуатации на различных осях грузовых автомобилей, автобусов, троллейбусов, самосвалов, прицепов и полуприцепов шины и покрышки пневматические резиновые новые с посадочным диаметром от 17,5 до 24,5 дюйма включительно, с нанесенными на них обозначениями категорий скорости в соответствии с обозначениями, указанными в таблице 5.1 раздела 5 приложения 8 к техрегламенту ТС “О безопасности колесных транспортных средств” (за исключением обозначений V, W и Y), с индексом нагрузки более 115 (за исключением шин и покрышек пневматических резиновых новых по перечню согласно приложению 2), происходящих из КНР и классифицируемых кодами 4011 20 100 0 и 4011 20 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС.

До вступления в силу Решения Коллегии ЕЭК, шины выехали из Китая в Новороссийск и декларантом была подана предварительная декларация в которой были начислены лишь обычные ввозные пошлины.

17.12.2015 года стало окончательно ясно, что предъявить товар таможне до вступления в силу антидемпинговой пошлины не удастся, а у таможни возникла идея все же взыскать эту самую пошлину, поскольку по состоянию на 18.12.2105 года Решение Коллегии в силу вступает, а товар под процедуру еще не помещен.

Анализируя ситуацию, мы исходим из того, что по общему правилу установленному пунктом 1 статьи 77 ТК ТС для целей исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие НА ДЕНЬ РЕГИСТРАЦИИ таможенной декларации таможенным органом, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и (или) международными договорами государств – членов таможенного союза.

Предварительное декларирование осуществляется в соответствии со статьей 193 ТК ТС, и день регистрации предварительной декларации является моментом применительно к которому применяются ставки ввозных пошлин и налогов.

Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины не являются видами таможенных платежей, а согласно пункту 2 статьи 70 ТК ТС устанавливаются в соответствии с международными договорами государств – членов таможенного союза и (или) законодательством государств – членов таможенного союза и взимаются в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для взимания ввозной таможенной пошлины, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Согласно статье 2 ПРОТОКОЛА

“антидемпинговая пошлина” – пошлина, которая применяется при введении антидемпинговой меры и взимается таможенными органами государств-членов независимо от ввозной таможенной пошлины;

“компенсационная пошлина” – пошлина, которая применяется при введении компенсационной меры и взимается таможенными органами государств-членов независимо от ввозной таможенной пошлины;

“специальная пошлина” – пошлина, которая применяется при введении специальной защитной меры и взимается таможенными органами государств-членов независимо от ввозной таможенной пошлины;

“предварительная компенсационная пошлина” – пошлина, применяемая при импорте на таможенную территорию Союза товара, в отношении которого органом, проводящим расследования, в ходе расследования сделано предварительное заключение о наличии субсидируемого импорта и обусловленного этим импортом материального ущерба отрасли экономики государств-членов, угрозы его причинения или существенного замедления создания отрасли экономики государств-членов;

“предварительная специальная пошлина” – пошлина, применяемая при импорте на таможенную территорию Союза товара, в отношении которого органом, проводящим расследования, в ходе расследования сделано предварительное заключение о наличии возросшего импорта, который нанес или угрожает нанести серьезный ущерб отрасли экономики государств-членов;

ПРОТОКОЛ разработан в соответствии со статьями 48 и 49 Договора о Евразийском экономическом союзе (далее – Договор) и определяет применение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам в целях защиты экономических интересов производителей товаров в Союзе.

3. Применение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер осуществляется на условиях и в порядке согласно приложению N 8 к настоящему Договору.

4. Применению специальной защитной, антидемпинговой или компенсационной меры при импорте товара предшествует расследование, проводимое в соответствии с приложением N 8 к настоящему Договору органом, определенным Комиссией в качестве ответственного за проведение расследований (далее – орган, проводящий расследования).

5. Зачисление и распределение специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин осуществляются в соответствии с приложением N 8 к настоящему Договору.

2. Антидемпинговая мера может быть применена к товару, являющемуся предметом демпингового импорта, в случае если по результатам расследования, проведенного органом, проводящим расследования, установлено, что импорт такого товара на таможенную территорию Союза причиняет материальный ущерб отрасли экономики государств-членов, создает угрозу причинения такого ущерба или существенно замедляет создание отрасли экономики государств-членов.

3. Компенсационная мера может быть применена к импортированному товару, при производстве, экспорте или транспортировке которого использовалась специфическая субсидия экспортирующей третьей страны, в случае если по результатам расследования, проведенного органом, проводящим расследования, установлено, что импорт такого товара на таможенную территорию Союза причиняет материальный ущерб отрасли экономики государств-членов, создает угрозу причинения такого ущерба или существенно замедляет создание отрасли экономики государств-членов.

4. Для целей применения мер защиты внутреннего рынка под отраслью экономики государств-членов понимаются все производители аналогичного товара (для целей антидемпингового и компенсационного расследований) либо аналогичного или непосредственно конкурирующего товара (для целей специального защитного расследования) в государствах-членах либо те из них, доля которых в общем объеме производства в государствах-членах соответственно аналогичного товара либо аналогичного или непосредственно конкурирующего товара составляет существенную часть, но не менее 25 процентов.

Специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины подлежат уплате при помещении товаров под таможенные процедуры, условия которых в соответствии с международными договорами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, предусматривают соблюдение ограничений в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.

Исчисление специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, возникновение и прекращение обязанности по уплате данных пошлин, определение сроков и порядка их уплаты осуществляются в порядке, предусмотренном Таможенным кодексом таможенного союза для ввозных таможенных пошлин, с учетом особенностей, установленных настоящим Договором.

При применении антидемпинговой или компенсационной пошлины в соответствии с пунктами 104 и 169 Протокола о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам (приложение N 8 к настоящему Договору) антидемпинговые, компенсационные пошлины подлежат уплате не позднее 30 рабочих дней со дня вступления в силу решения Комиссии о применении антидемпинговой или компенсационной пошлины, а также зачислению и распределению в порядке, определенном в приложении к указанному Протоколу.

Изменение сроков уплаты специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в форме отсрочки или рассрочки не производится.

В случае неуплаты или неполной уплаты специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в установленные сроки их взыскание осуществляется в порядке, предусмотренном для ввозных таможенных пошлин законодательством государства-члена, таможенным органом которого осуществляется взыскание таможенных пошлин, налогов с начислением пеней. При этом порядок исчисления, уплаты, взыскания и возврата пеней аналогичен порядку, установленному для пеней, уплачиваемых, взыскиваемых в связи с неуплатой или неполной уплатой ввозных таможенных пошлин.

Положения настоящего пункта распространяются на исчисление, уплату и взыскание предварительных специальных, предварительных антидемпинговых, предварительных компенсационных пошлин.

Относительно универсальных положений пункта 3 статьи 3 ТК ТС, согласно которым п ри таможенном регулировании применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, законодательные акты государств – членов таможенного союза в сфере налогообложения, действующие на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов, если иное не установлено настоящим Кодексом и (или) в соответствии с международными договорами государств – членов таможенного союза, оговорок мы не встретили.

В итоге таможенный орган не решился взыскать антидемпинговую пошлину, а декларанту пришлось изрядно понервничать :))

МЫ ОКАЗЫВАЕМ УСЛУГИ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ И ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ (С ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ МЫ НЕ РАБОТАЕМ), В ТОМ ЧИСЛЕ: ДЕКЛАРАНТАМ (ИМПОРТЕРАМ и ЭКСПОРТЕРАМ), ТАМОЖЕННЫМ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ, ВЛАДЕЛЬЦАМ СВХ, УПОЛНОМОЧЕННЫМ ЭКОНОМИЧЕСКИМ ОПЕРАТОРАМ, ТАМОЖЕННЫМ ПЕРЕВОЗЧИКАМ.
МЫ ОКАЗЫВАЕМ ЮРИДИЧЕСКИЕ УСЛУГИ, СВЯЗАННЫЕ С ОПЕРАЦИЯМИ, СОВЕРШАЕМЫМИ ПРИ ПЕРЕМЕЩЕНИИ ТОВАРОВ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕНУЮ ГРАНИЦУ ЕАЭС В РЕГИОНЕ РОССИИ.
МЫ ГОТОВЫ РАЗЪЯСНИТЬ МЕХАНИЗМ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ СВЯЗАННЫХ С ПЕРЕМЕЩЕНИЕМ ТОВАРОВ ЧЕРЕЗ ГРАНИЦУ, ДАТЬ ОЦЕНКУ ПРАВОМЕРНОСТИ ДЕЙСТВИЯМ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОНТРОЛИРУЮЩИХ ОРГАНОВ, ОБЖАЛОВАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО ИЛИ ПОМОЧЬ ВАШИМ ЮРИСТАМ ОБЖАЛОВАТЬ НЕПРАВОМЕРНЫЕ ДЕЙСТВИЯ В ВЫШЕСТОЯЩИЕ ОРГАНЫ и СУД.

Делись добром ;)

  • Введение
  • Глава 1. Антидемпинговые пошлины в системе мер регулирования внешней торговли
  • 1.1 Внешнеторговая политика государства
  • 1.3 Нетарифные методы
  • 1.2 Антидемпинговая политика
  • Глава 2: Проблемы применения антидемпинговых пошлин в международной торговле
  • 2.1 Расчет демпинговой маржи
  • 2.3 Двойные стандарты в антидемпинговом законодательстве
  • 2.5 Уклонение от уплаты антидемпинговых пошлин
  • Заключение

Похожие главы из других работ:

2. Проблемы и тенденции развития информационных технологий в международной торговле

2.1 Последствия введения антидемпинговых пошлин

Сложившаяся система антидемпинговых мер в международной торговле в большей степени наносит ущерб странам с нерыночной или переходной экономикой. Этому способствуют особенности законодательства промышленных стран.

2.2 Уклонение от уплаты антидемпинговых пошлин

Введение антидемпинговых пошлин сильно ухудшает экономическое положение компании, против поставок которой они были установлены. Увеличение удельных издержек при продажах на зарубежном рынке сильно уменьшает прибыль экспортера.

Глава 3. Пути совершенствования применения типовых контрактов в международной деятельности

Уже на стадии переговоров резидентам необходимо установить, является ли предполагаемый к заключению контракт по своему характеру внешнеэкономическим, а также определить, является ли контрагент нерезидентом.

1.1 Понятие применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер

Пунктом 2 ст.70 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС) предусмотрено, что международными договорами государств - членов ТС и (или) национальным законодательством государств могут быть установлены специальные.

3.1 Место России в международной торговле (основные показатели и проблемы повышения конкурентоспособности российских предприятий в международной торговле)

Российская экономика остается одной из самых закрытых в мире и продолжает поддерживать барьеры, препятствующие ее широкому участию в мировой торговле. Несмотря на некоторые улучшения.

2.1 Проблемы повышения конкурентоспособности российских предприятий в международной торговле

Перспективы развития внешней торговли России в значительной степени зависят от реализации конкурентных преимуществ ее промышленного комплекса.

1.2 Место антидемпинговых и компенсационных пошлин среди нетарифных ограничений, их особенности

Рассмотрим подробнее виды экономических нетарифных мер и особенности их применения. К категории защитных мер относятся особые виды пошлин, а так же дополнительное таможенное обложение (НДС, акциз и другие специальные налоги).

2. Исследование тенденций применения антидемпинговых и компенсационных пошлин в регулировании внешней торговли

Общепринятыми защитными механизмами в ВТО являются антидемпинговые, специальные защитные и компенсационные меры. В Таможенном союзе указанные защитные механизмы регулируются Соглашением «О применении специальных защитных.

3. Проблемы применения антидемпинговых и компенсационных пошлин, перспективы их использования в регулировании ВТД

На практике меры защиты внутреннего рынка являются заметным инструментом регулирования внешней торговли. Как уже было сказано, в настоящее время существует ряд причин.

2.5 Уклонение от уплаты антидемпинговых пошлин

Введение антидемпинговых пошлин сильно ухудшает экономическое положение компании, против поставок которой они были установлены. Увеличение удельных издержек при продажах на зарубежном рынке сильно уменьшает прибыль экспортера.

3.1 Проблемы применения таможенных процедур, проблемы российского экспорта

Главное управление организации таможенного контроля Федеральной таможенной службы (ФТС) РФ ведет постоянный мониторинг по применению экономических процедур. До сих пор остро стоит проблема, связанная с тем.

1. Теоретические аспекты применения антидемпинговых и компенсационных пошлин в системе нетарифных ограничений внешней торговли в таможенном союзе

Любое государство в мировой экономике стремится защитить свои интересы, интересы отечественных производителей, а, следовательно, заинтересовано в политике протекционизма. Инструменты торговой политики.

2. Анализ применения антидемпинговых и компенсационных пошлин в российской федерации и таможенном союзе

Распространенной формой конкурентной борьбы на мировом рынке является демпинг, когда экспортер продает свой товар за рубежом по цене ниже нормальной (т.е. ниже цены аналогичного товара на внутреннем рынке страны-экспортера).

3. Проблемы и перспективы использования антидемпинговых и компенсационных пошлин как регуляторов внешней торговли

На практике меры защиты внутреннего рынка являются заметным инструментом регулирования внешней торговли. Как уже было сказано, в настоящее время существует ряд причин.

В международной торговле термином демпинг принято обозначать ситуацию, когда товар поставляется на экспорт по цене ниже нормальной стоимости, то есть ниже внутренней цены экспортирующей страны. Таким образом, демпинг считается видом недобросовестной конкуренции, противоречащим принципам международной торговли, и считается незаконным в большинстве стран. Тем не менее, многие компании продолжают прибегать к демпингу для достижения своих целей.

Непосредственными целями демпинга могут быть увеличение продаж или доли рынка, установление контроля над рынком или вытеснение конкурентов. Также демпинг может преследовать политические цели. Экономически мощное государство, прибегая к демпингу в малоразвитых странах, стремится подавить национальных производителей и постепенно установить над ними экономический контроль. В ряде случаев имеет место так называемый случайный демпинг, из-за стремления избавиться от излишков продукции.

Потери от реализации товаров по заведомо заниженным, демпинговым ценам могут компенсироваться различными способами: реализацией по завышенным ценам других товаров, не встречающих острой конкуренции; повышением цены после того, как конкурент будет вытеснен с рынка; получением дотаций от государства, стимулирующего таким образом экспорт. Таким образом, демпинг может нанести серьезный ущерб стране импортеру, а также ее рядовым потребителям.

Первое упоминание о демпинге и методах борьбы с его разрушительными эффектами можно встретить в научных трудах в 18 века. Первые десятилетия применения антидемпинговых мер различными торговыми державами характеризовались множеством проблем, связанных, прежде всего, с тем, что применение антидемпинговых мер базировалось на использовании несопоставимых друг с другом национальных законодательств. В этих условиях стала очевидной необходимость создания международной правовой основы определения демпингового импорта и антидемпинговых процедур.

Для борьбы с демпингом в мировой торговле используется, как таможенно-тарифные методы, так и нетарифные методы регулирования внешней торговли. При введении пошлины импортные товары дорожают, что делает их менее привлекательными для потребителей по сравнению с отечественной продукцией. Нетарифные методы, хотя и сохраняют эффект удорожания импорта, характеризуются более прямым действием. Действие квот, лицензий, сертификатов, технических стандартов создает препятствия для проникновения на местный рынок в виде абсолютных или относительных лимитов по ценам, количеству или техническим характеристикам.

Традиционно, основным инструментом борьбы с демпингом являются антидемпинговые пошлины. Применение указанных мер, как показала практика, является не только действенной мерой ограничения импорта, но и источником дополнительных доходов для государственного бюджета. По этой причине таможенные пошлины продолжают активно использоваться практически всеми странами, несмотря на существование множества других инструментов.

Антидемпинговые меры могут быть применены только после проведения специального расследования с подачи импортирующей стороны. В ходе этого расследования необходимо доказать с одной стороны, факт поставки товара из-за границы по заниженной цене, а с другой -- факт нанесения материального ущерба национальной промышленности или замедления развития соответствующей отрасли.

В течение расследования могут быть введены временные антидемпинговые пошлины на срок до 4 месяцев. Для того чтобы продолжать ввозить соответствующие товары, импортер должен внести на таможне залог на сумму временной пошлины или представить гарантии ее уплаты. Если расследование подтверждает факт демпинга и причинения ущерба экономике импортера, то вводятся постоянные антидемпинговые пошлины на срок до 5 лет.

Указанные меры являются адресными и взимаются в дополнение к обычным таможенным пошлинам. Антидемпинговые пошлины устанавливаются либо в процентах к таможенной стоимости товара, либо в абсолютном выражении как разность между нормальной стоимостью и экспортной ценой. Иногда общая сумма выплат для компенсации ущерба пострадавшей стороне может исчисляться миллионами долларов. Все это значительно повышает эффективность указанных мер, вследствие чего многие экспортеры еще на стадии расследования идут на уступки в плане сокращения своего экспорта.

Следует отметить, что лишь немногие из рассмотренных жалоб приводят, в конечном счете, к введению антидемпинговых пошлин. Чаще всего само объявление о намерении начать антидемпинговое расследование становится мерой, фактически ограничивающей импорт задолго до возможного установления дополнительной пошлины.

Экспортер, опасаясь возможных последствий, выражает готовность пересмотреть свои условия и пойти на значительные уступки. Подобное урегулирование может означать повышение цен на товар и установление квот для его поставок. Иногда итогом такой договоренности становится заключение так называемых соглашений о "добровольном" ограничении экспорта.

Конечно, антидемпинговое расследование может завершиться и без принятия каких-либо мер, если факт демпинга не подтверждается или меняется рыночная ситуация. Однако, в целом, антидемпинговые пошлины являются сильным экономическим инструментом, так как фактически закрывает экспортеру доступ на внутренний рынок или же приводит к его значительным убыткам.

Что касается последствий применения антидемпинговых пошлин, то здесь нет существует единого мнения.

Сторонники антидемпинговой практики заявляют, что она является защитой против жестких ценовых мер для потребителей, противники же утверждают, что отрицательные последствия такой политики значительно превышают ее положительное воздействие. Игнорируя очевидную выгоду для потребителя более низких цен и создания конкурентной рыночной среды, антидемпинговые законы защищают не принципы конкуренции, а конкурирующих субъектов, которые, по сути, получают выгоду за счет более высоких расходов потребителей.


За прошедшие двадцать лет со времени начала мирового финансового кризиса рост торговли был одним из основных факторов повышения уровня жизни во всем мире, причем мировой импорт увеличился примерно вдвое по сравнению с темпами производства. Интеграция многих стран с развивающейся экономикой и активно включающихся в мировую торговлю, в частности путем участия в глобальных цепочках создания стоимости, способствовала росту доходов и вывела миллионы людей из нищеты.

Однако после кризиса торговля оказала заметно меньшую поддержку экономическому росту. Рост торговли практически не отставал от роста производства и даже отставал от него в течение ряда лет. В результате нынешняя экономическая экспансия в зону евро была в основном обусловлена внутренним спросом, чему способствовала существенная поддержка денежно-кредитной политики ряда стран.

Совсем недавно мировая торговля продемонстрировала первые признаки возобновленной активности. В 2017 г. мировая торговля товарами выросла более чем на 5 % (самый высокий показатель за последние семь лет), против менее 4 % роста мирового ВВП. Тем не менее зарождающееся восстановление торговли подвержено риску оказаться под угрозой из-за введения препятствий для глобальной экономической интеграции. В этой связи политика практически всех стран мира (в той или иной степени) по защите своих национальных рынков представляется весьма актуальной.

Достаточно эффективным инструментом обеспечения надлежащей защиты внутреннего рынка остаются специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры, которые достаточно активно применяют большинство стран – членов ВТО. В последние годы аналогичная практика появилась и у России [1].

Цель работы: определение роли защитных мер в регулировании национальной экономики, а также анализ эффективности их применения государством для защиты своего рынка от нежелательной или недружественной иностранной конкуренции.

Материалы и методы исследования

Исследование основывается на общенаучной методологии, которая предусматривает применение системного подхода к решению проблем. Основой данной работы являются труды отечественных ученых и специалистов-практиков по проблемам применения эффективных защитных мер для национальной экономики.

Результаты исследования и их обсуждение

Существует множество причин, по которым страны встают на сторону протекционистских торговых отношений: обычно они расцениваются как вмешательство иностранных правительств, желающих контролировать свои интересы и поток товаров как внутри своей страны, так и за ее пределами. Они включают:

Защита рабочих мест и отраслей промышленности является политическим аргументом в пользу торгового протекционизма с точки зрения того, что защита средств к существованию трудящихся и отраслей и фирм, в которых они работают, имеет жизненно важное значение для экономического роста и благосостояния страны. Без торгового протекционизма страна может потерять давно существующие отрасли и компании, которые впервые создали тот или иной продукт в определенной стране. Это в конечном итоге может привести к потере рабочих мест, росту безработицы и возможному снижению ВВП.

Национальная безопасность используется как средство торговой протекционистской политики, поскольку в число подверженных риску отраслей входят компании, связанные с высокими технологиями и производители продуктов питания. Аргументом в пользу протекционизма здесь является то, что такие отрасли, как аэрокосмическая промышленность, современная электроника и полупроводники, являются жизненно важными компонентами национальной оборонной политики и полагаться на иностранных производителей очень опасно, так как это может серьезно повлиять на оборону страны во время войны. Имея свое производство средств защиты, независимых от иностранной конкуренции, торговый протекционизм необходим для существования нации.

Защита потребителей – это аргумент, используемый политиками для защиты потребителей от небезопасных импортных продуктов. Юристы, отечественные производители и некоторые чиновники утверждают, что товары, произведенные иностранцами, могут не соответствовать требованиям безопасности продукта в процессе производства и распределения. Это может привести к серьезным заболеваниям, небезопасным продуктам и даже, возможно, к смерти потребителя. Отечественные производители утверждают, что если они должны следовать установленным правительством требованиям безопасности и производства, то иностранные производители также должны это делать.

Аргумент в пользу защиты производства товаров для детей был впервые выдвинут Александром Гамильтоном в 1792 г. Его идея гласит, что новым производителям приходится чрезвычайно сложно конкурировать с хорошо зарекомендовавшими себя, хорошо финансируемыми, чрезвычайно прибыльными компаниями в развитых странах. Новые производители в развивающихся странах могут не иметь экономических и финансовых ресурсов, а также технологий, оборудования и опыта исследований и разработок, чтобы конкурировать с более старыми, уверенными в себе фирмами. Для того, чтобы предприятия по производству детских товаров и новые компании заняли свою рыночную долю и получили конкурентное преимущество перед хорошо зарекомендовавшими себя фирмами, правительства должны ввести в действие краткосрочные механизмы поддержки этих предприятий до тех пор, пока они не достигнут по ключевым показателям того уровня, чтобы они могли конкурировать с иностранными компаниями. Можно утверждать, что развивающаяся страна в попытках диверсифицировать свою экономику также должна защищать свои компании. Государственное вмешательство в детскую индустрию может осуществляться в виде тарифов, субсидий, административной торговой политики или квот.

Торговый протекционизм оказывает определенное долгосрочное и краткосрочное воздействие на макроэкономику страны и часто на глобальную экономику. Эти эффекты включают:

Ограниченный выбор потребителей и большая плата за товары и услуги. Ключевым эффектом торгового протекционизма является то, что потребители будут иметь ограниченный выбор продуктов и товаров, поскольку могут быть введены квоты на то, сколько можно импортировать. Из-за этих квот потребители будут иметь очень ограниченный выбор в отношении количества, качества и типа товаров, которые в противном случае были бы доступны им без торгового протекционизма. Протекционистская политика, направленная на защиту промышленности, компаний и рабочих мест, фактически означает, что потребители ограничены в доступности товаров и, возможно, придется довольствоваться низким качеством. Еще одна проблема, с которой сталкиваются потребители, заключается в том, что им придется платить больше за ограниченное количество товаров, что приводит к значительному росту инфляции. Если потребители имеют ограниченный выбор, они должны соглашаться на более низкое качество и платить больше за определенный продукт, тогда они могут либо заплатить эту сумму, либо купить меньше этого продукта, либо вообще не совершить покупку. Отечественные фирмы также могут пострадать в финансовом отношении, поскольку им, возможно, придется закупать комплектующие для производства своих товаров, а затем включать эти затраты в повышенную стоимость готовой продукции для потребителей. В целом глобальная конкуренция является ключевым фактором в сохранении цены на многочисленные товары и дает потребителям возможность потратить имеющиеся средства.

Производство детских товаров всегда будет находиться под защитой государственной политики. Ключевыми вопросами здесь являются: когда детская индустрия перестанет нуждаться в защите своего правительства? Когда компании этой отрасли будут рассматриваться как зрелые и иметь сравнительное преимущество против иностранных компаний и на зарубежных рынках? Государство может использовать политику защиты своей детской индустрии, но, как долго это необходимо делать, является главным вопросом. Защита детской индустрии может привести к тому, что она будет стоить государству значительных денег. Это может фактически способствовать неэффективности в детской индустрии и не имеет стимулов для осуществления эффективных, разумных долгосрочных инвестиций за счет привлеченных средств.

Контроль валютного курса, который вызывает долгосрочную инфляцию, поскольку государство сохраняет стоимость своей валюты на низком уровне. Сознательно занижая стоимость своей валюты, чтобы иметь возможность продавать свою продукцию по более низким ценам на внешних рынках, любые зарубежные товары, продаваемые на национальных рынках, фактически будут реализовываться по завышенным ценам. Потребители будут вынуждены платить более высокие цены за товары, необходимые им даже просто для физиологического выживания. Проблема заключается в том, что государство может иметь благие намерения помочь своим отраслям быть конкурентоспособными за рубежом, в то время как его же граждане платят более высокие цены дома.

Торговая война между странами. Одна из главных проблем торгового протекционизма заключается в том, что страны будут предпринимать ответные действия, если будут введены в действие меры по защите торговли. Проблема здесь в том, что страны будут ответно реагировать, если они не смогут продавать свои товары на тех рынках, где они обычно это делали. Независимо от того, являются ли эти страны политическими и военными союзниками, они будут налагать компенсационные пошлины, квоты, субсидии и пр., чтобы иметь дело с действиями другой страны. Например, США и Япония, будучи давними союзниками, как в политическом, так и в военном отношении, после окончания Второй мировой войны, повышали тарифы, проводили жесткую административную торговую политику друг против друга. Это привело к тому, что потребители этих стран стали приобретать товары по значительно завышенным ценам.

Применительно к России, достаточно много стран-партнеров ввели по отношению к нашей продукции ограничительных мер. Так, по состоянию на 1 марта 2018 г., по данным Минэкономразвития Российской Федерации [2], 25 стран применяют защитные меры в отношении российских товаров (рис. 1). Наибольшее число защитных мер наблюдается в отечественных ключевых добывающих и обрабатывающих отраслях, связанных с металлургией и химической промышленностью. Применительно к отечественной экспортной продукции действуют 123 меры (рис. 2).

berd1.tif

Рис. 1. Ограничения в отношении российских товаров (в % от всего объема ограничений) [2]

berd2.tif

Рис. 2. Виды ограничений в отношении российских товаров ( % от общего числа ограничений) [2]

Самым распространенным защитным инструментом для национальной экономики является применение антидемпинговых мер, как ответная реакция на неправомерную торговую политику – демпинг, т.е. намеренное снижение цен на экспортируемые страной товары, чтобы получить тем самым недобросовестную долю на рынке. Обычно цена снижается ниже того уровня, по которой товар реализуется на внутреннем рынке. Как только компания такими методами получит свою долю рынка и как только они уничтожат конкуренцию (что и является их самоцелью), то она повышают цену на «дешевый» товар.

Основным преимуществом демпинга является продажа товаров по нечестно конкурентоспособной, более низкой цене. Государство субсидирует экспортный бизнес, чтобы позволить им продавать ниже себестоимости. Оно готова взять на себя возможные убытки, чтобы увеличить свою долю на рынке в интересующей отрасли, тем самым имея желание создать рабочие места для своего трудоспособного населения. Страны часто используют демпинг как атаку на промышленность другой страны и надеются вывести производителей этой страны из бизнеса и стать лидером отрасли.

Кроме того, существует временное преимущество для потребителей в стране, в которую «сбрасывается» товар по демпинговым ценам. Пока государство компенсирует все субсидиями, они платят более низкие цены за этот товар. Например, недорогие канадские пиломатериалы поддерживают низкие цены на жилье. 20-процентный тариф повысит цены и, возможно, повредит новым покупателям жилья.

Проблема демпинга заключается в том, что его дорого поддерживать. Потребуются годы экспорта дешевых товаров, чтобы вывести конкурентов из бизнеса. Между тем стоимость субсидий может добавиться к суверенному долгу страны-экспортера.

Второй недостаток – это ответная реакция торгового партнера. Страны могут устанавливать торговые ограничения и тарифы для противодействия демпингу. Это может привести к торговой войне.

Третий недостаток – порицание демпинга международными торговыми организациями (ВТО, ЕС).

Страна предотвращает демпинговую деятельность посредством торговых соглашений. Если оба партнера придерживаются соглашения, то они могут честно конкурировать и избегать риска продажи товаров по демпинговым ценам. Однако нарушение правил демпинга может быть трудно доказуемым и дорогостоящим мероприятием. Так, Совет НАФТА пришел к выводу, что Канада реализует свои пиломатериалы по демпинговым ценам. В 2004 г. этот же Совет заявил, что США не доказали, что демпинг нанес вред американской лесной промышленности.

Конечно, торговые соглашения не могут предотвратить факт демпинга со странами, не входящими в договоры. Поэтому странам приходится принимать более экстремальные меры, в частности обложение товаров антидемпинговыми пошлинами, которые в свою очередь устраняют основное преимущество демпинга. Страна может добавить дополнительную пошлину или налог на импорт товаров, которые, по ее мнению, участвуют в демпинге. Если эта страна является членом ВТО или ЕС, она должна доказать, что демпинг существовал до введения подобной пошлины. Эти организации хотят удостовериться, что страны не используют антидемпинговые тарифы как способ применения мер торгового протекционизма.

ВТО имеет свое видение демпинга. Во-первых, страна должна доказать, что демпинг нанес ущерб местной промышленности. Во-вторых, необходимо доказать, что цена демпингового товара намного ниже, чем внутренняя цена экспортера. Для этого ВТО применяет три варианта расчета цены:

1. Цена на внутреннем рынке экспортера.

2. Цена, взимаемая экспортером в другой стране.

3. Расчет, основанный на издержках производства экспортера, других расходах и разумной норме прибыли.

В соответствии с «Соглашением о применении статьи VI ГАТТ 1994 года» демпинг имеет место быть в том случае, если экспортная цена продукта, экспортируемого из одной страны в другую, меньше, чем сопоставимая цена при обычной торговле этим товаром. Еще со времен Франклина демпинг известен своей неоднозначной «репутацией», и он описывает демпинг, например, как практику продажи продукта на одном национальном рынке по более низкой цене, чем тот, для которого он продается на другом национальном рынке. Таким образом, демпинг является ценовой дискриминацией между национальными рынками. Хотя постоянный демпинг приносит пользу стране-импортеру за счет улучшения условий торговли, правительства стран считают, что все формы демпинга иностранными производителями являются плохими. Следовательно, многие страны имеют антидемпинговые законы и правила, которые обычно предусматривают введение компенсационной или карательной антидемпинговой пошлины. Общепризнанным является тот факт, что антидемпинговые правила могут быть легко использованы для защиты от иностранной конкуренции. За последние годы демпинговые и антидемпинговые операции приобрели глобальный характер. Будучи юридическим инструментом для поддержания честной торговли в рамках антидемпинговой политики ВТО, многие страны защищают отечественных отрасли и рынки с помощью антидемпинговых мер. С точки зрения экономики, когда страна-импортер и страна-экспортер имеют схожие весовые категории в своем месте на мировом рынке, конкурентное преимущество в торговле между ними в основном зависит от эффекта масштаба, дифференциации продуктов и структуры рынка. Однако, учитывая явный дисбаланс между развивающимися странами, некоторые из них (особенно со схожими уровнями развития факторов производства), характеризующиеся экономией масштаба и уникальностью тех или иных товаров, в настоящее время активно реализуют демпинговую и антидемпинговую политику со все более нарастающими темпами.

Обвиняющая в демпинге страна также должна быть в состоянии продемонстрировать, какова нормальная цена на ее продукцию. Когда все это будет введено в действие, тогда она может ввести антидемпинговые тарифы, не нарушая многостороннее торговое соглашение ГАТТ.

В таблице приведены некоторые антидемпинговые меры, которые действуют в настоящее время на территории ЕАЭС.

Меры защиты внутреннего рынка, действующие на единой таможенной территории ЕАЭС [3]

Читайте также: