Сравнительная характеристика налоговой системы россии и грузии

Опубликовано: 15.05.2024

В начале 1990-х гг. в России начались рыночные преобразования. Реформированию были подвергнуты все сферы экономической жизни общества, в том числе внимание уделялось ранее неизвестным в нашей стране налоговым отношениям.

Одним из первых обязательных платежей, введенных в современную практику налогообложения, явился налог на добавленную стоимость. За годы своего существования он прочно укрепился в налоговой системе Российской Федерации и стал одним из важнейших федеральных налогов. В структуре поступлений налоговых платежей в федеральный бюджет доля НДС в 1998 г. была равна 43,8%, в 1999 г. 44,5%, в 2000 г. – 42,2 %, в 2001 г. – 47%, а в 2002 г. его доля должна составить 44,8% 20 . Следовательно, можно сделать вывод о том, что НДС играет доминирующую роль в формировании федерального бюджета. Основой его взимания, как следует из названия, является добавленная стоимость, создаваемая на всех стадиях производства и обращения товаров. Этот налог традиционно относят к категории универсальных косвенных налогов, которые в виде своеобразных надбавок взимаются путем включения в цену товаров, перенося основную тяжесть налогообложения на конечных потребителей продукции, работ, услуг.

Активность налоговой системы в основном проявляется в выполнении ее функций. Как любой налог, НДС выполняет следующие функции.

Фискальная функция НДС заключается в мобилизации существенных поступлений от данного налога в доход бюджета за счет простоты взимания и устойчивости базы обложения. Реализация этой функции позволяет государству осуществить наиболее важные собственные функции – оказывать государственные услуги (в области национальной обороны и правоохранительной деятельности, социальные услуги и др.)

Наиболее перспективным с точки зрения финансирования деятельности ЕС является налог на добавленную стоимость. Наличие НДС в налоговой системе государства – обязательное условие его присоединения к Сообществу, так как финансовые поступления от налога на добавленную стоимость составляют один из основных источников формирования бюджета ЕС. Доходы, поступающие в бюджет ЕС от налога на добавленную стоимость, представляют собой установленную решением Совета единую процентную надбавку к ставке НДС в государствах – членах.

Доля НДС в структуре бюджетов разных стран представлена на рис. 2.

Рис. 2. Доля НДС в структуре бюджетов разных стран

Из приведенного рисунка видно, что доля НДС в структуре бюджетов разных стран достаточно велика.

Например, во Франции налог на добавленную стоимость является ведущим звеном бюджетной системы и обеспечивает 41% всех налоговых поступлений, несмотря на то что французская система НДС представляет собой более гибкую структуру чем в России. Это проявляется в широкой системе скидок и льгот. Структура государственного бюджета Франции проиллюстрирована в табл. 1.

Таблица 1
Структура государственного бюджета Франции

В структуре бюджета Дании НДС занимает второе место после подоходного налога с физических лиц и обеспечивает 19% всех налоговых поступлений. Это видно из табл. 2.

Таблица 2
Структура доходов бюджета Дании

В Германии из налогов на юридических лиц наиболее высокие доходы приносит государству налог на добавленную стоимость. Его удельный вес в доходах бюджета равен примерно 28% – второе место после подоходного налога.

В Великобритании главное место среди косвенных налогов также принадлежит налогу на добавленную стоимость. Он занимает с точки зрения доходов второе место после подоходного налога и формирует примерно 17% бюджета страны 21 .

В Российской Федерации НДС играет ведущую роль в формировании федерального бюджета страны.

Анализируя данные о поступлении НДС в федеральный бюджет России за последние девять лет (1994 – 2002), можно заметить, что его доля в доходах бюджета возросла, несмотря на то, что за последние годы произошло увеличение удельного веса поступлений от налога на прибыль предприятий и подоходного налога с физических лиц. Это можно рассматривать как положительный фактор, так как косвенное налогообложение имеет прежде всего фискальную направленность, в меньшей степени влияя на характер и структуру экономического роста. Однако на нынешнем этапе развития экономики России НДС остается более предпочтительным, чем прямые налоги: во-первых, от него труднее уклониться плательщику, так как выручку всегда сложнее скрыть или занизить, нежели прибыль; во-вторых, процесс взимания НДС не вызывает больших затруднений, что сокращает расходы на данную процедуру; и, в-третьих, НДС не зависит от результатов хозяйственно – экономической деятельности субъектов, и поступления от него достаточно стабильны.

Несмотря на огромное фискальное значение данного налога, нельзя отрицать его регулирующее влияние на экономику. Через механизм обложения НДС и, в частности, через систему построения ставок он влияет на ценообразование и инфляцию, так как фактически увеличивает цену товара на сумму налога. Безусловно, открытым остается вопрос о положительной стороне этого влияния, так как увеличение цены способствует развитию инфляционных процессов. С другой стороны НДС не сильно препятствует развитию производства, поскольку действительным его плательщиком становится не производитель, а потребитель. С психологической точки зрения этот налог, в отличие от подоходного, в меньшей степени влияет на стимулы к труду, затрагивая расходы населения, а не доходы. Таким образом, конечный потребитель, уплачивая цену за товар, не замечает ее завышения на сумму налога, тогда как вычет из доходов подоходного налога более ощутим. Посредством применения льгот на отдельные виды продукции или конкретные операции, а также льгот, предоставляемых тем или иным плательщикам, государство имеет возможность стимулировать развитие и осуществлять поддержку социально значимых видов деятельности (образование, здравоохранение, наука, культура и др.), стимулирование экспорта отечественных товаров за границу.

Наконец, посредством многократного обложения НДС всех стадий производства продукции, работ и услуг достигается равенство всех участников рынка, а государство получает возможность осуществлять более полный контроль и оперативное управление финансово – хозяйственной деятельностью субъектов.

Располагая полной и точной информацией, получаемой из бухгалтерской отчетности, государственные финансовые и налоговые органы могут осуществлять более точное планирование доходов бюджета.

Распределительная функция НДС заключается в том, что путем налогообложения и через государственный бюджет осуществляется перераспределение ВВП. Посредством налогового механизма через установления ставок и льгот по НДС, а так же порядка применения налоговых вычетов в бюджет может изыматься часть доходов от высокорентабельных видов деятельности и через бюджетную систему направляться в убыточные, но необходимые для жизни общества сферы.

Стимулирующая является в значительной мере производной первых двух функций налогов. Налог на добавленную стоимость по существу дестимулирует облагаемые виды деятельности и стимулирует необлагаемые виды деятельности. Например, взимание НДС по ненулевой налоговой ставке ведет к искажению оценки эффективности размещения ресурсов в частном секторе экономики. Наиболее выражено стимулирующая функция реализуется через систему налоговых льгот и преференций.

В рамках сбалансированной и отлаженной налоговой системы происходит увязка в единое целое перечисленных основных функций. Так, фискальная функция реализуется настолько, насколько этого требует распределительная функция, но при этом стимулирующая функция не создает препятствий на пути реализации всех функций в будущем. То есть, фискальная функция обеспечивает формирование доходов, необходимых для финансирования государственных расходов и при этом не подрывает возможностей самого производства и формирования доходов в дальнейшем.

Из вышесказанного можно сделать следующие выводы:

За годы своего существования НДС прочно укрепился в налоговой системе России и стал одним из важнейших федеральных налогов. НДС, как наиболее значительный косвенный налог, выполняет две взаимодействующие функции: фискальную, связанную с обеспечением значительной доли поступлений в федеральный бюджет, и регулирующую, направленную на стимулирование экономического роста и развитие предпринимательства.

Анализ налогообложения добавленной стоимости в России и странах ЕС показал, что Российская система не является точной копией европейской модели, она имеет свои особенности, принципиальные отличия и в большей мере благоприятствует экономической деятельности.

Список использованных источников

  1. Агентство консультаций и деловой информации http:// www. akdi.ru.
  2. Блошенко Т. Зарубежный опыт взимания НДС//Партнер РЕГИОН 2001 №11
  3. Брызгалин А. И др. Комментарий к главе 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации / Брызгалин А., Головкин А., Берник В.// Хозяйство и право. – 2001. – №1; №4; №5.
  4. Воловик Е. М. О порядке обложения налогом на добавленную стоимость "цифровых продуктов" в странах Европейского Союза // Финансы. –2001. – №11.
  5. Князев В. Г. Налоговые системы зарубежных стран. – М.: "Закон и право", издательское объединение ЮНИТИ. 1997, 191с.

Ссылки

20 Агентство консультаций и деловой информации http:// www. akdi.ru.

21 Блошенко Т. Зарубежный опыт взимания НДС // Партнер РЕГИОН 2001 №11.

Барбашева Яна Александровна, Крыш Елена Константиновна, Фрайс Вероника Эдуардовна
1. Студентка группы ЭМ-253305
2. Студентка группы ЭМ-253305
Высшая школа экономики и менеджмента, ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б. Н. Ельцина»
3. Старший преподаватель кафедры "Финансов, денежного обращения и кредита»
г. Екатеринбург, Россия

Barbasheva Iana Alexandrovna, Krysh Elena Konstantinovna, Frais Veronika Eduardovna
1. Student of group ЭМ-253305
2. Student of group ЭМ-253305
Graduate School of Economics and Management, Ural Federal University named after the first President of Russia Boris Yeltsin
3. Head-teacher of department Financial markets and insurance ,
Yekaterinburg, Russia

Аннотация: Налоговая система является одним из основных рычагов, при помощи которых государство воздействует на экономику страны. Одним из главных источников бюджета во многих странах выступает налог на прибыль. Размер данного налога является определяющим для ведения предпринимательской деятельности как местных, так и иностранных компаний, а, следовательно, определяет привлекательность страны для ведения бизнеса.

Abstract: The tax system is one of the main instruments by which government influences on the economy. One of the main budget source in many countries is a profit tax. The amount of this tax is determinant of doing business for local and international companies. Therefore, it determines the attractiveness of the country for business activities.

Ключевые слова: налоговая система, налоги, налог на прибыль

Keywords: tax system, tax, tax rate, VAT, personal income tax, profit tax, corporate tax

Налог на прибыль – это прямой налог, который взимается с прибыли компании, то есть профицита её деятельности за вычетом всех издержек (затраты на изготовление и продажу товаров). Данный налог помогает реализовать как фискальную функцию государства, так и регулирующую, стимулируя развитие определенных отраслей, в которых нуждается государство.

Налог на прибыль существует в той или иной форме во всех развитых странах. В целом, уровень ставки налога показывает насколько фирмы подвержены налоговому давлению со стороны государства. Хотя это и не является главным показателем степени стимулирования бизнеса государством и его налоговой нагрузки, так как во многих странах компании подвержены ещё и иному фискальному давлению за счёт других налогов. Тем не менее, можно сделать определённые выводы из межстранового анализа налога на прибыль организаций.

Ниже приведено описание практик различных государств по регулированию налогообложения прибыли организаций. В разрезе одного отдельного налога на прибыль выявлены недостатки российской налоговой системы через призму сравнения с системами стран, наиболее привлекательных для ведения бизнеса.

В Российской Федерации налог на прибыль введен в 1992 году и первоначально назывался «налог на прибыль предприятия», с 1 января 2002 года официально переименован в «налог на прибыль организации».

Данный налог регулируется главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации [1]. Согласно статье 246 данного кодекса, налогоплательщиками налога на прибыль являются все российские организации (банки, страховые организации, негосударственные пенсионные фонды, участники рынка ценных бумаг, клиринговые организации и пр.), находящиеся на общей системе налогообложения, а также иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников Российской Федерации [2].

В РФ прослеживается тенденция по снижению налога на прибыль. Так в 1992 году согласно закону «О налоге на прибыль предприятий и организаций” устанавливалась ставка 32% для предприятий и 45% бирж, брокерских контор и предприятий по прибыли от посреднических операций и сделок. С 2002 года налог регламентируется главой 25 НК РФ, и ставка была снижена до 24% (см. Диаграмма 1). С 1 января 2009 года фиксированная базовая ставка налога составляет 20%, при этом с 2017 года 17% направляются в региональный бюджет и лишь 3% — в федеральный (ранее 18% и 2% соответственно). Для отдельных категорий налогоплательщиков субъекты федерации имеют право снижать ставку налога, который зачисляется в субфедеральные бюджеты, но не ниже 13,5%. Также некоторые организации вправе применять налоговую ставку 0% налога, подлежащего зачислению в федеральный бюджет, например, организации, осуществляющие образовательную и медицинскую деятельность.

Налоговой базой признается денежное выражение прибыли, рассчитанной бухгалтерским методом. При действующей в России трёхуровневой системе налогообложения налог на прибыль взимается исключительно на федеральном уровне.

Ежегодно налог на прибыль организаций составляет около 3,3% доходов федерального бюджета.


Рисунок 1. Изменение налога на прибыль в РФ

Швейцария – страна с одной из самых стабильных экономик в мире. Она не является членом Евросоюза и налоги в ней, при всей своей сложности и запутанности, одни из самых низких в Европе.

Швейцария — конфедеративное государство, состоящее из центрального штата и 26 кантонов, как и в России, в ней действует трёхуровневая система налогообложения. Налоги делятся на федеральные, кантональные и муниципальные. Однако, в отличие от РФ, некоторые налоги в Швейцарии дифференцированные, то есть поступают в несколько уровней сразу: одни и те же налоги оплачиваются по фиксированной ставке в федеральный бюджет и потом ещё в бюджеты кантонов и муниципалитетов, которые сами регулируют размер налогов.

Ещё одно из главных отличий швейцарской налоговой системы – это прогрессивная шкала налогообложения. На всех уровнях с увеличением облагаемой суммы увеличивается и ставка налога.

Налог на прибыль платится на двух уровнях. На федеральном уровне установлена средняя ставка налога на прибыль в 8,5%, но ставка может варьироваться от 3,63% до 9,8%: чем больше получает организация, тем больше ставка. Кантональная ставка может колебаться от 12% до 22% в зависимости от местоположения компании, однако по режиму налогообложения “смешанной компании” кантональная ставка может быть снижена. Фактически существует 26 ставок налога на прибыль компании на кантональном уровне.

США, страна с одной из самых мощных экономик, имеет один из наиболее высоких налогов на прибыль в мире. Ведение бизнеса внутри страны представляется невероятно дорогим, поэтому многие производители предпочитают выносить производства за пределы США.

В США принципы уплаты налога на прибыль корпорации схожи со Швейцарией. Он платится отдельно в три уровня: федеральный, налоги штата и местный.

Федеральное налогообложение прибылей корпораций в США определяется Разделом 11 Кодекса внутренних доходов. Ставка федерального налога сохраняется неизменной вот уже два десятилетия. Американские компании платят налоги со всех своих доходов, включая те, которые получены за рубежом за исключением разрешенных законом вычетов (скидок).

Федеральный налог является единым для всех штатов. Ставка начинается с 15% и с увеличением дохода доходит до 35% (см. Таблица 1) и зависит от размера полученной прибыли, то есть облагается по прогрессивной шкале. В каждом штате действует абсолютно разное налогообложение. Так в штатах Невада, Южная Дакота, Вайоминг и Вашингтон налог на прибыль корпорации отсутствует. В Огайо взимается налог с оборотов компании, а не с прибыли. В ряде штатов (Алабама, Колорадо, Пенсильвания и др.) действует единая фиксированная ставка в пределах 4 — 9,99%, в других же (Аляска, Луизиана, Небраска и др.) действует прогрессивная шкала налогообложения в пределах 0 — 12%. Местные налоги зависят от района (каунти) или города, они довольно незначительные и в многих регионах отсутствуют вообще.

Согласно исследованию Организации экономического сотрудничества и развития, в среднем репрезентативная ставка для американских корпораций составляет около 24%.

В 2017 году Президент США Дональд Трамп предложил налоговую реформу, в которой включено снижение налога на прибыль компаний с 35% до 15%, это будет касаться как корпораций, так и малого и среднего бизнеса. Министр финансов США Стивен Мнучин назвал ставку налога на прибыль «самой сложновычисляемой и неконкурентной в мире». Правительство США утверждает, что это позволит снизить дефицит бюджета.

Размер федеральной ставки налога на прибыль корпорации в США.

Чистая прибыль компании, в тыс. долларов СШАСтавка налога
0-5015%
50-75$7500 + 25% свыше $50000
75-100$13750 + 34%% свыше $75000
100-335$22250 + 39% свыше $100000
333-10000$113900 + 34% свыше $335000
10000-15000$3400000 + 35% свыше $1500000
15000-18333,3$5150000 + 38% свыше $1500000
Более 18333,335%

Австралия – высокоразвитое индустриально-аграрное государство, развитие которого происходит по своему сценарию, не похожему ни на один в мире. Налоговая система в Австралии имеет три уровня: федеральный, региональный и местный (налоги общин). Налог на прибыль компаний взимается на федеральном уровне. Данный налог – второй по значимости источник поступлений в бюджет страны. Подоходный налог с компаний обеспечивает 14-15 % федерального бюджета, а подоходный налог с физических лиц — более половины.

Плательщиками налога являются компании-резиденты и нерезиденты. Компании-резиденты, зарегистрированные в Австралии или же осуществляющие свою деятельность в Австралии и имеющие там головное руководство, уплачивают налог с валовой прибыли, полученной на территории страны и за её пределами. Нерезиденты — те, кто имеют в Австралии лишь дочерние предприятия или другие постоянные представительства и уплачивают налог с прибыли, полученной в Австралии. Чтобы избежать двойного налогообложения прибыли, полученной за границей, Австралия заключила более 40 договоров с другими государствами о взаимозачете налогов в подобных ситуациях. Субъектами налогообложения являются исключительно корпорации и ассоциации, а не их собственники. Товарищества и совместные предприятия не платят налог на прибыль, их члены включают полученную долю прибыли в свою налоговую декларацию. [8]

В отличие от налога на доходы физических лиц, для которых действует прогрессивная ставка, налог на прибыль корпораций облагается по фиксированной ставке. Данный налог введён в 1981 году. Свою максимальную отметку в 49% он достигал в 1986 году. С 2002 года и по сей день действует ставка 30% и пониженная ставка в 28,5% для малого бизнеса. [7]

Если компания терпит убытки, обязанность по уплате налога сохраняется и переносится на прибыль будущих периодов, подобный зачёт может происходить в течение неограниченного срока, при условии сохранения не менее 50% постоянного состава акционеров.

ОБЪЕДИНЁННЫЕ АРАБСКИЕ ЭМИРАТЫ

В отличии от многих стран налоги не являются основной статьёй доходов ОАЭ. Основой экономики выступает производство и экспорт нефти и газа, а также привлечение иностранных инвестиций.

Поскольку мусульманское право является основой законодательства ОАЭ, это накладывает значительный отпечаток на устройство государства. Поэтому в законодательстве отсутствует единый документ, содержащий основные принципы налогообложения в стране. Источниками налогового права выступают отдельные нормативы Эмиратов, а также акты администраций свободных экономических зон (СЭЗ).

Налог на прибыль компаний, ведущих свою деятельность на территории ОАЭ, взимается в пользу местных бюджетов. Для компаний действует прогрессивная ставка налога от 10% (начиная с 1 млн. дирхам) до 55% (свыше 5 млн. дирхам). Но плательщиками налога на прибыль чаще всего являются нефтегазовые предприятия, банковские организации (ставка налога — 20%), отели и рестораны, и это касается исключительно местных рынков. Если компания является международным нефтетрейдером, то налогообложение не применяется. Корпоративный налог в пределах некоторых свободных экономических зон начинает действовать только спустя 15 лет налоговых каникул или не предусмотрен вообще. Налоговые каникулы очень легко продлить. [9]

Ставки налога на прибыль для эмиратов Дубаи, Абу-Даби и Шарджа

Ставка налогаОблагаемая сумма
10%1 000 000 – 2 000 000 дирхам
30%2 000 000 – 4 000 000 дирхам
40%4 000 000 – 5 000 000 дирхам
55%Свыше 5 000 000 дирхам

Налоговое законодательство ОАЭ считается одним из самых эффективных в мире для ведения бизнеса. Именно уникальная система налогообложения позволяет привлекать огромное количество иностранных инвестиций в страну.

Создание Европейского союза (ЕС) в 1992 году повлекло за собой различные интеграционные процессы, в том числе и унификацию законодательств стран-участниц. Однако фискальные системы по-прежнему имеют значительные различие. Налоговые отчисления в Германии отчисляются по уровням бюджетной системы, налог на прибыль корпораций является совместным налогом и делится в пропорции 50 на 50 между федеральным и земельным бюджетами. Основная ставка корпоративного налога составляет 15%. Однако эффективная ставка составляет в среднем 30%, так как помимо налога на прибыль налогоплательщик уплачивает солидарную надбавку в размере 5,5% от суммы налога и муниципальные налоги, варьирующиеся от 14 до 17%. “Солидарный взнос” нужен для экономического возрождения новых земель, возникших после объединения Германии. Суммарная ставка может возрасти до 45%, если владелец у корпорации один, если собственников несколько ставка остается в размере 30%.

Налогоплательщиками налога на прибыль предприятий являются все юридические лица, как резиденты, так и нерезиденты. Иностранные предприятия, не получившие статус резидента, то есть не имеющие зарегистрированного офиса на территории страны, а также резиденты, являющиеся некоммерческими организациями и госучреждениями, налог уплачивают с прибыли, полученной от деятельности внутри страны. Для них определена пониженная ставка. Остальные субъекты — с прибыли, полученной внутри страны и за рубежом.

Корпоративный налог отчисляется ежеквартально, по истечению года заполняется итоговая налоговая декларация.

Экономика Китая признана самой быстроразвивающейся экономикой в мире на сегодняшний день, за последние 30 лет темпы её роста достигли 10%. Однако в качестве последствия за такой значительный качественный рывок Китай получил угрозу перегрева собственной экономики. В связи с этим был принят ряд реформ, коснувшихся и системы налогообложения.

В начале 2009 года вступили в силу изменения во Временные нормы и правила КНР «О налоге на добавленную стоимость», Китай отказался от НДС производственного типа в пользу НДС потребительского. [10] Это привело к возможности вычета суммы налога из стоимости не только приобретаемых материалов, но и основных средств предприятия. Для отдельных групп товаров и услуг ставка налога составляет 0%, 13% или 17%. А с 1 мая 2016 года был отменён налог на прибыль предприятий, вместо него китайские компании будут выплачивать НДС, последние изменения были введены для повышения собственной продуктивности предприятий, за счёт уменьшения правительственных доходов. В условиях снижения темпов роста экономики Китая и недостаточно активного восстановления мировой экономики, власти КНР решили больше внимания уделять экспансионистской фискальной политике.

Для наилучшего понимания сути поднятого вопроса к сравнению были выбраны несколько стран с различными принципами начисления и уплаты налога на прибыль предприятий. Несмотря на все глобализационные, унификационные процессы, происходящие в мире, в том числе и попытки, стандартизировать законодательства государств — членов международных организаций, сложно встретить единые механизмы налогообложения. Различия налоговых систем стран создают условия для налоговой конкуренции в создании наиболее эффективных условий развития страны. К аспектам развития относится привлечение иностранных инвестиций, частных капиталов. Поэтому выбор той или иной страны будет зависеть от правил исчисления налога на прибыль организаций, от уровня налоговой нагрузки в целом, от удобства налогового администрирования, прозрачности и стабильности налоговой системы.

Сравнение налога на прибыль разных стран должно было выявить характерные отличия российских принципов уплаты налога на прибыль, в особенности недостатки, и наметить пути совершенствования системы.

В целом было выяснено, что система данного налога в Российской Федерации лояльна по отношению к налогоплательщику, взимается лишь 20% валовой прибыли. В таких странах как США, Германия, Австралия ставка поднимается на значительно более высокий уровень (30-45%). Налоговая нагрузка легко просчитывается, не имеется дополнительных сборов (Германия).

С другой стороны, существуют государства с более низкой эффективной ставкой (ОАЭ), и с сильной системой контроля налогоплательщиков (США).

Таким образом, можно сделать вывод, что в разрезе налога на прибыль организаций, Россия является привлекательной страной для инвестиций.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Спецрежимы


В специальные налоговые режимы 2021 году привнесли ряд корректировок — их вправе применять ограниченный круг лиц. О том какие спецрежимы действуют в России, кто и когда вправе их применять, а также какой режим лучше выбрать, расскажем в материале далее.

Какие специальные налоговые режимы предусмотрены законодательством?

В соответствии с п. 2 ст. 18 НК РФ российские налогоплательщики могут применять в разрешенных законом сочетаниях или по отдельности 4 следующих специальных налоговых режима:

  • ЕСХН;
  • УСН;
  • режим уплаты налогов при участии фирмы в соглашениях по разделу продукции (СРП);
  • ПСН.

Указанные налоговые режимы в 2021 году полностью актуальны и могут быть выбраны в порядке, предусмотренном законодательством.

Самый, возможно, консервативный подход законодатель проявляет к режиму при СРП: в нормы, регулирующие его применение, существенные корректировки не вносятся с 2011 года. Исключение — введение приказом ФНС России от 15.05.2017 № ММВ-7-3/444@ новой декларации по налогу на прибыль при СРП (отметим, что она заменила ту, что использовалась более 10 лет без изменений). СРП вправе применять только инвесторы — участники соглашений о разделе продукции, которые ведут поиски, разведку и добычу минерального сырья (п. 1 ст. 346.36 НК РФ).

Рассмотрим основные отличия спецрежимов и величину налоговой нагрузки в каждом случае.

Что такое УСН — нюансы применения спецрежима

Наиболее популярным спецрежимом является упрощенка.

УСН — упрощенная система налогообложения, которая имеет 2 метода расчета налога:

  1. «Доходы» — ставка налога 6% от суммы поступивших средств в кассу или на расчетный счет;
  2. «Доходы минус расходы» — ставка налога 15% от разницы между доходами и затратами, которые получены (оплачены) и подтверждены документально.

Минимальная сумма налога при УСН «Доходы минус расходы» составляет 1% от величины доходов, в случае когда сумма налога, рассчитанная в общем случае меньше минимального показателя.

УСН вправе применять ООО и ИП, у которых выполняются следующие условия:


При УСН не платятся следующие налоги:

  • НДС, за исключением импотра или ситуаций, когда упрощенец выступает налоговым агентом по НДС.
  • налог на прибыль (для ООО);
  • НДФЛ (для ИП), за исключением случаев, кгда ИП является работодателем;
  • налог на имущество организаций, за исключением налога, рассчитываемого исходя из кадастровой стоимости недвижимости.

Налог платится авансами — до 25 числа квартала, следующего за отчетным. Декларация сдается 1 раз в год до 31 марта.

Что такое ЕСХН и кто может применять

ЕСХН — единый сельхозналог — вправе применять сельхозпроизводители при условии, что доходы от продажи сельхозпродукции составят не менее 70% от выручки хозяйствующего субъекта.

Сумма налога рассчитываается путем умножения разницы между доходами и расходами на ставку налога 6%.

Налог уплачивается 2 раза в год — по итогам полугодия и за год. Срок сдачи декларации — 1 раз в год — до 31 марта.

Плюсов у спецрежима много, но и минусов тоже достаточно:


Нюансы применения ПСН

ПСН — патент — вправе применять только ИП.

Сумма налога равна величине патента. Патент можно приобрести на любое количество месяцев.


В 2021 году в России не появилось новых специальных систем налогообложения, и даже стало на одну меньше: для ИП и юрлиц, если они соответствуют условиям применения спецрежима, доступны такие налоговые режимы, как ЕСХН, УСН, ПСН и СПР.

Налоговое администрирование в России и за рубежом: сравнительная характеристика

ID (номер) заказа

Введение 1.5 стр(актуальность, цель, задачи, степень научной разработанности) Основная часть(главы) 20-25 страниц Заключение 2.5 стр(основные выводы по теме) Не менее 25% источников должны быть последних 2х лет СНОСКИ ОБЯЗАТЕЛЬНО ДОЛЖНЫ СООТВЕТСТВОВАТЬ ИСТОЧНИКАМ, ГОДА НЕ ПЕРЕБИТЫЕ. Антиплагиат.ру

Закажите подобную или любую другую работу недорого

city
city
bush
bush

Вы работаете с экспертами напрямую,
не переплачивая посредникам, поэтому
наши цены в 2-3 раза ниже

Цены ниже – качество выше!
Цены ниже – качество выше!

Последние размещенные задания

Решение задач, Математика

Срок сдачи к 20 мая

Срок сдачи к 7 июня

Реферат на тему "Лёгкая атлетика"

Срок сдачи к 21 мая

Тема "Реформа государственной службы: концепция развития"

Реферат, административное право

Срок сдачи к 24 мая

Нужно написать спецтему "Сравнение технико-экономических характеристик материалов для последней ступени силовой турбины"

Диплом, Энергетическое машиностроение

Срок сдачи к 21 мая

Срок сдачи к 21 мая

Контрольная по предмету «Черчение»

Срок сдачи к 19 мая

Контрольная, информационная безопасность

Срок сдачи к 21 мая

Решить задачу по программированию

Решение задач, Программирование C++

Срок сдачи к 18 мая

Классификация издержек фирмы и ее значение для оценки решений в.

Срок сдачи к 22 мая

Срок сдачи к 31 мая

Ответы на билеты, Культурология

Срок сдачи к 18 мая

Разработка и поддержка стратегических решений

Срок сдачи к 22 мая

Выполнение контрольной по эконометрики

Срок сдачи к 21 мая

Срок сдачи к 19 мая

Написать контрольную работу

Решение задач, Криминология

Срок сдачи к 21 мая

Информационные методы анализа маркетинговой деятельности как инструментарий оценки риска снижения эффективности маркетинга организации.

Доклад, Оценка рисков

Срок сдачи к 18 мая

Курсовая, Документационное обеспечение

Срок сдачи к 31 мая

47 701 оценка Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

close

arrow

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

arrow

close

arrow

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

arrow

close

arrow

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

arrow

close

arrow

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

arrow

обратились к нам
за последний год

работают с нашим сервисом

заданий и консультаций

заданий и консультаций

выполнено и сдано
за прошедший год

Тысячи студентов доверяют нам
Тысячи студентов доверяют нам

Сайт бесплатно разошлёт задание экспертам.
А эксперты предложат цены. Это удобнее, чем
искать кого-то в Интернете

Размещаем задание

Отклик экспертов с первых минут

С нами работают более 15 000 проверенных экспертов с высшим образованием. Вы можете выбрать исполнителя уже через 15 минут после публикации заказа. Срок исполнения — от 1 часа

Цены ниже в 2-3 раза

Вы работаете с экспертами напрямую, поэтому цены
ниже, чем в агентствах

Доработки и консультации
– бесплатны

Доработки и консультации в рамках задания бесплатны
и выполняются в максимально короткие сроки

Гарантия возврата денег

Если эксперт не справится — мы вернем 100% стоимости

На связи 7 дней в неделю

Вы всегда можете к нам обратиться — и в выходные,
и в праздники

placed_order

Эксперт получил деньги за заказ, а работу не выполнил?
Только не у нас!

Безопастная сделка

Деньги хранятся на вашем балансе во время работы
над заданием и гарантийного срока

Гарантия возврата денег

Гарантия возврата денег

В случае, если что-то пойдет не так, мы гарантируем
возврат полной уплаченой суммы

line
line
line
line
line

line
line
line
line
line

Создание заказа

Выбор эксперта

Выполненное задание

Написание отзыва


Поможем вам со сложной задачкой

С вами будут работать лучшие эксперты.
Они знают и понимают, что работу доводят
до конца

ava
executor

С нами с 2014
года

Помог студентам: 2 279 Сдано работ: 2 279
Рейтинг: 88 199
Среднее 4,99 из 5

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

1 034 оценки

ava
executor

С нами с 2015
года

Помог студентам: 4 515 Сдано работ: 4 515
Рейтинг: 74 042
Среднее 4,7 из 5

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

2 000 оценок

avatar
executor_hover

С нами с 2016
года

Помог студентам: 993 Сдано работ: 993
Рейтинг: 59 749
Среднее 4,75 из 5

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

569 оценок

line

avatar
executor_hover

С нами с 2013
года

Помог студентам: 1 654 Сдано работ: 1 654
Рейтинг: 55 933
Среднее 5 из 5

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

1 027 оценок


1. Сколько стоит помощь?

Цена, как известно, зависит от объёма, сложности и срочности. Особенностью «Всё сдал!» является то, что все заказчики работают со экспертами напрямую (без посредников). Поэтому цены в 2-3 раза ниже.

Специалистам под силу выполнить как срочный заказ, так и сложный, требующий существенных временных затрат. Для каждой работы определяются оптимальные сроки. Например, помощь с курсовой работой – 5-7 дней. Сообщите нам ваши сроки, и мы выполним работу не позднее указанной даты. P.S.: наши эксперты всегда стараются выполнить работу раньше срока.

3. Выполняете ли вы срочные заказы?

Да, у нас большой опыт выполнения срочных заказов.

4. Если потребуется доработка или дополнительная консультация, это бесплатно?

Да, доработки и консультации в рамках заказа бесплатны, и выполняются в максимально короткие сроки.

5. Я разместил заказ. Могу ли я не платить, если меня не устроит стоимость?

Да, конечно - оценка стоимости бесплатна и ни к чему вас не обязывает.

6. Каким способом можно произвести оплату?

Работу можно оплатить множеством способом: картой Visa / MasterCard, с баланса мобильного, в терминале, в салонах Евросеть / Связной, через Сбербанк и т.д.

7. Предоставляете ли вы гарантии на услуги?

На все виды услуг мы даем гарантию. Если эксперт не справится — мы вернём 100% суммы.

8. Какой у вас режим работы?

Мы принимаем заявки 7 дней в неделю, 24 часа в сутки.

Грузия считается страной с прозрачным налоговым режимом. В стране взымается 6 основных налогов (до принятия нового Налогового кодекса их было 21), 5 из которых являются национальными. Система налогообложения прописана в Налоговом Кодексе Грузии, который действует с 2005 года.

начисление налогов в Грузии

По закону, вводить новые налоги в Грузии или повышать ставку существующих можно только путем проведения референдума. Благодаря своей системе налогообложения страна стала привлекательной как для создания резиденства, так и для регистрации международного бизнеса. Отметим, что для компаний в Грузии существуют льготные налоговые режимы – Свободные индустриальные зоны, Виртуальные зоны для компаний в сфере информационных технологий и Свободные туристические зоны. В этих зонах исключены некоторые налоги.

Виртуальные зоны в Грузии – льготные зоны для регистрации компании в сфере IT

В данной статье мы подробнее рассмотрим систему налогообложения в Грузии, осветим права и обязанности налогоплательщиков.


Налоги в Грузии: как работают налоговые органы в Грузии, и какие функции выполняют?

Налоговые обязательства (обязательства лица по уплате налогов) в Грузии возлагаются на лицо с момента, установленного налоговым Кодексом Грузии. Физические и юридические лица обязаны выполнять свои налоговые обязательства в полной мере и в установленный срок как персонально, так и при помощи уполномоченного исполнителя. Уплачиваются налоги в Грузии по месту жительства или месту налогового учета.

Служба доходов, а также структурные единицы, которые входят в ее состав (определенные Министром финансов), являются налоговыми органами в Грузии. Служба доходов – это юридическое лицо, которое управляется Министерством финансов с целью осуществления государственного контроля на всей территории Грузии.

За налоговый контроль в стране отвечают налоговые органы. Главная обязанность налоговых органов – контроль уплаты налогов и проведение учета налогоплательщиков. В случае если имеет факт уплаты лишних налогов, налоговые органы выполняют возврат этих средств. Естественно, данная финансовая структура соблюдает конфиденциальность информации налогоплательщиков, а также контролирует правильность ее хранения.

В функции налоговых органов входит:

  • Проверка финансовых документов налогоплательщиков (смет, счетов, бухгалтерских книг, финансов, расчетов, ценных бумаг и деклараций) для контроля уплаты налогов в Грузии.
  • В случае возникновения вопросов во время налоговой проверки, получает от плательщика налогов или его представителя пояснения.
  • Проведение налогового мониторинга и вызов в налоговые органы налогоплательщика.
  • Определение количества налогооблагаемых объектов организаций и физических лиц-предпринимателей.
  • Определение объемов налоговых обязательств каждого плательщика налогов в Грузии.
  • Просекание уклонения от уплаты налогов.
  • Рассмотрения обращений налогоплательщиков.
  • Предоставление полной информации о размерах налогов и порядке их уплаты.
  • Истребование налогов с плательщиков по истечению срока уплаты, применение санкций к нарушителям и должникам, составление протоколов о нарушении.

Учитывая достаточно низкие налоги в Грузии, встречаются и лица, которые не осуществляют их уплату. Налоговые органы изучают и анализируют факты, приведенные к задолженности. В таком случае требуется либо погашения налогов, либо происходит изыскание имущества с его последующей продажей.

Если происходит взыскание имущества в счет долга из-за неуплаты налогов, налоговые органы имеют права накладывать арест на имущество после составления протокола о правонарушении. Данные права эти органы получили благодаря заключению договора с Национальным исполнительным бюро. Согласно нему налоговые органы также в праве:

  • Требовать у должника перечень имущества, находящегося в его собственности.
  • Проводить оценку и опись имущества в счет задолженности.
  • Составлять акт об аресте имущества, опечатывать его.
  • Осуществлять передачу имущества в государственную собственность.

Законные интересы налогоплательщиков в Грузии, контроль над их защитой выполняет налоговый омбудсмен. Он рассматривает жалобы, которые относятся к нарушениям со стороны налоговых органов, поступившие от налогоплательщиков. Налоговый омбудсмен, в данных случаях, требует от налоговых органов разъяснения на поступившие жалобы или заявления, а также обращается в вышестоящие органы для восстановления прав налогоплательщиков.


Налоги в Грузии: кто является их плетельщиком, их права и обязанности

Согласно Налоговому Кодексу Грузии, каждое физическое лицо, физическое лицо-предприниматель и юридическое лицо обязаны стать на учет в налоговом органе. Для предотвращения обвинений в неуплате налогов в Грузии, все налогоплательщики обязаны регулярно предоставлять налоговые декларации, учетные документы и расчеты.

Перед началом коммерческой деятельности, физические лица обязаны обратиться в налоговый орган, где им будет присвоен идентификационный номер. Так обязаны поступить физические лица-граждане Грузии, лица с нейтральными проездными документами или удостоверениями личности. Постановка на учет таких лиц происходит на основании налоговых деклараций, подтверждающих, что уплата налогов была произведена.

Предприятия, субъекты-предприниматели и организации регистрируются в налоговом органе по своему юридическому адресу, а физические лица – зарегистрированному или заявленному месту жительства.

Налогоплательщики в Грузии имеют право:

  • В случае уплаты лишней суммы налога в Грузии, требовать зачисление этой суммы в счет будущей уплаты (или изыскать его обратно).
  • В случае, если имеет место налогового контроля, требовать объяснение его основания.
  • Присутствовать во время его налоговой проверки.
  • Обжаловать все действия и решения налоговых органов, в случае их удовлетворения требовать компенсацию причиненного вреда.

Юридические и физические лица-предприниматели, которые открывают счет в банке за пределами Грузии, обязаны в срок до 5 рабочих дней с момента его открытия, предоставить в налоговые органы данную информацию.

Для желающих открыть компанию в Грузии мы предлагаем услугу, благодаря которой вы сможете узнать все тонкости налогообложения бизнеса в этой стране от компетентных специалистов: «Консультация по налоговому кодексу Грузии для регистрации компании — 1000 EUR».

Налоги в Грузии – можно ли иметь налогового советника или личного представителя?

В Грузии доступны услуги личного налогового советника. Их оказывает специальный сотрудник налогового органа путем заключения договора с налогоплательщиком. Его главная цель – содействовать отношениям налогоплательщика с налоговыми органами.

В налоговых отношениях каждый налогоплательщик может выступать через своего представителя. Для юридических лиц законным представителем может выступать лицо, полномочия которого подтверждены законодательными актами Грузии и учредительными документами юридического лица. Он действует на основании доверенности от юридического лица. В случае, если уполномоченный представитель требуется физическому лицу, то его полномочия регулируются законодательными актами Грузии и Налоговым Кодексом. Действует уполномоченный представитель согласно нотариально заверенной доверенности.

Налоги в Грузии – соблюдение налоговой тайны

В Грузии высоко относятся к конфиденциальности налоговой информации. Налоговый орган, включая всех его сотрудников, а также специалисты, приглашенные со стороны, обязаны соблюдать тайну налоговой информации.

Налоговая информация может быть передана только следующим лицам:

  • Сотрудникам Министерства финансов Грузии в случаях рассмотрения споров.
  • Правоохранительным органам в случаях, связанных с уголовными делами.
  • Суду – в случаях судебных дел, связанных с налогоплательщиком.
  • Налоговым органам других государств в соответствии с договорами, заключенными с Грузией.
  • Службе государственного аудита.
  • Национальной службе статистики.
  • Национальному реестру публичного реестра.
  • Агентству по развитию государственных сервисов.
  • Службе финансового мониторинга Грузии.
  • Министерству охраны окружающей среды и природных ресурсов.
  • Министерству труда.
  • Министерству здравоохранения.
  • Министерству социальной защиты.
  • Агентству конкуренции.
  • Национальному агентству по продовольствию.
  • Налоговому омбудсмену.

К личной налоговой информации допускаются только уполномоченные лица. Разглашение, использование в личных целях, утрата информации налогоплательщика влечет за собой серьезную ответственность. Другим лицам подобная информация может передаваться только с письменного разрешения налогоплательщика.

Налоги в Грузии: плюсы или минусы налоговой системы?

Существенная модернизация налоговой системы в Грузии привела как к потоку желающих создать там резиденство (для желающих переехать жить в Грузию будет полезной информация: «Консалтинговая услуга для самостоятельного получения ВНЖ в Грузии – стоимостью 999 USD», так и открыла двери для международного бизнеса. В первую очередь на этом сказалось практически в 5 раз сокращение налогов в Грузии и разделение структур налоговых служб для сведения к минимуму человеческого фактора во время обработки документов налогоплательщиков. В стране появились фронт-офисы, основная задача которых – прием документов от налогоплательщиков и информирование, и бэк-офисы – структуры, обрабатывающие документы и информацию о налогоплательщиках без непосредственного с ними общения. Связь между этими структурами осуществляется электронным путем.

С принятием Налогового кодекса в Грузии появился налоговый омбудсмен для помощи налогоплательщикам в отстаивании их прав и просекании нарушений со стороны налоговых органов. Также этот специалист оказывает консультационные услуги для налогоплательщиков – помощь в заполнении налоговых деклараций, разъяснение законодательства и т. д. За счет этого правительство смогло создать доверие населения к налоговым службам и самой налоговой службы.

Ко всему, внедрение программного обеспечения позволило проводить обслуживание налогоплательщиков в электронном виде, а значит, налоговую декларацию заполнять можно в онлайн-режиме. Также стало возможным обрабатывать большое количество поступающей информации сотрудниками налоговых органов.

Все вышеописанное говорит только о плюсах налоговой системы в Грузии. Воспользоваться и ощутить их на себе сможете, создав там резиденство или зарегистрировав свой бизнес.

Читайте другие интересные статьи портала InternationalWealth.info:

Консультации для IT-бизнеса помогут вам открыть максимум возможностей в интернациональной деятельности. Сегодня компании, работающие в области информационных технологий, не ограничены локально, могут предоставлять услуги на…

Кто знает вас лучше, чем мать, отец или супруг? Конечно, IT-гиганты, вроде Facebook и Google. Если вы хотя бы иногда пользуетесь их услугами – как…

Швейцария - одна из самых привлекательных юрисдикций для ведения IT-бизнеса в Европе. Страна извлекает выгоду из стабильного экономического климата, имеет одну из самых развитых финансовых…

Есть ли возможность открыть IT-компанию в Польше и реально ли это сделать удалённо? Если кратко – да, возможно. Рассказываем, как открыть IT-компанию в Польше. IT-бизнес…

Посетители нашего портала в своих отзывах о работе InternationalWealth часто просят больше рассказывать о том, как правильно выбрать оффшор для IT компании или стартапа. Это…

Вывести IT-компанию в оффшор – это выгодно и относительно просто. Как это сделать быстро, безопасно и избежав частых заблуждений мы расскажем в этой статье. Если…

Информационные технологии (далее — IT) привнесли огромные изменения в наш мир за последние 30 лет. Особенно быстро они развивались в последние 10 лет, проникая буквально…

Читайте также: