Проблемные аспекты российского налогообложения

Опубликовано: 08.05.2024

Дата публикации
Суббота, 08.04.2000

Авторы
С. Синельников А. Золотарева Е. Шкребела С. Баткибеков И. Трунин Е. Серова И. Храмова В. Масленкова Ю. Бобылев П. Кадочников О. Луговой

Серия
Научные труды

В работе рассматриваются некоторые вопросы налогового администрирования и основные блоки российской налоговой системы: налог на прибыль, НДС, подоходный налог, акцизы, налог на недвижимость, налог на сверхприбыль при добыче углеводородного сырья, единый сельскохозяйственный налог, налог на малый бизнес. Приводится теоретическое обоснование соответствующих налогов, анализ их преимуществ и недостатков, обсуждается мировая и российская практика их применения, а также обосновываются предложения по их реформированию. Одна из глав работы посвящена моделированию динамики налоговых обязательств и оценки налогового потенциала территорий.

Содержание

ТОМ 1

Введение 7
Глава 1 Некоторые проблемы налогового администрирования 31
Введение 31
1. Проблемы определения субъекта налогового обязательства 36
2. Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения 54
3. Проблема соотношения прав налогоплательщиков и полномочий налоговых органов в российском законодательстве 73
Глава 2 Налогобложение прибыли предприятий 123
Введение 123
1. Общие основы налогообложения предприятий 128
2. Международный опыт взимания налога на доходы корпораций 173
3. Налог на прибыль в России: история, основные проблемы 188
4. Предложения по совершенствованию налога на прибыль в России 194
Приложение 1. Изменения в технике взимания налога на прибыль и его динамика в 1992-1998 годах 237
Приложение 2. Таблицы расчета налоговых обязательств для примеров 252
Библиография 314
Глава 3 Подоходное налогообложение 320
Введение 320
1. Теоретические аспекты подоходного налогообложения 323
2. Практические аспекты подоходного налогообложения 343
3. Российская практика подоходного налогообложения 349
4. Концепция реформирования подоходного налогообложения 378
Заключение 399
Приложение 402
Библиография 416
Глава 4 налог на добавленную стоимость 422
Введение 422
1. Экономические основы введения НДС. Налог на добавленную стоимость и другие косвенные налоги 423
2. Макроэкономические и учетные подходы к определению базы налога на добавленную стоимость 452
3. Взимание ндс по методу возмещения (фактурному методу) и методу вычитания. Сравнительный анализ. 458
4. Принципы страны происхождения и страны назначения при взимании НДС 469
5. Вопросы налогообложения ндс операций с недвижимостью 476
6. Ценовые эффекты НДС 482
7. Проблемы установления ставок налога на добавленную стоимость 485
Приложение 1. Теоретические основы установления ставок косвенных налогов 504
8. Основные методы уклонения от уплаты ндс 512
9. Международный опыт взимания налога на добавленную стоимость 524
11. Основные направления реформирования системы НДС в российской федерации 572
Заключение 602
Библиография 607

ТОМ 2

Глава 5 Акцизы 7
Введение 7
1.Теоретические аспекты акцизного налогообложения 10
2. Практические аспекты акцизного налогообложения 14
3. Обзор российского законодательства и практики акцизного налогообложения в России 28
4. Концепция реформирования акцизного налогообложения 50
Заключение 62
Библиография 64
Глава 6 Налогообложение недвижимости 67
Введение 67
1. Теоретические аспекты налогообложения недвижимости 68
2. Практические аспекты налогообложения недвижимости 81
3. Обзор существующего законодательства в РФ (налог на имущество, налог на имущество физических лиц, налог на землю) 87
4. Предложения по оптимизации налогообложения недвижимости 90
Заключение 94
Библиография 96
Глава 7 Налогообложение малого бизнеса 97
Введение 97
1. Обзор международного опыта и возможных подходов к налогообложению малого бизнеса 103
2. Предложения по налогообложению малого бизнеса в Российской Федерации 135
Заключение 164
Приложение 166
Библиография 169
Глава 8 Налогообложение в сельском хозяйстве 173
1. Налогообложение сельского хозяйства в развитых странах 173
2. Украина: опыт введения единого сельскохозяйственного налога 212
3. Обзор отечественного опыта налогообложения сельского хозяйства 223
Библиография 280
Глава 9. Налогообложение сверхприбыли от добычи углеводородов 284
Введение 284
1. Налогообложение сверхприбыли от добычи углеводородов: мировой опыт 286
2. Налогообложение сверхприбыли от добычи углеводородов в России 306
Заключение 351
Библиография 355
Глава 10 Моделирование динамики налоговых обязательств, оценка налогового потенциала территорий 359
1. Моделирование налоговых обязательств в консолидированный бюджет РФ 359
2. Моделирование налоговых обязательств по регионам 429
Приложение 1. Результаты статистического анализа налоговых обязательств 495
Приложение 2. Результаты оценок налогового потенциала регионов 502

Проблемы налоговой системы России: теория, опыт, реформа
Том 1, Том 2 Москва, 2000
Авторский коллектив: Введение – С. Синельников, глава 1 – А. Золотарева; глава 2, 7 – Е. Шкребела; глава 3, 5, 6 – С. Баткибеков; глава 4 – И. Трунин; глава 8 – Е. Серова, И. Храмова, В. Масленкова; глава 9 – Ю. Бобылев; глава 10 – П. Кадочников, О. Луговой, С. Синельников, Е. Шкребела.
Под редакцией: М. Алексеева, С. Синельникова
Выпускающие редакторы: Н. Главацкая, Л. Лопатников
Компьютерный дизайн: А. Астахов , М. Слободинский
ISBN 5-93255-019-8
Настоящая работа подготовлена и издана на средства гранта, предоставленного Институту экономики переходного периода Агентством международного развития США

Сельское хозяйство является важнейшей и одновременно самой проблемной отраслью народного хозяйства. Исторически подтверждено, что Россия являлась сельскохозяйственным государством, в связи с тем, что данная сфера деятельности занимала в экономике страны значительный удельный вес.

Аграрный сектор подвергается постоянному вмешательству государства, которое проявляется в установлении особого режима налогообложения, применении льгот по некоторым налогам. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, хоть и представляется льготной, однако это не гарантирует решения всех вопросов, возникающих в процессе деятельности организации аграрного сектора. Налоговое законодательство в первую очередь претворяет в жизнь фискальную функцию, при этом регулирующая функция отодвигается на второй план. Налоговые механизмы, стимулирующие инвестиционную, инновационную и предпринимательскую деятельность в сельскохозяйственной сфере отработаны недостаточно, что приводит к возникновению в данной отрасли целого ряда проблем.

Сельскохозяйственная отрасль имеет ряд специфических особенностей, которые необходимо учитывать при разработке системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Эти особенности не так заметны в других отраслях народного хозяйства, но именно в агропромышленном секторе они оказывают большое влияние на получение финансового результата сельскохозяйственными организациями. Зависимость от природно – климатических условий, уровень плодородия почв, сезонность производства, уровень доходности, нерегулярность поступления денежных средств и другие объективные факторы оказывают прямое влияние на эффективность отрасли. Все это предполагает и определенную систему налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей. В связи с вышеизложенным, можно выделить ряд проблем налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей.

В первую очередь, можно выделить такой недостаток, как ограничение применения системы налогообложения в виде ЕСХН для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Согласно ст. 346.2 НК РФ сельскохозяйственные товаропроизводители вправе перейти на применение ЕСХН если по итогам работы за календарный год, предшествующий году, в котором субъект подает заявление о переходе на уплату ЕСХН, доход от реализации сельскохозяйственной продукции составил не менее 70% с общего дохода от реализации товаров (работ, услуг). Согласно данному критерию, сельскохозяйственные организации и индивидуальные предприниматели начиная свою деятельность должны применять общую систему налогообложения. Поскольку, только начиная свою деятельность, эти субъекты хозяйствующей деятельности не имеют никакой выручки, а тем более не выдерживают указанный семидясетипроцентный порог.

Если сельскохозяйственные организации в первый год своей деятельности не имеют права применять ЕСХН, то они будут вынуждены применять общий режим налогообложения. Для сельскохозяйственных товаропроизводителей, применяющих общий режим налогообложения, предусмотрена налоговая льгота по налогу на прибыль — в 2004 – 2012 годах – 0 процентов, в 2013 – 2015 годах – 18%, начиная с 2016 года – 20 процентов (ФЗ от 06.08.01 № 110 – ФЗ). Таким образом, с начала 2013 года налог на прибыль будет уплачиваться по ставке 18%, что не намного ниже ставки в 20%, установленной для остальных категорий налогоплательщиков, размер прибыли которых несравнимо выше, чем прибыль, получаемая сельскохозяйственными организациями. Соответственно, возникают сомнения в экономической обоснованности данного критерия и необходимость разработки предложений по его снижению для вновь созданных сельскохозяйственных организаций.

Плательщики ЕСХН освобождены от уплаты НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, а также уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 НК РФ). Однако отмена НДС не всегда является положительным моментом. Переход на ЕСХН и, как следствие, утрата права возмещения НДС из бюджета, приводят к тому, что приобретение основных средств обходится сельскохозяйственным товаропроизводителям на 18 процентов дороже, по сравнению с плательщиками, использующими общую систему налогообложения. При применении общего режима налогообложения такие организации имеют к зачету НДС по закупаемым товарам по ставке, как правило, 18 процентов, а ставка НДС по реализуемой продукции составляет 10 процентов. При ЕСХН данная положительная разница при уплате налога исчезнет. Таким образом, возникает необходимость решения и данной проблемы.

По налогу на имущество НК РФ не предусматривает каких – либо федеральных льгот для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Однако региональным законодательством данные льготы могут быть предоставлены. Так, в Республике Мордовия налог на имущество организаций уплачивается по ставке 0,5 процента организациями, выполняющими функции по формированию продовольственного фонда [1].

Кроме того, еще одним существенным недостатком на наш взгляд, является обязанность сельскохозяйственных товаропроизводителей, являющихся плательщиками единого сельскохозяйственного налога вести бухгалтерский учет в общеустановленном порядке. Минсельхоз России разработал для сельскохозяйственных организаций, перешедших на уплату ЕСХН, рекомендации по ведению бухгалтерского учета (Приказ Минсельхоза России от 6 июня 2003 года №792), а также специальные первичные учетные документы (Приказ Минсельхоза России от 16 мая 2003 года №750). Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками ЕСХН, не освобождаются от исполнения предусмотренных НК РФ обязанностей налоговых агентов.

Еще одной проблемой сельскохозяйственных товаропроизводителей, на наш взгляд, является отсутствие какого – либо учета специфических особенностей данной отрасли, к которым, как уже упоминалось выше относятся природно – климатические условия, уровень плодородия почв. Существование многих природных (полуприродных) экосистем, в том числе степей, поддерживается традиционным сельскохозяйственным использованием, и его прекращение само по себе становится угрозой для таких экосистем и отдельных входящих в них видов. При разработке налогового законодательства в сельскохозяйственной отрасли назрела необходимость учета специфических особенностей данной отрасли (различный уровень плодородия почв, природно – климатическое условия, сезонность сельскохозяйственного производства).

Природные экосистемы, включенные в ландшафты сельскохозяйственных территорий, играют очень важную роль развитии сельскохозяйственной отрасли. Большая их часть является продуктивными угодьями и используется для производства сельскохозяйственной продукции (животноводческой, прежде всего, но также продукции пчеловодства и рыбоводства). По примерной оценке, совокупная стоимость сельскохозяйственной продукции природных (полуприродных) экосистем России сопоставима со стоимостью продукции, получаемой с пашни, при этом затраты на поддержание производительной способности природных экосистем на порядок ниже. Но еще важнее, что природные экосистемы служат стабилизаторами сельскохозяйственных ландшафтов, ими некогда создано и продолжает поддерживаться плодородие всех сельскохозяйственных земель – в том числе пахотных.[2]

В заключение, необходимо сказать о зарубежной практике налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей. Необходимо отметить значительные различия действующего в России законодательства о механизме налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей от законодательства сельскохозяйственной отрасли зарубежных стран. На наш взгляд, возникает необходимость изучения опыта зарубежных стран в области налогообложения аграрного сектора и внедрения определенных направлений в отечественную практику с учетом российского менталитета и особенностей российской экономики и места в ней сельскохозяйственных товаропроизводителей.

В развитых странах активно применяется прямое и косвенное налогообложение. Сельскохозяйственные предприятия уплачивают как федеральные, так и местные налоги, при этом местные налоги могут существенно различаться и корректироваться в зависимости от преследуемых целей, поставленных перед регионами. Налогообложение сельского хозяйства предусматривает разнообразные льготы. Налоговый механизм сельскохозяйственных товаропроизводителей является мобильным и имеет возможность достаточно быстро изменяться в условиях развития экономики государства.
Как утверждает М. В. Пьянова, в отечественной практике возможны такие направления применения положительного опыта в области налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей, как разработка налоговой политики с учетом особенностей аграрного производства в отдельных регионах, налоговое стимулирование инвестиций в этот сектор экономики, упрощенный порядок ведения бухгалтерского учета, установление налогового периода по ряду налогов в соответствии с производственным циклом и их однократное взимание в конце периода, разработка ставок НДС в сельскохозяйственном производстве для обнуления сальдо налога, перечисляемого в бюджет. [3]

В развитых странах налоговая политика направлена в большей степени на регулирование и стимулирование различных сторон сельскохозяйственной отрасли путем применения льгот, направленных на облегчение ведения учета и снижения налоговой нагрузки на сельскохозяйственных товаропроизводителей. Очевидно, что опыт развитых стран в сфере налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей имеет для России большое значение, но это не означает детального его копирования либо его полного отрицания.

Таким образом, на наш взгляд, причинами нестабильного финансового положения в сельскохозяйственной отрасли являются не только экономические факторы и не эффективная государственная политика на макроэкономическом уровне, но и недостаточный учет субъектами Российской Федерации региональных особенностей аграрного сектора при разработке направлений стимулирования развития сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Так, например, в Республике Мордовия, в целях развития конкуренции на продовольственном рынке было принято «Постановление Правительства Республики Мордовия от 29 декабря 2008 г. N 611 «О Республиканской целевой программе развития конкуренции на продовольственном рынке Республики Мордовия на 2008-2012 годы». [4] Целью Программы является обеспечение населения Республики Мордовия качественными продовольственными товарами по доступным ценам в соответствии со спросом. [4]

В Республике Мордовия, как и в других регионах России, имеют место ряд проблем в области стимулирования предприятий аграрного сектора. К ним относятся проблемы стимулирования предприятий малого и среднего бизнеса, нехватка инвестиций, отсутствует благоприятный деловой и инвестиционный климат, неконкурентоспособность продукции сельскохозяйственных товаропроизводителей, и как следствие — вытеснение продукции с внутреннего рынка. За последние годы произошло уменьшение количества крупных предприятий аграрного сектора, имеющих возможности внедрять новые технологии.
В настоящее время в Республике Мордовия низкие темпы структурно-технологической модернизации сельскохозяйственной отрасли, обновления основных производственных фондов, используемых в сельскохозяйственном производстве земельных ресурсов, преобладают неблагоприятные общие условия функционирования сельского хозяйства, неудовлетворительный уровень развития рыночной инфраструктуры, затрудняющий доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынкам финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, готовой продукции, дефицит квалифицированных кадров, вызванный низким уровнем и качеством жизни в сельской местности. [4]

Таким образом, необходимо разработать и внедрить мероприятия, способствующие развитию аграрного сектора экономики путем повышения конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, создания условий для развития конкуренции в отрасли. Для повышения финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей необходимо повысить доступность получения кредитов на льготных условиях. Сельскохозяйственная отрасль особенно остро нуждается в государственной поддержке, поэтому необходимо разработать направления государственной поддержки предприятий малого и среднего бизнеса данной сферы деятельности. Одной из важнейших проблем является недостаточность квалифицированных кадров и низкий уровень качества жизни населения в сельской местности. Заработные платы работающих в сельском хозяйстве просто пугают своей мизерностью. Необходимо увеличить заработные платы в десятки раз, чтобы привлечь население работать в сельскохозяйственной отрасли и снизить процент мигрирующего населения.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы и предложения:

1. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей должна в первую очередь делать акцент не на фискальную функцию, а на регулирующую и стимулирующую функцию, которая позволит инвестировать в сельское хозяйство финансовые потоки в целях стимулирования развития сельскохозяйственной отрасли.

2. На наш взгляд, в настоящее время возникает необходимость поддержки вновь созданных сельскохозяйственных организаций. Поскольку, применяя общий режим налогообложения, такие организации несут высокую налоговую нагрузку и при этом не имеют права перейти на систему налогообложения в виде ЕСХН для сельскохозяйственных товаропроизводителей в связи с невыполнением семидесятипроцентного критерия. Такое положение молодых сельскохозяйственных организаций будет является отрицательным и дестимулирующим фактором в развитии сельскохозяйственной отрасли. На наш взгляд, можно было бы продлить применение льготы по налогу на прибыль в размере 0%, действующей с 2004 по 2012 год для вновь созданных сельскохозяйственных товаропроизводителей.

3. Одним из направлений решения проблемы НДС может выступать разработка пониженных ставок НДС для покупателей сельскохозяйственной продукции, произведенной организациями — плательщиками ЕСХН, а также предоставление организациям, применяющим общую систему налогообложения, возможности учитывать «входной» НДС при реализации товаров (работ, услуг), приобретенных у организаций-плательщиков ЕСХН.

4. На наш взгляд, региональными органами власти субъектов РФ можно было бы разработать и ввести корректирующий коэффициент для каждой природной экосистемы, который бы корректировал налогооблагаемую базу по единому сельскохозяйственному налогу в сторону уменьшения или увеличения в зависимости от природно – климатической зоны и состава почв. А сельскохозяйственные организации, применяющие общий режим налогообложения могли бы корректировать на данный коэффициент налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.

На наш взгляд, такой коэффициент отвечал бы принципу справедливого налогообложения и учитывал бы особенности сельскохозяйственной отрасли. Также необходимо в регионах стимулировать развитие здоровой конкуренции путем создания благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса в аграрном секторе.

Библиографический список

  1. Закон РМ от 27.112003 №54 – З (ред. От 09.07.2007) «О налоге на имущество организаций» (принят ГС РМ 26.11.2003)
  2. http://savesteppe.org (интернет – ресурс)
  3. Пьянова М. В. Зарубежный опыт налогового стимулирования аграрного сектора экономики // Налоги и налогообложение, 2009, № 8.
  4. Постановление Правительства Республики Мордовия от 29 декабря 2008 г. N 611 «О Республиканской целевой программе развития конкуренции на продовольственном рынке Республики Мордовия на 2008-2012 годы».

Выходные данные
ООО «МЦНИП» ©2011-2020
Современные технологии управления
ISSN 2226-9339
Электронное периодическое издание зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 — 44067 от 01.03.2011 г.
Учредитель и издатель: ООО «МЦНИП» Гл.редактор: Скопин О.В.
тел.8-919-511-32-15
[email protected]

Параметры выхода
Open Access Journal
Язык журнала: русский, английский
Территория распространения — РФ, зарубежные страны
Возрастная категория сайта: 6+

Как известно, малый бизнес является основой любой экономики. Именно малый бизнес создает средний класс. У нас в стране правительство также стремится всячески развивать и поддерживать малый бизнес, но как показывает статистика реальная ситуация совсем не способствует его развитию. Сложившаяся ситуация в нашей стране в отношении малого бизнеса восходит к 90-м годам. Тогда, в начале 90-х годов, из-за расширения теневого рынка экономики, государство значительно повысило «цены» на ведение малого бизнеса. Те времена прошли, а вот тенденция увеличивать налоги так и осталась. Порой, из-за подобной политики, даже самая перспективная идея не проходит даже точку реализации, не то, что развития. Сейчас существует несколько видов налогов, которые предприниматель вынужден платить не только за то, что получает прибыль, но и за своих сотрудников. Исходя из этого, если начинающий предприниматель будет платить регулярно и в полном размере все свои налоги, то ему не хватит денег на то, чтобы поддерживать дело конкурентоспособным.

Основные проблемы налогообложения малого бизнеса связаны с теми законами, которые принимаются. Создается такое ощущение, что большая часть законов, касающихся этого вопроса, принимаются готовыми только наполовину. То есть деньги предприниматель заплатить должен, но вот где их взять – проблемы самого же предпринимателя.

Проблемы налогообложения малого бизнеса:

  1. Неправильный механизм перераспределения налогов.
  2. Непостоянство налоговой политики, постоянное внесение некорректных, ничем не подтвержденных изменений.
  3. Нечеткость звучания принятых законов, их разная трактовка.
  4. Большой процент налогов с прибыли и за нанятых сотрудников, неподъемный для новичков.
  5. Плохая организация деятельности налоговых ведомств.

Существуют, конечно же, и положительные стороны налогообложения малого бизнеса, которые просматриваются только в определенных сферах бизнеса. Это касается инновационной сферы, науки и техники. Они имеют определенные льготы. Однако, высокий порог входа в данный бизнес, практически не по карману начинающим предпринимателям, поэтому примеров инновационного малого бизнеса очень мало, чтобы это каким-то образом способствовало улучшению общей картины.

Еще одной проблемой является налоговая отчетность предпринимателей. Сегодня ИП отчетность становится все более сложной и запутанной. На начальном этапе становления и развития нового бизнеса, предприниматель сталкивается с проблемами ведения бухгалтерского учета и налоговой отчетности. Отсутствие знаний, а также запутанность законодательства в отношении этих вопросов, являют начинающему предпринимателю реальные проблемы, грозящие большими штрафными санкциями. Сложившаяся ситуация увеличивает расходы предпринимателя на обеспечение учета и налоговой отчетности, так как стоимость подобных услуг растет.

Ко всему вышесказанному, еще подогревают существующие проблемы налогообложения малого бизнеса, возросшие в последнее время фиксированные платежи в ПФ РФ, которые увеличились в этом году в два раза. Это увеличение уже вызвало волну закрытия ИП, ведущих периодическую деятельность.

Все это в ближайшем будущем может привести к тому, что малый бизнес постепенно будет возвращаться в состояние, в котором он начинал развиваться в 90-е годы – полу легальный или же полностью неофициальный режим. Выиграет от этого государство? В краткосрочной перспективе – да, а вот в долгосрочной – нет. При чем с каждым годом собираемость налогов будет падать все больше и больше.

Почему правительство ведет такую политику, не понятно. Почему не брать на вооружение информацию, существующую в развитых странах. К примеру, в Европе, если бизнес существует менее 3-х лет, то ему положено платить налог гораздо ниже, чем обычный. Ведь власти понимают, что сначала надо встать на ноги, а уж потом нормально функционировать и приносить прибыль своей стране в виде налогов.

Да, выжить начинающему предпринимателю сейчас совсем нелегко. Однако если есть интересная идея бизнеса, то над ней нужно постоянно работать. Нужно искать альтернативные варианты (инвесторов, стартапы и т.д.) и развивать свой бизнес, нужно учиться, планировать, считать, находить новые возможности. И тогда возможно получиться создать хороший и прочный бизнес, приносящий миллионы прибыли, львиную долю которых, предприниматель … отдаст на налоги.

Мещеряков Егор Сергеевич – студент Липецкого филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Маркина Наталья Александровна – научный руководитель, старший преподаватель Липецкого филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Аннотация: В данной статье представлен обзор определений налогового администрирования с точки зрения современных исследователей, а также выявлены проблемы системы налогового администрирования РФ и предложены пути их решения.

Ключевые слова: Налоги, налоговое администрирование, налоговая политика.

Налоговое администрирование сегодня представляет важнейший элемент налоговой системы, который содержит, в свою очередь, такие элементы, как мониторинг соблюдения своих обязанностей налогоплательщиками, контроль за выполнением требований законодательства со стороны налоговых органов, и, кроме того, широкий комплекс различных инструментов методического, организационного, программно-технического и аналитического сопровождения деятельности. Также к налоговому администрированию относится качество работы налоговых органов, которые в ходе функционирования могут выявлять факты нарушения налогового законодательства, выявлять его пробелы и вносить предложения по их устранению в вышестоящие органы.

В качестве основной задачи налогового администрирования можно отнести своевременное реагирование на изменения различного характера в экономике и отношениях различных субъектов в сфере налогообложения. Анализ проблем налогового администрирования прямым образом связан с ростом эффективности самой по себе налоговой системы, а также повышением качества собираемости налогов. При этом одним из наиболее важных аспектов налогового администрирования является совершенствование методологических основ налогового администрирования, которые должны гибко адаптироваться под актуальные требования законодательства. Для совершенствования непосредственно налоговой политики государства сегодня необходима выработка современных подходов в этой сфере. Кроме того, это будет способствовать обогащению теории и практики налогообложения.

Современное налоговое администрирование является одним из основных элементов эффективного функционирования налоговой системы и государственной экономики. Однако, проанализировав научную литературу, мы пришли к выводу, что среди российских экономистов до сих пор нет единства в понимании налогового администрирования. Приведем доказательства этого вывода из определения налогового администрирования некоторых авторов.

Майбуров И.А. полагает, что под налоговым администрированием понимается процесс управления механизмом получения налогов от налогоплательщиков, утвержденным российским законодательством и осуществляемым работниками налоговых органов и прочих органов, работающих в сфере налогового администрирования [3, с. 44].

Пансков В.Г. определяет налоговое администрирование как деятельность, направленную на управление органами налогового контроля, а также на формирование системы налогов и сборов, контроль за соблюдением налогового законодательства, прав и обязанностей участников налоговых отношений [4, с. 67].

Жакенова Г.И. указывает на то, что налоговое администрирование – это механизм оптимизации налоговой структуры, совершенствованию инструментов и методов их сбора, учета и сдачи отчетности, а также контроля за правильностью исчисления, полнотой, своевременностью уплаты налогов в соответствии с требованиями отечественного законодательства [2, с. 57].

Таким образом, исходя из анализа этих понятий, можно сказать, что налоговое администрирование определяется как деятельность налоговых органов по мониторингу соблюдения налогового законодательства России организациями и физическими лицами, т. е. фактически оно связано с налоговым контролем. Однако, сопоставляя налоговое администрирование и налоговый контроль, можно сказать, что сущность налогового администрирования шире, чем налоговый контроль, но в то же время является частью управления налоговой системой.

Кроме того, обзор источников показал, что в современной экономической литературе существует актуальная идентификация понятий «налоговое администрирование» и «управление налоговой системой». В связи с этим можно сказать, что понятие «налоговое администрирование» определяется как налоговая администрация.

В настоящее время общепризнанным фактом является несовершенство системы налогового администрирования, что во многом обусловлено как качеством управления ею, так и структурными недостатками, то есть теми аспектами, которые заложены сами законодательством. Сама российская налоговая среда сегодня сложилась в нашей стране таким образом, что налогооблагаемые субъекты бизнеса стремятся каким-либо образом оптимизировать свои налоговые издержки, снизить налоговое бремя. Несмотря на меры по налоговой амнистии, проводимые российским Правительством, все еще распространены случаи «бегства» капитала за рубеж.

Налоговая система России сегодня динамично изменяется на основе как преобразований законодательного характера, так и при воздействии на нее внешних причин, связанных с неустойчивостью современной экономики. В связи с этим государству необходимо создавать условия для того, чтобы бюджет страны активно пополнялся, однако меры, принимаемые законодателем в сфере налоговой политики, направлены на количественное повышение налогов, а не создание условий для налогоплательщиков. Иллюстрацией тому служит увеличение налога на добавленную стоимость с 18% до 20%, что производители перенесут в цену продукции для конечного потребителя, и что, в свою очередь, будет способствовать всеобщему росту цен на фоне невысокой платежеспособности населения в целом.

В настоящее время в российской налоговой системе существуют следующие проблемы, неточности и пробелы:

  1. Ухудшение качества проведения камеральных налоговых проверок, учитывая тот факт, что количество налогоплательщиков возрастает.
  2. Недостаточно совершенное законодательство в сфере налогового администрирования, что, в частности, выражено в недостаточной четкости формулировок, касающихся механизма проведения проверок.
  3. Внутренние проблемы, связанные с нехваткой высококвалифицированных специалистов, недостаточно совершенным программным обеспечением, не всегда позволяющим своевременно получить данные о налогоплательщике.
  4. Проблемы обмена данными между самими налоговыми органами. К примеру, когда отправляется запрос о налогоплательщике, или запрос об истребовании документов по данному налогоплательщику в инспекцию по месту его постановки на учёт, но в установленные сроки ответ не получен, тем самым налоговый орган, отправивший запрос, не может произвести соответствующую работу или осуществить налоговую проверку [1, с. 144].

Путями решения вышеперечисленных проблем могут стать следующие мероприятия:

  1. Ежегодное выделение средств из бюджета именно на цель закупки и обновления всей необходимой техники и персональных компьютеров, отвечающих последним требованиях.
  2. Разработка каналов связи, позволяющих не терять информацию во время обмена данными между государственными органами и налоговыми инспекциями и вовремя её получать.
  3. Закрепление ответственности за всеми органами за несвоевременное предоставление требуемой информации и несение соответствующих предусмотренных дисциплинарных взысканий (замечание, предупреждение, выговор и даже увольнение) за совершенный дисциплинарный проступок.

Необходимо создание такого механизма налогового администрирования, который приводил бы к наиболее качественному и количественному взиманию налогов и сборов, учитывающий специфику и состояние современной экономики, а также все изменения в налоговом законодательстве и ориентированном на налогоплательщиков, что и обуславливает высокую значимость и актуальность. Обеспечение налогового администрирования является залогом оптимальной налоговой политики страны [1, с. 145].

Таким образом, по итогам проведенного исследования был сделан вывод о том, что сущность налогового администрирования заключается в организации сбора налогов на уровне государства (от определения состава налоговой отчетности до разработки правил взаимодействия налогоплательщиков с государством). В настоящее время налоговое администрирование сталкивается с рядом проблем, связанных с тем, что в связи с современной экономической ситуацией в стране и снижением платежеспособности населения экономические субъекты стремятся к оптимизации налогообложения и не всегда легальными способами. Поэтому система налогового администрирования должна в настоящее время повысить контроль за налогоплательщиками и ужесточить санкции для тех, кто ведет незаконную предпринимательскую деятельность, уходит от налогов и осуществляет прочие нарушения налогового законодательства.

к.э.н., доцент Коваленко Галина Васильевна

студент группы НИН-СB 31 Беляева О.И.

Одним из основных инструментов государственного регулирования экономики является налоговая политика, содержание и цели которой зависят от политического строя и задач, стоящих перед государством. Именно по этим причинам задачей первостепенной важности является формирование концепции налоговой политики с точки зрения равновесия финансовых интересов хозяйствующих субъектов и государства. Главной задачей налоговой политики РФ является обеспечение финансовыми ресурсами государства, создание благоприятных условий для увеличения эффективности национальной экономики и повышение уровня жизни населения. Как отмечается в современных публикациях Беспалова М. «Налоговая политика на 2013 год и плановый период 2014 - 2015 годов», Орловой О.Е. «Перспективы налоговой политики», Лермонтова Ю.М. «Об основных тенденциях развития налогового законодательства Российской Федерации», несмотря на уже имеющиеся достижения российской налоговой политики: снижение налоговой нагрузки на предпринимательство, упрощение налоговой системы страны через установление закрытого перечня налогов, сокращения числа налоговых баз и порядка уплаты конкретных налогов, на долгосрочный период налоговая политика страны еще полностью не сформирована.

Основными недостатками современной налоговой системы являются следующие:

  • нестабильность налоговой политики;
  • чрезмерное налоговое бремя, которое несут налогоплательщики;
  • отсутствие стимулов для развития малого и среднего предпри- нимательства;
  • чрезмерное распространение налоговых льгот, приводящее к потерям бюджета;
  • эффект инфляционного налогообложения, при котором никакого роста экономики не может быть в принципе;
  • перенос основного налогового бремени на производственные отрасли;
  • чрезмерный объем начислений на заработную плату. С заработной платы налоги взимаются автоматически в момент выплаты денег и никакой отсрочки в уплате налогов не предоставляется. А при получении налогов с фирм возникают трудности, связанные с разнообразными возможностями снижения облагаемой прибыли искусственным завышением издержек и использованием различных льгот, отсрочек, скидок и необходимых отчислений в различные фонды.
  • на микроуровне – расхождение между стандартами налогового и бухгалтерского учетов, что приводит к трудоемким корректировкам бухгалтерской прибыли при исчислении налоооблагаемой прибыли.
  • уклонение от уплаты налогов юридическими лицами. В теневой экономике сосредоточен большой резерв для налогообложения, но укрытым от налогообложения капиталам даже при желании их владельцев сложно вернуться в легальную производственную сферу, так как внимание налоговых органов к источникам средств могут привлечь крупные инвестиции. По этой причине капитал, попавший в теневой оборот, так там и остается либо вывозится за границу. [1]

Еще одним негативным направлением налоговой политики является нездоровая ориентация налоговой системы на косвенные формы налогообложения, от которых в бюджет поступает до 70% всех налоговых поступлений. Косвенные налоги являются ценообразующим фактором, и, если они будут высокими, это приведет к сокращению платежеспособного спроса, а следовательно, и объема производства и потребления товаров и услуг, что, в свою очередь, влечет за собой сокращение налоговых поступлений. Цена такой политики высока – инфляция, экономическая стагнация, рост цен на потребительские товары. [2]

Все эти проблемы нарушают систему доходов бюджета, серьезно влияют на инвестиционную привлекательность, ухудшают инновационное развитие. Поэтому необходимость налогового реформирования в нашей стране очевидна. И основная задача в данной ситуации – создание простой и стабильной налоговой системы. Следовательно, вносить каждый месяц изменения в налоговое законодательство недопустимо, необходимо накапливать необходимые дополнения и изменения, и вводить их с первого января следующего года. Усиление защищенности налогоплательщиков будет способствовать возврату в легальную сферу капиталов, находящихся в безналоговом обороте или вывезенных за границу. Должны быть удовлетворены интересы всех социальных слоев общества, имеющих большие различия в получаемых доходах – государственных служащих, работников, предпринимателей, пенсионеров, учащихся и других. Нестабильность и несовершенство налоговой системы России не может привлечь иностранные инвестиции в предприятия России, что так же отрицательно сказывается на экономической и социальной динамике общества. [3]

В целях снятия всех налоговых преград на пути экономического роста и превращения налоговой системы в эффективную систему налогообложения Правительством РФ в 2013 были определены приоритетные направления налоговой политики. В июне 2013 Министерство финансов разместило на своем сайте проект Основных направлений налоговой политики РФ на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 гг.Приоритеты налоговой политики остаются прежними – необходимость создания стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость как в среднесрочной, так и в долгосрочной перспективе. Основные цели налоговой политики – стимулирование инновационной деятельности и налоговой системы, а так же поддержка инвестиций.

В министерстве фмнансов, однако, отмечают, что достичь стабильности в условиях дефицита федерального бюджета будет трудно, что это возможно лишь при постепенном увеличении доходов. Достичь совершенствования налоговых доходов можно путем проведения широкомасштабных или частичных налоговых реформ, через изменение налоговой базы, отмену старых и введение новых налогов, изменение соотношения разных видов налогов.

С позиции реформирования налоговой политики планируется: во-первых, ежегодное повышение установленной ставки НДПИ на добычу полезных ископаемых при добыче газа горючего природного на период до 2015 года (в 2013 году —622 рубля, с 2014-го — до 700 рублей, с 2015-го — 788 рублей), во-вторых, постепенное снижение ставки вывозной таможенной пошлины на нефть с одновременной компенсацией выпадающих доходов за счет увеличения ставки НДПИ на нефть, в-третьих, предусматривается осуществление индексации ставок акцизов алкогольной и табачной продукции и планируется поэтапное повышение акцизов на данную продукцию, а так же на все классы автомобильного бензина и дизельного топлива с 2013 по 2015 год.

Еще одним направлением налоговой политики Российской Федерации является введение налога на недвижимое имущество не только для физических лиц, но и для организаций. Облагаться будет только недвижимое имущество, находящееся у организаций на праве собственности. Данный налог предполагается отнести к региональным налогам с передачей части поступающих сумм налоговых поступлений в местные бюджеты.

Действующая система налогообложения доходов физических лиц с единой ставкой для большинства видов доходов в размере 13 процентов будет сохранена. Введение прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц не планируется. От налогообложения НДФЛ может быть освобожден ряд социально значимых выплат (компенсационные выплаты работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, гранты Президента РФ, материальная помощь и др.).

В вопросе о налоговом стимулировании инвестиций предлагается только одна возможная мера - уточнение порядка восстановления в доходах суммы расходов на капитальные вложения в размере не более 10% в случае реализации основных средств, в отношении которых такие капитальные вложения были осуществлены, ранее чем по истечении 5 лет с момента введения их в эксплуатацию.

Одним из источников дополнительных поступлений в бюджетную систему РФ так же будет совершенствование налогового администрирования. В числе планируемых изменений — предоставление налоговым органам дополнительных прав при проведении налоговых проверок и урегулирование процедур контроля за исполнением банками обязанностей, установленных законодательством о налогах и сборах. [4]

Минфин РФ и ФНС РФ, формируя налоговую политику, ошибочно считают, что действующую систему налогообложения необходимо сохранить прежней, предполагая частично и постепенно вносить изменения в её блоки и подсистемы, при этом отношения собственности, технологическое состояние производства, оплата труда и т.п. остаются практически неименными. Вследствие этого через определенное время возникают новые проблемы в системе налогообложения.

Список использованной литературы

1. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. - М.: Книжный мир, 2013

Читайте также: