Применительный акт налоговой службы

Опубликовано: 14.05.2024

Возражение на акт налоговой проверки – документ, который имеет право написать любая организация, в отношении которой проводилось мероприятие по налоговому контролю.

Для чего конкретно используют возражение на акт налоговой проверки

Возражение, составленное от имени компании, позволяет ее руководству обжаловать какие-либо действия, итоги и выводы налоговиков, осуществивших налоговую проверку.

Существует два основных вида допускаемых налоговиками нарушений:

  1. процессуальные (т.е. ошибки в порядке проведения мероприятия);
  2. нарушения, связанные с нормами материального права (т.е. неверное толкование каких-либо документов, неполный учет предоставленных бумаг и т.п.).

Налоговая инспекция обязана отреагировать на письменное возражение независимо от того, по какому из этих типов нарушений оно написано.

Что не стоит обжаловать

Все, что касается деятельности фирмы по части документов, финансов, бухгалтерии и налогов можно и нужно обжаловать в случае несогласия.

Но есть некоторые моменты, против которых подавать возражение в налоговую нецелесообразно. Это:

  • сроки проведения процедуры проверки (даты начала и окончания),
  • неточности в оформлении протокола,
  • небольшие процессуальные нарушения.

Все эти незначительные мелочи на данном этапе стоит оставить без внимания, сосредоточившись на сути претензии. Здесь пометка «на данном этапе» означает, что их следует приберечь для суда, где в случае чего можно будет постараться дискредитировать акт (т.е. признать его незаконным).

Кроме того, следует иметь ввиду, что составленное по всем правилам, с приложением всех необходимых бумаг, возражение на предмет именно процедуры проведения проверки вполне может привести к дополнительным контрольным мероприятиям со стороны налоговиков. А их результаты, в свою очередь, запросто могут выявить более серьезные ошибки и нарушения в деятельности предприятия.

Как обосновывать возражение

Перед тем как «затевать дискуссию» с налоговой, желательно запастись стопроцентной аргументацией и комплектом убедительных документов, удостоверяющих правоту организации, которые нужно присовокупить к возражению. Для этого необходимо самым тщательнейшим образом изучить акт налоговой проверки, и все выявленные спорные пункты несколько раз перепроверить.

Это позволит снизить размер доначисленного налога, если таковой был назначен, а также избежать всевозможных штрафов и пени.

Все свои доводы нужно тщательно и подробно пояснять, указывая обстоятельства, приведшие к тому или иному недочету и ссылаясь на законодательство РФ в сфере налогов, гражданского права, судебную практику и нормативно-правовые акты компании.

С грамотно обоснованными аргументами налоговикам спорить будет трудно, к тому же они, в случае чего, станут доказательной базой при обращении компании в суд (если, конечно, до этого дойдет дело). Здесь же необходимо отметить и то, что в суде можно будет поднимать только те пункты акта налоговой проверки, которые ранее были обжалованы в вышестоящей налоговой инспекции.

Куда и как подавать возражение

Возражение следует подавать на адрес территориальной налоговой службы, специалисты которой проводили проверку. Документ можно передавать:

  1. лично «из рук в руки»,
  2. направив его по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.

Оба эти способа гарантируют то, что налоговики получат возражение своевременно.

Сегодня получил распространение еще один проверенный вариант доставки документа: через электронные сервисы, но только при условии, что организация имеет официально зарегистрированную цифровую подпись.

В течение каких сроков возражать

Для подачи возражения существуют установленный срок, одинаковый при проведении камеральной и выездной налоговой проверки – он равен одному месяцу с момента получения акта.

Если этот период будет нарушен, организации вряд ли удастся оспорить акт (скорее всего только через судебную инстанцию).

Основные нюансы в составлении возражения

На сегодняшний день нет строго установленного образца возражения на акт налоговой проверки. Работники предприятий и организаций могут составлять документ в произвольной форме, опираясь на свое представление о нем.

При этом желательно учитывать некоторые нормы делопроизводства и правила написания деловой документации. В частности в возражении следует обязательно указать:

  • адресата, т.е. наименование, номер и адрес именно той налоговой службы, в которую отправляется возражение,
  • сведения об отправителе (название компании и адрес),
  • номер возражения и дату его составления.

В основной части следует обозначить

  • акт, в отношении которого составляется возражение,
  • подробнейшим образом описать суть претензии, с внесением всех наличествующих доводов и аргументов.

В документе обязательно нужно сослаться на законы, которые подтверждают правоту составителя возражения и указать все прикладываемые к нему дополнительные бумаги (отметив их как отдельное приложение).

На что обратить внимание при оформлении документа

Ни ФНС в своих актах, ни закон никак не регламентируют оформление возражения. То есть его можно писать от руки или печать на компьютере на обыкновенном листе А4 формата или на фирменном бланке компании.

Неукоснительно важно соблюсти лишь одно условие: возражение должно быть подписано руководителем предприятия или уполномоченным на создание подобного рода документов сотрудника. Если бланк визирует доверенное лицо, в нем необходимо также указать номер и дату составления доверенности.

Удостоверять возражение печатью на сегодня не обязательно, поскольку с 2016 года предприятия и организации имеют полное право не использовать в своей работе штемпельные изделия (если только эта норма не прописала в локальных актах фирмы).

Документ следует составлять в двух экземплярах, один из которых передавать в налоговую инспекцию, второй, после проставления отметки у налогового специалиста о принятии документа, оставлять у себя.

Представляю Вашему вниманию образец возражений на акт налоговой проверки. Присылайте запрос на составление возражений на акт налоговой проверки в форме обратной связи или по адресу: mail@tvoi-advokat.ru

Образец жалобы в Управление ФНС России можно посмотреть по ссылке:

В Межрайонную ИФНС России № …
адрес: …


16 декабря 2015 года

Возражения
на Акт № … от …
камеральной налоговой проверки
Общества с ограниченной ответственностью «…»
(ООО «. »)
ИНН … КПП …

Межрайонной ИФНС России № … проведена камеральная налоговая проверка ООО «. » ИНН … КПП … на основе налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой к возмещению за … квартал 2015 года заявлено … руб., представленной . 2015г. регистрационный номер налоговой декларации (расчета) .
Проверкой «установлена» неуплата (неполная уплата) налога на добавленную стоимость за … квартал 2015г. в размере … руб., не обоснованное завышение налогового вычета в размере … руб., а также завышение НДС, предъявленного к возмещению из бюджета за … квартал 2015 г. в сумме … руб. По результатам проверки ООО «. » предлагается уплатить: а) суммы неуплаченных (не перечисленных) налогов (сборов) НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ (КБК …) в сумме … руб., б) пени за несвоевременную уплату или неуплату (несвоевременное перечисление или не перечисление) налогов (сборов). Также предлагается уменьшить предъявленный к возмещению из бюджета в завышенных размерах НДС за … квартал 2015 г. в сумме … руб., привлечь ООО «. » к налоговой ответственности, предусмотренной п.1 ст.122 НК РФ, внести необходимые исправления в бухгалтерский и налоговый учет.
ООО «. » не согласно с выводами инспекции, изложенными в Акте камеральной налоговой проверки № … от … 2015 года. Выводы инспекции не подтверждаются материалами налоговой проверки, противоречат налоговому законодательству и сложившейся правоприменительной практике.

ООО «. » были заключены контракты на поставку продукции для последующей продажи на внутреннем рынке: (изложение фактических обстоятельств и нормативное обоснование позиции налогоплательщика)

В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса РФ операции по ввозу товаров на таможенную территорию РФ признаются объектом налогообложения.

В соответствии со статьей 171 Налогового кодекса РФ налогоплательщик вправе уменьшить общую сумму НДС, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные данной статьей налоговые вычеты.

Пунктом 2 статьи 171 Налогового кодекса РФ установлено, что вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию РФ в таможенном режиме выпуска для свободного обращения в отношении товаров, приобретаемых для перепродажи.

Указанные требования налогового законодательства полностью соблюдены ООО «. ». В частности .

Неправомерность вывода инспекции о незаконности применения налогового вычета по НДС по товарам, не оприходованным на склад проверяемого налогоплательщика.

На странице … Акта инспекция указывает:
Из вышеизложенного следует, ООО «. » не располагает собственными и не арендует складские помещения, необходимые для приема, разгрузки-погрузки и хранения товара, что подтверждает отсутствие фактического момента получения товара ООО «. », т. е. принятие товара к учету ООО «. » не осуществлялось, и как следствие - налоговые вычеты по НДС неправомерны в соответствии с п.1 ст.172 НК РФ.
Материально-производственные запасы принимаются к учету при переходе к налогоплательщику контроля над ними. Исходя из этого, для принятия товаров к учету первичным является момент установления контроля над ними. Пока товар находится в пути и не оприходован на склад, вычет применить нельзя, даже если имеются счета-фактуры и товарные накладные.
Также инспекция указывает, что в ходе проведения мероприятий налогового контроля установлено, что право собственности на ввезенный товар на территорию Российской Федерации к ООО «. » не переходило.
Основанием для данного вывода являются следующие обстоятельства
- отсутствие складских помещений и определенного вида транспортных средств, материальных и трудовых ресурсов;
- пояснения налогоплательщика о доставке груза напрямую транспортом поставщика к покупателю ООО «. » и далее на прямую к покупателям 2-го звена (показания руководителя ООО «. » . ).
В связи с этим, ООО «. » в соответствии со статьей 172 НК РФ необоснованно принял к вычету суммы налога, уплаченные таможенным органам при ввозе товаров на территорию Российской Федерации.

Однако выводы налогового органа противоречат налоговому законодательству и сложившейся судебной практике. (нормативное обоснование и ссылки на судебную практику)

Вывод об отсутствии перехода права собственности сделан инспекцией на основании отсутствия складских помещений и определенного вида транспортных средств, материальных и трудовых ресурсов, а также пояснений налогоплательщика о доставке груза напрямую транспортом поставщика к покупателю ООО «. » и далее напрямую к покупателям 2-го звена. Однако в соответствии со статьей .

Принятие на учет импортированных товаров подтверждается следующими документами . . Указанные документы были представлены в налоговый орган.

Неправомерность вывода инспекции об отсутствии экономической выгоды

На странице … Акта указано, что согласно проведенному анализу закупочных документов и документов на продажу товара, представленных ООО «. », средняя наценка на реализуемый покупателям: ООО "В", OOO «Г», ООО "Д", ООО "Е", в … квартале 2015г. товар составила 3%, т.е. экономическая выгода при дальнейшей реализации товара отсутствует.
Проверяемый налогоплательщик совместно с другими хозяйствующими субъектами совершал цепочки согласованных действий, не имеющих реальной деловой цели, а направленных на получение выгоды в виде изъятия средств из бюджета, что является препятствием для возмещения НДС
Однако вывод инспекции противоречит налоговому законодательству и сложившейся правоприменительной практике, т.к. .

В материалах проверки не нашли подтверждение выводы инспекции о недобросовестности Общества при предъявлении НДС к возмещению из бюджета.
Таким образом, ООО «. » представило все документы, предусмотренные статьями 171, 172 и 176 НК РФ для подтверждения права на возмещение из бюджета спорных сумм НДС. Выводы инспекции не соответствуют имеющимся в материалах проверки документам и противоречат действующему налоговому законодательству и сложившейся судебной практике.
ООО «. » не согласно с выводами, изложенными в Акте камеральной налоговой проверки № … года и просит Межрайонную ИФНС России № … пересмотреть выводы, сделанные в Акте, не производить начисление налогов, пени, не уменьшать предъявленный к возмещению из бюджета НДС за … квартал 2015г., не привлекать к налоговой ответственности по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки.


16.12.2015 г. адвокат Гладилин А.Н.

Подробнее о должной осмотрительности:

Если директор поставщика отказался от подписи:

О почерковедческой экспертизе при проведении налоговой проверки:

Как и возражения, обжалование решения налогового органа является способом досудебного урегулирования спора и осуществляется по воле налогоплательщика. Однако данная стадия внесудебной защиты прав налогоплательщика заключается в обжаловании решения, то есть правоприменительного, властного акта государственного органа, в отличие от акта проверки, который к таковым не относится.
При подаче жалобы в вышестоящий налоговый орган налогоплательщику необходимо учитывать следующее:
- Решение налогового органа о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности может быть обжаловано налогоплательщиком в вышестоящий налоговый орган.
Налоговые органы представляют собой единую систему, состоящую из ФНС России и ее территориальных подразделений. К территориальным налоговым органам относятся, в частности, налоговые инспекции по городам, районам в городах, округам, а также управления по областям, краям, республикам в составе РФ. Соответствующие управления являются вышестоящими по отношению к инспекциям, а ФНС России является вышестоящей по отношению и инспекциям и к управлениям.
- При обжаловании решения территориальной налоговой инспекции налогоплательщик может обратиться с жалобой в вышестоящий орган - в управление, в ФНС или одновременно в данные органы. Однако при этом необходимо учитывать, что в случае, если жалоба будет направлена непосредственно в ФНС, минуя управление, она может быть направлена для рассмотрения в соответствующее управление.
При подаче жалобы в вышестоящий налоговый орган налогоплательщик также вправе обжаловать данное решение в суд (одновременно или в последующем), то есть административное обжалование не лишает налогоплательщика права на судебное обжалование.
Обжалование налогоплательщиком решения налогового органа в вышестоящий налоговый орган не приостанавливает его исполнение!
Другим словами, обжалование решения не лишает территориальный орган права на бесспорное взыскание начисленных в соответствии с решением сумм налогов и пени, а также обращение в суд с иском о взыскании налоговых санкций.
Вместе с тем исполнение обжалуемого решения может быть полностью либо частично приостановлено решением руководителя налогового органа, принявшим такой акт, либо вышестоящим налоговым органом. Основанием для приостановления является наличие у лица, рассматривающего жалобу, достаточных оснований полагать, что обжалуемое решение не соответствуют законодательству (на практике практически не случается).
При этом для рассмотрения вопроса о приостановлении исполнения решения налогоплательщику необходимо обратиться с указанной просьбой, изложив ее непосредственно в жалобе либо сопроводительном письме к ней, с обоснованием причин для приостановления.
Налогоплательщик вправе подать жалобу в вышестоящий налоговый орган в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своих прав.
В соответствии с п. 5 ст. 101 НК РФ копия решения налогового органа и требование вручаются налогоплательщику либо его представителю под расписку или передаются иным способом, свидетельствующим о дате получения налогоплательщиком либо его представителем. Если указанными выше способами решение налогового органа вручить налогоплательщику или его представителям невозможно, оно отправляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней после его отправки. Иначе говоря, в соответствии с данными нормами течение данного срока начинается со дня, следующего за днем вручения решения о привлечении к ответственности либо передачи его иным способом, либо на седьмой день после отправки решения по почте.
Согласно ст. 6.1 НК РФ срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока, при этом под месяцем понимается календарный месяц. К примеру, решение вручено налогоплательщику 3 сентября 2006 г.; срок на досудебное обжалование истекает 3 декабря. При этом необходимо учитывать, что при исчислении трехмесячного срока выходные и праздничные дни не прерывают его течение.
При пропуске срока на обжалование решения жалоба налогоплательщика налоговым органом не рассматривается. Вместе с тем в случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен вышестоящим налоговым органом. Восстановление пропущенного срока как и в предыдущем случае, должно осуществляться по просьбе налогоплательщика, выраженной в жалобе или отдельном документе.
При подаче жалобы налогоплательщику необходимо учитывать, что Регламентом рассмотрения споров в досудебном порядке установлены случаи, когда жалоба не подлежит рассмотрению.
К таким случаям относятся:
- пропуск срока подачи жалобы;
- отсутствие указаний на предмет обжалования и обоснования заявляемых требований;
- подписание жалобы неуполномоченным лицом (подача жалобы лицом, не имеющим полномочий выступать от имени налогоплательщика);
- при наличии документально подтвержденной информации о принятии жалобы к рассмотрению вышестоящим налоговым органом (должностным лицом);
- наличие информации о вступлении в законную силу решения суда по вопросам, изложенным в жалобе.
При этом заявителю должно быть сообщено о невозможности рассмотрения его жалобы в десятидневный срок со дня ее получения.
Отказ налогового органа в рассмотрении жалобы не исключает права заявителя (при внесении им всех необходимых исправлений) повторно подать жалобу в пределах трехмесячного срока.
Жалоба подается налогоплательщиком в письменной форме.
Вместе с тем, установив требования к форме жалобы, НК РФ, как и в предыдущем случае, не устанавливает требования к ее содержанию, структуре.
Структура изложения материалов в жалобе должна быть аналогичной структуре возражений по акту проверки, за исключением некоторых особенностей, обусловленных различиями данных способов досудебного урегулирования спора. В отличие от возражений налогоплательщик в жалобе на решение должен указать не только на несогласие с фактами и выводами, изложенными в решение, но и изложить свое требование о полной или частичной его отмене.
В описательной части жалобы необходимо указать на факты и выводы, изложенные в решении, с которым не согласен налогоплательщик, а также нормативные положения, обосновывающие его позицию. При подготовке жалобы налогоплательщику желательно подтвердить свою позицию нормативными документами ФНС России, Минфина России, а также судебно-арбитражной практикой. Как показывает практика, наличие ссылок на данные документы в жалобе налогоплательщика значительно увеличивает вероятность принятия вышестоящим налоговым органов положительного решения. Кроме того, в отличие от возражений по акту проверки в жалобе налогоплательщик может приводить в свою защиту доводы, указывающие на нарушения процессуальных правовых норм, допущенные при проведении налоговой проверки, рассчитывая при этом на отмену решения именно по этим основаниям. К жалобе могут быть приложены обосновывающие ее документы. Рассмотрение жалобы вышестоящим налоговым органом осуществляется, как правило, без участия налогоплательщика, подавшего жалобу, и в срок не позднее одного месяца со дня ее получения.
По итогам рассмотрения жалобы на акт налогового органа вышестоящий налоговый орган вправе вынести четыре вида решений:
- оставить жалобу без удовлетворения;
- отменить акт налогового органа и назначить дополнительную проверку;
- отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении;
- изменить решение или вынести новое решение.
Решение налогового органа (должностного лица) по жалобе принимается в течение месяца. О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу.
Законодательством предусмотрена еще одна возможность обжалования ненормативных актов налоговой инспекции со стороны налогоплательщика, однако вышеописанный вид административного обжалования не является альтернативным. Как показывает уже сформированная практика разрешения споров на административном уровне с вышестоящим государственным органом при наличии правоприменительных письменно изложенных аргументах у налогоплательщика есть реальный шанс изменить не соответствующее закону решение территориальных органов налогового контроля.
Поэтому использование своего права на данный вид обжалования представляется весьма необходимым даже с точки зрения финансовых затрат, которые ограничиваются почтовым отправлением.

Юрист ООО «Мегаполис-Консалтинг»
Беленичева Анна Борисовна

Санкт-Петербург, ул. 9-я Советская, д.4-6, офис 305
(вход с 9-ой Советской)
Ст.м.'Площадь Восстания' Обратная связь

В большинстве случаев выездная налоговая проверка становится неприятным сюрпризом для организаций и предпринимателей. Проверяющие органы тщательно рассматривают учетную политику компаний, анализируют полноту налоговых начислений и их своевременность уплаты.

По полученным результатам ФНС предоставляет акт налоговой проверки, в котором могут быть отражены налоговые доначисления, штрафы, пени, предоставлены рекомендации для устранения текущих ошибок.

Что такое выездная налоговая проверка

Основная цель работы коммерческих структур – получение прибыли. При этом, пополнение государственного бюджета в виде уплаты налогов и прочих платежей по итогам деятельности – обязанность компаний и предпринимателей. Уклонение от действующих правил, включая сокрытие прибыли, занижение налогооблагаемой базы, применение необоснованных расходов чревато административной, а в некоторых случаях и уголовной ответственностью.

В целях контроля за полнотой уплаты налогов, ФНС в отношении плательщиков периодически проводит проверки. Анализ деятельности компаний может осуществляться в рамках камеральной или выездной налоговых проверок. Камеральная совершается на основании предоставленных хозяйственным субъектом данных, например, при предоставлении налоговой декларации. При выявлении несоответствий или возникновении иных вопросов инспекторы вправе запросить дополнительные пояснения.

Выездная налоговая проверка, в отличие от камеральной, охватывает все направления учета организации или предпринимателя.

Анализируется полнота и своевременность уплаты бюджетных платежей хозяйственного субъекта, которые он обязан начислять в соответствии с действующим законодательством.

С точки зрения налоговой инспекции, выездная проверка – достаточно трудоемкое мероприятие. Проконтролировать работу всех действующих коммерческих структур практически невозможно. Посещение организаций и ИП осуществляется выборочно на основании заранее составленного плана проверок или при обнаружении мотивирующих факторов. При формировании плана анализируется финансовое состояние объектов проверки, принимаются во внимание следующие обстоятельства:

  • низкий уровень начисленных налогов по отношению к денежным оборотам плательщика;
  • наличие убытков на протяжении нескольких лет;
  • превышение расходов над доходами;
  • незначительный уровень рентабельности;
  • величина средней заработной платы не соответствует среднеотраслевому уровню;
  • неправомерное использование налоговых вычетов.

Узнать заранее о предстоящем визите налоговых инспекторов невозможно. План проверок является закрытым. Однако некоторые факторы могут косвенно указывать, что организация или ИП попали под пристальное внимание налоговых органов. Проверка возможна при наличии следующих событий:

  1. ФНС запросила у банков расширенную выписку о поступлениях и расходах за последние несколько лет.
  2. Проводится встречная проверка одного или нескольких контрагентов. У покупателей или поставщиков запрашиваются данные о взаимоотношениях с проверяемой фирмой.

Все указанные признаки следует рассматривать лишь как косвенные, наличие которых не позволяет утверждать с абсолютной уверенностью о предстоящих визитах налоговиков. При этом, уровень риска значительно увеличивается. Поэтому руководству не будет лишним предпринять дополнительные меры для успешного прохождения проверки, среди которых проверка первичных документов, анализ обоснованности расходов и прочие.

Сроки проведения

Выездная налоговая проверка, как правило, проводится на территории проверяемого субъекта. При невозможности предоставить помещение запланированные мероприятия осуществляются по месту нахождения налогового органа.

Обычный срок проведения проверки не может превышать 2- месяцев с момента вынесения решения. Но в некоторых случаях этот период может быть продлен от 4-х до 6 месяцев, в том числе:

  • при обнаружении инспекцией дополнительных факторов нарушения налогового законодательства;
  • непредоставление всех требуемых документов в установленные сроки;
  • наличие непредвиденных обстоятельств, в том числе наступление чрезвычайных происшествий.

В ходе проведения мероприятий допускается приостановка проверки до 6 месяцев. При этом причины для подобных действий должны быть обоснованы, например:

  • требуется получение информации от иностранных госорганов в рамках международных отношений;
  • возникает необходимость проведения экспертизы;
  • полученные от проверяемого субъекта документы необходимо перевести на русский язык.

Датой окончания выездной проверки считается составление инспекторами ФНС соответствующей справки. На основании проведенных работ налогоплательщику предоставляется соответствующее итоговое заключение – акт о проведении выездной налоговой проверки.

Процедура проведения

02.jpg

Выездная проверка начинается со дня вынесения решения. Согласно действующему законодательству, инспекция не обязана предупреждать налогоплательщика заранее о планируемых действиях. Уведомление о проверке вручается любым удобным способом – лично, по телефону, через ТКС или направляется почтой.

После получения уведомления налогоплательщику предоставляется 10 дней для сбора документации на проверку и передачи инспекторам ФНС. Если объем собираемых документов достаточно значителен, допускается подать ходатайство о продлении сроков. В течение 2-х дней налоговая должна вынести решение по этому поводу. Однако в таких ситуациях инспекторы поступают по собственному усмотрению. В просьбе может быть и отказано.

Объектом выездной налоговой проверки становится правильность начисления налогов, страховых взносов. Прочие дела организации или предпринимателя, не связанные с налогообложением, инспекторов ФНС не должны интересовать, за исключением следующих ситуаций:

  • проверяемый субъект работает в сфере региональных инвестиционных проектов;
  • налогоплательщик использует специальный режим налогообложения, право на применение которого потребуется доказать.

Проведение выездной налоговой проверки сопровождается рядом ограничений, среди которых:

  • глубина проверки не может превышать 3-х предыдущих отчетных периодов;
  • проверка проводится не чаще 2-х раз в год, повторная проверка одних и тех же документов не допускается;
  • мероприятия проводятся по адресу фактического местонахождения плательщика или на территории налоговой инспекции.

Действия инспекторов в рамках выездной проверки допускают проведение следующих процедур:

  1. Осмотр помещений налогоплательщика вне зависимости от места их нахождения. Речь идет о складских, офисных, торговых и прочих площадях.
  2. Запрос документации, необходимой для проверки деятельности проверяемого лица. Первоначальный пакет документов для получения информации инспекторы запрашивают вначале проверки. Далее дополнительные требования о предоставлении пояснений поступают по мере необходимости.
  3. Инвентаризация активов компании. Проводится обследование имеющихся у субъекта и используемых в предпринимательской деятельности материальных ценностей.
  4. Опросы свидетелей. В качестве вызываемых могут привлекаться наемные работники проверяемого лица. Также инспекторы вправе обратиться за получением нужной информации к прочим свидетелям.
  5. Проведение экспертизы и получение экспертного заключения. Сторонние специалисты могут привлекаться к оценке текущей ситуации дополнительно на договорной основе.
  6. Привлечение переводчика. При необходимости налоговики вправе воспользоваться услугами переводчиков для получения полной картины о состоянии финансовых дел проверяемого лица.
  7. Выемка документов. Изъятые документы служат доказательством об обнаруженном налоговом правонарушении.

В рамках проведения выездной налоговой проверки инспекторы стремятся полную информацию в следующих вопросах:

  • соблюдение норм законодательства при регистрации проверяемого лица;
  • проверяются документы учета в целях сверки реальной налогооблагаемой базы с заявленной;
  • анализируется полнота и своевременность уплаты налогов и взносов;
  • фиксируются выявленные в ходе проверки ошибки, неточности и искажения, влияющие на правильность исчисления налогов.

Помимо выявления обычных арифметических ошибок в расчетах, налоговые инспекторы уделяют внимание соответствию заполнения документов с требованиями законодательства. Отсутствие каких-либо обязательных реквизитов может стать основанием для признания имеющейся информации как неподтвержденной, что может негативно отразиться на налогооблагаемой базе.

Формирование акта по итогам выездной налоговой проверки

Акт выездной налоговой проверки является итоговым документом, составленным на основании проведенных инспекторами ФНС мероприятий. В нем отражаются результаты проверки, в числе которых выделяются выявленные налоговые нарушения. Учитывая, что в подавляющем большинстве случаев какие-либо ошибки в учете обнаруживаются, в акте прописываются суммы доначислений и штрафов.

Сразу после завершения проверки инспекторы выдают проверяемому лицу справку о завершении работы. Итоговый акт предоставляется налогоплательщику не позднее 2-х месяцев с момента окончания мероприятий.

После формирования акт о проведении выездной проверки вручается налогоплательщику под расписку. При уклонении от получения документ отправляется по почте. Вносить изменения в акт после его вручения в одностороннем порядке не допускается. Однако по согласованию с проверяемым лицом могут быть внесены технические корректировки.

Содержание акта

Акт выездной налоговой проверки содержит описание проверяемых объектов, выявленные нарушения и выводы.

Условно документ разделяется на 3 части: вводную, основную и итоговую. В водной части приводится следующая информация:

  • дата и номер акта;
  • реквизиты проверяемого субъекта;
  • данные решения о проверке;
  • проверяемые периоды;
  • налоги и взносы, в отношении которых производилась проверка;
  • даты начала и окончания проверки;
  • проводимые мероприятия.

В основной части акта описываются налоговые правонарушения, совершенные плательщиком. При этом инспекторы руководствуются положениями НК РФ и прочих нормативных актов. Приводится подробная информация о каждом выявленном случае, включая вид налога, период возникновения недоимки, причины появления, рассчитанные к доначислению суммы. Если правонарушения отсутствуют, то и об этом делается соответствующая пометка в акте.

Заключительная часть акта содержит сведения об итоговых заключениях инспекторов по результатам проверки. Обычно в этих абзацах прописывается формулировка налогового нарушения, рассчитывается сумма недоимки, штрафов, пеней. Также указываются сроки уплаты образовавшейся задолженности.

Формирование акта сопровождается информацией о налоговых инспекторах, ответственных за проведение проверки. Также в документе должна присутствовать подпись доверенного лица от проверяемого субъекта. В качестве доказательств о сделанных инспекторами выводах к акту могут прилагаться дополнительные материалы, включая копии допроса свидетелей, экспертные заключения, ответы от контрагентов на поступившие запросы.

После получения акта проверки налогоплательщики могут предоставить свои возражения в случае несогласия с итоговыми выводами. Допускается приводить дополнительные факты, излагать собственные заключения на основании проведенной работы.

Срок подачи возражений строго регламентируется. Выразить несогласие с итоговыми выводами рекомендуется не позднее месяца с момента получения документа. Если речь идет о дополнениях к акту, то в течение 15 дней.


1 раз в месяц


Камеральные налоговые проверки: раскрытие информации

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Важно, что при проведении камеральной проверки налоговые органы вправе требовать у налогоплательщика раскрытия информации об исчислении конкретного налога за проверяемый налоговый период только в строго определенных случаях, описанных в НК РФ, а именно:

Ситуация, при которой налоговые органы вправе требовать раскрытия информации

Информация, которую обязан представить налогоплательщик по требованию налогового органа

Выявление ошибок в налоговой декларации (расчете)

Пояснения или внесение соответствующих исправлений в установленный срок

Выявление противоречий между сведениями, содержащимися в представленных налогоплательщиком документах

Выявление несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля

Подача уточненной налоговой декларации (расчета), в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему РФ, по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом)

Пояснения, обосновывающие изменение соответствующих показателей налоговой декларации (расчета)

Представление налоговой декларации (расчета), в которой заявлена сумма полученного в соответствующем отчетном (налоговом) периоде убытка

Пояснения, обосновывающие размер полученного убытка

Использование налоговых льгот

Документы, подтверждающие право на налоговые льготы

Подача налоговой декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога

Документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов

Выявление противоречий между сведениями об операциях, содержащимися в налоговой декларации по НДС

Счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к указанным операциям

Выявление несоответствия сведений об операциях, содержащихся в налоговой декларации по НДС, представленной налогоплательщиком, сведениям об указанных операциях, содержащимся в налоговой декларации по НДС, представленной в налоговый орган другим налогоплательщиком (иным лицом, на которое в соответствии с главой 21 НК РФ возложена обязанность по представлению налоговой декларации по НДС), или в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, представленном в налоговый орган лицом, на которое в соответствии с главой 21 НК РФ возложена соответствующая обязанность, в случае, если такие противоречия, несоответствия свидетельствуют о занижении суммы НДС, подлежащей уплате в бюджетную систему РФ, либо о завышении суммы НДС, заявленной к возмещению

Подача уточненной налоговой декларации (расчета), представленной по истечении двух лет со дня, установленного для подачи налоговой декларации (расчета) по соответствующему налогу за соответствующий отчетный (налоговый) период, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему РФ, или увеличена сумма полученного убытка по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом)

Первичные и иные документы, подтверждающие изменение сведений в соответствующих показателях налоговой декларации (расчета), и аналитические регистры налогового учета, на основании которых сформированы указанные показатели до и после их изменений

При проведении камеральной налоговой проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов

Документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты таких налогов

Проведение камеральной налоговой проверки налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком - участником регионального инвестиционного проекта, по налогам, при исчислении которых были использованы налоговые льготы, предусмотренные для участников региональных инвестиционных проектов НК РФ и (или) законами субъектов РФ

Сведения и документы, подтверждающие соответствие показателей реализации регионального инвестиционного проекта требованиям к региональным инвестиционным проектам и (или) их участникам, установленным НК РФ и (или) законами соответствующих субъектов РФ

Срок проведения камеральной налоговой проверки строго ограничен тремя месяцами со дня подачи (а не поступления) декларации в налоговый орган. В связи с этим все необходимые действия по истребованию информации (пояснений и документов) налоговый орган обязан совершить в течение указанного срока.

Поэтому получив требование (сообщение) о предоставлении документов (о даче пояснений), прежде всего, необходимо обращать внимание на даты его составления и направления.

Если запрос информации составлен и / или направлен по истечению трехмесячного срока после представления декларации вы вправе рассматривать его как, не подлежащий безусловному исполнению. У налогоплательщика в данном случае есть право выбора: исполнять или не исполнять такой запрос.

Решение зависит от конкретной ситуации и многих нюансов: в частности от того, готовы ли вы вступить в конфликтную ситуацию с налоговым органом или нет, будет ли способствовать исполнение запроса правильному и скорейшему разрешению исследуемого вопроса.

При этом если все-таки принимается решение о раскрытии информации, определение срока исполнения запроса и объема раскрываемой информации являются прерогативой самого налогоплательщика, и привлечение к ответственности за ненадлежащее исполнение такого запроса будет незаконным.

Проверка обоснованности заявления НДС к возмещению

Отдельно остановимся на раскрытии информации при заявлении НДС к возмещению.

Безусловная обязанность налогоплательщика в данной ситуации при получении соответствующего требования – документально подтвердить свое право на налоговый вычет. Таким образом, документы, полученные от поставщиков и подтверждающие право на вычет, представляются в обязательном порядке. Если налоговый орган требует представить дополнительную информацию (например, подтвердить оборот по реализации с целью проверки налоговой базы по НДС), то к такому требованию вы вправе относиться критически.

Обязанность представлять документы, подтверждающие оборот по реализации прямо из НК РФ не вытекает. Если вы все же готовы предоставить эту информацию, то документы допустимо предоставить за пределами обычного десятидневного дневного срока со дня получения требования. Негативных последствий в виде штрафных санкций это не повлечет.

В свете изменений с начала 2015 года, касающихся представления организациями в составе декларации по НДС данных из книг покупок и продаж, как никогда актуален вопрос проявления налогоплательщиками так называемой «должной осмотрительности» при взаимодействии с контрагентами – поставщиками и подрядчиками. По замыслу налоговых органов отныне данные из книг покупок и продаж компании должны сверяться с аналогичными данными, поступившими в составе отчета от всех указанных поставщиков и покупателей.

Однако всегда существует вероятность, что кто-то из ваших деловых партнеров не проведет нужную счет-фактуру, либо не справится с объемом документов и представит «приблизительную» отчетность, а кто-то вовсе прекратит существование, не отчитавшись за квартал. Все это может дать повод налоговому органу усомниться в правомерности применения вами налоговых вычетов по НДС неправомерными и, как следствие, – привести к доначислению НДС или к уменьшению заявленной суммы возмещения.

Доказывать налоговому органу право на применение налоговых вычетов в таких ситуациях, конечно, нужно; но практика свидетельствует о том, что малейшая неясность относительно обстоятельств совершения хозяйственных операций с «проблемными» контрагентами рассматривается налоговым органом как достаточное основание для отказа в налоговом вычете.

Поэтому, столкнувшись с подобной проблемой, следует рассчитывать, что приводимые вами доводы и представляемые доказательства будут правильно оценены только вышестоящим налоговым органом или судом.

При этом в правоприменительной практике сложился подход к оценке правомерности применения налоговых вычетов по НДС, согласно которому при неоспаривании реального характера операции по приобретению товаров (работ, услуг) для покупателя приобретает существенное значение доказывание им «должной осмотрительности и осторожности» при выборе поставщика (исполнителя).

«Должная осмотрительность и осторожность» как основание отказа в праве на вычет

Что значит «должная осмотрительность и осторожность»?

Следует заметить, что налоговое законодательство не устанавливает такого понятия как «должная осмотрительность и осторожность». Упоминание о нем применительно к налоговым правоотношениям содержится в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 №53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», в котором было указано на то, что налоговая выгода (в том числе полученная в результате учета затрат, применения налоговых вычетов и пр.) может быть признана необоснованной в случае нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей, но при условии, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и он мог знать о нарушениях, допускаемых контрагентом.

Какие контрагенты привлекают внимание налоговых органов?

В первую очередь под пристальное внимание налоговых органов подпадают контрагенты, в отношении которых выявлены:

  • участие одного физического лица в деятельности множества организаций (в качестве руководителя и / или учредителя);
  • декларирование и уплата налогов в «минимальных размерах» при значительном обороте;
  • разнохарактерные хозяйственные операции.

При наличии таких фактов для вывода о проявлении вами должной осмотрительности и осторожности налоговым органом будут исследоваться следующие вопросы:

  • обстоятельства поиска и выбора контрагента;
  • наличие у вас непосредственных контактов с руководством или уполномоченными представителями контрагента при заключении и исполнении договоров;
  • наличие документального подтверждения полномочий руководства и представителей контрагента;
  • контактная информация контрагента, с помощью которой происходило текущее взаимодействие с контрагентом;
  • ваша информированность об обеспеченности контрагента ресурсами (трудовыми, производственными и пр.), необходимыми для исполнения обязательств перед вами.

Как подтвердить проявление «должной осмотрительности»?

В Постановлении от 12.10.2006 №53 указаний по поводу того, какие меры со стороны налогоплательщика являются достаточным доказательством должной осмотрительности и каким образом налоговый орган должен доказывать неосмотрительность налогоплательщика, не имеется.

Поэтому принято считать, что минимально необходимыми доказательствами этого являются документы, подтверждающие правовой статус контрагента и его представителей:

  • выписка из ЕГРЮЛ по состоянию на дату, близкую к дате совершения сделки;
  • свидетельства о регистрации и о постановке на учет в налоговом органе;
  • приказы о назначении генерального директора и главного бухгалтера;
  • доверенность на уполномоченного представителя;
  • устав;
  • лицензия и иная разрешительная документация, если деятельность контрагента подлежит лицензированию или если для ее ведения необходимы определенные разрешения от государственных или муниципальных органов власти.

Рекомендуемыми к получению от контрагента являются:

  • бухгалтерская и налоговая отчетность;
  • справки об отсутствии задолженности перед бюджетом.

Отметим, что данные бухгалтерского баланса пригодятся также для оценки финансового и имущественного состояния партнера, где наибольший интерес для рассматриваемых целей представляют наличие объектов основных средств, товаров и других оборотных активов, размеры дебиторской и кредиторской задолженности.

Итак, если следовать всем рекомендациям, то на каждого контрагента придется собирать целое досье. А это неминуемо влечет значительные временные, трудовые и финансовые затраты, которые могут себе позволить далеко не все налогоплательщики. Поэтому для сокращения времени и затрат на проверочные мероприятия рекомендуем дифференцировать объем собираемых о контрагенте сведений в зависимости от степени рискованности сделки.

Тем не менее, наличие всех указанных выше документов не гарантирует успех в доказывании права на налоговую выгоду (и в особенности права на налоговый вычет по НДС), если вы не будете готовы пояснять и подтверждать доказательствами фактические обстоятельства совершения хозяйственных операций с конкретным лицом:

  • источники информированности о контрагенте;
  • причины выбора контрагента;
  • лица, обеспечивавшие заключение и исполнение договора;
  • обстоятельства исполнения договора исходя из его предмета и условий.

Комиссии по легализации налоговой базы

Особая форма контроля – комиссии «по легализации налоговой базы», проводимые в налоговом органе.

Несмотря на отсутствие в законе такой формы налогового контроля, в правоприменительной практике сложилась позиция, согласно которой налогоплательщик обязан посещать данные комиссии. Вывод об этом проистекает из общего права налогового органа вызывать налогоплательщика для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) им налогов.

В связи с этим неявка на комиссию может обернуться привлечением организации и ее руководителя к налоговой и административной ответственности. Но неурегулированность в НК РФ порядка проведения налоговыми органами комиссий позволяет и налогоплательщику достаточно вольно относиться к тому, что конкретно и чем пояснять налоговому органу.

Поэтому пояснения по интересующим налоговый орган вопросам могут носить самый общий характер и не обязаны быть подтверждены какими-либо доказательствами. При этом рекомендуем вам внимательно анализировать информацию, которую вы представляете в налоговый орган, дабы передача «лишних» документов с благой целью не стала палкой о двух концах.

Выездная налоговая проверка: критерии отбора кандидатов

Выездная налоговая проверка является мероприятием налогового контроля, призванным установить правильность исчисления и своевременность уплаты налогов налогоплательщика за определенный период его хозяйственной деятельности.

Считается, что стать кандидатом на выездную проверку, можно стать, выполнив несколько условий, описанных в главе 4 Концепции системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденной приказом ФНС России от 30.05.2007 №ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок». В частности, такими показателями признаются:

  • налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности);
  • отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов;
  • отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период;
  • опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг);
  • выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ;
  • неоднократное приближение к предельному значению установленных НК РФ величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы;
  • отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год;
  • построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками ("цепочки контрагентов") без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели);
  • непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности, и (или) непредставление налоговому органу запрашиваемых документов, и (или) наличие информации об их уничтожении, порче и т.п.
  • неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения ("миграция" между налоговыми органами);
  • значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики;
  • ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

Информация о факте включения организации в план выездных проверок в открытом доступе нигде не представлена. Поэтому о начале проверки налогоплательщик, как правило, узнает из решения руководителя о проведении выездной налоговой проверки.

Вместе с решением налогоплательщику часто представляется требование о представлении заверенных копий всех документов, относящихся к исчислению налогов за обозначенный период проверки. Это требование трудно назвать логичным, поскольку объем запрашиваемой информации может быть огромен и чисто физически в короткие сроки представить копии по всей финансово-хозяйственной деятельности за три года у организации нет возможности.

Однако до настоящего времени судебная практика в этом вопросе не единообразна, поэтому для снижения риска неблагоприятных последствий настоятельно рекомендуемым является направление ходатайства о продлении сроков подготовки копий документов с указанием причин невозможности его исполнения (значительный объем истребуемой документации, недостаточность трудовых ресурсов и т.п.) с одновременным указанием на то, что все истребуемые документы готовы для представления проверяющим с целью изучения в подлиннике в любое удобное им время.

Если организация не сможет предоставить большой объем документов в установленный срок и будет оштрафована по статье 126 НК РФ, указанное ходатайство может послужить весомым аргументом в суде для признания решения налогового органа необоснованным.

Также обязательным к выполнению правилом может являться представление налоговому органу как копий, так и подлинников документов с детализированной описью и с получением отметки об их вручении. Если инспектор в дальнейшем (как известно, проверка может длиться долго) повторно будет запрашивать данные копии, у вас будет основание не представлять их, поскольку это было уже сделано ранее.

Читайте также: