Применение таможенных пошлин и налогов в свободной таможенной зоне

Опубликовано: 06.05.2024

Библиографическая ссылка на статью:
Егорова Т.П., Алексеева К.И., Егоров Г.С. Налоговые и таможенные преференции зон экономического роста: возможности и риски // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2015/12/13543 (дата обращения: 17.05.2021).

За последние несколько лет в России был разработан целый ряд федеральных программ и законодательных актов, посвященных территориальному развитию. Попытки создания свободных экономических зон, начавшиеся в 1990-х гг., не принесли положительных результатов. Дальнейший пересмотр подходов к формированию территорий экономического роста привел к решению о создании в России особых экономических зон (ОЭЗ). С принятием в 2005 г. Закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» определен как правовой режим создания и функционирования ОЭЗ на территории России, так и условия предпринимательской деятельности на их территории, предусматривающие введение налоговых инструментов. Целью создания особых экономических зон было стремление сформировать высокотехнологичные отрасли экономики и импортозамещающие производства, развить санаторно-курортную и туристскую сферы, стимулировать формирование судостроительной (судоремонтной) и транспортно-логистической системы. Поэтому прослеживается видовая направленность таких зон (промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные и портово-логистические).

Для всех типов особых экономических зон имеются общие налоговые льготы:

пониженная ставка налога на прибыль;

освобождение от уплаты налога на имущество на срок от 5-10 лет;

преференции по транспортному налогу;

освобождение от уплаты земельного налога на 5-10 лет.

В зависимости от типа ОЭЗ инвесторам могут быть предоставлены дополнительные льготы:

освобождение от НДС;

ускоренная амортизация (повышающий коэффициент к основным средствам);

пониженные тарифы страховых взносов на переходный период.

Также добавим таможенные преференции – режим свободной таможенной зоны, который означает, что все импортируемое сырье и технологические компоненты будут ввозиться в зону и вывозиться за рубеж без уплаты НДС и таможенной пошлины.

Несмотря на ряд проблем и некоторые трудности их организации, особенно в дальневосточных регионах, в целом достигнуты определенные успехи: создано 28 ОЭЗ, из которых 14 – туристско-рекреационных, 6 – промышленно-производственных 5 – технико-внедренческих и 3 – портовые (резиденты есть не во всех). В таблице 1 приведена результативность создания ОЭЗ на территории Российской Федерации со времени их создания и по 2014г.[1].

Таблица 1. Результативность создания ОЭЗ*

* По состоянию на конец 2014 г.

Основное преимущество ОЭЗ – предоставление инвесторам созданной за счет средств государственного бюджета инфраструктуры (дороги, коммуникации, здания, энергообеспечение и т.д.), что снижает издержки на организацию новых производств или развитие бизнеса.

Совершенно новым этапом государственной политики по формированию точек роста российской экономики стало принятие в 2014г. Закона «О создании территорий опережающего социально-экономического развития» (ТОСЭР)[2]. Отличия ТОСЭР от других зон экономического роста заключаются в предоставлении целого пакета льгот и преференций: налоговые льготы, льготы по страховым платежам, льготные ставки арендной платы; возможность применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны; льготное подключение к объектам инфраструктуры; использование наиболее эффективных технических регламентов; наличие на территориях опережающего развития отделений МВД, ФМС, ФНС и других ведомств; особый режим землепользования; особый режим государственного, а также муниципального контроля; предоставление государственных услуг на ТОСЭР; применение технических и санитарных регламентов наиболее развитых стран; возможность в ускоренном и льготном порядке привлекать к трудовой деятельности квалифицированный иностранный персонал.

Отметим, что набор льгот и перечень разрешенных видов деятельности для каждой территории принимается отдельным решением. Для применения льгот в предпринимательской деятельности в ТОСЭР, также как и в ОЭЗ, необходимо получить статус резидента. Резиденты ТОСЭР не разрешается иметь представительства или филиалы за пределами территории, вид деятельности должен соответствовать допустимому перечню. Так, например, для ТОСЭР, расположенной на территории Республики Саха (Якутия), «Индустриальный парк Кангалассы» определен 51 вид предпринимательской деятельности [3].

Предоставление налоговых льгот является широко используемым методом стимулирования экономики. Сравнительная характеристика налоговых льгот особых экономических зон разных стран (рисунок 1) показывает, что налоговый режим на территории России стал более гибким [4, стр. 59]. Предполагается, что пакет больших льгот поможет привлечь инвестиции и значительно ускорить окупаемость проектов.


Рисунок 1. Налоговые ставки особых экономических зон разных стран.

На ноябрь 2015г. в дальневосточных регионах созданы девять ТОСЭР: по два в Амурской области, Приморском и Хабаровском краях, по одному – в Республике Саха (Якутия), Камчатском крае и Чукотском автономном округе.

Еще одна разновидность особых экономических зон – Свободный порт Владивосток (СПВ)[5], который представляет собой часть территории Приморского края, на которой установлены меры государственной поддержки предпринимательской деятельности.

Финансовое обеспечение создания (модернизации) на территории свободного порта Владивосток объектов транспортной, энергетической, коммунальной, инженерной, социальной, инновационной и иных инфраструктур (далее – объекты инфраструктуры свободного порта Владивосток) осуществляется за счет средств внебюджетных источников. Также могут применяться механизмы государственно-частного партнерства, в том числе за счет ассигнований федерального бюджета, бюджета Приморского края, бюджетов муниципальных образований, территории которых входят в состав территории свободного порта Владивосток (в порядке, предусмотренном бюджетным законодательством Российской Федерации).

Целью данного исследования является сравнительный анализ условий производства алмазодобывающей, алмазогранильной и ювелирной отраслей в различных условиях: кластерном производстве, особой экономической зоны, ТОСЭР и в условиях Свободного порта. Кластерная организация производства каких-либо налоговых льгот законодательно не предусматривает. Сравнение различных налоговых режимов ОЭЗ, ТОСЭР и СПВ приведено в таблице 2.

Таблица 2. Налоговые преференции для резидентов различных экономических зон

Действующая система в обычном режиме

резиденты СП Владивосток

Налог на прибыль

Пониженная ставка, но не менее 13,5 %

10% на следующие 5 лет

не более 5% – в РБ

в следующие 5 лет:

не менее 10% – в РБ

Налог на имущество

Освобождение на 5 лет

0,5% на первые 5 л,
1,1% на след. 5л

до 1,5% – определяется муниципальным органом

Освобождение на 5 лет

0% на первые 5 лет

в зависимости от вида транспортного средства

Освобождение на 5 лет

в зависимости от вида товара

При ввозе товаров в ОЭЗ не уплачивается.

При реализации товаров в ОЭЗ – ставка 0 %

заявительный порядок возмещения НДС,

0% НДС на импорт для переработки

ускоренная процедура возмещения НДС

Таможенные пошлины, сборы, акцизы

в зависимости от вида товара,

таможенная пошлина 6,5%

Льготы не для всех

может быть свободная таможенная зона

0% ввозные и вывозные таможенные пошлины

Свободная таможенная зона

беспошлинный ввоз, вывоз и хранение товаров.

Налог на добычу полезных ископаемых

Глава 26 Налогового кодекса РФ

Необходимо также отметить, что не все виды деятельности СПВ попадают под льготные налоговые и таможенные преференции: исключены деятельность финансовая и страховая, торговля оптовая и розничная [6]. Также наблюдательным советом СПВ [7] определено, что резиденты СПВ не вправе осуществлять такие виды деятельности как:

добыча нефти и природного газа;

деятельность административная и другие сопутствующие услуги (за исключением аренды и лизинга сельхозмашин, транспортных средств, строительной техники, прочего оборудования);

производство подакцизных товаров за исключением авто-мототехники, моторных масел и топлива.

Наиболее привлекательным для инвесторов и предпринимателей на территории СПВ является применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны. За счет ввозимых беспошлинно импортных компонентов возможно создание импортозамещающих производств, ориентированных на внутренний рынок: производство компьютерной, бытовой, автомобильной и иной техники. Новый импульс к развитию получат обрабатывающие производства, ориентированные в том числе на экспорт: изделий из древесины, минеральных удобрений, нефтехимические, наукоемких продуктов, биопрепаратов и т.д.

Производство алмазодобывающей, алмазогранильной и ювелирной отраслей сопряжено с использованием экспортно-импортных операций, связанных с уплатой различных таможенных платежей. К таможенным платежам относят: ввозную и вывозную пошлины, акцизы и таможенные сборы, взыскиваемые при пресечении товаров через таможенную территорию РФ, налог на добавленную стоимость (НДС). Таможенное регулирование осуществляется в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного Союза (ТК ТС) [8] и Договором Евразийского экономического союза [9] (с 01 января 2015г.).

Тарифные льготы (освобождение от платежей таможенных пошлин) – предоставляются в зависимости от предназначения ввозимых товаров, т.е. товары, в отношении которых предоставляются тарифные льготы, должны использоваться только в целях, соответствующих условиям предоставления льгот (например, импортные комплектующие для производства техники).

Тарифные льготы, случаи и порядок их предоставления при ввозе определен главой 9 ТК ТС и международными договорами:

- Приложением №6 Договора о Евразийском экономическом союзе;

- пунктом 7 Решения Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. № 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» [10];

- Решением Комиссии Таможенного союза от 27.01.2010 N 169 «О предоставлении тарифных льгот по уплате ввозных таможенных пошлин хозяйствующим субъектам, осуществляющим производство моторных транспортных средств» [11];

- при ввозе отдельных категорий товаров на территорию Таможенного союза Решением Комиссии Таможенного союза от 15 июля 2011 г. № 728 (в ред. от 23.04.2015) [12].

Полномочиями по определению Порядка применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза наделена Комиссия Евразийского экономического Союза.

Тарифные преференции применяются в зависимости от страны происхождения ввозимых товаров (ст.36 Договора [9]):

- на ввозимые товары из развивающихся стран – ставки ввозных таможенных пошлин определены в размере 75 процентов от ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Евразийского экономического Союза;

- на ввозимые товары из наименее развитых стран – нулевые ставки ввозных таможенных пошлин.

Решением Комиссии Таможенного союза [10] утверждены:

- Перечень развивающихся стран – пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза (с изменениями от 16 мая 2012 г. – решение Коллегии Евразийской экономической комиссии №46);

- Перечень наименее развитых стран – пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза (в редакции решения Совета Евразийской экономической комиссии №35 от 23.04.2015);

- Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции (с изменениями от 26 марта 2013 г. решения Коллегии Евразийской экономической комиссии № 57).

Правила определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран утверждены Договором о Евразийском экономическом союзе.

Помимо тарифных льгот и преференций могут использоваться особые таможенные процедуры, установленные Таможенным кодексом Таможенного союза (раздел 6): таможенная процедура временного ввоза (допуска), специальная таможенная процедура, таможенная процедура свободной таможенной зоны, таможенная процедура свободного склада.

Для производства алмазодобывающей, алмазогранильной и ювелирной отраслей интерес вызывает таможенная процедура свободной таможенной зоны. Данная процедура может применяться на территории свободных экономических зон или на части ее территории. Вопросы свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны регулируются «Соглашением по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны» [13].

Этим же документом регулируются вопросы таможенной процедуры свободного склада (таможенной процедуры, при которой товары размещаются и используются на свободном складе без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования в отношении иностранных товаров и без применения запретов и ограничений в отношении товаров таможенного союза).

Тарифные льготы в отношении товаров, вывозимых из Российской Федерации, установлены статьей 35 Закона Российской Федерации от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе» [14]. Последними изменениями законодательных актов снижены ставки вывозных таможенных пошлин на отдельные виды товаров, вывозимые из Российской Федерации за пределы Евразийского экономического союза, в том числе на бриллианты – нулевая ставка [15].

Проведенный обзор тарифных и налоговых преференций дает основания для формирования в Республике Саха (Якутия) территории опережающего социально – экономического развития алмазно-бриллиантовой и ювелирной направленности, где благодаря предоставляемым законодательством таможенным и налоговым льготам, стимулирующих экспорт, алмазогранильные и ювелирные предприятия республики могут более динамично развиваться. Кроме того, для эффективного развития на территории ТОСЭР обязательно должны быть таможенный пост, пробирная инспекция и представители Гохрана, чтобы значительно сокращалось время на административные процедуры.

В работе ряда исследователей [16, стр. 254] отмечается, что основные расходы алмазогранильных предприятий происходят от возмещения НДС при экспорте, требующего значительных временных затрат, вынуждающих финансировать существенный объем отвлеченной из оборота денежной массы посредством привлечения банковских кредитов. НДС для российских производителей ювелирных изделий не сильно влияет на производство и реализацию, поскольку практически все изделия сбываются на внутреннем рынке, входящий НДС сразу компенсируется начисленным НДС к реализации готовой продукции.

Создание особой экономической зоны по производству бриллиантов и ювелирных изделий в первую очередь позволит освободить предприятия алмазно-бриллиантового комплекса от уплаты налогов и пошлин, которые увеличивают себестоимость ювелирных изделий на 38% [17, стр.143]. Кроме налогов, предприятия дополнительно смогут сократить расходы на транспортировку и перерегистрацию сырья и готовой продукции, составляющие около 2% в себестоимости. Прогнозные показатели эффективности создания особой экономической зоны, показали, что введение налоговых льгот позволит увеличить переработку алмазного сырья в 2 раза, а также поднять производство ювелирных изделий – в 3,5 раза [18, стр.64]. Предприятиям региона по производству бриллиантов сложно соперничать в силу высокой конкуренции на мировом рынке: себестоимость производства бриллиантов в странах Азиатско-Тихоокеанского региона в несколько раз ниже российской.

Анализ основных проблем функционирования алмазно-бриллиантового комплекса РФ показывает, что наиболее ценными для адаптации в российской практике представляются следующие меры государственной поддержки:

- облегчение бремени корпоративного налога и налога на дивиденды, что создаст дополнительный стимул для привлечения иностранных инвестиций;

- освобождение от таможенных пошлин и НДС ввозимых расходных материалов, оборудования и инструментов. Учитывая, что российские предприятия имеют возможность закупать сырье на российском рынке, послабления в первую очередь должны коснуться ставок НДС;

- «моментальный» (или ускоренный) возврат НДС при экспорте готовой продукции. Данная мера была применена в СЭЗ Китая и особенно актуальна для российских предприятий, испытывающих нехватку оборотных средств, ввиду долгой процедуры возврата НДС при экспорте бриллиантов и ювелирной продукции.

Для республики, испытывающей трудности с наличием перспективных рынков сбыта ювелирной продукции, близость Китая, ставшего в 2014г. мировым лидером в области производства и потребления ювелирной продукции (доля в общемировом потреблении составила 41,2%), при определенных условиях налоговых и таможенных преференций, могла бы стать толчком для развития отрасли.

Появление регионов с более привлекательным для производства режимом, как территория Свободного порта Владивосток, чревато уходом с внутреннего рынка Республики Саха (Якутия) части алмазогранильных и ювелирных предприятий. В связи с этим разработка адаптивных механизмов формирования благоприятных условий для развития перерабатывающего сектора экономики региона имеет немаловажное значение для скорейшего формирования института ОЭЗ в регионе. Учитывая мировой опыт создания свободных экономических зон, анализируя опыт формирования СЭЗ в России, можно констатировать, что за рубежом в рамках ОЭЗ национальные правительства предоставляют предприятиям значительные налоговые и таможенные преференции, существенно снижают административные барьеры, своевременно трансформируют законодательство, а также активно создают производственную инфраструктуру. Для адаптации экономики Республики Саха (Якутия) необходима аналогичная поддержка, чтобы сделать региональные предприятия более конкурентоспособными как на внутреннем, так и на мировом рынке.

Работа выполнена при финансовой поддержке НИР «Оценка влияния алмазно-бриллиантового комплекса на социально-экономическое развитие Республики Саха (Якутия)».

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Таможенные льготы — выгодно применять. Есть случаи, когда без нашего таможенному адвоката их сложно отстоять. По сути, льготы – это положительные исключения из обычного режима. Они могут предоставлять право не уплачивать пошлины, упрощать пропускную систему через границу. Для участников ВЭД нарушение таможенных правил влечет неблагоприятные последствия.


Порядок предоставления таможенных льгот

Другое название устройства – тарифная льгота. Это механизм торговой политики, который используется на взаимных условиях или в одностороннем порядке. Подобные льготы не могут иметь индивидуальный характер. Если ЕСК дает разрешение на предложенную систему, то страна-член ТС, начинает использовать льготы по таможенным платежам.

Есть и другое понятие – таможенная (тарифная) преференция. Так именуется разрешение не уплачивать ввозные налоги, которые распространяются на товар, берущиеся из государств, формирующих с Россией область неограниченной торговли.

Преференция также распространяется на товар, которые ввозится из стран, которые подписали соответствующий документ с целью формирования этой области или снижения ставок ввозных пошлин. То есть преференции дают преимущества для определенных товаров в зависимости от их происхождения (кроме того, Вам будет интересна информация по вопросу корректировки таможенной стоимости по ссылке).

Тарифные льготы предоставляются в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза, международными договорами.

Порядок предоставления таможенных льгот устанавливается Правительством РФ.

Например, Постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 № 448 определен порядок предоставления тарифной льготы. Согласно данному постановлению суда, которые зарегистрированы в Российском международном реестре судов, не должны платить ввозную таможенную пошлину, если они предоставят таможенную декларацию со свидетельством о регистрации судна в указанном реестре и документ об оплате госпошлины за регистрацию в реестре.

Таким образом, чтобы была предоставлена та или иная таможенная льгота, необходимо определить наличие соответствующей льготы и изучить нормативно-правовой акт, международный договор, касающийся ее предоставления.

ВНИМАНИЕ: смотрите видео по теме споров с таможней и не забывайте подписаться на канал YouTube для возможности получать бесплатный совет таможенного адвоката в комментариях к роликам:

Виды таможенных льгот

  • уменьшение пошлинной ставки
  • установление тарифных квот
  • льготы по уплате таможенных сборов (освобождение от пошлинной уплаты)
  • льготы по уплате ввозных таможенных пошлин (тарифные преференции, тарифные льготы)

ПОЛЕЗНО : читайте также про возврат пошлины, которая уже была уплачена (возврат таможенных платежей) на нашем сайте по ссылке

Условия предоставления льготы таможенных платежей

При получении налоговых льгот заявителям и декларантам следует иметь ввиду, что для целей получения льгот, законодателем предусмотрены следующие факторы.

Вид товара и его стоимость:

В зависимости от вида товара полностью освобождаются от взимания налога, на добавленную стоимость следующие товары:

  • Товары, предназначенные для бесплатной помощи России
  • Товары и изделия, используемые в сфере медицины, также сырьё и материалы, используемые для их производства
  • Объекты и товары культурного назначения и исторического наследия России, приобретённые полученные в дар
  • Печатные периодические товары, а также книги, получаемые музеями и библиотеками
  • Киноплёнки, ввозимые в просветительских целях некоммерческими организациями
  • Неграненые алмазы
  • Уникальное оборудование, которое не может быть изготовлено в России

Страна- производитель товара:

Декларантам следует учесть, что ввоз товаров для персонального пользования, которые стоят не дороже 1,5 тысяч евро и вес не превышает 50 кг, ввозной таможенной пошлиной не облагается. В случае если таможенная граница пересекается воздушным путём, то лимит стоимости возрастает до 10 тысяч евро.

Таможенный режим:

Режим наибольшего благоприятствования установлен для стран с уже имеющимися зонами свободной торговли, а также странам, которые создают такие экономические зоны. Льготы в данной категории представляют собой освобождение или снижение размера ставок и тарифов.

Цель ввоза:

Существуют также специальные льготы при условии использования специальных таможенных режимов. Режим временного ввоза предполагает допуск товаров на территорию таможенного союза с условием ограниченного периода времени. При таких условиях пошлина не взимается или взимается не в полном объеме. При процедуре свободной таможенной зоны некоторые категории товаров также подлежат частичному или полному освобождению от пошлин в соответствии со своим назначением. При применении процедуры свободного склада презюмируется хранение товаров в таможенной зоне с целью дальнейшего транзита, поэтому к таким товарам применяется пониженная или нулевая ставка.

Освобождение от уплаты таможенных платежей

Таможенные льготы

В ст. 47 Закона, посвященному таможенному регулированию в РФ, перечислены случаи, когда не берутся таможенные сборы за определенные таможенные операции, например:

  • если ввозятся и вывозятся товары, относящиеся к безвозмездной помощи
  • если возвращаются культурные ценности
  • за товары для личного пользования физлицами
  • если товары пересылаются в международных почтовых отправлениях
  • товары, которые помещены под процедуру экспорта
  • иные товары, указанные в законе

Кроме того, освобождение от таможенных платежей может быть установлено Постановлениями Правительства РФ, международными соглашениями.

Обжалование отказа в предоставлении тарифных преференций

Таможня может отказать в предоставлении тарифных преференций, приняв соответствующее решение. Что делать в этом случае? Обжаловать решение таможни в суд в порядке АПК РФ.

Для обжалования заявителю необходимо:

Адвокат по таможенным льготам в Екатеринбурге

Важно следить за всеми изменениями, которые происходят в законодательстве, чтобы не только быть в курсе нововведений, но и не нарушать закон.

Все, что связано с таможней, тщательно контролируется особыми инстанциями, поэтому любое нарушение будет выявлено, а сам нарушитель понесет соответственное наказание в согласии с законодательством.

Совет таможенного адвоката : в отношении льготы по уплате таможенных платежей на ввоз технологического оборудования важно понимать, на какую именно технику распространяются преимущества. В список вошло оборудование, материалы, комплектующие и запасные детали, которые ввозятся для применения не территории страны, входящей в таможенный союз в сфере осуществления инвестиционного проекта. Он должен соответствовать главному виду деятельности страны.

Наш адвокат Адвокатского бюро «Кацайлиди и партнеры» всегда готов оказать Вам помощь по вопросам таможенного права, ждем Вашего обращения к нам уже сегодня.

Отзыв о работе нашего таможенного адвоката

Читайте еще о работе нашего таможенного адвоката:

С нами таможенные дела в суде пройдут с выгодой и в срок


Автор статьи: © адвокат, управляющий партнер АБ "Кацайлиди и партнеры" А.В. Кацайлиди

Оставьте заявку на бесплатную консультацию юриста прямо сейчас

Свободная таможенная зона –таможенная процедура, при которой товары размещаются и используются в пределах территории СЭЗ или ее части без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования в отношении иностранных товаров и без применения запретов и ограничений в отношении товаров таможенного союза.

Свободная (специальная, особая) экономическая зона – часть территории государства-члена таможенного союза в пределах, установленных законодательством государства-члена таможенного союза, на которой действует особый (специальный правовой) режим осуществления предпринимательской и иной деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны;

Товары, ввезенные на территорию СЭЗ, на которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, и помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории таможенного союза для целей применения таможенных пошлин, налогов, а также мер нетарифного регулирования.

Иностранные товары, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, сохраняют статус иностранных товаров, а товары таможенного союза, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, сохраняют статус товаров таможенного союза.

При помещении товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов не требуется.

ПРИМЕНЕНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН В ТАМОЖЕННЫХ ПРОЦЕДУРАХ РЕИМПОРТА, РЕЭКСПОРТА, УНИЧТОЖЕНИЯ, ОТКАЗА В ПОЛЬЗУ ГОСУДАРСТВА, БЕСПОШЛИННОЙ ТОРГОВЛИ, А ТАКЖЕ В СПЕЦИАЛЬНОЙ ТАМОЖЕННОЙ ПРОЦЕДУРЕ.

1. Реимпорт - таможенная процедура, при которой товары, ранее вывезенные с таможенной территории таможенного союза, ввозятся обратно на таможенную территорию таможенного союза в сроки, установленные статьей 293 настоящего Кодекса без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.

2. Реэкспорт - таможенная процедура, при которой товары, ранее ввезенные на таможенную территорию таможенного союза, либо продукты переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, вывозятся с этой территории без уплаты и (или) с возвратом уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.

3. Уничтожение - таможенная процедура, при которой иностранные товары уничтожаются под таможенным контролем без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.

4. Отказ в пользу государства - таможенная процедура, при которой иностранные товары безвозмездно передаются в собственность государства - члена таможенного союза без уплаты таможенных платежей и без применения мер нетарифного регулирования.

5. Беспошлинная торговля - таможенная процедура, при которой товары реализуются в розницу в магазинах беспошлинной торговли физическим лицам, выезжающим с таможенной территории таможенного союза, либо иностранным дипломатическим представительствам, без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.

6. Специальная таможенная процедура - процедура, при которой отдельные категории товаров по перечню, установленному Комиссией Таможенного союза, ввозятся в Российскую Федерацию или вывозятся из Российской Федерации с полным освобождением таких товаров от таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования.

Решением КТС от 20 мая 2010 г. №329 «О перечне категорий товаров, в отношении которых может быть установлена специальная таможенная процедура и условиях помещение товаров под такую таможенную процедуру»

Перечень товаров(специальная таможенная процедура):

1) товаров, вывозимых для обеспечения функционирования посольств, консульств и иных официальных представительств государств-членов ТС;

2) вооружения, военной техники, боеприпасов и иных материальных средства, перемещаемые через таможенную границу ТС между воинскими частями государств - членов ТС с целью поддержания их боевой готовности, создания благоприятных условий для выполнения ими поставленных задач;

3) товаров, перемещаемых через таможенную границу ТС и предназначенные для предупреждения и ликвидации стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций;

4) товаров, перемещаемых через таможенную границу ТС и предназначенные для проведения научно-исследовательских работ в Арктике и Антарктике в интересах государств - членов ТС на некоммерческой основе;

5) дипломатической почты и консульской вализы иностранных государств и государств - членов ТС.

ГлавнаяТаможенное оформлениеТаможенные процедурыСвободная таможенная зона

Свободная таможенная зона, таможенная процедура свободная таможенная зона

Свободная таможенная зона – это таможенная процедура (ранее: таможенный режим), применяемая на территории Свободной экономической зоны – СЭЗ, и предусматривающая предоставление зарегистрированным участникам внешнеэкономической деятельности (резидентам) льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин. Резидентами СЭЗ являются зарегистрированные юридические лица и индивидуальные предприниматели, ведущие на данной территории хозяйственную деятельность. Другое название, применимое к свободным экономическим зонам – Особые экономические зоны (ОЭЗ).

Код таможенной процедуры свободная таможенная зона — 78, он указывается при заполнении 1 графы таможенной декларации юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при электронном таможенном декларировании.

Если товар помещается в свободную таможенную зону в графе 1 нужно указать ИМ 78, а если товар вывозится из свободной таможенной зоны, то указывают ЭК 78.

Пример заполнения Графы 1:

Подробнее про заполнение

Главная цель СЭЗ – решение задач социально-экономического развития отдельных территорий нашей страны, или отдельных отраслей экономики путем точечного привлечения иностранных инвестиций, технологий, производств. Предприятиям, ведущим свою деятельность на территории СЭЗ, предоставляются налоговые льготы, а также льготы по уплате таможенных пошлин. Ввозимые ими из-за рубежа или с остальной территории Таможенного союза товары освобождаются от применения к ним мер нетарифного регулирования и мер таможенного контроля. В Российской Федерации выделяют 4 вида СЭЗ:

  • Промышленно-производственные;
  • Технико-внедренческие;
  • Туристско-рекреационные;
  • Портовые.

Они располагаются в разных регионах страны: Алтайском крае, Бурятии, Татарстане, Астраханской, Иркутской, Калужской, Липецкой, Московской, Псковской, Самарской, Свердловской, Тверской, Томской, Тульской и Ульяновской областях, а также в Москве, Санкт-Петербурге. Всего на территории России 26 СЭЗ и постоянно идёт работа по открытию новых. В 2021 году общее количество СЭЗ в России приближалось к 27.

Типы льгот

Льготы по налогам и сборам.

Льготы, которые государство предоставляет резидентам СЭЗ, зависят от типа, к которому принадлежит та или иная свободная экономическая зона.

  • Резидентам промышленных и туристических зон разрешается ускоренная амортизация;
  • Резидентам технических СЭЗ разрешается установление пониженных страховых взносов;
  • Операции и услуги резидентов портовых зон не облагаются НДС.

Льготы по уплате таможенных пошлин и сборов не зависят от типа СЭЗ, а зависят от происхождения декларируемых товаров: для иностранных товаров предоставляется один набор льгот по уплате таможенных пошлин и сборов, для товаров Таможенного союза – другие, а для продуктов переработки (товары, полученные в ходе использования иностранных товаров и товаров Таможенного союза) – третьи.

Общие льготы.

  • Для всех резидентов снижена налоговая ставка на прибыль (та ее часть, которая зачисляется в бюджет субъекта РФ);
  • Льготы по транспортному налогу (начинают действовать с момента регистрации транспорта на территории СЭЗ);
  • Освобождение от уплаты земельного налога на срок от 5 до 10 лет (продолжительность зависит от типа зоны);
  • Для резидентов упразднен налог на имущество, если оно приобретено в границах зоны, работает в зоне или создается для беспрепятственной работы в зоне.

Напоминаем: налоговые и таможенные льготы предоставляются только зарегистрированным организациям – резидентам СЭЗ.

Территория свободной экономической зоны

Территория свободной экономической зоны — место, где установлен особый благоприятный режим для ведения коммерческой и иной деятельности, который предусматривает предоставления различных льгот и преференций. Процедуру таможенная зона можно использовать только на территории Свободных экономических зон. Порядок применения таможенной процедуры «Свободной таможенной зоны», а также порядок предоставления льгот по уплате таможенных пошлин регламентируется положениями ТК ЕАЭС и Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 г. «По вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры таможенной зоны». Режим свободной таможенной зоны регламентируется положениями Федерального закона от 22.07.2005 №116-ФЗ (ред. от 18.07.2017) «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», а также соответствующими статьями Налогового кодекса. Территория свободной экономической зоны — зона таможенного контроля и оборудована для этого всем необходимым. За размещаемыми на ней товарами, за их перемещением, осуществляется таможенный контроль.

Виды особых экономических зон

специальная таможенная процедура
Льготы ОЭЗ



режим свободной таможенной зоны
таможенная процедура свободный склад
таможенный режим свободной таможенной зоны

Типы ОЭЗ

Обязательное условие для всех ОЭЗ в России – обеспечение инновационной инфраструктуры с совершенно новыми условиями взаимодействия. Но по ряду особых характеристик и признаков свободные зоны могут существенно различаться.

Каждая отдельная СЭЗ – это свой особый тип:

  • хозяйствования;
  • организации;
  • интеграции в базовую экономику;
  • вовлечения с учетом национальных особенностей;
  • льгот и послаблений.

Развитие особых экономических зон в РФ входит в компетенцию специальной управляющей . Ее единственный и неизменный акционер – государство.

Содержание процедуры свободной таможенной зоны

Содержание процедуры свободной таможенной зоны, как и условия помещения под процедуру регулируются Соглашением СЭЗ.

Ввоз товаров на территорию СЭЗ иностранных и стран ЕАЭС осуществляется без оплаты ввозных таможенных платежей, сборов, пошлин и НДС.

Ввезённые товары помещаются на территории СЭЗ под процедуру свободной таможенной зоны. При этом осуществляется, например, изготовление и сборка из импортных комплектующих новых товаров или переработка товара на импортном оборудовании. В результате будет получен новый товар, который будет иметь новые свойства и характеристики, его код ТН ВЭД, соответственно, должен отличаться от ввезённого товара.

Вывоз товаров с территории СЭЗ. С территории СЭЗ товары могут быть вывезены в ЕАЭС или другие государства. Платежи при этом уплачиваются.



свободна таможенная зона РФ
таможенная территория
таможенный союз
свободная таможенная зона

Срок нахождения товара в СЭЗ

Время нахождения продукции в таможенной зоне ограничивается сроком, когда действует свободная таможенная зона или лицо имеет статус резидента. В рамках оговоренного времени таможенные контрольные органы производят идентификацию продукции, а декларант осуществляет качественный учет помещаемых на хранение и переработку товаров. Завершается процедура таможенной свободной территории после окончания времени существования зоны или после утраты резидентом прав. Это правило касается продукции, вывозимой за границу, в зону Таможенного союза.

Условия помещения товаров под процедуру свободная таможенная зона

Условия помещения товаров под процедуру свободная таможенная зона обозначены в ТК ЕАЭС. Вот некоторые из них: предназначение товаров — использование резидентами СЭЗ на её территории для коммерческой или иной деятельности предусмотренной, договором об условии функционирования СЭЗ. Товары, предназначенные для размещения в портовых или логистических СЭЗ, могут быть размещены лицами, не являющимися резидентами СЭЗ, но заключившими с ними договор, при этом операции с товарами не должны приводить к смене их кода ТН ВЭД и их характеристик. Иностранные товары не должны попадать под запреты и ограничения, предусмотренные ТК ЕАЭС, например, фрукты, заражённые плодожоркой.

Ни при каких условиях под процедуру не могут быть помещены товары, включённые в утверждённый законодательством, перечень.

Понятие реимпорта продукции

Реимпорт – это специальная таможенная процедура, при которой продукция, отправленная с таможенной зоны России, снова ввозится на свободную территорию. Для того чтобы не производилась уплата налогов, пошлин, не применялись экономические меры воздействия, эти два события происходят в определенные сроки. Другими словами, режим реимпорта существует для возврата товара на таможенную Российскую территорию после того, как она была ранее вывезена. Помимо этого, режим подразумевает возврат оплаченных раньше налогов и пошлин.

Для определения товаров в группу реимпорта соблюдается ряд условий. При вывозе с таможни товары находятся в свободном обращении или получены после переработки импортных товаров. Реимпорт осуществляется, если продукция заявляется к помещению в режим в трехлетний срок после завоза при отправлении с территории свободной зоны. Для строительного и промышленного оборудования территориальная Федеральная служба продлевает это время по запросу заинтересованного лица.

Условием для помещения в режим реимпорта является сохранение первоначального состояния продукции, исключение составляет естественное уменьшение количества. При этом свободная таможенная зона допускает эти изменения, если соблюдаются нормальные условия перевозки, транспортировки и эксплуатации. За товары оплачивается все положенные суммы налогов, таможенных сборов, субсидий и других пошлин.

Услуги оформления процедуры «Свободная таможенная зона»

Наша оказывает услуги участникам внешнеэкономической деятельности по декларированию товаров под таможенной процедурой «Свободная таможенная зона», а также под процедурами «Экспорт» и «Выпуск для внутреннего потребления» (импорт) при дальнейшем вывозе данных товаров с территории СЭЗ. Мы работаем со всеми СЭЗ страны.

Предоставляем услуги участникам ВЭД:

  • Юридическим лицам
  • Индивидуальным предпринимателям

Документы и информация для таможенного оформления товаров под таможенной процедурой Свободная таможенная зона (ИМ 78) или (ЭК 78)

  1. Список документов для регистрации Юридического лица в таможне (Смотреть)
  2. Список документов для регистрации Индивидуального предпринимателя в таможне (Смотреть)

Необходимо оформление процедуры “свободная таможенная зона”? – Мы поможем Вам!

Мы являемся официальным таможенным представителем – таможенным брокером и внесены в соответствующий реестр Федеральной таможенной службы РФ. Наши таможенные декларанты имеют богатый многолетний опыт по таможенному оформлению товаров под разными таможенными процедурами, в том числе под таможенной процедурой «Свободная таможенная зона». Вы можете доверить нам декларирование товаров любой сложности и любого объема. Все необходимые операции на таможне будут выполнены качественно и точно в срок!

Доверившись нам, вы сможете рассчитывать на:

  • Информационную и правовую поддержку по всем сопутствующим вопросам;
  • Помощь в оформлении товаров под процедурой свободной таможенной зоны;
  • Поддержку при прохождении всех таможенных операций вне зависимости от разновидности и специфики товара;
  • Помощь в решении спорных ситуаций, что бы ни стало причиной их возникновения.

Создание ОЭЗ

Особые экономические зоны входят в число самых перспективных и масштабных проектов. Их цель – привлечение выгодных инвестиций в наиболее приоритетную для страны экономическую деятельность. Решение об открытии и закрытии СЭВ принимается Правительством РФ.

Основание – заявка от высшего исполнительного органа, представляющего субъект РФ.

Она выражает необходимость в стимулировании социальной и экономической созидательной деятельности на определенной территории, в конкретной республике или регионе.

ОЭЗ позволяет привлечь прямые иностранные инвестиции, увеличить количество рабочих мест, развить экспортную базу, снизить ресурсные затраты, освоить и развить новые территории и приблизить производство к потребителю.

Цели создания

Необходимость организации специальных экономических анклавов (зон) имеет, своей целью реализацию стратегических программ общегосударственного масштаба. Иногда решаемой с их помощью задачей является «подтягивание» отдельных отраслей и регионов. Таким образом, организация территорий с особым статусом преследует следующие цели:

  • привлечение национальных и зарубежных инвестиций;
  • организация дополнительных мест для трудоустройства высококвалифицированных специалистов, что способствует сохранению и увеличению интеллектуального капитала страны;
  • способствует становлению российских товаропроизводителей и облегчает проведение импортозамещения.

Алабуга

Предприниматели и юрлица, которые работают в таких зонах, получают следующие бонусы:

  • возможность привлечь высококвалифицированные отечественные кадры;
  • льготные налоговые режимы, что благотворно влияет на снижение затрат и позволяет получать более выгодные условия на рынке;
  • уменьшение затрат на импорт и экспорт, что существенно увеличивает доходность предприятия.

Помимо этого, следует учитывать и тот факт, что зачастую возведение инфраструктуры таких экономических зон, происходит за счёт финансирования государственного бюджета.

Тут в качестве специфического и характерного примера стоит привести Крым. Все структуры на его территории работали по законам Украины и, соответственно, по украинской системе налогообложения. Чтобы перестройка бизнеса прошла наименее болезненно для предпринимателей, государство ввело специальные налоговые режимы и таможенные правила исключительно для территории Крыма.

Собственно в зависимости от того, какую стратегическую роль призвана выполнять данная спецтерритория, и вводятся различные послабления для предпринимателей. Таким образом, резидентам облегчается работа, что обеспечивает ускоренное развитие определённых регионов или производственных сфер.

Особая экономическая модель в г.Елабуге

свободные экономические зоны получили наибольшее распространение

Экономическая зона промышленно-производственного характера «Алабуга» находится в республике Татарстан, в городе Елабуге, который находится в 40 километрах от Нижнекамска и в 25 километрах от Набережных Челнов. Её специфика — это производство компонентов для автомобилестроения, автобусов и техники. Также на данной территории размещаются высокотехнологичные химические и фармацевтические кластеры.

Юридические лица и предприниматели, разместившие свои производства в зоне «Алабуги» пользуются следующими привилегиями:

  • любое оборудование для предприятий «Алабуги», которое закупается у иностранных производителей и используется на территории, освобождено от таможенных пошлин;
  • нулевые пошлины на экспорт готовой продукции;
  • все резиденты не платят налог на имущество и землю;
  • налог на прибыль составляет 2% первые пять лет, еще пять лет она будет равна 7%, а затем до 2055 года будет иметь размер 15,5%;
  • отсутствие транспортного налога.

Как видно льготы существенные и, естественно, тех, кто ими захочет воспользоваться достаточное количество. Но, для того чтобы получить резидентство «Алабуги», нужно выполнить ряд условий.

При выполнении которой продукция, сырье и товары могут быть импортированы на территорию особой экономической зоны, при этом уплата таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин не требуется при условии выполнения требований помещения товаров под таможенную процедуру и дальнейшее их использования в соответствии с процедурой. Пользоваться льготами свободной таможенной зоны имеют возможность исключительно резиденты особой экономической зоны. Таким образом государство привлекает инвесторов становиться резидентами, давая им таможенные и налоговые льготы, а также компенсацию за затраты на транспортировку. Взамен государство получает новые инвестиции в бюджет, налаживание внутренней внешней экономики за счет импорта и экспорта товаров, а также увеличения количества рабочих мест для жителей особых экономических зон.

Свободные таможенные зоны в таможенном союзе

Таможенный союз (ЕАЭС) - это союз стран-участников, которые создают общее таможенное пространство. Благодаря союзу между странами-участниками импорт и экспорт товаров в другую страну не облагается налогами и уплатой таможенной пошлины, что позволяет улучшить товарооборот как в государстве, так и за его пределами.

Страны-участники ЕАЭС: Российская Федерация, Республика Казахстан, Республика Армения; Республика Беларусь, Кыргызская Республика. В начале текущего года стал рассматриваться вопрос о присоединении к ЕАЭС Узбекистана.

Роль особой экономической зоны в таможенном союзе

Особая экономическая зона – это часть территории страны-участника ЕАЭС в пределах, установленных государством страны-участника, на которой функционирует особый режим реализации предпринимательской и иной деятельности. На территории ОЭЗ применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны.

Таможенные процедура импорта и экспорта свободной таможенной зоны с ЕАЭС:

  • Реэкспорт товаров, состояние которых были не изменено;
  • Реэкспорт готовой продукции, которая изготавливается из привезенного сырья, но не признается товарами ЕАЭС;
  • Экспорт готовой продукции, которая изготовлена из привезенного сырья, и признана товарами ЕАЭС;
  • Реимпорт - выпуск в обращение без ограничений товаров ЕАЭС в первичном состоянии без уплаты пошлины;
  • Иные таможенные процедуры.

Таможенная процедура свободной таможенной зоны не распространяется на

  1. Транспортные средства международного назначения по причине международной транспортировки товаров этими транспортными средствами. Также, транспортные средства, которыми предусмотрена реализация внутренней транспортировки грузов по территории таможенного союза;
  2. Товары таможенного союза, импортируемые или экспортируемые из территории ОЭЗ на территории таможенного союза лицами, которые не являются резидентами особой экономической зоны (за исключением особой экономической зоны в Калининградской области);
  3. Товары таможенного союза, импортируемые, или экспортируемые в/из территории ОЭЗ на территорию таможенного союза администрацией ОЭЗ;
  4. Товары, импортируемые в особую экономическую зону и сохраняемые за пределами ОЭЗ до реализации таможенной процедуры;
  5. Товары, импортируемые из территории ЕАЭС, которые находятся на территории особой экономической зоны в Калининградской области Российской Федерации;
  6. На территории особой экономической зоны могут быть размещены и использованы товары, по которым была реализована таможенную процедуру свободной таможенной зоны, как и товары, по которым не была реализована таможенная процедура, а также иностранные товары, которые были помещены под другие таможенные процедуры;
  7. Особая экономическая зона, на территории которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, будет являться зоной таможенного контроля.

Таможенный контроль на этой территории должен осуществляться соответствующими (таможенными) органами согласно условиям таможенного законодательства таможенного союза. Территория, на которой применяется процедура, должна быть обустроена и оснащена для реализации таможенного контроля. Требования к оснащению, обустройству территории ОЭЗ (например, требования к ограждению, обеспечению системами видеонаблюдения периметра территории) определяются законодательством стран-участников ЕАЭС.

Условия помещения товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны:

Под таможенную процедуру свободной таможенной зоны могут быть помещены:

  1. Товары, которые предназначены для распределения и применения резидентами на территории особой экономической зоны в целях реализация собственной деятельности;
  2. Товары, которые предназначены для реализации процедуры подлежат таможенному декларированию за исключением следующих случаев:
    • товары импортируются на территорию особой экономической зоны с территории государства, которое не является участником таможенного союза;
    • товары импортируются на территорию особой экономической зоны резидентами с целью строительства, реконструкции объектов инфраструктуры на территории особой экономической зоны.
  3. При импорте на территорию особой экономической зоны, если товар подлежит таможенному декларированию, таможенная декларация должна быть подана в течение 14 рабочих дней с того дня, когда товар поступил на территорию особой экономической зоны.
  4. Лицом, подающим таможенную декларацию должен быть резидент особой экономической зоны. На территории ОЭЗ в Калининградской области таможенную декларацию имеет право подавать юридическое лицо. Для этого регистрация юридического лица должна быть осуществлена на территории особой экономической зоны в Калининградской области Российской Федерации.

Под процедуру не могут быть помещены товары, которые запрещается к импорту и экспорту на территорию особой экономической зоны и территорию таможенного союза. Перечень таких товаров создается и утверждается государством страны-участника таможенного союза.

Вывод: Таможенная процедура свободной таможенной зоны особых экономических зон дает возможность резидентам импортировать и экспортировать товар на территорию стран-участников таможенного союза без уплаты таможенных пошлин и НДС. Благодаря беспошлинному ввозу товаров на территорию стран-участников таможенного союза, и вывозу за территорию стран, государства значительно наращивают товарооборот, что положительно сказывается на бюджете страны и ее экономике в целом.

Читайте также: