Отсутствует налоговое обязательство с указанными уточненными значениями кбк окато

Опубликовано: 17.05.2024

Эти магические три буквы, ничего не говорящие рядовым гражданам, регулярно создают головную боль предпринимателям.

Как расшифровывается КБК

КБК — коды бюджетной классификации

КБК организаций, необходимые, чтобы платеж попал туда, куда предназначался, меняются чуть ли не ежегодно. А ответственность за их правильное указание лежит на плательщике!

Попробуем разобраться: что же собой представляют эти таинственные коды, зачем они нужны, как формируются и почему регулярно изменяются. Также подскажем, что делать, если вы обнаружили ошибку в указанном коде, и чем вы в таком случае рискуете, а самое главное, как предотвратить этот риск и не оказаться с начисленными штрафами и пенями при уплаченных вовремя налогах и сборах.

Актуальный перечень КБК на 2021 год

Бюджетная классификация – что это и зачем

В июле 1998 Бюджетный кодекс РФ в Федеральном законе № 145 впервые ввел термин «КБК», используемый как средство группировки бюджета.

КБК бывают 4 видов:

  • касающиеся государственных поступлений;
  • имеющие отношение к расходам;
  • обозначающие источники, из которых финансируется бюджетный дефицит;
  • отображающие операции госуправления.

Для чего служат КБК:

  • упорядочивают финансовую отчетность;
  • обеспечивают единую форму бюджетной финансовой информации;
  • помогают регулировать финансовые потоки на уровне государства;
  • с их помощью составляется и выполняется муниципальный и федеральный бюджет;
  • позволяют сравнить динамику доходов и расходов в нужный период;
  • информируют о текущей ситуации в государственной казне.

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ! КБК – это внутреннее кодирование, необходимое, в первую очередь, государственному казначейству, где по ним происходит распределение поступивших средств. Предпринимателям нужны эти коды постольку, поскольку они заинтересованы в соблюдении требований по оформлению госплатежей, особенно налогов и взносов во внебюджетные фонды. Поэтому не забывайте указывать в поле 104 платежного получения правильный и актуальный код КБК.

Строение КБК

Этот код состоит из 20 знаков – цифр, разделенных дефисам на группы, он имеет следующий вид ХХ – Х ХХ ХХ ХХХ ХХ – ХХХХ – ХХХ.

Расшифровка структуры КБК

Каждой группе знаков соответствует определенное Министерством финансов зашифрованное значение. Рассмотрим структуру доходного КБК, так как именно их приходится в основном использовать предпринимателям (расходные коды могут встречаться в основном при возврате средств по какой-либо государственной программе).

  1. «Администратор». Первые три знака показывают, кто получит средства и несет ответственность за пополнение ими той или иной части бюджета, распоряжается поступившими деньгами. Самые часто встречающиеся бизнесменам коды начинаются с 182 – налоговый орган, 392 – Пенсионный фонд, 393 – ФСС и другие.
  2. «Вид доходов» включает в себя знаки с 4 по 13. Эта группа знаков помогает довольно точно идентифицировать поступление по следующим показателям:
    • группа – 4 знак (то есть первый в этом пункте);
    • подгруппа – 5 и 6 знак; двузначным кодом обозначен конкретный налог, пошлина, взнос, штраф и т.п.;
    • статья – разряд 7 и 8 (значение цели полученного поступления закодировано в расчетных документах по бюджету РФ);
    • подстатья – 9, 10 и 11 знак (уточняет статью дохода);
    • элемент – 12 и 13 цифра, характеризует уровень бюджета – от федерального 01, муниципального 05 до конкретных бюджетов ПФР – 06, ФСС – 07 и т.д. Код 10 обозначает бюджет поселения.
  3. «Программа» – позиции с 14 по 17. Эти цифры призваны дифференцировать налоги (их код 1000) от пеней, процентов (2000), взысканий (3000) и других платежей (4000).
  4. «Экономическая классификация» – последние три цифры. Они идентифицируют поступления с точки зрения их экономического вида. Например, 110 говорит о налоговых доходах, 130 – от оказания услуг, 140 – средства, изъятые принудительно и т.п.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! 20-значный код необходимо правильно и без ошибок указывать в поле «Назначение платежа» (поле № 104) платежного поручения. По сути, он дублирует информацию, указывающуюся в поле «Основание платежа», а также частично – в поле «Получатель» и «Расчетный счет получателя».

Где взять КБК?

Для заполнения платежного поручения код КБК можно узнать несколькими способами:

  • промотать чуть выше — основная их часть опубликована у нас;
  • в государственном казначействе (позвонив, отправив запрос или совершив визит);
  • Приказ Министерства финансов № 65Н содержит всю информацию о КБК;
  • при оформлении платежей онлайн на многих сервисах КБК проставляются автоматически.

Почему меняются коды бюджетной классификации?

Это крик души подавляющего большинства предпринимателей: насколько было бы проще, будь эти коды едиными и установленными раз и навсегда. Но Министерство финансов практически каждый год вносит в КБК те или иные изменения. У предпринимателей и бухгалтеров далеко не всегда есть возможность вовремя отслеживать новшества и исправлять указанные КБК, особенно ярко это проявляется в отчетные периоды. Ответственность за неверно указанный код лежит целиком на плечах бизнесменов, часто выливается в непредвиденные траты и хлопоты по исправлению ошибки и доказательствам своей правоты.

Существуют различные версии, которые выдвигают предприниматели и никак не комментирует Минфин и Минюст.

  1. Чем больше поступлений прошли по неверным КБК, тем больше средств на некоторое время окажутся «подвешенными» как невыясненные. До исправления ошибок их можно использовать на неблаговидные цели, а в масштабах страны это огромные суммы.
  2. Дополнительное наполнение бюджета путем начисления штрафов и пеней за «просроченные» платежи, которые прошли по уже недействующему КБК. Доказательство своевременности оплаты достаточно хлопотное.
  3. Несогласованность действий Минфина, присваивающего коды, и Минюста, утверждающего их.
  4. Поскольку КБК напрямую «привязаны» к государственному сектору, любые изменения внутри соответствующих структур, поступление новых директив и т.п. ведут за собой и смену кодирования.

К СВЕДЕНИЮ! Есть мнения, что, поскольку это кодирование – внутреннее дело казначейства, то и производиться оно должно им, а не налогоплательщиками. Код КБК могут присвоить сотрудники банка на основании указанных данных о получателе и назначении платежа, либо сотрудники казначейства при его получении. Тем не менее, на сегодня дополнительный труд по кодированию возложен на плечи плательщиков, уклониться от него они не могут, а значит, остается только соблюдать действующие требования и быть в курсе последних новаций.

Чем чревата ошибка в КБК

Если код назначения платежа указан неверно, платеж будет перечислен в бюджет, но там не сможет быть правильно распределен, а значит, государство по факту его не получит. Результат может быть таким же, как если бы деньги и вовсе не перечислялись: налоговая насчитает недоимку по определенной статье. При этом, если КБК просто перепутан, может образоваться переплата по другой статье.

В результате, налоговая выставит требование об уплате недоимки, штраф за не вовремя уплаченный налог или сбор и пени за просрочку платежа. Эта ситуация крайне неприятна для добросовестного предпринимателя, вовремя заплатившего налог, вся вина которого заключается в путанице с многочисленными КБК.

Обычный порядок действий предпринимателя при обнаружении ошибки в КБК

  1. Самое главное – убедиться, что ошибка не привела к непоступлению дохода в бюджет, иначе будет считаться, что средства не были уплачены, с полной ответственностью за это плательщика.
  2. Подать в свою учетную налоговую инспекцию заявление об обнаруженной ошибке и просьбу об уточнении основания, типа и принадлежности перевода средств, если нужно, налоговый период или статус плательщика налогов.
  3. К заявлению надо приложить платежные поручения, по которым налог был уплачен и получен бюджетом.
  4. При необходимости проводится совместная с инспектором сверка уплаченных налогов (о ней составляется акт).
  5. Через несколько дней (срок законодательно не определен) принимается решение об уточнении данного платежа и выдается на руки заявителю.

ВАЖНО! При уточнении платежа он считается совершенным в день подачи платежного поручения с неверным КБК, а не в день получения решения об уточнении и зачете. Таким образом, просрочки обязательного платежа, предусматривающей штрафные санкции, по факту не происходит.

Рассмотрим различные случаи, случающиеся из-за ошибок в КБК, и проанализируем, как поступить предпринимателю.

  1. Инспекция начислила пени по неуплате налога. Если было обращение со стороны плательщика с пользой о зачете уплаченной суммы, то дополнительно следует попросить налоговую пересчитать начисленные пени. Если налоговая отказывается это сделать, обращение в суд, вероятнее всего, позволит добиться перерасчета (существует богатая судебная практика с подобными прецедентами).
  2. КБК не соответствует платежу, указанному в назначении. Если ошибка находится «внутри одного налога», например, КБК указано на УСН-6, а в основании платежа указано УСН-15, то налоговая обычно легко производит перезачет. Если же КБК полностью не соответствует основанию платежа, например, бизнесмен собрался оплатить НДФЛ, а указал КБК, принадлежащий НДС, налоговая часто отказывается произвести уточнение, но суд практически всегда на стороне налогоплательщика.
  3. Из-за ошибки в КБК страховые взносы оказались неуплаченными. Если средства не поступят на нужный казначейский счет, это практически неизбежно чревато штрафами и пенями. Предпринимателю следует как можно быстрее повторить платеж с правильными реквизитами, чтобы уменьшить сумму возможных пеней. Затем уплаченные по ошибке деньги нужно вернуть (можно и зачесть в счет платежей на будущее). Для этого направляется заявление в тот орган, на счет которого ошибочно совершен перевод денег. Невыполнение просьбы о возврате или перезачете – повод обратиться в суд.
  4. Средства поступили в планируемый фонд, но по не той статье. Например, в платежке указали КБК для накопительной доли пенсии, а оплатить намеревались страховую часть. В подобных случаях взносы все равно считаются внесенными в срок, и нужно действовать так же, как при обычном порядке. Суд – в помощь при любых проблемах с фондом, отказывающимся совершить перерасчет, и незаконным требованием о выплате недоимок и начислением пеней.

ПОМНИТЕ! Ошибка в КБК по закону не является основанием, по которому платеж не будет считаться перечисленным. В платежном поручении предусмотрена дополнительная информация, указывающая назначение платежа и его получателя, поэтому, если она указана корректно, повода для штрафных санкций к предпринимателю нет и быть не может, иные решения можно оспорить по суду.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоги, взносы, пошлины


Уточнить свои налоговые платежи можно по правилам, прописанным в ст. 45 НК РФ. Так, данной нормой установлено, что при обнаружении налогоплательщиком ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления этого налога в бюджет, он вправе подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с приложением документов, подтверждающих уплату им указанного налога и его перечисление на соответствующий счет Федерального казначейства, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика.

С 01.12.2017 вступает в силу Приказ ФНС России от 25.07.2017 № ММВ-7-22/579@, которым утвержден порядок работы налоговых органов с невыясненными платежами (далее – Порядок).

В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик (в том числе юридические лица и индивидуальные предприниматели) обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено НК РФ, в установленный законодательством срок. Неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом в его адрес требования об уплате налога.

Об исполнении и неисполнении обязанности по уплате налога

Согласно пп. 1 п. 3 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджет на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.

В силу п. 7 ст. 45 НК РФ поручение на перечисление налога заполняется в соответствии с правилами, установленными Положением о правилах осуществления перевода денежных средств.

Подпунктом 4 п. 4 ст. 45 НК РФ установлен ряд случаев, когда обязанность по уплате налога не признается исполненной. К ним, в частности, относится неправильное указание налогоплательщиком в поручении на перечисление суммы налога:

– номера счета Федерального казначейства;

– наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы в бюджет.

При этом если в платежном поручении неправильно указан КБК или статус плательщика налога, это не является основанием для признания обязанности по уплате налога неисполненной (письма Минфина России от 19.01.2017 № 03‑02‑07/1/2145, ФНС России от 10.10.2016 № СА-4-7/19125@).

Таким образом, если ошибка налогоплательщика не привела к неуплате налога, то он вправе уточнить свой платеж. Процедура уточнения невыясненного платежа прописана в п. 7 ст. 45 НК РФ.

Как работают налоговики с невыясненными платежами?

– платежи по расчетным документам, в полях которых не указана (неверно указана) информация налогоплательщиком (либо банком при формировании электронного платежного документа);

– платежи, которые невозможно однозначно определить к отражению в информационных ресурсах налоговых органов.

Вся информация о работе с невыясненными платежами собирается в ведомости невыясненных поступлений. В ней налоговики отражают:

– платежи, отнесенные казначейством на соответствующий КБК по учету невыясненных поступлений;

– платежи, оформленные налогоплательщиками с нарушением Правил № 107н, что привело к невозможности отражения их в карточках расчетов с бюджетом либо информационных ресурсах налоговых органов, в которых производится учет соответствующих поступлений;

– платежи, которые не могут быть однозначно классифицированы для отражения в карточках конкретных налогоплательщиков;

– платежи, по которым у налогоплательщиков не открыты карточки расчетов с бюджетом.

Хотите уточнить платеж? Сообщите об этом в ИФНС!

Документ, переданный налоговикам, должен содержать обращение с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика. К заявлению необходимо приложить подтверждающие произведенный платеж документы.

Обратная связь с налоговиками

Форма соответствующего информационного сообщения представлена в приложении 2 к Порядку. В сообщении контролеры укажут, что поручение на перечисление налога оформлено с нарушением установленных Правилами № 107н требований, при этом будет названо конкретное произведенное налогоплательщиком нарушение. Нарушения могут быть следующего характера:

– отсутствие либо указание несуществующего (неверного) КБК, кода ОКТМО;

– не указан (неверно указан) ИНН плательщика;

– несоответствие ИНН наименованию плательщика;

– отсутствие либо неверное указание КПП плательщика;

– указание несуществующего (неверного) ИНН получателя;

– отсутствует, указан несуществующий (неверный) КПП получателя;

– налогоплательщик не состоит на учете в налоговом органе;

– уплата налога производится за третьих лиц;

– отсутствие либо неверное указание основания платежа или номера счета получателя и его наименования;

– отсутствие открытой карточки расчета с бюджетом налогоплательщика;

отсутствие либо неверное указание статуса плательщика, налогового периода.

После получения информационного сообщения о необходимости уточнения реквизитов поручения на перечисление налога плательщик представляет в инспекцию заявление о необходимости данного уточнения.

При поступлении в налоговый орган заявления налогоплательщика об уточнении вида и принадлежности платежа налоговый орган в течение 10 рабочих дней с даты поступления указанного заявления выносит соответствующее решение (форма заявления утверждена Приказом ФНС России от 29.12.2016 № ММВ-7-1/731@).

К сведению

В случае если ошибка в расчетном документе возникла по вине банка при формировании электронного платежного документа, налоговый орган после сверки расчетов с плательщиком вправе сделать запрос в данное кредитное учреждение с целью получения копии расчетного документа, оформленного плательщиком на бумажном носителе.

Порядок проведения сверки регламентирован п. 3 Приказа ФНС России от 09.09.2005 № САЭ-3-01/444@ «Об утверждении Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами».

Итог взаимодействия с ИНФС по невыясненным платежам

О принятом решении об уточнении платежа налогоплательщика уведомят в течение пяти дней после принятия данного решения.

Уточнение реквизитов на уплату страховых взносов

Во-первых, уточнение реквизитов в расчетных документах по уплате страховых взносов не производится в том случае, если сведения об этой сумме учтены на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица. Это закреплено в п. 9 ст. 45 НК РФ.

Во-вторых, порядок уточнения реквизитов в платежных документах зависит от даты совершения платежа.

Если платеж совершен за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, денежные средства по которым поступили в ПФР (до передачи администрирования страховых взносов ФНС), то заявление об уточнении реквизитов необходимо представить в отделение ПФР.

ПФР в течение пяти рабочих дней рассмотрит его и вынесет соответствующее решение, которое направит в ИФНС. Одновременно с данным решением осуществляется и передача суммы пени, подлежащей уменьшению либо доначислению, пересчитанной по состоянию на 01.01.2017. На основании полученных от ПФР сведений налоговики отразят решение и сумму пени в лицевом счете плательщика.

Если же денежные средства поступили после 01.01.2017, то заявление должно быть подано в налоговую инспекцию. Контролеры в таком случае направляют в ПФР запрос с приложением копий заявления плательщика и платежного документа.

ПФР в течение пяти рабочих дней рассмотрит заявление и направит в инспекцию сообщение о возможности (или об отсутствии таковой) проведения соответствующих мероприятий по уточнению реквизитов. А ИНФС на основании данного сообщения примет решение об уточнении платежа. Пересчет пеней при этом будет осуществлен налоговиками в автоматизированном режиме с даты фактической уплаты платежа.

Налоговое законодательство наделяет налогоплательщиков правом уточнить в ИФНС свои ошибочные налоговые платежи (как и платежи по страховым взносам), выставляя при этом одно условие: ошибка в оформлении платежного документа на перечисление налога (страховых взносов) не должна повлечь неперечисления денежных средств в бюджет.

С 01.12.2017 вступает в силу Приказ Минфина России от 25.07.2017 № ММВ-7-22/579@, которым утвержден порядок работы налоговых органов с невыясненными платежами. С указанной даты контролеры во взаимодействии с налогоплательщиками будут руководствоваться положениями данного документа.

Помимо этого, в целях правильного заполнения расчетных документов ФНС планирует проводить масштабную работу по информированию налогоплательщиков о значениях реквизитов, необходимых для заполнения полей платежных документов, путем размещения соответствующей информации на стендах в территориальных налоговых органах. Сведения о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства можно получить в ИФНС и при постановке на учет (п. 6 ст. 32 НК РФ). Также напомним, что на сайте высшего налогового ведомства можно найти любой реквизит, необходимый для заполнения расчетных документов.

Перечисление налога и сбора в соответствующий бюджет или внебюджетный фонд, осуществленное с нарушением КБК или ОКАТО, не образует состава налогового правонарушения, предусмотренного статьей 122 НК РФ.

Суть проблемы

В соответствии со статьей 45 НК РФ в случае ненадлежащего исполнения обязанности по уплате налога в отношении налогоплательщика могут применяться меры по принудительному взысканию суммы неуплаченных налогов.

Ни для кого не секрет, что налоговые органы понимают под надлежащей уплатой налога только платеж, осуществленный помимо всех прочих требований с соблюдением КБК и ОКАТО. Если в отношении данных кодов налогоплательщиком допущена ошибка, то налоговый орган констатирует наличие недоимки со всеми вытекающими последствиями (при этом у налогоплательщика по тому же бюджету может "висеть" переплата в виде "невыясненной" суммы). Пока даже трудно представить, чем обернется для налогоплательщиков переход на новые коды КБК и сколько "невыясненных" сумм будет "висеть" в карточках лицевых счетов налогоплательщиков.

Однако подобное трепетное отношение налоговых органов (а в последнее время и органов ПФР в части страховой и накопительной части взносов на обязательное пенсионное страхование) к неукоснительному соблюдению КБК и ОКАТО при оформлении платежных документов не согласуется с положениями НК РФ.

Из системного анализа, в частности, положений статей 8, 11, 45, 78, 79 НК РФ следует вывод, что под налогом (сбором) понимается часть имущества налогоплательщика, изымаемая государством, которая должна быть зачислена в соответствующий бюджет или внебюджетный фонд. Если соответствующая сумма зачислена в бюджет соответствующего уровня, хотя и с нарушением КБК (ОКАТО), то у налогоплательщика отсутствует недоимка, вследствие чего в отношении такого налогоплательщика не могут применяться никакие меры обеспечительного характера или меры по принудительному взысканию "невыясненной" задолженности. Также невозможно и привлечение к налоговой ответственности по статье 122 НК РФ, так как отсутствует факт неуплаты налога.

Судебные решения

Открытое акционерное общество "В" (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным требования налогового органа (далее - налоговая инспекция) в части обязания Общества уплатить пени по налогу на прибыль.

Решением суда требования Общества удовлетворены полностью.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права. По мнению подателя жалобы, пени за неполную уплату налога на прибыль, подлежащего перечислению в бюджет Вологодской области, начислены правомерно, поскольку в нарушение статьи 284 НК РФ налогоплательщик при исчислении налога, подлежащего зачислению в указанный бюджет, применял ставку 4,5 %, тогда как следовало применять ставку 14,5 %.

Как следует из материалов дела, Общество, руководствуясь Законом Вологодской области от 04.01.2002 № 749-ОЗ "Об областном бюджете на 2002 год" (далее - Закон Вологодской области № 749-ОЗ), исчислило и уплатило налог на прибыль за первый квартал и полугодие 2002 года по следующим ставкам 7,5 % - в федеральный бюджет; 4,5 % - в областной бюджет; 12 % - в городской бюджет.

В октябре 2002 года налоговая инспекция предложила Обществу представить уточненные декларации по налогу на прибыль за указанные периоды с использованием ставок, предусмотренных статьей 284 НК РФ.

После пересчета налога Общество представило в налоговый орган уточненные декларации за первый квартал и полугодие 2002 года, согласно которым у него возникли переплата по налогу на прибыль в части, подлежащей зачислению в городской бюджет, и недоимка в части налога, подлежащего зачислению в бюджет Вологодской области.

Однако 30.10.2003 налоговый орган направил Обществу требование № 111 об уплате пеней, начисленных за несвоевременное перечисление налога на прибыль в бюджет Вологодской области.

В обоснование отказа от выполнения заявленных требований Общество сослалось на то, что первоначально исчисление и уплата налога произведена им в соответствии с требованиями Закона Вологодской области № 749-ОЗ, который в установленном законом порядке не признан недействующим.

Кроме того, налогоплательщик указал на то, что в целом по итогам первого квартала и полугодия 2002 года у него имелась переплата по налогу на прибыль, в связи с чем начисление пеней, по его мнению, неправомерно.

Суд первой инстанции, рассмотрев материалы дела, согласился с доводами Общества и признал недействительным требование налогового органа.

Кассационная инстанция считает судебный акт правильным и не подлежащим отмене.

Как следует из статьи 1 НК РФ, законодательство о налогах и сборах состоит из законодательства РФ о налогах и сборах, законодательства субъектов РФ о налогах и сборах и нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах.

В соответствии с пунктом 4 статьи 1 НК РФ законодательство субъектов РФ о налогах и сборах состоит из законов и иных нормативных актов о налогах и сборах субъектов РФ, принятых в соответствии с НК РФ.

В статье 6 НК РФ перечислены основания признания нормативного правового акта о налогах и сборах не соответствующим НК РФ, а в пункте 3 названной статьи указано, что признание нормативного правового акта не соответствующим НК РФ осуществляется в судебном порядке.

Как следует из материалов дела, Общество производило уплату налога на прибыль по ставкам, определенным Законом Вологодской области № 749-ОЗ, что, по мнению налогового органа, привело к переплате налога, подлежащего зачислению в городской бюджет, и образованию недоимки по налогу, подлежащему зачислению в бюджет Вологодской области.

Законом Вологодской области от 04.12.2002 № 849-ОЗ в статью 8 Закона Вологодской области № 749-ОЗ внесены изменения, в соответствии с которыми налог на прибыль, поступающий в областной бюджет сверх ставок, установленных статьей 6 Закона Вологодской области № 749-ОЗ, передается бюджетам муниципальных образований в порядке взаимных расчетов по фактически поступившим суммам. Причем изменения в статью 6 Закона Вологодской области № 749-ОЗ не вносились. Как указано в пункте 1 статьи 75 НК РФ, пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении КС РФ от 17.12.1996 № 20-П, пени являются компенсацией потерь казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налогов.

Принимая во внимание изложенное, а также учитывая то, что положения статей 6 и 8 Закона Вологодской области № 749-ОЗ, касающиеся исчисления и уплаты налога на прибыль, не признаны в установленном пунктом 3 статьи 6 НК РФ порядке не соответствующими НК РФ, кассационная инстанция не усматривает правовых оснований для начисления пеней, предусмотренных статьей 75 НК РФ, исходя из сущности пеней как компенсации потерь того бюджета, в который сумма налога должна быть зачислена, в том числе с учетом действующих положений законодательства субъекта РФ.

Суммы налога на прибыль, исчисленные согласно Закону Вологодской области № 749-ОЗ по ставке 10 %, подлежали зачислению (передаче) в бюджет города Вологды как до вступления в силу Закона Вологодской области от 04.12.2002 № 849-ОЗ, которым в статью 8 Закона Вологодской области № 749-ОЗ внесены изменения, так и после внесения изменений.

Следовательно, при своевременной уплате налога на прибыль в бюджет города Вологды в соответствии со статьями 6 и 8 Закона Вологодской области № 749-ОЗ бюджет Вологодской области не несет потерь, подлежащих компенсации способом, предусмотренным статьей 75 НК РФ. Факт своевременной уплаты Обществом налога на прибыль в местный бюджет (бюджет города Вологды) налоговая инспекция не оспаривает.

При таких обстоятельствах, кассационная инстанция считает необоснованным начисление налоговым органом Обществу спорной суммы пеней и направление налогоплательщику требования об их уплате.

(Постановление ФАС СЗО от 14.05.2004 года №А13-9893/03-05, Постановление ФАС СЗО от 07.06.2004 года №А56-29976/03)

Код ОКТМО это цифровое обозначение, которое присваивается каждому муниципальному образованию в РФ. Он указывает на территорию, где организация ведет свою деятельность и получает доход. ОКТМО - обязательный реквизит платежного поручения и ошибки в нем встречаются часто. Что делать, если вы допустили ошибку в ОКТМО при перечислении налогов, читайте в статье.

Если в платежке указан неверный ОКТМО

Ошибки в указании ОКТМО довольно опасны, поскольку неверное указание этого кода приведет к тому, что платеж будет отнесен в бюджет другого муниципалитета. То есть, перечисленные вами налоговые платежи аккумулируются на неверном ОКТМО, а на вашем, правильном, образуется задолженность. А это, в свою очередь, может запустить «механизм» неприятных налоговых последствий.

Если ошибку в ОКТМО вы обнаружили самостоятельно

Если вы обнаружите в своей платежке ошибку в ОКТМО, как можно скорее подайте в ИФНС заявление на уточнение платежа (ст. 45 НК РФ). Составить заявление можно в свободной форме, так как специальных бланков для него не предусмотрено.В заявлении укажите:

  • дату платежа, сумму, указанную в платежке, а также назначение платежа;
  • неверно указанный реквизит;
  • верное значение реквизита;
  • перечень документов, прилагаемых к заявлению.

К заявлению приложите копию платежного поручения, в котором была допущена ошибка, а также выписку из банка, подтверждающую перечисление платежа.

На основании вашего заявления инспекция может инициировать сверку уплаченных налогов или сразу вынести решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налога. Пени, начисленные по лицевому счету, будут пересчитаны.

Если ошибку в ОКТМО обнаружила налоговая

Если ошибку в ОКТМО в платежке обнаружит налоговая инспекция, вы сначала получите требование об уплате образовавшейся недоимки с начисленными пенями и штрафом. Заплатить недоимку нужно будет в течение восьми рабочих дней с даты получения требования. Если, конечно, в нем не указан более продолжительный период времени для уплаты налога.

Если в установленный срок долг не будет погашен, ИФНС начнет процедуру взыскания недоимки. Это означает, что необходимую сумму налоговики спишут с вашего счета. И еще такую же сумму заблокируют под обеспечение уплаты недоимки.

Если требование не выставлялось, списывать налоги инкассо налоговики не вправе.

Как долго ваш счет будет заблокирован, сказано в пункте 7 статьи 76 Налогового кодекса.

Приостановление операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств действует с момента получения банком решения налогового органа о приостановлении таких операций, таких переводов и до получения банком решения налогового органа об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке, решения налогового органа об отмене приостановления переводов его электронных денежных средств

В течение нескольких дней вы не сможете распоряжаться своими деньгами, до тех пор пока платеж снова не будет «прикреплен» к вашему ОКТМО. За это время вы фактически дважды заплатите налог, а таже пени и штрафы, и у вас возникнет переплата.

К каким проблемам приведет ошибка в ОКТМО

Таким образом, неверный ОКТМО может создать вам серьезные проблемы.

Во-первых, вам придется срочно писать заявление на уточнение платежа.

Во-вторых, если налоговая обнаружит ошибку в ОКТМО раньше вас и вы не успеете в срок перевести деньги с одного ОКТМО на другой или погасить недоимку, ИФНС спишет их с вашего счета повторно.

В-третьих, в случае блокировки счета вы на несколько дней лишаетесь возможности распоряжаться деньгами в сумме, равной налоговой задолженности.

В-четвертых, у вас возникнет переплата по налогу, возвращать которую придется в течение месяца, а на практике иногда и дольше. При этом возвращать придется отдельно переплату по налогу и отдельно начисленные пени и штрафы.

Совет - будьте предельно внимательны при указании ОКТМО в платежке. А допустив ошибку, постарайтесь как можно скорее написать заявление на уточнение платежа в налоговую инспекцию, дабы не запустить описанный в статье алгоритм проблем.

Никто не застрахован от случайной ошибки в перечислении налога, сбора, страхового сбора, пени или штрафа.

Благодаря утвержденному ФНС России "Порядку организации работы налоговых органов с невыясненными платежами", с декабря 2017 года все возможные ошибки в платежных документах на перечисление налогов, сборов, страховых взносов, пени и штрафов, влияющие на правильное зачисление этих платежей по назначению, унифицированы и закодированы.

В настоящее время большинство ошибок в платежных документах налогоплательщиков работники налоговых органов исправляют самостоятельно, направляя налогоплательщику Извещение о принятом налоговым органом решении об уточнении платежа .

Получив Извещение, от налогоплательщика не требуется, как правило, никакого реагирования на него, кроме ознакомления и, на всякий случай, проверки того, что наш платеж уточнен таким образом, как мы изначально планировали заплатить, формируя платежный документ.

В этом случае они направят нам Информационное сообщение о необходимости уточнения реквизитов поручения на перечисление налога, сбора, страхового взноса, пени, штрафа , где будет указан код или даже несколько кодов выявленных ошибок.

    К таким ошибкам относятся отсутствие или указание неверной информации в реквизитах платежного документа:
  • 01 — КБК не указан или указан с ошибкой;
  • 03 — ОКТМО не указан или указан с ошибкой;
  • 05 — ИНН налогоплательщика отсутствует или указан с ошибкой;
  • 06 — указанный ИНН принадлежит другому налогоплательщику;
  • 07 — КПП налогоплательщика отсутствует или указан с ошибкой;
  • 08 — ИНН получателя отсутствует или указан с ошибкой;
  • 09 — КПП получателя отсутствует или указан с ошибкой;
  • 10 — налогоплательщик не состоит на учете в налоговой инспекции;
  • 11 — перечислен налог за третьих лиц;
  • 12 — отсутствует или указано неверно основание платежа;
  • 13 — присутствуют ошибки в наименовании получателя и в номере расчетного счета;
  • 14 — в налоговой инспекции не открыта карточка расчета с бюджетом;
  • 15 — отсутствует или указан неверный статус плательщика;
  • 16 — налоговый период не указан или указан с ошибкой.

Получение от налогового органа Информационного сообщения о необходимости уточнения реквизитов поручения на перечисление налога, сбора, страхового взноса, пени, штрафа всегда можно считать большой удачей, так как налоговые органы не всегда направляют нам такое сообщение.

Если мы в платежном документе, к примеру, ошибочно указали другое КБК (вместо налога на прибыль организаций, допустим, НДФЛ), то узнать об этом мы сможем только тогда, когда получим из налогового органа не Информационное сообщение, а Требование об уплате налога. Как снег на голову.

И нам еще в этом случае понадобится время, чтобы проанализировать все и сообразить, что к чему, откуда взялась недоимка по налогу, который мы вроде бы своевременно уплачивали. А если сразу не сообразим в потоке бесконечных дел, то придется запрашивать у налогового органа справку о состоянии расчетов и заказывать сверку расчетов, на проведение которой уйдет еще больше времени, сил и нервов.

Для экономии времени можно вместо запросов сверки проанализировать подробную информацию в личном кабинете организации или ИП на сайте ФНС России, если у нас есть доступ к нему по электронной подписи. Это будет нагляднее, быстрее и, в конечном счете, удобнее!

    При формировании обязательных платежей особое внимание следует уделять правильности указания:
  1. номера банковского счета Управления Федерального казначейства;
  2. наименования банка-получателя;
  3. ОКТМО (с 2019 года!)

Если мы допустим ошибки в этих реквизитах, то платеж в лучшем случае или вообще не будет исполнен банком (в случае с номером банковского счета УФК или наименовании банка-получателя, т.е. отделения Центрального банка России) или же - в худшем случае - средства поступят на другой счет федерального казначейства.

А это значит, что сумму платежа придется заплатить заново.

В случае обнаружения таких ошибок уже после того, как платеж будет исполнен банком, исправление их возможно только повторным перечислением денег по правильным реквизитам. А первоначально уплаченную сумму придется возвращать как уплаченную излишне. Иначе - никак не получится.

Все остальные ошибки в платежном документы - поправимы без необходимости повторной уплаты путем зачета или уточнения платежа.

    Уточнение платежа по страховым взносам, отправленных после 01.01.2017 году, происходит следующим, несколько усложненным, образом:
  • страхователь подает заявление об уточнении платежа в налоговый орган;
  • налоговый орган направляет наш запрос в ПФР;
  • в ПФР рассматривают наше заявление в течение 5 рабочих дней и отправляют в налоговую сообщение о возможности/невозможности уточнения;
  • и только в случае положительного ответа из ПФР налоговый орган принимает решение об уточнении платежа.

Пируэты из Анси

Цвет настроения синий

Тепло родного дома
Музыкальная пауза

Тепло родного дома

Прекрасная песня, из которой струится Солнце
Музыкальная пауза

Прекрасная песня, из которой струится Солнце

Читайте также: