Применение положений гражданского законодательства к налоговым правоотношениям

Опубликовано: 03.05.2024

Статья 1. Основные начала гражданского законодательства

1. Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

2. Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

3. При установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.

4. Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.

5. Товары, услуги и финансовые средства свободно перемещаются на всей территории Российской Федерации.

Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

Статья 2. Отношения, регулируемые гражданским законодательством

1. Гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративные отношения), договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.

(в ред. Федеральных законов от 18.12.2006 № 231-ФЗ, от 30.12.2012 № 302-ФЗ)

Участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования (статья 124).

Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

(в ред. Федерального закона от 26.07.2017 № 199-ФЗ)

Правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом.

2. Неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага защищаются гражданским законодательством, если иное не вытекает из существа этих нематериальных благ.

3. К имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

Статья 3. Гражданское законодательство и иные акты, содержащие нормы гражданского права

1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.

2. Гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов (далее - законы), регулирующих отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса.

Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу.

2.1. Внесение изменений в настоящий Кодекс, а также приостановление действия или признание утратившими силу положений настоящего Кодекса осуществляется отдельными законами. Положения, предусматривающие внесение изменений в настоящий Кодекс, приостановление действия или признание утратившими силу положений настоящего Кодекса, не могут быть включены в тексты законов, изменяющих (приостанавливающих действие или признающих утратившими силу) другие законодательные акты Российской Федерации или содержащих самостоятельный предмет правового регулирования.

(п. 2.1 введен Федеральным законом от 28.12.2016 № 497-ФЗ)

3. Отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса, могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Кодексу и иным законам.

4. На основании и во исполнение настоящего Кодекса и иных законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права.

5. В случае противоречия указа Президента Российской Федерации или постановления Правительства Российской Федерации настоящему Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон.

6. Действие и применение норм гражданского права, содержащихся в указах Президента Российской Федерации и постановлениях Правительства Российской Федерации (далее - иные правовые акты), определяются правилами настоящей главы.

7. Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами.

Статья 4. Действие гражданского законодательства во времени

1. Акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

2. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со статьей 422 настоящего Кодекса.

Статья 5. Обычаи

(в ред. Федерального закона от 30.12.2012 № 302-ФЗ)

1. Обычаем признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 30.12.2012 № 302-ФЗ)

2. Обычаи, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не применяются.

(в ред. Федерального закона от 30.12.2012 № 302-ФЗ)

Статья 6. Применение гражданского законодательства по аналогии

1. В случаях, когда предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

(в ред. Федерального закона от 30.12.2012 № 302-ФЗ)

2. При невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости.

Статья 7. Гражданское законодательство и нормы международного права

1. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации.

2. Международные договоры Российской Федерации применяются к отношениям, указанным в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса, непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора.

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ РОССИЙСКОГО ПРАВА.

Глава VII.
НАЛОГОВОЕ ПРАВО

§ 47. Налоговое право. Налоговые органы. Аудит.

В современных экономических условиях налоговые правоотношения приобрели особенно важное значение. Граждане всё яснее осознают, что общество не может стабильно жить и развиваться, если не создана справедливая налоговая система, если не пополняется государственная казна. Командно-административная система, существовавшая в нашей стране в советское время, не придавала налогам серьёзного значения. Это и понятно: государство являлось основным и фактически единственным собственником материальных ценностей и средств производства. С появлением бурно развивающегося бизнеса (малого, среднего и крупного) главным источником пополнения бюджета стало взимание налогов.

Эффективность налоговой системы зависит не только от умения государства собрать все необходимые налоги, но и от сознательности налогоплательщиков, их культуры, дисциплинированности, законопослушания. Можно сказать и короче – от их гражданственности.

Что же такое налог? Приведём словарное определение: налоги – это обязательные платежи, взимаемые государством с физических (т.е. граждан) и юридических (т.е. предприятий и организаций) лиц.

В Налоговом кодексе РФ дано его сложное определение. В упрощённом виде оно выглядит так: под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, устанавливаемых законодательными актами.

Собираемые государством налоги перечисляются в бюджеты соответствующего уровня и во внебюджетные фонды. В первом случае имеются в виду федеральный бюджет; бюджет субъектов Федерации; местный бюджет. Что касается внебюджетных фондов, то это, например, пенсионные фонды, в которые делают взносы как предприятия, так и отдельные граждане и из которых достигшим определённого возраста гражданам платят пенсию. О порядке и условиях осуществления «обязательного взноса», т.е. собственно налога, гражданами речь пойдёт в § 50 учебника.

Налогообложение в России регулируют нормы налогового права, которое является подотраслью финансового права. Предмет налогового права – установление видов налогов в государстве и порядок взимания у налогоплательщиков части их доходов в бюджет. Под доходами понимаются материальные ценности, полученные законным способом. Нормы налогового права императивны (т.е. обязательны, не допускают выбора). Налоговые отношения строятся поэтому как отношения власти и подчинения, возникающие в процессе изъятия части доходов у физических и юридических лиц (налогоплательщиков).


Система налогового законодательства в РФ определена Налоговым кодексом РФ (НК РФ). В Конституции РФ говорится, что «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы» (ст. 57). Следовательно, данная обязанность является конституционной. НК РФ устанавливает систему налогов, взимаемых в федеральный бюджет, определяет виды налогов и сборов (обязательных взносов за право совершать определённые действия, получение разрешений, лицензий), устанавливает права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников налоговых отношений, определяет формы и методы налогового контроля, устанавливает ответственность за совершение налоговых правонарушений и др.

Налоговый кодекс РФ и подзаконные нормативные акты конкретизируют не только порядок установления и отмены налогов, задачи и функции налоговых инспекций, но и способы защиты прав и интересов участников (субъектов) налоговых правоотношений.

Большой интерес представляет перечень обязанностей и прав налогоплательщика.

• своевременно и в полном размере уплачивать налоги;

• вести бухгалтерский учёт, составлять отчёты о финансово-хозяйственной деятельности, если он её осуществляет;

• представлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения;

• выполнять требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и др.

Обязанность физического лица по уплате налога прекращается с уплатой налога, отменой налога, а также смертью налогоплательщика. Обязанность юридического лица по уплате налога прекращается уплатой им налога, либо отменой налога, либо ликвидацией юридического лица. Налогоплательщик имеет право:

• получать от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;

• использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

• на своевременный зачёт или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов;

• обжаловать в установленном порядке решения налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц и др.

Налоговое право выделяет субъекты и объекты налоговых правоотношений.

Субъектами (участниками) налоговых правоотношений являются налогоплательщики, государственные налоговые инспекции, налоговые агенты, органы Федеральной таможенной службы. Все они имеют соответствующие права и обязанности.

Объектами налогообложения могут являться имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иное экономическое основание, которое имеет стоимость, количество или физические характеристики и с которым налоговое законодательство связывает возникновение обязанностей об уплате налога. Под имуществом понимаются соответствующие виды объектов гражданских прав. Товаром в рамках НК РФ признаётся любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. Работой для целей налогообложения считается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц. Услугой для целей налогообложения признаётся деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

Обеспечивают собирание налогов с граждан и юридических лиц налоговые органы.

1. Налоговые инспекции, входящие в единую Федеральную налоговую службу РФ (ФНС РФ). Деятельность последней регулируется Положением «О Федеральной налоговой службе Российской Федерации». В эту систему, кроме собственно ФНС РФ, входят государственные налоговые управления ФНС по субъектам РФ и налоговые инспекции городов, районов, районов в городах.

2. Федеральная таможенная служба, которая также осуществляет некоторые налоговые функции.

3. Подразделения полиции и ФСБ, основная обязанность которых – обеспечение экономической безопасности России. Эти подразделения выявляют, предупреждают и пресекают налоговые правонарушения. Особый предмет их внимания – налоговые преступления.

4. Органы Федерального казначейства, находящиеся в подчинении Министерства финансов РФ. Систему этих органов составляют: Главное управление Федерального казначейства, территориальные (субъектов РФ) управления и казначейства в городах. Органы Федерального казначейства призваны проводить государственную бюджетную политику, управлять доходами и расходами в процессе исполнения федерального бюджета. Они имеют право требовать устранения выявленных финансовых нарушений на предприятиях и в органах государственной власти, приостанавливать операции по их счетам, выдавать предписания о взыскании бюджетных средств, используемых не по назначению, налагать штрафы.

В финансовых документах государственных и коммерческих предприятий, учреждений, организаций нередко случаются нарушения установленных норм. Чтобы контролировать ведение финансовой документации, существует так называемый аудит.

Аудит – это независимая экспертиза достоверности финансовой отчётности с точки зрения соответствия действующему законодательству. Аудиторскую деятельность осуществляют либо независимые аудиторы – эксперты, профессионалы, имеющие соответствующие полномочия, либо аудиторские фирмы. Предприятия могут заказать аудит для проведения экспертизы общего положения предприятия, эффективности его деятельности, оценки внешнеэкономической деятельности.

Заключение аудиторов может быть использовано для подтверждения достоверности отчётности предприятия, правильности сумм, подлежащих налогообложению.

Вопросы для самоконтроля

1. Сформулируйте определение понятия «налог».

2. Охарактеризуйте отношения, которые регулирует налоговое право.

3. Объясните, в чём особенности норм налогового права.

4. Назовите источники налогового права.

5. Какое значение имеет Налоговый кодекс РФ? Аргументируйте свой ответ.

6. Классифицируйте обязанности налогоплательщика.

7. Составьте схему прав налогоплательщика.

8. Систематизируйте в таблице информацию о субъектах и объектах налоговых правоотношений.

9. Опишите систему налоговых органов, их функции.

10. Охарактеризуйте аудит, его цель и значение.

11*. Используя дополнительные источники информации, в том числе интернет-ресурсы, проанализируйте функции налогов (фискальную, регулирующую, контрольную).

Вместе они родились, выросли, окрепли и набрались сил: солдат и сборщик налогов. Ибо слово «солдат» происходит от sold, a sold означает «деньги». Ну а деньги, если они должны попасть в руки государства, именуются в конечном счёте налогом. Оба они, солдат и сборщик налогов, создали в период между Средневековьем и Новым временем то, что наука называет сегодня ранним современным государством. Сборщик налогов кормил солдата, а солдат защищал, если доходило до войны, своего кормильца, «фискала»… Оба они знали, кем они были друг для друга.
(А. Смит, английский экономист)

Подданные государства должны по возможности соответственно своей способности и силам участвовать в содержании правительства, т.е. соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства.
(А. Смит, английский экономист).

Функция обеспечения средств для финансирования расходов государства путём сборов налогов называется фискальной функцией налогообложения. Налоговая система хороша тогда, когда, во-первых, государству собираемых у нас денег хватает, чтобы выполнять свои функции – свои перед нами обязанности, а во-вторых, когда средств, остающихся у налогоплательщиков после уплаты налогов, хватает на приобретение определённого количества материальных благ требуемого качества и ассортимента.
(Домашняя юридическая энциклопедия).

Информация к размышлению

В рыночном хозяйстве налоги, помимо фискальной функции (т.е. осуществления надзора за пополнением за счёт налогов бюджетов – государственного, муниципального и т.д.), выполняют функцию регулирующую (т.е. стимулируют или душат экономические процессы). Высокие налоговые ставки противодействуют «перегреву» экономики. Низкие ставки поощряют экономическую активность.

Исследуем документы и материалы

Налоговый кодекс Российской Федерации
(Извлечения)

Статья 8. Понятие налога и сбора

1. Под налогом понимается обязательный, индивидуально-безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

2. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определённых прав или выдачу разрешений (лицензий).

1. Что удобнее государству: собирать справедливые налоги с экономически самостоятельных субъектов или владеть всей собственностью в стране? Что выгоднее обществу?

2. Государство не может собрать всех запланированных налогов – где выход?

3. Почему уплата налога считается конституционной обязанностью граждан? Свой ответ обоснуйте.

Темы для проектов и рефератов

1. Субъекты и объекты налогообложения по НК РФ.

2. Налоги: исторический обзор.

3*. А. Смит о налогах в «Исследовании о природе и причинах богатства народов» (1776).

1. Гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративные отношения), договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.

Участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования (статья 124).

Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом.

2. Неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага защищаются гражданским законодательством, если иное не вытекает из существа этих нематериальных благ.

3. К имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

1. Комментируемая статья определяет отношения, являющиеся предметом гражданско-правового регулирования, и круг их участников. Участниками этих отношений могут быть граждане и юридические лица (о понятии юридического лица см. комментарий к ст. 48 ГК), Российская Федерация и ее субъекты, а также муниципальные образования (см. комментарий к ст. 124).

Согласно п. 1 комментируемой статьи правила, установленные гражданским законодательством, применяются и к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, однако иное может быть предусмотрено федеральным законом.

Существует целый ряд федеральных законов, устанавливающих определенные ограничения для участия указанных лиц в гражданских правоотношениях.

Среди них можно назвать, ЗК РФ (ст. ст. 15, 22), ФЗ от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (ст. 16), ФЗ от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (ст. 3) и др.

Важное значение имеет сформулированное в п. 1 комментируемой статьи определение предпринимательской деятельности, которая регулируется гражданским законодательством, а также указанные в нем принципы ее регулирования.

Под регистрацией лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность (индивидуальных предпринимателей и юридических лиц), понимается регистрация, предусмотренная Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Предмет гражданского права составляют отношения, регулируемые гражданским законодательством. В круг таких отношений законодатель прямо включил имущественные отношения, личные неимущественные отношения, и впервые законодатель установил, что предметом гражданского права являются также отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративные отношения).

Имущественные отношения - это отношения по поводу имущества, т.е. материальных предметов и других экономических ценностей, по поводу конкретных материальных объектов и между конкретными субъектами. Термин "имущество" многозначен: он включает не только вещи, но и имущественные права, а в некоторых случаях также и имущественные обязанности (например, при наследовании).

Предмет имущественных отношений, регулируемых гражданским правом, обычно выражается в денежной форме и имеет возмездный характер. Однако возможны ситуации, когда гражданским правом регулируются и безвозмездные отношения (например, дарение).

Имущественные отношения можно условно разделить на две группы.

Первую группу составляют отношения собственности и других вещных прав (права хозяйственного ведения, оперативного управления и т.д.). Эти отношения закрепляют принадлежность, присвоенность материальных благ или, иными словами, закрепляют имущественные отношения в статике. Среди них выделяют отношения лица к вещи (как к своей) и отношения между лицами по поводу вещей.

Вторую группу отношений составляют имущественные отношения, опосредующие гражданско-правовой оборот. Они связаны с переходом материальных благ от одного субъекта гражданского права к другому и регулируют имущественные отношения в динамике.

В результате указанных отношений происходит товарно-денежное обращение. В большинстве случаев такие отношения возникают в результате заключения договоров (купля-продажа, мена и т.д.), однако возможны и внедоговорные обязательственные имущественные отношения (например, в результате причинения вреда).

Личные неимущественные отношения возникают по поводу нематериальных благ, не имеющих экономического содержания (независимо от их связи с имущественными отношениями) и неотделимых от личности. Таковы отношения, связанные с авторством на результаты интеллектуальной деятельности, с правом гражданина на изображение и др.

Корпоративные отношения в соответствии с комментируемой статьей также составляют предмет гражданского права. При этом речь идет о двух видах отношений. В частности, речь идет об отношениях, связанных с "правом участия" в корпорации (имеются в виду права каждого члена корпорации как имущественного, так и неимущественного характера), а также в понятие корпоративных включены соответствующие обязательственные отношения между учредителями (участниками) и самой корпорацией как юридическим лицом.

Таким образом, ключевым в определении корпоративных отношений как структурного элемента предмета гражданского права стало понятие корпораций как юридических лиц, поскольку именно с участием в них или с управлением ими связана специфика особых гражданско-правовых связей.

Общими принципами регулирования корпоративных отношений в широком понимании можно назвать:

- обеспечение возможности непосредственного участия каждого члена сообщества в решении его общих дел;

- обеспечение возможности контроля членов сообщества (включая судебный) за деятельностью его органов и представителей.

В отношении отдельных видов предпринимательской деятельности законом могут быть предусмотрены условия осуществления гражданами такой деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

2. Отдельную группу отношений, относящихся к предмету гражданского права, составляют отношения по поводу неотчуждаемых прав и свобод человека и других нематериальных благ, которые непосредственно не регулируются гражданским законодательством, однако, как следует из п. 2 комментируемой статьи, защищаются им, если иное не вытекает из существа этих нематериальных благ. К числу последних относятся жизнь и здоровье, честь и достоинство, доброе имя, неприкосновенность частной жизни, деловая репутация и др.

3. В п. 3 комментируемой статьи говорится о различии по методу правового регулирования между гражданским и административным или ином праве, основанном на властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям при одинаковом предмете правового регулирования (имущественные отношения). В гражданском праве отношения между сторонами возникают главным образом в силу их соглашения (договора), тогда как в административном праве - в силу обязательного веления одной из сторон (административного акта).

Особенность гражданско-правового метода регулирования связана с положением субъектов гражданского права. Экономический оборот предполагает равенство его участников, невозможность для одного из них диктовать свою волю другому; такое равенство является необходимым условием основного отношения экономического оборота - обмена. Поэтому характерной чертой метода гражданского права является равенство сторон регулируемого гражданским правом отношения, тогда как в административном праве имущественные отношения сторон строятся на властном подчинении одной стороны другой (например, при взимании штрафа).

В п. 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 (ред. от 07.02.2017) "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" отмечено, что "в случаях, когда разрешаемый судом спор вытекает из налоговых или других финансовых и административных правоотношений, гражданское законодательство может быть применено к названным правоотношениям при условии, что это предусмотрено законом (пункт 3 статьи 2 ГК РФ)".

Источник комментария:
"ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ"
С.П. Гришаев, Т.В. Богачева, Ю.П. Свит, 2019



Аннотация. В статье рассматриваются существующие на сегодняшний день способы применения и толкования гражданского законодательства в России. Особое внимание автор уделяет применению аналогии закона и аналогии права, делая акцент на их различиях. Относительно толкования, в статье приводится классификация его способов, а также назначение каждого из них в конкретной ситуации. В заключение автор приходит к выводу о многообразии и широте способов применения толкования норм права, а также о необходимости толкования специально уполномоченными органами и компетентными лицами.

Говоря о применении такой отрасли, как гражданское право, стоит отметить, что данная отрасль положена в основу регулирования частных отношений. Этим и определяется место отрасли в системе права РФ в качестве основы регулирования, главным образом, имущественных отношений. Вышеизложенное приводит нас к закономерному выводу о том, что применение норм гражданского права допустимо в тех отраслях, где это требуется, в связи с отсутствием прямых предписаний закона (речь идет о субсидиарном порядке). В основном, данное правило распространяется на семейно-правовые отношения, так как в статье 4 СК РФ данное положения прямо закреплено [1]. Однако здесь могут затрагиваться и те частноправовые отношения, которые регулируются иными отраслями, например, экологическим, трудовым правом.

Однако, обратный порядок недопустим: нормы трудового или семейного права не могут восполнить пробелы гражданско-правовой сферы.

Рассматриваемая нами отрасль может применяться по аналогии. Это обусловлено усложненностью и широтой ситуаций гражданско-правовых отношений, которые гражданско-правовые нормы прямо не регулируют. Если же пробел в регулировании не может быть восполнен ни нормами закона, ни условиями соглашения, и даже обычаями делового оборота, то п.1 ст. 6 ГК РФ допускает устранять такие пробелы, прибегнув к аналогии (закона или права) [2]. Рассмотрим далее, в чем же заключается суть вышеназванных видов аналогии.

По аналогии закона, определенные правоотношения будут регулироваться такими нормами, которые регулируют схожие с ними отношения. Для того, чтобы применить указанный вид регулирования, необходимо наличие:

1) законодательного пробела, неустранимого с помощью вышеперечисленных правовых средств;
2) схожих правоотношений, которые регулируются одним законодательством. Примером являются банковские «трастовые операции», которые регулировались первоначально нормами из договоров поручения и комиссии, однако с принятием специальных правил – о доверительном управлении имуществом, такие операции стали регулироваться согласно данным правилам [3];
3) соответствие существа отношений применяемому аналогичному закону. Так, запрещено применение положений о сделках общего характера ко многим неимущественным отношениям.

В случае, когда законом закрепляется отсылочная норма к регулированию схожих отношений, такое явление не будет подпадать под аналогию закона. Пример – п.3 ст. 95 ГК, в котором говорится о распространении правил о статусе ООО на ОДО. В данном случае перед нами вовсе не законодательный пробел, а особый способ регулирования.

На практике нередки случаи, когда для того или иного вида отношений отсутствует даже сходное регулирование. В такой ситуации применима аналогия права, исходя из смысла п. 2 ст. 6 ГК. Суть данного вида регулирования – в том, что в основе определения прав и обязанностей сторон отношения лежат не какие-то конкретные нормы, а общие начала гражданского законодательства, определенные базовые принципы [4]. Данный вид аналогии допустим к применению только тогда, когда пробел в регулировании нельзя восполнить аналогией закона. Но, в отличие от последнего, аналогия права – скорее исключение, которое применяется в очень редких ситуациях.

Еще одним способом применения рассматриваемой отрасли можно назвать разъяснения судов. И хотя отечественная правовая система официально не признает судебный прецедент источником права, его значение трудно оспорить. Так, суды получают разъяснения, даваемые высшими судебными органами относительно применения законодательства. Подобные разъяснения выносятся в форме постановлений, пленумов, в которых приводится толкование норм, обязательное для всех субъектов конкретных правоотношений [5].

Велика практическая роль и собственно прецедентов – т.е. решений по отдельно взятым делам, а также иных рекомендаций высших судов, включая обзоры практики по отдельной категории споров. Их значение, главным образом, в том, что они определяют «заранее» действия судов и участников споров (даже потенциальных) в определенных ситуациях, причем даже сам спор иногда не имеет место.

Выше нами было рассмотрено применение гражданского законодательства, в его различных проявлениях. Далее речь пойдет о толковании, как важном и неотъемлемом элементе применения. Итак, под толкованием понимают установление и уяснение смысла правовых норм через устранение неясных моментов.

В теории выделяют множество видов толкования, которые объединены по определенным критериям. Так, исходя из субъекта, толкование может быть официальным и неофициальным.

Первый вид еще называют аутентическим; он применяется при разъяснении смысла нормы права тем органом, который и принял соответствующий НПА.

Второй вид подразделяется еще на несколько подвидов: например, при легальном толковании разъяснения смысла нормы права дает не принявший соответствующий НПА орган, а такой, который уполномочен на эту в силу закона (например, Президиум ВС РФ). При судебном толковании – все очевидно, т.е. норму разъясняет суд в своем акте.

Существует также научное или доктринальное толкование; здесь речь идет о разъяснении правовых норм учеными, которые составляют комментарии к текущему законодательству. В отличие от доктринального, профессиональным толкованием занимаются не теоретики, а практики-специалисты (например, юристы, следователи, прокуроры и пр.). И, наконец, завершает данную группу видов обыденное толкование. Оно может даваться самыми обычными гражданами, без какого-либо юридического образования.

Если речь идет о способе толкования, то здесь толкование может быть: историческим, т.е. когда смысл нормы сопоставляют с периодом и условиями ее принятия; логическим (выяснение смысла нормы при помощи формальной логики); грамматическим – т.е., когда требуется применение правил грамматики; систематическим – уясняется место конкретной нормы в системе права, а также ее взаимосвязь со смежными нормами.

Считаем необходимым провести более подробный анализ каждого из названных способов.

Большую роль в толковании норм права сыграли исторические реалии, в которых они создавались. Суть исторического способа толкования – в сравнительном анализе исторических условий, в которых принимались нормы законодательства, приобретаю свою суть. Это дает возможность толкователю отследить возможную взаимосвязь нормативного акта с другими документами, которые принимались в предыдущий исторический период. Данный способ не нашел широкого применения, поскольку использовался только в случае необходимости исследования происходивших изменений в развитии той или иной нормы – объекта изучения.

При систематическом способе отдельную норму рассматривают в целостной системе гражданского права, либо в конкретной ситуации. Назначение данного способа – в выяснении особенностей определенной нормы. Он опирается на научные знания и на определение места исследуемой нормы в системе отрасли [6]. Данный подход может быть использован с целью анализа норм закона, глав, статей, либо НПА в целом. Главное, на что обращается внимание при данном способе толкования, это –сравнение содержания НПА с принятыми ранее актами, определение его роли в структуре текущего законодательства, для того, чтобы выявить характер связей с иными НПА.

Выше нами не был упомянут такой способ, как специально-юридический, однако он является одним из основных в толковании. Он базируется на специфических знаниях юридического цикла. Благодаря данному способу, устанавливается содержание нормы права, ее смысл, «дух» закона. Толкователи, используя данный способ, акцентируют внимание на знании и умении определять функции, типы юридических прав, механизм их работы, а также владении юридическими фактами, обязанностями и функциями. Указанный способ толкования делает возможным детальное объяснение содержания НПА полностью, вследствие чего, его применение будет точным. По мнению ученых, данный вид толкования, если совмещать его с логическим и грамматическим (о которых уже было сказано выше), то форма прочтения закона станет идеальной [7]. Благодаря лежащей в основе способа формальной логике, норма будет рассматриваться с позиций аналогии, доказательства, дизъюнкции, дедукции и конъюнкции. Таким образом, толкователь в данном случае будет стремиться раскрыть правовую норму, руководствуясь позицией формальной логики.

Что касается грамматического способа толкования, то в его основу положены грамматика, лексика, фразеология и другие филологические науки. Смысл такого толкования – в доскональной проработке отдельной нормы или всего НПА в целях его текстового анализа: изучаются слова, их сочетания, предложения и абзацы. Благодаря указанному способу, выясняются такие особенности, как число, род, падеж, время различных частей речи, особенности расстановки знаков препинания и т.п. Иначе говоря, вышеуказанный вид толкования норм предназначен для глубокого исследования сущности законодательных терминов, их соотношения с особенностями их употребления, а также для установления смысла предложения, их группы, абзаца [7]. Использование указанного толкования необходимо для того, чтобы дать окончательную интерпретацию слов, которые имеют множество смысловых значений.

В качестве примера можно привести п. 1 ст. 30 ГК РФ, который закрепляет ограничение дееспособности лица на основании судебного решения, которое злоупотребляет наркотическими веществами, алкогольными напитками или азартными играми, из-за того, что указанные действия создают трудное материальное положение для его семьи. В данном норме законодателем при перечислении поступков лица используются запятые, а также союз «или», что дает основание применять данную норму даже пи наличии хотя бы одного из перечисленных в ней случаев.

Если за основу классификации взять объем, то толкование будет либо буквальным, либо расширительным, либо ограничительным. В первом случае наблюдается точное соответствие смысла «букве» закона, т.е. его тексту [8]. Во втором предполагается большая широта, смысла нормы, нежели ее текста, а в третьем, наоборот – более узким является смысл, а не буквальный текст.

В заключение отметим, что процессы применения и толкования гражданского законодательства – достаточно сложные и многоаспектные. Так, применяя конкретную норму в той или иной ситуации, важно учитывать особенности отечественной системы права, а также конструкцию самой нормы и ее смысловую нагрузку. Что касается процедуры толкования, то она должна осуществляться специальными органами или лицами, имеющими на это полномочия. Это поможет максимально точно применить закон, не искажая его смысл и содержание.

1. Гражданское право является одной из отраслей права, входящих в систему российского права. Это означает, что само гражданское право, его институты применяются не как нечто абсолютно обособленное и самодовлеющее, а в определенной системе, во взаимодействии с другими отраслями права.

Исследовать гражданское право в системе права — это значит поставить по крайней мере три вопроса и дать на них ответы. Первый — о месте гражданского права в правовой системе. Второй — чем отличается гражданское право от других отраслей и как их разграничить между собой. Третий — может ли, и если да, то как именно, гражданское право взаимодействовать с другими отраслями права.

Общепризнанно, что каждая отрасль права имеет свой предмет регулирования. Но отношения, регулируемые правом, находятся за пределами самого права, хотя и определяют его юридическое содержание. Следовательно, по предмету можно разграничить сферы применения отраслей права, но нельзя выявить различия отраслей права по их юридическому содержанию. Поскольку и само право, и каждая из его отраслей есть средство воздействия на отношения, то наиболее четко они отличаются друг от друга по способу воздействия на отношения, т.е. по присущим отраслям права методам регулирования. Именно методы регулирования в концентрированном виде отражают юридическое содержание каждой отрасли права.

2. Исходя из этого, все отрасли права можно разделить на следующие группы. Первая — конституционное право. Вторая — отрасли с дозволительным, т.е. правонаделительным, регулированием. Третья — отрасли с обязывающим регулированием. Четвертая группа характеризуется запретительным регулированием. И наконец, последняя, пятая группа — это судоустройственное и судопроизводственное, т.е. судебное, право, характеризующееся обеспечительным регулированием.

Конституционное право по своему содержанию и функциям обеспечивает закрепление основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, регулирует государственное устройство, структуру, функции и полномочия органов государственной власти и местного самоуправления. Оно является правовым фундаментом системы российского права, основой всего законодательства нашего государства. Социально-экономические и политические принципы, закрепленные в Конституции РФ, находят свою конкретизацию и развитие во всем законодательстве страны, во всех отраслях права. Конституционные принципы общественного устройства — это и есть то, что цементирует все отрасли права между собой и составляет основу его единства. В то же время каждая из отраслей права применительно к регулируемым отношениям формирует систему правового регулирования соответствующих отношений, базируясь на принципах, закрепленных в Конституции .

Взаимодействие между конституционным и гражданским правом состоит в том, что конституционное право устанавливает основы экономических отношений, отношений между государством и человеком, гражданином. Эти принципиальные положения находят свое отражение и развитие в нормах гражданского права. Конституционное право — базовая отрасль для гражданского права, представляющая собой его фундамент, как и всей правовой системы. Поэтому основные принципы гражданского права обнаруживаются прежде всего в Конституции РФ. Толкование и применение норм гражданского права должно происходить в совокупности с толкованием и применением конституционных норм, закрепляющих исходные положения для отношений, регулируемых гражданским правом.

С этих позиций наибольшее значение для гражданского права имеют положения, относящиеся к собственности, предпринимательской деятельности, правам человека и к их судебной защите. Гражданское право своим содержанием развивает и конкретизирует положения Конституции, содержащиеся в ст. ст. 8 , 9 , 34 — 36 , 46 , 53 и др.

3. Исторически семейное, трудовое и природоресурсное право в прошлом представляли собой единую отрасль — гражданское право. Постепенно эти отрасли отделились от гражданского права. Это указывает на то, что все названные отрасли обладают известным сходством, но в то же время если каждая из них — это самостоятельная отрасль права, то очевидно, что они имеют отличительные юридические признаки. Метод регулирования каждой из этих отраслей, будучи сходным с методом гражданско-правового регулирования, вместе с тем обладает тем или иным своеобразием.

Общее в методах гражданского права и отделившихся от него отраслей как раз и состоит в том, что все они являются отраслями с дозволительным регулированием. В этих отраслях преобладают не нормы-запреты и не нормы-обязывания, а дозволительные нормы, в результате действия которых участники соответствующих отношений (гражданских, семейных, трудовых, земельных) выступают в качестве правообладающих лиц. Их права осуществляются ими для реализации своих интересов и удовлетворения тех или иных потребностей. Что касается отличий названных отраслей права от гражданского права, то они должны быть рассмотрены применительно к каждой отрасли права отдельно.

4. Отличие гражданского права от отраслей права с обязывающим регулированием, таких как административное, финансовое, налоговое право, очевидно. Они не только различны, но и по основным юридическим характеристикам и методам воздействия в известном смысле противоположны. Если субъекты гражданского права между собой юридически равны и автономны в правовом отношении, то участники административных, финансовых, налоговых отношений, напротив, юридически не равны, находятся в отношениях власти и подчинения, поскольку во всех этих отношениях в качестве одной из сторон выступают государство и его органы власти. Они обладают властной компетенцией, которая позволяет им совершать действия и издавать акты, обязательные для другой стороны соответствующих отношений.

Столь существенные различия рассматриваемых отраслей права теоретически и практически исключают возможность применения норм одной отрасли права к другой, т.е. норм, например, налогового законодательства к гражданским отношениям или норм гражданского права к налоговым отношениям. Следовательно, чрезвычайно важно четко различать сферы действия рассматриваемых отраслей гражданского права, не допускать их смешения и исключать ошибки, состоящие в неправомерном использовании норм одной отрасли права для регулирования отношений, являющихся предметом другой отрасли права. На это прямо указывает п. 3 ст. 2 ГК: к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

5. Но, несмотря на различия и даже противоположность норм, с одной стороны, гражданского права, а с другой — административного, финансового, налогового права, возможно и известное взаимодействие рассматриваемых отраслей права. Такое взаимодействие, будучи необходимым, действительно предусмотрено в ряде случаев законодательством и имеет практическое применение. Так, ст. 11 ГК в п. 2 указывает на то, что защита гражданских прав может осуществляться в административном порядке в случаях, предусмотренных законом. Совершенно очевидно, что для защиты гражданского права в административном порядке требуется, чтобы этот порядок был установлен нормами именно административного права. Вместе с тем и нормы гражданского права могут использоваться для защиты гражданских прав в сфере административных отношений. Так, ст. 16 ГК предусматривает, что если незаконными действиями или актами государственных органов гражданину или юридическому лицу причиняются убытки, то они подлежат возмещению за счет соответствующего государственного или муниципального образования. В данном случае гражданские права защищаются гражданским же правом, хотя нарушение гражданских прав происходит в сфере вертикальных административных правоотношений.

6. Гражданское право и уголовное право разграничиваются легко, поскольку речь идет о совершенно разных и во многом даже противоположных отраслях права. Уголовное право регулирует отношения, в которых в обязательном порядке участвует государство, устанавливающее запреты на совершение общественно опасного поведения и меры уголовной ответственности, уголовного наказания за нарушение этих запретов. Следовательно, уголовное право регулирует отношения, основанные на власти и подчинении сторон, и в качестве основного правового предписания использует запреты с возложением за их нарушение мер уголовной ответственности.

Вместе с тем чрезвычайно важным представляется взаимодействие гражданского и уголовного права. Гражданские права нуждаются в применении не только мер гражданско-правовой защиты, в результате которой происходит восстановление нарушенного гражданского права или предоставление потерпевшим известной имущественной компенсации, но и мер уголовно-правовой охраны.

7. Гражданское право и процессуальное право соотносятся как содержание и форма. Поскольку применяемое право — гражданское право — построено на началах правонаделения, правовой автономии, диспозитивности, правовой инициативы, то естественно, что гражданское судопроизводство покоится на началах правовой свободы, диспозитивности, состязательности сторон — истца, добивающегося защиты нарушенного права, и ответчика, возражающего против применения к нему соответствующих принудительных мер.

8. Основным делением в праве, в том числе и в праве российском, является деление его на частное и публичное.

В теории права существование основного подразделения в праве связывается с наличием в обществе частных и публичных интересов. Частное право обеспечивает права отдельного лица, наделяя каждого из них правовыми средствами реализации их частных потребностей и интересов. Напротив, публичное право содержит в себе правовые возможности признания и осуществления прав всех граждан общества, т.е. публичных интересов. При этом под публичным интересом понимаются не столько интересы государства, сколько совокупные интересы граждан данного общества. Государство же должно выступать в качестве выразителя публичных интересов и представлять интересы общества в целом. Важнейшая задача любой правовой системы состоит в установлении оптимального соотношения частных и публичных интересов.

Далее, публичное право и частное право различаются по субъектам и характеру правоотношений. В отношениях, опосредуемых публичным правом, в качестве одной из сторон всегда выступает государство в лице соответствующих государственных органов. По своему типу отношения, регулируемые публичным правом, представляют собой властеотношения, которые строятся на основе подчинения других участников этих отношений государству. В рамках публично-правовых отношений государство реализует себя как власть, выполняет свои властные функции для достижения определенных общественно полезных целей. Напротив, в отношениях, опосредуемых частным правом, т.е. как власть, оно не участвует. Если оно и участвует в этих отношениях, то лишь как обычный субъект, ничем не отличающийся от других участников частноправовых отношений. Отношения, опосредуемые частным правом, строятся как отношения горизонтальные, как общественные связи между правовыми субъектами, не подчиненными друг другу.

Публичное право и частное право, в силу особенностей регулируемых отношений, отличаются друг от друга как способом, так и механизмом воздействия на общественные отношения. Для публичного права, регулирующего отношения на началах субординации субъектов, свойственно развитое интенсивное регулирование, которое носит централизованный характер. В отраслях публичного права абсолютно преобладают императивные нормы. По содержанию правовые предписания, содержащиеся в публичном праве, представляют собой либо предписания-запреты, как в уголовном праве, либо предписания-обязывания, как, например, в налоговом праве. При этом в публичном праве для обеспечения реализации правовых предписаний довольно интенсивно используется принуждение в виде административных, уголовных и иных санкций.

Напротив, в частном праве, регулирующем отношения на началах координации субъектов, широко используется предписание в виде дозволения. Абсолютно преобладают диспозитивные нормы, обеспечивающие использование в регулировании субъективного усмотрения участников отношений в виде их договоров. Таким образом, правовое регулирование характеризуется началами децентрализации. Дозволительное и диспозитивное регулирование отношений исключает необходимость интенсивного использования принуждения для реализации правил, содержащихся как в нормах права, так и в договорах. Основным побудительным началом к исполнению правовых предписаний выступает личный интерес участников данных отношений.

К публичному праву относятся конституционное (государственное) право, административное право, судебное право, финансовое и налоговое право, право социального обеспечения, уголовное право, а также природоохранительное право.

К частному праву относится прежде всего гражданское право, а также семейное, трудовое, природоресурсное право. Именно гражданское право по своему содержанию и своим правовым чертам относится к числу классических отраслей частного права. Поэтому оно является центром, ядром частного права.

Читайте также: