Комиссия по контролю за предоставлением налоговых и таможенных льгот

Опубликовано: 02.05.2024


Вопросы в сфере таможенной политики регулируются договорами, соглашениями, конвенциями и внутригосударственными правовыми актами.

Поводом для предоставления таможенных льгот служит факт транспортировки некоторого вида продукции, а также наличия у лица установленного законом статуса либо наступления события, которые позволяют воспользоваться таможенными послаблениями.

Льготные преференции предоставляются по спецакту, составленному органами в таможенной сфере.

Виды льгот

Согласно законодательству, льготы по уплате таможенных сборов предоставляются по нескольким направлениям:

  • при таможенном оформлении;
  • во время осуществления таможенного контроля;
  • при уплате специальных платежей.


В первых двух случаях представляет интерес возможность сократить временные затраты, в последнем — получить послабление финансового характера.

Различные виды таможенных льгот по своему субъектному составу предоставляются:

  • физлицам;
  • гражданам, признанным вынужденными переселенцами;
  • беженцам;
  • главам дипломатического представительства иностранного государства и членам, относящимся к числу дипперсонала;
  • лицам, использующим спецпроцедуры оформления, в т. ч. упрощенные;
  • государствам.

Для получения преимуществ в ряде случаев достаточно простого подтверждения статуса физлица. Так, преференции могут быть предоставлены Георям России, полным кавалерам ордена Славы и др, к этой категории льгот для установления баланса между интересами отдельных граждан и компаний введена возможность применения упрощенных процедур оформления товаров.

Согласно ТК РФ, к таким лицам относятся люди, соответствующие следующим признакам:


  • отсутствие на момент обращения непогашенных постановлений об административных правонарушениях в сфере таможенного дела;
  • наличие систем учета, которые позволят таможенным органам сопоставить информацию из коммерческой документации с данными, которые предоставляются таможне при оформлении продукции;
  • проведение внешней экономической деятельности на протяжении 3 и более лет.

Также преференции подразделяются на те, что устанавливаются международными правовыми актами, федеральными законами, постановлениями Правительства РФ.

Исходя из временных отрезков, на протяжении которых могут действовать льготы, они делятся на бессрочные и временные. Физлица, перемещающие свои личные вещи (если это происходит в пределах установленных норм), могут рассчитывать на референции на постоянной основе.

Установка льготных послаблений на некоторые временной отрезок часто применятся вместе с использованием особых режимов, которые используются, например, в отношении продукции, хранящейся на таможенных складах, и пр.

Льготы при оформлении и контроле


Наиболее понятным примером льготных преференций, предоставление которых происходит при перевозке продукции, можно считать специальные упрощенные процедуры таможенного оформления, в т. ч. освобождение от применения определенных форм таможенного контроля.

Перечень льготных процедур включает:

  • предварительное декларирование продукции;
  • ограниченное по времени хранение товаров, находящихся под контролем таможни;
  • выпуск продукции до подачи декларации (если декларантом представлены сведения, позволяющие идентифицировать товар).

Таким образом, все эти меры позволяют уменьшить издержки, возникающие из-за простоя товара, сократить документооборот, т. к., например, составление одной декларации на все перевозимые грузы происходит быстрее.

Однако следует понимать, что для получения возможности пройти льготную упрощенную процедуру оформления декларантам придется соблюдать ряд условий, в т. ч. предоставлять сведения, содержащиеся в бухгалтерском и налоговом учете, для сверки с данными, отправленными в адрес таможни.

Льготы по уплате таможенных платежей

Законодательство о таможенном деле допускает применение финансовых льгот следующего характера:


  • тарифные скидки (для пошлин на ввоз);
  • льготы на вывозные пошлины;
  • льготная оплата налоговых сборов;
  • льготы по уплате таможенных сборов, в т. ч. и освобождение от них.

Также на государственном уровне приняты списки продуктов, не подлежащих акцизному обложению и НДС. К ним относятся некоторые медицинские изделия, техника для обслуживания инвалидов, печатные издания, ввозимые музеями и библиотеками, спецоборудование и пр.

Не уплачивают НДС и на товары безвозмездной помощи и поддержки государства. Решение о принадлежности продукции к такому типу принимается спецкомиссией, которая выдает удостоверение соответствующей формы.

Оформление гуманитарной помощи осуществляется в первоочередном порядке.

Льготы по уплате ввозной и вывозной пошлин

В соответствии с действующим законодательством ставки по пошлинам признаются едиными. Они не подлежат изменению (как при вывозе продукции, так и при ввозе в страну).

Для освобождения от уплаты пошлин продукция должна ввозиться на территорию страны с одной из следующих целей:


  • гуманитарная помощь;
  • содействие (техническая помощь);
  • обмен знаниями и идеями.

Отдельную нишу занимают льготы на товары, произведенные на территории развивающихся стран (с тем учетом, что закупаются они на территории этих государств). Система льгот для них включает 3 блока:

  • список развивающихся стран, пользующихся льготами РФ;
  • аналогичный список наименее развитых стран;
  • товары, льготы на которые не распространяются.

Если по каким-то причинам страна происхождения товара не может быть установлена, будут применены ввозные таможенные пошлины.

Отдельно установлен порядок применения ставок таможенных пошлин и установления пошлин на вывозную продукцию нефтяной промышленности. Правительство РФ оставляет за собой право на создание особых формул расчета ставок.

Специальные нормативы ввоза и вывоза товаров приняты для глав и сотрудников консульских учреждений. Они, как и члены их семей, вправе ввозить беспрепятственно и беспошлинно различные товары: автомобили, предметы быта, если они предназначены для личного пользования.

Другие льготы


В соответствии с положениями того или иного режима льготы по уплате таможенных сборов могут затрагивать возврат пошлин или налогов, использование ограничивающих мероприятий и запретов, которые установлены законодательством.

Эти преференции являются основой большинства таможенных режимов: беспошлинная торговля, перемещение припасов, реэкспорт и реимпорт, временный ввоз, международный транзит и пр.

Международными правовыми нормами установлены ситуации, при которых происходит освобождение от уплаты пошлин в отношениях с рядом стран: Францией, Китаем, Норвегией и пр.

Таможенные льготы при добровольном переселении в РФ соотечественников, проживающих за рубежом


На территории РФ действует госпрограмма по оказанию содействия переселению в Россию соотечественников, проживающих на постоянной основе за рубежом.

Согласно действующему законодательству, для данной категории граждан могут быть предоставлены льготы по оплате таможенных платежей. Они распространяются на транспортные средства и товары личного пользования.

Для их получения гражданам необходимо обладать статусом вынужденных переселенцев либо беженцев. Ввозимая продукция должна относиться к категории товаров, бывших в употреблении. Ее вес и размер значения иметь не будут. При этом получить скидку возможно при соблюдении двух условий: ввоза товаров не позднее 18 месяцев с даты прибытия гражданина в страну и подтверждения приобретения ввозимых вещей до момента получения статуса вынужденного переселенца или беженца.

Льготы и преференции Таможенного Союза

На протяжении нескольких лет на территории РФ применяются льготы Таможенного союза, которые, помимо освобождения от налогов и сборов, предполагают и наличие упрощенной процедуры пересечения государственной границы.

Льготы в рамках союза применяются согласно международным договорам и соглашениям, т. к. ряд стран выразили желание создать зону свободной торговли совместно с РФ.

С целью упростить процесс торговли на территории союза действует специальная процедура, которая распространяется на товары, вывозимые с территории союза, на товары, предназначенные для консульств и диппредставительств, на военную технику, на различные средства для научной работы и пр.

Комиссия по легализации налоговой базы – один из методов контроля компании, который появился приблизительно 5 лет назад. Ее работа регулируется разъяснительными письмами ФНС, которые предназначаются для инспекторов. В НК РФ соответствующих пояснений нет. Организация комиссии осуществляется согласно составленному плану.

Что делать, если получили уведомление о вызове на заседание комиссии по легализации налоговой базы?

Кто вызывается на комиссию

Особенности отбора субъектов изложены в письме ФНС от 17.07.2013 N АС-4-2/12722. В нем указано, что выбор осуществляется на основании экономической деятельности организации, специфики налогообложения при реорганизации, ликвидации, банкротстве. Компания выбирается для вызова на комиссию по следующим критериям:

  • Информация, изложенная налогоплательщиком в заявлении об убытках. Подозрения может вызвать указание отрицательного убытка за 3 последних года, отсутствие информации об убытках.
  • Пониженное налогообложение для ИП по акцизам, УСН, НДФЛ. Нужно поделить сумму налога на объем всех доходов предприятия. Если в результате получается число меньше 3, нагрузка считается малой. Для торговых образований это число составит меньше 1.

  • Пониженная налоговая нагрузка по НДС. Для определения низкой нагрузки нужно разделить НДС к возмещению на аналогичный показатель к уплате. Если результат расчетов составит больше 89%, это обозначает пониженный показатель.
  • Недоимка по НДФЛ. Для обнаружения недоимки информация из справок 2-НДФЛ сравнивается с фактическими платежами. Для получения сведения также может использоваться РСВ-1 ПФР.
  • Компании, уплатившие НДФЛ меньше на 10% относительно предыдущего налогового периода. Данный пункт выявляется на основании карточек расчетов, динамики поступивших платежей, число сотрудников компании (по данным, поданным в ПФР), размеры платежей по филиалам.
  • Низкая зарплата для сотрудников относительно зарплаты по сектору. Информация анализируется на основании справки 2-НДФЛ, все выплаты компании своим работникам, среднее количество сотрудников. Кандидат рассмотрения комиссии – организация, выплачивающая зарплату меньше МРОТ.

    Вопрос: Может ли налоговый орган в рамках работы комиссии по легализации налоговой базы требовать представления трудовых договоров?
    Посмотреть ответ

  • Заявка о профессиональном вычете, равном более 95% от доходов предприятия. Данный пункт касается ИП. Проверяются декларации 3-НДФЛ. В процессе показатели строки 120 делятся на показатели 110.
  • ИП, которые в декларации по НДС зафиксировали некую сумму выручки, а в декларации 3-НДФЛ проставили 0 или вовсе не оформляли рассматриваемую форму. Несоответствие информации из двух документов может вызвать подозрения.
  • Рассмотрим дополнительные критерии:

    • Поступление данных о доходах резидентов РФ от иностранных государств.
    • Поступление данных о сокрытии доходов от ОВД, прокуратуры, ФЛ и ЮЛ.
    • Применение льгот по налогам и пониженных ставок без должных оснований.
    • Предоставление НДС к возмещению.
    • Различные нарушения закона в области налогового права.

    После составления перечня компаний, подлежащих контролю, определяется очередность приглашения на комиссию. Первыми в очереди идут компании с большей суммой налогов, подлежащих потенциальному возмещению. После того как очередность определена, компаниям направляются уведомления. В них указаны рекомендации по устранению правонарушения. Если ЮЛ или ИП не выполнило рекомендации, направляется письмо с вызовом на комиссию.

    Основные особенности комиссий

    Контроль компании комиссией является досудебным способом решения налоговых споров. Мероприятие также может быть названо допроверочным действием. Рассмотрим цели деятельности комиссии:

    • Улучшение поступлений налогов.
    • Увеличение взимания подоходного налога, а также страховых взносов.
    • Выявление неверных данных в бухгалтерской и налоговой отчетности.
    • Выявление выдачи сотрудникам неофициальных зарплат.
    • Предупреждение перевода подоходного налога и страховых взносов позже срока.
    • Выявление компаний, выплачивающих зарплату ниже МРОТ.
    • Выявление организаций, не устраивающих сотрудников на работу официально с целью уменьшения налоговой базы.

    К СВЕДЕНИЮ! Предполагается, что работа комиссии стимулирует компании самостоятельно уточнять точную сумму налогов и взносов, полагающихся к уплате, не допускать нарушений в сфере налогового права.

    Состав комиссии

    Комиссия включает в себя, как правило, следующих лиц:

    • Сотрудники налоговых органов.
    • Представители местных органов управления.
    • Представители ПФР, ФСС.
    • Сотрудники трудовой инспекции.
    • Прокурор.
    • Представители правоохранительных органов.

    Информацию о налогоплательщиках комиссия берет из отчетов компаний, имеющихся реестров, Интернета, публикаций СМИ.

    Особенности проведения и организации комиссии

    Каждая компания рассматривается на комиссии в индивидуальном порядке. После проведения контрольного мероприятия составляются следующие документы:

    • Протокол заседания, который должен подписать секретарь, а также председатель комиссии. Представитель налогоплательщика знакомится с протоколом под расписку. Лицо может запросить копию протокола.
    • Рекомендации, в которых отражается фактическая сумма налогов, сумма к доплате и прочее. Срок устранения правонарушений составляет 10 дней.

    Компания обязана исполнить все предписания комиссии. Факт устранения правонарушений проверяется инспекцией ФНС. Если компания не предприняла никаких действий, принимается решение о проведении выездной проверки.

    Как вести себя на комиссии по легализации

    Особенности поведения на комиссии обусловлены тем, какие вопросы будут задавать представители контролирующего органа. Рассмотрим подробнее эти вопросы:

    • На какой деятельности специализируется компания?
    • С какими поставщиками, контрагентами и покупателями сотрудничает предприятие?
    • Есть ли в компании служба безопасности, проверяющая контрагентов на надежность?
    • Соответствие компании юридическому адресу, наличие договора аренды, размер арендных платежей.
    • Число сотрудников в компании и их специализация.
    • Сотрудничество с компаниями-однодневками для создания фиктивного документооборота.

    Если представитель компании не может ответить на эти вопросы, деятельность фирмы ставится под сомнение.

    Что говорить на комиссии

    Перед комиссией нужно выстраивать определенную линию защиты. Она будет зависеть от того, в чем именно обвиняется налогоплательщик. Очень важно подготовить аргументы в свое оправдание. Пояснения можно предоставлять в письменной форме. Каждый аргумент желательно подтверждать документами. Рассмотрим пример линии защиты. Компании предъявляются обвинения в большом размере убытков. В данном случае объяснить подозрительное явление можно следующими фактами:

    • Сектор, в котором работает компания, предполагает большие убытки для всех фирм.
    • Повысилась стоимость сырья.
    • Колебания курсов валюты.
    • Спрос на продукцию компании резко упал.
    • Финансовый кризис.
    • Компания работает в новом для себя секторе.

    Если на комиссии будет рассматриваться низкая зарплата сотрудников, можно предъявить эти аргументы:

    • Часть сотрудников трудится в других регионах, в которых размер зарплат относительно низкий.
    • В компании был введен плавающий график, режим неполной занятости.

    Все аргументы должны быть логичными и обоснованными. Усилить их можно путем предоставления сопутствующих документов (к примеру, статистика).

    Неявка на заседание комиссии

    Если представитель компании не явился на заседание, проводятся эти действия:

    1. Отправка повторного уведомления.
    2. Отправка уведомления в ФНС.
    3. Исследование информации о компании для решения о целесообразности осуществления проверки.
    4. Подготовка глубокой проверки.

    Каштанова Марина

    ФНС России регулярно отчитывается о снижении количества выездных налоговых проверок. За 2019 г. «предупреждение налогоплательщиков о налоговых рисках позволило избежать контрольных мероприятий, и налогоплательщики самостоятельно доплатили более 130,6 млрд руб. без применения штрафных санкций (рост 3,9%), в том числе по согласительным процедурам – более 47 млрд руб., что на 21% больше 2018 г. При этом количество выездных налоговых проверок с 2018 г. сократилось на 34% и за последние 5 лет в 3,3 раза. Проверками охвачен в среднем 1 налогоплательщик из 1000 (0,14%). Общее количество споров с бизнесом сократилось на 18,7%» (из доклада руководителя ФНС Даниила Егорова).

    Таковы статистические данные о работе созданных налоговыми органами комиссий по легализации налоговой базы (рабочих групп) по разным направлениям.

    Цели работы комиссий очевидны – «…побуждение налогоплательщиков к самостоятельному уточнению налоговых обязательств» (выдержка из текста Письма ФНС России от 25 июля 2017 г. № ЕД-4-15/14490@) «О работе комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам» (далее – Письмо ФНС), обеспечение роста доходов государства за счет увеличения числа налогоплательщиков, добровольно и в полном объеме исполняющих налоговые обязательства, повышение налоговой дисциплины.

    Данный метод работы с налогоплательщиками появился около 7 лет назад и сегодня весьма популярен у налоговых органов: комиссии (рабочие группы) приобрели форму допроверочного контроля и регулирования возникших претензий. Комиссии классифицируются по видам в зависимости от направления: по НДС, убыточные, зарплатные, отраслевые, по недоимке, налоговой нагрузке, для «мигрирующих» компаний и для компаний, применяющих специальные налоговые режимы.

    Развитие названной формы налогового контроля является одним из результатов цифровизации налоговых процессов и налогового администрирования и, несомненно, свидетельствует о тенденции замены мер карательного характера так называемыми «профилактическими», или «превентивными».

    Формирование, развитие и наполнение информацией различных налоговых информационных ресурсов (ЕГРН, ЕГРИП, ЕГРЮЛ, АИС «Налог-3», АСК «НДС», «дерево связей», Единый реестр населения на базе ЗАГС), применение налоговыми органами контрольных алгоритмов АСК НДС-2 , АСК ККТ, наличие у проверяющих возможности оперативного получения информации от банков, правоохранительных, лицензионных и таможенных органов, а также органов власти, Роструда, иных доступных источников, в том числе СМИ и интернета, – вот лишь часть цифровых инструментов, которыми вооружились налоговые органы.

    На сегодняшний день вызов на комиссию по легализации налоговой базы воспринимается налогоплательщиками как форма налоговой проверки. Это значит, что фактического снижения количества выездных налоговых проверок не произошло.

    В силу обременительности выездной проверки по всем налогам или даже выездной тематической проверки по НДС для любого подконтрольного лица налоговые органы наделены инструментом воздействия, который может быть использован для понуждения подконтрольных лиц к увеличению размера заработной платы, исключению ряда расходов, уменьшению вычетов по НДС, дополнительной уплате налогов или иному изменению предпринимательской деятельности.

    Налогоплательщики серьезно обеспокоены использованием принципа доначисления недоимки тем, кто может ее оплатить, – т.е. действующим предпринимателям. И что делать в этой ситуации добросовестным налогоплательщикам, неясно. Соответственно, каждый налогоплательщик вынужден самостоятельно решать, насколько он готов доказать непричастность к занижению налоговой базы, затратив массу времени на суды, проверки, отвлекая ресурсы бизнеса от осуществления приносящей прибыль деятельности.

    Что касается так называемых «технических компаний», они не подвергаются налоговым проверкам и вызовам на комиссии (поскольку с них реально нечего взыскать). И если «фактические собственники» не прекратили деятельность такой компании (путем ликвидации или присоединения к другому юрлицу), налоговые органы используют способ ее «закрытия» путем исключения из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа или в связи с наличием в данном реестре недостоверных сведений о юрлице, хотя у налогового органа есть возможность проверки такой компании, доначисления налогов и привлечения к субсидиарной ответственности контролирующих лиц.

    Тем не менее налоговое законодательство РФ практически не содержит норм, регулирующих порядок работы таких комиссий, в том числе устанавливающих права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов.

    НК РФ включает лишь две нормы, опосредованно связанные с проведением комиссий. Одна устанавливает, что налоговые органы на основании письменного уведомления вправе вызывать в налоговые органы налогоплательщиков для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов (подп. 4 п. 1 ст. 31). Согласно другой норме (п. 1 ст. 82) налоговый контроль может проводиться в том числе посредством получения объяснений налогоплательщиков.

    Также можно обратиться к положениям Концепции системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденной Приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@, в которой дано описание отбора налогоплательщиков для проведения выездного контроля по общедоступным критериям риска совершения налогового правонарушения, а также письма ФНС, содержащего описание действий, предпринимаемых для так называемой «легализации налоговой базы».

    Но поскольку налоговая комиссия – форма налогового контроля, очевидно, что в НК РФ должны быть предусмотрены нормы, регулирующие порядок и сроки проведения комиссий по легализации, в том числе порядок запроса и предоставления информации, права и обязанности как налогоплательщика, так и налогового органа.

    Хотелось бы обратить особое внимание на необходимость законодательного закрепления порядка раскрытия налогоплательщику информации, которую получает и использует налоговый орган. Сегодня налоговые органы в ходе проведения комиссии просто констатируют факт наличия у них соответствующей информации. Налогоплательщик, в свою очередь, ее проверить не может. Он правомочен использовать только сведения из «Контур-Фокуса», «СПАРКА» и прочих открытых сводных баз данных, в которых в отношении контрагентов на момент совершения сделки, а также на момент проведения заседания комиссии какой-либо «негативной» информации нет.

    Также требуют регулирования порядок формирования и представления налогоплательщиком его позиции и доказательств (по аналогии с возражениями на акт налоговой проверки). Сейчас, например, на заседании комиссии по НДС до налогоплательщика просто доводится информация о выявленных расхождениях и «сложных» разрывах с соответствующими требованиями представления уточненной декларации и доплаты налогов.

    В то же время сам налогоплательщик исключен из процесса выявления обстоятельств и сбора доказательств. Фактически он «косвенным путем» привлекается к «добровольной» налоговой ответственности в виде уплаты налогов и пени. Как это соотносится с презумпцией невиновности, декларируемой ст. 108 НК РФ, непонятно. В п. 6 названной статьи установлено: «Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке». Где же этот порядок установления виновности или невиновности налогоплательщика при вызове его на комиссию и при ее проведении?

    Кроме того, не определен порядок фиксирования результатов заседания комиссии. Как правило, это протокол (по аналогии с оформлением протокола по рассмотрению материалов налоговой проверки), который составляется далеко не всегда, а если и оформляется, то в нем отражаются далеко не все озвученные доводы и аргументы сторон, результаты и решения комиссии – часть обстоятельств и решений остаются «за кадром». Неурегулированность создает возможности для злоупотреблений (например, со стороны налоговых органов – последующие выездные проверки, со стороны правоохранительных органов – направление запросов контрагентам налогоплательщика по тем же основаниям, со стороны налогоплательщиков – непринятие согласованных мер или неподача уточненной декларации).

    Следовательно, обеим сторонам нужны гарантии.

    Налогоплательщикам – возможность минимизации налоговых рисков; освобождение от камеральных и выездных налоговых проверок по налогу за периоды, в отношении которых состоялось заседание комиссии и были приняты взаимовыгодные решения; исключение последствий в виде «автоматических» доначислений налогов (НДС в предыдущих и последующих кварталах, налога на прибыль в связи с исключением вычетов по НДС); возможность получения рассрочки (отсрочки) по уплате налогов (пеней), ведь зачастую сумма к уплате может оказаться внушительной (совершенно разные ситуации, когда речь идет об уплате 100 тыс. или 100 млн руб.), а единовременная уплата значительных сумм может повлечь невозможность дальнейшего ведения бизнеса, а также открытие в отношении налогоплательщика процедуры банкротства.

    Налоговым органам, в свою очередь, нужны гарантии определения оптимального режима налогового контроля; получения от налогоплательщиков документов и информации, уточненной налоговой отчетности; снижения количества контрольных мероприятий; увеличения поступлений налогов в бюджет.

    Нормы законодательства о налогах и сборах, которые необходимо разработать и принять, должны обеспечить оптимальные для каждой из сторон решения.

    Как вариант результату работы комиссий можно придать характер эффекта, схожего с правовыми последствиями установления режима налогового мониторинга в соответствии с НК РФ.

    Другим способом решения проблем может быть закрепление возможности подписания налогоплательщиком и налоговым органом двустороннего документа, который будет отражать достигнутые договоренности о прекращении потенциального спора, исключающие возникновение соответствующих налоговых последствий в будущем. Действующее законодательство не предусматривает такой возможности. А для налогоплательщика – это шанс сохранить бизнес, восстановить платежеспособность организации и ее деловую репутацию, а также применения к нему более мягкого режима санкций. В свою очередь, для налогового органа подписание соглашения – путь увеличения поступлений в бюджет по результатам достигнутых договоренностей. И для обеих сторон – снижение многих правовых рисков, сокращение последующих административных и судебных издержек, которые могли бы возникнуть в случае дальнейшего развития конфликта.

    Эффективность данного метода решения вопросов базируется на принципе договоренности сторон о прекращении спора на конкретных условиях и признании ими определенных обстоятельств дела (например, обоснованности расходов, наличия деловой цели, приемлемости способов налоговой оптимизации, используемых налогоплательщиком), от которых зависит наступление соответствующих налоговых последствий (действительный размер налоговой обязанности).

    Все перечисленные вопросы требуют решения. В налоговом законодательстве, в отличие от гражданского, нет такого понятия, как обычай – сложившееся и широко применяемое, но не предусмотренное законодательством правило поведения.

    В заключение отмечу, что необходимо установить понятные для сторон «правила игры». Четкое понимание правил проведения комиссий по легализации позволит достичь более эффективных результатов во взаимоотношениях между налогоплательщиками и налоговыми органами.

    Таможенные льготы — выгодно применять. Есть случаи, когда без нашего таможенному адвоката их сложно отстоять. По сути, льготы – это положительные исключения из обычного режима. Они могут предоставлять право не уплачивать пошлины, упрощать пропускную систему через границу. Для участников ВЭД нарушение таможенных правил влечет неблагоприятные последствия.


    Порядок предоставления таможенных льгот

    Другое название устройства – тарифная льгота. Это механизм торговой политики, который используется на взаимных условиях или в одностороннем порядке. Подобные льготы не могут иметь индивидуальный характер. Если ЕСК дает разрешение на предложенную систему, то страна-член ТС, начинает использовать льготы по таможенным платежам.

    Есть и другое понятие – таможенная (тарифная) преференция. Так именуется разрешение не уплачивать ввозные налоги, которые распространяются на товар, берущиеся из государств, формирующих с Россией область неограниченной торговли.

    Преференция также распространяется на товар, которые ввозится из стран, которые подписали соответствующий документ с целью формирования этой области или снижения ставок ввозных пошлин. То есть преференции дают преимущества для определенных товаров в зависимости от их происхождения (кроме того, Вам будет интересна информация по вопросу корректировки таможенной стоимости по ссылке).

    Тарифные льготы предоставляются в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза, международными договорами.

    Порядок предоставления таможенных льгот устанавливается Правительством РФ.

    Например, Постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 № 448 определен порядок предоставления тарифной льготы. Согласно данному постановлению суда, которые зарегистрированы в Российском международном реестре судов, не должны платить ввозную таможенную пошлину, если они предоставят таможенную декларацию со свидетельством о регистрации судна в указанном реестре и документ об оплате госпошлины за регистрацию в реестре.

    Таким образом, чтобы была предоставлена та или иная таможенная льгота, необходимо определить наличие соответствующей льготы и изучить нормативно-правовой акт, международный договор, касающийся ее предоставления.

    ВНИМАНИЕ: смотрите видео по теме споров с таможней и не забывайте подписаться на канал YouTube для возможности получать бесплатный совет таможенного адвоката в комментариях к роликам:

    Виды таможенных льгот

    • уменьшение пошлинной ставки
    • установление тарифных квот
    • льготы по уплате таможенных сборов (освобождение от пошлинной уплаты)
    • льготы по уплате ввозных таможенных пошлин (тарифные преференции, тарифные льготы)

    ПОЛЕЗНО : читайте также про возврат пошлины, которая уже была уплачена (возврат таможенных платежей) на нашем сайте по ссылке

    Условия предоставления льготы таможенных платежей

    При получении налоговых льгот заявителям и декларантам следует иметь ввиду, что для целей получения льгот, законодателем предусмотрены следующие факторы.

    Вид товара и его стоимость:

    В зависимости от вида товара полностью освобождаются от взимания налога, на добавленную стоимость следующие товары:

    • Товары, предназначенные для бесплатной помощи России
    • Товары и изделия, используемые в сфере медицины, также сырьё и материалы, используемые для их производства
    • Объекты и товары культурного назначения и исторического наследия России, приобретённые полученные в дар
    • Печатные периодические товары, а также книги, получаемые музеями и библиотеками
    • Киноплёнки, ввозимые в просветительских целях некоммерческими организациями
    • Неграненые алмазы
    • Уникальное оборудование, которое не может быть изготовлено в России

    Страна- производитель товара:

    Декларантам следует учесть, что ввоз товаров для персонального пользования, которые стоят не дороже 1,5 тысяч евро и вес не превышает 50 кг, ввозной таможенной пошлиной не облагается. В случае если таможенная граница пересекается воздушным путём, то лимит стоимости возрастает до 10 тысяч евро.

    Таможенный режим:

    Режим наибольшего благоприятствования установлен для стран с уже имеющимися зонами свободной торговли, а также странам, которые создают такие экономические зоны. Льготы в данной категории представляют собой освобождение или снижение размера ставок и тарифов.

    Цель ввоза:

    Существуют также специальные льготы при условии использования специальных таможенных режимов. Режим временного ввоза предполагает допуск товаров на территорию таможенного союза с условием ограниченного периода времени. При таких условиях пошлина не взимается или взимается не в полном объеме. При процедуре свободной таможенной зоны некоторые категории товаров также подлежат частичному или полному освобождению от пошлин в соответствии со своим назначением. При применении процедуры свободного склада презюмируется хранение товаров в таможенной зоне с целью дальнейшего транзита, поэтому к таким товарам применяется пониженная или нулевая ставка.

    Освобождение от уплаты таможенных платежей

    Таможенные льготы

    В ст. 47 Закона, посвященному таможенному регулированию в РФ, перечислены случаи, когда не берутся таможенные сборы за определенные таможенные операции, например:

    • если ввозятся и вывозятся товары, относящиеся к безвозмездной помощи
    • если возвращаются культурные ценности
    • за товары для личного пользования физлицами
    • если товары пересылаются в международных почтовых отправлениях
    • товары, которые помещены под процедуру экспорта
    • иные товары, указанные в законе

    Кроме того, освобождение от таможенных платежей может быть установлено Постановлениями Правительства РФ, международными соглашениями.

    Обжалование отказа в предоставлении тарифных преференций

    Таможня может отказать в предоставлении тарифных преференций, приняв соответствующее решение. Что делать в этом случае? Обжаловать решение таможни в суд в порядке АПК РФ.

    Для обжалования заявителю необходимо:

    Адвокат по таможенным льготам в Екатеринбурге

    Важно следить за всеми изменениями, которые происходят в законодательстве, чтобы не только быть в курсе нововведений, но и не нарушать закон.

    Все, что связано с таможней, тщательно контролируется особыми инстанциями, поэтому любое нарушение будет выявлено, а сам нарушитель понесет соответственное наказание в согласии с законодательством.

    Совет таможенного адвоката : в отношении льготы по уплате таможенных платежей на ввоз технологического оборудования важно понимать, на какую именно технику распространяются преимущества. В список вошло оборудование, материалы, комплектующие и запасные детали, которые ввозятся для применения не территории страны, входящей в таможенный союз в сфере осуществления инвестиционного проекта. Он должен соответствовать главному виду деятельности страны.

    Наш адвокат Адвокатского бюро «Кацайлиди и партнеры» всегда готов оказать Вам помощь по вопросам таможенного права, ждем Вашего обращения к нам уже сегодня.

    Отзыв о работе нашего таможенного адвоката

    Читайте еще о работе нашего таможенного адвоката:

    С нами таможенные дела в суде пройдут с выгодой и в срок


    Автор статьи: © адвокат, управляющий партнер АБ "Кацайлиди и партнеры" А.В. Кацайлиди

    Оставьте заявку на бесплатную консультацию юриста прямо сейчас

    Юридическая консультация по таможенному праву

    Похожие темы по таможенному праву

    Установленные действующим российским законодательством правила таможенного регулирования предусматривают некоторые исключение, именуемые специалистами как таможенные льготы. Предоставление таможенных льгот — важная составляющая современной таможни и процесса оформления грузов. Кроме того, существуют еще и тарифные льготы, о которых мы поговорим чуть ниже.

    Существующие в сфере таможенного регулирования преимущества или исключения, носящие смягчающий характер, классифицируются в зависимости от конкретной области таможенных отношений.

    Предоставление таможенных льгот

    Льготы по уплате таможенных пошлин в российском праве можно разделить на:

    1. льготы в сфере осуществления платежей на таможне;
    2. льготы по контролю, осуществляемому в таможенном деле;
    3. льготы по оформлению товаров на таможне.

    Льготные исключения в сфере осуществления платежей на таможне

    Лица, осуществляющие операции во внешнеэкономической сфере, могут использовать таможенные льготы во время проведения некоторых платежей.

    Указанные преференции могут быть предоставлены в следующих формах:

    1. освобождения от уплаты пошлин;
    2. применения ставок пошлин, характеризующихся сниженным размером;
    3. возврата таможенных пошлин, уплаченных ранее.

    Кроме того, основную классификацию льготных исключений по осуществлению платежей на таможне можно провести, исходя из страны происхождения товара и цели его ввоза. Льготы по уплате таможенных сборов сейчас предоставляются не особо охотно, так что советуем нанять адвоката для отстаивания своих прав.

    Освобождаются от уплаты пошлин товары, произведенные в странах СНГ, при условии отправления товара лицом, созданным и зарегистрированным в стране СНГ. При этом подтвердить происхождение товара из страны СНГ можно с помощью сертификата или декларации о происхождении товара.

    Также льготы по уплате таможенных пошлин распространяются на товары, ввозимые с целью:

    • оказания помощи гуманитарного характера;
    • оказания технического содействия;
    • производства детского питания;
    • вклада в уставные фонды предприятий, работающих с иностранными инвестициями.

    Освобождены от уплаты пошлины товары, ввозимые для целей средств массовой информации и характеризующиеся просветительским, культурным или научным значением. На некоторые товары действуют тарифные льготы.

    Льготные исключения в сфере контроля, осуществляемого в области таможенного дела

    Льготы по таможенному контролю, осуществляемому в сфере таможенных отношений, характеризуются освобождением от досмотра на таможне товаров определенного вида, а также товаров и предметов, перевозимых определенными законом категориями лиц.

    Так, досмотру не подвергается личный багаж:

    1. глав иностранных дипломатических представительств, а также персонала дипломатических иностранных представителей и членов их семей;
    2. членов Совета Федерации и депутатов Госдумы, а также судей (при пересечении указанными лицами границ с целью осуществления своих служебных обязанностей);
    3. Президента РФ и перемещающихся вместе с ним членов его семьи.

    Предоставление таможенных льгот

    Досмотру не подлежат военные иностранные корабли, воздушные боевые суда и техника военного назначения, перемещающаяся своим ходом. Применение таможенных исключений к таким транспортным средствам должно быть бесприкословным.

    Освобождены от досмотра на таможне международные почтовые отправления (почтовые карточки, письма), а также литература для лиц, лишенных зрения.

    Льготные исключения в сфере оформления товаров на таможне

    Облегченные процедуры таможенного оформления товаров можно разделить на следующие виды:

    1. осуществление временного хранения товара, находящегося под контролем таможни, на складе заявителя;
    2. осуществление предварительного декларирования товаров (с подачей неполной периодической декларации);
    3. осуществление декларирования товара, находящегося на складе заявителя (с подачей периодической декларации);
    4. осуществление выпуска товаров до подачи необходимой декларации.

    Процедуры, упрощающие оформление товаров на таможне, могут быть произведены только в отношении ввозимых в Россию товаров иностранных изготовителей.

    Принимая во внимание достаточную сложность действующих таможенных правил и наличие большого количества нормативных правовых документов в данной сфере, лицам, занимающимся внешнеэкономическими операциями, необходимо заручиться грамотным бухгалтерским сопровождением своей деятельности, а также пользоваться услугами высококвалифицированных специалистов в области конкурентного права и законодательства о налогах и сборах. Льготы по уплате таможенных сборов и знание ситуаций, в которых они могут быть вам предосатвлены, поможет сэкономить массу средств. Предоставление таможенных льгот не всегда выгодно самим таможенникам, так что отстаивая свои права, вы избижите взяточничества со стороны тамоэенников и сделаете все честным путем. Таможенные льготы — то, за что должен бороться каждый.

    Читайте также: