Причиненные налоговыми органами налогоплательщикам и иным участникам налоговых правоотношений убытки

Опубликовано: 01.05.2024

3.3 Права и обязанности налогоплательщиков и налоговых агентов

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответствующие налоги и сборы. Действующим законодательством установлено, что в качестве налогоплательщиков и плательщиков сборов признаются:

  • юридические лица;
  • физические лица (граждане);
  • физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели);
  • физические лица, не подлежащие регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей в соответствии с законодательством РФ и осуществляющие деятельность, направленную на систематическое получение дохода (частные нотариусы, адвокаты, частные охранники и др.)

Налоговые агенты — это лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов и сборов.

Права и обязанности налогоплательщиков в соответствии со ст. 21 и 23 НК РФ

Получать от налоговых органов и от других уполномоченных государственных органов письменные и устные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах

Уплачивать налоги и сборы, установленные действующим законодательством

Своевременно встать на учет в налоговом органе

Вести в установленном порядке учет доходов (расходов) и объектов налогообложения

Получать в налоговых органах по месту учета информацию о действующих налогах и сборах и иных актах, о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц

Представлять налоговые декларации, бухгалтерскую и налоговую отчетность

Представлять налоговым органам и их должностным лицам в предусмотренных НК РФ случаях документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов

Представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично или через своего представителя

Требовать соблюдения налоговой тайны

Выполнять законные требования налоговых органов об устранении выявленных нарушений налогового законодательства, а также не препятствовать законным действиям работников налоговых органов

Использовать налоговые льготы при наличии оснований

Получать зачет или возврат сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов

Сообщать письменно в налоговый орган по месту учета:

  • об открытии и закрытии банковских счетов в десятидневный срок;
  • обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях (в месячный срок);
  • об обособленных подразделениях организации в течение одного месяца со дня создания;
  • о прекращении деятельности, несостоятельности (банкротстве), ликвидации — в течение трех дней со дня принятия решения;
  • об изменении места нахождения в течение 10 дней;
  • о смене директора или главного бухгалтера

Использовать различные налоговые льготы при наличии оснований

Требовать предоставления зачета или возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов

Получать разрешения на изменение срока уплаты налогов при наличии оснований

Присутствовать при выездной налоговой проверке, получать копии акта налоговой проверки, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов

Не выполнять неправомерные требования налоговых органов

Отстаивать свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя

Обеспечивать в течение четырех лет сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, и документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций — так же и расходы) и уплаченные (удержанные) налоги

Требовать возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или их должностных лиц.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством РФ. Налоговый агент обязан вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику, и представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для контроля правильности исчисления, удержания и перечисления налогов.

При невозможности исполнения своих обязанностей налоговый агент должен сообщить в налоговый орган по месту учета в течение 30 дней о невозможности удержать налог.

В качестве примера налогового агента можно привести организацию, выплачивающую доходы своему работнику. Организация обязана рассчитать и удержать из дохода работника налог на доходы физических лиц. Данный налог работодатель обязан перечислить в соответствующий бюджет в сроки, установленные НК РФ.

Налоговый представитель — каждый налогоплательщик имеет право представлять свои интересы в налоговых органах с помощью налогового представителя на основании доверенности. При этом физическое лицо должно заверить данную доверенность нотариально. Для юридического лица достаточно доверенности с печатью организации, оформленной в соответствии с гражданским законодательством РФ. В доверенности должны быть отражены полномочия налогового представителя, к которым могут быть отнесены право получения копий документов (актов, решений, требований) и другие права, возникающие в процессе делопроизводства.

Налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК возложена обязанность уплачивать налоги.

Плательщиками сбора признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК возложена обязанность уплачивать сборы.

Права налогоплательщика и плательщика сборов совпадают. В НК для указанных лиц названы такие права:

– право на информацию (подп. 1, 9 п. 1 ст. 21);

– на получение официального письменного разъяснения (подп. 2 п. 1 ст. 21);

– на управление собственными налоговыми выплатами (право осуществлять налоговый менеджмент) (подп. 3, 4 п. 1 ст. 21);

– на возврат излишне уплаченных денежных сумм в процессе реализации налогового правоотношения (подп. 5 п. 1 ст. 21);

– лично или через представителя участвовать в налоговых правоотношениях (подп. 6, 8, 15 п. 1 ст. 21, п. 1 ст. 26);

– давать пояснения о характере собственных действий в сфере налоговых правоотношений (подп. 7 п. 1 ст. 21);

– на корректное отношение со стороны иных участников налоговых правоотношений (подп. 10, 13п. 1 ст. 21);

– не соблюдать незаконные предписания и требования (подп. 11 п. 1 ст. 21);

– на обжалование (подп. 12 п. 1 ст. 21);

– на возмещение неправомерно нанесенных убытков (подп. 14 п. 1 ст. 21);

– на защиту нарушенных прав и законных интересов (ст. 22).

Право на информацию означает возможность налогоплательщика беспрепятственно бесплатно (в том числе в письменной форме) получать от налоговых органов по месту своего учета информацию. Установленное право налогоплательщика на информацию включает и процедуру бесплатного получения этим лицом необходимых бланков отчетности и разъяснений о порядке их заполнения. Право налогоплательщика получать соответствующие бланки и требовать разъяснений о порядке их заполнения теперь применимо только в отношении налоговых деклараций и налоговых расчетов.

Право на получение официального письменного разъяснения означает возможность налогоплательщика или плательщика сбора получить от налоговых и других уполномоченных государственных органов официальные письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах.

Состав компетентных органов, в которые налогоплательщик имеет возможность обратиться за разъяснениями, зависит от вида самого нормативного правового акта. Он имеет право получать письменные разъяснения по вопросам применения:

– законодательства РФ о налогах и сборах – от Минфина России;

– законодательства субъектов РФ о налогах и сборах – от финансовых органов, созданных в субъектах РФ по решению региональной власти;

– нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах – от органов местного самоуправления.

Лицо, нарушившее действующее законодательство, следуя официально полученному разъяснению компетентного органа, не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.

Право на налоговый менеджмент предполагает возможность управления налогоплательщиком (плательщиком сборов) собственными выплатами налогового характера, в частности:

– использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

– изменять срок уплаты налога, сбора, а также пени путем получения отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита;

– досрочно исполнить обязанность по уплате налогов.

Налоговый менеджмент означает:

– систему управления налоговыми обязательствами и выплатами налогоплательщика, а также ресурсами, составляющими его налогооблагаемую базу;

– деятельность налогоплательщика, направленную на повышение эффективности его взаимодействия с государственным механизмом налогообложения.

Существует три базовых компонента налогового менеджмента: налоговая логистика; налоговая оптимизация; налоговая минимизация. Каждый из них является разновидностью налогового менеджмента и имеет свои особенности.

Налоговая логистика – это деятельность, заключающаяся в управлении ресурсами налогоплательщика для достижения приемлемых размеров налоговых выплат. Цель налоговой логистики – первоначальная организация определенного направления деятельности налогоплательщика, с тем чтобы легальными путями достичь того уровня налоговых выплат, при котором реализуемый проект или осуществляемая операция останутся экономически целесообразными. Методики налоговой логистики предусматривают возможность легального использования налогоплательщиком всех предоставленных законодательством льгот и налоговых освобождений. Осуществление комплекса мероприятий в ходе реализации указанных методик может принимать различные формы и содержание в зависимости от конкретного этапа, на котором они осуществляются.

Налоговая оптимизация – вид деятельности, осуществляемый путем оптимизации схемы, порядка, размера, сроков (периодов) налоговых и других обязательных выплат в бюджеты различных уровней с целью создания наиболее благоприятной модели исполнения налогоплательщиком своих налоговых обязательств. Налоговая оптимизация состоит из фактических и аналитических действий, позволяющих оптимизировать уплату налоговых платежей без изменения их размеров. Это касается сокращения косвенных издержек при уплате налогов, а также создания наиболее удобных условий для совершения налоговых выплат. В результате применения методик налоговой оптимизации уплата налогов будет произведена в наиболее удобный для налогоплательщика срок (с учетом требований налогового законодательства).

Налоговая минимизация – это любые целенаправленные действия налогоплательщика, которые позволяют ему в максимальной степени уменьшить обязательные выплаты в бюджет, производимые им в виде налогов, сборов и других платежей. Ее целью является максимальное снижение издержек, связанных с уплатой налоговых отчислений.

Право на возврат излишне уплаченных денежных сумм в процессе реализации налогового правоотношения означает своевременный зачет или возврат налогоплательщику (плательщику сборов) сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, сборов, пеней, штрафов.

Право лично или через представителя участвовать в налоговых правоотношениях означает право налогоплательщика участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах как лично, так и через своего законного или уполномоченного представителя.

Право давать пояснения о характере собственных действий в сфере налоговых правоотношений означает возможность налогоплательщика (плательщика сборов) представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов и актам проведенных налоговых проверок.

Право на корректное отношение со стороны иных участников налоговых правоотношений дает возможность налогоплательщикам (плательщикам сборов) требовать от иных участников налоговых правоотношений соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий по отношению к данному налогоплательщику (плательщику сборов) и соблюдения и сохранения налоговой тайны.

Право не соблюдать незаконные предписания и требования дает налогоплательщикам (плательщикам сборов) возможность не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие НК или иным федеральным законам.

Право на обжалование означает возможность налогоплательщика (плательщика сборов) обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов; акты иных уполномоченных органов; действия (бездействие) должностных лиц указанных органов.

Право на возмещение неправомерно нанесенных убытков позволяет налогоплательщикам (плательщикам сборов) возместить в полном объеме убытки, причиненные незаконными решениями налоговых органов и незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.

Право налогоплательщика на защиту нарушенных прав и законных интересов конкретизировано нормами ст. 22 НК. В ней налогоплательщикам (плательщикам сборов) гарантирована административная и судебная защита их прав и законных интересов. Порядок защиты прав и законных интересов налогоплательщиков (плательщиков сборов) определяется НК и иными федеральными законами. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению прав налогоплательщиков (плательщиков сборов) влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами.

Обязанности налогоплательщика и плательщика сборов по своему составу не совпадают. НК содержит открытый перечень обязанностей налогоплательщика и плательщика сборов, который может быть дополнен в иных актах законодательства о налогах и сборах.

Например, налогоплательщики, уплачивающие налоги в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, также несут обязанности, определенные таможенным законодательством РФ.

За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Такая ответственность предусмотрена в НК, КоАП и УК.

Единственная обязанность плательщика сборов, о которой прямо говорится в статье 23 НК, состоит в необходимости уплачивать законно установленные сборы. Помимо этой обязанности плательщики сборов несут и иные обязанности, установленные законодательством РФ о налогах и сборах.

Для налогоплательщиков в статье 23 НК установлены обязанности:

– уплачивать законно установленные налоги (п. 1 ст. 3 и подп. 1 п. 1 ст. 23 НК);

– встать на учет в налоговых органах (подп. 2 п. 1 ст. 23 НК);

– вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения (подп. 3 п. 1 ст. 23 НК);

– информировать налоговые органы и их должностных лиц о результатах своей деятельности (подп. 4–6 п. 1 ст. 23 НК);

– выполнять законные требования налогового органа (подп. 7 п. 1 ст. 23 НК);

– обеспечивать сохранность документов и информации о своей деятельности (подп. 8 п. 1 ст. 23 НК).

Эти обязанности в равной степени распространяются на всех налогоплательщиков. Помимо этих универсальных обязанностей, в ст. 23 НК закреплены также дополнительные обязанности для отдельных категорий налогоплательщиков:

– из числа организаций и индивидуальных предпринимателей (п. 2 ст. 23 НК);

– для нотариусов, занимающихся частной практикой, и адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты (п. 3 ст. 23 НК).

Обязанность уплачивать законно установленные налоги (сборы) означает, что налогоплательщик или плательщик сбора обязаны самостоятельно уплачивать законно установленный налог или сбор, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Основания, при которых у налогоплательщика возникает обязанность встать на учет в налоговых органах определены в ст. 83 НК, а порядок постановки на учет, переучета и снятия с учета – в ст. 84 НК.

Постановка на учет в налоговом органе организаций и индивидуальных предпринимателей осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми НК связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога или сбора.

Постановка на учет в налоговых органах физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, осуществляется налоговым органом по месту их жительства на основе полученной налоговым органом информации либо на основании заявления физического лица.

Обязанность ведения в установленном порядке учета своих доходов (расходов) и объектов налогообложения наступает, только если это прямо предусмотрено в законодательстве о налогах и сборах.

Обязанность информирования налоговых органов и их должностных лиц о результатах своей деятельности состоит в предоставлении им в установленном порядке налоговой отчетности, а также при необходимости – иной информации и документов о своей деятельности.

Обязанность выполнять законные требования налогового органа означает для налогоплательщика необходимость:

– не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими служебных обязанностей;

– устранить выявленные нарушения законодательства о налогах и сборах.

В отношении указанной обязанности налогоплательщики наделены компенсирующим правом не соблюдать незаконные предписания и требования.

Обязанность обеспечивать сохранность документов и информации о своей деятельности означает, что налогоплательщик в течение четырех лет должен сохранять у себя документы, содержащие:

– данные бухгалтерского и налогового учета;

– информацию, подтверждающую получение доходов, осуществление расходов, а также уплату (удержание) налогов;

– иную информацию, необходимую для исчисления и уплаты налогов.

Ответственность за организацию хранения учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности на основании п. 3 ст. 17 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» несет руководитель организации.

Личное участие налогоплательщиков и сборщиков налогов и сборов в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не лишает их права иметь представителя, равно как участие представителя не лишает указанных лиц права на личное участие в указанных правоотношениях.

Налоговый кодекс предусматривает два вида представительства:

Законное представительство осуществляется законным представителем. Полномочия законного представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с НК и иными федеральными законами.

Законными представителями организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов. Действия (бездействие) законных представителей организации, совершенные в связи с участием этой организации в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, признаются действиями (бездействием) этой организации.

Законными представителями физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством РФ.

Уполномоченное представительство осуществляется уполномоченным представителем.

Уполномоченным представителем налогоплательщика (плательщика сборов) считается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами и иными участниками налоговых отношений.

Уполномоченными представителями не могут быть:

– должностные лица налоговых, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов и органов внутренних дел;

Уполномоченный представитель организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством РФ.

Уполномоченный представитель физического лица может осуществлять свои полномочия на основании:

– нотариально удостоверенной доверенности;

– доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством РФ.

СТ 35 НК РФ.

1. Налоговые и таможенные органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам, плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников указанных органов при исполнении ими служебных обязанностей.

Причиненные налогоплательщикам, плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам убытки возмещаются за счет федерального бюджета в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

3. За неправомерные действия или бездействие должностные лица и другие работники органов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 35 Налогового кодекса

Комментируемая статья посвящена ответственности налоговых органов и таможенных органов, а также их должностных лиц.

Согласно пункту 1 комментируемой статьи налоговые и таможенные органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников этих органов при исполнении ими служебных обязанностей.

Под убытками в соответствии с п. 2 ст. 15 ГК РФ понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, согласно ст. 16 ГК РФ подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Убытки, причиненные налогоплательщикам, плательщикам сборов, налоговым агентам и другим участникам налоговых правоотношений в результате противоправных решений, иных действий (бездействия) налоговых и таможенных органов, а также их должностных лиц и иных работников, возмещаются за счет федерального бюджета в порядке, который предусмотрен Налоговым кодексом РФ и иными федеральными законами (такой порядок установлен, например, статьей 103 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которой убытки, причиненные неправомерными действиями налоговых органов или их должностных лиц при проведении налогового контроля, подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду (неполученный доход)).

В соответствии с пунктом 3 комментируемой статьи за неправомерные действия или бездействие должностные лица и другие работники налоговых и таможенных органов несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 12 Закона РФ "О налоговых органах Российской Федерации" должностные лица налоговых органов за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих обязанностей привлекаются к дисциплинарной (ст. 57, 58 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" ), материальной (раздел XI Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ ) и уголовной ответственности (например, ст. 183, 285, 286, 290, 292, 293 и другие статьи Уголовного кодекса РФ).
--------------------------------
СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3215.

СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 3.

В соответствии со ст. 25 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" за неправомерные решения, действия (бездействие) должностные лица таможенных органов несут дисциплинарную, административную, уголовную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Вред, причиненный лицам и их имуществу вследствие неправомерных решений, действий (бездействия) должностных лиц таможенных органов при исполнении ими служебных обязанностей, подлежит возмещению в соответствии с законодательством Российской Федерации (Гражданским кодексом РФ). Вред, причиненный лицам правомерными действиями таможенных органов и их должностных лиц, возмещению не подлежит, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом "О таможенном регулировании в Российской Федерации" и иными федеральными законами.

§ 4. Налоговые правоотношения. Субъекты и объекты налоговых правоотношений

Налоговые правоотношения — это урегулированные нормами налогового права общественные отношения, возникающие по поводу установления и взимания налогов с организаций и физических лиц.
Содержанием налогового правоотношения является обязанность налогоплательщика внести определенную денежную сумму в бюджетную систему или внебюджетные фонды в соответствии с установленными ставками и в предусмотренные сроки и обязанность налоговых компетентных органов обеспечить уплату налога.
Согласно ст. 19 Налогового кодекса РФ “налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с законодательными актами возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и сборы”. Указанные в данной статье плательщики налогов зачастую именуются налогоплательщиками.
Наряду с организациями и физическими лицами плательщиками налогов являются и индивидуальные предприниматели — физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также физические лица, самостоятельно осуществляющие на свой страх и риск деятельность, направленную на систематическое получение дохода от оказания платных услуг, и не подлежащие регистрации в этом качестве (например, частные нотариусы, частные охранники, частные детективы и т.д.).
Итак, к участникам налоговых правоотношений относятся (ст. 9 НК РФ):
- организации и физические лица;
- налоговые агенты — лица, на которые в соответствии с Налоговым кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению (частные нотариусы, частные охранники, частные детективы и др.) в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов;
- Министерство РФ по налогам и сборам и его территориальные подразделения;
- Государственный таможенный комитет РФ и его территориальные подразделения;
- государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы субъектов Федерации и местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы и должностные лица, осуществляющие в установленном порядке прием и взятие налогов и сборов, а также контроль за их уплатой налогоплательщиками и плательщиками сборов, именуемые сборщиками налогов и сборов (ст. 25 НК РФ);
- Министерство финансов РФ, министерства финансов республик, финансовые управления (департаменты и отделы) администраций краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, районов и городов, иные уполномоченные финансовые органы при решении вопросов об отсрочке и рассрочке уплаты налогов и сборов и других вопросов;
- органы государственных внебюджетных фондов;
- Федеральная служба налоговой полиции РФ и ее территориальные подразделения.
Впервые об участниках налоговых правоотношений говорилось в Законе РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” от 27 декабря 1991 г., где также дан общий перечень их прав и обязанностей. Конкретизированы эти права и обязанности в законодательных и иных актах, относящихся к конкретному налоговому платежу*.
---------------------
* Финансовое право: Учебник /Под ред. проф. Н.И. Химичевой. — С. 284.

Налоговый кодекс РФ уточнил содержание прав и обязанностей участников налоговых правоотношений.
Налогоплательщики (плательщики сборов) имеют следующие права (ст. 21 НК РФ):
- получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и об иных актах;
- получать от налоговых органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах;
- использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;
- получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит;
- на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов;
- представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично или через своего представителя;
- представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам налоговых проверок;
- присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;
- получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также требования об уплате налога;
- требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;
- не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц;
- обжаловать в установленном порядке решения налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц;
- требовать соблюдения налоговой тайны;
- требовать возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.
Данные права налогоплательщиков имеют отношение и к плательщикам сборов. Налогоплательщикам также гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов.
В перечне обязанностей налогоплательщиков Налоговый кодекс РФ выделил две группы:
1) общие обязанности для организаций и физических лиц;
2) дополнительные обязанности, относящиеся только к налогоплательщикам — организациям и индивидуальным предпринимателям.
В первую группу входят следующие обязанности налогоплательщиков и плательщиков сборов:
- уплатить законно установленные налоги;
- встать на учет в налоговых органах;
- вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах;
- представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;
- представлять налоговым органам и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
- выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;
- предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы;
- в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы и уплаченные налоги;
- нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.
Во вторую группу входят налогоплательщики — организации и индивидуальные предприниматели, которые помимо общих обязанностей должны сообщать в налоговый орган по месту учета следующую информацию:
- об открытии или закрытии счетов — в десятидневный срок;
- обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях — в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;
- обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ, — в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации;
- об объявлении несостоятельности (банкротстве), о ликвидации или реорганизации — в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения;
- об изменении своего места нахождения или места жительства — в срок не позднее десяти дней с момента такого изменения.
Следовательно, для налогоплательщиков и плательщиков сборов на первом месте стоит обязанность уплатить законно установленные налоги и сборы. Эта обязанность также закреплена Конституцией РФ, в ст. 57 которой сказано, что “каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. ”.
Понятие уплаты налога за счет собственных средств еще не означает, что налогоплательщик должен уплатить налог непосредственно (т.е. со своего счета или из своего кармана). Налог может быть уплачен его представителем. Налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя. Законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов. Законными представителями налогоплательщика — физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами, иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах (ст. 26, 27, 29 НК РФ).
Различают два вида представительства: по закону и по назначению.
Представительство по закону. Например, в соответствии с законодательством Российской Федерации доход несовершеннолетних не включается в доход декларантов, а составляется самостоятельная декларация. Это уплата налогов родителями, опекунами, попечителями.
Представительство по назначению. Данный вид представительства используется, в частности, в том случае, когда налогоплательщик поручает третьему лицу уплатить налог в бюджет за счет долга, который причитается налогоплательщику от этого лица. Причем сумма долга сокращается на сумму налога, уплаченную этим лицом от имени налогоплательщика.
Экономические отношения налогоплательщиков и государства строятся на основе принципа физического присутствия (резидентства). Этот принцип позволяет различать две группы налогоплательщиков: резиденты и нерезиденты. Такое различие связано с неодинаковым налогообложением данных категорий.
Резиденты несут полную налоговую обязанность, у нерезидентов — ограниченная налоговая обязанность. Различен и порядок декларирования доходов и уплаты налогов. В тех случаях, когда критерия постоянного местожительства недостаточно для определения места налогообложения лица (например, наличие двойного резидентства), используются дополнительные признаки:
- место расположения постоянного жилища;
- центр жизненных интересов (личные и экономические связи);
- место обычного проживания;
- гражданство.
Если в результате последовательного применения указанных критериев нельзя установить постоянное местожительство физического лица, то этот вопрос решается в процессе переговоров налоговых органов заинтересованных государств.
Правила определения резидентства для физических и юридических лиц имеют существенные различия.
С точки зрения налогового права статус юридического лица устанавливается резидентством на основе следующих признаков: инкорпорации, юридического адреса, места функционирования центрального органа управления и контроля, места проведения оперативно-календарного управления организацией, деловой цели организации.
Признак инкорпорации. Лицо признается резидентом в стране, если оно в ней основано (зарегистрировано). По законодательству Российской Федерации юридические лица (все предприятия, учреждения, организации) являются ее резидентами и уплачивают в России налог с прибыли, полученной как на ее территории, так и где бы то ни было, в том числе и в случае неведения этими лицами бизнеса в России.
Признак юридического адреса. Лицо признается резидентом в стране, если оно зарегистрировало здесь свой юридический адрес.
Признак места функционирования центрального органа управления и контроля. Лицо признается резидентом в стране, если с ее территории осуществляется центральное (общее) руководство компании и контроль за ее деятельностью.
Признак места проведения оперативно-календарного управления организации. Лицо признается резидентом в стране, в которой осуществляет текущее и оперативное управление деятельностью компании.
Признак, деловой цели организации. Лицо признается резидентом в стране, если основной объем его деловых операций совершается на ее территории.
Определенные по признакам резидентства юридические лица подразделяются на группы с учетом следующих признаков: форма собственности, организационно-правовая форма, численность работающих на предприятии, вид хозяйственной деятельности.
1. Форма собственности. Конституция РФ провозглашает равенство различных форм собственности (ч. 2 ст. 8). Однако существует неравенство в налогообложении различных форм собственности (государственной, частной, муниципальной и т.д.). Указанное неравенство является следствием объективных особенностей создания и функционирования организаций различных форм собственности. Так, особенность госбюджетных организаций проявляется в том, что они создаются и финансируются государством (т.е. оно является их собственником). Поэтому взимать с госбюджетных организаций налоги нецелесообразно, так как в результате подобной операции не получают доход ни государство как собственник, ни госбюджетные организации.
2. Организационно-правовая форма существенно влияет на порядок и размеры налогообложения. Предприятия различных организационно-правовых форм имеют неодинаковые льготы налогообложения. Освобождаются от налогов общественные организации, фонды, банки и другие организации, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
3. По численности работающих на предприятии. Законодательство Российской Федерации выделяет группу малых предприятий, имеющих существенные льготы в отношении налога на прибыль, НДС. К таким относятся предприятия любой организационно-правовой формы и форм собственности, насчитывающие следующее количество работающих:
- в строительстве — до 200;
- в промышленности — до 100;
- в других отраслях производственной сферы — до 50;
- в отраслях непроизводственной сферы — до 15 человек.
4. По видам хозяйственной деятельности. Целый ряд льгот по налогу на прибыль направлены на стимулирование отдельных отраслей производства, признанных приоритетными. Например, путем использования метода ускоренной амортизации активной части основных фондов. Сущность этого метода заключается в том, что государство как бы финансирует предприятие, разрешая ему значительно увеличить амортизационный фонд.
Объекты налоговых правоотношений. В соответствии с ГК РФ (ст. 128) к объектам гражданских прав относятся вещи (недвижимое и движимое имущество), включая и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; информация; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе и исключительные права на них, интеллектуальная собственность; нематериальные блага. Следовательно, под объектом права понимается то, на что направлены права и обязанности субъектов правоотношений. Наличие объекта налогообложения является фактическим обстоятельством (основанием) взимания налога, так как он позволяет владельцу получить определенный доход, прибыль и т.п.
В соответствии с действующим законодательством объектами налогообложения могут быть (ст. 38 НК РФ):
- операции по реализации товаров (работ, услуг);
- имущество, прибыль, доход;
- стоимость реализованных товаров;
- стоимость выполненных услуг;
- иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с которым законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.
Под имуществом понимаются виды объектов гражданских прав, относящихся к имуществу.
Товаром для целей налогообложения признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации; работой — деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и физических лиц; услугой — деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления данной деятельности.
Следовательно, на основе действующего законодательства объекты налогообложения следует рассматривать с позиции материальных и нематериальных объектов.

Сборщики налогов – государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы, должностные лица и организации, осуществляющие в установленном порядке помимо налоговых и таможенных органов

прием и взимание налогов и (или) сборов, а также контроль за их уплатой

юридические – приобрести статус сборщика налогов не могут.

При отсутствии банка налогоплательщик или налоговый агент, являющиеся физическими лицами, могут уплачивать налоги через кассу органа местного самоуправления либо через организацию связи федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области связи (п. 3

ст. 58 НК РФ). Согласно п. 4 ст. 295 ТК РФ уплаченные суммы таможенных платежей переводятся на счет таможенного органа, их начислившего.

В данных случаях уполномоченные органы и организации выполняют

функции сборщиков налогов.

В отличие от налоговых органов сборщики налогов не ограничиваются контролем за уплатой налоговых платежей, а осуществляют прием и

взимание налогов, приближаясь этим качеством к банкам, выполняющим в

налоговой системе функции финансовых посредников между бюджетом и

сборщиков налогов носят ограниченный характер, они не вправе проводить выездные налоговые проверки и другие «активные» мероприятия налогового контроля. К сожалению правовой статус сборщиков налогов не

закреплен нормативно, что является существенным недостатком налогового законодательства.

Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с таможенным

законодательством, НК РФ, иными федеральными законами о налогах, а

также иными федеральными законами (п.

Следует отметить, что таможенные правоотношения являются комплексными и регулируются нормами различной отраслевой природы. При

этом нормы налогового законодательства выступают общими, а таможенного права – специальными. Поэтому налоговые нормы регулируют правоотношения с участием таможенных органов в особо оговоренных случаях,

а при одновременном регулировании того или иного вопроса приоритет

имеют нормы таможенного законодательства.

Финансовые органы прямо не названы законодателем в числе участников налоговых правоотношений. Однако в ст. 34.2 НК РФ указаны следующие полномочия финансовых органов: Минфин РФ дает письменные

разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, утверждает формы расчетов по налогам и формы

налоговых деклараций, обязательные для налогоплательщиков, а также

порядок их заполнения; органы исполнительной власти субъектов РФ и

органы местного самоуправления, уполномоченные в области финансов,

дают письменные разъяснения по вопросам применения соответственно

законодательства субъектов РФ о налогах и сборах и нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах.

Кроме того, Минфин РФ отвечает за разработку и реализацию единой

налоговой политики в Российской Федерации. Финансовые органы аккумулируют информацию об установленных региональных и местных налогах и сборах (ст. 16 НК РФ), а также участвуют в решении вопросов об изменении сроков уплаты налогов конкретными налогоплательщиками, то

есть при предоставлении отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного кредита. Если положения НК РФ не позволяют однозначно

отнести полученные налогоплательщиком доходы к доходам от источников в Российской Федерации либо к доходам от источников за ее пределами, отнесение дохода к тому или иному источнику осуществляется Минфином РФ (п. 2 ст. 42 НК РФ).

Минфин РФ реализует отдельные нормотворческие функции, а именно: 1) утверждают порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке (пп.

исчисления налоговой базы по итогам налогового периода индивидуальными предпринимателями (п. 2 ст. 54 НК РФ); 3) издают инструкции по

заполнению налоговых деклараций по федеральным, региональным и местным налогам (п. 7 ст. 80 НК РФ).

Органы внутренних дел в качестве субъектов налогового права выступают своеобразными правопреемниками упраздненных органов налоговой полиции. Их основные функции – выявление, пресечение и расследование преступлений в сфере налогообложения. С этой целью органы внутренних дел вместе с налоговыми органами участвуют в выездных налоговых проверках.

принятия по ним решения. Органы внутренних дел несут ответственность

за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников

этих органов при исполнении ими служебных обязанностей.

Статья 85 НК РФ включает в число субъектов налогового права органы, учреждения, организации и должностные лица, обязанные сообщать в налоговые органы сведения, связанные с учетом налогоплательщиков. Функциональное назначение этих участников налоговых правоотношений сводится либо к предоставлению налоговым органам сведений, необходимых для исчисления налогов, либо информированию налоговых органов о юридических фактах, имеющих существенное значение для

налогообложения, либо сведений, необходимых для организации налогового

контроля. Какими-либо властными полномочиями в отношении налогоплательщиков эти субъекты не наделены. Неправомерное несообщение

(несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с

НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу, влечет взыскание

штрафа в размере 1000 рублей; те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, влекут взыскание штрафа в размере 5000 рублей

Органы юстиции, выдающие лицензии на право нотариальной деятельности и наделяющие нотариусов соответствующими полномочиями,

обязаны сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения о физических лицах, получивших лицензии на право нотариальной деятельности

и (или) назначенных на должность нотариуса, занимающегося частной

практикой, или освобожденных от нее, в течение пяти дней со дня издания

Региональные советы адвокатских палат обязаны не позднее 30-го

числа каждого месяца сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения об адвокатах, являющихся членами адвокатской палаты субъекта

РФ, об избранной ими форме адвокатского образования, а также о принятых решениях о приостановлении (возобновлении) или прекращении статуса адвоката.

Органы, осуществляющие регистрацию физических лиц по месту

жительства либо регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, обязаны сообщать соответственно о фактах регистрации физического лица по месту жительства либо о фактах рождения и смерти физических лиц в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10

дней после регистрации указанных лиц или фактов.

Органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном

на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках,

зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей

Органы опеки и попечительства, воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и иные аналогичные учреждения, осуществляющие опеку, попечительство или управление имуществом подопечного, обязаны сообщать об установлении опеки над физическими лицами, признанными судом недееспособными, об опеке, попечительстве и управлении имуществом малолетних, иных несовершеннолетних физических лиц, физических лиц, ограниченных судом в дееспособности, дееспособных физических лиц, над которыми установлено попечительство в форме патронажа, физических лиц, признанных судом безвестно отсутствующими, а также о последующих изменениях, связанных с

опекой, попечительством или управлением имуществом, в налоговые органы по месту своего нахождения не позднее пяти дней со дня принятия

Органы (учреждения), уполномоченные совершать нотариальные

действия, и нотариусы, осуществляющие частную практику, обязаны со150

общать о нотариальном удостоверении права на наследство и договоров

дарения в налоговые органы по месту своего нахождения не позднее пяти

дней со дня соответствующего нотариального удостоверения, если иное не

предусмотрено НК РФ.

Органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию пользователей

природными ресурсами, а также лицензирование деятельности, связанной

с пользованием этими ресурсами, обязаны сообщать о предоставлении

прав на такое пользование, являющихся объектом налогообложения, в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации (выдачи соответствующей лицензии, разрешения) природопользователя.

Органы, осуществляющие выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина РФ на территории Российской Федерации,

обязаны сообщать в налоговый орган по месту жительства гражданина

сведения: 1) о фактах замены документа, удостоверяющего личность гражданина РФ на территории Российской Федерации, и об изменениях персональных данных, содержащихся во вновь выданном документе, в течение

пяти дней со дня выдачи нового документа; 2) о фактах подачи гражданином в эти органы заявления об утрате документа, удостоверяющего личность гражданина РФ на территории Российской Федерации, в течение

трех дней со дня его подачи.

2. Кого законодатель относит к участникам налоговых правоотношений?

3. Являются ли филиалы субъектами налогового права?

4. Каковы основные права и обязанности налогоплательщика?

5. Кто и на каком основании может выступать представителем налогоплательщика?

6. Что собой представляет сборщик налога?

7. Каковы основы налогово-правового статуса банков?

8. Чем обусловлено появление в законодательстве института «налоговых агентов»?

Читайте также: