Прибыль освобождаемая от налога на прибыль рб

Опубликовано: 22.04.2024

Важные налоговые поправки, случаи применения пониженных ставок и тенденции в мире льгот

Налог на прибыль: нововведения 2021 года

Если компания не применяет специальные налоговые режимы, то расчет и уплата налога на прибыль неизбежны. Бухгалтеры по окончании месяца/квартала (в зависимости от того, какой порядок выбран для уплаты авансовых платежей) и года производят расчет полученных доходов, понесенных расходов и налоговой базы.

Ежегодно законодатель вносит в гл. 25 Налогового кодекса РФ («Налог на прибыль организаций») большое количество изменений с целью усовершенствования порядка расчета налога, и 2020 г. не стал исключением.

Налоговые нововведения

Рассмотрим нововведения, которые коснутся широкого круга налогоплательщиков.

  1. Федеральный закон от 15 октября 2020 г. № 335-ФЗ.

Расходы в виде стоимости безвозмездно переданного в государственную и (или) муниципальную собственность имущества (имущественных прав), финансирование которых осуществлено за счет средств субсидий, указанных в абз. 3 п. 4.1 ст. 271 НК РФ, в размере, не превышающем величину доходов, признаваемых в порядке, установленном абз. 3 п. 4.1 ст. 271 НК РФ, возможно учесть в составе внереализационных расходов. При этом норма распространяется и на 2020 г.

  1. Федеральный закон от 9 ноября 2020 г. № 368-ФЗ.
  • Доход, полученный при выходе из общества (при его ликвидации), можно уменьшить не только на стоимость доли участника, но и на сумму его вклада в имущество общества, внесенного деньгами. Положительная разница признается дивидендами и облагается налогом на прибыль как внереализационный доход.
  • С 2021 г. к средствам целевого финансирования приравниваются средства участников долевого строительства, размещенные на счетах эскроу в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ.
  • При реализации объекта основных средств, в отношении которого налогоплательщик использовал право на применение инвестиционного налогового вычета в части стоимости основного средства, доход можно уменьшить на остаточную стоимость (т.е. часть стоимости, в отношении которой не использовано право на применение инвестиционного налогового вычета (далее – ИНВ)).
  • Затраты на основные средства в части расходов, понесенных в случаях приобретения, создания, сооружения, достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, которые не учитываются налогоплательщиком при определении размера ИНВ в отношении данного объекта, могут быть списаны посредством амортизации.
  • Расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение объекта основных средств, в отношении которого налогоплательщик воспользовался правом на применение ИНВ, понесенные после окончания применения ИНВ в отношении данного объекта, списываются через амортизацию.
  • Сумма уменьшения налога (авансового платежа) за счет ИНВ, подлежащая зачислению в федеральный бюджет, в части превышения над расчетной суммой налога может быть перенесена на следующие налоговые (отчетные) периоды в последующих налоговых (отчетных) периодах.
  1. Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ.
  • Передача имущественных прав от материнской компании в пользу дочерней организации не облагается налогом на прибыль наравне с переданным имуществом. Освобождение действует ретроспективно с 2020 г.
  • Налоговая ставка 0%, применяющаяся к налоговой базе, определяемой по доходам от операций по реализации или иного выбытия (в том числе погашения) акций (долей) российских организаций, с 2021 г. применяется и к доходам от акций (долей) иностранных компаний.
  • ИНВ разрешено применять к расходам на научные исследования и опытно-конструкторские разработки: на 90% расходов можно уменьшить налог, зачисляемый в бюджет субъекта РФ, на 10% расходов – налог, зачисляемый в федеральный бюджет.

(О внесенных в НК РФ изменениях, которыми предусмотрены случаи отказа в приеме налоговой декларации и беззаявительный порядок перечисления процентов за несвоевременный возврат налогоплательщику переплаты по налогам, читайте в статье «Шесть значимых для юрлиц налоговых поправок»).

  1. Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 195-ФЗ.
  • Статья 288 НК РФ дополнена положением, согласно которому если налогоплательщик ведет раздельный учет доходов и расходов для определения налоговой базы, к которой применяются отличные от установленных абз. 1–3 п. 1 ст. 284 НК РФ налоговые ставки, то определение указанной доли прибыли осуществляется применительно к каждой такой налоговой базе.
  • Появилась новая особая экономическая зона – Арктическая зона – с пониженными ставками налога на прибыль.
  1. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 265-ФЗ.

Организациям, осуществляющим деятельность в сфере информационных технологий, предоставлено право на льготную налоговую ставку. Ставка 3% по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, сохраняется. А налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в бюджет субъекта РФ, установлена в размере 0%. Правом на льготу можно воспользоваться при выполнении определенных в ст. 284 НК РФ условий.

Налоговые ставки

Налоговые ставки по налогу на прибыль установлены в ст. 284 НК РФ. В 2021 г. общая ставка все так же будет составлять 20%: 3% зачисляется в федеральный бюджет, 17% – в бюджет субъекта РФ (такой порядок распределения действует до 2024 г.).

Для некоторых категорий организаций и по отдельным видам доходов/операций действуют пониженные ставки.

Остановимся на некоторых случаях применения пониженных ставок.

Государство заинтересовано в привлечении инвестиций в реальный сектор экономики. Согласно Основным направлениям бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 г. и на плановый период 2022 и 2023 гг., стимулирование инвестиционной активности является одним из приоритетных направлений. В связи с этим в последние годы наблюдается принятие ряда изменений в налоговое законодательство, направленных на стимулирование инвестиций, в том числе и в регулировании налогообложения прибыли.

Основными законными инструментами снижения налоговой нагрузки, если компания планирует существенные инвестиции, являются инвестиционный налоговый вычет и региональные инвестиционные проекты.

Инвестиционный налоговый вычет (ИНВ)

ИНВ предоставляет компаниям-налогоплательщикам право на уменьшение налога (не налоговой базы!), исчисленного как в региональный, так и в федеральный бюджет. Правила применения ИНВ установлены в ст. 286.1 НК РФ. Однако стоит обратить внимание, что для применения ИНВ в субъекте, где осуществляется деятельность, в региональном законодательстве должно быть установлено право налогоплательщиков на уменьшение налога.

Налог, исчисленный в региональный бюджет, может быть уменьшен на:

  • не более 90% суммы расходов, составляющей первоначальную стоимость основного средства;
  • не более 90% суммы расходов, составляющей величину изменения первоначальной стоимости основного средства (т.е. модернизации, реконструкции и т.д.);
  • не более 100% суммы расходов в виде пожертвований, перечисленных государственным и муниципальным учреждениям, осуществляющим деятельность в области культуры, некоммерческим организациям (фондам) на формирование целевого капитала;
  • не более 85% суммы расходов в виде денежных средств, перечисленных по договорам финансирования деятельности по созданию на территории предоставившего ИНВ субъекта РФ или в прилегающей к нему акватории объектов инфраструктуры, которые могут находиться исключительно в федеральной собственности;
  • не более 100% суммы расходов на создание объектов транспортной и коммунальной инфраструктур, а также не более 80% суммы расходов на создание объектов социальной инфраструктуры в рамках договора о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья;
  • не более 90% суммы расходов на научные исследования и опытно-конструкторские разработки (с 1 января 2021 г.).

Указанные размеры являются максимальными. Законодатель субъекта имеет право на установление иных предельных размеров расходов (например, не 90% расходов, составляющих первоначальную стоимость основных средств, а 50%), может ограничить круг организаций, имеющих право воспользоваться ИНВ, или установить дополнительные условия. Налог в региональный бюджет не может быть снижен до нуля. Уплачивается он по ставке, установленной в законе субъекта РФ.

Из вышеприведенного списка особый интерес представляют расходы на основные средства, формирующие первоначальную стоимость или стоимость модернизаций/реконструкций, поскольку каждая компания в процессе осуществления деятельности приобретает необходимые объекты, улучшает их, проводит реконструкцию. Поэтому далее более подробно рассмотрим механизм ИНВ в отношении именно этих расходов.

Необходимо оговориться, что ИНВ может применяться выборочно к объектам основных средств, относящимся к 3–10-й амортизационным группам (за исключением относящихся к 8–10-й амортизационным группам зданий, сооружений, передаточных устройств), по месту нахождения организации и (или) ее обособленных подразделений. То есть основные объекты для применения ИНВ – оборудование, производственные машины, инвентарь.

Налог, исчисленный в федеральный бюджет, может быть уменьшен на 10% перечисленных расходов и снижен до нуля.

Экономический эффект от применения ИНВ к расходам на основные средства

Выгода от применения ИНВ по сравнению с «классическим» вариантом списания расходов, т.е. начислением амортизации, больше в пять раз (если региональное законодательство позволяет применить вычет к 90% расходов на основные средства), что видно на примере ниже.

Предположим, что доходы компании за год составили 1 000 000 руб. В расходы включается только амортизация основных средств – оборудования, первоначальная стоимость которого составляет 100 000 руб., срок полезного использования – год (т.е. за год должна быть списана вся первоначальная стоимость).

  • Списание первоначальной стоимости через амортизацию:

налоговая база = 1 000 000 – 100 000 = 900 000 руб.;

налог = 900 000 * 20% = 180 000 руб.

  • Списание первоначальной стоимости через ИНВ:

налоговая база = 1 000 000 руб.;

налог = 1 000 000 * 20% = 200 000 руб.;

ИНВ = 100 000 (при условии, что региональным законом установлена возможность учесть 90% понесенных расходов);

налог к уплате = 200 000 – 100 000 = 100 000 руб.

Экономический эффект = 180 000 – 100 000 = 80 000 руб.

Получается, что при списании расходов через амортизацию компания учтет в расходах всего лишь 20% затрат (в данном случае 20 000 руб.), а при применении ИНВ имеет право списать все 100% потраченных денежных средств (100 000 руб.). Выгода в применении ИНВ очевидна.

Если налог, исчисленный за календарный год, составил меньшую величину, чем предельная сумма вычета, то компания вправе «доиспользовать» ИНВ в следующем году и «выбрать» всю сумму. При этом до 2021 г. был возможен перенос вычета только в региональной части, а с 1 января 2021 г. компании имеют право перенести на следующий год вычет, относящийся к федеральной части налога.

Недостатки механизма ИНВ

Несмотря на очевидность экономического эффекта, ИНВ – механизм, не лишенный недостатков, которые необходимо учитывать:

  • решение о применении ИНВ должно быть принято в начале года и закреплено в учетной политике;
  • изменить решение о применении ИНВ можно только по истечении трех лет, т.е. если в одном из трех последующих периодов есть вероятность получения компанией убытка, эффективность ИНВ существенно сократится (так как компании просто нечего будет уменьшать на вычет);
  • если налогоплательщик не успел списать расходы на объект основных средств в полном объеме, то эти затраты уже не могут быть списаны посредством амортизации;
  • при продаже объекта основных средств, в отношении которого налогоплательщик использовал ИНВ, до истечения срока его полезного использования сумма налога, не уплаченная в связи с применением такого вычета, подлежит восстановлению и уплате в бюджет с уплатой соответствующих сумм пеней.

Региональные инвестиционные проекты (РИП)

Особенности налогообложения прибыли, полученной в рамках РИП, установлены в гл. 3.3 и ст. 284.3 НК РФ.

Обратите внимание: в настоящей статье приводится информация о применении и прекращении применения налоговых льгот участниками региональных инвестиционных проектов, для которых требуется включение в реестр, поскольку внереестровые РИП могут быть использованы ограниченным кругом налогоплательщиков.

Стать участником РИП целесообразно для предприятий-производителей, которые планируют осуществить крупные вложения в производство товаров. Важно учитывать, что компании, оказывающие услуги и выполняющие различного рода работы, не могут получить статус участника РИП.

Условия получения статуса участника РИП

Целью РИП может быть создание нового производства или расширение/модернизация действующего.

Как и в случае с ИНВ, возможность получения льгот в качестве участника РИП должна быть закреплена в законодательстве субъекта РФ. Поэтому изначально необходимо убедиться в выполнении этого условия.

Льготные ставки применяются к прибыли, полученной в результате реализации инвестиционного проекта, и составляют:

  • от 0 до 10% в региональный бюджет;
  • 0% в федеральный бюджет.

Льготы применяются ко всей налоговой базе (при условии, что доля доходов от проекта составляет более 90% всех доходов) либо к налоговой базе от деятельности, осуществляемой в рамках реализации инвестиционного проекта (при этом налогоплательщик обязан вести раздельный учет доходов и расходов).

Объем капитальных вложений должен составлять:

  • от 50 млн до 500 млн руб. в срок, не превышающий трех лет со дня включения организации в реестр участников РИП, либо за период с 1 января 2016 г. до 1 января 2019 г.;
  • не менее 500 млн руб. в срок, не превышающий пяти лет со дня включения организации в реестр участников РИП, либо за период с 1 января 2016 г. до 1 января 2021 г.

Также компания, претендующая на статус участника РИП, должна соответствовать условиям, закрепленным в ст. 25.9 НК РФ.

Порядок включения в реестр участников РИП

Если все перечисленные условия выполняются, сумма инвестиций соответствует указанным критериям, то необходимо подготовить следующие документы:

  • инвестиционную декларацию;
  • бизнес-план;
  • финансовую модель;
  • заверенные копии учредительных документов.

Пакет документов направляется в уполномоченный орган государственной власти субъекта РФ, который в течение 3 дней выносит решение о принятии или об отказе в принятии документов, а затем в течение 30 дней принимает решение о включении или невключении заявителя в реестр.

После того как инвестор приобретает статус участника регионального инвестиционного проекта, он вправе использовать установленные региональным законодательством льготы с момента получения первой прибыли от реализации товаров, произведенных в рамках проекта. Льгота по налогу на прибыль не может превышать суммы осуществленных капитальных вложений (т.е. выгода от льготы максимум составит сумму инвестиций).

Кроме того, положениями региональных законов могут быть не только установлены пониженные ставки по налогу на прибыль, но и предоставлены льготы по другим налогам. Так, например, в Московской области инвесторы имеют право на применение нулевой ставки к построенным в рамках РИП объектам недвижимости в первые четыре года после ввода их в эксплуатацию, а в последующие три периода – на пониженную ставку в размере 1,1% (ставка действует, если сумма капитальных вложений превысила 500 млн руб.).

Тенденции в мире льгот

Вероятно, в условиях экономического кризиса государство продолжит стимулировать налогоплательщиков к осуществлению инвестиций в реальный сектор экономики, а значит, могут устанавливаться более лояльные условия получения льгот на федеральном и региональном уровнях. Ярким примером таких смягчений может быть СПИК 2.0, «пришедший» на смену СПИК 1.0.

Финансовым службам компаний целесообразно отслеживать изменения в законодательстве и пользоваться предоставленными возможностями по снижению налогового бремени, направляя больше денежных средств на развитие своей деятельности.

Какие основные изменения в Налоговом кодексе Республики Беларусь в 2019 году по налогу на прибыль?

Инвестиционный налоговый вычет

Предусмотрено право на увеличение инвестиционного налогового вычета, расширены случаи его применения (п.2.2 ст.169 НК РБ):

  • размер инвестиционного вычета для зданий, сооружений, передаточных устройств увеличится с 10 до 15 % от первоначальной стоимости, а для машин и оборудования – с 20 до 30 %;
  • предоставлена возможность применить инвестиционный вычет на всю сумму вложений в реконструкцию, модернизацию действующих объектов.

Предусмотрено введение пониженных ставок налога на прибыль и подоходного налога в отношении дивидендов при соблюдении некоторых условий (п.7, п.8 ст.184 НК РБ):

  • ставка налога на прибыль (подоходного налога) по дивидендам в случае, если в течение трех предшествующих календарных лет последовательно прибыль не распределялась между участниками (акционерами) белорусской организации - резидентами Республики Беларусь, устанавливается в размере шесть (6) процентов;
  • ставка налога на прибыль (подоходного налога) по дивидендам в случае, если в течение пяти предшествующих календарных лет последовательно прибыль не распределялась между участниками (акционерами) белорусской организации - резидентами Республики Беларусь, устанавливается в размере ноль (0) процентов.

Ставка налога на прибыль для микрофинансовых организаций

Прибыль коммерческих организаций, включенных в реестр микрофинансовых организаций, полученная от регулярного предоставления микрозаймов физическим лицам под залог движимого имущества, предназначенного для личного, семейного или домашнего использования, облагается налогом на прибыль с 2019 года по ставке в размере двадцать пять (25) процентов (п.5 ст.184 НК РБ).

Затраты, учитываемые при налогообложении прибыли

При отсутствии норм, установленных законодательством (нормы естественной убыли установлены приказом Министерства торговли Республики Беларусь от 02.04.1997 № 42 «О Нормах товарных потерь, методике расчета и порядке отражения в учете»), с 2019 года утверждать нормы потерь вправе руководители организаций, и на основании утвержденных норм учитывать в составе затрат, учитываемых при налогообложении прибыли, потери от недостачи и (или) порчи при хранении, транспортировке и (или) реализации товаров, запасов (п.1 ст.169, п.1.3 ст.171 НК РБ).

В состав затрат, учитываемых при налогообложении прибыли, относятся расходы на управленческие услуги, оказываемые индивидуальными предпринимателями, а также организациями, применяющими особые режимы налогообложения, в пределах суммы, рассчитанной исходя из коэффициента соотношения средней заработной платы руководителей организаций и средней заработной платы по организации в целом, определенного в порядке и размере, установленных законодательством (коэффициент соотношения средней заработной платы руководителей организаций независимо от формы собственности (за исключением бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций) и средней заработной платы по организации в целом не может превышать 8 согласно подп.2.1 п.2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 08.07.2013 № 597) (п.1 ст.169, п.1.4 ст.171 НК РБ).

В состав затрат, учитываемых при налогообложении прибыли, также относятся для организаций, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющих жилищно-коммунальные услуги, за исключением организаций системы Министерства энергетики Республики Беларусь, - затраты на оплату накладных расходов и технологических потерь в пределах норм и нормативов, установленных в соответствии с законодательством (п.1 ст.169, п.1.6 ст.171 НК РБ).

В состав затрат с 2019 года, учитываемых при налогообложении прибыли, также относятся прочие затраты (п.1 ст.169, п.1.7 ст.171, п.2 ст.171 НК РБ). Совокупный размер учитываемых при налогообложении прочих затрат не может превышать одного (1) процента выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и сумм доходов, указанных в подп.3.18 п.3 ст.174 НК РБ, с учетом налога на добавленную стоимость (для банков - от суммы доходов, определяемой в соответствии со ст.176 НК РБ, за вычетом доходов, относящихся в соответствии с НК РБ ко внереализационным доходам, кроме сумм доходов, указанных в подп.3.18 п.3 ст.174 НК РБ) (п.3 ст.171 НК РБ):

  • выплаты физическим лицам, работающим в организациях по трудовым договорам, в денежной и натуральной формах в виде: вознаграждений по итогам работы за год, выплат, носящих характер вознаграждения по итогам работы за год; единовременных пособий лицам, уходящим на пенсию; доплат, компенсаций, пособий, порядок выплаты которых и их минимальный размер установлены законодательством и по которым законодательством предоставлено право их повышения, в размерах, установленных коллективным договором, соглашением, нанимателем, превышающих минимальный размер; доплат, компенсаций, пособий, по которым законодательством предоставлено право определения размера и порядка выплаты, в размерах, установленных коллективным договором, соглашением, нанимателем, в пределах, установленных законодательством, при их наличии; единовременной выплаты (материальная помощь, пособие) на оздоровление; оплаты дополнительных отпусков, обязанность предоставления которых установлена законодательством. Настоящее положение распространяется в том числе на выплату в соответствии с законодательством денежной компенсации за неиспользованные дни указанных дополнительных отпусков;
  • расходы по благоустройству населенных пунктов и прилегающих территорий, памятных мест;
  • расходы на проведение в соответствии с законодательством по случаю государственных праздников, праздничных дней и памятных дат официальных торжественных мероприятий, военных парадов, артиллерийских салютов и фейерверков;
  • вознаграждения и (или) компенсируемые расходы членам совета директоров (наблюдательного совета), представителям государства в органах управления организаций, если иное не установлено законодательством;
  • представительские расходы (не исчерпывающий перечень представительских расходов определен в письме Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 11.07.2017 № 2-2-10/01238 «О представительских расходах»);
  • затраты по транспортировке (доставке) покупателей (заказчиков) до торгового объекта (места выполнения работ, оказания услуг) и обратно в направлениях, обслуживаемых пассажирским транспортом общего пользования;
  • компенсация за использование личных транспортных средств, выплачиваемая работникам, работа которых не носит разъездной характер, а также суммы арендной платы, выплачиваемые таким работникам, выступающим арендодателями личного транспортного средства;
  • членские взносы (вступительные и иные) в объединения предпринимателей и нанимателей, союзы, ассоциации;
  • проценты по просроченным платежам по основному долгу по займам и кредитам;

Затраты, не учитываемые при налогообложении прибыли

В состав затрат, не учитываемых при налогообложении прибыли, включаются с 2019 года:

  • суммы денежных средств либо затрат на производство либо приобретение (выполнение, оказание) товаров (работ, услуг), имущественных прав или остаточная стоимость основных средств, нематериальных активов, доходных вложений в материальные активы, переданных в обмен на выкупленные организацией акции собственной эмиссии, доли (части долей) в уставных фондах, паи (части паев), превышающие номинальную стоимость указанных акций, первоначальную стоимость долей, паев (их частей) (п.1.14 ст.173 НК РБ);
  • затраты, связанные с безвозмездной передачей товаров (работ, услуг), имущественных прав (за исключением основных средств и нематериальных активов) в виде затрат на их производство (выполнение, оказание) либо приобретение, сумм налога на добавленную стоимость, исчисленного по этой безвозмездной передаче, а также затрат на такую безвозмездную передачу (п.1.19 ст.173 НК РБ);
  • остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов при их безвозмездной передаче, суммы налога на добавленную стоимость, исчисленного по этой безвозмездной передаче, а также затраты на такую безвозмездную передачу (п.1.20 ст.173 НК РБ);
  • расходы от оценки ценных бумаг по справедливой стоимости (п.1.21 ст.173 НК РБ).

Внереализационные доходы в виде сумм неустоек (штрафов, пеней), сумм, причитающиеся к получению в результате применения иных мер ответственности за нарушение обязательств с 2019 года отражаются на дату, определенную плательщиком (за исключением банков) в соответствии с его учетной политикой, но не позднее даты их получения.

В состав внереализационных доходов включаются с 2019 года:

  • суммы кредиторской задолженности унитарного предприятия перед собственником его имущества, по которой юридическое лицо освобождено от исполнения обязательств, и ранее эти суммы были включены в состав затрат, учитываемых при налогообложении, или внереализационных расходов, такие доходы отражаются на дату освобождения от исполнения обязательств (п.3.38 ст.174 НК РБ);
  • суммы налогов, сборов (пошлин), иных платежей в республиканский и местные бюджеты, возвращенные как излишне уплаченные, а также излишне взысканные, которые ранее были учтены в составе затрат по производству и реализации или внереализационных расходов, Такие доходы отражаются не позднее даты их получения (п.3.39 ст.174 НК РБ);
  • денежные средства, а также иные виды дохода (зачет встречных однородных требований, исполнение обязательства третьему лицу и др.), поступившие в счет ранее включенных сумм в состав затрат, учитываемых при налогообложении, и (или) внереализационных расходов (п.3.40 ст.174 НК РБ);
  • доходы от изменения справедливой стоимости инструментов и объектов хеджирования, признаваемые таковыми в бухгалтерском учете, в том числе от операций с форвардными и фьючерсными контрактами, опционами и иными производными финансовыми инструментами, за исключением указанных в подпункте 3.42 настоящего пункта (п.3.41 ст.174 НК РБ);
  • доходы юридических лиц - клиентов субъектов рынка беспоставочных внебиржевых финансовых инструментов, полученные в налоговом (отчетном) периоде по операциям с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами в виде начисленных положительных разниц цен базовых активов по совершенным операциям с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами, а также иные суммы средств, в отношении которых у клиента возникает право их получить по соглашению о совершении операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами (п.3.42 ст.174 НК РБ);
  • суммы дооценки основных средств, нематериальных активов, доходных вложений в материальные активы, оборудования к установке, производимой в соответствии с законодательством Республики Беларусь, и суммы восстановления обесценения основных средств, нематериальных активов, долгосрочных активов, предназначенных для реализации, и инвестиционной недвижимости (п.4.17 ст.174 НК РБ);
  • средства, поступившие плательщику, признанные согласно вступившему в законную силу приговору суда доходом физического лица (п.4.20 ст.174 НК РБ);
  • у научной организации - исполнителя, определенного по договору с государственным заказчиком обладателем имущественных прав на результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, зарегистрированных в порядке, определенном Президентом Республики Беларусь, стоимость оценки таких прав. При этом суммы амортизационных отчислений по таким нематериальным активам не учитываются при определении облагаемой налогом прибыли (п.4.21 ст.174 НК РБ);
  • суммы задолженности по налогам, сборам (пошлинам), штрафам, пеням перед республиканским и местными бюджетами, государственными внебюджетными фондами, от исполнения которой плательщик освобожден полностью или частично в соответствии с законодательством (п.4.22 ст.174 НК РБ).

В состав внереализационных расходов, включаются с 2019 года:

  • отрицательная разница между балансовой стоимостью активов, передаваемых специальной финансовой организации в рамках операции секьюритизации, и суммой средств, поступающих от специальной финансовой организации по договорам уступки прав (требований) (п.3.21 ст.175 НК РБ);
  • суммы таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, пени, уплаченных таможенными представителями при исполнении солидарной обязанности в соответствии с законодательством, такие расходы отражаются не ранее даты их фактического осуществления (возникновения) (п.3.47 ст.175 НК РБ);
  • резервы по сомнительным долгам, созданные по результатам проведенной на последнее число отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности, не погашенной в установленный срок, возникшей в связи с реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав, нематериальных активов, но не более пяти (5) процентов выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, нематериальных активов с учетом налога на добавленную стоимость, и исчисленные следующим образом:
    а) по сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше девяноста календарных дней - в сумму создаваемого резерва включается полная сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности;
    б) по сомнительной задолженности со сроком возникновения от сорока пяти до девяноста календарных дней (включительно) - в сумму резерва включается пятьдесят (50) процентов от суммы, выявленной на основании инвентаризации задолженности;
    в) по сомнительной задолженности со сроком возникновения до 45 календарных дней - сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности не увеличивает сумму создаваемого резерва (п.3.48 ст.175 НК РБ);
  • расходы от изменения справедливой стоимости инструментов и объектов хеджирования, признаваемые таковыми в бухгалтерском учете, в том числе расходы по операциям с форвардными и фьючерсными контрактами, опционами и иными производными финансовыми инструментами, а также комиссионный сбор, уплаченный организатору торгов, за исключением указанных в подпункте 3.50 настоящего пункта (п.3.49 ст.175 НК РБ);
  • расходы юридических лиц - клиентов субъектов рынка беспоставочных внебиржевых финансовых инструментов, понесенные в налоговом (отчетном) периоде по операциям с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами в виде начисленных отрицательных разниц цен базовых активов по совершенным операциям с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами, а также иные суммы средств, в отношении которых у клиента возникает обязанность их уплатить по соглашению о совершении операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами. В случае превышения внереализационных расходов юридических лиц - клиентов субъектов рынка беспоставочных внебиржевых финансовых инструментов по операциям с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами над внереализационными доходами по таким операциям в налоговом (отчетном) периоде сумма такого превышения не учитывается при исчислении валовой прибыли (п.3.50 ст.175 НК РБ).

Фото: caoinform.moscow
Фото: caoinform.moscow

Изменения в действующую редакцию Налогового кодекса Беларуси вступили в силу в начале 2021 года. Сейчас у плательщиков появилась возможность подробно изучить их влияние на бизнес. Елена Жугер, директор компании «БелАудитАльянс», рассказала о нововведениях в НК, которые должны учитывать директора и собственники бизнеса для налогового планирования и оптимизации налогообложения.

Елена Жугер
Директор компании «БелАудитАльянс»

Налог на прибыль

— 1. Новая редакция Налогового кодекса (далее — НК) дополнена новым критерием для признания расходов экономически необоснованными — имущество не передано в аренду (финансовую аренду (лизинг)) и продолжает использоваться арендодателем (лизингодателем) (п. 4.1 ст. 169).

Примером такой ситуации на практике может служить заключенный между организациями и/или ИП договор аренды, по которому договор и все отношения между субъектами существуют только на бумаге, фактически имущество в пользование не передается. Такого рода сделки часто совершаются между взаимозависимыми компаниями для увеличения размера расходов для налога на прибыль.

2. НК-2021 дополнен нормой (пп. 2.9. ст. 170), в соответствии с которой в состав расходов для налога на прибыль включаются расходы на оплату труда. В них включены:

  • Любые начисления физическим лицам, работающим в организациях по трудовым договорам, в денежной и (или) натуральной форме
  • Вознаграждения по итогам работы за год и выплаты, которые носят характер вознаграждений по итогам работы за год
  • Премии, доплаты, надбавки, связанные с режимом работы или условиями труда, предусмотренные законодательством и (или) трудовым договором, соглашением, коллективным договором, на основании законодательства.

Ранее такие расходы учитывались плательщиками в составе нормируемых затрат, то есть включались в состав нормируемых расходов в размере не более 1% выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и сумм доходов. Новая норма позволяет все расходы на оплату труда, в том числе годовые премии, бонусы и др., включать в состав расходов на оплату труда для налога на прибыль.

Исключение составляют дополнительные поощрительные отпуска, предоставляемые по решению нанимателя, кроме дополнительных поощрительных отпусков, обязанность предоставления которых установлена законодательными актами (п. 95 ст. 1 Закона «Об изменении Налогового кодекса Республики Беларусь» N 72-З). Расходы на такие отпуска не включаются в состав расходов для налога на прибыль.

Фото: yana.kiev.ua

Фото: yana.kiev.ua

3. Изменения НК-2021 коснулись порядка применения и восстановления инвестиционного вычета. С 2021 года плательщикам предоставляется право применять инвестиционный вычет не единовременно, а в течение двух лет. Это расширяет возможности организаций по применению инвестиционного вычета в полном объеме и является особенно актуальным для организаций на начальных этапах осуществления деятельности и в период ухудшения общей экономической ситуации, когда существенно снижается размер получаемой ими прибыли.

Кроме того, расширен перечень объектов, по которым возможно применение инвестиционного вычета. С 2021 года разрешено применять инвестиционный вычет:

  • К объектам основных средств, приобретаемых по договору финансовой аренды (лизинга), предусматривающему выкуп объекта
  • К жилым помещениям, относящимся к арендному жилью (за исключением арендного жилья, расположенного в зданиях, принятых в эксплуатацию организацией-застройщиком по истечении нормативной продолжительности строительства)
  • К встроенно-пристроенным нежилым помещениям в жилых домах.

Инвестиционный вычет по инновационным проектам, по которым выдано заключение ГКНТ, можно применять в повышенном размере:

  • Недвижимость — 20% (стандартный — 15)
  • Оборудование — 40% (30).

Поясню, что такое инвестиционный вычет. В соответствии с подп. 2.2 ст. 170 НК плательщики имеют право единовременно включить в затраты по производству и реализации инвестиционный вычет. Он представляет собой часть первоначальной стоимости основных средств, а также стоимости вложений в их реконструкцию, модернизацию, реставрацию (далее — вложения в реконструкцию).

Инвестиционный вычет применяется только по основным средствам и только по тем, которые используются организацией в предпринимательской деятельности (абз. 1 ч. 2 подп. 2.2 ст. 170 НК).

Например, организация приобрела офисное помещение стоимостью 1 000 000 бел. рублей (около $ 390 тыс.). Сумму 150 000 бел. рублей (около $ 59 тыс.) она может включить в состав расходов для налога на прибыль.

Таким образом, инвестиционный вычет можно рассматривать как инструмент для налоговой оптимизации в рамках НК.

4. С 2021 года плательщикам запрещено включать в состав расходов для налога на прибыль суммы курсовых разниц, возникающих в связи:

  • С осуществлением затрат, не учитываемых при налогообложении согласно статье 173 Налогового кодекса и иным положениям законодательства
  • С получением доходов, не учитываемых при налогообложении согласно законодательству.

Соответствующие изменения внесены в подп. 1.18 п. 1 ст. 173 НК и п. 4 ст. 174 НК дополнен подп. 4.23.

Приведу пример. Организация приобрела за пределами Беларуси услуги сторонних организаций, которые в соответствии с НК нельзя учесть в составе расходов. Соответственно, и курсовые разницы при приобретении таких расходов не будут учитываться для налога на прибыль.

Фото: worksection.com

Фото: worksection.com

5. Теперь резервы по сомнительным долгам разрешено формировать в том числе и по дебиторской задолженности, которая возникла по операциям по сдаче в аренду (передаче в финансовую аренду (лизинг)) и/или в иное возмездное или безвозмездное пользование имуществом.

Таким образом, арендодатели и лизингодатели получат возможность не платить налог на прибыль по договорам, по которым образуется задолженность при просрочке со стороны арендаторов и лизингополучателей более 90 дней.

При этом 5%-ный критерий, в соответствии с которым такие резервы по сомнительным долгам формируют внереализационные расходы, также дополнен доходами от операций по сдаче в аренду (передаче в финансовую аренду (лизинг)), иное возмездное или безвозмездное пользование имуществом.

Напоминаю, что с 2019 года организациям разрешено включать в состав внереализационных расходов просроченную дебиторскую задолженность и таким образом снижать налог на прибыль (пп. 3.48 ст. 175). В условиях всеобщей неплатежеспособности это большое послабление со стороны государства.

Подоходный налог

1. Внесено дополнение, согласно которому физические лица, получающие доходы в виде дивидендов, облагаемые подоходным налогом по ставке в размере 6%, имеют право на получение налоговых вычетов, установленных статьями 209−211 Налогового кодекса (п. 3 ст. 199 НК).

2. НК-2021 дополнен нормой (п. 5 ст. 216), согласно которой в случае установления контролирующим органом факта неправомерного неудержания и неперечисления в бюджет подоходного налога налоговым агентом уплата подоходного налога осуществляется им за счет собственных средств.

Такой налог не подлежит дальнейшему удержанию у физического лица в порядке, установленном п. 5 ст. 216 НК (ч. 1 п. 5 ст. 216).

Неправомерное неудержание — заработная плата исчислена, но налог с суммы дохода не удержан и не перечислен в бюджет.

Неправомерное неперечисление — с начисленной заработной платы налог исчислен, но по сроку выплаты заработной платы не перечислен в бюджет.

Такие факты могут быть установлены как в ходе налоговой проверки на основе данных бухгалтерского учета, так и на основании собранных правоохранительными органами доказательств. В большинстве случаев информация попадает в контролирующие органы от самих работников, в том числе и анонимно.

Вышеуказанная норма направлена в первую очередь на предотвращение фактов выплаты заработной платы в конвертах и является своеобразной мерой воздействия на недобросовестных плательщиков, которые не платят подоходный налог.

Кроме того, распространенной практикой, особенно для неплатежеспособных предприятий, является неуплата подоходного налога (при предоставлении в банк документов на выплату заработной платы подоходный налог уплачивается не в полном объеме, а чисто номинально).

Фото: dw.com

Фото: dw.com

Трансфертное ценообразование

Изменения в главе 11 НК направлены на решение вопросов, которые возникали у плательщиков исходя из практики применения положений указанной главы. А также — на упрощение администрирования контроля трансфертного ценообразования.

В результате внесены следующие изменения:

  • Сокращено количество сделок, подпадающих под контроль налоговых органов. Это относится к сделкам, заключенным организациями — резидентами Беларуси с владельцами международных систем платежных расчетов с использованием банковских платежных карточек VISA, MasterCard, American Express, зарегистрированными в оффшорных зонах
  • Упрощен порядок подбора источников информации, содержащих сведения, обосновывающие применение рыночных цен. В частности, плательщику предоставлено право самостоятельно подобрать информационный источник с учетом выбранного им метода определения рыночных цен, не придерживаясь иерархии, которая существовала до 1 января 2021 года
  • Информирование налоговых органов об анализируемых сделках путем внесения сведений в электронный счет-фактуру (ЭСЧФ) осуществляют только плательщики налога на прибыль. До 2021 года сведения в ЭСЧФ подавали и компании, применяющие УСН
  • Предоставлена возможность при определении организаций, которые ведут сопоставимую деятельность, использовать национальные классификаторы видов деятельности иностранного государства
  • Предоставлено право при отсутствии сведений из бухгалтерской и (или) финансовой отчетности белорусских организаций использовать для определения рыночных показателей рентабельности сведения организаций государств — членов ЕАЭС, а при их отсутствии — иных иностранных организаций
  • Предоставлено право по разовым сделкам, по которым невозможно установить рыночную стоимость, используя предусмотренные НК Беларуси методы, определять рыночную цену по результатам независимой оценки. При этом под разовой сделкой понимается сделка, которая отличается от основной деятельности организации и осуществляется один раз в налоговом периоде
  • Увеличено количество сделок, по которым не составляется документация, подтверждающая экономическую обоснованность примененной цены. К таким сделкам относятся сделки по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, если прибыль, полученная от такой реализации, освобождена от налога на прибыль, а также в случае, если цена сделки (сумма цен сделок) с одним контрагентом в календарном году составляет не более 200 000 бел. руб. и которые не могут быть сгруппированы по признаку однородности сделок
  • Изменен порядок определения диапазона рыночных цен и диапазона рыночных показателей рентабельности. С 1 января 2021 года определение указанных диапазонов осуществляется исходя из квартилей (от фр. quartile — «четверть»)
  • С точки зрения усиления контроля применения трансфертного ценообразования в сделках со взаимозависимыми лицами предусматривается заключение соглашения между Минфином и МНС. В соответствии с ним Минфин будет ежеквартально предоставлять в электронной форме в МНС сведения о владельцах акций акционерных обществ не позднее 60 дней, следующих за истекшим кварталом.

Проверки налоговых органов в части трансфертного ценообразования не являются распространенным явлением. Однако для компаний с иностранным капиталом данные нормы являются важными. Причина в том, что в ряде случаев они составляют экономические обоснования цен для иностранных участников в рамках группы компаний.

Фото: freepik.com

Фото: freepik.com

Уточнено, что при реализации экспортируемых транспортных услуг:

  • Экспедиторы должны указывать в ЭСЧФ также реквизиты международного транспортного документа
  • Экспедиторы и перевозчики должны указывать в ЭСЧФ код вида экономической деятельности общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 005−2011 «Виды экономической деятельности»
  • Уточнен перечень сведений, подлежащих указанию в реестре электронных таможенных деклараций на товары, для целей подтверждения обоснованности применения ставки НДС в размере 0% при экспорте товаров. Этот перечень дополнен сведениями о номерах деклараций на товары для экспресс-грузов (ст. 123 НК).

Кроме того, по сведениям Ассоциации международных автомобильных перевозчиков «БАМАП», у белорусских перевозчиков имеется необходимость получения от белорусских налоговых органов справки, подтверждающей, что они зарегистрированы в Республике Беларусь, для налогообложения НДС. Справка необходима им для получения в странах Европы (в частности, Австрии, Бельгии, Великобритании, Люксембурге, Нидерландах, Норвегии, Франции, Швеции) возврата НДС по автомобильному топливу, приобретенному на их территории. Пунктом 7 статьи 136 НК законодательно закреплена процедура выдачи такой справки налоговыми органами.

В статье 126 НК уточнен термин транспортно-экспедиционных услуг, признаваемых экспортируемыми для целей применения ставки НДС в размере 0%.

Перечень транспортно-экспедиционных услуг, которые не признаются экспортируемыми, дополнен такими услугами как:

  • Вспомогательные транспортные услуги, классифицируемые в категории 52.29.20.100 ОКРБ 007−2012 « Классификатор продукции по видам экономической деятельности » . Данная категория включает услуги таможенных агентов, которые оказывают услуги по электронному предварительному информированию таможенных органов о товарах, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, в том числе в таможенной процедуре таможенного транзита
  • Консультационные услуги по вопросам организации перевозок грузов, информационные услуги, связанные с перевозкой грузов
  • Услуги по хранению грузов.

Эти услуги реализуются по отдельно заключенному договору.

Изменена ставка НДС для отдельных групп товаров

1. Отдельные позиции продовольственных товаров, отдельные позиции товаров для детей при их реализации на территории Республики Беларусь при их ввозе на территорию Республики Беларусь облагаются НДС по ставке в размере 20% вместо ранее применявшейся ставки НДС в размере 10%.

2. При реализации на территории Беларуси лекарственных средств, медицинских изделий (в том числе протезно-ортопедических изделий) при их ввозе на территорию Республики Беларусь установлена ставка НДС в размере 10%.

3. Отменено освобождение от НДС в отношении ввоза и реализации лекарств и медизделий (подп. 1.1 ст. 118, подп. 1.5 ст. 119 НК-2021).

Установлен переходный период сроком до 1 февраля 2021 года, за который нужно пересмотреть цены в розничной сети на остатки продовольственных товаров, товаров для детей, лекарственных средств и медицинских изделий с учетом включения в них НДС по новым правилам. При этом в отношении товаров, реализованных в период до приведения цен в соответствие с новыми правилами, но не позднее 1 февраля 2021 года, НДС будет исчисляться по нормам НК в редакции, действовавшей в 2020 году.

Налог на доходы иностранных организаций

Доходы от оказания услуг в сфере образования являются одним из объектов налогообложения. Ранее исключений из данного объекта не было предусмотрено.
НК 2021 внесено исключение, согласно которому услугами в сфере образования не признаются конференции, форумы, саммиты, симпозиумы, конгрессы, если в ходе их проведения не осуществляется обучение (п. 1.12.7 ст. 189 НК-2021, п. 107 ст. 1 Закона N 72-З).

Ранее на практике эта норма была постоянной проблемой для плательщиков, поскольку к стоимости конференций, форумов и т.д. добавлялся НДС. Более того, во многих случаях проводимые заграничными партнерами мероприятия не могут быть однозначно квалифицированы, поскольку включают в себя большое количество мероприятий, среди которых может присутствовать и обучение.

Фото: paikea.ru

Фото: paikea.ru

Налог при УСН

1. Предоставлено право применения УСН организациям и индивидуальным предпринимателям, предоставляющим в безвозмездное пользование недвижимое имущество, не находящееся у них на праве собственности (общей собственности), хозяйственного ведения, оперативного управления.

2. Доходы, получаемые ИП от коммерческих организаций, в которых они сами либо их близкие родственники являются учредителями, собственниками этих организаций, облагать не подоходным налогом, а налогом при упрощенной системе налогообложения по ставке 16%.

Причем круг лиц, доходы от которых будут облагаться у получивших их индивидуальных предпринимателей налогом при упрощенной системе налогообложения по ставке 16%, расширен за счет таких лиц, как учредители и собственники некоммерческих организаций, а также руководители этих организаций.
Проиндексированы стоимостные критерии валовой выручки для применения УСН:

Нажмите, чтобы увеличить изображение

Суммы в таблице указаны в бел. рублях. Изображение предоставлено автором

Суммы в таблице указаны в бел. рублях. Изображение предоставлено автором

Принятые в НК-2021 изменения во многих случаях являются практикой прошлых лет, которая дополнила и уточнила отдельные правила применения.
Вместе с тем в НК-2021 содержится большое количество норм, которые требуют дополнительного разъяснения со стороны Министерства по налогам и сборам, чего и будем ждать в ближайшее время.

Полный обзор изменений в Налоговый кодекс для директора и главного бухгалтера можно скачать по ссылке.


Налоговая оптимизация внереализационных доходов

Внереализационные доходы предприятия наряду с выручкой являются элементом бухгалтерского и налогового учета, которые напрямую влияют на размер начисляемого налога на прибыль. Чем больше сумма внереализационных доходов, тем соответственно и больше сумма исчисленного налога на прибыль.

Исходя из этого, и методы налоговой оптимизации внереализационных доходов будут аналогичны методам налоговой оптимизации выручки в целях исчисления налога на прибыль. Так, в целях налоговой оптимизации налога на прибыль важным являются сроки отражения в бухгалтерском и налоговом учете внереализационный доходов, а также сроки оплаты внереализационных доходов.

Налоговым кодексом предусмотрено два варианта определения сроков отражения внереализационных доходов в налоговом учете. В первом случае внереализационные доходы отражаются в налоговом учете таким же образом, как это определено в бухгалтерском учете. Во втором случае внереализационные доходы отражаются в налоговом учете особенным образом, так как это прописано в Налоговом кодексе.

Так, например, суммы штрафов, неустоек, пеней отражаются в налоговом учете, так же как и в бухгалтерском учете. Порядок отражения в бухгалтерском учете штрафов пеней и неустоек определен пунктом 26 «Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов», утвержденной постановлением Министерства финансов № 102.

Пунктом 26 определено, что неустойки (штрафы, пени) и другие виды санкций за нарушение условий договоров признаются в бухгалтерском учете доходами в том отчетном периоде, в котором судом вынесено решение об их взыскании или они признаны должником, в суммах, присужденных судом или признанных должником. В этой связи необходимо понимать, что в бухгалтерском учете возможны ситуации, когда суд вынес решение, но оно будет ещё обжаловано должником или должник признал долг устно и так далее.

Исходя из этого, в учетной политике необходимо предусмотреть такой вариант отражения в бухгалтерском учете сумм неустоек (штрафа, пени) при котором они были бы максимально приближены к дате платежа по неустойкам (штрафам и пени). Чем меньше будет «временной разрыв» между этими датами, тем меньше собственных денег придется заплатить предприятию за начисленные, но фактически не поступившие на счет предприятия суммы неустоек (штрафа и пени).

К примеру, когда дата отражения в налоговом учете внереализационных доходов непосредственно закреплена в Налоговом кодексе, относится случай безвозмездного получения товаров (работ, услуг), иных активов, денежных средств. Такие доходы отражаются на дату их поступления (дату освобождения от обязанности оплаты товаров (работ, услуг), иных активов, дату освобождения от обязанности возврата денежных средств).

В рассматриваемой ситуации важно, чтобы внереализационные доходы, связанные с безвозмездными поступлениями предприятия, как можно позже были отражены в налоговом учете. При этом в случаях, когда у предприятия есть возможность переноса даты отражения безвозмездных поступлений на более поздний отчетный период (квартал), то этим необходимо воспользоваться. Эта «налоговая хитрость» позволит не уплачивать налог на прибыль в течение 3-х месяцев.

Так, например, если безвозмездные поступления отразить в налоговом учете 30 сентября, то налог на прибыль необходимо будет уплатить 22 октября. В свою очередь при отражении безвозмездных поступлений 1 октября дата уплаты налога на прибыль относится на 22 января следующего года. Фактически перенос на один день отражения в учете внереализационных доходов позволяет получить 3-х месячную законную отсрочку в уплате налога на прибыль. Аналогична ситуация и налоговой оптимизацией прочих элементов внереализационных доходов предприятия.

Налоговая оптимизация внереализационных расходов

Внереализационные расходы являются элементом бухгалтерского и налогового учета, которые имеют обратное влияние на размер начисляемого налога на прибыль. Чем больше сумма внереализационных расходов, тем, соответственно, меньше сумма исчисленного налога на прибыль.

Методы налоговой оптимизации внереализационных расходов будут аналогичными методам налоговой оптимизации расходов предприятия в целях исчисления налога на прибыль. Также как и с внереализационными доходами, в целях налоговой оптимизации налога на прибыль важным являются сроки отражения в бухгалтерском и налоговом учете внереализационных расходов, а также возможности максимизации суммы внереализационных расходов при исчислении налога на прибыль, сроки оплаты внереализационных расходов. В последнем случае, чем позже предприятие платит по своим обязательствам, тем больше времени оно может пользоваться чужими деньгами для оплаты своих налогов.

Также как и для внереализационных доходов Налоговым кодексом предусмотрено два варианта определения сроков отражения внереализационных расходов в налоговом учете – по аналогии с бухгалтерским учетом и особенный порядок учета согласно положениям Налогового кодекса. Кроме того возможность применения внереализационных расходов дополнительно может быть ограничена и дополнительными условиями определенными в Налоговом кодексе.

В качестве наглядного примера можно рассматривать расходы, связанные с рассмотрением дел в судах (судебные расходы). Во-первых, законодательством четко не определены сроки отражения в бухгалтерском и налоговом учете судебных расходов, а значит, предприятие может само определить в учетной политике такой вариант, который окажется наиболее выгодным для предприятия.

Во-вторых, согласно статьям 125 и 126 Хозяйственно-процессуального кодекса Республики Беларусь существует перечень из шести видов судебных расходов. Данный перечень не закрыт, то есть может включать и прочие расходы, которые могут быть признаны судом необходимым для рассмотрения дела. В этой связи при налоговой оптимизации внереализационных расходов важно максимально возможно использовать особенности налогового законодательства для оптимизации суммы исчисляемого налога на прибыль.

Налоговая оптимизация налоговых льгот

Основой налоговой оптимизации налога на прибыль в части налоговых льгот является организация работы предприятия таким образом, чтобы соблюдение всех правовых формальностей, необходимых для применения налоговых льгот, не были бы для предприятия обременительными. Кроме того, каждая экономическая ситуация, связанная с применением налоговых льгот, должна быть экономически просчитана.

Фактически необходимо говорить о юридической и экономической оценке необходимости и выгодности использования налоговых льгот по налогу на прибыль. Чтобы понять то, что не все налоговые льготы по налогу на прибыль могут быть выгодными для предприятия, остановимся на следующем примере.

Согласно подпункту 4.9.4 пункта 4.9 статьи 128 Налогового кодекс не учитываются при исчислении налога на прибыль внереализационные доходы в форме безвозмездно полученных товаров (работ, услуг), денежные средства при безвозмездной передаче в пределах одного собственника по его решению или решению уполномоченного им органа. Данная налоговая льгота является хорошей возможностью для безналогового перемещения товаров (работ, услуг), денежных средств в рамках холдинга или нескольких предприятий, у которых один и тот же состав учредителей. Например, это могут быть унитарные предприятия с одним собственником или общества с абсолютно идентичным составом акционеров.

Очевидно, что когда изначально существует юридически сформированный холдинг или предприятия с идентичной структурой собственников, то применение вышеуказанной льготы выгодно. В ситуации же когда этой юридической основы нет, то экономически может быть не выгодным изменять состав учредителей для применения исключительно этой льготы. Хотя на практике возможны любые ситуации, поэтому для применения любой налоговой льготы необходим экономический расчет.

В заключении отметим, что налоговая оптимизация налога на прибыль является сложным, но достаточно важным инструментом повышения эффективности ведения бизнеса. Последнее связано с тем, что в ходе налоговой оптимизации налога на прибыль предприятие вынуждено проводить комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия, выявлять все резервы, недостатки и ошибки в работе предприятия. Только в этом случае налоговая оптимизация налога на прибыль действительно будет являться эффективной.

Принятие с 1 января 2019 года новой редакции Налогового кодекса еще больше расширяет возможности по налоговой оптимизации налога на прибыль, так как изучать нововведения вынуждены будут не только предприятия, но и налоговые инспекторы, которые будут проводить налоговые проверки. Следовательно, возникнет временной (1-3 года) период «налоговой неопределенности», в течение которого будут вырабатываться четкие критерии применения тех или иных норм законодательства, а значит, для юридически грамотных предприятий налоговая оптимизация, и не только налога на прибыль, будет высокоэффективна.

Дильшод СУЛТАНОВ

Наталья МЕМЕТОВА

– прибыль, освобождаемая от налогообложения;
– уменьшение налогооблагаемой прибыли по НК:
спонсорская и благотворительная помощь;
средства на инвестиции;
взносы по ипотечным кредитам;
отчисления на деятельность религиозных и общественных объединений, общественных фондов;
– уменьшение прибыли на сумму чистой сверхприбыли;
– перенос убытков;
– льготы по другим НПА;
– бухучет льгот по налогу на прибыль:
нецелевые льготы;
целевые льготы;
бухучет использования целевых средств.

Льготы по налогу на прибыль отразите в приложении № 4 к Расчету налога на прибыль.

Как отразить в отчетности прибыль, освобождаемую от налогообложения

От уплаты налога на прибыль в соответствии с НК освобождается прибыль :

  • подразделений охраны при органах внутренних дел;
  • от производства протезно-ортопедических изделий, инвентаря для инвалидов, а также оказания им услуг по ортопедическому протезированию, ремонту и обслуживанию протезно-ортопедических изделий и инвентаря;
  • от оказания услуг по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом (кроме такси, в том числе маршрутного);
  • от осуществления работ по реставрации и восстановлению объектов материального культурного наследия;
  • Народного банка от использования средств на индивидуальных накопительных пенсионных счетах граждан;
  • от реализации эмиссионных ценных бумаг на фондовой бирже.

Освобождение от налога на прибыль предоставляется и другими нормативно-правовыми актами.

Например, в соответствии с № УП–5587 от 29.11.2018 г. при доле экспорта в общей выручке от реализации товаров (работ, услуг) более 15 % вы можете уменьшить налогооблагаемую прибыль на часть, приходящуюся на объем реализации от экспорта. Льгота распространяется также на экспортную выручку, полученную через комиссионера .

Обязательные условия для применения льготы по экспорту :

  • документальное подтверждение экспорта;
  • поступление валютной выручки в течение 180 дней со дня выпуска товаров в режим экспорта.

Льгота по экспорту не распространяется на:

  • отдельные виды сырьевых товаров согласно Перечню ;
  • услуги международных перевозок за исключением автотранспорта;
  • транспортировку по трубо- и газопроводам.

Определять прибыль, освобождаемую от налога, вы можете прямым или пропорциональным методом.

Метод

Льготная прибыль определяется как:

разница между доходами и расходами, относящимися к льготному виду деятельности

доля в общей прибыли, равная удельному весу льготной чистой выручки к общей чистой выручке от реализации

Используя пропорциональный метод, выручку от реализации льготируемых видов деятельности отразите в строках 011–014 графы 3 приложения № 4 к Расчету налога на прибыль. Удельный вес определите в графе 4 приложения, разделив выручку от льготных видов деятельности на общую выручку от реализации и умножив на 100 (удельный вес указывается в процентах).

Если льгота предоставляется отдельным нормативно-правовым актом, отразите льготную выручку в строках 0141 и далее с указанием в графе 1 вида, даты, номера и наименования НПА, а также пункта, предоставляющего льготу.


За отчетный период чистая выручка предприятия составила 50 000 тыс. сум., в том числе выручка от оказания услуг по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом – 10 000 тыс. сум.
Определим удельный вес льготной выручки: 10 000 : 50 000 х 100 % = 20 %.
Отражаем в приложении № 4 :

  • в графе 3 строки 010 – 50 000 тыс. сум;
  • в графе 3 строки 012 – 10 000 тыс. сум;
  • в графе 4 строки 012 – 20 %.

Прибыль, освобождаемую от налогообложения, отразите в строках 040–045 приложения № 4 в зависимости от вида деятельности:

  • при использовании прямого метода – как разницу между доходами и расходами, относящимися к льготному виду деятельности;
  • при использовании пропорционального метода – как долю в общей налогооблагаемой прибыли, равную удельному весу льготной чистой выручки к общей чистой выручке от реализации. Удельный вес вы уже определили в строках 011–014 графы 4 приложения № 4 .


За отчетный период налогооблагаемая прибыль предприятия составила 7 000 тыс. сум.
Удельный вес льготной выручки от оказания услуг по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом в общей чистой выручке от реализации – 20 %.
Определим прибыль, освобождаемую от налогообложения: 7 000 х 20 % = 1 400 тыс. сум.
Отражаем в приложении № 4 :

  • в строке 020 – 7 000 тыс. сум.;
  • в строках 040 и 042 – 1 400 тыс. сум.

Как отразить в отчетности уменьшение налогооблагаемой прибыли

В соответствии с НК вы можете уменьшить налогооблагаемую прибыль на сумму :

  • взносов, средств в виде спонсорской и благотворительной помощи;
  • средств, направляемых на инвестиции;
  • средств, направляемых безвозмездно на взносы по ипотечным кредитам и (или) приобретение жилья в собственность своим работникам из числа молодых семей;
  • отчислений на осуществление уставной деятельности религиозных и общественных объединений (кроме профессиональных союзов, политических партий и движений), благотворительных фондов;
  • чистой сверхприбыли, если вы уплачиваете налог на сверхприбыль.

Отразите суммы уменьшения налогооблагаемой прибыли в соответствии с Налоговым кодексом в строках 060–065 приложения № 4 к Расчету налога на прибыль.

Рассмотрим виды уменьшения налогооблагаемой прибыли подробнее.

Спонсорская и благотворительная помощь

Любая спонсорская и благотворительная помощь является невычитаемым расходом .

Отразите ее в строке 080 приложения № 2 к Расчету налога на прибыль.

Расходы на спонсорскую и благотворительную помощь могут уменьшить налогооблагаемую прибыль, но не более чем на 2 % . Это распространяется только на суммы помощи, оказанной:

  • экологическим, оздоровительным и благотворительным фондам;
  • учреждениям культуры, здравоохранения;
  • органам по труду, физической культуры и спорта;
  • образовательным учреждениям;
  • органам государственной власти на местах;
  • органам самоуправления граждан.

Отразите сумму уменьшения в строке 061 приложения № 4 к Расчету налога на прибыль.


Предприятие за отчетный период имеет налогооблагаемую прибыль 100 000 тыс. сум.
Оно оказало благотворительную помощь учреждению культуры на 5 000 тыс. сум.
Вся сумма – 5 000 тыс. сум. – это невычитаемый расход, отражаемый в строке 080 приложения № 2 к Расчету налога на прибыль.
Определим сумму уменьшения налогооблагаемой прибыли: 100 000 х 2 % = 2 000 тыс. сум.
Сумму уменьшения отражаем в строке 061 приложения № 4 к Расчету налога на прибыль.
Таким образом, сначала 5000 тыс. сум. включаем в налогооблагаемую базу как невычитаемый расход, затем 2000 тыс. сум. исключаем из нее как льготу.

Как отразить в отчетности средства, направляемые на инвестиции

Как уменьшить прибыль на сумму инвестиций

Порядок применения льгот при направлении средств на инвестиции регулируется специальным Положением .

Налогооблагаемую базу по налогу на прибыль уменьшают средства, направленные на :

  • модернизацию, техническое и технологическое перевооружение производства;
  • приобретение нового технологического оборудования. Новым является оборудование, со дня выпуска которого прошло не более трех лет;
  • расширение производства в форме нового строительства;
  • реконструкцию производственных зданий и сооружений;
  • погашение кредитов, полученных на вышеприведенные цели;
  • возмещение стоимости объекта лизинга.

При передаче объекта лизинга в сублизинг налоговые льготы:

  • распространяются на сублизингополучателя;
  • не распространяются на лизингополучателя, передающего объект лизинга в сублизинг.

Сумма уменьшения налогооблагаемой базы:

  • определяется за минусом амортизации, накопленной в течение налогового периода;
  • не может превышать 30 % налогооблагаемой прибыли.

Уменьшайте налогооблагаемую прибыль в течение 5 лет начиная с:

  • налогового периода, в котором осуществлены вышеназванные расходы;
  • с момента ввода в эксплуатацию – для технологического оборудования.

Применяйте льготу ко всей сумме налогооблагаемой базы, независимо от того, от какого вида деятельности получена прибыль.

Льгота применима только для предприятий – производителей товаров (работ, услуг).

Если новое технологическое оборудование будет продано или безвозмездно передано в течение трех лет с момента его приобретения (импорта), действие льготы аннулируется. При этом у налогоплательщика восстанавливаются обязательства по уплате налога на прибыль за весь период применения льготы.

Как отразить инвестиции в Расчете налога на прибыль

Сумму уменьшения налогооблагаемой прибыли отразите в приложении № 5 к Расчету налога на прибыль.

Рассмотрим заполнение приложения № 5 пошагово.

Ш а г 1. Так как налогооблагаемая прибыль может уменьшаться в течение 5 лет и не более, чем на 30 %, на начало налогового периода у вас может оставаться сальдо невозмещенных средств за предыдущие налоговые периоды. Распределяйте его по годам в зависимости от даты осуществления расходов на инвестиции или ввода в эксплуатацию оборудования.

Отразите невозмещенные расходы за предыдущие годы в строках 010–014 приложения № 5 к Расчету налога на прибыль. Они должны соответствовать значениям невозмещенных расходов в строках 102–105 приложения № 5 к Расчету налога на прибыль предыдущего налогового периода.


В 2018 году производственное предприятие потратило на модернизацию 50 000 тыс. сум.
Налогооблагаемая база по налогу на прибыль в 2018 году уменьшена на 20 000 тыс. сум.
Невозмещенные расходы на начало 2019 года составили 30 000 тыс. сум. (50 000 – 20 000).
Эту сумму отражаем в приложении № 5 к Расчету налога на прибыль:

  • за 2018 год – в строке 105 и включаем в сумму по строке 100;
  • за 2019 год – в строке 014 и включаем в сумму по строке 010.

Значения строк 010–014 в течение 2019 года не меняются.

Все последующие строки (за исключением строк 100–105, где отражаются остатки невозмещенных средств) указываются в графах 3–6 с нарастанием с начала года за:

  • I квартал;
  • I полугодие;
  • 9 месяцев;
  • год.

Ш а г 2. Амортизацию, начисленную по всем основным средствам за отчетный период, отразите в строке 020 приложения № 5 к Расчету.

Ш а г 3. В строках 030–052 приложения отразите использование средств на инвестиции за налоговый период.

Предприятие погашает кредит, полученный на техническое перевооружение производства.
В отчетном периоде оно погасило 30 000 тыс. сум. основного долга и выплатило проценты по кредиту – 5 000 тыс. сум.
Уменьшать налогооблагаемую прибыль в течение 5 лет можно только на сумму основного долга – 30 000 тыс. сум.
Сумма процентов ее не уменьшает.

При инвестировании кредитных средств налогооблагаемая база уменьшается только один раз:

  • либо при инвестировании;
  • либо при погашении кредита.

Читайте также: