При возникновении права собственности на земельный участок 20 июня исчисление земельного налога

Опубликовано: 15.05.2024

Одним из налогов для юридических лиц является земельный налог. Он относится к местным сборам, поэтому сроки и ставки по нему устанавливаются региональными властями. Федеральным законодательством установлены лишь максимальные пределы суммы налога. Произошли ли изменения в 2021 году, узнаем из статьи ниже.

Законодательная база

Нормативным документом по земельному налогообложению является Глава 31 Налогового кодекса. В нем определены юридические лица, которые являются плательщиками сбора. Это все организации, у которых зарегистрировано право на земельные участки, находящиеся:

  • в собственности;
  • в бессрочном постоянном пользовании.

Не платят земельный налог организации:

  • пользующиеся наделом по договору безвозмездного срочного пользования или аренды;
  • в случае нахождения участка в перечне земель, не облагаемых налогом ст. 389 НК.


Помимо освобождения от налогообложения для юридических лиц устанавливаются льготы по земельному налогу. Они подразделяются на два уровня:

1. Федеральные льготы. Ряд организаций попадают под налоговые послабления, установленные статьей 395 НК. К таким относятся:

  • учреждения уголовно-исполнительной системы;
  • религиозные и судостроительные организации;
  • общественные организации, где не менее 80% сотрудников являются инвалидами;
  • организации народных художественных промыслов, занимающих производством народных изделий;
  • земельные участки занимаемые людьми или общиной, которые относятся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ;
  • учреждения ФСИН России;
  • компании входящие в фонд инновационного научно-технологического центра;
  • компании, во владении которых находятся автомобильные дороги общего доступа.

2. Местные льготы. Все территориальные льготы устанавливаются нормативными актами муниципальных органов власти. Регионы вправе определять размер площади участка, с которого не будет исчисляться земельный налог.


Куда платить налог за землю для юридических лиц?

Уплата исчисленной суммы сбора производится юридическим лицом в налоговый орган по фактическому местонахождению участка земли. Организация может иметь несколько наделов в разных территориальных единицах. Тогда исчисление и уплата налога будет производиться следующим образом:

  • по каждому участку по ставкам, принятым конкретным муниципальным органом;
  • уплата в муниципалитет по месту нахождения каждого из участков.

Ставка налога

Поскольку земельный налог зачисляется в местный бюджет, властями соответствующих образований устанавливаются его ставки. Они закрепляются нормативно-правовыми актами и не противоречат налоговому законодательству. В частности, ставки сбора не должны превышать максимальные пределы, устанавливаемые юридическим лицам статьей 394 НК. Ставка налога не должна быть более:

Налоговая ставкаКатегории земель
0,3 %ИЖС, ЛПХ, а также садоводства, огородничества, животноводства и дачного хозяйства.
Земли сельхозназначения.
Участки, используемые для таможенных нужд, а также обеспечения обороны и безопасности.
1,5 %Все участки, не отнесенные к категориям выше.

Ставку налога можно уточнить также при помощи электронных сервисов. Для этого на сайте Федеральной налоговой службы имеется справочный раздел по ставкам и льготам имущественных налогов.

Как посмотреть? Пошаговая инструкция:

Если в вашем регионе не установлена налоговая ставка, то используйте федеральную (см. выше в таблице).

Расчет земельного налога + калькулятор

Формула расчета земельного налога установлена п.1 ст.396 НК и представляет собой результат применения налоговой ставки к кадастровой стоимости участка земли.


Квартальный платеж рассчитывается в случае установления такого порядка по следующей формуле:


Кадастровая стоимость участка для расчета годовой суммы сбора принимается на 1 января года, по которому производится его исчисление (01.01.2021 год). Организации самостоятельно определяют налоговую базу для исчисления налога.

Ранее мы уже подробно писали, о том как узнать стоимость земельного участка по кадастровому номеру. Чтобы подкрепить ее документально, можно заказать выписку из ЕГРН.

Принадлежность участка земли, которым владеет юридическое лицо, к категории, где установлено налогообложение по указанным ставкам, можно уточнить по выписке из ЕГРН либо документам о праве собственности.

Исчисляется и уплачивается в бюджет налог ежегодно разово или авансовыми платежами. Во втором случае это должно быть отражено в нормативно-правовых актах органов власти муниципалитета по месту нахождения участка и итоговая сумма к уплате станет разницей между годовым налогом и уже внесенным авансам.

Юридическому лицу на правах собственности принадлежит участок земли под автомобильной стоянкой. Кадастровая стоимость его определена на 1 января 2019 года в размере 35 млн.рублей. Налоговая ставка установлена территориальными властями в размере 0,2 %.

Годовая сумма налога составит:

35 млн. рублей × 0,2% = 70 000 рублей.

Организацией произведены авансовые платежи за 1, 2, 3 кварталы 2019 года в сумме 17 500 рублей ежеквартально.

В итоге на конец года организации необходимо доплатить в бюджет:

70000 – (17 500 × 3) = 17 500 рублей.

Подсчет не полного года и месяца. Если организация владела участком земли не полный календарный год, то расчет налога производится пропорционально количеству месяцев фактического владения. Тогда для исчисления сбора его полная сумма делится на 12 месяцев и умножается на полученное количество месяцев. При этом следует учитывать, что за полный месяц берется период владения, исходя из следующих условий:

  • приобретение участка до 15 числа текущего месяца устанавливает этот месяц полным для расчета налога;
  • месяц приобретения права после 15 числа не включается в формулу расчета.

Аналогично применяется подсчет месяцев, если право на землю утрачено.

Как уменьшить налог на землю для юридического лица?

При изменении кадастровой стоимости земли в течение календарного периода организация вправе уменьшить налог. Однако, будет принята во внимание причина снижения стоимости, которую необходимо документально разъяснить органам ИФНС.

Причина 1. Снижение стоимости произошло по судебному решению

Снизить налог возможно только после того, как решение будет вынесено, вступит в законную силу и информация будет внесена в ЕГРН. Тогда организация сможет пересчитать сбор с начала года по основаниям аб.6 п.1 ст.391 НК, когда было подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости.

Прежде, чем подавать заявление в налоговую инспекцию, необходимо запросить выписку из ЕГРН и убедиться в том, что стоимость снижена.

Организация может снизить арендные платежи в случае, когда земля передана по договору аренды и земельный налог является компенсацией собственнику. При изменении стоимости участка снижается сумма сбора и дает право откорректировать размер арендной платы.

При этом перед обращением в суд за снижением кадастровой стоимости необходимо заручиться письменным согласием на это от собственника земли. Договор об аренде можно переподписать в новой редакции или составить дополнительное соглашение к текущему.

Причина 2. Обнаружены ошибки в ЕГРН и стоимость земли снижена после их исправления

К земельному участку могла применяться завышенная стоимость вследствие ошибок технического или иного характера. После их исправления и отражения в ЕГРН новых сведений организация вправе обратиться в налоговые органы с декларациями, уточняющими сумму налога за все периоды, когда действовала ошибочная стоимость земли. Эта норма закреплена абз.5 п.1 ст. 391 НК).

К декларациям следует приложить пояснения, а также копии выписок из ЕГРН. Налоговая инспекция в рамках межведомственного взаимодействия уточнит в Росреестре причины расхождений и сверит полученные данные с декларациями, представленными организацией.

Причина 3. Стоимость земли изменилась по инициативе местной власти

При обнаружении недостоверных сведений территориальный орган власти вправе уточнить кадастровую оценку земли. Ее снижение дает возможность компании откорректировать земельный налог.

Здесь следует иметь на руках документ, содержащий дату действия новой оценочной стоимости. Только от нее возможно отталкиваться при подаче пояснения в налоговый орган. Снизить налог за предыдущие периоды организация сможет только при указании соответствующей даты.

Сроки уплаты

Сумма земельного налога вносится организацией в бюджет в сроки, установленные нормативными актами территориальной власти, но не ранее даты представления декларации по годовым итогам. Сроки можно уточнить, обратившись к электронному сервису ФНС.


При попадании срока на нерабочий день он переносится на ближайший рабочий и перечисление земельного сбора в эту дату не станет ошибкой, влекущей применение штрафных санкций.

Если местными властями установлен поквартальный (авансовый) режим уплаты земельного налога, то порядок и сроки прописываются в соответствующих нормативных документах. Как правило, крайним сроком уплаты сбора устанавливается последний день месяца, идущего следом за отчетным кварталом.

Для примера рассмотрим сроки уплаты аванса, установленные Законом г. Москвы от 24.11.2004 № 74.

Период уплаты земельного налогаСрок уплаты налога для юр. лиц
1 квартал 202030.04.2020
2 квартал 202031.07.2020
3 квартал 202031.10.2020
за 2020 год03.02.2021

Чем грозит нарушение сроков уплаты?

Соблюдение сроков уплаты налогов является обязанностью организаций. В случае нарушения, когда юридическое лицо допустило просрочку платежа, налоговый орган вправе взыскать с него пени. Они начисляются в соответствии со статьей 75 НК за каждый календарный день, превышающий установленный срок.

По итогам года налоговая инспекция с нерадивой организации взыщет штраф по ст.122 НК, подлежащего к уплате в бюджет. Размер его составляет:

  • 20% от суммы налога при неумышленном ошибке;
  • 40% от суммы налога при умышленном ошибке.

Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему! Напишите прямо сейчас нашему консультанту онлайн. Или звоните нам по телефонам:

Министерство по налогам и сборам и Министерство финансов письмом от 31.03.2021 №2-2-12/00751 № 5-1-26/85 разъяснили особенности исчисления земельного налога в 2021 году. В письме говорится следующее.

Законом № 72-З внесены изменения в Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее — НК), в частности в приложение 6 к НК.

Так, с 1 января 2021 г. по 31 декабря 2022 г. установлена ставка земельного налога в размере 1,5% на земельные участки, относящиеся по функциональному использованию к общественно-деловой зоне, по которым налоговой базой является кадастровая стоимость, предоставленные для размещения:

торговых центров, в том числе автомобильных стоянок, обслуживающих эти торговые центры;

торговых объектов, входящих в торговую сеть.

С 1 января 2021 г. по 31 декабря 2022 г. арендная плата за земельный участок, находящийся в государственной собственности (далее — арендная плата), исчисляется и уплачивается в размере, определенном с учетом коэффициента к кадастровой стоимости 0,015, независимо от наличия соглашения об изменении договора аренды земельного участка, предусматривающего изменение размера ежегодной арендной платы за этот земельный участок, предоставленный для размещения:

торговых центров, в том числе автомобильных стоянок, обслуживающих эти торговые центры;

торговых объектов, входящих в торговую сеть (п. 7 ст. 3 Закона № 72-З).

Функциональное использование земельного участка (вид оценочной зоны) определяется при исчислении земельного налога в соответствии с приложением 5 к НК на основании целевого назначения земельного участка, установленного местным исполнительным комитетом (п. 3 ст. 240 НК), при исчислении размера ежегодной арендной платы — в соответствии с приложением 2 к Указу от 12.05.2020 № 160 «Об арендной плате за земельные участки, находящиеся в государственной собственности» (далее — Указ № 160) (п.п. 1.2 п. 1 Указа № 160).

Применение ставки в размере 1,5% и коэффициента к кадастровой стоимости 0,015 в части земельных участков, на которых расположены торговые центры, в том числе автомобильные стоянки, обслуживающие эти торговые центры.

В случае, если из решения местного исполнительного комитета о предоставлении земельного участка и иных правоудостоверяющих документов прямо не усматривается для обслуживания какого именно вида торгового центра (торгово-делового центра, торгово-развлекательного центра, административно-торгового центра) предоставлен и (или) фактически используется земельный участок, относящийся к общественно-деловой зоне, то для определения ставки, по которой подлежит исчислению земельный налог (коэффициента, с применением которого подлежит исчислению арендная плата), необходимо принимать во внимание положения Закона № 128-З, которым определено, что признается торговым центром.

Исходя из определения торгового центра, содержащегося в Законе № 128-З, торгово-развлекательный центр удовлетворяет критериям торгового центра, соответственно, по земельным участкам, на которых расположены торговые центры, торгово-развлекательные центры земельный налог (арендную плату) следует уплачивать по ставке 1,5% (с применением коэффициента к кадастровой стоимости 0,015).

Для многофункциональных земельных участков (например, предоставленных для содержания и обслуживания здания многоквартирного жилого дома с нежилыми помещениями административного и административно-торгового использования) и земельных участков, относящихся к общественно-деловой зоне, предоставленных и (или) фактически используемых для размещения объектов, по которым установлены различные ставки земельного налога (различные коэффициенты к кадастровой стоимости) (например, предоставленных для содержания и обслуживания торгово-делового центра, административно-торгового центра), ставка земельного налога в размере 1,5% (коэффициент к кадастровой стоимости 0,015) подлежит применению к части площади земельного участка, приходящейся на капитальные строения (здания, сооружения), их части, фактически используемые для размещения торговых центров, в том числе автомобильных стоянок, обслуживающих эти торговые центры, торговых объектов, входящих в торговую сеть, независимо от того, кем такое фактическое использование осуществляется (собственниками капитальных строений (зданий, сооружений), их частей либо арендаторами и т.д.).

При этом расчет площади части земельного участка, по которой подлежит применению ставка земельного налога в размере 1,5%, производится путем деления общей площади земельного участка на общую площадь всех капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, расположенных на этом земельном участке, и умножения на общую площадь капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, относящихся к торговым центрам, в том числе автомобильным стоянкам, обслуживающим эти торговые центры; торговым объектам, входящим в торговую сеть.

Расчет площади части земельного участка, арендная плата по которой исчисляется с применением коэффициента к кадастровой стоимости 0,015, производится путем умножения общей площади земельного участка на удельный вес площадей капитальных строений (зданий, сооружений), их частей являющихся торговыми центрами, в том числе автомобильными стоянками, обслуживающими эти торговые центры, торговыми объектами, входящими в торговую сеть, к общей площади всех капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, расположенных на этом земельном участке.

С учетом того, что торгово-деловые, торгово-административные, бизнес-центры не соответствуют критерию торгового центра, определенному Законом № 128-З, то для определения доли земельного участка, облагаемого по повышенной ставке земельного налога (арендной платы), принимается только площадь торговых объектов, входящих в торговую сеть.

Примеры.

Исчисление и уплата земельного налога по ставке 1,5% (арендной платы с применением коэффициента к кадастровой стоимости 0,015) производится начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором предоставлен земельный участок (в случае, если земельный участок предоставлен в течение 2021-2022 гг.) и (или) начато фактическое использование земельного участка (его части) для размещения торговых центров, в том числе автомобильных стоянок, обслуживающих эти торговые центры, торговых объектов, входящих в торговую сеть. Исчисление и уплата земельного налога по ставке 1,5% (арендной платы в с применением коэффициента к кадастровой стоимости 0,015) прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором прекращено право пользования земельным участком и (или) фактическое использование земельного участка (его части) для размещения торговых центров, в том числе автомобильных стоянок, обслуживающих эти торговые центры, торговых объектов, входящих в торговую сеть.

По согласованию с Министерством антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ) сообщаем:

  • в части аптек:

общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 005-2011 «Виды экономической деятельности», утв. постановлением Госстандарта от 05.12.2011 № 85, продажа товаров в аптеках отнесена к розничной торговле фармацевтическими препаратами в специализированных магазинах (аптеках, ветеринарных аптеках) (код 4773).

Согласно Инструкции о порядке классификации розничных торговых объектов по видам и типам, утвержденной постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли от 15.09.2020 № 59 (далее — Инструкция № 59), которая принята на основании абзаца 4 подп. 1.10 п. 1 ст. 7 Закона № 128-З, аптеки отнесены к специализированным непродовольственным магазинам. При этом п. 9 ст. 1 Закона № 128-З определено, что магазин — это стационарный торговый объект, имеющий торговое помещение.

  • в части автосалонов:

«Автосалоны» в соответствии с Инструкцией № 59 отнесены к специализированным непродовольственным магазинам по продаже автомобилей и автозапчастей.

Также следует обратить внимание, что исходя из определения понятия «торговая сеть», содержащегося в Законе № 128-З, два и более стационарных торговых объекта, в которых осуществляется деятельность несколькими субъектами торговли с использованием одного средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ или услуг, в том числе на условиях договора комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга), также формируют торговую сеть независимо от того, что непосредственно сами торговые объекты могут принадлежать разным юридическим лицам.

Таким образом, ставка земельного налога в размере 1,5% (коэффициент к кадастровой стоимости 0,015) подлежат применению по земельным участкам (их частям), относящихся к общественно-деловой зоне, на которых размещены:

торговые центры (включая торгово-развлекательные центры), в том числе автомобильные стоянки, обслуживающие эти торговые центры;

торговые объекты, входящие в торговую сеть (включая аптеки, автосалоны), в том числе при расположении таких торговых объектов в торгово-деловых центрах, административно-торговых центрах, жилых домах со встроено-пристроенными нежилыми помещениями и т.д.).

Ставка земельного налога в размере 1,5% (коэффициент к кадастровой стоимости 0,015) не подлежит применению по земельным участкам (их частям), предоставленным (фактически используемым) для размещения интернет — магазинов, а также пунктов выдачи товаров, не являющихся торговыми объектами.

Настоящая работа является комментарием к главе 31 НК РФ "Земельный налог". В данном комментарии рассмотрены самые актуальные вопросы и проблемы, касающиеся налогоплательщиков земельного налога, последние изменения законодательства о налогах и сборах.

В рамках данной работы даётся детальный и совокупный анализ нормам главы 31 НК РФ.

Читатели смогут узнать все самые важные и необходимые разъяснения Минфина России, ФНС России, касающиеся конкретных положений главы 31 НК РФ.

Автор будет благодарен за любые предложения и замечания о высказанной им в комментарии точке зрения (y_lermontov@mail.ru).

Комментарий к статье 387. Общие положения

На основании статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Одной из форм такой платы является земельный налог.

Статья 387 НК РФ устанавливает общие положения относительно установления земельного налога.

Земельный налог является местным налогом, поэтому он устанавливается НК РФ и нормативно-правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязателен к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Изменение и отмена земельного налога также производится на основании НК РФ и нормативно-правовых актов представительных органов муниципальных образований.

В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге также действуют законы данных субъектов РФ, на основании которых помимо НК РФ производится установление, взимание, изменение и прекращение земельного налога на территориях городов федерального назначения.

Поскольку земельный налог является местным, представительные органы муниципальных образований и органы государственной власти городов федерального назначения самостоятельно в нормативно-правовых актах устанавливают налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога, но только в тех пределах, которые закреплены в НК РФ.

Данные изменения обусловлены включением в состав Российской Федерации нового субъекта - города федерального значения - города Севастополя.

Может возникнуть вопрос - Имеет ли право муниципальное образование или город федерального значения отменить льготы по земельному налогу, которые не предусмотрены НК РФ, но были введены на территории такого муниципального образования или города федерального значения актом законодательного (представительного) органа?

Обратимся на этот счёт к официальным разъяснениям Минфина России.

В Письме Минфина России от 08.08.2012 N 03-05-06-02/55 разъяснено, что Представительные органы муниципальных образований не вправе отменять налоговые льготы по земельному налогу, установленные в гл.31 "Земельный налог" Кодекса.

При этом обращаем внимание, что на основании пункта 2 статьи 387 НК РФ при установлении земельного налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

В этой связи Минфин России отмечает: если представительным органом муниципального образования было принято решение о предоставлении льготного налогообложения по земельному налогу в отношении отдельных категорий налогоплательщиков, то данное решение может быть отменено новым решением представительного органа муниципального образования.

В Письме Минфина России от 16.01.2015 N 03-05-05-02/527, в свою очередь, рассмотрен вопрос об установлении льготных ставок по земельному налогу в отношении земельных участков, расположенных на территории г.Севастополя. По данному вопросу Департамент финансового ведомства указал, что решение вопросов, связанных с установлением льготных налоговых ставок в отношении земельных участков, расположенных на территории города Севастополя, относится к компетенции Законодательного Собрания города Севастополя.

Также данными нормативно-правовыми актами муниципальные образования и города федерального назначения могут устанавливать льготы по земельному налогу, основания и порядок их применения, установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

В данную статью не вносились изменения с 2004 года.

В пункте 2 комментируемой статьи не определено к одному или нескольким земельным участкам, принадлежащим налогоплательщику, может применяться налоговая льгота в форме установления размера необлагаемой земельным налогом суммы. Поскольку ограничения не установлено, то можно сделать вывод о том, что данная налоговая льгот не подлежит применению ко всем земельным участкам, принадлежащим налогоплательщику, но находящихся в границах одного муниципального образования или города федерального назначения, на территории которых данная льгота введена.

В Письме ФНС РФ от 26.11.2007 N СК-6-11/908@ "О земельном налоге" разъяснено, что законодательно не определено, что налоговая льгота в виде уменьшения налоговой базы на не облагаемую налогом сумму, установленная представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), может применяться при исчислении земельного налога только в отношении одного земельного участка, принадлежащего налогоплательщику и расположенного на территории соответствующего муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).

Учитывая изложенное, при установлении представительным органом муниципального образования для категорий налогоплательщиков, определенных пунктом 5 статьи 391 Кодекса, дополнительной налоговой льготы в виде уменьшения налоговой базы на не облагаемую налогом сумму, распространяемой на все земельные участки, принадлежащие налогоплательщику и находящиеся на территории муниципального образования.

Данная позиция, изложенная в Письме, является актуальной, так как правовое регулирование данного вопроса не изменилось.

В судебной практике не сложилось какой-либо проблемы относительно применения статьи 387 НК РФ.

Комментарий к статье 388. Налогоплательщики

Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, которым земельный участок принадлежит на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Такие земельные участки, чтобы быть объектом налогообложения данным налогом, должны быть расположены в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог (статья 389 НК РФ).

По правилам пункта 1 статьи 131 ГК РФ право организации или физического лица подлежит государственной регистрации, которая регулируется Федеральным законом от 21.07.97 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ). Запись в ЕГРП является единственным доказательством существования права на земельный участок.

Таким образом, плательщиком земельного налога является то лицо (юридическое или физическое), чьё право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения закреплено в ЕГРП.

Напоминаем, что с 1 января 2010 года физические лица и организации не признаются налогоплательщиками земельного налога, если они являются правообладателями только тех земельных участков, которые в силу НК РФ не отнесены к объектам налогообложения данным налогом.

На основании пункта 1 статьи 266 ГК РФ гражданин, обладающий правом пожизненного наследуемого владения (владелец земельного участка), имеет права владения и пользования земельным участком, передаваемые по наследству.

В силу пункта 1 статьи 269 ГК РФ лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование.

Из приведённого выше правила есть исключение.

Плательщиками земельного налога также признаются и те организации и физические лица, чьи права на земельный участок возникли до вступления в силу Закона N 122-ФЗ и, которые не были зарегистрированы. Права на такие земельные участки могут быть подтверждены документами, которые по юридической силе приравнены к записи о государственной регистрации в ЕГРП. Те права на земельные участки, которые возникли до вступления в силу данного закона, могут быть зарегистрированы в добровольном порядке по инициативе их правообладателя.

В ФНС России от 26.07.2012 N БС-4-11/12407@ "О земельном налоге" разъяснено, что земельные участки, государственный кадастровый учет которых осуществлен в установленном порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 122-ФЗ), либо государственный кадастровый учет которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены, и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Законом N 122-ФЗ, считаются ранее учтенными земельными участками.

Зачастую лица считают, что обязанность по уплате земельного налога возникает с того момента, как органом власти принят распорядительный акт и направлен проект договора купли-продажи и заключением такого договора.

Необходимо обратить внимание, что заключение договора купли-продажи земельного участка не влияет на приобретение обязанности покупателя по уплате земельного налога. Такая обязанность у него появится только после того, как его право собственности на передаваемый по договору земельный участок пройдёт государственную регистрацию.

Так в Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 13.01.2012 N А31-1508/2011 указывается, что само по себе принятие органом власти распорядительного акта и направление проекта договора купли-продажи не наделило бы организацию статусом, необходимым для уплаты земельного налога, поскольку возникновение права на земельный участок связано с моментом его государственной регистрации, а не с заключением договора купли-продажи недвижимого имущества.

Также иногда возникают ситуации, когда лицо не получило правоустанавливающих документов на земельный участок и не произвело государственную регистрацию прав на такой земельный участок. Возникает вопрос - является ли лицо, не получившее правоустанавливающие документы или которое не произвело государственную регистрацию прав на земельный участок, в данном случае налогоплательщиком земельного налога в отношении такого земельного участка?

Рассмотрим данный вопрос на конкретном примере из судебной практики.

Десятым арбитражным апелляционным судом было рассмотрено дело по иску о признании недействительным решения налогового органа о привлечении к ответственности лица за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 НК РФ, а именно - за неуплату сумм земельного налога. Заявитель посчитал, что если у него отсутствуют правоустанавливающие документы на спорный земельный участок, и что если он не произвёл государственную регистрацию своего права собственности на него, то на нем не лежит обязанность по уплате земельного налога.

Заявитель указал, что выдача таких документов производится на заявительной основе, и что он не обязан их получать. Права собственности на земельный участок у него возникло до вступления в силу Закона N 122-ФЗ, соответственно, он не обязан производить государственную регистрацию права собственности на земельный участок.

Суд, отказывая в удовлетворении заявленных лицом требований, указал, что отсутствие документа о праве пользования землей, получение которого имеет заявительный характер, не свидетельствует о том, что фактический землевладелец (землепользователь) не является плательщиком земельного налога; факт отсутствия государственной регистрации соответствующих прав на земельный участок не является основанием для освобождения налогоплательщика от уплаты земельного налога.

Нормами главы 31 НК РФ прямо не урегулирован вопрос, с какого момента начинает исчисляться земельный налог в отношении объекта, перешедшего по наследству? Для ответа на данный вопрос необходимо обратиться к разъяснениям официальных органов.

Так в Письме ФНС России от 21.02.2014 N БС-4-11/3179 по поставленному вопросу даётся нижеследующее разъяснение.

Учитывая, что принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, при поступлении от органа, уполномоченного совершать нотариальные действия, сведений о выдаче наследнику свидетельства о праве на наследство налоговый орган (при наличии сведений, достаточных для исчисления имущественных налогов) направляет лицу, вступившему в наследство, налоговое уведомление об уплате земельного налога и налога на имущество физических лиц. При этом наследник должен уплатить указанные налоги с месяца открытия наследства.

На основании абзаца второго пункта 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога также признаются управляющие компании в отношении тех земельных участков, которые входят в имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд.

Деятельность данных управляющих компаний регулируется Федеральным законом от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" (далее - Закон N 156-ФЗ).

Также в комментируемом абзаце уточнено, что земельный налог на такие земельные участки выплачивается за счет имущества, составляющего этот паевой инвестиционный фонд.

Под паевым инвестиционным фондом понимается обособленный имущественный комплекс, состоящий из имущества, переданного в доверительное управление управляющей компании учредителем (учредителями) доверительного управления с условием объединения этого имущества с имуществом иных учредителей доверительного управления, и из имущества, полученного в процессе такого управления, доля в праве собственности на которое удостоверяется ценной бумагой, выдаваемой управляющей компанией.

Что такое земельный налог, как его узнать и оплатить, ставки налога, кадастровая стоимость земли, льготные категории граждан, есть ли льготы для пенсионеров – информацию по всем этим вопросам вы найдете на этой странице.

Как можно узнать и оплатить земельный налог?

Наш сервис позволяет проверить и оплатить налог на землю онлайн. Для проверки достаточно ввести номер ИНН или Индекс документа (УИН ) в форму расположенную ниже.

Что такое земельный налог для физических лиц?

Земельный налог – это налог, взимаемый с физических лиц, обладающих земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Налог не взимается с физических лиц в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного пользования или переданных им по договору аренды.

Не подлежат налогообложению земельные участки следующих категорий:

  • входящие в состав общего имущества многоквартирного дома
  • ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками

Земельный налог относится к категории местных налогов и как следствие - ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

В какой срок необходимо уплатить земельный налог в 2021 году?

Оплатить земельный налог, так же как и другие налоги физических лиц, необходимо до 1-го декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (календарным годом).
Таким образом, налог на землю за 2020 год надо оплатить не позднее 1 декабря 2021 года. В случае неуплаты налога до указанной даты, на сумму налога будет производиться начисление пени в размере 1/300 ключевой ставки Центрального Банка РФ.

Расчет и ставки налога на землю

Рассчитать земельный налог можно по формуле:
Земельный налог = КСТ * Д * СТ * КВ
КСТ – кадастровая стоимость земельного участка;
Д – размер доли в праве на земельный участок;
СТ – налоговая ставка;
КВ – коэффициент владения земельным участком (применяется только в случае владения земельным участком в течение неполного года).

Кадастровую стоимость земельного участка рассчитывает Росреестр (Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии). Налоговая ставка устанавливается нормативно-правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя). Таким образом, налоговая ставка отличается в разных населенных пунктах (муниципальных образованиях). К примеру, ставка земельного налога в Москве 0,025% на так называемую «дачную землю», в то время как московской области преобладает ставка 0,3%. Кроме отличия ставки по муниципальной принадлежности участка, ставка меняется в зависимости от категории земли. Существует верхняя граница налоговой ставки, закрепленная на федеральном уровне. 0,3% в отношении земельных участков:

  • отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
  • занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
  • приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
  • ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд (ст. 27 Земельного Кодекса Российской Федерации);

1,5% в отношении прочих земельных участков. Подробную информацию об установленных налоговых ставках и льготах можно узнать в любой налоговой инспекции или воспользовавшись следующей ссылкой.

Расчет земельного налога при продаже/покупке участка

В ситуации, когда владение земельным участок было в течение неполного года, к примеру, при продаже или покупке участка, для расчета налога, применяется коэффициент владения. Коэффициент владения земельный участком это отношение числа полных месяцев, в течение которых этот земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде – 12 месяцев.
При покупке земельного участка, месяц считается полным, если право собственности возникло до 15-го (включительно) числа месяца покупки. В случае продажи, месяц считается полным, если право собственности было прекращено после 15-го числа соответствующего месяца. В иных случаях месяц считается неполным и не учитывается при определении коэффициента владения.

Как узнать кадастровую стоимость земельного участка?

Узнать кадастровую стоимость земельного участка можно воспользовавшись онлайн сервисом Росреестра под названием «Публичная кадастровая карта». На этом сайте находится интерактивная карта всех субъектов РФ. После выбора интересующего вас участка земли будет показана подробная информация по нему:
тип, кадастровый номер, статус, адрес, категория земель, форма собственности, кадастровая стоимость, площадь и т.п. Поиск участка возможен по GPS координатам, однако не всегда этот функционал работает корректно.
Вся информация о земельном участке доступна бесплатно и без регистрации.

Льготы для пенсионеров по земельному налогу

В 2017 году Президентом РФ был подписан федеральный закон № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В соответствии с этим законом вводится налоговый вычет, уменьшающий земельный налог на величину кадастровой стоимости 600 кв.м площади земельного участка. Фактически речь идет о так называемых 6 сотках. Под данную льготу попадают все пенсионеры, а так же следующие категории граждан: Герои Советского Союза, Российской Федерации, инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, ветераны Великой Отечественной войны и боевых действий и т.д
Налог за 2017 год, оплатить который будет необходимо в 2018 году, будет рассчитан исходя из этой льготы.
Налоговый вычет предоставляется только на величину кадастровой стоимости 6 соток. Если площадь земельного участка больше, то налог будет рассчитан за оставшуюся площадь. К примеру, если площадь земельного участка принадлежащего пенсионеру 20 соток, то налог будет начислен только за 14 соток.
Еще одна особенность данного закона - вычет применятся только по одному земельному участку по выбору «льготника» независимо от категории земель, вида разрешенного использования и местоположения земельного участка. Для того, чтобы самостоятельно выбрать земельный участок, к которому будет применена льгота, необходимо обратиться в любую ИФНС с Уведомлением о выбранном участке. Если уведомление не поступит от налогоплательщика, то вычет будет автоматически применен в отношении одного земельного участка с максимальной исчисленной суммой налога.


  • Кто должен платить земельный налог и от чего зависит его сумма?
  • Порядок исчисления и уплаты земельного налога на участок (базовая формула)
  • Расчет земельного налога по кадастровой стоимости на примере
  • Как посчитать земельный налог с учетом льготы?
  • Возможно ли исчислить уплачиваемый юрлицами земельный налог онлайн?
  • Итоги

Кто должен платить земельный налог и от чего зависит его сумма?

Не каждому коммерсанту приходится платить земельный налог. Как только земельный участок появляется в составе его имущества, вопрос расчета и уплаты этого налога становится актуальным.

Например, 21.01.2020 компания зарегистрировала право собственности на землю — с этого момента у нее возникает обязанность по исчислению и уплате земельного налога (п. 1 ст. 388 НК РФ).

Если же компания решила оформить землю на праве безвозмездного срочного пользования или заключила договор аренды, обязанность платить земельный налог у нее отсутствует и искать ответ на вопрос, как рассчитать земельный налог, не нужно (п. 2 ст. 388 НК РФ).

ВАЖНО! Земельный налог является местным и регламентируется не только Налоговым кодексом (гл. 31), но и земельным, а также муниципальным законодательством (в части установления льгот, ставок, и порядка уплаты).

Сумма налога зависит от нескольких факторов: от регионального расположения и кадастровой стоимости участка, назначения его использования, ставки налога и наличия льгот. Регионам в отношении этого налога дана возможность:

  • утверждать величину ставок по нему, не выходя за пределы, установленные НК РФ;
  • дифференцировать эти ставки;
  • вводить дополнительные льготы;
  • принимать решение об уплате авансов по налогу;
  • устанавливать сроки уплаты (до 01.01.2021).

С 01.01.2021 местные власти не определяют сроки уплаты для земельного налога. Срок будет единый по всей стране: 1 марта — для налога по году и последнее число месяца, следующего за отчетным периодом, — для авансовых платежей. Новые правила действуют с годового платежа за налоговый период 2020 года.

Начиная с налога за 2020 год отменено его декларирование, а ФНС будет присылать сообщения с суммой налога, рассчитанной по имеющимся у нее данным. В сообщении будет указан кадастровый номер участка, сумма налога, налоговый период, а также данные, на основе которых рассчитан налог: налоговая база, налоговая ставка, размер налоговых льгот и др. Однако это не означает, что юрлицам больше не требуется рассчитывать налог самостоятельно. Эта обязанность сохранится за организациями и далее. Ведь плательщик должен знать сумму, чтобы в течение года вносить авансовые платежи (если таковые установлены местными властями). А сообщение от налоговой носит скорее информационный характер. И получит он его уже после сроков уплаты авансов (см., например, письмо Минфина от 19.06.2019 № 03-05-05-02/44672).

Важно! Рекомендация от КонсультантПлюс
Сравните сумму налога, исчисленную инспекцией, с суммой, которую вы рассчитали и уплатили.
Если они равны, значит, налог был рассчитан и уплачен правильно.
Если суммы различаются, проверьте.
Что проверить и как поступить в случае ошибки (вашей или налоговиков), смотрите в К+. Пробный доступ к системе можно получить бесплатно.

ВНИМАНИЕ! В случае неполучения уведомления вы обязаны самостоятельно сообщить налоговикам о налогооблагаемом имуществе. О нюансах читайте в материале «Организациям придется сообщать в налоговую о транспорте и земельных участках».

Далее рассмотрим порядок расчета земельного налога для юрлица.

Порядок исчисления и уплаты земельного налога на участок (базовая формула)

Как рассчитывается земельный налог за 2020 год? На первый взгляд обычно: налоговую базу умножаем на ставку. При этом в качестве базы выступает кадастровая стоимость земли, установленная на начало соответствующего налогового года (п. 1 ст. 389 НК РФ).

Важно! Подсказка от КонсультантПлюс
Где найти кадастровую стоимость участка для земельного налога
Есть несколько способов, как узнать кадастровую стоимость:
заказать выписку из ЕГРН.
Еще два способа узнать кадастровую стоимость вы найде в К+. Получить пробный доступ можно бесплатно.

Если земля в течение года куплена или продана, формула земельного налога будет корректироваться с учетом периода владения землей (коэффициент Кв рассчитывается как отношение полных месяцев владения землей к 12 месяцам). Полным считается месяц, в котором право собственности возникло до 15 числа или утрачено после 15 числа (п. 7 ст. 396 НК РФ).

Другой коэффициент (Ки) должен применяться, если в течение года происходит изменение кадастровой стоимости.

Особый порядок исчисления земельного налога применяется, если земля расположена на территории сразу двух муниципальных образований. Тогда стоимость участка делится между этими образованиями с учетом доли площади, находящейся в каждом из них (п. 1 ст. 391 НК РФ). И для каждой части делается свой расчет налога с применением соответствующих каждому из образований льгот и ставок.

Пример определения базы по земельному налогу, если участок находится на территориях двух муниципальных образований от КонсультантПлюс
Участок организации площадью 1 000 кв. м находится на территориях двух муниципальных образований (МО). На муниципальное образование N 1 приходится 480 кв. м, на муниципальное образование N 2 - 520 кв. м
Кадастровая стоимость участка в ЕГРН на 1 января года - 2 000 000 руб.
Определим долю участка для каждого муниципального образования:
Полностью пример смотрите в К+. Это можно сделать бесплатно.

От компании требуется не только рассчитать земельный налог по кадастровой стоимости с применением всех коэффициентов — не менее важно вовремя отчитаться в налоговую и уплатить налог.

Как рассчитать и уплатить налог, читайте в статье «Земельный налог за год - как рассчитать и когда платить?».

Закон региона может предусматривать уплату квартальных авансовых платежей по налогу. Каждый такой платеж рассчитывают как ¼ годовой суммы налога (п. 6 ст. 396 НК РФ) с учетом числа месяцев владения в соответствующем квартале (п. 7 ст. 396 НК РФ).

В какие сроки уплачивать авансовые платежи по земельному налогу, мы рассказываем в статье «Сроки уплаты авансовых платежей по земельному налогу».

Расчет земельного налога по кадастровой стоимости на примере

Посмотрим, как рассчитать земельный налог на 2020 год. Например, компания, зарегистрировавшая 21.01.2020 право собственности на земельный участок, узнала его кадастровую стоимость на начало года (980 000 руб.) и ставку налога (1,5%), действующую в соответствующей местности (из местного земельного НПА). Льготы или повышающие коэффициенты этим НПА не предусмотрены.

Произведем расчет земельного налога в 2020 году:

980 000 руб. × 1,5% × 11/12 = 13 475 руб.,

11/12 — коэффициент, который учитывает полные месяцы владения участком (с февраля по декабрь) из 12 месяцев 2020 года. Январь в расчет не входит, так как право на землю возникло во второй половине месяца.

Рассмотрим на примере, как рассчитать земельный налог в случае, если местным земельным законодательством предусмотрены авансовые платежи. Используя исходные данные предыдущего расчета, получим следующее:

  • авансовый платеж за 1 квартал 2020 года с учетом количества месяцев владения составит 2 450 руб. (1/4 × 980 000 × 1,5% × 2/3);
  • по каждому из следующих отчетных периодов (за полугодие и 9 месяцев 2020 года) платеж составит по 3 675 руб. (1/4 × 980 000 × 1,5%);
  • по итогам 2020 года нужно будет отдать бюджету сумму, равную разности между полной величиной налога, рассчитанной за год с учетом числа месяцев владения, и суммой начисленных за этот год авансовых платежей (13 475 – 2 450 – 3 675 × 2 = 3 675).

ВАЖНО! Налог уплачивается в полных рублях (соблюдая правило округления) — это установлено ст. 52 НК РФ.

Образец платежного поручения на уплату налога на землю скачайте здесь.

Как посчитать земельный налог с учетом льготы?

Содержащиеся в НК РФ или установленные местными властями льготы могут освободить компанию от уплаты земельного налога полностью или частично (ст. 395 НК РФ).

Если муниципалы предусмотрели льготу для земельного участка компании, исчисление налога производится с учетом этой льготы.

Продолжим наш пример расчета земельного налога: компания на своем земельном участке расположила научный центр (он занимает 20% площади и используется по целевому назначению), а местные власти предусмотрели освобождение от уплаты налога для земельных участков, используемых для размещения учреждений науки.

Земельный налог тогда будет рассчитан следующим образом.

  • Определим налоговую базу:

(980 000 руб. – 980 000 руб. × 20%) = 784 000 руб.

  • Определим сумму налога при налоговой ставке 1,5% и коэффициенте (Кв) = 0,9167 (рассчитанном ранее как 11/12):

784 000 руб. × 1,5% × 0,9167 = 10 780 руб.

Возможно ли исчислить уплачиваемый юрлицами земельный налог онлайн?

Как рассчитать земельный налог онлайн? Это вполне закономерный вопрос при современной автоматизации расчетных процессов. Услуги по расчету суммы налога с помощью онлайн-калькулятора предлагаются множеством сайтов.

Но воспользоваться этими предложениями можно, если алгоритм расчета налога достаточно простой (например, отсутствуют льготы, а участок расположен на территории одного муниципального района). В ином случае универсального калькулятора найти не удастся.

Как показывает практический опыт, расчет земельного налога лучше производить по самостоятельно созданной формуле (автоматизируя процесс с помощью таблиц Excel или иных собственных компьютерных разработок).

А для физлиц и ИП на сайте ФНС доступен специальный сервис, который посчитает сумму налога онлайн. Подробности см. здесь.

Итоги

Для решения вопроса о том, как рассчитать земельный налог, недостаточно прочитать Налоговый кодекс — нужно внимательно изучить и местное законодательство, которое содержит важную информацию, необходимую для расчета и уплаты налога (ставки, льготы, сроки и др.).

Читайте также: