При реализации каких из перечисленных товаров применяется нулевая налоговая ставка тест

Опубликовано: 30.04.2024

Важные налоговые поправки, случаи применения пониженных ставок и тенденции в мире льгот

Налог на прибыль: нововведения 2021 года

Если компания не применяет специальные налоговые режимы, то расчет и уплата налога на прибыль неизбежны. Бухгалтеры по окончании месяца/квартала (в зависимости от того, какой порядок выбран для уплаты авансовых платежей) и года производят расчет полученных доходов, понесенных расходов и налоговой базы.

Ежегодно законодатель вносит в гл. 25 Налогового кодекса РФ («Налог на прибыль организаций») большое количество изменений с целью усовершенствования порядка расчета налога, и 2020 г. не стал исключением.

Налоговые нововведения

Рассмотрим нововведения, которые коснутся широкого круга налогоплательщиков.

  1. Федеральный закон от 15 октября 2020 г. № 335-ФЗ.

Расходы в виде стоимости безвозмездно переданного в государственную и (или) муниципальную собственность имущества (имущественных прав), финансирование которых осуществлено за счет средств субсидий, указанных в абз. 3 п. 4.1 ст. 271 НК РФ, в размере, не превышающем величину доходов, признаваемых в порядке, установленном абз. 3 п. 4.1 ст. 271 НК РФ, возможно учесть в составе внереализационных расходов. При этом норма распространяется и на 2020 г.

  1. Федеральный закон от 9 ноября 2020 г. № 368-ФЗ.
  • Доход, полученный при выходе из общества (при его ликвидации), можно уменьшить не только на стоимость доли участника, но и на сумму его вклада в имущество общества, внесенного деньгами. Положительная разница признается дивидендами и облагается налогом на прибыль как внереализационный доход.
  • С 2021 г. к средствам целевого финансирования приравниваются средства участников долевого строительства, размещенные на счетах эскроу в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ.
  • При реализации объекта основных средств, в отношении которого налогоплательщик использовал право на применение инвестиционного налогового вычета в части стоимости основного средства, доход можно уменьшить на остаточную стоимость (т.е. часть стоимости, в отношении которой не использовано право на применение инвестиционного налогового вычета (далее – ИНВ)).
  • Затраты на основные средства в части расходов, понесенных в случаях приобретения, создания, сооружения, достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, которые не учитываются налогоплательщиком при определении размера ИНВ в отношении данного объекта, могут быть списаны посредством амортизации.
  • Расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение объекта основных средств, в отношении которого налогоплательщик воспользовался правом на применение ИНВ, понесенные после окончания применения ИНВ в отношении данного объекта, списываются через амортизацию.
  • Сумма уменьшения налога (авансового платежа) за счет ИНВ, подлежащая зачислению в федеральный бюджет, в части превышения над расчетной суммой налога может быть перенесена на следующие налоговые (отчетные) периоды в последующих налоговых (отчетных) периодах.
  1. Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ.
  • Передача имущественных прав от материнской компании в пользу дочерней организации не облагается налогом на прибыль наравне с переданным имуществом. Освобождение действует ретроспективно с 2020 г.
  • Налоговая ставка 0%, применяющаяся к налоговой базе, определяемой по доходам от операций по реализации или иного выбытия (в том числе погашения) акций (долей) российских организаций, с 2021 г. применяется и к доходам от акций (долей) иностранных компаний.
  • ИНВ разрешено применять к расходам на научные исследования и опытно-конструкторские разработки: на 90% расходов можно уменьшить налог, зачисляемый в бюджет субъекта РФ, на 10% расходов – налог, зачисляемый в федеральный бюджет.

(О внесенных в НК РФ изменениях, которыми предусмотрены случаи отказа в приеме налоговой декларации и беззаявительный порядок перечисления процентов за несвоевременный возврат налогоплательщику переплаты по налогам, читайте в статье «Шесть значимых для юрлиц налоговых поправок»).

  1. Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 195-ФЗ.
  • Статья 288 НК РФ дополнена положением, согласно которому если налогоплательщик ведет раздельный учет доходов и расходов для определения налоговой базы, к которой применяются отличные от установленных абз. 1–3 п. 1 ст. 284 НК РФ налоговые ставки, то определение указанной доли прибыли осуществляется применительно к каждой такой налоговой базе.
  • Появилась новая особая экономическая зона – Арктическая зона – с пониженными ставками налога на прибыль.
  1. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 265-ФЗ.

Организациям, осуществляющим деятельность в сфере информационных технологий, предоставлено право на льготную налоговую ставку. Ставка 3% по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, сохраняется. А налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в бюджет субъекта РФ, установлена в размере 0%. Правом на льготу можно воспользоваться при выполнении определенных в ст. 284 НК РФ условий.

Налоговые ставки

Налоговые ставки по налогу на прибыль установлены в ст. 284 НК РФ. В 2021 г. общая ставка все так же будет составлять 20%: 3% зачисляется в федеральный бюджет, 17% – в бюджет субъекта РФ (такой порядок распределения действует до 2024 г.).

Для некоторых категорий организаций и по отдельным видам доходов/операций действуют пониженные ставки.

Остановимся на некоторых случаях применения пониженных ставок.

Государство заинтересовано в привлечении инвестиций в реальный сектор экономики. Согласно Основным направлениям бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 г. и на плановый период 2022 и 2023 гг., стимулирование инвестиционной активности является одним из приоритетных направлений. В связи с этим в последние годы наблюдается принятие ряда изменений в налоговое законодательство, направленных на стимулирование инвестиций, в том числе и в регулировании налогообложения прибыли.

Основными законными инструментами снижения налоговой нагрузки, если компания планирует существенные инвестиции, являются инвестиционный налоговый вычет и региональные инвестиционные проекты.

Инвестиционный налоговый вычет (ИНВ)

ИНВ предоставляет компаниям-налогоплательщикам право на уменьшение налога (не налоговой базы!), исчисленного как в региональный, так и в федеральный бюджет. Правила применения ИНВ установлены в ст. 286.1 НК РФ. Однако стоит обратить внимание, что для применения ИНВ в субъекте, где осуществляется деятельность, в региональном законодательстве должно быть установлено право налогоплательщиков на уменьшение налога.

Налог, исчисленный в региональный бюджет, может быть уменьшен на:

  • не более 90% суммы расходов, составляющей первоначальную стоимость основного средства;
  • не более 90% суммы расходов, составляющей величину изменения первоначальной стоимости основного средства (т.е. модернизации, реконструкции и т.д.);
  • не более 100% суммы расходов в виде пожертвований, перечисленных государственным и муниципальным учреждениям, осуществляющим деятельность в области культуры, некоммерческим организациям (фондам) на формирование целевого капитала;
  • не более 85% суммы расходов в виде денежных средств, перечисленных по договорам финансирования деятельности по созданию на территории предоставившего ИНВ субъекта РФ или в прилегающей к нему акватории объектов инфраструктуры, которые могут находиться исключительно в федеральной собственности;
  • не более 100% суммы расходов на создание объектов транспортной и коммунальной инфраструктур, а также не более 80% суммы расходов на создание объектов социальной инфраструктуры в рамках договора о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья;
  • не более 90% суммы расходов на научные исследования и опытно-конструкторские разработки (с 1 января 2021 г.).

Указанные размеры являются максимальными. Законодатель субъекта имеет право на установление иных предельных размеров расходов (например, не 90% расходов, составляющих первоначальную стоимость основных средств, а 50%), может ограничить круг организаций, имеющих право воспользоваться ИНВ, или установить дополнительные условия. Налог в региональный бюджет не может быть снижен до нуля. Уплачивается он по ставке, установленной в законе субъекта РФ.

Из вышеприведенного списка особый интерес представляют расходы на основные средства, формирующие первоначальную стоимость или стоимость модернизаций/реконструкций, поскольку каждая компания в процессе осуществления деятельности приобретает необходимые объекты, улучшает их, проводит реконструкцию. Поэтому далее более подробно рассмотрим механизм ИНВ в отношении именно этих расходов.

Необходимо оговориться, что ИНВ может применяться выборочно к объектам основных средств, относящимся к 3–10-й амортизационным группам (за исключением относящихся к 8–10-й амортизационным группам зданий, сооружений, передаточных устройств), по месту нахождения организации и (или) ее обособленных подразделений. То есть основные объекты для применения ИНВ – оборудование, производственные машины, инвентарь.

Налог, исчисленный в федеральный бюджет, может быть уменьшен на 10% перечисленных расходов и снижен до нуля.

Экономический эффект от применения ИНВ к расходам на основные средства

Выгода от применения ИНВ по сравнению с «классическим» вариантом списания расходов, т.е. начислением амортизации, больше в пять раз (если региональное законодательство позволяет применить вычет к 90% расходов на основные средства), что видно на примере ниже.

Предположим, что доходы компании за год составили 1 000 000 руб. В расходы включается только амортизация основных средств – оборудования, первоначальная стоимость которого составляет 100 000 руб., срок полезного использования – год (т.е. за год должна быть списана вся первоначальная стоимость).

  • Списание первоначальной стоимости через амортизацию:

налоговая база = 1 000 000 – 100 000 = 900 000 руб.;

налог = 900 000 * 20% = 180 000 руб.

  • Списание первоначальной стоимости через ИНВ:

налоговая база = 1 000 000 руб.;

налог = 1 000 000 * 20% = 200 000 руб.;

ИНВ = 100 000 (при условии, что региональным законом установлена возможность учесть 90% понесенных расходов);

налог к уплате = 200 000 – 100 000 = 100 000 руб.

Экономический эффект = 180 000 – 100 000 = 80 000 руб.

Получается, что при списании расходов через амортизацию компания учтет в расходах всего лишь 20% затрат (в данном случае 20 000 руб.), а при применении ИНВ имеет право списать все 100% потраченных денежных средств (100 000 руб.). Выгода в применении ИНВ очевидна.

Если налог, исчисленный за календарный год, составил меньшую величину, чем предельная сумма вычета, то компания вправе «доиспользовать» ИНВ в следующем году и «выбрать» всю сумму. При этом до 2021 г. был возможен перенос вычета только в региональной части, а с 1 января 2021 г. компании имеют право перенести на следующий год вычет, относящийся к федеральной части налога.

Недостатки механизма ИНВ

Несмотря на очевидность экономического эффекта, ИНВ – механизм, не лишенный недостатков, которые необходимо учитывать:

  • решение о применении ИНВ должно быть принято в начале года и закреплено в учетной политике;
  • изменить решение о применении ИНВ можно только по истечении трех лет, т.е. если в одном из трех последующих периодов есть вероятность получения компанией убытка, эффективность ИНВ существенно сократится (так как компании просто нечего будет уменьшать на вычет);
  • если налогоплательщик не успел списать расходы на объект основных средств в полном объеме, то эти затраты уже не могут быть списаны посредством амортизации;
  • при продаже объекта основных средств, в отношении которого налогоплательщик использовал ИНВ, до истечения срока его полезного использования сумма налога, не уплаченная в связи с применением такого вычета, подлежит восстановлению и уплате в бюджет с уплатой соответствующих сумм пеней.

Региональные инвестиционные проекты (РИП)

Особенности налогообложения прибыли, полученной в рамках РИП, установлены в гл. 3.3 и ст. 284.3 НК РФ.

Обратите внимание: в настоящей статье приводится информация о применении и прекращении применения налоговых льгот участниками региональных инвестиционных проектов, для которых требуется включение в реестр, поскольку внереестровые РИП могут быть использованы ограниченным кругом налогоплательщиков.

Стать участником РИП целесообразно для предприятий-производителей, которые планируют осуществить крупные вложения в производство товаров. Важно учитывать, что компании, оказывающие услуги и выполняющие различного рода работы, не могут получить статус участника РИП.

Условия получения статуса участника РИП

Целью РИП может быть создание нового производства или расширение/модернизация действующего.

Как и в случае с ИНВ, возможность получения льгот в качестве участника РИП должна быть закреплена в законодательстве субъекта РФ. Поэтому изначально необходимо убедиться в выполнении этого условия.

Льготные ставки применяются к прибыли, полученной в результате реализации инвестиционного проекта, и составляют:

  • от 0 до 10% в региональный бюджет;
  • 0% в федеральный бюджет.

Льготы применяются ко всей налоговой базе (при условии, что доля доходов от проекта составляет более 90% всех доходов) либо к налоговой базе от деятельности, осуществляемой в рамках реализации инвестиционного проекта (при этом налогоплательщик обязан вести раздельный учет доходов и расходов).

Объем капитальных вложений должен составлять:

  • от 50 млн до 500 млн руб. в срок, не превышающий трех лет со дня включения организации в реестр участников РИП, либо за период с 1 января 2016 г. до 1 января 2019 г.;
  • не менее 500 млн руб. в срок, не превышающий пяти лет со дня включения организации в реестр участников РИП, либо за период с 1 января 2016 г. до 1 января 2021 г.

Также компания, претендующая на статус участника РИП, должна соответствовать условиям, закрепленным в ст. 25.9 НК РФ.

Порядок включения в реестр участников РИП

Если все перечисленные условия выполняются, сумма инвестиций соответствует указанным критериям, то необходимо подготовить следующие документы:

  • инвестиционную декларацию;
  • бизнес-план;
  • финансовую модель;
  • заверенные копии учредительных документов.

Пакет документов направляется в уполномоченный орган государственной власти субъекта РФ, который в течение 3 дней выносит решение о принятии или об отказе в принятии документов, а затем в течение 30 дней принимает решение о включении или невключении заявителя в реестр.

После того как инвестор приобретает статус участника регионального инвестиционного проекта, он вправе использовать установленные региональным законодательством льготы с момента получения первой прибыли от реализации товаров, произведенных в рамках проекта. Льгота по налогу на прибыль не может превышать суммы осуществленных капитальных вложений (т.е. выгода от льготы максимум составит сумму инвестиций).

Кроме того, положениями региональных законов могут быть не только установлены пониженные ставки по налогу на прибыль, но и предоставлены льготы по другим налогам. Так, например, в Московской области инвесторы имеют право на применение нулевой ставки к построенным в рамках РИП объектам недвижимости в первые четыре года после ввода их в эксплуатацию, а в последующие три периода – на пониженную ставку в размере 1,1% (ставка действует, если сумма капитальных вложений превысила 500 млн руб.).

Тенденции в мире льгот

Вероятно, в условиях экономического кризиса государство продолжит стимулировать налогоплательщиков к осуществлению инвестиций в реальный сектор экономики, а значит, могут устанавливаться более лояльные условия получения льгот на федеральном и региональном уровнях. Ярким примером таких смягчений может быть СПИК 2.0, «пришедший» на смену СПИК 1.0.

Финансовым службам компаний целесообразно отслеживать изменения в законодательстве и пользоваться предоставленными возможностями по снижению налогового бремени, направляя больше денежных средств на развитие своей деятельности.


  • Когда применяется ставка НДС 0 процентов
  • НДС 0 процентов используется в следующих случаях — перечень
  • Итоги

Когда применяется ставка НДС 0 процентов

Для НДС действуют три основные ставки (пп. 1-3 ст. 164.НК РФ):

  • 20% — с 2019 года заменила ставку 18%, является общеустановленной; используется, когда неприменимы более низкие значения этого показателя;
  • 10% — действует применительно к товарам из законодательно устанавливаемого списка, в котором числятся наиболее часто употребляемые продукты, лекарства и предназначенные для детей товары;
  • 0% — используется в законодательно установленных ситуациях, среди которых преобладают продажи за пределы РФ и услуги, оказываемые в связи с пересечением российской границы.

Когда же именно применяется ставка НДС 0 процентов? Все ситуации для ее использования перечисляются в п. 1 ст. 164 НК РФ. Пока на 2020-2021 годы изменений в отношении перечня по НДС 0 процентов не произошло. Последний пакет поправок вступил в силу с 01.10.2019. Согласно этим изменениям ставка НДС 0% применяется в том числе в отношении:

  • услуг, оказываемых при международных воздушных перевозках непосредственно в международных аэропортах РФ, по перечню, утв. постановлением Правительства от 10.06.2019 № 749. До этой даты освобождались от НДС услуги по аэронавигационному обслуживанию полетов воздушных судов — на основании подп. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ.
  • услуг по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления, пункт назначения пассажиров и багажа, а также все промежуточные пункты маршрута перевозки в случае их наличия расположены вне территории Московской области и территории города федерального значения Москвы.

НДС 0 процентов используется в следующих случаях — перечень

Кроме обновлений, вступивших в силу 01.10.2019, нулевая ставка НДС используется в следующих случаях:

  • при экспортных продажах (в т. ч. в страны ЕАЭС), применении к товару процедур реэкспорта и помещения в свободную таможенную зону;

В каких случаях есть возможность и смысл отказаться от нулевой ставки и платить НДС по ставкам 20 или 10%, рассказали эксперты КонсультантПлюс. Посмотреть разъяснения можно бесплатно, получив пробный доступ к К+.

  • грузовых международных перевозках и оказании услуг, сопутствующих перевозкам такого рода;
  • передаче по трубопроводам за границу РФ нефти, ее продуктов, а также природного газа и оказании услуг, сопутствующих транспортировке таких товаров;
  • осуществлении управления электросетью, по которой электроэнергия поставляется за границу РФ;
  • хранении и перевалке грузов, направляющихся за пределы РФ, в портах (морских и речных);
  • использовании режима переработки на таможенной территории;
  • предоставлении железнодорожных составов и контейнеров, выполнении услуг транспортного экспедирования для целей вывоза грузов с территории РФ;
  • перевозках внутренним водным транспортом груза, предназначенного для экспорта, до пункта перегрузки его на транспортное средство, следующее за границу РФ;
  • вывозе за пределы России углеводородного сырья и продукции его передела с территории морских месторождений, принадлежащих РФ, но не в режиме экспорта;
  • воздушных перевозках грузов, осуществляемых российскими перевозчиками между заграничными пунктами с промежуточной посадкой в России;
  • осуществлении услуг по возврату НДС иностранному покупателю, вывозящему за пределы ЕАЭС товар, купленный им в розницу в союзе;
  • выполнении услуг по транзитному перемещению по территории РФ иностранных товаров от места ввоза до места вывоза;
  • предоставлении железнодорожных составов и контейнеров, выполнении услуг транспортного экспедирования при транзитных перевозках грузов иностранного происхождения по РФ;
  • пассажирских перевозках, осуществляемых с пересечением границы России;
  • пассажирских перевозках внутри России воздушным транспортом, если они осуществляются из или в Калининградскую область, Крым, Севастополь или Дальневосточный федеральный округ;
  • создании техники, связанной с космосом, и оказании услуг, имеющих отношение к освоению космоса;
  • продаже госфондам или банкам драгметаллов лицами, занимающимися их добычей или производством из лома и отходов;
  • продажах, осуществленных в целях использования в иностранных представительствах;
  • реализации топлива и ГСМ, обеспечивающих работу воздушных и морских/смешанных (река-море) судов, следующих за границу РФ;
  • перевозке предназначаемых для экспорта или реэкспорта товаров и оказании услуг, имеющих отношение к такой перевозке;
  • железнодорожных перемещениях грузов из РФ в страну, входящую в Таможенный союз, и транзитных перевозках между иностранными государствами и странами — членами Таможенного союза, а также между странами Таможенного союза;
  • железнодорожных пассажирских перевозках в пригородном и дальнем (кроме международного) сообщении;
  • продаже морских судов, созданных в РФ;
  • продажах, осуществленных в целях использования международными организациями, ведущими деятельность на территории РФ;
  • предоставлении морских или смешанных (река-море) судов с экипажем для перевозок грузов в РФ или за ее переделы на время;
  • продажах, связанных с проведением в РФ чемпионата мира по футболу в 2018 году;
  • продажах, связанных с проведением в РФ Олимпийских и Паралимпийских игр в 2014 году.

Отметим, что два последних пункта фактически утратили актуальность, но продолжают оставаться в перечне.

Итоги

Ставка 0% по НДС представляет собой одну из трех ставок, установленных для этого налога. Она используется главным образом при реализации, связанной с вывозом за пределы РФ. Полный список таких операций приведен в п. 1 ст. 164 НК РФ.

Реализация товаров, вывозимых в таможенной процедуре экспорта за пределы таможенного союза, облагается по ставке 0% ( пп. 1 п. 1 ст. 146 , пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ , п. 1 ст. 212 ТК ТС , ч. 1, 5 ст. 195 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» ).

Товаром является любое имущество, перемещаемое через таможенную границу таможенного союза ( п. 3 ст. 38 НК РФ , п. 2 ст. 2, пп. 35 п. 1 ст. 4 ТК ТС , пп. 7 п. 1 ст. 5 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ ).

Товары, которые вывозятся с территории РФ или иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией, считаются реализованными в России, поскольку в момент начала отгрузки или транспортировки находятся на ее территории (или иных территориях, находящихся под ее юрисдикцией) ( пп. 1 п. 1 ст. 146 , пп. 2 п. 1 ст. 147 НК РФ ).

Общие правила уплаты НДС при экспорте

Если переход права собственности на экспортируемый товар произошел до момента отгрузки со склада продавца, расположенного на территории РФ, то реализация должна облагаться НДС по ставке 18% или 10%.

Впоследствии, когда товар будет отгружен и вывезен из России в таможенной процедуре экспорта и у экспортера будут в наличии документы, предусмотренные п. 1 ст. 165 НК РФ , он сможет применить к данной операции нулевую ставку налога ( Письмо Минфина России от 31.01.2013 N 03-07-08/1914 ).

От реализации вывозимых товаров необходимо отличать собственно вывоз товаров, к которому могут быть применены различные таможенные процедуры (например, вывоз в таможенной процедуре экспорта).

При вывозе порядок уплаты налога зависит от таможенной процедуры, под которую помещаются товары: при одних процедурах НДС на таможне уплачивается, при других ‒ нет ( п. 2 ст. 151 НК РФ ).

Порядок налогообложения

Таможенная процедура, под которую помещается вывозимый товар

Основание

При реализации товаров, вывозимых в таможенной процедуре экспорта, НДС взимается по ставке 0% ( пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ ).

Обоснованность применения ставки НДС 0% подтверждается представлением документов, предусмотренных п. п. 1, 2 ст. 165 НК РФ . Если в установленный срок экспорт не подтвержден, то придется придется уплатить НДС с экспортной реализации по одной из общих ставок ‒ 10 или 18% ( п. п. 2, 3 ст. 164 , п. 9 ст. 165 НК РФ ).

Для подтверждения экспорта предоставляется 180 календарных дней начиная с даты помещения товаров под таможенную процедуру экспорта ( абз. 1 п. 9 ст. 165 НК РФ ).

Документы для подтверждения нулевой ставки необходимо представлять одновременно с налоговой декларацией ( п. 10 ст. 165 НК РФ ).

Документы, представляемые для подтверждения права на применение ставки НДС 0% при экспорте:

Контракт оформляется в виде одного документа, подписанного обеими сторонами. Это самый распространенный вариант его оформления. Он также является самым безопасным с точки зрения возможных претензий налоговых органов. У них, в частности, не возникнут сомнения по поводу факта заключения контракта.

При проведении камеральных проверок налоговые органы обращают внимание не только на форму контракта, но и на его реквизиты. Руководствуются они при этом Рекомендациями по минимальным требованиям к обязательным реквизитам и форме внешнеторговых контрактов, утвержденными МВЭС России 29.02.1996 (далее ‒ Рекомендации)

В частности, налоговики могут отказать в возмещении НДС, если в контракте не указаны полные наименования и адреса сторон, а также номера счетов, платежные реквизиты и т.п. Высока вероятность претензий с их стороны и в случае отсутствия в контракте расшифровок подписей сторон, заверенных печатью. Помимо этого налоговики требуют подтвердить полномочия лица на подписание контракта соответствующей доверенностью.

Поэтому, во избежание конфликта с налоговыми инспекторами, лучше все перечисленные выше требования учесть и соблюсти. Однако, если судебный спор передан в Арбитражный суд, то судебная практика складывается не в пользу налоговых органов, поскольку их требования зачастую необоснованны.

Форма таможенной декларации на товары и Инструкция по ее заполнению утверждены Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257.

Таможенная декларация должна содержать две отметки ( пп. 3 п. 1 ст. 165 НК РФ ):

  1. «Выпуск разрешен» ‒ проставляется таможенным органом, в котором оформляется товар на экспорт;
  2. «Товар вывезен» ‒ проставляется российским пограничным таможенным органом в пункте пропуска, через который был вывезен товар за пределы Таможенного союза.

По общему правилу в числе подтверждающих экспорт документов необходимо представить копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с соответствующими отметками таможенного органа мест убытия о вывозе товаров ( пп. 4 п. 1 ст. 165 НК РФ ). В частности, Президиум ВАС РФ в Постановлении от 23.12.2008 N 10280/08 подчеркнул, что международные товарно-транспортные накладные должны иметь не только отметку «Вывоз разрешен», но и отметку «Товар вывезен».

Если указанные документы оформлены на иностранном языке, то представлять их перевод на русский язык не обязательно, поскольку Налоговый кодекс РФ такого требования не содержит. Поэтому отказ в применении ставки 0% по данному основанию является незаконным ( Письмо Минфина России от 25.03.2008 N 03-07-08/67 ).

Особенности уплаты НДС при импорте в ЕЭС (Беларусь, Казахстан, Армения, Кыргызская республика, РФ).

Статьей 72 Договора о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) установлено, что взимание косвенных налогов во взаимной торговле товарами осуществляется по принципу страны назначения, предусматривающему применение нулевой ставки налога на добавленную стоимость и (или) освобождение от уплаты акцизов при экспорте товаров, а также их налогообложение косвенными налогами при импорте.

Приложением № 18 к Договору о ЕЭС утвержден протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг.

Правила ЕАЭС предусматривают право экспортера на корректировку (как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения) налоговой базы по НДС по реализованным товарам. Причинами изменения стоимости могут быть в том числе следующие (п. 11 Приложения N 18 к Договору о ЕАЭС, подписанному в г. Астане 29.05.2014):

  • изменение (увеличение или уменьшение) цены товаров;
  • уменьшение количества (объема) реализованных товаров в связи с их возвратом по причине ненадлежащего качества и (или) комплектации.

Таким образом, Протокол о порядке взимания косвенных налогов ( Приложение N 18 к Договору о ЕАЭС, подписанному в г. Астане 29.05.2014 ) не рассматривает возможность увеличения налоговой базы по экспортной операции в связи с увеличением количества отгруженных на экспорт товаров.

При экспорте товаров с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена налогоплательщиком государства-члена, с территории которого вывезены товары, применяется нулевая ставка НДС и (или) освобождение от уплаты акцизов при представлении в налоговый орган необходимых документов.

При экспорте товаров с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена налогоплательщик имеет право на налоговые вычеты (зачеты) в порядке, аналогичном предусмотренному законодательством государства-члена, применяемому в отношении товаров, экспортированных с территории этого государства-члена за пределы Союза.

Для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов налогоплательщиком государства-члена, с территории которого вывезены товары, в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией представляются следующие документы (их копии):

  1. договоры (контракты), на основании которых осуществляется экспорт товаров;
  2. выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации экспортированных товаров на счет налогоплательщика-экспортера.
  3. заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, с отметкой налогового органа государства-члена, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств) (далее ‒ ).
  4. транспортные (товаросопроводительные) документы.

Вышеуказанные документы предоставляются в налоговый орган в течение 180 дней с момента отгрузки товаров.

Общие правила учета налога на прибыль у поставщика при экспорте.

Доходы, стоимость которых выражена в иностранной валюте, учитываются в совокупности с доходами, стоимость которых выражена в рублях ( абз. 1 п. 3 ст. 248 НК РФ ). Пересчет доходов, стоимость которых выражена в иностранной валюте, налогоплательщик производит в зависимости от того, какой метод признания доходов в соответствии со ст. ст. 271 и 273 НК РФ выбран в учетной политике для целей налогообложения ( абз. 3 п. 3 ст. 248 НК РФ ).

При применении метода начисления доходы от реализации товаров признаются на дату их реализации (на дату перехода права собственности) ( п. п. 1, 3 ст. 271 НК РФ ). Доходы, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по официальному курсу, который установлен Банком России на дату реализации товаров ( абз. 1 п. 8 ст. 271 , ).

Сумма требований к покупателю, выраженная в иностранной валюте, пересчитывается в рубли на дату реализации товаров, дату прекращения (исполнения) требований и (или) на последнее число текущего месяца в зависимости от того, что произошло раньше ( абз. 2 п. 8 ст. 271 , абз. 2 п. 10 ст. 272 НК РФ ). В связи с изменением курса иностранной валюты к рублю по расчетам с иностранным покупателем возникают курсовые разницы. Положительная курсовая разница возникает при дооценке требований, а отрицательная ‒ при их уценке. Такие разницы включаются в состав внереализационных доходов или расходов соответственно ( п. 11 ст. 250 , пп. 5 п. 1 ст. 265 НК РФ ).

Курсовые разницы признаются в составе внереализационных доходов или внереализационных расходов на дату прекращения (исполнения) требований и (или) на последнее число текущего месяца в зависимости от того, что произошло раньше ( пп. 7 п. 4, абз. 2 п. 8 ст. 271 , пп. 6 п. 7, абз. 2 п. 10 ст. 272 НК РФ ).

При применении кассового метода доходы от реализации товаров признаются на дату фактического получения денежных средств ( п. 2 ст. 273 НК РФ ). Сумма дохода определяется путем пересчета полученного платежа в иностранной валюте в рубли по официальному курсу Банка России на дату получения оплаты. Следовательно, при применении кассового метода курсовые разницы не возникают.

При учете налога на прибыль у поставщика при экспорте товара в Белоруссию, Казахстан, Армению, Киргизию (государства ‒ члены ЕАЭС) какие-либо особенности отсутствуют.

Если вам понравилась статья, подпишитесь на группы Прайм лигал в соц. сетях и порекомендуйте нашу компанию друзьям и знакомым.


  • 1. обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета
  • 2. сообщать в налоговый орган об открытии или о закрытии счетов
  • 3. встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена НК РФ
  • 4. нет правильного ответа
  • 5. представлять в налоговый орган по месту учета налоговые декларации, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах
  • 1. девять месяцев
  • 2. месяц
  • 3. квартал
  • 4. календарный год
  • 5. полугодие
  • 1. является региональным налогом
  • 2. в настоящее время такого налога нет
  • 3. относится к специальным налоговым режимам
  • 4. является местным налогом
  • 5. является федеральным налогом
  • 1. принцип всеобщности налогообложения
  • 2. принцип защиты права собственности
  • 3. принцип установления налога вне зависимости от наличия экономического основания
  • 4. принцип дифференцированного налогообложения в зависимости от национальности лица
  • 5. принцип законности
  • 1. налоговые льготы
  • 2. нет правильного ответа
  • 3. порядок исчисления налога
  • 4. объект налогообложения
  • 5. налоговая база
  • 1. 15 дней
  • 2. 30 дней
  • 3. 7 дней
  • 4. 5 дней
  • 5. 10 дней
  • 1. нет правильного ответа
  • 2. с любых счетов организации
  • 3. с расчетного счета индивидуального предпринимателя
  • 4. с банковского счета физического лица
  • 5. с депозитных счетов организации до истечения срока действия депозитного договора
  • 1. 10%
  • 2. 18%
  • 3. 0%
  • 4. 13%
  • 5. 20%
  • 1. прекращение встречного обязательства приобретателя указанных товаров (работ, услуг) перед налогоплательщиком
  • 2. передача налогоплательщиком права требования третьему лицу на основании договора или в соответствии с законом
  • 3. день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав
  • 4. прекращение обязательства зачетом
  • 5. день оплаты
  • 1. налог уплачивается в полном объеме
  • 2. налог не уплачивается при условии вывоза продуктов переработки с таможенной территории Российской Федерации в определенный срок
  • 3. налог не уплачивается
  • 4. уплачиваются суммы налога, от уплаты которых налогоплательщик был освобожден
  • 5. уплачиваются суммы, которые были возвращены налогоплательщику в связи с экспортом
  • 1. при реализации услуг по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования
  • 2. по операциям реализации ценных бумаг
  • 3. при реализации продуктов питания, непосредственно произведенных студенческими и школьными столовыми
  • 4. негосударственными пенсионными фондами по операциям, не подлежащим налогообложению
  • 5. при реализации протезно-ортопедических изделий
  • 1. 10 дней
  • 2. 15 дней
  • 3. в настоящее время не выдается
  • 4. 7 дней
  • 5. 5 дней
  • 1. эмульсии с объемной долей этилового спирта более 9%
  • 2. парфюмерно-косметическая продукция, разлитая в емкости не более 100 мл с объемной долей этилового спирта до 80% включительно
  • 3. этиловый спирт
  • 4. коньячный спирт
  • 5. препараты ветеринарного назначения, внесенные в Государственный реестр зарегистрированных ветеринарных препаратов
  • 1. соответствующая адвалорной (в процентах) налоговой ставке процентная доля максимальной розничной цены таких товаров
  • 2. произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы
  • 3. соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы
  • 4. сумма, полученная в результате сложения сумм акциза, исчисленных как произведение твердой (специфической) налоговой ставки и объема реализованных (переданных, ввозимых) подакцизных товаров в натуральном выражении
  • 5. нет правильного ответа
  • 1. 35%
  • 2. 30%
  • 3. 25%
  • 4. 40%
  • 5. 20%
  • 1. год
  • 2. квартал
  • 3. два месяца
  • 4. полугодие
  • 5. один месяц
  • 1. 28 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом
  • 2. 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом
  • 3. 30 января года, следующего за истекшим налоговым периодом
  • 4. 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом
  • 5. 1 января года, следующего за истекшим налоговым периодом
  • 1. возмещение вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья
  • 2. оплата стоимости питания, получаемого спортсменами для учебно- тренировочного процесса
  • 3. пособия по временной нетрудоспособности
  • 4. суммы, выплачиваемые за счет членских взносов садоводческих товариществ
  • 5. частичная компенсация стоимости путевок
  • 1. со сроком полезного использования более 24 месяцев и первоначальной стоимостью более 20000 рублей
  • 2. со сроком полезного использования более 18 месяцев и первоначальной стоимостью более 20000 рублей
  • 3. со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 60000 рублей
  • 4. со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 20000 рублей
  • 5. со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40000 рублей
  • 1. 30%
  • 2. 55%
  • 3. 20%
  • 4. 50%
  • 5. 40%
  • 1. один месяц
  • 2. квартал
  • 3. 15 дней
  • 4. полугодие
  • 5. год
  • 1. 6600 рублей плюс 0,5% суммы, превышающей установленную НК РФ, но не более 20000 рублей
  • 2. 2600 рублей плюс 1% суммы, превышающей установленную НК РФ
  • 3. 400 рублей плюс 3% суммы, превышающей установленную НК РФ
  • 4. 4% цены иска, но не менее 200 рублей
  • 5. 1600 рублей плюс 2% суммы, превышающей установленную НК РФ
  • 1. в любое время до 20 декабря года, предшествующего году перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога
  • 2. с 20 декабря по 31 декабря года, предшествующего году перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога
  • 3. в любое время до 31 декабря года, предшествующего году перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога
  • 4. с 01 декабря по 20 декабря года, предшествующего году перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога
  • 5. с 20 октября по 20 декабря года, предшествующего году перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога
  • 1. 20 рублей
  • 2. 5 рублей
  • 3. 15 рублей
  • 4. 10 рублей
  • 5. 25 рублей
  • 1. 2%
  • 2. 2,5%
  • 3. 5,7%
  • 4. 2,2%
  • 5. 1%

Gee Test

Система подготовки к тестам и средство для проверки своих знаний. Инструмент для тестирования студентов и школьников.

Читайте также: