Обязанности налоговых органов в осуществлении контроля за соблюдением правил использования ккт

Опубликовано: 14.05.2024

1. Контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, осуществляются налоговыми органами.

В рамках отношений по контролю и надзору за оборотом маркированных товаров налоговые органы осуществляют контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники в части ведения реестра контрольно-кассовой техники и реестра фискальных накопителей, а также выдачи и аннулирования разрешений на обработку фискальных данных.

В случае, указанном в абзаце втором настоящего пункта, налоговые органы вправе осуществлять контроль и надзор за соответствием контрольно-кассовой техники и фискальных накопителей установленным требованиям.

2. При осуществлении контроля и надзора, указанных в пункте 1 настоящей статьи, налоговые органы:

ведут (в том числе с помощью автоматизированной информационной системы) мониторинг расчетов с применением контрольно-кассовой техники и полноты учета выручки, проводят анализ данных;

осуществляют наблюдение за применением контрольно-кассовой техники;

проводят проверки применения контрольно-кассовой техники, полноты учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, а также проверки осуществления деятельности операторами фискальных данных, в том числе по месту нахождения налоговых органов, на основе информации, имеющейся у налоговых органов (удаленные проверки);

проводят проверки оформления и (или) выдачи (направления) организацией и индивидуальным предпринимателем кассовых чеков, бланков строгой отчетности и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники и подтверждающих факт расчета между организацией или индивидуальным предпринимателем и покупателем (клиентом), в том числе путем приобретения товаров (работ, услуг), оплаты этих товаров (работ, услуг), совершения платежей (получения выплат) с использованием наличных денег и (или) в безналичном порядке, - контрольные закупки;

запрашивают необходимые пояснения, справки, сведения и документы, в том числе через кабинет контрольно-кассовой техники. При этом датой получения запроса налогового органа о предоставлении пояснений, справок, сведений и документов считается день размещения такого запроса в кабинете контрольно-кассовой техники либо шестой день со дня отправки заказного письма в случае направления налоговым органом запроса по почте заказным письмом;

получают, в том числе с использованием технических средств, беспрепятственный доступ к контрольно-кассовой технике проверяемого лица, в том числе для считывания фискальных данных, хранящихся в фискальном накопителе контрольно-кассовой техники;

получают беспрепятственный, в том числе дистанционный, доступ к фискальным данным, содержащимся в базе данных оператора фискальных данных;

проводят проверку правильности учета наличных денег при применении контрольно-кассовой техники;

выносят предписания об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники;

взаимодействуют с органами внутренних дел и органами федеральной службы безопасности при осуществлении функций, предусмотренных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

2.1. Уполномоченный орган в случае подачи изготовителем, экспертной организацией и оператором фискальных данных неполных либо недостоверных сведений о руководителе, главном бухгалтере, членах коллегиального исполнительного органа и учредителях организации, о выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах руководителя, главного бухгалтера, членов коллегиального исполнительного органа, а также о выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах, учредителях (участниках) учредителей такой организации принимает решение о прекращении приема сведений об изготовленных экземплярах контрольно-кассовой техники, изготовленных экземплярах фискального накопителя до устранения такой организацией причин, послуживших основанием для принятия решения о прекращении приема указанных сведений, и передачи в налоговые органы достоверных сведений об организации, аннулирует разрешение на обработку фискальных данных оператора фискальных данных, исключает из реестра экспертных организаций экспертную организацию.

3. Банки обязаны предоставлять налоговым органам справки о наличии счетов и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций и индивидуальных предпринимателей, справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа в случаях осуществления налоговыми органами контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, а также за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей.

Запросы в банк направляются налоговыми органами в электронной форме. Форма (форматы) и порядок направления налоговым органом запроса в банк, форма и порядок представления банками в электронной форме информации по запросам налоговых органов утверждаются уполномоченным органом в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Форматы представления банками в электронной форме информации по запросам налоговых органов утверждаются Банком России по согласованию с уполномоченным органом.

4. Налоговые органы выполняют обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

5. Органы внутренних дел и органы федеральной службы безопасности взаимодействуют с налоговыми органами при осуществлении ими функций, предусмотренных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

6. Налоговые органы в рамках межведомственного информационного взаимодействия вправе передавать сведения о расчетах, перечень которых утверждается уполномоченным органом, с учетом требований Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных".

7. Налоговые органы информируют организации, индивидуальных предпринимателей и физических лиц по вопросам применения законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

Контроль и надзор за соблюдением требований к ККТ

Административный регламент исполнения ФНС России государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения утвержден Приказом Минфина РФ от 17.10.2011 № 132н (далее – Регламент).

Согласно п. 2 Регламента государственную функцию по контролю за применением ККТ исполняют специалисты Инспекций по месту осуществления деятельности организации (кроме кредитных организаций) или индивидуального предпринимателя.

Проверяемыми объектами (лицами, в отношении которых осуществляются мероприятия по контролю, надзору) являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт.

Срок проведения проверки в каждом конкретном случае устанавливается руководителем (заместителем руководителя) Инспекции и не может превышать пяти рабочих дней. Срок исчисляется с даты выписки поручения руководителя (заместителя руководителя) Инспекции (п. 19 Регламента).

Последовательность административных процедур

Процедура налогового контроля за применением ККТ включает в себя следующие этапы (п. 20 Регламента):

а) проверка выдачи кассовых чеков, бланков строгой отчетности, выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу));

б) предъявление проверяемому лицу (организации или индивидуальному предпринимателю) поручения на проведение проверки;

в) рассмотрение проверяющими документов;

г) проверка соблюдения требований к контрольно-кассовой технике, порядка и условий ее регистрации и применения;

д) оформление результатов проверки.

Первый этап: проверка выдачи чеков (БСО)

Проверка выдачи кассовых чеков включает в себя приобретение товара (работ, услуг), оплату этих товаров (работ, услуг) наличными денежными средствами и (или) с использованием платежных карт, установления факта оформления (неоформления) документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).

Указанные действия (процедуры проверки) проводятся в следующих формах:

форма контроля, основанная на визуальном наблюдении, с применением (без применения) способов видео-, аудиофиксации фактов приобретения и оплаты товаров покупателями (клиентами);

аналитические процедуры, направленные на выявление фактов выдачи или невыдачи кассовых чеков, подтверждающих прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

На указанную процедуру отводится 1 рабочий день от даты поручения (п. 24 Регламента).

Второй этап: предъявление поручения

Налоговые инспекторы предоставляют проверяемому лицу поручение на проведение проверки и служебные удостоверения. Проверяемое лицо подписывает поручение с указанием своей должности и даты предъявления поручения. Проверяемое лицо может также написать на поручении отказ от ознакомления с поручением. В случае отсутствия проверяемого объекта или уклонения от ознакомления и подписания поручения налоговые инспекторы делают в нем соответствующую запись.

Пунктом 29 Регламента на этот этап отведено не более 2 рабочих дней от даты поручения.

Третий этап: рассмотрение документов

В зависимости от проверяемого периода и особенностей осуществления наличных денежных расчетов налоговые инспекторы рассматривают следующие документы (п. 34 Регламента):

- акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам;

- журнал регистрации показаний суммирующих денежных и контрольных счетчиков контрольно-кассовых машин, работающих без кассира-операциониста;

- распечатки отчетов из фискальной памяти контрольно-кассовой техники и использованных накопителей фискальной памяти;

- контрольные ленты контрольно-кассовой техники на бумажном носителе и (или) распечатки контрольной ленты, выполненные на электронном носителе;

- информацию из автоматизированной системы о выпущенных документах;

- сведения о показаниях счетчиков контрольно-кассовых машин и выручке организации;

- бланки строгой отчетности, копии бланков строгой отчетности, корешки документов;

- карточку регистрации контрольно-кассовой техники;

- паспорт контрольно-кассовой техники;

- договор о технической поддержке ККТ, заключенный проверяемым объектом и поставщиком (центром технического обслуживания) контрольно-кассовой техники;

- документацию, связанную с приобретением, регистрацией, перерегистрацией, проверкой исправности, ремонтом, техническим обслуживанием, заменой программно-аппаратных средств, вводом в эксплуатацию, применением, хранением и выводом из эксплуатации контрольно-кассовой техники.

Документы для проверки представляются в виде оригиналов или заверенных должным образом копий. При этом налоговые инспекторы не вправе требовать у проверяемого объекта документы и сведения, не относящиеся к предмету проверки, а также нотариального удостоверения копий документов, представляемых в Инспекцию (п. 35 Регламента).

Срок рассмотрения документов не может превышать 1 рабочий день с даты предъявления проверяемому лицу поручения (п. 36 Регламента).

Четвертый этап: проверка соблюдения требований к ККТ

Этот этап включает в себя контрольные действия по документальному и фактическому изучению финансовых и хозяйственных операций, совершенных проверяемым лицом в проверяемый период.

Контрольные действия по документальному изучению проводятся по документам проверяемого объекта, в том числе путем анализа и оценки полученной из них информации.

Контрольные действия по фактическому изучению проводятся путем осмотра, инвентаризации, наблюдения, пересчета, экспертизы и т.п.

Контрольные действия проводятся сплошным или выборочным способом.

Сплошной способ - проведение контрольного действия в отношении всей совокупности финансовых и хозяйственных операций.

Выборочный способ - проведение контрольного действия в отношении части финансовых и хозяйственных операций.

Налоговые инспекторы в обязательном порядке проверят соответствие контрольно-кассовой техники, кассовых чеков, бланков строгой отчетности, документов, выполненных на бланках строгой отчетности, документов, подтверждающих прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу) установленным требованиям. Перечень обязательных действий, которые должны выполнить проверяющие, приведен в пункте 41 Регламента.

Для определения возможности выявления корректировки или фальсификации информации, необходимой для полного учета наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, регистрируемой контрольно-кассовой техникой, осуществляется проверка реквизитов, отпечатанных на кассовом чеке, в том числе в соответствии с документацией применяемой модели контрольно-кассовой техники. Проверка осуществляется с использованием реквизитов, фактически отпечатанных на кассовом чеке.

Непосредственно на месте установки контрольно-кассовой техники производится сверка фактического места установки контрольно-кассовой техники с данными, зафиксированными в документах о регистрации контрольно-кассовой техники.

В ходе проверки проверяемое лицо обязано давать необходимые письменные объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе проверки, документы и заверенные копии документов, необходимые для проведения контрольных действий.

Максимальный срок выполнения четвертого этапа не может превышать 5 рабочих дней с даты выписки поручения (п. 42 Регламента).

Пятый этап: оформление результатов проверки

По результатам проверки составляется Акт, который подписывают налоговые инспекторы и проверяемое лицо. В случае если проверяемый объект или его представитель отсутствуют либо уклоняются от подписания Акта проверки, этот факт отражается в Акте, который направляется по почте заказным письмом по месту нахождения или месту жительства проверяемого объекта.

В Акте проверки указываются (п. 47 Регламента):

1) дата составления Акта проверки специалистами Инспекции;

2) полное наименование либо фамилия, имя, отчество (при наличии) проверяемого объекта, его идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет;

3) фамилии, имена, отчества (при наличии) лиц, проводивших проверку, их должности с указанием наименования Инспекции;

4) дата и номер поручения на проведение проверки;

5) перечень документов, полученных Инспекцией в ходе проверки;

6) даты начала и окончания проверки;

7) адрес места нахождения или места жительства проверяемого объекта;

8) документально подтвержденные факты нарушений, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых. В описании нарушений должны быть указаны положения нормативных правовых актов, которые были нарушены.

Проверяемое лицо может изложить по фактам нарушений, отраженным в Акте проверки, свои замечания (возражения), сделав при этом запись в Акте проверки или в отдельном письменном объяснении.

Максимальный срок выполнения процедур данного этапа не может превышать 5 рабочих дней с даты выписки поручения (п. 50 Регламента).

В случае выявления фактов нарушений законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники специалисты Инспекции возбуждают и осуществляют производство по делу об административном правонарушении в порядке, установленном КоАП Российской Федерации.

Административными правонарушениями являются (п. 2 ст. 14.5 КоАП РФ):

- неприменение в установленных федеральными законами случаях ККТ;

- применение ККТ, которая не соответствует установленным требованиям;

- использование ККТ с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения;

- отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).

Ответственность за указанные правонарушения установлена в виде:

б) или наложения административного штрафа:

- на граждан в размере от 1 500 до 2 000 рублей;

- на должностных лиц - от 3 000 до 4 000 рублей;

- на юридических лиц - от 30 000 до 40 000 рублей.

Какие требования законодательства о применении ККТ должен соблюдать продавец и что будет за их нарушение?

Об использовании контрольно-кассовой техники в онлайн-торговле

Общие требования

Контрольно-кассовая техника (ККТ), включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов 1 .

При онлайн-торговле контрольно-кассовая техника должна применяться при расчетах с использованием не только пластиковых карт, но и иных электронных средств платежа («Яндекс.Деньги», WebMoney, PayPal 3 ). Под электронным средством платежа (ЭСП) следует понимать средство или способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств 4 .

Сколько контроль-кассовой техники понадобится для осуществления расчетов?

Применение одного и того же аппарата ККТ при осуществлении стационарной торговли и расчетов в интернете не запрещено Федеральным законом от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (далее – Закон № 54-ФЗ) 5 .

При расчетах исключительно с применением ЭСП продавец может использовать ККТ только с функцией формирования кассового чека в электронном виде. При этом не имеет значения, какое количество стационарных пунктов выдачи товара продавца будет функционировать. Главное, чтобы через них не производились расчеты.

Контрольно-кассовая техника, предназначенная только для расчетов, осуществляемых в безналичном порядке в интернете, применяется только при этих расчетах 6 . Один и тот же аппарат ККТ с возможностью формирования кассового чека как в электронной форме, так и в печатном виде можно использовать для расчетов и в стационарной точке торговли (пункте выдачи товара), и при расчетах через интернет.

Если в интернет-торговле прием платежей осуществляется через пункты выдачи товара, то в каждом таком пункте должен быть установлен свой кассовый аппарат. Это следует из ч. 1 ст. 4.3 Закона № 54-ФЗ.

По каким правилам выдаются кассовые чеки?

Кассовый чек – это первичный учетный документ, сформированный в электронной форме или отпечатанный с помощью контрольно-кассовой техники в момент расчета между ее пользователем и покупателем (клиентом), содержащий сведения о расчете и соответствующий требованиям законодательства РФ о применении ККТ 7 .

Выдача кассового чека или БСО должна осуществляться по установленным правилам. При выдаче чека в электронной форме необходимо соблюсти следующие условия:

  • кассовый чек должен быть направлен на адрес электронный почты покупателя или абонентский номер; передача его, например, через личный кабинет покупателя, созданный на сайте продавца, будет являться нарушением требований закона 8 ;
  • адрес электронной почты или абонентский номер покупатель должен указать до совершения им расчетов на сайте продавца, т.е. процедура покупки должна иметь соответствующую последовательность;
  • кассовый чек должен соответствовать требованиям ч. 1 ст. 4.7 Закона № 54-ФЗ;
  • на кассовом чеке должен быть указан реквизит – адрес сайта пользователя ККТ 9 ;
  • кассовый чек должен быть сформирован в электронном виде в момент расчета с покупателем;
  • кассовый чек может быть сформирован в электронном виде и на бумажном носителе может не печататься.

Если при онлайн-торговле платежи принимает штатный курьер интернет-магазина, то его необходимо оснастить мобильным кассовым аппаратом, так как выдать кассовый чек должен тот же человек, что принимает деньги, в момент оплаты и в месте оплаты 10 .

Если платежи принимает курьер привлеченной курьерской службы, то она будет выступать платежным агентом, который должен выдавать бумажный кассовый чек с помощью ККТ, зарегистрированной на него 11 . В чеке указывается, кем принята оплата: платежным агентом, по договору поручения или комиссии 12 . Имейте в виду: в договоре с курьерской службой должны быть подробно прописаны ее обязанности и порядок взаимодействия сторон.

Какая ответственность предусмотрена за несоблюдение требований законодательства?

Неприменение контрольно-кассовой техники влечет наложение на продавца административного штрафа: на должностных лиц – от 1/4 до 1/2 размера суммы расчета, осуществленного без применения ККТ, но не менее 10 тыс. руб.; на юридических лиц – от 3/4 до одного размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств или электронных средств платежа без применения ККТ, но не менее 30 тыс. руб. 14 Это же правонарушение, совершенное повторно, влечет дисквалификацию должностных лиц на срок от 1 года до 2 лет, приостановление деятельности индивидуальных предпринимателей и юрлиц на срок до 90 суток 15 .

За нарушение порядка применения контрольно-кассовой техники (нарушение порядка регистрации, несоблюдение сроков перерегистрации, применение техники, не соответствующей установленным требованиям) должностному лицу придется уплатить штраф – от 1,5 до 3 тыс. руб.; юрлицу вынесут предупреждение или обяжут уплатить штраф – от 5 тыс. до 10 тыс. руб. 16

Ненаправление покупателю по его требованию кассового чека в электронной форме влечет административную ответственность в виде предупреждения или штрафа: для должностных лиц – 2 тыс. руб., для юрлиц – 10 тыс. руб. 17

Таким образом, применение контрольно-кассовой техники при торговле через интернет является обязательным. Используется специальная модель такой техники – онлайн-кассы. При этом установлены строгие правила применения ККТ и выдачи кассовых чеков покупателям, за несоблюдение которых предусмотрена административная ответственность.

1 Часть 1 ст. 1.2. Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (далее – Закон № 54-ФЗ).

2 Часть 5 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ.

3 В этом году PayPal прекратил осуществление переводов в Российской Федерации, но не международных платежей.

4 Пункт 19 ст. 3 Федерального закона от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе».

5 Письмо ФНС России от 26 сентября 2017 г. № ЕД-4-20/19359@ «О применении одной контрольно-кассовой техники при осуществлении стационарной торговли и расчетов в сети “Интернет”».

6 Часть 1 ст. 4.3 Закона № 54-ФЗ.

7 Статья 1.1 Закона № 54-ФЗ.

8 Письмо Минфина России от 17 августа 2018 г. № 03-01-15/58589 «О направлении кассового чека в электронной форме».

9 Письмо ФНС России от 26 сентября 2017 г. № ЕД-4-20/19359@ «О применении одной контрольно-кассовой техники при осуществлении стационарной торговли и расчетов в сети “Интернет”».

10 Часть 1 ст. 4.3 Закона № 54-ФЗ.

11 Часть 12 ст. 4 Федерального закона от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами».

12 Письмо Минфина России от 20 декабря 2016 г. № 03-01-15/76178 «О применении контрольно-кассовой техники».

13 Письмо ФНС России от 26 сентября 2017 г. № ЕД-3-20/6390@ «О рассмотрении обращения».

Министерство финансов РФ дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах.

Функции финансовых органов

Современное грамотное управление и четкий контроль финансовых средств давно стали неотъемлемой частью экономических отношений и экономики в целом. Функции по контролю возложены на уполномоченные организации – налоговые органы, финансовые инспекции и иные виды субъектов, из которых образуется целая система.

Данные органы приобретают определенные полномочия для осуществления контроля финансовых поступлений. Основные функции данных органов заключаются в следующем:

  • разработка максимально эффективной и грамотной финансовой политики государственного уровня, постоянное редактирование и внесение изменений для повышения уровня эффективности;
  • постоянное осуществление государственного контроля за наиболее рациональным и продуктивным распределением бюджетных финансовых средств субъектов РФ, их учет;
  • осуществление функции по развитию существующего государственного финансового рынка, работа по его постоянному усовершенствованию, письменные разъяснения и их передача иным инстанциям;
  • осуществление контроля существующего государственного долга, полномочия по его формированию и наблюдению за состоянием;
  • проведение контроля над правильностью и грамотностью налоговых отчислений, оформление банкротства организаций, письменные разъяснения по поводу необходимых действий налогоплательщиков и т.д.;
  • постоянное осуществления контроля и проверки деятельности юридических лиц субъектов страны, истребование и передача необходимых документов при появлении такой необходимости;
  • функции по взаимодействию с иными финансовыми органами государственного аппарата РФ, с целью обмена необходимой информацией, получения требующихся сведений и бесперебойного контроля.

Налоговые и иные финансовые органы исполняют возложенные на них функции, исходя из собственных полномочий, которыми они были наделены на основании норм действующего законодательства РФ.

Система данных полномочий предполагает обязательное соблюдение действующих норм государственного законодательства и не допустимость правонарушений со стороны уполномоченных лиц.

Налоговые полномочия финансовых органов

Полномочия финансовых органов в сфере налоговых правоотношений исполняются налоговыми инспекциями различных районов и субъектов РФ. При этом основной целью данных органов субъектов РФ является контроль и учет налогов, а также защита интересов налогоплательщиков как субъектов данных правоотношений.

Для этого налоговые органы, как целая система, имеют в своем распоряжении определенные полномочия, связанные с финансовыми средствами. В основные полномочия органов и субъектов финансового характера входят следующие:

  • осуществление государственного контроля и проверок финансовых и бухгалтерских документов налогоплательщиков, с целью своевременного обнаружения каких-либо нарушений и несоответствий;
  • проведение проверок и контроля над соблюдением правил использования контрольно-кассовой техники, а также проверка деятельности и учета прибыли у индивидуальных предпринимателей;
  • принимать и соответствующим образом оформлять все налоговые финансовые поступления, давать письменные разъяснения налогоплательщикам при наличии каких-либо неточностей, либо недочетов;
  • исполнять свои функции по налоговым проверкам субъектов налогоплательщиков РФ;
  • составлять письменные разъяснения и иные документы о взыскании штрафов, недоимок, по причине невыполнения налогоплательщиками своей финансовой функции и обязательств;
  • выносить определенные решения, касающиеся привлечения юридических, либо физических лиц к определенной ответственности за совершенные налоговые правонарушения, после осуществления соответствующего контроля;
  • обращаться в судебные органы РФ и предъявлять иски о взыскании денежных средств, например, в случае признания той или иной сделки недействительной, в случае нарушения установленного государственного порядка в отношении создания нового предприятия и регистрации учредительных документов;
  • осуществление контроля над возвратом излишне уплаченных денежных средств, исполнение функции и полномочий по проверке обоснованности требований о возврате, сбор необходимых документов и т.д.

Установленная система полномочий финансовых органов в сфере налогообложения может включать в себя и другие полномочия, если они потребуются для выполнения определенных функций, либо для осуществления дополнительного контроля над соблюдением действующих норм налогового законодательства.

Письменные разъяснения финансовых органов

Многие нормы и аспекты действующего налогового законодательства РФ в области финансовых правоотношений, имеют огромное количество различных нюансов, которые очень часто не могут быть верно и грамотно истолкованы заинтересованными лицами.

Поэтому НК РФ утвердил такой дополнительный инструмент как письменные разъяснения, основные функции которых заключаются предоставлении дополнительной информации в простой форме.

Согласно действующим нормам государственного налогового законодательства РФ, письменные разъяснения могут быть выражены в следующих формах:

  • официальные письма Министерства Финансов РФ об аспектах и особенностях, которые содержат действующие налоговые нормы;
  • письма Министерства Финансов РФ, направленные в налоговые органы субъектов, для определенного разъяснения, касаемо применения тех или иных норм государственного налогового законодательства;
  • письма от ФНС России, которые могут быть направлены как в налоговые органы субъектов РФ, так и лично налогоплательщикам, основной целью которых являются письменные разъяснения о характере и порядке применения налоговых норм, о различных нюансах действующего законодательства о налогах и сборах, о схеме контроля, полномочий и т.д.

При этом письменные налоговые разъяснения могут быть направлены неопределенному кругу лиц, либо, в индивидуальном порядке, содержать в себе ответ на конкретное обращение.

Письменные налоговые разъяснения могут защитить интересы налогоплательщика, освободить его от необходимости оплаты пеней и т.д.

И.о. Министра финансов
Российской Федерации
А.Силуанов

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
17 января 2012 года,
регистрационный N 22921

УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства финансов
Российской Федерации
от 17 октября 2011 года N 132н

Административный регламент исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения

I. Общие положения

1. Административный регламент исполнения Федеральной налоговой службой (далее - ФНС России) государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения (далее - Административный регламент) устанавливает сроки и последовательность административных процедур (действий) при осуществлении контроля и надзора за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения, а также порядок взаимодействия инспекций ФНС России по району, району в городе, городу без районного деления и инспекций ФНС России межрайонного уровня (далее - Инспекции) с организациями или индивидуальными предпринимателями при исполнении государственной функции.

Наименование государственной функции

2. Государственная функция по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения (далее - Государственная функция).

Наименование федерального органа исполнительной власти, исполняющего Государственную функцию

3. Государственную функцию исполняет ФНС России (Инспекции по месту осуществления деятельности организации или индивидуального предпринимателя в лице федеральных государственных гражданских служащих (далее - специалисты Инспекции).

Перечень нормативных правовых актов, регулирующих исполнение государственной функции, с указанием их реквизитов и источников официального опубликования

4. Исполнение Государственной функции регулируется:

Законом Российской Федерации от 21 марта 1991 года N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 15, ст.492; 1992, N 33, ст.1912; N 34, ст.1966; 1993, N 12, ст.429; Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 47, ст.5341; 1999, N 28, ст.3484; N 30, ст.3988; 2000, N 46, ст.4537; 2001, N 34, ст.3512; 2002, N 1, ст.2; N 22, ст.2026; 2003, N 21, ст.1957; 2004, N 27, ст.2711; 2005, N 30, ст.3101; 2006, N 31, ст.3436; 2009, N 29, ст.3599; 2010, N 48, ст.6247);

постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 года N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 40, ст.3961; 2005, N 8, ст.654; N 12, ст.1042; N 23, ст.2270; 2006, N 23, ст.2510; N 24, ст.2602; N 33, ст.3638; N 52, ст.5587; 2007, N 15, ст.1800; N 24, ст.2920; 2008, N 9, ст.853; N 29, ст.3527; N 46, ст.5337; 2009, N 6, ст.738; N 9, ст.1119; N 30, ст.3805; 2010, N 11, ст.1224; N 26, ст.3350; N 50, ст.6725; 2011, N 12, ст.1639; N 14, ст.1935);

Предмет государственного контроля (надзора)

5. Предметом государственного контроля (надзора) является соблюдение организациями и индивидуальными предпринимателями требований к контрольно-кассовой технике, порядка и условий ее регистрации и применения.

Положения Административного регламента не распространяются на кредитные организации.

6. В целях Административного регламента к проверяемым объектам (лицам, в отношении которых осуществляются мероприятия по контролю (надзору) относятся организации (за исключением кредитных организаций) и индивидуальные предприниматели, осуществляющие наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт (далее - проверяемые объекты).

Права и обязанности должностных лиц при осуществлении государственного контроля (надзора)

7. Специалисты Инспекции при исполнении Государственной функции имеют право:

1) беспрепятственного доступа к контрольно-кассовой технике проверяемого объекта, хранимым использованным контрольным лентам, накопителям фискальной памяти и программно-аппаратным средствам, обеспечивающим некорректируемую регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение информации в контрольно-кассовой технике, и (или) автоматизированным системам, формирующим бланки строгой отчетности и документы на этих бланках, приравненные к кассовым чекам;

2) получать для проверки документацию от проверяемого объекта, связанную с приобретением, регистрацией, перерегистрацией, проверкой исправности, ремонтом, техническим обслуживанием, заменой программно-аппаратных средств, вводом в эксплуатацию, применением, хранением и выводом из эксплуатации контрольно-кассовой техники, ходом регистрации контрольно-кассовой техникой информации о платежах и ее хранением;

3) получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверки;

4) проводить проверки выдачи проверяемыми объектами кассовых чеков, бланков строгой отчетности, выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу);

5) получать информацию о сформированных автоматизированными системами бланках строгой отчетности, заполнении бланков и выпуске автоматизированной системой документов, приравненных к кассовым чекам (информацию из автоматизированных систем о выпущенных документах);

6) взаимодействовать с органами внутренних дел Российской Федерации;

7) привлекать к административной ответственности объектов контроля в случаях и порядке, которые установлены КоАП Российской Федерации.

8. Специалисты Инспекции при исполнении Государственной функции обязаны соблюдать положения Административного регламента.

Права и обязанности лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по контролю (надзору)

9. Проверяемые объекты, в отношении которых исполняется Государственная функция, имеют право:

1) непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

2) получать от специалистов Инспекции информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено Административным регламентом;

3) знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с действиями (бездействиями) специалистов Инспекции;

4) обжаловать действия (бездействие) специалистов Инспекции, повлекшие за собой нарушение прав проверяемого объекта при проведении проверки, в досудебном (внесудебном) и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Проверяемые объекты, в отношении которых исполняется Государственная функция, обязаны:

1) обеспечивать специалистам Инспекций беспрепятственный доступ к контрольно-кассовой технике, хранимым использованным контрольным лентам, накопителям фискальной памяти и программно-аппаратным средствам, обеспечивающим некорректируемую регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение информации, документации, связанной с приобретением, регистрацией, перерегистрацией, проверкой исправности, ремонтом, техническим обслуживанием, заменой программно-аппаратных средств, вводом в эксплуатацию, применением, хранением и выводом из эксплуатации контрольно-кассовой техники, ходом регистрации контрольно-кассовой техникой информации о платежах и ее хранением, и (или) автоматизированным системам, формирующим бланки строгой отчетности и документы на этих бланках, приравненные к кассовым чекам;

2) представлять информацию о сформированных автоматизированными системами бланках строгой отчетности, заполнении бланков и выпуске автоматизированной системой документов, приравненных к кассовым чекам, (информацию из автоматизированных систем о выпущенных документах);

3) давать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверки;

4) предоставлять в Инспекции по запросам специалистов Инспекции информацию в порядке, предусмотренном федеральными законами.

Описание результата исполнения Государственной функции

11. Исполнение Государственной функции осуществляется путем проверки соблюдения проверяемыми объектами требований к контрольно-кассовой технике, порядка и условий ее регистрации и применения.

Результатом исполнения Государственной функции является установление факта соблюдения (несоблюдения) проверяемыми объектами требований к контрольно-кассовой технике, порядка и условий ее регистрации и применения, в случае выявления правонарушения - возбуждение и осуществление производства по делу об административном правонарушении в соответствии с КоАП Российской Федерации.

По результатам исполнения Государственной функции специалистами Инспекции составляется акт проверки соблюдения требований к контрольно-кассовой технике, порядка и условий ее регистрации и применения (далее - Акт проверки).

II. Требования к порядку исполнения Государственной функции

Порядок информирования об исполнении Государственной функции

12. Место нахождения ФНС России: г.Москва, ул.Неглинная, д.23. Почтовый адрес для направления в ФНС России обращений по вопросам исполнения Государственной функции: ул.Неглинная, д.23, Москва, 127381, ФНС России.

Место принятия обращений ФНС России: Москва, ул.Неглинная, д.23, экспедиция.

Читайте также: