При исчислении налога на прибыль организация имеет право принять расходы на

Опубликовано: 29.04.2024

Понятие налогового учета

Понятие налогового учета появилось с введением в Налоговый кодекс главы 25 «Налог на прибыль организаций», которая применяется с 2002 г.

Статьей 313 НК РФ установлено, что налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета. До 2002 года налоговая база по налогу на прибыль исчислялась по данным бухгалтерского учета.

Определение и цель налогового учета содержатся в ст. 313 НК РФ:

1) налоговый учет – это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом;

2) цель налогового учета:

- формирование полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода;

- обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.

Организация налогового учета

Статьей 313 НК РФ налогоплательщику предоставляется право самостоятельно организовать налоговый учет. Однако, при организации налогового учета налогоплательщику необходимо исходить из вышеприведенных определения и цели налогового учета. Иными словами, налоговый учет должен быть организован таким образом, чтобы по его данным:

а) налогоплательщик смог сформировать налоговую базу по налогу на прибыль за отчетный (налоговый) период исключительно по правилам, установленным главой 25 НК РФ, и перенести необходимые показатели в налоговую декларацию для исчисления налога на прибыль за соответствующий период;

б) налоговые органы смогли проконтролировать:

- правильность определения налогоплательщиком налоговой базы и, соответственно, исчисления суммы налога за отчетный (налоговый) период;

- своевременность уплаты исчисленного налога.

Порядок ведения налогового учета налогоплательщик устанавливает в налоговой учетной политике. В учетной политике закрепляется форма ведения налогового учета:

1) по данным регистров бухгалтерского учета;

2) (или) по данным регистров бухгалтерского учета и регистров налогового учета по операциям (показателям), в отношении которых главой 25 НК РФ установлен особый порядок включения в налоговую базу по налогу на прибыль (отличный от порядка, установленного правилами бухгалтерского учета);

3) (или) по данным регистров бухгалтерского учета, дополненным (доработанным) показателями (данными), необходимыми для формирования налоговой базы по налогу на прибыль;

4) (или) по данным регистров налогового учета.

Если налогоплательщик выбирает первый вариант, то в налоговой учетной политике он должен привести перечень бухгалтерских регистров, которые используются для формирования налоговой базы по налогу на прибыль и исчисления налога (авансовых платежей по налогу). При этом формы указанных бухгалтерских регистров должны быть утверждены в составе бухгалтерской учетной политики в соответствии с требованиями ст. 10 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и п. 4 ПБУ 1/2008 (утв. Приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н). Соответственно, в налоговой учетной политике необходимо сделать ссылку на бухгалтерскую учетную политику.

Пример

Организация оказывает юридические услуги. В силу специфики деятельности у организации нет различий между налоговой базой по налогу на прибыль и бухгалтерской прибылью. В связи с этим организация формирует налоговую базу по данным регистров бухгалтерского учета, формы которых утверждены в приложениях к бухгалтерской учетной политике.

В налоговой учетной политике в разделе «Организация налогового учета по налогу на прибыль» записано:

«Налоговый учет ведется по данным следующих регистров бухгалтерского учета, формы которых приведены в приложениях к бухгалтерской учетной политике, утвержденной приказом директора от 30.12.2009 № 115:

1. Журнала-ордера и ведомости по субсчету 99-1 «Прибыли и убытки» (приложение № 27 к бухгалтерской учетной политике);

2. Журнала-ордера и ведомости по счету 90 «Выручка» (приложение № 22 к бухгалтерской учетной политике);

3. Анализа счета 90 «Выручка» по субсчетам (приложение № 23 к бухгалтерской учетной политике);

4. Журнала-ордера и ведомости по субсчету 91-1 «Прочие доходы» (приложение № 24 к бухгалтерской учетной политике);

5. Журнала-ордера и ведомости по субсчету 91-2 «Прочие расходы» (приложение № 25 к бухгалтерской учетной политике);

6. Журнала-ордера и ведомости по счету 01 (приложение № 1 к бухгалтерской учетной политике);

7. Журнала-ордера и ведомости по счету 02 (приложение № 2 к бухгалтерской учетной политике);

8. Отчета по основным средствам (приложение № 3 к бухгалтерской учетной политике);

9. Анализ счета 10 «Материалы» по субсчетам (видам материалов) и номенклатурным позициям (наименованиям) (приложение № 5 к бухгалтерской учетной политике);

10. Оборотно-сальдовой ведомости по счету 26 «Общехозяйственные расходы» по счетам аналитического учета (статьям затрат) (приложение № 6 к бухгалтерской учетной политике);

11. Анализа счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» по субсчетам (видам налогов) (приложение № 12 к бухгалтерской учетной политике);

12. Оборотно-сальдовой ведомости в разрезе синтетических счетов и субсчетов первого порядка (приложение № 29 к бухгалтерской учетной политике).

Налоговая база формируется на основании сводного регистра налогового учета. Форма регистра приведена в приложении № 1 к настоящей учетной политике».

При выборе второго варианта налогоплательщик также должен дать в налоговой учетной политике ссылку на применяемые для целей налогового учета бухгалтерские регистры, формы которых утверждены в бухгалтерской учетной политике организации. Кроме этого, в составе налоговой учетной политики необходимо привести формы налоговых регистров для учета отдельных показателей (операций).

Пример

Для целей налогообложения торговая организация применяет нелинейный метод начисления амортизации. Указанный метод в бухгалтерском учете не применяется. В связи с этим организация в приложениях к налоговой учетной политике привела формы налоговых регистров:

- по учету основных средств;

- по начислению амортизации и формированию остаточной стоимости по амортизационным группам;

- по учету издержек обращения в торговле.

Последний регистр необходим в связи с тем, что из-за различий в суммах начисленной амортизации издержки обращения по данным налогового учета не совпадут с суммой расходов на продажу (балансовый счет 44) в бухгалтерском учете.

Пример

Для целей налогового учета организация применяет бухгалтерские регистры, перечень которых приведен в налоговой учетной политике.

Организация осуществляет расходы на рекламу. В связи с тем, что п. 4 ст. 264 НК РФ установлены ограничения на величину рекламных расходов, признаваемую для целей налогообложения, организация в налоговой учетной политике утвердила форму налогового регистра по учету расходов на рекламу. Форма разработана с учетом того, что отчетными периодами по налогу на прибыль у организации являются 1-й квартал, полугодие, 9 месяцев.

Налоговый регистр по учету расходов на рекламу

за ___________________ 20 __ г.

Письмо Министерства финансов РФ № 03-03-06/1/7684 от 06.02.2020

В общем случае сумма НДС в расходы, учитываемые в целях налогообложения прибыли организаций, не включается. Такая возможность имеется, но только в порядке, установленном статьей 170 НК РФ, в отношении НДС, который не принимается к вычету, а включается в стоимость товара.

НДС, предъявленный продавцами при продаже товаров, не учитывается в расходах при расчете налога на прибыль (п. 1 ст. 170 НК РФ). Исключение составляют случаи, когда входной НДС включается в стоимость товаров. Тогда он попадает в расходы при списании материальных ценностей в производство или в составе амортизационных отчислений. Случаи, когда сумму входного НДС включают в стоимость товаров, перечислены в пункте 2 статьи 170 НК РФ. Хотя случаев, когда входной НДС нельзя принять к вычету, в жизни значительно больше.

Освобождение от НДС

Первый случай – это когда купленные товары (работы, услуги) используются при производстве или реализации товаров (работ, услуг), освобожденных от НДС.

Например, фирма, занимающаяся исключительно куплей-продажей ценных бумаг, приобрела канцтовары. Ценные бумаги не облагаются НДС, следовательно, налог, который был предъявлен поставщиком канцелярских товаров, к вычету не принимается, а включается в состав расходов фирмы.

Не получится принять входной НДС к вычету и при озеленении территории. У организаций и предпринимателей нет права на вычет, поскольку растения не используются в операциях, облагаемых НДС, то есть не выполняются требования пункта 2 статьи 171 НК РФ (см. письмо Минфина от 18.10.2011 № 03-07-11/278). Хотя если озеленение было проведено по предписанию контролирующих инстанций (местной администрации, комитета по благоустройству, Госстройндзора и пр.), то НДС можно вычесть.

При этом должен быть документ, содержащий соответствующие предписания.

Например, одна из московских компаний смогла доказать свою правоту в суде, предъявив в качестве аргумента заключение Москомархитектуры. В документе говорилось, что условием для принятия здания в эксплуатацию является озеленение прилегающей к нему территории. При подобных обстоятельствах судьи признали вычет «входного» НДС обоснованным (см. постановление ФАС Московского округа от 26.01.2009 № КА-А40/13294-08).

Покупатель не платит НДС

Второй случай – это когда фирма, которая приобрела товары (работы, услуги), применяет один из спецрежимов или не является плательщиком НДС на основании статьи 145 НК РФ.

Пример 1. Покупка товара при УСН

Фирма, перешедшая на УСН, приобрела хлебобулочные изделия для перепродажи на общую сумму 11 000 руб. (в том числе НДС – 1000 руб.).

«Упрощенцы» плательщиками НДС не являются.

Следовательно, сумма налога, предъявленная продавцом, к вычету не принимается, а включается в стоимость товара и спишется при его реализации.

Товар приобретен для использования в необлагаемых операциях

Третий случай – специальное приобретение товаров (работ, услуг) для операций, которые по НК РФ в налоговую базу не включаются и, следовательно, не облагаются НДС.

передача имущества в качестве вклада в уставный капитал другой фирмы, а также в качестве вклада по договору о совместной деятельности;

безвозмездная передача имущества органам государственной власти и местного самоуправления;

передача имущества некоммерческим организациям на осуществление уставной деятельности, не связанной с предпринимательством.

Пример 2. Оплата доли в уставном капитале

АО «Акация» является учредителем ООО «Сирень».

Величина доли «Актива» в уставном капитале «Пассива» – 59 000 руб.

Согласно учредительному договору, в качестве оплаты своей доли в уставном капитале «Акация» вносит партию материалов.

Соответствующие материалы «Акация» приобрела за 60 000 руб. (в том числе НДС – 10 000 руб.).

НДС, предъявленный поставщиком материалов, бухгалтер «Акации» к вычету не принимает, а учитывает в их стоимости.

Проводки в данном случае будут такими:

– 60 000 руб. – оприходованы материалы (включая НДС);

– 60 000 руб. – списана балансовая стоимость материалов, переданных в качестве вклада в уставный капитал;

– 60 000 руб. – вклад в уставный капитал отражен в составе финансовых вложений.

Ситуация для банков

Это ситуация, когда товары (в том числе основные средства, нематериальные активы и имущественные права), купленные банками, реализуются ими до начала использования в банковских операциях, до сдачи в аренду, а также до ввода в эксплуатацию. Причем такие банки должны иметь право применять пункт 5 статьи 170 НК РФ, то есть включать в расходы, учитываемые при исчислении налога на прибыль, суммы НДС, которые уплачены поставщикам по приобретаемым товарам (работам, услугам). При этом вся сумма налога, выставленная ими по операциям, облагаемым НДС, подлежит уплате в бюджет.

Когда порядок не действует

Есть случаи, когда НДС к вычету не принимается, но порядок, прописанный в статье 170 НК РФ об отнесении НДС в стоимость приобретенных ценностей не действует.

Нередко организации покупают товары в розничных магазинах за наличный расчет, например, для хозяйственных нужд, и магазин выдает кассовый чек, в котором сумма НДС указана отдельной строкой. Как поступить с этим НДС: заявить по нему вычет или учесть в составе расходов при расчете налога на прибыль?

Ни того, ни другого делать нельзя.

По общему правилу вычеты по НДС производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при реализации товаров (п. 1 ст. 172 НК РФ). Налоговый кодекс не предусматривает каких-либо особенностей вычета НДС при покупке товаров в розницу. То есть входной НДС по товарам, купленным в розничной сети за наличный расчет, нельзя принять к вычету без счетов-фактур.

Организация не может учесть в стоимости товаров сумму НДС, указанную в кассовом чеке, и не принимаемую к вычету в отсутствие счета-фактуры. Случаи, когда у покупателя отсутствуют счета-фактуры по купленным товарам, в статье 170 НК РФ не упоминаются.

А отнести этот НДС в состав расходов не позволяет пункт 19 статьи 270 Налогового кодекса, который относит к расходам, не учитываемым при расчете налога на прибыль суммы налогов, предъявленных налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав). Так рассудили финансисты в письме от 24.01.2017 № 03-07-11/3094.

Что же делать, если НДС нельзя отнести в стоимость товаров на основании статьи 170 НК РФ? Только одно: списать на прочие расходы и отразить постоянный налоговый расход.

Пример 3. Списание суммы НДС

Подотчетное лицо закупило в розничном магазине материалы на сумму 12 000 руб., в т. ч. НДС в сумме 2000 руб. В качестве подтверждающих документов были представлены кассовый и товарный чеки, в которых НДС был выделен отдельной строкой.

Руководитель утвердил авансовый отчет. Бухгалтер сделал проводки:

- 10 000 руб. (12 000 - 2000) – отражена стоимость материалов;

- 2000 руб. - отражена сумма НДС, выделенная в кассовом чеке по приобретенным материалам;

Дебет 91, субсчет «Прочие расходы» Кредит 71

- 2000 руб. - списана сумма НДС, выделенная в кассовом чеке по приобретенным материалам;

Дебет 99 Кредит 68, субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»

- 400 руб. (2000 руб. х 20%) – отражен постоянный налоговый расход.

И еще один случай. Речь идет о ситуации, когда организация имеет дебиторскую задолженность покупателей по оплате выполненных работ (оказанных услуг). Зачастую должники находятся в стадии банкротства, поэтому взыскать задолженность невозможно.

Однако по истечении срока исковой давности (три года) дебиторскую задолженность покупателей нужно списать. Возникает вопрос, может ли организация принять к вычету НДС, начисленный и уплаченный в бюджет при реализации этих услуг?

Нет, нельзя. Вычет НДС, предъявленного покупателю в связи с истечением срока исковой давности по оплате оказанных ему услуг, статьей 171 НК РФ не предусмотрен.

Распечатать

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Электронная версия популярного журнала

Новые документы с комментариями экспертов. Журнал помогает бухгалтерам разбираться в значениях и смыслах новых документов по учету и налогам.


13 декабря Минфин России подготовил Письмо № 01-03-11/97904 по вопросу применения положений, регулирующих пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы (суммы налога), при учете расходов по налогу на прибыль.

Содержание письма

В своем ответе на запрос налогоплательщика министерство сообщило, что введение ст. 54.1 (пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов) в Налоговый кодекс было продиктовано намерением запретить совершение налогоплательщиком формально правомерных действий с основной целью неисполнения (неполного исполнения) обязанности по уплате налогов или получения права на возмещение/возврат/зачет (запрет на злоупотребление правом).

В этой статье перечислены условия, при которых налогоплательщик не вправе уменьшить налоговую базу и (или) сумму уплачиваемого налога. Такое не допускается в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, отражаемых в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности. Уменьшение налоговой базы или суммы уплачиваемого налога происходит лишь при соблюдении двух условий:

1) основной целью совершения сделки или операции не являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) суммы налога;

2) обязательство по сделке или операции исполнено лицом, являющимся стороной договора с налогоплательщиком, или лицом, которому обязательство по исполнению сделки или операции передано по договору или закону.

Минфин заключил, что при несоблюдении одного из вышеуказанных условий налогоплательщик не вправе уменьшать налоговую базу на расходы по налогу на прибыль организаций и уменьшать сумму НДС на налоговые вычеты.

Ведомство добавило, что ст. 54.1 НК РФ, в отличие от сформированной на основе Постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53 об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды судебной практики, не предусматривает возможность определения налоговых обязательств налогоплательщиков в случае злоупотребления ими своими правами расчетным путем. Кроме того, данная норма не устанавливает различного порядка применения ее положений в отношении обязательств по конкретным налогам (расходов при исчислении налога на прибыль организаций и вычетов при исчислении НДС).

«Таким образом, учет расходов при исчислении налога на прибыль организаций при определении обязательств налогоплательщика, чьи действия по злоупотреблению своим правом подпадают под положения ст. 54.1 Кодекса, положениями ст. 54.1 Кодекса не предусмотрен», – резюмировал Минфин в своем письме. В заключение министерство добавило, что вышеуказанная статья НК РФ была введена законодателем в 2017 г. в целях создания нормальных условий ведения бизнеса для добросовестных налогоплательщиков и благоприятной экономической среды путем устранения недобросовестной конкуренции.

Эксперты «АГ» критически отнеслись к позиции ведомства

Руководитель налоговой практики юридической фирмы Five Stones Consulting, адвокат Екатерина Болдинова отметила, что письмо Минфина наделало очень много шума в юридических кругах. «Оно фактически представляет собой методологическое разъяснение положений ст. 54.1 НК РФ. Суть письма состоит в том, что если налогоплательщик уличен в деятельности, направленной на уклонение от уплаты налогов (в частности, осуществлял сделки с участием “дефектных контрагентов”), то ни о какой налоговой реконструкции не может быть и речи. Налоговая реконструкция предполагает, что при исчислении налоговой недоимки с применением ст. 54.1 НК РФ налоговый орган обязан определить ее истинный размер с учетом реально понесенных налогоплательщиком расходов, прав на вычеты и т. д. На этот счет есть уже судебная практика, которая как раз и говорит о том, что налоговый орган должен не “снять вычеты по НДС и расходы”, а определить действительный размер налоговой обязанности налогоплательщика», – отметила она.

По словам эксперта, такой подход не очень устраивал налоговиков, так что появление анализируемого письма – скорее закономерность. «Минфин четко указывает, что учет расходов при исчислении налога на прибыль организаций при определении обязательств налогоплательщика, чьи действия по злоупотреблению своим правом подпадают под положения ст. 54.1 НК, ее положениями не предусмотрен. То есть он фактически дает “зеленый свет” налоговым инспекторам для полного исключения из налоговой базы налогоплательщиков расходов по сделкам, к которым есть претензии», – пояснила Екатерина Болдинова.

Она добавила, что письмо Минфина при всей его одиозности ничего особо нового о том, как будут жить налогоплательщики, не говорит. «Конечно, изложенный подход нельзя признать справедливым и основанным на нормах права – ведь помимо ст. 54.1 НК РФ есть еще как минимум ст. 3 НК РФ, которая говорит об экономической обоснованности налогов, и ст. 31 НК, согласно которой при недостоверности документов налогоплательщика инспекции должны определять размер его налоговой обязанности расчетным путем. Поэтому позицию Минфина в данном случае никак нельзя считать верной. Появление такого письма существенно осложнит жизнь налогоплательщикам, ведь нижестоящие налоговые органы в своей работе будут руководствоваться именно им», – заключила адвокат.

Партнер и руководитель практики «Арбитражное, налоговое и банкротное право» КА г. Москвы № 5 Вячеслав Голенев назвал письмо Минфина «охранной грамотой» ФНС России по применению ст. 54.1 НК РФ в строго «пробюджетном» ключе. «Ключевая ситуация налоговой правоприменительной практики в последнее время заключается в противоборстве “формального” и “сущностного” подходов. Формальный подход к налоговому правоприменению выражается просто: если налогоплательщик допустил любое нарушение, связанное с получением налоговой базы (т.е. вышел за пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы (суммы налога)), то он лишается любых своих налоговых прав и льгот. При сущностном подходе к налоговому правоприменению выявляется действительная налоговая обязанность налогоплательщика – подлинное налоговое последствие верно определенных исходя из своего реального экономического смысла операций налогоплательщика», – отметил эксперт. По его словам, такой подход закреплен еще в п. 7 «хрестоматийного» Постановления Пленума ВАС от 12 октября 2006 г.

Адвокат полагает, что в рассматриваемом письме фактически одобряется ранее находившийся в «серой» зоне запрет налоговым органам осуществлять налоговую реконструкцию в рамках налоговых проверок при выявлении злоупотреблений со стороны плательщиков. «С этой позицией согласиться нельзя как с правовой, так и с экономической точки зрения. С правовой точки зрения – налоговое право всегда оценивает налоговые последствия сделок и операций, поэтому основывается на оценке действительно сложившихся экономических отношений в деятельности налогоплательщика, на оценке изменения в имущественной сфере налогоплательщика и поэтому определяет ту налоговую обязанность, которую должен понести налогоплательщик исходя из смысла ст. 57 Конституции России. С экономической точки зрения мы должны понимать, что налог – всегда изъятие собственности налогоплательщика в пользу государства, а значит, налог должен иметь экономическое основание (формироваться в связи с экономическими факторами реальной жизни) и не быть произвольным», – отметил Вячеслав Голенев.

По его мнению, если налог взимается сверх того, что требуется по закону, то обложение производится не в соответствии с реальным экономическим отношением, фактически сложившимся в деятельности налогоплательщика, что и должен, по существу, делать налоговый орган в ходе проверки при наличии подозрений, а не «придумывать» или завышать доначисления по формальным основаниям. «Отказывая в применении налоговыми органами налоговой реконструкции обязательств налогоплательщиков, Минфин не только развязывает руки налоговикам, которые теперь могут искать лишь только нарушения и не напрягаться относительно выяснения реальных налоговых обязательств налогоплательщиков, а просто начислять штрафы и “снимать” вычеты да расходы, так еще и создает негативную – хорошо, что пока еще административную – правовую позицию. В связи с изложенным не только не могу поддержать позицию Минфина, но и полагаю ее неконституционной», – заключил Вячеслав Голенев.

Управляющий партнер компании TAXMANAGER, адвокат Василий Ваюкин полагает, что Минфин России изложил свое видение проблемы налоговой реконструкции при применении положений ст. 54.1 НК РФ. «Так, в документе указывается, что данная норма не предусматривает возможность определения налоговых обязательств налогоплательщиков в случае злоупотребления ими своими правами расчетным путем и не предусматривает учет расходов. По сути, ведомство предлагает облагать налогом не прибыль (доход минус расход, как это предусмотрено главой 25 НК РФ), а валовую выручку без учета фактически понесенных затрат», – пояснил он.

Эксперт согласился с тем, что непосредственно в ст. 54.1 НК РФ таких положений нет. «В то же время нельзя рассматривать положения отдельной статьи в отрыве от иных основополагающих норм того же закона. Так, положениями ст. 3 НК РФ установлено, что налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Но рассматриваемый подход Минфина как раз и делает налогообложение произвольным и экономически необоснованным», – считает Василий Ваюкин.

Адвокат пояснил, что никто также не отменял разъяснения Постановления Пленума ВАС № 53, как и другие правовые позиции, высказанные и наработанные годами Конституционным Судом, а также ВАС и ВС РФ. «При этом никто не отменял и подп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ, которой предусмотрена необходимость применить расчетный метод при определении обязательств налогоплательщика. Смысл ст. 82 и 89 НК РФ также сводится к необходимости установления всех обязательств налогоплательщика (должны быть установлены сведения обо всех доходах и расходах по налогам)», – отметил он.

По его мнению, мерой ответственности за совершение налогового правонарушения является налоговая санкция в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных главами 16 и 18 НК РФ (ст. 114 НК РФ). «Ни одной из статей НК РФ, устанавливающих меру ответственности за конкретное налоговое правонарушение, не предусмотрено иных денежных взысканий, помимо штрафов. Ведомство же фактически предлагает применять повышенные денежные изъятия, носящие конфискационный характер и не предусмотренные положениями НК РФ. Такой формально-бюрократический подход к толкованию правовой нормы может привести к тому, что налогоплательщики в определенных ситуациях просто не будут представлять налоговым органам документы, поскольку в подобных случаях применяется расчетный метод и понесенные затраты учитываются», – заключил Василий Ваюкин.

Он предостерег, что подобные рекомендации способны лишь негативно сказаться на бизнес-климате, так как следование им существенно (в разы) повысит налоговые доначисления по результатам проверок.

Расходы прямые и косвенные при производстве продукции

Если налогоплательщик определяет доходы и расходы по методу начисления, то расходы на производство и реализацию группируются им с учётом положений статьи 318 НК РФ, то есть делятся на прямые и косвенные. Рано или поздно и те и другие расходы компания учтёт при расчёте налога на прибыль. Разница лишь в том, когда именно она сможет это сделать. Ведь вся сумма косвенных расходов, осуществлённых в течение отчётного или налогового периода, уменьшает налогооблагаемую прибыль этого периода. Прямые же расходы признают в налоговом учёте по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости которых они учтены, то есть списание этих расходов может растянуться на несколько кварталов или даже лет 1 .

Каждая организация вправе самостоятельно установить в учётной политике для целей налогообложения, какие именно расходы, связанные с производством продукции (работ, услуг), она отнесёт к прямым, а какие - к косвенным 2 .

За основу может быть взят рекомендуемый перечень, который содержится в пункте 1 статьи 318 Налогового кодекса Российской Федерации:

  • материальные затраты;
  • расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства продукции (работ, услуг), а также страховые взносы;
  • суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве продукции (работ, услуг).

Данный перечень прямых расходов не является закрытым. Поэтому налогоплательщики при формировании своих прямых расходов вправе учитывать специфику производства, особенности технологического процесса, виды сырья и материалов, образующих основу выпускаемой продукции, а также иные существенные факторы 3 .

Однако при отсутствии экономического обоснования отнесения производственных затрат к косвенным, решение суда, вероятнее всего, будет не в пользу налогоплательщика 4 .

Рекомендуем в учётной политике привести точный перечень прямых расходов, а не делать отсылку к соответствующей статье Налогового кодекса. Налоговики и специалисты финансового ведомства предлагают включать в прямые расходы все затраты, которые включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) в бухгалтерском учёте 5 .

В учётной политике для целей налогообложения также необходимо предусмотреть и закрепить порядок распределения прямых расходов на незавершённое производство и на изготовленную в текущем месяце продукцию (выполненные работы, оказанные услуги) с учётом соответствия осуществлённых расходов изготовленной продукции (выполненным работам, оказанным услугам). Обратите внимание: установленный порядок применяется не менее двух налоговых периодов.

Все затраты, которые не будут отнесены в учётной политике к прямым, являются косвенными (за исключением внереализационных расходов). Косвенные расходы в полном объёме включаются в состав расходов текущего периода.

Конечно, для компании в целях оптимизации налогообложения было бы выгодно как можно больше расходов признать косвенными. Однако такое решение может привести к спорам с налоговыми органами. Их позиция такова: организация вправе в целях налогообложения отнести отдельные затраты, связанные с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг), к косвенным расходам только при отсутствии реальной возможности отнести указанные затраты к прямым. В подтверждение своей точки зрения ФНС ссылается на правоприменительную практику, в частности на Определение ВАС РФ от 13.05.2010 № ВАС-5306/10.

Учёт расходов в торговле

Торговые организации перечень своих прямых расходов составляют немного иначе, чем производственные компании. В статье 320 НК РФ для них приведены другие правила и иной список прямых расходов:

  • стоимость приобретения товаров, реализованных в данном отчётном (налоговом) периоде;
  • суммы расходов на доставку (транспортные расходы) покупных товаров до склада налогоплательщика - покупателя товаров в случае, если эти расходы не включены в цену приобретения указанных товаров.

Все остальные расходы (кроме внереализационных) будут косвенными. Например, все иные виды транспортных расходов (расходы на доставку товара до складов или магазинов покупателей, на перевозку товаров между складами самой торговой организации после их оприходования и пр.). Доходы от реализации, полученные торговой организацией в текущем месяце, уменьшаются на всю сумму косвенных расходов 6 , а прямые расходы учитываются в налоговых расходах только в том отчётном или налоговом периоде, в котором товары реализованы.

Если оказываем услуги

Услугой для целей налогообложения признаётся деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности 7 . Чиновники Минфина считают, что понятие «услуги для целей налогообложения» соответствует понятию договора возмездного оказания услуг, данному в ст. 779 гл. 39 ГК РФ.

Соответственно, услугами для целей налогообложения можно считать любые услуги, оказываемые по договорам, к которым применяются правила гл. 39 ГК РФ 8 .

Статья 318 НК РФ обязывает и налогоплательщиков, работающих в сфере услуг, определять состав прямых расходов. Затем по окончании месяца они вправе всю собранную за этот период сумму прямых расходов списать в уменьшение налоговой базы без распределения их на остатки НЗП (законченные, но не принятые заказчиком услуги) и стоимость принятых заказчиком услуг 9 . Такой вариант учёта рекомендуем закрепить в учётной политике для целей налогообложения 10 .

И хотя распределение расходов на прямые - косвенные для таких компаний, по сути, носит условный характер, при заполнении декларации по налогу на прибыль им необходимо помнить, что для прямых и косвенных расходов предусмотрены разные строчки.

Отражаем расходы в декларации

Суммы прямых и косвенных расходов отражаются в декларации по налогу на прибыль организаций в Приложении № 2 к листу 02 «Расходы, связанные с производством и реализацией, внереализационные расходы и убытки, приравниваемые к внереализационным расходам». Правила заполнения Приложения № 2 к листу 02 разъяснены в разделе VII Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, утверждённого Приказом ФНС России от 22.03.2012 № ММВ-7-3/174@. Сумму прямых расходов следует отразить по строке 010 «Прямые расходы, относящиеся к реализованным товарам, работам, услугам» Приложения № 2 к листу 02 «Расходы, связанные с производством и реализацией, внереализационные расходы и убытки, приравниваемые к внереализационным расходам». Для её заполнения требуется рассчитать сумму прямых расходов (материальных затрат (сырье и материалы, стоимость электроэнергии, воды и т. п.), зарплаты производственных рабочих, суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым в процессе производства и т. п.).

Прямые расходы по оптовой, мелкооптовой и розничной торговле отражают по строке 020 «Прямые расходы налогоплательщиков, осуществляющих оптовую, мелкооптовую и розничную торговлю в текущем отчётном (налоговом) периоде, относящихся к реализованным товарам» и строке 030 «Стоимость реализованных покупных товаров» Приложения № 2 к листу 02 «Расходы, связанные с производством и реализацией, внереализационные расходы и убытки, приравниваемые к внереализационным расходам».

Сумма косвенных расходов отражается по строке 040 «Косвенные расходы всего» и далее частично расшифровывается по строкам 041- 055 Приложения № 2 к листу 02 «Расходы, связанные с производством и реализацией, внереализационные расходы и убытки, приравниваемые к внереализационным расходам». Показатель строки 040 «Косвенные расходы всего» должен быть больше или равен сумме строк 041, 042, 043, 045, 047 и 052. Сумма этих строк отражается в строке 130 «Итого признанных расходов» Приложения № 2 к листу 02 «Расходы, связанные с производством и реализацией, внереализационные расходы и убытки, приравниваемые к внереализационным расходам», значение которой переносится в строку 030 «Расходы, уменьшающие сумму доходов от реализации» листа 02 «Расчёт налога на прибыль организаций» декларации.

В заключение отметим, что закон не содержит прямых положений, ограничивающих компании в отнесении тех или иных расходов к прямым или косвенным. Однако, предоставляя налогоплательщику возможность самостоятельно определять учётную политику, включая формирование состава прямых расходов, Кодекс не рассматривает этот процесс как зависящий исключительно от воли налогоплательщика 12 .

В связи с этим выбор компании в отношении расходов, формирующих в налоговом учёте стоимость произведённой и реализованной продукции, должен быть обоснованным и продуманным. Ведь именно от него будет зависеть конечный результат её работы – чистая прибыль.

Безошибочный подсчет налога на прибыль (НП) требует корректного определения базы, на основании которой определяется сумма бюджетных платежей. Для этого необходимо соблюсти алгоритм, который предполагает подразделение всех совершенных издержек на косвенные и прямые расходы. Несмотря на то, что обе разновидности трат, произведенных предприятием в отчетном периоде, могут учитываться при исчислении налога на прибыль, между ними есть существенная разница.

Косвенные траты уменьшают базу по НП в том временном промежутке, когда они были осуществлены налогоплательщиком, а прямые – только тогда, когда продукция/товары/услуги, на которые пошли эти расходы, будут проданы.

Разделение затрат на прямые и косвенные актуально только для тех налогоплательщиков, которые используют метод начисления.

Особенности классификации издержек

Нормы права не содержат бесспорных указаний по отнесению затрат к категории прямых – правила ст. 318 и 320 НК РФ носят исключительно рекомендательный характер. При этом для организаций, занятых производством и оказанием услуг, ориентировочный перечень затрат, рекомендованных для отнесения к прямым, указан в ст.318, а для торговых предприятий – в ст.320 НК.

Имейте в виду: список издержек, относимых к прямым и косвенным затратам, непременно должен быть обоснован налогоплательщиком и закреплен в учетной политике предприятия.

Прямые затраты в предприятиях производственного сектора

Организации, основным родом деятельности которых является выпуск продукции, при распределении трат, должны ориентироваться на следующие категории расходов, поименованных в налоговом законодательстве, как прямые:

  • материалы и сырье, использующиеся для производства товаров, подлежащих дальнейшей перепродаже, либо являющиеся их неотделимой частью;
  • величина расчетов со штатным персоналом, непосредственно занятым в производстве и соответствующие отчисления в социальные фонды (ПФ, ФОМС и ФСС);
  • полуфабрикаты, компоненты или комплектующие детали, необходимые для выпуска продукции;
  • суммы амортизационных отчислений на средства труда, напрямую задействованные в производстве.

Неопределенность положений Налогового кодекса на практике приводит к возникновению спорных ситуации относительно распределения затрат на косвенные и прямые.

Если произведенные затраты нельзя отнести к конкретному производственно-технологическому циклу, то они могут быть отнесены к косвенным расходам.

Особенно часто доначисление налога на прибыль и непризнание налоговиками косвенных расходов происходит на предприятиях сложного производственного цикла, где в технологической цепочке задействованы услуги вспомогательных производств или структурных подразделений.

Во избежание конфликтов с фискальными структурами целесообразно внести в категорию прямых расходов те траты, которые, при списании их в текущем периоде, могут вызвать вопросы у фискальных служб:

  • топливные ресурсы (пар, газ, электроэнергия);
  • стимулирующие и премиальные выплаты персоналу организации;
  • услуги и работы, воспроизведенные вспомогательными производствами или организациями-субподрядчиками.

Все прочие понесенные затраты, не оговоренные в учетной политике, будут трактоваться, как косвенные, и могут снижать базу по НП в том календарном месяце, когда они приняты к учету.

Запомните: список расходов, относящимся к прямым, может быть расширен налогоплательщиком самостоятельно, однако это не дает права предприятию считать все понесенные издержки косвенными.

Прямые расходы в торговых компаниях

Для торговых фирм предусматривается следующий порядок учета издержек на реализацию, подлежащих списанию в отчетном периоде:

  • формируется стоимость приобретенных для перепродажи товаров по методу, зафиксированному в учетной политике (ЛИФО, ФИФО, средняя себестоимость);
  • принимаются к учету затраты по транспортировке товара (если они при этом не входят в стоимость).

Стоит запомнить: к прямым расходам могут быть отнесены транспортные затраты торгующей компании от склада поставщика до склада фирмы-покупателя.

Указанные затраты принимаются в налоговом учете, как прямые расходы и должны быть списаны в уменьшение налога на прибыль непосредственно после реализации товаров.

Все иные издержки обращения относятся к разряду косвенных расходов и минусуются из доходов торговой компании в тот отчетный промежуток, когда они были совершены.

Важно: прямые расходы зачитываются полностью только при остутствии товарных остатков на складе. В иных ситуациях необходимо документально оформить величину затрат, приходящихся на реализованные товары и на их остаток.

Пример расчета величины прямых расходов

Стоимость товаров, принятых к учету фирмой А в августе и реализованных в этом же месяце – 2 100 000 рублей. На 31 августа товарный остаток по балансу составил 170 000 рублей. Затраты на транспортировку груза от поставщика до склада компании А, рассчитанные на товарный остаток на 1 августа – 15 000 рублей.

В текущем месяце фирма А понесла следующие расходы (без НДС):

  • транспортировка товаров до склада А – 75 000 рублей;
  • транспортировка до склада оптовых покупателей – 6 000 рублей;
  • арендная плата за складское помещение – 150 000 рублей;
  • зарплата персонала компании А – 500 000 рублей;
  • начисленная в августе амортизация – 4 000 рублей.

Из общей суммы издержек – 735 000 рублей – к прямым расходам сразу возможно отнести только затраты на транспортировку товара до склада (75 000 рублей). Остальные затраты идут в разряд косвенных расходов и снижают налог на прибыль по итогам августа.

Рассчитать величину прямых расходов, относящихся к товарному остатку, следует в бухгалтерской справке по следующему алгоритму:

1 Величина прямых расходов на товарный остаток на 01.08.2015г. 15 000 руб.
2 Транспортные расходы до склада в августе 75 000 руб.
3 Реализовано товаров на сумму 2 100 000 руб.
4 Товарный остаток на 31.08.2015г. 170 000 руб.
5 Усредненный процент (стр.1 + стр. 2) / (стр. 3 + стр. 4) * 100% 3, 96%
6 Величина прямых расходов на товарный остаток 01.09.2015 (стр. 4 х стр. 5) 6 740 руб.
7 Величина списанных в августе прямых расходов (стр. 3 х стр. 5) 83 260 руб.

Если фирма сочетает торговлю с иными категориями деятельности (изготовление продукции, ведение работ, оказывание услуг), то в НУ надлежит разделить прямые расходы по всем разнородным кодам ОКВЭД. При невозможности дифференциации произведенных затрат, они причисляются ко всем видам деятельности пропорционально полученной выручке.

Оказание услуг – как распределить расходы

Наиболее простая методика распределения текущих расходов при определении базы по НП применяется для компаний, специализирующихся на оказании услуг. Для таких компаний Министерство финансов и налоговые органы не рекомендует дифференциацию понесенных затрат на прямые и косвенные расходы.

Это решение подкреплено простой логикой – поскольку при оказывании услуг в балансе компании нет ни незавершенного производства, ни остатков товаров на складах, все понесенные расходы непосредственно связаны с реализацией. Именно поэтому налоговые структуры не смогут предъявить претензии по поводу занижения налоговой базы.

Помните: даже если организация может не подразделять понесенные расходы на прямые и косвенные, ей необходимо зафиксировать такую норму в учетной политике.

Отсутствие доходов от деятельности

Если организация, обязанная распределять издержки в налоговом учете на прямые и косвенные, в отчетном периоде не имела дохода от реализации, то, по мнению Минфина, она может заявить только о понесенных косвенных расходах. Прямые расходы признаются только по мере реализации продукции/товаров/работ.

Фискальные структуры в отношении признания расходов при отсутствии выручки занимают более категоричную позицию. С точки зрения ИФНС, если в компании не ведется деятельность, нацеленная на извлечение прибыли, то учитывать произведенные расходы при исчислении налога на прибыль невозможно. Такой запрет действует в отношении как прямых, так и косвенных расходов.

Читайте также: