Предварительное планирование налогового аудита

Опубликовано: 01.05.2024

1.3. Планирование и программа производственного аудита

Порядок планирования аудита, в том числе и производственного, определяется правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Планирование аудита" [14,102,117].

Планирование способствует тому, чтобы важным областям производственного аудита было уделено необходимое внимание, выявлены потенциальные проблемы, работа была выполнена с оптимальными затратами, качественно и своевременно.

При планировании производственного аудита аудиторской организации следует выделить следующие основные этапы:

а) предварительное планирование аудита;

б) подготовка и составление общего плана аудита;

в) подготовка и составление программы аудита.

Содержание предварительного планирования производственного аудита

На этапе предварительного планирования, аудитор должен ознакомиться с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта и получить общую информацию о фирме, оценить возможность проведения аудита.

При планировании состава специалистов, входящих в аудиторскую группу, аудиторская организация обязана учитывать:

  1. Бюджет рабочего времени для каждого этапа аудита: подготовительного, основного и заключительного;
  2. предполагаемые сроки работы группы;
  3. количественный состав группы;
  4. должностной уровень членов группы;
  5. преемственность персонала группы;
  6. квалификационный уровень членов группы.

Принципы подготовки общего плана и программы аудита

В процессе подготовки общего плана и программы аудита аудиторская организация оценивает эффективность системы внутреннего контроля, действующей у экономического субъекта, и производит оценку риска системы внутреннего контроля (контрольного риска). Система внутреннего контроля может считаться эффективной, если она своевременно предупреждает о возникновении недостоверной информации, а также выявляет недостоверную информацию. Оценивая эффективность системы внутреннего контроля, аудиторская организация должна собрать достаточное количество аудиторских доказательств. Если аудиторская организация решает положиться на систему внутреннего контроля и систему бухгалтерского учета для получения достаточной степени уверенности в достоверности бухгалтерской отчетности, она должна соответствующим образом скорректировать объем предстоящего аудита.

При подготовке общего плана и программы аудита аудиторской организации следует установить приемлемые для нее уровень существенности и аудиторский риск, позволяющие считать бухгалтерскую отчетность достоверной.

Планируя аудиторский риск, аудиторская организация определяет внутрихозяйственный риск бухгалтерской отчетности и риск контроля, которые присущи этой отчетности независимо от аудита экономического субъекта. С помощью установленных рисков и уровня существенности аудиторская организация выявляет значимые для аудита области и планирует необходимые аудиторские процедуры. В процессе аудита могут возникнуть обстоятельства, влияющие на изменение аудиторского риска и уровня существенности, установленные при планировании.

Составляя общий план и программу аудита, аудиторской организации следует учитывать степень автоматизации обработки учетной информации, что также позволит аудиторской организации точнее определить объем и характер аудиторских процедур, аудиторская организация, если сочтет это целесообразным, может согласовать с руководством проверяемого экономического субъекта отдельные положения общего плана и программы аудита. При этом аудиторская организация является независимой в выборе приемов и методов аудита, отраженных в общем плане и программе, но несет полную ответственность за результаты своей работы в соответствии с данным общим планом и данной программой.

Результаты проводимых аудиторской организацией процедур при подготовке общего плана и программы следует детально документировать, так как данные результаты являются основанием для планирования аудита и могут использоваться в течение всего процесса аудита.

Составной частью общего плана являются положения по планированию управления и контроля качества выполняемого аудита. В общем плане рекомендуется предусмотреть:

  • формирование аудиторской группы, численность и квалификацию аудиторов, привлекаемых к проведению аудита;
  • распределение аудиторов в соответствии с их профессиональными качествами и должностными уровнями по конкретным участкам аудита;
  • инструктирование всех членов команды об их обязанностях, ознакомление их с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта, а также с положениями общего плана аудита;
  • контроль руководителя за выполнением плана и качеством работы ассистентов аудитора, за ведением ими рабочей документации и надлежащим оформлением результатов аудита;
  • разъяснение руководителем аудиторской группы методических вопросов, связанных с практической реализацией аудиторских процедур;
  • документальное оформление особого мнения члена аудиторской группы (исполнителя) при возникновении разногласий в оценке того или иного факта между руководителем аудиторской группы и ее рядовым членом.

Аудиторская организация определяет в общем плане роль внутреннего аудита, а также необходимость привлечения экспертов в процессе проведения аудита.

Программа аудита является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита.

Программа служит подробной инструкцией ассистентам аудитора и одновременно является для руководителей аудиторской организации и аудиторской группы средством контроля качества работы.

Аудитору следует документально оформить программу аудита, обозначить номером или кодом каждую проводимую аудиторскую процедуру, чтобы аудитор в процессе работы имел возможность делать ссылки на них в своих рабочих документах.

Аудиторскую программу следует составлять в виде программы тестов средств контроля и в виде программы аудиторских процедур по существу.

Программа тестов средств контроля представляет собой перечень совокупности действий, предназначенных для сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля и учета. Назначение тестов средств контроля в том, что они помогают выявить существенные недостатки средств контроля экономического субъекта.

Аудиторские процедуры по существу включают в себя детальную проверку верности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам. Программа аудиторских процедур по существу представляет собой перечень действий аудитора для таких детальных конкретных проверок. Для процедур по существу аудитору следует определить, какие именно разделы бухгалтерского учета он будет проверять, и составить программу аудита по каждому разделу бухгалтерского учета.

В зависимости от изменений условий проведения аудита и результатов аудиторских процедур программа аудита может пересматриваться. Причины и результаты изменений следует документировать.

Выводы аудитора по каждому разделу аудиторской программы, документально отраженные в рабочих документах, являются фактическим материалом для составления аудиторского отчета (письменной информации руководству экономического субъекта) и аудиторского заключения, а также основанием для формирования объективного мнения аудитора о бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

  • описывать сущность процедур, отражая важные детали, давать инструкции членам аудиторской команды;
  • отражать продолжительность проверки и ожидаемый срок выполнения;
  • содержать следующую информацию по каждой процедуре:
    • ссылку на рабочие документы, отражающие полученное доказательство;
    • инициалы члена аудиторской команды, выполняющего работу;
    • дату окончания работы;
    • информацию о выявленных исключениях из правил и их разъяснение.

По окончании процесса планирования, аудита общий план и программа аудита должны быть оформлены документально и завизированы в установленном порядке.

Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом разработано техническое задание на проведение обязательного аудита федеральных государственных унитарных предприятий и организаций, в уставном капитале которых присутствует доля Российской Федерации. При этом сформулированы и задачи производственного аудита- Таблица 3.

Задачи и подзадачи производственного аудита организации

Из этой статьи вы узнаете:

  • Каковы цели и задачи внешнего финансового аудита
  • Какие есть разновидности внешнего финансового аудита
  • Каковы этапы проведения внешнего финансового аудита
  • Чем полезен для компании внешний финансовый аудит

Внешний финансовый аудит – это проверка бухгалтерской отчетности, в ходе которой проверяется достоверность документов, а также их соответствие действующим законодательным нормам. Процедура проверки проводится сотрудниками независимых компанией, специализирующихся в области аудита и имеющей соответствующие сертификаты. Она отличается объективностью анализа экономических показателей.

Цели и задачи внешнего финансового аудита

Цели и задачи внешнего финансового аудита

Финансовым аудитом называют проверку бухгалтерской отчетности организации, по итогам которой формируются объективные выводы о достоверности представленных данных. Основная цель такой проверки – анализ финансовых показателей на предмет их соответствия актуальным стандартам действующего законодательства.

В современной практике применяют различные виды аудита. Традиционная классификация подразумевает деление аудиторских проверок на внешние и внутренние.

Внешний финансовый аудит – это проверка бухгалтерской отчетности компании независимым аудитором или специализированной организацией. Заказать проведение аудиторской проверки могут учредители предприятия, держатели акций, инвесторы, кредитные организации и государственные органы.

Внутренний аудит является инструментом внутреннего контроля компании. Собственные аудиторские службы обычно функционируют в крупных организациях, которые имеют несколько филиалов.

Основными задачами аудиторской проверки являются:

  • объективная оценка системы бухгалтерского учета;
  • оценка законности и правильности осуществления финансовых операций;
  • выявление несоответствий стандартам налогообложения;
  • подтверждение достоверности/недостоверности отчетов;
  • составление списка рекомендаций по устранению выявленных недостатков;
  • учет событий, которые должны произойти в ближайшем будущем и могут повлиять на хозяйственную деятельность организации;
  • определение резервов для наращивания ресурсов.

Заключение по результатам аудиторской проверки, несомненно, повышает доверие к финансовой отчетности, однако аудитор не делает никаких выводов относительно эффективности действующей системы управления, а также не дает прогнозов. То есть с помощью аудита нельзя оценить уровень соблюдения интересов акционеров и учредителей предприятия.

Разновидности внешнего финансового аудита

Существует два основных вида внешнего финансового аудита – обязательный и инициативный. Обязательный аудит подразумевает всестороннюю проверку финансово-хозяйственной деятельности компании. Инициативный внешний аудит может представлять собой как комплексную проверку, так и частичную ревизию отдельных направлений в соответствии с запросом заказчика. Предлагаем подробнее остановиться на каждой разновидности внешнего аудита и проанализировать характерные особенности.

1. Обязательный аудит.

Обязательный аудит

Согласно действующему законодательству, обязательный внешний аудит проводится профессиональными аудиторскими организациями в случаях, если:

  • компания зарегистрирована как открытое акционерное общество;
  • ценные бумаги фирмы находятся в обращении на фондовых биржах и других рынках ценных бумаг;
  • сумма выручки предприятия от оказания услуг (выполнения работы, продажи товаров) за период, предшествующий отчетному году, превышает 400 миллионов рублей;
  • размер активов бухгалтерского баланса превышает 60 миллионов рублей на конец года, предшествовавшего отчетному периоду (исключение составляют органы государственной власти и местного самоуправления, государственные и муниципальные унитарные предприятия, учреждения, с/х кооперативы);
  • компания публикует или представляет консолидированную финансовую отчетность.

Данный перечень оснований для проведения внешнего финансового аудита не является исчерпывающим. Ежегодные аудиторские проверки также проводятся:

  • в кредитных и страховых компаниях;
  • в отношении профессиональных участников фондовых рынков;
  • на валютных, фондовых или товарных биржах;
  • в негосударственных пенсионных, акционерных инвестиционных и других фондах и т. д.

Правила проведения обязательного финансового аудита устанавливаются государством.

2. Инициативный аудит.

Инициативный аудит

Такие проверки проводятся по желанию экономического субъекта. Инициативный финансовый аудит может осуществляться аудиторскими компаниями или отдельными специалистами.

Направления и объемы проверки устанавливаются заказчиком. Инициативный финансовый аудит проводится в целях выявления и уменьшения юридических, финансовых и налоговых рисков. Данный вид внешней проверки актуален в случаях:

  • проведения проверок государственными органами;
  • приобретения или продажи организации;
  • назначения нового сотрудника на должность главного бухгалтера или при смене руководящего состава;
  • наличия сомнений в том, что в бухгалтерской отчетности представлены недостоверные данные.

В ходе внешнего финансового аудита осуществляется анализ отдельных статей бухгалтерской отчетности, дебиторской и кредиторской задолженности, обязательств компании и имущества, эффективности управленческой политики, расчетов по налогам и сборам и т. д.

Топ-3 статей, которые будут полезны каждому руководителю:

Суть внешнего финансового аудита

Экономический субъект, отвечающий за поведение внешнего финансового аудита, обязан:

  1. Осуществить всесторонний анализ активов и пассивов, а также доходов и расходов организации по каждому их типу и отдельно по каждому виду деятельности.
  2. Изучить финансовые коэффициенты, основы стоимостных оценок, признания обязательств и активов.
  3. Оценить воздействие всех факторов учетной политики, в т. ч. условные значения и оценки.
  4. Выявить и объективно оценить факторы, влияющие на основные финансовые показатели предприятия.
  5. Установить характер движения финансовых потоков и определить элементы, их направляющие.
  6. Сформулировать мнение о перспективах развития финансовой деятельности компании.
  7. Определить реальную возможность следования этим прогнозам с учетом нынешнего объема продаж и материального положения организации.

Этапы внешнего финансового аудита

Поскольку аудиторская проверка является довольно масштабным мероприятием, ее проведение осуществляется в несколько этапов.

1. Подготовка.

Рабочая деятельность аудитора начинается со знакомства с заказчиком. На данном этапе проверяющий должен получить максимально полную и достоверную информацию о деятельности организации. На основании полученных сведений аудитор оценивает возможность проведения ревизии (смогут ли сотрудники организации оказать помощь или нужно будет привлекать специалистов со стороны), а также рассчитывает примерные временные и материальные затраты.

На подготовительном этапе внешнего финансового аудита составляются рабочие таблицы, в которые вносится следующая информация:

  • специфика деятельности проверяемой компании и особенности ее местонахождения (географические, экономические, налоговые условия региона);
  • характеристика материального положения организации (платежеспособность, возможности преодоления экономического кризиса);
  • организационные и технологические нюансы деятельности предприятия (для понимания формулы себестоимости выпускаемой продукции);
  • данные о профессионализме сотрудников, ответственных за учет финансовых показателей;
  • уровень автоматизации процессов бухгалтерского учета (при помощи какой программы осуществляется учет финансовых показателей);
  • сведения об операциях с ценными бумагами;
  • особенности системы внутреннего контроля;
  • данные о финансовых обязательствах клиента;
  • материалы судебных разбирательств, в которых участвует заказчик.

Этапы внешнего финансового аудита

После изучения перечисленных позиций аудитор направляет клиенту письмо о проведении аудита. В письме указывается информация об объемах, сроках, стоимости ревизии и других нюансах предстоящей проверки. В итоге руководитель проверяемой организации и аудитор должны прийти к консенсусу в части условий проведения аудита. После этого все нюансы процесса отражаются в договоре оказания аудиторских услуг.

2. Планирование.

Успешность и эффективность аудиторской проверки практически полностью зависят от качества составления плана предстоящих работ. Планирование аудита – достаточно сложная процедура, которая требует серьезных временных затрат (иногда она занимает 1/5 общего времени, затраченного на проверку). Приведем примерный алгоритм рассматриваемого этапа:

  • предварительное планирование аудита;
  • подготовка и формирование общего плана;
  • подготовка и составление программы аудиторской проверки.

В процессе разработки общего плана следует учитывать специфику деятельности проверяемой компании, успешность функционирования систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, наличие проблемных мест в системе бухучета, временные затраты, определяемые объемом операций и уровнем автоматизации бухучета, а также необходимость в привлечении экспертов.

По согласованию с аудируемой организацией на этапе планирования разрабатывается график проведения внешней аудиторской проверки и определяется состав рабочей группы.

После этого составляется программа финансового аудита, в которой учитывается характер, продолжительность и объем запланированных процедур.

Планирование

Пункты плана и мероприятия аудиторской программы могут корректироваться по мере необходимости.

Внешний финансовый аудит заключается в сборе, анализе и оценке финансовых показателей, характеризующих хозяйственную деятельность проверяемой компании. В процессе финансовой проверки эксперты используют приемы и проводят мероприятия, соответствующие законодательным и внутрифирменным стандартам аудита.

К мероприятиям, направленным на сбор информации о финансовых данных аудируемой компании, относятся:

  • пересчет;
  • осмотр (обычно он осуществляется в ходе проведения инвентаризации);
  • подтверждение (для получения официальных сведений об остатках на банковских счетах и т. д.);
  • устный опрос;
  • инспектирование;
  • аналитические мероприятия (т. е. оценка финансовой отчетности при помощи сопоставления ее отдельных показателей).

Основной целью вышеуказанных мероприятий является выявление некорректных или сомнительных данных, на которые аудитор должен обратить особое внимание.

4. Оформление результатов.

Итоги внешнего финансового аудита оформляются следующими документами:

  • Аудиторским заключением, которое является официальным подтверждением достоверности данных бухгалтерской отчетности проверяемого предприятия. Заключение аудитора также должно содержать результаты объективного анализа имущественного положения и итогов деятельности компании за исследуемый период.
  • Письменным отчетом, включающим в себя данные обо всех некорректных сведениях, выявленных в процессе финансового аудита. Фиксация ошибок должна осуществляться аудитором в соответствии с актуальными стандартами нормативно-правовых документов. Помимо списка обнаруженных в ходе проверки ошибок, в отчете также должны быть указаны рекомендации по их устранению.
  • Документом, в котором аудитор излагает свое видение сложившейся ситуации, а также дает рекомендации по улучшению финансового состояния организации и повышению эффективности системы управления финансами предприятия.

Оформление результатов

В современной деловой практике заключение независимой аудиторской проверки является лучшим подтверждением надежности финансового состояния компании и высоко ценится партнерами, клиентами и кредитными организациями.

Чем еще полезен для компании внешний финансовый аудит

Помимо проверки достоверности и законности данных финансовой отчетности, внешний аудит может быть направлен на решение следующих задач:

  • оптимизацию налогового бремени и планирование налоговой нагрузки;
  • разработку рекомендаций руководителям и специалистам, ответственным за ведение бухучета, по разрешению финансовых трудностей;
  • преобразование российской отчетности в международный формат (если эта необходимость обусловлена спецификой деятельности компании);
  • совершенствование учетной политики организации в целях снижения налоговой нагрузки.

Внешний финансовый аудит проводится юридически и организационно независимыми субъектами: специалистами уполномоченных организаций или физическими лицами. Эксперт, проводящий проверку, должен гарантировать объективную, беспристрастную и полную оценку имеющихся данных. Внешние аудиторские проверки осуществляются за материальное вознаграждение, размер которого определяется соглашением сторон.

Кто может проводить внешний финансовый аудит компании

Обязательный аудит могут проводить только специалисты аудиторских компаний. Это значит, что физические лица (индивидуальные аудиторы) такими полномочиями не обладают.

Процесс выбора потенциального аудитора имеет свои нюансы. Так, проводить аудиторские проверки в организациях, уставный капитал которых не менее чем на 1/4 принадлежит государству или муниципальному образованию, должны компании, выбираемые по итогам открытого конкурса.

Еще один важный критерий при выборе потенциального аудитора – его независимость. Проводить внешнюю аудиторскую проверку не может лицо, входящее в число учредителей проверяемого предприятия либо занимающее должность, связанную с формированием финансовой отчетности аудируемой организации (близкие родственники перечисленных категорий граждан тоже не имеют прав на проведение аудита).

Проверять бухгалтерскую отчетность предприятия также запрещается аудиторским организациям, которые менее чем за 3 года до осуществления проверки оказывали услуги по восстановлению и ведению финансовой отчетности.

Инициативный аудит — добровольная, «по желанию» собственников или руководства компании, проверка достоверности и правильности бухгалтерского и налогового учета, информации в финансовой отчетности, позволяющая объективно оценить состояние бизнеса. Результаты инициативного аудита позволяют своевременно устранить выявленные недостатки, минимизировать риски штрафных санкций, выявить внутренние резервы компании и принимать верные стратегические решения.

Основные отличия инициативного аудита от обязательного

Главным отличием инициативной проверки от обязательной является добровольность ее проведения. Компания не обязана ее проводить, поэтому за отсутствие аудиторского заключения по результатам такой проверки ее невозможно оштрафовать.

Случаи проведения обязательного аудита финансовой отчетности содержатся в ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № «Об аудиторской деятельности».

Виды инициативного аудита

Проведение «добровольной» проверки может быть внутренним и внешним.

Внутренний аудит проводит собственная служба компании — служба внутреннего аудита. Это деятельность по оценке работы компании и повышению эффективности процессов корпоративного управления организацией, управления рисками, а также процессов внутреннего контроля. Плюсом внутреннего аудита является то, что аудиторы хорошо знают компанию изнутри, консультируют руководителей отдельных подразделений по юридическим, финансовым, организационным вопросам с учетом специфики конкретного производства, помогают устранить неточности в работе.

Определение внутреннего аудита компании закреплено в Международном стандарте аудита 610 «Использование работы внутренних аудиторов», утв. приказом Минфина РФ от 09.01.2019 № 2н.

Однако для объективного анализа финансово-хозяйственной деятельности компании, состояния ее дел и получения беспристрастного отчета рекомендуем прибегать к услугам независимых аудиторских фирм.

Внешний инициативный аудит проводят привлеченные эксперты: аудиторские организации или индивидуальные аудиторы, которые являются членами одной из саморегулируемых организаций аудиторов и обладают квалификационным аттестатом аудитора.

Обязательность вступления в профессиональные сообщества закреплена в Федеральном законе от 30.12.2008 № «Об аудиторской деятельности».

Кто инициирует проверку

Проведение инициативного аудита не регламентируется законодательством РФ и включает в себя различные проверки по усмотрению и желанию заказчика.

Обычно инициативный аудит как проведение «добровольной» проверки финансовой отчетности компании, эффективности ведения бухгалтерского и налогового учета проводится по инициативе ее собственников (учредителей, участников, акционеров) и руководства (генерального директора, директора, президента) в случаях:

  • смены руководства компании;
  • увольнения главного бухгалтера;
  • реорганизации бизнеса;
  • сомнения в качестве ведения бухгалтерского и налогового учета;
  • преддверия выездной налоговой проверки и пр.

В Законе «Об аудиторской деятельности» содержится общий термин «аудируемое лицо», «лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг». Под аудируемым лицом следует понимать организацию, чья отчетность проверяется аудитом. А лицом, заключившим договор на аудит (заказчиком), может быть как сама аудируемая организация, так и любой из ее собственников (участник или акционер).

Заключение аудитора (конечный результат инициативного аудита) передается только аудируемому лицу либо лицу, заключившему договор на оказание аудиторских услуг (п. 4 ст. 6 Закона № 307-ФЗ).

Инициативный аудит по общему правилу проводится по решению общего собрания участников — в обществах с ограниченной ответственностью (пп. 10 п. 2 ст. 33, ст. 48 Закона № 14-ФЗ «Об ООО»), общего собрания акционеров и совета директоров (наблюдательного совета) общества — в акционерных обществах (п. 3 ст. 85, п. 2 ст. 86 Закона № 208-ФЗ «Об АО»).

Однако ст. 48 Закона об ООО предусмотрено два различных случая назначения аудита: по инициативе и за счет общества, и по инициативе и за счет его участника. Во втором случае решение общего собрания участников общества о проведении аудиторской проверки и выборе аудитора не требуется, общее собрание в этом случае решает лишь вопрос о возможности компенсации расходов участника на проведение проверки (Постановление Президиума ВАС РФ от 13 мая 2008 г. N 17869/07).

В акционерных обществах отдельный акционер также может требовать аудиторской проверки АО, однако для этого необходимо владение 10 и более процентами голосующих акций этого АО (п. 3 ст. 85 Закона об АО).

Что дает инициативный аудит компании заказчика

Проведение инициативного аудита дает возможность руководству компании заранее проверить достоверность информации в учете и финансовой отчетности и своевременно принять решение о необходимости конкретных действий, избежав штрафов при проведении плановых, выездных проверок.

«Добровольное» проведение аудита может включать в себя ряд сопутствующих услуг (п. 7 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2008 № «Об аудиторской деятельности»):

  • постановку, восстановление и ведение бухгалтерского и налогового учета;
  • составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, налоговых расчетов и деклараций;
  • бухгалтерское, налоговое и управленческое консультирование;
  • юридическую помощь;
  • обучение в областях, связанных с аудиторской деятельностью и т.д.

Инициативный аудит помогает понять правильность ведения бухгалтерского и налогового учета, отражения учетных операций, при необходимости, принять меры по оптимизации бухгалтерской службы компании.

При продаже бизнеса инициативный аудит организации дает информацию об активах и текущих обязательствах компании, выручке и расходах, дебиторской и кредиторской задолженности и других финансовых показателях, необходимых для оценки рисков и объективной стоимости компании.

Как проводится инициативный аудит

Инициативная проверка компании может охватывать:

  • всю бухгалтерскую, налоговую или финансовую отчетность;
  • ее отдельные направления, например, налогооблагаемую базу по прибыли, НДС, дебиторскую или кредиторскую задолженность, чистые активы компании, краткосрочные или долгосрочные обязательства, нераспределенную прибыль, определенные группы расходов, расчеты с контрагентами, приходные и расходные кассовые операции и др.

Перечень подлежащих проверке участков учета зависит от масштабов компании и того, какие статьи баланса, регистры налогового учета и документы финансовой отчетности в большей степени нуждаются в проверке и подтверждении.

Инициативный аудит налогов (налоговый аудит) как аналог выездной налоговой проверки наиболее актуален в сегодняшнее время. При этом специалисты-аудиторы анализируют и контролируют правильность определения налоговой базы, расчета налогов и налоговую отчетность компании, помогают оптимизировать налогооблагаемую базу.

Инициативная проверка проводится:

  • сплошным способом — изучение и анализ всех совершенных операций, отраженных в первичных документах и отчетах и правильности их отражения в бухгалтерском и налоговом учете;

Этот способ проверки весьма трудоемок и применяется, как правило, на тех участках деятельности компании, которые связанны с движением денежных средств, основных средств и других активов и пассивов организации в соответствии с заданием, указанным в программе инициативного аудита.

  • выборочным способом — проверка содержания части операций (как правило, наиболее крупных по стоимости), отраженных в первичных документах и отчетах определенного периода.

Выборочный способ позволяет делать вывод о качестве учета компании в целом, однако существует риск пропустить ошибки. Поэтому на практике компании чаще заказывают услугу инициативного аудита сплошным способом, несмотря на его трудоемкость и, как следствие, более высокую стоимость.

В процессе проведения инициативного аудита организации специалисты-аудиторы выполняют следующие работы:

  • анализ системы внутреннего контроля компании;
  • анализ ее учетной политики;
  • анализ корректности отображения операций в учете;
  • анализ ведения налогового учета, заполнения налоговых регистров, расчетов и деклараций;
  • анализ расчетов с бюджетом и контрагентами;
  • анализ стоимости активов компании;
  • анализ специфических операций;
  • др. расширенные проверки, требуемые по техническому заданию.

По итогам проверки инициатор аудита вправе получить отчет (заключение) аудиторской организации о проверке. Требования к этому документу при проведении инициативного аудита те же, что и для обязательного.

Аудиторское заключение — документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, который содержит выраженное мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица (ст. 6 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 №

О том, что такое аудит, мы уже писали ранее, теперь же хотелось бы подробнее остановиться на том, как именно проходит аудиторская проверка и чего от не можно ожидать. Главной целью такой проверки является достоверность финансовой отчетности. И если компанию ожидает аудит, то прежде, чем «на борт» взойдут сторонние специалисты, лучше пройти их путем самостоятельно.

1 этап аудиторской проверки: подготовка

1 этап аудиторской проверки: подготовка

Многие руководители, даже прекрасно зная об этом этапе, его, мягко говоря, недооценивают. А ведь «знакомство с клиентом» – важнейшая часть работы профессионала. По сути, это разведка и рекогносцировка.

На этом этапе аудитор должен получить максимально полную правдивую информацию о деятельности компании. В первую очередь, это повлияет на последующие материальные затраты заказчика. Проще говоря, чем больше информации на предварительном этапе, тем меньше времени затратит основной процесс, а значит, клиенту это, в конечном итоге, обойдется не так дорого, а самому аудитору – будет проще.

Как правило, сбор такой предварительной информации оформляется в виде таблицы. Конечно же, разными фирмами могут использоваться разные методы или формы, но суть будет всегда одинакова и во вводные данные обязательно попадет такая инфа, как:

  • Особенности деятельности – региональные/отраслевые факторы: география, экономика, налоговая база;
  • Текущее финансовое положение – платежеспособность, потенциал преодоления кризиса;
  • Организация деятельности и технологии – для понимания ценообразования/себестоимости;
  • Опыт сотрудников финансового сектора – для понимания достоверности отчетности;
  • Уровень автоматизации на предприятии – тут будет интересно, какими средствами автоматизации компания пользуется для финансового/управленческого учета;
  • Присутствие на рынке ценных бумаг;
  • Система внутреннего контроля;
  • Текущие финансовые обязательства – если таковые имеются;
  • Участие в судебных разбирательствах – если ведутся.

Именно на основании этой информации аудитор составит так называемое «письмо о проведении аудита», в котором будут отражены все условия планируемой проверки.

2 этап: планирование аудиторской проверки

2 этап: планирование аудиторской проверки

Качественное проведение проверки очень зависит от сроков, и чтобы четко определить их границы, необходим продуманный и заранее составленный план работ на основании полученных данных.

Эта часть работ – одна из самых долгих. Она может занимать до 20% от общего процесса проверки. Разработанный план должен учитывать специфику предприятия, наличие сложных областей финансового учета и прочие «подводные камни», с которыми может столкнуться аудитор.

Кроме того, в процессе разработки плана проверки с компанией согласуется состав специалистов, входящих в группу проверяющих, объем процедур и сроки на выполнение поставленных задач.

Конечно, в процессе многое может пересматриваться. Все-таки спланировать все нереально, однако общая канва плана, скорее всего, будет выполняться безукоризненно, ну, если не наступит форс-мажор.

3 этап: проведение аудиторской проверки

3 этап: проведение аудиторской проверки

На данном этапе осуществляется сбор, оценка и анализ аудиторских доказательств. Для этого используются:

  • Осмотр;
  • Инвентаризация;
  • Сверка;
  • Опросы;
  • Инспектирование.

То есть, если говорить просто, специалисты должны сравнить достоверность отчетности с реалиями. Сами пройтись, пощупать, опросить сотрудников и сверить данные. На основе полученной информации выявляются верно или неверно отраженные факты, которые требуют уже особого внимания проверяющего.

4 этап: составление аудиторского заключения

Полученные данные анализируются проверяющими и на их основе выдается заключение, отражающее мнение о достоверности финансовой отчетности. Такой отчет может быть модифицированным и немодифицированным. В первом случае это будет означать сомнения аудитора, которые он не смог доказать. А во втором – значит, что все достоверно.

На самом деле, модифицированный отчет должен заставить руководство компании задуматься о том, что аудитор хоть и не нашел явных доказательств искажения отчетности – выявил существенные факторы, способные повлиять на суждения проверки, а значит искажать отчетность.

Автор: Ирина Стародубцева, аудитор-эксперт RosCo - Consulting & audit

Для достижения основной цели аудита – проверки достоверности формирования финансовой (бухгалтерской) отчетности, необходимо грамотно спланировать проведение аудиторской проверки.

В процессе проведения проверки аудиторы определяют формы и методы аудита в соответствии с федеральными и внутрифирменными стандартами аудита. Аудиторская проверка включает в себя следующие основные этапы.

1 этап. Подготовительный (предварительный) этап.

На данном этапе происходит знакомство аудитора с клиентом. Аудитор должен получить максимально полную и правдивую информацию о деятельности потенциального заказчика. Это необходимо, в первую очередь, для оценки возможности исполнения заказа (наличие квалифицированных кадров в компании либо привлечение со стороны), расчета временных и материальных затрат на проведение аудита.

Предварительный сбор информации осуществляется в рабочих таблицах, куда заносятся следующие сведения:

региональные и отраслевые особенности деятельности клиента (географические, экономические, налоговые условия региона);

финансовое положение клиента (платежеспособность, возможности преодоления экономического кризиса);

организационные и технологические особенности деятельности клиента (для понимания формирования себестоимости выпускаемой продукции);

информация об уровне квалификации сотрудников, отвечающих за формирование бухгалтерской (финансовой) отчетности;

уровень автоматизации учетных процессов (какая бухгалтерская либо управленческая компьютерная система используется для управленческого и бухгалтерского учета);

деятельность клиента на рынке ценных бумаг (операции с финансовыми векселями, акциями);

организация системы внутреннего контроля;

информация о финансовых обязательствах клиента;

материалы судебных разбирательств, в которых участвует клиент.

Данная информация необходима для определения объема аудита, возможных рисков и, соответственно, стоимости аудиторской проверки.

Далее аудитор направляет в адрес предполагаемой аудируемой компании письмо о проведении аудита (п.2 стандарта №12 «Согласование условий проведения аудита»).

Форма и содержание письма определяются особенностями предстоящей аудиторской проверки.

В конечном итоге аудитор и руководство аудируемой компании должны достичь определенных договоренностей в части условий проведения аудита. Согласованные условия отражаются в договоре оказания аудиторских услуг.

2 этап. Планирование.

Для того чтобы в установленные сроки качественно провести аудиторскую проверку клиента, необходимо составить продуманный план предстоящих работ.

Планирование аудита – трудоемкий процесс, который может занимать до 20% общего времени, затраченного на проверку.

Важно!

Данный этап включает в себя:

- предварительное планирование аудита;

- подготовку и составление общего плана аудита;

- подготовку и составление программы аудиторской проверки.

При разработке общего плана аудита необходимо принимать во внимание особенности деятельности аудируемого лица, систему бухгалтерского учета, наличие сложных областей бухгалтерского учета (например, подготовка оценочных показателей) и систему внутреннего контроля, риск и существенность, временные затраты в зависимости от объема операций и уровня автоматизации бухгалтерского учета, необходимость в привлечении экспертов (п.9 стандарта №3 «Планирование аудита»).

На этапе планирования составляется график проведения проверки (по согласованию с аудируемой компанией), формируется состав специалистов, входящих в аудиторскую группу.

Затем формируется программа аудита, в которой учитывается характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур. В программу аудита включаются проверяемые задачи финансовой (бухгалтерской) отчетности и время, запланированное на выполнение процедуры аудита.

Общий план аудита и, соответствующая ему программа аудита, могут по мере необходимости уточняться и пересматриваться.

3 этап. Проведение аудита.

Проведение аудита включает в себя сбор, оценку и анализ аудиторских доказательств, касающихся деятельности аудируемой компании. Аудит проводится на основе федеральных и разработанных внутрифирменных стандартов аудита, в которых содержатся процедуры, приемы аудиторской проверки.

Порядок проведения аудита (I часть)

Порядок проведения аудита (II часть)

Важно!

В процессе аудита используются следующие процедуры сбора информации: -пересчет; -осмотр (как правило, осмотр осуществляется в процессе проведения инвентаризации); -подтверждения (для получения информации об остатках на банковских счетах, о состоянии расчетов с контрагентами и пр.); -устный опрос; -инспектирование - проверка документов; -аналитические процедуры (т.е. методы оценки финансовой отчетности путем сопоставления отдельных ее показателей).

Целью применения аналитических процедур является выявление наличия или отсутствия необычных или неверно отраженных фактов, требующих особого внимания аудитора.

4 этап. Заключительный этап. Составление аудиторского заключения.

Для установления достоверности отчетности во всех существенных отношениях аудиторами проводится расчет количественного значения уровня существенности по данным бухгалтерской отчетности аудируемой компании.

Завершающим этапом аудита является составление отчета и выдача заключения с выражением мнения о достоверности бухгалтерской отчетности аудируемого лица.

Аудиторское заключение бывает немодифицированным и модифицированным.

Для получения немодифицированного заключения необходимо, чтобы все отчетные регистры достоверно отражали финансовое положение и результаты деятельности аудируемой компании.

Заключение второго типа выдается клиенту в случае появления существенных факторов, которые способны оказать влияние на суждение проверяющего либо когда у аудитора отсутствует возможность получения доказательств, что бухгалтерская (финансовая) отчетность клиента не содержит существенных искажений.

Читайте также: