История налогообложения в россии курсовая

Опубликовано: 18.05.2024

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 15:18, курсовая работа

Описание

История налогообложения в России – это довольно сложное переплетение и взаимодействие нескольких основных тенденций, характерных в большей или меньшей мере и для других стран, а не только для России. В значительной мере они сохранены и в современной России.
Целью курсовой работы будет является рассмотрение развития налогообложения в России в период с Древней Руси и заканчивая современным периодом, выявление общих закономерностей и нахождение отличительных особенностей этого процесса.
В заключении будет содержаться выводы того, что изложено в основной части, мы соотнесем их с общей целью курсовой работы.

Содержание

Введение…………………………………………. ………………………………3
Глава 1. История налогов IX – XIX вв
§ 1.1. Развитие налогообложения в Древней Руси………………………………………………………………………………. 6
§ 1.2. Налогообложение в России в XIII – XVII вв………………………………………………………………………………….11
§ 1.3. Налогообложение в Российской Империи в XVII – XIX вв………………………………………………………………………………….16
Глава 2. Налогообложение в России в XX в.
§ 2.1. Система налогообложения в России в советский и постсоветский период ……………………………………………………………………………………21
§ 2.2. Современные этапы развития налогообложения………………………………………………………………..27
Заключение………………………………………………………………………30
Список использованных материалов……………………………………………………………………….32

Работа состоит из 1 файл

Курсач.docx

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВСЕРОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ АКАДЕМИЯ

«Историческое развитие налогообложения».

студент очного отделения

юридического факультета ВГНА

группы ЮО-308 И.В. Антонийчук

Заместитель заведующего кафедры финансового и налогового права

Глава 1. История налогов IX – XIX вв

§ 1.1. Развитие налогообложения в Древней Руси…………………………………………………………………… …………. 6

§ 1.2. Налогообложение в России в XIII – XVII вв………………………………………………………………………… ……….11

§ 1.3. Налогообложение в Российской Империи в XVII – XIX вв………………………………………………………………………… ……….16

Глава 2. Налогообложение в России в XX в.

§ 2.1. Система налогообложения в России в советский и постсоветский период ……………………………………………………………………………… ……21

§ 2.2. Современные этапы развития налогообложения……………………………………… ………………………..27

Список использованных материалов…………………………………………………… ………………….32

В начале человеческой цивилизации философы определяли налог как общественно необходимое и полезное явление, несмотря на то, что известные им в то время налоговые формы были варварскими: военные трофеи, использование труда рабов, жертвоприношения и др.

Появление налогов связано с самыми первыми общественными потребностями. По мере развития человечества налоговые формы постепенно изменялись, приближаясь к их современному содержанию.

В наше время понятие налога приняло окончательный вариант и звучит оно так.

“Налог - это обязательные, индивидуально безвозмездные платежи, взимаемые с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. 1 ”

Со времени возникновения государства именно налоги стали необходимым механизмом в экономических отношениях общества, в рамках самых различных способов производства. Проблемы налогообложения постоянно занимали умы экономистов, философов и государственных деятелей различных эпох:

1) Ф. Аквинский (1225 или 1226 - 1274) определял налоги как дозволенную форму грабежа.

2)Ш. Монтескье (1689-1755) полагал, что ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им.

3)А. Смит (1723 - 1790) говорил о том, что налоги для тех, кто их выплачивает, - признак не рабства, а свободы.

Налоговая система возникла и развивалась вместе с государством. На первых ранних этапах цивилизации основной формой налогообложения можно считать жертвоприношение, которое далеко не всегда было добровольно, а являлось неким неписаным законом.

Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются совершенствованием налоговой системы. В современном мире — это основной доход государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

В целом в истории развития налоговой науки России определяющую роль сыграли два научных течения: неоклассическое, вобравшее идеи А. Смита и Д. Риккардо и марксизма.

В ходе написания курсовой работы нам будет необходимо установить что такое налог, налоговая система, налогообложение, узнать их значение. Благодаря этому в хронологическом порядке, поэтапно будет описано и проанализировано развитие налогообложения на территории России, начиная с первых упоминаний IXв. и заканчивая современным этапом в Российской Федерации. В ходе написания этой работы нам предстоит сравнить различные нормативно-правовые акты различных периодов времени. С помощью этого будут выведены закономерности развития налогообложения, учитывая различные исторические условия, в которых функционировало Русское государство на различных этапах своего существования.

Целью курсовой работы будет является рассмотрение развития налогообложения в России в период с Древней Руси и заканчивая современным периодом, выявление общих закономерностей и нахождение отличительных особенностей этого процесса.

В заключении будет содержаться выводы того, что изложено в основной части, мы соотнесем их с общей целью курсовой работы.

Глава 1. История налогов IX – XIX вв.

§ 1.1. Развитие налогообложения в Древней Руси.

В этой главе будет рассмотрено развитие налогообложения в период с Древней Руси до Российской Империи.

История налогообложения в России – это довольно сложное переплетение и взаимодействие нескольких основных тенденций, характерных в большей или меньшей мере и для других стран, а не только для России. В значительной мере они сохранены и в современной России.

“Первая тенденция – периодическое постепенное разрастание числа налоговых платежей и податей, заканчивающееся налоговой реформой, целью которой является упрощение податной системы и сокращение общего количества налогов. Через некоторое время после завершения реформы число налогов вновь начинает возрастать, давая начало следующему циклу реформирования.

Вторая тенденция – постоянное противопоставление прямых и косвенных налогов, попытки увеличить долю прямого обложения, которые, в конечном счете, приводили к противоположному результату – росту косвенного обложения.

Третья тенденция – постоянные колебания от акцизного обложения алкогольной продукции и винно-водочных изделий к государственной монополии на эти товары (винные откупа, казенная монополия). 2 ”

Эпоха объединения Древнерусского государства, начинается с конца IXв. Основной источник дохода казны в этот период - дань.

Дань – представляет собой прямой налог(подать) собираемый с населения. Первый упоминания о взимании дани относится к эпохе князя Олега.

По мере роста и усиления Киевского феодального государства дань теряла значение контрибуции и превратилась в подать, уплачиваемую населением государству. В Киевской Руси единицей обложения данью служил “дым”, который определялся количеством печей и труб в каждом домохозяйстве.

“Дым” сохранился в России до XVIIв. Дань взималась двумя способами: повозом и полюдьем.:

  1. Повоз – система привоза дани дани князю(Великому князю)
  2. Полюдье – система сбора дани путём снаряжения экспедиций.

“В эпоху Золотой Орды появляются подати и сборы, которые взимаются преимущественно раскладочным способом. Так называемые Выход Ордынский он взимался сначала баскаками, а затем самими русскими князьями. 3 ”

При Иоанне III налог на производство пива и мёда – медовая дань. В XV – XVIвв. Существовала пошлина на право выделки алкогольных напитков – явка.

В Древней Руси первые упоминания о дорожных пошлинах относятся к концу Xв. Взимались в виде:

  1. мыта – на перевозимые товары
  2. головщины- с торговых людей
  3. мостовщины и перевоза – на людей и товары.

В период феодальной раздробленности XIII – XIVвв. Кроме этих видов налогообложения постепенно распространялись судебные, торговые пошлины, а так же пошлины с соляных варниц, серебряного литья и других.

“К началу XVIIв. Данью или данными деньгами стали называть целую группу налогов (кроме дани прямой государственной подати). Взималась с черносотенных крестьян и посадских людей. Существовали следующие виды податей:

  1. военные - омские, пищальные, емчужные деньги.
  2. Военно-инженерные – сбор на городовое и засечное дело
  3. Административные – казначеевы и дьячные пошлины.. 4 ”

В России в XII-XIIIвв. Получил распространение натуральный оброк – один из видов феодальной ренты, уплачиваемой зависимыми крестьянами феодалам.

Оброк взимался не только с доходов от земледелия, но и от торгово – пошлинных занятий. После реформы 1861г. Оброк заменён выкупными платежами.

Натуральный оброк с крепостных крестьян соответствовала система натуральных повинностей – это возмещение государством на население о обязанностей выполнять определённые работы и представлять личное имущество в распоряжении органов государственной власти.

В русском государстве в XV_XVIIвв. Существовало пожилое – пошлина, которую уплачивал крестьянин при уходе от своего владельца за неделю до и после Юрьева дня. В связи с отменной Юрьева дня – его отменили.

Во второй половине XVIв. Многие налоги и сборы стали взиматься в денежной форме.

Взимались следующие виды денежных налогов и сборов:

  1. Полоняничные деньги – налог взимаемый для выкупа пленных
  2. Стрелецкие деньги – налог на содержание стрелецкого войска
  3. Сбор четверных денег (при Иоанне IV Грозном) – подать, взимаемая для содержания должностных лиц.

“К периоду царствования Ивана Грозного относится первое в российской упоминание о взимании акциза с мяса – в 1574г. Взималась пошлина при убое скота.

В конце XV – первой половине XXVIвв. В России учреждаются центральные органы управления – приказы. 5 ”

Существовали следующие виды финансовых приказов:

  1. Большого дворца
  2. Большого прихода
  3. Большой казны
  4. Новой четверти
  5. Счётных дел
  6. Полоняничный
  7. Стрелецкий
  8. Денежного и хлебного сбора
  9. Денежной раздачи
  10. Приказных дел

С XVIв. Косвенные налоги взимались через систему откупов, главными из которых были таможенные, соляные и винные.

В период царствования Михаила Федоровича Романова, служилых людей, живущих в посадах, обложили общим посадским тяглом – денежная и натуральная повинность крестьян и посадских людей. Так же одним из источников доходов казны в этот период стан иностранные займы( в основном английские займы, в замен англичане получили право на беспошлинную торговлю).

Особое место на Руси занимает церковная десятина.

Важнейшим источником дохода казны были торговые пошлины. В 1635г. разрозненные торговые пошлины заменены единой торговой пошлинной, взимавшаяся в размере 5 % с цены на любой товар. В 1646г. была увеличена ставка соляной пошлины , но из-за ряда соляных бунтов она была отменена.

“При Фёдоре Алексеевиче Романова с 1679г. взамен посошного обложения вводится подворный налог. В этот период основным источником государственных доходов являлись таможенные и кабацкие сборы составлявшие в 1680г. около 49% всех доходов бюджета. 6 ”

В завершении этого периода можно сделать несколько выводов по развитию налогообложения в Российском государстве в эти временные отрезки:

  1. финансовая система Древней Руси начала складываться только с конца 9 века в период объединения древнерусских племен. Основной формой поборов в княжескую казну была дань. После свержения татаро-монгольского ига податное дело было кардинально реформировано Иваном III

(конец 15-начало 16). Введены русские прямые (подушный налог) и косвенные налоги (акцизы и пошлины). В это время были заложены основы налоговой отчетности, введена первая налоговая декларация- сошное письмо. Площадь земельных участков переводилась в условные податные единицы- "сохи", на основании которых осуществлялось взимание прямых налогов.

  1. в 16-17 веках налогообложение на Руси было упорядочено и приведено в систему. Налоги становятся основным источником бюджета. Были созданы специальные органы, в компетенцию которых входил контроль за фискальной деятельностью приказов, за выполнением доходной части бюджета.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 17:38, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – определить сущность, раскрыть проблемы и перспективы развития налоговой системы РФ.
В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
отследить историю возникновения налогов в России;
описать этапы реформирования и становления налоговой системы РФ;
изучить принципы построения налоговой системы;
выделить характерные черты современной налоговой системы РФ;

Файлы: 1 файл

Асархинов241Налоги.doc

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный торгово- экономический университет»

Кафедра налогообложения и налогового менеджмента

Возникновение и развитие налогообложения в России

(дисциплина «Основы налогообложения»)

Дневная форма обучения

Финансово-Экономический Факуль тет

Зачетная книжка № 10252

Выполнил: Асархинов Бадма Евгеньевич

Руководитель: Викторова Наталья Геннадьевна

Введение

Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Основными задачами государственной политики России официально провозглашены создание рыночной экономики и ускорение экономического роста. В какой-то степени они решаются - распределение товаров и услуг происходит на основе свободных обменных сделок, рост валового внутреннего продукта страны в последние годы близок к поставленным задачам. Вместе с тем страна довольно медленно продвигается в сторону создания конкурентоспособного на мировом рынке производственного потенциала - весь рост фактически сводится к наращиванию объемов добычи и вывоза сырья, а также оборотов, связанных с ввозом готовой продукции из-за рубежа. И такой результат в значительной степени обусловливается особенностями применяемой системы налогообложения, включающей в себя и действующие налоги, и порядок налогового администрирования[ 16].

Налоговая политика представляет собой совокупность методов построения, изменения и реализации налоговых мероприятий с целью разграничить доходы между бюджетами разных уровней в соответствии с объемами поставленных перед ними задач, обеспечить надлежащее исполнение доходных частей бюджетов, создать условия для более четкого прогнозирования объемов доходных поступлений в бюджеты при внесении изменений в налогово-бюджетную систему, стимулировать экономический рост, повысить социальные гарантии и благосостояние незащищенных групп населения, сгладить резкую дифференциацию общественного развития[ 8, С.29].

Налоговая система – совокупность предусмотренных налогов и обязательных платежей, взимаемых в государстве, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, уплаты, взимания, контроля[ 23 ].

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. При соблюдении взаимных интересов государства и субъектов предпринимательской деятельности, стоящих по разные стороны одного распределительного процесса, создается комплексный механизм реализации фискальной политики.

Таким образом, налоговая система государства призвана обеспечивать реализацию общественно значимых мероприятий, направленных на экономическое развитие, а также укрепление в России принципов социального равенства и партнерства.

Актуальность темы «Эволюция налоговой системы в России»очевидна, так как в настоящее время в России происходит формирование нового подхода к разработке и реализации инструментов влияния фискальной политики государства на развитие динамики макроэкономических показателей национальной экономики.

Объектом исследования в курсовой работе является налоговая система Российской Федерации.

Предмет исследования - возникновение, развитие, современное состояние налоговой системы РФ.

Цель курсовой работы – определить сущность, раскрыть проблемы и перспективы развития налоговой системы РФ.

В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • отследить историю возникновения налогов в России;
  • описать этапы реформирования и становления налоговой системы РФ;
  • изучить принципы построения налоговой системы;
  • выделить характерные черты современной налоговой системы РФ;
  • показать противоречия действующей налоговой политики в РФ;
  • раскрыть основные направления налоговой политики на ближайшую перспективу.

В ходе выполнения курсовой работы использовались такие методы исследования как анализ, синтез, сравнение, обобщение, индукция, дедукция.

В качестве информационной базы исследования нами были изучены нормативно-правовые акты, статистические данные, издания отечественных авторов, журналы, публикации в специальных периодических изданиях, информация из интернет-сайтов. К числу наиболее выдающихся авторов, занимающихся изучением налогового механизма необходимо отнести Березина М.Ю., Бирюкова А.Г., Кашина В.А., Паскачёва А.Б., Пушкарёву В.М. и других. Их труды были изучены и использованы в процессе подготовки курсовой работы.

Для раскрытия цели курсовой работы особое внимание уделялось изучению нормативно-правовых актов, Налогового Кодекса РФ, публикациям специальных изданий, которые непосредственно посвящены вопросам формирования, планирования и развития эффективной налоговой системы в РФ.

Курсовая работа состоит из Введения, трёх глав, Заключения, Списка использованной литературы, Приложений. В первой главе с теоретических позиций рассматриваются исторические этапы реформирования налогов в России, роль налогов в современной экономической системе, система законов и иных нормативных актов, формирующих отечественную налоговую систему.

Вторая глава освящает проблемы межуровнего распределения доходов от поступления налогов в бюджет РФ, постановку задач и методов сбалансированного распределения доходов по уровням бюджета РФ.

В третьей главе выявлены проблемы современного налогового законодательства и определены меры по повышению эффективности всей системы государственного управления путём создания программно-целевых принципов деятельности органов исполнительной власти всех уровней.

ГЛАВА 1. Становление и развитие налоговой системы РФ

1.1. Этапы реформирования налоговой системы

Созданная в Российской Федерации налоговая система по своей общей структуре и по перечню налоговых платежей в основном соответствует системам налогообложения в странах с рыночной экономикой.

Рассмотрим исторические аспекты формирования современной налоговой системы Российской Федерации. В её развитии выделяют следующие этапы: становления, неустойчивого налогообложения, подготовки налоговой реформы, реформирования налоговой системы.

Первые признаки формирования налоговой системы появились во второй половине 80-х годов прошлого столетия, когда существовало еще союзное государство, но началось постепенное изменение экономического строя общества. Кроме государственных начали образовываться предприятия других форм собственности: акционерные, с участием иностранного капитала, совместные и другие.

С 1 января 1991 года был введен в действие Закон СССР от 14 июня 1990 года "О налогах с предприятий, объединений и организаций", в соответствии с которым были установлены следующие общесоюзные налоги: налог на прибыль; налог с оборота; налог на экспорт и импорт; налог на фонд оплаты труда колхозников; налог на прирост средств, направляемых на потребление; налог на доходы и другие.

На территории Российской Федерации была установлена "одноканальность" сбора налогов. Это означало, что все налоговые платежи предварительно поступали в российский бюджет, а затем часть их предусматривалось перечислять в союзный бюджет на согласованные расходы.

Основы становления современной налоговой системы в Российской Федерации были заложены в конце 1991 года. Был принят Закон РФ от 27.12.91 г. "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", который устанавливал общие вопросы налоговых взаимоотношений между государством и налогоплательщиками.

Этот закон впервые в новейшей истории России установил общие принципы построения налоговой системы, определил перечень налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов. В него были включены положения о правилах установления и введения в действие новых налогов.

С 1 января 1992 года вступили в действие соответствующие законы по конкретным видам налогов: «О плате за землю», «Налог на добавленную стоимость», «Акцизы», «Подоходный налог с физических лиц», «Налог на прибыль предприятий и организаций», другие законы.

С принятием выше названных законов впервые в России была создана налоговая система. Необходимость ее создания была вызвана экономическими преобразованиями, переходом к рыночной экономике. Налоговая система должна была ограничить стихийность рыночных отношений, активно воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктуры, способствовать снижению инфляции.

Созданная налоговая система в первые годы реформ в экономике России в определенной степени выполняла свою роль. Она обеспечивала минимальные потребности государства в финансовых ресурсах на всех уровнях бюджетной системы.

Однако по мере углубления рыночных преобразований всё очевиднее выявлялись недостатки действующей налоговой системы, она все более становилась несоответствующей происходящим изменениям в экономике.

Поэтому следующий этап развития налоговой системы характеризуется как этап неустойчивого налогообложения. В течение ряда лет экономических реформ в законодательство о налогах ежегодно, а нередко и по несколько раз в год вносились многочисленные поправки. Они решали лишь узкие вопросы и не затрагивали основные положения построения налоговой системы. При этом вносимые изменения в налоговое законодательство не всегда были обоснованными. Так, в декабре 1993 года было предоставлено право региональным и местным органам власти вводить неограниченное число налогов. Таким образом, был нарушен один из основных принципов построения налоговой системы - принцип ее единства. В результате налоговая система, которая сложилась к концу 90-х гг. в России, из-за несовершенства ее отдельных элементов стала препятствовать экономическому развитию страны.

Имела место высокая налоговая нагрузка на законопослушных налогоплательщиков. Большое количество льгот, многочисленные лазейки для сокрытия доходов и неуплаты налогов создали в стране атмосферу отсутствия честной конкуренции законопослушных и незаконопослушных налогоплательщиков. Это способствовало развитию теневой экономики. Все более проявлялась фискальная функция налогов, а налоговые поступления в бюджет государства сократились, что приводило к росту бюджетного дефицита. Налоги все в меньшей степени стали выполнять функцию регулятора производства. Возникла необходимость изменения налоговой политики государства.

Поэтому с середины 90-х годов начинается этап подготовки налоговой реформы. С 1996 года последовательно сокращалось число многочисленных налоговых льгот, отменялись отдельные налоги, которые искажали суть налоговой системы. Был восстановлен принцип единства налоговой системы, ликвидировано право региональных и местных органов власти устанавливать новые налоги. Одновременно с этим шла разработка и подготовка к принятию Налогового кодекса, как единого налогового документа.

После названного этапа начался этап реформирования налоговой системы. В 1998 году была принята и с 1 января 1999 года начала действовать первая часть Налогового кодекса. Это общая часть, которая регламентирует важнейшие положения налоговой системы России, в частности перечень действующих налогов и сборов в России, порядок их введения и отмены, а также весь комплекс вопросов взаимоотношений государства с налогоплательщиками и их агентами.

С 1 января 2001 года вступила в действие вторая часть Налогового кодекса, которая регламентирует вопросы конкретного применения основополагающих налогов. В настоящее время работа над второй частью Налогового кодекса практически завершена.

Итак, дадим характеристику основных элементов налоговой системы Российской Федерации на современном этапе.

Элементами любой системы, характеризующими налоговую систему как таковую, являются:

1) виды налогов, законодательно принятые в государстве органами законодательной власти соответствующих территориальных образований.

На территории нашей страны взимают три вида налогов: местные, региональные и федеральные.

Федеральные налоги и сборы устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации. В настоящее время к федеральным налогам и сборам относятся:

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 13:23, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования является налоговая система Российской Федерации.
Цель курсовой работы: определить сущность, раскрыть проблемы и проследить историю развития налоговой системы РФ, ее этапы и основные принципы. Методологической и теоретической основой работы послужили учебники и учебные пособия. Практическое значение данной работы состоит в том, чтобы данная тема является актуальной в современных экономических условиях.

Содержание

Введение 5
1. История возникновения налогов в России 7
2. Этапы реформирования налоговой системы 10
3. Понятие налогового права и его место в системе российского права 16
4. Принципы налогообложения в РФ 18
5. Общие и частные теории налогов 21
Заключение 26
Список использованной литературы 28

Прикрепленные файлы: 1 файл

курсовая.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ

Коломенский институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Специальность 080507 - «Менеджмент организации»

по дисциплине «Налогово-бюджетная система»

«История развития налоговой системы»

студент группы М-41 __________________________ О.С. Алёшина

преподаватель ___________________________ к.э.н., доц. Ю.Н. Барышова

подпись преподавателя (должность, ученое звание)

Дата: ________________ Оценка:________________

г. Коломна, 2013 г.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Коломенский институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет_____________________ ______________________________ ______________________________ ___

Кафедра ______________________________ ______________________________ _____

Специальность ______________________________ ______________________________ __________________

Задание на курсовую работу (проект)

По____________________________ ______________________________ ______________________________ ____

студенту __________курса, группы ______________________________ ______________________ отделения

______________________________ ______________________________ ______________________________ _____

Фамилия, Имя, Отчество

Тема задания_______________________ ______________________________ ______________________________

______________________________ ______________________________ ______________________________ _____

______________________________ ______________________________ ______________________________ _____

Дата выдачи задания_______________________ ______

Срок предоставления к защите____________________

Объем курсовой работы:

  1. Расчетно-аналитическая записка

______________________________ ______________________________ ______________________________

______________________________ ______________________________ ______________________________ _

______________________________ ______________________________ ______________________________ _

______________________________ ______________________________ ______________________________ _

______________________________ ______________________________ ______________________________ _

  1. Графическая часть

______________________________ ______________________________ ______________________________ _____

______________________________ ______________________________ ______________________________ _____

______________________________ ______________________________ ______________________________ _____

______________________________ ______________________________ ______________________________ _____

Курсовая работа содержит 28 страниц, 13 источников литературы.

Налоги, налоговая система, система налогообложения, прямые налоги, косвенные налоги, теория налогообложения, налоговое законодательство, налоговое ведомство, налог с продаж, единый налог на вмененный доход, налоговые ставки, налоговые льготы, налоговая ставка, региональные налоги, местные налоги, федеральные налоги, налоговое регулирование, инвестиционный налоговый кредит, налог на прибыль, налог на имущество предприятий, консолидированный бюджет, бюджетные расходы, подоходный налог, налоговое бремя, Налоговое право, НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК, Налоговое право, Налоговая теория.

Объектом исследования является налоговая система Российской
Федерации.

Цель курсовой работы: определить сущность, раскрыть проблемы и проследить историю развития налоговой системы РФ, ее этапы и основные принципы.

Методологической и теоретической основой работы послужили учебники и учебные пособия.

Практическое значение данной работы состоит в том, чтобы данная тема является актуальной в современных экономических условиях.

1. История возникновения налогов в России 7

2. Этапы реформирования налоговой системы 10

3. Понятие налогового права и его место в системе российского права 16

4. Принципы налогообложения в РФ 18

5. Общие и частные теории налогов 21

Список использованной литературы 28

Введение

Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Основными задачами государственной политики России официально провозглашены создание рыночной экономики и ускорение экономического роста. В какой-то степени они решаются - распределение товаров и услуг происходит на основе свободных обменных сделок, рост валового внутреннего продукта страны в последние годы близок к поставленным задачам. Вместе с тем страна довольно медленно продвигается в сторону создания конкурентоспособного на мировом рынке производственного потенциала - весь рост фактически сводится к наращиванию объемов добычи и вывоза сырья, а также оборотов, связанных с ввозом готовой продукции из-за рубежа. И такой результат в значительной степени обусловливается особенностями применяемой системы налогообложения, включающей в себя и действующие налоги, и порядок налогового администрирования [8].

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия.

Таким образом, налоговая система государства призвана обеспечивать реализацию общественно значимых мероприятий, направленных на экономическое развитие, а также укрепление в России принципов социального равенства и партнерства.

Актуальность темы «История развития налоговой системы» очевидна, так как в настоящее время в России происходит формирование нового подхода к разработке и реализации инструментов влияния фискальной политики государства на развитие динамики макроэкономических показателей национальной экономики.

Объектом исследования в курсовой работе является налоговая система Российской Федерации.

Предмет исследования - возникновение, развитие, современное состояние налоговой системы РФ.

Цель курсовой работы – определить сущность, раскрыть проблемы и проследить историю развития налоговой системы РФ, ее этапы и основные принципы.

В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. отследить историю возникновения налогов в России;
  2. описать этапы реформирования и становления налоговой системы РФ;
  3. изучить принципы построения налоговой системы;
  4. рассмотреть общие и частные теории налогов.

История возникновения налогов в России

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства, развитие и изменения форм которого неизменно сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги - основной источник доходов государства. Кроме этой чисто финансовой функции налоги используются для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно - технического прогресса.

Проблемы налогообложения постоянно занимали умы экономистов, философов, государственных деятелей самых разных эпох. Ф. Аквинский (1225 или 1226 - 1274) определял налоги как дозволенную форму грабежа.
Ш. Мотескье (1689-1755) полагал, что ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им. А один из основоположников теории налогообложения А. Смит (1723 - 1790) говорил о том, что налоги для тех, кто их выплачивает, - признак не рабства, а свободы [9,с.33].

Таким образом, налоговая система возникла и развивалась вместе с государством.

Хотя политическое объединение русских земель относится к концу XV в., стройной системы управления государственными финансами не существовало еще долго. Большинство прямых налогов собирал Приказ большого прихода, однако одновременно с ним обложением населения занимались территориальные приказы. В связи с этим финансовая система России в XV-XVII вв. была чрезвычайно сложна и запутана.

Только в конце XVIII в. закладывались основы современного государства, проводящего активную экономическую, в том числе финансовую и налоговую политику. Это касается, как стран Западных Европы, так и России. В этот же период создавалась теория налогообложения. Ее основоположником считается шотландский экономист и философ А. Смит.

При Петре I были образованы 12 коллегий, из которых 4-е заведовали финансовыми вопросами. Екатерина II (1729-1796) преобразовала систему управления финансами. В 1802 г. манифестом Александра I «Об учреждении министерств» было создано Мин. Финансов и определена его роль.

На протяжении XIX в. В России главным источником доходов оставались прямые (подушная подать и оброк) и косвенные (акцизы) налоги. Отмена подушной подати началась с 1882 г. Кроме прямых налогов существовали земские сборы, специальные сборы, пошлины.

В 80-х гг. XIX в. начало внедряться подоходное налогообложение. Был установлен налог на доходы с ценных бумаг и т.д. Ставки налога в России, вне всякого сомнения, стимулировали промышленников к получению максимальной прибыли (т.к. рост ставки налога на прибыль в зависимости от размеров прибыли был достаточно мал).

В России в конце XIX в. начался период урбанизации и развития капитализма, происходили не только количественные, но и качественные изменения в налоговой системе.

Однако развитие налоговой системы России было прервано: сначала I мировая война (увеличение бумажно-денежной эмиссии, повышение сборов, налогов, акцизов, падение покупательной способности рубля, уменьшение золотого запаса, увеличение внутреннего и внешнего долгов и пр.), потом февральская революция (нарастание инфляции, развал хозяйства, эмиссия необеспеченных денег).

Очередной спад во всей бюджетно-налоговой системе наступил после Октября 1917 года. Основным источником доходов власти опять стала эмиссия и контрибуция, что отнюдь не способствовало налаживанию хозяйства.

Определенный этап налаживания финансовой и налоговой системы наступил после провозглашения НЭПа. Появились иностранные концессии, разработана система налогов. Период НЭПа показал, что нормальное налогообложение возможно только при правовой обособленности предприятий от государственного аппарата управления. В течение 1922 - 1926 г. доля прямых налогов возросла от 43 до 82 процентов.

В этот период важную роль в налоговой системе играл налог с оборота. В Европейских странах он эволюционировал в НДС, в России же он больше тяготел в сторону акцизов. На протяжении многих лет налог с оборота вызывал отклонение цен на товары от их стоимости, препятствовал установлению рыночных цен и развитию хозрасчетных отношений. Другим важным налогом был подоходно-поимущественный налог. Он представлял собой, прежде всего налог на капитал. Поимущественное обложение было прогрессирующим. В результате всякое слияние капиталов было практически невозможным. Плюс к этому дважды облагались налогом доходы участников акционерного общества: сначала как совокупный доход акционерного общества, а затем как выплаченные дивиденды. Подобный налоговый гнет толкал частных предпринимателей на путь спекуляции, препятствовал рациональной концентрации и накоплению капитала даже на самом примитивном уровне.

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 19:33, курсовая работа

Краткое описание

Предмет моей курсовой работы – история налогообложения в России, начиная со времен Древней Руси, до наших дней. В своей работе я отображаю само формирование налогообложение, налоговых органов и самих видов налогов, а так же как выглядела структура налоговых органов на каждом этапе развития налогообложения.

Оглавление

Глава I. СТАНОВЛЕНИЕ НАЛОГООБЛАЖЕНИЯ РОССИИ – ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ ДО ИМПЕРСКОЙ РОССИИ ………………………………………….….5

Глава II. НАЛОГООБЛАЖЕНИЕ РОССИИ ДО РЕВОЛЮЦИИ

§1. Конец крепостного права в России…………………………………. …….13
§2. Начало I мировой войны. Февральская и

Глава III. НАЛОГООБЛАЖЕНИЕ СОВЕТСКОГО СОЮЗА

§1. Развитие налогообложения в послереволюционной России…. …………16

§2. Налоговая реформа 1930 – 1932гг………….…….………………….……..20

§3. Изменения в налоговом законодательстве СССР

§4. Реформы налоговой системы в СССР в 1985—1991 гг. …………………22

Глава IV. РОССИЯ - НАШИ ДНИ……………. ………………………………24

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ История налогообложения России_Кузнецова Д. гр231.docx

Глава I. СТАНОВЛЕНИЕ НАЛОГООБЛАЖЕНИЯ РОССИИ – ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ ДО ИМПЕРСКОЙ РОССИИ ………………………………………….….5

Глава II. НАЛОГООБЛАЖЕНИЕ РОССИИ ДО РЕВОЛЮЦИИ

§1. Конец крепостного права в России…………………………………. …….13
§2. Начало I мировой войны. Февральская и

Глава III. НАЛОГООБЛАЖЕНИЕ СОВЕТСКОГО СОЮЗА

§1. Развитие налогообложения в послереволюционной России…. …………16

§2. Налоговая реформа 1930 – 1932гг………….…….………………….……..20

§3. Изменения в налоговом законодательстве СССР

§4. Реформы налоговой системы в СССР в 1985—1991 гг. …………………22

Глава IV. РОССИЯ - НАШИ ДНИ……………. ………………………………24

Предмет моей курсовой работы – история налогообложения в России, начиная со времен Древней Руси, до наших дней. В своей работе я отображаю само формирование налогообложение, налоговых органов и самих видов налогов, а так же как выглядела структура налоговых органов на каждом этапе развития налогообложения.

Как известно государство и налоги это два связанных между собой института – государство для обеспечения своей финансовой деятельности финансовой

использует налоги, а налоги, в свою очередь, не могут проявить все свои функции без государства.

Изначально налоги выполняли военную функцию государства: формирование и содержание армии, а затем по мере развития государства – фискальную, регулятивную и контрольную функции.

История налогообложения в России выделяет три основных этапа становления системы налогообложения:

I этап - налоговая система в государстве отсутствовала, поэтому органы власти сами устанавливали количество денежных средств, взимаемых в виде налога. Данная функция возлагалась на город или общину. На данном этапе характерна «случайность» возникновения налогов, так как сборы не имели постоянного характера и зависели от различных причин – начала войны, голода, эпидемии.

II этап - временные рамки – конец XVII – начало XVIII вв. На данном этапе становление государства уже завершилось. Строится налоговая система, более четко определены функции и задачи государства. Из разряда «случайных» налоги перешли в постоянные. Система налогообложения находит свою регламентацию в законах и тем самым становится одним из важных источников пополнения казны. Появляются специальные органы, осуществляющие сбор налогов. В науке начинают говорить о налоговом контроле.
III этап - дальнейшее развитие налоги получили в XIX в. В этот период характерен рациональный подход к установлению налогов – четкое соответствие функциям и задачам государства. Большое внимание уделяется правовой регламентации сборщиков налогов и судебной защиты налогоплательщиков от несанкционированных действий налоговых органов. Верховенство налогообложения по-прежнему принадлежит государству, хотя некоторые функции оно делегировало региональным органам власти.

В СССР налоги взимались от хозяйственной деятельности предприятий, налог с оборота и др. Это связано с политикой, которая была выбрана советскими чиновниками.
В 1990 г. Россия взяла курс на рыночные отношения и строительство правового государства. Данные события имели большое влияние на дальнейшее развитие налогов и налоговых отношений вообще. Они поставили данные отношения на рельсы международного правового регулирования. Источниками налогового законодательства являются Налоговый Кодекс РФ и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах.

В своей курсовой работе, я рассмотрю подробнее временные периоды всех трех этапов развития налогообложения в России:

2). Петровская эпоха;

3). Имперская Россия;

4). Россия до и после революции 1917 года;

5). Советский Союз до 1991 года;

Глава I. СТАНОВЛЕНИЕ НАЛОГООБЛАЖЕНИЯ РОССИИ – ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ ДО ИМПЕРСКОЙ РОССИИ

§1. Древняя Русь.

В Древнерусском государстве (конец IX в.) основным источником доходов казны стала дань — прямой налог (подать), собираемый с населения. Первые упоминания о взимании дани относятся к эпохе князя Олега (? — 912). При этом древнерусские летописи именуют «данью» военную контрибуцию. По мере роста и усиления Киевского феодального государства дань перестала быть контрибуцией и превратилась в подать. Единицей обложения данью в Киевской Руси был «дым», определявшийся количеством печей и труб в каждом домохозяйстве, рало или плуг (известное количество пашни). Обложение «по дыму» известно с давних времен. При сборе некоторых прямых налогов счет «на дым» сохранялся в России до XVII в. (раскладка мирских повинностей, деньги на ратных людей, на выкуп пленных, стрелецкая подать), а в Закавказье — до начала XX в. Дань платили предметами потребления (мехами и пр.) или деньгами - «по шлягу от рала» 1 (под ралом понималась единица обложения — плуг или соха, а шляг — арабские монеты, платежное средство того времени на Руси).

Дань взималась двумя способами: «повозом» и «полюдьем». Под «повозом» понималась система привоза дани князю (великому князю), а под «полюдьем» — система сбора дани путем снаряжения экспедиций. Первоначально дань собиралась при личном участии князя и его дружины (полюдье), позднее устанавливались места сбора дани и лица, ответственные за ее сбор. Дань как прямая подать существовала в XI—XII вв. и первой половине XIII в.

Во времена Золотой Орды (1243—1480) появились различного рода подати и сборы с податного населения, взимавшиеся преимущественно раскладочным способом. Известно 14 видов «ордынских тягостей», из которых главными были: «выход» («царева дань»), налог непосредственно монгольскому хану; торговые сборы («мыт», «тамка»); извозные повинности («ям», «подводы»); взносы на содержание монгольских послов («корм») и др. В XIII в. дань взималась в пользу ханов Золотой Орды ( выход ордынский), платили ее русские князья начиная с Ярослава Всеволодовича (1191 — 1246, в 1236—1238 гг. княжил в Киеве, с 1238 г. — великий князь Владимирский) более 200 лет. В 1257 г. для сбора дани татарскими численниками были проведены первые переписи населения (Суздальской, Рязанской, Муромской, Новгородских земель). Выход взимался с каждой души мужского пола и со скота.

Иоанне III (1440—1505, великий князь Московский с 1462 г.) в 1480 г. уплата выхода была прекращена. Хотя в договорных и духовных грамотах и после 1480 г. встречаются упоминания о выходе ордынском, но эти средства шли на содержание татарских царевичей, живших в России. Кроме того, Иоанн III закрепил исключительное право казны перерабатывать хмель, варить мед и пиво — медовая дань. 1 В XV—XVI вв. существовала пошлина за право продажи алкогольных напитков —яеуся.

С конца X в. взималась дорожная пошлина (сначала в пользу Золотой Орды, затем — князей и монастырей). Взималась в виде мыта (на перевозимые товары), годовщины (с торговых людей), мостовщины и перевоза (на людей и товары). Многочисленные дорожные пошлины были отменены только в 1654 г., а мостовщина и перевоз — в 1753 г. 2

В феодальный период (XIII—XIV вв.), кроме указанных видов налогообложения, появились судебные, торговые п ошлины, а также пошлины с соляных варниц, серебряного литья и др. 3 Гостиная пошлина взималась за право иметь склады, торговая — за право устраивать рынки. Судебная пошлина « вира» взималась за убийство, пошлина « продажа» — за другие преступления. К началу XVII в. данью или данными деньгами стали называть целую группу налогов (кроме дани — прямой государственной подати), взимавшихся с черносошных крестьян и посадских людей.

Со второй половины XVI в. налоги и сборы взимались в денежной форме. В военное время вводили чрезвычайные налоги: пищальные деньги предназначались на покупку огнестрельного оружия, емчужные — на изготовление пороха, полоняничные взимались для выкупа полоняников — людей, захваченных в плен татарами и турками, совершавшими частые набеги на южные территории. В 1679 г. полоняничные деньги вошли в состав стрелецких денег, представлявших собой налог на содержание стрелецкого войска.

При Иоанне IV Грозном (1530—1584) в 1555 г. установлен сбор четвертовых денег (денег из чети), представлявших собой подать, взимавшуюся с населения для содержания должностных лиц. Сбор их осуществляли чети — центральные государственные учреждения (XVI—XVII вв.), ведавшие сбором разного вида податей (оборонные, стрелецкие, ямские, полоняничные деньги, таможенные и кабацкие пошлины). К XVII в. функционировало шесть четей: Владимирская, Галицкая, Костромская, Нижегородская, Устюгская и Новая.

Еще во времена Золотой Орды появился термин «пошлинные люди», означавший знатных лиц, которые брали на откуп дань ханам. При Иоанне IV пошлинные люди состояли при наместниках и собирали с городов и окружных жителей разного рода пошлины, это аналог западноевропейских откупщиков.

С 1556 г. проводились реформы государственного и местного управления, были ликвидированы кормления (система содержания должностных лиц за счет местного населения), упразднена власть наместников и волостелей, вместо них учреждены губные и земские учреждения.

В период царствования Михаила Федоровича (1596—1645, царь с 1613 г., первый царь из рода Poмaнoвых) взимание податей стало основываться на писцовых книгах. Служилых людей, живущих в посадах, обложили общим посадским тяглом. (Под термином «тягло» порой понимались все виды прямых налогов.) Тяглом облагался не член общины, а определенная единица, округ, волость как совокупность хозяйств. От тягла освобождала гражданская служба по назначению от правительства, военная служба, дворцовая, придворная и отчасти принадлежность к купеческому сословию. С XVII в. эти привилегии стали подвергаться ограничениям.

В XV—XVI вв. (период становления централизованного государства) распространение получила подать, поступавшая в казну Московского князя (впоследствии — царя), взимавшаяся в качестве посошного обложения. Данный вид налогообложения получил свое название от «сохи». Соха — единица обложения в Московском государстве с XIII в. до середины XVII в., когда соха стала заменяться новой податной единицей — «живущей четвертью». В различные периоды на отдельных территориях значение сохи неоднократно менялось.

§2. Петровская эпоха.

С началом царствования Петра I, Россия вступает на новый этап своего развития – «европеизация» страны, строительство новых городов, фабрик, заводов, развитие науки, ведение многочисленных войн, поддержание армии и строительство флота 1 , требовало больших финансовых затрат. Постоянная нехватка материальных ресурсов вынудило введение «чрезвычайных налогов» : деньги драгунские, рекрутские, корабельные, подать на покупку драгунских лошадей. Для создания и разработок новых видов налогообложения вводятся новые должности – прибыльщики, обязанностью которых была «сидеть и чинить государю прибыли» - придумывать новые виды податей. По их инициативы введены: подушная подать, гербовый сбор, налоги с постоялых домов, с печей, плавных судов, арбузов, орехов, продажи съестного, с найма домов, ледокольный и другие налоги и сборы. Введено удвоенное обложение податями староверов. Уже начиная с 1704 г. вводились сборы: поземельный, померный и весный, хомутейный, шапочный и сапожный - от клеймения хомутов, шапок и сапог, подужный, с извозчиков - десятая доля найма, посаженный, покосовщинный, кожный - с конных и яловочных кож, пчельный, банный, мельничный и другие.

Начало налоговой системы Российской Федерации как самостоятельного суверенного государства относится к 1991 году. В это время проводится широкомасштабная налоговая реформа. Принимаются Законы 27 декабря 1991 года: «Об основах налоговой системы в РФ»; «О налоге на прибыль»; «О налоге на добавленную стоимость»; «О подоходном налоге на физических лиц». Эти законодательные акты — фундамент налоговой… Читать ещё >

  • Выдержка
  • Похожие работы
  • Помощь в написании

История налогообложения в России ( реферат , курсовая , диплом , контрольная )

История налогообложения в России Финансовая система Древней Руси начала складываться только с конца IX века, в период объединения древнерусских племен и земель в связи с принятием в 988 году христианства — крещением Руси.

Основной формой поборов в княжескую казну была Дань.

После свержения татаро-монгольского ига налоговая система кардинально реформирована Иваном III (конец XV — начало XVI вв.): введены Прямые (подушный налог) и Косвенные Налоги (акцизы и пошлины), в это же время вводится первая налоговая декларация — Сошное Письмо.

В царствование Алексея Михайловича (1629 — 1676) система налогообложения России была упорядочена. Так, в 1655 г. был создан специальный орган — Счетная Палата.

Эпоха реформ Петра I (1672 — 1725) сыграла особую роль в становлении и развитии налогообложения. Именно в это время государство превращалось в светское общество, а поэтому церковное право отделилось от гражданского, которое ориентировалось на потребности международной торговли. Насаждались западные установки, которые заключались в непротиворечивости закону, в это время начинается бурное развитие промышленности. Развитию промышленности предшествовала реформа налоговой системы. Появились новые налоги, даже налог на бороды.

Подушной налог составлял половину всех бюджетных доходов империи. Были введены: гербовый сбор, подушной сбор с извозчиков, налоги с постоялых дворов, с церковных верований и другие.

В период правления Екатерины II (1729 — 1797) совершенствуется управление государственными органами: вводятся экспедиции государственных доходов, ревизий, Взимание Недоимок. Для купечества была введена гильдейская подать — процентный сбор с объявленного капитала. Характерно, что размер капитала записывался «по совести каждого» ("https://referat.bookap.info", 15).

Налоговая система России XVIII в. отличалась взиманием Косвенных налогов, их доля составляла 42% доходов казны. Интересно это время тем, что в 1810 году Государственный совет России утверждает программу финансовых преобразований, разработанную М. М. Сперанским (1772 — 1839). Многие идеи организации государственных доходов и расходов актуальны и в наши дни.

Начало XIX в. — время развития финансовой науки. В 1818 году Н. И. Тургенев (1789 — 1871) издает труд «Опыт теории налогов» — основательное исследование государственного налогообложения. «Налоги, — писал Н. И. Тургенев , — суть средства к достижению цели общества или государства, т. е. той цели, которую люди себе предполагают при соединении своем в общество или при составлении государства «(Тургенев Н. Опыт теории налогов. 3 — е изд. — М., 1937). Требование «уничтожить налоги» он приравнивал к «уничтожению самого общества». В своем исследовании Н. И. Тургенев предлагал пять Правил установления и взимания налогов: «Равномерное распределение налогов» — налоги должны соответствовать доходам налогоплательщика. «Определенность налога» — неясность в отношении количества налогов и времени платежа обрекает налогоплательщика на зависимость от произвола сборщика. «Собирание налогов в удобнейшее время» — уменьшение налоговой нагрузки предполагает не только снижение ее количественной величины, но и ее перераспределение по времени. «Ориентация большей части налогового бремени на чистый доход» — следует взимать больше «с дохода, притом с чистого дохода, а не с самого капитала». «Дешевое собирание налогов» — стремление к наименьшим затратам на издержки собирания налогов.

Прошло почти два века, а эти правила являются основополагающими в деле налогообложения наших дней.

В царствование Николая II большое значение приобретают прямые налоги.

В конце XIX века подушная подать заменяется на налог с городских строений, большое значение придавалось оброку — плате крестьян за пользование Землей (нынешний земельный налог). Появились новые налоги, порожденные новыми экономическими видами деятельности: сбор с аукционных продаж, сбор с векселей и заемных писем, налоги на право торговой деятельности, налог с капитала для акционерных обществ, процентный сбор с прибыли, налог на автоматический экипаж, городской налог на прописку и т. д.

Приведенные примеры с времен Древней Руси показывают, что со временем количество налогов и широта охвата слоев населения в целях налогообложения постоянно увеличивалась вопреки обывательскому мнению, что раньше свобода предпринимательской деятельности была несоизмерима с настоящим, население не содержало чиновничий народ за счет своих средств.

С 1917 года открыта новая страница в экономических преобразованиях России. Существует утверждение, что после Октябрьской революции «закончилась эпоха совершенствования налогообложения» (Юткина Т. Ф. Налоговедение : от реформы к реформе. — М., 1999, стр. 49). По меньшей мере такое утверждение некорректно по той простой причине, что 30.11.1920 года выходит проект постановления СНК о прямых налогах и записка В. И. Ленина председателю Комиссии об отмене денежных налогов С. Е. Чуцкаеву . В этом же году издается работа В. И. Ленина «О замене продразверстки продналогом». Другой вопрос, что эти документы Дали государству и какой ценой. Ошибочным этот тезис является еще и потому, что молодая Советская республика постоянно изменяла систему налогообложения. Так, в 1921 г. введен промысловый налог на обороты частных промышленных и торговых предприятий вводятся акцизы на спирт, вино, пиво, спички, табачные изделия, гильзы и др. товары; в 1922 г. вводится подоходно — поимущественный налог (на зажиточных людей), налог с грузов, перевозимых ж/д и водным транспортом, налог со строений, рента с городских земель и т. д. ; в 1923 г. введен подоходный налог со ставкой 10%, а затем 20% от прибыли предприятий; в 1930 г. выходит в свет постановление ЦИК и СНК от 2 .09.1930 г. «О налоговой реформе»; в 1931 г. принимается еще ряд постановлений, корректирующих ход налоговой реформы; в 1936 г. была преобразована система платежей гос. предприятий и колхозно-кооперативного сектора, после чего начаты изменения налогов с населения. Подоходный налог вобрал в себя ряд мелких налогов, а часть налогов была отменена. Во время Великой Отечественной войны 1941 года введен военный налог, отмененный в 1946 г. 21.11.1946 г. введен налог на холостяков для поддержки одиноких матерей — это эхо прошедшей войны. В 60-е годы были призывы вообще отказаться от налогов и ввести систему платежей из прибыли, плату на фонд и нормируемые оборотные средства. Реформа экономики, в том числе и налоговой системы в 1965 г., руководимая А. Н. Косыгиным , не пошла на отмену налогов. В 1970 — е годы налоговая система сформировалась такой, какой мы имели ее к 1991 году — к моменту развала СССР.

Начало налоговой системы Российской Федерации как самостоятельного суверенного государства относится к 1991 году. В это время проводится широкомасштабная налоговая реформа. Принимаются Законы 27 декабря 1991 года: «Об основах налоговой системы в РФ»; «О налоге на прибыль»; «О налоге на добавленную стоимость»; «О подоходном налоге на физических лиц». Эти законодательные акты — фундамент налоговой системы России.

Читайте также: