Предоставить налоговую декларацию в связи прекращением права собственности

Опубликовано: 14.05.2024

В России упростят получение налогового вычета при покупке квартиры, дома или земельного участка. Теперь, чтобы получить вычет, заявителю надо будет только заполнить заявление в личном кабинете налогоплательщика, и оно будет сформировано автоматически

В Госдуму поступил законопроект об упрощенном порядке оформления имущественного налогового вычета за покупку квартиры, дома или земельного участка. Законопроект касается вычетов по расходам на приобретение жилья и погашение процентов по ипотеке, а также инвестиционных вычетов по операциям, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счете.

Ранее правительство одобрило предложение Минфина об упрощении процедуры получения налогового вычета при покупке недвижимости.

«Сбор различных документов и заполнение декларации у людей вызывает трудности и зачастую они просто не имеют такой возможности. Правительство упростит эту процедуру», — отметил премьер-министр Михаил Мишустин на заседании правительства 10 декабря.

Сейчас можно вернуть 13% от стоимости квартиры, а оформить все необходимые документы — в режиме онлайн, не выходя из дома. Эта несложная процедура в ближайшем будущем будем еще проще. Рассказываем, как можно оформить налоговый вычет с покупки квартиры на сайте Федеральной налоговой службы (ФНС) в упрощенном и обычном порядке.

Как упростят оформление налогового вычета

Сейчас, чтобы получить налоговый вычет, нужно по итогам года подать декларацию по форме 3-НДФЛ и документы, подтверждающие право на этот вычет. По новым правилам физлица смогут возмещать НДФЛ одним только заявлением — без составления декларации 3-НДФЛ, подтверждение своего права на вычет, а также сканирование и загрузка множества документов в личном кабинете налогоплательщика на сайте Федеральной налоговой службы (ФНС) не потребуется. Достаточно будет заполнить заявление, указать в нем банковские реквизиты, на которые нужно перевести средства, и оно будет сформировано автоматически. Автоматизированная система ФНС обработает информацию, обратившись к необходимым источникам, например, в банк, который выдал кредит или через который прошел перевод денежных средств.

Сроки оформления имущественного вычета

Помимо существенное сокращение списка необходимых документов, упрощенная камеральная проверка существенно сократит сроки получения налогового вычета. Сейчас только проверка предоставленных документов в ФНС занимает три месяца, еще 30 дней потребуется для перевода средств на счет.

По новым правилам камеральная проверка займет 30 дней с момента оформления заявления на налоговый вычет, а деньги на счет будут перечислять в течение 15 дней после ее окончания. Однако срок камеральной проверки смогут продлить до тех же трех месяцев, если у налоговой появятся подозрения, что вы нарушаете законодательство о налогах и сборах.

Когда начнет действовать упрощенный порядок

Если Госдума примет закон, то он вступит в силу не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на доходы физлиц. Новые упрощенные правила распространят на налоговые вычеты, возникшие с 1 января 2020 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлен иной срок вступления их в силу, отмечается в проекте закона. То есть, уже в 2021 году россияне смогут подать заявление на налоговый вычет за 2020 налоговый год в упрощенном порядке.

Жанна Колесникова, руководитель коммерческой практики адвокатского бюро «Плешаков, Ушкалов и партнеры»:

— На мой взгляд, это существенно облегчит жизнь налогоплательщикам, поскольку теперь им просто нужно сформировать электронное заявление и не придется заполнять налоговую декларацию. Как правило, именно из-за неправильного заполнения декларации большинство налогоплательщиков получают отказ в предоставлении вычета. Кроме того, не нужно собирать и сканировать подтверждающие документы.

Что еще в нового в упрощенном порядке

Возврат суммы излишне уплаченного налога в связи с предоставлением налогового вычета в упрощенном порядке при наличии у налогоплательщика задолженности, подлежащей взысканию, должен будет производиться только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).

Предполагается также, что при нарушении сроков возврата суммы излишне уплаченного налога в связи с предоставлением налогового вычета, считая с двадцатого дня после принятия решения о его предоставлении, будут начисляться проценты.

Сколько можно вернуть из бюджета

Россияне, которые имеют официальный доход и платят НДФЛ, могут вернуть 13% от стоимости квартиры. Государством установлен лимит — максимальная сумма, с которой гражданин может получить причитающиеся ему 13%, составляет 2 млн руб. Таким образом, вернуть получится 260 тыс. руб. Если квартира стоила меньше установленного лимита, то им можно воспользоваться при покупке другой квартиры.

Вернуть уплаченные налоги из бюджета также можно, если квартира куплена в ипотеку. Россияне могут получить 13% из бюджета от уплаченных процентов по жилищному кредиту. При этом лимит вычета выше — 3 млн руб. Таким образом, вернуть получится 390 тыс. руб. Воспользоваться этим правом можно только один раз.

В сумме эти два вычета составляют серьезную сумму — 650 тыс. руб. Если имущество было приобретено в браке и является совместной собственностью, то право на вычет имеет каждый из супругов. Таким образом, семья может вернуть до 1,3 млн руб. из уплаченных налогов.

Инструкция по оформлению имущественного вычета

Рассмотрим правила, которые действуют до вступления упрощенного порядка. Для оформления имущественного вычета необходимо зарегистрироваться в личном кабинете налогоплательщика на сайте ФНС. В него также можно войти, если у вас уже действует аккаунт на сайте госуслуг. После завершения регистрации в личном кабинете нужно получить электронную цифровую подпись и можно приступать к оформлению заявления на имущественный вычет с покупки недвижимости.

Здесь необходимо выбрать территориальный налоговый орган для подачи декларации и год, за который необходимо получить имущественный вычет.

Далее заполняем налоговую декларацию (по форме 3-НДФЛ) на сайте. Она подгрузится автоматически с необходимыми данными из справки по форме 2-НДФЛ. Если на сайте ФНС нет данных об уплаченных налогах за предыдущие годы, то справку можно получить из бухгалтерии по месту работы.

Выбираем объект недвижимости, в отношении которого нужно получить имущественный вычет, и вносим сумму расходов, потраченную на приобретение имущества.

Чтобы получить имущественный вычет онлайн, необходимо сделать сканы документов:

- выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП);

- при приобретении квартиры или комнаты — договор о приобретении квартиры или комнаты, акт о передаче квартиры или доли в ней или свидетельство о государственной регистрации права на квартиру или комнату (долю/доли в ней);

- при погашении процентов по займу — целевой кредитный договор или договор займа, договор ипотеки, заключенные с кредитными или иными организациями, график погашения кредита (займа) и уплаты процентов за пользование заемными средствами;

- документы, подтверждающие расходы при приобретении имущества (квитанции к приходным ордерам, банковские выписки о перечислении денежных средств со счета покупателя на счет продавца, товарные и кассовые чеки, акты о закупке материалов у физических лиц с указанием в них адресных и паспортных данных продавца и другие документы);

- выписки из лицевых счетов налогоплательщика, справки организации, выдавшей кредит об уплаченных процентах за пользование кредитом об уплате процентов по кредиту или займу, ипотечному договору.

После загрузки и отправки всех необходимых документов нужно написать заявление о возврате уплаченных налогов из бюджета с указанием номера счета, куда нужно перечислить вычет. Далее ожидать рассмотрения заявления налоговым органом. Это обычно занимает три-четыре месяца.

Почему выбирают нас







Цены на услуги по регистрации прекращения прав на недвижимость

Проверка объекта недвижимости, в отношении которого осуществляется регистрация прекращения прав

Проверка документов, необходимых для регистрации прекращения прав на недвижимость

Подготовка необходимых документов/договоров/соглашений

* при заказе юр. сопровождения «под ключ» помеченные услуги включены в общую стоимость

** без учета госпошлин и прочих официальных платежей

Никаких подвохов



  1. Ежедневно специалисты юридической компании «Центральный округ» оказывают клиентам услуги по регистрации прекращения прав на недвижимость и внесения соответствующих записей в ЕГРН.
  2. Нам известны все узкие места процесса регистрации прекращения прав на недвижимость. Обратившись к нам, вы сэкономите время и деньги и сможете сосредоточить свои усилия на профильных направлениях своей основной деятельности.
Заказать консультацию

Не обращаясь за услугами по регистрации прекращения прав на недвижимость в ЕГРН, вы рискуете:


    Оплатить все судебные расходы оппонента

оплатить все судебные расходы (на оплату услуг представителя, оплату экспертиз и пошлин) противной стороны

  • Потратить незапланированное количество времени

при проведении действий по регистрации прекращения прав на недвижимость самостоятельно.

Понести излишние расходы

(в том числе, двойные) по оплате госпошлины в случае формального отказа в регистрации прекращения прав на недвижимость.

Защищать свои прав в суде

и нести судебные расходы, в т.ч. на юристов, экспертов и т.п.

Потерять приобретенные права

на объекты недвижимости в связи с оспариванием третьими лицами регистрации прекращения прав на недвижимость.

Как мы достигаем успеха

Проводим экспресс-анализ документов/договоров и сведений в ЕГРН

Готовим необходимый пакет документов/договоров для регистрации в ЕГРН

Оплачиваем пошлину, самостоятельно получаем недостающие документы

Совместно с заказчиком или самостоятельно сдаем документы в регистрирующий орган

Получаем документы/договоры после регистрации и передаем заказчику

Нас рекомендуют


















Юридическая справка

Государственная регистрация прекращения прав на недвижимость

Основания для прекращения прав собственности

Примечание: Важно понимать, что прекращение права собственности на объект строительства в связи с ликвидацией обязательно должно сопровождаться изменением записей в кадастровых реестрах, в соответствии с нормами прекращения учета по 218-ФЗ. Также, для прекращения частного или общего права собственности необходимо экспертное освидетельствование ликвидации.

В противном случае, до момента фиксации в государственном реестре факта ликвидации, правообладатель обязан исполнять все требования по налоговому содержанию объекта. Таким образом, фактическое уничтожение не освобождает владельца от требований по оформлению заявления об утрате имущественного права.

Принудительное прекращение права собственности

Принудительное прекращение права собственности на объект строительства или земельный участок, вызванное исполнительным листом по соответствующему судебному решению, обязывает оформление ликвидации имущественных прав, только если такой пункт требований указан в решении судебной инстанции. К примеру, арест имущества, по своей юридической природе, не подразумевает полное прекращение имущественных притязаний, а лишь накладывает определенные ограничения.

Примечание: gри отсутствии соответствующих пунктов требований в резолютивной части решения не может быть поводом для отказа в регистрации ранее заявленных противоречащих прав на недвижимость или земельные участки.

В результате существенных изменений в структуре объекта, вызванных перепланировкой, разделом имущества, отчуждением или уничтожением структурной части обязательно должно быть оформлено заявление на утрату прав собственности, и оформление имущественных притязаний на вновь созданные объекты недвижимости. То же самое касается и учета в кадастровых реестрах.

Минимальный пакет документов, необходимый для регистрации прекращения права собственности на объект недвижимости

  1. Заявление по установленному образцу.
  2. Учредительная документация, в случае, если заявление подается юридическим лицом. В качестве альтернативы можно использовать выписку из ЕРГЮЛ.
  3. Решение директора или уполномоченного органа управления юридического лица.
  4. Копия удостоверения личности, в случае если заявление подается физическим лицом.
  5. Письменное подтверждение согласия супруга.
  6. Договор или иной правоустанавливающий документ (не менее, чем в двух экземплярах).
  7. Акты приема-передачи и прочая смежная документация (не менее, чем в двух экземплярах).
  8. Квитанция об оплате пошлины.
  9. Доверенность, в случае, если документы не предъявляются лично заявителем.

При передаче утрате имущественных прав в пользу третьего лица, внесение государственной пошлины не требуется. В противном случае, она составляет 2000 рублей для физического лица и 22000 для юридического.

1. Конституция РФ гарантирует неприкосновенность собственности. Разумеется, в отдельных случаях без изъятия имущества у собственника все-таки не обойтись. Однако всякий способ принудительного прекращения права собственности должен быть установлен законом (и только законом). Именно для этого и понадобилась в ГК гл. 15 «Прекращение права собственности». Статья 235 ГК содержит исчерпывающий (в отличие от норм гл. 14 ГК о приобретении права собственности) перечень возможных оснований прекращения права собственности, почти все из которых, за исключением трех приведенных в п. п. 2 — 4 , — принудительные.

2. Физическая гибель или уничтожение имущества ( п. 1 ст. 235 ГК) — единственное основание прекращения права собственности, гарантированно не являющееся основанием возникновения этого права у другого лица. Для целой категории вещей (потребляемых) уничтожение является нормальным следствием использования их по назначению. Логично, что на съеденные продукты, например, право собственности прекращается.

Помимо физического, возможно и юридическое уничтожение вещи, когда физически она продолжает существовать, а юридически — нет. (Например, разделенный земельный участок утрачивает прежний кадастровый номер и юридически превращается в несколько новых объектов.) Однако при этом вместо прекратившегося права на прежнюю вещь возникает право на новую.

3. Отказ от права собственности ( ст. 236 ГК) — не совсем основание его прекращения, а, скорее, возможная предпосылка для приобретения другим лицом права собственности на бесхозяйное имущество ( ст. ст. 225 , 226 ГК). Об отказе от права собственности можно сделать объявление или совершить иные свидетельствующие о таком отказе действия (скажем, выбросить вещь), в результате чего соответствующая вещь приобретет статус бесхозяйной. Одного отказа, однако, недостаточно для реального прекращения права собственности. До приобретения вещи другим лицом собственник может передумать и продолжить владеть, пользоваться и распоряжаться ею.

4. Отчуждение собственником своего имущества ( п. 1 ст. 235 ГК) — оборотная сторона приобретения права собственности на основании сделки об отчуждении имущества ( п. 2 ст. 218 ГК). Приватизация выступает в качестве основания прекращения права собственности лишь для государства и муниципальных образований.

5. Основания принудительного изъятия имущества у собственника.

5.1. Обращение взыскания на имущество по обязательствам собственника ( ст. 237 ГК) производится либо на основании решения суда, либо, в установленных законом или договором случаях, в ином (упрощенном) порядке: например, по исполнительной надписи нотариуса ( п. 6 ст. 349 ГК) или даже путем оставления кредитором принадлежащей должнику вещи за собой, если это допускается условиями договора между ними ( п. 2 ст. 350.1 ГК). Для собственника имущества это — основание прекращения права собственности, однако для лица, к которому переходит имущество, — основание приобретения права собственности. Момент прекращения права у первого является моментом возникновения права для второго.

5.2. Прекращение права собственности лица на имущество, которое не может ему принадлежать в силу закона или при отсутствии специального разрешения ( ст. 238 ГК), преимущественно производится путем отчуждения этого имущества самим собственником. Для этого ему дается достаточно большой срок — по общему правилу один год с момента возникновения права собственности на такое имущество. Возможно, в течение этого срока отпадут причины, по которым имущество не может принадлежать данному собственнику. Например, наследник умершего собственника охотничьего или гражданского оружия оформит разрешение на унаследованное оружие на свое имя — основание для принудительного прекращения права собственности в этом случае отпадет.

Если причина для прекращения права собственности не будет устранена и в течение года имущество не будет реализовано самим собственником, оно должно быть продано принудительно по решению суда (либо по судебному решению может быть передано в государственную или муниципальную собственность). Бывший собственник в этом случае получит стоимость имущества за вычетом расходов на его отчуждение.

Нормы ст. 238 ГК применимы лишь в случаях, когда имущество оказалось в собственности лица по основаниям, допускаемым законом. Незаконный приобретатель (например, того же оружия) не может рассчитывать ни на льготный годичный срок для его реализации, ни на возмещение стоимости.

5.3. К случаям принудительного отчуждения недвижимого имущества в связи с утратой прав на земельный участок, на котором оно расположено, относятся:

— отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка ввиду его ненадлежащего использования ( ст. 239 ГК);

— отчуждение объекта незавершенного строительства в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности ( ст. 239.1 ГК);

— отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд ( ст. 239.2 ГК);

— отчуждение объекта недвижимости в пользу собственника земельного участка в случае утраты собственником недвижимости права пользования земельным участком ( п. 2 ст. 272 ГК). В качестве исключения из общего правила в этой ситуации возможно, наоборот, отчуждение земельного участка в пользу собственника недвижимости — при юридической невозможности либо нецелесообразности сноса такой недвижимости. Последствия прекращения права пользования земельным участком определяются судом.

Отчуждение во всех приведенных случаях производится возмездно.

Если имущество выкупается по соглашению сторон, бывший собственник получает обусловленную таким соглашением сумму. Если имущество продается с публичных торгов или принудительно приобретается в государственную или муниципальную собственность, бывшему собственнику поступают вырученные от продажи объекта недвижимости средства (разумеется, за вычетом расходов на подготовку и проведение публичных торгов) или определенная судом сумма возмещения.

5.4. Принудительное изъятие у собственника имущества допускается в качестве санкции за те или иные действия (включая бездействие), в том числе не являющиеся преступлением или административным правонарушением, однако противоречащие общественным интересам или принятым в обществе нормам.

В следующих четырех случаях имущество изымается возмездно:

1) выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей ( ст. 240 ГК) возможен, когда бесхозяйственное содержание собственником особо ценных и охраняемых государством культурных ценностей грозит утратой ими своего значения. Ценности могут быть либо выкуплены государством, либо проданы с публичных торгов. В случае, если о размере выкупной цены не было достигнуто соглашение, она либо определяется судом, либо формируется в ходе торгов. При этом следует иметь в виду, что из вырученной на торгах суммы будут вычтены не только расходы на их проведение, но и стоимость необходимых мероприятий по восстановлению или сохранению объекта, в том числе будущих. Нерадивому бывшему собственнику, таким образом, вполне может не достаться ничего;

2) выкуп домашних животных при ненадлежащем обращении с ними ( ст. 241 ГК) может быть осуществлен в случаях обращения с такими животными «в явном противоречии с установленными на основании закона правилами и принятыми в обществе нормами гуманного отношения к животным». Требование о выкупе предъявляется лицом, намеренным выкупить животных. Цену выкупа при отсутствии договоренности определит суд;

3) изъятие земельного участка, используемого с нарушением законодательства ( ст. ст. 284 и 285 ГК). Если собственник согласен, участок может быть продан с публичных торгов во внесудебном порядке. При отсутствии согласия решение о продаже участка принимается судом. Вырученные от продажи участка средства поступают бывшему собственнику ( ст. 286 ГК);

4) прекращение права собственности на бесхозяйственно содержимое жилое помещение ( ст. 293 ГК) возможно при наличии следующих условий:

— собственник жилого помещения использует его не по назначению, систематически нарушает права и интересы соседей либо бесхозяйственно обращается с жильем, допуская его разрушение;

— собственник был предупрежден органом местного самоуправления о необходимости устранения нарушений (в том числе, при необходимости, об осуществлении ремонта);

— после предупреждения нарушения не устранены.

Требование в суд должно быть предъявлено органом местного самоуправления. Принудительная продажа жилого помещения производится с публичных торгов с выплатой бывшему собственнику средств, вырученных от продажи, за вычетом расходов на исполнение судебного решения.

В следующих четырех случаях имущество изымается безвозмездно:

1) конфискация ( ст. 243 ГК) — это безвозмездное изъятие имущества в собственность государства в качестве санкции за совершение преступления или административного правонарушения. Гражданский кодекс закрепляет лишь общую возможность осуществления конфискации, конкретные условия применения данной меры установлены нормами уголовного и административного права ( гл. 15.1 УК, ст. 3.7 КоАП);

2) изъятие и уничтожение контрафактных экземпляров, орудий, оборудования и иных средств, используемых или предназначенных для нарушения исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации ( п. п. 4 и 5 ст. 1252 ГК), выступают одновременно в качестве способа пресечения правонарушения и санкции за его совершение, тем более что осуществляются за счет нарушителя. Контрафактные экземпляры уничтожаются в любом случае. Орудия, оборудование или иные средства могут обращаться в доход Российской Федерации, если это предусмотрено законом (например, в порядке конфискации);

3) обращение в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлены доказательства его приобретения на законные доходы в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции;

4) обращение в доход Российской Федерации денег, ценностей, иного имущества и доходов от них, в отношении которых не представлены сведения, подтверждающие законность их приобретения в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии терроризму.

В двух последних случаях с соответствующим требованием в суд обращается Генеральный прокурор РФ или подчиненные ему прокуроры.

Решение о принудительном прекращении права собственности во всех перечисленных ситуациях принимается судом, за исключением конфискации, которая в предусмотренных законом случаях может производиться и в административном порядке.

5.5. В некоторых ситуациях принудительное изъятие имущества у собственника осуществляется в общественных интересах, в том числе для государственных или муниципальных нужд.

Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд ( ст. 282 ГК) производится в случаях, предусмотренных земельным законодательством. Данная мера применяется по решению суда, если с правообладателем не удалось достичь соглашения об условиях отчуждения земельного участка в соответствии со ст. 279 ГК. (Если такое соглашение достигнуто, право собственности прекращается в силу совершения сделки.) Изъятие в любом случае производится возмездно.

Реквизиция ( ст. 242 ГК) производится:

— при чрезвычайных обстоятельствах;

— в интересах общества;

— во внесудебном порядке (по решению уполномоченного государственного органа);

— возмездно (с выплатой стоимости имущества).

Соответственно, можно определить реквизицию как принудительное возмездное изъятие имущества при чрезвычайных обстоятельствах в интересах общества и по решению государственного органа. Например, в случае наводнения у населения по решению МЧС могут быть реквизированы лодки для спасательных работ. В последующем за реквизированное имущество, поступившее в государственную собственность, будет выплачена компенсация. По окончании чрезвычайных обстоятельств прежний собственник имеет право в судебном порядке потребовать возврата такого имущества, если оно сохранится в натуре. Порядок, условия и особенности реквизиции отдельных категорий имущества устанавливаются законом (см., например, ст. 51 ЗК).

Национализация определена ст. 235 ГК как обращение в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц на основании закона с возмещением стоимости этого имущества и других убытков. Специального закона о национализации нет. Тем не менее следует обратить внимание на закрепленный в ГК возмездный характер национализации.

5.6. Наконец, в качестве основания принудительного прекращения права собственности выделяют выплату участнику долевой собственности остальными собственниками компенсации вместо выдела его доли в натуре. Данное основание может иметь место, когда в суде решается вопрос о разделе имущества между участниками общей собственности либо о выделе доли в натуре. Лишь в исключительных случаях, если доля одного из сособственников незначительна, не может быть реально выделена (например, доля в праве общей собственности на автомобиль составляет 0,0001%) и этот сособственник не имеет существенного интереса в использовании общего имущества, суд может отказать ему в выделении доли в натуре и, несмотря на его несогласие, обязать остальных участников долевой собственности выплатить ему денежную компенсацию. С получением компенсации такой сособственник утрачивает право на долю в общем имуществе.

В повседневной жизни часто возникают ситуации, когда правообладатель принимает решение произвести демонтаж объекта недвижимости на своем земельном участке. После проведения указанных работ, он обращается в Росреестр с заявлением о государственной регистрации прекращения права собственности. Но, как правило, сталкивается с приостановлением или отказом в государcтвенной регистрации прекращения права собственности и даются соответствующие рекомендации по их устранению.

Следует отметить, что Росреестр, ссылаясь на п.3 ч.1 ст.29 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее Закон), проводит правовую экспертизу представленных на регистрацию документов.

По результатам проведенной экспертизы, наиболее часто Росреестр приостанавливает государственную регистрацию по следующим основаниям:
- обращение с заявлением ненадлежащего лица;
- не представление документов, необходимых для осуществления регистрационных действий;
- наличие сомнений в подлинности документов или сведений, содержащихся в них, или их недостоверность;
-отсутствие полномочий у лица, указанного в заявлении, распоряжаться объектом недвижимого имущества;
- наличие фактов подписания (удостоверения) документов, представленных на регистрацию, неправомочным лицом.
- наличие противоречий между заявленными правами и уже зарегистрированными в Едином государственном реестре недвижимости (далее ЕГРН);
- не соответствие требованиям законодательства Российской Федерации документов по форме и содержанию;
- наличие спора в отношении объекта недвижимости;
- обращение взыскания в отношении недвижимого имущества.

Необходимо также отметить, что указанные основания являются общими (основными), каждое из которых государственный регистратор раскрывает с учётом основных характеристик дела ПУД (правоустанавливающих документов).

Не останавливаясь на поверхностном анализе указанных выше оснований для приостановления государственной регистрации, рассмотрим более подробно такую причину как: «не представление документов, необходимых для осуществления регистрационных действий» по прекращению права собственности на объект недвижимого имущества.

Для начала разберем, из чего состоит базовый пакет документов, необходимый для регистрации прекращения права собственности. В соответствии с Законом документами, необходимыми для регистрации кадастрового учета и (или) регистрации прав, являются:
- заявление о государственной регистрации прекращения права собственности;
- оплаченная государственная пошлина;
- документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя (если с заявлением
обращается его представитель);
- документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового
учета и (или) государственной регистрации прав;
- иные документы, предусмотренные Законом и принятыми в соответствии с ним
иными нормативными правовыми актами.

Однако многие не знают, что одновременно с заявлением о государственной регистрации прекращения права собственности необходимо подавать заявление о снятии с кадастрового учета, прекратившего свое существование объекта недвижимости.

Так, в силу пункта 3 части 3 статьи 14 Закона предусмотрено осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 15 Закона, части 1 статьи 23 Закона и части 5 статьи 14 Закона снятие с кадастрового учета объектов недвижимости возможно только:
- на основании заявления о снятии с кадастрового учета и акта обследования;
- на основании вступившего в законную силу судебного решения;
- в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 41 Закона о недвижимости.

Исходя из изложенного, прекращение права собственности на Объект не представляется возможным при наличии Объекта на государственном кадастровом учете.

Далее разберем, что же является основанием для прекращения права собственности. В соответствии с действующим законодательством, данную норму регулирует ст. 235 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ). В частности, право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

Вместе с тем, в соответствии с п. 3 ст. 1 Закона о недвижимости государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).

Кроме того, при проведении правовой экспертизы представленных документов, государственный регистратор использует Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН), который содержит информацию о существующих и прекращенных правах на объекты недвижимого имущества, данные об указанных объектах и сведения о правообладателях.

При этом необходимо отметить, что порядок ведения ЕГРН, в том числе объем вносимых в реестры ЕГРН сведений, устанавливается органом нормативно-правового регулирования (п. 7. ст. 7 Закона).

Между тем, в соответствии с п. 16 Порядка ведения ЕГРН, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 N 943 "Об установлении порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, формы специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, состава сведений, включаемых в специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки, и требований к ее заполнению, а также требований к формату специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, в электронной форме, порядка изменения в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки" (далее – Порядок), при снятии объекта недвижимости с государственного кадастрового учета, государственной регистрации прекращения права, ограничения права, обременения объекта недвижимого имущества, сделки в данных о прекращении (снятии с учета) указываются, в том числе сведения о документах-основаниях для снятия с государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прекращения права, ограничения права, обременения объекта недвижимого имущества, сделки в объеме сведений, предусмотренных пунктом 51 Порядка.

Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона, необходимым для снятия с кадастрового учета объекта капитального строительства документом является акт обследования, подтверждающий прекращение существования объекта недвижимости (при снятии с учета такого объекта недвижимости).

В силу положений ч. 1 ст. 23, акт обследования представляет собой документ, в котором кадастровый инженер в результате осмотра места нахождения здания, сооружения, помещения, машиноместа или объекта незавершенного строительства с учетом имеющихся сведений ЕГРН о таком объекте недвижимости, а также иных предусмотренных требованиями к подготовке акта обследования документов подтверждает прекращение существования здания, сооружения или объекта незавершенного строительства в связи с гибелью или уничтожением такого объекта недвижимости либо прекращение существования помещения, машиноместа в связи с гибелью или уничтожением здания или сооружения, в которых они были расположены, гибелью или уничтожением части здания или сооружения, в пределах которой такое помещение или такое машиноместо было расположено.

Таким образом, снять с кадастрового учета объект капитального строительства в связи с прекращением его существования в результате гибели или уничтожения, возможно только на основании акта обследования.

Вместе с тем, в соответствии с п. 3 раздела I Приказа Минэкономразвития РФ от 20.11.2015 № 861 «Об утверждении формы и состава акта обследования, а также требований к его подготовке», Акт подготавливается на основании сведений, полученных в результате осмотра места нахождения объекта недвижимости с учетом сведений Единого государственного реестра недвижимости, а также иных документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости или являющихся основанием для сноса объекта недвижимости. Указанные документы, за исключением документов, содержащих сведения ЕГРН, включаются в состав приложения к Акту.

Таким образом, документы, подтверждающие прекращение существования объекта недвижимости должны быть включены кадастровым инженером в состав приложения к акту обследования.

Управляющий партнер юридической компании EL Group

В 1997 году физическим лицом приобретено в собственность нежилое помещение согласно договору купли-продажи и зарегистрировано в БТИ. В 2010 году данное нежилое помещение зарегистрировано в государственном реестре прав на недвижимое имущество (согласно положениям Закона № 122-ФЗ) и продано физическим лицам.

Какой налог придется платить физическому лицу от продажи нежилого помещения? В налоговой утверждают, что срок нахождения в собственности нежилого помещения следует считать с даты его регистрации в ЕГР, но ведь фактически помещение было в собственности с 1997 года (больше 13 лет) и тогда регистрация не требовалась, так как не было регистрационной палаты.

На вопрос читателя отвечает Э. Р. Файзрахманова, начальник юридического отдела ООО «ЮС-Когенс», г. Екатеринбург, ул. Хохрякова, 75, тел/факс (343) 216-58-97 (98).

Согласно п.п. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ при определении размера налоговой базы по НДФЛ налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета, в частности, в суммах, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи иного имущества (за исключением жилого имущества и земельных участков), находившегося в собственности налогоплательщика менее трех лет, но не превышающих в целом 250 000 рублей.

При этом в соответствии с п. 17.1 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению НДФЛ доходы, получаемые физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами РФ, за соответствующий налоговый период от продажи, в частности, иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика три года и более.

Основной вопрос при этом – определение права собственности.

По общему правилу, установленному ст. 223 ГК РФ, право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу п. 2 ст. 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.

Недвижимое имущество признается принадлежащим добросовестному приобретателю на праве собственности с момента такой регистрации (ст. 223 ГК РФ).

Ст. 131 ГК РФ установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

С 31.01.1998 г. вступил в силу Федеральный закон РФ от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», устанавливающий обязательную госрегистрацию прав на недвижимое имущество.

В п. 2 ст. 4 Закона № 122-ФЗ указано, что обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие настоящего Федерального закона, то есть после 31.01.1998 г.

Из чего можно сделать вывод, что поскольку имущество было приобретено Вами до 31.01.1998 г., то госрегистрация права собственности на Ваш объект имущества не требуется.

Поскольку нежилое помещение приобретено в собственность и зарегистрировано в БТИ в 1997 г., то есть до вступления в силу закона о регистрации, следовательно, в то время регистрирующим органом было БТИ и регистрация договора в БТИ приравнивается к государственной регистрации права.

Кроме того, ст. 6 Закона № 122-ФЗ прямо установлено, что права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу Закона № 122-ФЗ (до 31.01.1998 г.), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной Законом № 122-ФЗ.

Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.

При этом государственная регистрация прав, осуществляемая в отдельных субъектах РФ и муниципальных образованиях до вступления в силу Закона № 122-ФЗ, является юридически действительной.

При государственной регистрации возникших после 31.01.1998 г. перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после 31.01.1998 г. сделки с объектом недвижимого имущества требуется государственная регистрация возникшего ранее (до 31.01.1998 г.) права на объект недвижимого имущества.

Законодатель указанную позицию закрепил и в п. 2 ст. 13 Закона № 122-ФЗ, согласно которой государственная регистрация перехода права на объект недвижимого имущества, сделки с объектом недвижимого имущества возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре прав.

То есть чтобы продать имущество, Вы должны были зарегистрировать право на него.

Что Вы и сделали в 2010 году, выполнив требования Закона № 122-ФЗ.

Сложно объяснить данную ситуацию налоговому органу, когда речь идет о жилых помещениях либо земельных участках, так как налоговый орган исходит из даты, указанной в свидетельстве о регистрации.

Налоговики, видимо, руководствуются нормой п. 1 ст. 2 Закона № 122-ФЗ, согласно которой единственным доказательством существования зарегистрированного права является государственная регистрация.

Но, как мы уже выяснили, для отношений, возникших до 31.01.1998 г., ст. 6 Закона № 122-ФЗ установлены особые правила.

Вам необходимо представлять подлинный договор купли-продажи с отметкой БТИ либо регистрационным удостоверением БТИ.

И, пользуясь нашими аргументами, попытаться отстоять свое право на освобождение от налогообложения НДФЛ доходов от продажи недвижимого имущество, находящегося у Вас на праве собственности более 3 лет.

Читайте также: