На основании данных графической модели определите тип налоговой системы по характеру начисления налога

Опубликовано: 16.05.2024

1.1 Сущность и принципы построения налоговой системы РФ

Налогообложение – это закрепленная действующим законодательством процедура установления, взимания и уплаты налогов и сборов. Эта процедура в Российской Федерации регламентируется законодательством о налогах и сборах, представляющим собой упорядоченную систему норм и правил, содержащихся в законах и регулирующие отношения в сфере налогообложения.

Основным документом в законодательстве о налогах и сборах является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), состоящий из двух частей. Первая часть НК РФ вступила в действие 1 января 1999 г., вторая – двумя годами позже.

Согласно статье 1 НК РФ законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законах о налогах и сборах. В целом законодательство о налогах и сборах Российской Федерации можно представить как трехуровневую иерархическую систему, состоящую из:

  • федерального законодательства, включающего в себя Налоговый кодекс РФ и принимаемые в соответствии с ним нормативно-правовые акты на федеральном уровне;
  • регионального законодательства. В соответствии с НК РФ субъекты РФ вправе принимать нормативно-правовые акты, касающиеся региональных налогов и сборов;
  • нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, которые регулируют порядок начисления и уплаты местных налогов и сборов.

Нормы, устанавливаемые законодательством о налогах и сборах нижестоящего уровня, должны приниматься во исполнение и не противоречить нормам вышестоящего уровня и Налоговому Кодексу РФ.

Налоговый Кодекс устанавливает (ст. 2 НК РФ):

  • 1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
  • 2) основания возникновения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов;
  • 3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
  • 4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
  • 5) формы и методы налогового контроля;
  • 6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;
  • 7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий их должностных лиц.

В соответствии со статьей 7 НК РФ если международным договором Российской Федерации, установлены иные правила, чем в НК РФ, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных НК РФ представляет собой налоговую систему.

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК РФ).

Сбор – обязательный взнос, который взимается за оказание законно установленных услуг или предоставление определенного права (разрешения).

Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития.

Формирование налоговой системы РФ проходило в несколько этапов:

1 этап (1991–1993) – принятие закона об основах налоговой системы РФ.

2 этап (1994–1998) – характеризуется внесением большого количества изменений и дополнений, что, безусловно, создавало нестабильность налоговой системы.

3 этап (1998–наше время) – этап введения в действие единого документа по налогам (НК РФ части 1 и 2).

В современную налоговую систему РФ входят четыре блока:

  • система налогов и сборов РФ;
  • система налоговых правоотношений;
  • система участников налоговых правоотношений;
  • нормативно-правовая база сферы налогообложения.

Функции налогов

Более полно сущность налоговой системы раскрывается в функциях налогов.

    Фискальная функция заключается в обеспечении государства за счет налоговых поступлений финансовыми ресурсами, необходимыми для покрытия его расходов.

Регулирующая (экономическая) функция. Она заключается в воздействии налогов на общественно-экономические отношения в государстве.

С помощью регулирующей функции осуществляется:

  • 1) регулирование спроса и предложения на товары (работы, услуги);
  • 2) выравнивание доходов бюджетов отдельных субъектов РФ.
  • Воспроизводственная функция заключается в существовании налогов, за счет которых осуществляется воспроизводство природных ресурсов (например, НДПИ, водный налог, земельный налог и т.п.).
  • Контрольная функция состоит в том, что в процессе налогообложения появляется возможность сопоставления фактических налоговых поступлений в бюджеты различных уровней с заранее запланированными показателями.
  • Принципы построения налоговой системы

    Условием оптимального использования функций налогов являются принципы налогообложения. Принципы налогообложения – это сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления.

    Классическими принципами построения налоговой системы (по А. Смиту) являются:

    • принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
    • принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
    • принцип удобства – налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
    • принцип экономии – сокращение издержек взимания налогов.

    Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией РФ и НК РФ (ст. 3 ч. 1 НК РФ):

    • Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
    • Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер.
    • Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физического лиц или места происхождения капитала.
    • Налоги и сборы должны иметь экономическое основание.
    • Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации.
    • Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.
    • Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

    Качество налоговой системы можно оценить по следующим критериям: сбалансированность государственного бюджета; эффективность и рост производства; стабильность цен; эффективность социальной политики; полнота и своевременность уплаты налогов.

    Все принципы, лежащие в основе налога, можно объединить в три группы: юридические, организационные, экономические принципы.

    К правовым относятся принципы: обязательности; отрицания обратной силы закона; законности; экономической целостности; приоритетности налогового законодательства.

    К экономическим относятся принципы: эффективности налогообложения, заключающийся в минимизации издержек государства по взиманию налога; прогнозирования налогообложения; нейтральности, предполагающей, что налог должен способствовать созданию конкурентной среды; справедливости.

    К организационным принципам относятся: универсализация налогообложения, обеспечивающая одинаковые требования для всех плательщиков; удобство уплаты налогов; исчерпывающий перечень налогов; гармонизация, учитывающая международные нормы и правила.

    Классификация налогов и сборов

    Классификация налогов – это группировка налогов, обусловленная их назначением, методами взимания, источниками уплаты, характером применяемых ставок и др. признаками.

    Действующие в Российской Федерации налоги и сборы можно классифицировать по нескольким признакам (рисунок 1.1).

    Рисунок 1.1 – Типовая классификация налогов и сборов в РФ

    Рассмотрим подробно представленную на рисунке 1.1 классификацию налогов.

    1. По уровню управления

    Федеральные налоги вводятся федеральными органами власти; действуют в обязательном порядке на всей территории РФ; являются источником доходов, как правило, федерального бюджета РФ.

    Налоги федерального уровня могут перечисляться в пропорциональной величине: часть – в федеральный бюджет, часть – в нижестоящие бюджеты с целью оказания последним финансовой поддержки. Например, в соответствии со ст. 284 Налогового кодекса РФ, налог на прибыль организаций является федеральным, взимается по ставке 20 %, из которой 2 % перечисляются в федеральный бюджет, а остальные 18 % – в бюджет субъекта РФ, где функционирует фирма-налогоплательщик.

    К федеральным налогам относятся:

    • 1) налог на добавленную стоимость (НДС);
    • 2) акцизы;
    • 3) налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
    • 4) налог на прибыль организаций;
    • 5) водный налог;
    • 6) сбор за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;
    • 7) налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
    • 8) государственная пошлина.

    Кроме того, существуют два вида обязательных страховых взносов федерального значения, перечисляемых в государственные внебюджетные фонды РФ:

    • 1) страховые взносы, перечисляемые работодателями за своих работников:
      • в Пенсионный фонд РФ (ПФР) – на цели обязательного пенсионного страхования;
      • в Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) – на цели обязательного социального страхования;
      • в фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) – на цели обязательного медицинского страхования.

      Указанные взносы взимаются с 01.01.2010 г. вместо Единого социального налога (ЕСН), отмененного с 01.01.2010 г.;

    • 2) взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний («взносы на травматизм»).

    Среди федеральных налогов особое место занимают специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок исчисления и уплаты налогов, в том числе замену нескольких налогов одним (единым налогом).

    К специальным налоговым режимам в Российской Федерации относятся:

    • 1) упрощенная система налогообложения (УСН);
    • 2) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
    • 3) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН);
    • 4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
    • 5) патентная система налогообложения (ПСН, с 1 января 2015 года).

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) вводятся органами власти конкретного субъекта РФ только на территории конкретного субъекта РФ и являются источником доходов бюджетов субъектов РФ.

    Важно, что органы власти субъектов РФ вправе ввести на своей территории только те налоги и сборы, которые разрешены НК РФ.

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) включают:

    • 1) налог на имущество организаций;
    • 2) транспортный налог;
    • 3) налог на игорный бизнес.

    Основные правила взимания налогов субъектов РФ определяют федеральные власти в НК РФ. Власти субъектов РФ могут изменять или дополнять эти правила, но лишь в пределах, установленных НК РФ.

    Налоговым кодексом РФ региональных сборов не предусмотрено.

    Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах. Местные налоги перечисляются исключительно в местные бюджеты.

    К местным налогам относятся:

    • 1) земельный налог;
    • 2) налог на имущество физических лиц;
    • 3) торговый сбор (введен с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ).

    2. По способу взимания налога

    Прямые налоги взимаются с конкретного налогоплательщика – юридического или физического лица (например, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, транспортный налог, НДФЛ, земельный налог и т.п.).

    Косвенные налоги входят в цену готовой продукции (товаров, работ, услуг) и, как следствие, увеличивают ее. Так как косвенные налоги входят в цену, их фактическим плательщиком является покупатель, но перечисляет их в бюджет продавец за счет части выручки, полученной от покупателя. К косвенным налогам относятся НДС и акцизы.

    3. Источники уплаты налога

    К налогам, включаемым в себестоимость готовой продукции (товаров, работ, услуг) относятся земельный налог, водный налог, НДПИ (т.е. налоги на пользование природными ресурсами), а также страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, включая «взносы на травматизм».

    К налогам, относимым на выручку от реализации готовой продукции (товаров, работ, услуг), которые увеличивают ее величину, относятся НДС и акцизы.

    На прибыль, оставшуюся в распоряжении организации до налогообложения прибыли, относится налог на прибыль организаций.

    К налогам, взимаемым за счет доходов физических лиц, относится НДФЛ.

    На прочие расходы, не включаемые в себестоимость готовой продукции, товаров, работ, услуг, относятся налоги, учитываемые в составе прочих расходов организации. Например, налог на имущество организаций, государственная пошлина, уплачиваемая фирмой при судебных разбирательствах и т.п.

    4. В зависимости от применяемых ставок

    Фиксированные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых не зависит от изменения величины налоговой базы (например, НДС, налог на прибыль организаций, НДФЛ, налог на имущество организаций и др.).

    Прогрессивные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых увеличивается по мере увеличения налоговой базы, например: акцизы (чем выше доля спирта в спиртосодержащей продукции, тем выше ставка акциза, и наоборот).

    Элементы налога

    Законодательное основание является важнейшим принципом налога. Каждый установленный налог характеризуется несколькими обязательными параметрами – элементами налога. Выделяют существенные и факультативные элементы налога.

    Существенные элементы – элементы налога, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определёнными.

    Факультативные элементы – элементы, отсутствие которых не влияют на определённость налога.

    В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным, если определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

    1. Субъект налога (налогоплательщик) – это тот, кто обязан уплачивать налог в бюджет государства. Налогоплательщиками могут являться: юридические лица, физические лица, индивидуальные предприниматели. К субъектам налоговых правоотношений относятся налоговые агенты – это лица, на которых возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению налогов в соответственный бюджет.
    2. Объект налогообложения (объект налога) – это то, что облагается налогом.
    3. Налоговая база – это величина, которая фактически облагается конкретным налогом, и по отношению к которой производится исчисление налога.
    4. Ставка налога – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
    5. Налоговый период – это отрезок времени (месяц, квартал, год), по завершении которого рассчитывается и уплачивается налог. Налоговый период может состоять из нескольких промежуточных отчетных периодов, по итогам которых исчисляются и уплачиваются промежуточные авансовые платежи.
    6. Порядок исчисления и сроки уплаты налога, предоставления отчетности показывает, кто и в каком порядке должен исчислять и уплачивать конкретный налог.

    Основным факультативным элементом налога являются налоговые льготы.

    Можно выделить пять групп налоговых льгот по элементам налога, представленные на рисунке 1.2.

    Рисунок 1.2 – Виды налоговых льгот по элементам налога в соответствии с НК РФ

    Также существуют льготы, не привязанные к элементам налогов – это специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов.

    Извините, доступ к дальнейшему материалу закрыт в демо-версии.

    ← предыдущая следующая → Наверх © ФГБОУ ВПО Уфимский государственный нефтяной технический университет
    Институт дополнительного профессионального образования
    Уфа 2015


    a) прогрессивная
    б) пропорциональная
    в) регрессивная
    г) фиксированная

    На основании данных графической модели определите тип налоговой системы по характеру начисления налога.


    a) фиксированная
    б) пропорциональная
    в) регрессивная
    г) прогрессивная

    Тема 7. ДЕНЬГИ, БАНКИ

    Дайте определения по­нятий.

    Товарные деньги _____________________________________________________________

    Символические (декретные) деньги ____________________________________________

    Кредитные деньги ____________________________________________________________

    Золотомонетный стандарт ____________________________________________________

    Металлистическая теория денег _______________________________________________

    Номиналистическая теория денег «Рабочие деньги» ______________________________

    Коммерческий банк ___________________________________________________________

    Кредитные операции (пассивные, активные) ____________________________________

    Комиссионные операции ______________________________________________________

    Эмиссионный банк ____________________________________________________________

    Специальные кредитные институты _____________________________________________

    Инвестиционный банк _________________________________________________________

    Специализированные банковские учреждения __________________________________

    Специализированные небанковские учреждения _________________________________

    Обязательные банковские резервы _____________________________________________

    Кредитный (депозитный) мультипликатор ______________________________________

    Денежный мультипликатор ____________________________________________________

    Банковская прибыль __________________________________________________________

    Ликвидность банков __________________________________________________________

    ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

    1. Назовите основные функции денег. В чем особенности их проявления в современных условиях? Каковы особенности купонной торговли?

    2. Как определяется количество денег, необходимых для по­купки товаров и услуг?

    3. Что такое вексель, банкнота, чек? Какую роль выполняют вклады населения в банках в качестве средства сохранения стоимости?

    4. Почему благородные металлы первоначально выполняли функцию денег? В чем заключается возможность и необхо­димость замены благородных металлов знаками стоимости?

    5. Что такое банк? Каковы его основные функции? Какие виды кредитно-финансовых учреждений вы знаете? Что та­кое коммерческие банки?

    1. Функцию средства обращения деньги выполняют в момент …
    a) непосредственной оплаты покупаемого товара
    б) торга, согласования цены на товар
    в) оплаты ранее купленного в кредит товара
    г) принятия решения о приобретении товара

    2. Абсолютной ликвидностью обладают…
    a) недвижимость
    б) срочные вклады
    в) наличные деньги
    г) ценные бумаги

    3. Из перечисленных активов наименее ликвидным средством являются(ется)…
    a) государственные ценные бумаги
    б) наличные деньги
    в) недвижимость
    г) депозиты и вклады

    4. В России денежный агрегат М0 представляет собой…
    a) срочные вклады
    б) наличные деньги в обращении
    в) чековые вклады до востребования
    г) средства Госстраха

    5. Бумажные деньги отличаются от кредитных тем, что…
    a) бумажные деньги имеют принудительную покупательную способность, а кредитные деньги – это векселя эмиссионного банка
    б) бумажные деньги – это наличные, а кредитные деньги существуют в форме записей на банковских счетах
    в) бумажные деньги не подлежат вывозу за пределы страны
    г) бумажные деньги предназначены для оплаты недорогих товаров, а кредитные используются при оплате дорогостоящих товаров и услуг

    6. Автором уравнения, имеющего вид MV = PQ, где М – количество денег в обращении, V – скорость их обращения, Р – средневзвешенный уровень цен, Q – количество всех товаров и услуг, является.

    a) М.Фридман
    б) А.Пигу
    в) Дж.М.Кейнс
    г) И.Фишер

    7. В процессе исторического развития первоначально появились ___________ деньги.
    a) товарные
    б) кредитные
    в) декретные
    г) символические

    8. В категорию «банковских активов» коммерческих банков не входят…
    a) ссуды предприятиям и населению
    б) наличные деньги, имеющиеся у банка
    в) вклады, размещенные в банке
    г) финансовые средства, приобретенные банком

    9. Банковская прибыль –это…
    a) разница между ставками процента по кредитам и депозитам
    б) разница между всеми расходами и доходами банка
    в) процент по банковским депозитам
    г) процент по банковским кредитам

    10. Коммерческие банки находятся на _________ уровне кредитной системы.
    a) третьем
    б) первом
    в) втором
    г) четвертом

    11. Инвестиционные банки находятся на _________ уровне кредитной системы.
    a) первом
    б) втором
    в) третьем
    г) четвертом

    12. К пассивам банка следует отнести…
    a) приобретённые банком финансовые средства
    б) выданные предприятиям и населению кредиты
    в) привлечённые средства вкладчиков
    г) накопленные наличные деньги

    1. Капитал банка насчитывает 1 млрд долл., в том числе собст­венный капитал составляет — 10%. Банковские резервы — 5%, средняя норма прибыли от инвестиций — 15%, средняя
    норма банковского процента по вкладам — 10%. Рассчитай­те банковскую норму прибыли, если ежемесячные расходы банка на заработную плату служащим, аренду здания и т. д. достигают 3 млн долл. Какова абсолютная величина пред­принимательского дохода владельцев этого банка?

    2. Вы можете купить государственные ценные бумаги на 100 тыс. долл., зная, что через 3 года сможете их продать на 15,5 тыс. дороже. Стоит ли совершать эту покупку, если бан­ковская ставка по депозитам составляет 5%, а темпы инфля­ции равны 0? Если при той же ставке процента ожидаемый темп инфляции составит 1% в год? Обоснуйте свой ответ.

    3. Коммерческий банк имеет избыточные резервы в размере 200 тыс. долл. Новый перспективный клиент этого банка получает заем в максимально возможном размере, причем одна половина займа предоставляется в форме открытия те­кущего счета, а другая — наличными, которые перечисля­ются из центрального банка. Норма резервов составляет 20%, полученные наличные деньги клиент хранит в этом же банке. Каким будет максимальное увеличение предложения денег?

    4. Уровень равновесия национального дохода равен 1900 млрд руб., его желаемый уровень — 2000 млрд руб., а предельная склонность к потреблению равна 0,90. Чтобы достичь же­лаемого уровня национального дохода, на сколько надо уве­личить государственные закупки?

    5. В начале 1990-х годов в банках России ставка процента по вкладам была заметно выше 100% годовых. В развитых стра­нах Запада размеры ссудного процента, как правило, не превышают 10—12%. Почему же зарубежные инвесторы не спешили вкладывать деньги в российские банки, а зажиточ­ные россияне предпочитали открывать счета за рубежом?

    § 7. Виды налогов. Механизм налогообложения.

    Виды налогов. Налоги бывают прямые и косвенные, государственные и местные, устанавливаемые региональными властями и органами.

    Для налоговой системы страны с развитой рыночной экономикой характерны следующие признаки:

    • прогрессивный дифференцированный характер налогообложения;

    • частые изменения ставок налогообложения в зависимости от экономических условий, складывающихся в стране;

    • определение начальных сумм, не облагаемых налогом.

    Всё это делает налоговую систему гибкой, способствует её дифференцированному использованию.

    К налогам относят, например, подоходный налог, налог на прибыль предприятий, косвенные налоги и взносы на социальное страхование.

    Подоходный налог взимается с физических лиц. Им облагаются все доходы граждан, в том числе и выигрыши в лотерею. Налогом на прибыль предприятия облагается его чистая прибыль за определённый календарный период. Взимание подоходного налога происходит посредством заполнения налогоплательщиком декларации о доходах при условии наличия у налогоплательщика нескольких источников доходов, включая предпринимательскую деятельность. В настоящее время в России ставка подоходного налога является фиксированной и составляет 13%. С 2009 г. налог на прибыль организаций составляет 20% (однако его реальный расчёт – очень сложная бухгалтерская процедура). Во многих странах мира налоги имеют прогрессивные ставки – чем больше доход, тем больше ставка налога. Такая налоговая политика имеет социальную составляющую, так как позволяет немного сократить разрыв в доходах бедных и богатых.

    Прямые налоги взимаются в процессе накопления материальных благ непосредственно с доходов или имущества налогоплательщиков. Среди прямых налогов выделяют реальные прямые налоги, которыми облагается предполагаемый средний доход, получаемый от того или иного объекта налогообложения (налоги на имущество, в том числе с владельцев автотранспортных средств, земельный налог); личные прямые налоги, которые уплачиваются с действительно полученного дохода и отражают фактическую платежеспособность (подоходный налог, налог на прибыль, налог на наследство и дарение и т.п.).

    Косвенные налоги взимаются через цену товара и вытекают из хозяйственных актов и оборотов, финансовых операций (акциз, НДС, таможенная пошлина, налог с оборота). Они распространяются на широкий круг торговых, производственных и иных организаций и даже физических лиц. Во многих странах мира применяется налог с продаж, который взимается с любой покупки. Основная цель косвенных налогов – увеличение доходов государственного и местного бюджета. Так, в российском бюджете основную доходную статью составляют не прямые налоги, а косвенные, в частности таможенные сборы и пошлины. Таможенные сборы – это форма косвенного налога, которым облагаются определённые группы людей и организации, в основном фирмы, осуществляющие экспортно-импортные операции.

    Акциз – налог, взимаемый с покупателя при приобретении некоторых видов товаров и устанавливаемый обычно в процентах к цене этого товара. Например, акцизом в России облагаются табачные и винно-водочные изделия.

    В России действует около 40 различных налогов. Их использование регулируется специальными законами, в частности Налоговым кодексом. Некоторые налоги являются целевыми и связаны с конкретным направлением государственных расходов – это налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы и дорожный налог в Дорожный фонд. Первый необходим для финансирования деятельности геологов и буровиков, ведущих разведочные подготовительные работы к промышленному использованию новых месторождений полезных ископаемых, а второй – для финансирования ремонта и строительства федеральных дорог.

    По своему экономическому содержанию близка к налогам пошлина – плата, взимаемая государством с юридических и физических лиц за оказание им определённого вида услуг. Государство установило пошлины за следующие виды услуг:

    • оформление свидетельств о браке и рождении детей;

    • выполнение процедуры расторжения брака;

    • подтверждение права на получение наследства;

    • принятие жалобы к рассмотрению в суде;

    • выдачу разрешения на ввоз товаров зарубежного производства в страну (а иногда и за разрешение на вывоз товаров отечественного производства за рубеж).

    На рисунке 1 представлена схема налоговой системы России. В России действуют следующие налоги: федеральные, региональные и местные. Наиболее крупные и значимые источники налоговых доходов (налог на доходы физических лиц (НДФЛ), налог на прибыль, акцизы и др.) распределяются между бюджетами различных уровней: федеральными, региональными, местными (городов и сельских поселений).


    Рис. 1. Налоговая система в России.

    Примеры федеральных налогов:

    • налог на доходы физических лиц;

    • налог на операции с ценными бумагами;

    • платежи за пользование природными ресурсами;

    • платежи за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, за загрязнение окружающей среды, за пользование водными объектами;

    • налог на прибыль организаций;

    • налоги, служащие источником образования дорожных фондов (налог на использование автомобильных дорог);

    • налог с владельцев транспортных средств;

    • налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения;

    • сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний;

    • налог на покупку иностранных денежных знаков и платёжных документов, выраженных в иностранной валюте;

    • налог на игорный бизнес;

    • сборы за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции;

    • налог на добычу полезных ископаемых;

    • налог на добавленную стоимость (НДС);

    Примеры региональных налогов:

    • налог на имущество предприятий;

    • сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц;

    • единый налог на вменённый доход для определённых видов деятельности.

    Примеры местных налогов:

    • налог на имущество физических лиц;

    • регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;

    • налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне;

    • сбор за право торговли;

    • целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно-правовых форм на содержание милиции, благоустройство территорий, нужды образования и другие цели;

    • налог на рекламу;

    • налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров;

    • сбор с владельцев собак;

    • лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями;

    • лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей;

    • сбор за выдачу ордера на квартиру;

    • сбор за парковку автотранспорта;

    • сбор за право использования местной символики;

    • сбор за участие в бегах на ипподромах;

    • сбор за выигрыш на бегах;

    • сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме;

    • сбор со сделок, совершаемых на биржах, за исключением сделок, предусмотренных законодательными актами о налогообложении операций с ценными бумагами;

    • сбор за право проведения кино- и телесъёмок;

    • сбор за уборку территорий населённых пунктов;

    • сбор за открытие игорного бизнеса.

    Механизм налогообложения. В основе механизма налогообложения лежат ставки налогов, из которых рассчитываются денежные суммы, подлежащие уплате домохозяйствами или организациями в доход государства.

    Ставка налога – это величина платы, которую налогоплательщик должен внести в доход государства в расчёте на единицу налогообложения. Ставка налога определяется как абсолютная сумма платежа либо как доля от стоимости того, к чему привязан данный налог (например, доходы или стоимость имущества). При этом всегда спорным является вопрос о количественной величине этой ставки (должна она быть единой или меняться по какой-то схеме).

    В мировой практике существуют три разные системы налоговых ставок: прогрессивная, пропорциональная, регрессивная.

    В прогрессивной системе ставка налога возрастает по мере роста величины облагаемого дохода или стоимости имущества. Применение такой системы означает, что богатые граждане платят в виде налогов бо́льшую долю своих доходов, чем менее состоятельные.

    Пропорциональная система характеризуется равной для каждого плательщика ставкой налогообложения. С ростом налоговой базы сумма налога возрастает пропорционально. Такое налогообложение применяется в России.

    В регрессивной системе предусмотрено снижение ставки обложения по мере роста абсолютной величины облагаемого дохода и имущества.

    Размер налоговых изъятий постоянно является предметом дискуссии. Очевидно, чем большую долю личных доходов физических лиц и фирм правительство концентрирует в своих руках, тем больше возможностей имеется для решения социальных и иных задач общества. Однако чем слабее налоговый гнёт на экономику, тем динамичнее происходит её рост и развитие. В результате рациональная система налогов формируется как компромисс между интересами различных групп общества с учётом региональных интересов, твёрдых и однозначных правил построения налоговых систем. При этом очень много зависит от правительства и конкретных людей, которые в нём работают, их знаний и опыта, их честности и стремления к справедливости.

    Налоговые льготы выражаются в частичном или полном освобождении определённых физических и юридических лиц от уплаты налогов. Такие льготы устанавливаются, например, для инвалидов, пенсионеров, образовательных учреждений, предприятий и предпринимателей малого бизнеса и др. Налоговые льготы связаны с приоритетами правительства (развитие инновационных технологий, модернизация производства и др.). Налоговые льготы улучшают экономическую ситуацию в регионе и стране.

    Налоговые льготы имеются практически в каждой развитой стране. Например, в России их десятки, а в США – более 100, в Великобритании – около 80, во Франции – более 70, в Швеции – около 90 и т.д.

    Налоговые льготы могут иметь форму налоговых кредитов – вычетов из величины начальных налогов. Например, во многих странах от налогообложения освобождается часть доли прироста затрат на развитие научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Льготы часто устанавливаются в сфере амортизационных отчислений, тем самым стимулируется покупка нового оборудования или замена старого.

    Часто используется метод отсрочки уплаты налога и полное освобождение от налогов. Такой льготой пользуются в основном малые и вновь образованные предприятия. Например, во Франции акционерные компании полностью освобождаются от налогов на прибыль в течение первых двух лет существования, а в третий год налогом облагается только 25% прибыли. Вся прибыль облагается налогом с шестого года деятельности компании.

    В развитых странах мира применяется дифференцированный подход в начислении налогов: чем выше доходы, тем больше выплачивается налогов. Каждая страна при этом имеет свой верхний предел налогообложения: самый высокий (45%) установлен в Швеции, 22% – в США и 5% – в государстве Монако. В России применяется так называемая «плоская шкала» в размере 13% на заработную плату, пенсии, доходы и прибыли. Такой подход лишает государство важнейшей функции перераспределительного механизма, который в развитых странах во многом сглаживает социальный разрыв между богатыми и бедными.

    г) увеличение совокупных национальных расходов;

    +д) все ответы верны.

    1100. Кривая Лаффера устанавливает зависимость между:

    +а) ставкой налогов и доходами от налогов, поступающими в бюджет;

    б) безработицей и потенциальным выпуском;

    в) безработицей и инфляцией;

    г) инфляцией и потенциальным выпуском;

    д) налоговыми ставками и инфляцией.

    1101. Кривая Лаффера описывает соотношение между:

    а) дефицитом госбюджета и безработицей;

    б) налоговыми ставками и инфляцией;

    в) уровнем цен и налоговыми поступлениями в бюджет;

    +г) налоговыми ставками и доходами государства от налоговых поступлений.

    1102. К косвенным налогам относится:

    +а) государственная пошлина.

    б) подоходный с населения;

    в) с наследства и дарений;

    г) на прирост капитала.

    1103. Косвенным налогом является:

    а) налог на прибыль;

    б) налог на доходы физических лиц;

    в) налог на имущество;

    +г) налог на добавленную стоимость.

    1104. К прямым налогам относится налог:

    +а) на прибыль предприятия;

    б) на добавленную стоимость;

    в) на золотые изделия;

    г) государственная пошлина.

    1105. Правительство может снизить налоги на прибыль для того, чтобы:

    а) замедлить быстрый рост процентных ставок;

    +б) увеличить инвестиции в экономику;

    в) сократить расходы предпринимателей на здания и оборудование;

    г) повысить благосостояние населения.

    1106. Если с ростом дохода растет и доля этого дохода, выплачиваемая в виде налога, то такой налог носит название:

    1107. Пропорциональный налог – это налог, при котором:

    +а) ставка постоянна и не зависит от величины налогооблагаемой базы;

    б) ставка растет по мере роста налогооблагаемой базы;

    в) ставка снижается по мере роста налогооблагаемой базы;

    г) ставка увеличивается с ростом налогооблагаемой базы, но каждый следующий прирост меньше предыдущего.

    1108. Применяемые налоги можно оценить как пропорциональные, если величина средней налоговой ставки:

    а) не изменяется с увеличением дохода;

    б) не изменяется с уменьшением дохода;

    +в) не изменяется при любом изменении дохода;

    г) изменяется в соответствии с изменением дохода.

    1109. Применяемые налоги можно оценить как регрессивные, если величина средней налоговой ставки:

    а) растет с увеличением дохода;

    б) не изменяется при изменении дохода;

    +в) сокращается с увеличением дохода;

    г) изменяется в соответствии с изменением дохода.

    1110. Финансовая политика проявляется:

    а) в стабилизации обменного курса национальной валюты;

    б) во взаимоотношениях между социальными группами;

    +в) в системе форм и методов мобилизации денежных ресурсов;

    г) в развитии рыночных отношений;

    +д) в способах распределения имеющихся денежных ресурсов.

    1111. Какие из перечисленных статей относятся к расходам госбюджета:

    +а) выплаты по государственному долгу;

    б) арендная плата;

    в) доходы от государственной собственности;

    +д) займы и помощь иностранным государствам.

    1112. Какие из перечисленных ниже налогов относятся к прямым:

    +а) индивидуальный подоходный налог;

    в) таможенные пошлины;

    г) налог с продаж;

    +д) налог на прибыль корпораций.

    1113. Какие из перечисленных ниже налогов относятся к косвенным:

    а) индивидуальный подоходный налог;

    +в) таможенные пошлины;

    +г) налог с продаж;

    д) налог на прибыль корпораций.

    1114. Государственный _________ - это смета (баланс) доходов и расходов государства.

    1115. __________ - это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и в установленные сроки.

    1116. __________ налога - это установленный государством размер налога на единицу налогообложения.

    1117. Главной статьей бюджетных доходов являются __________.

    1118. На основании данных графической модели определите тип налоговой системы по характеру начисления налога:

    1119. Если общие поступления в государственный бюджет за год составят 1059 трлн. руб., а расходы - 1151 трлн. руб., то возникнет:

    а) бюджетный дефицит, снизятся объемы экспорта;

    +б) бюджетный дефицит, государственный долг будет расти;

    в) бюджетный избыток, государственный долг будет расти;

    г) бюджетный избыток, государственный долг будет снижаться.

    1120. Дефицитен ли бюджет, если государственные закупки составляют 50 млн. руб., трансфертные платежи – 10 млн. руб., процентные выплаты – 10% годовых по государственному долгу, равному 20 млн. руб. Налоговые поступления составляют 40 млн. руб.

    +а) дефицит госбюджета 22 млн. руб.;

    б) профицит госбюджета 22 млн. руб.;

    в) дефицит госбюджета 40 млн. руб.;

    г) дефицит госбюджета 20 млн. руб.;

    1121. Номинальный доход — это:

    +а) сумма денег, имеющаяся у покупателя без относительности к текущим ценам товаров и услуг;

    б) личный доход минус индивидуальные налоги и неналоговые выплаты;

    в) общая сумма расходов, которые произведет семья за определенный период времени;

    г) зависимость между уровнем безработицы и годовым темпом роста уровня цен.

    1122. Располагаемый доход – это:

    +а) личный доход минус индивидуальные налоги и неналоговые выплаты;

    б) сумма, включающая зарплату, ренту и доход в форме процента на капитал;

    в) зарплата, доход в форме процента на капитал минус налог на личный капитал;

    г) национальный доход плюс амортизация;

    д) валовой внутренний продукт минус косвенные налоги на бизнес.

    1123. Преимуществом «шоковой терапии», как одного из этапов перехода от командно-административной к рыночной экономике является:

    + а) достаточно быстрое и эффективное устранение диспропорций в структуре относительных цен

    б) снижение социального недовольства, вследствие достаточно быстрых перемен

    в) ускоренное достижение устойчиво положительных темпов экономического роста

    г) эффективная интеграция России в мировое хозяйство

    1124. Бюджет семьи – это:

    а) общая сумма денежных доходов, которыми располагает семья;

    б) общая сумма расходов, которые произведет семья за определенный период времени;

    +в) структура всех доходов и расходов за определенный период времени,

    г) ограничение налагаемое на выбор семьи.

    1125. Ваучерная приватизация лучше всего подходит, когда:

    + а) население не имеет достаточного количества денежного капитала

    б) имеется возможность притока в страну иностранного капитала

    в) население имеет значительное количество денежного капитала

    г) необходимо найти эффективного собственника

    1126. Отклонение реального распределения доходов от абсолютно справедливого выражается кривой:

    1127. Кривая Лоренца за пять лет сдвинулась дальше от биссектрисы. Это означает:

    а) достижения всеобщего социального равенства;

    +б) усиления дифференциации доходов населения;

    в) повышения жизненного уровня населения;

    г) сглаживания дифференциации доходов населения.

    1128. Увеличение степени неравенства в распределении доходов в обществе отразится на кривой Лоренца:

    а) совпадением кривой распределения доходов со срединной линией;

    +б) движением кривой распределения доходов вправо;

    в) движением кривой распределения доходов влево;

    г) кривая останется в прежнем положении.

    1129. Уменьшение степени неравенства в распределении доходов отразится на кривой Лоренца:

    а) перемещением кривой фактического распределения вверх;

    б) перемещением кривой фактического распределения вниз;

    +в) приближением кривой фактического распределения к биссектрисе;

    г) совпадением кривой фактического распределения с биссектрисой.

    1130. Коэффициент Джини измеряет:

    а) соотношение между потреблением работника со средним доходом и работника с минимальным доходом;

    б) неопределенность в прогнозе дефицита бюджета;

    в) соотношение между национальным долгом и ВНП;

    +г) степень неравенства в распределении доходов;

    д) размер масштаба экономики в производственной функции Коба-Дугласа.

    1131. В случае абсолютного равенства в распределении доходов коэффициент Джини будет равен:

    г) значению от 0 до 1.

    1132. Коэффициент Джини вырос с 0,22 до 0,35. Это означает, что:

    а) среднедушевые реальные доходы уменьшились;

    +б) дифференциация доходов усилилась;

    в) лица с фиксированными номинальными доходами стали богаче;

    г) доля семей, доход которых ниже прожиточного минимума, выросла.

    1133. Если индекс Джини увеличивается:

    +а) происходит нарастание неравенства в распределении доходов;

    б) неравенство в распределении доходов сокращается;

    в) не происходит никаких значительных изменений в распределении доходов;

    г) доля семей, доход которых ниже прожиточного минимума, выросла.

    1134. Эволюционный вариант перехода от командно-административной к рыночной экономике не характеризует:

    а) первоначальное реформирование сельского хозяйства

    б) проведение жесткой финансовой политики

    + в) одномоментная либерализация цен

    г) активное поощрение частного предпринимательства

    1135. Уровень бедности определяется на основе:

    +а) прожиточного минимума;

    б) фактической заработной платы;

    в) минимальной заработной платы;

    1136. Показателем черты бедности служит:

    +а) прожиточный минимум;

    б) минимальная заработная плата;

    в) размер пособия по безработице;

    д) реальная заработная плата.

    1137. Бедная семья:

    а) большую часть произведенного продукта потребляет и меньшую часть накапливает;

    б) большую часть произведенного продукта накапливает и меньшую часть потребляет;

    в) половину произведенного продукта потребляет и половину накапливает;

    +г) весь произведенный продукт потребляет.

    1138. К сокращению потребительских расходов обычно приводит:

    +а) снижение потребительских доходов;

    б) снижение уровня подоходного налога;

    в) ожидание скорого роста цен;

    г) увеличение государственных выплат населению;

    д) нет верного ответа.

    1139. Индекс стоимости жизни отражает:

    а) изменение величины номинального денежного дохода;

    б) влияние инфляции на стоимость потребительской корзины;

    в) изменение перечня благ, входящих в стандартный набор;

    +г) изменение стоимости стандартного набора благ под влиянием динамики цен на них;

    д) изменение издержек производства «потребительской корзины».

    1140. В настоящее время ООН в качестве основного обобщающего показателя уровня развития стран использует:

    а) ВВП на душу населения;

    б) национальный доход на душу населения;

    +в) индекс человеческого развития;

    г) темпы экономического роста.

    1141. Неравенство доходов в рыночной экономике связано:

    +а) различиями в способностях, образовании и профессиональных навыках людей;

    +б) с владением собственностью;

    +в) с частнокапиталистической формой присвоения произведенного дохода;

    г) с темпами экономического роста;

    д) с циклическим характером экономического развития.

    1142. Показателями, определяющими степень справедливого распределения доходов, являются:

    а) реальный совокупный доход и доход на душу населения;

    б) минимальная потребительская корзина и минимальная заработная плата;

    в) уровень стоимости жизни и индекс стоимости жизни;

    +г) кривая Лоренца;

    +д) коэффициент Джини.

    1143. Равенство в распределении доходов в долгосрочном периоде приводит к следующим последствиям:

    а) росту производительности общественного труда и ускорению темпов экономического роста;

    б) ликвидации бедности и повышению благосостояния всех членов общества;

    +в) снижению заинтересованности в эффективной и качественной трудовой и предпринимательской деятельности;

    +г) противоречит принципам функционирования механизма рыночного хозяйствования;

    д) циклическим колебаниям в экономике.

    1144. К недостаткам варианта радикального перехода от командно-административной к рыночной экономике нельзя отнести:

    + а) отмену монополии на внешнеэкономическую деятельность

    б) отток ресурсов из производственной сферы

    в) появление высокой открытой инфляции

    г) усиление социальной дифференциации населения

    1145. Жизненный уровень населения понижается:

    +а) при повышении цен на текущие потребительские блага:

    +б) при снижении реальной ценности имеющихся активов;

    в) при снижении налогов и цен;

    +г) при опережающем росте цен по сравнению с повышением номинальных доходов;

    д) при росте реальных доходов населения.

    1146. Основные показатели уровня жизни по методике ООН:

    +а) рождаемость и смертность;

    +б) свобода личности;

    +в) образование и культура;

    +г) доходы и расходы населения;

    д) размер пособий по безработице;

    е) производительность труда.

    1147. Реализация основных принципов социальной политики в России в начале XXI в. заключается:

    а) в росте дифференциации доходов населения;

    +б) в ослаблении дифференциации доходов населения;

    +в) в смягчении социальных противоречий;

    +г) в повышении уровня жизни подавляющей части населения;

    д) в повышении качества жизни;

    е) в росте реальных доходов так называемого среднего класса.

    1148. __________ – это общая сумма денег, регулярно и законно поступающая в непосредственное распоряжение хозяйствующего субъекта по итогам хозяйственной деятельности за определенный период.

    1149. Кривая __________ - кривая, иллюстрирующая распределение дохода в экономике.

    1150. Для современного этапа развития мирового хозяйства не характерно:

    а) неравномерность экономического развития;

    +б) распад колониальной системы;

    в) транснационализация производства и капитала;

    г) глобализация мировой экономики.

    1151. Основными субъектами мирового хозяйства являются:

    г) финансовые услуги.

    1152. Основными субъектами мирового хозяйства не являются:

    а) национальные хозяйства;

    г) международные интеграционные объединения.

    1153. Специализация отдельных стран на определенных видах производственной деятельности: товарах, услугах, результатах научно-технического прогресса, которые реализуются на мировом рынке - это:

    а) международная интеграция;

    б) международное кооперирование;

    +в) международное разделение труда;

    г) международная концентрация производства.

    1154. Международный валютный фонд был создан для регулирования международных валютных отношений между:

    а) капиталистическими и социалистическими странами;

    б) ведущими западными странами и Советским Союзом;

    +в) ведущими западными странами;

    г) экономически развитыми и развивающимися странами.

    а) глобальная ассоциация по торговле товарами;

    б) генеральная ассоциация по торговле и тарифам;

    +в) генеральное соглашение по тарифам и торговле;

    г) главная ассоциация по торговле товарами и услугами.

    1156. Какая организация создана вместо ГАТТ:

    1157. К мерам государственного протекционизма относится:

    +а) введение таможенных пошлин на импортируемые товары;

    б) введение налоговых льгот для филиалов зарубежных компаний;

    в) отмена любых ограничений на экспорт товаров;

    г) полная отмена таможенных пошлин на импортируемые товары.

    1158. Протекционизм не приводит:

    а) к застою в экономике;

    +б) к снижению цен на внутреннем рынке;

    в) к защите отдельных национальных производителей;

    г) к сокращению потребления;

    1159. Сторонники протекционизма утверждают, что введение торговых барьеров приводит:

    а) к сокращению занятости в отраслях национальной экономики;

    б) к образованию внутренних монополий;

    в) к ослаблению экологической безопасности страны;

    +г) к защите отраслей национальной экономики;

    1160. Принцип абсолютного преимущества был сформулирован:

    д) Э. Хекшером, Б. Олином.

    1161. Если производительность труда по производству экспортируемого товара на предприятиях данной страны выше, чем в стране импортере, то данная страна имеет:

    а) положительное преимущество;

    +б) абсолютное преимущество;

    в) сравнительное преимущество;

    г) отрицательный торговый баланс.

    1162. Закон сравнительных преимуществ открыл:

    1163. Если страна А имеет сравнительное преимущество в производстве пшеницы перед страной В, то:

    +а) альтернативная стоимость производства пшеницы в стране А ниже, чем в стране В;

    б) торговля пшеницей между странами А и В невыгодна;

    в) альтернативная стоимость производства пшеницы в стране А выше, чем в стране В;

    г) стране А следует снижать спрос на пшеницу.

    1164. Бесплатное и уравнительное распределение среди граждан прав на приобретение государственных предприятий является основой:

    а) концепции акционерной модели приватизации

    + б) концепции ваучерной модели приватизации

    в) китайской модели приватизации

    г) немецкой модели приватизации

    1165. К числу основных целей фискальной политики государства относится:

    а) создание условий для успешного ведения бизнеса

    + б) антициклическое регулирование экономики

    в) повышение состояния граждан

    г) перераспределение национального дохода в пользу бюджетных слоев населения

    1166. ___________ _____________ – это линия, объединяющая ряд наборов благ, одинаково предпочтительных для потребителей.

    Конспект урока

    Название предмета и класс: экономика, 11 класс

    Номер урока и название темы: урок №12 «Системы налогообложения»

    Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

    • Какие существуют системы налогообложения?
    • Характеристики и особенности систем налогообложения.
    • В чём заключается сложность формирования системы налогообложения?
    • Взаимосвязь ставки налогообложения доходов и суммы сбора налогов.

    Глоссарий по теме: налоговая система, налоговая ставка, прогрессивные налоги, пропорциональные налоги, регрессивные налоги, кривая Лаффера.

    Теоретический материал для самостоятельного изучения

    История системы налогообложения уходит корнями в глубокую древность, но каждый раз, когда государство вводит налоги, оно должно ясно осознавать, как это введение отразится на экономике страны. Чем больше налогов соберёт государство, тем большую помощь оно окажет социально незащищённым слоям населения, поддержит развитие в стране образования, здравоохранения, науки. Однако мировой опыт показывает: чем слабее налоговое бремя на экономику, тем активнее она развивается.

    Налоговая система – совокупность взаимосвязанных налогов, взимаемых в стране, форм и методов налогообложения, сбора и использования налогов, а также налоговых органов. В основе механизма налогообложения лежит такое понятие, как налоговая ставка.

    Налоговая ставка – размер налога на единицу налоговой базы, как правило, устанавливается в процентах.

    Например, НДС – 20% (с 1.01.2019), налог на прибыль – 20%, подоходный налог – 13%.

    В мировой практике используют три различные системы по видам налоговых ставок: прогрессивную, пропорциональную, регрессивную.

    Прогрессивные налоги – соотношение суммы уплаченного налога и суммы полученного дохода растёт с увеличением дохода.

    Например, доходы в 1 000 рублей облагаются по ставке 5%, доходы в 2000 рублей – по ставке 10%, а доходы в 3000 рублей – 15%.

    Пропорциональные налоги – соотношение суммы уплаченного налога и суммы полученного дохода не изменяется с ростом дохода.

    Например, доходы в 1000, 2000, 3000 рублей и выше облагаются по ставке 10%. В России до 2001 года подоходный налог с граждан был прогрессивным – ставка этого налога росла по мере увеличения дохода граждан, а с 2001 года он стал пропорциональным, т.к. была установлена единая налоговая ставка – 13%.

    Регрессивные налоги – соотношение суммы уплаченного налога и суммы полученного дохода снижается с ростом дохода. Регрессивными, как правило, являются косвенные налоги. Например, главный менеджер фирмы с зарплатой 5000 рублей в день и подсобный рабочий с зарплатой 1000 рублей в день покупают одинаковые автомобили. Акциз, который входит в цену данного товара, одинаковый. Однако для менеджера он составляет 5% от дохода, а для рабочего – 25%.

    В зависимости от того, какая система налогообложения принята в стране, изменяется степень расслоения общества по доходам.

    Формируя налоговые системы, государство стремится обеспечить эффективность сбора налогов и сохранить стабильность налогообложения.

    Принципы построения разумной системы налогообложения сформулировал еще Адам Смит.

    1. Принцип справедливоститрактуется следующим образом: налогоплательщики должны отчислять налоги пропорционально полученному доходу. Однако сторонники теории «горизонтальной справедливости» считают, что налоги должны быть пропорциональными, а сторонники «вертикальной справедливости» отстаивают прогрессивную шкалу отчислений налогов.
    2. Принцип определённости.Налогоплательщику должны быть известны сроки, способ и сумма платежа.
    3. Принцип удобности.Способ взимания налогов должен быть удобен налогоплательщику.
    4. Принцип экономии.Минимизация затрат, связанных с взиманием налогов.

    На этих принципах базируется формирование системы налогообложения в любой стране.

    При этом принимается в расчёт, как налоговая система будет влиять на развитие экономики и размеры сумм налога, поступающего в бюджет.

    В самом общем виде взаимосвязь ставки налогообложения доходов и суммы сбора налогов иллюстрирует график, предложенный американским экономистом Артуром Лаффером и получивший в его честь название «кривая Лаффера» (Рисунок 1).


    Рисунок 1 – Кривая Лаффера

    По мере увеличения ставки налогообложения сумма средств, поступающих в бюджет, сначала начинает расти, но дальнейший рост ставки приводит к снижению налоговых доходов бюджета. Высокая налоговая ставка подрывает стимулы эффективной экономической деятельности, и часть предпринимателей уходят в «теневую экономику».

    Низкая налоговая ставка не позволяет получить необходимые средства в бюджет в полном объёме.

    До принятия Налогового кодекса (31 июля 1998 г.) в России был слишком высокий уровень налогообложения – на графике это соответствует положению в точке В, сейчас мы перемещаемся ближе к точке А (Рисунок 1).

    Расчёт оптимального уровня налогообложения каждая страна производит с учётом специфики национальных, культурных, психологических и других факторов. Единого алгоритма расчёта здесь нет.

    Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

    1. Решите задачу и введите с клавиатуры правильные ответы.

    В диапазоне доходов от 5000 р. до 15000 р. применяется ставка 10%, в пределах 35 000 р. действует ставка 20%. За месяц человек заработал 32 000 р. При ______________ системе налогообложения подоходный налог составил ____________р.

    15 000 · 0,1 = 1500 р. – часть подоходного налога, рассчитанного по ставке 10%.

    (32 000 – 15 000) · 0,2 = 3400 р. – часть подоходного налога, рассчитанного по ставке 20%.

    1500 + 3400 = 4900 р. подоходный налог, рассчитанный по прогрессивной системе.

    Ответ: «При прогрессивной системе налогообложения подоходный налог составил 4900 р.»

    1. Установите соответствия между налоговыми системами и системами расчётов.


    Рисунок 2 – Условие задачи

    1,5/15 = 2/20 – следовательно, налог пропорциональный

    3/20 2/16 – следовательно, налог прогрессивный

    1,5/14 1,4/15 – следовательно, налог регрессивный


    Рисунок 3 – Решение задачи

    Основная и дополнительная литература по теме урока:

    1. Королёва Г. Э. Экономика. 10-11 классы: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Г. Э. Королёва, Т. В. Бурмистрова. – М.: Вентана-Граф, 2017. – 192 с. : ил. – С. 150 – 153.

    Читайте также: