Средний налог на коммунальные услуги

Опубликовано: 20.04.2024

1. Как начисляется плата за отопление?

В большинстве московских домов плата за отопление рассчитывается по показаниям общедомового счетчика тепла. Для этого используются показания счетчика за прошлый год.

  1. Управляющая компания делит количество тепла, которое по показаниям счетчика получил ваш дом в прошлом году, на 12 месяцев.
  2. Из полученной цифры вычитают потребление на нежилые встроенно-пристроенные помещения, а разницу делят на площадь жилых помещений дома и умножают на общую площадь вашей квартиры и действующий тариф .
  3. В начале года управляющая компания сверяет получившуюся цифру с фактически потребленным количеством тепла и делает корректировку в ту или иную сторону в зависимости от того, сколько тепла потратил ваш дом в прошлом году. Корректировка платежа указывается в квитанции, в графе «Перерасчет».

Площадь дома и показания общедомового счетчика тепла вы можете запросить в своей управляющей компании. Ее контакты можно найти на портале «Дома Москвы».

2. Как начисляется плата за водоснабжение и водоотведение?

  • по счетчикам. Если в вашей квартире стоят индивидуальные счетчики, вычислите разницу между показаниями за текущий и предыдущий месяц, умножьте полученную разницу (фактическое потребление) на действующий тариф. Водоотведение рассчитывается как сумма фактического потребления по холодному и горячему водоснабжению и также умножается на действующий тариф ;
  • без счетчиков. Если в вашей квартире нет индивидуальных счетчиков, уточните в управляющей компании (ее контакты вы можете найти на портале «Дома Москвы»), установлен ли в вашем доме общедомовой прибор учета воды. Если установлен, то вычтите из его показаний общедомовые расходы воды (на полив газонов, мытье лестничных клеток и так далее) и показания счетчиков, установленных в нежилых помещениях (в подвале, на чердаке и так далее), — все эти показания можно уточнить в управляющей компании. Из получившейся цифры вычтите показания приборов учета, установленных в жилых помещениях; разницу разделите между всеми жильцами, зарегистрированными в квартирах без счетчиков воды. Результат не может превышать норматива, установленного для одного человека, более чем в два раза;
  • по нормативам. Если дом аварийный, ветхий или в нем нет технической возможности установить общедомовой или индивидуальный счетчик, расход воды (для домов со всеми видами удобств) определяется из расчета 6,935 кубометра холодной воды, 4,745 кубометра горячей воды и 11,68 кубометра на водоотведение для каждого зарегистрированного в квартире человека. Норматив также умножается на действующий тариф.

В домах с индивидуальным тепловым пунктом (котельной) плата за горячую воду состоит из платы за холодную воду и за ее подогрев. Холодная вода оплачивается как обычно.

3. Как начисляется плата за газ?

Если у вас не установлен счетчик газа, его потребление рассчитывается по нормативу на каждого зарегистрированного в квартире жильца и умножается на действующий тариф ;

Если в вашей квартире установлен счетчик газа, то вы оплачиваете только тот газ, который потратили. Для этого вычислите разницу между показаниями за текущий и предыдущий месяц, умножьте полученную разницу (фактическое потребление) на действующий тариф.

Счетчики на газ нужно устанавливать, только если вы потребляете больше двух кубометров газа в час. На практике это значит, что, помимо газовой плиты, у вас дома как минимум должна быть газовая колонка.

Подробнее о том, как установить счетчики, вы можете прочитать в нашей инструкции.

4. Как начисляется плата за электроэнергию?

Плата за электроэнергию начисляется по показаниям счетчиков. Вычислите разницу между показаниями счетчиков электричества за текущий и предыдущий месяц и умножьте полученную разницу (фактическое потребление) на действующий тариф .

5. Как узнать о тарифах на коммунальные услуги?

Управляющие организации обязаны обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях их финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством их размещения в ГИС ЖКХ.

6. Как начисляется плата за капитальный ремонт и социальный наем?

Если вы собственник жилья, то оплачиваете взносы за капитальный ремонт. С 1 января 2021 года единая минимальная ставка составляет 19,52 рубля за один квадратный метр. Подробнее о взносах на капитальный ремонт вы можете прочитать в нашей инструкции.

Если вы наниматель квартиры по договору социального найма, то взносы за капитальный ремонт за вас делает город, однако ежемесячно вы должны платить за наем жилого помещения. Плата вычисляется путем перемножения базовой ставки на различные коэффициенты.

Сегодня, 1 сентября, в Кузбассе начинает действовать новый размер платы за жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ).

Новокузнечане часто задают вопрос: почему в Новокузнецке и Кемерове с сентября размер платы граждан за ЖКУ повышают на 15 процентов, хотя утвержденный правительством для Кузбасса предельный индекс составляет 4,9 процента ? Горожане видят в это несправедливость и нарушение их прав.

Применять здесь термин "тариф" будет неверно. Тариф – это стоимость единицы коммунального ресурса, например, кубометра воды и твердых коммунальных отходов, киловатта электроэнергии или гигакалории тепловой энергии.

Что включается в тариф при его расчете?

В сферах теплоснабжения, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, ТКО тарифы устанавливаются на основании всех экономически обоснованных расходов организации, производящей ресурс, и расчетного объема реализации коммунального ресурса – его количества, запланированного к поставке потребителям в определенный отрезок времени.

Например, в услуге теплоснабжения только расходы на топливо составляют около 35 процентов, на налоги - 25 процентов, на ремонты – 10 процентов, на электроэнергию – 5 процентов. Плюс заработная плата со всеми отчислениями и прочие расходы. Закономерно, что с ростом стоимости топлива растут и расходы теплоснабжающей организации и, соответственно, тариф на конечный продукт.

Но тарифы на коммунальные ресурсы – регулируемые: согласно Жилищному кодексу РФ (ст.157, ч.2), их устанавливают органы государственной власти субъекта РФ, а не ресурсоснабжающие организации.

В то же время размер платы для граждан может отличаться от тарифа.

В постановлении Правительства РФ № 354 ("Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") есть пункт 38, который гласит: "Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов)".

Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из утвержденных тарифов и нормативов, который также устанавливают регионы.
При планировании местного бюджета в расходную часть закладывается определенный объем средств на возмещение части платы за коммунальные услуги . Потому что размер платы граждан составляет от 30 до 100 процентов от стоимости потребленного коммунального ресурса, рассчитанного исходя из экономически обоснованных тарифов, которые утверждаются регулятором - Региональной энергетической комиссией Кемеровской области – Кузбасса (РЭК).

Это своеобразная мера социальной поддержки, которая оказывается не только социально незащищенным категориям населения – ветеранам, инвалидам, малообеспеченным и многодетным семьям, но и всем гражданам, которые ни к одной льготной категории не относятся.

Законодательством РФ предусмотрены индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги платы – они ограничивают рост цен на жилищно-коммунальные услуги определенным показателем, который выражается в процентах.

Сколько за "коммуналку" платить будем

Базовое значение индекса платы устанавливается Правительством РФ для каждого субъекта РФ при планировании изменения размера платы на будущий год. А окончательные индексы утверждают правительства или администрации регионов для конкретных муниципальных образований.
Эти предельные индексы устанавливаются при неизменном наборе и объеме потребляемых услуг. При этом не должна учитываться разница в размере платежей, если она возникла вследствие изменения объема предоставления гражданам льгот и субсидий.

В соответствии со статьей 157.1. ЖК РФ, не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации.

Если распоряжением Правительства РФ № 2556-р от 29.10.2019 года средний индекс по Кемеровской области на II полугодие 2020 год утвержден в размере 4,9 процента, то постановлением губернатора Кемеровской области – Кузбасса от 16.06.2020 года № 63 установлены предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Кузбасса на 2020 год - от 3,2 до 15 процентов.

При этом предельный индекс для других муниципальных образований – от 4,3 до 7,9 процента. Но если подсчитать, то среднее значение индексов по региону составляет не более 4,9 процента – в соответствии с принятым Правительством РФ средним индексом на II полугодие 2020 года для Кузбасса.

Принятое в 2014 году Правительством России постановление № 400 “О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации” гласит: “В целях организации электро-, тепло-, газо-, водоснабжения населения и водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, а также повышения надежности и качества оказываемых населению коммунальных услуг по решению представительного органа муниципального образования […] предельные индексы могут превышать индекс по субъекту Российской Федерации более чем на величину отклонения по субъекту Российской Федерации…”

То есть, более чем на 3 процента , установленных для Кемеровской области на 2020-2023 годы.

Многие интересуются – а какие тарифы в областном центре?

Кому с сентября будет легче нести коммунальное бремя – новокузнечанам или кемеровчанам ? Центр жилищного просвещения Кемеровской области провел анализ фактических значений индексов по городу Кемерово, исходя из тарифов , утвержденных на 1 июля 2020 года. И убедились, что индекс изменения платы в среднем не превысил установленный Правительством РФ – 4,9 процента.

В качестве обоснования для установления предельных индексов для города Кемерово, в том числе, указано: "При установлении предельного (максимального) индекса для города Кемерово учитывались темпы изменения тарифов в сфере водоснабжения - 4,38%, водоотведения - 4,57%, горячего водоснабжения - 4,0%, отопления - 4,0%, электрической энергии - 4,7%, обращения с твердыми коммунальными отходами - 4,9%.

Предельный индекс в размере 15% согласован решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 07.11.2019 № 273 "О согласовании проекта постановления Губернатора Кемеровской области - Кузбасса "Об утверждении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Кемеровской области - Кузбасса на 2020 год".

"При установлении предельного (максимального) индекса учитывались темпы изменения тарифов в сфере водоснабжения 8,0%, водоотведения 8,0%, горячего водоснабжения 4,0%, отопления 4,0%, электрической энергии 4,7%, обращения с твердыми коммунальными отходами 7,0%". То есть тарифы на некоторые ресурсы в Новокузнецке увеличиваются значительно больше, чем в областном центре.

Но при этом с 1 сентября новокузнечане еще не будут оплачивать 100% стоимости услуги водоснабжению, как в Кемерове. Размер платы граждан в первом полугодии 2020 года за холодное водоснабжение составляет 21,72 рубля за 1 куб.м, а с 1 сентября будет 30,73 рубля (но с 1 июля до 1 сентября плата составит 19,85 рубля за 1 куб.м или на 8,6 процента – чтобы уравновесить повышение платы за электроснабжение). А размер бюджетной субсидии "Водоканалу" как одному из поставщику ресурсов составит около 8,5 процентов от суммы тарифа (в настоящее время – около 30 процентов).

Плата за водоотведение с 1 сентября вырастет с 14,63 рублей за 1 куб.м до 20,70 рублей или почти на 42 процента. При этом бюджет должен будет еще доплачивать ресурсоснабжающей организации порядка 5 процентов от тарифа. Сейчас объем субсидии составляет более 28 процентов.
Горячая вода с сентября подорожает для потребителей до 64,31 рубля за 1 куб.м или на 1 процент относительно размеры платы в первой половине 2020 года. А бюджетная субсидия поставщикам составит от 23,68 до 131,69 рубля за 1 куб. м, что превышает 30 процентов от тарифа, установленного органом регулирования.

Размер платы за отопление в Новокузнецке также вырастет - с 986,35 рубля за 1 Гкал до 1129,87 рубля или на 14 процентов. В то же время размер субсидии из бюджета все еще будет составлять до 54 процентов тарифа для разных организаций теплоснабжения.

Сократилась и доходная часть бюджета.

Однако коммунальные услуги предоставлялась горожанам в обычном режиме, по графику были реализованы все необходимые мероприятия по подготовке к осенне-зимнему периоду. Ресурсоснабжающие организации выполнили свои обязательства, а перед бюджетом города стоит трудная задача – рассчитаться за поставленные ресурсы.

В то же время новокузнечане, чей достаток после повышения размера платы не позволит оплачивать жилищно-коммунальные услуги без ущерба для семейного бюджета, могут оформить субсидию по оплате ЖКУ. При этом индивидуально учитывается расход каждой семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и доля платежа в совокупном доходе всех членов семейства.

Органы соцзащиты по месту жительства могут дать полную информацию о порядке оформления субсидии и сделать необходимые расчеты.

Газ используется повсеместно. Это наиболее развивающаяся отрасль промышленности и ее продукт приходит в наши дома в виде голубого топлива, используемого для бытовых нужд. Он значительно дешевле других способов обогрева помещения, а также приготовления пищи.

Из экономических соображений многие частные дома по возможности подключаются к газовым коммуникациям, но на итоговую стоимость для граждан влияют следующие показатели:

  • тариф, по которому отпускается единица газа в конкретном регионе;
  • количество потребленного ресурса;
  • наличие льгот по оплате за газ.

Нормативы потребления применяются для помещений, где счетчики на газ не установлены, и регламентируются Постановлением Правительства от 13.06.2006 № 373. В расчетный период граждане могут израсходовать ресурс в пределах норматива либо превысить его, но в этом случае стоимость единицы газа значительно возрастает.


Установленные нормы отличаются в зависимости от использования «голубого топлива» отдельно для помещений:

  • с газовыми плитами, центральным отоплением и горячим водоснабжением;
  • с газовыми плитами, газовыми водонагревателями при отсутствии центрального горячего водоснабжения;
  • с газовыми плитами и без горячего водоснабжения, а также отсутствии газового водонагревателя;
  • отапливаемых газовым оборудованием.

Тариф складывается из нескольких факторов, в первую очередь это:

  • себестоимость добываемого топлива;
  • расходы, связанные с транспортировкой до потребителя;
  • услуги по реализации газа населению.

Конечная же стоимость кубометра газа выставляется региональными газовыми службами.

Учет расхода газа по счетчикам

В большинстве случаев довольно выгодно устанавливать счетчики на газ. Особенно для тех граждан, кто расходует его только для приготовления пищи. Но существует ряд требований к приборам учета, которые необходимо соблюдать:

  • должен соответствовать регламенту по допустимому типу использования;
  • устанавливается специалистами и подлежит опломбировке;
  • имеет срок использования, по истечении которого подлежит проверке или замене.

В обязанности потребителя входит также ежемесячная фиксация показаний счетчика и оплата того количества газа, которое было израсходовано. В итоге подлежащая оплате сумма формируется из объема потребленного ресурса, умноженного на тариф, применяемый для конкретного потребителя.


Ежемесячно до 10 числа абонент обязан передавать текущие показания по счетчику Поставщику услуги. Для оплаты берется разница с предыдущими показаниями, и эта величина является объемом потребленного газа за месяц.

Если абонент не сообщил или опоздал, то для расчета используется среднее значение. Для этого берутся средние показания за прошедший годовой период и делятся на соответствующее количество месяцев. Такой метод расчета возможно применить только не более трех месяцев подряд. Далее будет насчитываться сумма по нормативу.

Существует также ряд условий в зависимости от типа газового прибора:

  • для счетчиков, установленных внутри дома или квартиры, а также вне помещения, но оснащенных устройством температурной компенсации, берется разница между текущими показаниями и предыдущими;
  • для счетчиков, вынесенных на улицу и не имеющих устройства температурной компенсации, полученная разница между показаниями умножается на температурный коэффициент. В каждом регионе он устанавливается помесячно на весь отопительный период.

Например для Кабардино-Балкарской Республики температурный коэффициент составляет:


Учет расхода газа без использования счетчиков

Газ может использоваться в быту по трем направлениям и в зависимости от предназначения применяются следующие единицы измерения:

  • для приготовления пищи и нагрева воды — на каждого прописанного в помещении человека (куб.м/чел.);
  • для отопления жилого помещения в отопительный период (с октября по апрель) — на 1 квадратный метр общей площади (куб.м/кв.м).

В приложении к Постановлению Правительства от 13.06.2006 № 373 указаны минимально допустимые нормативы потребления газа для населения, в жилых помещениях в которых не установлены приборы учета.

Нормативы потребления газа на 1 человека без счетчика по регионам

Приведем показатели норматива по регионам на примере расхода 1 куб.м на одного человека с 1 января 2021 года. О каждом подробнее можно узнать скачав файл документа.

Сегодня норматив природного газа без счетчика с учетом приготовления пищи и нагрева воды с использованием газовой плиты при наличии центрального отопления и центрального горячего водоснабжения следующие:

РегионНорматив (1 куб.м/чел.)Все нормативы
Москва и Московская область10подробнее
Санкт-Петербург и Ленинградская область13подробнее
Екатеринбург и Свердловская область10,2подробнее
Краснодарский край11,3подробнее
Новосибирская область10подробнее
Омск и Омская область13,06подробнее
Пермский край12подробнее
Ростов-на-Дону и Ростовская область13подробнее
Самара и Самарская область13подробнее
Саратов и Саратовская область11,5подробнее
Крым11,3подробнее
Нижний Новгород и Нижегородская область11подробнее
Уфа и республика Башкортостан12подробнее

В частных домовладениях газ может использоваться для обогрева как жилых, так и нежилых построек. К нежилым относятся бани, теплицы, гаражи и т.п. При наличии частного хозяйства учитывается потребление ресурса в зависимости от количества единиц домашнего скота и их вида. На одну голову положено в месяц:

  • лошади: 5,2 — 5,3 м 3 ;
  • коровы: 11,4 — 11,5 м 3 ;
  • свиньи: 21,8 — 21,9 м 3 .

Поэтому при отсутствии приборов учета начисляется плата, исходя из следующих параметров:

  • количества квадратных метров жилой и нежилой площади, отапливаемых газом;
  • наличия, вида и количества домашнего скота;
  • количества прописанных в помещении граждан (учитываются зарегистрированные постоянно и временно);
  • степени благоустройства с учетом подключения к сетям центрального горячего водоснабжения.


Тарифы на газ в 2021 году при наличии и без счетчика

Величина тарифов платы за газ для населения ежегодно увеличивается. Пусть это не так заметно, как за услуги ЖКХ в целом, но в сравнении с прошлыми годами суммы значительно изменились. C 1 января 2021 года цена на природный газ по счетчику и без в России повысится на 4,1 % от ныне действующих.

На сегодняшний день в регионах России действуют следующие расценки на газ для помещений, где отсутствуют приборы учета при наличии газовой плиты и централизованного горячего водоснабжения:

РегионТариф (руб. за 1 куб.м)Все тарифы
Москва и Московская область7,04подробнее
Санкт-Петербург (СПБ) / Ленинградская область6,56подробнее
Екатеринбург и Свердловская область5,19подробнее
Краснодар / Краснодарский край6,61подробнее
Новосибирская область6,461подробнее
Омск и Омская область8,87подробнее
Пермский край6,12подробнее
Ростов-на-Дону и Ростовская область6,51подробнее
Самара и Самарская область7,48подробнее
Саратов и Саратовская область9,25подробнее
Республика Крым5,56151 — расход меньше 3500 куб. м. газа в год
8,65271 — расход больше 3500 куб. м. газа в год
подробнее
Нижний Новгород и Нижегородская область5,95906подробнее
Уфа и республика Башкортостан7,42подробнее

Подведем итоги:

  • нормативы различаются в зависимости от бытового использования газа;
  • нормативная величина рассчитана на одного гражданина, прописанного в помещении, либо на 1 кв.м. отапливаемой жилой площади;
  • на газ устанавливаются минимальные тарифы, применяемые в случае потребления ресурса в пределах месячного норматива;
  • в случае превышения нормативного потребления применяются повышенные тарифы.

Смотрите интересное видео, как можно сэкономить на оплате за газ. Что же лучше оплата по нормативу или по счетчику?

Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему! Напишите прямо сейчас нашему консультанту онлайн. Или звоните нам по телефонам:

Какие налоги платит ЖКХ?

Сфера ЖКХ в России всегда находилась в центре внимания. И это вполне объяснимо. Ведь каждый гражданин, каждая организация и каждое предприятие являются потребителями услуг ЖКХ, а следовательно, ситуация в указанной сфере сказывается на всех. Плюс сама сфера ЖКХ – это огромное количество предприятий со своими коллективами.

Одна из важнейших сторон функционирования этой сферы – ее налогообложение. С помощью указанного механизма регулируются многие процессы, от его эффективности зависит финансовое благополучие всей отрасли и, следовательно, комфортность жизни россиян.

Сфера налогообложения остается при этом одной из самых сложных в правовом поле России, поскольку есть определенные неточности формулировок, не прописаны некоторые понятия и действия, есть противоречия различных нормативных документов, да и правоприменительная практика запутана и противоречива.

Особенности налогообложения сферы ЖКХ

Жилищно-коммунальный комплекс России состоит из множества предприятия разной организационно-правовой формы, ведомственной подчиненности и формы собственности. Создать единые правила для всех непросто. Это же относится и к системе налогообложения. Ведь ЖКХ является социально-значимой деятельностью, его услуги должны быть доступны всем социальным слоям, какими бы доходами они ни располагали.

Еще одна особенность системы ЖКХ состоит в том, что одним из источников ее финансирования являются налоговые поступления. Ведь многие ее предприятия и организация находятся в муниципальной или региональной собственности, а значит, финансируются из бюджета, то есть из средств налогоплательщиков. С другой стороны, на все структуры, предоставляющие ЖКУ, возложена обязанность платить налоги и сборы во внебюджетные фонды.

При этом в правительстве уже давно идет борьба между сторонниками и противниками предоставления значительных налоговых льгот предприятиям ЖКХ. Необходимость такого подхода мотивируется как раз тем, что «коммуналка» выполняет у нас в стране важную социальную функцию. Однако экономический блок правительства раз за разом отвергает такую возможность.

Какие основные налоги платят предприятия ЖКХ?

В итоге предприятия ЖКХ остаются плательщиками практически всех основных налогов, как и любые другие коммерческие структуры в России. Основные из них – это налог на добавленную стоимость (НДС) и налог на прибыль. С 1 января 2006 года «коммуналка» стала еще и плательщиком налога на имущество организаций.

Правила взимания всех указанных налогов определяет, естественно, Налоговый кодекс КР (НК РФ). Но главная проблема для указанной сферы в том, что размер тарифов в большинстве случаев регулируется либо федеральными, либо региональными властями, а не рынком. В результате, по оценкам экспертов, в некоторых видах коммунальных услуг налогообложение составляет суммарно до 60% от тарифа. Это приводит к тому, что не остается средств на модернизацию инфраструктуры.

ЖКХ, как и многие другие отрасли, подпадает под действие упрощенной системы налогообложения. В этом случае организации освобождаются как раз от основных налогов – НДС и на прибыль. Однако «упрощенка» доступна только для небольших предприятий.

При общей системе налогообложения в ЖКХ от НДС освобождается определенный вид предоставляемых услуг. Это касается ситуации, когда предприятия ЖКХ предоставляют кому-то в пользование жилые помещения.

Исключением по уплате НДС являются также коммунальные услуги, которые предоставляются любыми управляющими структурами (включая ТСЖ и ЖСК) жильцам после приобретения этих услуг у ресурсоснабжающих организаций. Иными словами, когда УК выступают посредником. Освобождены от НДС также услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов.

Налог на прибыль с организаций ЖКХ взимается по тем же правилам, что и с большинства других коммерческих структур, – с разницы между доходами и расходами. В данном случае доходами следует считать поступление средств от предоставления различных коммунальных услуг, а также плату за содержание и ремонт жилья.

Поскольку с 2006 года предприятия ЖКХ федеральными законами лишены льгот по налогу на имущество, под налогообложение попадает весь их имущественный комплекс. Однако это региональный налог, а потому на уровне субъектов льготы могут сохраняться, в том числе на отдельные инфраструктурные объекты.

Приобретая собственное или арендуя жилье, каждый квартиросъемщик знает, что ему предстоят ежемесячные выплаты по квартплате и коммунальным услугам: свет, газ, отопление. Существующая тенденция такова, что размеры этих выплат регулярно растут, что существенно осложняет финансовую ситуацию многих граждан. Ведь порой квартплата в России может составлять большую часть средней месячной заработной платы некоторых россиян. Давайте разберемся, сколько же платят за коммунальные услуги в среднем в РФ.

Причины повышения стоимости услуг

В общей сложности тарифы на услуги ЖКХ с начала лета 2017 года выросли на 4% . Их повышение, конечно, зависит от инфляции, с которой оно идет наравне: ее процент аналогичен. Это первая причина роста коммуналки. Другая - необходимость в замене и модернизации инфраструктуры. Качество трубопроводов во многих регионах далеко даже от среднего уровня. И для того, чтобы услуги поставлялись, их необходимо ремонтировать. Это обусловливает необходимость в повышении тарифов на ЖКХ.

Изношенная инфраструктура – причина разницы региональных индексов на услуги по коммунальному обслуживанию. Среди второстепенных факторов таких расхождений считаются:

  • климатические особенности;
  • территориальные условия;
  • степень загруженности;
  • вид топлива, которое используется;
  • протяженность тепло и газосетей.

Согласно статистике, более половины газовых сетей в России изношены, что может грозить трагедией. Для ее предотвращения необходим своевременный ремонт. Потому совсем не повышать тарифы на ЖКХ нельзя.

Процент роста оплаты за услуги ЖКХ по регионам

Стандартное повышение тарифов на коммуналку в России происходит один раз в год. Максимальные значения для каждого региона установлены соответствующим решением правительства РФ. Наиболее низкий процент роста на оплату коммунальных платежей установлены в:

  • Северной Осетии – 2,5%;
  • Алтае – 3,2%;
  • Дагестане – 3,3%;
  • Кабардино-Балкарии – 3,3%.

Для большинство других регионов России порог повышения не перешагивает рубеж в 3,4 – 4%. Самый серьезный рост стоимость услуг по коммуналке оказался в:

  • Москве – 7%;
  • Санкт-Петербурге, Якутии и Камчатском крае – 6%.

Каждый регион может устанавливать тарифы на ЖКХ менее указанного порога, а вот больше – довольно редко, только в особенных случаях. Законодательство предусматривает вероятность превышения цен согласно предложенных муниципальными депутатами и разрешенными правительством отклонениям, но только при наличии весомых оснований.

Как бы там ни было, окончательный процент устанавливают местные, региональные органы власти. Стоит заметить, что как правило тарифы повышаются по допустимому максимуму. Но повышение со стороны правительства и жесткая система регулирования тарифов ЖКХ не дает регионам самостоятельно и необоснованно завышать цены на предоставляемые услуги.

Куда жаловаться на превышенные тарифы

Эксперты уверяют, что ближайшие несколько лет скорость повышения тарифов на коммуналку в квартире будет стабильной, без резких скачков, на одном уровне с существующей инфляцией. Но следует сказать, что здесь речь идет именно про коммунальные платежи. Тогда как стоимость иных жилищных услуг, таких как ремонт помещения и его содержание, не поддается государственному урегулированию. Он устанавливается управляющей компанией, которая обслуживает жильцов, и согласовывается на общем собрании.

В случае, когда жильцов не устраивают новые тарифы, вы не согласны с их повышением, считаете его необоснованным, можно подать жалобу . В первую очередь вы должны обратиться в такие инстанции, как:

  • Управляющая компания;
  • ТСЖ, если таковой организован.

Если от этих организаций не будет получен ответ, тогда стоит обратиться в Государственную Жилищную Инспекцию (ГЖИ). Ее сотрудники проверят:

  • соблюдение и порядок расчета квартплаты и коммунальная плата;
  • установленный размер платы за содержание и ремонт помещения.

После проверки тарифы или пересчитают, или оставят прежними, если их повышение посчитают обоснованным.

Размеры коммуналки в разных городах

Россия – огромная страна, и в каждом регионе ситуация с состоянием инфраструктуры, средней заработной платой и уровнем жизни – разная. А потому и процентная ставка роста тарифов на ЖКХ также отличается. Помимо этого, цены на коммуналку также зависят и от того, какая у вас управляющая компания ЖКХ , так как она также регулирует стоимость своих услуг.

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства поясняет, что тарифы для регионов устанавливаются в зависимости от конкретной ситуации в каждом из них. Например, при ремонте и улучшении водоснабжающих сетей соответственно существенно вырастет тариф на воду, тогда как на электроэнергию повышение будет меньшим.

Также разница стоимости коммуналки зависит от того, какая у вас квартира: однушка, двушка или трешка, и сколько человек прописано на жилой площади. Совокупность всех вышеперечисленных факторов и формирует итоговую стоимость за квартплату.

Приведем примеры по конкретным городам и ценам на услуги ЖКХ в разных квартирах. Итак, кто сколько платит:

  • Воркута: за трехкомнатную без газа, со счетчиками на холодную и горячую воду, электричество, на четырех проживающих средняя цена - 13 700 рублей в месяц;
  • Москва: за двухкомнатную квартиру с установленными счетчиками на воду и остальное в месяц выходит примерно 6700 рублей с учетом установленных LED ламп и экономном проживании двух человек;
  • Смоленск: квартира из четырех комнат, проживают трое человек, в среднем получается 4 000 рублей без газа, который обходится в отопительный сезон 1000 рублей;
  • Санкт-Петербург: за однокомнатную квартиру оплата зимой составляет 3 300 рублей с учетом электричества и водоснабжения, летом – 2300;
  • Обнинск: квартира-студия со счетчиками на свет, газ и воду – в среднем 4 450 рублей;
  • Воронеж: двушка на четыре человека со счетчиками на воду в отопительный сезон обходится в 4550 рублей.

Приведенные выше цифры, конечно же, индивидуальны. Ведь помимо общих установленных тарифов то, сколько вы будете платить за свои квартиры зависит еще и от того, насколько экономно используются и расходуются поставляемые услуги ЖКХ.

Читайте также: