Предложение по налогам мишустина

Опубликовано: 03.05.2024

Стремление к социальной справедливости власть демонстрирует только на словах

Антон Чаблин




Новый премьер-министр Михаил Мишустин продолжает озвучивать все новые идеи по реформированию «социалки». Причем все идеи близкими к народу никак не назовешь: председатель правительства выступил и против введения прогрессивной шкалы налогообложения, и против обнуления подоходного налога для малоимущих, да при этом еще и потребовал провести некую «инвентаризацию» реальных доходов пенсионеров. Дескать, зарабатывают слишком много, но скрывают от государства. Нашли самых богатых в стране!

— Уравнительная система налогообложения себя не оправдывает, как и нынешний налог на прибыль. Но малоимущие граждане не могут платить больше, у них просто нет таких денег. Те 13%, что снимается с их заработной платы и с иных доходов для них большая сумма. Состоятельному населению нашей страны действительно повезло, они платят мало, по сравнению со странами Европы, — говорит бизнес-ассистент консалтингового бюро «Орион» Андрей Глухарев — Для решения проблемы с неравенством населения в Российской Федерации освобождение малоимущих граждан страны от налогообложения было бы в какой-то мере хорошим вариантом.

«СП»: — Сейчас активно обсуждается идея ввести прогрессивную шкалу налогообложения вместо существующей плоской. Как полагаете, это реалистично?

— Изменение плоской шкалы налогообложения может решить некоторые проблемы страны. Но, по моему мнению, вероятность введения прогрессивной шкалы подоходного налога в ближайшем будущем равняется нулю. Политические и экономические возможности правительства не позволят сделать это в обозримой перспективе.

В случае введения прогрессивной шкалы нельзя исключать усиления конфронтации внутри государства. Это властям, понятное дело, не нужно. К тому же резкое изменение налогового законодательства может привести к неразберихе и путанице. Для введения новой схемы необходимы большие денежные затраты, что, при всех озвученных в начале года социальных программ, просто невозможно для уже утвержденного бюджета Российской Федерации.

Поэтому, скорее всего, вначале правительство все же доработает проект нового налогового законодательства, и только потом будет внедрять его, и то постепенно и в более благоприятное время.

«СП»: — Одна из главных реформ Дональда Трампа в США — это снижение налога на прибыль для компаний, которое позволило стимулировать экономический рост. Что-то подобное возможно в России?

— Все налогообложение должно ложиться на плечи тех, кто этой прибылью пользуется. А по большей части это крупный бизнес. Главный вопрос в том, как расходуются деньги налогоплательщиков. Во всех развитых странах налоги идут на благоустройство страны, ее развитие. Российская же действительность такова, что на словах эти средства приносят пользу населению, а на деле все наоборот.

— Сам подход «инвентаризировать доходы граждан на пенсии» выглядит абсурдно: как можно учесть то, чего нет? При «бумажной» инфляции в 4% и реальной — около 6%-7%, при низких пенсиях российские старики просто выживают, - продолжает тему старший аналитик информационно-аналитического центра «Альпари» Анна Бодрова.

«СП»: — И что, полагаете, в этой ситуации Мишустин должен делать, если уж он реально пообещал повысить уровень жизни пенсионеров?

— Если во главе угла стоит тема с повышением уровня жизни пенсионеров, адекватной индексацией и улучшением социальных гарантий, то это одна стратегия. Для ее реализации нужен эффективный (и постоянный) анализ рынка лекарств и продуктов, социальных услуг и смежных направлений, для того чтобы и на пенсии поддерживать должный уровень жизни граждан.

Если стоит вопрос экономии бюджетных средств (инвентаризировать рынок, чтобы понять, куда утекают, условно, лишние финансы, и изъять их), это другая стратегия.

«Комсомолка» выделила основные результаты работы, которыми запомнится теперь уже бывший главный налоговик страны

«Комсомолка» выделила основные результаты работы, которыми запомнится теперь уже бывший главный налоговик страны

Новый премьер - не очень публичный человек. Он не любит говорить просто так и давать несбыточные обещания. Любит скромно делать и показывать нескромный результат. «Комсомолка» выделила основные результаты работы, которыми запомнится теперь уже бывший главный налоговик страны.

1. «Оцифровал» налоговую

С чем у нас ассоциировались налоговые инспекции раньше? Очереди, невозможно протолкнуться и постоянные ошибки. Частично все это осталось. Идеальных ведомств не бывает в принципе, везде есть человеческий фактор. Но образ ФНС поменялся кардинально. Основной принцип, который проповедует Мишустин, - человек должен забыть дорогу в инспекцию. Сейчас почти все можно решить удаленно: заплатить налоги, уточнить параметры имущества, разобраться с ошибками. Конечно, как часы все это еще не работает, но это уже колоссальная разница по сравнению с тем, что было 10 лет назад.

Основной принцип, который проповедует Мишустин, - человек должен забыть дорогу в инспекцию

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

2. Остановил хищения

Платить налоги стало проще, но уйти от этой обязанности - сложнее. Особенно тем, кто делал это в многомиллиардных масштабах. Самые большие хищения были в системе налога на добавленную стоимость (НДС). Это сложный налог. Схем по уходу несколько. В основном использовались фирмы-однодневки, через которые проводили сделки. На них вешались долги перед казной, а потом «мартышки" исчезали. В итоге организатор схемы мог хорошенько сэкономить. При Мишустине ввели автоматизированную систему контроля (АСК НДС). Теперь все счета-фактуры загружаются в общую базу данных. И налоговая сразу видит разрывы: когда компания что-то отгрузила, а налог не заплатила. В итоге доля подозрительных операций упала до минимума - всего 0,6% от всех операций. Для сравнения, три года назад было 8%, а раньше - еще больше.

3. Увеличил собираемость

Жесткий контроль сделал свое дело. Хотя ставки налогов в стране почти не изменились по сравнению с «тучными» годами, собираемость выросли в разы. Судите сами, в наиболее удачном для нашей страны 2008 году федеральный бюджет получил 4 триллиона рублей, в относительно неплохом 2010-м - три триллиона. А за прошлый год - больше 12 триллионов. И это при том, что размер экономики за этот период почти не изменился, а цена на нефть примерно вдвое ниже (была $100, а стала $60). Инфляция, конечно, тоже была, но цены выросли не в три-четыре раза (как доходы казны), а примерно вдвое.

4. Запустил онлайн-кассы и уменьшил число проверок

Следующий шаг в сторону всеобщей цифровизации - внедрение онлайн-касс. Их стали массово устанавливать пару лет назад. Предприниматели, конечно, жаловались. Ведь стало сложнее проводить сделки мимо кассы. Но работать стало удобнее. Вся информация есть в налоговой службе. Это огромный массив данных, который можно использовать для аналитики. И не надо ходить с проверками. Сейчас инспекторы наведываются лишь к тем, чья отчетность вызывает подозрения. Число проверок упало в десятки и даже сотни раз.

Следующий шаг в сторогу всеобщей цифровизации - внедрение онлайн-касс. Их стали массово устанавливать пару лет назад

5. Ввел налог для самозанятых

Это наиболее либеральный ход ведомства. В начале прошлого года в четырех регионах (Москва, Московская и Калужская области, Татарстан) запустили эксперимент. Любой человек, работающий на себя и получающий «серые доходы», может загрузить мобильное приложение. И самостоятельно указывать, сколько денег он получил от заказчиков. А потом там же заплатить налоги в казну - 4% или 6% от оборота. Никакой отчетности, никакого контроля со стороны налоговиков. Все на доверии. Экспертам идея сначала показалась утопичной. Мол, кто в здравом уме будет платить за себя налоги. Оказалось, что ошибались. В системе уже 300 тысяч самозанятых. В прошлом году они перевели в бюджет миллиард рублей. А с 1 июля 2020 года систему распространят еще на 19 регионов.

В некоторых сообщениях СМИ сложно разобраться даже экспертам. Правда или фейк, что заболевший коронавирусом премьер-министр правительства Мишустин предложил поднять все налоги на 22 процента, понять еще сложнее, если читать сомнительные репортажи в оппозиционной прессе.

Откуда взялась цифра «22»

Впервые пресловутая цифра прозвучала не от М. Мишустина, а от министра финансов России А. Силуанова. В своем выступлении на Неделе российского бизнеса 13 марта 2017 года, организованной РСПП, он не предложил поднять, а озвучил намерения налогового ведомства об увеличении ставки налога на добавленную стоимость (НДС).


Вместо этого он рекомендовал снизить размеры страховых взносов для предпринимателей. Антон Силуанов выразил уверенность в целесообразности подъема косвенного налога на 22 процента и одновременного снижения величины совокупной ставки страховых в зносов, которые выплачиваются и за себя, и за наемных работников.

Министерство финансов предложило не поднимать налог на добавленную стоимость для жизнеобеспечивающих отраслей, финансов, медицины, образования и аграрного сектора. Решение уменьшить сумму страховых взносов, поскольку они непосильны для предпринимателей и являются одними из самых высоких в мире, вызвано желанием прекратить отток неплательщиков в серую зону.


Фамилия Мишустина, вероятно, возникает потому, что совсем недавно он возглавлял налоговое ведомство, которое и выступило инициатором проекта снижения налоговой нагрузки на предпринимателей. Но эти два события состоялись с интервалом в три года.


Откуда взялась версия о повышении всех налогов

Инициатива А. Силуанова была озвучена еще в 2017 году, и тогда же состоялось заявление Президента России о реформировании налоговой системы. В рамках работы над реформой Председатель Счетной палаты РФ А. Кудрин не исключил, что можно поднять налоги на доходы физических лиц и сделать ставку пропорциональной пенсионным отчислениям.

Однако Силуанов сообщил, что она уже работала до 2000 года и не показала эффективности.

А 25 февраля 2020 года издание «Свободная пресса», умело оперируя цифрами падения импорта и экспорта (обусловленными обострением ситуации с коронавирусом, тогда еще локализованном в Китае), изложило мнения некоторых аналитиков. Акцент в публикации был сделан на том, что якобы «власть в очередной раз обчистит карманы бедных», а заголовок начинался со слов «План Мишустина».


Далее не упоминалось о том, что предложил недавно назначенный премьер-министр, а излагалось мнение некоторых экспертов, названных изданием «ведущими». Негодование аналитиков вызывала необходимость финансирования социальных программ президента России и налогообложение экспортных компаний.

Агрегатор «Рамблер/новости» перепостил еще одну публикацию СП, в которой утверждалось, что «Мишустин тряхнет всех, кроме близких к Кремлю олигархов». Но и это было задолго до того, как правительство приняло решение обложить повышенным налогом крупные переводы средств в офшоры и отменить налоги за II квартал для отраслей, пострадавших от коронавируса.


Подведем итог

  1. Пока нет никаких оснований утверждать, что Мишустин предложил поднять все налоги.
  2. Сведения об этом либо недостоверные, либо устаревшие.
  3. Ставка НДС уже давно поднята.
  4. Прогрессивная шкала налогообложения уже применялась и себя не оправдала.
  5. Если какие-то решения и будут приняты, то не раньше, чем закончится пандемия коронавируса.

«Нужно больше содействовать бизнесу из средств федерального бюджета, не регионов», — считает председатель Торгово-промышленной палаты РТ Шамиль Агеев. На днях он направил Михаилу Мишустину список из 28 предложений по новым мерам поддержки малого и среднего бизнеса в стране. О том, что палата просит для самозанятых, внедренцев маркировки, перешедших на ПСН, и для онлайн-торговцев, как на это отреагировал местный бизнес, — в материале «БИЗНЕС Online».

Председатель Торгово-промышленной палаты Татарстана Шамиль Агеев обратился к премьер-министру России Михаилу Мишустину с предложением о новых мерах поддержки для бизнеса в стране
Председатель Торгово-промышленной палаты Татарстана Шамиль Агеев обратился к премьер-министру России Михаилу Мишустину с предложением о новых мерах поддержки для бизнеса в стране Фото: «БИЗНЕС Online»

«Мы должны создать условия для занятости населения»

Председатель Торгово-промышленной палаты Татарстана Шамиль Агеев обратился к премьер-министру России Михаилу Мишустину с предложением о новых мерах поддержки для бизнеса в стране. Письмо было направлено 14 мая, оно есть в распоряжении «БИЗНЕС Online». Как нам пояснил сам Агеев, толчком к разработке новых мер стало послание президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию, прозвучавшее 21 апреля. Напомним, тогда глава государства поручил правительству в течение месяца представить дополнительные предложения по поддержке малого и среднего предпринимательства и поставил задачу к концу этого года восстановить рынок труда.

«Придумали эти предложения наши предприниматели», — рассказал Агеев. В ходе масштабной работы с бизнес-сообществом республики родился список из 28 «хотелок» МСБ, призванных вытащить бизнес из «постковидной» ямы.

Новацией можно назвать введение «предпринимательского капитала» — по аналогии с «материнским». Давать его предлагают самозанятым и индивидуальным предпринимателям. Данный пункт Агеев назвал одним из самых существенных и необходимых. «Мы должны создать условия для занятости населения, особенно в сельской местности и на Дальнем Востоке. Поэтому наше предложение — в качестве „пилота“ начать реализации проекта „Предпринимательский капитал“ с Дальневосточного федерального округа», — подчеркнул председатель ТПП РТ. В письме указано, что средства капитала могут пойти на подготовку специалистов в российских учебных заведениях, приобретение оборудования (при наличии одобренного бизнес-плана со стороны властей) и частичное обеспечение по банковским кредитам и займам.

Кроме того, палата предлагает на три года продлить меры поддержки МСП, введенные из-за COVID-19, а также мораторий на плановые проверки бизнеса. «Бесконечные проверки» Агеев посчитал одним из главных факторов, тормозящих развитие экономики.

Новацией можно назвать введение «предпринимательского капитала» — по аналогии с «материнским». Давать его предлагают самозанятым и индивидуальным предпринимателям
Новацией можно назвать введение «предпринимательского капитала» — по аналогии с «материнским». Давать его предлагают самозанятым и индивидуальным предпринимателям Фото: «БИЗНЕС Online»

Еще одно весомое предложение — установить уровень процентной ставки по банковским кредитам на уровне 3–4% годовых с компенсацией банкам за счет государства выпадающих доходов. «Нужно предоставить бизнесу возможность брать кредиты. И чтобы не мы работали на банки, а банки на производство», — настаивает Агеев.

Насколько выполнимы эти просьбы? Председатель ТПП РТ не теряет оптимизма. «Кто знал, каким будет исход в Курской битве? В блокаде Ленинграда? Я считаю, что все выполнимо. Наше дело — предлагать. Здравые головы там есть, что-то включат, что-то нет. Главное — что мы неравнодушны к стране и бизнесу», — сказал Агеев.

Он подчеркнул, что ни в коем случае не критикует власти, а лишь предлагает меры по улучшению ситуации. «Мы считаем, что многое сделано, были беспрецедентные меры поддержки от Мишустина. Президент Татарстана Рустам Минниханов сделал все, что возможно. Но сейчас нужно больше содействовать бизнесу из средств федерального бюджета, не регионов», — подытожил наш собеседник.

«С маркировкой работать невозможно»

Большое количество обозначенных в письме мер связано с маркировкой продукции. Напомним, на проблемы, связанные с «Честным знаком», в Татарстане ранее жаловались продавцы обуви, воды, лекарств, молочники. ТПП предлагает отказаться от практики введения «квазиналоговых» платежей, поступающих в доход коммерческих структур, среди которых также указана маркировка. «Пересмотреть в сторону сокращения перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке, в то же время отложить сроки введения обязательной маркировки по намеченным товарам на три года», — говорится в одном из предложений.

Данный пункт сами предприниматели считают одним из наиболее болезненных. Как рассказала «БИЗНЕС Online» сопредседатель ассоциации «Бизнес в опасности» Юлия Смайылова, этот вопрос так и остается открытым. «С маркировкой работать невозможно, особенно мелким предпринимателям. Мы стараемся, что можем, делаем, но подобное просто физически невозможно. Мы соблюдаем сейчас указанные законы, хотя это для нас не под силу. Мы уже поднимали вопрос с аппаратом Абдулганиева (бизнес-омбудсмена РТ — прим. ред.), круглые столы делали, данный вопрос все знают. Мораторий на проверки по маркировке минимум два года, пока вся партнерская цепочка не наладится», — подчеркнула Смайылова.

Кроме того, Агеев предлагает снять запрет на работу самозанятых с товарами, подлежащими обязательной маркировке, а также «освободить от обязательной маркировки товары, производимые самозанятыми, при их самостоятельной реализации населению, некоммерческим и бюджетным учреждениям». Это предложение приветствовала генеральный директор АНО «Центр поддержки самозанятых», предпринимательница из Казани Лиана Пахарева.

«Наиболее важная мера — внесение изменений в ФЗ-422 (закон о самозанятых — прим. ред.) в части снятия запрета на реализацию самозанятыми маркированных и подакцизных товаров. Реалии нашей жизни показывают, что самозанятые производят такие товары, но не в промышленных масштабах. Это единичное производство, эксклюзивное. И чтобы самозанятые работали в легальном правовом поле, считаем, что внесение таких изменений крайне необходимо», — поделилась предпринимательница.

«Смягчить требования по применению контрольно-кассовой техники»

Ряд прописанных мер связан со снижением бюрократической нагрузки на бизнес. Так, предлагается уменьшить количество форм бухгалтерской и налоговой отчетности, а также установить, что любая отчетность представляется только по итогам года.

«Смягчить требования по применению контрольно-кассовой техники. Освободить от обязательного применения ККТ субъекты МСП по расчетам за реализованные товары (работы, услуги) при поступлении напрямую денежных средств на их расчетные счета от покупателей – физических лиц», — указано в другом пункте. Кроме того, есть предложение запретить вводить новые версии контрольно-кассовой техники и программного обеспечения для ее деятельности чаще, чем раз в пять лет.

Также предлагается установить, что бизнес будет платить за вывоз мусора, только исходя из фактического количества образования и вывезенного объема ТКО, а не из норматива. Напомним, в прошлом году десятки владельцев гостиниц и магазинов пытались обжаловать счета за вывоз отходов, было инициировано разбирательство в УФАС по РТ.

В документе прописано, что следует четко дифференцировать меры поддержки между самозанятыми и индивидуальными предпринимателями, микропредприятиями, средними и малыми предприятиями
В документе прописано, что следует четко дифференцировать меры поддержки между самозанятыми и индивидуальными предпринимателями, микропредприятиями, средними и малыми предприятиями Фото: «БИЗНЕС Online»

Акцент на самозанятых и ИП

В документе прописано, что следует четко дифференцировать меры поддержки для самозанятых и индивидуальных предпринимателей и для микропредприятий, средних и малых предприятий. Особый акцент при этом рекомендуется сделать на мерах поддержки именно для самозанятых и ИП.

Что еще предлагается в данной сфере:

— определить, что все меры поддержки, предоставляемые субъектам МСП, распространяются и на самозанятых граждан;

— установить, что период, в течение которого гражданин осуществлял деятельность в качестве самозанятого, засчитывается в стаж, учитываемый при назначении пенсии по старости;

— снять ограничения на возможность применения ИП патентной системы налогообложения при реализации товаров, подлежащих обязательной маркировке;

— убрать исключение из определения розничной торговли для целей патентной системы налогообложения в части реализации товаров собственного производства;

— снять ограничения на применение ИП патентной системы налогообложения при интернет-торговле;

— предоставить ИП право уменьшать стоимость патента при ПСН на расходы по обязательным приобретению и замене контрольно-кассовой техники, а также по внедрению обязательной маркировки товаров.

Фарид Сафин: «Можно было более шире написать, обратить внимание на то, что банки во многих случаях являются кредиторами и при первой же неплатежеспособности, при условии не оплаты по кредиту инициируют банкротство предприятия»
Фарид Сафин: «Можно было более шире написать, обратить внимание на то, что банки во многих случаях являются кредиторами и при первой же неплатежеспособности, при условии неоплаты по кредиту инициируют банкротство предприятия» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Их объем должен увеличиться раз в 10 минимум, чтобы наша экономика как-то почувствовала этот толчок»

В перечне предложений премьеру Мишустину от ТТП РТ все основные моменты учтены. Однако необходимо более подробно раскрыть пункт по инициированию процедуры банкротства предприятий. Таким мнением с корреспондентом «БИЗНЕС Online» поделился председатель ассоциации МСБ по РТ, гендиректор компании ОАО «Ваш быт» Фарид Сафин. Одной из мер в документе указана защита субъектов МСП от недобросовестного инициирования и осуществления процедуры банкротства со стороны третьих лиц.

«Можно было более шире написать, обратить внимание на то, что банки во многих случаях являются кредиторами и при первой же неплатежеспособности, при условии неоплаты по кредиту инициируют банкротство предприятия. Вместо того чтобы помочь как-то, реструктуризировать, перенести», — поделился он. Сафин считает, что правильнее было бы поддержать работающее предприятие, а не вводить его в состояние банкротства и распродавать активы, «обрекая людей на безработицу».

Смайылова выделила три самых важных пункта из перечня. Так, по ее мнению, правительству необходимо снизить процент по льготным кредитам и увеличить срок кредитования до пяти лет. Кроме этого, обязательно продлить мораторий на проверки, в том числе те, которые проводятся после жалоб покупателей.

По мнению экс-главы центра поддержки предпринимателей РТ, члена совета ТРО «Опора России» Артема Наумова, можно выделить две общие проблемы, которые объединяют все вводимые меры поддержки для МСП. Первая — это недостаточное финансирование, мол, программ в стране множество, а денег на них выделяется недостаточно. «Вопрос не в самих мерах поддержки, они уже есть, даже есть институты, за которыми данные меры стоят, кто ответствен за их реализацию. Вопрос о существенном увеличении объемов. Их объем должен увеличиться раз в 10 минимум, чтобы наша экономика как-то почувствовала толчок, который придается в результате всего этого дела», — поделился Наумов с «БИЗНЕС Online».

Вторая проблема — обычная бюрократия. Даже если правительство увеличит объемы финансирования в 10 раз, есть еще мучительный сбор документов, которые требуют различные структуры, занимающиеся поддержкой МСП. «Например, если ты хочешь собрать пакет документов на кредит корпорации МСП с поддержкой корпорации в виде гарантий, то пакет будет в 4–5 раз толще, чем, допустим, для самого жесткого кредита Сбербанка», — подчеркнул эксперт.

«Мы в данный список хотели бы внести ставку по упрощенной системе налогообложения, мы просили на 2021 год в виде 1 процента с доходов или 6 процентов с дохода минус расходы. Это пожелание нашей отрасли осталось, не знаю, насколько оно возможно. Больше глобальных вопросов нет», — сообщила исполнительный директор ассоциации рестораторов и отельеров Галина Шарафутдинова.


Назначенный накануне на пост премьер-министра Михаил Мишустин, бывший глава федеральной налоговой службы (ФНС), назвал цифровую экономику одним из приоритетов своей работы, а также пообещал поддержку отечественным IT-разработчикам и, в частности, «Яндексу» – таковы первые заявления нового главы правительства.

D-Russia.ru предлагает вспомнить биографию премьера с точки зрения его «цифровых» достижений.

В 1989 году Мишустин окончил Московский станкоинструментальный институт (СТАНКИН) по специальности «системы автоматизированного проектирования». Специальности: инженер-системотехник, инженер-исследователь. Учёная степень: доктор экономических наук (2010).

С 1989 по 1992 год – аспирант СТАНКИН. В 1992 – 1995 гг. – директор тестовой лаборатории Международного компьютерного клуба, в 1995-1996 годах — заместитель генерального директора Международного компьютерного клуба, председатель правления Международного компьютерного клуба (влиятельная российская общественная организация, объединявшая квалифицированных специалистов, бизнесменов, энтузиастов).

С января 2007 по март 2008 года руководил Федеральным агентством по управлению особыми экономическими зонами (ОЭЗ). ОЭЗ, напомним, начали создаваться в России после визита президента Владимира Путина в Бангалор, где он посетил технопарк индийской компании Infosys и остался под явным впечатлением. Тогдашний IT-министр Леонид Рейман в 2004 году заявил, что Россия может продавать за рубеж ПО и IT-сервисы на суммы, сопоставимые с теми, что выручает за сырьё. По первоначальному замыслу ОЭЗ в России создавались для развития в стране высокотехнологичного сектора, для создания программных продуктов на экспорт.

В апреле 2010 года Мишустин назначен руководителем Федеральной налоговой службы. Многие связывают выбор Мишустина президентом в качестве главы правительства с успехами ведомства в повышении собираемости налогов и прозрачности налогообложения. А это, в свою очередь, было достигнуто с помощью IT – об этом Мишустин говорил не раз, и это почувствовал каждый налогоплательщик: процедура уплаты налогов в России для граждан стала несложным онлайн-сервисом.

Отметим при этом, что ФНС тратила на развитие IT-систем немалые деньги, расходы ведомства на информатизацию последние годы были выше, чем у других ведомств. В 2018 году траты ФНС на IT составили 19,1 миллиарда рублей, в 2017-м – 17,7 миллиарда.

Результаты таковы, что, по данным ФНС, за последние пять лет при росте экономики на 3,2% поступления налогов в реальном выражении, то есть без учёта инфляции, выросли в 1,4 раза. Рост поступлений продолжается, несмотря на снижение цены на нефть.

Среди успешно работающих IT-сервисов и проектов ФНС наиболее часто выделяются: личный кабинет налогоплательщика, онлайн-кассы, маркировка товаров RFID-метками, единый реестр ЗАГС (основа для единого реестра населения Российской Федерации), мобильное приложение для регистрации самозанятых, «налог на Google»: налог на электронные услуги, которые оказывают иностранные производители программного обеспечения в Российской Федерации, автоматизированная система контроля за возмещением налога на добавленную стоимость (позволяет в автоматическом режиме проверять все цепочки уплаты НДС всеми контрагентами), строительство ЦОДов ФНС, АИС «Налог-3».

В ноябре прошлого года первый заместитель председателя правительства РФ – министр финансов Антон Силуанов говорил: «Сегодня налоговая служба является крупнейшим агрегатором большого пула информации, которая представляется в общие базы данных государства. ФНС становится источником информации для аналитических баз данных, которые используются в статистике, министерствами экономики, финансов, а также другими ведомствами, которым нужны точные оперативные данные. Чем больше охват информации, тем более правильные управленческие решения мы сможем принимать».

Остановимся на некоторых проектах подробнее.

АИС «Налог-3»

Представляет собой единую информационную систему ФНС России, обеспечивающую автоматизацию деятельности ФНС России по всем выполняемым функциям, определяемым Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506, в том числе прием, обработку, предоставление данных и анализ информации, формирование информационных ресурсов налоговых органов, статистических данных, сведений, необходимых для обеспечения поддержки принятия управленческих решений в сфере полномочий ФНС России и предоставления информации внешним потребителям.

АИС «Налог-3» направлена на решение следующих задач:

• обеспечение открытости налоговых органов для налогоплательщика, путем упрощения процедур его взаимодействия с ФНС России и перевода их в электронный вид;
• создание единого информационного массива и подключение налоговых органов к новым внешним источникам информации;
• гарантированное соблюдение регламентных процедур налогового администрирования, качество и сроки их реализации;
• снижение текущих издержек налогового администрирования, в первую очередь за счет создания и внедрения электронной системы массовой обработки сведений, поступающих в налоговые органы;
• совершенствование процедур информационного взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления;
• обеспечение контроля над налоговой деятельностью налогоплательщика путем создания единого и достоверного ресурса, содержащего всю информацию по конкретному налогоплательщику, в том числе сведения, позволяющие своевременно выявлять признаки ухода от уплаты налогов;
• обеспечение автоматизированного мониторинга деятельности ФНС России со стороны руководства налоговых органов;
• повышение качества контрольной работы, в том числе за счет комплексного использования единого информационного ресурса и подключения налоговых органов к новым внешним источникам информации;
• повышение качества принятия решений, анализа и прогнозирования за счет создания аналитических инструментов, позволяющих проводить анализ и прогнозирование налоговых поступлений с учетом макроэкономических показателей и внешних факторов;
• снижение трудозатрат налоговых органов на сбор, ввод, обработку и контроль форм налоговой отчетности;
• снижение трудозатрат налоговых органов на обеспечение межведомственного обмена информацией, освобождение налоговых органов от функций по приему, обработке и сортировке данных, поступающих от других ведомств;
• снижение трудозатрат налоговых органов на проведение расчетов, включая начисление налогов и контроль налоговой отчетности;
• переход от количественного к качественному анализу налогов, налоговой базы, в том числе в рамках совершенствования контрольной работы;
• обеспечение возможности внутреннего аудита результатов работы сотрудников территориальных налоговых органов и центрального аппарата ФНС России.

В ноябре Мишустин объявил, что ФНС России завершила внедрение АИС «Налог-3»: «Амбициозная задача централизовать разрозненные налоговые данные в единую систему и создать технологическую базу администрирования на годы вперед выполнена».

«АИС «Налог-3», по данным ФНС, одна из крупнейших баз данных в мире – 705 Тбайт, и её объем постоянно растёт. В ФНС её называют цифровой экосистемой, которая позволяет применять новые подходы в налоговом администрировании, развивать аналитику, расширять возможности экстерриториальных принципов взаимодействия с налогоплательщиками и оказания услуг – «адаптировать систему налогового администрирования к трансформации экономики и бизнеса в новой реальности убер-экономики».

Контрольная деятельность

Цифровизация налогового администрирования, по словам главы ФНС, повлияла и на контрольную работу. В январе-сентябре 2019 года количество выездных проверок сократилось на 34,4% (с 10,9 тысячи до 7,1 тысячи). При этом проверяются только два налогоплательщика из 1000, а в малом бизнесе (это 60% налогоплательщиков) – один из 5000.

Основной акцент служба делает на добровольном уточнении налогоплательщиками своих налоговых обязательств. Доля поступлений по аналитической работе за девять месяцев выросла до 35% в общих поступлениях по контрольно-аналитической работе, в прошлом году этот показатель составлял 25%. Без проведения налоговых проверок в бюджет дополнительно поступило 90 млрд рублей, что в 1,6 раза больше, чем за девять месяцев 2018 года.

Происходит снижение количества жалоб на результаты выездных проверок, говорил в ходе отчёта в ноябре Мишустин. За девять месяцев их число снизилось почти в два раза – на 45,4% (с 4,3 тыс. до 2,4 тыс.). Количество судебных споров с бизнесом сократилось более чем на 20%.

В то же время сокращается задолженность. Показатель DTI (debt to income) «Отношение долга к поступлениям» (международный показатель, который характеризует эффективность работы с долгом) за девять месяцев составил 6,4%. Это самый низкий показатель за 15 лет. Совокупная задолженность снизилась на 24 млрд рублей, или на 1,3%.

«Дальнейшая стратегия службы в условиях цифровой трансформации экономики – это развитие бесконтактных технологий контроля, незаметных для плательщика. При этом новые технические возможности службы позволяют успешно создавать такие инструменты для работы со всеми категориями бизнеса», – заявил Михаил Мишустин.

Пример «незаметного» администрирования – налоговый мониторинг. Налогоплательщики открывают свои информационные системы, что позволяет налоговому органу контролировать миллионы операций в режиме реального времени без истребования документов. Взамен налоговые органы предоставляют компаниям мотивированные мнения по отдельным операциям. Уже составлено 45 мотивированных мнений на 121 миллиард рублей.

Внедрение налогового мониторинга во многом стало возможным благодаря реформе всей системы администрирования крупнейших налогоплательщиков. С 1 февраля 2019 года компании сгруппированы в инспекциях с учетом их специализации и потенциальных налоговых рисков, характерных для определенных отраслей экономики. В налоговых органах зарегистрированы 2 858 крупнейших налогоплательщиков, которые обеспечивают почти половину (47,6%) всех доходов консолидированного бюджета РФ (8 триллионов рублей).

Онлайн-кассы

В июле 2019 завершен третий этап реформы контрольно-кассовой техники (ККТ). Более 1,5 миллиона налогоплательщиков зарегистрировали 3,2 миллиона кассовых аппаратов, что в 2,5 раза больше дореформенного парка. Ежемесячно в режиме реального времени ФНС контролирует 3,3 триллиона рублей выручки. «Реформа ККТ позволила существенно снизить административную нагрузку на бизнес: ликвидирована кассовая отчётность, количество налоговых проверок относительно 2016 года сократилось в четыре раза», – заявляют в ФНС.

Мобильное приложение для самозанятых

С 1 января 2019 года в четырех регионах России проводится эксперимент по введению налога на профессиональный доход. С начала 2019 года по ноябрь 2019 в качестве самозанятых зарегистрировались 284 тысячи человек, общая сумма дохода составила 32,6 млрд рублей.

Главная цель проекта – дать возможность гражданам легализовать свои отношения с государством, получить доступ к программам кредитования и государственной поддержки. Ставки нового налогового режима – 4 и 6%. Две трети налога поступают в региональные бюджеты и одна треть – в фонд медицинского страхования.

Налог на Google

Налог на электронные услуги, которые оказывают России в том числе иностранные производители программного обеспечения в Российской Федерации, вступил в действие три года назад.

На первом этапе все иностранные производители программного обеспечения, оказывающие услуги физическим лицам в России в цифровой экономике, должны были платить НДС на эти электронные услуги, чтобы выровнять условия с российскими компаниями, которые также производят эти услуги. А с 1 января 2019 года они обязаны вставать на налоговый учёт и в том числе платить НДС самостоятельно в отношениях с юридическими лицами.

«За три года поступления от иностранных организаций составят около 82 миллиардов рублей. Это примерно на 1,4 миллиарда долларов США при наших минимальных вложениях, то есть в инфраструктуру, в разработку программного обеспечения у нас было вложено примерно несколько десятков миллионов рублей», — сказал Мишустин.

Единый реестр ЗАГС

По состоянию на май 2019 Федеральная налоговая служба зафиксировала 2 миллиона 700 тысяч записей актов гражданского состояния с 1 октября 2018 года, когда система была введена в промышленную эксплуатацию.

Единая облачная технология позволила фактически связать все ЗАГСы единой цепочкой. Причём их количество сократилось примерно с 6500 ЗАГСов – до начала соответствующих реформ – до 4200. Сегодня эта технология абсолютно централизована, говорил Мишустин.

Ведомство развивает систему совместно с Росстатом.

Личный кабинет налогоплательщика

Личные кабинеты физического лица, индивидуального предпринимателя, юридического лица, иностранной компании – сервисы, обеспечивающие онлайн-оплату налогов.

В личном кабинете гражданин видит свой профиль (электронный адрес, телефон, персональные данные), а также объекты налогообложения. Обычно это квартиры, земельные участки, транспортные средства и так далее. При несогласии гражданина с начисленными налогами их можно обжаловать через форму обратной связи на сайте, это работает.

Есть также линейка личных кабинетов юридического лица – для уплаты налогов компаниями, и личный кабинет индивидуального предпринимателя.

Читайте также: