Инструменты налогового стимулирования инновационной деятельности

Опубликовано: 16.05.2024

Библиографическая ссылка на статью:
Броян К.В., Краснова Н.А. Ограничения и приоритеты налогового стимулирования для инновационной деятельности // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2013. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2013/12/3434 (дата обращения: 13.04.2021).

Понятие инновационной деятельности в настоящее время является очень актуальными. Мы живем в таком мире, где прогресс является неотъемлемой частью нашей жизни. Обострение конкуренции, усложнением хозяйственных связей, возрастающие потребности рынка, это всё является его источником. Для того чтобы существовать на рынках, предприятия должны реагировать на эти процессы внедрением инноваций. Именно инновации привлекают на рынок новый товар, улучшают качество и расширяют ассортимент товаров и услуг, также влияют на способы управления предприятием, с целью повышения эффективности

Предприятия и есть те субъекты инновации, которые дают толчок необходимым переменам, связанным с заинтересованностью общества в высокоэффективных нововведениях. Поэтому исследование механизмов эффективного управления инновационной деятельностью предприятия в современных рыночных условиях является актуальным.

Непосредственным участником инновационного процесса является государство. Хотя оно непосредственно не создает и не распространяет инновации, но решает задачи эффективного функционирования и развития научно-технологического комплекса страны. При этом можно считать, что государство является самым инициативным и активным участником инновационного процесса, так как оно вырабатывает и реализует стратегию инновационного прорыва, определяет правовое поле научно-технической и предпринимательской деятельности, осуществляет прямую (путем вложения бюджетных средств) и косвенную (путем предоставления преференций) поддержку создания и распространения инноваций, способствует организации инновационной инфраструктуры.

В России сегодня активно используются самые разнообразные (прямые и косвенные, экономические и неэкономические и др.) инструменты государственного регулирования в научно-инновационной сфере. Все они хорошо известны и подробно описаны в специальной литературе, обсуждаются в органах исполнительной власти и СМИ. Проанализируем в таблице 2 основные законодательные инициативы и решения, нацеленные на стимулирование инновационных процессов. Данные группы инструментов, принципиально разные по существу используемых методов регулирования, в полной мере отражают дуализм современной государственной инновационной политики.

Государственное управление инновационной деятельностью включает в себя множество инструментов. Одним из эффективных инструментов являются налоговые льготы. Под налоговыми льготами инновационной деятельности понимаются мероприятия, приводящие к созданию инновационного продукта лучшего качества при условии снижения прямых расходов.

Различают несколько инструментов налогового стимулирования предприятий, связанных с инновационной деятельностью.

Таблица 1 — Инструменты налогового стимулирования инновационных предприятий

Ограничения для стимулирования инновационной деятельности

Таким образом, основными из методов государственного стимулирования инновационной деятельности являются налоговые льготы и субсидии. Тем не менее, нельзя отрицать тот факт, что на сегодня в России не решены серьезные проблемы налогообложения государственных научных организаций, которые стали особенно актуальны с момента отмены льгот по уплате имущественного и земельного налогов. Отсутствие налоговых льгот фактически ведет к разрушению материально-технической базы этих организаций.

Множество льгот и свобода их применения имеет мнимый характер. Так, например, упрощенный учет расходов на НИОКР имеет нормативный характер. Расходы сверх нормы будут учитываться на общих основаниях. Для сравнения, в Австрии с 2005г. компании, инвестирующие в науку и технологии (даже если они сами не проводят НИОКР), получают премию в размере 25% от затрат на НИОКР (но не более 100 тыс. евро в год).

При описании льготы, связанной с уменьшением налогооблагаемой базы при исчислении налога на прибыль при получении финансирования от институтов развития, необходимо учитывать немаловажный фактор: финансирование в виде вознаграждения не учитывается.

Также в России введен инвестиционный налоговый кредит как мера стимулирования инновационной деятельности в виде отсрочки уплаты налога на прибыль сроком до 5 лет на условиях возврата предоставленного кредита и процентов. Например, в Канаде с 2004 г. размер налогового кредита для «научных» затрат составляет 35% на первые 2 млн канад. долл. Аналогичный кредит используется в Ирландии (в размере 20%) и с 2002 г. в Мексике (30%).

Как и в любой другой сфере налогового стимулирования инновационной деятельности в России, не обходиться без отрицательных аспектов. Например, такая деятельность в предприятии не является, не является приоритетной, она также распространяется на все отрасли народного хозяйства

Как известно, в России существую особые экономические зоны – территории, которые государство наделяет особыми экономическими льготами. Минус в том, что льготы носят ограниченный и точечный характер.

Библиографический список

  1. Федеральный закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ (ред. от 06.11.2011) “О науке и государственной научно-технической политике”
  2. “Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)” от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 06.12.2011)
    Статья 262. Расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки
  3. Федеральный закон от 07.06.2011 N 132-ФЗ “О внесении изменений в статью 95 части первой, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для инновационной деятельности и статью 5 Федерального закона “О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации”
  4. “Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)” от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 06.12.2011)
    Статья 259.3. Применение повышающих (понижающих) коэффициентов к норме амортизации
  5. Федеральный закон от 03.12.2011 N 379-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды”
  6. Федеральный закон от 30.11.2011 N 365-ФЗ (ред. от 04.03.2013) “О внесении изменений в Федеральный закон “Об особых экономических зонах в Российской Федерации” и отдельные законодательные акты Российской Федерации”
  7. Федеральный закон от 07.11.2011 N 305-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией мер государственной поддержки судостроения и судоходства”
  8. Письмо ФНС РФ от 15.03.2006 N ММ-6-03/274@ “О применении освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость в отношении научно-исследовательских работ, выполняемых учреждениями науки”
  9. “Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)” от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 06.12.2011)
    Статья 284. Налоговые ставки
  10. “Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)” от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 06.12.2011)
    Глава 30. Налог на имущество организаций
  11. Федеральный закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ (ред. от 06.11.2011) “О науке и государственной научно-технической политике”
  12. Федеральный закон от 22.08.1996 N 125-ФЗ (ред. от 03.12.2011) “О высшем и послевузовском профессиональном образовании” (с изм. и доп., вступающими в силу с 15.01.2012)

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.


Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 26.03.2015 2015-03-26

Статья просмотрена: 6410 раз

Библиографическое описание:

Третьякова, Ю. Н. Налоговое стимулирование инновационной деятельности в РФ / Ю. Н. Третьякова, И. И. Филатова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 7 (87). — С. 499-502. — URL: https://moluch.ru/archive/87/16649/ (дата обращения: 19.05.2021).

В статье рассмотрены налоговые льготы как основной инструмент стимулирования инновационной деятельности в РФ. Перечислены льготы, получившие широкое распространение в зарубежных странах и РФ. Сформулированы предложения по совершенствованию законодательства о налогах и сборах с целью усиления инновационного развития российской экономики.

Ключевые слова: инновации, налог, льготы, стимулирование.

В последние годы все в большей степени динамику экономического роста РФ, определяют научные достижения и уровень технического развития страны в целом. Наблюдается возрастающая роль науки в экономическом прогрессе: развитие производства приобретает инновационный характер.

На сегодняшний день в РФ имеются значительные технологические и фундаментальные разработки, а также уникальная научно-производственная база. При этом инновационный сектор РФ развивается крайне медленно. Наблюдается слабая ориентация существующего инновационного потенциала на реализацию научных достижений, особенно в сфере создания и внедрения нового оборудования и технологий, также существует диспропорции между возможностями и их реальным воплощением на практике. Для того чтобы изменить сложившуюся ситуацию необходимо использовать весь спектр финансовых инструментов, прежде всего налоговое стимулирование.

С экономической точки зрения, налоговое стимулирование представляет собой комплекс мер по предоставлению налоговых льгот и преимуществ субъектам экономических отношений, создающих благоприятные условия для осуществления ими инновационной деятельности. На наш взгляд, простота и привлекательность инструментов налогового стимулирования заключается, прежде всего, в том, что органы государственной власти и местного самоуправления отказываются от части средств, которые должны поступать от научных и инновационных организаций в государственные и местные бюджеты в виде налогов. Эти средства остаются в распоряжении указанных организаций для проведения НИОКР, внедрения инноваций, расширения или модернизации производства и т. д. Тем самым создается эффект их косвенной финансовой поддержки: фискальная функция налогообложения трансформируется в стимулирующую.

Региональные органы имеют наибольший удельный вес в осуществлении налоговых стимулов. Они проявляются при создании технопарков, предоставлении налоговых льгот в различной форме инноваторам. На федеральном уровне основными статьями затрат являются: затраты на финансирование создания государственных корпораций, которым переданы функции инноваторов (Роснано). На муниципальном уровне налоговое стимулирование инновационной деятельности практически не наблюдается ввиду отсутствия необходимого объема бюджетных ресурсов.

Таким образом, именно изменения в налоговой политике — это один из действенных способов стимулирования инноваций в РФ. Для того чтобы предприятия смогли осуществлять инновационную деятельность необходимы свободные финансовые ресурсы, которые могут быть высвобождены вследствие снижения налоговой нагрузки, этим и объясняется эффективность налогового стимулирования.

На сегодняшний день спектр мер налогового стимулирования инновационной деятельности предприятий, установленных в РФ, достаточно обширен. Примерами таких мер являются ускоренная амортизация, инвестиционный налоговый кредит (по налогам на прибыль и имущество), применение пониженных ставок налогов и страховых взносов (для резидентов особых экономических зон технико-внедренческого типа), уменьшение налогооблагаемой базы, налоговые льготы по УСН и т. д. Некоторые федеральные налоговые льготы установлены по всей территории РФ, другие действуют на отдельных территориях (Сколково).

Проанализировав перечень мер применяемых для стимулирования инновационной деятельности в РФ, можно констатировать, что эти мероприятия направлены в основном на поддержание благоприятного климата в инновационной деятельности, например, стимулируется использование современного оборудования, проведение НИОКР, повышение квалификации сотрудников, импорт оборудования, не имеющего аналогов в РФ. Безусловно, все это оказывает положительное влияние на развитие инноваций, но, однако, несмотря на отмеченную обширность и сформированность системы налогового стимулирования инновационной деятельности предприятий, встает вопрос об эффективности предусмотренных мер и о возможном дополнении их налоговыми новациями, которые будут способствовать более успешному развитию инновационной деятельности РФ.

В числе проблем, возникающих при налоговом стимулировании, необходимо отметить: недостаточное теоретическое и методологическое осмысление сущности инновационной деятельности предприятий в качестве объекта налогового регулирования, также в теории налогообложения нет устоявшегося понятийного инструментария налогового стимулирования.

На наш взгляд, те льготы, которые на данный момент существуют в РФ, нельзя полностью считать эффективными. Например, отдельные меры вызывают вопросы с точки зрения их уместности. Так, налоговые льготы по УСН оказываются малоэффективными, поскольку субъекты упрощенных режимов — как правило, это малые предприятия, которые реже осуществляют инновации. Ускоренная амортизация, которая считается льготой, с экономической точки зрения сама по себе не является механизмом налогового стимулирования, а представляет собой лишь способ снижения убытков организации от инфляции. А инвестиционный налоговый кредит, предусмотренный статьями 66 и 69 НК РФ, по своей сути отличается от налогового кредита на НИОКР в зарубежных странах. В зарубежных странах предоставление налогового кредита в зависимости от динамики роста расходов на НИОКР стимулирует компании к более активному наращиванию этих затрат. Также практика взимания НДС в российских условиях не стимулирует инновационную активность, поскольку инновационная продукция, как правило, имеет достаточно длительный срок разработки и изготовления, что требует ее авансирования со стороны потребителей. В то же время суммы, полученные в порядке авансовых платежей и поступающие на расчетный счет, подлежат обложению НДС еще до поставки товаров или выполнения работ. Решение соответствующих проблем необходимо осуществлять в контексте общей работы по оценке эффективности налоговых льгот.

Необходимо отметить, что основные направления налоговой политики РФ на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов, предопределяющие ориентиры развития налоговой системы РФ, являются достаточно ограниченными с точки зрения определения того, что необходимо делать в налоговой сфере для активизации инновационной деятельности предприятий. Это объясняется тем, что, как отмечалось выше, система налогового стимулирования инновационной активности предприятий в значительной мере уже сформирована, также в данном документе не учитывается последний зарубежный опыт в данном направлении, который бы способствовал развитию налоговой политики в сфере инноваций. На наш взгляд, использование зарубежного опыта, но с адаптацией к российским условиям, позволит выйти РФ на новые пути развития в данном направлении. Необходимо отметить, что потребуется финансово-экономическое обоснование предлагаемых налоговых новшеств. Принципиально важным является также то, что не должна ставиться задача включения в российское законодательство всех мер, разработанных в данной сфере за рубежом, а происходить избирательно.

С целью поиска новых методов стимулирования инновационной деятельности в РФ, обратимся к зарубежному опыту.

Опыт западных стран свидетельствует о значительных масштабах использования механизмов налогового стимулирования в финансовой политике стран с развитой рыночной экономикой. В некоторых странах компаниям позволено вычитать из налогооблагаемой базы более 100 % средств, израсходованных на научные исследования и разработки. Например, компании Австралии имеют право вычитать из налогооблагаемого дохода 150 % объема своих затрат на НИОКР. Опыт таких стран как Ирландия, Индия, Китай, Израиль, Тайвань по предоставлению беспрецедентных налоговых льгот компаниям, осуществляющих деятельность в инновационной сфере, привел к экономическому росту в этих странах, изменению в короткие сроки структуры их экономик с ориентацией на высокотехнологичные отрасли. Также, следует обратить внимание на такую меру, как снижение на 50 % ставки налога на прибыль, полученную от реализации высокотехнологичных товаров и услуг. Реализация данной меры — хороший пример Беларуси для других стран, включая РФ [4].

Новым интересным явлением в практике налогового стимулирования инновационной деятельности ряда индустриальных стран стало в последние годы снижение ставки налогообложения доходов корпораций, полученных в результате реализации запатентованной продукции. Такую практику уже ввели в разных формах семь государств Европы и Китай. Хотя нормы предоставления этой льготы в разных странах заметно различаются, в специальной литературе их совокупность объединили общим термином «патентное окно». В отличие от большинства широко распространенных льгот на проведение НИОКР, которые нацелены на формирование более благоприятных условий на начальных этапах инновационного процесса, снижая себестоимость проводимых исследований и разработок, «патентное окно» создает налоговые стимулы для успешной коммерциализации полученных результатов инновационной деятельности. Как правило, эти стимулы выражаются в установлении более низкой ставки налогообложения прибыли. Тем самым поощряется успешная инновационная деятельность, от которой во многом зависит экономический рост, конкурентоспособность и создание новых рабочих мест. Некоторые страны установили верхние пределы налоговых льгот, доступных компаниям в рамках «патентного окна». В Ирландии это 5 млн. евро, в Испании — шестикратный размер затрат на обеспечившую доход разработку. В Китае после получения компанией льгот на сумму в 5 млн. юаней, ее прибыль облагается по ставке 50 % от общей ставки налогообложения прибыли [2].

Как считают зарубежные эксперты, оценить эффективность введения «патентного окна» пока достаточно трудно из-за того, что этот механизм налогового стимулирования действует во многих странах относительно недавно. Предварительные исследования свидетельствуют о том, что в краткосрочной перспективе наличие «патентного окна» активизирует патентную активность бизнеса. Вместе с тем рост налоговых поступлений от увеличения выручки не компенсирует полностью утрату налогов из-за снижения налоговой ставки, по крайней мере, в краткосрочной перспективе. Однако выполненные оценки носили статичный характер и не учитывали динамических эффектов, связанных с возможными изменениями в занятости, экспорте высокотехнологичной продукции и проведении НИОКР.

Среди прочих мер налогового стимулирования инновационной деятельности нередко высказывается мнение о необходимости введения нового специального налогового режима. Эта мера позволила бы осуществить комплексное решение вопросов налогообложения указанных организаций и урегулировать проблемы, связанные с налоговым учетом, отчетностью и налоговым администрированием. В рамках указанного специального налогового режима предлагается освободить научные и инновационные организации от уплаты налога на прибыль организаций, единого социального налога, НДС (за исключением ввоза товаров на таможенную территорию РФ), налога на имущество организаций и земельного налога.

Таким образом, основным результатом введения нового специального налогового режима могло бы стать, в первую очередь, снижение общего налогового бремени на организации инновационной сферы. Кроме того, эта мера, по нашему мнению, позволила бы осуществить комплексное решение вопросов налогообложения инновационных организаций и урегулировать требующие уточнения с учетом специфики их деятельности проблемы, связанные с налоговым учетом, отчетностью и налоговым администрированием.

Представленный выше анализ мирового опыта свидетельствует о многообразии форм и методов налогового стимулирования инновационной активности предприятий. При этом следует отметить, что принимаемые меры, как правило, являются органичной частью общей системы мер регулирования экономики.

Таким образом, среди наиболее интересных мер налогового стимулирования, получивших заметное развитие за рубежом в последние годы и пока не нашедших своего применения в РФ можно особо выделить следующие основные меры:

- введение налогового режима «патентного окна», который делает акцент на конечных результатах инновационной деятельности предприятий, обеспечивая им более благоприятный налоговый режим в случае получения дохода от создания и широкомасштабного использования интеллектуальной собственности (патентов, лицензий, товарных знаков, ноу-хау и пр.);

- введение специального налогового режима для инновационных предприятий;

- стимулирование с помощью налоговых льгот участия промышленных предприятий в формировании научно-исследовательских объединений для совместного решения наиболее серьезных проблем;

- введение практики установки налоговых льгот на определенные фиксированные временные периоды (5–10 лет) с последующей оценкой их эффективности;

- целесообразно развернуть на постоянной основе научные исследования по оценке и сравнению эффективности различных налоговых льгот в РФ и за рубежом, а также по определению направлений инновационного развития.

Таким образом, исходя из всего выше сказанного, российское налоговое законодательство, призванное стимулировать инновационную активность, уже является достаточно полным, хотя и не включает всего многообразия существующих на сегодняшний момент налоговых мер. В такой ситуации было бы неправильным внедрять все, что уже есть в других странах, но пока отсутствует в РФ. В данном случае нужен избирательный подход. Применение этого подхода заставляет обратить внимание, прежде всего, на «патентное окно», потому что реально начало практической реализации данной льготы в зарубежной практике означает переосмысление самого подхода к определению приоритетов налогового стимулирования инновационной деятельности. Поэтому реализация «патентного окна» в том или ином виде представляется сегодня наиболее важной рекомендацией, основанной на передовом зарубежном опыте налогового стимулирования инноваций.

Таким образом, текущая ситуация с инновациями нуждается в более активном налоговом стимулировании, нежели существующем на данный момент и установленном российским законодательством.

1. Марков В. В. Налоговые льготы как способ стимулирования инновационной деятельности: оценка целесообразности и бюджетной результативности их применения — СПб., 2010. — 204 с.

2. Мороз В. Н. Налоговое стимулирование инновационной деятельности в зарубежных странах. URL: http://www.pandia.ru/ text/77/151/5294.php.

3. Саакян А. М. Налоговое стимулирование предприятий, осуществляющих инновационную деятельность// Финансовый менеджмент. 2014. № 5.С.66–74.

4. Степаненко Д. М. Налоговое стимулирование инновационной деятельности: зарубежный опыт и российские реалии // Вестник Уральского института экономики, управления и права. 2010. № 2–11.С.36–46.

Какие тенденции прослеживаются сейчас в вопросах налоговой политики относительно расходов на НИОКР и стимулирования бизнеса к инновациям?

В настоящее время стоит задача адаптации Целей устойчивого развития (ЦУР) ООН в российском контексте, встраивания в систему стратегического планирования, в действующие и новые стратегии и государственные программы. Адаптация ЦУР ООН целесообразна на нормативно-правовом и программном уровнях при одновременной научной, методической, информационной, финансовой поддержке.

Виктор Клементьев

Наука, техника и инновации являются фундаментальным инструментом для реализации ЦУР ООН в рамках «Повестки 2030», принятой в РФ (2016–2030 годы). Они позволяют повышать экономическую, социальную и экологическую эффективность деятельности, разрабатывать новые способы достижения целей и расширять возможности по развитию потенциала и организации своего будущего для каждого человека.

В странах-лидерах мировой науки государство, с одной стороны, напрямую финансирует научные исследования, а с другой – стимулирует расходы на НИОКР частного сектора с помощью налоговых мер.

Именно поэтому в России первым шагом стала налоговая льгота в рамках №166-ФЗ от 18.07.17г., по которой компаниям предоставлялась возможность выявить объекты интеллектуальной собственности, которые де-факто существуют в компании, но в момент создания не были правильно оформлены, и затраты на их создание не капитализировались, а учитывались в составе общих расходов периода.

Льгота позволяла не включать внереализационный доход от принятых к учету в результате инвентаризации объектов интеллектуальной собственности в базу по налогу на прибыль. Такие «налоговые каникулы», которые действовали в рамках 2018-2019 гг., были направлены на то, чтобы компании привели в соответствие имеющиеся у них нематериальные активы данным отчетности, а также выделили долю РФ в данных активах для компаний с государственным участием.

Изменения в ст. 251 НК РФ действовали в 2018-2019 гг. В настоящее время инициировано продление льготы по налогу на прибыль. Гардиум отслеживает развитие ситуации.

Дальнейшее стимулирование бизнеса с целью осуществления инвестиций в новые разработки также планируется проводить через различные налоговые льготы. По ряду расходов на НИОКР уже применяется повышающий коэффициент 1,5 для капитализации затрат и созданию нематериальных активов (п.7 ст. 262 НК РФ, Постановление Правительства РФ №988 от 24.12.2008).

Очередные шаги в стратегии Министерства Финансов РФ по развитию НИОКР планируется проводить в рамках опробованного механизма инвестиционного налогового вычета (ст. 286.1 НК РФ)

Законопроект № 802503-7 принят Государственной Думой согласно основным направлениям налоговой и бюджетной политики на 2020 год и плановый период 2021-2022 годов, утвержденных при принятии федерального бюджета, и опубликован в виде Федерального закона 380-ФЗ.

Предполагается наделить субъекты Российской Федерации правом устанавливать инвестиционный налоговый вычет в отношении расходов на научно-исследовательские работы с целью предоставления регионам дополнительных возможностей по стимулированию инновационной деятельности.

По состоянию на середину декабря 2019 года инвестиционный налоговый вычет в отношении расходов на основные средства (ОС) принят в 28 субъектах РФ. В каждом субъекте – свои условия в рамках закрепленных в НК РФ возможностей (ст. 286.1 НК РФ). Распространение механизма инвестиционного вычета в отношении расходов на НИОКР будет приниматься путем внесения изменений в принятые законы субъектов РФ, если будет принято решение воспользоваться предложенным правом. Конечные параметры механизма можно будет определить только после официального опубликования закона конкретного субъекта РФ и вступления его в силу.

Список 28 субъектов РФ с принятым инвестиционным налоговым вычетом:

  • Амурская область
  • Вологодская область
  • Воронежская область
  • Еврейская АО
  • Калужская область
  • Сахалинская область
  • Свердловская область
  • Республика Карелия
  • Удмуртская республика
  • Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
  • Ямало-Ненецкий автономный округ
  • Чеченская республика
  • Чувашская республика
  • Челябинская область
  • Ульяновская область
  • Тульская область
  • Ставропольский край
  • Приморский край
  • Новосибирская область
  • Московская область
  • Республика Марий Эл
  • Кемеровская область
  • Камчатский край
  • Рязанская область
  • Нижегородская область
  • Республика Северная Осетия - Алания
  • Республика Адыгея
  • Липецкая область
  • Москва
  • Саратовская область
  • Республика Тыва
  • Республика Ингушетия
  • Краснодарский край
  • Курская область
  • Тюменская область
  • Санкт-Петербург
  • Оренбургская область
  • Тамбовская область
  • Волгоградская область
  • Республика Коми

Как же определить, есть ли у вашей компании возможность воспользоваться каким-либо механизмом государственной поддержки, и в отношении каких объектов это применимо? Если вы занимаетесь НИОКР, вероятнее всего, такая возможность есть. Наш практический опыт показывает, что в большинстве российских компаний существуют результаты интеллектуальной деятельности, которые можно трансформировать в дорогостоящие нематериальные активы и использовать в качестве инструмента для получения экономических выгод. Поэтому своим клиентам, чтобы понять, как начинать действовать, мы рекомендуем проводить аудит результатов интеллектуальной деятельности. Итогом аудита становится «дорожная карта», содержащая описание необходимых мероприятий для получения льгот и советы наших экспертов. Не упустите свой шанс!

Оставьте заявку, эксперт свяжется с вами и расскажет о дальнейших шагах.

Киселева Анна Михайловна
Cтудент, ФГБОУ ВО РАНХиГС Волгоградский институт управления - ФИЛИАЛ РАНХиГС, Россия, г. Волгоград

Аннотация: В статье затрагивается тема налогового стимулирования в России и регионах РФ. Рассматриваются инструменты налогового стимулирования инновационной деятельности. Применение государством финансовых инструментов в виде налоговых льгот. Выделяются характерные особенности налогового стимулирования в регионах на примере Астраханской и Волгоградской областей.
Ключевые слова: эффективность стимулирования инновационной деятельности; Волгоградская область; Астраханская область; налоговое стимулирование; формы инновационного стимулирования

Instruments of tax stimulation of innovative activity in the regions of the Russian Federation

Kiseleva Anna Mikhailovna
student, FGBOU V ON RANGiGS Volgograd Institute of Management - BRANCH OF RANGHiGS, Russia, Volgograd

Abstract: The article touches upon the topic of tax incentives in Russia and the regions of the Russian Federation. Instruments of tax stimulation of innovative activity are considered. The state uses financial instruments in the form of tax incentives. Characteristic features of tax incentives in the regions are exemplified by the example of the Astrakhan and Volgograd regions.
Keywords: effectiveness of stimulating innovation; Volgograd region; Astrakhan Region; tax incentives; forms of innovative incentives

Развитие инновационной деятельности в России является одним из ключевых элементов государственной экономической политики. За последнее десятилетие в осознании важности этой задачи произошел существенный сдвиг, как на уровне государственного управления экономикой, так и на уровне научного сообщества.

Инновационная деятельность – деятельность (включая научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую деятельность), направленная на реализацию инновационных проектов, а также на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее деятельности. Данная деятельность подразумевает процесс, направленный на внедрение результатов научных исследований, разработок, других научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт либо в технологический процесс, используемый в практической деятельности. [1]

Развитие инновационной экономики для России актуально, так как в развитых странах мира около половины прироста ВВП обеспечивается за счет роста инновационного сектора, а в России данный показатель находится на незначительном уровне, поскольку большой объем занимает деятельность, связанная с добычей и экспортом сырьевых ресурсов, а не производством высокотехнологичной наукоемкой продукции.

С 2008 года политика государства направлена на усовершенствование законодательной налоговой базы для развития инновационного сектора. Крупными институтами развития, стимулирующими инновационные процессы, являются: ОАО «Роснано», ОАО «Российская венчурная компания», Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий (Сколково). Они оказывают поддержку через финансирование проектов, оказание инфраструктурной поддержки, а также софинансирование НИОКР. [2]

Одним из таких важных инструментов поддержки выступают изменения в налоговой политике в виде налоговых стимулов. В условиях экономического кризиса налоговое стимулирование подразумевает заинтересованность субъектов предпринимательской деятельности в развитие инноваций и, по возможности, снижение фактора риска. Налоговое стимулирование – это комплекс мер, обеспечивающих предоставление налоговых льгот, а также преимуществ субъектам экономических отношений, создающих благоприятные условия для осуществления ими инновационной деятельности.

Применение государством финансовых инструментов на федеральном и региональном уровне, влияющих на развитие инновационной деятельности является одним из действенных способов стимулирования инноваций в России. Они делятся на меры прямой поддержки и меры косвенной поддержки. К мерам прямой поддержки могут быть отнесены взносы в уставный капитал организаций, субсидии, льготные кредиты и займы, приобретение обязательств инновационных организаций, венчурное финансирование, государственно-частное партнерство. К мерам косвенной поддержки влияния относятся пониженные налоговые ставки, налоговые каникулы, льготные режимы налогообложения, инвестиционные налоговые кредиты, упрощенный порядок ведения бухгалтерского и налогового учета, страховые льготы, ускоренный порядок амортизации основных средств, таможенные льготы, поручительства и гарантии по кредитам, льготные арендные ставки, расценки на услуги и другое.

Ряд мер налогового стимулирования инновационной деятельности предприятий, установленных в РФ, достаточно обширен. К ним относятся: ускоренная амортизация, инвестиционный налоговый кредит, применение пониженных ставок налогов и страховых взносов, уменьшение налогооблагаемой базы, налоговые льготы и другие. Некоторые налоговые льготы установлены по всей территории РФ и являются общедоступными, другие действуют на отдельных территориях для резидентов особых экономических зон и технопарков.

Одним из методов налогового стимулирования является создание экономических зон с уменьшенной ставкой налога на прибыль. Например, резидентам особой экономической зоны «Лотос» в Астраханской области предоставляются следующие налоговые льготы: налог на прибыль – 2% на 10 лет с момента регистрации в качестве резидента (в последующие годы – 10%), 0% – налог на имущество и транспортный налог сроком на 12 лет, 0% – земельный налог сроком на 5 лет. Экономическим результатом таких преференций является снижение издержек производства на 30%, время запуска проекта в рамках особой экономической зоны сокращается вдвое. [3] Отметим, что Волгоградская область не относится к числу особых экономических зон, данные льготы для предприятий малого и среднего бизнеса области недоступны.

Налоговые льготы, как один из видов налоговых инструментов, способных привести к снижению налогового бремени, должны внедряться в отношении тех налогов, что несут основную нагрузку на бизнес. В частности, такими налогами могут считаться: налог на прибыль организации, налог на имущество организаций, налог на добавленную стоимость.

Так например, в Волгоградской области налоговая ставка по налогу на прибыль организаций для организаций – участников региональных инвестиционных проектов действует в размере 0%.

К наиболее распространенным налоговым льготам инновационной деятельности в России относятся:

  • Освобождение от НДС при реализации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР).

К таким работам относятся создание или усовершенствование продукции и технологий при условии выполнения в составе НИОКР. При этом налогоплательщик вправе принять или отказаться от применения данной льготы. Не подлежит обложению НДС реализация исключительных прав на полезные модели, изобретения, промышленные образцы, программы для ЭВМ, базы данных. На основании п. п. 16 п. 3 ст. 149 НК РФ, для получения освобождения от налогообложения НДС необходимо, чтобы исполнитель осуществлял на территории РФ работы, попадающие под понятие НИОКР, и подтвердил статус учреждения образования или научной организации в соответствии со ст. 5 Закона № 127-ФЗ. [4]

  • Упрощенный учет расходов на НИОКР.

С 2012 года расходами на НИОКР признаются расходы, относящиеся не только к созданию (усовершенствованию) новой продукции, но и к созданию новых или усовершенствованию применяемых технологий, методов организации производства и управления. Также, в состав затрат включены средства целевого финансирования, получаемые научными организациями, введен повышающий коэффициент, позволяющий учесть в расходах по налогу на прибыль в 1,5 раза больше затрат на НИОКР. Тем самым, налоговая база по налогу на прибыль уменьшается.

  • Ускоренный порядок амортизации основных средств

Производители инновационной продукции при амортизации основных средств, используемых исключительно для осуществления научно-технической деятельности, вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, равный не выше трех. Применение нелинейного метода позволяет проводить ускоренную амортизацию по отдельным объектам основных средств в первые годы ввода в эксплуатацию новых средств труда, поскольку установленные нормы амортизации позволяют отнести на расходы, учитываемые при налогообложении прибыли, более половины стоимости объекта основных средств за первую четверть срока полезного использования этого объекта. Все это обеспечивает более быструю окупаемость инвестиций, тем самым делая инновационные проекты более эффективными и менее рискованными для инвесторов.

  • Инновационный налоговый кредит

Данная налоговая льгота представляет собой форму отсрочки уплаты налога на прибыль, а также региональных и местных налогов, сроком от одного года до пяти лет на условиях возврата предоставленного кредита, а также начисленных процентов (по ставке не более 3/4 ставки рефинансирования Банка России). Для применения налогового кредита необходимы такие основания как:

– проведение организацией НИОКР, технического перевооружения, в том числе и связанного с созданием дополнительных рабочих мест;

– осуществление инновационной деятельности, в том числе создание или совершенствование технологий;

-выполнение заданий по социально-экономическому развитию региона;

-выполнение оборонного заказа;

-включение в реестр резидентов зоны территориального развития;

  • Создание резерва расходов на НИОКР.

С 2012 года организации имеет право самостоятельно принимать решение о создании резерва, отразив это в учетной политике для целей налогообложения. Однако, размер резерва ограничен и не может превышать величину, равную доходам от реализации отчетного (налогового) периода умноженную на коэффициент 0,03 за минусом отчислений на формирование фондов поддержки научной и инновационной деятельности. При этом расходы налогоплательщика должны производиться за счет средств созданного резерва. Существенная выгода организаций, заключается в том, что средства резерва учитываются во внереализационных расходах, тем самым снижается налоговая база текущего налогового периода.

  • Расширен перечень организаций, имеющих право на применение упрощенной системы налогообложения.

Организации вправе применять УСН, если их деятельность заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат данным учебным заведениям и научным учреждениям.

Рассмотрим на примере двух соседних областей (Астраханской и Волгоградской) каким образом менялись показатели объемов отгруженных инновационных товаров, выполненных работ, услуг при применении на их территории специальных налоговых льгот и режимов за предыдущие 3 года (таблица 1).

Таблица 1. Объем инновационных товаров, работ, услуг в 2014-2016 г. по Астраханской и Волгоградской области

Составлено автором по Индикаторам инновационной деятельности: 2017: [5]

В целом можно сказать, что наблюдается тенденция к увеличению объемов производства инновационных товаров и услуг. В Астраханской области прирост объемов инновационных товаров, работ, услуг в добывающих, обрабатывающих производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды составил 110,2% в 2015 году по сравнению с 2014 годом, в 2016 году 105,5% по сравнению предыдущим годом. По связи, деятельности, связанной с использованием вычислительной техники и информационных технологий, научным исследованиям и разработкам, предоставлению прочих видов услуг прирост составил соответственно 111,1% в 2015 году и 106% в 2016 году соответственно по сравнению с показателями предыдущего года. В Волгоградской области прирост объемов инновационных товаров, работ, услуг в добывающих, обрабатывающих производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды составил 85,7% в 2015 году и 133,3% в 2016 году от значения предыдущего года. В таких областях как связь, деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий, научные исследования и разработки, предоставление прочих видов услуг прирост составил соответственно 126,5% в 2015 году и 103,2% в 2016 году соответственно по сравнению с показателями предыдущего года.

В Волгоградской области по состоянию на 2017 год действуют следующие специальные режимы налогообложения: единый сельскохозяйственный налог, упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход, режим уплаты налогов при участии фирмы в соглашения о разделе продукции, патентная система налогообложения. Таким образом можно сказать, что в Волгоградской области не предусмотрено специальных налоговых льгот и режимов для предприятий, относящихся к инновационной сфере, применяются специальные налоговые режимы и налоговые льготы, которые предусматриваются на уровне Федерального законодательства. В Астраханской области действуют те же специальные режимы налогообложения, однако благодаря появлению в Астраханской области зоны особого экономического развития налоговые льготы имеют свою региональную специфику.

Все выше перечисленные меры налогового стимулирования призваны поддержать благоприятный климат в инновационной деятельности, что хорошо влияет на инновационный сектор региона. Однако система налогового стимулирования нуждается в дополнениях, которые будут способствовать более успешному развитию инновационной деятельности в регионах РФ. [6]

Формы стимулирования инновационной деятельности определяются характером задействованных в нем субъектов, определяющим, по сути, распределение обязанностей по созданию и использованию системы стимулов между участниками инновационного процесса – субъектами, осуществляющими инновационную деятельность (инноваторами), и субъектами, непосредственно осуществляющими стимулирование инновационной деятельности. По признаку участия государства в процессе стимулирования инновационной деятельности можно выделить следующие формы его реализации: государственную, негосударственную и смешанную (с частичным участием государства). Состав субъектов, осуществляющих стимулирование инновационной деятельности, по формам его реализации представлен в табл. 1.

Система государственного управления выполняет в основном стимулирующую и регулирующую функции в условиях перехода и становления инновационной экономики: стимулирование спроса и предложения на инновации инновационную продукцию, регулирование инновационных процессов различной отраслевой направленности, т.е. создание всего комплекса предпосылок, необходимых для активизации инноваций в деятельности инновационно-технологической сферы национальной экономики. Государственное управление является важной доминантой модернизации и научно-технологического обновления экономики. Особенно велика роль государственного регулирования, стимулирования и финансирования в сфере реализации научно-технических проектов.

Таблица 1. Формы стимулирования инновационной деятельности,

определяемые составом осуществляющих его субъектов

— государственные фонды поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, являющиеся государственными бюджетными учреждениями;

— некоммерческие организации со 100%-м государственным участием;

— международные фонды поддержки научной и (или) научно-технической деятельности;

— бизнес-структуры, научные организации и научные центры с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц;

Каждая форма стимулирования инновационной деятельности реализуется посредством соответствующих методов и инструментов. Под методом понимается систематизированная совокупность шагов, действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определенную задачу или достичь определенной цели; способ достижения какой‑либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.

Опираясь на данные определения, можно утверждать, что метод – способ достижения, совокупность приемов практического осуществления чего‑либо.

Понятия «метод» и «форма» взаимосвязаны таким образом, что форма отражает наружный вид, внешние очертания предмета, а метод есть способ реализации этой формы. Таким образом, форма первична, а метод – вторичен, поскольку служит целям практического воплощения формы исследуемого объекта в хозяйственную практику. Методы стимулирования инновационной деятельности предусматривают использование соответствующих инструментов. В широком смысле инструмент – средство воздействия на объект, преобразования и создания объекта. Понятие «инструмент» находится в подчинении к понятию «метод». Выступая способом воздействия на инноваторов в рамках соответствующего метода, инструмент стимулирования инновационной деятельности, по существу, представляет собой набор количественных и качественных параметров, выражающих действие предусмотренного этим инструментом стимула. Поскольку на современном этапе развития России именно государство выступает локомотивом развития инновационной деятельности как в части ее финансового обеспечения, так и прочих аспектов повышения инновационной активности в стране, исследование вопроса о соотношении понятий «форма», «метод», «инструмент» стимулирования было проведено на примере государственной формы стимулирования инновационной деятельности. В экономических исследованиях методы и инструменты государственного стимулирования инновационной деятельности представлены достаточно широко.

Программно – ориентированное управление исполнением проектов по реализации основных направлений деятельности Правительства РФ на период до 2020 г. представлено на рис.1.

Основные механизмы стимулирования и регулирования инновационной деятельности в России

Рис. 1- Программно-целевое управление исполнением проектов по реализации основных направлений деятельности Правительства РФ

(на период до 2020 г.)

Наступательная инновационная стратегия подразумевает лидерство в новых для рынка продуктах и в применяемых технологиях. Эта стратегия приводит к инновационной монополии со всеми вытекающими для предприятия эффектами. В свою очередь эти авторы трактуют оборонительную инновационную стратегию как политику следования за лидером. Данная политика означает: повторные разработки защищенных патентами ключевых технических решений в продукте и технологических процессах и получение уже на свое имя параллельных патентов (после разбирательства (тяжбы) специально нанятыми патентными поверенными с патентным ведомством); приглашение на работу носителей ноу-хау оп этим ключевым техническим решениям (при отсутствии патентов) и, наконец, промышленный шпионаж.

Таким образом, на самом деле выделяются следующие две базовых стратегии конкурентных преимуществ инновационных предприятий: продажа уникальной продукции (технологии), а после её диффузии и потери инновационной монополии – обеспечение конкурентных преимуществ за счет снижения издержек на её производство при одновременной проработке следующей инновации.

Последняя четверть XX – начало XXI века характеризуются глобальными экономическими и политическими трансформациями, происходящими на фоне активизации научно-технического прогресса и связанного с этим качественного изменения образа жизни человечества. Развитые страны начали интенсивный переход к экономике нового типа – инновационной экономике, становление которой требует создания новых институтов, главным из которых является национальная инновационная система (НИС). При этом в плане пространственного развития рассматривают три уровня формирования НИС – федеральный, региональный и муниципальный.

Одной из наблюдаемых мировых тенденций является увеличение численности городского населения, формирование мегаполисов — городов с населением более одного миллиона человек. При этом темпы увеличения численности городского населения превышают темпы роста населения в целом. Этот процесс начался во второй половине прошлого века, и если в 1950 г. только один город в мире – Нью-Йорк имел численность населения более 10 млн. чел., то в 1975 году таких городов стало 3, в 2005 – 20, в которых сосредоточилось 9,5% городского населения в мире. Прогнозируется, что к 2025 году 23 города преодолеют этот рубеж.

В 2008г. на планете сформировались 459 агломераций с население более одного миллиона человек, в которых проживает 2/5 всех горожан и 1/5 населения планеты.

Современные мегаполисы играют большую роль в экономике своих государств. Так, например, в Европейских странах на долю мегаполисов приходится от 10 до 50% ВВП. С геополитической точки зрения мегаполисы являются центрами, выполняющими в глобальной экономике высшие менеджерские функции. Они играют важную роль как ключевые финансово-экономические структуры, как центры науки, образования и культуры.

Таким образом, современные мегаполисы должны рассматриваться как новая пространственная форма НИС, механизмы развития которой требуют специального изучения с целью формирования современной инновационной политики.

Первые исследования процессов формирования и развития НИС были проведены в 80-х годах независимо группами исследователей под руководством Б.А. Лундвалла (Дания), К. Фримена (Великобритания) и Р. Нельсона (США). При этом Лундвалл показал, что инновационная деятельность решает в первую очередь проблемы развития государства, на территории которого она реализуется, и даже глобализационные процессы не прерывают связей фирм с национальными системами. Фримен рассматривал НИС как совокупность институциональных структур в частном и государственном секторах экономики, обеспечивающих создание и распространение новых технологий. Работы Нельсона были посвящены проблемам формирования и реализации государственной научно-технической политики. Одним из главных результатов исследования являлся вывод о том, что наибольший положительный эффект даёт сбалансированное применение государственных и рыночных механизмов для регулирования инновационной деятельности.

В России исследования в области формирования и развития НИС начались во второй половине 90-х годов также тремя независимыми группами исследователей под руководством А.А. Дынкина и Н.И. Ивановой, О.Т. Голиченко, В.В. Иванова. В ходе проведения исследований в ИМЭМО РАН, Н.И. Ивановой, были выявлены главные методологические принципы концепции НИС: следование идеям Шумпетера о конкуренции на основе инноваций и научных исследований в корпорациях как главных факторах экономической динамики; анализ институционального контекста инновационной деятельности как фактора, прямо влияющего на его содержание и структуру; признание особой роли знания в экономическом развитии». В.В. Иванов предложил дополнить эти принципы:

— знания являются стратегическим ресурсом экономики постиндустриального общества, инновационная деятельность становится определяющим фактором ее развития, а национальная инновационная система НИС является институциональной основой народного хозяйства;

— НИС формируется и развивается по этапам, различающимся уровнем развития системы факторов;

— НИС формируется на основе сбалансированного применения государственных и рыночных механизмов регулирования экономики с учетом, в том числе, особенностей и уровня социально-экономического развития конкретных территорий. При этом цель создания НИС определена как обеспечение устойчивого развития экономики на основе использования интеллектуального потенциала, генерации, распространения и реализации новых знаний.

Наряду с общими вопросами формирования НИС (включая цели, задачи, структуру) рассматриваются региональные аспекты инновационного развития. Так собственно НИС определяется как федерально-региональная система, являющаяся составной частью экономики государства (союза государств) и представляющая собой совокупность хозяйствующих субъектов, взаимодействующих в процессе производства, распространения и использования нового экономически выгодного знания, направления деятельности.

Читайте также: