Налог на прибыль остаток готовой продукции

Опубликовано: 16.05.2024

Любое предприятие, осуществляющее свою деятельность на коммерческой основе, выпускает для продажи некоторый продукт. Это — разного рода товары, запчасти и материалы к ним, или услуги и определенные виды работ. По этой причине необходим грамотный учет готовой продукции для эффективной деятельности предприятия.

Понятие готовой продукции и ее учета

Готовая продукция (ГП) – это завершенный продукт, который был выпущен в результате производства.

Он должен отвечать требованиям ГОСТов или ТУ, пройти контроль качества, быть собранным в полный комплект и отправленным на хранение на склад самого предприятия или заказчика.

ГП классифицируют на несколько видов:

  • Валовая – это продукция, выпущенная предприятием за определенный отрезок времени. Выражается в денежной форме и включает в себя промежуточную, завершенную и конечную продукцию.
  • Валовой оборот – это совокупность валовой продукции по всем цехам предприятия, включая работы производственного характера и внутренний оборот организации за некоторый промежуток времени.
  • Сравнимая продукция – это продукция, которую предприятие выпускало ранее.
  • Несравнимая продукция – впервые изготовленная в текущем отчетном периоде

Готовая продукция после производства поступает в ведение работника склада под материальную ответственность. Поступление фиксируется в количественном измерении, при необходимости с разделением на категории товаров. Для учета берется карточный или бескарточный метод. Складские остатки ГП регулярно проверяют инвентаризацией.

Вопрос: Как отразить в учете организации (поставщика) продажу готовой продукции покупателю и последующий возврат покупателем части проданной продукции (качество которой соответствует условиям договора)? Продажа и возврат готовой продукции приходятся на один календарный год.
Посмотреть ответ

Оформление готовой продукции и первичная документация

Для конечного продукта должны быть подготовлены следующие обязательные документы, требуемые при отпуске товара со склада:

  • декларация или сертификат соответствия,
  • гигиеническое заключение,
  • качественное удостоверение,
  • упаковочный ярлык и прочие бумаги, соответствующие категории товара, подтверждающие его качество и укомплектованность.

Без перечисленных документов фирма не имеет права продавать свой товар.

Все операции, совершаемые с участием ГП, сопровождаются первичными документами. Для каждой операции есть своя установленная форма документа.

Поступление на склад готовой продукции

Осуществляется с помощью Накладной на передачу готовой продукции в места хранения по форме МХ-18. В ней представлено:

  • откуда и куда передается товар,
  • корсчет,
  • основная информация о товаре,
  • его характеристики.

Документ подписывается сдающим и принимающим лицами, после чего направляется бухгалтеру.

Такую операцию можно осуществить и с помощью Приемо-сдаточной накладной, где указываются данные о складе, цехе, количестве перемещаемого товара и сведения о нем. Параллельно используют Приемо-сдаточную ведомость и Приемо-сдаточный акт, упрощающие процедуры складского учета.

Любое перемещение ГП в пределах складских помещений фиксируется в карточках складского учета (форма М-17) или книге складского учета (форма М-40). Стоимостные показатели отражаются в бухгалтерии.

Отгрузка со склада реализации

Со склада регулярно происходит отгрузка товара, оформление которой осуществляется с помощью накладной (форма М-19), накладной на отпуск материалов на сторону (форма М-15) и приказа-накладной. Все это — виды транспортных накладных, где подробно прописаны категории отгружаемых товаров. Транспортная накладная обязательно дополняется выставленным счетом на оплату (форма №868) и счет-фактурой, которая может быть отдельно отправлена в бухгалтерию контрагента в течение 5 дней с момента отгрузки.

Оформление процесса перемещения товара покупателю выполняется с помощью товарно-транспортной накладной по форме 1-Т и путевого листа грузового автотранспорта (форма №4-П). В этих документах содержится информация о грузе и особенностях его перевозки. Для получения товара, у представителя покупателя должна быть доверенность на получение груза.

Учет готовой продукции

С точки зрения ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», готовая продукция считается МПЗ организации, назначение которых – реализация для принесения прибыли. В бухгалтерском балансе для учета ГП используют фактическую либо плановую себестоимость. Выбранный способ определяет дальнейшее отражение товара на балансовых счетах. Оценка ГП может производиться любым из нижеописанных методов:

Фактическая себестоимость

  • Фактическая производственная себестоимость. Это совокупность всех расходов (включая общехозяйственных) на производство продукта. Проводятся по счету 20 «Основное производство», содержащему информацию обо всех производственных затратах. Применяется при малых объемах производства.
  • Неполная производственная себестоимость. Это комплекс всех производственных расходов за исключением общехозяйственных: оплата труда управленческого персонала, отпускные и командировочные, амортизация и т.д. Благодаря такой оценке определяются «чистые» расходы производства, что позволяет эффективного планировать деятельность при имеющихся ограниченных ресурсах.

По учетным ценам

  • Плановая производственная себестоимость. Метод применим при больших производственных объемах. Суть метода заключается в определении разницы между фактической и учетной себестоимостью, которую затем необходимо списать. Выполняются проводки по счету 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» либо по счету 43 «Готовая продукция».
  • Оценка по оптовым, договорным ценам. Применима при стабильности отпускных цен. Но при этом она не характеризует себестоимость ГП. Метод основывается на разнице видов себестоимости, которая чаще всего бывает отрицательной.
  • Оценка по розничным ценам. Принцип работы метода аналогичен вышеописанным в данной категории. Активно применяется на сегодняшний день.

ВАЖНО! При определении учетных цен номенклатуры важно придерживаться определенного соотношения фактической и учетной себестоимости. Другими словами, продукция, имеющая одинаковую фактическую себестоимость должна иметь одинаковую учетную цену.

Учет готовой продукции в проводках

Для синтетического учета материально-производственных запасов в бухучете применяются счет 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» или счет 43 «Готовая продукция».

Счет 40 является активно-пассивным. Его используют с целью сбора общих сведений о произведенных продуктах, работах и услугах за отчетный период. В дебет вносят фактическую себестоимость продукта, в кредит – плановую.

Оприходование ГП по учетным ценам выполняется такой проводкой:

  • Дт 43 Кт 40

Фактическая себестоимость ГП учитывается так:

  • Дт 40 Кт 20

На конец отчетного периода по счету 40 выявляется отклонение (сальдо), которое нужно списать. Если прослеживается перерасход (сальдо дебетовое), это отражается проводкой:

  • Дт 90-2 Кт 40

Иначе (при экономии) отклонение списывается путем сторно следующим образом:

  • Дт 90-2 Кт 40

Счет 40 закрывается и, в результате, сальдо не имеет.

Списание нормативной себестоимости реализованной ГП проводится:

  • Дт 90-2 Кт 43

Выпущенную продукцию можно учитывать сразу на счете 43 «Готовая продукция». Счет 40 в данном случае нужен не будет.

  • Дт 43 Кт 20

Этой проводкой приходуется ГП по учетным ценам. В конце месяца будет выявлено отклонение между фактической и учетной себестоимостью. Если имеет место перерасход, то делают еще одну запись, списав отклонение на дебетовый счет: Дт 43 Кт 20. Иначе делается сторно.

На реализованную продукцию себестоимость списывается проводкой:

  • Дт 90-2 Кт 43

Аналогичным способом списывается перерасход. Если учетная себестоимость превышает фактическую, выполняется сторнировочная запись:

Статья 319. Порядок оценки остатков незавершенного производства, остатков готовой продукции, товаров отгруженных

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 319 НК РФ

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 6 июня 2005 г. N 58-ФЗ в пункт 1 статьи 319 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 г.

1. Под незавершенным производством (далее - НЗП) в целях настоящей главы понимается продукция (работы, услуги) частичной готовности, то есть не прошедшая всех операций обработки (изготовления), предусмотренных технологическим процессом. В НЗП включаются законченные, но не принятые заказчиком работы и услуги. К НЗП относятся также остатки невыполненных заказов производств и остатки полуфабрикатов собственного производства. Материалы и полуфабрикаты, находящиеся в производстве, относятся к НЗП при условии, что они уже подверглись обработке.

Оценка остатков НЗП на конец текущего месяца производится налогоплательщиком на основании данных первичных учетных документов о движении и об остатках (в количественном выражении) сырья и материалов, готовой продукции по цехам (производствам и прочим производственным подразделениям налогоплательщика) и данных налогового учета о сумме осуществленных в текущем месяце прямых расходов.

Налогоплательщик самостоятельно определяет порядок распределения прямых расходов на НЗП и на изготовленную в текущем месяце продукцию (выполненные работы, оказанные услуги) с учетом соответствия осуществленных расходов изготовленной продукции (выполненным работам, оказанным услугам).

Указанный порядок распределения прямых расходов (формирования стоимости НЗП) устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения и подлежит применению в течение не менее двух налоговых периодов.

В случае, если отнести прямые расходы к конкретному производственному процессу по изготовлению данного вида продукции (работ, услуг) невозможно, налогоплательщик в своей учетной политике для целей налогообложения самостоятельно определяет механизм распределения указанных расходов с применением экономически обоснованных показателей.

Сумма остатков незавершенного производства на конец текущего месяца включается в состав прямых расходов следующего месяца. При окончании налогового периода сумма остатков незавершенного производства на конец налогового периода включается в состав прямых расходов следующего налогового периода в порядке и на условиях, предусмотренных настоящей статьей.

2. Оценка остатков готовой продукции на складе на конец текущего месяца производится налогоплательщиком на основании данных первичных учетных документов о движении и об остатках готовой продукции на складе (в количественном выражении) и суммы прямых расходов, осуществленных в текущем месяце, уменьшенных на сумму прямых расходов, относящуюся к остаткам НЗП. Оценка остатков готовой продукции на складе определяется налогоплательщиком как разница между суммой прямых затрат, приходящейся на остатки готовой продукции на начало текущего месяца, увеличенной на сумму прямых затрат, приходящейся на выпуск продукции в текущем месяце (за минусом суммы прямых затрат, приходящейся на остаток НЗП), и суммой прямых затрат, приходящейся на отгруженную в текущем месяце продукцию.

3. Оценка остатков отгруженной, но не реализованной на конец текущего месяца продукции производится налогоплательщиком на основании данных об отгрузке (в количественном выражении) и суммы прямых расходов, осуществленных в текущем месяце, уменьшенных на сумму прямых расходов, относящуюся к остаткам НЗП и остаткам готовой продукции на складе. Оценка остатков отгруженной, но не реализованной на конец текущего месяца продукции определяется налогоплательщиком как разница между суммой прямых затрат, приходящейся на остатки отгруженной, но не реализованной готовой продукции на начало текущего месяца, увеличенной на сумму прямых затрат, приходящуюся на отгруженную продукцию в текущем месяце (за минусом суммы прямых затрат, приходящейся на остатки готовой продукции на складе), и суммой прямых затрат, приходящейся на реализованную в текущем месяце продукцию.

Существует немало законных способов уменьшения базы по налогу на прибыль. Один из них – применение наиболее выгодного порядка расчета прямых расходов, приходящихся на незавершенное производство и реализованную продукцию. Поскольку сдавать учетную политику в налоговую инспекцию не обязательно, то внедрение этого способа возможно и сейчас. Но для этого, скорее всего, придется скорректировать налоговый учет в I квартале.

Скрытый резерв был выявлен в порядке распределения прямых расходов

В конце 2009 года к нам обратилась производственная компания с просьбой разработать налоговую учетную политику на 2010 год. Одним из пожеланий клиента была оптимизация налогов. При анализе хозяйственной деятельности предприятия за 2008–2009 годы мы обнаружили, что остатки готовой продукции на складе постепенно накапливаются. Это приводило к уменьшению размера прямых расходов, которые компания могла признать в налоговом учете того периода, когда она их произвела. При этом ожидалось, что эта тенденция сохранится и в 2010 году.

Мы решили проанализировать эффективность распределения прямых расходов на реализованную продукцию (ст. 319 НК РФ). При этом, согласно сбытовой политике организации, момент отгрузки всегда совпадал с моментом реализации.

В компании применялась формула расчета исходя из данных бухгалтерского учета и коэффициента нормирования. В частности, сначала рассчитывался показатель (К норм ), который показывал, какую именно часть занимают прямые расходы по данным налогового учета в остатке и выпуске готовой продукции по данным бухучета. Формула расчета такова:

Кнорм = (Остаток продукции на началопрям + Выпуск продукциипрям) /(Остаток продукции на началобух + Выпуск продукциибух).

Например, коэффициент нормирования в размере 0,36 означал, что чуть больше трети бухгалтерских расходов признаются прямыми для целей налогового учета. Далее определялась сумма прямых расходов, приходящаяся на проданную продукцию, по формуле:

Прямые расходы, приходящиеся на реализацию = Стоимость проданной продукциибух × Кнорм .

В частности, если по данным бухгалтерского учета было реализовано продукции на 35 тыс. рублей, то, исходя из значения коэффициента нормирования, треть этих расходов признавалась прямыми для целей налогового учета.

Методику распределения перевели на натуральные показатели

Проанализировав данные за 2008–2009 годы, мы пришли к выводу, что в результате политики сокращения издержек бухгалтерская себестоимость единицы продукции стала снижаться. Поэтому распределение прямых расходов пропорционально натуральным показателям и коэффициенту нормирования поможет признать больше затрат в текущем периоде. Была предложена следующая методика.

Коэффициент нормирования рассчитывался исходя из количества продукции в тоннах и показывал, какую часть из имеющейся и изготовленной готовой продукции удалось реализовать в отчетном периоде. Новая формула его расчета такова:

Кнорм = Реализацият : (Остаток продукции на началот + Выпуск продукциит).

Здесь коэффициент нормирования в размере 0,00083 показывает, что из всех запасов компания продала в отчетном периоде менее 0,1 процента. Далее для определения суммы прямых расходов текущего периода применялась следующая формула:

Прямые расходы, приходящиеся на реализацию = (Остаток продукции на началопрям + Выпуск продукциипрям) × Кнорм.

В частности, если на производство уже имеющейся и только что выпущенной продукции было отнесено порядка 15,5 млн рублей прямых расходов, а продано – 0,083 процента, то в отчетном периоде можно признать лишь 12,9 тыс. руб. (15,5 млн руб. × × 0,00083).

Сравнение этих двух вариантов приведено в таблице. Как уже указывалось, экономия основывалась на снижении бухгалтерской себестоимости. В частности, в примере себестоимость 1 тонны на начало анализируемого периода составляла 4448 руб. (41 265 тыс. руб. : 9277 т). А в последнем месяце на выпуск 1 тонны по данным бухучета тратилось всего 4361 руб. (7117 тыс. руб. : 1632 т).

Соответственно, распределение пропорционально бухгалтерским данным давало меньший размер прямых расходов, чем распределение пропорционально натуральным показателям.

Сравнение вариантов распределения прямых расходов

Наимено-
вание
показа-
теля

1. Под незавершенным производством (далее - НЗП) в целях настоящей главы понимается продукция (работы, услуги) частичной готовности, то есть не прошедшая всех операций обработки (изготовления), предусмотренных технологическим процессом. В НЗП включаются законченные, но не принятые заказчиком работы и услуги. К НЗП относятся также остатки невыполненных заказов производств и остатки полуфабрикатов собственного производства. Материалы и полуфабрикаты, находящиеся в производстве, относятся к НЗП при условии, что они уже подверглись обработке.

Оценка остатков НЗП на конец текущего месяца производится налогоплательщиком на основании данных первичных учетных документов о движении и об остатках (в количественном выражении) сырья и материалов, готовой продукции по цехам (производствам и прочим производственным подразделениям налогоплательщика) и данных налогового учета о сумме осуществленных в текущем месяце прямых расходов.

Налогоплательщик самостоятельно определяет порядок распределения прямых расходов на НЗП и на изготовленную в текущем месяце продукцию (выполненные работы, оказанные услуги) с учетом соответствия осуществленных расходов изготовленной продукции (выполненным работам, оказанным услугам).

Указанный порядок распределения прямых расходов (формирования стоимости НЗП) устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения и подлежит применению в течение не менее двух налоговых периодов.

В случае, если отнести прямые расходы к конкретному производственному процессу по изготовлению данного вида продукции (работ, услуг) невозможно, налогоплательщик в своей учетной политике для целей налогообложения самостоятельно определяет механизм распределения указанных расходов с применением экономически обоснованных показателей.

Сумма остатков незавершенного производства на конец текущего месяца включается в состав прямых расходов следующего месяца. При окончании налогового периода сумма остатков незавершенного производства на конец налогового периода включается в состав прямых расходов следующего налогового периода в порядке и на условиях, предусмотренных настоящей статьей.

2. Оценка остатков готовой продукции на складе на конец текущего месяца производится налогоплательщиком на основании данных первичных учетных документов о движении и об остатках готовой продукции на складе (в количественном выражении) и суммы прямых расходов, осуществленных в текущем месяце, уменьшенных на сумму прямых расходов, относящуюся к остаткам НЗП. Оценка остатков готовой продукции на складе определяется налогоплательщиком как разница между суммой прямых затрат, приходящейся на остатки готовой продукции на начало текущего месяца, увеличенной на сумму прямых затрат, приходящейся на выпуск продукции в текущем месяце (за минусом суммы прямых затрат, приходящейся на остаток НЗП), и суммой прямых затрат, приходящейся на отгруженную в текущем месяце продукцию.

3. Оценка остатков отгруженной, но не реализованной на конец текущего месяца продукции производится налогоплательщиком на основании данных об отгрузке (в количественном выражении) и суммы прямых расходов, осуществленных в текущем месяце, уменьшенных на сумму прямых расходов, относящуюся к остаткам НЗП и остаткам готовой продукции на складе. Оценка остатков отгруженной, но не реализованной на конец текущего месяца продукции определяется налогоплательщиком как разница между суммой прямых затрат, приходящейся на остатки отгруженной, но не реализованной готовой продукции на начало текущего месяца, увеличенной на сумму прямых затрат, приходящуюся на отгруженную продукцию в текущем месяце (за минусом суммы прямых затрат, приходящейся на остатки готовой продукции на складе), и суммой прямых затрат, приходящейся на реализованную в текущем месяце продукцию.

4. Исключен. - Федеральный закон от 29.05.2002 N 57-ФЗ.

Для целей налогового учета оценка остатков незавершенного производства, готовой продукции на складе и отгруженной, но не реализованной в отчетном (налоговом) периоде продукции производится по сумме как прямых, так и косвенных затрат налогоплательщика.

Данный вывод подтверждается и судебной практикой (см., например, Постановление ФАС Центрального округа от 09.02.2010 N А14-14803/2008/500/24).

Предоставляя налогоплательщику возможность самостоятельно определять учетную политику, включая формирование состава прямых расходов, НК РФ не рассматривает этот процесс как зависящий исключительно от воли налогоплательщика. Напротив, положения статей 318 и 319 НК РФ относят к прямым расходам затраты, непосредственно связанные с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг).

ВАС РФ в Определении от 12.10.2010 N ВАС-4846/09 указал, что положения пункта 4 статьи 254 и пункта 1 статьи 319 НК РФ нельзя толковать в отрыве от положений пунктов 1 - 3 статьи 318 НК РФ, согласно которым в случае, если в отношении отдельных видов расходов с соответствии с главой 25 НК РФ предусмотрены ограничения по размеру расходов, принимаемых для целей налогообложения, база для исчисления предельной суммы таких расходов определяется нарастающим итогом с начала налогового периода, независимо от подразделения таковых на прямые и косвенные.

Как отмечено в письме ФНС России от 24.02.2011 N КЕ-4-3/2952@, если у организации есть прямые расходы, относящиеся к незавершенному производству, остаткам готовой продукции и отгруженным, но нереализованным товарам, то, пока не произойдет реализация продукции и указанных товаров, данные суммы прямых расходов не учитываются в налоговой базе по налогу на прибыль.

В Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 16.09.2009 N А44-4288/2008 суд пришел к выводу, что в пункте 1 статьи 319 НК РФ не уточняется, какие показатели следует использовать при определении доли незавершенных заказов в общем объеме заказов. Суд разъяснил, что налогоплательщик вправе определить самостоятельно соответствующий порядок в учетной политике.

С учетом изложенного суд признал правомерным применявшийся налогоплательщиком порядок распределения прямых расходов на незавершенное производство путем распределения суммы прямых расходов на остатки незавершенного производства пропорционально доле незавершенных заказов на выполнение работ (оказание услуг) в общем объеме выполняемых в течение месяца заказов. При этом под заказом понимался каждый из этапов проектных работ.

Как указано в письме Минфина России от 11.11.2008 N 03-03-06/1/621, налогоплательщик вправе предусмотреть в учетной политике организации возможность учета в составе прямых расходов только материальных затрат и распределять их при оценке НЗП.

ВАС РФ в Определении от 08.09.2010 N ВАС-11856/10 отметил, что в соответствии со статьями 254, 318 и 319 НК РФ налогоплательщик вправе отнести материальные затраты к косвенным расходам только при отсутствии реальной возможности их отнесения к прямым расходам, применив при этом экономически обоснованные показатели.

В письме Управления МНС России по г. Санкт-Петербургу от 07.07.2003 N 02-05/13936 указано, что затраты, произведенные организацией по договору подряда без акта приема-сдачи выполненных работ и других документов, подтверждающих правоотношения с заказчиком, являются незавершенным производством в соответствии со статьей 319 НК РФ и не могут быть учтены в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль.

В письме Минфина России от 19.12.2011 N 03-03-06/1/834 указано, что при формировании состава прямых расходов в налоговом учете налогоплательщик может учитывать перечень прямых расходов, связанных с производством и реализацией товаров (выполнением работ, оказанием услуг), применяемый для целей бухгалтерского учета.

Источник комментария:
"ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ГЛАВЕ 25 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ" (АКТУАЛИЗАЦИЯ)
Ю.М. Лермонтов, 2012

Это нарушение, по мнению инспекции повлекло несоблюдение требований статей 318 и 319 Кодекса и завышение размера прямых расходов, относящихся к произведенной и реализованной продукции и подлежавших учету в проверявшийся период. Суды, отказывая в удовлетворении требований общества согласились с указанным выводом инспекции.

Вместе с тем, арбитражный суд первой инстанции установил, что при определении сумм убытка общества за 2008 год и сумм налога на прибыль за 2009 год инспекция произвела расчет налоговых обязательств в нарушение пункта 1 статьи 319 Налогового кодекса Российской Федерации на основании данных бухгалтерского учета без учета первичных документов и данных налогового учета.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь нормами статей 319, 336 – 340, 263, 264, 269 Налогового кодекса Российской Федерации, суды первой апелляционной и кассационной инстанций пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований общества.

Выручка от реализации

Доходом от реализации произведенной продукции (работ, услуг) является выручка (п. 1 ст. 249 НК РФ). Как определить ее сумму, см. Как в налоговом учете определить выручку от реализации .

Ситуация: какие документы подтверждают реализацию продукции (работ, услуг) в налоговом учете?

Факт реализации в налоговом учете подтверждают первичные документы (ст. 313 НК РФ). В частности, такими документами могут быть акт приемки-передачи выполненных работ, акт об оказании услуг, товарная накладная и другие документы.

Следует отметить, что для заказчиков, которые рассчитывают налог на прибыль методом начисления и включают стоимость выполненных для них работ (оказанных им услуг) в состав материальных расходов, наличие акта приемки-передачи выполненных работ (акта об оказании услуг) обязательно. Исполнителям следует учитывать эти условия и оформлять такие акты по требованию заказчиков.

Формы первичных документов могут быть утверждены руководителем организации (ч. 4 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). При этом они должны содержать обязательные реквизиты, предусмотренные частью 2 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ. Чтобы обеспечить единообразие документооборота, ФНС России разрабатывает электронные форматы наиболее распространенных первичных документов и рекомендует применять их на практике. В частности, электронные форматы товарной накладной и акта о выполнении работ (оказании услуг) утверждены приказами ФНС России от 30 ноября 2015 г. № ММВ-7-10/551 и № ММВ-7-10/552.

Формы первичных документов, разработанные организацией самостоятельно, нужно закрепить в учетной политике для целей бухучета (ч. 1 ст. 8 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Их можно использовать и для подтверждения доходов и расходов при налогообложении прибыли. Это следует из положений статьи 313 Налогового кодекса РФ.

Момент включения выручки от реализации в состав базы по налогу на прибыль зависит от метода определения доходов и расходов, который применяет организация (п. 2 ст. 249 НК РФ).

Метод начисления

При методе начисления включите выручку в доход в момент реализации продукции, работ, услуг. При этом не имеет значения, когда поступила оплата от покупателей (заказчиков). Такие правила установлены пунктом 3 статьи 271 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: в какой момент при расчете налога на прибыль нужно признавать доход от реализации. По договору поставки право собственности на отгруженную продукцию переходит к покупателю в момент оплаты? Организация применяет метод начисления.

Доход от реализации нужно признать в том периоде, когда продукция была отгружена. И только если покупатель лишен возможности использовать эту продукцию, а продавец контролирует ее наличие и сохранность, доход можно признать в периоде оплаты.

По общему правилу выручка при расчете налога на прибыль возникает в том периоде, в котором товары (работы, услуги) были реализованы (п. 3 ст. 271 НК РФ). Под реализацией понимается переход права собственности на отгруженную продукцию (товары) (п. 1 ст. 39 НК РФ). То есть право собственности у приобретателя вещи возникает с момента ее передачи (отгрузки продукции).

Однако стороны договора могут предусмотреть и другой порядок. Например, до момента оплаты отгруженной продукции (товаров) ее собственником может оставаться продавец. Это следует из пункта 1 статьи 223 Гражданского кодекса РФ. В таком случае доход у продавца возникает при поступлении оплаты от покупателя. Однако признать выручку по оплате можно лишь при одном условии: если по договору покупатель не имеет права распоряжаться имуществом до перехода права собственности на него (т. е. до фактической оплаты), а продавец может контролировать сохранность своей продукции. Если это условие не выполняется, выручку от реализации продукции продавец должен признать в том периоде, в котором продукция была отгружена.

Такие разъяснения содержатся в пункте 7 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 22 декабря 2005 г. № 98 и в основанном на этом документе письме Минфина России от 20 сентября 2006 г. № 03-03-04/1/667.

Доходы от реализации товаров, произведенных при длительном технологическом цикле, учитывайте единовременно на дату их реализации. При реализации работ, услуг с длительным циклом доходы при расчете налога на прибыль распределяйте в соответствии с принципом формирования расходов по таким работам, услугам . Такой порядок установлен пунктом 2 статьи 271 Налогового кодекса РФ и разъяснен в письме Минфина России от 26 сентября 2012 г. № 03-03-06/1/502.

Кассовый метод

При кассовом методе учтите выручку в момент получения средств за реализованную продукцию (работы, услуги). Предварительную оплату (аванс), полученный от покупателя (заказчика), также учтите в составе доходов в момент получения (п. 2 ст. 273, подп. 1 п. 1 ст. 251 НК РФ). Это правило действует, несмотря на то, что продукция еще фактически не передана покупателю, а работы и услуги не приняты заказчиком (п. 8 информационного письма Президиума ВАС от 22 декабря 2005 г. № 98).

Поэтапное выполнение работ

Если по условиям договора работы выполняются и сдаются поэтапно, признание выручки от реализации работ в налоговом учете имеет некоторые особенности.

При методе начисления учитывайте выручку от реализации в момент подписания акта сдачи-приемки этапа выполненных работ в сумме, указанной в нем. Это объясняется тем, что право собственности на работы переходит к заказчику в момент подписания акта. Такое правило действует, даже если работы были выполнены в одном отчетном (налоговом) периоде, а заказчик принял их в другом. Это следует из положений пункта 3 статьи 271 Налогового кодекса РФ и письма Минфина России от 28 июня 2013 г. № 03-03-06/1/24632

Ситуация: как при методе начисления признать доходы от реализации работ? Оплата происходит не по факту выполнения, а по графику платежей. Размер оплаты превышает стоимость работ, указанную в поэтапных актах приема-передачи.

Выручку от реализации работ (этапа работ) учитывайте в сумме, которая указана в акте приема-передачи выполненных работ.

Этот порядок применяется и в тех случаях, когда заказчик перечисляет оплату в размере, превышающем сумму, указанную в акте. Сумму превышения оплаты над стоимостью оказанных услуг включите в состав полученных авансов. Такая позиция основана на положениях подпункта 1 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, согласно которым при методе начисления в доходы не включаются суммы, полученные в качестве предварительной оплаты товаров (работ, услуг). Правомерность такого подхода подтверждает ВАС РФ (п. 8 информационного письма ВАС РФ от 22 декабря 2005 г. № 98).

При кассовом методе учета доходы от реализации работ, сдаваемых поэтапно, включите в налоговую базу в обычном порядке. То есть в момент поступления оплаты за выполненные работы. В случае частичной оплаты выручку признавайте также по частям. Такие правила содержатся в пункте 2 статьи 273 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: нужно ли управляющей организации (ТСЖ) включить в доходы при расчете налога на прибыль коммунальные платежи, поступающие от населения? Плата за коммунальные услуги перечисляется ресурсоснабжающим организациям по установленным тарифам.

Ответ на этот вопрос зависит от того, по какому договору управляющая организация (ТСЖ) предоставляет жителям коммунальные услуги: по посредническому договору или по договору купли-продажи.

Порядок использования той или иной формы договора при оказании коммунальных услуг законодательно не урегулирован.

В соответствии с пунктом 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ по договору с собственниками жилья в течение согласованного срока управляющая организация обязуется за плату:

  • выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
  • предоставлять коммунальные услуги;
  • вести другую деятельность, связанную с управлением многоквартирным домом.

То, что обязанность по предоставлению коммунальных услуг возлагается на исполнителей, к которым, в частности, относятся и управляющие организации, подтверждают и положения абзаца 7 пункта 2, пунктов 8 и 9 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354. При этом исполнители должны заключать договоры на приобретение коммунальных ресурсов с ресурсоснабжающими организациями (подп. «б» п. 31 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354).

Приведенные нормы жилищного законодательства можно толковать двояко.

Можно предположить, что исполнитель обязан самостоятельно предоставлять жильцам коммунальные услуги, а не обеспечивать их предоставление с помощью посреднических договоров. При таком подходе управляющая организация должна от своего имени перепродавать потребителям коммунальные ресурсы, приобретенные у ресурсоснабжающих организаций. Такие отношения регулируются положениями главы 30 Гражданского кодекса РФ (купля-продажа).

В то же время законодательство не запрещает исполнять обязанности по предоставлению коммунальных услуг другими способами, в том числе и с использованием посреднических договоров. Дело в том, что договор управления многоквартирным домом заключается на условиях, указанных в решении общего собрания собственников (п. 1 ст. 162 Жилищного кодекса РФ). При этом в Жилищном кодексе РФ нет требований о том, чтобы все услуги и работы по договору управляющая компания выполняла самостоятельно. Способы реализации функций управления многоквартирным домом в законодательстве тоже не прописаны. А значит, стороны вправе определить их непосредственно в договоре (ст. 421 ГК РФ). Одним из вариантов исполнения обязанностей по предоставлению коммунальных услуг является заключение посреднического договора. При таком подходе управляющая организация берет на себя обязательства обеспечить жильцов коммунальными услугами и становится посредником между ними и ресурсоснабжающими организациями. Такие отношения регулируются положениями глав 49, 51 и 52 Гражданского кодекса (поручение, комиссия, агентирование).

Если управляющая организация предоставляет коммунальные услуги по договору купли-продажи, то при расчете налога на прибыль она должна учесть плату, поступающую от жильцов, в полном объеме (ст. 248, 249 НК РФ). Одновременно налогооблагаемые доходы можно уменьшить на сумму расходов, связанных с приобретением коммунальных услуг у ресурсоснабжающих организаций. Такой вывод следует из писем Минфина России от 29 июля 2009 г. № 03-03-06/1/498, ФНС России от 4 июня 2010 г. № ШС-37-3/3275 и от 15 февраля 2007 г. № 02-1-08/22.

Если управляющая организация предоставляет жильцам коммунальные услуги по посредническому договору, то в расчет налоговой базы нужно включить только посредническое вознаграждение. Это объясняется тем, что доходы в виде имущества (в т. ч. денежные средства), которые поступают посредникам (комиссионерам, агентам, поверенным) от заказчиков (комитентов, принципалов, доверителей) для исполнения обязательств по посредническим договорам, при налогообложении прибыли не учитываются (подп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ). Подробнее об этом см :

Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 10 февраля 2010 г. № 03-11-06/2/16, от 5 февраля 2010 г. № 03-11-06/2/15, от 23 декабря 2009 г. № 03-11-06/3/301, от 10 декабря 2009 г. № 03-11-06/2/260, от 4 мая 2009 г. № 03-11-06/2/77 и ФНС России от 4 июня 2010 г. № ШС-37-3/3275. Несмотря на то что письма Минфина России адресованы организациям на упрощенке, ими могут руководствоваться и организации на общей системе налогообложения.

Расходы

Выручку от реализации можно уменьшить на расходы, связанные с производством и реализацией (подп. 1 п. 3 ст. 315 НК РФ). К таким расходам относятся:

  • расходы, связанные с изготовлением (производством), хранением и доставкой продукции, выполнением работ, оказанием услуг;
  • расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном состоянии;
  • расходы на освоение природных ресурсов;
  • расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки;
  • расходы на обязательное и добровольное страхование;
  • прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией.

Перечень расходов, на которые можно уменьшить выручку от реализации, указан в пункте 1 статьи 253 Налогового кодекса РФ.

При этом согласно пункту 2 статьи 253 Налогового кодекса РФ расходы, связанные с производством и реализацией, подразделяются на группы:

Метод начисления

Если организация использует метод начисления , то нужно дополнительно учитывать деление расходов на прямые и косвенные (ст. 318 НК РФ). Расходы, уменьшающие выручку от реализации в текущем месяце, рассчитайте по формуле:

Читайте также: