Правовой обычай в налоговом праве

Опубликовано: 24.04.2024

Конспект урока

Обществознание, 10 класс

Урок 26. Источники права

Перечень вопросов рассмотренных на уроке:

  1. Источники права.
  2. Нормативно-правовой акт. Прецедент.
  3. Правовой обычай.
  4. Договор

Источники права – это официально закрепленные формы внешнего выражения содержания права, обязательные для всех.

Подзаконный акт – правовой акт органа власти, имеющий более низкую юридическую силу, чем закон.

Юридическая сила – свойство официального документа, придаваемое ему издавшим его органам и порядкам оформления.

Форма права – внешняя форма выражения права.

Правовой обычай – исторически первая форма права.

Судебный прецедент – судебное решение по конкретному юридическому делу.

Нормативно - правовой акт – это выраженный в письменной форме официальный документ, принятый компетентными государственными органами и содержащий нормы права.

Естественное права – это прирожденные и неотчуждаемые права человека, которые официально признаны государством и закреплены в его Конституции.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Боголюбов Л.Н., Ю. И. Аверьянов. Обществознание. 10 класс. Учебник для общественных организаций М.: Просвещение, 2014. – С. 207-217.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Источником права является объективная реальность. Его начало заложено в человеческой жизни. Когда право приобретает юридическую силу, у него должна быть доступная форма выражения. Формой права называют внешнюю форму выражения права. Источники права – это официально закрепленные формы внешнего выражения содержания права, обязательные для всех. За все время существования права, было произведено много разных форм его закрепления. Группа основных источников права состоит из следующих элементов: правовой обычай, судебный прецедент, нормативно-правовой акт и естественные права. Правовой обычай – это первая форма права в истории. Правовой обычай широко использовался в эпоху феодализма, а возник он в глубокой древности. Его можно считать обычаем, санкционированным государством.

Судебный прецедент еще принято называть юридическим прецедентом. Иными словами – это право судей или судебное право. В данном случае прецедент является судебным решением по определенному юридическому делу. В таких странах как Англия, США, Канада, Австралия судебный прецедент является одним из важных источников права.

Нормативно-правовой акт – это официальный документ, выраженный в письменной форме, который принимается компетентными государственными органами. Естественные права – это врождённые и права человека, официально признанные государством и закрепленные в Конституции РФ. Сферы общественной жизни, можно назвать предметами ведения, находящиеся в распоряжении одной или другой власти. Нормативные акты делятся на 2 вида: законы и подзаконные акты. Основой такой классификации послужила юридическая сила нормативного акта. Юридическая сила – свойство официального документа, придаваемое ему издавшим его органам и порядкам оформления.

Нормативно-правовые акты издаются органами местного самоуправления в форме решений. Закон – это нормативно – правовой акт, который принимается органами законодательной власти и обладает высшей юридической силой. Все законы РФ по своей компетенции подразделяются на федеральные законы ( действия идут на всей территории страны) и законы субъектов РФ (масштаб их действия – только территория субъекта Федерации). Так же по значимости законы принято разделять на четыре группы: 1) На самой вершине находится Конституция РФ. Это основной закон государства; 2) На ступеньку ниже располагаются федеральные конституционные законы. Они регулируют вопросы, относящиеся к правовым основам государства; 3) В третью группу входят текущие федеральные законы. Они регулируют всю массу остальных важнейших сторон общественных отношений. 4) Законы субъектов Федерации.

Подзаконный акт – правовой акт органа власти, имеющий более низкую юридическую силу, чем закон. Подзаконные акты исходят не от законодательной власти. Их принимают органы исполнительной власти.

Высшее положение в иерархии подзаконных актов как источников права занимают указы и распоряжения Президента РФ. Правительство РФ, а так же правительство субъектов Федерации, издают нормативные акты в форме постановлений. Министерства, федеральные службы, агентства и другие центральные ведомства издают инструкции и постановления. Все остальные законы и подзаконные акты должны приниматься и издаваться только в соответствии с Основным законом, они не могут ему противоречить.

Разбор типового контрольного задания.

  1. Что называется официально закрепленной формой внешнего выражения содержания права?

3) источник права;

Правильный вариант/варианты: 3) источник права

  1. Что из перечисленного не относится к источникам права?



Аннотация. В статье речь идет о нестандартных источниках гражданского права России. Автор подробно останавливается на обычае, несколько слов сказано и о правовой доктрине. Исследуются сферы применения обычая в современных правоотношениях, в том числе, на международном уровне, а также нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, посвященные применению обычая.

Несмотря на тот факт, что в России исторически закреплена романо-германская правовая система, в связи с развитием гражданского оборота, наметились тенденции глобализации в экономике и интеграции элементов других правовых систем в отечественное право. Это обусловило появление новых, ранее не применяемых источников права, которые относят к нетипичным или нестандартным. К таковым источникам в гражданском праве России можно отнести правовую доктрину, судебный прецедент и обычай. В данной статье речь пойдет главным образом, об обычаях, применяемых в гражданско-правовых отношениях, а также немного – о правовой доктрине.

Не столь давно в теории права обычай признавался многими учеными неактуальным, изжившим себя источником права [1]. Особенно это проявлялось в советский период: цивилисты того времени в один голос утверждали, что обычай – устаревшая правовая форма, которая не должна регулировать никакие правоотношения, так как это только мешает им развиваться [2]. Исключаясь из системы источников права, обычаи рассматривались в качестве норм морали.

Однако на современном этапе развития цивилистики все кардинально изменилось: ученых все больше стала интересовать проблематика обычае в гражданском праве. Такому явлению способствовало взаимодействие цивилистики с энтологией, вследствие чего возникла новая наука – антропология права [3]. Проблема, касающаяся исследования места обычая в правовой системе РФ, является актуальной и в теории права и в отдельных отраслях. На роль обычая в той или иной стране оказывает существенное влияние исторический аспект: в некоторых государствах обычаев придерживаются, считая его источником права, тогда как в других – не придают особого значения. Однако стоит отметить, что у правовых обычаев наблюдаются общие особенности, пути становления и развития. Итак, что же представляет собой правовой обычай?

Если обратиться к научным источникам современности, то в них определение правового обычая гласит, что это – система норм, которая закрепляет привычные правила поведения, сложившиеся исторически. А исполнение данных правил обеспечивает государство. То есть, это такой «закон», который одобрило государство. Таким образом, обычай – это эталон, образец поведения людей, который признан обществом, а его назначение – в охране общественной жизни от хаоса [4].

Поскольку речь идет именно о гражданском праве, то здесь мы поговорим об обычаях делового оборота, так как в данной отрасли достаточно много их проявлений. Какие же формы выражения обычаев мы можем встретить? Отметим, что они размещаются в интернет-пространстве, СМИ, справочных системах: это приблизительные условия заключаемых договоров. Сюда же можно отнести и Международные правила по толкованию торговых терминов («Инкотермс») [5], издателем которых является Международная торговая палата, а также некоторые их статей КТМ РФ [6]. Приведем пример: статья 138 КТМ упоминает обычай при перевозке груза на палубе. Что касается судебной практики, то здесь ссылки на обычаи мы можем встретить очень редко, но, тем не менее, обычай получил широкое распространение в договорной сфере; кроме того, обычаи положены в основу создания корпоративных кодексов и сводов обычаев и правил.

Гражданско-правовая наука предпочитает разделять правовой обычай от обыкновения. Данное отличие проявляется в том, что обычаем принято считать сложившееся как норма права, правило поведения, которое существует вне зависимости от воли субъектов. Во втором же случае, применение возможно только в случае прямого волеизъявления сторон, при этом статус правовой нормы не приобретается.

Существует также разница между обыкновением и заведенным порядком, который является практикой, установившейся между сторонами договора. Такая практика прямо не предусматривается, однако, если нет возражений, то подразумевается и соблюдается. Но обыкновения и заведенный порядок, в отличие от обычаев, упомянутых выше, не являются правовыми нормами, следовательно, структуру гражданского права они не образуют [7].

Высшими судебными инстанциями играется определенная роль в том, чтобы уяснять сущность обычаев. Так, согласно ст. 5 ГК РФ, суд может применить обычай, разрешая спор, касающийся предпринимательской деятельности. Причем применения обычая никак не обусловлено его документарной фиксацией: он может не публиковаться в печати, не излагаться в решении суда по конкретному спору и т.д.

Полагаем, что следует коснуться и такого нестандартного источника гражданского права, как правовая доктрина. В литературе мы можем встретить взгляды о том, что такой вид права – не что иное, как система идей и основополагающих взглядов, разрабатываемых юридической практикой. Доктрина обладает общезначимым характером, поскольку в ее основу положены принципы и ценности, которые являются общепризнанными, также их придерживаются авторитетные ученые-юристы, поскольку они в полной мере отражают закономерности и тенденции правового развития страны [8].

Какими же способами может быть выражена доктрина? Это правовые принципы, аксиомы ,презумпции, дефиниции, правовые позиции, догмы и пр. Даже тот факт, что доктрина официально не одобрена государством, не являет препятствием для ее действия в качестве правового источника. Исходя из ст. 1191 ГК РФ [9], ст. 166 СК РФ [10], ст. 14 АПК РФ [11] официальное толкование и практика правопримения норм иностранного права является основой для установления их содержания. Указанные нормы регулируют отношения, где есть иностранный элемент. Более того, в ст. 38 Статута Международного Суда ООН [12] источниками права названы доктрины специалистов, которые наиболее квалифицированы в сфере публичного права. Они часто используются Международным Судом. Таким образом, в российском праве доктрина признана в качестве источника международного частного, процессуального и публичного права. Считаем, что в дальнейшем данное направление будет стремительно развиваться.

Вернемся к роли обычаев в гражданском законодательстве. Их применение находит место только тогда, когда это прямо прописано в законе. Так, обычай упоминается в ст. ГК: 309, 311, 314, 315 и др. [13]. А вот в п. 4 и 5 ст. 421 установлено правило применения обычаев. Согласно данной норме, обычаи применяются, если условия договора, не установлены диспозитивной нормой или не определены сторонами. Законодатель также предлагает в ст. 431 ГК применять обычаи в толковании договорных условий.

Наиболее распространен обычай в сфере частного права, так как именно здесь отношения особо не нуждаются в детальном законодательном регулировании. Неоднократно на данный факт обращалось внимание учеными, что наиболее ясно прослеживается в Концепции развития гражданского законодательства РФ: в документе указывается, что не только предпринимательская сфера часто прибегает к обычаям, но также и другие области, скажем, порядок пользования имуществом. В связи с этим, назрела необходимость в изменениях статьи 5 ГК. Это легло в основу вступивших в силу 01.03.2013 г. ФЗ [14]. В данном законе изменилась категория: если ранее применялось «обычаи делового оборота», то теперь осталось просто «обычай». Данное понятие стало более объемным в юридическом плане, поскольку, как уже было упомянуто ранее, обычаи стали использоваться не только в предпринимательстве.

На наш взгляд, то обстоятельство, что правовой обычай стал признаваться источником права и обладать юридической силой, несет в себе только положительный аспект. В нескольких статьях ГК, которые посвящены обязательственным отношениям, отражены так называемые «обычно предъявляемые требования». Следует обратить внимание, что данный термин в разных ситуациях используется по-разному: он может быть и дополнением отсылки к обычаям, и использоваться самостоятельно.

Напомним про статью 5 ГК, в которой указаны условия применения обычая: он будет применяться независимо от его фиксации в конкретном документе (имеется ввиду решение суда по делу, в котором описаны сходные обстоятельства). В формировании обычая присутствуют два элемента: внутренний и внешний. Первый выражается в том, что участники оборота соблюдают сложившееся правило, а второй – в наделении обязательной силой, на что дается прямое указание в нормах права.

Но поскольку обычаи документальной не зафиксированы, это во многом является проблемным моментом при их использовании. Представляется, что фиксация обычаев в документах мола бы их «узаконить» по праву. Но государство не признает обычные правила, они никак не систематизированы: если бы существовал свод таких правил, было бы проще их применять, ссылаясь на них, как на нормы закона. Тем не менее, государством не устанавливается перечень обычаев и порядок их применения, даже при том, что они признаются источниками гражданского права. Отметим, что обычай и право не уравниваются по юридической силе в отечественном законодательстве. Это обусловлено в больше степени неограниченным распространением и применением норм права, даже в сугубо личных сферах, что в свою очередь, поспособствовало падению эффективности обычаев. Действительно, логично: зачем использовать неписанные «неясные» правила, когда есть «четко прописанный закон»? Кроме того, существует определенное число норм в российском праве, которые не предназначены для длительного и стабильного их применения.

В заключение отметим, что практика применения правовых обычаев в нашей стране складывается постепенно и стремительно развивается, с учетом активного развития торговых и международных связей. Ведь если рассматривать обычаи с исторической точки зрения, то они появились вперед права, то есть, можно сказать, предшествовали ему. Полагаем, что именно обычаи и стали основой для появления первых законов, писаных норм. Однако в настоящее время обычаям отводится довольно скромное место в регулировании отношений, поскольку большинство отношений в рассматриваемой нами сфере подпадают под действие норм закона. Тем не менее, все же стоит опираться на мировой опыт гражданских правоотношений, где обычаю иногда принадлежит далеко не последнее место.


Р оссийское законодательство неоднократно дает отсылки к обычаям делового оборота. Однако на сегодняшний день остаются неясными вопросы, что являет собой обычай делового оборота, в каком объеме и в каких случаях тот или иной обычай должен применяться, чтобы быть признанным таковым.

Специфика обычаев делового оборота обусловлена тем, что появиться они могли только в обществе, в котором существуют товарно-денежные отношения, но нормы права не охватили все возможные варианты. Многие обычаи, даже не имея отношения к деловому обороту, после прохождения законодательного процесса в разных государствах становились правовыми нормами.

Существует целый ряд причин, по которым ряд обычаев остался таковым, не перейдя в правовое поле законодательства. Одна из важнейших – узкая сфера применения и крайне специфический смысл. Также распространенной причиной является длительное принятие нормативного акта по уже сложившемуся взаимоотношению сторон сделки. Кроме всего прочего, многие из обычаев, которые сложились в сфере экономической деятельности, не имеет смысла включать в правовое поле, поскольку касаются они собственно поведения хозяйствующих субъектов по отношению к партнеру (контрагенту), причем обычай этот относится больше к межличностной сфере («прилично – неприлично», «порядочно – непорядочно»).

В ФАС России поступило заявление от ОАО «Мегафон». Заявители утверждали, что ОАО «ВымпелКом» (оператор «Билайн»), используя данные из клиентской базы компании «Мегафон», обращался к абонентам оператора, предлагая перейти на обслуживание сети «Билайн». В ходе заседания экспертного совета было установлено, что на телефонные номера абонентов «Мегафон» стали поступать звонки от «Билайн». Представители компании предлагали клиентам «Мегафона» протестировать sim-карту, чтобы в дальнейшем, при желании, перейти на обслуживание этой сотовой компании. Экспертный совет ФАС России признал действия оператора связи, связанные с осуществлением звонков клиентам конкурента, нарушающими обычаи делового оборота и нормы добропорядочности.

Сфера применения

В Российской Федерации обычай делового оборота выделяется среди источников гражданского права. Однако специального свода таких обычаев не существует, хотя обычаи делового оборота выделены законодателем особо.

Согласно статье 5 Гражданского кодекса под обычаем делового оборота понимается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

Эти обычаи делового оборота в настоящее время получили значительно более широкое применение. В соответствии со статьей 6 Гражданского кодекса, если отношение, входящее в предмет гражданского права, то есть относящееся к имущественным и связанным с ними неимущественным отношениям, не урегулировано законодательством или соглашением сторон (то есть договором), то к нему применяется обычай делового оборота.

Следует отметить, что сфера действия обычая делового оборота более узкая, нежели все отношения, регулируемые гражданским правом.

Гражданское законодательство определяет правовое положение (статус) участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников. В отличие от него, обычаи делового оборота регулируют исключительно отношения в сфере предпринимательства, не урегулированные ни законом, ни договором. Это могут быть отношения как между гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, так и отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства (апатридов) и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Общество с ограниченной ответственностью «Гахицентр» закупало чистую питьевую воду в бутылях по договору поставки у иностранного гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации. Договор поставки был заключен в России, в соответствии с действующим законодательством России.

Однако договором не был регламентирован момент перехода риска случайной гибели товара при поставке. При доставке, осуществляемой третьим лицом, товар был поврежден. Для решения возникшего спора, чей товар поврежден, были применены обычаи делового оборота о том, что риски переходят на покупателя с момента передачи товара первому перевозчику.

В большинстве современных государств источником получения большей доли бюджетных средств являются налоговые механизмы. При этом само исполнение обязанности по уплате налогов может быть выражено не только путем перечисления определенной денежной суммы (налогово-финансовый механизм формирования бюджета), но и путем передачи в адрес государства части товарно-материальных ценностей суммы (налогово-экономический механизм формирования бюджета).

Отнесение института налогообложения в целом либо его отдельных элементов исключительно к экономико-финансовой или к государственно-правовой системе принципиально неверно. Экономическая, финансовая и налоговая системы имеют разные цели и задачи деятельности, они реализуются в отношении разных объектов и не ограничены единым набором средств и методик. Элементы системы налогообложения не являются составными частями экономики и ее подсистем, а особым образом интегрированы (встроены) в экономическую и финансовую системы.

Сущность налогообложения находится на стыке финансово-экономических и государственно-правовых знаний. Налогообложение является частью межотраслевой деятельности. Институт налогообложения хотя и доступен для изучения, как с экономической, так и с государственно-правовой позиции, но в обоих случаях для исследования будет доступна только примерно половина факторов, существующих в реальности. По этой причине при изучении налоговой проблематики необходимо использовать междисциплинарный подход.

Прообраз современной системы налогов и налогообложения возник уже на ранних стадиях развития человечества.

Возникновение системы налогообложения связано скорее не с процессом появления прибавочного продукта и классовым расслоением общества, а с объективно назревшей необходимостью разделения труда и профессионализации трудовой деятельности. Благодаря системе общественного перераспределения получаемых материальных ценностей часть членов родоплеменной группы была освобождена от общеобязательного процесса добывания пищи и иных благ и получила возможность профессионально заняться выполнением иных общественных функций (управление, военная защита и т. д.). Как правило, на налоговые поступления в то время содержались вождь, совет старейшин, а в отдельных случаях – служители религиозного культа и та часть воинов, которая относилась к «регулярной» армии указанной общественной группы.

Первоначальное формирование налоговой системы происходило в каждой общине самостоятельно, и сама система отличалась локальным, «местным» уровнем фискального охвата. Возникновение «местных» систем налогообложения предшествовало образованию государства и стало одной из важнейших предпосылок для его создания.

На этом этапе наиболее важной (а иногда и единственной) задачей системы налогообложения являлось обеспечение благоприятных материально-экономических условий для разделения функциональных обязанностей в общественных группах. Налогообложение позволило создать систему материального обеспечения общественных групп, напрямую не задействованных в добывании или создании ценностей материального характера. В дальнейшем, с появлением государственных образований, характер задач, решаемых с помощью системы налогообложения, значительно расширился.

В современной России налоговая система нормативно определена в НК.

Налоговым (фискальным) платежом является денежная форма отчуждения собственности с целью обеспечения расходов публичной власти, осуществляемая в том числе на началах обязательности, безвозвратности, индивидуальной безвозмездности и поступающая в специальные бюджетные или внебюджетные фонды.

Налоговая система, установленная НК, предусматривает два вида налоговых платежей:

Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Сбор – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Признаками налоговых платежей, являются:

– обязательность выделения из полученного единоличным или групповым трудом доли, идущей на содержание отдельных общественных групп, осуществляющих специализированную деятельность;

– безвозмездность передачи материальных ценностей;

– отсутствие четкой взаимосвязи между передачей материальных ценностей и совершением определенных действий общественными органами управления и общественной защиты.

Налог – необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в России в ст. 57 Конституции, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства.

Взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества, оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности.

Признаками сборов являются:

– обязательность осуществления в случае денежных выплат или материального изъятия при наступлении объективно определенных условий;

– наличие субъективно предполагаемой взаимосвязи между проведением процедуры уплаты сбора и наступлением предполагаемых заранее определенных последствий.

Сборы носят индивидуально-возмездный, компенсационный характер.

Понятие сбора следует отличать от платы за услуги, оказываемые государственными органами.

Сущность налогового права следует одновременно рассматривать в нескольких аспектах:

– как отрасль права;

– как самостоятельную научную правовую теорию;

– как учебную дисциплину (учебный курс), изучаемую в юридических и налоговых высших и средних учебных заведениях.

Налоговое право относится к публичным отраслям права и представляет особым образом систематизированную совокупность правовых норм, которые регулируют общественные отношения, возникающие в процессе осуществления налоговой деятельности и функционирования механизма налогообложения.

Налоговое право имеет свой предмет регулирования, не свойственный другим отраслям права.

Предметом налогового права являются общественные отношения, возникающие в процессе реализации налоговых правоотношений. Эти отношения отличаются большим разнообразием по своему содержанию и кругу участников, но одной из сторон в них всегда выступает орган государственной власти.

В предмет регулирования налогового права могут при определенных условиях входить отдельные виды отношений, регулируемые смежными отраслями права. Например, в особо оговоренных случаях нормы налогового права могут распространять свое действие на отношения, возникающие в таможенной сфере.

Методом налогового права можно назвать те специфические способы, с помощью которых нормы налогового права регулируют поведение участников налоговых правоотношений.

Основным методом правового регулирования налогового права является метод «власти и подчинения». Этот метод применяется, как правило, при регулировании налоговых правоотношений, которые основаны не на принципе субординации – подчинения «по вертикали», а на исполнении властных предписаний соответствующих органов, от которых другие участники налоговых отношений не зависят в административном порядке.

Налоговое право, рассматриваемое в качестве самостоятельной научной правовой теории, изучает закономерности организационно-правовой регламентации деятельности в рамках налоговой системы и налоговых правоотношений. Результатом этого является разработка способов и методов, устраняющих недостатки существующего организационно-правового аспекта налоговой системы, создание эффективного правового поля в области налоговых правоотношений с целью поддержания состояния правопорядка в налоговой сфере и повышения уровня налоговой безопасности.

Учебная дисциплина «Налоговое право» является необходимой составляющей при подготовке специалистов для работы в налоговой сфере.

Основные научные концепции определения места налогового права в системе наук. В настоящее время в России получил распространение подход, согласно которому налоговое право рассматривается в качестве одного из элементов финансового права. Однако такая концепция на мировом уровне не является общепризнанной. Она конкурирует с иными научными концепциями, часть из которых имеет не менее сильную, а иногда и более логичную аргументацию. В числе таковых следует назвать:

1) швейцарскую налоговую доктрину (налоговое право как обособленная часть административного права);

2) неаполитанскую налоговую доктрину (концепция рассмотрения налогового права в качестве обособленной части финансового права);

3) итальянскую налоговую доктрину (концепция относительной автономии налогового права как комплексной отрасли);

4) французская налоговая доктрина (объединяет концепции, объясняющие автономию налогового права по причине:

– особого и даже исключительного положения в системе права, независимого от общих принципов как частного, так и публичного права;

– автономии налогового законодательства;

– интеграции в его рамках публично– и частноправовых начал).

Наиболее перспективной, на наш взгляд, считается получившая распространение в России концепция признания налогового права в качестве комплексной автономной правовой отрасли, формируемой на стыке государственно-правовых и экономико-финансовых правовых наук и входящей в состав единой комплексной налоговой науки – форосологии.

Форосология (от греч. foroc – налог и logos – учение) – это наука, изучающая современное состояние и историческое развитие сущности налогов, налоговых систем и налоговых правоотношений. Основной задачей форосологии является создание оптимальной системы налогообложения в отраслях как товарного производства, так и потребления, а также в иной финансово-коммерческой деятельности с учетом историко-теоретического базиса и современных требований улучшения жизненного уровня народонаселения. Форосология занимается научным исследованием существующих закономерностей и прогнозированием динамики развития налоговых отношений, разрабатывает методологические и нормативно-правовые вопросы в налоговой сфере, формирует и оптимизирует математический расчетный аппарат и механизм автоматизации взимания налогов и сборов.

Система налогового права. В настоящее время налоговое право представляет стройную систему, состоящую из следующих уровней:

основ налогового права (общей теории налогового права);

международного налогового права, которое включает универсальные положения и принципы налогового права, признанные и получившие соответствующее правовое закрепление на международном уровне;

национального налогового права, которое составляют положения теории налогового права, признанные и подтвержденные нормами правовой системы государства и действующие на территории отдельно взятого государственного образования. Например, на этом уровне можно выделить российское налоговое право;

регионального налогового права, которое включает положения теории налогового права, признанные и получившие правовое закрепление на региональном или местном уровне и действующие в территориальных рамках этого региона, при этом не являясь общеобязательными на территории всего государственного образования.

Правовой обычай как источник права

Правовой обычай как источник права может применяться в случаях, прямо предусмотренных действующим российским законодательством. В статье расскажем, что такое правовой обычай, и как он работает на практике.

  • Что такое правовой обычай
  • Применение правового обычая
  • Правовой обычай в российском законодательстве
  • Правовой обычай в международном праве

Что такое правовой обычай

Правовым обычаем является общепринятая норма поведения, сложившаяся исторически и принимаемая государством и его гражданами в качестве источника права, но, при этом, не закрепленная официальными нормативными документами.

Основными чертами правового обычая являются:

  1. продолжительность существования – правила поведения формируются в результате длительного взаимодействия членов общества между собой;
  2. постоянность соблюдения – обычай должен соблюдаться всеми членами общества на постоянной основе;
  3. соответствие обычая существующему публичному порядку, установленному законодательством;
  4. признание государством – при рассмотрении спорных вопросов власти должны опираться на нормы обычая.

Исторически именно правовые обычаи стали источником законодательства – укоренившиеся в обществе традиции и правила поведения были использованы при разработке официальных документов – законов и подзаконных актов.

Применение правового обычая

Государство позволяет применять обычай в тех отраслях, в которых на протяжении нескольких десятилетий складывались определенные правила поведения, характерные для тех или иных территорий или условий.

Норма правового обычая ограничена в применении – так, уголовное право не допускает их использования. Члены общества должны руководствоваться только теми нормами, которые содержатся в Уголовном кодексе РФ. Эти нормы носят императивный характер – любое отступление от них недопустимо.

Другие отрасли права помимо императивных содержат и диспозитивные нормы, дающие большую свободу тем, кто руководствуется ими в своей деятельности. Некоторые нормы содержат самостоятельную отсылку к возможности использования правового обычая при соблюдении определенных условий.

Правовой обычай в российском законодательстве

Правовой обычай в праве России представлен, в основном, в сфере гражданско-правовых отношений. Согласно п. 1 ст. 5 ГК РФ, обычаем считается правило поведения, широко применяемое на практике в предпринимательской или иной деятельности, вне зависимости от того, закреплено оно законодательством, или нет.

Рассмотрим на практике, что такое правовой обычай. Примеры приведены ниже:

  • ст. 309 ГК РФ – стороны сделки должны исполнять свои обязательства в соответствии с требованиями законодательства, а если таковые требования отсутствуют – в соответствии с существующими обычаями;
  • ч. 1 ст. 130 Кодекса торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 № 81-ФЗ – срок, в течение которого перевозчик предоставляет судно для погрузки, устанавливается соглашением сторон, а при отсутствии такого соглашения – сроками, принятыми в порту;
  • в семейном законодательстве – при отсутствии нормы, устанавливающей приоритет определенного родителя, с которым останется ребенок при разводе, суды, как правило, закрепляют место жительства ребенка совместно с матерью.

Законодатель только дает отсылку к существующим обычаям; сами обычаи в законе при этом не описываются.

Правовой обычай в международном праве

В международном праве, которое не имеет единого регулятора (в отличие от права отдельной страны, регулируемого государством), правовой обычай играет определяющую роль.

Примерами правовых обычаев, признаваемых странами всего мира, служат:

  • Инкотермс 2010 – международный перечень базовых правил и условий поставки товаров;
  • УНИДРУА – принципы международных коммерческих договоров;
  • Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов – свод правил, применяемых для проведения расчетов в форме документарных аккредитивов.

Перечисленные документы аккумулируют фактически сложившиеся в мировой практике правила взаимодействия между торговыми организациями.

Итак, развитие общества и взаимодействие его членов между собой влечет возникновение устоявшихся практик поведения, которые приобретают статус правового обычая. Несмотря на то, что все отрасли человеческой деятельности регламентированы нормами права, закрепленного документально, государство позволяет использовать правовой обычай в тех сферах, которые связаны с частным правом – например, в договорных отношениях.

Читайте также: