Можно ли в налоговой запросить декларации за прошлые периоды

Опубликовано: 23.04.2024

ответы на вопрос:

Илона! "Запросить у налоговой копии сданной отчетности за прошлые периоды" можно, но навряд ли ИФНС их Вам предоставит, поскольку у неё нет такой обязанности. Но дать мотивированный ответ в 30-дневный срок они будут обязаны на основании 59-ФЗ.

Если я помог Вам своим ответом, оставьте, пожалуйста, отзыв.

Вы конечно вправе обратиться в Налоговую инспекцию по данному вопросу, но вероятность того, что вы получите копии отчётов близка к нулю.

Поэтому я своим доверителям рекомендую отчёты представляемые в налоговую делать в 2-х экземплярах, а на копии своего экземпляра требовать отметки канцелярии налоговой инспекции.

Удачи вам Владимир Николаевич

г. Уфа 29.07.2020 г.

Спасибо за ответ, Андрей Геннадьевич! Зарегистрирую ИП в г. Самара, открою дело в г. Москва, а каким образом и где будет проходить бухгалтерская отчётность? Ведь будет необходим постоянный контакт?

ответы на вопрос:

В отличие от организаций, индивидуальный предприниматель не создает и не регистрирует обособленные подразделения (филиалы и представительства), но в некоторых случаях необходимо дополнительно вставать на учет по новому месту ведения деятельности.

Если новый бизнес предполагается вести на упрощенке, общем режиме или сельхозналоге, то нет необходимости проходить регистрацию в территориальной налоговой инспекции по месту деятельности. Что касается ЕНВД и патента, то они находятся в ведении местных властей, имеют свои региональные особенности, и на учет по месту деятельности надо будет вставать.

Олеся! ИП, в отличие от юридического лица, регистрируется по месту постоянной прописки. Если вы хотите зарегистрировать предпринимательскую деятельность на территории другого региона, то вам необходимо образовывать юридическое лицо или регистрироваться на постоянное место жительства по месту, где вы планируете осуществлять предпринимательскую деятельность. Будут вопросы - обращайтесь к юристам в личную консультацию и получите грамотную консультацию по данному вопросу и возможности защиты ваших прав. Успешно решить Ваш вопрос можно с юридической помощью.

Спасибо за то, что воспользовались услугами сайта!

В ООО деятельность не ведется, отчетность не сдается через какое время налоговая самостоятельно аннулирует фирму и удалит из реестра?

ответы на вопрос:

Несвоевременное предоставление налоговой отчетности влечет за собой штрафные санкции, налагаемые в соответствии с действующим законодательством на организацию и ее руководство.

Организация обязана предоставлять в налоговую инспекцию налоговые декларации по налогам, которые она обязана уплачивать (подпункт 4, пункт 1, ст.23 НК РФ).

Сдавать декларацию нужно в том числе и тогда, когда налоговая база по налогу равна нулю. (Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного суда от 17.03.2003 № 71-пункт 7).

За нарушение этих сроков организация и ее должностные лица привлекаются к налоговой и административной ответственности. (ст. 119 НК РФ).

При просрочке, не превышающей 180 дней, полагается наложение штрафа в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате (доплате) за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для предоставления декларации, но не более 30% указанной в декларации суммы и не менее 100 рублей.

При просрочке, превышающей 180 дней, штрафные санкции составляют 30% суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании декларации, плюс 10% суммы налога за каждый полный или неполный месяц, начиная со 181-го дня.

Нарушение сроков представления налоговой декларации влечет наложение на виновных должностных лиц административного штрафа. В соответствии со статьей 15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях его величина составляет от 3 до 5 МРОТ (300-500 руб.).

Кроме того, налоговый орган, в соответствии с п.2 ст. 76 НК РФ в случае непредставления налогоплательщиком налоговой декларации в течение двух недель по истечении установленного срока представления декларации, имеет право приостановления операций по счетам в банке.

Обязанность юридических лиц представлять бухгалтерскую отчетность в налоговые органы установлена подпунктом 4, пункта 1, ст.23 НК РФ.

Несвоевременная сдача бухгалтерской отчетности также влечет за собой наложение штрафных санкций.

На организацию налагается штраф, предусмотренный пунктом 1 статьи 126 Налогового Кодекса за непредставление в налоговые органы сведений, необходимых для осуществления налогового контроля. Он составляет 50 руб. за каждый непредставленный документ (баланс, отчет о прибылях и убытках и т.д.).

Кроме того, на виновных должностных лиц налагается административный штраф в размере от 3 до 5 МРОТ (ст. 15.6 КоАП РФ).

Несвоевременная сдача расчетов по авансовым платежам по ЕСН и по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование влечет за собой наложение штрафных санкций по пункту 1 статьи 126 НК РФ. Штраф налагается в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ.

На виновных должностных лиц, кроме того, может быть наложен, в соответствии со статьей 15.6 КоАП РФ, административный штраф в размере от 3 до 5 МРОТ.

Несвоевременная сдача сведений о доходах физических лиц также влечет за собой применение штрафных санкций.

Справка о доходах физических лиц сдается по форме 2-НДФЛ. Она заполняется на каждое физическое лицо и сдается не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

За нарушение этого срока организация несет ответственность, предусмотренную пунктом 1 статьи 126 НК РФ – 50 руб. за каждый непредоставленный документ (по числу физических лиц, сведения о которых сданы с опозданием).

Ответственность за несвоевременную сдачу отчетности может быть смягчена.

Статья 114 НК РФ гласит, что при наличии смягчающих обстоятельств, величина штрафа может быть снижена не менее чем вдвое по сравнению с размером установленным в соответствующей статье Кодекса.

Перечень обстоятельств, смягчающих ответственность приведен в статье 112 НК РФ.

Таким образом, территориальная налоговая инспекция конечно может принудительно ликвидировать Вашу организацию (на практики бездействие от 3 лет), но так же может и привлечь в административной ответственности за несдачу налоговой отчетности, потому как нулевой баланс подлежит обязательной сдачи.

253-основа.jpg

Уточненная декларация в обязательном порядке подается по любому налогу в случае, когда налогоплательщик самостоятельно обнаружил в ранее представленной декларации ошибку, которая привела к занижению суммы налога к уплате, а также при применении налогоплательщиком упрощенной системы налогообложения, в случае если организация продала основное средство до истечения срока, установленного п. 3 ст. 346.16 НК РФ. Во всех остальных случаях и неточностях в представленных данных подача уточненной налоговой декларации является правом налогоплательщика, но никак не его обязанностью.

Уточненная декларация представляется по той же форме, по которой представлялась первоначальная декларация. В уточненную декларацию нужно включить не только исправленные данные, но и все остальные показатели, в том числе и те, которые были изначально корректны.

При этом не стоит забывать, что если допущенная ошибка привела к занижению суммы налога к уплате, а срок уплаты уже прошел, то перед тем, как подать уточненную декларацию, следует заплатить не только сумму самой недоимки (дельту между уточнёнными и первоначальными данными по налогу), но и сумму начисленных за соответствующий период пеней. В противном случае, на налогоплательщика будет наложен штраф в размере 20% от суммы неуплаченного в срок налога. Также возможно, что предварительная уплата причитающихся сумм не сможет освободить от ответственности (если налоговый орган обнаружит ошибку раньше налогоплательщика, либо будет назначена выездная налоговая проверка).

Давайте разберем конкретные ситуации, которые могут возникнуть в действительности.

Какие есть сроки для подачи уточненных деклараций?

На практике широко распространено мнение, что подать «уточненку» можно только за период, не превышающий трехлетний срок. Однако это не совсем соответствует действительности. Согласно п. 1 ст. 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную декларацию в порядке, установленном в данной статье. При этом уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока.

Однако в соответствии с п. 7 ст. 78 НК РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

Таким образом, подача «уточнёнки» может быть осуществлена за пределами 3-летнего срока, а вот возврат излишне уплаченного налога возможен только в пределах этого срока. Данное правило применяется и в отношении возврата (зачета) излишне уплаченных авансовых платежей (п. 14 ст. 78 НК РФ).

Итак, основания для возврата переплаты наступают с даты представления налогоплательщиком уточненной декларации за соответствующий год, но не позднее срока, установленного для ее представления в налоговый орган. Такой вывод сделан в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 №17750/10.

Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано налогоплательщиком в течение 3-х лет, начиная с даты фактического представления налоговой декларации за соответствующий налоговый период, но не позднее срока, установленного для ее представления в налоговый орган (т.е. срок может быть только более ранним, чем законодательно установленный). Дата фактического представления налоговой декларации подтверждается отчетом оператора, через которого сдается налоговая отчетность в электронном виде.

Определяем, грозит ли нам ответственность за представление «уточнёнки»?

Законодательством поощряется намерение налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов) самостоятельно выявлять допущенные ими искажения в отчетности и устранять их. Так, п. 3 и п. 4 ст. 81 НК РФ предусматривают условия освобождения от налоговой ответственности при сдаче «уточненки» к доплате, если соблюдаются следующие условия:

— когда уточненная декларация представляется после истечения срока подачи декларации, но до истечения срока уплаты налога, при условии, что уточненная декларация была представлена до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом факта неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки;

— когда уточненная декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, при условии, что одновременно соблюдаются следующие требования:

уточненная декларация была представлена до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период;

до представления уточненной декларации налогоплательщик уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.

При этом необходимо отметить, что согласно многочисленным разъяснениям сам факт представления уточненной декларации с суммой налога, подлежащей доплате, еще не свидетельствует о занижении налогоплательщиком налоговой базы. В любом случае, чтобы привлечь лицо к ответственности должен быть установлен соответствующий состав налогового правонарушения (Письмо Минфина России от 04.02.2013 №03-02-07/1/2279; Постановление ФАС СЗО от 21.01.2014 № А05-1380/2013).

Кроме того, возможен вариант, что по соответствующему налогу у налогоплательщика по данным карточки «Расчеты с бюджетом» (КРСБ) числится образовавшаяся еще до уточняемого периода переплата, сумма которой в полной мере перекрывает суммы недоимки по «уточненке» и начисленных пеней, в таком случае штраф начисляться не должен. Ведь в соответствии с п. 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 налоговый орган вправе самостоятельно зачесть переплату в счет недоплаченной суммы налога.

В целом все ясно и просто: перед тем как сдать «уточненку» (после положенного срока) нужно заплатить суммы налога и пени либо подтвердить, что суммы переплаты по соответствующему налогу хватит покрыть образующуюся недоимку, нужно убедиться, что в отношении вашей организации (индивидуального предпринимателя) не назначена выездная налоговая проверка (а не знать об этом достаточно сложно, так как налоговый орган уведомляет о таком событии всегда своевременно и по всем имеющимся у него ресурсам), и мы получаем освобождение от штрафных санкций. Казалось бы, все предельно понятно, но что делать с туманной формулировкой «…до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений. ».

Приведем ситуацию, когда вам могут грозить штрафные санкции.

В любом случае стоит помнить, что для привлечения к ответственности, предусмотренной ст. 122 НК РФ, необходимо наличие установленных в ходе проведения выездной или камеральной налоговой проверки обстоятельств, свидетельствующих о совершении налогоплательщиком неправомерных действий либо неправомерного бездействия, повлекших незаконное занижение налоговой базы по налогу за определенный налоговый период, которое, в свою очередь, повлекло его неуплату за этот период.

Как отразится сдача уточненной декларации на ходе налоговой проверки?

Если уточненная декларация сдается до окончания проведения камеральной налоговой проверки за этот же период, то налогоплательщику необходимо учесть следующее:

— проверка первоначальной (предыдущей «уточненки») прекращается, как и все контрольные мероприятия, проводимые в её рамках;

— начинается новая проверка представленной декларации, соответственно, сроки её проведения обновляются;

— налоговый орган может использовать в новой проверке те документы и сведения, которые были получены им в рамках прекращенной проверки, это относится и к результатам проведенных контрольных мероприятий;

— даже если предыдущая проверка, в рамках которой было получено требование о предоставлении сведений, прекращена, запрошенные документы и пояснения стоит всё же представить, иначе вы рискуете стать привлеченным к ответственности в виде штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ. Ведь ст. 88 и ст. 93 НК РФ не содержат норм об отзыве налоговым органом выставленного ранее требования в случае представления налогоплательщиком «уточненки». Такого же мнения придерживаются и суды (Определения ВС РФ от 12.11.2015 № 306-КГ15-14509, от 12.04.2016 № 306-КГ16-2522).

Если уточненная декларация сдается до окончания проведения выездной налоговый проверки за период, входящий в состав проверяемого периода, то проверку, конечно, на этом никто не закончит, а вот последствия будут зависеть от того, в какой именно момент будет сдана «уточненка».

Самый безболезненный вариант — сдать «уточненку» во время проведения проверки, т.е. до того момента, как налогоплательщику будет вручена справка о проведенной выездной налоговой проверке. В таком случае уточнённые данные в обязательном порядке будут учтены проверяющими в результатах такой проверки.

Имейте в виду, что к сдаче «уточнёнок» во время проверок налоговый орган относится с повышенным вниманием. Скорее всего в таком случае будет выставлено требование о представлении документов и пояснений на суммы уточнений. Запрошенные документы и пояснения должны быть представлены в течение 10 рабочих дней. Для подтверждения данных, внесенных в налоговую декларацию, налогоплательщик может дополнительно представить бухгалтерские справки, выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) другие документы, а также дать письменные пояснения в произвольной форме по заданным вопросам, чтобы подтвердить правомерность своей позиции.

Неясным остается вопрос, что произойдет, если уточненная декларация будет сдана уже после проверки. Например, после того, как налогоплательщик получит Акт выездной налоговой проверки или даже Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Конечно, говорить о том, что такая «уточнёнка» будет проанализирована в ходе проверки не приходится, ведь проверка будет уже закончена. Таким образом, у налогового органа будет право на выбор одного из следующих действий:

— проведение дополнительных мероприятий налогового контроля после проведения выездной налоговой проверки (если ещё не было вынесено Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения);

— назначение повторной выездной налоговой проверки, предметом которой станут именно уточнённые данные по декларации;

— проведение камеральной налоговой проверки, если назначение выездной проверки сочтут нецелесообразным.

Будьте внимательны! Имейте в виду, что представление уточнённой декларации может инициировать назначение выездной налоговой проверки за корректируемый период, в т.ч. повторной. В рамках этой повторной выездной проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация. При этом норма абз. 6 п. 10 ст. 89 НК РФ не исключает возможность проведения повторной выездной проверки уточненных налоговых деклараций по налогу на прибыль, в которых увеличена сумма первоначально заявленного убытка.

С помощью программной линейки продуктов компании Такском вы всегда гарантированно сможете быстро, надёжно и максимально удобно обмениваться документами с ФНС и другими контролирующими органами. Просто выберите удобный для себя тариф и присоединяйтесь к дружной семье абонентов Такском.

Как расшифровать выписку по расчётам с налоговой


Чтобы узнать о долге или переплате по налогам, вы можете запросить сверку с налоговой. Жаль, что вместе со сверкой не высылают инструкцию по расшифровке, — разобраться в ней с первого раза непросто. Наша статья поможет это сделать.

Для сверки с налоговой понадобятся два документа:

  • Справка о состоянии расчётов показывает только долг или переплату по налогам и взносам на конкретную дату. Но чтобы разобраться, откуда они появились, понадобится другой документ — выписка операций по расчётам с бюджетом.
  • Выписка операций по расчётам с бюджетом показывает историю платежей и начисленные налоги и взносы за выбранный период. По выписке вы поймёте, когда возникли долг или переплата, и выясните причину расхождений.

Вы можете заказать их через Эльбу — ходить в налоговую не нужно.

Сдавайте отчётность в три клика

Эльба рассчитает налог и подготовит отчётность для бизнеса на УСН и патенте. А ещё поможет cформировать счета, акты и накладные.

Справка о состоянии расчётов

По справке о состоянии расчётов вы проверите, есть ли вообще долг или переплата.


В первом столбце указано название налога, по которому вы сверяетесь. Информация о долгах и переплатах содержится в столбцах 4 — по налогу, 6 —по пеням, 8 — по штрафам:

  • 0 — никто никому не должен, можно вздохнуть спокойно.
  • Положительная сумма — у вас переплата.
  • Сумма с минусом — вы должны налоговой.

Почему в справке возникает переплата?

  1. Вы действительно переплатили и теперь можете вернуть эти деньги из налоговой или зачесть как будущие платежи.
  2. Вы заказали справку до подачи годового отчёта по УСН. В этот момент налоговая ещё не знает, сколько вы должны заплатить. Она поймёт это из декларации за год. До сдачи декларации ежеквартальные авансы по УСН числятся как переплата, а потом налоговая начисляет налог и переплата пропадает. Поэтому переплата в размере авансов по УСН в течение года — ещё не повод бежать в налоговую за возвратом денег.

Если вы увидели в справке непонятные долги или переплаты, понадобится выписка операций по расчётам с бюджетом, чтобы выяснить причину их возникновения.

Выписка операций по расчётам с бюджетом

В отличие от справки выписка показывает не ситуацию на конкретную дату, а историю ваших отношений с налоговой за период. Например, с начала года до сегодняшнего дня.


Как увеличивались или уменьшались долги/переплаты видно в 13 столбце. Положительное число — это переплата, отрицательное — задолженность.

В 13 столбце вы видите долг или переплату по конкретному платежу — только налогу, пене или штрафу. В 14 — общий итог по всем платежам. Ориентироваться лучше именно на 13.

Теперь разберёмся, как эти переплаты и долги формируются.


Данные в 10 столбце идут вам «в минус» — это начисления налоговой. А в 11 наоборот «в плюс» — это ваши оплаты. Строчка за строчкой они формируют итоговую сумму в 13 столбце.

! Если у вас есть долг, первым делом, проверьте, все ли ваши платежи содержатся в выписке. Обнаружили, что платежей не хватает, хотя всё платили вовремя, — берите платёжки об уплате налога и несите в налоговую, чтобы разобраться.

Пример выписки по налогу УСН


Это выписка по налогу УСН. На начало года у предпринимателя была переплата, потом:

  • В апреле он платит 6 996₽, итого переплата — 71 805₽.
  • 3 мая подаёт декларацию и в выписке появляются начисления, которые уменьшают переплату: 71 805 – 4 017 – 28 062 – 8 190 = 31 536₽.
  • Появляется операция с описанием «уменьшено по декларации». Это значит, что основные расходы предприниматель понёс в конце года, поэтому в течение года ему начислили слишком много налога. Теперь его нужно уменьшить, поэтому в выписке появляется «обратное» начисление на 10 995₽. Тот нечастый случай, когда декларация не добавляет обязательств, а наоборот.
  • В июле он платит авансовый платёж за полугодие 2018 года и переплата на момент запроса выписки у него — 52 603₽.

Пример выписки по страховым взносам за сотрудников


Это выписка по страховым взносам за сотрудников на обязательное пенсионное страхование. На начало года у предпринимателя переплата на 3 497,14 ₽. Это взносы, которые он заплатил в 2017 году с зарплаты октября и ноября. Сумма стоит и в 11, и в 13 колонках. Потом:

  • 9 января он платит 1 697,15 ₽ с декабрьской зарплаты, переплата увеличивается до 5 194,29 ₽ (3 497,14 + 1 697,15). Эту цифру мы видим в 13 столбце.
  • 10 января он подаёт расчёт по страховым взносам (РСВ) и в выписке появляются начисления, которые уменьшают переплату до нуля: 5 194, 29 — 1 800 — 1 697,14 — 1 697,15 = 0. В 13 столбце вы тоже увидите ноль.
  • Предприниматель заплатил за 4 квартал 2017 года ровно столько, сколько отразил в декларации. На 15 января у него нет ни долгов, ни переплат. В идеале так и должно быть.

Декларация 3-НДФЛ всегда подлежит тщательной и детальной проверке, проводимой сотрудниками контролирующего ведомства. Проверка документов и сведений налогоплательщика, которую осуществляют инспекторы налогового органа, получила название камеральная. Многих жителей России интересует вопрос: сколько дней, месяцев она длится? Согласно действующему законодательству, сроки камеральной проверки 3-НДФЛ, предусмотренные для сотрудника налоговой инспекции, не должны превышать 3 месяцев с момента подачи налогоплательщиком декларации. Это правило, обязательное для исполнения контролирующим ведомством, прописано в п. 1, 2 ст. 88 НК РФ.



Если сотрудники налоговой инспекции установили необходимость проведения камеральной проверки декларации, предоставленной российским гражданином, они не обязаны сообщать о будущем детальном изучении декларации. Проверка начнется только после подачи документа без уведомления налогоплательщика. Действия инспекторов налоговой службы будут зависеть от опечаток, ошибок, несовпадений данных, обнаруженных в предоставленной декларации 3-НДФЛ.

При отсутствии опечаток, ошибок, несовпадений сведений камеральная проверка 3-НДФЛ завершается. Сотрудники контролирующего ведомства не уведомляют физическое лицо, предоставившее декларацию, об окончании проверки.

Если физическое лицо не согласно с ошибками, обнаруженными и указанными по декларации 3-НДФЛ налоговыми инспекторами, оно имеет законное право указать пояснения, подтверждающие определенные пояснения. Эта информация поможет сотрудникам контролирующего ведомства после изучения пояснения прийти к выводу:

  • Пояснения налогоплательщика оказались законными и правильными, обнаруженные недочеты в декларации нельзя назвать ошибками. В этом случае декларация считается безошибочной. Камеральная проверка 3-НДФЛ заявления налогоплательщика о полученных доходах заканчивается.
  • Пояснения гражданина, подавшего декларацию, нарушают действующие законы налоговой сферы, противоречат им. Тогда сотрудники налоговой службы подготавливают акт камеральной проверки, указывают в нем нарушения, выявленные при изучении заявления налогоплательщика о полученных доходах. Действия инспекторов соответствуют п. 5 ст. 88 Налогового Кодекса.

Что проверяют инспекторы в декларации 3-НДФЛ?

Сотрудники контролирующего ведомства выполняют камеральную проверку на рабочем месте. Это главное ее отличие от выездной проверки. Согласно законодательству установлено, что подачу декларации требуется сделать до 30 апреля года, следующего за отчетным годом. Предоставить декларацию для возврата налога, уже уплаченного в прошедшим году, можно в любой день текущего года.



В период камеральной проверки сотрудники налоговой службы уделяют пристальное внимание следующим факторам:

  • Правильность заполнения налогоплательщиком поданного в контролирующее ведомство заявления о полученных доходах.
  • Правильное использование в расчетах, предоставленных в декларации, налоговых ставок, льгот, наличие верного вычисления размера налога.
  • Соответствие сведений, предоставленных в декларации 3-НДФЛ, показателям других отчетов, предоставленных налогоплательщиком в контролирующее ведомство.
  • Законная обоснованность использования налогового вычета, указанного в декларации.
  • Предоставление для проверки полного пакета документов.

Какие нужно предпринять действия после составления акта камеральной проверки?

Если сотрудники налоговой инспекции обнаружили в декларации 3-НДФЛ ошибки, искажения информации, нарушающие действующее налоговое законодательство, составили акт об результатах проведения камеральной проверки, российский гражданин может выбрать 2 варианта дальнейшего развития событий:

1. Согласиться с указанным мнением работников контролирующего ведомства, их доводами, указанными в акте совершения камеральной проверки.

Налогоплательщику требуется дождаться окончательного решения налоговой службы, принятого по итогам проведенной проверки, осуществить доплату в государственный бюджет выписанного штрафа, рассчитанной пени, нового налога.

2. Не согласиться с указанным мнением работников контролирующего ведомства, их доводами, указанными в акте совершения камеральной проверки.

При выборе указанного пути дальнейшего развития событий налогоплательщику требуется подготовить возражения на полученный акт, составленный по итогам камеральной проверки 3-НДФЛ. Согласно п.6 ст.100 Налогового кодекса для предоставления ответа у российского гражданина есть месяц. Отсчет времени начинается с момента получения акта камеральной проверки декларации 3-НДФЛ.

Руководство контролирующего ведомства внимательно изучит полученный от налогоплательщика материал, подготовит свой ответ на его возражения, комментарии по поводу итогов камеральной проверки, сформирует собственное послепроверочное решение, ссылаясь на ст.101 Налогового Кодекса. Если налогоплательщик не окажется согласным с новыми решением, он сможет его обжаловать в налоговой службе, закрепленной по его региону.

Причина отказа налоговой инспекции в приеме декларации

Многие российские граждане часто при подаче заявлений об полученных доходах сталкиваются с отказом сотрудника контролирующего ведомства принимать декларацию 3-НДФЛ. Решение инспектора может быть обусловлено различными причинами. Поэтому налогоплательщик должен быть осведомлен о негативных ситуациях, способных возникнуть при декларировании доходов, предоставлении документов в налоговую инспекцию.



Все существующие ситуации отказа можно классифицировать на несколько вариантов:

  1. Принятие документов налогоплательщика осуществляют сотрудники отдела по работе с физическими лицами. Непосредственную камеральную проверка документов, подготовленных для контролирующего ведомства, выполняют специалисты другого отдела. И у них квалификация гораздо выше, чем у работников отдела налогов и вычетов, занимающихся принятием документов у российских граждан, уплативших налог по полученным доходам. Соответственно, нельзя воспринимать слова таких работников налоговой службы окончательными в деле. Часто возникают ситуации, когда сотрудник, принимающий декларацию 3-НДФЛ, утверждает, что у физического лица по закону нет права претендовать на вычет, отсутствуют необходимые документы. Однако проведенная камеральная проверка 3-НДФЛ позволяет сделать вывод, что предоставленная декларация соответствует всем требованиям.
  2. Основания для непринятия документов у жителя России прописаны в п.28 приказа МинФина. К ним можно отнести:
  • Отсутствие документов, позволяющих подтвердить личность гражданина.
  • Налогоплательщик предоставил документы другого лица, не имеет документов, позволяющих осуществлять указанное действие. Для предоставления декларации за другого человека на руках должна быть доверенность, заверенная нотариусом. Если предоставляются документы за ребенка, требуется предоставить свидетельство о его рождении.
  • Была подана декларация, заполненная не по принятой законодательством форме.
  • Заявление о полученных документах было передано в другой налоговый орган. При выборе контролирующего ведомства нужно учитывать его привязку к месту регистрации.

Если сотрудник налоговой службы, не желающий принимать документы, не может аргументировать свои действия указанными пунктами, он должен принять декларацию 3-НДФЛ. Затем отдел камеральных проверок выполнить проверку предоставленных документов, определить наличие в них ошибок, подготовит официальный отказ, указав изменения, которые нужно внести в документы, причину для отказа. Прочие доводы, указанные работником налогового органа нельзя назвать обоснованными и подлежащими к исполнению. Это личное его мнение, основанное на эмоциях, загруженности по работе. Инспектор, который получил документы, не обладает законным правом осуществлять проверку правильности составления декларации.

Для налогоплательщика советы сотрудника, принимающего документа, могут оказаться полезными. Он может указать на совершенные ошибки, неточности, отсутствие требуемых бумаг. Полученная информация поможет избежать отказа специалиста, занимающегося камеральной проверкой, новой подачи бумаг.

При наличии уверенности в правоте рекомендуется добиваться приема принесенных документов. Если сотрудник контролирующего ведомства придерживается другого мнения, не хочет принимать бумаги, можно сделать следующие действия:

  • Доказывать законность своих прав, заставить принимающего декларацию инспектора подготовить обоснование отказа в письменной форме. Такое действие не позволит получить письменный отказ, но поможет добиться принятия декларации.
  • Выслать документы почтой.
  • Создать личный кабинет на сайте налогового учреждения, подать через него декларацию.
Рекомендуем воспользоваться нашей помощью. Мызаполним декларациюбез ошибок и поможем максимально снизить налог либо вернуть максимальную сумму.

Стоит ли подавать уточненную декларацию, если прошел срок 3-х годичной давности, и нужно ли исправлять обнаруженную ошибку в налоговом учете для корректного отражения информации в ОСВ, если данная ошибка не привела к недоплате налога в бюджет, просто организация учла не все расходы?

  1. декларация за текущий период является "прибыльной", а не "убыточной";
  2. допущенные ошибки привели к излишней уплате налога;
  3. на дату представления декларации за текущий период со дня уплаты налога по декларации с ошибкой не прошло трех лет.

Такой вывод следует из анализа писем Минфина от 27.09.2017 г. N 03-02-07/1/62596, от 04.04.2017 г. № 03-03-06/1/19798, от 24.03.2017 г. № 03-03-06/1/17177. То есть, финансисты предлагают рассматривать положение пункта 1 статьи 54 Налогового кодекса РФ с учетом ограничения по сроку, установленному пунктом 7 статьи 78 Налогового кодекса РФ. Кроме того, в приложении 2 к листу 02 декларации по налогу на прибыль предусмотрено только три строки для корректировки налоговой базы: 401 - 403 в отношении прошлых налоговых периодов, к которым относятся выявленные ошибки.

Ошибка трехлетней давности может привести к спору с налоговиками

Однако суды имеют иной взгляд на эту проблему. Так, арбитры признали недействительным решение инспекции по доначислению организации налога на прибыль, пеней и штрафа, в связи с тем, что она включила в состав "прибыльных" расходов 2010 года, сумму амортизационной премии по ОС, введенным в эксплуатацию в декабре 2005 года (постановление АС Западно-Сибирского округа от 20.07.2015 г. по делу № 81-4348/2014).

Суды пришли к выводу, что в 2010 году компания правомерно учла в расходах амортизационную премию по объектам, введенным в эксплуатацию в декабре 2005 года. При этом они исходили из следующего:

- положения абзаца 3 пункта 1 статьи 54 Налогового кодекса РФ позволяют корректировать налоговую базу в том периоде, в котором обнаружены ошибки. Причем даже если такие ошибки допущены в предшествующих периодах, но при условии, что они привели к излишней уплате налога;

- указанная норма устанавливает дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков. В том числе, право на учет переплаты, которая образовалась из-за неотражения в более раннем периоде спорных расходов. А также освобождает от необходимости подачи уточненной налоговой декларации при выявлении указанных выше ошибок;

- статья 54 Налогового кодекса РФ не устанавливает сроков давности для возможности исправления ошибок и искажений в исчислении налоговой базы;

- абзац 3 пункта 1 статьи 54 Налогового кодекса РФ не устанавливает ограничений учета налоговой выгоды в зависимости от периода ее возникновения и не содержит прямого указания на то, что положения статьи 54 Налогового кодекса РФ применяются в совокупности с положениями статьи 78 Налогового кодекса РФ. То есть, с учетом правила об ограничительном трехлетнем сроке зачета или возврата сумм излишне уплаченных налогов.

В итоге судьи АС Западно-Сибирского округа отклонили доводы налоговиков о невозможности уменьшения текущих платежей на ранее излишне уплаченный налог в связи с истечением трехлетнего срока, установленного статьей 78 Налогового кодекса РФ.

Уточненка создает риск проведения выездной налоговой даже за пределами трех лет.

Как видите, исправление вами в текущем периоде ошибки, которая возникла в прошлом налоговом периоде, лежащем за пределами трех предшествующих лет, может привести с большой вероятностью к спору с налоговиками. Предугадать заранее, на чью сторону встанут судьи, довольно сложно. И если вы не готовы отстаивать свою позицию в споре с проверяющими и в суде, можете следовать рекомендациям Минфина. И не вносить корректировки в учет по уменьшению налоговой базы текущего периода.

Уточненку подавать необязательно

Также вы можете, но не обязаны, подать "уточненку", если обнаруженные вами ошибки и неверные данные не повлияли на сумму налога или повлекли его переплату согласно п. 1 ст. 81 Налогового кодекса РФ. В последнем случае ее можно подать, если хотите зачесть или вернуть переплату.

Обратите внимание, что подача уточненной декларации несет риск проведения в отношении вас выездной налоговой проверки корректируемого периода. Причем даже если он выходит за пределы трех лет, предшествующих году ее подачи. Это разрешено п. 4 ст. 89 Налогового кодекса РФ и об этом же говорится в письме ФНС России от 29.05.2012 г. № АС-4-2/8792.


Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Читайте также: