Правовое регулирование налогообложения электронной коммерции

Опубликовано: 28.04.2024

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» сформирована национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации».

Одной из задач программы является создание системы правового регулирования цифровой экономики, основанной на гибком подходе в каждой сфере. Реализации этой задачи посвящен федеральный проект «Нормативное регулирование цифровой среды», который курирует Министерство экономического развития Российской Федерации.

Федеральный проект предусматривает разработку и принятие ряда нормативных правовых актов, направленных на снятие первоочередных барьеров, которые препятствуют развитию цифровой экономики. Планируется также урегулировать сквозные для различных отраслей законодательства вопросы, связанные с идентификацией субъектов правоотношений в цифровой среде, электронным документооборотом, оборотом данных, в том числе персональных.

Департамент развития цифровой экономики координирует работу участников федерального проекта. Кроме того, Департамент является ответственным за разработку ряда документов, в числе которых законопроекты о долговременном хранении электронных документов, о национальной системе управления данными, о регуляторных «песочницах», концепция регулирования искусственного интеллекта и робототехники, и другие нормативно-правовые акты.

Руководитель федерального проекта: Федулов Владислав Викторович, заместитель Министра экономического развития Российской Федерации

Администратор федерального проекта: Минаев Алексей Владимирович, заместитель директора Департамента развития цифровой экономики Министерства экономического развития Российской Федерации.

По вопросу дополнения паспорта федерального проекта новыми мероприятиями можно обращаться в Минэкономразвития России.

В настоящее время в рамках федерального проекта:

  • Урегулирован правовой статус самоисполняемых контрактов («смарт-контрактов») и введено понятие цифровых прав (Федеральный закон от 18 марта 2019 г. № 34-ФЗ)
  • Российскому бизнесу предоставлены льготы по НДС при экспорте IT-услуг (Федеральный закон от 15 апреля 2019 г. № 63-ФЗ)
  • Урегулирован порядок привлечения инвестиций с помощью краудфандинговых платформ (Федеральный закон от 2 августа 2019 г. № 259-ФЗ)
  • Внесены изменения в законодательство, предусматривающие переход от бумажных трудовых книжек к учету сведений о работниках в электронной форме (Федеральные законы от 16 декабря 2019 г. № 436-ФЗ и № 439-ФЗ, от 1 апреля 2020 № 90-ФЗ, от 31 июля 2020 г. № 268-ФЗ)
  • Упрощено получение нотариальных услуг за счет цифровизации отдельных процедур, введения возможности биометрической идентификации получателей таких услуг (Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. № 480-ФЗ)
  • Реформирована система удостоверяющих центров как гарантов безопасности и надежности использования электронных подписей, создан институт доверенной третьей стороны, предусмотрена возможность использования «облачной» электронной подписи (Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. № 476-ФЗ)
  • Закреплен переход к «реестровой» модели предоставления государственных услуг в сфере лицензирования (Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. № 478-ФЗ) и оформления результатов работ (услуг) в области обеспечения единства измерений (Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. № 496-фз)
  • Проводится эксперимент по внедрению кадрового документооборота в электронном виде (Федеральный закон от 24 апреля 2020 г. № 122-ФЗ)
  • Введена возможность выдавать патент на изобретение, на полезную модель или на промышленный образец в форме электронного документа (Федеральный закон от 20 июля 2020 № 217-ФЗ)
  • Урегулирован вопрос оборота цифровых финансовых активов (Федеральный закон от 31 июля 2020 № 259-ФЗ)
  • Расширен круг субъектов предпринимательской деятельности, обязанных обеспечить для потребителей возможность проведения расчетов с использованием национальных платежных инструментов (карты «Мир») (Федеральный закон от 31 июля 2020 № 290-ФЗ)
  • Усовершенствована процедура рассмотрения Роспатентом заявок на государственную регистрацию результатов интеллектуальной деятельности (Федеральный закон от 31 июля 2020 № 262-ФЗ)
  • Лицам, занимающимся разработкой и внедрением цифровых инноваций, предоставлена возможности осуществить их практическое применение в условиях снятия ограничений, установленных нормативными правовыми актами («песочницы») (Федеральный закон от 31 июля 2020 № 258-ФЗ)

Упрощены процедуры и сокращены сроки разработки и актуализации документов по стандартизации, конкретизирована деятельность по стандартизации посредством создания и использования Росстандартом информационной системы в сфере стандартизации для автоматизации основных процессов деятельности участников национальной системы стандартизации, что позволит ускорить принятие национальных документов по стандартизации на основе или с учетом международных стандартов в целях повышения конкурентоспособности российских технологий, уточнен порядок разработки и утверждения национальных стандартов с учетом использования информационной системы. Обеспечена возможность вовлечения в систему стандартизации заинтересованных юридических лиц (в том числе научных организаций в сфере стандартизации, общественных организаций и объединений) (Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 523-ФЗ)

Усовершенствовано регулирование деятельности организаций по сбору персональных данных и проведению удаленной биометрической идентификации. Это позволит урегулировать использование корпоративных биометрических систем, расширить сферу использования единой биометрической системы для получения государственных и муниципальных услуг (Федеральный закон от 29 декабря 2020 г. № 479-ФЗ)

Сформированы условия для сбора, хранения и обработки данных с использованием новых технологий, установлены особенности обработки персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения, что позволит повысить контроль субъекта персональных данных за обработкой его персональных данных, разрешенных им к распространению (Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 519-ФЗ)

Утверждены изменения в Правила государственной регистрации медицинских изделий – это позволит оперативно вывести на рынок безопасные и эффективные программные продукты для отечественного здравоохранения, в том числе мобильные и облачные приложения, что позволит в дальнейшем повысить качество предоставляемых отечественных медицинских услуг (постановление Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 г. № 1906)

Утверждены правила перевозок грузов автомобильным транспортом – предусмотрена возможность формирования в электронном виде транспортных накладных и других перевозочных документов (постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2020 г. № 2200).

Помимо упомянутых нормативных правовых актов и документов продолжается рассмотрение в Государственной Думе законопроектов об уточнении процедур идентификации и аутентификации, о совершенствовании порядка работы с согласиями на обработку персональных данных, о дистанционном участии в судебном заседании, онлайн-урегулировании споров в досудебном порядке и другие.

Более подробно с указанной информацией можно ознакомиться в информационной справке о статусе исполнения федерального проекта «Нормативное регулирование цифровой среды» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».

Что изменилось в онлайн-торговле: новые требования и возможности для бизнеса
  • Интернет-торговля


Ближайшие шесть лет — до 1 января 2027 года — регулировать продажи через интернет будут новые правила. Юрист Павел Мищенко рассказывает о некоторых из них. А еще мы к каждому разделу дали старые и новые формулировки из закона.

Что случилось

С 1 января 2021 года действуют обновленные правила продажи товаров в розницу.

Предыдущие правила устарели, они не очень хорошо учитывали особенности дистанционной торговли. Когда составляли старый документ, больше ориентировались на покупки через каталог. Помните: каталог, который приходит по обычной почте, вы выбираете в нем свитер и оплачиваете через наложенный платеж.

Новое постановление фиксирует устоявшуюся деловую практику, помогает бизнесу и клиентам договориться об общих правилах. Есть изменения, которые скорее в пользу компаний, а есть — в пользу покупателей. В общем, боевая ничья. Изменений очень много, я расскажу об основных.

На сайте должна быть оферта

Раньше. Об оферте в правилах ничего не было. Хочешь публикуй, хочешь — нет.

Что изменилось. Теперь бизнес обязан публиковать оферту, причем неважно, где именно он продает: на сайте, в приложении, соцсетях. Что продает — тоже неважно. Теперь на сайте магазина бытовой техники и в Инстаграме продавца марафона желаний должна быть оферта. Одного описания недостаточно.

Есть нюанс: оферта — это не всегда отдельный документ, который так и называется. Условия можно разместить на странице сайта, и это тоже будет считаться офертой. В любом случае советую проконсультироваться с юристом.

Пример оферты для онлайн-торговли на сайте магазина запчастей
Оферта магазина спортивного питания: документ опубликован на странице сайта, можно перейти с главной страницы. Иногда такой документ называют «договор-оферта», но юридически это некорректно

На что повлияли изменения. Бизнес и покупатели больше защищены. Если раньше можно было трактовать условия покупки, то теперь они четко прописаны.

Условия продажи не действуют, пока бизнес их не подтвердил

Раньше. В законе было жесткое требование: если покупатель «выразил намерение купить», бизнес обязан продать.

Бизнес обходил эту проблему, например использовал вариант с предзаказом: вы пока закажите, а мы потом посмотрим — можем или нет. Но такой вариант подходил не каждому бизнесу и был на грани с законом.

Что изменилось. Новое постановление разрешает бизнесу самому определять, когда у него возникает обязанность передать товар покупателю. Обычно это тот же предзаказ, только теперь полностью легальный. Все условия должны быть в оферте.

Давайте на том же примере.

Здесь работает здравый смысл: если на сайте холодильники стоят тысячу рублей, а после оформления заказа магазин меняет стоимость на сто тысяч, тут явно не так. Покупатель может обратиться в госорганы и потребовать разобраться в ситуации. Для бизнеса это рискованно.

На что повлияли изменения. Для бизнеса это большой плюс, потому что теперь есть страховка от ошибок, изменения курса рубля и чего угодно еще. Пока компания не подтвердила, что готова продать товар или услугу на условиях с сайта — у покупателя нет права это требовать.

Для обычных покупателей изменение ничего не меняет все остается . А вот у недобросовестных меньше шансов обхитрить бизнес и нажиться на ошибке.

Контактная информация должна быть подробной

Раньше. Закон всегда требовал делиться контактами с покупателями. Это важно на случай разбирательств: вдруг товар не довезли и непонятно, с кем и как связываться.

Что изменилось. Теперь обязательных данных стало больше: ОГРН, электронный адрес и телефон. Если у ИП нет стационарного телефона, подходит сотовый.

В законе есть оговорка: можно или адрес, или телефон, но пока непонятно, как будет работать норма. Возможно, лучше перестраховаться и добавить телефон.

На что повлияли изменения. Для компании разницы никакой — только добавить лишнюю строчку в контакты. А вот для ИП все сложнее: формально он обязан указать свой электронный адрес и телефон, даже если работает без офиса. Возможно, не всем захочется давать реальные контакты и придется завести второй номер. Вдруг наплыва покупателей не сможет дозвониться мама.

Деталей к этому правилу нет. Но взываю к здравому смыслу: если у вас магазин «Волшебница», пусть электронный адрес так и называется, а не 777kit@yandex.ru.

Покупатели скорее в плюсе, потому что у них больше контактов для связи с продавцом.

Индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территории Российской Федерации и осуществляющие продажу товаров дистанционным способом продажи товара на территории Российской Федерации, обязаны указывать фамилию, имя, отчество (при наличии), основной государственный регистрационный номер, адрес электронной почты и (или) номер телефона.

Если не прописать процесс для обращений, покупатель может жаловаться как угодно

Раньше. В законе не было четких условий, может ли бизнес требовать определенного порядка при разбирательствах или нет. Поэтому возникали споры. Допустим, покупатель отправляет претензию по электронной почте, а магазин ее не читает. И непонятно, кто прав.

Что изменилось. У бизнеса появилась возможность самому решать, как он готов принимать заявления, если покупателю не понравилось, есть брак, хочется отказаться от покупки и так далее.

Конечно, тут тоже нельзя прописать абсурдные условия. Допустим, магазин работает в Москве, покупатель тоже из Москвы. Магазин не вправе требовать, чтобы покупатель отвез заявления на возврате в бумажной форме в Магадан только потому, что оттуда работает бухгалтер. В юридической сфере есть такое понятие, как злоупотребление правом. Приведенный пример как раз об этом.

Если бизнес сам не пропишет порядок для обращений, у покупателя появляется право обращаться как угодно. Может смс написать: мол, хочу вернуть утюг. Если магазин пропустит срок возврата, потому что не увидел смс, — это проблема магазина.

На что повлияли изменения. Бизнес и покупатели получили больше возможностей для защиты своих интересов. Условный магазин может выбрать удобный для себя способ, а если он этого не сделал — покупатель вправе поступать так, как ему удобно.

Технику и ювелирные украшения можно возвращать

Раньше. По умолчанию, покупатель вправе отказаться от покупки в любой момент и по любой причине. Это гарантирует закон «О защите прав потребителей». Но есть нюансы.

Правила для возврата товаров очень сильно отличаются от правил для услуг, то же самое с покупками в офлайн- и онлайн-бизнесе. Различий много, но вот самое важное в рамках этой статьи.

Для покупок товаров в офлайн-магазинах есть «невозвратный список» — то, что нельзя возвращать, если нет брака. Например:

  • ювелирные украшения;
  • технически сложные товары;
  • медицинские товары;
  • мебельные гарнитуры;
  • коты, собаки и кактусы.

Для онлайн-покупок такого списка нет. Формально, можно вернуть и кольцо, и айфон, и кота. Магазины не всегда принимали возврат, и дело доходило до суда. А в судах единого мнения не было: вставал на сторону покупателя, нет.

Что изменилось. Теперь онлайн-бизнес обязан принимать некоторые товары, даже если нет брака или, как говорится в законе, они надлежащего качества.

Теперь точно обязан принять:

  • ювелирные украшения, например кольца, серьги;
  • технически сложные товары, например бытовую технику, электронику, часы с двумя и более функциями, некоторый транспорт.

К возврату есть требования, и они такие же, как для покупок в офлайн-бизнесе. Покупатель должен:

  • сохранить потребительские свойства и товарный вид. Это значит, что на товаре не должно быть никаких сколов, царапин, пятен и так далее;
  • показать документ, который подтверждает факт покупки. Точного списка нет, но обычно подходит чек, выписка из банка и даже свидетельские показания.

На что повлияли изменения. Скорее выиграли покупатели: если раньше магазин мог попробовать отказать, то теперь все предельно четко. Купил кольцо, не понравилось — можно вернуть. Это не значит, что у бизнеса нет права оспорить возврат, но сделать это будет сложнее.

В ст. 26 закона «О защите прав потребителей» есть общее правило:
4. Потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара — в течение семи дней.
В случае если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи товара.

Возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара.

Отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт и условия покупки товара, не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца.

Потребитель не вправе отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально-определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем.

45. При дистанционном способе продажи товара возврат транспортного средства надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его потребительские свойства и товарный вид, документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара у продавца. Отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт и условия покупки транспортного средства, не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения транспортного средства у этого продавца.

Бизнес должен подтвердить заказ и условия покупки

Как было. В законе ничего не было о том, что происходит после оформления заказа. Оплачиваешь курс, а в ответ тишина: то ли купил, то ли нет.

Что изменилось. Теперь после заказа бизнес обязан подтвердить, что именно оформил клиент и на каких условиях. Как подтверждать — решает компания: может по смс, может по почте. Главное — зафиксировать условия в оферте.

Что должно быть в подтверждении:

  • сам факт — да, мы видим, что вы у нас заказали такое;
  • для идентификации заказа, например номер.

О других условиях можно рассказать в оферте, например:

  • что именно клиент заказал, например название, количество;
  • условия доставки, если есть, например адрес и телефон клиента, дата доставки, кто доставляет;
  • условия самовывоза, если есть, например адрес точки, график работы и так далее.

На что повлияли изменения. В целом — ни на что. Бизнес и так присылал письма или смс в ответ на оформление заказа. Это способ убедиться, что с покупкой все в порядке, да и просто проявить внимание и заботу. Поэтому, по сути, закон закрепил устоявшуюся практику.

На покупателя можно переложить оплату за повторную доставку

Как было. Допустим, курьер приехал в согласованное время, а покупатель не открыл дверь. Может, он спит, а может — уехал по срочным делам. Если клиент все еще хочет получить заказ, он сам оплачивает повторную доставку.

Что изменилось. По умолчанию, если покупатель сам виноват в том, что не получил заказ, он ничего не платит. Курьер не смог передать заказ — приезжает еще раз и за счет бизнеса.

При этом у бизнеса появилось право включить в оферту пункт об оплате повторной доставки. Но если дополнительное условие не прописано, требовать от покупателя денег нельзя.

На что повлияли изменения. Насколько я знаю, компании редко просили повторно оплатить доставку, потому что это риск потерять клиента. Поэтому на деле новое правило просто фиксирует устоявшуюся практику. Так что для бизнеса и покупателей мало что изменилось.

Старая версия — Постановление Правительства РФ от 27.09.2007 № 612Новая версия — Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463
24. В случае если доставка товара произведена в установленные договором сроки, но товар не был передан покупателю по его вине, последующая доставка производится в новые сроки, согласованные с продавцом, после повторной оплаты покупателем стоимости услуг по доставке товара20. В случае если доставка товара произведена в установленные договором розничной купли-продажи сроки, но товар не был передан потребителю по его вине, последующая доставка производится в новые сроки, согласованные с продавцом, на условиях, предусмотренных договором розничной купли-продажи

Можно продавать БАДы

Как было. Санитарные правила и нормы запрещали продавать биологически активные добавки через интернет.

Что изменилось. Постановление главного санитарного врача утратило силу, и теперь можно торговать БАДами хоть через «Озон».

На что повлияли изменения. У бизнеса больше шансов заработать — все-таки еще одна ниша для онлайн-торговли.

Продажа БАДов через интернет
В интернете можно купить БАДы на любой вкус: хочешь — от бессонницы, хочешь — для тонуса

Дата размещения статьи: 08.09.2020

С увеличением оборота электронной коммерции (далее - ЭК) вопросы правового регулирования налогообложения данного сегмента рынка приобретают все большую актуальность. Если в 1964 г. американские компании American Airlines и IBM (пионеры ЭК) ежедневно резервировали места для почти 26 тыс. пассажиров на сотни тысяч долларов США , то уже в 2016 г. объем онлайн-продаж в мире составлял 1,915 трлн долл. США (при этом США и Китай в совокупности заняли более половины доли рынка такой розничной торговли, Россия (2%) - 9 место). В 2017 г. этот показатель увеличился почти на треть - 2,352 трлн долл. США. По итогам 2018 г. ожидается, что показатели приблизятся к 3 трлн долл. США , . Как следствие, среди насущных вопросов повестки дня практически всех стран мира - совершенствование правового регулирования фискальной политики. Поиск эффективных правовых механизмов реализации принципов налогообложения электронной коммерции особенно активно ведется в последнее десятилетие, однако процесс не завершен до сих пор.
--------------------------------
См.: History of American Airlines. URL: https://www.americanairlines.com.ru/i18n/customer-service/about-us/history-of-american-airlines.jsp (дата обращения: 20.01.2019).
НАУЭТ - Национальная ассоциация участников электронной торговли. Некоммерческая негосударственная организация, которая объединяет организации различных форм собственности. Сфера деятельности связана с использованием современных инфокоммуникационных технологий и глобальной сети Интернет в предпринимательской деятельности.
Как полагают аналитики из Forrester Research, только американский B2B-рынок вырастет с $825 млрд до $1,132 трлн в 2020 г. (см.: Наумкин М. Новая экономика: как правительства разных стран стимулируют онлайн-торговлю. URL: https://www.forbes.ru/biznes/pmef-2018361073-novaya-ekonomika-kak-pravitelstva-raznyh-stran-stimuliruyut-onlayn-torgovlyu (дата обращения: 20.01.2019)).

Фундаментальные принципы налогообложения ЭК, разработанные на конференции ОЭСР, состоявшейся в Оттаве в 1998 г., представляются вполне достаточными для сохранения баланса интересов между государством и бизнесом . В настоящее время законодателями разных стран принят за основу сформированный Налоговым комитетом Организации экономического сотрудничества и развития (далее - ОЭСР) общий подход к налогообложению электронной коммерции - нет необходимости вводить новые разновидности налогов. Так, традиционно к видам налогов относят как прямые налоги (налоги на прибыль организаций, доход физических лиц и др.), так и косвенные (налоги на добавленную стоимость, с продаж и т.п.). Принципы налогообложения для предпринимательской деятельности и электронной коммерции сходны, однако необходимо приспособить их к современным условиям . Таким образом, эксперты отказались от изобретения новых видов налогов в пользу дальнейшего развития уже существующих на сегодняшний день принципов налогообложения и их применения к реалиям "новой экономики".
--------------------------------
8 октября 1998 г. в г. Оттава (Канада) состоялась конференция ОЭСР под девизом "A Borderless World: Realising the Potential of Electronic Commerce". По итогам конференции был принят доклад Налогового комитета ОЭСР "Electronic Commerce: Taxation Framework Conditions", разработанный в сотрудничестве с Европейской Комиссией и ВТО. В докладе Комитета заявлено, что к электронной коммерции применимы следующие общие принципы налогообложения: нейтральность; эффективность; определенность и простота; действенность и справедливость; гибкость.
19 - 21 ноября 1997 г. в г. Турку (Финляндия) прошла конференция "Dismantling the Barriers to Global Electronic Commerce", по окончании которой подготовлен "доклад Сейчера" (Sacher Report): налогообложение электронной коммерции осуществляется в соответствии с действующими принципами международного налогообложения на основании резидентства (постоянного местонахождения) и источника доходов.

Сегодня существует несколько различных подходов к регулированию экономической деятельности в Сети и налогообложению ее субъектов. Такие лидеры электронного рынка, как США, Япония, Канада, Южная Корея, Австралия, и др. полагают, что правовую основу здесь должен составлять режим невмешательства в электронный сегмент экономики и моратория на дополнительное налогообложение ЭК.
Первые положения об особом подходе к правовому регулированию налогообложения ЭК сформированы в США в 1996 г. В документе Департамента финансов США под названием "Отдельные последствия глобальной электронной торговли для налоговой политики" закреплено правило исключения двойного налогообложения в этой сфере, не дискриминируя эту деятельность по сравнению с традиционным бизнесом.
Взыскание налогов с оборота коммерческих операций, осуществляемых в сети Интернет, определено важнейшей статьей пополнения как национальных бюджетов отдельных стран, так и консолидированного бюджета Европейского союза (далее - ЕС). Внутренняя и внешняя налоговая политика этих государств базируется на принципах максимального государственного регулирования электронной экономики, а создание Единого цифрового рынка включено Европейской комиссией (далее - ЕК) в перечень 10 политических приоритетов государств ЕС, что позволит увеличить размеры экономики последнего на 415 млрд евро в год. Согласно стратегии ЕК одним из условий перехода к такому рынку является необоснованность установления особых налоговых правил для ЭК.
Налоговые резиденты ЕС при продаже цифровой продукции за пределы ЕС не подлежат обложению НДС, однако продавцы иных стран при продаже продукции на территории ЕС таким налогом облагаются. Последние должны зарегистрироваться в любой стране ЕС для уплаты НДС, если их оборот от электронной коммерции на территории ЕС превышает определенный уровень.
Поскольку в Сети зафиксировать постоянное представительство компании почти невозможно, то ЕС предложил максимально упростить процедуру уплаты налогов. В частности, предлагается поставки электронных продуктов приравнять к поставке услуг и облагать по месту нахождения покупателя, а нерезидентов регистрировать в качестве плательщиков НДС вместо регистрации постоянного представительства.
Учитывая тот факт, что любой продукт, который продается в сети Интернет, считается услугой, а не товаром, то и уплату налога на потребление нужно проводить по месту его использования. Европейский парламент в своем проекте отчета о директиве Совета по единой консолидированной корпоративной налоговой базе (CCCTB) заявил, что, "принимая во внимание цифровые изменения в бизнес-среде, необходимо обеспечить, чтобы компании, получающие прибыль в государстве - члене ЕС, рассматривались одинаково как без образования постоянного представительства, так и с цифровым вариантом постоянного представительства".
Налоговые поступления, полученные налоговыми органами в результате этой деятельности, перераспределяются между странами местонахождения покупателей. НДС взимается по ставке, принятой в государстве местонахождения покупателя, а не в стране, где зарегистрирован предприниматель как налогоплательщик. Такой подход обеспечивает экономическую нейтральность налога, защищает права европейских компаний и предоставляет им преимущества в осуществлении ЭК.
Для упрощения налогового администрирования НДС в 2015 г. в ЕС введен специальный механизм Mini One Stop Shop (далее - MOSS), позволяющий налогоплательщикам, осуществляющим трансграничные операции внутри ЕС, не регистрироваться в каждой юрисдикции, а сдавать отчетность по НДС только в одном государстве, в котором у них находится постоянный офис .
--------------------------------
Deloitte. Assessment of the implementation of the 2015 place of supply rules and the Mini One Stop Shop. November 2016. P. 103.

Однако эта система несовершенна, поскольку стимулирует развитие только компаний, зарегистрированных в странах ЕС, и не предусматривает развития четкого отлаженного механизма государственного контроля за уплатой налогов, так как рассчитана на законопослушных представителей электронного бизнеса. В будущем такие подходы к вопросам налогообложения электронной коммерции могут вызвать много противоречий.
С точки зрения формирования налогообложения ЭК в ЕС интерес представляет позиция Австрии, которая выступила в поддержку корректировки концепции постоянного представительства, заявляя, что нынешняя ее трактовка устарела. Позиции других государств ЕС менее прозрачны. Так, не вполне ясна позиция Германии, которая отражает как неопределенность сложившейся политической ситуации в государстве, так и тот факт, что эта страна является одновременно импортером и экспортером цифровых услуг.
ЕК идет еще дальше. Она ставит задачу подвести под налогообложение предприятия, оказывающие услуги по цифровым каналам даже без существенного экономического присутствия в стране. В качестве краткосрочной меры предлагается установить налог с платежей резидентных потребителей нерезидентным предприятиям за товар, проданный в онлайне, налог на выручку от цифровой деятельности и услуг, а также налог на цифровые операции по сбору данных или на иные этапы подготовки к созданию стоимости. При этом введение одного из этих налогов не исключает возможности введения других. Однако наряду с общими подходами в отдельных странах Союза предлагаются свои способы решения проблем.
Франция выступила в поддержку уравнительного сбора с цифровых компаний, которым мог бы облагаться оборот компании в каждой стране, где она реализует свои услуги. Министерство финансов Франции выступило с предложением облагать налогом только крупные транснациональные корпорации с оборотом более 750 млн евро (это требование в настоящее время применяется в отношении страновой отчетности).
Налог на цифровые операции введен также в Италии Законом о бюджете на 2018 г. Налогом облагаются цифровые операции доставки услуг с помощью электронных средств физическим и юридическим лицам. Размер ставки налога составляет 3%, налоговой базой является размер операции. Последний определяется суммой платежа за оказанную услугу за вычетом НДС независимо от места заключения сделки.
Некоторые государства ЕС рассматривают возможность взаимозачета налога на доходы корпораций и уравнительного сбора, что позволит исключить двойное налогообложение компании в отношении одной и той же деятельности, осуществляемой в конкретной стране. После того как будет достигнуто международное соглашение о принципах налогообложения компаний цифровой экономики, станет возможным отказаться от уравнительного сбора. 21 марта 2018 г. Европейская комиссия предложила ввести новые правила налогообложения ЭК в справедливом и благоприятном для ЕС виде. Первая предпочтительная и долгосрочная инициатива направлена на реформу корпоративного налога, т.е. налоговые доходы формируются на территории государства, даже если компания не имеет там физического присутствия. Виртуальное постоянное представительство (цифровая платформа) будет считаться государством налогооблагаемым, если отвечает следующим критериям: годовой доход в государстве превышает 7 млн евро, в налогооблагаемом году более 100 тыс. пользователей в государстве, либо за тот же период заключено свыше 3 тыс. бизнес-контрактов с пользователями. Второе предложение предполагает следующее: доходы распределяются государствам-членам в зависимости от того, где компании создают онлайн-стоимость или где находится пользователь на момент использования электронного продукта. В итоге такой подход обеспечит реальную связь между местами производства цифровой прибыли и ее налогообложения.
Кроме того, высказываются опасения, что подобные действия отдельных государств ЕС повысят риски фрагментирования единого порядка налогообложения. В связи с этим решение проблемы налогообложения ЭК следует искать в модели государственно-частного партнерства. Ряд исследователей поддерживают новую концепцию нексуса на основе виртуального постоянного представительства как способа устранения правовых пробелов в правилах международного налогообложения. Другие отвергают эту концепцию из-за ее неконкретного характера.
В случае ЕС эксперты скептически относятся к промежуточным мерам в области налогообложения глобальных международных организаций, обоснованно подвергая сомнению их временный статус, который может оказаться весьма продолжительным.
Один из ведущих участников рынка ЭК - Китай - пока не высказался по данному вопросу и осуществляет только информационный контроль, без экономических мер регулирования. С марта 2014 г. в Китае вступил в силу обновленный Закон КНР "О защите прав потребителей" , касающийся в том числе регулирования отношений при осуществлении электронной торговли. Закон стимулирует обе стороны торгового процесса: и продавцов, и потребителей. В 2016 г. в КНР началась реализация стратегии "Интернет+", а за год до этого в стране утвердили "Мнения сторон о политике в области поддержки международного розничного экспорта". Главный тезис этой программы - необходимость поддержки экспорта в секторе электронной розничной торговли. На практике государство оказывает поддержку ключевым электронным платформам, оптимизирует таможенные процедуры, вводит налоговые льготы на розничный экспорт, поощряет работу электронных платежных систем и внедрение инноваций в различных сферах (от производства до торговли и логистики). Иными словами, успехи Alibaba, WeChat и других сервисов профинансированы из казны.
--------------------------------
Закон КНР "О защите прав потребителей" от 31 октября 1993 г. URL: http://chinalaw.center/civil_law/china_consumer_rights_protection_law_revised_2013_russian/ (дата обращения: 15.04.2019).

В целом увеличение ЭК в объеме традиционной экономики неизбежно ставит вопрос как перед научным и экспертным сообществом, так и перед государствами о необходимости пересмотра многих устоявшихся подходов в налогообложении. Можно предположить, что изменения коснутся не только национальных правовых норм, но и положений ряда международных конвенций, в том числе об избежании двойного налогообложения, о разработке подходов к регулированию трансфертного ценообразования и др.
Рассмотренный мировой опыт подтверждает, что формирование эффективной системы налогообложения ЭК возможно достичь посредством гармонизации налоговых отношений. Созданию благоприятной налоговой среды будет способствовать переориентация налоговых служб с фискальной, административно-властной модели отношений на партнерскую - обслуживающую и контролирующую. Кроме того, необходимо внедрение механизма снижения косвенного налогового давления, максимальное упрощение налоговых процедур, правил и проч. Это не только будет способствовать развитию ЭК, но и предотвратит неправомерное использование электронных сетей и обеспечит дополнительные поступления в бюджет.

Литература

1. Наумкин М. Новая экономика: как правительства разных стран стимулируют онлайн-торговлю / М. Наумкин. URL: https://www.forbes.ru/biznes/pmef-2018361073-novaya-ekonomika-kak-pravitelstva-raznyh-stran-stimuliruyut-onlayn-torgovlyu (дата обращения: 20.01.2019).

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Автор: Головченко О.Н.

Роль глобальной сети Интернет невозможно преувеличить в условиях быстро развивающихся экономических отношений как внутри Российской Федерации, так и на мировом рынке. Однако, несмотря на быстрорастущую предпринимательскую деятельность в виртуальном пространстве, законодательство о налогах и сборах Российской Федерации ограничено в использовании правовых механизмов налогообложения субъектов электронной коммерции ввиду специфики соответствующей деятельности, в результате чего на практике постоянно возникает ряд вопросов, требующих их законодательного регулирования.

Одним из таких вопросов является контроль за соблюдением субъектами электронной коммерции законодательства о налогах и сборах Российской Федерации и привлечение их к налоговой ответственности, так как от уровня поступлений налоговых доходов в бюджет бюджетной системы Российской Федерации зависит надлежащее функционирование всей финансовой системы страны.

На сегодняшний день термин "электронная коммерция" на законодательном уровне не закреплен независимо от того, что существует значительное число научных трудов, содержащих доктринальные определения данного понятия, рекомендации и предложения по урегулированию данного вопроса. При этом некоторые авторы считают, что электронная коммерция — достаточно неблагодарный термин с точки зрения поиска его дефиниции, так как приходится довольствоваться теми дефинициями, которые содержатся либо в зарубежном законодательстве и международных актах, либо в отечественной и зарубежной доктрине[1].

В первую очередь отметим Типовой закон ЮНСИТРАЛ об электронной торговле[2], который под электронной коммерцией понимает способ заключения торговых сделок посредством использования различных электронных средств передачи данных. Если обратиться к законодательству США, то электронная коммерция понимается как способ осуществления торговых операций посредством использования сети Интернет. Причем данный термин используется в налоговом законодательстве США, что в свою очередь облегчает осуществление контрольных мероприятий в отношении субъектов соответствующей предпринимательской деятельности[3].

В соответствии с рекомендациями таких интеграционных объединений, как Всемирная торговая организация и Организация по экономическому сотрудничеству и развитию, ключевое значение для субъектов электронной коммерции имеет способ заключения договоров посредством использования сети Интернет с применением специализированной формы заказа на сайте субъекта предпринимательской деятельности, предлагающей реализацию товара, работы, услуг.

В рамках Европейского союза электронная коммерция предусматривает обработку и передачу данных в электронном виде, включая текст, звук и видео. Термин охватывает множество разнообразных видов деятельности, включая электронный перевод средств, электронную торговлю акциями, прямой потребительский маркетинг и послепродажное обслуживание, реализацию товаров, работ, услуг. Важнейшие части этого определения — любая обработка данных, которая сочетается с коммерческой деятельностью. Это определение можно считать довольно широким, недостаток которого заключается в том, что оно может включать различные виды коммерческой деятельности, связанные с увеличением проблем в исчислении и уплате налогов.

При этом для целей налогообложения государства — члены ЕС используют такой термин, как "косвенная электронная коммерция", под которой понимается электронное упорядочение материальных товарных ценностей, которые должны быть фактически доставлены с использованием традиционных каналов, таких как почтовые услуги или коммерческие курьеры, иные способы доставки[4]. Термин "прямой электронной коммерции" используется при предоставлении программного обеспечения, видео или музыки, загрузке книг и иных информационных услуг.

В любом случае определения по всему миру существенно различаются в зависимости от различных исследований и источников его применения. Некоторые определения включают все финансовые и коммерческие транзакции, которые происходят в электронном виде, включая электронный обмен данными, электронные переводы средств и всю деятельность кредитных/дебетовых карт. Другие ограничивают электронную торговлю розничными продажами для потребителей, для которых транзакции и платежи происходят в открытых сетях, таких как Интернет[5].

Таким образом, анализируя общие черты электронной коммерции в зарубежных странах для целей налогообложения, необходимо выделить ключевой элемент соответствующих правоотношений — это осуществление предпринимательской деятельности посредством использования сети Интернет, что в свою очередь зачастую понимается как электронная торговля. То есть Интернет используется в качестве инструмента связи со своими контрагентами. Причем налогообложение операций, осуществляющихся через сеть Интернет, не зависит от способа передачи соответствующих товаров, работ, услуг. Вне зависимости от того, входит ли какое-либо государство в то или иное интеграционное объединение — вопросы налогообложения соответствующих сделок разрешаются на национальном уровне. Главное, чтобы соблюдались условия ухода от двойного налогообложения, принципы конкуренции и правила трансфертного ценообразования между транснациональными компаниями.

С учетом специфики способа заключения сделки посредством сети Интернет у налоговых органов возникают вопросы относительно контроля за правильностью исчисления сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет бюджетной системы Российской Федерации, в связи с чем рассмотрим особенности налогообложения субъектов электронной коммерции, проанализировав законодательство о налогах и сборах Российской Федерации.

В настоящее время НК РФ содержит требования в отношении особенностей исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость при оказании услуг в электронной форме через информационно-телекоммуникационную сеть, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, автоматизированно, с использованием информационных технологий. Данные положения применяются к иностранным организациям[6], которые осуществляют свою деятельность на территории Российской Федерации. Причем в сети Интернет можно найти название соответствующих требований законодательства о налогах и сборах Российской Федерации как, например, "налог на Гугл".

К услугам, реализация которых подлежит обложению НДС, относятся[8]:

— предоставление прав на использование программ для электронных вычислительных машин;

— размещение предложений о приобретении товаров (работ, услуг);

— предоставление технических, организационных, информационных и иных возможностей, осуществляемых для установления контактов и заключения сделок между продавцом и покупателем;

— обеспечение и (или) поддержание коммерческого или личного присутствия в сети Интернет, поддержка электронных ресурсов пользователей;

— хранение и обработка информации;

Также рекомендуется Вам:

— предоставление вычислительной мощности для размещения информации;

— предоставление услуг хостинга, доменных имен;

— администрирование сайтов, информационных систем;

— автоматизированные услуги по поиску, выборке, сортировке данных;

— предоставление прав на использование электронных книг и других электронных изданий;

— оказание услуг по поиску и (или) предоставлению заказчику информации о потенциальных покупателях и др.

Отметим, что реализация товаров (работ, услуг), если при заказе через сеть Интернет поставка товаров (выполнение работ, оказание услуг) осуществляется без использования сети Интернет, к услугам в электронной форме не относится. При этом все остальные сделки, в том числе с участием российских и/или иностранных компаний, подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.

Согласно подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит обложению НДС реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации: исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора. Данное условие применяется ко всем организациям, применяющим общую систему налогообложения.

Рассмотренные выше положения послужили важным шагом к устранению таких пробелов законодательства, как обложение налогом реализации виртуальных товаров при участии в многопользовательских онлайн-играх, которые размещены в сети Интернет и являются общедоступными для всех физических лиц, что создает равные условия для ведения бизнеса на территории Российской Федерации как отечественными, так и иностранными компаниями. Это дало основание налоговым органам в рамках осуществления налогового контроля начислять суммы налогов за проведенные операции, так как местом реализации услуг, согласно действующему законодательству, признается место нахождения покупателя товаров (работ, услуг). При этом суды придерживаются позиции налоговых органов при квалификации соответствующих сделок, оказанных в электронной форме иностранными организациями с последующим взысканием недоимки, пеней и штрафов.

Так, например, налогоплательщик обратился в суд на решение налогового органа о начислении НДС. При рассмотрении дела суды установили, что общество является владельцем интерактивных многопользовательских компьютерных онлайн-игр, размещенных на сайтах в сети Интернет, право пользования которыми предоставляется физическим лицам без внесения абонентской платы на основании лицензионного договора. При этом возможность использования дополнительного функционала игры предоставляется за плату и компенсируется пользователями путем перечисления денежных средств через агрегаторов платежей. Суды пришли к выводу о наличии у общества обязанности по исчислению и уплате в бюджет НДС в отношении услуг по организации игрового процесса путем предоставления возможности использования дополнительного функционала игры за дополнительную плату[9]. Таким образом, решена еще одна проблема налогообложения значительной массы денежных средств, которые ранее не подлежали налогообложению ввиду отсутствия регулирования со стороны законодательства.

С практической точки зрения взаимодействие налоговых органов с иностранными организациями — плательщиками НДС осуществляется в электронном формате через сайт ФНС РФ. Для постановки на налоговый учет иностранные организации обязаны заполнить электронную форму, в которой необходимо указать сведения о себе и о тех услугах, которые они оказывают или планируют оказывать в будущем российским потребителям. После этого им присваивается идентификационный номер налогоплательщика и открывается "Личный кабинет налогоплательщика". Дальнейшее взаимодействие (представление деклараций, обмен документами, письмами и т.д.) осуществляется через Личный кабинет налогоплательщика[10].

В целях контроля за такими организациями налоговый орган вправе истребовать информацию в отношении операций перевода денежных средств в адрес указанной иностранной компании у организации национальной системы платежных карт, операторов по переводу денежных средств, операторов электронных денежных средств, операционных центров, платежных клиринговых центров, центральных платежных клиринговых контрагентов, расчетных центров и операторов связи[11].

Что касается иных сделок, заключенных посредством сети Интернет, то стороны, признающиеся организациями для целей налогообложения, должны обеспечить наличие оригинальных первичных документов, которые подтверждают правильность исчисления и уплаты налогов. При этом законодателем предусмотрен порядок выставления и получения счетов-фактур в электронном формате по телекоммуникационным каналам с применением усиленной квалифицированной электронной подписи, который устанавливается Министерством финансов Российской Федерации. Форматы счета-фактуры, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж в электронном формате утверждаются ФНС РФ. То есть несоблюдение соответствующих требований законодательства о налогах и сборах Российской Федерации в результате может привести к отказу налоговых органов в использовании права налогоплательщика на вычет входного налога на добавленную стоимость. К тому же согласно ст. 126 НК РФ предусматривается ответственность налогоплательщиков за несвоевременное предоставление в налоговые органы документов или иных сведений, предоставление заведомо ложных сведений или документов, необходимых для осуществления налогового контроля, и влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.

Особое место в законодательстве о налогах и сборах уделяется взаимозависимым лицам, сделки между которыми подлежат особому контролю со стороны налоговых органов. В этом случае непредоставление налоговому органу документов, выразившееся в отказе контролируемого лица предоставить соответствующие сведения, или предоставление заведомо ложных сведений влечет взыскание штрафа, размер которого составляет 100 000 рублей.

Что касается особенностей исчисления и уплаты налога на прибыль организации, то согласно п. 1 ст. 246 НК РФ налогоплательщиками признаются организации, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации, в том числе иностранные организации, которые получают доход от источников на территории Российской Федерации.

Для организаций, осуществляющих электронную коммерцию, объектом налогообложения согласно ст. 247 НК РФ признается прибыль, которая определяется как полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов. При этом, согласно п. 1 ст. 311 НК РФ доходы, которые были получены российскими организациями, занимающимися электронной коммерческой деятельностью, от источников за пределами Российской Федерации, также должны быть включены в налоговую базу по налогу на прибыль организаций. Учитывая мировую практику налогообложения соответствующих операций, согласно которой налогообложение осуществляется по месту нахождения покупателя товаров (работ, услуг) при использовании сети Интернет, можно сделать вывод о двойном налогообложении соответствующих сумм.

Вместе с тем в силу п. 3 ст. 311 НК РФ при исчислении налога в Российской Федерации предусмотрена возможность зачета уплаченных ранее сумм в порядке, установленном законодательством иностранных государств. Однако суммы налога, подлежащие зачету, не могут превысить сумму налога, которая подлежит уплате в России. При этом налогоплательщик обязан предоставить подтверждающий документ, выданный компетентными органами иностранного государства, подтверждающий уплату налога за пределами Российской Федерации, в бюджет иностранного государства.

Вместе с тем российские организации, осуществляющие электронную коммерческую деятельность, должны самостоятельно обеспечить своевременное получение соответствующих документов в сроки, которые закреплены международными правовыми соглашениями. Несмотря на то что сроки зачастую законодателем не определены либо нарушаются, подтверждающий документ действует в течение налогового периода, в котором он был представлен налогоплательщику.

Отметим, что физическое лицо также может быть полноценным участником соответствующих правоотношений и получать доход в сети Интернет. Однако контроль за исчислением и уплатой сумм налогов с полученных доходов зачастую осуществить невозможно. Речь идет об участии физических лиц в различных лотереях, интернет-играх и иных развлекательных мероприятиях. По правилам ст. 228 НК РФ физические лица, которые получили выигрыши от организаторов лотерей и азартных игр, за исключением выигрышей, выплачиваемых в букмекерской конторе и тотализаторе, обязаны самостоятельно исчислять суммы налога, которые подлежат уплате в бюджет бюджетной системы Российской Федерации, исходя из суммы выигрыша, путем подачи декларации в налоговый орган.

Законодательство нередко идет на шаг позади технического прогресса, испытывая недостаток гибкости в мире быстро меняющихся технологий[12]. Осознавая сложность правового регулирования рассматриваемых отношений, считаем необходимым продолжать поиск правовых механизмов осуществления налогового контроля, расширения объектов налогообложения, что будет способствовать легализации полученного дохода субъектами электронной коммерции, увеличению доходной части бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Литература

1. Ем А.В. Налог на добавленную стоимость при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме: проблемы администрирования / А.В. Ем // Налоги. 2017. N 6. С. 7 — 12.

2. Копина А.А. Порядок уплаты "налога на Google" / А.А. Копина // Налоги. 2016. N 14. С. 20 — 25.

3. Савельев А.И. Электронная коммерция в России и за рубежом: правовое регулирование / А.И. Савельев. 2-е изд. М.: Статут, 2016. 640 с.

4. Хаванова И.А. Виртуальное и реальное: теория потоков в контексте налогово-правового регулирования / И.А. Хаванова // Финансовое право. 2017. N 4. С. 35 — 40.

References

5. VAT Taxation of E-Commerce. Under special consideration of the 6th EU VAT Directive: Dis. … Master of Law / By A. Krensel. URL: http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.102.8607&rep=rep1&type=pdf.

[1] Савельев А.И. Электронная коммерция в России и за рубежом: правовое регулирование. 2-е изд. М.: Статут, 2016. 640 с.

[2] Типовой закон ЮНСИТРАЛ об электронной торговле. Комиссия ООН по праву международной торговли. Ежегодник. 1996 год. Т. XXVII. Нью-Йорк: Организация Объединенных Наций, 1998. С. 319 — 323.

[3] Section 1104(10) of the Internet Tax Freedom Act of 21.10.1998. N 105 — 277.

[4] A European Initiative in Electronic Commerce. KOM 1997. Page 157.

[5] VAT Taxation of E-Commerce. Under special consideration of the 6th EU VAT Directive / By Krensel A. Dissertation in partial fulfillment of the requirements for the degree of Master of Law at the University of Cape Town.

[6] Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3824.

[7] Копина А.А. Порядок уплаты "налога на Google" // Налоги. 2016. N 14. С. 20 — 25.

[8] Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ // СЗ РФ. 2000. N 32. Ст. 3340.

[9] Определение ВС РФ от 3 февраля 2016 г. N 305-КГ15-18998 об отказе в передаче кассационной жалобы налогоплательщика для рассмотрения СК по экономическим спорам ВС РФ (дело N А40-56211/2014); Определение ВС РФ от 30 сентября 2015 г. N 305-КГ15-12154 об отказе в передаче кассационной жалобы налогоплательщика для рассмотрения СК по экономическим спорам ВС РФ (дело N А40-91072/14) // СПС "КонсультантПлюс".

[10] Информационное письмо Информация ФНС России. О налогообложении электронных услуг, оказываемых в Интернете // СПС "КонсультантПлюс".

[11] Ем А.В. Налог на добавленную стоимость при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме: проблемы администрирования // Налоги. 2017. N 6. С. 7 — 12.

[12] Хаванова И.А. Виртуальное и реальное: теория потоков в контексте налогово-правового регулирования // Финансовое право. 2017. N 4. С. 35 — 40.

В настоящее время международный опыт регулирования налогообложения может быть представлен в виде двух противоположных позиций:

  1. Регулирование в режиме невмешательства. К этому типу относятся страны: США, Япония, Южная Корея, Австралия. Основополагающим принципом государственного регулирования электронной торговли данных стран является запрет на введение новых налогов в сфере электронной торговли в целях увеличения выгод от использования экономического потенциала субъектов электронной торговли.
  2. Максимально жесткое регулирование электронных торговых отношений. К данному типу относятся государства — члены Европейского союза. Приоритетом стран этого региона являются бюджетные и налоговые интересы, поскольку рынок электронной торговли в этих странах весьма развит. Льготы субъектам электронной торговли не предоставляются.

Несмотря на различные подходы к государственному регулированию, следует отметить, что электронная торговля в странах как первого, так и второго типа характеризуется высоким уровнем развития и эти страны имеют высокие достижения в данной сфере деятельности.

Большинством стран, участвующих в международной электронной торговле, было предложено ввести минимальный порог, позволяющий полностью освободиться от уплаты налогов и таможенных платежей при импорте товаров электронным способом.

Необходимо отметить, что в некоторых странах, установивших высокий порог для освобождения от уплаты налогов, довольно низкие входные барьеры. Так, например, в США отсутствует необходимость уплаты НДС, в Сингапуре ставка по НДС составляет 4%, в Японии — 5%, импортные пошлины варьируются от 0 до 5,6%.

Классификация стран по степени протекционистских мероприятий в области регулирования электронной торговли

Таким образом, импортерам данных стран, вполне возможно, более выгодно зарегистрироваться на их территории и осуществлять свою деятельность под их юрисдикцией. Подобную практику регулирования ведения бизнеса электронным способом необходимо применять и на территории Российской Федерации.

К международным организациям, регулирующим сферу электронной торговли, относят:

  • Всемирную торговую организацию (WTO);
  • Международную торговую палату (ICC);
  • Организацию экономического сотрудничества и развития (OECD);
  • Всемирную организацию интеллектуальной собственности (WIPO);
  • Европейскую ассоциацию дистанционной торговли (EMOTA).

В целом для совершенствования российского законодательства об электронной торговле необходимо применить следующие подходы решения:

  1. Рекомендуемые в Окинавской хартии глобального информационного общества:

1) содействие развитию трансграничной электронной коммерции путем дальнейшей либерализации сетей, услуг и процедур в контексте строгих рамок ВТО;

2) совместные подходы к налогообложению электронной коммерции, согласованные в процессе работы ОЭСР;

3) повышение доверия потребителей к электронным торговым площадкам;

4) эффективное функционирование электронной подписи, электронной аутентификации, криптографии и т. д.

  1. Определенные ОЭСР в целях повышения гарантий обеспечения конфиденциальности:

1) принцип ограничения сбора данных (получение данных законными средствами);

2) принцип обеспечения качества данных (соотнесение данных с целями, на которые они предоставляются);

3) целевой принцип (указание целей во время сбора и использования данных);

4) принцип безопасности (обеспечение безопасности данных от несанкционированного доступа);

5) принцип отслеживаемости (ответственность обладателя данных за исполнение определенных мер).

  1. Принять Федеральный закон “Об электронной торговле”, регулирующий общественные отношения в сфере электронной торговой деятельности. Данный закон будет регулировать деятельность по совершению сделок в области внешней и внутренней торговли товарами с использованием традиционных средств связи, а также информационно-телекоммуникационных сетей.
  2. Разработать и принять закон “Об электронном документе”, составной частью которого является электронная подпись.
  3. Разработать типовые договоры, регулирующие порядок электронного документооборота между продавцами и покупателями.

Читайте также: