Правовое регулирование косвенных налогов

Опубликовано: 03.05.2024

1.1 Сущность и принципы построения налоговой системы РФ

Налогообложение – это закрепленная действующим законодательством процедура установления, взимания и уплаты налогов и сборов. Эта процедура в Российской Федерации регламентируется законодательством о налогах и сборах, представляющим собой упорядоченную систему норм и правил, содержащихся в законах и регулирующие отношения в сфере налогообложения.

Основным документом в законодательстве о налогах и сборах является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), состоящий из двух частей. Первая часть НК РФ вступила в действие 1 января 1999 г., вторая – двумя годами позже.

Согласно статье 1 НК РФ законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законах о налогах и сборах. В целом законодательство о налогах и сборах Российской Федерации можно представить как трехуровневую иерархическую систему, состоящую из:

  • федерального законодательства, включающего в себя Налоговый кодекс РФ и принимаемые в соответствии с ним нормативно-правовые акты на федеральном уровне;
  • регионального законодательства. В соответствии с НК РФ субъекты РФ вправе принимать нормативно-правовые акты, касающиеся региональных налогов и сборов;
  • нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, которые регулируют порядок начисления и уплаты местных налогов и сборов.

Нормы, устанавливаемые законодательством о налогах и сборах нижестоящего уровня, должны приниматься во исполнение и не противоречить нормам вышестоящего уровня и Налоговому Кодексу РФ.

Налоговый Кодекс устанавливает (ст. 2 НК РФ):

  • 1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
  • 2) основания возникновения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов;
  • 3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
  • 4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
  • 5) формы и методы налогового контроля;
  • 6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;
  • 7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий их должностных лиц.

В соответствии со статьей 7 НК РФ если международным договором Российской Федерации, установлены иные правила, чем в НК РФ, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных НК РФ представляет собой налоговую систему.

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК РФ).

Сбор – обязательный взнос, который взимается за оказание законно установленных услуг или предоставление определенного права (разрешения).

Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития.

Формирование налоговой системы РФ проходило в несколько этапов:

1 этап (1991–1993) – принятие закона об основах налоговой системы РФ.

2 этап (1994–1998) – характеризуется внесением большого количества изменений и дополнений, что, безусловно, создавало нестабильность налоговой системы.

3 этап (1998–наше время) – этап введения в действие единого документа по налогам (НК РФ части 1 и 2).

В современную налоговую систему РФ входят четыре блока:

  • система налогов и сборов РФ;
  • система налоговых правоотношений;
  • система участников налоговых правоотношений;
  • нормативно-правовая база сферы налогообложения.

Функции налогов

Более полно сущность налоговой системы раскрывается в функциях налогов.

    Фискальная функция заключается в обеспечении государства за счет налоговых поступлений финансовыми ресурсами, необходимыми для покрытия его расходов.

Регулирующая (экономическая) функция. Она заключается в воздействии налогов на общественно-экономические отношения в государстве.

С помощью регулирующей функции осуществляется:

  • 1) регулирование спроса и предложения на товары (работы, услуги);
  • 2) выравнивание доходов бюджетов отдельных субъектов РФ.
  • Воспроизводственная функция заключается в существовании налогов, за счет которых осуществляется воспроизводство природных ресурсов (например, НДПИ, водный налог, земельный налог и т.п.).
  • Контрольная функция состоит в том, что в процессе налогообложения появляется возможность сопоставления фактических налоговых поступлений в бюджеты различных уровней с заранее запланированными показателями.
  • Принципы построения налоговой системы

    Условием оптимального использования функций налогов являются принципы налогообложения. Принципы налогообложения – это сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления.

    Классическими принципами построения налоговой системы (по А. Смиту) являются:

    • принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
    • принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
    • принцип удобства – налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
    • принцип экономии – сокращение издержек взимания налогов.

    Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией РФ и НК РФ (ст. 3 ч. 1 НК РФ):

    • Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
    • Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер.
    • Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физического лиц или места происхождения капитала.
    • Налоги и сборы должны иметь экономическое основание.
    • Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации.
    • Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.
    • Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

    Качество налоговой системы можно оценить по следующим критериям: сбалансированность государственного бюджета; эффективность и рост производства; стабильность цен; эффективность социальной политики; полнота и своевременность уплаты налогов.

    Все принципы, лежащие в основе налога, можно объединить в три группы: юридические, организационные, экономические принципы.

    К правовым относятся принципы: обязательности; отрицания обратной силы закона; законности; экономической целостности; приоритетности налогового законодательства.

    К экономическим относятся принципы: эффективности налогообложения, заключающийся в минимизации издержек государства по взиманию налога; прогнозирования налогообложения; нейтральности, предполагающей, что налог должен способствовать созданию конкурентной среды; справедливости.

    К организационным принципам относятся: универсализация налогообложения, обеспечивающая одинаковые требования для всех плательщиков; удобство уплаты налогов; исчерпывающий перечень налогов; гармонизация, учитывающая международные нормы и правила.

    Классификация налогов и сборов

    Классификация налогов – это группировка налогов, обусловленная их назначением, методами взимания, источниками уплаты, характером применяемых ставок и др. признаками.

    Действующие в Российской Федерации налоги и сборы можно классифицировать по нескольким признакам (рисунок 1.1).

    Рисунок 1.1 – Типовая классификация налогов и сборов в РФ

    Рассмотрим подробно представленную на рисунке 1.1 классификацию налогов.

    1. По уровню управления

    Федеральные налоги вводятся федеральными органами власти; действуют в обязательном порядке на всей территории РФ; являются источником доходов, как правило, федерального бюджета РФ.

    Налоги федерального уровня могут перечисляться в пропорциональной величине: часть – в федеральный бюджет, часть – в нижестоящие бюджеты с целью оказания последним финансовой поддержки. Например, в соответствии со ст. 284 Налогового кодекса РФ, налог на прибыль организаций является федеральным, взимается по ставке 20 %, из которой 2 % перечисляются в федеральный бюджет, а остальные 18 % – в бюджет субъекта РФ, где функционирует фирма-налогоплательщик.

    К федеральным налогам относятся:

    • 1) налог на добавленную стоимость (НДС);
    • 2) акцизы;
    • 3) налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
    • 4) налог на прибыль организаций;
    • 5) водный налог;
    • 6) сбор за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;
    • 7) налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
    • 8) государственная пошлина.

    Кроме того, существуют два вида обязательных страховых взносов федерального значения, перечисляемых в государственные внебюджетные фонды РФ:

    • 1) страховые взносы, перечисляемые работодателями за своих работников:
      • в Пенсионный фонд РФ (ПФР) – на цели обязательного пенсионного страхования;
      • в Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) – на цели обязательного социального страхования;
      • в фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) – на цели обязательного медицинского страхования.

      Указанные взносы взимаются с 01.01.2010 г. вместо Единого социального налога (ЕСН), отмененного с 01.01.2010 г.;

    • 2) взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний («взносы на травматизм»).

    Среди федеральных налогов особое место занимают специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок исчисления и уплаты налогов, в том числе замену нескольких налогов одним (единым налогом).

    К специальным налоговым режимам в Российской Федерации относятся:

    • 1) упрощенная система налогообложения (УСН);
    • 2) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
    • 3) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН);
    • 4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
    • 5) патентная система налогообложения (ПСН, с 1 января 2015 года).

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) вводятся органами власти конкретного субъекта РФ только на территории конкретного субъекта РФ и являются источником доходов бюджетов субъектов РФ.

    Важно, что органы власти субъектов РФ вправе ввести на своей территории только те налоги и сборы, которые разрешены НК РФ.

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) включают:

    • 1) налог на имущество организаций;
    • 2) транспортный налог;
    • 3) налог на игорный бизнес.

    Основные правила взимания налогов субъектов РФ определяют федеральные власти в НК РФ. Власти субъектов РФ могут изменять или дополнять эти правила, но лишь в пределах, установленных НК РФ.

    Налоговым кодексом РФ региональных сборов не предусмотрено.

    Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах. Местные налоги перечисляются исключительно в местные бюджеты.

    К местным налогам относятся:

    • 1) земельный налог;
    • 2) налог на имущество физических лиц;
    • 3) торговый сбор (введен с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ).

    2. По способу взимания налога

    Прямые налоги взимаются с конкретного налогоплательщика – юридического или физического лица (например, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, транспортный налог, НДФЛ, земельный налог и т.п.).

    Косвенные налоги входят в цену готовой продукции (товаров, работ, услуг) и, как следствие, увеличивают ее. Так как косвенные налоги входят в цену, их фактическим плательщиком является покупатель, но перечисляет их в бюджет продавец за счет части выручки, полученной от покупателя. К косвенным налогам относятся НДС и акцизы.

    3. Источники уплаты налога

    К налогам, включаемым в себестоимость готовой продукции (товаров, работ, услуг) относятся земельный налог, водный налог, НДПИ (т.е. налоги на пользование природными ресурсами), а также страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, включая «взносы на травматизм».

    К налогам, относимым на выручку от реализации готовой продукции (товаров, работ, услуг), которые увеличивают ее величину, относятся НДС и акцизы.

    На прибыль, оставшуюся в распоряжении организации до налогообложения прибыли, относится налог на прибыль организаций.

    К налогам, взимаемым за счет доходов физических лиц, относится НДФЛ.

    На прочие расходы, не включаемые в себестоимость готовой продукции, товаров, работ, услуг, относятся налоги, учитываемые в составе прочих расходов организации. Например, налог на имущество организаций, государственная пошлина, уплачиваемая фирмой при судебных разбирательствах и т.п.

    4. В зависимости от применяемых ставок

    Фиксированные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых не зависит от изменения величины налоговой базы (например, НДС, налог на прибыль организаций, НДФЛ, налог на имущество организаций и др.).

    Прогрессивные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых увеличивается по мере увеличения налоговой базы, например: акцизы (чем выше доля спирта в спиртосодержащей продукции, тем выше ставка акциза, и наоборот).

    Элементы налога

    Законодательное основание является важнейшим принципом налога. Каждый установленный налог характеризуется несколькими обязательными параметрами – элементами налога. Выделяют существенные и факультативные элементы налога.

    Существенные элементы – элементы налога, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определёнными.

    Факультативные элементы – элементы, отсутствие которых не влияют на определённость налога.

    В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным, если определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

    1. Субъект налога (налогоплательщик) – это тот, кто обязан уплачивать налог в бюджет государства. Налогоплательщиками могут являться: юридические лица, физические лица, индивидуальные предприниматели. К субъектам налоговых правоотношений относятся налоговые агенты – это лица, на которых возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению налогов в соответственный бюджет.
    2. Объект налогообложения (объект налога) – это то, что облагается налогом.
    3. Налоговая база – это величина, которая фактически облагается конкретным налогом, и по отношению к которой производится исчисление налога.
    4. Ставка налога – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
    5. Налоговый период – это отрезок времени (месяц, квартал, год), по завершении которого рассчитывается и уплачивается налог. Налоговый период может состоять из нескольких промежуточных отчетных периодов, по итогам которых исчисляются и уплачиваются промежуточные авансовые платежи.
    6. Порядок исчисления и сроки уплаты налога, предоставления отчетности показывает, кто и в каком порядке должен исчислять и уплачивать конкретный налог.

    Основным факультативным элементом налога являются налоговые льготы.

    Можно выделить пять групп налоговых льгот по элементам налога, представленные на рисунке 1.2.

    Рисунок 1.2 – Виды налоговых льгот по элементам налога в соответствии с НК РФ

    Также существуют льготы, не привязанные к элементам налогов – это специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов.

    Извините, доступ к дальнейшему материалу закрыт в демо-версии.

    ← предыдущая следующая → Наверх © ФГБОУ ВПО Уфимский государственный нефтяной технический университет
    Институт дополнительного профессионального образования
    Уфа 2015

    Термин "налоговый вычет" является новеллой Налогового кодекса РФ, принятого в 1998 г. Ранее действующее законодательство такое понятие не содержало. Действующий Налоговый кодекс РФ не содержит определения "налогового вычета", однако предусматривает институт налоговых вычетов для таких налогов как НДФЛ (ст.ст. 218-221), НДС (ст. 171), акцизы (ст. 200). Установленные налоговые вычеты представляет собой неодинаковые по своему характеру и источнику формирования суммы, право на получение которых реализуется в различном порядке.

    В специальной литературе налоговые вычеты зачастую относят к налоговым льготам. В связи с этим следует отметить, что большинство авторов, придерживающихся точки зрения о принадлежности налоговых вычетов к налоговым льготам, рассматривают только налоговые вычеты по НДФЛ.

    Так, комментируя гл. 23 Налогового кодекса РФ, А.В. Брызгалин и А.Н. Головкин определили, что налоговые вычеты - это разновидность налоговых льгот, которые предоставляются путем вычета из налоговой базы [6, с. 398]. Аналогично определяет налоговые вычеты А.В. Демин - льготы, которые состоят в исключении отдельных сумм из налоговой базы. Далее он подразделяет налоговые вычеты на лимитированные, т.е. размер скидок прямо или косвенно ограничен, и нелимитированные, т.е. в случаях, когда налоговая база может быть уменьшена на всю сумму расходов налогоплательщика [5, с. 214].

    М.В. Титова, выделяя формы налоговых льгот и отмечая, что выявить их можно бесконечное множество, относит налоговый вычет к формам налоговых льгот [15, с. 23]. При этом ряд авторов отождествляют вычеты с налоговыми скидками: "налоговые скидки (налоговые вычеты) - это льготы, направленные на сокращение налоговой базы" [2, с. 118].

    В.В. Коровкин, относя вычеты к налоговым скидкам, отмечает, что обычно они заключаются либо в установлении определенного необлагаемого минимума налоговой базы, либо в уменьшении налоговой базы на сумму определенных расходов, понесенных налогоплательщиком [7, с. 150].

    М.А. Гармаева, исследуя налоговые вычеты, подразделяет их на три правовые группы:

    вычеты льготного характера, к которым можно отнести стандартные налоговые вычеты;

    вычеты, имеющие признаки правовой компенсации налогоплательщику (юстициарные налоговые вычеты), к которым относятся социальные и имущественные вычеты по НДФЛ;

    вычеты, обусловленные порядком исчисления (расчетные налоговые вычеты), к которым относятся профессиональные налоговые вычеты по НДФЛ, налоговые вычеты по НДС и акцизам [3, с. 7].

    Говоря о налоговых вычетах по НДФЛ, необходимо иметь в виду отличие профессиональных налоговых вычетов от всех прочих налоговых вычетов по НДФЛ. Так, авторский коллектив И.А. Майбурова отмечает, что профессиональные налоговые вычеты по НДФЛ вряд ли следует считать льготой, ведь они по своей сути отражают не что иное, как особый порядок отнесения на расходы определенной части доходов особой категории налогоплательщиков [12, с. 61].

    Высший Арбитражный Суд РФ также отмечал, что предоставление плательщику налога на доходы физических лиц права на получение профессиональных налоговых вычетов не отвечает признакам льготы по налогам и сборам согласно ст. 56 Налогового кодекса РФ [1].

    Налоговые вычеты по косвенным налогам имеют иную правовую природу и также не могут быть отнесены к налоговым льготам. В научной и учебной литературе нет четкого и однозначного понимания вычета по косвенным налогам.

    Некоторые авторы определяют налоговые вычеты как одно из средств реализации принципа однократности налогообложения, согласно которому один и тот же объект налогообложения должен облагаться налогом только один раз [8; 4, с. 39].

    А.Р. Ларин и И.Н. Юрова в практическом пособии по вычетам по НДС предлагают широкое и узкое понимание термина налоговых вычетов. В широком понимании налоговый вычет представляет собой особую процедуру уменьшения налога, подлежащего уплате в бюджет, на строго установленные Налоговым кодексом РФ суммы. В узком смысле налоговый вычет - это уменьшение общей суммы налога, исчисленной по налогооблагаемым операциям, на суммы НДС, уплаченные поставщикам товаров (работ, услуг) [10, с. 11].

    М.В. Романовский и О.В. Врублевская, рассматривая исчисление НДС и порядок его уплаты в бюджет, определяют налоговые вычеты как один из элементов системы исчисления суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет [11, с. 207].

    Е.В. Кудряшова называет налоговый вычет в системе НДС частью системы налога. Рассматривая НДС как налог на потребление, сумма которого должна быть переложена на потребителя, Е.В. Кудряшова отмечает, что достичь этого возможно с помощью законодательно предоставленной возможности сложного переложения, которое, в свою очередь, обеспечивается за счет возможности зачитывать налог, уплаченный поставщиками за товары и услуги, использованные в производстве [9, с. 24-25].

    Н.А. Соловьева, анализируя место налоговых вычетов по косвенным налогам в механизме косвенных налогов, делает вывод о том, что такие вычеты - это механизм, позволяющий реализовать переложение налога на конечного плательщика налога, и, тем самым, обеспечить существование самого косвенного налога. Автор определяет налоговые вычеты по косвенным налогам как элемент порядка исчисления налога, осуществляющий переложение налога на конечного плательщика налога [13, с. 54, 57].

    Н.А. Соловьева придерживается позиции о том, что только профессиональные налоговые вычеты по НДФЛ и налоговые вычеты по косвенным налогам являются непосредственно налоговыми вычетами, тогда как прочие налоговые вычеты по НДФЛ являются разновидностью налоговых льгот. Соответственно, автор определяет профессиональные налоговые вычеты по НДФЛ и налоговые вычеты по косвенным налогам как элемент порядка исчисления налога, состоящий в уменьшении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, или в уменьшении налоговой базы на суммы, уплаченные или подлежащие уплате налогоплательщиками, которые подтверждаются установленными Налоговым кодексом РФ документами и могут быть произведены только при выполнении определенных в Налоговом кодексе РФ условий.

    Также предлагается классификация непосредственно налоговых вычетов на две группы в зависимости от того, на уменьшение какого элемента налогообложения направлены такие вычеты, а также от порядка их применения:

    налоговые вычеты, уменьшающие сумму налога, подлежащую уплате, и применяемые налогоплательщиками самостоятельно (налоговые вычеты по НДС и налоговые вычеты по акцизам);

    налоговые вычеты, уменьшающие налоговую базу и применяемые по заявлению налогоплательщиков налоговыми агентами или налоговыми органами (профессиональные налоговые вычеты по НДФЛ) [13, с. 134-136].

    Иные классификации налоговых вычетов предложены Д.Д. Суляевой в исследовании правовой природы налоговых вычетов. Автор классифицирует налоговые вычеты:

    в зависимости от назначения - на вычеты, являющиеся исключительно элементом порядка исчисления налога; вычеты, характеризующиеся экономической направленностью, установленные в целях стимулирования и поощрения участия налогоплательщиков в правоотношениях, в развитии которых заинтересовано государство; вычеты, характеризующиеся социальной направленностью;

    в зависимости от момента получения налогового вычета - на вычеты, момент получения которых совпадает с моментом исполнения обязанности по уплате налога, и вычеты, предоставляемые после уплаты налога, в ходе процедуры возврата уплаченного налога;

    в зависимости от характера решения налогового органа для получения вычетов - на вычеты, получаемые в "заявительном" порядке, т.е. до принятия налоговым органом соответствующего решения, и вычеты, получаемые в "разрешительном" порядке, т.е. при наличии санкции налогового органа [14, с. 10-11].

    1. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.11.2008 г. N 7307/08 по делу N А07-10131/2007-А-РМФ // Вестник ВАС РФ. 2009. N 3. С. 243-245.

    2. Барулин С.В. Налоги и налогообложение: учебник / С.В. Барулин, О.С. Кириллова, Т.В. Муравлева. М.: Экономистъ, 2006. - 398 с.

    3. Гармаева М.А. Правовое регулирование налоговых вычетов в российском налоговом законодательстве: Автореф. дисс. . канд. юрид. наук. М., 2008. - 28 с.

    4. Гармаева М.А. Регулирование института налоговых вычетов как социальной услуги // Журнал российского права. 2007. N 6. С. 36-46.

    5. Демин А.В. Налоговое право России: учеб. пособие. М.: Юрлитинформ, 2006. - 424 с.

    6. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, части второй. Налог на добавленную стоимость. Акцизы. Налог на доходы физических лиц. Единый социальный налог (взнос) / Под ред. А.В. Брызгалина, А.Н. Головкина. 2-е изд. перераб. и доп. М.: Аналитика-Пресс, Кн. 1. 2001. - 704 с.

    7. Коровкин В.В. Основы теории налогообложения: учеб. пособие. М.: Экономистъ, 2006. - 576 с.

    8. Красноперова О.А. Постатейный комментарий к главе 21 "Налог на добавленную стоимость" части второй Налогового кодекса РФ // СПС "Гарант".

    9. Кудряшова Е.В. Правовые аспекты косвенного налогообложения: теория и практика: учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности "Налоги и налогообложение". М.: Волтерс Клувер, 2006. - 304 с.

    10. Ларин А.Р., Юрова И.Н. Вычеты по НДС: практ. пособие. М.: Вершина, 2005. - 224 с.

    11. Налоги и налогообложение / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. 6-е изд. СПб.: Питер, 2007. - 496 с.

    12. Налоги и налогообложение: учебник для студентов вузов, обучающихся по спец. "Финансы и кредит", "Бухгалтерский учет, анализ и аудит", "Мировая экономика" / Под ред. И.А. Майбурова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 519 с.

    13. Соловьева Н.А. Налоговые вычеты и налоговые льготы: проблемы соотношения и законодательного закрепления: монография. М.: КНОРУС, 2012. - 216 с.

    14. Суляева Д.Д. Правовая природа налоговых вычетов: Автореф. дисс. . канд. юрид. наук. М., 2013. - 23 с. 15.

    15. Титова М.В. Налоговые льготы: Автореф. дисс. . канд. юрид. наук. СПб., 2004. - 33 с.

    Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

    Купить документ --> Получить доступ к системе ГАРАНТ

    Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

    Является извлечением из сборника "101 термин налогового права: краткое законодательное и доктринальное толкование" / [Н. А. Соловьева (рук.) и др.]. - Москва : Инфотропик Медиа, 2015. ISBN 978-5-9998-0210-1.

    Авторы материалов сборника

    Соловьева Наталья Александровна - кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права юридического факультета Воронежского государственного университета.

    Пастушкова Любовь Николаевна - кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой гражданско-правовых дисциплин Воронежского государственного аграрного университета имени императора Петра I.

    Реут Анна Владимировна - кандидат юридических наук, доцент кафедры "Финансовое и налоговое право" Финансового университета при Правительстве РФ, доцент кафедры финансового права Национального исследовательского университета - Высшая школа экономики.

    Пауль Алексей Георгиевич - кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права юридического факультета Воронежского государственного университета.

    Яговкина Вита Александровна - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры государственного регулирования экономики РАНХиГС при Президенте РФ.

    Балюк Надежда Николаевна - ассистент кафедры гражданско-правовых дисциплин Воронежского

    государственного аграрного университета имени Императора Петра I.

    Кудрявцева Наталья Николаевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита Института менеджмента, маркетинга и финансов.

    Замулко Валерия Васильевна - советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3-го класса.

    Красюков Андрей Владимирович - кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права юридического факультета Воронежского государственного университета.

    Юхневич Эдвард Эдвардович - кандидат юридических наук, адъюнкт кафедры финансового права факультета Администрации и Права Гданьского Университета (Польша).


    Какие налоги относятся к прямым в РФ: виды, отличия от косвенных налогов, таблица

    Акциз — это налог или сбор?

    Для ответа на данный вопрос воспользуемся ст. 8 НК РФ, дающей расшифровку понятий «налог» и «сбор».

    Налог обладает следующими признаками:

    • обязательность,
    • индивидуальность,
    • безвозмездность,
    • государственно-финансовая направленность налогового платежа.

    Широкий спектр информации о налогах получите с помощью подготовленных специалистами нашего сайта материалов:

    «Земельный налог в 2016–2017 годах — льготы, расчет, ставки»;

    «Водный налог в 2016–2017 годах — сроки и порядок уплаты, ставки»;

    «Транспортный налог: общие положения и особенности»;

    «Налог на имущество организаций — ставки, период и др.».

    Сбор характеризуется следующими отличительными признаками:

    • обязательность;
    • его уплата является одним из условий совершения госорганами юридически значимых действий (в том числе по предоставлению определенных прав или выдаче лицензий) либо обусловлена осуществлением отдельных видов предпринимательской деятельности.

    Об одном из видов налоговых сборов расскажут статьи, размещенные на нашем сайте в разделе «Торговый сбор в 2016–2017 годах — КБК, сроки и порядок уплаты».

    По положениям п. 1 ст. 179 НК РФ плательщиками акцизов признаются фирмы и ИП. При этом вид их деятельности при уплате акцизов значения не имеет — главенствующую роль здесь играет вид операций с подакцизными товарами.

    Какие товары попадают в разряд подакцизных — см. в материале «Что относится к подакцизным товарам — перечень 2015?».

    Таким образом, исходя из терминологии НК РФ, акцизы — это налоги. Определив акциз как один из видов налогов в налоговой системе РФ, возникает следующий вопрос: акциз — это какой налог и в какую группу налогов включается? Об этом узнайте из следующего раздела.

    Определение и признаки акцизного сбора

    Налоги в целом делятся на два вида: те, которые рассчитываются от доходов, и те, которые изначально включены в стоимость реализуемых товаров и услуг. Первая группа называется прямыми налогами, вторая – косвенными. Акцизный сбор – это налог косвенного типа.

    Плательщиком акцизов может быть любой хозяйствующий субъект независимо от его формы собственности. Акциз определяется не по видам деятельности или формам собственности, а исходя из видов продукции.

    Акцизный сбор взимается со следующих видов продукции:

    • Медицинского характера с содержанием спирта.
    • Спиртосодержащие препараты ветеринарного назначения.
    • Косметический и парфюмерный ассортимент.
    • Алкоголь.
    • Пищевой и иной этиловый спирт.
    • Изделия из табака, включая электронные аналоги.
    • Продукты из нефти, включая топливо.
    • Природный газ.
    • Драгоценные камни и украшения с ними.
    • Образовавшиеся в процессе производства вышеперечисленных товаров отходы, подходящие для дальнейшей переработки.

    При производстве, реализации и экспорте данных товаров налогоплательщик обязан включить акциз в цену товара с учетом установленной ставки. Последние описаны в ст. 193 НК РФ. Некоторые виды товаров из этого списка освобождены от акциза. Их полный список приведен в ст. 182-183 НК РФ.

    Ставки акцизов на некоторые виды товаров постоянно повышается – последние обновления датированы 2017-м годом.

    Группа налогов, к которой относится акциз: это прямой или косвенный налог?

    Чтобы определить, к какой группе налогов относятся акцизы, детализируем свойства прямых и косвенных налогов.

    Основной признак, по которому налоги подразделяются на прямые и косвенные — метод их взимания. При этом налог относится к группе:

    • прямых — если он установлен непосредственно на доход или имущество налогоплательщика, пользование и владение которым обосновывает налогообложение (налог на прибыль, имущество и др.);
    • косвенных — если представляет собой надбавку к цене товара (работы, услуги), оплата которой перекладывается на потребителя. Субъектом прямого налога выступает продавец товара, при этом его фактическим плательщиком является потребитель.

    Акцизы относятся к группе косвенных налогов, одним из отличительных признаков которых является регулирование потребления тех или иных видов товаров. При этом «одногруппники» акциза — налоги, попавшие в группу косвенных налогов несмотря на свою принадлежность к указанной группе, имеют свои задачи и свойства — об этом в следующем разделе.

    Подробности о прямых и косвенных налогах см. в статье «Какие налоги относятся к прямым и косвенным (таблица)?».

    Преимущества и недостатки прямых налогов, примеры

    Прямые сборы имеют преимущества, а также недостатки. Для бюджета большой плюс этих налогов состоит в том, что они выступают определенным и стабильным источником дохода. Расходы государства, связанные с взимание налогов, небольшие.

    Преимущества:

    1. Экономические: возможность установить зависимость между доходами человека и его платежами в бюджет.
    2. Социальные: прямые налоги позволяют распределить налоговые расходы таким образом, чтобы более обеспеченные слои общества платили в казну больше, чем малоимущие.

    Недостатки:

    1. Методика ведения бухгалтерского учета и доходности по этому налогу достаточно сложная. Отсюда возникают организационные недочеты данного налога.
    2. Надзорные – необходим жесткий контроль, связанный с поступлением прямых платежей. Он требует существенного совершенствования налогового механизма, а также разработки мер учета, контроля плательщиков.
    3. Прямые – связаны с уклонением от уплаты налогов, связанных с несовершенством финансового контроля и наличия коммерческой тайны.

    Что включается в систему косвенных налогов государства кроме акцизов

    Остановимся на 2 основных налогах, входящих вместе с акцизами в группу косвенных, — НДС и таможенных пошлинах.

    При сравнении акцизов с НДС можно отметить различающие их признаки, например:

    • индивидуализация ставок — по акцизам устанавливаются ставки в разных размерах на конкретные группы операций или подакцизных товаров, при этом ставки НДС ограничены тремя значениями (0, 10 и 18%) и применяются к широкому спектру товаров (работ, услуг);
    • виды налоговых ставок — для акцизов могут применяться твердые, адвалорные и комбинированные ставки, тогда как НДС устанавливается всегда только в % от налоговой базы;
    • отношение к процессу производства — акцизы не имеют отношения к издержкам производства и никак от них не зависят, а НДС взимается от формируемой на каждом этапе производства любого товара (работы, услуги) стоимости;
    • иные отличительные признаки.

    Сравнение акцизов с таможенными платежами показывает, что в отличие от НДС таможенные пошлины схожи с акцизами по индивидуализации ставок, но зависят не только от вида товара (ввозимого, вывозимого или перемещаемого через территорию РФ), но и от страны выпуска и специфических условий, устанавливаемых межгосударственными договорами.

    Каким налогом является акциз и в какой пропорции акцизы относятся к разным видам бюджетов РФ

    Чтобы разобраться, к какому виду налогов относятся акцизы, воспользуемся схемой:

    Акцизы относятся к налогам группы «федеральные налоги»и по отдельным объектам налогообложения и подакцизным товарам подлежат зачислению:

    • полностью в бюджет РФ (по автомобилям, табаку, спирту этиловому и др.);
    • частично в бюджет РФ и бюджеты субъектов (моторные масла, автомобильный бензин и др.);
    • полностью в бюджет субъектов РФ (на топливо печное бытовое, алкоголь крепостью менее 9% и др.).

    С особенностями структуры налоговых систем разных стран вас познакомят размещенные на нашем портале статьи:

    «Налоговая система РФ: понятие, элементы и структура»;

    «Налоговая система США и других зарубежных стран».

    Особенности акцизного налогообложения в 2021 году и к каким нововведениям готовиться в 2017-м

    Акцизный налог 2016 не особо отличался от предыдущих лет по разновидности объектов налогообложения и видам подакцизных товаров. В группу подлежащих обложению акцизами в 2016 году вошли такие виды товаров, как алкоголь, табак, легковые автомобили и ряд других. Ставки акциза по отдельным товарам остались на уровне предыдущего периода, на другие — выросли (к примеру, на пиво, вино, медовуху).

    Как в 2021 году изменялись акцизы на бензин — в материале «Снова выросли акцизы на топливо».

    Кроме того, 2021 год ознаменовался введением новых «акцизных» деклараций.

    О внесении изменений в используемые налогоплательщиком электронные сервисы заполнения налоговой отчетности по акцизам — в сообщении «Программа «Налогоплательщик» обновлена».

    В 2021 году акцизы ждет ежегодная индексация по отдельным группам подакцизных товаров. Под главным прицелом — алкоголь и табак.

    С акцизными планами государства вас познакомит сообщение «Депутаты обсудили повышение акцизов».

    Кроме того, список подакцизных товаров с 2021 года дополнился новыми объектами. Например, под «акцизное» обложение попали электронные системы доставки никотина и жидкости для них.

    Какие еще товары могут пополнить список подакцизных — см. сообщение «Спирт для производства косметики, бытовой химии и медицинских товаров хотят обложить акцизами».

    Отчетность и сроки уплаты акцизов

    Налоговый период для акцизов — календарный месяц. Причем перечислить транш по акцизам в бюджет и сдать декларацию по налогу следует не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим. Однако чиновники предусмотрели ряд исключений. Например, некоторые налогоплательщики обязаны платить аванс, а некоторые вправе отложить перечисление платежей по акцизам на три месяца. Подробнее в статье «Налоговый период по акцизам».

    • Статья 179 НК РФ. Налогоплательщики
    • Статья 80 НК РФ. Налоговая декларация, расчеты
    • Статья 187 НК РФ. Определение налоговой базы при реализации (передаче) или получении подакцизных товаров
    • Статья 191 НК РФ. Определение налоговой базы при ввозе подакцизных товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией
    • Статья 139 НК РФ. Порядок и сроки подачи жалобы

    В чем особенности «акцизного» налогообложения следующих товарных групп

    Рассмотрим отдельные нюансы обложения акцизами самых распространенных подакцизных товаров — табака и алкоголя.

    Среди основных характерных особенностей «табачного» акциза:

    • законодательно установленное нижнее пограничное значение суммы начисленного акциза;
    • присутствие в расчете термина «расчетная цена», не свойственная другим видам подакцизных товаров;
    • применение комбинированной акцизной ставки;
    • учет при расчете «табачного» акциза связан с понятиями «минимальная цена» и «максимальная цена», применение которых контролируется налоговиками.

    Как указанные нюансы влияют на конечную сумму «табачного» акциза — узнайте из материала «Какая ставка акциза установлена на табачную продукцию?».

    У «алкогольных» акцизов своеобразный набор отличительных свойств. Например:

    • ставка акциза находится в непосредственной взаимосвязи с уровнем крепости алкоголя (наименьшая ставка у безалкогольных напитков, наибольшая — у крепкого горячительного);
    • усложненная процедура документального обеспечения акцизного налогообложения (особые требования к объединенным банковским гарантиям и др.);
    • модернизированная система определения налоговой базы — с 2017 года налоговую базу по алкоголю необходимо сравнивать с объемом реализованного алкоголя по данным единой информационной госсистемы (ЕГАИС), и при наличии расхождений «алкогольной» базы по данным налогоплательщика в меньшую сторону в сравнении с информацией ЕГАИС расчет акциза производится исходя из зафиксированного ЕГАИС объема;
    • иные особенности.

    Дополнительные меры Правительства по повышению «алкогольных» акцизов — см. в сообщении «Акцизы на игристые вина могут поднять».

    Правовые основы

    Правовую основу регулирования косвенного налогообложения во взаимной торговле в таможенном союзе составляют следующие документы:

    - Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе от 25 января 2008 г. (далее - Соглашение);

    - Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе от 11 декабря 2009 г., (далее - Протокол);

    - Протокол о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе от 11 декабря 2009 г.;

    - Протокол от 11 декабря 2009 г. о внесении изменений в Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе от 25 января 2008 г.

    Перечисленные правовые акты предусматривают применение принципа взимания косвенных налогов по стране назначения в условиях отмены таможенного оформления и таможенного контроля на внутренних границах.

    Взимание НДС при импорте товаров осуществляется налоговыми органами, что влечет за собой необходимость усиления администрирования косвенных налогов в условиях отсутствия таможенного оформления товаров, а именно контроль за обеспечением полноты поступления в бюджет НДС по импортируемым товарам.

    Возмещение НДС производится налоговыми органами страны-экспортера на основании информации, полученной от налоговых органов страны-импортера без подтверждения таможенными органами факта осуществления экспорта.

    Протоколы направлены на улучшение качества налогового администрирования и предусматривают унификацию перечня документов, порядка и сроков возврата НДС по экспортным операциям, а также организацию информационного обмена между налоговыми органами.

    Указанные документы вступят в силу с принятием решения Межгоссовета (высшего органа таможенного союза) о введении в действие с 1 июля 2010 г. норм Соглашения, а также денонсированием действующих международных договоров и нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы косвенного налогообложения во взаимной торговле.

    Налоговая база

    Налоговая база по НДС определяется как стоимость передаваемых (предоставляемых) товаров, предусмотренная договором (контрактом), а также как стоимость выполненных работ по изготовлению, переработке продуктов по договорам (контрактам).

    Стоимость приобретенных товаров, в том числе товаров, являющихся результатом выполнения работ, определяется как цена сделки, подлежащая уплате поставщику за товары (работы, услуги), согласно условиям договора (контракта).

    Налоговая база для обложения акцизами товаров, являющихся результатом выполнения работ по договору (контракту) о переработке давальческого сырья, определяется как объем, количество (иные показатели) подакцизных товаров в натуральном выражении, в отношении которых установлены твердые (специфические) ставки акцизов, либо как стоимость подакцизных товаров, в отношении которых установлены адвалорные ставки акцизов.

    Налоговые ставки

    Ставки косвенных налогов на импортируемые товары во взаимной торговле не должны превышать ставки косвенных налогов, которыми облагаются аналогичные товары внутреннего производства.

    Суммы косвенных налогов, подлежащие уплате по импортированным товарам, исчисляются налогоплательщиком по налоговым ставкам, установленным законодательством государства, на территорию которого импортированы товары.

    При экспорте товаров применяется нулевая ставка НДС и (или) освобождение от уплаты акцизов (возмещение уплаченных сумм акцизов) при условии документального подтверждения факта экспорта и представлении в налоговые органы установленных документов.

    Порядок применения косвенных налогов при экспорте

    Налогоплательщик вправе получить налоговые вычеты (зачеты) в порядке, предусмотренном законодательством государства - участника таможенного союза в отношении товаров, экспортированных с территории этого государства за пределы таможенного союза.

    Порядок представления налоговой декларации

    Косвенные налоги, за исключением акцизов по маркируемым подакцизным товарам, уплачиваются не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров.

    Уплата акцизов по маркируемым подакцизным товарам производится в сроки, установленные законодательством государства-участника.

    Налоговые декларации представляются в налоговые органы по форме, установленной законодательством государства, на территорию которого импортированы товары, не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров.

    Соответствующие налоговые декларации представляются в налоговые органы в течение 180 календарных дней с даты передачи товаров.

    Одновременно с налоговой декларацией представляются следующие документы:

    - договор (его копия), на основании которого осуществляется экспорт (импорт) товаров;

    - выписка банка (ее копия), подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации экспортированных (импортированных) товаров на счет налогоплательщика.

    Если договором (контрактом) предусмотрен расчет наличными денежными средствами, представляется выписка банка (ее копия), подтверждающая фактическую уплату налога по ввезенным (вывезенным) товарам.

    В случае осуществления внешнеторговых товарообменных (бартерных) операций, предоставления товарного кредита (товарного займа, займа в виде вещей) налогоплательщик-экспортер представляет в налоговый орган документы, подтверждающие импорт товаров (выполнение работ, оказание услуг), полученных (приобретенных) им по указанным операциям;

    - заявление о ввозе (вывозе) товаров и уплате косвенных налогов (оригинал или копия по усмотрению налоговых органов);

    - транспортные документы, подтверждающие перемещение товаров.

    При непредставлении этих документов в установленный срок суммы косвенных налогов подлежат уплате в бюджет за налоговый (отчетный) период, на который приходится дата передачи товаров, либо иной установленный законодательством налоговый (отчетный) период с правом на вычет (зачет) соответствующих сумм НДС согласно законодательству государства, с территории которого экспортированы товары.

    В целях исчисления НДС при реализации товаров датой передачи признается дата первого по времени составления первичного бухгалтерского (учетного) документа, оформленного на покупателя товаров (первого перевозчика), либо дата выписки иного обязательного документа, предусмотренного законодательством государства-участника для налогоплательщиков НДС;

    - счета-фактуры, оформленные в соответствии с законодательством государства-участника при отгрузке товаров, если их выставление (выписка) предусмотрено законодательством;

    - информационное сообщение (если предусмотрено законодательством государства-участника), представленное налогоплательщику одного государства-участника налогоплательщиком другого государства-участника либо налогоплательщиком государства, не являющегося членом таможенного союза (подписанное руководителем (индивидуальным предпринимателем) и заверенное печатью организации), реализующим товары, импортированные с территории третьего государства-участника, о сведениях о налогоплательщике третьего государства-участника и договоре (контракте), заключенном с налогоплательщиком этого третьего государства-участника о приобретении импортированных товаров. Данное информационное сообщение должно содержать:

    номер, идентифицирующий лицо в качестве налогоплательщика;

    полное наименование налогоплательщика (организации или индивидуального предпринимателя);

    место нахождения (жительства) налогоплательщика;

    номер и дату договора (контракта);

    номер и дату спецификации.

    В целях исчисления акцизов по подакцизным товарам датой передачи товаров признается дата первого по времени составления первичного бухгалтерского (учетного) документа, оформленного на покупателя (получателя) товаров; по подакцизным товарам, произведенным из давальческого сырья, датой передачи признается дата подписания акта приема-передачи подакцизных товаров, если иное не предусмотрено законодательством государства-участника, на территории которого произведены подакцизные товары.

    Объем товаров, ставки акцизов, действующие на дату передачи вывозимых в государства-участники подакцизных товаров, а также суммы акцизов подлежат отражению в соответствующей налоговой декларации по акцизам.

    Порядок применения косвенных налогов при импорте

    Взимание косвенных налогов по товарам, импортируемым на территорию одного государства-участника с территории другого государства-участника осуществляется налоговым органом государства-участника, на территорию которого импортированы товары, по месту постановки на учет налогоплательщиков - собственников товаров, включая налогоплательщиков, применяющих специальные режимы налогообложения.

    Суммы косвенных налогов, уплаченные (зачтенные) по товарам, импортированным на территорию одного государства-участника с территории другого государства-участника, подлежат вычетам (зачетам) в порядке, предусмотренном законодательством государства, на территорию которого импортированы товары.

    При импорте товаров на территорию одного государства-участника с территории другого государства-участника косвенные налоги взимаются налоговыми органами государства-импортера, если иное не установлено законодательством этого государства в части товаров, подлежащих маркировке акцизными марками (учетно-контрольными марками, знаками).

    Косвенные налоги не взимаются при импорте на территорию государства-участника товаров, которые в соответствии с законодательством этого государства не подлежат налогообложению при ввозе на его территорию.

    Особенности применения косвенных налогов при импорте в особые (специальные, свободные) экономические зоны устанавливаются международным договором, заключаемым между сторонами и регулирующим вопросы функционирования специальных экономических зон, определения порядка налогообложения товаров, ввозимых на территории специальных экономических зон, и таможенной процедуры свободной таможенной зоны.

    Ответственность

    В случае неуплаты, неполной уплаты косвенных налогов либо уплаты косвенных налогов с нарушением установленных срока налоговый орган взыскивает косвенные налоги и пени в порядке и размере, установленном законодательством государства-участника, с территории которого экспортированы товары, а также применяет способы обеспечения исполнения обязательств по уплате косвенных налогов, пеней и меры ответственности, установленные законодательством этого государства.

    При представлении налогоплательщиком документов по истечении установленного срока уплаченные суммы косвенных налогов подлежат вычету (зачету), возврату в соответствии с законодательством государства-участника, с территории которого экспортированы товары. Суммы пеней, штрафов, начисленные и уплаченные за нарушение сроков уплаты косвенных налогов, возврату не подлежат.

    Если представленные налогоплательщиком сведения о перемещении товаров и уплате косвенных налогов не соответствуют данным, полученным в рамках установленного между налоговыми органами государств-участников обмена информацией, налоговый орган взыскивает косвенные налоги и пени в порядке и размере, предусмотренных законодательством государства-участника, с территории которого экспортированы товары, а также применяет способы обеспечения исполнения обязательств по уплате косвенных налогов, пеней и меры ответственности, установленные законодательством этого государства.

    В случаях неуплаты или неполной уплаты косвенных налогов по импортированным товарам либо уплаты косвенных налогов в более поздний срок по сравнению с установленным, а также в случаях выявления фактов непредставления налоговых деклараций, представления их с нарушением установленного срока либо в случаях несоответствия данных, указанных в налоговых декларациях, данным, полученным в рамках обмена информацией между налоговыми органами государств-участников, налоговый орган взыскивает косвенные налоги и пени в порядке и размере, установленных законодательством государства-участника, на территорию которого импортированы товары, а также применяет способы обеспечения исполнения обязательств по уплате косвенных налогов, пеней и меры ответственности, установленные законодательством этого государства.

    При использовании товаров, импорт которых на таможенную территорию государства-участника в соответствии с его законодательством осуществлен без уплаты косвенных налогов, в иных целях, чем те, в связи с которыми предоставлены освобождение или иной порядок уплаты, импорт таких товаров подлежит обложению косвенными налогами в установленном порядке.

    Споры и разногласия между государствами-участниками, связанные с толкованием и (или) применением Протоколов, разрешаются путем консультаций или переговоров. В случае недостижения согласия в течение 6 месяцев с даты начала таких консультаций или переговоров спор передается по инициативе любой из заинтересованных сторон на рассмотрение в Суд ЕврАзЭС.

    Налогообложение услуг, выполнения работ

    Налоговая база, ставки косвенных налогов, порядок их взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяются в соответствии с законодательством государства - участника таможенного союза, территория которого признается местом реализации работ, услуг.

    В целях подтверждения места реализации работ и услуг подаются договор (контракт) на выполнение работ и оказание услуг и документы, подтверждающие само выполнение работ и оказание услуг.

    Для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС одновременно с налоговой декларацией представляются:

    - договор (контракт), заключенный между налогоплательщиками (плательщиками) государств-участников;

    - документы, подтверждающие факт выполнения работ, оказания услуг;

    - документы, подтверждающие вывоз (ввоз) товаров;

    - заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов;

    - таможенная (грузовая таможенная) декларация, подтверждающая вывоз продуктов переработки давальческого сырья за пределы территории государств-участников;

    - иные документы, предусмотренные законодательством государств-участников.

    Местом реализации работ, услуг признается территория государства - участника таможенного союза:

    - если работы, услуги непосредственно связаны с недвижимым (движимым) имуществом, находящимся на территории этого государства;

    - если при осуществлении работ, услуг используются транспортные средства, находящиеся на территории этого государства;

    - если на территории этого государства оказываются услуги в сфере культуры, искусства, образования, физической культуры, туризма, отдыха и спорта;

    - если налогоплательщиком (плательщиком) этого государства приобретаются консультационные, юридические, бухгалтерские, аудиторские, рекламные, дизайнерские и другие виды услуг.

    В случае если налогоплательщиком (плательщиком) выполняются, оказываются несколько видов работ, услуг и реализация одних работ, услуг носит вспомогательный характер по отношению к реализации других работ, услуг, местом реализации вспомогательных работ, услуг признается место реализации основных работ, услуг.

    Информационный обмен

    Правовую основу обмена между налоговыми органами информацией, необходимой для администрирования косвенных налогов во взаимной торговле, составляют межведомственный Протокол об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов от 11 декабря 2009 г., а также форма заявления и правила (порядок) заполнения заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, являющиеся его Приложениями.

    Обмен информацией о суммах косвенных налогов, уплаченных в бюджеты государств, осуществляется в форме реестров заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов в виде файлов в соответствии с требованиями к составу и структуре информации в электронном виде.

    Обмен информацией между налоговыми органами осуществляется ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была произведена отметка налогового органа на заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов. Прием информации каждым из государств подтверждается уведомлением со стороны получателя в течение 3 дней.

    Ответ на запрос в форме заявления либо уведомление о его отсутствии направляется стороне-получателю не позднее 10 рабочих дней с момента получения запроса.

    Общая характеристика косвенных налогов. Взимание НДС и акци­зов: краткая характеристика мирового и российского опыта.

    Плательщики НДС, особенности их правового статуса. Освобожде­ние от исполнения обязанности налогоплательщика. Объект налого­обложения. Операции, не подлежащие налогообложению (освобождае­мые от налогообложения), их классификация. Налоговая база. Порядок определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг). Налоговый и отчетный период. Налоговая ставка. Исчисление суммы НДС: сумма налога, предъявляемая покупателю; сумма налога, подле­жащая уплате в бюджет; налоговые вычеты. Счет-фактура. Возмеще­ние НДС из бюджета. Заявительный порядок возмещения налога. Судебные споры, касающиеся возмещения НДС из бюджета. Порядок и сроки уплаты НДС. Сроки подачи налоговой отчетности.

    Тема 17. Региональные налоги

    Общая характеристика налога на имущество организаций, осо­бенности установления и введения. История налогообложения иму­щества организаций в России. Налогоплательщики, их виды. Объект налогообложения, особенности его определения для различных категорий налогоплательщиков. Имущество, не признаваемое объектом налогообложения. Налоговая база, особенности ее расчета для различных категорий налогоплательщиков. Среднегодовая стоимость имущества, инвентаризационная стоимость имущества. Основания для отдельного расчета налоговой базы. Обязанность уполномоченных органов и специализированных организаций, осуществляющих учет и техническую инвентаризацию объектов недвижимого имущества. Налоговая ставка, ее особенность. Налоговые льготы, их классификация. Порядок исчисления и уплаты налога и авансовых платежей. Основания для отдельного исчисления суммы налога, подлежащей уплате в бюджет. Налоговый и отчетный период, особенности подачи налоговой декларации.

    Общая характеристика налога на игорный бизнес, особенности установления и введения. Специальные понятия, используемые в целях исчисления налога на игорный бизнес. Налогоплательщики, их виды. Объект налогообложения, его особенности, регистрация объектов налогообложения. Налоговая база. Налоговая ставка, особенность ее установления. Порядок исчисления и уплаты налога. Налоговый период. Налоговая декларация.

    Общая характеристика транспортного налога, особенности установления и введения. Определение понятия налогоплательщика по транспортному налогу. Транспортные средства, признаваемые объектом на­логообложения. Транспортные средства, не признаваемые объектом налогообложения. Особенности определения налоговой базы для различных категорий транспортных средств (в отношении транспортных средств, имеющих двигатели; в отношении водных несамоходных (бук­сируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость; в отношении других водных и воздушных транспорт­ных средств). Особенность налоговой ставки. Обязанность органов, осу­ществляющих государственную регистрацию транспортных средств.

    Порядок исчисления налога для физических лиц и организаций. Порядок и сроки уплаты налога. Налоговый период.

    Тема 18. Местные налоги

    Общая характеристика и значение земельного налога, особенности установления и введения. Полномочия представительных органов муниципальных образований (законодательных (представительных) ор­ганов государственной власти городов федерального значения Моск­вы и Санкт-Петербурга) при установлении земельного налога. Плательщики земельного налога, лица, не являющиеся плательщиками земельного налога. Объект налогообложения. Земельные участки, не облагаемые земельным налогом. Налоговая база. Кадастровая стоимость земельного участка. Особенности расчета налоговой базы для разных категорий налогоплательщиков (организаций, физических лиц, инди­видуальных предпринимателей). Налоговые льготы (не облагаемые налогом суммы, освобождения от налогообложения, иные льготы). На­логовая ставка, установление дифференцированных налоговых ставок. Порядок исчисления и уплаты налога и авансовых платежей (само­стоятельно налогоплательщиками, налоговыми органами). Налоговый и отчетный период. Налоговая декларация, налоговый расчет.

    Общая характеристика налога на имущество физических лиц, особен­ности установления и введения. История налогообложения имущества физических лиц в России. Налогоплательщики. Виды имущества, при­знаваемого объект налогообложения. Налоговая ставка, особенности ее установления. Налоговые льготы, их классификация (освобождение от уплаты налога некоторых категорий физических лиц, освобождение от уплаты налога на строения, помещения и сооружения). Порядок исчисления и уплаты налога. Инвентаризационная стоимость объек­тов налогообложения. Особенности исчисления и уплаты налога по новым строениям, помещениям и сооружениям; в случае уничтоже­ния, полного разрушения строения, помещения, сооружения; при перехо­де права собственности на строение, помещение, сооружение. Обязан­ность уполномоченных органов и специализированных организаций, осуществляющих учет и техническую инвентаризацию объектов не­движимого имущества. Налоговый период.

    Читайте также: