Как налоги попадают в бюджет

Опубликовано: 13.05.2024

В современных условиях главная задача деятельности большинства организаций — увеличение поступления денег и сокращение платежей в бюджет. Осуществить ее поможет составление налогового бюджета, речь о котором пойдет в настоящей статье. Налоговый бюджет позволяет спрогнозировать суммы налоговых отчислений с целью их минимизации.

Без налогового бюджетирования сложно добиться эффективности общего бюджетирования предприятия. Ведь бюджет налогов связан с конечными формами: бюджетным балансом, бюджетом доходов и расходов, бюджетом движения денежных средств.

Налоговый бюджет организации представляет собой оптимизированный на альтернативной основе результирующий свод налоговых доходов (экономии на налогах) и налоговых расходов компании (затрат, связанных с организацией налогового менеджмента, налоговым планированием, оптимизацией и самоконтролем), нацеленный на получение максимально возможного объема налоговой прибыли и эффективное ее использование.

Бюджет налогов составляется для дальнейшего расчета финансовых показателей компании и определения влияния на них налогового бремени; формирования платежного календаря; оптимизации налогов.

Для крупных компаний холдингового типа целесообразно составлять налоговые бюджеты каждой структуры и общий налоговый бюджет всей консолидированной группы в целом. Решение о формировании налогового бюджета принимается с учетом специфики деятельности и размера предприятия.

Модель такого налогового бюджета, его структура и варианты возможных управленческих решений представлены на рисунке.


Модель налогового бюджета организации

Формирование бюджета налогов является достаточно трудоемкой процедурой. Она требует взаимодействия нескольких служб: бухгалтерской, планово-экономической и финансовой- и зависит от многих параметров (например, от учетной политики компании в области управленческого и налогового учета).

Место бюджета налогов в бюджетной модели компании

В сложных холдинговых структурах формирование бюджета налогов может производиться как по компании в целом, так и по отдельным центрам ответственности.

Полный бюджет налогов формируется в самостоятельных структурных единицах (в центрах прибыли и центрах инвестиций). Для подразделений, являющихся центрами затрат, могут быть рассчитаны следующие виды налогов: страховые, налог на имущество, транспортный налог и др. (в зависимости от специфики предприятия и конкретного подразделения). Большая же часть налогов может быть рассчитана только по компании в целом: НДС, земельный налог, налог на дивиденды и т.д.

Обратите внимание. Формированием бюджета налогов должна заниматься финансово-экономическая служба (отдел бюджетного планирования, планово-экономический отдел, отдел планирования налоговых платежей), а расчетом отдельных параметров (например, налогооблагаемой базы) — соответствующие подразделения компании в зависимости от распределения ответственности за бюджетные показатели.

Когда операционные бюджеты (кроме бюджета расходов и доходов) и инвестиционный бюджет будут составлены, соответствующий отдел может заниматься планированием налогов.

После определения «затратных» налогов и налога на прибыль формируется бюджет доходов и расходов, а также определяется чистая прибыль. Затем составляется график расчетов с поставщиками и покупателями, формируется бюджет движения денежных средств и рассчитываются платежи по НДС. Информация о перечисляемых в бюджет платежах по НДС может потребовать пересмотра бюджета движения денежных средств (в связи с необходимостью дополнительного оттока денежных средств). Поэтому нельзя стопроцентно утверждать, что окончательный вариант бюджета движения денежных средств готовится до составления бюджета НДС, так как изначальный вариант еще может корректироваться. В свою очередь, первоначальный расчет НДС также может измениться. После того как бюджеты налогов составлены, формируется прогнозный баланс.

На какой срок составлять бюджет?

Бюджет налогов составляется с той же периодичностью и в те же сроки, что и основные бюджеты компании (бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств, прогнозный баланс). Как правило, в годовых или квартальных бюджетах проводится помесячная разбивка, а все данные по каждому месяцу показываются отдельно. Поскольку по многим налогам отчетным или налоговым периодом является месяц, то помесячный расчет плановых налоговых платежей будет оптимальным вариантом. Данный документ не является отчетным и предназначен для внутреннего пользования и внутрифирменного управления, поскольку несет в себе коммерческую тайну организации.

Комментарий специалиста: В. Ю. Халезин,консультант по экономическим вопросам ООО «Онегин-Консалтинг» (г. Санкт-Петербург)

В нашей компании корпоративный налоговый бюджет составляется по мере необходимости (раз в месяц, квартал, год, на среднесрочную перспективу) либо в зависимости от законодательно установленных налоговых периодов и анализируется налоговым менеджером.

Документ создается с учетом следующих дат:

  • годовой бюджет — до 1 декабря года, который предшествует планируемому периоду (например, на 2012 г. — до 01.12.2011);

  • квартальный бюджет — до 10-го числа месяца, который предшествует планируемому кварталу (например, на III квартал — до 10 июня);

  • месячный бюджет — до 10-20-х чисел месяца, который предшествует планируемому периоду (например, на июнь — до 10–20 мая).

Как собрать информацию

Сначала следует проанализировать весь перечень налогов и сборов. Для этого необходимо определить взаимосвязь с другими бюджетами, выбрать документы, данные которых можно использовать для формирования налогового плана. На их основании рассчитывают налогооблагаемую базу по каждому из платежей. В расчет принимают только те налоги, которые организация должна платить.

Составляем бюджет налогов

Процедуру формирования бюджета налогов необходимо начать с планирования начисления налогов, налоговых платежей и налоговой задолженности.

Для расчета планируемых сумм начисления налогов используются следующие исходные данные:

планируемые показатели для расчета налогооблагаемой базы (площадь, количество сотрудников, расходы на персонал, добавленная стоимость, налогооблагаемая прибыль и т. д.);

налоговое законодательство (порядок уплаты налогов и сборов — ставки по налогам, сроки начисления и уплаты налогов, льготы по налогам);

прочие данные (соглашения о реструктуризации, графики погашения реструктуризированной задолженности, графики реструктуризации, графики погашения пеней и штрафов и т. п.).

Обратите внимание. Структура исчисляемых налогов зависит от нескольких факторов: специфики видов деятельности, осуществляемых организацией; выбранного режима налогообложения; наличия определенного имущества в собственности или пользовании компании (земельные участки, здания (сооружения), недра, транспортные средства, иное имущество); места осуществления деятельности и др.

Мы не будем останавливаться на упрощенной системе налогообложения, так как она предназначена для использования малыми предприятиями с небольшими оборотами (в них из-за размера зачастую отсутствует необходимость бюджетирования).

Рассмотрим общий режим налогообложения, присущий большинству организаций.

Окончательно сформированный налоговый бюджет может содержать в себе следующую информацию: сроки уплаты, суммы платежей, подлежащих перечислению в бюджет, совокупный перечень налогов к уплате. Целесообразно к форме налогового бюджета приложить справочную информацию для проверки правильности исчисления налогов.

Пример налогового бюджета приведен в таблице.

Налоговый бюджет на I квартал 2012 г., руб.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 120-ФЗ статья 56 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2005 г.

Статья 56 . Налоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 56 БК РФ

1. В бюджеты субъектов Российской Федерации подлежат зачислению налоговые доходы от следующих региональных налогов:

налога на имущество организаций - по нормативу 100 процентов;

налога на игорный бизнес - по нормативу 100 процентов;

транспортного налога - по нормативу 100 процентов.

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 1 января 2024 г. - Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N 456-ФЗ

Пункт 2 изменен с 15 октября 2020 г. - Федеральный закон от 15 октября 2020 г. N 327-ФЗ

2. В бюджеты субъектов Российской Федерации подлежат зачислению налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, в том числе предусмотренных специальными налоговыми режимами налогов:

налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в бюджеты субъектов Российской Федерации, - по нормативу 100 процентов;

ГАРАНТ:

Федеральным законом от 27 ноября 2017 г. N 345-ФЗ (в редакции Федерального закона от 28 ноября 2018 г. N 456-ФЗ) действие абзаца третьего пункта 2 статьи 56 настоящего Кодекса приостановлено с 1 января 2018 г. до 1 января 2025 г.

В 2018 - 2024 гг. налог на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до дня вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в бюджеты субъектов РФ, зачисляется в бюджеты субъектов РФ по нормативу 75 процентов. Налог на прибыль организаций при выполнении Соглашения о разработке Пильтун-Астохского и Лунского месторождений нефти и газа на условиях раздела продукции зачисляется в бюджеты субъектов РФ по нормативу 25 процентов

налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции" и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, - по нормативу 75 процентов;

налога на доходы физических лиц (за исключением налога на доходы физических лиц в отношении доходов, указанных в абзацах тридцать пятом и тридцать шестом статьи 50 настоящего Кодекса и абзацах пятом и пятьдесят четвертом настоящего пункта) - по нормативу 85 процентов;

налога на доходы физических лиц, уплачиваемого иностранными гражданами в виде фиксированного авансового платежа при осуществлении ими на территории Российской Федерации трудовой деятельности на основании патента, - по нормативу 100 процентов;

акцизов на спирт этиловый из пищевого или непищевого сырья - по нормативу 100 процентов;

акцизов на спиртосодержащую продукцию - по нормативу 100 процентов;

ГАРАНТ:

Федеральным законом от 28 ноября 2018 г. N 456-ФЗ действие абзаца восьмого пункта 2 статьи 56 настоящего Кодекса приостановлено с 1 января 2021 г. до 1 января 2024 г.

Федеральным законом от 30 ноября 2016 г. N 409-ФЗ (в редакции Федерального закона от 14 ноября 2017 г. N 315-ФЗ) действие абзаца восьмого пункта 2 статьи 56 настоящего Кодекса было приостановлено с 1 января 2017 г. до 1 января 2021 г.

Акцизы на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории РФ, зачисляются в бюджеты субъектов РФ: в 2017 г. - по нормативу 61,7 процента, в 2018 г. - по нормативу 57,1 процента, в 2019 г. - по нормативу 58,1 процента, в 2020 г. - по нормативу 58,2 процента

акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации, - по нормативу 88 процентов;

ГАРАНТ:

В 2020 г. налоговые доходы от акцизов на средние дистилляты, производимые на территории РФ, подлежащие зачислению в бюджеты субъектов РФ в соответствии с нормативом, установленным статьей 56, подлежат распределению территориальными органами Федерального казначейства между бюджетами субъектов РФ в соответствии с приложением к Федеральному закону от 31 июля 2020 г. N 263-ФЗ

акцизов на средние дистилляты, производимые на территории Российской Федерации, - по нормативу 50 процентов;

акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов, за исключением пива, вин, фруктовых вин, игристых вин (шампанских), винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята, - по нормативу 80 процентов;

акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов, включающую пиво, вина, фруктовые вина, игристые вина (шампанские), винные напитки, изготавливаемые без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята, - по нормативу 100 процентов;

Информация об изменениях:

акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта до 9 процентов включительно - по нормативу 100 процентов;

акцизов на виноматериалы, виноградное сусло, фруктовое сусло - по нормативу 100 процентов;

налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых - по нормативу 100 процентов;

ГАРАНТ:

Федеральным законом от 14 декабря 2015 г. N 381-ФЗ (в редакции Федерального закона от 2 июня 2016 г. N 158-ФЗ) действие абзаца пятнадцатого пункта 2 статьи 56 настоящего Кодекса в части зачисления в федеральный бюджет и бюджет Магаданской области налоговых доходов от налога на добычу полезных ископаемых, уплаченного с коэффициентом 0,6 участниками Особой экономической зоны в Магаданской области в отношении полезных ископаемых, добытых на участках недр, расположенных полностью или частично на территории Магаданской области, было приостановлено с 1 января 2016 г. до 1 января 2018 г.

С 1 января 2016 г. до 1 января 2018 г. налоговые доходы от налога на добычу полезных ископаемых, уплаченного с коэффициентом 0,6 участниками Особой экономической зоны в Магаданской области в отношении полезных ископаемых, добытых на участках недр, расположенных полностью или частично на территории Магаданской области, подлежат зачислению в бюджет Магаданской области по нормативу 100 процентов

налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых, в отношении которых при налогообложении установлен рентный коэффициент, отличный от 1, полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, природных алмазов и общераспространенных полезных ископаемых) - по нормативу 60 процентов;

налога на добычу полезных ископаемых в виде природных алмазов - по нормативу 100 процентов;

регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) - по нормативу 5 процентов;

сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) - по нормативу 80 процентов;

сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам) - по нормативу 80 процентов;

сбора за пользование объектами животного мира - по нормативу 100 процентов;

налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в том числе минимального налога, - по нормативу 100 процентов;

абзац двадцать второй (ранее - двадцать первый) утратил силу с 1 января 2013 г.;

Информация об изменениях:

абзац двадцать третий утратил силу с 1 января 2017 г.;

Информация об изменениях:

абзац двадцать четвертый (ранее - двадцать третий) утратил силу с 1 января 2013 г.;

Информация об изменениях:

государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов), за исключением государственной пошлины, предусмотренной абзацами сорок восьмым и пятидесятым настоящего пункта, - по нормативу 100 процентов:

по делам, рассматриваемым конституционными (уставными) судами соответствующих субъектов Российской Федерации;

за совершение нотариальных действий нотариусами государственных нотариальных контор и (или) должностными лицами органов исполнительной власти, уполномоченными в соответствии с законодательными актами Российской Федерации и (или) законодательными актами субъектов Российской Федерации на совершение нотариальных действий;

за государственную регистрацию межрегиональных, региональных и местных общественных объединений, отделений общественных объединений, а также за государственную регистрацию изменений их учредительных документов;

за государственную регистрацию региональных отделений политических партий;

за государственную регистрацию договора о залоге транспортных средств, включая выдачу свидетельства, а также за выдачу дубликата свидетельства о государственной регистрации договора о залоге транспортных средств взамен утраченного или пришедшего в негодность в части регистрации залога тракторов, самоходных дорожно-строительных машин и иных машин и прицепов к ним;

за выдачу квалификационного аттестата, предоставляющего право осуществлять кадастровую деятельность;

за выдачу свидетельства о государственной аккредитации региональной спортивной федерации;

за государственную регистрацию средства массовой информации, за внесение изменений в запись о регистрации средства массовой информации (в том числе связанных с изменением тематики или специализации), продукция которого предназначена для распространения преимущественно на территории субъекта Российской Федерации, территории муниципального образования;

за государственную регистрацию средства массовой информации, за внесение изменений в запись о регистрации средства массовой информации (в том числе связанных с изменением тематики или специализации), продукция которого предназначена для распространения преимущественно на всей территории Российской Федерации, за ее пределами, на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;

за действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием пользования участками недр местного значения;

за действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием заготовки, переработки и реализации лома цветных металлов, с лицензированием заготовки, переработки и реализации лома черных металлов;

за предоставление лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, выдаваемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

за действия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, связанные с лицензированием образовательной деятельности, осуществляемым в пределах переданных полномочий Российской Федерации в области образования;

за действия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, связанные с осуществляемой в пределах переданных полномочий Российской Федерации в области образования государственной аккредитацией образовательной деятельности;

за предоставление лицензии на производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции в части произведенной из конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, не соответствующей национальным стандартам и техническим регламентам, или получаемой при переработке отходов производства этилового спирта и алкогольной продукции;

за выдачу исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области контроля (надзора), свидетельств об аккредитации в целях признания компетентности организации в соответствующей сфере науки, техники и хозяйственной деятельности для участия в проведении мероприятий по контролю;

за действия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по проставлению апостиля на документах государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях в пределах переданных полномочий Российской Федерации в области образования;

за выдачу уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов;

Абзац сорок третий (ранее - сорок второй) утратил силу с 1 января 2013 г.

Информация об изменениях:

абзац сорок четвертый (ранее - сорок третий) утратил силу с 1 января 2013 г.;

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоги, взносы, пошлины


Собрали в одной статье все самое важное об общей системе налогообложения: будет полезно и тем, кто уже на нее перешел, и тем, кто только планирует переход.

Краткая справка

Если условия упрощенных режимов нет возможности выполнить (и у вас отсутствует регистрация на территории Сколково) — то остается только традиционка.

При любой ошибке или промахе налоговая с удовольствием переводит на ОСНО, пересчитав налоги задним числом. А у иностранных представительств даже выбора нет.

Как перейти? Основная система — это налогообложение, которое устанавливается по умолчанию.

Обязательные налоговые платежи

Налог на прибыль по общим правилам составляет 20% для организаций и 13% с доходов для предпринимателей. К новым льготникам относятся IT-предприятия, им разрешили платить не более 3%. Причем в региональный бюджет уходит целых 0%.

Полный перечень льготников можно найти в ст. 284–284.6 НК РФ.

Остальные организации отправляют в федеральный бюджет 17% и 3% в региональный. Предприниматели полностью на все 13% финансируют бюджет по месту прописки.

Размер налога на добавленную стоимость зависит от вида деятельности и продаваемого товара, он варьируется от 0 до 20%.

Налог на имущество у организаций доходит до 2,2%, у предпринимателей до 2%.

Лимиты

Любой налогоплательщик может попросить освобождение от уплаты НДС. Для этого выручка, очищенная от НДС, за последние 3 месяца не должна превысить 2 млн руб., а в числе продукции не должны присутствовать акцизные товары.

Налоговая база

Простыми словами можно сказать, что это разница между доходами и расходами. Но это формула состоит из нескольких частей.

Отдельно рассчитывается прибыль от реализации, к ней прибавляется внереализационная и вычитаются убытки, подлежащие переносу.

Совмещение

Организации были бы рады, если можно было совмещать с каким-либо спецрежимом, но такой возможности в НК не предусмотрено.

Предприниматели могут скрестить ОСН с ПСН, т.е. купить патент на отличный от традиционного вид деятельности.

А если ООО работает на общей системе налогообложения, может ли ее обособленное подразделение применять упрощенку «доходы минус расходы»?

Невозможно, если головная организация находится на общей системе налогообложения.

Декларации

Обязательное предоставление декларации по прибыли нарастающим итогом — каждый квартал до 28 числа.

Декларацию по НДС надо сдавать до 25 числа ежеквартально.

Это самое интересное. От подтверждения расходов и разъяснения доходов зависит годовое значение прибыли. При получении убытков налог на прибыль не начисляется.

Доходы могут принимать как денежную, так и натуральную форму. Бухгалтеры должны отдельно учитывать доходы от реализации и внереализационные. В ст. 251 есть закрытый список доходов, которые не могут повлиять на налог с прибыли.

От того, какую стратегию организация выбрала в учетной политике, будет зависеть финансовый результат в моменте.

Налогоплательщик имеет право отрегулировать метод признания доходов и расходов.

Метод начисления позволяет доходы считать на день перехода права собственности при реализации имущества (кроме объектов недвижимости) или дату передачи результатов выполненных работ, оказанных услуг, а также имущественных прав.

Кассовым методом считают доходы в день поступления денег или иного имущества.

Правила признания внереализационных доходов установлены в п. 4 ст. 271 НК РФ.

С расходами ещё сложнее и строже. Они должны выполнять сразу три условия:

  • быть экономически обоснованы;
  • связаны с полученным доходом;
  • документально доказаны.

Несмотря на то, что в кодексе нет четкого списка подтверждающих документов, за любое нарушение оформления подобной первички налоговый инспектор откажет в уменьшении доходов.

Нужно четко понимать, на что вы тратите деньги:

  • не уменьшают прибыль расходы из ст. 270 кодекса;
  • в нереализационные можно списать, но в определенном размере (ст. 265 НК РФ);
  • непосредственно для производство товаров, работ и услуг вы используете прямые и косвенные расходы. Прямые расходы идут в расчет одновременно с реализацией товара, а косвенные единовременно списываются в текущем периоде.

Уплата налога на прибыль

Количество авансовых платежей зависит от размеров бизнеса.

  1. Налогоплательщики из п.2 ст.286 НК РФ платят ежемесячные платежи до 28 числа, для этого они должны были достигнуть миллионной выручки без НДС в месяц.
  2. Поквартально обязаны платить налогоплательщики из пункта 3 статьи 286 НК РФ.
  3. Годовой платеж платят все не позднее 28 марта.

Как уменьшить налог на прибыль при ОСНО?

Налог зависит от налоговой базы, на нее влияют полученные доходы и понесенные расходы. Спасительной таблетки не существует, но есть несколько законных способов:

  • найти неучтенные расходы, например, на обучение сотрудников, форменную одежду, услуги маркетолога, амортизация основных средств, уплата государственных пошлин и т. д.;
  • пересмотреть учетную политику;
  • приобрести основные средства в лизинг;
  • обнаружить убытки прошлых лет;
  • использовать льготы по налогу на прибыль.


Расим Назаров - руководитель налоговой практики

Управляющий партнер. Руководитель налоговой практики.

С учётом роста налоговой нагрузки на бизнес и совершенствованию работы фискальных органов в налоговом администрировании, нельзя недооценить важность бюджета по налогам.

Составление бюджета по налогам — это, если так можно сказать, вишенка всего процесса бюджетирования. Для составления бюджета по налогам должен быть отлажен весь процесс бюджетирования, четко определена финансовая структура компании с определением центров финансовой ответственности.Бюджет формируется исходя из целей компании, а цели компании - это все-таки желаемое видение реальности, и для его реализации необходимо поработать, при этом внешняя среда или форс-мажоры могут внести свои коррективы.Формирование бюджета может позволить превентивно реагировать на возможные проблемы с налогообложением в будущем.

Поскольку для составления бюджета по налогам необходимо понимать особенности исчисления налогов и страховых взносов, составление данного бюджета необходимо вверить наиболее компетентному и квалифицированному сотруднику в этой области, в нашем случае это главный бухгалтер, но в некоторых компаниях есть позиции налоговых менеджеров и, возможно, это именно ему стоить поручить данную задачу. Каким центром финансовой ответственности будет являться данный сотрудник или подразделение вопрос дискуссионный. Некоторые компании посчитают это центром затрат, некоторые центром учета, а, может быть, в отношении разных налогов - и то и другое. Все зависит от того, как компания понимает возможности влияния на сумму налогов.

В нашем случае мы определили данный ЦФО как центр учета, но при этом у нас установлены целевые показатели по налоговой нагрузке и налоговым рискам для контроля исполнения налоговой функции. Это обусловлено тем, что на исчисление каких-то налогов главный бухгалтер повлиять не может, например, на зарплатные налоги, поскольку размер заработной платы определяется топ-менеджментом компании. Но, например, в случае с налогом на прибыль главный бухгалтер может в какой-т остепени влиять на сумму налога, используя легальные способы налоговой оптимизации в виде накопленных убытков, амортизационной премии, создания резервов и т.д.

Теперь давайте подробней рассмотризначимые налоги.

Поскольку НДС к уплате в бюджет определяется как сумма исчисленного НДС уменьшенная на сумму налоговых вычетов и увеличенная на сумму восстановленного НДС (п.1 ст. 173 НК РФ), для расчета бюджета по НДС необходимо понимать структуру облагаемой НДС выручки и затрат, поскольку выручка формирует исчисленный НДС, а затраты формируют вычеты по НДС. Соответственно, мы планируем выручку и затраты с признаком облагаемых и освобождаемых от налогообложения НДС операций, где это возможно. Да по факту возникают расхождения, потому что по не существенным затратам мы не можем спланировать у какого поставщика мы будем покупать и соответственно какую систему налогообложения он будет применять.

Компании, осуществляющие как облагаемые НДС, так и освобождаемые от налогообложения операции должны прогнозировать структуру таких доходов, потому что в зависимости от структуры облагаемых и необлагаемых доходов ст. 170 НК РФ предусмотрены правила учета «входящего» НДС: он может быть принят к вычету полностью или частично, учтен в стоимости актива (п. 4 ст. 170 НК РФ) или восстановлен (в отношении активов и операций, указанных в п. 3 ст. 170 НК РФ). Наличие таких особенностей обуславливает необходимость ведения прогнозного регистра облагаемые НДС, так и освобождаемые от налогообложения операции.

Кроме того, для исчисления НДС сотруднику, отвечающему за подготовку бюджета по налогам,необходимо знать суммы входящих и исходящих денежных потоков, связанные с расчетами с контрагентами по операционной деятельности. Это связанно с тем, что при получении оплаты, частично оплаты в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), имущественных прав компания должна исчислить НДС (абз. 2 п. 1 ст. 154 НК РФ, п. 1 ст. 166 НК РФ), а при отгрузке принять к вычету (п. 8 ст. 171 НК РФ, п. 6 ст. 172 НК РФ). В то же время компания вправе принять к вычету НДС по суммамоплаты, частичной оплаты перечисленным в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав при наличие предусмотренных НК РФ документов (п. 12 ст.171 НК РФ, п. 9 ст. 172 НК РФ).

Особенно важно прогнозировать НДС по денежному потоку для компаний, выступающих генеральными подрядчиками по длинным контрактам, мы стараемся договорится о перечислении предоплаты в начале месяца или квартала для того, чтобы успеть также перечислить нашим поставщикам. В случае если работы не сдаются нами в рамках квартала это позволяет нам не замораживать деньги на исчислении НДС с предоплаты.

В общих случаях НДС рассчитывается в одном квартале, а уплачивается равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев следующего квартала (п.1 ст. 174 НК РФ). Соответственно влияние бюджета по налогам в части НДС, будет следующим в БДР суммы доходов и затрат, будут указаны без НДС, за исключением случаев, указанных выше, а в БДДС будут указываться суммы НДС к уплате по мере наступления сроков, предусмотренных НК РФ.

Налог на прибыль

Особенности налога на прибыль заключаются в том, что он определяется, исходя из данных налогового учета, а бюджетирование осуществляется на основании данных управленческого учета. Налог на прибыль исчисленный, исходя из данных управленческого учета с высокой вероятностью будет отличаться от суммы фактического налога на прибыль. И это обусловлено различными целями и соответственно методологией этих видов учета.

В нашей практике для подготовки бюджета по налогу на прибыль мы используем формы налоговых регистров, предусмотренные учетной политикой для целей налогообложения. Необходимость такого подхода связана с тем, что в прогнозном периоде мы планировали капитальные вложения, а согласно абз.2 п. 9 ст. 258 НК РФ налогоплательщик имеет право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10 процентов (не более 30 процентов - в отношении основных средств, относящихся к третьей - седьмой амортизационным группам) первоначальной стоимости основных средств (за исключением основных средств, полученных безвозмездно), а также не более 10 процентов (не более 30 процентов - в отношении основных средств, относящихся к третьей - седьмой амортизационным группам) расходов, которые понесены в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств и суммы которых определяются в соответствии со статьей 257 НК.

Поскольку данная возможность не предусмотрена другими системами учета мы сделали отдельный налоговый регистр для данных расходов.Различия между налоговым, бухгалтерским и управленческим учетом будут в признании доходов и расходов, в моменте признания доходов и расходов, поэтому мы решили все-таки по существенным сумма делать прогнозные налоговые регистры.

Это вышеуказанное касается отражение сумм в БДР, с точки зрения БДДС существуют следующие особенности.Компания должна уплачивать суммы налога на прибыль и суммы авансовых платежей по налогу, при этом пунктом 2 ст. 286 НК РФ предусмотрена возможность для выбора порядка перечисления авансовых платежей:

  • уплата ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли;
  • уплата ежемесячных авансовых платежей в течение отчетного периода;

Согласно абз. 8 п. 2 ст. 286 НК РФ налогоплательщик вправе перейти на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли, уведомив об этом налоговый орган не позднее 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, в котором происходит переход на эту систему уплаты авансовых платежей. При этом система уплаты авансовых платежей не может изменяться налогоплательщиком в течение налогового периода. Указанный в настоящем абзаце порядок применяется также и в случае перехода с уплаты ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли на уплату ежемесячных авансовых платежей в течение отчетного периода.

При уплате ежемесячных авансовых платежей в течение отчетного периода расчет более сложный и производится следующим образом:

  • за 1 квартал сумма ежемесячного авансового платежа равна ежемесячным авансовым платежам за 4 квартал предыдущего года;
  • за 2 квартал сумма ежемесячного авансового платежа равны 1/3 суммы авансовых платежей за 1 квартал
  • за 3 квартал сумма ежемесячного авансового платежа равна 1/3 * (сумма авансового платежа за 6 месяцев за минусом суммы авансового платежа за 1 квартал)
  • за 4 квартал сумма ежемесячного авансового платежа равна 1/3 * (суммы авансового платежа за 9 месяцев за минусом суммы авансового платежа за 6 месяцев).

У каждого из вариантов есть свои преимущества и недостатки, например, уплата авансовых платежей из фактической прибыли позволяет четко прогнозировать связь между прибылью отчетного периода и налогом, а при уплате авансовых платежей в течение отчетного периода может быть сумма авансового платежа меньше, чем, если бы налог уплачивался исходя из фактической прибыли.

Напомним, что суммы налога согласно п. 1 ст. 287 НК РФ уплачиваются следующим образом:

  • годовой налог не позднее 28 марта следующего года;
  • ежемесячные авансовые платежи, подлежащие уплате в течение отчетного периода, уплачиваются в срок не позднее 28-го числа каждого месяца этого отчетного периода.
  • ежемесячные авансовые платежи исходя из фактической прибыли не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем, по итогам которого производится исчисление налога.

Расчет авансовых платежей по налогу на прибыль еще раз подтверждает необходимость составления бюджета по налогам наиболее компетентными сотрудниками в области финансов и налогообложения. А заблаговременное составление бюджет по налогам на следующий год позволит проанализировать возможность перехода на ту или иной способ расчета авансовых платежей, исходя из прогнозируемых финансовых показателей.

Налог на имущество и земельный налог

Налог на имущество рассчитывается исходя из балансовой стоимости имущества в отношении движимого имущества и кадастровой стоимости имущества в отношении недвижимого имущества (ст. 375 НК РФ). Для расчета прогнозного налога на имущество по существующим основным средствам достаточно экстраполировать данные по балансовой и кадастровой стоимости на прогнозный период, правильно применив норму амортизации и налоговую ставку. В отношении недвижимого имущества необходимо понимать будет ли у государственных органов возможность для пересмотра кадастровой стоимости в прогнозном периоде.При этом в прогнозном периоде может быть приобретено имущество, и для расчета налога по данному имуществу необходим инвестиционный бюджет в разрезе по видам приобретаемого имущества.

В отношение земельного налога будет действовать та же логика, что и в отношении налога на имущество, поскольку налог исчисляется, исходя из кадастровой стоимости (ст. 390 НК РФ).

НДФЛ и страховые взносы

По НДФЛ и страховым взносам бюджет будет рассчитываться на основании данных о предстоящей заработной плате. У нас в компании есть сотрудники, у которых заработная плата рассчитывается, исходя из оклада и есть сотрудники со сдельной заработной платой. Если в отношении «окладчиков» все достаточно просто: необходимо понимать размер оклада и ротацию. То расчет налогов по «сдельщикам» напрямую зависит от реализации плана продаж и производственного плана. Здесь уже исходная информация по заработной плате поступает от центра дохода и центра затрат.

Учитывая, что страховые взносы исчисляются с учетом предельной величины базы, мы разделяем сотрудников по группам доходов, для того, чтобы более точно посчитать сумму страховых взносов.

При исчислении НДФЛ компания выступает налоговым агентом,и обязательства по исчислению налога возникают на дату фактического перечисления работнику, данные суммы налога в нашей компании мы отражаем отдельно рядом со строкой заработная плата в БДДР и БДДС.

По результатам всех этих расчетов информация по отдельным налогамгенерируется в общий бюджет по налогам, который в свою очередь отражается в БДР, БДДС.

Если компания формирует отчет по балансовому листу, то тем необходимо формировать регистры по расчету постоянных и временных разниц. В нашей компании мы этого не делаем.

В случае если обязательство по уплате налога необходимо исполнить позже его начисления, то информация по начислению налога (БДР) попадет на текущий прогнозный период, а информация по уплате (БДДС) перейдет уже на период исполнения обязательства.Как указанно в примерах выше момент начисления и обязанности по уплате налога не совпадает, за исключением НДФЛ.

Не мало важным аспектом подготовки бюджета по налогам является прогнозирование наступления возможных налоговых рисков. Из опыта могу сказать, что как правила, квалифицированные главные бухгалтеры знают о своих налоговых рисках. Если в прогнозном периоде ожидается проведение выездной налоговой проверки, то в бюджетных формах, принятых в компании, необходимо учесть возможные суммы доначислений налогов, штрафов и пеней или, если компания будет обжаловать решения налоговых органов, то учесть это в следующих прогнозных периодах.

При план-факт анализе исполнения бюджета налогов может служить лакмусовой бумажкой, поскольку не выполнение плановых показателей по операционной и инвестиционной деятельность повлияет на сумму налогов к уплате. Но в то же время необходимо четко ставить задачу безопасной оптимизации перед ответственными за исполнения бюджета по налогам сотрудниками. В нашей компании по немного вырабатывается привычка более осознанного подхода к возможностям, который предлагает НК РФ.

Каждое физлицо обязано отчислять установленную ставку от заработанных или полученных средств. Это установлено в налоговом законодательстве. Согласно федеральным законам отчисления, получаемые с физлиц в виде налогов, идут в бюджет. При любых нарушениях, которые были допущены гражданами, применяются меры ответственности. У самого процесса налогообложения и распределения полученных средств имеется много нюансов, которые установлены законодательно.

​​Какие налоги с зарплаты выплачиваются государству

Налоговое законодательство подразумевает ежемесячное отчисление средств при получении заработной платы. За этим процессом следит налоговая инспекция. Если работодатель нарушает указанные правила перечисления средств, то возникает ответственность, которая включает в себя разнообразные штрафные санкции. Примером может служить занижение налога, что позволяет взыскать сверх необходимой суммы еще 20% в виде штрафа.


Любые нарушения ведут к ответственности из-за того, что все отчисления необходимы для обеспечения бюджета региона, а также поддержания социальных фондов. Это приводит к ужесточению налоговой политике государства.

Основным налогом является НДФЛ, который высчитывается для заработной платы в размере 13% для резидентов РФ, патентных специалистов с высокой квалификацией или лиц, имеющих гражданство стран ЕАЭС. Для нерезидентов налог установлен в размере 30%.

Какие еще взносы выплачиваются


Каждая организация и работодатель имеют обязательство по взносам страхового характера в ФНС. Тарификация данного сегмента установлена статьями 427—429 НК РФ. Вычет производится с совокупности выплат работнику или лицу, работающему по договору гражданско-правового типа. В среднем общий взнос равен 30%.

Ряд компаний имеют льготные условия, что позволяет производить оплату в сниженном варианте. Но в 2019 году число таких организаций было сокращено.

Еще одним вариантом взносов является отчисление в виде страховых средств, которые в дальнейшем могут использоваться при несчастном случае или производственных травмах, а также профзаболеваниях.

Дополнительным вариантом является повышенная выплата за транспорт с превышением мощности в 410 л.с.

Все варианты оплаты имеют установленный срок в виде 15 числа ежемесячно. При превышении сроков будут начисляться пени, которые потребуется выплатить дополнительно к сумме, установленной изначально.

Дополнительные (косвенные) налоги

В качестве дополнительного косвенного налогообложения часто подразумевают НДС, который представляет собой налог на добавленную стоимость. Его оплачивают все компании, производящие товары или оказывающие какие-то услуги. Чаще всего организации этот налог включают в стоимость своей продукции или услуг, то есть получается, что оплата данного налога ложится на потребителей.

  • товары продовольственного типа — 7%;
  • непродовольственная продукция — 9%;
  • водка и аналогичные напитки — 50%;
  • бензин — 25%.

Дополнительным косвенным налогом является ежегодный вариант отчислений на землю, транспорт и имущество. В 2019 году эта категория была дополнена экологическим, туристическим отчислением, а также налогом на самостоятельную деятельность (самозанятые).


Куда и на что идут налоги в государстве: распределение средств

Каждый вариант налогообложения имеет свое распределение. Например, НДФЛ, высчитываемый с заработной платы гражданина, идет в региональный бюджет в виде 85% от всей суммы сбора. 15% передается в местный муниципалитет, где производится распределение по нуждам. Согласно законодательству последние средства идут на поддержание инфраструктуры, ремонт объектов общественного типа, а также общественный порядок и безопасность.

Фонды медстрахования, пенсионного обеспечения и соцзащиты осуществляют сбор средств в одном месте, после чего распределяются по необходимым затратам на указанные варианты нужд.

Бюджет федерального типа пополняется за счет полноценного сбора НДС. Все средства распределяют в ежегодной форме на ряд отраслей. Среди них:

  • полиция и госструктуры аналогичного типа;
  • госаппарат;
  • армия и национальная оборона;
  • образование и его программы;
  • наука и все исследования, а также разработки;
  • аналогичные отрасли, которые относятся к важным в деятельности государства.


Налогообложение необходимо для реализации всех государственных программ, включая социальные. Получается, что отдаваемые доходы гражданин искусственно инвестирует в улучшение своей жизни и жизни общества.

Вся структура распределения средств осуществляется через приток денег в бюджет, откуда производятся отчисления уже в каждую сферу согласно плану. Примером плана является госбюджет, который представляет собой проектную документацию, принимаемую правительством в качестве основного акта, определяющего экономическое развитие на требуемый период (чаще всего год). Проект имеет несколько частей, в частности открытую и закрытую.

По открытой части рассматривают расходы на различные сферы деятельности и жизни общества, то есть возможно проводить анализ на улучшение или ухудшение жизни граждан за счет изменения уровня оплаты труда и социального обеспечения.

К закрытой части относят оборонные расходы и все, связанное с безопасностью и военными расходами. Обычно закрытая часть превышает остальные расходы, которые заложены в бюджете.

При возникновении дефицита снижается федеральное субсидирование регионов и вырастают затраты в виде дотаций на погашение госдолга. Именно этот момент в совокупности с тем, что налогообложение граждан является одним из основных доходов, приводит к увеличению налоговой базы отчислений и ужесточению налогового законодательства, в частности при нарушениях.

Стоит учитывать, что бюджетное распределение осуществляется на основе запланированных экономических показателей, в том числе инфляции, цен на различные полезные ископаемые, которые являются доходами бюджета и аналогичных вариантов.

Вот как эти деньги будут распределены в 2021 году

Все отчисления, получаемые от налогоплательщика, должны быть заложены в бюджет. Примером может служить работа в Москве и соответствующие отчисления.

Официальная зарплата за месяц составляет 30000 рублей. Налоговых вычетов нет, по этой причине гражданин будет получать 26100 рублей на руки, а за год в бюджет работодатель перечислит 46800 рублей. Соответственно на основе одного налогоплательщика можно сформировать таблицу.

СфераПримерЕдиничные годовые отчисления с одного плательщика и распределениеСовокупность необходимого бюджета на указанную сферу, млн
ТранспортнаяРемонтная работа и замена эскалаторов, создание маршрутной сети8136.9288 473.5
СоциальнаяРазличные социальные программы, а также дополнительная помощь7805.3276 717.1
ОбразовательнаяХудожественные выставки, проведение выпускных, олимпиады7746.9274 647.1
Жилищно-коммунальнаяКапремонт дополнительного характера, ремонт и обновление коммуникаций, уборка дорог, в том числе от снега6705.3237 718
МедицинскаяПроведение бесплатных обследований, вакцинаций и улучшение скорой помощи бесплатного характера5143.5182 349.8
Экономическая и с/хЯрмарки, поддержка хозяйств и предприятий5089180 416.4
Работа правительства и чиновниковЗаработная плата и страховка госаппарата Москвы2693.895 503.1
КультурнаяПроведение культурных мероприятий и поддержка музеев, театров, библиотек1321.646 854.3
СпортивнаяПроведение соревнований и массовых спортивных мероприятий834.929 600.1
МЧС, полиция и аналогичные структурыБорьба с ЧС, пожарами и другими происшествиями58120 596.5
СМИСоздание вещательных региональных каналов328.811 658.3
ЭкологическаяСоздание приемных пунктов металла и проведение массовых мероприятий по озеленению210.27 451.3
ОбороннаяСодержание полигонов26.3933
ДотационнаяВыдача местным бюджетам необходимых средств21.8774.4

Почему не хватает денег на социальные выплаты и прочее?

В национальной экономике ситуации имеет негативный вид из-за увеличенного финансирования ряда сфер, при уменьшении полученных сборов. Примером служит региональные отчисления в бюджет, так как большинство регионов получает дотаций больше, чем отдает, а отрицательные суммы, которые составляют госдолг, растут. Причин нехватки средств несколько:

  • уклонение от налогообложения и возникновение большого количества серых схем;
  • слаборазвитая сфера бизнеса в совокупности с упадком производства;
  • зависимость от нефтегазовой отрасли и таможенных сборов;
  • рост затрат на нацбезопасность, в том числе оборону;
  • ухудшение положения коммерческих структур из-за наличия долга перед государством и его увеличение из-за повышения сборов.


Одновременно с ухудшением экономической ситуации и сокращением рынка труда возникает необходимость в увеличении государственной поддержки ряда социальных сфер, что также в свою очередь увеличивает дефицит средств.

Для оптимизации расходов и уменьшения нагрузки на работающее население в виде налогов требуется увеличение инвестиций с развитием производственного сектора экономики, что в условиях ухудшения экономического положения становится сложным и связано с возникновением опасности увеличения госдолга. Все это увеличивает жесткость налогового законодательства, а также мер пресечения нарушений и ответственности.

Налогообложение необходимо для пополнения бюджетных средств, идущих на распределение по сферам деятельности государства и общества. Все получаемые отчисления с граждан используются для развития различных областей и обеспечения необходимых государственных программ, непосредственно связанных с улучшением жизни общества.

Читайте также: