Право собирать налоги принадлежало

Опубликовано: 14.05.2024

Глава 2.
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ.

§ 6. Налоги – главный источник государственного бюджета. Историческая эволюция налогообложения.

Налоги – один из наиболее давних финансовых инструментов государства. Известно, что в Древней Греции и Риме существовало около 200 видов налогов, в том числе налог на рабов, а также арендные платежи за использование рабов (в Древней Греции, в частности в Спарте, рабы не находились в частной собственности, а являлись собственностью государства и сдавались в аренду гражданам). В Древнем Риме по́дать (пошлину) собирали с каждой провинции, а также с некоторых городов. Сборщики подати назывались мытарями и считались обманщиками и ворами.

Одним из первых ввёл систему государственных податей царь Дарий – правитель Древней Персии. Все сатрапии должны были платить строго фиксированные денежные пошлины серебром с учётом площади обрабатываемой земли и степени её плодородности. В труде Геродота сохранился подробный перечень этих податей. Согласно этому свидетельству нам известно, что подвластные персидским царям народы платили в общей сложности около 2322 кг серебра, не считая сатрапии, которая вносила пошлину золотым песком. Кроме денежных налогов необходимо было платить подать натурой: зерном, фруктами, вином, скотом, коврами, одеждой, золотыми или серебряными сосудами.

В Месопотамии податями облагалось использование оросительных сооружений, а с купцов брали налог за торговлю товарами. Граждане Рима в мирное время налоги не платили, а в военное платили с учётом их достатка. Сумму налога (ценза) каждые пять лет определяли чиновники-цензоры согласно заявлениям граждан о своём имущественном состоянии и семейном положении. Это заявление – прообраз современной декларации о доходах. По мере превращения в метрополию Рим вводил в колониях коммунальные (местные) налоги, также зависящие от размеров состояния жителей. Римские граждане, проживающие вне Рима, облагались государственными и местными налогами. В случае победных войн налоги уменьшались, а иногда государственный налог полностью отменялся. Необходимые расходы компенсировались взиманием контрибуций с завоёванных земель. Местные налоги всегда взимались регулярно. Во время правления Августа Октавиана (63 до н. э. – 14 н. э.) во всех провинциях огромной Римской империи была проведена реформа налогообложения.

В Византии (Восточная Римская империя) в ранний период (до VIII в.) существовал 21 вид налогов. Основные налоги: подушная подать; поземельный налог; сборы на оснащение армии и рекрутов (для освобождения от воинской службы), покупку лошадей; пошлины на продажу товаров (10–12,5%), выдачу государственных актов; налог «на воздух» (штраф, взимаемый, если размеры построенного здания превышали установленные); сбор за повышение в должности (для сенаторов, чиновников, военных); чрезвычайные налоги (на строительство флота, содержание воинских частей) и др. Налоги разделялись на прямые и косвенные. В Риме к прямым относили поземельный налог (десятина), налог на число фруктовых деревьев, включая виноградные лозы, налоги на недвижимость, «живой инвентарь» (рабы, крупный рогатый скот), ценности. Помимо этого, жителям провинций нужно было платить подушную подать. К косвенным налогам относились налог с оборота (10%), особый налог с оборота при торговле рабами (4%), налог на освобождение рабов (5% рыночной стоимости), налог с наследства (5%) – только для граждан Рима (полученные от него средства направлялись на выплату пенсий профессиональным солдатам).

Во Франции в период правления Филиппа IV (1268–1314) были заложены основы государственной налоговой системы. Филипп обложил налогами всех подданных. Бароны платили налоги в размере1/50 доли своего имущества; мирская знать (включая членов Ордена тамплиеров) – 1/100 доли, а также десятичную пошлину; города – налог с торгового оборота (в виде пошлины «с очага» – 0,33 ливра); итальянские купцы – ломбардийскии налог. Введённый королём косвенный налог с продававшихся в стране товаров назывался в народе «дурным». Непомерно высокие налоги привели к народным волнениям в стране и в подвластной Фландрии.

Когда появились первые налоги на Руси, точно неизвестно. В первом дошедшем до нас литературном памятнике «Повести временных лет» о дани говорится как о чём-то традиционном. Историки считают, что пополнение княжеской казны за счёт сбора налога (дани) с членов племенных союзов (общин) стало систематическим начиная с VIII в.

Князь Олег дань с подвластных племён «мира для» стал собирать после своего утверждения в Киеве. Новгородцы должны были платить Олегу 300 слитков серебра массой по 200 г каждый. Затем Олег обложил данью древлян, которые ранее платили подати хазарам.

Экономическая сущность налогов. Налоги – обязательный индивидуальный безвозмездный платёж, взимаемый с физических лиц и организаций в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований, а также экономические отношения между государством и налогоплательщиком в виде отчуждения налогоплательщиком части получаемого дохода в пользу государства. Налог выражает экономические отношения между государством и налогоплательщиком (физическим или юридическим лицом) по поводу отчуждения части полученного налогоплательщиком дохода в пользу государства. Целью изъятия является формирование государственного бюджета для обеспечения государственных расходов. Уплата налога всегда рассматривалась как проявление добродетели граждан. Так, во времена Великой французской революции люди, уплатившие налог в размере трёхдневного заработка, приобретали политические права и обеспечивали себе гарантии от гильотины.

Налоги выполняют важную социально-экономическую роль. Во-первых, они являются главным источником формирования доходов государственного бюджета, во-вторых, влияют на развитие производства, способствуя его росту или, наоборот, сокращению, и, в-третьих, могут влиять на уровень цен и рост инфляции. Кроме того, налоги выполняют активные социальные функции – определяют степень социальной справедливости, влияя на доходы различных слоёв населения. Таким образом, налоги выполняют фискальную, экономическую и социальную функции. Фискальная функция налогов предполагает образование государственных денежных доходов для функционирования государства; экономическая – их использование для воздействия на экономику; перераспределительная позволяет в определённой степени выравнять условия жизни населения – богатые платят больше, бедные – меньше.

Социальные налоги – это отчисления в пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд занятости, фонд медицинского страхования (табл. 2). Величина социальных налогов жёстко увязана с расходами на заработную плату физическим лицам предприятия, поддаётся количественному измерению и включается в себестоимость продукции в качестве самостоятельной статьи затрат – отчисления на социальные нужды. Необходимость социальных налогов в настоящее время никем не оспаривается, а перспектива их применения зависит от политики государства в области социального страхования и пенсионного обеспечения. Спорной является величина ставки налога (процент от дохода).

Таблица 2

Фонд Какие выплаты осуществляет фонд
Пенсионный Пенсия по старости, по инвалидности, по потере кормильца и др.
Социального страхования Оплата «больничного листа» (пособия по временной нетрудоспособности)
Занятости Пособие по безработице, оплата обучения новой профессии
Обязательного страхования (ОМС) Медицинские услуги, прописанные в особом перечне, например, обслуживание детей в поликлиниках, прививки, профилактические осмотры и др.

Налоговая система объединяет две органично связанные составляющие: систему налоговых платежей и налоговый механизм.

Система налоговых платежей – это совокупность налогов, сборов, пошлин и других приравненных к налогам платежей, взимаемых на всей территории государства либо на её отдельных территориальных образованиях (субъектах федерации, муниципалитетах) в порядке, утверждённом налоговым законодательством.

Налоговый механизм объединяет совокупность всех средств и методов начисления, взимания и распределения налоговых доходов по бюджетным уровням в соответствии с действующим налоговым законодательством.

С позиции экономической теории налоговая система представляет собой систему экономических отношений между государством, с одной стороны, и его гражданами и хозяйствующими субъектами, с другой стороны, по поводу перераспределения части ВВП в пользу государства.

Использование государством налоговой системы с целью изменения или стабилизации экономической, социальной, политической, экологической, демографической или какой-либо иной ситуации в стране или её внешнеэкономических отношений называется налоговой политикой государства. Посредством изменения системы налоговых платежей и налогового механизма государство формирует новые направления налоговой политики. Благодаря введению новых налогов или отмены действующих, изменению величины налоговых ставок, снятию или расширению налоговых льгот, отсрочке налоговых платежей государство может влиять на развитие процесса инвестиционной предпринимательской активности, стимулировать или ослаблять покупательную способность населения, ограничивать или поощрять ввоз в страну зарубежных товаров. Всё это будет проявлением определённых направлений государственной налоговой политики.

Изменения в государственной налоговой политике реализуются посредством осуществления налоговых реформ – изменения налогового законодательства. В современной мировой практике изменения налоговых ставок и налоговых льгот являются наиболее распространёнными направлениями налоговых реформ.

В основе налоговой политики лежат три главных принципа. Она должна быть нейтральной, справедливой и эффективной. Однако трудно назвать хотя бы одну систему, которая соответствовала бы этим критериям. Нейтральность системы налогообложения проявляется в том, что теоретически налоги носят разумный, логически обоснованный и соразмерный характер.

• фискальная, экономическая, социальная и распределительная функции налогов

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. В чём состояла историческая необходимость налогов?

2. Приведите примеры налогов в разных странах в различные исторические эпохи.

3. Какие функции выполняют налоги?

4. Какие принципы лежат в основе налоговой политики государства?

Автор: Евгений Сивков

Кто придумал налоги? Кому пришла в голову идея собирать с населения деньги на содержание чиновников и силовых структур? История не сохранила имени этого гениального человека. Скорее всего, в разных странах процесс изобретения налогов проходил по-разному. Как это происходило у нас, в России? Мы попросили рассказать об этом налогового консультанта, кандидата экономических наук, председателя Партии налогоплательщиков России Евгения Сивкова.

От белки до рубля

История государственности на Руси связана с иностранцами. Славяне были народом довольно мирным, им больше нравилось не воевать, а охотиться, рыбачить, огородничать и торговать. Но их земли окружали агрессивные соседи, которые предпочитали жить грабежом. Разумный человек всегда доверит решение проблемы профессионалам. Славяне обратились за услугами к зарубежному частному охранному предприятию «Рюрик и братья». Услуги оказались платными. Так на Русь пришли налоги.

Налоги тогда взимались натурой, поскольку денежное обращение ещё было не развито.

Формой налогов в Древней Руси выступала дань, которую выплачивали подвластные племена. Чаще всего единицей налогообложения выступал «дым», то есть дом, или семейный очаг. Размер налога традиционно был в одну шкурку с дыма. В некоторых случаях — например, с племени вятичей, — бралось по монете от рала ( плуга). Формой сбора дани было полюдье, когда князь с дружиной с ноября по апрель объезжал подданных. Русь делилась на несколько податных округов. Особый округ представлял собой богатый торговый город Новгород, выплачивающий около 3000 гривен. Сбор дани занимались налоговые инспекторы - отряды из нескольких сотен воинов. Приближённые князя – варяги-русь - выплачивали ему десятую часть от своих годовых доходов.

В 946 году после подавления восстания древлян княгиня Ольга провела налоговую реформу, упорядочив сбор дани. Она установила «уроки», то есть размеры дани, и создала «погосты» — крепости на пути полюдья, в которых жили княжеские управляющие, и куда свозилась дань. Такая форма сбора дани и сама дань назывались « повоз». При уплате налога подданные получали глиняные печати с княжеским знаком, что освобождало их от повторного сбора. Ольга хорошо помнила, чем закончилась попытка её мужа, князя Игоря, повторно собрать дань с древлян. Те восстали и убили жадного правителя.

Польза от этой системы была взаимная: славяне получили возможность спокойно жить и трудиться, а варяжские князья с дружиной в свободное от охранных мероприятий время ходили в завоевательные (и очень прибыльные) походы, что в свою очередь давало привилегии славянским купцам. История сохранила ряд торговых договоров между Русью и Византией, в которых упоминались такие привилегии. Организация торгового пути из варяг в греки сказочно обогатила и мирных славян, и воинственных князей-скандинавов. Арабские историки с изумлением описывают стены русских городов, завешенные роскошными тканями. Торговля приносила неплохие деньги, а потому и сбор налогов перешёл в денежную форму. На смену кунам пришли рубли. А в захоронениях русских князей встречаются и «доллары» того времени: золотые арабские дирхемы.

Но вот пришли монголы

Несколько столетий длилась эта идиллия. Государство, собирая с населения налоги, выполняло свои главные функции: обеспечивало оборону от внешнего врага и поддерживало прибыльную торговлю. Но в один печальный момент всё кончилось. И безопасность, и торговля. Пришли монголы. Последствия были ужасны: Батый за свой поход разрушил 40 русских городов. До этого те же шведы называли нашу страну Гардарики – страна городов. После Батыя перестали. Кроме того, кочевники обрушили всю существовавшую до этого систему мировой торговли. Путь «из варяг в греки» был нарушен. А завоеватели обложили Русь серьёзной данью: десятая часть доходов. Которых стало гораздо меньше. Исчезли нарядные ткани со стен оставшихся на Руси городов, в могилах тогдашних князей перевелись средневековые доллары-дирхемы. Население неоднократно восставало против тяжкого налогового бремени, завоеватели отвечали карательными походами. Русь за первые 80 лет татаро-монгольского ига 13 раз подвергалась жестоким погромам.

Но затем русские князья уговорили ханов Золотой Орды сменить систему сбора налогов на более эффективную. Вместо монгольских наместников (баскаков) роль налоговых инспекторов брал на себя великий князь.

Эта система в конечном итоге привела к освобождению Руси от ордынского ига. Московские князья собирали налоги в полном объёме: 10 %. А в Орду отправляли только часть. Благодаря этому Москва поднялась и объединила вокруг себя русские княжества.

Новые времена – новые налоги

Прошло несколько столетий. Московская Русь превратилась в могучую империя, начало которой положили реформы Петра Великого. Реформы эти стоили огромных денег, которые беспощадный царь немилосердно выжимал из населения всеми доступными способами.

Пётр ввёл военные налоги на содержание армии. А поскольку у великого реформатора было очень мало свободного времени – он ввёл должность налоговых криэйторов - прибыльщиков. Эти люди должны были изобретать новые налоги! И прибыльщики не подвели своего работодателя, они придумали налоги на такие вещи, до которых ни один нормальный человек никогда не додумается: гербовый сбор, подушный сбор с извозчиков, налоги с постоялых дворов, с печей, с плавных судов, с арбузов, с орехов, с продажи съестного, с найма домов, ледокольный и другие налоги и сборы. Облагались даже религиозные взгляды. Так, раскольники были обязаны уплачивать двойную подать, от которой огни старались забраться в глухие скиты в самых дремучих лесах.

И, наконец, вершина творческого усердия прибыльщиков: налог на бороду. Причём налог этот был дифференцированный: если бриться отказывался дворянин – с него казна брала 60 рублей, с купцов в зависимости от гильдии – от 60 до 100 рублей. А если бритву в руки отказывались брать мелкие людишки, то они обогащали казну государеву на 30 рублей ежегодно. С крестьян брали при въезде в город и выезде из него по 2 деньги с бороды. Что ещё взять с колхозника! А вот сибиряков от «волосатого» налога освободили. И правильно: попробуй на тамошних морозах с голой физиономией погулять. Учтите, что покупательная способность тогдашнего рубля была во много раз выше нынешней. 100 рублей в год – огромные деньги. Это можно сравнить только с нынешним транспортным налогом на «Ягуар».

В дальнейшем Пётр провёл серьёзную налоговую реформу. Он установил подушную подать, которую обязаны были уплачивать свободные крестьяне. А за крепостных её должен был платить помещик (как сегодня за своих работников перечисляет социальные взносы работодатель). И масса свободного населения России добровольно пошла в кабалу. Страна получила проблемы, с которыми не справилась и спустя 200 лет.

Государство ввело при Петре ещё одну интересную подать – налог с дыма, то есть с каждого отдельного дома. Вроде бы, уклониться от него в принципе невозможно. Ведь у каждого есть изба, в которой он живёт. Но русские крестьяне – люди смышлёные. Они начали селиться по нескольку семей в один дом. Такие сельские коммунальные квартиры получились. Однако и русские налоговые инспекторы тоже глупостью не отличались. Они в ответ стали облагать налогом каждую наружную дверь, поскольку именно их количеством определялось число семей в доме. Тогда крестьяне стали заколачивать лишние двери, потом вообще бросали дома и бежали, куда глаза глядят, становились вольными казаками.

Что интересно: император принципиально не вводил такой очевидный налог, как налог на наследство. Видимо, опасался недовольства богатого купечества и помещиков. Ведь эти люди и так вносили весомый вклад в пополнение государственной казны.

Налоги наследников Петра

По-настоящему великого монарха после смерти Петра I Россия ждала довольно долго. Екатерина II продолжила дело своего предшественника, в том числе и в деле реформирования налоговой системы. До неё на протяжении многих поколений царская казна пополнялась за счёт казённых монополий, особенно на соль и на алкоголь. Екатерина снизила размер некоторых платежей, а отдельные монополии и вовсе отдала на откуп частным лицам. Например, на алкоголь. Это, пожалуй, было ошибкой. К чему приводит отказ государства от алкогольной монополии – мы видели на примере России 90-х годов прошлого века. Рост пьянства в сочетании со снижением налоговых доходов бюджета.

А ещё великолепная царица реформировала сбор налогов с купечества. Для зачисления в одну из трёх гильдий купчина должен был уплатить в казну взнос, размер которого зависел от заявленного им капитала. Ежегодные платежи составляли определённый процент от этого капитала. В дальнейшем императоры несколько раз повышали ставки этого налога.

Изменила Екатерина и систему сбора подушной подати. Крестьянская община получила право самостоятельно распределять размер платежей между односельчанами. Кроме того, размер ставки был в дальнейшем привязан к плодородию земель, на которых жили крестьяне. Современный земельный налог, кстати, учитывает кадастровую стоимость земли.

А главной особенностью налоговой системы императорской России было наличие большой группы косвенных налогов. Они составляли свыше 40 % от всей массы налоговых поступлений. И половина из таких налогов были налоги питейные. Кстати, уровень потребления алкоголя в дореволюционной России был в разы меньше, чем сейчас.

Вот где кроется огромный резерв пополнения напряжённого бюджета Российской Федерации!

Но в конце XIX века правительство России усваивает более прогрессивные методы налогообложения. Главными налогами взамен подушной подати стали налог со строений (крестьяне не могли уже заколотить избу и бежать в Сибирь, поскольку и туда добрались царские чиновники), а также налог за пользование землёй. Появились новые налоги, связанные с развитием рыночных отношений: сбор с аукционных продаж, сбор с векселей и заемных писем, налоги на право торговой деятельности, налог с капитала для акционерных обществ, процентный сбор с прибыли, промысловый налог. Так что в России всё шло как у людей: государство отслеживало изменение экономической ситуации и пыталось настроить на волну преобразований налоговую систему.

Продолжилась ли эта традиция в советское время? Об этом в следующем номере.

Долгое время на Руси налоги взимали в натуральной форме. Далеко не сразу государство смогло перейти на сбор налогов деньгами. Для этого просто не хватало денежной массы, пока не появились монеты из дешевой и доступной меди. Сколько требовалось мешков и бочек, чтобы уместить бюджет страны? Как сборщики налогов пересчитывали тонны медяков? Почему государство не знало, сколько у него денег?

Действующие лица

Княгиня Ольга в 946 г. перешла к сбору дани, размеры которой хотя бы в общих чертах устанавливались заранее. Таким образом исключались постоянные походы князя с дружиною за данью, во время одного из которых погиб ее муж. Дань собирали раз в год и в специальных местах — «погостах», которые становились центрами местной меновой торговли.
Княгиня Ольга в 946 г. перешла к сбору дани, размеры которой хотя бы в общих чертах устанавливались заранее. Таким образом исключались постоянные походы князя с дружиною за данью, во время одного из которых погиб ее муж. Дань собирали раз в год и в специальных местах — «погостах», которые становились центрами местной меновой торговли.

Налоговая история России началась одновременно с формированием Древнерусского государства. Одним из самых ярких эпизодов первоначальной истории была так называемая «налоговая реформа» княгини Ольги — эту реформу красочно и подробно описывают, при этом о ней неизвестно почти никаких фактов.В «Повести временных лет» есть одна строчка под 946 годом о том, как Ольга с сыном и с дружиной шла по Древлянской земле и устанавливала уставы и уроки.

Российский археолог и исследователь Борис Рыбаков предложил свое объяснение этого эпизода, сконструировав налоговую реформу. Именно благодаря его работе мы знаем, что Ольга определила размеры налогов и установила погосты, то есть специальные места, куда свозили собранные налоги; что погосты наверняка охранялись, и т. д. Сложно сказать, насколько Рыбаков был далек или близок к реальности, но именно его версия событий стала самой популярной.

Ученым немного известно об этом периоде, однако по некоторым вопросам историки достигли согласия. Основным налогом была дань, которую князья время от времени взимали с покоренного населения. Постепенно дань превратилась в постоянную выплату. Ее собирали уже не князь с дружиной, а специальные сборщики. Налоги выплачивали товарами: от продуктов и фуража до ценных товаров, которые использовали в международной торговле, таких, как мед, воск, пушнина. Все эти сборы уходили непосредственно князю в Киев. Государство развивалось и все более эффективно изымало ресурсы у населения. Позже часть налогов направили на содержание должностных лиц, тех же сборщиков. Другую часть по-прежнему отправляли в центр. Иногда взимали чрезвычайные налоги, но сама система стала относительно постоянной и предсказуемой.

Монголо-татарское иго и налоги

Монголо-татарское нашествие 1237-1240 годов повлияло на развитие налоговой системы Руси. Однако историки расходятся в оценке силы этого влияния. Во-первых, нет единой точки зрения, насколько обременительны были налоги. Во-вторых, неизвестно, насколько велика была действительная роль сборщиков Золотой Орды.

Именно с монголо-татарским нашествием связана первая перепись населения на Руси. В 1257 году на территории государства появился монгольский численник Берке. Однако считал он не людей — для обложения данью подсчитывали дома или «дымы». После переписи на Руси ввели общеимперскую налоговую систему, которая действовала на всех территориях, находившихся под контролем Орды. Ее разработали на основе опыта китайских империй. Единицей налогообложения в ней было крестьянское хозяйство. Десять крестьянских хозяйств объединяли под контролем десятника, а далее эта простая система росла — сотня, тысяча, тьма или десять тысяч. Соответственно контролировали сборы десятники, сотники и тысячники. Во главе тьмы ставили баскака. Это были особые чиновники, которые отвечали за порядок и дисциплину, поэтому у каждого баскака были отряды войск, в которых служили в том числе и русские солдаты.

Сцена сбора дани из Радзивиловской летописи (начало XIII века)
Сцена сбора дани из Радзивиловской летописи (начало XIII века)

Это «Повесть временных лет», продолженная ежегодными записями до 1206 года. Содержит 617 миниатюр, сюжеты которых дают представление о быте Древней Руси: батальные сцены, крестьянские восстания, народные праздники, бытовые сцены, конкретные исторические эпизоды.

Структура налогов, которые выплачивала Русь, была продуманной и разнообразной. Изначально монголы требовали платить десятую часть «со всего», включая людей. Таким образом, в армии Золотой Орды служило 10 % мужского населения Руси. Позже десятину упорядочили, дань стали выплачивать с ежегодного урожая или серебром, или оговоренными товарами. Например, Новгород платил шкурами черных куниц.

Система налогообложения была гибкой, она менялась, и достаточно быстро сбором налогов стали заниматься русские князья. Они несли ответственность перед ханом за своевременную уплату, поэтому именно князья с дружиной наводили порядок в случае неповиновения. Это ставит под сомнение роль чиновников Золотой Орды. Подобную систему назвали откупом: конечному получателю налогов гарантированно отдавали требуемую сумму, при этом откупщики самостоятельно определяли размер собираемых налогов. Таким образом, с высокой вероятностью русские князья собирали больше средств, чем уплачивали хану.

Подробности

Сколько Русь платила Золотой Орде?

Захваченные Батыем русские земли были достаточно скромным трофеем на фоне прочих завоеваний. По подсчетам историков, вся Северо-Восточная Русь платила Орде около 12 тысяч или 4,5 тонны серебра. Завоеванная монгольским войском китайская империя Сун уплачивала дань размером в 7,5 тонн серебра.

Известны точные размеры дани с некоторых северо-восточных территорий. Московское княжество платило дань размером 1 280 рублей. Нижегородско-Суздальское княжество выплачивало 1 500 рублей. Город Гали, центр довольно крупного княжества, платил 525 рублей. Коломна с окрестностями — 342 рубля. Звенигород выплачивал 272 рубля, а Дмитров — 111. Для сравнения: один торговый город Хаджитархан приносил Золотой Орде 1 800 рублей налогов ежегодно.

Введение подушной подати

Развитие системы налогообложения в России с XV по XVIII век идет по пути упрощения. В XV-XVII веках при сошном письме она в большей степени учитывала возможности населения и требовала большей квалификации фискальных агентов по сравнению с подушной податью в XVIII веке. Сошное письмо — это система сбора прямого налога с земли. В разных частях государства земля отличается по качеству и объемам, пригодным для сельскохозяйственных работ. Все это учитывали при расчете налога. Этим занимались писцы, которые вместе с помощниками собирали всю необходимую информацию о земле и об ее использовании и систематизировали эти данные в писцовых книгах.

В XVIII веке Пётр I ввел подушную подать — налог, который в равном размере собирали с представителей податных сословий мужского пола. С этого момента чиновники просто переписывали жителей конкретного села и с их слов фиксировали имена и возраст людей. Очевидно, что это было значительно проще и не требовало специальных знаний.

Налоги в телегах, мешках и бочках

Подушная подать собиралась с душ мужского пола вне зависимости от возраста. В переписи учитывали всех мужчин — и новорожденных младенцев, и глубоких стариков. Община выплачивала деньги за всех, самостоятельно распределяя сумму среди плательщиков. Полностью собранный налог или его часть отвозили в ближайший центр кто-то из выборных крестьян и один-два сопровождающих. Деньги на проезд, питание и постой брали из так называемой мирской суммы. Ее крестьяне самостоятельно собирали помимо всех обязательных платежей и тратили на нужды общины. Чиновники не имели права ездить по деревням, пока не было недоимки. Они могли только получить деньги, пересчитать их, убрать в сундук и выдать крестьянину расписку о получении денег. Фактически государство перекладывало свои обязанности по сбору налогов на население.

После окончания сборов деньги складывали в мешки, запечатывали печатью, а мешки убирали в бочки. В одной бочке по закону могло быть не больше 50 кг монет, чтобы их можно было легко вынести при пожаре. Запечатанные бочки развозили по местам назначения. В основном налоги направляли на содержание полков. Собранные средства не отправляли в центр просто потому, что это было дорого и долго. Во второй четверти XVIII века сумма прямых налогов составляла 4 млн рублей, приблизительно столько же собиралось косвенных налогов.

В одной бочке по закону могло быть не больше 50 кг монет, чтобы их можно было легко вынести при пожаре.
В одной бочке по закону могло быть не больше 50 кг монет, чтобы их можно было легко вынести при пожаре.

В одну такую бочку входило примерно 2 000 рублей серебряными монетами. Серебро на Руси не добывали, поэтому серебряных монет было мало.

В основном налоги собирались медью. Чтобы "упаковать" тысячу рублей медью в бочки требовалось 20 бочек. Если учесть, что во второй четверти XVIII века сумма прямых налогов составляла 4 млн рублей, приблизительно столько же собиралось косвенных налогов, то можно представить масштабы тогдашних денежных грузоперевозок.

Нападение на казну

В декабре 1740 года при перевозе подушных денег под конвоем из Вяземской воеводской канцелярии в Смоленскую губернскую канцелярию похитили три тысячи рублей. Налоги перевозили под конвоем капрала и двух солдат. Они выпили по дороге и не уследили за деньгами казны. Максим Рубцов и Федот Мочаев — разбойники, которые украли деньги,— спрятали их в соседнем селе, в доме крестьянина Анания Ильина и его жены. После ухода воров крестьяне перепрятали деньги в сугроб. Там их и нашли. Крестьяне не успели много потратить, потому что такие суммы было просто негде тратить, не вызывая подозрений. После суда разбойников повесили на том же месте, «где они учинили разбой». Солдат за пьянство и отлучку наказали батогами, крестьянина с женой высекли кнутом. Капралу «за слабою его команду и за отлучку от денежной казны и за пьянство учинена политическая смерть бив кнутом и вырезав ноздри послан . в Оренбург».

Почему государство не знало, сколько у него денег?

Российское государство очень долго, большую часть своего существования, жило в состоянии, когда правители очень условно представляли, сколько реально денег в государстве. Основной причиной было именно отсутствие централизованного бюджета. Средства собирали и отправляли на места. Государство же получало информацию о своих доходах и расходах только через отчеты.

Центральное правительство требовало регулярных отчетов от регионов. Но местные канцелярии не могли выполнить такой объем бумажной работы. Например, канцелярия Московской губернии находилась в небольшом подвальном помещении. В 1760-х годах в отчете из этой канцелярии чиновники писали: «У нас одна камора. В ней три ларца, чтобы хранить деньги, и еще 30 сундуков, в которых лежат документы. Нам негде хранить эти документы. Даже днем мы считаем деньги при свечах». В XVIII веке большую часть налогов собирали медными деньгами. 10 рублей медью равнялись минимум 20-30 монетам, в зависимости от номинала. Их нужно было пересчитать, проверить, нет ли фальшивых. Все это происходило при свете свечи в комнате, где только один стол, за которым сидит писец, а вокруг все заставлено сундуками.

В 1764 году Ревизион-коллегия, которая контролировала государственные финансы, отчитывалась императрице Екатерине II о том, что с 1730 года они смогли обработать только 150 тысяч счетов на сумму 220 млн рублей. Еще около 44 тысяч отчетов дожидаются своей очереди. Восемь палат, которыми располагает коллегия, заполнены бумагами, и каждый год поступает минимум 4 тысячи счетов. Это при том, что 27 тысяч счетов от местных органов еще вовсе не присланы. Вывод был неутешителен: «А как и ныне вашему императорскому величеству известно, что от времяни до времяни столь великое число умножилось неревизованных щетов, что многие миллионы государственной казны в неизвестности находятся».

После вступления Екатерины II на престол Сенат представил ей генеральный счет обо всех доходах в империи. Согласно отчету, эта сумма едва достигала 16 млн рублей. Императрица обратилась к Александру Вяземскому, следившему за расходованием средств, и к Алексею Мельгунову, президенту камер-коллегии, которая заведовала казенными сборами. Екатерина попросила их оценить, каков реальный доход государства. Вяземскому и Мельгунову потребовалось несколько лет и многократные переписки с губернаторами, чтобы выяснить, что доходы достигают 28 млн рублей. При этом они не были уверены, все ли доходы учтены.

Российские правители жили в информационном вакууме, и самое интересное, что при этом государство не становилось банкротом. Децентрализованная система работала по собственной внутренней логике и неписаным правилам, не дожидаясь и даже вопреки указаниям из центра.

Многие черты, которые характерны современным государствам имеют свои истоки в древнем мире, а именно в его устройстве. Так и налоговая система родом из Древней Греции и Древнего Рима.

Налоговая система Древней Греции и Древнего Рима

Развитие государства в античности требовало не малых финансов. Необходимо было содержать армию, возводить и укреплять стены городов-государств, строить храмы, водопроводы, дороги. Более того, остро стояла проблема бедняков, их также нужно было содержать государству, давать им продукты и какие-то мизерные деньги. А список расходов государства на общественные нужды можно и вовсе продолжать бесконечно. Подобные расходы могли покрыть только налоги.

Одновременно с тем и в Древней Греции, а чуть позднее и в Древнем Риме оплата личных налогов приравнивалась к рабству. Сбор налогов со свободных граждан постоянно находился в противодействии. Многие свободные граждане и вовсе высказывались о том, что оплату налогов считают для себя унизительным.

Налоги на имущество также были чем-то негативным. Жители Афин готовы были делать добровольные взносы, а вот платить налоги не хотели. Для них было более приемлемым взимать плату с побеждённых врагов, а в некоторых случаях даже со своих союзников. Налоги приходилось всё-таки платить, хоть и не систематически, а, например, для укрепления сооружений крепости или других общественно значимых зданий, также налоги собирались для ведения военных действий. В таком случае, когда предстояли большие расходы, народное собрание города-государство вынуждено было устанавливать процент отчислений от дохода. Чаще всего это было 1/10 или 1/20 частей от получаемого дохода.

В Древнем Риме изначально не было никакой налоговой системы, она была позаимствована в Древней Греции. Более того, именно в Древнем Риме налоговая система сильно развивалась с ходом времени. На начальном этапе государство состояло из города Рима и его небольших окрестностей.

Примечательно, что в мирное время в Риме не было налогов.

Расходы по управлению государством были не так велики, в силу того, что магистраты выполняли свои должностные обязанности безвозмездно, иногда даже вкладывая много собственных средств в развитие города. Быть магистрантом и делать такие широкие жесты было почётно. Тем более, что власть всё равно сосредотачивалась в руках богатых людей. Большая часть расходов уходила на строительство общественных зданий. Государственная казна пополнялась за счёт сдачи в аренду общественных земель.

В военное время граждане облагались налогами согласно своему достатку.

Учитывая тот факт, что Древний Рим практически постоянно находился в состоянии войны, то периоды без оплаты налогов были скорее эпизодическими, чем постоянными.

Все сложившиеся обстоятельства требовали развития налоговой системы.

Система налогообложения и её совершенствование

Сумма, которую граждане должны выплачивать государству в качестве налога, устанавливалась цензорами, или избранными чиновниками. Граждане Рима делали клятвенное заявление цензорам о собственном имущественном состоянии и семейном положении.

Подобное клятвенное заявление является прототипом сегодняшней декларации о доходах физических лиц. Невероятно, но эти основы закладывались ещё в IV–III вв. до н.э.

В IV–III вв. до н.э. Римское государство постоянно увеличивало свои границы благодаря завоеваниям и включению колоний в свой состав. Налоговая система тоже менялась постоянно, как и границы государства. Для колоний были введены коммунальные или местные налоги и повинности. Одно оставалось неизменным – как и в Риме, их размер зависел от размеров доходов граждан. Их устанавливали каждые пять лет. Римские граждане, которые жили не в Риме были обязаны оплачивать и государственные, и местные налоги.

Когда в военных действия побеждали римляне, то налоги снижались или отменялись вовсе. Все средства, в которых нуждалось государство поступали от завоёванных земель.

При Лиции Корнелии Сулле (138-78 гг. до н.э.) граждане Древнего Рима совсем не платили налоги, единственное, чем пополнялась казна были деньги, полученные от сдачи в аренду земель, а также некоторых незначительных сборов и налогов на роскошь.

По мере расширения государственных площадей и захвата новых провинций Рим превратился в империю. Жители провинции были подданными империи, но не имели прав граждан. Они регулярно платили налоги в казну, что по сути было гарантом их зависимости.

Провинции выплачивали в казну прямые и косвенные налоги общегосударственного и местного характера.

Единой налоговой системы в пределах всей Римской империи не существовало.

Каждая община или государство в составе империи облагались по-разному. Города и государства, которые оказывали римским завоевателям сильное сопротивление, после поражения облагались более жесткими налогами. Немаловажно сказать о том, что зачастую Рим использовал систему налогообложения, которая была уже сформирована в той или иной местности. Менялись только направления и методы использования поступающих средств. Но общая тенденция выстраивалась таким образом, что в римскую казну платили меньше, нежели прежней власти.

Стоит упомянуть тот факт, что на плечи жителей провинций ложилось содержание местной администрации, строительство зданий, дорог и т.п. В римских провинциях типа Испании и Македонии, самым главным источником доходов были налоги с доходов рудных и соляных копей в виде 1/10 части добытых полезных ископаемых.

Очень долгий период времени в римских провинциях не было никаких государственных органов, которые бы отвечали за финансы, где бы на профессиональном уровне могли бы контролироваться налоги и их уплата. Некоторое время этим занимались откупщики. На откуп чаще всего отдавались косвенные и чрезвычайные налоги, но бывало и такое, что на откуп шли и прямые.

В основе системы откупов лежало право собирать налог от другого лица, который за это может предложить более высокую цену. Вся сумма целиком шла в казну, а откупщик, которому принадлежали государственные полномочия, вместе с помощниками и субарендаторами пытались получить с налогоплательщиков максимальную прибыль. Господство откупной системы, которая в целом не имела никаких ограничений, привело к тому, что в провинциях творился произвол. Злоупотребления и коррупция стали обычным делом.

Преобразования налоговой системы

Идея изменить и усовершенствовать налоговую систему полностью принадлежит Гай Юлию Цезарю. В первую очередь изменения коснулись откупа по прямым налогам – его полностью отменили, остался только откуп по косвенным налогам. Для каждой общины была установлена конкретная сумма налога, которую она должна была внести в казну в качестве прямых налогов. Распределять и собирать налоги должна была община. Кроме того, Гай Юлий Цезарь снизил налоги. Это произошло потому, что государство их получало напрямую и вся сумма попадала сразу в казну, а не просеивалась через карман откупщиков. Множество городов получили налоговые льготы, однако некоторые из-за упорной борьбы с Цезарем были наказаны повышением налогов.

Усовершенствование налоговой системы продолжил Август Октавиан, который во всех провинциях создал финансовые учреждения по контролю за налогообложением. Он сократил до минимума услуги откупщиков, а там, где они были сохранены, контроль за их деятельностью осуществляло государство. Август назначил в каждой провинции прокуратора, в чьи обязанности входило курирование деятельности за финансовыми учреждениями провинции.

Заново была проведена проверка налогового потенциала провинций, для более точного и справедливого распределения налогов. Этому предшествовал обмер каждой городской общины с её землями. Для каждого города был составлен личный кадастр, в котором содержались сведения о все землевладельцах. Проведена была и перепись имущественного состояния граждан. Возглавили перепись наместники провинций вместе с финансовыми чиновниками-прокураторами. Все жители провинций были обязаны в определённый день предоставить властям налоговую декларацию. Все налоговые документы хранились в финансовом органе и были основой для проведения следующей переписи имущественного состояния.

Наглядно здесь можно рассмотреть пример переписи имущественного состояния в одной из провинций Римской империи – Иудее. Сведения о землевладении содержали следующие данные:

  • Наименование общины, наименование отдельного подворья, два самых близких соседа.
  • Количество моргенов пахотных угодий, которые в перспективе могут быть засеяны в ближайшие 10 лет.
  • Число виноградных лоз на выделенном участке.
  • Количество деревьев на оливковых плантациях.
  • Количество лугов и пастбищ.
  • Количество лесных угодий, которые могут дать древесину.
  • Пол и возраст каждого члена семьи.

Чтобы составить такой список, владелец земли должен был оценить всё сам. Чиновник, который контролировал проведение ценза, имел право уменьшить налог в том случае, если по объективным причинам снижалась продуктивность хозяйства.

Могло так произойти, что на урожайных землях в дождливый год не выдался урожай или часть лозы на виноградниках погибло, а маслины засохли, то это учитывалось при составлении ценза. Иная ситуация была, если владелец земли самостоятельно вырубил виноградники или оливковые деревья, тогда он был обязан это объяснить, и если уважительных причин не находилось, то и ценз не снижался.

Виды налогов

Основным источником налоговых доходов в провинциях был земельный налог. Его средняя ставка составляла 1/10 доходов с земельного участка, хотя в некоторых случаях применялись и особые формы налогообложения, к примеру, с количества фруктовых деревьев, в том числе, и виноградные лозы.

Налогообложению подлежала и другая собственность: недвижимость, живой инвентарь, сюда включались скот и рабы; а также предметы роскоши и драгоценности. Все жители провинции без исключения должны были оплачивать единую подушную подать.

На налоги в Древнем Риме возлагались большие надежды. С их помощью власти пытались решить фискальные задачи и даже социальные.

В 6 г. н.э. император Август ввёл налог с наследства со ставкой 5%. Этот налог был введён исключительно для граждан Рима и только свободных. Граждане провинций им не облагались.

Средства, полученные от налога на наследство средства, направлялись на обеспечение пенсионного фонда профессиональных солдат после окончания службы. Налогом не облагались ближайшие родственники солдат.

Римская империя была первой, кто ввёл промысловый налог. Его придумал император Диоклетиан.

Кроме прямых налогов в Римской империи были и косвенные налоги. Самые распространённые из них следующие:

  • Налог с оборота по ставке 1%, иначе он ещё назывался акциз на внутреннее потребление.
  • Налог при торговле рабами в размере 4% от их рыночной стоимости.
  • Налог на освобождение рабов со ставкой 5% от их рыночной стоимости.
  • Налог на соль, им облагались только жители провинций.

Таможенными пошлинами облагались все ввозимые и вывозимые из провинций товары. Величина этой пошлины дифференцировалась по видам товаров и провинциям, средняя ставка была на уровне 5%.

Особенность налоговой системы Римской империи в том, что все налоги взимались исключительно деньгами. Из этого следует, что всё населения просто обязано было производить излишки товаров для последующей их продажи. Это положительно сказывалось на товарно-денежных отношениях, которые стали поводом для глубокого погружения в процесс разделения труда и урбанизации страны.

Одновременно с тем, в соседних странах ещё была возможность платить налоги натурой.

Раздел Римской империи

Окончательный раздел Римской империи на Западную и Восточную произошёл в 395 г. н.э., когда умер Феодосий Великий. Раздел Римской империи и позже падение её Западной части стало причиной того, что в Византии всё-таки сохранились предыдущие финансовые и хозяйственные устои. Для Византии раннего периода характерно наличие 21 прямого налога. Сюда вошли поземельный налог, подушная подать, налог на оснащение армии, налог на покупку лошадей, налог на рекрутов, после оплаты которого можно было освободиться от воинской повинности, пошлина на продажу товаров, пошлина на выдачу государственных актов и некоторые другие.

Особыми налогами облагались сенаторы, чиновники и военные. Широкое распространение в Византии чрезвычайные налоги, например, на строительство флота, на содержание воинских контингентов и др.

Следует сказать, что даже такое большое количество налогов не привело Византию к процветанию. Даже наоборот, это стало причиной финансовых кризисов и ослабления мощи государства.


Сегодня только ленивый не спросит: сколько можно придумывать новые налоги? Налоги на квартиру, на доходы от продажи имущества, на земельный участок, на автомобиль – и это всё только для физических лиц, то есть для простых обывателей. Для компаний и организаций налогов в разы больше.

Когда государство начало собирать деньги с населения? Что такое налог на «дым», «тамка» и «мостовщина»? Кто такие пошлинники (не путать с пошляками) и тиуны? Обратимся к «преданьям старины глубокой», ведь история налогов насчитывает двенадцать веков.

Кто изучал историю налогообложения?

Историей налогообложения в России занимались дореволюционные историки и юристы, а позже советские и современные исследователи.

  • историки: Д.И. Иловайский, Н.М. Карамзин, В.О. Ключевский, С.М. Соловьев, И.Г. Прыжов, В.Н. Татищев и др., а также маститые экономисты: Э.Я. Бретель, И.Я. Горлов, В.П. Дьяченко, П.И. Лященко, И.Х. Озеров, В.Н. Твердохлебов и др.
  • юристы: С.В. Зaвaдcкий, Б.П. Распопов, Г.Ф. Шершеневич, А.Ф. Кисляковский, Ф.В. Тарановский и др.

Самым ранним дореволюционным исследованием, изданным в Киеве в 1624 г., считают сборник церковного права «Номоканон», который содержит сведения об обязательных платежах в пользу церквей.

Авторы исследований после революции и в современное время:

Отдельные периоды истории налогообложения и налогового права рассматриваются в работах М. Буланже, А.В. Брызгалина, И.С. Зуйкова, Л.В. Зуйковой, А.Д. Meльника, А.А. Тедеева, В.А. Тимошенко, Ю.П. Титoвa, А.В.Толкушкина, И.В. Торопицына, Д.Г. Черника и др.

С чего всё началось?

В конце IX века в древнеславянском государстве основным источником доходов казны стала дань — прямой налог (подать), собираемый с населения. Первые упоминания о взимании дани относятся к эпохе князя Oлeга (? — 912). При этом древние летописи именуют «данью» военную контрибуцию. Киевское феодальное государство росло и развивалось, и дань со временем перестала быть контрибуцией и превратилась в подать.

Единицей обложения данью в Киевской Руси был «дым», определявшийся количеством печей и труб в каждом домохозяйстве, рало или плуг (известное количество пашни). Обложение «по дыму» известно с давних времен.

При сборе некоторых прямых налогов счет «на дым» сохранялся в России до XVII в. (раскладка мирских повинностей, деньги на ратных людей, на выкуп пленных, стрелецкая подать), а в Закавказье — до начала XX в. Дань платили предметами потребления (мехами и пр.) или деньгами — «по шлягу от рала» («рало» - это единица обложения, плуг или соха, а шляг — арабские монеты, платежное средство того времени на Руси).

Дань взималась двумя способами: «повозом» и «полюдьем». «Повоз» — это, когда дань привозили князю (великому князю), а «полюдье» — это система сбора дани путем снаряжения экспедиций. Первоначально князь собирал дань лично. Позднее устанавливались места сбора дани и лица, ответственные за ее сбор. Дань как прямая подать существовала в XI—XII вв. и первой половине XIII в.

Во времена Золотой Орды (1243—1480) появились различного рода подати и сборы с податного населения, взимавшиеся преимущественно раскладочным способом.

Известно 14 видов «ордынских тягостей», из которых главными были:

  • «выход» («царева дань»), налог непосредственно монгольскому хану;
  • торговые сборы («мыт», «тамка»);
  • извозные повинности («ям», «подводы»);
  • взносы на содержание монгольских послов («корм») и др.

В XIII в. дань взималась в пользу ханов Золотой Орды (выход ордынский). Её платили князья, начиная с Ярослава Всеволодовича (1191—1246). Платили дань более 200 лет.

В 1257 г. для сбора дани татарскими численниками были проведены первые переписи населения (Суздальской, Рязанской, Муромской, Новгородских земель). Выход взимали с каждой души мужского пола и со скота.

В XIV—XV вв. помимо ордынской дани со свободного населения взималась дань, которая направлялась прямо в княжескую казну — в виде натуральных сборов. При Иоанне III (1440—1505, великий князь Московский с 1462 г.) в 1480 г. уплата выхода была прекращена. Хотя в договорных и духовных грамотах и после 1480 г. встречаются упоминания о выходе ордынском, но эти средства шли на содержание татарских царевичей, живших в России.

Иоанн III закрепил также исключительное право казны перерабатывать хмель, варить мед и пиво. Так появилась «медовая дань». В XV—XVI вв. существовала пошлина за право продажи алкогольных напитков — яеуся.

К XIV в. в московском государстве сложилась система кормлений — предоставление права на управление определенной территорией за службу великому князю (князю). Формально полномочия кормленщика ограничивались уставными грамотами. Кормленщик назначал своих слуг сборщиками пошлин (пошлинники) и прямых налогов (тиуны).

Обжаловать действия назначенных кормленщиком сборщиков можно было, обратившись к великому князю (князю) с челобитной (жалобой). Кормленщик получал доходный список, «как ему корм и всякия пошлины сбирать», а населению предоставлялось право челобитья на злоупотребления наместников. Сбор налогов совпадал с периодом сбора урожая.

С конца X в. взималась дорожная пошлина (сначала в пользу Золотой Орды, затем — князей и монастырей). Взималась в виде мыта (на перевозимые товары), годовщины (с торговых людей), мостовщины и перевоза (на людей и товары). Многочисленные дорожные пошлины были отменены только в 1654 г., а мостовщина и перевоз — в 1753 г.

В феодальный период (XIII—XIV вв.), кроме указанных видов налогообложения, появились судебные, торговые пошлины, а также пошлины с соляных варниц, серебряного литья и др.

Гостиная пошлина взималась за право иметь склады, торговая — за право устраивать рынки. Судебная пошлина, или «вира», взималась за убийство, а пошлина «продажа» — за другие преступления.

К началу XVII в. данью или данными деньгами стали называть целую группу налогов (кроме дани — прямой государственной подати), которые взимали с черносошных крестьян и посадских людей.

Со второй половины XVI в. налоги и сборы стали взимать в денежной форме. В военное время вводили чрезвычайные налоги: пищальные деньги предназначались на покупку огнестрельного оружия, емчужные — на изготовление пороха, полоняничные взимались для выкупа полоняников — людей, захваченных в плен татарами и турками. В 1679 г. полоняничные деньги вошли в состав стрелецких денег, представлявших собой налог на содержание стрелецкого войска.

При Иоанне IV Грозном (1530—1584) в 1555 г. установлен сбор четвертовых денег (денег из чети). Это подать, которую взимали с населения для содержания должностных лиц. Сбор их осуществляли чети — центральные государственные учреждения (XVI—XVII вв.), ведавшие сбором разного вида податей (оборонные, стрелецкие, ямские, полоняничные деньги, таможенные и кабацкие пошлины). К XVII в. функционировало шесть четей: Bлaдимиpская, Галицкая, Костромская, Нижегородская, Устюгская и Новая.

С 1556 г. после реформ государственного и местного управления ликвидировали кормления (систему содержания должностных лиц за счет местного населения) и власть наместников и волостелей. На их смену пришли губные и земские учреждения.

В период царствования Михаила Фeдopoвича (1596—1645, царь с 1613 г., первый царь из рода Poмaнoвых) взимание податей стало основываться на писцовых книгах. Служилых людей, живущих в посадах, обложили общим посадским тяглом. Под термином «тягло» порой понимались все виды прямых налогов.

Тяглом облагался не член общины, а определенная единица, округ, волость как совокупность хозяйств. От тягла освобождала гражданская служба по назначению от правительства, военная служба, дворцовая, придворная и отчасти принадлежность к купеческому сословию. С XVII в. эти привилегии стали подвергаться ограничениям.

В XV—XVI вв. распространение получила подать, поступавшая в казну Московского князя (впоследствии — царя), которую взимали в качестве посошного обложения. Данный вид налогообложения получил свое название от «сохи».

Соха — единица обложения в Московском государстве с XIII в. до середины XVII в., когда соха стала заменяться новой податной единицей — «живущей четвертью». В различные периоды на отдельных территориях значение сохи неоднократно менялось.

Налоги с арбузов и ношение бороды: о налоговой реформе Петра I (XVIII в.)

Петр I ввел чрезвычайные налоги: деньги драгунские, рекрутские, корабельные, подать на покупку драгунских лошадей.

При нём появились прибыльщики — это чиновники, которые должны «сидеть и чинить государю прибыли». Появились и новые виды податей. Например,

  • подушная подать,
  • гербовый сбор,
  • налоги с постоялых дворов,
  • налоги с пеней,
  • налоги с плавных судов,
  • налоги с арбузов и с орехов,
  • налоги с продажи съестного,
  • налоги с найма домов,
  • ледокольный налог и др.

В ходе реформы подворное налогообложение заменили подушной податью. Объектом налогообложения становится не двор, а ревизская (мужская) душа.

Ввели новые виды налогообложения — горная подать, гербовые сборы, пробирная пошлина, знаменитый налог на бороды.

Реформам подверглась и организация сбора налогов. Финансовые приказы заменили финансовыми коллегиями. Были заложены основы системы местного самоуправления и местных налогов и сборов. В эпоху Петра I широкое развитие получила система взимания налогов через откупщиков.

Винные акцизы и питейный сбор – важнейшие источники казны. О налоговых реформах первой половины XIX — начала XX в.

При Александре I (1777—1825, император с 1801 г.) изменения в акты законодательства вносились в части следующих фискальных сборов и налогов:

  • оброчный сбор;
  • гильдейский сбор;
  • пошлина с наследств;
  • горная подать;
  • гербовый сбор;
  • питейный сбор.

Вводились новые обязательные платежи:

  • процентный сбор с доходов от недвижимого имущества,
  • кибиточная подать,
  • попудный сбор с меди.

Существенному пересмотру подвергалась система земских денежных и натуральных повинностей. Была реформирована система организации сбора налогов.

В связи с проведением крестьянской реформы 1861 г. была изменена система сбора промыслового налога, введено налогообложение земли, введены подомовый налог, земские налоги и сборы.

Указом от 1 января 1863 г. винные откупа заменены акцизными сборами со спиртных напитков (винным акцизом).

Важнейшими источниками государственной казны стали:

  • подушный налог,
  • питейный и таможенный сборы,
  • соляной налог (в 1862 г. введен акциз на соль),
  • акциз на дрожжи (введен в 1866 г.),
  • акциз на керосин (введен в 1872 г.),
  • акциз на табак.

Изображение: С. В. Иванов. Баскаки. 1909 год.

Читайте также: