Определите размер дефицита профицита государственного бюджета если известно что налоговое

Опубликовано: 13.05.2024

1. Определите, на какую сумму государству необходимо разместить госу­дарственные облигации на внутреннем рынке для покрытия дефицита го­сударственного бюджета, если известно, что доходы государственного бюджета составят 420, расходы государственного бюджета — 700, а на внешнем рынке могут быть заимствованы 200. = 80

2. Определите размер дефицита (профицита) государственного бюджета, если известно, что налоговые поступления за год составили 250, неналого­вые доходы — 250, государственные закупки - 300, государственные трансферты - 150, расходы по

обслуживанию государственного долга - 50. РАЗМЕР ДЕФИЦИТА = 0

3. Темп инфляции возрастает в наибольшей степени, если дополнительные государственные расходы покрываются за счет:

а) получения кредитов у Центрального Банка;

б) введения прогрессивной шкалы налогообложения;

в) увеличения ставки подоходного налога с граждан;

г) увеличения косвенных налогов.

4. Определите размер ставки налога на имущество (в %), которую должно установить государство, если оно хочет собрать налоговые поступления в сумме 30 млн. руб., а среднегодовая стоимость имущества в стране оцени­вается в 1 500 млн. руб. = 2%

БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА

1. Не существует__фиксальной политики

а)адаптивной;

2. К числу основных целей фискальной политики государства относится-

а) создание условий для успешного ведения бизнеса;

б) перераспределение национального дохода в пользу беднейших слоев населения;

в) повышение благосостояния граждан;

г) антициклическое регулирование экономики. '

ДЕНЬГИ И ИХ ФУНКЦИИ

1. Согласно классической теории спроса на деньги спрос на деньги суще­ствует в связи с необходимостью:

а) использования денег как средства платежа;

б) использования денег как средства обращения;

в) избежания потерь капитала из-за изменения его стоимости;

г) использования денег как средства образования сокровищ.

2. К факторам спроса на деньги относятся:

а) структура денежной массы;

б) ставка процента;

в) уровень дохода;

г) количество денег.

3. К методам политики «дешевых» денег относятся:

а) повышение нормы обязательных резервов;

б) продажа Центральным Банком ценных бумаг;

в) снижение учетной ставки;

г) покупка Центральным Банком ценных бумаг.

БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА

1. Банковская система РФ носит_характер:

б) двухуровневый;

2. Выпуск денег в обращение осуществляют банки:

а) эмиссионные;

3. К кредитным деньгам относят:

а) чеки;

б) срочные вклады;

в) векселя;

ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА

1.Снижение ставки рефинансирования приводит:

а) снижению ставок кредитования коммерческих банков;

б) росту инвестиционных расходов;

в) падению совокупного спроса;

г) сокращению объемов национального производства.

2. При проведении стимулирующей денежно-кредитной политики:

а) увеличивается процентная ставка;

б) снижается процентная ставка;

в) снижается курс национальной валюты;

г) повышается курс национальной валюты.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦИКЛЫ

1. Циклы Китчина - это:

а) циклы запасов;

б) циклы энергий и материалов;

в) инвестиционные циклы;

г) строительные циклы.

2. Недозагрузка производственных мощностей, рост безработицы, массо­вое банкротство, обесценение основного капитала характеризуют:

б) кризис;

3. Для депрессии характерны:

а) низкий уровень заработной платы и приостановка падения цен;

б) рост цен и сокращение занятости;

в)сокращение инвестиций и снижение объемов производства;

г) затоваривание и падение цен.

4. Эндогенными причинами циклического развития являются:

а) открытия науки и техники;

б) открытия месторождений золота;

в) изменения производительности труда;

г) изменения цен на нефть.

5. Расположите циклы в порядке возрастания их продолжительности:

б) цикл Кондратьева;

в) цикл Форрестера;

г) цикл Жуглара (Джаглера).

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ

Рост материального благосостояния, увеличение свободного времени, социальная защищенность безработных, рост инвестиций в человеческий капитал - это характеристики;

а) качества экономического росте;

date image
2015-06-24 views image
3286

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



4. увеличение доходов может стимулировать рост инвестиций

1230 Определите размер расходов государственного бюджета, если известно, что расходы на здравоохранение и социальную сферу составят 100, расходы на военные нужды – 20, расходы на науку 50, расходы на охрану окружающей среды 60, прочие расходы 70

880 Если введен пропорциональный налог, то

1. происходит то же самое, что и при введении прогрессивного налога

2. из каждого дополнительного рубля взимается меньшая часть с ростом доходов

3. государство получает одинаковые поступления (в абсолютном выражении) от налогов при всех уровнях доходов

Из каждого дополнительного рубля с ростом доходов взимается одинаковый процент

881 Уровень налогообложения в стране равен 40%, общая сумма собираемых в государстве налогов составляет 1200 млрд.д.ед., ВВП равен…

1) 3480 млрд. д.ед.

Млрд.д.ед.

40%=1200 100%=х х = 100:40= 2.5 1200х2.5=3000

882 К налогам не относится классификация их на …

1) государственные и местные

Первичные и вторичные

3) общие и специальные (целевые)

4) прямые и косвенные

883 Определите размер дефицита (профицита) государственного бюджета, если известно, что налоговые поступления за год составили 250, неналоговые доходы - 150, государственные закупки – 300, государственные трансферты- 150, расходы по обслуживанию государственного долга - 50.

250+150=400 300+150+50= 500 дефицит 500–400=100

884 Работник выплачивает с 16000 ден. ед. дохода 2080 ден. ед. налога, ставка налога составляет…

1) 14% 2) 15% 3) 16% 4) 13%

2080 : 16 000 = 13%

885 Государственные доходы составили 20 % oт ВВП. равного 800 млрд., ден. ед.. расходы государства составили 150 млрд. ден. ед. Состояние бюджета характеризуется.

1. профицитом 160 млрд. ден. ед.

2. дефицитом 10 млрд. ден. ед. 800 х 0.2. =160

3. дефицитом 40 млрд. ден 160–150 = 10

Профицитом 10 млрд. ден. ед.

886 Предприниматель получил доход в сумме 25 тыс. руб. После уплаты подоходного налога, равного 13 %. в его распоряжении останется сумма равная .

21,75 тыс. 13.25 23 тыс. руб. 20 тыс руб

25 000 х0.13 =3250 25000 – 3250 =21750

887 Налог с дохода равного 100 тыс. руб. составил 10 тыс. руб., а с дохода 300 тыс. руб. налог составил 30 тыс. рублей, такой тип налогообложения называется….

Пропорциональный

10 : 100 = 30 :300

888 Если с высоких доходов берется больший процент, чем с низких, то имеет место…

1. косвенный налог

Прогрессивный налог

3. регрессивный налог

4. пропорциональный налог

889 К примерам встроенных стабилизаторов при автоматической фискальной политике относят.

1. автоматический рост госрасходов

2. регрессивную шкалу налогообложения

Прогрессивную шкал налогообложения

Систему государственных трансфертов

890 С дохода в 8000 ден. ед. выплачивается налог в 1200 ден. ед, с дохода в 20000 ден ед налог составляет 2000 ден ед, налоговая система по характеру начисления налога является

Экономика описана следующими данными: ВВП – 100 ден ед расходы на потребление – 70 ден ед инвестиции – 10 ден ед импорт – 10 ден ед экспорт – 15 ден ед Величина государственных расходов составит

100 – (70+10+ (15–10))= 15

Налоговые поступления бюджета равны 60 д.ед., расходы на социальную сферу 35 д.ед., доходы от госсобственности 20 д.ед., расходы на оборону 15 д.ед., платежи по госдолгу 30 д.ед. Этот бюджет…

Доходы: 60+20= 80

Расходы: 35+15+30=80 сбалансирован

Определите долю на военные нужды в общей сумме государственных расходов (в процентах), если известно, что размер государственного долга за год составил 100, доходы государственного бюджета за тот же год составили 900, в абсолютном выражении на военные нужды было потрачено 50

900–100=800 800=100% 50=Х%

х = (50 : 800)х100 = 6.25%

Определите размер расходов государственного бюджета, если известно, что расходы на здравоохранение и социальную сферу составят 100, расходы на военные нужды – 20, расходы на науку 50, расходы на охрану окружающей среды 60, прочие расходы 70

100+20+50+100+70 = 300

Уровень налогообложения в стране равен 40%, общая сумма собираемых в государстве налогов составляет 1200 млрд.д.ед., ВВП равен…

40%=1200 100%=х х = 100:40= 2.5 1200х2.5=3000

Определите размер дефицита (профицита) государственного бюджета, если известно, что налоговые поступления за год составили 250, неналоговые доходы - 150, государственные закупки – 300, государственные трансферты- 150, расходы по обслуживанию государственного долга - 50.

250+150=400 300+150+50= 500 дефицит 500–400=100

Работник выплачивает с 16000 ден. ед. дохода 2080 ден. ед. налога, ставка налога составляет…

2080 : 16 000 = 13%

Государственные доходы составили 20 % oт ВВП. равного 800 млрд, ден. ед.. расходы государства составили 150 млрд. ден. ед. Состояние бюджета характеризуется.

800 х 0.2. =160 160–150 = 10 (профицит)

Предприниматель получил доход в сумме 25 тыс. руб. После уплаты подоходного налога, равного 13 %. в его распоряжении останется сумма равная .

25 000 х0.13 =3250 25000 – 3250 =21750

Налог с дохода равного 100 тыс. руб. составил 10 тыс. руб., а с дохода 300 тыс. руб. налог составил 30 тыс. рублей, такой тип налогообложения называется….

10 : 100 = 30 :300

пропорциональный (одинаковый – 10%)

Функция налогов имеет вид Т = 500 + 0.1.Y , а функция социальных трансфертов TR = 400–0.2(Y–Yf), государственные закупки составляют 300. Потенциальный объем производства YF= 3000. Если фактический объем национального производства соответствует потенциальному уровню, то государственный бюджет будет иметь..

Т = 500 +0.1 x 3000= 500+300=800

TR = 400 – 0.2 x 0 = 400

Гос закуп =300 400 +300 = 700 800 – 700 = 100 профицит

Расходы государства на закупку товаров и услуг составили 1000 ден ед, процент по государственному долгу, достигшему 500 ден ед – 10% годовых, трансферты – 200 ден ед, налоговые поступления – 1300 ден ед, государственный бюджет..

1000+50+200= 1250 1300– 1250 =50дефицит

Определите размер дефицита (профицита) государственного бюджета, если известно, что налоговые поступления за год составили 250, неналоговые доходы - 150, государственные закупки – 300, государственные трансферты- 150, расходы по обслуживанию государственного долга - 50.

Доходы 250+150 =400 расходы 300+150+50=500 дефицит 100

Налог на прибыль 500 тыс. ден. ед., расходы на государственное управление 600 тыс. ден.ед., подоходный налог 470 тыс. ден. ед., неналоговые доходы 245 тыс. ден. ед., расходы на фундаментальные исследования 95 тыс. ден. ед., акцизы 130 тыс. ден. ед.. услугинародному хозяйству 510 тыс. ден. ед.. обслуживание государственного долга 20 тыс. ден.ед. Сальдо государственного бюджета составит …. тыс. ден. ед.

Доход: 600+470+245+130=1345

расход 600+95+510+20 = 1225

1345–1225= 120

Определите размер расходов государственного бюджета, если известно, что расходы на здравоохранение и социальную сферу составят 100, расходы на военные нужды - 20, расходы на науку 50, расходы на охрану окружающей среды 60, прочие расходы 70.

100+20+50+60+70 = 300

Известны следующие данные о налогово–бюджетной политике страны: действует пропорциональная система налогообложения, ставка подоходного налога – 25%, государственные расходы равны 800 млрд ден ед, действительные доходы населения 4200 млрд ден ед Фактическое состояние бюджета характеризуется как

расходы 800, а доходы 1050 (четвертая часть доходов населения) 1050–800=250 профицит

Общая сумма собираемых в государстве налогов составляет 720 млрд ден ед. ВВП – 1848 млрд ден ед, уровень налогообложения в стране равен…

720 : 1848 = 0.39 х 100 = 39%

Зависимость выплат налога (ден ед) от дохода (ден ед) представлена в таблице

Налог 20 45 100 187.5 330

Доход 200 300 500 750 1100

Согласно представленным данным налоговая ставка при доходе 300 ден ед составит … %

45 : 300 = 15%

Прогрессивная система налогообложения представлена в таблице.

Размер облагаемого совокупного дохода, полученного в календарном году Налоговая ставка
до 40 000 руб. 11%
от 40 001 до 80 000 руб. 4400 - 15° о с суммы, превышающей 40 000 руб
от 80 001 до 120 000 руб. 8800 - 20 е о с суммы,превышают ей 80 000 руб
от 1200 001 до 160 000 руб. 13200 - 25° о с суммы,превышающей 120 000 руб
от 160 001 руб. и выше 17600 - 30% с суммыпревышающей 160 000 руб

Средняя ставка налога с дохода 53334 руб. составит…..%.

4400+13.334 x 0.15 = 4400+2000=6400 6400 : 53334 = 12%

Налог с дохода равного 100 тыс. руб. составил 10 тыс. руб., а с дохода 300 тыс. руб. налог составил 45 тыс. руб., такой тип налогообложения называется .

был 10 : 100= 10%, стал 45 : 300= 15% (прогрессивным)

29. БЮДЖЕТО–НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА

Определите на какую сумму государству необходимо разместить государственных облигаций на внутреннем рынке для покрытия дефицита государственного бюджета, если известно, что доходы от государственного бюджета составят 420, расходы государственного бюджета – 700, а на внешнем рынке могут быть заимствованы 200

700–420–200=80

При условии, что государственные закупки составили 500 тыс. руб., налоговые поступления – 1200 тыс. руб., трансферты – 400 тыс. руб., обслуживание гос. долга – 100 тыс. руб. Сальдо государственного бюджета (в тыс. руб.) составит …

Доход –1200 расходы: 500+400+100 1200–1000=200

Налог с дохода равного 100 тыс. руб. составил 10 тыс. руб. При пропорциональной системе налогообложения налог с дохода 300 тыс. руб. составит………тыс. руб.

С дохода в 8000 ден. ед. выплачивается налог в 1200 ден. ед, с дохода в 20000 ден ед налог составляет 2000 ден ед, налоговая система по характеру начисления налога является

1200 : 8000 =15% и 2000 : 20 000 = 10% регрессивной

2. Дефицит и профицит бюджета

Между государственным бюджетом и величиной ВВП существует тесная взаимосвязь. Если представить, что сумма государственных закупок товаров и услуг – постоянная величина, не зависящая от уровня доходов, то при низком уровне доходов будет наблюдаться дефицит, а при высоком – излишек бюджета.

Если бюджет сбалансирован, то величина налоговых поступлений совпадает с суммой правительственных закупок. Если в экономике наблюдается экономический спад, то сумма налоговых поступлений в бюджет при неизменном уровне государственных закупок сокращается, возникает бюджетный дефицит. На фазе экономического подъема величина налоговых поступлений выше уровня правительственных закупок, возникает бюджетный избыток (профицит). При данном уровне государственных расходов и данном уровне налоговой ставки размер бюджетного дефицита или излишка зависит от величины доходов.


Рис.8.1. Циклическое балансирование госбюджета

Профицит – превышение доходов над расходами. Если обнаружен профицит, то он сокращается путем: уменьшения доходов от продажи государственной или муниципальной собственности, доходов от реализации государственных запасов и ресурсов; направлением бюджетных средств на погашение долговых обязательств; передачей части доходов бюджетам других уровней.

Если правительственные расходы превышают доходы, то возникает дефицит государственного бюджета. При превышении доходов над расходами государство имеет положительное сальдо бюджета.

Бюджетный дефицит = Расходы – Доходы.

Чистые налоги = Налоговые поступления – Социальные выплаты.

В этом случае бюджетный дефицит можно представить следующим образом:

Бюджетный дефицит = Закупки товаров и услуг – Чистые налоги.

На размер бюджетного дефицита оказывают влияние колебания объема национального выпуска. В периоды депрессии, когда ВВП снижается, бюджет, как правило, сводится с дефицитом, в то время как в периоды подъема наблюдается положительное сальдо бюджета.

Причины этих изменений сальдо бюджета кроются в том, что во время спадов налоговые поступления от подоходного налога и других прямых налогов снижаются, так как снижается налогооблагаемая база. В то же время в периоды спадов некоторые виды государственных расходов увеличиваются (пособия по безработице и другие социальные выплаты).

Предположим, что государственные расходы составляют 200 денежных единиц, а налоговая ставка t = 0,2. Следовательно, при Y = 0 налоговые поступления Т = 0. Когда расходы возрастают до 1000 единиц, то налоговые поступления становятся равными государственным расходам (200 единиц). При доходах 1500 единиц государственные расходы составят 300 единиц и т.д.

Таким образом, при низком уровне доходов возникает дефицит государственного бюджета, при высоком – избыток бюджета.

Исследования экономистов показывают, что рост государственных расходов приводя к увеличению доходов, не обеспечивает такого прироста налогов, который «окупал бы» возросшие расходы. Это значит, что сумма налоговых поступлений будет всегда меньше, чем прирост государственных расходов.

Если в государственном бюджете имеется избыток, т.е. если государство изымает с помощью налогов больше, чем отдает, то это означает, что изъятий из макроэкономического оборота становится больше, чем инъекций. В результате происходит сокращение ВВП.

Напротив, если госбюджет испытывает дефицит, т.е. его расходы превышают доходы, инъекции становятся больше, чем изъятия. Это означает, что покупательная способность возрастает и ВВП увеличивается.

Таким образом, бюджетный дефицит – это не показатель плохого хозяйствования. Еще в 30-е годы Дж. Кейнс и шведские экономисты Г. Мюрдаль и Б. Улин предложили отступить от традиционного представления о том, что государственный бюджет должен быть сбалансированным, и пойти на некоторое превышение расходов над доходами для стимулирования экономического роста, особенно в периоды кризисов.

Действительно, если государство выплачивает денег больше, чем получает, то это повышает покупательную способность в обществе – люди больше покупают, предприятия больше продают, увеличивая занятость ресурсов.

Поэтому дефицит полезен в период безработицы, но в фазе подъема он опасен, так как приводит к инфляции, поскольку рост покупательной способности не сопровождается адекватным увеличением производства из-за исчерпания ресурсов.

Для анализа источников образования дефицита госбюджета выделяют:

1) структурный дефицит;

2) циклический дефицит.

Структурный дефицит бюджета возникает в периоды коренной ломки отраслевых структур экономик, которые повторяются с периодичностью в 45-55 лет. Он рассчитывается как разность между текущими государственными расходами (G) и доходами, которые могли бы поступить в бюджет при условии полной занятости при существующей системе налогообложения:

где Встр – структурный дефицит государственного бюджета;

Yf – ВВП при условии полной занятости;

t – ставка подоходного налога.

Циклический дефицит представляет собой разность между фактическим дефицитом и структурным дефицитом:

где Вцикл – циклический дефицит госбюджета;

Y – фактический ВВП за данный год.

В период экономического спада государство проводит политику инъекций в национальную экономику и вынуждено увеличивать размер государственных расходов. Первоначально уровень возросших государственных расходов увеличивает объем бюджетного дефицита. Но уровень государственных расходов и ставка налогообложения могут воздействовать не только на величину бюджетного дефицита, но и на уровень совокупного спроса, следовательно, на объем ВВП. Возросший объем государственных закупок увеличивает объем доходов, тем самым увеличивает общий объем налоговых поступлений в казну, следовательно, уровень бюджетного дефицита должен, наоборот, сократиться.

Однако налоги влияют на величину совокупного спроса через мультипликатор. Поэтому изменение равновесных доходов (D’-D) равно изменению государственных расходов (G’-G), умноженному на величину мультипликатора (МРС). Так как изменение уровня доходов может быть записано как изменение величины ВВП (Y’-Y), то:

Известно, что изменение бюджетного дефицита (B’-B) равно изменению уровня государственных расходов минус изменения суммы налоговых поступлений t (Y’-Y), которое имело место в результате изменения уровня доходов:

Таким образом, прирост государственных расходов будет способен вызвать оживление экономической активности, при котором сумма взимаемых налогов превысит данный прирост государственных расходов. При сбалансированном бюджете сумма всех сбережений (S) и чистых налогов (Т) равна сумме правительственных закупок (G) и инвестиций (I), а мультипликатор сбалансированного бюджета равен 1:

В период экономических спадов государство допускает увеличение дефицита государственного бюджета. При анализе зарубежными экономистами стабилизационных фискальных мероприятий было обнаружено, что прирост дефицита государственного бюджета на равную величину оказывает разное влияние на совокупный спрос в стране – в зависимости от того, финансировался прирост дефицита бюджета за счет снижения налогов либо за счет изменения государственных закупок. При снижении налогов домашние хозяйства часть увеличившегося располагаемого дохода направляют на сбережения, поэтому первоначальный прирост потребления оказывается меньше величины снижения налогов. В результате прирост дефицита госбюджета, финансируемый за счет налогов, оказывает большее влияние на прирост совокупного спроса. Это явление открыл лауреат Нобелевской премии Т.
Хаавельмо. Оно получило название теоремы Хаавельмо. Суть его состоит в следующем.

Если рост государственных расходов финансируется за счет роста подоходных налогов, то конечный прирост национального дохода равен первоначальному приросту государственных расходов. Мультипликатор сбалансированного бюджета при этом равен 1.

В механизме действия изменения налогов на уровень ВВП налоговый мультипликатор показывает чистое влияние на величину ВВП роста налоговых сборов на 1 доллар. Тем не менее, изменение налогов сопровождается обычно изменением величины государственных расходов. Такое комбинированное влияние на ВВП отражает мультипликатор государственных расходов.

Мультипликатор устанавливает, что прирост правительственных расходов d(G), сопровождаемый равным по величине приростом налоговых поступлений d(Т), имеет своим результатом рост выпуска продукции (ВВП). Такое явление возникает при одновременном действии встречных эффектов:

1. Прирост правительственных расходов (dG) ведет к увеличению совокупного спроса (dAD) на такую же величину;

2. Прирост налогов (dT) сокращает уровень потребительского спроса на гораздо меньшую величину ( с учетом МРС), падение совокупного спроса с учетом располагаемого дохода будет равно МРС (Y-dT) + a = MPC * Y(1 – t) + a.

Попробуем вывести значение мультипликатора математическим способом.
Представим функцию совокупного спроса в виде

AD = Y = MPC * Y + a + I.

Введем в ее формулу математические значения G, T, TR, характеризующие степень вмешательства государства в экономику страны. При этом чистые налоги равны T – TR (налоговые поступления минус социальные бюджетные выплаты), а государственные закупки G равны государственным расходам минус транcфертные платежи TR:

Y = MPC (Y – T + TR) + G + a + I.

Раскроем скобки и представим налоговые поступления в бюджет как

Т = Y*t, при условии, что это – пропорциональные налоги:

Y = MPC*Y – MPC*t*Y + MPC*TR + G + a + I.

Соберем вместе слагаемые функции, не зависящие от Y, обозначим их А
(автономное потребление в экономике):

Y – MPC*Y + MPC*Y*t = A + I, где А = МРС * TR + a + I;

Выражение 1/1-МРС(1-t) и есть мультипликатор государственных расходов.

Мультипликатор государственных расходов давно применяется в макроэкономическом моделировании, в частности в модели делового цикла Хикса–Самуэльсона. Смысл этой модели состоит в выравнивании «волн» циклических колебаний экономики с помощью регулирования величины государственных расходов путем варьирования налоговой ставкой пропорционального налога и изменения величины государственных расходов
(неокейнсианский подход).

Существует три способа для финансирования бюджетного дефицита:

1) путем дополнительной эмиссии денег;

2) за счет кредитов ЦБ;

3) посредством заимствований у населения и фирм.

Каждый из этих способов имеет свои плюсы и минусы. Преимущества первых двух заключаются в том, что их использование дает возможность избежать вытеснения частных инвестиций государственными, поэтому расходы бизнеса и личное потребление не будут уменьшаться. Однако их применение чревато увеличением инфляции.

Существуют три концепции балансирования бюджета:

1. Концепция ежегодного балансирования (рикардианство). Экономические субъекты исходят из убеждения, что любые долги надо рано или поздно отдавать. Они прирост задолженности государства воспринимают как прирост налогов в будущем, т.к. другого, кроме налогов, источника доходов у государства нет. Государственное бюджетное ограничение:

Тнаст. + Тбуд./ (1 + i) = Gнаст. + Gбуд./ (1 + i).

Концепция отрицает положительные эффекты стабилизационной фискальной политики. Так, рост госрасходов не приводит к стимулированию совокупного спроса вследствие эффекта вытеснения инвестиций. Снижение налогов не приводит к росту потребительских расходов, а приводит к росту сбережений, так как субъекты должны быть готовы к повышению налогов в будущем.

2. Концепция циклического балансирования. Утверждается допустимость балансирования бюджета в ходе экономического цикла. Дефициты в периоды спада позволяют стимулировать совокупный спрос, а излишки в периоды подъемов – сдерживать «перегрев» экономики. Такая политика позволяет сгладить амплитуду колебаний цикла на 30 – 35%.

3. Концепция функциональных финансов. Проблема сбалансированности бюджета рассматривается как второстепенная, на первый план выдвигается задача стабилизации экономического развития. Поддержание высокой занятости имеет приоритет. Рост госдолга не приведет к угрозе банкротства государства при условии хорошо отлаженной финансовой системы и высокой степени доверия к государственным институтам.


Дефицит бюджета – это бюджет государства, который имеет отрицательное сальдо. Другими словами, бюджетный дефицит – это экономическое состояние, когда сумма запланированных расходов с государственного бюджета значительно превышает сумму доходов.

С помощью математического выражения можно схематично показать, как выглядит механизм дефицита и профицита бюджета:

Доход – Расход = Сальдо

  • если сальдо равняется нулю, тогда бюджет имеет равное количество доходов и расходов;
  • если сальдо больше нуля, тогда это явление называется профицитом, а значит, что прибыль превышает запланированные расходы;
  • если сальдо меньше нуля, тогда это явление называется дефицитом, а значит что прибыль меньше, чем плановые расходы.

В экономической сфере государства дефицит бюджета – это существенная проблема, если речь идет о развитии страны на национальном уровне. Следует вести тщательный контроль и поддерживать баланс бюджетных доходов и расходов. В связи с этим необходимо выделить основные методы для проведения подобного контроля, а также осуществить определенные шаги с целью покрытия дефицита, которые позволят повлиять на экономическое и финансовое состояние государства.

Существуют такие способы для покрытия дефицита государства как:

  1. Выпустить денежные знаки дополнительно. С помощью этого, можно уравновесить экономику государства и стабилизировать экономические процессы, такие как инфляция;
  2. Выпустить облигации государственного займа, воспользоваться кредитами банков, бюджетными ссудами внутри государства. После этого может увеличить долг внутри государства перед гражданами страны;
  3. Воспользоваться помощью других государств, то есть осуществить внешнее кредитование иностранных государств;

Наряду с этим, следует выделить также ряд мероприятий, которые следует внедрить для стабилизации кризиса в государственном бюджете.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Меры общеорганизационного характера с целью сокращения бюджетного дефицита:

  1. Улучшение рабочего процесса в налоговой сфере с помощью реорганизации налоговой системы;
  2. Создание способов для процесса реструктуризации по возвращению задолженности иностранным государствам;
  3. Проведение жесткого контроля при осуществлении расходов денежных средств с государственного бюджета;
  4. Сокращение пособия по определенным отраслям хозяйства и убыточным структурам;
  5. Регулирование выплат и льгот социального назначения.

Что такое профицит в бюджете?

В случае, когда в государственном бюджете сальдо больше нуля, а именно экономическая ситуация, где сумма запланированных расходов является меньше запланированных доходов, называются профицитом бюджета.
Профицит бюджета является эффективным вариантом для государства, чтобы выйти из кризисного положения

в бюджете и стабилизировать ситуацию. На самом деле, профицит в бюджете это довольно редкое явление, при котором необходимо искать пути сокращения долга государства и разрабатывать специальную программу для устранения дефицита в бюджете на национальном уровне.

Следует отметить, что существует такой вид профицита, как первичный. Это ситуация в государственном бюджете, где доходы бюджета без наличия заемных средств и кредитов, значительно превышают расходы. При наличии первичного профицита происходит резервирование основной части доходов, которая предназначена для сокращения долга государства.

Согласно статье 88 Бюджетного кодекса России предполагается разработка бюджетной программы, в случае если возник профицит в бюджете, а именно:

  • все денежные средства в бюджете направлять на погашение кредитов и ссуд, несмотря на договорные обязательства государства;
  • все выплаты с государственного бюджета увеличить для бюджетов других отраслей;
  • сократить реализацию имущества, которое принадлежит государству.

Бюджетный дефицит и источники его финансирования

Иногда случаются ситуации, когда при сведении бюджета по неизвестным причинам, расходы и доходы невозможны. Из практики мировой экономики известно, что дефицит может иметь отклонения от запланированного бюджета в пределах 3% от ВВП. Но случаются и кризисные ситуации, где дефицит бюджета имеет значительно высокий процент.

К примеру, как экономическая ситуация в России в период с 1991 по 1999 года. Таким образом, при разработке и утверждении бюджетного дефицита следует конкретно определить всевозможные источники для финансового покрытия. Существую внутренние и внешние источники. Рассмотрим каждый из них.

К ряду внутренних источников можно отнести денежные средства в национальной валюте, которые были даны в заем банками, кредитными учреждениями другие государственные займы в виде ценных бумаг.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Основными источниками, которые служат для покрытия отрицательного сальдо, являются следующие:

  1. Общая сумма денежных средств, которая сформировалась между фактической стоимостью ценных бумаг государства. Такая сумма является основным средством для погашения государственных займов;
  2. Денежные средства, которые сформировались между госзаймом и погашенными кредитами в национальной валюте;
  3. Формирование денежных средств между погашенными и полученными государством кредитов, которые относятся к государственному бюджету и другим кредитным структурам;
  4. Полученные и погашенные денежные средства в национальной валюте от иностранных государств-кредиторов;
  5. Остаток денежных средств на счету государственного бюджета, который сформировался на протяжении финансового периода;
  6. Другие эффективные способы финансирования, к примеру, доход от реализации ценных бумаг и активного участия в формировании капитала, продажа земли государства, драгоценных камней и металлов и т.д.

Что касается внешних источников финансирования, то к ним относятся государственные займы в иностранной валюте в процессе выпуска акций и облигаций, кредитные обязательства перед иностранными государствами в виде денежных средств в иностранной валюте.

Сюда также относятся:

  • денежные средства, которые сформировались между фактической стоимостью ценных бумаг. Сумма средств представлена в государственном займе и является средством погашения кредитных обязательств в иностранной валюте;
  • денежные средства, которые были получены и погашены государством в виде кредитного обязательства перед иностранными кредитными учреждениями.

Приобретенная задолженность и кредитные обязательства государственного банка не могут быть источниками финансирования бюджетного дефицита, поскольку это будет эмиссией денежных средств.

Читайте также: