Правительство пошло на увеличение налогов в изолированной экономике в результате

Опубликовано: 05.05.2024

§ 7. Виды налогов. Механизм налогообложения.

Виды налогов. Налоги бывают прямые и косвенные, государственные и местные, устанавливаемые региональными властями и органами.

Для налоговой системы страны с развитой рыночной экономикой характерны следующие признаки:

• прогрессивный дифференцированный характер налогообложения;

• частые изменения ставок налогообложения в зависимости от экономических условий, складывающихся в стране;

• определение начальных сумм, не облагаемых налогом.

Всё это делает налоговую систему гибкой, способствует её дифференцированному использованию.

К налогам относят, например, подоходный налог, налог на прибыль предприятий, косвенные налоги и взносы на социальное страхование.

Подоходный налог взимается с физических лиц. Им облагаются все доходы граждан, в том числе и выигрыши в лотерею. Налогом на прибыль предприятия облагается его чистая прибыль за определённый календарный период. Взимание подоходного налога происходит посредством заполнения налогоплательщиком декларации о доходах при условии наличия у налогоплательщика нескольких источников доходов, включая предпринимательскую деятельность. В настоящее время в России ставка подоходного налога является фиксированной и составляет 13%. С 2009 г. налог на прибыль организаций составляет 20% (однако его реальный расчёт – очень сложная бухгалтерская процедура). Во многих странах мира налоги имеют прогрессивные ставки – чем больше доход, тем больше ставка налога. Такая налоговая политика имеет социальную составляющую, так как позволяет немного сократить разрыв в доходах бедных и богатых.

Прямые налоги взимаются в процессе накопления материальных благ непосредственно с доходов или имущества налогоплательщиков. Среди прямых налогов выделяют реальные прямые налоги, которыми облагается предполагаемый средний доход, получаемый от того или иного объекта налогообложения (налоги на имущество, в том числе с владельцев автотранспортных средств, земельный налог); личные прямые налоги, которые уплачиваются с действительно полученного дохода и отражают фактическую платежеспособность (подоходный налог, налог на прибыль, налог на наследство и дарение и т.п.).

Косвенные налоги взимаются через цену товара и вытекают из хозяйственных актов и оборотов, финансовых операций (акциз, НДС, таможенная пошлина, налог с оборота). Они распространяются на широкий круг торговых, производственных и иных организаций и даже физических лиц. Во многих странах мира применяется налог с продаж, который взимается с любой покупки. Основная цель косвенных налогов – увеличение доходов государственного и местного бюджета. Так, в российском бюджете основную доходную статью составляют не прямые налоги, а косвенные, в частности таможенные сборы и пошлины. Таможенные сборы – это форма косвенного налога, которым облагаются определённые группы людей и организации, в основном фирмы, осуществляющие экспортно-импортные операции.

Акциз – налог, взимаемый с покупателя при приобретении некоторых видов товаров и устанавливаемый обычно в процентах к цене этого товара. Например, акцизом в России облагаются табачные и винно-водочные изделия.

В России действует около 40 различных налогов. Их использование регулируется специальными законами, в частности Налоговым кодексом. Некоторые налоги являются целевыми и связаны с конкретным направлением государственных расходов – это налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы и дорожный налог в Дорожный фонд. Первый необходим для финансирования деятельности геологов и буровиков, ведущих разведочные подготовительные работы к промышленному использованию новых месторождений полезных ископаемых, а второй – для финансирования ремонта и строительства федеральных дорог.

По своему экономическому содержанию близка к налогам пошлина – плата, взимаемая государством с юридических и физических лиц за оказание им определённого вида услуг. Государство установило пошлины за следующие виды услуг:

• оформление свидетельств о браке и рождении детей;

• выполнение процедуры расторжения брака;

• подтверждение права на получение наследства;

• принятие жалобы к рассмотрению в суде;

• выдачу разрешения на ввоз товаров зарубежного производства в страну (а иногда и за разрешение на вывоз товаров отечественного производства за рубеж).

На рисунке 1 представлена схема налоговой системы России. В России действуют следующие налоги: федеральные, региональные и местные. Наиболее крупные и значимые источники налоговых доходов (налог на доходы физических лиц (НДФЛ), налог на прибыль, акцизы и др.) распределяются между бюджетами различных уровней: федеральными, региональными, местными (городов и сельских поселений).


Рис. 1. Налоговая система в России.

Примеры федеральных налогов:

• налог на доходы физических лиц;

• налог на операции с ценными бумагами;

• платежи за пользование природными ресурсами;

• платежи за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, за загрязнение окружающей среды, за пользование водными объектами;

• налог на прибыль организаций;

• налоги, служащие источником образования дорожных фондов (налог на использование автомобильных дорог);

• налог с владельцев транспортных средств;

• налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения;

• сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний;

• налог на покупку иностранных денежных знаков и платёжных документов, выраженных в иностранной валюте;

• налог на игорный бизнес;

• сборы за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции;

• налог на добычу полезных ископаемых;

• налог на добавленную стоимость (НДС);

Примеры региональных налогов:

• налог на имущество предприятий;

• сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц;

• единый налог на вменённый доход для определённых видов деятельности.

Примеры местных налогов:

• налог на имущество физических лиц;

• регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;

• налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне;

• сбор за право торговли;

• целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно-правовых форм на содержание милиции, благоустройство территорий, нужды образования и другие цели;

• налог на рекламу;

• налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров;

• сбор с владельцев собак;

• лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями;

• лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей;

• сбор за выдачу ордера на квартиру;

• сбор за парковку автотранспорта;

• сбор за право использования местной символики;

• сбор за участие в бегах на ипподромах;

• сбор за выигрыш на бегах;

• сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме;

• сбор со сделок, совершаемых на биржах, за исключением сделок, предусмотренных законодательными актами о налогообложении операций с ценными бумагами;

• сбор за право проведения кино- и телесъёмок;

• сбор за уборку территорий населённых пунктов;

• сбор за открытие игорного бизнеса.

Механизм налогообложения. В основе механизма налогообложения лежат ставки налогов, из которых рассчитываются денежные суммы, подлежащие уплате домохозяйствами или организациями в доход государства.

Ставка налога – это величина платы, которую налогоплательщик должен внести в доход государства в расчёте на единицу налогообложения. Ставка налога определяется как абсолютная сумма платежа либо как доля от стоимости того, к чему привязан данный налог (например, доходы или стоимость имущества). При этом всегда спорным является вопрос о количественной величине этой ставки (должна она быть единой или меняться по какой-то схеме).

В мировой практике существуют три разные системы налоговых ставок: прогрессивная, пропорциональная, регрессивная.

В прогрессивной системе ставка налога возрастает по мере роста величины облагаемого дохода или стоимости имущества. Применение такой системы означает, что богатые граждане платят в виде налогов бо́льшую долю своих доходов, чем менее состоятельные.

Пропорциональная система характеризуется равной для каждого плательщика ставкой налогообложения. С ростом налоговой базы сумма налога возрастает пропорционально. Такое налогообложение применяется в России.

В регрессивной системе предусмотрено снижение ставки обложения по мере роста абсолютной величины облагаемого дохода и имущества.

Размер налоговых изъятий постоянно является предметом дискуссии. Очевидно, чем большую долю личных доходов физических лиц и фирм правительство концентрирует в своих руках, тем больше возможностей имеется для решения социальных и иных задач общества. Однако чем слабее налоговый гнёт на экономику, тем динамичнее происходит её рост и развитие. В результате рациональная система налогов формируется как компромисс между интересами различных групп общества с учётом региональных интересов, твёрдых и однозначных правил построения налоговых систем. При этом очень много зависит от правительства и конкретных людей, которые в нём работают, их знаний и опыта, их честности и стремления к справедливости.

Налоговые льготы выражаются в частичном или полном освобождении определённых физических и юридических лиц от уплаты налогов. Такие льготы устанавливаются, например, для инвалидов, пенсионеров, образовательных учреждений, предприятий и предпринимателей малого бизнеса и др. Налоговые льготы связаны с приоритетами правительства (развитие инновационных технологий, модернизация производства и др.). Налоговые льготы улучшают экономическую ситуацию в регионе и стране.

Налоговые льготы имеются практически в каждой развитой стране. Например, в России их десятки, а в США – более 100, в Великобритании – около 80, во Франции – более 70, в Швеции – около 90 и т.д.

Налоговые льготы могут иметь форму налоговых кредитов – вычетов из величины начальных налогов. Например, во многих странах от налогообложения освобождается часть доли прироста затрат на развитие научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Льготы часто устанавливаются в сфере амортизационных отчислений, тем самым стимулируется покупка нового оборудования или замена старого.

Часто используется метод отсрочки уплаты налога и полное освобождение от налогов. Такой льготой пользуются в основном малые и вновь образованные предприятия. Например, во Франции акционерные компании полностью освобождаются от налогов на прибыль в течение первых двух лет существования, а в третий год налогом облагается только 25% прибыли. Вся прибыль облагается налогом с шестого года деятельности компании.

В развитых странах мира применяется дифференцированный подход в начислении налогов: чем выше доходы, тем больше выплачивается налогов. Каждая страна при этом имеет свой верхний предел налогообложения: самый высокий (45%) установлен в Швеции, 22% – в США и 5% – в государстве Монако. В России применяется так называемая «плоская шкала» в размере 13% на заработную плату, пенсии, доходы и прибыли. Такой подход лишает государство важнейшей функции перераспределительного механизма, который в развитых странах во многом сглаживает социальный разрыв между богатыми и бедными.

На борьбу с COVID-19 во всем мире уже выделено 12,3 трлн. долларов. Страны G-20 обязались вложить 5 трлн. долларов в мировую экономику, чтобы смягчить негативные последствия пандемии. Во время видеоконференции лидеры «Большой двадцатки» заявили:

«Мы вкладываем более 5 триллионов долларов в мировую экономику в рамках целенаправленной налогово-бюджетной политики, экономических мер и гарантийных схем для борьбы с социальными, экономическими финансовыми последствиями пандемии».

Лидеры Европейского союза уже готовят пакет мер стимулирования экономики, подобный «плану Маршалла».

Сенат США 25 марта утвердил пакет помощи на сумму 2 трлн. долларов США. Благодаря ему каждый американец получит прямой платеж в размере до 1200 долларов на свои банковские счета с дополнительными выплатами в размере 500 долларов на ребенка. Выплаты безработным увеличатся на 600 долларов в неделю. Кроме того, правительство США выделило 127 млрд. долларов на больницы, маски, медикаменты, подготовку вакцины и медикаменты.

Власти также сообщают, что американцы получат трехмесячный оплачиваемый отпуск, если их коснулась пандемия COVID-19. А введение чрезвычайного положения позволит федеральному правительству распределять до 50 млрд. долларов финансовой помощи штатам, городам и округам.

В целом, правительство США и Федеральный банк объявили о выделении в общей сложности примерно 3,5 трлн. долларов на борьбу с пандемией.

Канада

Правительство под руководством Трюдо выделило 107 млрд. канадских долларов (75 млрд. долларов США). Пакет мер включает 52 млрд. канадских долларов в виде прямой поддержки для частных лиц и компаний и 55 млрд. канадских долларов во временных отсрочках текущих выплат для частных лиц и предприятий.

На прошлой неделе почти миллион канадцев подал заявки на пособия по безработице. Чтобы поддержать этих работников и помочь предприятиям сохранить своих сотрудников, канадское правительство предложило принять закон о введении Канадского пособия по чрезвычайным ситуациям (CERB). Эта налогооблагаемая льгота будет приносить 2000 долларов США в месяц на срок до четырех месяцев работникам, которые теряют свои доходы в результате пандемии COVID-19.

Германия

Правительство канцлера Ангелы Меркель выделило более 750 млрд. евро (810 млрд. долларов США) 25 марта. 13 марта государственному банку Германии KfW было разрешено выдать 550 млрд. евро (610 млрд. долларов США) в кредит предприятиям, чтобы они пережили пандемию.

Германия прекратила все религиозные службы, до дальнейшего уведомления. Правительство Меркель запретило проведение любых публичных собраний свыше 50 человек. Детям младше 16 лет запрещено посещать больницы, дома престарелых и реабилитационные учреждения. Кроме того, немецкая железнодорожная компания Deutsche Bahn ограничила региональные перевозки по всей стране, чтобы сдержать пандемию.

Великобритания

Соединенное Королевство выделило 330 млрд. фунтов (424 млрд. долларов США) на борьбу с коронавирусом, в том числе 12 миллиардов фунтов стерлингов - на помощь национальным службам здравоохранения. Правительство также объявило о предоставлении ссуды предприятиям, которым угрожает пандемия. В дополнение к этому правительство Великобритании объявило о снижении налогов на 20 млрд. фунтов стерлингов - трехмесячный отпуск по ипотечным платежам для заемщиков, пострадавших от COVID-19.

Кроме того, правительство Бориса Джонсона отказалось от налога на недвижимость за рубежом на этот финансовый год. Одновременно Банк Англии заявил, что создаст новую кредитную линию для пострадавших предприятий.

Италия

Премьер-министр Италии Джузеппе Конте объявил территорию страны «красной зоной» и ввел полный карантин в стране. Всех итальянцев попросили изолировать себя дома. 40000 человек были оштрафованы за нарушение порядка. Правительство Конте отменило свадьбы, похороны и спортивные мероприятия, закрыло кинозалы, театры и музеи до 5 апреля.

Правительство объявило о выделении 25 млрд. евро (28 млрд. долларов США). Пакет на 25 миллиардов евро включает - 10 миллиардов евро, выделенных на поддержку занятости; 3,5 миллиарда евро на укрепление системы здравоохранения; индивидуальные денежные бонусы итальянцам, вынужденным работать во время карантина; гарантии по кредитам малому и среднему бизнесу, пострадавшему от кризиса.

Власти также разработали меры по предоставлению гражданам финансовой помощи. Итальянские семьи теперь могут обратиться за разрешением приостановить выплаты по ипотечным кредитам, если кризис сказался на их бизнесе и временно лишил средств существования. Кроме того, родители имеют право требовать от правительства до 600 евро на оплату нянь в период пандемии COVID-19.

Франция

Французское правительство приняло строгие меры, чтобы максимально изолировать граждан. Полицейские проверяют всех, кто выходит из своих домов. 18 марта французская полиция вручила более 4000 штрафов тем, кого видели на улицах без существенной причины. В течение следующих 15 дней жители Франции могут покинуть свои дома, чтобы купить еду или по чрезвычайным обстоятельствам.

Власти приостановили выплату ренты и оплату коммунальных услуг для небольших компаний и выступило с инициативой по выплате заработной платы работникам, потерявшим работу.

Президент гарантировал кредиты на 300 млрд. евро (335 млрд. долларов США), чтобы помочь предприятиям преодолеть кризис. Правительство Франции также объявило, что оно мобилизует 45 млрд. евро (50,22 млрд. долларов США) на кризисные меры, чтобы помочь своим компаниям остаться на плаву.

Испания

Испанское правительство мобилизует сумму в 200 млрд. евро (220 млрд. долларов США) на борьбу с эпидемией коронавируса. Это самая большая финансовая помощь в демократической истории страны. Из 200 миллиардов евро 117 млрд. евро будет выделено государством, а остальное поступит от частных компаний. Правительство также пообещало кредитные гарантии в размере 100 млрд. евро для малых и средних предприятий, пострадавших от пандемии.

Китай

Китайские власти выделили 110,48 млрд. юаней (15,93 млрд. долларов США) на финансирование, связанное с коронавирусом. Центральный банк Китая предпринял стимулирующие меры в размере 79 миллиардов долларов, чтобы помочь экономике страны. Народный банк Китая сократил резервные требования для банков, которые выделят до 78,8 млрд. долл. США для помощи фирмам, пострадавшим от вспышки COVID-19.

Австралия

12 марта Австралия представила первый пакет мер для ограждения экономики от воздействия вспышки коронавируса. Страна выделила 17,6 млрд. австралийских долларов (11,4 млрд. долл. США) в дополнение к уже выделенным на здравоохранение 2,4 млрд.

19 марта Австралия объявила о предоставлении пакета помощи в размере 100 млрд. австралийских долларов (83,3 млрд. долларов), в рамках которого страна отложила погашение кредитов малого бизнеса на срок до шести месяцев.

Таиланд

Кабинет министров Таиланда утвердил сумму в 20,6 млрд. долл. США для смягчения воздействия коронавируса. Пакет включает в себя льготные кредиты под 2%. Правительство также объявило, что оно создаст фонд в 20 миллиардов батов, чтобы помочь фирмам или работникам, пострадавшим от вспышки коронавируса.

Объединенные Арабские Эмираты предоставили 100 млрд. дирхамов (27,2 млрд. долларов США) на борьбу со вспышкой коронавируса. Это включает 5 млрд. дирхамов на оплату воды и электричества для граждан и промышленности. ОАЭ также снизили налоги до конца 2020 года.

3 миллиарда дирхамов были выделены для схемы гарантирования кредитов. Пакет стимулов также включает 1 миллиард дирхамов на создание рыночных фондов для повышения ликвидности. Кроме того, правительство объявило о 20% возмещения арендной платы для сектора туризма и развлечений.

Центральный банк ОАЭ объявил о пакете мер стимулирования на 27 млрд. долл. США для борьбы с экономическими последствиями пандемии коронавируса. Деньги пойдут на поддержку банков страны. Нормативные ограничения по кредитам также были смягчены. При этом совокупный пакет стимулов для борьбы с эпидемией в ОАЭ достиг 61,4 млрд. долларов.

Саудовская Аравия

Саудовская Аравия представила пакет мер стимулирования в размере 32 млрд. долл. США для поддержки экономических разрушений, вызванных коронавирусом, а также снизила цены на нефть. Пакет мер включает в себя отсрочку уплаты пошлин частным сектором правительству и сбор таможенных пошлин на импорт. Кроме того, правительство Саудовской Аравии отменило налог на добавленную стоимость, подоходный налог и другие сборы с предприятий в течение следующих трех месяцев.

Индия

Чтобы поддержать во время вспышки коронавируса бедных, индийское правительство выделило 22,5 млрд. долларов США. Эти средства пойдут на денежные переводы фермерам, работникам MGNREGA, вдовам, пенсионерам. Также были увеличены пособия в соответствии с Jan Dhan Yojana, схемой Ujjwala и EPFO.

Д-р Арун Сингх, главный экономист Dun & Bradstreet India, сказал:

«Такие действия необходимы, чтобы помочь почти 800 миллионам людей, принадлежащих к группам с низким доходом, фермеров и пожилых. Это успокоит их и предотвратит беспорядки во время пандемии. Да, это добавит 1,7 триллиона рупий к бюджетному дефициту правительства, но, с другой стороны восстановит доверие людей, что, в свою очередь, поможет экономике восстановиться после того, как мы покончим с вирусом».

Индонезия

Правительство Индонезии первоначально объявило о спасательном пакете на сумму 10,3 трлн. рупий (727 млн. долларов США) для поддержки потребительских расходов и туризма в стране. Затем за объявлением последовал второй пакет мер стимулирования в размере 120 трлн. рупий (8,1 млрд. долларов США) для дальнейшей поддержки экономики в период вспышки COVID-19. Сумма в 22,9 трлн. рупий была выделена из пакета, чтобы помочь выплатить кредиты предприятиям, пострадавшим от пандемии. В дополнение к этому правительство предоставило 30% скидки на корпоративный налог в течение следующих шести месяцев.

Кроме того, работники производственного сектора с доходом ниже 200 миллионов рупий будут освобождены от уплаты подоходного налога в течение следующих шести месяцев.

Южная Корея

Южная Корея выделила 11,7 трлн. вон (9,8 млрд. долларов) для защиты своего бизнеса и экономики. Сумма в 2,3 триллиона вон будет направлена медицинским учреждениям, а 3 триллиона вон пойдут на борьбу предприятий и субсидирование ухода за детьми. Кредиты будут выдаваться на льготных условиях, а люди, потерявшие работу из-за эпидемии, получат пособия.

Япония

10 марта Япония приняла пакет мер по спасению в размере 1 трлн. иен (9,6 млрд. долларов США). Также было выделено 4 млрд. долларов США для финансирования ряда программ, включая пакет для увеличения производства масок и защиты домов престарелых.

В дополнение к этому Банк Японии объявил о новой программе процентных займов для увеличения кредитования предприятий, пострадавших от эпидемии.

Малазия

Кабинет министров Малайзии утвердил финансовый стимул в размере 4,8 млрд. долл. США для борьбы с последствиями пандемии. Правительство во главе с премьер-министром Махатхир Мохамад объявило, что туристические агентства, отели, авиакомпании, торговые центры получат 15% скидки на ежемесячные счета за электроэнергию в течение шести месяцев, начиная с апреля. Отели будут освобождены от налогов на обслуживание до августа.

Водители общественного транспорта и туристические гиды, пострадавшие от коронавируса, получат по 600 малайзийских ринггитов каждый. Врачам, медицинским работникам, которые занимаются локализацией коронавируса в Малайзии, будут предоставляться специальные ежемесячные критические пособия в размере 400 малайзийских ринггитов с февраля до конца вспышки. Иммиграционные и пограничные работники получат пособие в размере 200 малайзийских ринггитов за свои услуги.

Новая Зеландия

Правительство Новой Зеландии объявило о пакете стимулов в размере 12,1 млрд. новозеландских долларов (7,3 млрд. долларов США) для борьбы с пандемией. Из общей суммы 5 миллиардов новозеландских долларов будут выделены на субсидии по заработной плате; 2,8 миллиарда новозеландских долларов - на поддержку доходов; 2,8 миллиарда новозеландских долларов - на налоговые льготы для бизнеса; 600 миллионов новозеландских долларов было выделено авиационной индустрии.

Россия

Правительство России объявило о мерах поддержки экономики и граждан на фоне пандемии 16 марта. В число предложенных мер вошли создание антикризисного фонда на 300 млрд. рублей (3,8 млрд. долларов США), налоговые льготы для туроператоров и авиакомпаний, отмена ограничений для транспорта торговых сетей в городах. Также российские власти разрешили доставку безрецептурных лекарств, заказанных в интернете.

Украина

На борьбу с коронавирусом правительство выделило около 200 млн. гривен (7 млн. долларов США). Об этом сообщает РБК-Украина.

3 апреля обещают выплатить по 1000 гривен (35 долларов США) гражданам, получающим пенсию, размер которой меньше 5000 гривен (177 долларов США).

НБУ также разработал механизмы снижения кредитной нагрузки на бизнес и население в связи с введением карантина в стране.

«Льготный режим — это не прощение долгов. Это отсрочка уплаты долга и процентов для заемщиков, чье финансовое состояние ухудшилось», - отметила заместитель главы Национального банка Украины Катерина Рожкова, сообщает пресс-служба НБУ.

В то же время представители бизнеса считают предпринятые властью шаги по поддержке бизнеса недостаточными и призывают ввести реальные налоговые каникулы, беспроцентные или льготные кредиты для выплаты заработной платы и бюджетные компенсации потерь.

Украина также собирается попросить помощи у МВФ.

Беларусь

Президент Беларуси Александр Лукашенко не поддержал страны, закрывшие свои границы из-за пандемии коронавируса.

В данный момент правительство рассматривает комплекс мер для поддержки бизнеса.

«Сейчас посекторально обсуждаем со всеми ассоциациями, наиболее пострадавшими компаниями. Идет очень активный процесс, - сказал первый заместитель премьер-министра Дмитрий Крутой. - Там очень большой список. Плюс мы смотрим те решения, которые приняты европейскими странами, Россией, США. Посмотрим, может быть, что-то интересное из этих документов для себя возьмем».

В парламенте также готовят предложения по смягчению влияния коронавируса на экономику. Предприятиям планируется предоставить налоговые каникулы, а людям, бравшим займы в банках, - кредитные.

Авито

В Минфине не собираются брать налог с тех, кто продает вещи на Avito. Новость, опубликованная "Ведомостями" в четверг, 3 сентября, заставила многих переволноваться. В последние годы государство взяло курс на борьбу с "серой" или "гаражной" экономикой, создание специальной налоговой системы для самозанятых вывело многих из тени. Однако неформальную экономику в то время, когда граждане теряют работу, лучше оставить в покое, она помогает выживать.

Планы властей обложить налогом продавцов старых велосипедов и подержанных комбинезонов на популярном сервисе Avito вызвали целый всплеск эмоций. О том, что продажа подержанных вещей от одного человека другому облагается 13-процентным налогом, напомнили "Ведомостям" в Минфине. Как отмечало издание, НДФЛ от продаж бывших в употреблении вещей может принести бюджету до 80 млрд рублей в год.

Вскоре после выхода статьи в Минфине заявили, что никаких новых налогов на доходы физлиц от реализации подержанных вещей ведомство вводить не собирается. Налоговый кодекс предусматривает освобождение от уплаты налогов с вещей, срок владения которыми больше трех лет, напомнили в ведомстве.

Желающие продать бабушкин шкаф пока могут спать спокойно. Львиная доля сделок на сайте - продажа вещей стоимостью меньше 250 тыс. рублей, с которых платится налог.

"Одновременно это не отменяет тот факт, что такие доходы должны быть отражены в налоговой декларации, в случае если продаваемое имущество находилось в собственности менее трёх лет, о чем, вероятно, и напомнило фискальное ведомство", - сказал Finam.ru руководитель Лаборатории исследований налоговой политики Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС Николай Милоголов. Эксперт отметил, что Минфин России лишь разъяснял уже существующие положения НК РФ, а не выступал с какой-либо новой инициативой в сфере налоговой политики.

Самозанятые, выйти из тени!

Сам факт подобных разъяснений может выглядеть как попытка "прощупать почву" для новых налоговых сборов. В последние годы государство активно взялось за то, чтобы привести граждан, получающих доходы "мимо кассы", к налоговой дисциплине. С 1 июля 2020 года репетиторы, няни и уборщицы апартаментов, водители частного транспорта, зарегистрированные как самозанятые, начали платить налоги по специальной схеме. Лица, чей доход не выше 200 тыс. рублей в месяц, могут вместо 13% НДФЛ платить налоги по специальной ставке. Она составляет 4%, если услуги оказываются физлицам, и 6% - юрлицам.

Создание специального налогового режима для самозанятых граждан - попытка вывести их из "серого" сегмента экономики. Стоит отметить, что, когда эксперимент по созданию системы налогообложения самозанятых вводился, в Минфине называли его повышением прозрачности системы. "Это будет мотивировать граждан для входа в режим и поспособствует более полной легализации самозанятых", - отмечали в Минфине.

Всего с начала действия нового налогообложения самозанятые граждане, по данным Федеральной налоговой службы, вывели из тени 130 млрд рублей и выплатили 3,5 млрд рублей налогов. Российский премьер и бывший налоговик Михаил Мишустин рассказал на днях, что треть из тех, кто сегодня работает как самозанятые, раньше налоги на платили.

Налог на самозанятых затронул и владельцев квартир, сдающих их в аренду. Правда, и без этих мер правосознание "ответственных квартиросдатчиков" росло. В 2017 году "Ведомости" со ссылкой на правительство Москвы писали, что, начиная с 2012 года, количество легально сдаваемых квартир в Москве увеличилось на 70%.

Однако, аналитик "ФИНАМа" Алексей Коренев считает, что полностью вывести тех, кто сдает квартиры, в легальное поле невозможно. Обнаружить, что у человека проживают посторонние, нетрудно, однако факт того, что с них берется плата, доказать практически невозможно. "Остается только стоять с камерой в момент передачи средств", - рассуждает эксперт.

После пандемии самозанятых, по объективным причинам, может стать больше. В их число входят как граждане, потерявшие основное место работы, так и те, кто ищет заработок на фоне выпадающих доходов. Как рассказал в беседе с "Российской газетой" директор Центра конъюнктурных исследований ИУ ВШЭ Георгий Остапкович, неформальный сектор экономики в этих условиях может "стать спасением, с ее помощью удастся снять многие социальные вопросы".

По данным мэрии Москвы, количество самозанятых горожан за время карантина увеличилось на 70%. По всей России их стало больше 850 000 человек, отмечали в министерстве экономического развития.

На помощь российским самозанятым пришла и международная торговая площадка Aliexpress, которая разрешила им открывать на ней собственные магазины. Как рассказал "Известиям" директор компании по развитию Дмитрий Селихов, уже сегодня на AliExpress можно приобрести товары от 14 тыс. российских предпринимателей, 80% из них - представители малого бизнеса.

"Гаражная" экономика должна быть "гаражной"

Несмотря на желание властей "повысить прозрачность" системы, доля серой экономики в стране еще достаточно велика. Речь о так называемой "гаражной экономике", которую с 2015 года исследует фонд "Хамовники". На территории собственных гаражей работают миллионы граждан, которые занимаются всем: от ремонта автомобилей до производства мебели. Часть работает, не платя налоги, однако есть и те, кто регистрируется как индивидуальный предприниматель.


По оценкам фонда, в Москве автосервис, расположенный на территории гаража, приносит владельцу до 300 тыс. рублей в месяц.

Объем "ненаблюдаемой экономики" России составляет примерно 11 трлн рублей, в ней заняты около 15 млн человек. Самая крупная доля скрытого производства - в сфере недвижимости, сельском хозяйстве, торговле и строительстве, рассказывает Коренев из "ФИНАМа".

Эксперт отмечает, что из тени после послаблений для самозанятых на свет вышло две категории предпринимателей. Это те, кого налоговикам легко найти, и те, кто нуждается в публичной рекламе своей деятельности, - пекари, массажисты, таксисты:"Все остальные, кто только имеет возможность не "высвечивать" свою деятельность, как работали нелегально, так и продолжают работать нелегально".

Немало экспертов считает, что тех, кто трудится в "гаражной экономике", лучше не трогать, тем более в сегодняшней экономической ситуации. "Муниципалы хорошо понимают, что любое давление на "гаражников" может вызвать социальный взрыв, чего у нас боятся больше всего", - писал еще в 2016 году в РБК исследователь "гаражной экономики" Александр Павлов.

В том или ином виде "гаражная экономика" существует не только в России. В США существует термин "подпольная экономика" (underground economy). К ней относится деятельность, с которой не уплачиваются налоги. Здесь и помощники по хозяйству, и строители, или самозанятые, работающие за "нал". Объем подобной экономической активности, согласно экспертным оценкам, составляет до 12% ВВП США. Правда, статистика учитывает любую экономическую активность - от починки трубы у соседа рукастым сантехником, до продажи нелегальных веществ на улице каким-нибудь барыгой.

Как пишет журнал Foreign Affairs, "подпольная экономика" начала активно развиваться в США с 1980-х годов, когда при президенте Рональде Рейгане многие положения, касающиеся бизнеса, были ослаблены. Это позволило компаниям переложить риски производства на различных подрядчиков и субподрятчиков без их официального оформления.

Свой сектор "подпольной экономики" есть и во вполне благополучной Швейцарии. В 2015 году этот сектор составлял 6,9% ВВП страны, рассказывал в интервью порталу Swissinfo.ch профессор экономики австрийского Университета Йоханнеса Кеплера Фридрих Шнейдер.

Профессор, который занимается исследованием этого феномена много лет, рассказал, что в Швейцарии в неформальной экономике трудится около 460 тыс. человек. По словам эксперта, даже если житель Швейцарии где-то работает, он проводит в теневой экономике четыре-шесть часов в неделю своего свободного времени. Правительство об этом знает, однако каких-либо мер не предпринимает, так как это "ничтожная часть рабочей силы".

Так что на вопрос "Хотите, как в Америке?" можно ответить "Хотим, как в Швейцарии!". Хотя бы в сфере "гаражной экономики".

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

Искать облагаемую базу будут везде – от электронного кошелька до дачного домика

Российские власти готовят для населения самое сильное повышение налогов в постсоветской истории. В длинном списке предложений – повышение ставки налога на доходы физических лиц (НДФЛ), увеличение налога на добавленную стоимость (НДС), а также повышение собираемости налогов за счет контроля электронных переводов граждан и отслеживание стоимости их имущества. Такой план повышения налогов обсуждался в среду в Совете Федерации.

В текущем году налоговые поступления в консолидированный бюджет РФ снижаются, обращают внимание в Совете Федерации (СФ). Там в ходе парламентских слушаний «О дополнительных источниках налоговых доходов бюджетов» чиновники и ученые искали пути повышения налоговых поступлений в бюджет. Что примечательно, все предложения в основной своей массе касались граждан. Экономисты и законотворцы для наполнения бюджета предлагают следить за электронными кошельками и банковскими счетами россиян, сопоставлять стоимость имущества и доходов, а также повышать ставку налога на доходы физлиц (НДФЛ) с 13% для тех, кто зарабатывает свыше 50 тыс. руб. в месяц.

В текущем году доходы федерального бюджета существенно снизились, заметил в среду глава бюджетного комитета СФ Анатолий Артамонов в ходе слушаний на тему «О дополнительных источниках налоговых доходов бюджетов бюджетной системы РФ». «Вы знаете, в каких условиях оказались бюджеты субъектов РФ? За прошедший период 2020 года их налоговые доходы сократились на 4,5% по сравнению с 2019 годом. Сильнее всего падение идет по налогу на прибыль – около 14%. С доходами федерального бюджета еще хуже, они снизились почти на 15%», – сказал сенатор, отметив, что при таком падении поступлений в бюджеты необходим поиск новых доходных источников.

Он также обращает внимание на рост налоговых расходов. «Согласно основным направлениям налоговой политики на 2021–2023 годы, налоговые расходы, под которыми понимаются выпадающие доходы бюджетов из-за предоставления налоговых льгот, увеличатся в 2021 году на 7% по сравнению с текущим годом и составят 4,3 трлн руб.», – сообщил сенатор, указывая на необходимость отмены неэффективных льгот.

Несмотря на общее снижение, поступления по отдельным налогам увеличиваются. Так, в Федеральной налоговой службе (ФНС) обещают, что по итогам года поступления НДФЛ в бюджетную систему РФ по итогам 2020 года будут на 5–6% выше, чем в докризисном 2019 году. Об этом в ходе парламентских слушаний сообщил замглавы ФНС Дмитрий Вольвач. Чиновник также полагает, что по итогам года поступления налога на добавленную стоимость (НДС) в федеральный бюджет окажутся на уровне 2019 года. Поступления от нашумевшего так называемого налога на самозанятых по итогам года составят 2–2,5 млрд руб. Такую оценку в среду дал замминистра финансов РФ Алексей Сазанов. По итогам прошлого года поступления составили около 1,7 млрд руб.

«Это (налоговый режим для самозанятых. – «НГ») и борьба с теневой занятостью, поскольку подавляющее большинство самозанятых лиц в настоящее время впервые встали на учет в налоговых органах и стали платить налоги», – сказал Сазонов. Впрочем, сложно назвать победой над теневой занятостью дополнительные 300 млн руб. в бюджет.

Снижение налоговых поступлений в казну заставляет искать новые источники пополнения бюджета. Собственно, это и стало темой прошедших в среду парламентских слушаний. В частности, в аналитическом управлении аппарата СФ, представившем свои предложения на слушания, советуют «усилить налоговый контроль в отношении недобросовестных налогоплательщиков, намеренно скрывающих налоговую базу по НДФЛ». Особенно его предлагается усилить для тех, кто совершает сделки в социальных сетях, и тех, кто не регистрируется в качестве самозанятого.

Кроме того, как следует из документа, предлагается несколько направлений повышения поступлений по НДФЛ. Во-первых, следует заняться анализом банковских выписок и содержания электронных кошельков физлиц «с целью выявления доходов, полученных от продажи товаров, оказания услуг, выполнения работ, по которым не задекларирован доход и не уплачен налог». Во-вторых, предлагается сопоставлять доходы граждан и их расходы «в части превышения стоимости зарегистрированных на них объектов недвижимого имущества и транспортных средств над задекларированным доходом за последние три года». То есть предлагается сравнивать движимое и недвижимое имущество владельцев с их официальными доходами.

Еще одно предложение от аппарата СФ – трансформировать курортный сбор в туристический сбор и распространить его на всю территорию страны. Кроме того, наделить субъекты РФ правом самостоятельного решения о введении такого налога. Как сообщается, это целесообразно «в целях развития туристской инфраструктуры и расширения налоговой базы». Довольно похвальное решение с учетом того, что отрасль терпит убытки из-за коронакризиса, а российское население продолжает беднеть.

Подобные предложения звучат в целом удивительно с учетом того, что в том же документе также отмечается, что «в России повышение государственных расходов при одновременном увеличении налоговой нагрузки тормозит экономический рост». «Прошлый мировой кризис показал, что наиболее быстрое восстановление темпов роста экономики было достигнуто в тех странах, где налоговая нагрузка в кризисные периоды снижалась», – замечают в аппарате СФ.

Свои предложения по увеличению налоговых поступлений представило и научное сообщество. К примеру, руководитель департамента общественных финансов Финансового университета при правительстве Светлана Солянникова предлагает расширить перечень подакцизных товаров. Она советует включить туда предметы роскоши. «Применительно к российской действительности в качестве предметов роскоши, облагаемых акцизами, можно рассматривать как ювелирные изделия, изделия из натурального меха и натуральной кожи, так и дорогостоящие часы, обувь, одежду, телефоны, бытовую технику, электронику класса Luxure, предметы антиквариата», – перечисляет она.

Еще одно предложение ученых из Финансового университета – налогообложение трансграничных переводов физлиц. По данным Центробанка, в нашей стране наблюдается отрицательное сальдо по трансграничным переводам физлиц. «Суммы перечислений из РФ превышают суммы поступлений в РФ», – поясняет Солянникова. «В этой связи представляется экономически обоснованным налогообложение данных переводов, поскольку комиссию за переводы получает только коммерческий банк либо платежные системы, осуществляющие операции. Налогоплательщиками будут физлица, осуществляющие трансграничные переводы из России, налоговая база может рассчитываться как сумма перечислений, налоговые ставки – до 0,1%, дифференцированные в зависимости от страны, куда осуществляется перевод», – рассказывает экономист, полагая, что поступления от такого сбора превысят 603 млн руб. в квартал.

Солянникова также видит необходимость в увеличении на 1–1,5% ставки НДС на 2022–2025 годы. По ее мнению, повышение ставки должно иметь «определенный период действия», а именно – на время ликвидации последствий коронакризиса и восстановления устойчивых темпов экономического роста. Кроме того, продолжает она, необходима также оптимизация оснований для применения пониженной ставки НДС, в частности, сокращение перечня продовольственных товаров, облагаемых по пониженной ставке, до продуктов первой необходимости.

В то же время ученый подчеркивает: «В настоящее время отсутствуют условия для существенного увеличения налоговых доходов бюджетов без ущерба для экономики страны. Критерием при определении новых источников налоговых доходов бюджетов должно стать минимальное негативное влияние на темпы экономического роста и реальные доходы населения».

В Институте экономики РАН в рамках предложений по поиску дополнительных источников налоговых доходов предлагают менять режимы налогообложения ключевых фискальных сборов РФ, а также «введение новых налогов, нацеленных на привлечение к налогообложению имеющихся в экономике доходов, которые пока активно не задействованы в этом процессе».

В частности, по НДФЛ необходимо вернуться к вопросу о переходе к прогрессивному налогообложению доходов физлиц для большей части налогоплательщиков, говорят ученые.

К примеру, предлагают экономисты, ставка 13% будет применяться к годовым облагаемым доходам до 600 тыс. руб., ставка в 15% к доходам в интервале 600 тыс. руб. – 3 млн руб., ставка 20% – к доходам в интервале 3–5 млн руб. и ставка 25% к доходам, превышающим 5 млн руб. «При этом необходимо применение данной шкалы по принципу глобального дохода с включением в него доходов налогоплательщика, полученных из всех источников», – подчеркивают в Институте экономики, полагая, что эта мера позволит привлечь к налогообложению «высокодоходные категории населения». Заметим, эта мера предполагает повышение НДФЛ до 15% для тех, кто получает свыше 50 тыс. руб. в месяц.

Собираемость налогов в России постепенно растет. «За пять лет поступления в консолидированный бюджет и внебюджетные фонды выросли на 39%», – обращает внимание директор Института экономики роста им. Столыпина Анастасия Алехнович. Ключевая задача в рамках роста собираемости налогов – не повышать налоговую нагрузку на бизнес, а напротив, обеспечить ее снижение и стимулировать предприятия к «обелению», продолжает она. «В условиях кризиса, в том числе в целях сохранения налоговой базы, в большинстве стран начали применять пониженные ставки по налогам», – говорит Алехнович.

Из-за сложностей с наполняемостью бюджета вполне ожидаемо появление предложений, направленных на повышение фискальной составляющей нашей налоговой системы, замечает общественный омбудсмен по налогам Михаил Орлов. «Надо понимать, что предложения, связанные с изменением налогового законодательства, особенно в части повышения налоговых сборов, могут нанести ущерб экономике, восстанавливающийся после пандемии», - указывает он.

Эксперт сомневается в эффективности предложений ученых по развитию прогрессивной шкалы налогообложения. «Все нацелено на то, чтобы платить свыше сегодняшних 13% стали не только богатые с доходом более 5 млн рублей в год, но и так называемый средний класс, чьи доходы составляют от 600 тыс. до 5 млн рублей в год. Это может привести к росту «серых» и «черных» зарплат, дальнейшему падению доходов, сокращению покупательской способности населения и повышению расходов на администрирование этого процесса», - считает Орлов, полагая, что большинство предложений больше носят популистский характер.

Поиски новых источников бюджетных доходов в целом оправданы. «Вместо запланированного профицита в 1%, в текущем году дефицит бюджета может достигнуть 4,4% из-за кризиса и снижения нефтяных котировок», - обращает внимание первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. «В условиях падения цены нефти элитам приходится искать новые источники пополнения бюджета, и на этом фоне повышение собираемости доходов физлиц видится логичным, правда, может нарушить десятилетиями формировавшийся негласный консенсус между элитами и гражданами: сверхдоходы и сверхрасходы элит прежде не подвергались проверке, равно как и микродоходы и микрорасходы граждан обычно оставались в тени», - отмечает член генерального совета «Деловой России» Алим Бишенов.

Большинство предложений со стороны Совета Федерации в нынешних условиях выглядят сомнительными и противоречат логике налоговой системы, направленной на консолидацию доходов в федеральной казне, считает шеф-аналитик ТелеТрейд Петр Пушкарев. «Что касается анализа банковских выписок и содержания электронных кошельков граждан с целью выявления дополнительных источников доходов, то на мой взгляд подобные объемы данных вряд ли могут быть адекватно обработаны. К тому же не понятны основания, на которых эти данные должны предоставляться, как будет учитываться налогооблагаемая база», - рассуждает он.

В свою очередь, повышение НДС ударит по всей цепочке товарооборота и услуг. «Соответственно на планах властей по восстановлению экономического роста можно будет забыть в ближайшие пять лет», - резюмирует Пушкарев.

Между тем, в пресс-службе Министерства финансов РФ сообщили «НГ», что сейчас в ведомстве не рассматривается вопрос дополнительного повышения налоговой нагрузки. «Парламентские слушания «О дополнительных источниках налоговых доходов бюджетов» проходят ежегодно в рамках бюджетного процесса, и включают в себя в том числе дискуссию экспертного сообщества и обсуждение различных предложений», - отмечает пресс-служба Минфина.

Фото: Донат Сорокин / ТАСС

Правительство одобрило предложение Минфина увеличить налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для производства удобрений, черных и цветных металлов за счет повышения «рентного коэффициента». Законопроект о введении соответствующих поправок в Налоговый кодекс был рассмотрен на заседании правительства в среду, 16 сентября. Теперь законопроект будет внесен в Госдуму.

Министр финансов Антон Силуанов объяснил на брифинге журналистам, что повышение налоговой нагрузки необходимо из-за потребности бюджета в дополнительных ресурсах, которые в первую очередь пойдут на реализацию антикризисных планов и на борьбу с пандемией коронавируса.

Насколько увеличатся налоговые сборы

Повышение НДПИ пополнит бюджет примерно на 56 млрд руб. в 2021 году, сообщил Силуанов. Законопроект повышает с 1 января 2021 года в 3,5 раза выплаты по налогу при добыче калийных солей (сейчас ставка — 3,8% от стоимости продажи), апатит-нефелиновых, апатитовых и фосфоритовых руд (4%), природных солей и чистого хлористого натрия, нефелинов, бокситов, а также горнорудного неметаллического сырья (6%), кондиционных руд цветных металлов (8%) и железной руды (4,8%).

Основная нагрузка ляжет на производителей удобрений — «ФосАгро», принадлежащий семье Андрея Гурьева, «Еврохим» Андрея Мельниченко, «Уралкалий» Дмитрия Мазепина, а также на металлургические компании — «Норникель» Владимира Потанина, НЛМК Владимира Лисина и UC Rusal, основанную Олегом Дерипаской. По оценке аналитиков «ВТБ Капитала», повышение налога обойдется «Норникелю» в 4,7% EBITDA в 2021 году, UC Rusal — в 1,2%, НЛМК — в 0,7%. РБК направил им запросы.

Глава Минфина объяснил, что идея увеличить налог именно для этих видов сырья состоит в том, чтобы «выйти примерно на мировые уровни изъятий и все-таки подтянуть эти уровни налогообложений к более высоким ставкам НДПИ по алмазам и золоту».

«Если посмотреть уровни налогообложения по многокомпонентным рудам в процентах от выручки, то у нас этот сектор вообще характеризуется одним из самых низких объемов налоговых изъятий. Я уж не говорю про общемировые уровни налоговых изъятий по такого рода компаниям, работающим в этих секторах», — пояснил Силуанов.

По его словам, в России большая дифференциация по уровню добычи и налогов в алмазном секторе, в золотом секторе, в секторе полиметаллов и так далее. «Поэтому мы стараемся здесь навести некую справедливость», — отметил министр. По его словам, доля НДПИ в выручке производителей драгоценных камней достигает 6%, а по многокомпонентным рудам — максимум 1,7%. «Многие [российские] компании не дотягивают и до 1%, например у производителей минудобрений — 0,3–0,5%. Если посмотреть, как в других странах, то этот показатель в основном 3, 4, 5%, где-то даже 10% есть», — заключил он.

Почему Минфин ищет деньги
В результате кризиса, наступившего из-за пандемии коронавируса и резкого снижения цен на нефть, налоговые поступления в российский бюджет сократились. Минфин предложил программу так называемой мобилизации доходов на 2021–2023 годы, которая должна в этот период пополнить казну на 1,8 трлн руб. Программа предусматривает ряд непопулярных мер, среди которых пересмотр льгот для нефтегазового сектора, повышение табачных акцизов, введение прогрессивной шкалы НДФЛ, налогообложение доходов населения от банковских вкладов. По оценке Минфина, дефицит бюджета в 2020 году может составить до 5% ВВП, в связи с этим ведомство планировало увеличить объем валовых заимствований до 5 трлн руб., говорил в июле замминистра финансов Владимир Колычев.

Какие аргументы против новых налогов у бизнеса

Глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП, в него входят собственники металлургических компаний и производителей удобрений) Александр Шохин направил 16 сентября письмо председателю правительства Михаилу Мишустину с критикой законопроекта Минфина. За поддержкой обратились и отраслевые ассоциации — «Русская сталь» (объединяет крупнейших металлургов, ее возглавляет владелец НЛМК Владимир Лисин) и Российская ассоциация производителей удобрений (РАПУ, глава — Андрей Гурьев из «ФосАгро»), каждая из которых написала по письму первому вице-премьеру Андрею Белоусову. У РБК есть копии всех трех писем, их подлинность подтвердили источники в трех компаниях, чьи представители входят в РСПП, и две отраслевые ассоциации.

  • Шохин отмечает, что законопроект Минфина о повышении НДПИ не обсуждался с предпринимательским сообществом и нарушает стабильность налоговых условий для бизнеса, о которой говорил президент Владимир Путин в послании Федеральному собранию. Дополнительный рост фискальной нагрузки вместо механизмов долгосрочной стабильности и государственной поддержки несет высокие экономические и социальные риски для регионов, вплоть до закрытия предприятий, сокращения рабочих мест, замечает он.
  • «Рост ставки НДПИ отрицательно повлияет на инвестиционную активность, развитие минерально-сырьевой базы, сделает невозможным достижение показателей национальных проектов, таких как «Международная кооперация и экспорт» и «Экология», — добавляет Шохин.
  • Увеличение налога приведет к неконкурентоспособности минеральных удобрений на внешнем рынке в текущих условиях нестабильности рынка фосфорсодержащих и калийных удобрений, а также действующих торговых ограничений на российские минеральные удобрения на основных рынках сбыта, пишет Гурьев Белоусову. Глава РАПУ напоминает, что производство апатитового концентрата сосредоточено за полярным кругом (на Кольском полуострове) в экстремально жестких климатических условиях, что требует постоянных капиталовложений.
  • Лисин отмечает, что дополнительная нагрузка ограничивает развитие минерально-сырьевой базы, ставя под сомнение целесообразность отработки зрелых месторождений, что приведет к ухудшению социально-экономической обстановки в горнодобывающих регионах, в моногородах, особенно расположенных в арктической зоне. По его мнению, инициатива может спровоцировать инфляцию затрат и рост цен на продукцию.

Первая попытка

Два года назад, в августе 2018 года, Белоусов, который на тот момент занимал должность помощника президента, предлагал Путину собрать средства на выполнение его майских указов у металлургов и производителей удобрений, а также у «Сибура». Речь шла об изъятии более 500 млрд руб. сверхдоходов. Путин поручил правительству проработать эту идею. Но Силуанов тогда встал на сторону компаний, посчитав введение такого сбора нецелесообразным. В итоге в ходе встреч с бизнесменами на площадке РСПП «план Белоусова» видоизменился: теперь речь идет об участии компаний в реализации нацпроектов.

РБК направил запрос в пресс-службу правительства и представителю Белоусова. Силуанов сообщил журналистам, что планирует уже в четверг, 17 сентября, встретиться с представителями бизнеса, чтобы обсудить законопроект.

Читайте также: