Общественные некоммерческие профессиональные объединения в сфере налогового консультирования

Опубликовано: 16.05.2024

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 14:50, контрольная работа

Описание

Цель данной работы - охарактеризовать общественные (некоммерческие) профессиональные объединения, как один из видов налогового консультирования, современное положение российского рынка налогового консалтинга и предложить основные пути его совершенствования.
Постановка данной цели обусловила необходимость решения следующих задач:
- показать роль общественных (некоммерческих) профессиональных объединений в формировании и регулировании рынка услуг по налоговому консультированию

Работа состоит из 1 файл

готовая курсовая.doc

Объединения налоговых консультантов являются профессиональным сообществом налоговых консультантов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государствен ной власти и органов местного самоуправления.

Общественные (некоммерческие) профессиональные объединения созданы для следующих целей:

    • становления и развития профессионального налогового консультирования;
    • обеспечения условий и содействия в осуществлении профессиональной деятельности в сфере налогового консультирования;
    • содействия повышению налоговой культуры населения.[7]

Для достижения поставленных (установленных) целей общественные профессиональные объединения ставят перед собой следующие задачи:

    • проведение научно-исследовательских работ по проблемам гармонизации налогового законодательства;
    • участие в проведении налоговой реформы в России с целью установления равновесия между фискальными интересами государства и интересами налогоплательщиков;
    • осуществление информационной поддержки процесса реформирования налоговой системы;
    • содействие созданию и развитию сети структур (учебных центров, налоговых консультаций), осуществляющих деятельность по профессиональному налоговому консультированию;
    • разработка правил, стандартов профессионального налогового консультирования;
    • участие в разработке и подготовке проектов нормативно-правовых актов всех уровней, затрагивающих интересы налоговых консультантов и налогоплательщиков;
    • обеспечение защиты прав и интересов налогоплательщиков в различных допустимых законодательством формах;
    • осуществление образовательной деятельности, в том числе подготовка, профессиональная переподготовка и повышение квалификации специалистов по налогообложению и налоговому консультированию.[7]

Для достижения установленных целей и реализации задач общественные (некоммерческие) профессиональные объединения:

    • осуществляют представление и защиту профессиональных интересов налоговых консультантов;
    • способствует созданию общей информационно-справочной системы по налоговому консультированию;
    • содействуют финансированию собственными и привлеченными средствами перспективных инициатив и нововведений, а также информационных технологий, способствующих развитию профессионального налогового консультирования;
    • создают единый банк данных о работниках и работодателях в сфере профессионального налогового консультирования;
    • представляют интересы по проблемам налогового консультирования в иностранных и международных организациях;
    • организуют образовательный процесс: подготовку, профессиональную переподготовку специалистов по налоговому консультированию, а также создает условия для систематического повышения ими своей квалификации;
    • проводят аттестацию специалистов, осуществляющих профессиональную деятельность в сфере налогового консультирования, с учетом квалификационных требований;
    • проводят аттестацию учебных заведений, осуществляющих профессиональную переподготовку и повышение квалификации налоговых консультантов;
    • осуществляют консалтинг образовательных услуг;
    • разрабатывают единые программы подготовки, профессиональной переподготовки и повышение квалификации налоговых консультантов, которые используются учебными заведениями при организации учебного процесса;
    • принимают участие в разработке методического обеспечения профессиональной деятельности в сфере налогового консультирования, осуществляет разработку и издание специальной литературы по учебной тематике;
    • проводят конференции, семинары и другие научно-консультационные мероприятия;
    • осуществляют формирование делового имиджа членов общественных (некоммерческих) объединений;
    • содействуют учебным заведениям, ведомствам и иным организациям в совершенствовании и развитии профессионального налогового консультирования, в создании и развитии различных видов и форм образования;
    • содействуют укреплению международных связей организаций, развивающих профессиональное налоговое консультирование, обеспечивают их конкурентоспособность в научно-образовательной сфере и практической деятельности;
    • разрабатывают и реализуют проекты образовательного, формационного, консультационного, юридического, экономического характера.

3 Функции общественных (некоммерческих) объединений в

формировании и регулировании рынка услуг по налоговому

Общественные (некоммерческие) профессиональные объединения могут осуществлять в отношении своих участников следующие функции:

- разрабатывать и устанавливать правила и стандарты общественного ( некоммерческого) профессионального объединения;

- контролировать профессиональную деятельность участников объединения на предмет соблюдения правил и стандартов общественного (некоммерческого) профессионального объединения;

- привлекать к ответственности участников общественных (некоммерческого) профессионального объединения за нарушения требований устава, правил и стандартов профессионального объединения;

-осуществлять сбор, обработку, хранение и анализ информации (за исключением информации, отнесенной к коммерческой, служебной или государственной тайне) о финансово-хозяйственной (профе ссиональной) деятельности своих участников, направляемой ими в общественное (некоммерческое) объединение в форме отчетов в порядке и с периодичностью, устанавливаемой уставом общественного (некоммерческого) профессионального объединения или иным документом, утвержденным участниками общественного (некоммерческого) профессионального объединения;

-представлять интересы участников общественного (некоммерческого) профессионального объединения в их отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления; организуют профессиональное обучение, аттестацию или сертификацию участников или сотрудников участников общественного (некоммерческого) профессионального объединения.

Общественные (некоммерческие) профессиональные объединения вправе осуществлять по отношению к своим участникам также иные предусмотренные его уставом функции, если осуществление указанных функций не относится в соответствии с законодательством Российской Федерации к операциям органов государственной власти.[6]

4 Перспективы функционирования общественных

(некоммерческих) объединений в формировании и

регулировании рынка услуг по налоговому консультированию

Актуальность консультационных услуг в последнее время очевидна и не вызывает сомнений. Отдельные виды услуг становятся все более популярными и составляют большую долю дохода консалтинговых компаний (консалтинг в области информационных технологий, стратегического планирования и организационного развития – более 35% в структуре рынка). Некоторые услуги еще не получили своего развития и лишь недавно возникли на рынке (услуги в области управления персоналом, маркетинга и отношений с общественностью).[8]

Рынок налогового консультирования в России сложился. На нём работают тысячи частных налоговых консультантов и компаний, оказывающих услуги по налоговому консультированию.

Более того, за последние годы мы все наблюдали, как рынок наш становился более цивилизованным и структурированным. Это произошло в основном по причинам внешним, связанным с ужесточением государственного регулирования сферы налогообложения и сбора налогов, а также развитием законодательных процессов в России. [9]

В результате возросла ответственность налоговых консультантов за предлагаемые ими решения, ужесточился связанный с этим «отбор» рынком наиболее профессиональных консультантов и компаний, что повлекло за собой рост профессионализма сферы налогового консультирования в целом. Наши клиенты тоже стали более грамотными и осмотрительными, что является дополнительным стимулом для роста профессионализма консультантов.

Но, подчёркиваю я, пока структурирование рынка налогового консультирования идёт в основном за счёт внешних факторов, а не за счёт внутренних усилий самих налоговых консультантов.

Судя по всему, ресурс внешних факторов развития исчерпан. Если мы хотим продолжать развитие своей профессиональной сферы налогового консультирования, нам нужно переходить к поиску внутренних ресурсов и стимулов. Основным ресурсом сегодня, на мой взгляд, для сферы налогового консультирования является институционализация.

Институты – основа порядка и стабильности в обществе. Институционализация – важнейший социальный механизм, дающий институционализирующейся деятельности стабильность и устойчивое место в общественной жизни.

Любая новая деятельность, общественное движение проходят сначала свой доинституциональный, героический, ненормированный период жизни. Но если затем этот этап не сменяется этапом институционального взросления, возмужания, структурирования, то в обществе, где силу придают именно институциональные структуры, новая деятельность не будет иметь ни долгосрочного успеха, ни уважения со стороны остальных членов общества.

История институционализации налогового консультирования в России короткая. Первый шаг её, как вы помните, произошёл совсем недавно – в 2000 году, когда профессия налогового консультанта официально появилась в России. Через два года в Москве была образована Палата налоговых консультантов. Затем было образовано ещё несколько региональных отделений и Палата Северо-Западного региона. Эти объединения занялись образовательной и квалификационной деятельностью. И, наконец, в Санкт-Петербурге в 2007 году создана Межрегиональная общественная организация «Федерация налоговых консультантов».

Но всё же ни широта институционализации, ни её глубина не представляются достаточными. Скорее, это лишь первые шаги на пути к институционализации деятельности налогового консультирования.

Но шаги эти проделываются не в «чистом поле», а в мире, где происходит ещё множество разнообразных процессов, и они то и бросают вызовы сфере налогового консультирования, требуют от неё более интенсивного институционального роста. Что именно является сегодня для нашей сферы вызовом, требующим от неё институционального взросления?

Первое - это общие темпы институционализации российского рынка, которые связаны как с его внутренним развитием, так и с интеграцией российских товаров и услуг в мировой рынок. Все сферы либо разрабатывают собственные стандарты и регулятивы, либо принимают стандарты, принятые на мировом рынке (сюда относятся системы качества, профессиональной аттестации, экспертных оценок и т.п.). Наличие таких стандартов, их исполнение становится как для целых сфер деятельности, так и для отдельных компаний фактором, определяющим их значимость и вес в обществе. Можно сколько угодно говорить о необходимость повышения статуса и имиджа налогового консультанта, но если для этого не будут предприняты специальные шаги по институционализации налогового консультирования, эффект от других мероприятий по продвижению останется крайне низким. И это на фоне того, что многие другие сферы консалтинга активно укрепляют свои институты.

Второе - Россия готовится к вступлению во Всемирную торговую организацию (ВТО). Это означает и то, о чём я уже сказал выше – необходимость вписываться в международные институциональные стандарты, и то, что мы станем гораздо более открытой страной. И хотя налогообложение является специфическим для каждой страны и в силу этого у налоговых консультантов опасность конкуренции гораздо ниже, чем в других областях консультирования, всё же было бы хорошо, чтобы мы вошли в ВТО с уже готовыми сложившимися институтами.

Третье – общая промышленная стратегия страны направлена на то, чтобы из страны добывающей Россия стала страной производящей. Правительственные решения и программы последних лет, направленные на развитие высоких технологий, научных исследований, автопрома, авиапрома и судостроения, а также малого бизнеса может быть не завтра, но уже в ближайшие года приведут в росту производства в стране (что собственно в отдельных отраслях уже можно наблюдать), а, значит, к росту спроса на услуги налоговых консультантов.

Четвёртое – в стратегии образования в России Гражданского общества возрастает роль общественных организаций разного уровня (общественных советов, палат, объединений, ассоциаций и т.п.). И для налогового консультирования важно не пропустить эту тенденцию и создать собственные весомые общественные организации.[10]

Назначение любых организационно объединённых профессиональных сообществ состоит в том, чтобы регулировать деятельность членов профессиональных сообществ в тех областях, которые не регулируются государством (где нет специальных законов или подзаконных актов, регулирующих профессиональную деятельность), а также в том, чтобы «профессия» могла активно участвовать в общественной жизни.

Наша задача сейчас состоит в том, чтобы стать общественной влиятельной силой. Для этого мы должны быть профессиональны, должны иметь возможность демонстрировать свой профессионализм. Но кроме внутренней деятельности мы должны активно, как сообщество вступать в контакты с другими общественными силами – органами власти на разных уровнях, общественными бизнес-объединениями, принимать участие в обсуждении законопроектов по налогам, давать рекомендации органам государственной власти по совершенствованию налогового администрирования, прослеживать тенденции и перспективы налогообложения.

На сегодняшний день более чем в тридцати странах мира институционально эти задачи выполняют общественные объединения профессиональных налоговых консультантов. За рубежом существуют различные виды институтов налоговых консультантов: международные, национальные, локальные.

Налоговое консультирование: новая эпоха?

НК РФ – это один из рекордсменов среди кодексов по частоте вносимых изменений. Общая часть НК РФ действует с 1 января 2000 года, и за это время поправки вносились в нее более 200 раз. Одно это уже затрудняет исчисление налогов – но налоговый закон к тому же и сформулирован непросто.

Поэтому услуги налоговых консультантов, помогающих разобраться в хитросплетениях налоговых норм, весьма востребованы – особенно бизнесом. Конечно, сегодня специальный правовой статус налоговых консультантов в законе не закреплен, однако эта отрасль консалтинга уже давно и успешно развивается. Обычно в качестве налоговых консультантов выступают адвокаты (или, как уточняют они сами, "налоговые адвокаты"), юрисконсульты, не имеющие адвокатского статуса, либо экономисты.

Сегодня у таких специалистов есть возможность подтвердить свою компетентность путем сдачи квалификационного экзамена в Палате налоговых консультантов и получить соответствующий аттестат. На сегодняшний день выдано более 10 тыс. квалификационных аттестатов по специальности "Консультант по налогам и сборам".

В конце мая в Госдуму поступил законопроект "О налоговом консультировании" (далее – Законопроект), закрепляющий основы правового статуса налоговых консультантов и правила оказания ими услуг 1 . Посмотрим, как предлагается урегулировать уже сложившиеся отношения и что по этому поводу думают эксперты.

Налоговые консультанты – кто они?

Несмотря на довольно развитый рынок налогового консалтинга, в договоре на оказание услуг или трудовом договоре все же редко фигурируют такие стороны, как "налоговый консультант" или "работник-налоговый консультант". Чаще заключается обычный договор оказания услуг, в котором налоговый консультант поименован как "исполнитель". Но бывают и исключения, когда один из контрагентов назван именно налоговым консультантом (постановление ФАС Поволжского округа от 8 июля 2011 г. № Ф06-5329/11 по делу № А65-8463/2009, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24 октября 2012 г. № 11АП-12210/12 по делу № А55-17726/2011).

В судебной практике вместо привычного "представитель по доверенности" встречается даже "налоговый консультант по доверенности" – правда, это единичный случай (постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17 июля 2012 г. № 19АП-2991/12 по делу № А35-12334/2011).

Сегодня профессионал может получить статус налогового консультанта, успешно завершив образовательные курсы при Палате налоговых консультантов. Однако в настоящее время этот статус государством не признается. Аттестат налогового консультанта, конечно, играет определенную роль – но только как конкурентное преимущество на рынке юридических услуг или актив соискателя при трудоустройстве.

Кроме того, статус налогового консультанта может использоваться в качестве доказательства обоснованности судебных расходов на квалифицированную юридическую помощь (постановление ФАС Поволжского округа от 28 апреля 2011 г. № Ф06-2759/11 по делу № А65-19019/2010).

Сегодня суды не воспринимают налоговых консультантов как самостоятельных субъектов правоотношений. К примеру, налогоплательщик не может сослаться на то, что о какой-то норме он узнал только из заключения налогового консультанта – ведь по закону налогоплательщик обязан самостоятельно исчислять налог (постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 февраля 2014 г. № 18АП-591/14 по делу № А07-11599/2013).

Законопроект предлагает придать статусу налоговых консультантов официальный характер: после успешной сдачи квалификационного экзамена компетенция специалиста будет официально подтверждена аттестатом. К сдаче экзамена, который проводит сегодня Палата налоговых консультантов, сегодня готовят 80 вузов по всей стране по единой программе. В каком порядке будет проходить обучение налоговых консультантов и кому по новому закону будут сдавать экзамен претенденты – пока непонятно.

Предполагается, что статус налогового консультанта может приобрести и штатный сотрудник организации. В этом случае закон о налоговом консультировании будет распространяться на него в полной мере.

Если профессионала не обладает официальным статусом налогового консультанта, то практиковать ему никто не запретит – однако он будет лишен возможности называть себя "налоговый консультант" (для организаций – "налоговая консультация").


Сергей Зеленов, председатель комитета по налогам Московского городского отделения "ОПОРА России", владелец консалтинговой компании "Green Group":

"По большому счету, данный законопроект никакого регулирования не осуществляет, а только предлагает консультантам на добровольной основе объединиться в СРО, чтобы сохранить (или приобрести) в названии организации словосочетание "налоговый консультант". Конечно, в зависимости от размеров взносов, которые будут установлены, организации смогут нивелировать свою имущественную ответственность за счет фонда, собранного СРО. Иных "бонусов" для налоговых консультантов законопроект не предполагает, за исключением, может быть, недопущения изъятия предметов и документов, кроме как в рамках УПК РФ (хотя, предпочтительно было бы, по решению суда).

С другой стороны, развитию рынка налогового консультирования может помешать тот факт, что органом, регулирующим их деятельность, будет Минфин России. Вероятно, налоговые консультанты будут вынуждены давать консультации, так или иначе поддерживающие мнение ведомства, тогда как налогоплательщики часто оспаривают действия налоговиков, основанные на письмах Минфина России"

Объем услуг

Конечно, налоговые консультации будут основным видом деятельности налоговых консультантов. Кстати, в Законопроекте они прочно увязаны с составлением заключения по итогам консультации – поэтому пока неясно, можно ли будет консультировать устно.

Перечень услуг налоговых консультантов открытый – на это указывают слова "в частности" перед перечислением видов услуг (ч. 1 ст. 1 Законопроекта).

Конфиденциальность

Многие потенциальные клиенты налоговых консультантов опасаются, что сведения о налоговых правонарушениях или содержание консультации станет известным налоговой инспекции.

Кстати, суды вполне ожидаемо не принимают в качестве доказательств ничем не подтвержденные сведения, полученные от налоговых консультантов в настоящее время (постановление ФАС Центрального округа от 3 мая 2006 г. № А48-401/02-16к). Однако если статус налогового консультанта станет официальным, все может измениться.

Еще один нехороший вариант развития событий – это "утечка" сведений, составляющих коммерческую тайну клиента, к конкурентам.

Законопроект закрепляет тайну налогового консультирования (п. 3 ч. 2 ст. 5, ст. ст. 7-8), причем не только для налоговых инспекций, а для всех третьих лиц, и относит к ней в том числе производственную и коммерческую тайну. Но предусмотрены и исключения: под режим тайны не попадет информация о факте заключения договора, его цене, а также те сведения, которые клиент обнародовал сам или дал на это согласие.

Правда, ответственность за нарушение обязанности хранить тайну налогового консультирования не предусмотрена. Если провести аналогию с аудиторами, то можно увидеть, что у них такая ответственность есть, и ее объем ограничен убытками, которые понес клиент вследствие разглашения аудитором своего ноу-хау третьим лицам (ч. 6 ст. 9 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности").

Контроль качества и ответственность

Аттестат налогового консультанта должен подтверждать соответствующую квалификацию, и Законопроект предусматривает следующие гарантии качества услуг налоговых консультантов:

Обязательное повышение квалификации (ч. 3 ст. 5 Законопроекта). Минимальное количество учебных часов установлено в размере 72 часов за два года. Кстати, это меньше, чем минимальная программа повышения квалификации аудиторов (не менее 120 часов за три года) (ч. 9 ст. 11 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"). В итоге, аудиторы должны обучаться как минимум 40 часов в год, а налоговые консультанты – 36.

Контроль качества (ст. 20 Законопроекта). Интересно, что предусмотрено два вида контроля: внутренний (силами СРО) и внешний (проводимый ФНС России).

Причем периодичность плановых проверок установлена только для первого вида контроля: не реже одного раза в три года, но не чаще одного раза в год. Основание для внеплановой проверки, как обычно, – жалоба клиента.

Последствия внешней проверки, в ходе которой были выявлены нарушения требований закона о налоговом консультировании, профессионального стандарта или кодекса этики, могут быть весьма серьезными – вплоть до исключения из СРО. Из более мягких мер реагирования – приостановление членства в СРО, предписание об устранении нарушения и предупреждение.

Имущественная ответственность за некомпетентную консультацию (ст. 17 Законопроекта). В случае, если рекомендации налогового консультанта оказались некачественными, он обязан возместить клиенту убытки в размере штрафа и пени, взысканных налоговиками. Это распространяется и на те случаи, когда консультант утверждал, что ответственность за то или иное нарушение не установлена.

С дополнительной гарантией возмещения убытков со стороны СРО сложнее. С одной стороны, СРО даже не может быть включена в реестр СРО, если не подтвердит возможность обеспечения дополнительной имущественной ответственности (п. 3 ч. 2 ст. 15 Законопроекта).

С другой стороны, в ч. 2 ст. 17 Законопроекта предусмотрено, что СРО вправе (а не обязана) применять меры имущественной ответственности, предусмотренные законом о СРО (Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 315). И это еще больше запутывает ситуацию: указанный закон предусматривает два способа обеспечения имущественной ответственности членов СРО: страхование их ответственности либо формирование компенсационного фонда за счет взносов членов СРО. А Законопроект говорит только о второй возможности (абз. 5 ст. 2).


Сергей Зеленов, председатель комитета по налогам Московского городского отделения "ОПОРА России", владелец консалтинговой компании "Green Group":

"Имущественная ответственность определяется как пени и штрафы, начисленные консультируемому лицу вследствие некачественной налоговой консультации. Данный механизм, по сути, уже применяется подавляющим количеством компаний, профессионально занимающихся данным видом деятельности.

Особый интерес представляет формулировка п. 1 ст. 17 законопроекта о моменте наступления ответственности налогового консультанта: "Налоговый консультант, налоговая консультация несут имущественную ответственность в размере сумм санкций и пени, вмененных консультируемому лицу вступившим в законную силу решением о привлечении (отказе в привлечении) консультируемого лица к ответственности за совершение нарушения законодательства или вступления в законную силу судебного акта, признавшего законность такого решения".

Между вступлением решения налогового органа в законную силу и вступлением в законную силу решения суда по этому делу (после прохождения трех инстанций) проходит срок не менее одного года, а часто и гораздо больше. В связи с этим порядок определения момента наступления ответственности налогового консультанта крайне важен, и, как видится мне, автор законопроекта оставляет этот момент на усмотрение сторон (то есть, как будет прописано в договоре)."

Шанс на жизнь

В основном услугами налоговых консультантов сегодня пользуются предприниматели – как малый бизнес (у которого не всегда есть возможность содержать штатного бухгалтера и юриста), так и крупные организации (для разрешения сложных вопросов налогообложения). Обычные граждане — очень редко, в том числе и из-за стоимости услуг хорошего консультанта. Разработчики Законопроекта прекрасно это понимают, отмечая в пояснительной записке, что физические лица "могут быть не осведомлены о существовании налогового консультирования как такового".

Это подтверждают и результаты опроса пользователей нашего портала. На вопрос о том, будут ли они пользоваться услугами профессионалов в сфере налогов, 9% респондентов задали встречный вопрос: "А кто это?". Да и вообще, в целом отношение к институту налогового консультирования у россиян пока настороженное, а нередко и отрицательное.

Между тем, популярность налоговых консультантов в скором будущем может возрасти – ведь с 1 января 2015 года у граждан появится обязанность по извещению налоговых органов об имеющемся имуществе, если не пришла налоговая декларация (Федеральный закон от 2 апреля 2014 года № 52-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации").

53% респондентов одобряют введение института налоговых консультантов.

Сколько будут стоить услуги налоговых консультантов, пока сказать сложно. Скорее всего, расценки сохранятся на нынешнем уровне, потому что формулы расчета стоимости налоговой консультации Законопроект не предусматривает.

В ходе обсуждения Законопроекта неоднократно предлагалось закрепить некоторые преимущества для клиентов аттестованных налоговых консультантов: например, продлить срок предоставления налоговой декларации или вообще освободить их на какое-то время от налоговых проверок. Однако итоговый вариант Законопроекта таких стимулов не содержит.

Правда, не все специалисты соглашаются с их необходимостью. Так, председатель комитета по налогам Московского городского отделения ОПОРЫ РОССИИ Сергей Зеленов уверен: "Налогоплательщики не должны находиться в неравных условиях в зависимости от того, какая компания их обслуживает, и обслуживает ли вообще".

Трудно спрогнозировать, каким будет закон о налоговом консультировании, когда его примут в окончательном виде. Это как раз тот случай, когда правоотношения не создаются государством "с нуля", а появляются в результате урегулирования уже сложившихся отношений. Поэтому хочется, чтобы законодатель принял во внимание положительный опыт, уже наработанный профессионалами и Палатой налоговых консультантов.

Документы по теме:

1 С текстом законопроекта № 525626-6 "О налоговом консультировании" и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.


Зачем вообще может понадобиться некоммерческая организация, что она из себя представляет, какие бывают НКО, в чем особенности учета и как сдать отчетность и ничего не забыть — рассказываем в сегодняшней статье.

Начнем с азов. Некоммерческими называются такие организации, которые не ставят своей целью извлечение прибыли, а если в ходе деятельности и получают ее, то не распределяют ее между своими участниками (членами), в отличие, например, от обществ с ограниченной ответственностью.

Информацию о регулировании деятельности НКО ищите в Гражданском кодексе и Федеральном законе «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ. Кроме того существуют и другие законодательные акты по конкретным формам организаций.

Главное для НКО — общественно полезная деятельность, направленная на достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных целей, а также на развитие физической культуры и спорта, оздоровление населения, удовлетворение духовных потребностей, защита прав и свобод и т.д.

Форм НКО довольно много и они перечисляются в статье 50 главы 4 ГК РФ:

  • Потребительские кооперативы. Из самых известных — жилищные, жилищно-строительные, гаражные и кредитные. Первые два могут впоследствии преобразовываться в товарищество собственников недвижимости. Например, вы сначала строите дом, объединяясь в кооператив, а затем, становясь собственниками готового жилья, превращаетесь в ТСЖ.
  • Общественные организации. Это профсоюзы, политические партии и даже самодеятельность. Отдельные общественные организации могут объединяться в ассоциации (союзы) или преобразовываться в автономную некоммерческую организацию или фонд. Это объединение людей, которые сплотились благодаря общим интересам, стремлению к их защите и другим общим целям.
  • Общественное движение.
  • Ассоциации (союзы). К ним относится несколько подкатегорий — некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные палаты. По крайней мере с понятием СРО вы должны быть знакомы. Эти организации имеют существенное влияние в строительстве, иногда без членства в СРО невозможно осуществлять деятельность или получить госконтракт.
  • Товарищества собственников недвижимости. Это ТСЖ, СНТ, ОНТ (огородное некоммерческое товарищество). Очень распространенный тип НКО. Если вы живете в многоэтажке, владеете дачей или земельным участком, то скорее всего уже получали членство в таких организациях. ТСН необходимо для совместного владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в общей собственности или в общем пользовании.
  • Фонды . В том числе общественные и благотворительные. Согласно статье 123.17 ГК к ним относятся организации, не имеющая членства, учрежденные гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели.
  • Учреждения. Причем не только государственные или муниципальные, но и частные. Создаются для осуществления управленческих, социально-культурных и иных аналогичных функций.
  • Автономные некоммерческие организации. Ее определение похоже на определение фонда, создается она в целях предоставления услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности.
  • Публично-правовые компании. Для них есть отдельный федеральный закон от 03.07.2016 № 236-ФЗ. Создается на основании федерального закона или указа Президента РФ, а также путем реорганизации госкорпорации (за некоторым исключением).
  • Государственные корпорации (вот уж неожиданность). Они учреждаются Российской Федерацией. Например ,это Роскосмос или Агентство страхования вкладов.
  • Далее следуют более специфические — казачьи общества, общины коренных малочисленных народов РФ, религиозных организаций, адвокатские палаты и образования, нотариальные палаты.

Глаза разбегаются, да? Список и правда внушительный, а учитывая, что существуют еще и подформы, то и вовсе можно запутаться. И тем не менее НКО сейчас очень много. Хотя бы те же ТСЖ, садовые некоммерческие товарищества, строительные кооперативы появляются как грибы после дождя.

Некоммерческие организации могут претендовать на получение грантов. Чтобы выделить только те, что имеют на это законное право, придумали реестр социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО). Его еще летом опубликовало Минэкономразвития.

Чтобы учитывать гранты нужно составлять сметы и не забывать отчитываться о целевом использовании средств. Используйте для ведения учета 1С: Бухгалтерия некоммерческой организации .

Однако многие, включенные в него организации вызывают вопросы. Собственно и сам механизм отнесения организаций к некоммерческим сомнителен. Например, некоторые образовательные учреждения зарабатывают такие суммы, что возникает подозрение — верно ли, что они созданы не для извлечения прибыли? Вот университет «Синергия» включен в реестр, а меж тем его выручка в прошлом году составила 4 миллиарда рублей.

Если вы интересуетесь господдержкой и в дальнейшем надеетесь получить помощь от Фонда президентских грантов, то учтите какие НКО получать их не могут :

  • государственные организации, государственно-общественные и общественно-государственные (да,они разные) организации;
  • потребительские кооперативы;
  • политические партии;
  • СРО;
  • объединения работодателей;
  • объединения кооперативов;
  • торгово-промышленные палаты;
  • ТСН;
  • адвокатские и нотариальные палаты;
  • адвокатские образования;
  • микрофинансовые организации (как ни странно и они тоже НКО)

Остальные из числа претендентов не исключаются.

Но прежде, чем развивать бурную деятельность нужно зарегистрироваться.

Как зарегистрировать НКО

В отличие от обычных коммерческих организаций регистрацией НКО занимается Минюст за некоторым исключением. В его компетенцию не входит регистрация потребительских кооперативов и товариществ собственников недвижимости (ТСЖ, СНТ и другие), подавать по ним документы нужно в ФНС.

Очень важен этап предварительной подготовки — определение целей, составление устава, выбор названия.

Пошагово регистрация НКО выглядит так:

  1. Чтобы правильно выбрать форму НКО надо определиться для каких целей она создается, выбрать подходящие коды ОКВЭД.
  2. Установить юридический адрес, это местонахождение исполнительного органа, который, как и у ООО, может быть единоличным или коллегиальным. Минюст вправе проверить юрадрес некоммерческой организации. Заранее запаситесь гарантийным письмом от собственника, в нем указывается, что он владеет помещением на таких-то основаниях и готов предоставить адрес для размещения там НКО. Прикладывается копия правоустанавливающего документа.
  3. С названием есть одна особенность — в нем должна озвучиваться конкретная форма НКО и направление деятельности. Например: Благотворительный фонд помощи многодетным семьям «Звездочка» или Товарищество собственников жилья «Долгострой». Также может быть отражена привязка к конкретному региону (Региональная общественная организация «Пчеловоды Урала»). Не используйте в наименовании иностранные слова или слово «партия» (если конечно вы не собрались регистрировать именно политическую партию, что вряд ли). Для использования слов Москва или Россия и их производных потребуется специальное разрешение, так что по возможности и их избегайте.

Ахтунг! Проверяйте наименование в реестре, если такая организация уже зарегистрирована, вам откажут.

  1. Далее готовим устав. Он должен включать все основные сведения: наименование, местонахождение, порядок управления, порядок вступления и выхода учредителей, созыва собрания, источники имущества и правила распоряжения ими, порядок внесения изменений или ликвидации, а также другую информацию.
  2. Заполняем заявление на регистрацию. Форма такая же, как для ООО — Р11001. К заявлению необходимо приложить — в двух экземплярах решение (протокол) о создании, документ об уплате госпошлины, устав НКО в 3-х экземплярах. Можно добавить гарантийное письмо об адресе, о котором говорилось выше, но это не обязательный документ.
  3. Что касается госпошлины, то ее размер — 4000 рублей, как и при регистрации других компаний. Есть и некоторые исключения. К примеру для МФО пошлина всего 1500 рублей.
  4. Передаем документы в Минюст — ждем 14 дней. Потом, если все хорошо, документы из Министерства передаются ФНС и она вносит НКО в реестр ( еще 5 дней), ФНС сообщает Минюсту о внесении в реестр ( 1 день), а тот выдает свидетельство о регистрации ( 3 дня). Все сроки указаны в рабочих днях.

Религиозные организации могут подвергнуть религиоведческой экспертизе и процесс затянется, также более тщательную проверку проходят политические партии. При регистрации напрямую в ФНС ( допустим для товарищества собственников жилья) срок будет намного короче.

Отчетность НКО и особенности деятельности

Основная сложность в ведении учета в НКО — целевое финансирование ее деятельности. Если НКО оказывает платные услуги, прибыль от которых идет на обеспечение основной деятельности, то учет по ней ведется практически также как в обычной организации. А вот поступление, например, от членов СНТ или ассоциации это уже членские взносы и особый порядок учета.

Для целей налогообложения НКО выбирают обычно систему налогообложения попроще — УСН. И отчетности тут минимум (декларация раз в год), и если выбрать режим «доходы», то нет заморочек по учету расходов (с точки зрения налогов, конечно).

Кроме того не забудьте, что за 2020 год бухгалтерская отчетность абсолютно для всех становится электронной, а еще только в электронном виде сдается декларация по НДС и сведения о трудовой деятельности сотрудников СЗВ-ТД (эти данные придется сдавать очень быстро — в течение одного дня после кадрового события).

Расходовать средства по собственному усмотрению нельзя. Есть устав и положения, которые регулируют — на какие цели идут все поступления. Для того, чтобы рассчитать необходимую сумму расходов, требуются сметы. Для получения грантов они также нужны.

Отчетность у НКО обычная, но кроме общепризнанных отчетов придется дополнительно сдавать специальные формы в Минюст. Перед этим надо зарегистрироваться на портале (ничего сложного).

Виды отчетов в Минюст:

  • ОН0001 — Отчет о деятельности некоммерческой организации и персональном составе ее руководящих органов
  • ОН0002 — Отчет о целях расходования некоммерческой организацией денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников
  • ОН0003 — Отчет об объеме денежных средств и иного имущества, полученных общественным объединением от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников, о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании

Из названий в общем понятно о чем отчеты. Вести учет можно в любой бухгалтерской программе, но лучше, если это будет специализированная, уже настроенная под нужды НКО, платформа. Такая есть у SCloud — 1С: Бухгалтерия некоммерческой организации. Она позволяет вести учет целевого финансирования, взносов, составлять сметы и знает как проводить основные средства именно в НКО (есть отличия от стандартного учета).

Хотите сразу начать работать правильно — подключайте 1С: Бухгалтерию НКО

В облачной 1С старт будет быстрым и легким, первые 14 дней — бесплатно!

Оставьте заявку на сайте или заполните форму ниже, и мы свяжемся с вами

audit

В предыдущей главе мы выяснили, что сегодня в России существует ряд проблем, тормозящих развитие налогового консультирования, а также причины их возникновения.
Становится очевидным, что подготовка и деятельность по налоговому консультированию затрагивают интересы многочисленных и различных групп населения, организаций, а также государства. Поэтому она должна регулироваться как на правительственном и ведомственном уровне, так и в законодательном порядке.
Основываясь на материале, представленном в первой и второй главе курсовой работы можно предложить следующие пути решения проблем развития рынка налогового консультирования, которые в свою очередь определяют направления совершенствования и перспективы развития налогового консультирования в России.
По нашему мнению, решением первой, и основной проблемы – отсутствие законодательного регулирования налогового консультирования является принятие ФЗ “О налоговом консультировании”, а также разработка и создание нормативной базы о стандартах и порядке осуществления налогового консультирования. Стандарты налогового консультирования должны представлять собой основные, общие рекомендации, которые нуждаются в кодификации.
При этом следует принимать во внимание законодательство и опыт других стран (Германия, страны Восточной Европы, Австрия и др.), где существуют аналогичные специалисты по налоговому консультированию.
В таблице, которая представлена в Приложении 1, рассматривается мировой опыт развития налогового консультирования. На основе выделенных критериев проведена сравнительная характеристика развития налогового консультирования в различных странах мира.
Так, из таблицы видно, что в Германии очень развито законодательство в сфере налогообложения. Соответствующие законы всегда предусматривают виды, основания и механизм ответственности консультантов за советы, которые они дали своим клиентам.
В каждой из стран Восточной Европы нормативным положением для деятельности налоговых консультантов является специальный закон о налоговом консультировании. Сегодня в этих странах имеется 10-15-ий летний опыт применения соответственных законов регулирующих налоговое консультирование и такой же опыт работы профессиональных объединений.
Регулирование деятельности в сфере налогового консультирования в Австрии осуществляется на основании австрийского Федерального “Закона о профессиональной деятельности, связанной с экономическим управлением», который определяет правовые основы деятельности по налоговому консультированию.
Проблема подготовки консультантов по налогам и сборам, на наш взгляд, может быть решена на основе профессиональной подготовки и переподготовки с выдачей соответствующего государственного диплома.
В особенности важной здесь представляется дополнительная образовательная программа «Подготовка консультанта по налогам и сборам». Главное, чтобы подготовка налоговых консультантов не свелась к выдаче какого-либо аттестата, свидетельства или удостоверения, а тем более “диплома” негосударственного учебного заведения выдаваемых за краткий срок обучения (несколько дней или недель, месяцев), в течение которого может быть лишь ознакомление с действующим налоговым законодательством и элементарными налоговыми понятиями. Краткосрочное обучение мало что дает для подготовки квалифицированных кадров в этой сфере. Обучение должно быть качественным, отвечать определенным стандартам, желательно с хорошей стажировкой (можно и за рубежом, например, в Германии, Израиле, США и т.п.).
Важно, что независимо от места и программ подготовки консультантов по налогам и сборам должен четко функционировать механизм государственной аттестации указанных специалистов .
В рамках решения проблем образовательного плана и подготовки преподавателей для подготовки консультантов по налогам и сборам необходимо решение следующих задач:
 разработка и апробация методик подготовки и организация подготовки преподавателей – консультантов;
 консультирование и сопровождение процесса подготовки преподавателей – консультантов организациями и учреждениями, имеющими опыт работы в этой сфере консультирования (методологический, методический и инструментальный аспекты);
 участие в подготовке преподавателей – консультантов Учебно-методологического центра при ФНС РФ, некоммерческого партнерства “Палата налоговых консультантов” и др.;
 разработка отечественных методологических средств и методического инструментария к подготовке преподавателей .
Проблема осуществления государственного контроля в сфере деятельности консультантов по налогам и сборам должна быть решена путем осуществления ФНС России функции государственного контроля за правилами и стандартами налогового консультирования.
На основании вышеизложенного и в интересах общества, государства, в том числе ФНС России, в целях упорядочения подготовки и государственной аттестации консультантов по налогам и сборам, а также для защиты прав и интересов налогоплательщиков предлагается осуществить ряд мероприятий, в частности:
1. Разработать Положение о консультантах по налогам и сборам и утвердить его в государственном органе.
2. Ввести систему подготовки, переподготовки обучения налоговых консультантов в средних специальных и высших учебных заведениях.
3. Разработать Порядок проведения государственной аттестации и регистрации консультантов по налогам и сборам .
4. Разработать порядок аккредитации и сертификации профессионалов в области налогового консультирования.
5. Создать единый реестр налоговых консультантов.
Все вышеперечисленные пути решения проблем российского налогового консультирования должны решаться совместно с проведением целенаправленной работы по правовому воспитанию налогоплательщиков.
На первом плане должна быть информационная, просветительская работа с налогоплательщиками, формирование налоговой культуры и дисциплины.
Во многих странах мира такая работа проводится на высоком уровне, причем, в таких странах обучение налоговому законодательству, а также налоговое просвещение и налоговое консультирование осуществляются за счет государственного бюджета. Кроме того, создаются государственные и общественные службы, занимающиеся налоговым консультированием .
Роль права в повышении культуры взаимоотношений государства и налогоплательщиков весьма значительна. Нормативные правовые акты подлежат обязательному исполнению, как налогоплательщиками, так и налоговыми органами.
Практика показывает, что нельзя воспитать добропорядочного налогоплательщика, если не демонстрировать примеров четкого и правильного применения налогового законодательства. Более того, необходимо создавать налогоплательщику благоприятные условия: доброжелательное к нему отношение, информирование и консультирование его. В таком деле должно быть взаимодействие и координация средств массовой информации, а также различных государственных органов: ФНС России, Минфин России, Минюст России, Генеральная прокуратура РФ, суды и арбитражные суды, другие органы.
По нашему мнению, надо приступить к созданию спокойной, справедливой налоговой системы, в которой принуждение и другие силовые методы применялись бы как исключение.
Во-первых, следует квалифицированно совершенствовать налоговое законодательство, проводить назревшую налоговую реформу в области налогового консультирования, так как эта область консультирования динамично развивается и требует нормативно-правовой регламентации.
Во-вторых, обеспечить взаимодействие государственных органов по схеме: налоговые органы – прокуратура – суды и арбитражные суды. Можно было бы предложить перераспределить некоторые функции государственных органов путем создания налоговых округов, в каждом из которых на один из действующих органов прокуратуры возложить функцию прокуратуры по налоговым делам, а на один из судебных и арбитражных органов возложить функцию суда по рассмотрению налоговых дел. Тогда налогоплательщики будут знать, в какие именно органы им надо обращаться, а специализация прокурорских и судебных работников позволит более качественно рассматривать налоговые дела. В ряде стран такая практика имеется.
В-третьих, следует создавать широкомасштабную систему налогового консультирования, во главу которой поставить подготовку и расстановку повсеместно такого важного специалиста как консультант по налогам и сборам.
Если обратиться к опыту зарубежных стран, который рассмотрен в таблице в Приложении 1 к курсовой работе, то можно выделить следующие направления совершенствования налогового консультирования в России:
1. Обязательное страхование ответственности налогового консультанта.
В России широко распространено добровольное страхование ответственности, тогда как в Великобритании, Германии, странах Восточной Европы, Австрии существует обязательное страхование ответственности налогового консультанта, которое является необходимым условием для ведения деятельности по налоговому консультированию, выдачи свидетельства, подтверждающего статус налогового консультанта, а так же для включения в члены профессиональных организаций и палаты налоговых консультантов.
2. Совместная работа организаций налоговых консультантов с государственными органами.
В данном направлении необходимо руководствоваться положительным опытом Голландии. Отличительная особенность голландских организаций, объединяющих налоговых консультантов, заключается в их участии совместно с государственными органами в обсуждении актуальных вопросов налогообложения – от нового законодательства до вопросов взаимоотношений с налогоплательщиками.
Такой опыт особенно интересен, поскольку подтверждает, что наличие сильной независимой организации, объединяющей профессионалов в какой-либо области, позволяет осуществлять эффективное регулирование их деятельности и оказывать существенное влияние на формирование государственной политики в данной области.
3. Ответственность налоговых консультантов.
В России имеет место гражданско-правовая (имущественная) ответственность налогового консультанта перед клиентом, которая возникает в силу договора об оказании консультационных услуг. То есть, в том случае, если договором оговорено, то налоговый консультант возмещение убытки, понесенные клиентом в результате в полном размере.
Если обратиться к опыту Великобритании, то здесь ответственность налоговых консультантов перед клиентом закреплена профессиональными правилами, и, самое главное, на законодательном уровне. В Германии налоговый консультант, в соответствие с законодательством несет ответственность начиная от предупреждения, и в плоть до уголовной ответственности. В Польше, Чешской Республике и Словакии – это штраф, а также запрет на выполнение профессии и вычёркивание из реестра налоговых консультантов.
Сегодня в России налогоплательщики обращаются к частным лицам и фирмам, которые предлагают услуги по налоговому консультированию, защите прав налогоплательщиков, значительному снижению налогов или полному освобождению от них. При этом, консультанты устанавливают весьма высокие цены и не принимают на себя никакой ответственности за тот ущерб, который они могут причинить. За результаты неквалифицированного налогового консультирования расплачивается налогоплательщик.
По нашему мнению, законное налоговое консультирование должно быть разрешено специальной категории лиц-профессионалов, которые допускаются к этой деятельности на законных основаниях после получения соответствующего образования в высшем учебном заведении в рамках дополнительного, профессионального образования (повышении квалификации, профессиональная переподготовка, удостоверенные государственным образовательным документом).
Незаконная деятельность должна по примеру законодательства других стран караться денежным штрафом (либо квалифицироваться как незаконная предпринимательская деятельность, наказываемая в уголовном порядке – ст. 171 УК РФ).
4. Деятельность профессиональных объединений налоговых консультантов.
В России, как и во многих странах мира, существуют и успешно осуществляют деятельность общественные организации и общества по организации деятельности консультантов по налогам и сборам.
Но, при этом, субъектами налогового консультирования являются также и юристы, специализирующиеся в налоговом праве, адвокаты, аудиторы, бухгалтеры и иные лица, которые, порой, ведут консультационную деятельность без сертификатов, дипломов, дающих право заниматься этим налоговым консультирование.
Для того, чтобы предотвратить незаконную деятельность по налоговому консультированию и обезопасить налогоплательщиков от некачественного предоставления услуг можно обратиться к зарубежному опыту.
Так, в странах Восточной Европы на основе законов о налоговом консультировании все налоговые консультанты в обязательном порядке объединены в профессиональные объединения Палаты налоговых консультантов.
Налоговое консультирование в России – это достаточно новая и молодая область консультирования в сфере налогообложения. Именно поэтому, необходимо обратить внимание на опыт зарубежных стран в области налогового консультирования и использовать практику Великобритании, стран Восточной Европы, Германии, которая может помочь российским налоговым специалистам в их деятельности.

Согласно ст. 14 Федерального закона «Об общественных объединениях» под общероссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения – организации, отделения или филиалы и представительства.

Согласно ст. 47 того же Федерального закона общественное объединение, образованное в Российской Федерации, признается международным, если в соответствии с его уставом в иностранных государствах создается и осуществляет свою деятельность хотя бы одно его структурное подразделение – организация, отделение или филиал и представительство.

Для государственной регистрации общественного объединения, в соответствии со ст. 21 Федерального закона «Об общественных объединениях», представляются следующие документы:

- заявление, подписанное уполномоченным лицом, с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов (подпись уполномоченного лица – заявителя свидетельствует нотариус) – 2 экземпляра;

- устав общественного объединения - 3 экземпляра. Два экземпляра устава должны быть прошиты и заверены подписью заявителя, листы всех экземпляров устава должны быть пронумерованы;

- выписка из протокола учредительного съезда (конференции) или общего собрания, содержащая сведения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих, исполнительных и контрольно-ревизионного органов – 2 экземпляра. Указанная выписка должна содержать: дату, время и место проведения учредительного съезда (конференции), общего собрания; список учредителей – участников учредительного съезда (конференции), общего собрания; сведения о количественном и персональном составе (фамилия, имя, отчество) рабочих органов (президиум, секретариат и т.д.); сведения о лицах, проводивших подсчет голосов; существо принятых решений и результаты голосования по ним; сведения (фамилия, имя, отчество) об избранных (назначенных) членах руководящих, исполнительных и контрольно-ревизионных органов; сведения о лицах, голосовавших против принятия решения и потребовавших внести запись об этом в протокол; фамилию, инициалы и личную подпись председателя и секретаря съезда (конференции), общего собрания, ответственных за составление протокола, сведения о порядке, размере, способах и сроках образования имущества общественного объединения, о результатах голосования учредителей по вопросам учреждения общественного объединения, о порядке совместной деятельности учредителей по созданию общественного объединения;

- сведения об учредителях - 2 экземпляра;

- документ об уплате государственной пошлины;

- сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа общественного объединения, по которому осуществляется связь с общественным объединением;

- протоколы учредительных съездов (конференций) или общих собраний структурных подразделений для международного, общероссийского и межрегионального общественных объединений;

- при использовании в наименовании общественного объединения имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования – документы, подтверждающие правомочия на их использование;

- заявление о включении общественного объединения в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента - для общественных объединений, являющихся юридическими лицами, получающих денежные средства и иное имущество от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях", и участвующих в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.

Для отделения общественного объединения:

документы, указанные в подпункте 1 пункта 29 Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного приказом Минюста России от 30.12.2011 № 455, заверенные центральным руководящим органом общественного объединения

В случае, если отделение общественного объединения не принимает свой устав и действует на основании устава того общественного объединения, отделением которого оно является, центральный руководящий орган данного объединения уведомляет территориальный орган о наличии указанного отделения, месте его нахождения, сообщает сведения о его руководящих органах.

Для государственной регистрации профессиональных союзов, их объединений, на основании ст. 8 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», ст. 12 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», представляются следующие документы:

- заявление, подписанное уполномоченным лицом, с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов – два экземпляра (подпись заявителя на одном из экземпляров заверяется нотариально);

- подлинники либо нотариально удостоверенные копии уставов или положений о первичных профсоюзных организациях;

- заверенные копии решений съездов (конференций, собраний) о создании профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций, об утверждении уставов или положений о первичных профсоюзных организациях, перечней участников - соответствующих профсоюзов, их объединений (ассоциаций);

- сведения об учредителях;

- документ об уплате государственной пошлины.

Для государственной регистрации общественных объединений, создаваемых путем реорганизации, на основании ст. 14 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей » , необходимо представить:

- заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации - 2 экземпляра;

- учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации;

- выписка из протокола съезда (конференции) или общего собрания о реорганизации юридического лица;

- договор о слиянии в случаях, предусмотренных федеральными законами;

- документ об уплате государственной пошлины;

- документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» (в случае, если указанный документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу Минюста России (его территориального органа) соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации).

(Справка: форма Уведомления о начале процедуры реорганизации Р12003 утверждена приказом Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств»).

Для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общественного объединения, представляются:

- заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, подписанное уполномоченным лицом, с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов (подпись уполномоченного лица удостоверяется нотариально) - 2 экземпляра;

- выписка из протокола съезда (конференции) или общего собрания о внесении изменений в учредительные документы - 2 экземпляра;

- устав в новой редакции - 3 экземпляра;

- документ об уплате государственной пошлины;

- сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа общественного объединения, по которому осуществляется связь с общественным объединением;

- протоколы съездов (конференций) или общих собраний структурных подразделений для международного, общероссийского и межрегионального общественных объединений.

Для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, представляются: заявление по форме Р14001, утверждена приказом Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@, и иные документы, указанные в пункте 36 Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30.12.2011 № 455.

Для государственной регистрации ликвидации общественного объединения, в соответствии со ст. 21 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», представляются:

- заявление о государственной регистрации ликвидации, подписанное уполномоченным лицом, с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов (подпись уполномоченного лица – заявителя свидетельствует нотариус) – 2 экземпляра;

- ликвидационный баланс - 2 экземпляра;

- документ об уплате государственной пошлины;

- документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 – 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»(данный документ заявителем не предоставляется, а запрашивается Минюстом России (его территориальными органами) самостоятельно).

При ликвидации юридического лица в случае применения процедуры банкротства представляется определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства.

В соответствии со статьей 23 Федерального закона «Об общественных объединениях» в государственной регистрации общественного объединения может быть отказано по следующим основаниям:

1) если устав и иные представленные для государственной регистрации документы общественного объединения противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации;

2) если необходимые для государственной регистрации документы, предусмотренные Федеральным законом «Об общественных объединениях», представлены не полностью, либо оформлены в ненадлежащем порядке, либо представлены в ненадлежащий орган;

3) если выступившее в качестве учредителя общественного объединения лицо не может быть учредителем в соответствии с частью третьей статьи 19 Федерального закона «Об общественных объединениях»;

4) если ранее зарегистрированное общественное объединение с тем же наименованием осуществляет свою деятельность в пределах той же территории;

5) если установлено, что в представленных учредительных документах общественного объединения содержится недостоверная информация;

6) если наименование общественного объединения оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан.

Отказ в государственной регистрации общественного объединения по мотивам нецелесообразности его создания не допускается.

В случае отказа в государственной регистрации общественного объединения заявителю сообщается об этом в письменной форме с указанием конкретных положений Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации, нарушение которых повлекло за собой отказ в государственной регистрации.

Отказ в государственной регистрации общественного объединения, а также уклонение от такой регистрации может быть обжаловано в вышестоящий орган или в суд.

Отказ в государственной регистрации общественного объединения не является препятствием для повторной подачи документов для государственной регистрации при условии устранения оснований, вызвавших отказ.

Повторная подача заявления о государственной регистрации общественного объединения и вынесение по этому заявлению решения осуществляются в порядке, предусмотренном законом.

Размер государственной пошлины за предоставление государственной услуги

За государственную регистрацию некоммерческих организаций взимается государственная пошлина в размере и порядке, которые установлены главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации (в том числе статьей 333.33), а именно:

за государственную регистрацию создания юридического лица, - 4 000 руб.;

за государственную регистрацию общероссийских общественных организаций инвалидов и отделений, являющихся их структурными подразделениями, - 1 400 рублей;

за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы общероссийских общественных организаций инвалидов и отделений, являющихся их структурными подразделениями, - 100 рублей;

за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, а также за государственную регистрацию ликвидации юридического лица, за исключением случаев, когда ликвидация юридического лица производится в порядке применения процедуры банкротства, - 800 руб.

Читайте также: