Принудительная ликвидация юридического лица налоговым органом

Опубликовано: 16.05.2024

Ликвидация недействующего юридического лица: основания, причины, инициаторы

Чтобы провести ликвидацию недействующего лица, налоговые органы сначала должны убедиться, что бизнес перестал функционировать. Для этого он должен соответствовать критерия, установленным ст. 64.2 ГК РФ. Неработающей считается организация, которая фактически не ведет деятельность:

  • не предоставляет финансовую отчетность, которую требует регулярно подавать российское законодательство о налогах и сборах;
  • не проводит финансовые операции хотя бы по одному из открытых банковских счетов.

Чтобы подробнее узнать, когда возможна ликвидация недействующего юридического лица налоговым органом, следует ознакомиться с законодательной базой. Она утверждает: предприятие можно признать неработающим только в случае, если в течение последнего календарного года, который предшествовал принятию властями решения об упразднении записи в реестре, оно не представляло налоговую отчетность и не проводило никаких финансовых операций через собственные счета. В противном случае власти не имеют права инициировать исключение бизнеса из реестра, ссылаясь на то, что оно прекратило свою деятельность.

Также исключению из ЕГРЮЛ подлежат организации, которые не обладают достаточным финансовым обеспечением для самостоятельной ликвидации недействующего юридического лица. О них в государственном реестре более шести месяцев должна содержаться запись, указывающая на недостоверность сведений, касающихся компании.

Ликвидация юридического лица и ее этапы

Ликвидация юридического лица предполагает процедуры полного прекращения его коммерческой и хозяйствующей деятельности, проводится в несколько этапов. При этом не предполагается, что обязательства и права распоряжения бизнесом могут перейти к другим гражданам. Решение о закрытии компании в обязательном порядке фиксируется в едином государственном реестре. Среди оснований реализации процедуры могут выделять сразу несколько причин:

  • Признание несостоятельности;
  • Решение судебного или государственного органа;
  • Решение собственников предприятия при убыточности бизнеса, достижении поставленных целей.

Вне зависимости от причин пройти все этапы ликвидации юридического лица, оптимальным решением будет обратиться за помощью в юридическую компанию. Специалисты позаботятся о проработке индивидуальной схемы, а также о том, чтобы вы не столкнулись с процессуальными проблемами, максимально сэкономили время в процессе реализации процедуры. Кроме того, нельзя забывать, что каждый из этапов ликвидации юридического лица должен быть проведен в соответствии с требованиями законодательства – это также будет проконтролировано специалистами. Оптимальное решение – обратиться за помощью в . Сотрудники правовой группы осведомлены обо всех тонкостях процесса и смогут подобрать оптимальный вариант в зависимости от конкретной ситуации.

Процедура ликвидации налоговым органом недействующего юридического лица

Представители влаги могут исключить предприятие из ЕГРЮЛ во внесудебном порядке в том случае, если оно фактически прекратило деятельность. При этом существуют обстоятельства, когда решение о ликвидации недействующего юридического лица налоговым органом не может быть принято:

  • при банкротстве компании, подлежащей исключению из реестра,
  • при процедурах наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления и конкурсного производства.

Когда налоговая инспекция принимает решение о предстоящем исключении юрлица из реестра, в официальной прессе размещают объявление. На это отводится до трех дней. Вместе с решением об исключении также публикуют информацию, как действовать заинтересованным людям и предприятиям, чьи интересы затрагивает исключение данной организации из реестра.

Важно отметить, что как только контрагент направил информацию в медиа, в течение трех месяцев власти не имеют права исключить бизнес из ЕГРЮЛ. Это связано с тем, что закон предоставляет кредиторам и другим заинтересованным лицам возможность заявить о своих претензиях и интересах. Потому что как только бизнес официально прекратит свое существование, они уже не смогут взыскать свои долги. Но ликвидация недействующего юридического лица может быть осуществлена в обычном порядке, предусмотренном ст. 61 ГК РФ.

Если же в трехмесячный срок в налоговую инспекцию не поступили заявления, в реестр вносят запись об исключении юрлица, фактически прекратившего свою деятельность, на основании решения регистрирующего органа. После появления записи существование бизнеса официально считают оконченным, и никто не может иметь к уже не функционирующей организации никаких материальных претензий.

Поэтапность ликвидации

Закрытие компании осуществляется в несколько этапов:

  • Принимается соответствующее решение о начале процесса. Сделать это надлежит на общем собрании учредителей. На нем же назначают ликвидационную комиссию или ответственное лицо.
  • В течение трех рабочих дней информация о принятом решении должна быть представлена в регистрирующий орган.
  • Прежде чем приступать к основной части процесса, нужно уведомить всех кредиторов о готовящемся событии. С этой целью публикуется объявление в специализированных СМИ.
  • Кроме того, кредиторам рассылаются заказные письма с уведомлениями.
  • Дальше существует возможность, что на предприятии будет проведена налоговая проверка контролирующими органами. Но этот пункт осуществляется не всегда. В ходе проверки выявляются недоимки перед госструктурами и фондам. Если окажется, что юрлицо является должником, то ему грозит привлечение к ответственности.
  • Через два месяца после публикации информации должен быть составлен промежуточный баланс, в который вносятся все сведения о долгах как дебиторских, так и кредиторских, а также дается перечень материального имущества компании и ее денежных активов. Когда он составлен, то обязательно заверяется у нотариуса, и должен быть сдан в Налоговую службу.
  • Увольнение сотрудников. Для начала все работники организации должны быть уведомлены о предстоящем увольнении за два месяца. Также о грядущем событии должна быть оповещена Служба занятости. Если ликвидируют организацию, женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком или в декрете также будут уволены. В данной ситуации за ними не закрепляется право оставления на работе.
  • Возврат денежных средств. В зависимости от способа ликвидации поочередно должны быть возвращены деньги кредиторам, которые предъявили претензии к обществу, а также государственным структурам и фондам. Если происходит продажа организации, то первым делом обязаны рассчитаться с людьми, которые работают на предприятии и/или получили какие-либо увечья по его вине. Расчет можно произвести через банк при помощи платежного поручения или через кассу самой организации. Если кредиторы считают, что ликвидационная комиссия нарушила их права, то они имеют право подать иск в суд с требованием взыскать необходимые средства. При условии, что кредитор не уложился в срок при заявлении своих требований, возврат средств будет осуществляться из оставшегося имущества.
  • После расчетов по долгам происходит окончательное закрытие фирмы. Сведения подаются в ЕГРЮЛ, где вносятся необходимые коррективы в записи.

чеклист


Соблюдении поэтапности ликвидации позволит избежать многих проблем

Судебный порядок ликвидации недействующего юридического лица

Власти могут уладить вопросы, связанные с «замершим» бизнесом, двумя путями. Первый из них мы описали выше, это административный порядок упразднения компании, которая фактически давно перестала работать. Второй способ исключения бизнеса из реестра сложнее: через суд.

Компания – это общественное объединение, и согласно закону оно может быть исключено из ЕГРЮЛ на основании иска, поданного регистрирующим органом. К подобным мерам прибегают, когда бизнес многократно не предоставляет сведения о своей деятельности, как того требует законодательство.

Другими словами, представители власти могут инициировать судебное разбирательство в связи с тем, что бизнес нарушает законы, скрывает сведения. Рассмотрением таких дел занимаются районные суды, опираясь на правила административного судопроизводства.

Основания для принудительной ликвидации

Принудительная ликвидация юридического лица происходит согласно положениям ГК РФ и ряда правовых актов. Прекращение деятельности организации возможно по ряду причин:

  • Было нарушено законодательство при регистрации юридического лица, и эти нарушения нельзя устранить;
  • Компания занимается деятельностью, запрещённой на законодательном уровне;
  • Организация признаётся несостоятельной;
  • Отсутствует разрешение со стороны государственных, муниципальных органов власти, дающее право осуществлять конкретную деятельность;
  • Общественная, религиозная организация занимается деятельностью, не связанной с целью её создания.

Процедура ликвидации недействующего юридического лица-должника

Отдельного упоминания заслуживает тот факт, что процесс исключения юрлица из ЕГРЮЛ не является ликвидационной процедурой. Оно не предусматривает действий с имуществом предприятия, в том числе – направленных на удовлетворение требований кредиторов. При наличии у недействующей компании имущества и непогашенных перед партнерами обязательств применяется процедура банкротства отсутствующего должника. Это совсем другой процесс, требующий иных подходов и законодательной базы.

Обязательное условие – наличие критериев отсутствия:

  • Неосуществление деятельности;
  • Отсутствие руководителя компании и невозможность определить его место нахождения.

Суд о банкротстве отсутствующего должника инициирует налоговая. Законы РФ позволяют рассмотреть дело в укороченный срок: один месяц. Законодательство принимает во внимание, что при отсутствии должника невозможно применить к бизнесу наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление. Зато предусмотрена упрощенная процедура ликвидации недействующего юридического лица налоговым органом. Эти вопросы находятся в ведении арбитражного суда: именно он решает, применять ли упрощенный алгоритм действий.

Для ликвидации недействующего юридического лица назначают конкурсного управляющего, в обязанности которого входит публикация сведений о банкротстве компании, а также письменное уведомление кредиторов о процедуре банкротства, чтобы они имели возможность предъявить требования.

В случае, если имущества отсутствующего должника достаточно для расчетов с кредиторами, у конкурсного управляющего есть возможность подать ходатайство о переходе к общей процедуре банкротства. Однако практика показывает, что это условие соблюдается редко, потому с высокой долей вероятности придется придерживаться упрощенной схемы действий.

Органы государственной власти, имеющие право принудительно ликвидировать ООО

Принудительно ликвидировать юр. лицо могут разные государственные структуры:

Ликвидация по решению учредителей (участников)

Добровольное закрытие нулевого ООО осуществляется на основании решения, принятого общим собранием участников общества. При этом важно убедиться, что у ликвидируемого юридического лица:

  • отсутствуют признаки банкротства и основания для ликвидации решениями суда либо регистрирующего органа;
  • владельцам и материально ответственным лицам не страшна возможная налоговая проверка.

Идеальными условиями для осу­ществ­ле­ния добровольной лик­вида­ции ООО являются:

  • от­сут­ствие задолженности ликвидируемой ор­га­ни­за­ции перед юри­ди­че­ски­ми и физическими ли­ца­ми;
  • от­сут­ствие задолженности ликвидируемой ор­га­ни­за­ции перед ФНС, ФСС, ПФР и иными государственными учреждениями;
  • своевременность и полноценность отчетности, предо­став­ле­ной в ФНС в период деятельности организации.
  • сдача «нулевой» отчетности и «нулевого» баланса на момент принятия решения о ликвидации.

Алгоритм действий при ликвидации (прекращении деятельности) предприятия состоит из следующих этапов:

  1. Принятие решения о ликвидации и назначении ликвидатора или ликвидационной комиссии.
  2. Уведомление о факте ликвидации регистрирующую налоговую инспекцию и фондов.
  3. Публикация о ликвидации в СМИ — «Вестник государственной регистрации».
  4. Уведомление каждого кредитора и сотрудников ООО о ликвидации общества.
  5. Составление промежуточного ликвидационного баланса.
  6. Подача в налоговую инспекцию пакета документов для ликвидации.
  7. Получение документов о государственной регистрации ликвидации ООО.

Помните! Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование, после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Последствия для руководства и учредителей

Нельзя просто так бросать фирму в надежде, что налоговики её исключат из реестра, и вы сэкономите деньги или избежите оплаты долгов. Последствия для учредителей и руководителей могут быть следующие:

  • Если учредитель владел 51% доли в компании, у которой остались долги перед бюджетом, и не потрудился их оплатить, то ему запретят регистрировать новые предприятия на протяжении трёх лет;
  • Учредитель не сможет руководить другой компанией;
  • Учредителю будет запрещено становиться участником других ООО.

Идентичные последствия наступят для гендиректора, закрытого налоговым органом юридического лица. Чтобы избежать неприятностей, звоните к юристам группы МИП, которые помогут с подготовкой документов и предотвратят последствия.

Похожие услуги по теме

  • Закрытие ИП в 2021 году пошагово от лидеров
  • Заявление на закрытие ИП от лидеров
  • Сколько стоит закрыть ИП в 2021 году от лидеров
  • Документы для закрытия ИП от лидеров
  • Ликвидация ИП под ключ от лидеров
  • Как закрыть ИП с долгами — помощь от лидеров
  • Этапы ликвидации юридического лица от лидеров
  • Способы ликвидации юридического лица от лидеров
  • Реорганизация и ликвидация юридических лиц
  • Основания и порядок ликвидации юридических лиц от лидеров
  • Ликвидация юридического лица от лидеров
  • Закрыть ИП, услуга от лидеров
  • Закрыть ИП онлайн через налоговую от лидеров
  • Помощь в закрытии ИП от лидеров
  • Закрыть ИП, услуга в Щелково от лидеров
  • Ликвидация ЗАО от лидеров
  • Закрыть ИП через МФЦ — помощь от лидеров
  • Как закрыть ИП — помощь от лидеров
  • Ликвидация ООО без проверки
  • Ликвидация предприятия
  • Закрыть ООО в Москве
  • Закрытие ООО при отсутствии деятельности
  • Закрытие ООО с одним учредителем
  • Закрыть ООО без проверки
  • Закрытие ООО
  • Ликвидация ООО в 2021 году от лидеров
  • Закрытие организации — помощь от лидеров
  • Закрытие представительства иностранной организации 2021 — помощь от лидеров
  • Ликвидация организации — помощь от лидеров
  • Ликвидация кредитной организации от лидеров
  • Закрытие ООО, стоимость от лидеров
  • Ликвидация фирмы от лидеров
  • Добровольная ликвидация ООО, стоимость от лидеров
  • Сколько стоит закрыть фирму — помощь от лидеров
  • Сколько стоит закрыть ООО от лидеров
  • Как закрыть ООО — помощь от лидеров
  • Ликвидация ООО профессионально от лидеров
  • Ликвидация ООО с долгами от лидеров
  • Ликвидация ООО через оффшор от лидеров
  • Принудительная ликвидация ООО налоговой последствия для учредителей — помощь от лидеров
  • Ликвидация ООО ФНС от лидеров
  • Ликвидация нулевого ООО от лидеров
  • Заявление о ликвидации ООО от лидеров
  • Прекращение деятельности ООО от лидеров
  • Отмена ликвидации ООО от лидеров
  • Ликвидация ООО через продажу от лидеров
  • Ликвидация ООО пошаговая от лидеров
  • Решение о ликвидации ООО от лидеров
  • Ликвидация ООО без долгов от лидеров
  • Порядок ликвидации ООО от лидеров
  • Ликвидация ООО под ключ
  • Альтернативная ликвидация ООО от лидеров
  • Срок ликвидации ООО от лидеров
  • Добровольная ликвидация ООО от лидеров
  • Ликвидация ООО от лидеров
  • Ликвидация компании от лидеров
  • Профессиональная ликвидация ООО от лидеров
  • Ликвидация фирм от лидеров
  • Ликвидация через банкротство от лидеров
  • Ликвидация юридического лица от лидеров

ООО может прекратить свою деятельность и закрыться в любое время с соблюдением всех норм, установленных законом от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ. Кроме того, закон разрешает налоговикам принудительно ликвидировать организацию.

Право закрыть организацию принудительно по причине отсутствия деятельности дано налоговой инспекции.

Основания для закрытия организации по решению ФНС

Законодательством предусмотрено пять оснований, по которым недействующее ООО может быть закрыто:

  • добровольно, по решению учредителей организации;
  • по решению суда;
  • по причине смены учредителей либо руководства;
  • банкротство;
  • по инициативе налоговой службы.

ФНС вправе самостоятельно принять решение о ликвидации общества с ограниченной ответственностью без суда, если одновременно:

  • организация в течение последних 12 месяцев не представила налоговую отчетность;
  • в течение последних 12 месяцев не проводило никаких операций хотя бы по одному из принадлежащих ей банковских счетов.

Если оба условия выполнятся проводится процедура принудительной ликвидации ООО, налоговая служба исключает такую фирму из Единого госреестра юридических лиц, то есть из ЕГРЮЛ.

Есть еще несколько случаев, когда налоговая может ликвидировать общество с ограниченной ответственностью по собственной инициативе:

  • если в ЕГРЮЛ внесена недостоверная запись, например, неверный юридический адрес, вымышленные учредители, и с момента внесения этой записи прошло более 6 месяцев;
  • если невозможности провести стандартную процедуру ликвидации в связи с отсутствием у общества и учредителей средств на необходимые при этом расходы.

Почитайте еще это:

Процедура закрытия ООО налоговой при отсутствии деятельности

Процесс закрытия юридических лиц по инициативе налоговой службы прописан в статьях 21.1 и 22 Закона № 129-ФЗ. Детали процедуры описаны в пунктах 3,4 статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ.

Алгоритм действий налоговой инспекции при ликвидации ООО из-за отсутствия деятельности

  1. Налоговая инспекция на основе анализа данных и выявления того, что организация течение последних 12 месяцев не сдает отчетность и не проводит операций по банковским счетам принимает решение о ликвидации.
  2. В течение 3-х дней с момента принятия налоговой решения о ликвидации ООО, решение о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ публикуется в журнале «Вестник государственной регистрации».
  3. Одновременно в «Вестнике государственной регистрации» публикуется информация для кредиторов и иных лиц, чьи права и интересы могут пострадать в связи с ликвидацией ООО.
  4. Заинтересованные лица вправе в течение 3-х месяцев подать в налоговую заявление о том, что их интересы ущемлены таким решением.
  5. Письменных уведомлений учредителям ООО налоговая не высылает.
  6. Если в течение 3-х месяцев заявлений о невозможности исключения ООО из ЕГРЮЛ не поступит, налоговая фирму ликвидирует, то есть вносит в ЕГРЮЛ запись о ликвидации ООО.
  7. Если в течение 3-х месяцев в налоговую поступят заявления о невозможности исключения ООО из ЕГРЮЛ, ликвидация компании в упрощенном режиме не осуществляется. Возможен суд.
  8. Ликвидация ООО завершается, когда в ЕГРЮЛ внесена запись о его ликвидации. Организация прекращает свою деятельность.
  9. Налоговая публикует информацию о ликвидации общества с ограниченной ответственностью.

В соответствии с пунктом 8 статьи 22 Закона № 129-ФЗ кредиторы и иные лица могут обжаловать решение ФНС о ликвидации ООО.

По этой же теме:

Для этого нужно подать жалобу. Сделать это можно в течение года с того дня, как заявитель узнал о нарушении своих прав. Оформить заявление можно на сайте налоговой.

Если жалоба не будет удовлетворена можно обратится в суд.

Ответственность учредителей после ликвидации ООО по решению налоговой

Закрытие общества с ограниченной ответственностью по инициативе налоговой не снимает с учредителей обязанности расплатиться по своим долгам перед кредиторами. Правда, им нужно будет доказать, что долги появились как следствие неразумной, безграмотной и намеренной деятельности руководителей организации. Если все будет доказано руководители ООО будут нести субсидиарную ответственность.

Само по себе исключение организации из ЕГРЮЛ в результате действий или бездействий руководства компании, которые привели к исключению, также, как и неисполнение обязательств, не является достаточным основанием для привлечения к субсидиарной ответственности по статье 3 Закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ.

Нужно доказать, что именно неразумные или недобросовестные действия руководителей привели к тому, что общество не исполнило обязательства перед кредиторами.

Есть и другие «наказания» для руководителей ликвидированного ООО. Так, они не смогут течении 3-х лет стать учредителями или генеральными директорами в других организациях, если при закрытии общества за ним числились непогашенные долги перед бюджетом.

Наш адвокат Екатеринбурга в сфере бизнеса поможет разобраться в процедуре Ликвидации ООО по инициативе налоговой: профессионально, на выгодных условиях и в срок. Звоните уже сегодня!

Содержание статьи:

Основания для автоматической ликвидации ООО

Под автоматической ликвидацией в данном материале понимается ситуация, при которой налоговый орган исключает юрлицо из ЕГРЮЛ.

Основания для такого исключения могут быть следующие:

  • если юрлицо 12 месяцев не сдает отчетность, по его банковским счетам не проводятся операции и юрлицо не банкротится, т.е. у налоговой отсутствуют указанные сведения. При наличии приведенных признаков юрлицо будет признано недействующим и в отношении него может быть принято решение об исключении из ЕГРЮЛ.
  • когда невозможно ликвидировать юрлицо, поскольку у него отсутствуют средства на расходы по его ликвидации, и на учредителей (участников) нет возможности возложить эти расходы.
  • если в ЕГРЮЛ более шести месяцев с момента внесения содержится запись о недостоверности каких-либо сведений.

Кто может инициировать процедуру принудительной ликвидации?

Принудительная ликвидация юрлица осуществляется в судебном порядке, путем подачи иска в суд.

Запустить процедуру принудительной ликвидации юрлица может:

Государственный орган или орган местного самоуправления, в случаях, перечисленных в статье 61 Гражданского кодекса РФ.

Одним из органов, обращающихся в суды с исками о ликвидации того или иного юрлица, является налоговая, которая может провести проверку, установить, например, недостоверность каких-либо сведений в ЕГРЮЛ, потребовать от юрлица предоставить достоверные сведения, и если юрлицо в свою очередь никак не отреагирует на требование налоговой, то налоговая подготовит и подаст иск в суд о ликвидации организации.

Учредитель (участник), например, в связи с тем, что организация не может продолжить свою деятельность.

Группа участников, если существует какой-то корпоративный конфликт, который не позволяет юрлицу осуществлять свою деятельность.

Помимо принудительной организации по инициативе вышеуказанных лиц, существует также возможность ликвидации юрлица через процедуру банкротства, в этом случае инициатором может выступать кредитор. Юрлицо в процедуре банкротства будет ликвидировано только, если суд признает его банкротом.

Прекращение недействующего юридического лица

При наличии оснований для исключения недействующего юрлица из ЕГРЮЛ налоговый орган принимает решение о предстоящем исключении юрлица из ЕГРЮЛ.

Решение о том, что налоговый орган намерен исключить из ЕГРЮЛ недействующее ООО, публикуется в Вестнике госрегистрации в течение 3-х дней с момента принятия. Также с указанным решением должна быть опубликована информация о порядке и сроках направления заявлений недействующим юрлицом, кредиторами или иными лицами, права и законные интересы которых затрагиваются соответствующим решением, а если быть более точным, то исключением недействующего юрлица из ЕГРЮЛ. Указывается адрес для направления заявлений.

После того, как налоговый орган опубликует свое решение, у заинтересованных лиц есть 3 месяца для направления мотивированных заявлений в соответствии с пунктом 2 настоящего раздела, по установленной форме. В этом случае решение об исключении не будет принято.

Если же никакие заявления с возражениями не поступят, тогда юрлицо будет исключено из ЕГРЮЛ.

Возражение на ликвидацию ООО по решению налогового органа

Как мы уже знаем из предыдущего раздела, на решение налоговой о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ конкретного юрлица заинтересованные лица вправе представить в установленный срок заявления с возражениями о предстоящем исключении лица из ЕГРЮЛ. Возражения подаются по форме Р38001 и должны быть мотивированными.

В случае пропуска срока на подачу возражений и исключении ООО из ЕГРЮЛ, заинтересованное лицо вправе обжаловать решение налогового органа об исключении юрлица из ЕГРЮЛ в течение года, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав, если затронуты их права и законные интересы.

Принудительная ликвидация в судебном порядке

Юрлицо может быть ликвидировано в принудительном порядке через суд, например, по заявлению налогового органа, если будет установлено, что связаться с юрлицом по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, невозможно.

Если в разумный срок сведения не поступят в налоговую, то соответствующий орган вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации юрлица.

Судом будут приняты меры по извещению доверенных лиц юрлица и учредителей (участников) о поступлении соответствующего заявления налоговой, также указанным лицам может быть предложено устранить нарушение до определенного срока. Если никакой реакции со стороны уполномоченных лиц и учредителей (участников) не последует, то суд примет решение о ликвидации юрлица, в связи с грубым нарушением требований закона.

ПОДРОБНЕЕ про ликвидацию через суд читайте по ссылке на сайте

Последствия ликвидации недействующего ООО

Поскольку по решению налоговой недействующее юрлицо может быть только исключено из ЕГРЮЛ, то в данном случае корректно говорить о последствиях исключения недействующего ООО из ЕГРЮЛ.

С момента исключения юрлица из реестра прекращается его гражданская правосубьектность, т.е. юрлицо не может приобретать какие-либо права, исполнять обязанности, быть истцом или ответчиком по делу, одним словом юрлицо уже не субъект права.

Несмотря на то, что сведения о недействующем юрлице будут исключены из ЕГРЮЛ, это не препятствует привлечению к ответственности лиц, которые уполномочены выступать от имени юрлица.

Кроме того, исключение юрлица из ЕГРЮЛ, не препятствует заинтересованным кредиторам или иным лицам обжаловать такое исключение.

Наш адвокат поможет Вам на любой стадии ликвидации, звоните и мы запишем Вас на первичную консультацию, чтобы разобраться в ситуации и принять решение по эффективным шагам в деле.


Автор статьи:

© адвокат, управляющий партнер АБ "Кацайлиди и партнеры"

О суде

Принудительная ликвидация юридических лиц. Просто или сложно?

Дела о ликвидации юридических лиц по основаниям, предусмотренным абзацем 2 п.2 ст. 61 Гражданского Кодекса РФ в практике арбитражных судов относятся к несложным. Между тем рассмотренных дел о ликвидации является значительным. Так Арбитражным судом Республики Татарстан в 1999 года рассмотрено 2174 дела о ликвидации юридических лиц, из них исковые требования удовлетворены по 2076 делам (95,49%), в 2000 года соответственно 1795 дел и 1715 удовлетворенных исков (95,54%), в 2001 году - 2075 дел и 1981 удовлетворенный иск (95,46%), в 2002 году - 1265 дел и 1154 удовлетворенных иска (91,23%).

Истцами в этой категории дел, как правило, являются налоговые органы. Так, по результатам работы Арбитражного суда Республики Татарстан, в 1999 году из общего количества рассмотренных дел о ликвидации налоговые органы выступали истцами в 99,3% дел, в 2000 году - в 95,88% дел, в 2001 и 2002 годах только в двух дела о ликвидации истцом не выступил налоговый орган.

Таким образом, по результатам рассмотрения дел о принудительной ликвидации юридических лиц (кроме оснований, предусмотренных законом о банкротстве), явно прослеживаются две тенденции: подавляющее большинство исковых требований арбитражным судом удовлетворяется, в абсолютном большинстве случаев требование о ликвидации заявляется налоговыми органами.

Незначительно и количество обжалованных судебных актов по делам о ликвидации юридических лиц. Так, в 2001 году Федеральным арбитражным судом Поволжского округа в целом по округу рассмотрено 28 жалоб на судебные акты по делам о реорганизации и ликвидации юридических лиц, в 2002 году - 43 дела.

Между тем принудительная ликвидация юридического лица по основаниям, предусмотренным абзацем 2 п.2 ст. 61 Гражданского Кодекса РФ является санкцией за нарушение юридическим лицом требований закона и иных нормативных актов (Постановление Конституционного Суда РФ от 18 июля 2003 года № 14-П). Принудительная ликвидация юридического лица, в ее правовом смысле, является высшей санкцией, которая может быть применена к юридическому лицу судом, по сравнению с иными мерами ответственности, предусмотренными как гражданским, так и административным и налоговым законодательством.

Почему же ответчики не обжалуют принятые в отношении них судебные решения о ликвидации?. Ответ один - подавляющее большинство ответчиков по таки делам - это фактически прекратившие свою деятельность предприятия. Налоговые органы не знают, что делать с такими предприятиями, которые состоят на налоговом учете, но не представляют никаких сведений о своей деятельности, включая бухгалтерскую отчетность и налоговые декларации. Привлечь организацию к ответственности за соответствующие налоговые правонарушения налоговый орган не может, так как организация, как правило, отсутствует по адресу, указанному в учредительных документах. Поэтому и избран метод "борьбы" с такими "отсутствующими" налогоплательщиками, как обращение в суд с заявлением об их ликвидации.

О правомерности данного вывода свидетельствуют и обстоятельства, указываемые налоговыми органами в качестве основания исков о ликвидации юридических лиц. Если в 1999-2001 г.г. такими основаниями, как правило, было нарушение юридическим лицом требований налогового законодательства о сроках предоставления налоговым органам бухгалтерской и налоговой отчетности, то впоследствии - неприведение юридическим лицом учредительных документов в соответствие с федеральным законом, а в 2003 году - непредставление уполномоченным лицом юридического лица сведений, установленных ФЗ РФ от 08.08.2001 года "О государственной регистрации юридических лиц".

Между тем в при рассмотрении иска о ликвидации ответчика - юридического лица, прекратившего свою деятельность, фактически отсутствует спор. Такие дела лишь загружают арбитражные суды и лучшее решение проблемы - это принятие законодательного решения о внесудебном порядке исключения таких лиц из государственного реестра, как это принято во многих странах мира, с правом обжалования решения административного органа в суд. (см. В.Ф.Яковлев "Арбитражные суды на новом этапе судебной реформы", Журнал российского права, 2002 г № 7).

При рассмотрении в суде иска о принудительной ликвидации юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, необходимо руководствоваться буквальным толкованием абзаца 2 п.2 ст. 61 Гражданского Кодекса РФ, которая предусматривает возможность ликвидации юридического лица за осуществление деятельности без лицензии, осуществление деятельности, запрещенной законом, осуществление деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов. Следовательно, решение суда о ликвидации юридического лица, фактически прекратившего деятельность, по основаниям п. 2 ст. 61 Гражданского Кодекса РФ, нельзя признать правомерным (Постановление Президиума ВАС РФ от 10.12.2002 года № 6614/02).

Такой же практики придерживается и Федеральный арбитражный суд Поволжского округа. Так, рассматривая кассационную жалобу Инспекции МНС РФ по Краснооктябрьскому району г. Волгограда на решение суда первой инстанции, по которому налоговому органу было отказано в иске о ликвидации ТОО "Кварк", кассационная инстанция указала, что по основаниям, предусмотренным ст. 61 ГК РФ, может быть ликвидировано только действующее предприятие (Постановление ФАС ПО от 12.09.2002 г по делу А12 -642-02-С2). Аналогичный вывод содержится и в иных постановлениях кассационной инстанции (от 02.04.2002 года по делу А-55-19525/01-41, от 14.02.2002 г по делу А-55-10828/01-38 и др.).

Решения о ликвидации юридических лиц, фактически прекративших свою деятельность, могут быть приняты в рамках дел о признании таких юридических лиц несостоятельными (банкротами), в том с применением упрощенных процедур банкротства по признаку отсутствующего должника (п.10 Информационного письма Президиума ВАС РФ № 50 от 13 января 2000 года). При этом в силу статьи 177 ФЗ РФ "О несостоятельности (банкротстве)" 1998 года, в случаях, когда должник - гражданин либо руководитель должника - юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, отсутствуют и установить их местонахождение не представляется возможным, заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано кредитором, налоговым или иным уполномоченным органом, а также прокурором независимо от размера кредиторской задолженности (Постановление Президиума ВАС РФ от 27.08.2002 г № 9112/01). Данный вывод Президиума ВАС РФ полностью (за исключением слова "налоговым") повторен в ст. 227 ФЗ РФ "О несостоятельности (банкротстве)" 2002 года.

Таким образом, иски о ликвидации юридических лиц, фактически прекративших свою деятельность, по основаниям, предусмотренным п.2 ст. 61 ГК РФ, не подлежат удовлетворению судами. Вопрос о принудительной ликвидации таких юридических лиц должен решаться в рамках дела о банкротстве отсутствующего должника.

При этом необходимо иметь в виду, что налоговые органы не являются уполномоченными органами по делам о банкротстве и не вправе, в силу ст. 227 ФЗ РФ "О несостоятельности (банкротстве)" обращаться в суд с заявлением о признании банкротом отсутствующего должника. Уполномоченный орган (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.02.2003 года № 100 - Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству) вправе, как и конкурсный кредитор, обратиться в суд с таким заявлением только при наличии средств, необходимых для финансирования процедур банкротства (п.2 ст. 227 ФЗ РФ "О несостоятельности (банкротстве)" 2002 года).

При принятии к рассмотрению исков о ликвидации юридических лиц по основаниям, предусмотренным п.2 ст. 61 Гражданского Кодекса РФ, судам необходимо учитывать положения Постановления Пленума ВАС РФ от 09.12.2002 года № 11, разъясняющего вопросы подведомственности арбитражным судами споров о ликвидации юридических лиц. В соответствии с разъяснениями Пленума арбитражным судам подведомственны дела по спорам о ликвидации юридических лиц, являющихся коммерческими организациями. Споры о ликвидации иных организаций, не имеющих в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли (некоммерческих организаций, политических партий, общественных фондов, религиозных объединений и др.) не подлежат рассмотрению в арбитражном суде.

Необходимо также учитывать установленные законодателем в п.3 ст. 61 Гражданского Кодекса РФ ограничения по субъектному составу лиц, имеющих право на обращение в суд - право на обращение в суд с требованием о ликвидации юридического лица имеют государственные органы и органы местного самоуправления в случаях, предусмотренных законом. Такое право предоставлено, например, налоговым органам (ст. 31 Налогового Кодекса РФ), Банку России - в установленных законом случаях (ст.ст. 13, 15 ФЗ РФ "О банках и банковской деятельности"), Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, антимонопольным органам и др. Однако в определенных случаях закон предоставляет право на обращение в суд с требованием о ликвидации юридического лица и иным лицам, не являющимся государственными органами.

Например, в соответствии со ст. 116 Гражданского Кодекса РФ обратиться в суд с требованием о ликвидации потребительского кооператива могут его кредиторы при невыполнении членами кооператива обязанности по внесению дополнительных взносов при убыточности деятельности кооператива. Ранее (до 1.01.2002 года) право на обращение в суд с иском о ликвидации акционерного общества имели акционеры и кредиторы общества при неисполнении обществом обязанности, предусмотренной п. 5 ст. 35 ФЗ РФ "Об акционерных обществах".

В любом случае при решении вопроса о приеме искового заявления о ликвидации к производству необходимо выяснять вопрос о наличии у истца права на обращение в суд.

Основаниями для принудительной ликвидации юридического лица в судебном порядке, в соответствии с абзацем 2 п.2 ст. 61 Гражданского кодекса РФ, применительно к подведомственности арбитражных судов, являются:

  • допущенные при создании юридического лица грубые нарушения закона, если эти нарушения носят неустранимый характер (в редакции .ФЗ РФ от 21.03.2002 года № 31-ФЗ)
  • осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии)
  • осуществление деятельности, запрещенной законом (в редакции .ФЗ РФ от 21.03.2002 года № 31-ФЗ)
  • осуществление деятельности с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов
  • иные случаи, предусмотренные Гражданским Кодексом РФ.

Гражданский Кодекс РФ предусматривает следующие специальные основания принудительной ликвидации юридических лиц:

  • Признание юридического лица несостоятельным (банкротом) - п.4 ст. 61, ст. 65 ГК РФ
  • Ликвидация полного товарищества, в котором остался единственный участник (ст. 81 ГК РФ)
  • Ликвидация товарищества на вере при выбытии участвовавших в нем вкладчиков, а также товарищества на вере, в котором остался единственный участник (ст. 86 ГК РФ)
  • Ликвидация общества с ограниченной ответственностью, закрытого акционерного общества, при числе участников (акционеров) общества, превышающем предел, установленный законом об обществах с ограниченной ответственностью (законом об акционерных обществах) (ст. 88, 97)
  • Ликвидация общества с ограниченной ответственностью в случае нарушения обязанности по полной оплате уставного капитала при отсутствии государственной регистрации решения о его уменьшении (ст.90 п. 3).
  • Превышение определенного законом минимального размера уставного капитала общества с ограниченной ответственностью, акционерного общества, унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, стоимости чистых активов общества, предприятия (ст. 90 п. 4, п.4 ст. 99, п. 5 ст. 114)
  • Ликвидация потребительского кооператива при неисполнении его членами обязанности по покрытию убытков путем внесения дополнительных взносов (п.4 ст. 116)

Ст. 119 ГК РФ предусмотрена также принудительная ликвидация фонда в случае недостаточности имущества для осуществления его целей, невозможности достижения целей, уклонения фонда от деятельности, предусмотренной уставом и в иных предусмотренных законом случаях. Однако данные споры подведомственны судам общей юрисдикции.

Иными законодательными актами также установлены особые основания для принудительной ликвидации юридических лиц (применительно к подведомственности арбитражных судов):

  • Неоплата или неполная оплата в установленный срок уставного капитала кредитной организацией (ст.15 ФЗ РФ "О банках и банковской деятельности).
  • Создание (слияние, присоединение) коммерческих организаций и их объединений в нарушение установленного порядка, приводящее к возникновению или усилению доминирования и (или) ограничению конкуренции, а равно неисполнение требований федерального антимонопольного органа (ст. 17 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках").
  • Непредставление уполномоченным лицом юридического лица, зарегистрированного до 1.07.2002 года, установленных законом сведений о юридическом лице до 01.01.2003 года (ст. 26 ФЗ РФ от 08.08.2001 года № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц")
  • Непринятие акционерным обществом решения об уменьшении уставного капитала по истечении года после приобретения обществом собственных акций, нереализованных в течение этого срока (ст.34 ФЗ РФ "Об акционерных обществах")
  • Непринятие акционерным обществом решения об уменьшении размера уставного капитала до величины, не превышающей стоимость чистых активов в случае, когда размер уставного капитала превышает стоимость чистых активов (ст. 35 ФЗ РФ "Об акционерных обществах")
  • Неприведение устава сельскохозяйственного кооператива, в том числе колхоза и рыболовецкого колхоза, в соответствие с требованиями ФЗ РФ "О сельскохозяйственной кооперации" и ФЗ РФ от 18.02.1999 г № 34-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" (ст. 2 ФЗ РФ от 18.02.1999 г № 34-ФЗ)
  • Переход акций народных предприятий, составляющих более 25% уставного капитала в собственности лиц, не являвшихся работниками народного предприятия по истечении установленных законом сроков (ст. 4 ФЗ РФ "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)"
  • Снижение числа работников народного предприятия ниже установленного законом предела (ст. 9 ФЗ РФ "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)"
  • Превышение среднесписочной численности работников народного предприятия, не являющихся акционерами, установленного законом количества (ст. 9 ФЗ РФ "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)"
  • Превышение числа акционеров народного предприятия установленного законом предела (ст. 9 ФЗ РФ "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)"
  • Непринятие обществом с ограниченной ответственностью мер по приведению учредительных документов в соответствие с ФЗ РФ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (ст. 59 "ФЗ РФ "Об обществах с ограниченной ответственностью").
  • Непринятие акционерным обществом мер по приведению учредительных документов в соответствие с ФЗ РФ "Об акционерных обществах" (п.3 ст. 94 ФЗ РФ "Об акционерных обществах" с учетом Постановления Пленума ВАС РФ и ВС РФ от 05.02.1998 года № 4/2).
  • Нарушение требований законодательства о ценных бумагах (ст. 42 ФЗ РФ "О рынке ценных бумаг").
  • Непринятие индивидуальным (семейные) частным предприятием, а также предприятием, созданным хозяйственными товариществами и обществами, общественными и религиозными организациями, объединениями, благотворительными фондами, и другими не находящимися в государственной или муниципальной собственности предприятиями, основанными на праве полного хозяйственного ведения, мер по преобразованию в хозяйственные товарищества, общества или кооперативы (п.5 ФЗ РФ "О введении в действие части первой Гражданского Кодекса").

Однако и наличие предусмотренного законом основания для обращения в суд с иском о ликвидации юридического лица не должно рассматриваться арбитражным судом как безусловное основание для принятия решения о ликвидации. Основанием для ликвидации действующего юридического лица являются неустранимые нарушения им требований законодательных актов. Устранимые нарушения законодательства могут быть расценены как основание для ликвидации, если ответчик не выполнил указания суда по устранению допущенных нарушений (п.п. 4, 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ № 50 от 13.01.2000 года).

В этой связи судам также необходимо иметь в виду выводы Конституционного Суда РФ в определении от 07.02.2002 года № 7-О о том, что сам факт непрохождения юридическим лицом перерегистрации (внесения необходимых изменений и дополнений в учредительные документы) не является сам по себе основанием для его ликвидации в судебном порядке, так как речь идет о юридическом лице, уже созданном и прошедшем государственную регистрацию, обладающем полной правоспособностью и действующем на законном основании.

Формальный подход при рассмотрении споров о ликвидации юридических лиц недопустим, о чем указывает Конституционный Суд РФ и в Постановлении от 18 июля 2003 года №14-П.

Принудительная ликвидация юридического лица по основаниям, предусмотренным ч.2 ст. 61 Гражданского Кодекса РФ является ответственностью юридического лица за допущенные нарушения закона. Для применения данной санкции суду необходимо устанавливать не только факт наличия вины юридического лица, но и дать оценку характеру допущенных нарушений и их последствиям, а также возможным негативным последствиям удовлетворения иска (п.3 Информационного письма Президиума ВАС РФ № 50 от 13.01.2000 года), имея в виду, что как разовое, так и неоднократные нарушения закона юридическим лицом в своей совокупности должны быть столь существенными, что решение о ликвидации является единственно необходимым для защиты прав и законных интересов третьих лиц.

Таким образом, "простые" арбитражные судов споры о ликвидации юридических лиц, становятся на практике одними из самых сложных, что соответствует предмету таких споров - применению или неприменению судом к юридическому лицу принудительной ликвидации как "высшей" меры наказания за допущенные нарушения законов и иных нормативных актов.

Судья ФАС Поволжского округа
Петров Алексей Леонидович

Статья опубликована в журнале "Правосудие в Поволжье" №3, 2003г.

Жизненный цикл компании начинается с государственной регистрации, ею же и заканчивается. Случается, что компании после регистрации так и не начинают работу. Другие работают неэффективно. Или какие-то события приводят к тому, что работать фирма больше не может. Тогда возникает необходимость прекратить деятельность фирмы – ликвидировать её.

Фирму нельзя бросить и забыть о ней. Это чревато неприятными последствиями – налоговыми, административными штрафами, гражданско-правовой ответственностью.

Ликвидация юридического лица – это последовательность действий, направленных на то, чтобы фирма прекратила существовать. Процедура ликвидации юридического лица не сложна, если соблюдать определённые правила. Эти правила будут рассматриваться в статье.

Основания для ликвидации

Поводом для ликвидации компании могут стать разные основания. Этот список – открытый, поэтому закон может устанавливать и иные причины.

Поводы для закрытия фирмы условно можно поделить на две категории: в добровольном порядке и принудительно.

Предприятие ликвидируется добровольно по предложению:

  • его участников;
  • органов управления фирмы.

Принудительно закрыть общество можно решением суда.

Способы ликвидации компании

Известно два варианта ликвидации компаний: прямо установленный законом и неофициальный путь. Второй способ подразумевает действия собственников компании в обход закона. Сюда относятся:

  • замена руководителя и учредителей;
  • перерегистрация юрлица в другом регионе;
  • реорганизация и иные сомнительные пути.

Второй путь малоэффективен, давно изучен налоговиками и, вероятнее всего, повлечёт нешуточные санкции с их стороны. К тому же, ИФНС стала часто отказываться регистрировать реорганизацию.

Поэтому статья рассматривает ликвидацию фирмы в том виде, в каком это предусмотрено законом.

Порядок ликвидации юридического лица

Этап 1

Этап 2

Чтобы ликвидировать организацию, придётся созвать внеочередное общее собрание участников. Все участники общества информируются о повестке, времени и месте собрания. Его можно провести в очной форме или заочно.

Этап 2 (необязательный):

  • создать инвентаризационную комиссию;
  • сделать инвентаризацию.

Этот этап не обязателен, его можно пропустить. Инвентаризация рекомендуется, чтобы представлять действительное положение дел и установить, достаточно ли у организации имущества, чтобы погасить кредиторскую задолженность или есть основания начать банкротство фирмы.

Если решено провести инвентаризацию, ориентироваться надо на Методические указания (Приказ Минфина РФ от 13.06.1995 N 49).

Этап 3

Ликвидатор в трёхдневный период должен известить ИФНС, что начата ликвидация. Для этого в налоговую службу предоставляется:

  1. Решение общего собрания (в копии).
  2. Уведомление, которое:
    • составлено по ф. № Р15001;
    • удостоверено нотариусом.

Получив информацию, ИМНС заносит в ЕГРЮЛ данные о начале процесса ликвидации.

Этап 4

Публикация в официальном источнике.

Сведения о начале ликвидации размещаются в «Вестнике государственной регистрации». Опубликование требуется, чтобы проинформировать кредиторов и дать им возможность получить задолженность.

Для публикации необходимы документы:

  • бланк-заявка;
  • сопроводительное письмо;
  • решение ликвидировать общество.

Для публикации онлайн необходимо:

Издание публикует заявку после поступления денег.

Этап 5

Компания обязана не только уведомить всех кредиторов, но и потребовать дебиторку от своих должников. Каждый кредитор ставится в известность персонально, обязательно – в письменной форме. Способы могут быть разные – заказным письмом с уведомлением; с нарочным, курьерской службой.

Главное – чтобы у ликвидатора были доказательства, что письма направлялись:

  • квитанции;
  • расписки;
  • уведомления о том, что письмо вручено;
  • возвращенные за отсутствием адресата письма.

Достоверность промежуточного и ликвидационного балансов имеет правовое значение, если с подачи кредитора начнется судебный спор. Несоблюдение ликвидатором правил ликвидации предприятия может свидетельствовать о противоправном поведении.

Если сведения баланса будут искажены или кредитора не уведомят о начале ликвидации, суд может отменить ликвидацию, а ущерб взыскать с учредителей (Решение АС Республики Башкортостан от 7 июля 2017 г. по делу № А07-22401/2016) или ликвидатора (Постановлении от 04.12.2012 N 9632/12 Президиум ВАС).

Этап 6

ФНС после получения информации о ликвидации, может назначить налоговую проверку. Скорее всего, проверки не будет. Однако лучше быть к ней готовым.

Также рекомендуется провести сверку расчётов. Сверка необязательна. Надо учесть, что если у компании есть долги, ликвидировать предприятие не получится. Обществу необходимо рассчитаться с фондами, оплатить долги. Если проверка назначена – дождаться её окончания. Только тогда компанию можно будет исключить из реестра юрлиц.

Этап 7

По прошествии двухмесячного срока после публикации ликвидатор должен:

  1. Изготовить промежуточный ликвидационный баланс и утвердить его у налоговиков. Заявление для утверждения подаётся после нотариального удостоверения (ф. Р15001).
  2. Уведомить работников о намечающемся увольнении. Работники предупреждаются индивидуально, письменно, не менее чем за два месяца до увольнения.
  3. Предупредить службу занятости о том, что намечается увольнение работников.
  4. Рассмотреть претензии кредиторов и рассчитаться с ними в порядке очередности.
  5. Если денег для расчётов недостаточно, организация должна иметь в виду, что придётся продавать имущество компании с публичных торгов.
  6. Прибегнуть к банкротству, если вырученных после торгов средств не хватит, чтобы расплатиться со всеми кредиторами.
  7. После расчёта, но до регистрации компании как ликвидированной, закрыть расчетный счет в банке. Это можно сделать в любой момент до сдачи документов в инспекцию.

Этап 8

Ликвидатор должен подать в налоговую службу:

  1. Заявление о государственной регистрации прекращения деятельности (ф. № Р16001). Подпись на заявлении следует удостоверить нотариально. Заявление, которое подаётся в электронном виде, подписывается усиленной квалифицированной подписью.
  2. Ликвидационный баланс, утверждённый участниками.
  3. Квитанцию об уплате госпошлины на 800 руб. Госпошлина не платится, если обращаться в электронном виде через:
    • сайт налоговой;
    • МФЦ;
    • нотариуса.

Завершение ликвидации

Ликвидация завершается записью в ЕГРЮЛ об исключении предприятия. Через шесть дней после обращения инспекция выдаст подтверждающие документы:

  • выписку из Единого госреестра;
  • уведомление о том, что фирма снята с учёта в ИМНС.

На этом этапе следует:

  1. Обеспечить сохранность документов по личному составу, подготовить их и передать в архив на хранение. Эта обязанность возложена на ликвидатора.
  2. Уничтожить печать. Самый простой способ: в присутствии комиссии разрушить (сжечь, спилить клише) печать и составить акт об уничтожении с подписями присутствовавших.

Прекращение ликвидации

Если общество ликвидируется добровольно и в какой-то момент решит продолжить работу, ликвидацию можно прекратить. Прекращение ликвидации непосредственно законом не предусмотрено, но и не противоречит ему.

Прекратить процесс можно, если компания ещё не исключена из ЕГРЮЛ. В противном случае придётся регистрировать новую фирму.

На практике отменить регистрацию несложно, главное правильно составить документы.

Чтобы отменить ликвидацию, надо организовать общее собрание и проголосовать за отмену закрытия общества. Сдать в налоговую удостоверенные нотариусом:

  • уведомление (ф. Р15001) об отмене ликвидации;
  • заявление (ф. Р14001) о внесении изменений;
  • решение

О том, что ликвидация отменена, ФНС проинформирует Росстат и другие госорганы.

Когда организация ликвидируется по решению суда и это решение не оспорено, прекратить ликвидацию невозможно.

Подведём итог. Последовательность действий для ликвидации продиктована законом и от неё не следует отступать. Ликвидация по своей инициативе предпочтительнее вынужденной. Она не обусловлена нарушениями в работе предприятия и, при необходимости, даёт возможность отказаться от уже начатого процесса.

Порядок прекращения работы фирмы для всех един, включая общества, в которых деятельность не велась. Последовательность действий определена нормами закона.

Читайте также: