Конкуренция и взаимодействие между различными национальными налоговыми юрисдикциями может

Опубликовано: 01.05.2024

Понятие "налоговый (фискальный) суверенитет" не имеет легального определения в российском законодательстве и не рассматривается в судебной практике. В решениях Конституционного Суда РФ встречается данное понятие, однако содержательной характеристики или пояснений ему не дается [1, 2].

Термин "налоговый суверенитет" иногда используется в правовых исследованиях отечественных и зарубежных авторов. Так, М.Ю. Орлов предлагает следующее определение: "Фискальный суверенитет - это обладание верховной государственной властью полномочиями по определению доходных источников государства, реализация которых не зависит ни от иных государств, ни от общества. Иными словами, реализация принципа "фискальный суверенитет" означает абсолютную власть государства определять доходный источник казны, не будучи зависимым от воли плательщиков или иных субъектов права" [3, с. 19].

Специализированные словари содержат следующие определения налогового суверенитета:

как права любого государства устанавливать любые налоги на любые источники доходов, так или иначе связанные с этим государством, проводить любую налоговую политику в своих национальных границах [6].

как права любого государства устанавливать любые налоги на любые источники доходов, так или иначе связанные с этим государством, проводить любую налоговую политику в своих национальных границах [8, с. 511].

Вопрос о налоговом суверенитете рассматривается и в ряде работ зарубежных авторов. Например, Л. Карту полагает, что "под налоговым суверенитетом понимается власть, которая на определенной территории имеет исключительные полномочия создать налоговую систему и применять ее" [4, с. 14].

Налоговый суверенитет обычно совпадает с политическим суверенитетом. Но данное условие не является обязательным. С одной стороны, налоговый суверенитет может ограничиться, например, путем передачи полномочий наднациональным институтам в части отдельных правил установления налогов. Такое делегирование, как представляется, является формой выражения политического суверенитета. С другой стороны, территориальное публично-правовое образование может и не обладать политическим суверенитетом, но иметь право устанавливать налоги [7, с. 29].

В области международного права четко различают понятие "суверенитет" и "юрисдикция". Среди ученых, изучающих международные аспекты налогообложения, принято использовать понятие "суверенитет" в области налогообложения (фискальный суверенитет) и "юрисдикция" в области налогообложения (фискальная юрисдикция), как взаимозаменяемые [5, с. 13].

Юрисдикция государства в области налогообложения включает в себя юрисдикцию устанавливать налоги и юрисдикцию применять налоговое законодательство, т.е. собирать налоги.

Юрисдикция (суверенитет) государства в области налогообложения - неотъемлемое, юридически неограниченное право государства устанавливать и собирать налоги (и иные аналогичные платежи) в пределах его территории. В международном праве юрисдикция государств разделяется на юрисдикцию по лицам и территориальную юрисдикцию. Если суверенитет государства требует наличия трех составляющих: власти, субъектов и территории, то функциональная юрисдикция имеет место в том случае, если отсутствует территория. Поскольку налоги по большей мере относятся к экономической сфере, то гражданство, выражающее политико-правовую связь лица с государством, не подходит для определения юрисдикции государства по лицам. В налоговом праве используется "экономическая привязка". Государство вправе собрать налог с тех лиц и явлений, которые связаны с его экономикой. В связи с этим в области налогообложений используется категория резидентства. Государство обладает территориальной налоговой юрисдикцией, т.е. вправе устанавливать и собирать налоги с доходов, источник которых связан с экономикой данного государства и фактами, имеющими место в пределах данного государства. Государство в рамках территориальной юрисдикции облагает налогами полученные от источников в пределах его территории доходы, реализацию товаров и услуг, имущества и т.д. Обложение налогами постоянного представительства относится также к территориальной юрисдикции государства и служит целям разграничения прав нескольких государств в области налогообложения.

Суверенитет и территориальная юрисдикция государства, в том числе в отношении налогов, осуществляется в пределах государства, а также на континентальном шельфе и в пределах исключительной экономической зоны. Статья 11 Налогового кодекса РФ гласит, что территория Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, - территория Российской Федерации, а также территории искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

Правовая форма реализации налогового суверенитета государством находит свое выражение в специальной системе норм, часть которой, непосредственно определяющая порядок установления и взимания налогов, образует его налоговое законодательство. Последнее регулирует отношения между данным государством и лицами, на которых в соответствии с его законодательством возлагаются определенные налоговые обязанности вследствие их связи с этим государством [7, с. 30].

1. Постановление Конституционного Суда РФ от 17.12.1996 г. N 20-П "По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 г. "О федеральных органах налоговой полиции" // СЗ РФ. 1997. N 1. Ст. 197.

2. Определение Конституционного Суда РФ от 21.12.1998 г. N 190-О "По жалобе ТОО "Агроинвест-КБМ" на нарушение конституционных прав граждан частью второй статьи 4 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах Российской Федерации" и пунктом 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации" // Вестник Конституционного Суда РФ. 1999. N 2.

3. Орлов М.Ю. Налог как форма разумного ограничения фискального суверенитета государства // Финансовое право. 2006. N 2. С. 18-23.

4. Cartou L. Droitfiscal international eteuropeen. Paris: Dalloz, 1981. - 280 p.

5. Martha R. S.J. The jurisdiction to tax. Boston, 1989. - P. 12-22.

6. Финансовый словарь Проекта "Финам" // http://www.finam.ru/dictionary/.

7. Шахмаметьев А.А. Международное налоговое право. М.: Международные отношения, 2014. - 824 с.

8. Экономика и право: словарь-справочник / Л.П. Кураков, В.Л. Кураков, А.Л. Кураков. М.: Вуз и школа, 2004. - 1072 с.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Купить документ --> Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Является извлечением из сборника "101 термин налогового права: краткое законодательное и доктринальное толкование" / [Н. А. Соловьева (рук.) и др.]. - Москва : Инфотропик Медиа, 2015. ISBN 978-5-9998-0210-1.

Авторы материалов сборника

Соловьева Наталья Александровна - кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права юридического факультета Воронежского государственного университета.

Пастушкова Любовь Николаевна - кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой гражданско-правовых дисциплин Воронежского государственного аграрного университета имени императора Петра I.

Реут Анна Владимировна - кандидат юридических наук, доцент кафедры "Финансовое и налоговое право" Финансового университета при Правительстве РФ, доцент кафедры финансового права Национального исследовательского университета - Высшая школа экономики.

Пауль Алексей Георгиевич - кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права юридического факультета Воронежского государственного университета.

Яговкина Вита Александровна - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры государственного регулирования экономики РАНХиГС при Президенте РФ.

Балюк Надежда Николаевна - ассистент кафедры гражданско-правовых дисциплин Воронежского

государственного аграрного университета имени Императора Петра I.

Кудрявцева Наталья Николаевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита Института менеджмента, маркетинга и финансов.

Замулко Валерия Васильевна - советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3-го класса.

Красюков Андрей Владимирович - кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права юридического факультета Воронежского государственного университета.

Юхневич Эдвард Эдвардович - кандидат юридических наук, адъюнкт кафедры финансового права факультета Администрации и Права Гданьского Университета (Польша).

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 18:18, курсовая работа

Описание работы

Целью работы стало изучение правовых аспектов международного налогообложения, как одного из эффективных средств, применяемых государствами, являющиеся выражением их суверенитета в сфере политики и экономики. Именно налоги, взимаемые странами с иностранных компаний, обеспечили первоначальные средства для финансирования мер, проводимых государством в целях ускорения экономического развития, дали возможность национализировать часть иностранной собственности, приступить к осуществлению некоторых социальных преобразований и т. д.
К настоящему времени в ряде государств доходная база их бюджетов на 40 — 50 процентов зависит от налогов, взимаемых с иностранных компаний и капитала.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Общее положения о международном налоговом праве 6
§1.История развития международного налогового права 6
§2.Понятие и место международного налогового права в системе международного финансового права 22
§3.Система международного налогового права 29
Глава 2. Юридическая характеристика международных налоговых отношений как предмет международного налогового права 40
§ 1. Международные налоговые отношения об избежании двойного налогообложения и освобождения от международного налогообложения 40
§2. Международные правовые аспекты администрирования налогов и
налоговых расследований 48
§3. Правовая регламентация отношений в сфере международного
налогового правосудия 58
Заключение 64
Список использованных нормативно-правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы 70

Работа содержит 1 файл

диплом №4 .doc

Международное разделение труда и взаимодействие национальных экономик влекут изменения в механизме осуществления государством налоговой юрисдикции. Данный механизм, также подвергаясь воздействию интернационализации, утрачивает в некоторой степени самодостаточный характер. Международный вектор в развитии национального правового механизма регулирования налогообложения проявляет себя необходимостью учета следующих факторов:

– многократное (двойного) налогообложение международной экономической деятельности (т.е. налоговые интересы других стран в отношении такой деятельности);

– интересы хозяйствующих субъектов, осуществляющих международную экономическую деятельность;

– международное экономическое сотрудничество и привлечение инвестиций;

– налоговый имидж страны;

– обеспечение защиты «своих» налогоплательщиков перед лицом иностранных налоговых юрисдикций;

– международный обмен налоговой информацией;

– оказание правовой и административной помощи на международном уровне по налоговым вопросам.

Конкурентное взаимодействие национальных налоговых юрисдикций в рамках международного налогообложения развивается по следующим направлениям:

а) борьба за право (первенство) обложения налогом;

б) соперничество за привлечение иностранных инвестиций (засоздание наиболее приемлемых условий ведения иных направлений деловой активности, ведущих к созданию промышленных и финансовых центров, подъему национальной экономики, увеличению рабочих мест и т.д.) путем установления соответствующего режима налогообложения;

в) поиск компромиссов в реализации своих фискальных интересов и международное налоговое сотрудничество.

Конкуренция и взаимодействие между различными национальными налоговыми юрисдикциями может:

а) носить характер конфликта и противостояния;

б) облекаться в согласованные в той или иной степени формы. Закономерно, что на практике чаще обнаруживается сочетание данных направлений. Это, в частности объясняется тем, что спектр налоговых проблем слишком широк, а процесс поиска и оформления их взаимоприемлемых решений значительно уступает в динамике развитию международных экономических отношений.

в) поиск компромиссов в реализации своих фискальных интересов и международное налоговое сотрудничество.

Международное налогообложение порождает комплекс проблем, которые условно можно разделить на три типа. Во-первых, повторное (многократное) взимание налогов с одного объекта (источника) в государствах, с территорией которых он связан. Во-вторых, избежание исполнения налоговых обязанностей (несанкционированное освобождение от уплаты налогов) участниками международной экономической деятельности вследствие использования ими несогласованности (противоречий) законодательств различных государств. В-третьих, использование государствами налоговых факторов для воздействия на конкурентную экономическую среду и для привлечения ресурсов других стран (недобросовестная налоговая конкуренция).

Конкуренция и взаимодействие между различными национальными налоговыми юрисдикциями может:

а) носить характер конфликта и противостояния;

б) облекаться в согласованные в той или иной степени формы.

Закономерно, что на практике чаще обнаруживается сочетание данных направлений. Это, в частности объясняется тем, что спектр налоговых проблем слишком широк, а процесс поиска и оформления их взаимоприемлемых решений значительно уступает в динамике развитию международных экономических отношений.

К настоящему времени накоплен значительный массив позитивного правового материала и сложились его источники, аккумулирующие нормы внутригосударственного и международного права, которые составляют правовую основу международного налогообложения. В этой связи, видимо, можно говорить о международном налоговом праве как специфической и относительно обособленной системе правовых норм, регулирующих взаимодействие налоговых юрисдикций (государств в налоговой сфере) и налоговые отношения, которые возникают в связи с осуществлением международной экономической деятельности или, другими словами, налоговые отношения с участием иностранного элемента. Данная система стала складываться относительно недавно, однако она, как представляется, сформировалась в своих основных элементах, позволяющих рассматривать ее в качестве правового института.

Учитывая возрастающую значимость проблемы совершенствования налогообложения международных экономических операций, международное налоговое право вполне закономерно становится важным объектом теоретических исследований, а также все активнее находит себя в качестве предмета научно-педагогической деятельности. Вместе с тем, в исследованиях международных аспектов налогообложения не только отсутствует единое понимание международного налогового права и предлагаются различные определения и толкования данного понятия, но и сама возможность признания наличия данного явления вызывает дискуссию и нередко признается спорной.

Международное налоговое право пока не имеет ни нормативного определения, ни однозначной дефиниции в доктрине. Для раскрытия содержания данной категории возможно использовать различные подходы, показывающие ее особенности в зависимости от избранной точки зрения 35 .

Во-первых, содержание международного налогового права как нормативной системы можно попытаться раскрыть, ставя во главу угла определение «международное», понимаемое в широком значении, как «общемировое». С такой точки зрения международное налоговое право предстает в идеальном виде в качестве совокупности норм, составляющих правовую основу функционирования мировой налоговой системы, не имеющей специфических «национальных» особенностей. В действительности пока такой системы нет, а налогообложение в различных странах, несмотря на значительный прогресс в развитии международно-правового сотрудничества в налоговой сфере, остается, в принципе, государственной прерогативой. Поэтому в предложенном понимании рассматриваемая категория пока еще слишком умозрительна и гипотетична.

Во-вторых, учитывая национальные особенности налогообложения, международное налоговое право можно определить, в противоположность первому подходу, как совокупность положений национальных налоговых законодательств всех стран мира. В таком понимании, видимо, более точным будет применение термина «налоговое право стран мира». Данная позиция, безусловно, имеет, в отличие от первой точки зрения, реальную практическую основу. Симптоматично, что эта позиция не осталось незамеченной и в доктринальных исследованиях 36 . Вместе с тем, в рассматриваемом значении категория «международное налоговое право» представляется сугубо научной и чрезмерно обширной и, скорее, более пригодна для проведения общих сравнительно-правовых исследований. Задачи юридического исследования международных аспектов налогообложения в рамках правового регулирования отдельных государств, в контексте «привязки» к конкретным национальным налоговым юрисдикциям по необходимости требуют более узкого, концентрированного определения содержания и предмета международного налогового права.

Поэтому, и это – в-третьих, возможен уточненный вариант последнего определения: международное налоговое право – совокупность положений национального (внутреннего) налогового законодательства отдельной страны, регулирующих отношения с иностранным элементом. Такое понимание международного налогового права как самостоятельного и достаточно специфического явления используется, как и предыдущее, в доктринальных исследованиях 37 . В рассматриваемом значении для выделения этого явления также применяют, ориентируясь на терминологию международного частного права, понятие «международная часть национального налогового права» 38 .

Предметом международного налогового права в данном понимании будут выступать отношения, которые регулируются нормами национального законодательства и которые «отягощены» иностранным элементом, т.е. возникают между государством (в лице его уполномоченных органов) и физическими и юридическими лицами в связи с осуществлением ими международной экономической деятельности и возникновением у них вследствие этого налоговых обязательств перед данным государством. Рассматриваемые отношения основаны на власти и подчинении и существуют между неравными субъектами. Основным методом правового регулирования таких отношений является императивный метод.

В доктрине международного налогового права зарубежных стран также используется представленный подход определения его предмета, согласно которому последний охватывает налоговые отношения, осложненные иностранным элементом 39 . Например, французские авторы Ж. Тиксье и Г. Жест отметили: «Вспоминается знаменитое определение международного частного права, данное Этьеном Бартеном: «Это проекция внутреннего права на международную сферу». В нашем случае речь идет о вопросах налогового права, которые включают в себя иностранный элемент».

В международном налоговом праве в рассматриваемом значении собственно международно-правовые нормы в изначальной своей форме отходят на второй план и выступают в правовом механизме налогообложения международной экономической деятельности после имплементации как часть национального законодательства. Представляется, что такой подход дает несколько искаженную картину источников и элементов данного механизма регулирования. Впрочем, как и обратный, ориентированный исключительно на международно-правовой компонент.

Таким образом, в-четвертых, международное налоговое право, принимая во внимание значительный массив международных соглашений и документов, являющихся результатом сотрудничества государств по налоговым вопросам, можно рассматривать и исключительно как совокупность принципов и норм международного публичного права. Предметом международного налогового права в рассматриваемом значении будут отношения, возникающие между государствами в налоговой сфере. Субъектами таких отношений являются государства (в определенных случаях – международные организации). Указанные отношения формализуются в заключенных государствами международных договорах, устанавливающих порядок их взаимодействия по решению налоговых проблем (распределение прав налоговых юрисдикций на взимание налогов с определенных доходов, правила их налогообложения, устранение двойного налогообложения, административно-правовое сотрудничество национальных налоговых служб по оказанию правовой помощи при осуществлении налогового контроля и взимании налогов 1 ), а также в рекомендациях и иных документах по представляющим общий интерес аспектам налогообложения, которые разрабатываются созданными государствами международными организациями, их специальными органами и иными институтами.

И, наконец, в-пятых, при определении содержания категории «международное налоговое право» представляется и теоретически, и практически для комплексного охвата явления при рассмотрении налоговоправового регулирования конкретной страны ни противопоставлять, ни изолировать национальное право, регулирующее отношения с иностранным элементом, и международное публичное право, устанавливающего порядок взаимодействия государств по вопросам налогообложения в налоговой сфере.

Глава 2. Юридическая характеристика международных налоговых отношений как предмет международного налогового права

§ 1. Международные налоговые отношения об избежании двойного налогообложения и освобождения от международного налогообложения

Двойным налогообложением принято называть ситуации, когда в отношении одного и того же объекта налогообложения более одного раза возникает обязанность по уплате одного и того же налога. Формально более точно было бы использовать определение «неоднократное», или «многократное», налогообложение. Широкое использование понятия «двойное налогообложение» как родового применительно к ситуациям обложения одного и того же объекта одним и тем же налогом более одного раза справедливо в контексте взаимоотношений двух стран и представляется условным в более общем масштабе 40 .

Многократное налогообложение может возникнуть как в пределах одного государства (например, налогообложение одного и того же объекта на местном и общегосударственном уровнях), так в международных отношениях. В пределах своей юрисдикции государство, как правило, старается устранить такие ситуации. Более сложным является случай, когда один и тот же объект налогообложения признается в качестве такового в двух юрисдикциях (государствах).

Международное налогообложение как юридическая проблема возникает вследствие взаимодействия (согласованного либо конфликтного) двух и более национальных налоговых систем по поводу уплаты налогов, имеющих одинаковые (схожие) элементы и одновременно относящиеся к юрисдикции данных систем. Безусловно, в связи с этим закономерно возникает вопрос о возможности устранения многократного налогообложения и построения справедливого международного налогообложения. Это, в свою очередь, заставляет обратиться к проблеме резидентства и источника дохода. Обращение к этой проблеме обусловлено отказом от концепции тотального привлечения государством всех находящихся на его фискальной территории лиц к исполнению налоговой обязанности в отношении полученных такими лицами доходов, имеющегося у них имущества и т. д.

Согласно теории экономической связи субъекта (налогообязанного лица) с фискальной территорией такая экономическая связь лица и государства признается существующей, если данному лицу предоставляются некие блага (товары, услуги, доходы) от этого государства (публичного сектора экономики), оно получает определенную выгоду на его территории, реализуя, потребляя полученные блага, право на них и т.д. Вследствие наличия такой связи это государство правомерно может претендовать на получение с указанного лица определенных сумм в качестве налогов, а у данного лица возникает соответствующая обязанность по их уплате. В настоящее время наиболее важными критериями для установления экономической привязанности лица к фискальной территории и, следовательно, определения налоговой обязанности лица, осуществляющего международную экономическую деятельность (главным образом в отношении доходов), являются место нахождения (резидентство) и источник получения дохода (территориальность дохода).

Понятие «налоговый (фискальный) суверенитет» не имеет легального определения в российском законодательстве и не рас­крывается в судебной практике. В решениях Конституционного Су­да РФ встречается термин «фискальный суверенитет», однако со­держательной характеристики или пояснений ему не даются[1]. Тем не менее, рассматриваемый термин используется в правовых иссле­дованиях отечественных авторов. Так, М.Ю. Орлов предлагает сле­дующее определение: «фискальный суверенитет - это обладание верховной государственной властью полномочиями по определению доходных источников государства, реализация которых не зависит ни от иных государств, ни от общества. Иными словами, реализация принципа «фискальный суверенитет» означает абсолютную власть государства определять доходные источники казны, не будучи зави­симым от воли плательщиков или иных субъектов права»[2]. Схожее определение дается А.И. Погорлецким при исследовании экономи­ческих аспектов международного налогообложения: «налоговый (или фискальный) суверенитет означает право государства, дейст­вующего как субъект публичного права в лице федеральной власти или региональных администраций, водить на территории своей юрисдикции (так называемой фискальной территории) любые нало­ги и контролировать их сбор»[3]. Л. Карту также полагает, что «под налоговым суверенитетом понимается власть, которая на опреде­ленной территории имеет исключительные полномочия создать на­логовую систему и применять ее»[4].

Налоговый суверенитет обычно совпадает с политическим.

Правовая форма реализации государственного налогового суверенитета находит свое выражение в специальной системе норм, часть которой, непосредственно определяющая порядок функцио­нирования налоговой системы, установления и взимания налогов, образует национальное налоговое законодательство. Последнее ре­гулирует отношения между данным государством и лицами, на ко­торых в соответствии с его законодательством возлагаются опреде­ленные налоговые обязательства вследствие их связи с территорией этого государства.

Для раскрытия содержания понятия «налоговый суверени­тет» необходимо затронуть вопрос о его соотношении с категорией «налоговая (или фискальная) юрисдикция». Применительно к ком­петенции государства в налоговой сфере эти понятия достаточно часто рассматриваются как взаимозаменяемые[5]. Вместе с тем, при более пристальном изучении нельзя не отметить и их отличитель­ные особенности. Представляется, что в данном случае, опираясь на доктринальное понимание указанных понятий в международном публичном праве и исходя из общетеоретических основ функциони­рования налоговой системы государства, эти особенности можно представить следующим образом:

- налоговый (фискальный) суверенитет государства, выступая как абсолютное внешне не ограниченное право государства по установлению и взиманию налогов на своей территории, выражается в идеальном виде, имеет определенные про­странственные пределы;

- налоговая (фискальная) юрисдикция предстает как правовая форма практической реализации фактического объема пол­номочий государства в сфере налогообложения на своей тер­ритории (территории его налоговой юрисдикции) в отноше­нии лиц (объектов), связанных с ней.

Территория является непременным атрибутом и условием налогового суверенитета государства. Одновременно она выступает как геофизический и юридический параметр реализации им своего фискального (налогового) суверенитета. Для отражения такого свойства территории можно определить ее как налоговую (фискаль­ную) и, соответственно, использовать для этого понятие «налоговая (или фискальная) территория государства».

Налоговая (фискальная) территория государства - формально закрытое пространство. Территориальность налогового суверените­та, с одной стороны, выражается в том, что государство осуществля­ет абсолютную власть внутри своей налоговой территории. С другой стороны, за ее пределы налоговый суверенитет государства не рас­пространяется. Такое разграничение носит идеальный характер и отражает, скорее, геофизическое сосуществование налоговых суве­ренитетов государств. На практике данное пространственное разде­ление проявляет свою относительность, допуская определенные (и, нередко, весьма существенные) исключения при осуществлении го­сударствами налоговой юрисдикции. Таким образом, применитель­но к последней налоговая территория государства с правовой точки зрения может выступать как специальная конструкция или юриди­ческая фикция.

Например, налоговая территория может не совпадать с тер­риторией суверенного государства, как последняя понимается в ме­ждународном публичном праве. Так, происходит «уменьшение» фискальной территории страны вследствие предоставления особых налоговых полномочий ее отдельным административно­территориальным единицам, допускающих их полную или частич­ную налоговую самостоятельность. Фискальная территория инте­грационных межгосударственных экономико-политических объеди­нений может образовываться за счет суммы всех или части налоговых территорий государств-участников.

Можно привести примеры иного рода, но также указываю­щие на проявление категорией «налоговая территория» характера юридической фикции. По общему правилу налоговое законодатель­ство одного государства не подлежит применению на территории другой страны.

Международная экономическая деятельность потенциально может привести к возникновению у ее субъектов налоговых обяза­тельств перед государствами, с территорией которых связана такая деятельность или осуществляющие ее лица. Поступательное разви­тие мирового хозяйства, диверсификация форм и увеличение объема международного оборота товаров, работ и услуг обуславливают не­обходимость поиска средств и методов устранения между государ­ствами не только политических, административных, финансовых, таможенных барьеров, но и учета их взаимных фискальных интере­сов и принятия соответствующих мер в налоговой сфере.

Международное разделение труда и взаимодействие нацио­нальных экономик влекут изменения в механизме осуществления государством налоговой юрисдикции. Данный механизм, также подвергаясь воздействию интернационализации, утрачивает в неко­торой степени самодостаточный характер. Международный вектор в развитии национального правового механизма регулирования нало­гообложения проявляет себя необходимостью учета следующих факторов:

- многократное (двойного) налогообложение международной экономической деятельности (т.е. налоговые интересы дру­гих стран в отношении такой деятельности);

- интересы хозяйствующих субъектов, осуществляющих меж­дународную экономическую деятельность;

- международное экономическое сотрудничество и привлече­ние инвестиций;

- налоговый имидж страны;

- обеспечение защиты «своих» налогоплательщиков перед ли­цом иностранных налоговых юрисдикций;

- международный обмен налоговой информацией;

- оказание правовой и административной помощи на между­народном уровне по налоговым вопросам.

Конкурентное взаимодействие национальных налоговых юрисдикций в рамках международного налогообложения развивает­ся по следующим направлениям:

а) борьба за право (первенство) обложения налогом;

б) соперничество за привлечение иностранных инвестиций (за создание наиболее приемлемых условий ведения иных на­правлений деловой активности, ведущих к созданию про­мышленных и финансовых центров, подъему национальной экономики, увеличению рабочих мест и т.д.) путем установ­ления соответствующего режима налогообложения;

в) поиск компромиссов в реализации своих фискальных инте­ресов и международное налоговое сотрудничество. Международное налогообложение порождает комплекс про­блем, которые условно можно разделить на три типа. Во-первых, повторное (многократное) взимание налогов с одного объекта (ис­точника) в государствах, с территорией которых он связан. Во- вторых, избежание исполнения налоговых обязанностей (несанк­ционированное освобождение от уплаты налогов) участниками ме­ждународной экономической деятельности вследствие использова­ния ими несогласованности (противоречий) законодательств различных государств. В-третьих, использование государствами на­логовых факторов для воздействия на конкурентную экономиче­скую среду и для привлечения ресурсов других стран (недобросове­стная налоговая конкуренция).

Конкуренция и взаимодействие между различными нацио­нальными налоговыми юрисдикциями может:

а) носить характер конфликта и противостояния;

б) облекаться в согласованные в той или иной степени формы. Закономерно, что на практике чаще обнаруживается сочета­ние данных направлений. Это, в частности объясняется тем, что спектр налоговых проблем слишком широк, а процесс поиска и оформления их взаимоприемлемых решений значительно уступает в динамике развитию международных экономических отношений.


Прежде чем перейти к рассмотрению отношения международной налоговой конкуренции к оффшорам мы начнем, по традиции, с теории, дабы вникнуть в суть заявленной темы.

Налоговая конкуренция – вид конкуренции, затрагивающий сферу регулирования и возникающий при определенных условиях – правительство страны либо снижает налоговое бремя, либо стимулирует приток инвестиций ( как правило – иностранных), производственных ресурсов, либо препятствует их оттоку ( как правило – внутренних). В большинстве случаев налоговая конкуренция возникает при избрании государством стратегии привлечения прямых или косвенных зарубежных инвестиций (денежных средств): иностранные инвестиции и высокая стоимость человеческих ресурсов благодаря минимизации налогообложения и/или предоставления специальных налоговых льгот позволяют сделать страну конкурентоспособной.

Мнения наблюдателей и экономистов относительно налоговой конкуренции разошлись:

  1. Налоговая конкуренция в большинстве случаев является центральной частью государственной политики в сфере трудовых ресурсов за счет создания хорошо оплачиваемых рабочих мест. Часто это затрагивает страны или регионы с ограниченными перспективами трудоустройства.
  2. Налоговая конкуренция выгодна в первую очередь инвесторам, а высокая оплата рабочим вытекает из снижения налогообложения прибыли корпорации.
  3. Налоговая конкуренция выгодна благодаря повышению общего потребительного налога за счет низкой корпоративной налоговой ставки, что отражается на экономическом росте юрисдикции.
  4. Налоговая конкуренция выгодна не только бизнесу, но и правительству страны, следовательно, бизнесмены получают определенные гарантии от государства.
  5. Налоговая конкуренция – область, где классическая экономика сталкивается с демократией и создает внешнее давление на конкурирующие страны, подрывающее право избирателей выбирать местожительства (предпочесть страну с высокими налогами или же юрисдикцию с низким налогообложением), влияющее на экономику страны и на организацию различных форм налогообложения в экономике. Поэтому, как с глобальной точки зрения, так и с точки зрения отдельных государств, налоговая конкуренция во многих случаях вредна.

Налоговая конкуренция – это процесс, подразумевающий предоставление юрисдикциями определенных налоговых льгот для привлечения на территорию страны или региона инвестиций. Конкурировать могут целые страны или государства и федерации, либо даже города.

Немного об истории налогов для расширения кругозора

Налоги – обязательные платежи государству физическими и юридическими лицами в местные и государственные бюджеты. Это одна из форм финансовых отношений, заключающихся как в распределении, так и перераспределении национального дохода согласно экономическим и социальным задачам. Налоги классифицируются на прямые, затрагивающие имущество и доходы (НДС, подоходный налог и т.п.), косвенные, распространяющиеся на услуги и товары и имеющие вид надбавки к тарифу или цене (акциз).

Налоги – необходимое звено экономических отношений с момента возникновения государства. С развитием форм государственного устройства преобразуется и налоговая система. На сегодняшний день налоги являются не только основной формой дохода государства, но и инструментом экономического воздействия правительства на общественное производство и научно-технический прогресс.

Появились налоги еще на заре человеческой цивилизации. Их возникновение неразрывно связано с первыми общественными потребностями. Можно выделить три этапа развития форм, методов взимания с народа налогов:

  1. Древний мир – начало средних веков. В этот период нет у государства финансового аппарата, отвечающего за определение и сбор налогов. В это время определяется только общая сумма средств, необходимая государству, а за сбор налогов отвечает община или город. Часто прибегали к помощи откупщиков.
  2. Семнадцатый – начало девятнадцатого веков. Для установления размера налогов, наблюдения за их сбором создается сеть государственных учреждений. Однако государство некоторую часть функций берет на себя. Также часто прибегали к помощи откупщиков.
  3. Современность . Все функции по установлению и взиманию налогов находятся в руках государства. Местные общины и региональные органы власти – помощники государства с той или иной степенью самостоятельности.

Роль оффшоров в международной налоговой конкуренции

За счет глобализации и интеграции финансовых рынков в начале 1990-х годов появились глобальные экономические области, предлагающие бизнесу более привлекательную налоговую систему, а законы и финансовые режимы стали конкурентоспособными. Однако наличие международной налоговой конкуренции и оффшорных зон не позволяет в полной мере определиться с причинами существования налоговой конкуренции: либо юрисдикции конкурируют для привлечения иностранного капитала, либо существующие налоговые режимы – отражение преимуществ и различий стран, влияющих на движение капитала.

Еще в начале 1980-х годов европейские страны начали бороться в налоговой конкуренцией и прилагать с целью объединения государств Европы в единую экономическую систему и для активизации рынка, а разница налоговых систем была одной из главных препятствий в достижении поставленных целей. За счет внесения изменений в налоговую структуру, заключающихся в постепенном перераспределении налогообложения от капитала (мобильных факторов производства) к труду (немобильные факторы), эффективная ставка занятости населения за период с 1980 по 1997 года выросла с 35% до 42%.

В свою очередь, США также предприняло шаги по избежанию конфликтов интересов и предотвращению мошенничества в банковской сфере – принятие Закона Гласса-Стигла «О банковской деятельности» в 1933 году, согласно положениям которого, запрещается банкам ведение смешанной коммерческой и инвестиционной деятельности, а также комбинирование страховой и банковской деятельности.

Налоговая конкуренция была усилена за счет проведения стимулирующей политики в ряде стран и снижения налогов. Однако в ответ на высокие ставки налогов, обусловленные дефицитом бюджета, контроль движения капитала ЕС и США, особенно отмечается в период с 1950 по 1960 года и обусловлен необходимостью уменьшения дефицита платежного баланса, жесткие банковские и корпоративные правила, оффшорные финансовые центры стали процветать.

Силы ЕС сейчас направлены на борьбу с международной налоговой конкуренцией вследствие того, что отток денежных средств и трудовых ресурсов переросли из региональных проблем в интернациональные. В своем отчете ОСЭР «О недобросовестной конкуренции» охарактеризовала трансграничную налоговую конкуренцию вредным явлением для социального благополучия государств, налоговые базы которых подвергаются опасности. Также высказана угроза применения санкция к странам, занимающихся разработкой схем недобросовестной налоговой конкуренции с целью привлечения на территорию своей юрисдикции иностранные капиталы и ресурсы, в частности с территории стран ЕС. Помимо этого, в отчете дана не только идентификация государств с низким/конкурентным налогообложением – оффшорные зоны, но и их классификация. Согласно документу, оффшорная зона – юрисдикции, занимающиеся недобросовестной налоговой конкуренцией или реализующие законодательную политику с целью подрыва иностранных налоговых баз. Стоит отметить, что последний фактор определения оффшорной юрисдикции – основной фактор, в соответствии с которым страны и/или регионы попадают в «черный список» ОСЭР.

Ранее к признакам оффшорных зон относились: наличие правовых или административных нормативных документов, которые позволяли компаниям сохранять свои тайны, следовательно, затруднять информационный обмен, а также предоставление номинальных нулевых налоговых ставок юридическим и физическим лицам. Впоследствии, эти признаки применялись к двум другим группам: 1 – страны-члены ОСЭР, 2 – страны – не члены ОСЭР.

В условиях глобального финансового кризиса, продолжающего влиять на экономику стран, международная налоговая конкуренция вновь является важнейшей проблемой национальной политики. Поэтому оффшорные зоны опять находятся под пристальным наблюдением налоговых органов, стремящихся восстановить объем налоговых поступлений, утраченных вследствие налоговой конкуренции. На базе сложившейся ситуации сложилось два мнения. Противники оффшорных зон (одно мнение) высказывают предположение относительно того, что налоговая конкуренция в некотором роде – причина бюджетного дефицита многих стран. Сторонники же налоговой конкуренции (другое мнение) утверждают, что вместо борьбы с налоговой конкуренцией, способствующей не только улучшению налогового режима, но и стимулированию бизнеса и людей, необходима реализация устойчивой и эффективной экономической и банковской политики правительствами стран.

Большинство мнений склоняется к тому, что налоговая конкуренция тесно связана с глобализацией, интеграцией рынков, повышением мобильности капиталов, товаров, услуг, информации и, следовательно, научно-технического процесса. Ряд юрисдикций, обладающих конкурентоспособной налоговой системой, могут привлечь в страну инвесторов, организовать рабочие места, а также стимулировать развитие экономики благодаря увеличению доходов от иностранных инвестиций и экспорта. Достоинства налоговой конкуренции , в частности, в оффшорных зонах, предоставили возможность правительству бедных стран профинансировать строительство школ, ремонт и строительство дорог, улучшить оказание первой медико-санитарной помощи, поддержать стабильность своей экономики, следовательно, укрепить экономику государства. Налоговая конкуренция, которая выражается в снижении налогов, может негативно отразиться на планировании национального бюджета, социальных услуг путем сокращения доходов государства. С другой стороны можно возместить этот дефицит за счет привлечения на территорию юрисдикции иностранного капитала, позволяющего не только существенно снизить уровень безработицы в стране, но и простимулировать поток денег, деятельность учреждений.

За счет поощрения низкого уровня налогов страна может сдерживать отток капитала и рабочей силы со своей территории и стимулировать местные предприятия, уровень покупательской способности населения благодаря увеличению уровня занятости и потока денежных средств. Чтобы борьба с международной налоговой конкуренцией была эффективной необходим сбалансированный и комплексный подход к решению сложившейся проблемы посредством проведения разумной экономической и банковской политики. По мнению многих экспертов, отмена Закона «О банковской деятельности» Гласса-Стигала позволит США преодолеть последствия кризиса за счет разрешения коммерческим банковским учреждениям торговать и страховать ипотечные ценные бумаги, обеспеченные долговые бумаги.

Важность налоговой конкуренции , как и предпринимательской конкуренции, обусловлена обеспечением эффективного и продуктивного стимулирования правительства в области предоставления доступных и качественных государственных программ и услуг в интересах населения, избравшего его.

Популярные мифы о налоговой конкуренции

Миф 1. Конкуренция, в том числе и налоговая конкуренция, в любой форме полезна.

Однако вернемся немного к теории. Конкуренция имеет два вида: здоровый и нездоровый . Примером здоровой конкуренции можно считать конкуренцию между двумя предприятиями в условиях хорошо управляемых рынков, что позволяет стимулировать инновации, улучшить эффективность и производительность, снизить цены, предотвратить возможность сговора компаний относительно фиксации цен. В качестве примера нездоровой конкуренции приведем попытку компании выиграть контракт путем дачи крупной взятки. Бывают случаи, когда эти два вида работают одновременно.

Перейдем к налоговой конкуренции. Пример здоровой налоговой конкуренции — конкуренция за инвестиции путем принятия эффективного законодательства, развития инфраструктуры, технологий, образования, предоставления эффективных и управляемых рынков и тому подобное. Пример нездоровой налоговой конкуренции – предложение высокого уровня анонимности, чем пользуются злостные неплательщики налогов и иные финансовые преступники. Другой вариант – предоставление более низкой системы налогообложения для стимулирования оттока капиталов и инвестиций с территории других стран в свое государство.

Миф 2. Предпринимательская конкуренция и налоговая конкуренция похожи друг на друга.

По мнению финансового комментатора М. Вулфа, раскрытие понятия конкурентоспособности страны, базируясь на конкурентоспособности компаний, не имеет смысла. В случае, когда предприятие является неконкурентоспособным, оно обанкротится, либо его поглотит другое более конкурентоспособное учреждение. В этом случае часть или все работники предприятия останутся без работы. В случае со страной, которая не может конкурировать с другими государствами, рано или поздно она объявит себя банкротом. От этого в первую очередь пострадает население государства.

Вывод

В период глобализации в условиях налоговой конкуренции правительство страны должно предлагать разумные налоговые ставки для предотвращения оттока кадров и инвестиций со своей территории. Большинство государств предпринимают меры по усовершенствованию налоговой политики с целью повышения их конкурентоспособности, но стоит учитывать, что налогообложение – лишь один показатель, описывающий национальную конкурентоспособность, нельзя забывать и про другие критерии: гибкость рынка труда, общую стоимость рабочей силы, уровень образования, стабильность и эффективность экономической, политической и правовой системы.

Глобализация значительно ограничивает налоговый суверенитет национальных правительств, делает невозможным установление чрезмерно высоких ставок как прямых, так и косвенных налогов, поскольку мобильность налогоплательщиков - субъектов внешнеэкономических операций позволяет им достаточно быстро переводить активы и перемещать бизнес в страны с наиболее благоприятным налоговым климатом.

«Цель правительства состоит в том, чтобы создать окружающую среду, в которой фирмы смогут повышать уровень конкурентного преимущества в сложившихся отраслях. Политика правительства. должна содействовать способности фирм страны вступать в новые отрасли. », - отмечает известный исследователь конкурентных преимуществ наций М. Портер.1 Хотя правильная политика правительства, направленная на усиление национальных конкурентных преимуществ страны, по мнению того же Портера, не должна ограничиваться одной лишь налоговой сферой,2 в современной глобализирующейся экономике налоговые аспекты ведения хозяйственной деятельности приобрели особое значение. Самое непосредственное влияние налогов на сферу международных экономических отношений (и на ВЭД одной отдельно взятой страны) проявляется, в частности, в таких областях, как: экспортно-импортные операции с товарами и услугами (характер косвенных налогов отражается на конкурентоспособности страны в сфере международной торговли и на результатах хозяйственной деятельности внешнеэкономических агентов); международное движение трудовых ресурсов (растущая заи нтересованность в трудоустройстве и постоянном проживании в странах с низким уровнем индивидуальных подоходных налогов); международное движете капиталов и инвестиций (низкий уровень налогового бремени способствует их притоку в данную юрисдикцию).

Различия в ставках и режимах налогообложения доходов в разных странах во многом определяют направление движения основных факторов производства в мировой экономике. Кроме того, подобные различия заставляют национальные правительства реагировать на изменения в налоговой политике зарубежных стран, модифицируя режим налогообложения на территории данного государства. Поэтому можно говорить о том, что процесс глобализации системы мирохозяйственных связен способствовал появлению конкуренции особого рода - международной налоговой конкуренции.

Сущность международной налоговой конкуренции заключается в соперничестве многочисленных налоговых юрисдикций за право привлечения в свою национальную экономику «глобальных налогоплательщиков»' (как хозяйствующих субъектов-резидентов других стран, так и своих собственных субъектов ВЭД) для того, чтобы облагать их доходы как от операций внутри данной юрисдикции, так и за рубежом (в соответствии с принципами резидентства и налогообложения доходов у источника их образования). Таким образом, международная налоговая конкуренция не ограничивается стремлением правительств привлекать в свои фис- кальпые юрисдикции капиталы зарубежных инвесторов (с тем, чтобы облагать получаемые при этом доходы у источника образования), но также способствует соперничеству между государствами за приток налогооблагаемой прибыли потенциальных резидентов (с тем, чтобы претендовать на глобальное налогообложение доходов в соответствии с принципом резидентства). Следовательно, можно выделить, два направления современной международной налоговой конкуренции: кошсуренцнюстранзасниженнестонмости капитала в рамках своих фискаль[38] пых юрисдикции (пониженный уровень налогообложения капиталов инвесторов способствует притоку зарубежных активов, а также предотвращает отток национальных капиталов за рубеж); конкуренцию за привлечение и активную деятельность на данной фискальной территории транснациональных компаний (конечной целью при этом является превращение данных THK в налоговых резидентов, чтобы претендовать на налогообложение их глобальных доходов).

Одной из важных задач международной налоговой конкуренции является стимулирование притока зарубежного капитала в данную суверенную налоговую юрисдикцию за счет благоприятных налоговых ставок и режимов налогообложения. Привлекаемый капитал при этом подразделяется на: прямые зарубежные инвестиции; мобильный финансовый капитал (портфельные инвестиции), который можно использовать для финансирования развития реального сектора национальной экономики; внутрифирменные финансовые потоки, связанные с переводом прибыли из одной налоговой юрисдикции в другую с использованием механизмов корпоративного международного налогового планирования.

Стоит отметить, что само по себе привлечение капитала с мировых рынков не является самоцелью любого национального правительства, а скорее служит средством достижения других задач, таких как рост налоговых поступлений, создание рабочих мест, рост производительности труда и заработной платы, создание эффективной рыночной инфраструктуры.

Международная налоговая конкуренция означает воздействие на национальную налоговую систему одного отдельно взятого государства налоговой политики, проводимой в других странах, поскольку в условиях глобализации системы мирохозяйственных связен взаимозависимость национальных налоговых систем возросла настолько, что решения, принимаемые в сфере налогообложения отдельных стран, оказывают самое непосредственное воздействие на всех субъектов мировой экономики.

Конечной целью процесса международной налоговой конкуренции для целого ряда стран является не первоочередное повышение доходной части бюджетов за счет притока дополнительных налогоплательщиков (фискальная функция налоговой системы), а усиление национальных конкурентных преимуществ путем создания в стране эффективной инфраструктуры, кластеров определенных отраслей народного хозяйства, увеличение занятости и доходов местного населения. Такая политика в конечном итоге ведет и к росту национального дохода, и к увеличению налоговых поступлении в пользу правительства (мультипликационный эффект налоговой системы, стимулирующей развитие).

Важным отличием международной налоговой конкуренции является то, что основными ее субъектами являются страны в лице своих национальных правительств н налоговых администраций, в то время как субъектами традиционной конкуренции в рамках мирового хозяйства являются, как правило, негосударственные экономические агенты (компании). Международная налоговая конкуренция - это конкуренция национальных налоговых систем, правил (режимов) налогообложения различных видов доходов от различных видов хозяйственной деятельности, уровня налоговых ставок, характера налоговых льгот. Потребность в конкуренции такого рода возникла лишь на рубеже XX-XXI вв., когда в результате развития процесса глобализации мировой экономики значительно возросла мобильность факторов производства, возникла виртуальная электронная экономика. Табл. 9.1 показывает Есак меняется под воздействием процесса глобализации мобильность различных составЕшх частей налоговой базы.

Источник: World Economics. — 2000. — Vol. 2. — No. 3. July-September. — P. 11.

Налоговую конкуренцию между национальными правительствами, как и любой другой вид конкуренции, можно рассматривать по трем следующим позициям. Конкуренцию с точки зрения степени контроля за налогоплательщиками со стороны государства: выбор страны резидентства для субъектов ВЭД * обладателей мобильных факторов производства (в частности, финансового капитала) часто связан с либеральностью налоговой политики данной юрисдикции, а также с характером процедуры уплаты налогов и предоставления налоговой отчетности. В то же время обладатели немобильных факторов производства (рабочие и служащие, владельцы недвижимости, малый и средний бизнес) обладают меньшей гибкостью, ограничивающей возможности выбора юрисдикций с наиболее благоприятным налоговым климатом. Конкуренцию как «процедуру открытия новых фактов»? что предполагает дифференциацию налоговых систем стран, включенных в процесс международной налоговой конкуренции, и способность субъектов ВЭД - потенциальных инвесторов выбирать наиболее соответствующие их ожиданиям налоговые системы и немедленно тестировать их на практике в процессе осу ществ- ления внешнеэкономических операций. Конкуренцию как стимулирующий механизм включения всех стран в так называемую гонку за лидерами, которая приводит к неизменному соперничеству суверенных налоговых юрисдикций в уровнях налоговых ставок, характере налоговых льгот, порядке расчета налоговой базы, проводимом налоговом аудите.

Международная налоговая конкуренция способствует тому, что у налогоплательщиков появляется достаточно широкой выбор благоприятных налоговых юрисдикций для размещения своих бизнес-структур (головных компаний, их филиалов и дочерних подразделений транснационалыюй группы). Общая структура транснациональной группы строится таким образом, чтобы иметь возможность минимизировать глобальное налоговое бремя (снизить эффективную налоговую ставку) данного субъекта международного бизнеса за счет активного перевода доходов между налоговыми юрисдикциями. При этом широко используются различные механизмы международного налогового планирования.

Нужно еще отметить и то, что применяемые в данной стране методы устранения международного двойного налогообложения (установленные национальным налоговым законодательством, а также международными налоговыми соглашениями) тоже оказывают заметное влияние на характер международной налоговой конкуренции. Так, метод налоговых освобождении способен усилить международную налоговую конкуренцию, поскольку стимулирует налогоплательщиков, являющихся резидентами стран с более высоким уровнем налогообложения соответствующих доходов, вести хозяйственную деятельность в зарубежных юрисдикциях, где данные доходы подлежат умеренному налогообложению. В результате операций по переводу факторов производства в благоприятные в налоговом отношении страны хозяйствующие субъекты минимизируют свои эффективные налоговые ставки, а юрисдикция их резидентства теряет при этом часть своих потенциальных налоговых доходов. И напротив, метод налоговых кредитов сглаживает характер международно!! налоговой конкуренции, делая эффективную налоговую ставку, применяемую в отношении глобальных доходов субъектов ВЭД, равной или даже более высокой, чем в юрисдикции образования их зарубежных доходов.

Среди форм международной налоговой конкуренции можно выделить: добросовестную (равноправную) налоговую конкуренцию (fair tax competition), основой которой служит ориентация национальной налоговой политики на концепции собственной теоретической школы налогообложения, а так-

' Идея отожлсстилении конкуренции с процедурой открытия была, как и.шес тно. нпериыс иыека.т- иа HoTiiviLiнеким лауреатом ф. lt;|нш Ханском (см. turn Hayek F. Competition as a Discovery Pmeecliirc // New StiKlies in Philosophy, Politics and the History of Ideas. * London, 1978 ),

же на передовые зарубежные налоговые теории и практический зарубежный опыт, что предполагает проведение налоговых реформ в соответствии с теоретическими пожеланиями и рекомендациями; губительную (недобросовестную) налоговую конкуренцию (unfair, чаще harmful tax competition), которую следует рассматривать как игнорирование определенными странами исторически сложившихся традиции поведения национальных налоговых администраций, подрыв принципов и норм налогообложения, распространенных в ведущих государствах мира, поощрение различных форм избежания налогов и уклонений от их уплаты.

Определенное воздействие на характер международной налоговой конкуренции, на приверженность данного государства Toii или иной се разновидности, оказывает место, которое занимает рассматриваемая страна в классификации налоговых систем и налоговых режимов (с точки зрения величины общего налогового бремени и уровня налоговых ставок для резидентов и налогового бремени и ставок для физических и юридических лиц-нерезидентов). По данным параметрам в мировой экономике можно выделить две группы стран:'* юрисдикции, ие имеющие существенных различий в уровне и характере налогообложения отечественных и зарубежных инвесторов, физических и юридических лиц-резпдентови нерезидентов; юрисдикции, с резко различающимися налоговыми режимами для резидентов и нерезидентов, предоставляющиебольшие льготы иностранным инвесторам в отдельных областях хозяйственной деятельности.

Для первой группы стран характерен как сравнительно высокий, так и умеренный уровень налогообложения физических и юридических лиц, обязательные требования к финансовой и налоговой отчетности, строгий контроль и учет деятельности налогоплательщиков и их доходов, уголовное преследование за налоговые правонарушения. К числу таких государств относится большинство стран с развитой экономикой, переходные экономики и многие развивающиеся страны. Вторую группу стран принято именовать какстраны-налоговые гавани, или налоговые убежища, поскольку они предлагают льготный режим налогообложения для иностранных физических и юридических лиц.

Классифицируя налоговые гавани, можно выделить три основные группы подобных юрисдикций (данная методичная классификация впервые была проведена в ФРГ): I) налоговые гавани с нулевыми ставками налогов; 2) налоговые гавани с низким уровнем налогообложения; 3) налоговые гаванн, взимающие налоги по «нормальным* ставкам, но гарантирующие преференциальный режим налогообложения для определенных категорий доходов. Кроме того, на основании вышеприведенной классификации налоговые гавани можно подразделить на общие, предоставляющие налоговые льготы всем зарубежным инвесторам, а также на

' Предстапленнан классификации достаточно услопна, поскольку лаже на территории одной отдельно IiiHiioii страши MOiyr Cu,т. иыделены разные налоговые юрисдикции с отличающимися режимами обложения доходон реандептон и перслидснгои, а также ре.чидентои-иностранцсн.

специализированные, развивающие на своей территории лить определенные виды деятельности иностранных резидентов.

Налоговые гавани являются достаточно старым, проверенным столетиями[39] и в ряде случаев жизненно необходимым элементом системы мирохозяйственных связей, поскольку гарантируют не только льготный режим налогообложения на своей территории, но и служат местом убежища капиталов и их персонифицированных носителей от преследовании и конфискаций по политическим, религиозным, национальным и прочим причинам, ограничивающим неотъемлемые права человега, Здесь можно привести пример Швейцарии, издавна являющейся не только страной-пало- говым убежищем, но и государством, принимающим политических беженцев. Как известно, швейцарская банковская система возникла в результате бегства в Швейцарию французских банки ров-гугенотов, а во времена Третьего рейха нейтральная альпийская страна служила местом убежища капиталов немецких евреев.

Te не менее, налоговые гавани гарантируют свой льготный режим налогообложения всем потенциальным клиентам, что отнюдь не исключает приток на их территорию капиталов, заработанных преступным путем и скрываемых от налогообложения в странах, где проживают их владельцы. Продолжая пример со Швейцарией, можно отметить и то, что страна в рапной степени была убежищем и для нацистских капиталов, и для многомиллиардных состояний различных диктаторов. В настоящее время Швейцарская Конфедерация продолжает использоваться международными преступными синдикатами для отмывания доходов от торговли наркотиками, проституции, контрабанды оружия. Кроме того, в результате либерализации системы мирохозяйственных связен, а также прогресса в области прав человека в различных странах и регионах мира (прежде всего, конечно, в развитых экономиках), налоговые гавани постепенно утрачивают часть своих прежних функций. Более того, их статус в ряде случаев воспринимается в негативном смысле.

Так, согласно определению, данному ОЭСР, страной-налоговой гаванью считается

юрисдикция, в которой полностью отсутствует либо является номинальным налогообложение финансовых доходов или прочих доходов от оказания услуг различного характера и которая предлагает себя на мировом рынке в качестве юрисдикции, в которой нерезиденты могут избегать налогообложения.

TaxHavens Face OECD Threatof Sanctions //International Herald Tribune. — 2000. — June 14.

В документах ОЭСР также подчеркиваются три особенности, присущие некоторым национальным налоговым системам. Наличие хотя бы одной из них позволяет считать данную юрисдикцию налоговой гаванью: отсутствие информационного обмена по фискальным вопросам с другими государствами; невозможность контроля финансовых операций хозяйствующих субъектов; отсутствие реальной экономической активности на территории дайной юрисдикции.

Нетрудно заметить, что ключевым моментом современного определения налоговых гаваней является упор на их роль как юрисдикций, благоприятных для уклонения от налогообложения и избежания налогов. Раскрывая подобную негативную по своей сути трактовку сущности налоговых гаваней, можно привести характерные признаки подобных юрисдикций, вызывающие предвзятое отношение к ним: отказ от сотрудничества с налоговыми ведомствами стран—экспортеров капиталов и инвестиций и отсутствие международных соглашений в данной области непрозрачность норм налогового регулирования, недостаточность соответствующей законодательной базы; упрощенность процедуры регистрации и механизмов управления компаниями; возможность использования поминальных владельцев и директоров; формальный характер требований к проведению общих собраний акционеров к советов директоров компаний; отсутствие в страпе-налоговой гавани реальной экономической деятельности, минимальные инвестиции и занятость населения со стороны компаний, принадлежащих иностранным инвесторам (созданиетаких компаний обусловлено исключительно налоговыми соображениями); наличие жесткого законодательства в отношении неразглашения банковской и коммерческой та|‘1ны лиц, получающих выгоду от установленного налогового режима.[40] Анонимность работы и упрощенные требования к регистрации и отчетности закрывают офшорный бизнес от финансового и налогового контроля и учета; законодательная защита размещенных в налоговом убежище активов, исключающая возможность их конфискации кредиторами. Это позволяет использо

вать страны-налоговые гавани для спасения денег от кредиторов, а также делает финансовые авуары недоступными для зарубежных налоговых администрации; отсутствие валютного контроля и регулирования со стороны соответствующих органов государства. Требования по финансовой отчетности сведены к минимуму, а внешние аудиторские проверки не предполагаются; саморекламирование в качестве территории, которые можно использовать для избежания налогов, подлежащих уплате в юрисдикциях резидентства иностранных инвесторов; наличие хорошо развитой ннфрастуктуры - транспортной, телекоммуникационном, финансовой;к разветвленная сеть консалтинговых н адвокатских фирм[41] и т.д.

Ключевым нз рассмотренных признаков налоговой гавани - то, что как раз и вызывает негативное отношение к ннм - большинство экспертов считает отсутствие прозрачности процедуры получения налоговых привилегии иностранными резидентами, а также отсутствие положений об обмене информацией о налогоплательщиках между данной страной и другими государствами. И если страны, не делающие исключений при налогообложении доходов иностранных резидентов, участвуют преимущественно в добросовестной налоговой конкуренции, то налоговые гавани в большей степени следуют губительной налоговой практике, поощряя развитие международных налоговых арбитражных операций.

Читайте также: