Права нотариуса в налоговых правоотношениях

Опубликовано: 14.05.2024

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ РОССИЙСКОГО ПРАВА.

Глава VII.
НАЛОГОВОЕ ПРАВО

§ 47. Налоговое право. Налоговые органы. Аудит.

В современных экономических условиях налоговые правоотношения приобрели особенно важное значение. Граждане всё яснее осознают, что общество не может стабильно жить и развиваться, если не создана справедливая налоговая система, если не пополняется государственная казна. Командно-административная система, существовавшая в нашей стране в советское время, не придавала налогам серьёзного значения. Это и понятно: государство являлось основным и фактически единственным собственником материальных ценностей и средств производства. С появлением бурно развивающегося бизнеса (малого, среднего и крупного) главным источником пополнения бюджета стало взимание налогов.

Эффективность налоговой системы зависит не только от умения государства собрать все необходимые налоги, но и от сознательности налогоплательщиков, их культуры, дисциплинированности, законопослушания. Можно сказать и короче – от их гражданственности.

Что же такое налог? Приведём словарное определение: налоги – это обязательные платежи, взимаемые государством с физических (т.е. граждан) и юридических (т.е. предприятий и организаций) лиц.

В Налоговом кодексе РФ дано его сложное определение. В упрощённом виде оно выглядит так: под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, устанавливаемых законодательными актами.

Собираемые государством налоги перечисляются в бюджеты соответствующего уровня и во внебюджетные фонды. В первом случае имеются в виду федеральный бюджет; бюджет субъектов Федерации; местный бюджет. Что касается внебюджетных фондов, то это, например, пенсионные фонды, в которые делают взносы как предприятия, так и отдельные граждане и из которых достигшим определённого возраста гражданам платят пенсию. О порядке и условиях осуществления «обязательного взноса», т.е. собственно налога, гражданами речь пойдёт в § 50 учебника.

Налогообложение в России регулируют нормы налогового права, которое является подотраслью финансового права. Предмет налогового права – установление видов налогов в государстве и порядок взимания у налогоплательщиков части их доходов в бюджет. Под доходами понимаются материальные ценности, полученные законным способом. Нормы налогового права императивны (т.е. обязательны, не допускают выбора). Налоговые отношения строятся поэтому как отношения власти и подчинения, возникающие в процессе изъятия части доходов у физических и юридических лиц (налогоплательщиков).


Система налогового законодательства в РФ определена Налоговым кодексом РФ (НК РФ). В Конституции РФ говорится, что «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы» (ст. 57). Следовательно, данная обязанность является конституционной. НК РФ устанавливает систему налогов, взимаемых в федеральный бюджет, определяет виды налогов и сборов (обязательных взносов за право совершать определённые действия, получение разрешений, лицензий), устанавливает права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников налоговых отношений, определяет формы и методы налогового контроля, устанавливает ответственность за совершение налоговых правонарушений и др.

Налоговый кодекс РФ и подзаконные нормативные акты конкретизируют не только порядок установления и отмены налогов, задачи и функции налоговых инспекций, но и способы защиты прав и интересов участников (субъектов) налоговых правоотношений.

Большой интерес представляет перечень обязанностей и прав налогоплательщика.

• своевременно и в полном размере уплачивать налоги;

• вести бухгалтерский учёт, составлять отчёты о финансово-хозяйственной деятельности, если он её осуществляет;

• представлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения;

• выполнять требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и др.

Обязанность физического лица по уплате налога прекращается с уплатой налога, отменой налога, а также смертью налогоплательщика. Обязанность юридического лица по уплате налога прекращается уплатой им налога, либо отменой налога, либо ликвидацией юридического лица. Налогоплательщик имеет право:

• получать от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;

• использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

• на своевременный зачёт или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов;

• обжаловать в установленном порядке решения налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц и др.

Налоговое право выделяет субъекты и объекты налоговых правоотношений.

Субъектами (участниками) налоговых правоотношений являются налогоплательщики, государственные налоговые инспекции, налоговые агенты, органы Федеральной таможенной службы. Все они имеют соответствующие права и обязанности.

Объектами налогообложения могут являться имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иное экономическое основание, которое имеет стоимость, количество или физические характеристики и с которым налоговое законодательство связывает возникновение обязанностей об уплате налога. Под имуществом понимаются соответствующие виды объектов гражданских прав. Товаром в рамках НК РФ признаётся любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. Работой для целей налогообложения считается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц. Услугой для целей налогообложения признаётся деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

Обеспечивают собирание налогов с граждан и юридических лиц налоговые органы.

1. Налоговые инспекции, входящие в единую Федеральную налоговую службу РФ (ФНС РФ). Деятельность последней регулируется Положением «О Федеральной налоговой службе Российской Федерации». В эту систему, кроме собственно ФНС РФ, входят государственные налоговые управления ФНС по субъектам РФ и налоговые инспекции городов, районов, районов в городах.

2. Федеральная таможенная служба, которая также осуществляет некоторые налоговые функции.

3. Подразделения полиции и ФСБ, основная обязанность которых – обеспечение экономической безопасности России. Эти подразделения выявляют, предупреждают и пресекают налоговые правонарушения. Особый предмет их внимания – налоговые преступления.

4. Органы Федерального казначейства, находящиеся в подчинении Министерства финансов РФ. Систему этих органов составляют: Главное управление Федерального казначейства, территориальные (субъектов РФ) управления и казначейства в городах. Органы Федерального казначейства призваны проводить государственную бюджетную политику, управлять доходами и расходами в процессе исполнения федерального бюджета. Они имеют право требовать устранения выявленных финансовых нарушений на предприятиях и в органах государственной власти, приостанавливать операции по их счетам, выдавать предписания о взыскании бюджетных средств, используемых не по назначению, налагать штрафы.

В финансовых документах государственных и коммерческих предприятий, учреждений, организаций нередко случаются нарушения установленных норм. Чтобы контролировать ведение финансовой документации, существует так называемый аудит.

Аудит – это независимая экспертиза достоверности финансовой отчётности с точки зрения соответствия действующему законодательству. Аудиторскую деятельность осуществляют либо независимые аудиторы – эксперты, профессионалы, имеющие соответствующие полномочия, либо аудиторские фирмы. Предприятия могут заказать аудит для проведения экспертизы общего положения предприятия, эффективности его деятельности, оценки внешнеэкономической деятельности.

Заключение аудиторов может быть использовано для подтверждения достоверности отчётности предприятия, правильности сумм, подлежащих налогообложению.

Вопросы для самоконтроля

1. Сформулируйте определение понятия «налог».

2. Охарактеризуйте отношения, которые регулирует налоговое право.

3. Объясните, в чём особенности норм налогового права.

4. Назовите источники налогового права.

5. Какое значение имеет Налоговый кодекс РФ? Аргументируйте свой ответ.

6. Классифицируйте обязанности налогоплательщика.

7. Составьте схему прав налогоплательщика.

8. Систематизируйте в таблице информацию о субъектах и объектах налоговых правоотношений.

9. Опишите систему налоговых органов, их функции.

10. Охарактеризуйте аудит, его цель и значение.

11*. Используя дополнительные источники информации, в том числе интернет-ресурсы, проанализируйте функции налогов (фискальную, регулирующую, контрольную).

Вместе они родились, выросли, окрепли и набрались сил: солдат и сборщик налогов. Ибо слово «солдат» происходит от sold, a sold означает «деньги». Ну а деньги, если они должны попасть в руки государства, именуются в конечном счёте налогом. Оба они, солдат и сборщик налогов, создали в период между Средневековьем и Новым временем то, что наука называет сегодня ранним современным государством. Сборщик налогов кормил солдата, а солдат защищал, если доходило до войны, своего кормильца, «фискала»… Оба они знали, кем они были друг для друга.
(А. Смит, английский экономист)

Подданные государства должны по возможности соответственно своей способности и силам участвовать в содержании правительства, т.е. соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства.
(А. Смит, английский экономист).

Функция обеспечения средств для финансирования расходов государства путём сборов налогов называется фискальной функцией налогообложения. Налоговая система хороша тогда, когда, во-первых, государству собираемых у нас денег хватает, чтобы выполнять свои функции – свои перед нами обязанности, а во-вторых, когда средств, остающихся у налогоплательщиков после уплаты налогов, хватает на приобретение определённого количества материальных благ требуемого качества и ассортимента.
(Домашняя юридическая энциклопедия).

Информация к размышлению

В рыночном хозяйстве налоги, помимо фискальной функции (т.е. осуществления надзора за пополнением за счёт налогов бюджетов – государственного, муниципального и т.д.), выполняют функцию регулирующую (т.е. стимулируют или душат экономические процессы). Высокие налоговые ставки противодействуют «перегреву» экономики. Низкие ставки поощряют экономическую активность.

Исследуем документы и материалы

Налоговый кодекс Российской Федерации
(Извлечения)

Статья 8. Понятие налога и сбора

1. Под налогом понимается обязательный, индивидуально-безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

2. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определённых прав или выдачу разрешений (лицензий).

1. Что удобнее государству: собирать справедливые налоги с экономически самостоятельных субъектов или владеть всей собственностью в стране? Что выгоднее обществу?

2. Государство не может собрать всех запланированных налогов – где выход?

3. Почему уплата налога считается конституционной обязанностью граждан? Свой ответ обоснуйте.

Темы для проектов и рефератов

1. Субъекты и объекты налогообложения по НК РФ.

2. Налоги: исторический обзор.

3*. А. Смит о налогах в «Исследовании о природе и причинах богатства народов» (1776).

16.04.2019 7006


Президент РФ Владимир Путин подписал поправки в Налоговый кодекс РФ, которыми, в частности, устанавливаются новые налоговые льготы и вносятся изменения в порядок уплаты налогов адвокатами и нотариусами (об этом документе читайте также на Legal.Report здесь и здесь).

Законом предусматривается внесение изменений в главы НК РФ о налоге на добавленную стоимость, налоге на прибыль организаций, на доходы физических лиц, транспортном и земельном налогах, а также о налоге на имущество организаций и на имущество физических лиц.

В частности, в положения НК РФ о налоге на доходы физических лиц вносится дополнение, устанавливающее порядок определения доходов для уплаты налога при продаже объектов недвижимого имущества. НК дополняется нормой, устанавливающей порядок определения доходов в случае, когда проданный объект недвижимости был образован в течение налогового периода. В этом случае учитывается кадастровая стоимость объекта, определенная на дату его постановки на государственный кадастровый учет.

Изменяется срок уплаты налога на доходы физических лиц в виде авансовых платежей для налогоплательщиков, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, и других лиц, занимающихся частной практикой. Согласно действовавшей до сих пор редакции ст. 227 НК авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 15-го числа первого месяца, следующего соответственно за первым кварталом, полугодием, девятью месяцами налогового периода. Федеральным законом предлагается, чтобы авансовые платежи уплачивались не позднее 25-го числа первого месяца, следующего соответственно за первым кварталом, полугодием, девятью месяцами налогового периода.

Устанавливается, что плательщик налога на имущество организаций, состоящий на учете в нескольких налоговых органах по месту нахождения принадлежащих ему объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их среднегодовая стоимость, на территории субъекта РФ, вправе представлять налоговую декларацию в отношении всех таких объектов недвижимого имущества в один из налоговых органов по своему выбору, уведомив об этом налоговый орган по субъекту РФ.

По налогу на прибыль организаций законом вносится изменение в порядок учета средств в виде субсидий в составе внереализационных доходов. Действующей редакцией п. 4.1 ст. 271 НК установлено, что субсидии, полученные на финансирование расходов, не связанных с приобретением, созданием, реконструкцией, модернизацией, техническим перевооружением амортизируемого имущества, приобретением имущественных прав, учитываются в течение не более трех налоговых периодов, считая налоговый период, в котором были получены субсидии, по мере признания расходов, фактически осуществленных за счет этих средств. По окончании третьего налогового периода полученные субсидии, не учтенные в составе доходов, признаются внереализационными доходами на последнюю отчетную дату этого налогового периода. Новым законом предлагается учитывать данные субсидии по мере признания расходов, фактически осуществленных за счет этих средств. Данное положение распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 года.

Федеральным законом также предусматривается инвестиционный налоговый вычет, составляющий не более 85% суммы расходов в виде денежных средств, перечисленных по договорам финансирования деятельности по созданию на территории предоставившего инвестиционный налоговый вычет субъекта РФ или в прилегающей к нему акватории объектов инфраструктуры, которые в соответствии с законодательством РФ могут находиться исключительно в федеральной собственности.

Из числа объектов, не признаваемых объектами налогообложения транспортным налогом, исключаются весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил. Одновременно перечень объектов, не облагаемых транспортным налогом, дополняется транспортными средствами, розыск которых прекращен, с месяца начала розыска транспортного средства до месяца его возврата собственнику.

Отменяется обязанность налогоплательщиков-организаций представлять налоговые декларации по транспортному и земельному налогам за налоговый период 2020 года и последующие налоговые периоды.

По земельному налогу продлевается с 1 ноября до 31 декабря предельный срок для представления физическими лицами в налоговый орган уведомления о выбранном земельном участке, в отношении которого применяется налоговый вычет. Устанавливается обязанность налоговых органов самостоятельно исчислять сумму земельного налога с учетом налоговой льготы для пенсионеров и лиц предпенсионного возраста, имеющих право на льготу, в том числе в виде налогового вычета, в случае, если указанные лица не представили в налоговый орган заявление о предоставлении льготы.

Установлены ограничения по земельному налогу в части применения коэффициента, ограничивающего рост суммы налога не более чем на 10% по сравнению с предыдущим годом, в целях исключения резкого увеличения налоговой нагрузки на физических лиц.

Предоставляется налоговая льгота в виде уменьшения налоговой базы на величину кадастровой стоимости 600 кв. м площади земельного участка, находящегося в собственности, постоянном пользовании или пожизненном наследуемом владении налогоплательщиков – физических лиц, имеющих трех и более несовершеннолетних детей. По налогу на имущество физических лиц предусматривается уменьшение налоговой базы по объектам налогообложения, находящимся в собственности лиц, имеющих трех и более несовершеннолетних детей, на величину кадастровой стоимости 5 кв. м общей площади квартиры, площади части квартиры, комнаты и 7 кв. м общей площади жилого дома, части жилого дома в расчете на каждого несовершеннолетнего ребенка.

Просим напечатать типовой бланк доверенности в налоговые органы со ссылками на статьи Налогового и Гражданского кодекса РФ для получения, например, актов сверок расчетов по налогам и сдачи отчетности.

Согласно п.п. 6 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя.

При этом в соответствии со ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе требовать не только от налогоплательщиков, налоговых агентов, но и от их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение ими указанных требований.

Теме представительства в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, посвящена глава 4 части первой НК РФ.

Ст. 26 НК РФ установлено, что налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено НК РФ.

Личное участие налогоплательщика в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не лишает его права иметь представителя, равно как участие представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие в указанных правоотношениях.

Полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с НК РФ и иными федеральными законами.

Указанные правила распространяются также на плательщиков сборов и налоговых агентов.

НК РФ разделяет представителей налогоплательщика на законных и уполномоченных.

Законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов.

Так, например, согласно ст. 40 Федерального закона РФ от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и другие) без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки.

Действия (бездействие) законных представителей организации, совершенные в связи с участием этой организации в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, признаются действиями (бездействием) этой организации.

Законными представителями налогоплательщика — физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Так, например, ст. 26 Гражданского кодекса РФ установлено, что законными представителями несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет признаются родители, усыновители или попечители.

Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика должностные лица налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, органов внутренних дел, судьи, следователи и прокуроры.

Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

Уполномоченный представитель налогоплательщика — физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (ст. 29 НК РФ).

Вопросам представительства и доверенности посвящена глава 10 Гражданского кодекса РФ.

В соответствии со ст. 182 ГК РФ сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого.

Установлены ограничения на полномочия представителя.

Представитель не может совершать сделки от имени представляемого в отношении себя лично.

Он не может также совершать такие сделки в отношении другого лица, представителем которого он одновременно является за исключением случаев коммерческого представительства.

Не допускается совершение через представителя сделки, которая по своему характеру может быть совершена только лично, а равно других сделок, указанных в законе.

Для представительства перед третьими лицами выдается одним лицом (к примеру, организацией, индивидуальным предпринимателем) другому лицу письменное уполномочие, именуемое доверенностью.

Письменное уполномочие на совершение сделки представителем может быть представлено представляемым непосредственно соответствующему третьему лицу.

Нотариальное удостоверение доверенности требуется в двух случаях:

– на совершение сделок, требующих нотариальной формы;

– на доверенность, выдаваемую в порядке передоверия.

Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати этой организации.

Доверенность от имени юридического лица, основанного на государственной или муниципальной собственности, на получение или выдачу денег и других имущественных ценностей должна быть подписана также главным (старшим) бухгалтером этой организации.

Напомним, что для представительства в налоговых правоотношениях доверенность от имени юридического лица нотариально заверять не требуется, а доверенность, выдаваемая индивидуальным предпринимателем, подлежит обязательному нотариальному заверению.

Срок действия доверенности не может превышать трех лет. Если срок в доверенности не указан, она сохраняет силу в течение года со дня ее совершения.

Доверенность, в которой не указана дата ее совершения, ничтожна.

Унифицированная форма доверенности утверждена постановлением Госкомстата РФ от 30.10.1997 г. № 71а только для получение товарно-материальных ценностей (форма М-2), отпускаемых поставщиком по наряду, счету договору, заказу, соглашению.

Следовательно, доверенность на представительство в налоговых правоотношениях составляется организацией, индивидуальным предпринимателем в произвольной форме с соблюдением требований Гражданского кодекса РФ и НК РФ.

Шестнадцатое октября г. Екатеринбург

две тысячи шестого года

Настоящей доверенностью общество с ограниченной ответственностью «Восток» в лице директора Иванова Ивана Ивановича, действующего на основании Устава, доверяет Петрову Петру Петровичу, состоящему в штате в должности начальника финансово-экономического отдела, представлять интересы ООО «Восток» в ИФНС по Ленинскому району г. Екатеринбурга, а именно: подписывать от имени ООО «Восток» акты сверки расчетов по налогам и сборам, представлять бухгалтерскую и налоговую отчетность.

Настоящая доверенность выдана сроком до 1 января 2008 года без права передоверия.

Подпись представителя Петрова Петра Петровича _______________ удостоверяю.

Директор ООО «Восток» ________ Иванов И.И.

Если доверенность выдается лицу, не состоящему в штате организации, следует указать паспортные данные этого лица.

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

НОТАРИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Сборник научных статей бакалавров

по дисциплине «Нотариат»

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

«Тверской государственный университет»

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

НОТАРИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Сборник научных работ

студентов бакалавриата

юридического факультета

Авторский знакА 43

Т В Е Р Ь 2 0 1 8

Под общей редакцией

канд. филос. наук, доцента А.В. Афтаховой

Актуальные вопросы теории и практики нотариальной деятельности. Сборник научных работ студентов бакалавриатаюридического факультета. – Тверь: Твер. гос. ун-т, 2018 - 315 с.

Настоящий сборник содержит научные статьи студентов, обучающихся на четвертом курсе бакалавриата по направлению «Юриспруденция».

Статьи представлены в авторской редакции.

© Тверской государственный университет., 2018.

Вступительное слово

В сборнике представлены научные статьи студентов, обучающихся на четвертом курсе бакалавриата по направлению «Юриспруденция», профиль «Правопользование и правоприменение». Написание научных работ осуществлялось в рамках изучения студентами дисциплины «Нотариат».

Нотариат – динамично развивающийся институт, неотъемлемая составляющая современного гражданского оборота и отдельная сфера законодательного регулирования. Вопросов, связанных с теоретическими и практическими особенностями нотариальной деятельности, вызывающих интерес и дискуссию в научном сообществе, огромное количество. Динамика правового развития, а также правоприменительная практика свидетельствуют о прикладном применении теоретических наработок. Большое количество судебных решений, связанных с оспариванием совершенных нотариальных действий или отказа в их совершении, так же предоставляет широкую почву для научных исследований.

При изучении дисциплины «Нотариат» студентам была предложена возможность осуществления двухстороннего анализа нотариальной деятельности: со стороны нотариуса и нотариального сообщества, а также со стороны правоприменителей (граждан и юридических лиц), обращающихся к нотариусам за совершением тех или иных нотариальных действий.

Тематика научных работ, представленных в Сборнике, разнообразна и затрагивает различные сферы нотариальной деятельности. Большое количество работ посвящено проблематике наделения должностных лиц органов местного самоуправления правом на совершение отдельных нотариальных действий. Студентами осуществляется анализ материалов судебной практики и делаются интересные практические выводы о целесообразности и перспективах развития данного института.

Отдельным обширным направлением научных исследований студентов является применение современных технологий в нотариальной деятельности. Особенности использования и перспективы развития Единой информационной системы нотариата вызывают интерес студентов, поскольку демонстрируют динамичное развитие данного института «в ногу со временем». Возможности реализации гражданских прав с использованием информационных технологий являются важным объектом научных исследований в современном обществе. Изучение Единой информационной системы нотариата и прикладной анализ новых возможностей в сфере электронного документооборота, их практическое применение, позволяют студентам овладеть знаниями и навыками, необходимыми в будущей профессиональной деятельности.

Особое место среди научных исследований отведено контролю за осуществлением нотариальной деятельности. В результате научной проработки студенты делают самостоятельные выводы о необходимости и перспективах развития контроля за совершением нотариальных действий различными субъектами нотариальной деятельности.

Самостоятельным объектом исследований является деятельность государственных нотариальных контор. В представленных статьях студентами исследуются вопросы целесообразности сохранения данного правового института, а также особенности деятельности нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, осуществляется сравнительный анализ государственного и частного нотариата.

Тематика научных статей, представленных в Сборнике, затрагивает вопросы ответственности нотариусов, широко освещается целый спектр острых и дискуссионных вопросовчерез призму правоприменения. Разбираются особенности привлечения нотариусов к различным видам юридической ответственности, выявляются пробелы в законодательном регулировании, выводы студентов, в большинстве работ, основаны не только на анализе теоретических и законодательных положений, но и на анализе материалов судебной практики.

Кроме того, ряд научных статей посвящен анализу законодательных положений, в том числе изменениям законодательства в сфере нотариата, осуществленным за прошедший 2017 год, рассматриваются перспективные законопроекты, анализируется возможность реализации положений законопроектов на практике.

Некоторые авторы посвятили свои научные работы рассмотрению узких тем в сфере нотариальной деятельности, а также институтов, которые перспективно и динамично развиваются, таким как медиация в нотариальной деятельности, перспективы участия нотариуса в гражданском обороте в качестве экскроу-агента, развитие нотариата в сфере обеспечения доказательств и др.

Отличительной чертой научных работ, представленных в Сборнике, является комплексное освещение особенностей совершения практических всех нотариальных действий, предусмотренных Основами законодательства РФ о нотариате[1]. Студенты анализируют как распространенные нотариальные действия (такие, как удостоверение доверенностей, заверение копий документов и др.), так и нотариальные действия, которые не приобрели широкого практического применения по различным причинам. Подробно рассмотрены особенности совершения отдельных нотариальных действий, а также проблемы, возникающие при их совершении, как со стороны нотариусов, так и с позиции правоприменителей.

С учетом широкой проблематики рассмотренных вопросов, Сборник может представлять интерес при изучении правовых дисциплин, прежде всего, гражданско-правового профиля. Следует обратить внимание, что вопросы, связанные с осуществлением нотариальной деятельности, имеют практическое и теоретическое значение не только при изучении дисциплины «Нотариат», но и других, таких как «Наследственное право», «Семейное право», «Гражданский процесс» и др. Кроме того, ряд научных статей, включенных в Сборник, представляет практический интерес для правоприменителей, т.к. раскрывает сущность и прикладное значение совершения тех или иных нотариальных действий в определенных правовых ситуациях.

канд. филос. наук, доцент

А.В. Афтахова

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ НОТАРИАТА

Абдуллазаде Ш. С.кызы

ФБГОУ ВО «Тверской государственный университет», г. Тверь

В данной статье анализируются отдельные вопросы налогообложения нотариата, а также правовое положение нотариата.

Ключевые слова: Нотариат, налогообложение, налоговый агент, налоговые органы.

При исследованиивопроса о налогообложении нотариусов, ссылаясь на ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (далее – Основы), в первую очередь нужно отметить, что нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, Основами защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации.[2]Данные действия в нашем государстве осуществляют нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой.

В Российской Федерации деятельность нотариуса не является предпринимательской деятельностью, т.к. нотариат не должен преследовать цели извлечения прибыли. Нотариус может заниматься только научной и преподавательской деятельностью. Занимаясь научной деятельностью, он растет профессионально. Обобщая опыт работы, подготавливая публикации, выступления на семинарах и совещаниях, нотариус устраняет собственные пробелы в знаниях. Занимаясь педагогической работой, т.е. обучением и воспитанием молодежи, нотариус раскрывает суть законодательства, порядок его применения, способствует формированию правосознания молодежи. При обучении нотариус сам более глубоко усваивает те или иные правовые нормы, что способствует его дальнейшему профессиональному росту.

В данной работе рассмотрим основные права и обязанности нотариусов в сфере налогообложения. За совершение нотариальных действий нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, взимает государственную пошлину по ставкам, установленным законодательством РФ. За совершение нотариальных действий нотариус, занимающийся частной практикой, взимает плату по тарифам, соответствующим размерам государственной пошлины, предусмотренной за совершение аналогичного действия в государственной нотариальной конторе. В других случаях тариф определяется соглашением между физическими и юридическими лицами, обратившимися к нотариусу, и нотариусом. Полученные денежные средства остаются в распоряжении у нотариуса.При выполнении действий, по которым предусмотрена обязательная нотариальная форма, от НДС освобождается взимаемая частными нотариусами плата по тарифам, соответствующая размеру государственной пошлины.

С принятием Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования»[3]первая (общая часть) была существенно изменена: в ней появились шесть новых статей, а двадцать пять статей были основательно отредактированы. Поправки, в частности, затронули понятийный аппарат НК РФ [4], права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов, порядок проведения налоговых проверок, а также дополнительных мероприятий налогового контроля. Таким образом, первая часть НК РФ была переписана практически полностью.

Этим же законом были внесены изменения в ст. 11 НК РФ, устранены неточности в терминологии: нотариусы, занимающиеся частной практикой, исключены из категории налогоплательщиков – индивидуальных предпринимателей и отнесены к категории физических лиц. Для частных нотариусов в НК РФ прописаныспецифическиеположенияналогооблагаемой базы, постановки на учет, предъявления декларации и т.д., отнесенные с исполнением их налоговой обязанности. Исходя из этого мы видим, что появляется особый субъект налогообложения с особым статусом.

При сравнении ст. 209 НК РФ и ст. 23 Основ [5] можно увидеть схожесть положений в части объектов налогообложения нотариусов.Так в соответствии со ст. 23 Основ о нотариате, денежные средства, полученные нотариусом, занимающимся частной практикой, после уплаты налогов, других обязательных платежей поступают в собственность нотариуса. Налоговая ставка для нотариусов остается неизменной, как и для всех налогоплательщиков составляет 13%.

При исследовании данного вопроса, как в практике, так и в законодательстве можно заметить следующее: оказывается, частнопрактикующий нотариус выступает в налоговых отношениях как налоговый агент. Это означает, что нотариусы должны предоставлять в налоговый орган отчет о своем доходе. Нотариус как физическое лицо в налоговых правоотношениях исчисляет прямой налог, взимаемый государством с доходов граждан. Выполняет это он самостоятельно. Однако, в практике бытует мнение, что частнопрактикующие нотариусы применяют 20% профессионального налогового вычета. Но в НК РФ, прямо предусмотрено, что данный вычет в этом проценте имеют право применять лишь индивидуальные предприниматели, получившие доход от индивидуальной деятельности. В связи с тем, что нотариальная деятельность не является предпринимательской, данное действие будет неправомерным. В профессиональные вычеты нотариуса следует включать все расходы, понесенные при осуществлении своей деятельности.

При исследовании данного вопроса будет справедливо выделить следующую проблему: «Какому суду подведомственны дела при решении споров налоговых органов и частных нотариусов?» Актуальность данного вопроса обусловлена тем, что налоговые органы при предъявлении иска к нотариусам не принимают во внимание постановление ВАС РФ по вопросам применения части первой Налогового кодекса РФ.[6] И обращаются в арбитражный суд для разрешения вопросов налогообложения. Согласно соответствующим положениям Арбитражного процессуального кодекса РФ[7] арбитражному суду полагается рассматривать дела, связанные с предпринимательской деятельностью. Рассмотрение данной категории дел отнесено к подведомственности судов общей юрисдикции.

Таким образом, подводя итог данной темы можно прийти к следующему выводу. Налогообложение доходов нотариусов отличается от налогообложения других категорий налогоплательщиков. Отличие это связано со статусом нотариуса - нотариальная деятельность является особой юридической деятельностью, которая осуществляется от имени государства, не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли.

Список литературы:

Нормативно-правовые акты:

1. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 28.12.2017)//СПС «Консультант Плюс»

2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ (ред.29.12.2017)//СПС «Консультант Плюс»

3. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года N 146-Федеральный закон "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" от 27.07.2006 N 137-ФЗ (ред. 19.02.2017)//СПС «КонсультантПлюс»

4. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате" (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1) (ред. от 31.12.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2018)//СПС «КонсультантПлюс»

Специальная литература:

5. Борзенко Б.А. Перспективы развития законодательства о нотариате. // Сборник материалов и статей к 10-летию Центра нотариальных исследований. М .2012 г

6. Калиниченко Г.Г. Нотариальное право и процесс в Российской Федерации,издательство: Норма, Инфра-М,г. Москва, М. 2012

Судебная практика:

7.Постановление Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации».

§ 10. Правовой статус нотариуса: права, обязанности и ответственность

1. Права нотариуса

Ранее уже отмечались особенности профессии нотариуса, определяющие в том числе и правовой статус нотариуса. Основные полномочия нотариуса, объем его прав и обязанностей отражены прежде всего в Основах законодательства РФ о нотариате, а также в ряде других законодательных и иных правовых актов.

Права нотариуса подразделяются на общие функциональные, которые ему предоставлены как всякому лицу, которое самостоятельно занимается определенным видом деятельности, и специальные права, которые отражают специфику нотариальной деятельности и его полномочия как нотариуса.

Общие функциональные права нотариуса заключаются в следующем. Согласно ст. 8 Основ законодательства РФ о нотариате нотариус, занимающийся частной практикой, вправе иметь контору, открывать в любом банке расчетный и другие счета, в том числе валютный, иметь имущественные и личные неимущественные права и обязанности, нанимать и увольнять работников, распоряжаться поступившим доходом, выступать в суде, арбитражном суде от своего имени и совершать другие действия в соответствии с законодательством РФ и республик в составе РФ.

Нотариус вправе пользоваться услугами системы государственного социального обеспечения, медицинского и социального страхования в порядке, установленном законодательством РФ.

Специальные права нотариуса заключаются в следующем. Нотариус вправе:

– совершать предусмотренные Основами законодательства РФ о нотариате нотариальные действия в интересах физических и юридических лиц, обратившихся к нему, за исключением случаев, когда место совершения нотариального действия определено законодательством РФ или международными договорами;

– составлять проекты сделок, заявлений и других документов, изготовлять копии документов и выписки из них, а также давать разъяснения по вопросам совершения нотариальных действий;

– истребовать от физических и юридических лиц сведения и документы, необходимые для совершения нотариальных действий.

Законодательством субъектов РФ нотариусу могут быть предоставлены и иные права.

2. Основные обязанности

Основные обязанности нотариуса предусмотрены целым рядом статей Основ законодательства РФ о нотариате (ст. 5, 6, 9, 10, 16, 18, 22, 24, 28 и др.). Обязанности нотариуса можно подразделять на:

1) должностные, связанные с соблюдением правил нотариального производства;

2) исполняемые в отношении лиц, обратившихся за совершением нотариальных действий;

3) вытекающие из членства в нотариальной палате;

4) связанные с самостоятельным ведением нотариусом финансово-хозяйственной деятельности;

5) связанные с исполнением обязанностей перед различными государственными органами и т.д.

В конечном счете все обязанности нотариуса взаимосвязаны, и их классификация позволяет понять их более глубоко и содержательно.

Основные обязанности нотариуса можно свести к следующему.

Обязанности нотариуса, вытекающие из правил нотариального производства, заключаются в следующем:

– соблюдать правила нотариального производства, установленные Основами законодательства РФ о нотариате и иными федеральными законами, законами субъектов РФ, другими правовыми актами;

– иметь нотариальный архив и обеспечивать его обработку, безопасность и доступность для всех лиц, имеющих право на получение информации и документов из архива;

– страховать свою деятельность;

– осуществлять нотариальное делопроизводство в соответствии с правилами, утверждаемыми Министерством юстиции РФ совместно с Федеральной нотариальной палатой;

– вести нотариальное делопроизводство на языке, предусмотренном законодательством РФ;

– иметь личную печать с изображением Государственного герба РФ, указанием фамилии, инициалов, должности нотариуса и места его нахождения или наименования государственной нотариальной конторы, штампы удостоверительных надписей, личные бланки.

Нотариус в отношении лиц, обратившихся за совершением нотариальных действий, обязан:

– оказывать физическим и юридическим лицам содействие в осуществлении их прав и защите законных интересов;

– разъяснять им права и обязанности;

– предупреждать о последствиях совершаемых нотариальных действий, с тем чтобы юридическая неосведомленность не могла быть использована им во вред;

– отказать в совершении нотариального действия в случае его несоответствия законодательству РФ или международным договорам;

– хранить в тайне сведения, которые стали ему известны в связи с осуществлением его профессиональной деятельности. Суд может освободить нотариуса от обязанности сохранения тайны, если против нотариуса возбуждено уголовное дело в связи с совершением нотариального действия.

Нотариус в связи с членством в нотариальной палате обязан:

– состоять членом нотариальной палаты;

– исполнять обязанности, вытекающие из членства в нотариальной палате по уплате членских взносов и других платежей, по участию в решении общепрофессиональных вопросов;

– представлять сведения о совершенных нотариальных действиях, иные документы, касающиеся его финансово-хозяйственной деятельности, в том числе личные объяснения, включая вопросы соблюдения либо несоблюдения профессиональной этики.

Нотариус в связи с самостоятельным ведением финансово-хозяйственной деятельности обязан:

– соблюдать в отношении персонала нотариальной конторы действующее трудовое законодательство;

– вести надлежащий учет результатов своей финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с действующим налоговым законодательством.

Нотариус в отношении государственных органов обязан:

– в случаях, предусмотренных законодательными актами РФ, представить в налоговый орган справку о стоимости имущества, переходящего в собственность граждан, необходимую для исчисления налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения;

– уплачивать законно установленные налоги и сборы;

– сообщать в пределах, установленных Основами законодательства РФ о нотариате, информацию, отнесенную к нотариальной тайне.

3. Ответственность нотариуса

Ответственности нотариуса посвящена ст. 17 Основ законодательства РФ о нотариате. Законодательством установлена двоякая ответственность нотариусов в зависимости от того, каков правовой статус нотариуса – государственный либо занимающийся частной практикой.

Здесь следует иметь в виду следующее. Нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, в случае совершения действий, противоречащих законодательству РФ, несет дисциплинарную ответственность в установленном законом порядке, а именно Трудовым кодексом РФ. Вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий государственного нотариуса, возмещается за счет казны РФ (ст. 1069 ГК).

Нотариус, занимающийся частной практикой, умышленно разгласивший сведения о совершенном нотариальном действии или совершивший нотариальное действие, противоречащее законодательству РФ, обязан по решению суда возместить причиненный вследствие этого ущерб. В других случаях ущерб возмещается нотариусом, если он не может быть возмещен в ином порядке. В данном случае следует иметь в виду следующее.

Во-первых, взаимоотношения нотариуса и лиц, обратившихся к нему за совершением нотариального действия, имеют не частноправовую, а публично-правовую основу. Поэтому и ответственность нотариуса в данном случае наступает в рамках не гражданско-правовых, а публично-правовых отношений. Отсюда проистекает важное правило о том, что к взаимоотношениям нотариуса и лиц, обратившихся за совершением нотариального действия, неприменимо законодательство о защите прав потребителей.

Во-вторых, речь может идти во всех случаях только о виновной ответственности нотариуса, когда судом установлена его виновность в нарушении правил нотариального производства. Иное толкование фактически означало бы применение по отношению к нотариусу уголовной ответственности в виде конфискации имущества нотариуса.

В-третьих, следует иметь в виду, что нотариус отвечает за определенный участок деятельности и взаимодействует с целым рядом органов, в отношении юридических действий и выданных ими документов он не имеет права ревизии и контроля.

Например, сделка купли-продажи жилого помещения может быть признана недействительной в связи с неправильно проведенной ранее приватизацией. В этом случае ответственность по возмещению ущерба должна возлагаться на орган, заключавший договор передачи жилого помещения в собственность граждан и неправильно установивший фактический состав (не включив кого-либо из лиц, имевших право на приватизацию, в число собственников жилого помещения). Ведь нотариусу не предоставлено право контроля за действиями органов местного самоуправления, которые заключали договоры передачи жилых помещений в собственность граждан. Аналогичные ситуации возникают на практике в связи с представлением ошибочных данных из паспортных столов о составе лиц, проживающих в жилом помещении, и т.д.

Из того же следует исходить и в тех случаях, когда «порочной» была первая сделка в простой письменной форме, прошедшая только государственную регистрацию, без нотариального удостоверения. В подобном случае если причиной ущерба является первая не удостоверенная нотариально сделка, то имущественная ответственность должна возлагаться на учреждения юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В-четвертых, в ст. 17 Основ законодательства РФ о нотариате речь идет о возмещении ущерба. Согласно ст. 15 ГК убытки включают реальный ущерб и упущенную выгоду. Поэтому нотариус не может возмещать упущенную выгоду, а также понесенный моральный вред[72].

Следует иметь в виду, что в отношении нотариусов, занимающихся частной практикой, возможно применение мер ответственности, предусмотренных уставом нотариальной палаты либо решением общего собрания нотариальной палаты. Так, в ряде нотариальных палат приняты собственные правила дисциплинарной или профессиональной ответственности, предусматривающие порядок наложения и меры ответственности, применяемые в отношении нотариусов – членов данной нотариальной палаты, за существенные упущения в работе, которые не дают вместе с тем оснований для обращения нотариальной палаты с иском об освобождении от полномочий.

Полагаем, что система гарантий имущественной ответственности нотариусов должна быть в корне пересмотрена. Во-первых, следует повысить минимальный уровень страхования нотариусов, установленный в ст. 18 Основ. Во-вторых, ввести коллективную ответственность нотариусов путем страхования их ответственности нотариальными палатами. Первый такой опыт имеется в Нотариальной палате Свердловской области. В-третьих, при совершенствовании системы гарантий ответственности использовать зарубежный опыт – здесь имеется немало интересного и полезного для восприятия[73].

Вопрос 127. Работодатель как субъект трудового права. Его правовой статус.

Вопрос 127. Работодатель как субъект трудового права. Его правовой статус. Работодатель – физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать

Права, обязанности и ответственность общественных объединений

Права, обязанности и ответственность общественных объединений Общественные объединения в РФ имеют право:? свободно распространять информацию о своей деятельности, проводить собрания, митинги, демонстрации;? учреждать СМИ (газеты, журналы), вести издательскую

20. Обязанности нотариуса

20. Обязанности нотариуса Основы о нотариате закрепляют обязанности нотариуса (как частнопрактикующего, так и государственного):• оказывать физическим и юридическим лицам содействие в осуществлении их прав и защите законных интересов;• разъяснять им права и

22. Правовой статус лица, замещающего нотариуса, занимающегося частной практикой

22. Правовой статус лица, замещающего нотариуса, занимающегося частной практикой Согласно Основам нотариус должен лично исполнять свои профессиональные обязанности. Кроме того, нотариус должен исполнять свои обязанности непрерывно, так как необходимость в совершении

30. Дисциплинарная ответственность нотариуса

30. Дисциплинарная ответственность нотариуса Вполне возможна ситуация, когда нотариус будет злоупотреблять собственными полномочиями, нарушать действующее законодательство. Возможна и его ошибка в процессе рассмотрения правовой ситуации. В качестве формы

31. Уголовная ответственность нотариуса

31. Уголовная ответственность нотариуса Наиболее репрессивной по характеру является уголовная ответственность. УК РФ вводит следующий состав преступления – «Злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами». Объективная сторона (ч. 1 ст. 202):

32. Гражданско-правовая ответственность нотариуса

32. Гражданско-правовая ответственность нотариуса Нотариус, занимающийся частной практикой, несет бремя полной гражданско-правовой ответственности при умышленном разглашении сведений о нотариальном действии, а также при совершении нотариального действия,

Тема 5. Административно-правовой статус гражданина как субъекта административного права

Тема 5. Административно-правовой статус гражданина как субъекта административного права 1. Конституционно-правовой статус личности и гражданина как основа всех отраслевых, особенных и специальных правовых статусов граждан Нормы международного и российского права

Тема 6. Административно-правовой статус общественных объединений граждан как субъектов административного права

Тема 6. Административно-правовой статус общественных объединений граждан как субъектов административного права 1. Понятие и виды (организационно-правовые формы) общественных объединений граждан Субъектами — участниками управленческих административно-правовых

§ 9. Стажер и помощник нотариуса, исполнение обязанностей нотариуса

§ 9. Стажер и помощник нотариуса, исполнение обязанностей нотариуса По смыслу Основ законодательства РФ о нотариате работа нотариуса носит сугубо личностный, доверительный характер и не может осуществляться иными лицами. Нотариальная деятельность в этом плане

Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации

Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации 1. Под правовым статусом педагогического работника понимается совокупность прав и свобод (в том числе академических прав и свобод), трудовых прав,

42. Обязанности нотариуса

42. Обязанности нотариуса При совершении нотариальных действий нотариусы обладают равными правами и исполняют одинаковые обязанности независимо от того, работают ли они в государственной нотариальной конторе или занимаются частной практикой.В Основах

Читайте также: