Плательщик ндпи подлежит постановке на налоговый учет

Опубликовано: 22.04.2024

4.7 Налог на добычу полезных ископаемых

Налог на добычу полезных ископаемых является федеральным на ­ логом, регулируется НК РФ (главой 26 «Налог на добычу полезных ископаемых») и обязателен к применению на всей территории Рос ­ сийской Федерации.

Налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых признаются организации и индивидуальные предприниматели, при ­ знаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Налогоплательщики подлежат постановке на учет в качестве нало ­ гоплательщика налога на добычу полезных ископаемых по месту на ­ хождения участка недр в течение 30 календарных дней с момента го ­ сударственной регистрации лицензии (разрешения) на пользование участком недр.

Налогоплательщики, осуществляющие добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключитель ­ ной экономической зоне Российской Федерации, а также за предела ­ ми территории Российской Федерации, если добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федера ­ ции (либо арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора), подлежат постановке на учет в качестве налогоплательщика налога по месту нахождения орга ­ низации либо месту жительства физического лица.

Объектом налогообложения признаются:

  • полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добы ­ вающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии с законодательством Российской Фе ­ дерации;
  • полезные ископаемые, добытые из недр за пределами террито ­ рии Российской Федерации, если эта добыча осуществляется на тер ­ риториях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора), на участке недр, предоставлен ­ ном налогоплательщику в пользование.

Полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), по своему качеству соответствую ­ щая государственному стандарту РФ, стандарту отрасли, региональ ­ ному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемо ­ го - стандарту (техническим условиям) организации.

Объектом налогообложения признается только добытое полезное ископаемое.

Видами добытого полезного ископаемого являются: антрацит, уголь каменный, уголь бурый и горючие сланцы, торф, углеводород ­ ное сырье (нефть, газовый конденсат, газ горючий природный) и дру ­ гие виды в соответствии с п. 2 ст. 337 НК РФ.

Налоговая база определяется двумя методами в зависимости от вида добываемого полезного ископаемого:

Виды полезных ископаемых

Нефть обезвоженная, обессоленная и ста ­ билизированная, попутный газ и газ го ­ рючий природный из всех видов место ­ рождений углеводородного сырья

Количество «добытых полезных ископаемых в натуральном выра ­ жении

Остальные виды добываемых полезных ископаемых

Стоимость добытых полезных ископаемых

Количество добытого полезного ископаемого определяется нало ­ гоплательщиком самостоятельно в единицах массы или объема. Опре ­ деление количества добытого полезного ископаемого осуществляется двумя методами:

  • прямой — посредством применения измерительных средств и ус ­ тройств. Количество добытого полезного ископаемого определяется с учетом фактических потерь;
  • косвенный — количество добытого полезного ископаемого оп ­ ределяется расчетно по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье.

Применяемый метод определения количества добытого полезного ископаемого подлежит утверждению в учетной политике налогопла ­ тельщика для целей налогообложения и применяется налогоплательщиком в течение всей деятельности по добыче полезного ископаемого. Метод определения количества добытого полезного ископаемого, ут ­ вержденный налогоплательщиком, подлежит изменению только в случае внесения изменений в технический проект разработки место- I рождения полезных ископаемых в связи с изменением применяемой технологии добычи полезных ископаемых.

Оценка стоимости добытых полезных ископаемых определяется одним из трех способов:

  • исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствую ­ щий налоговый период цен реализации без учета субсидий — способ применяется при наличии государственных субсидий из бюджета к ценам реализации на возмещение разницы между оптовой ценой и расчетной стоимостью;
  • исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствую ­ щий налоговый период цен реализации добытого полезного ископае ­ мого — способ применяется при отсутствии государственных субси ­ дий из бюджета к ценам реализации;
  • исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых — способ применяется при отсутствии у налогоплательщика реализа ­ ции. Сущность каждого способа оценки стоимости добытых полезных ископаемых изложена в ст. 340 НК РФ.

Налоговым кодексом РФ установлены налоговые льготы по нало ­ гу на добычу полезных ископаемых: в п. 2 ст. 336 дан Перечень полез ­ ных ископаемых, не признаваемых объектом налогообложения.

Налоговым периодом признается календарный месяц.

По налогу на добычу полезных ископаемых установлены налого ­ вые ставки от 0 до 8% (ст. 342 НК РФ).

Сумма налога по добытым полезным ископаемым исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода по каждому добытому полезному ископаемому. Налог подлежит упла ­ те по месту нахождения каждого участка недр, предоставленного на ­ логоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Сумма налога, исчисленная по полезным ископаемым, добытым за пределами территории Российской Федерации, подлежит уплате по месту нахождения организации или месту жительства индивидуаль ­ ного предпринимателя.

Налог уплачивается не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговая декларация представляется в налоговый орган по ме ­ сту нахождения (месту жительства) налогоплательщика не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим налоговым пери ­ одом, по форме, утвержденной приказом Минфина России.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика НДПИ и НДД

При каких обстоятельствах возникает основание для постановки организации или индивидуального предпринимателя на учет в качестве плательщика НДПИ? Каким образом осуществляется данная процедура? Подлежит ли организация (предприниматель) постановке на учет в качестве плательщика НДПИ, если пользование недрами не связано с добычей полезных ископаемых, являющихся объектом обложения указанным налогом? Должен ли пользователь недр представлять налоговую декларацию по НДПИ в налоговый орган, в котором он поставлен на учет в качестве плательщика данного налога? (В рамках этой статьи не затрагивается вопрос о постановке на учет налогоплательщиков при выполнении соглашений о разделе продукции).

Основание для постановки на учет

  • по месту нахождения организации;
  • по месту нахождения ее обособленных подразделений;
  • по месту жительства физического лица;
  • по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств;
  • по иным основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом. К данным основаниям, в частности, относится наличие у организации или индивидуального предпринимателя в пользовании участка недр. Согласно п. 1, 2ст. 335 НК РФ плательщики НДПИ подлежат постановке на учет в качестве таковых:
1) по месту нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование. Местом нахождения такого участка признается территория субъекта (субъектов) РФ, на которой расположен участок недр;

2) по месту нахождения организации (месту жительства физического лица). Постановка на учет по месту нахождения (жительства) налогоплательщика производится в том случае, если добыча полезных ископаемых осуществляется на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование, расположенном:

  • на континентальном шельфе РФ (включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря РФ на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка);
  • в исключительной экономической зоне РФ. Такой зоной признается морской район, находящийся за пределами территориального моря РФ и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным специальным законом, международными договорами РФ и нормами международного права;
  • за пределами территории РФ на территориях под юрисдикцией РФ либо арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора.
Разберемся, при каких обстоятельствах считается, что участок недр предоставлен в пользование. Порядок пользования недрами в РФ и отношения, возникающие в связи с их использованием, регулируются нормами Закона о недрах.

Исходя из ст. 9 данного закона права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр. Именно лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий (ст. 11 Закона о недрах). Следовательно, единственным критерием для придания организации или индивидуальному предпринимателю статуса плательщика НДПИ и основанием для постановки на учет в таком качестве является наличие лицензии на пользование недрами. (Подтверждает это и тот факт, что постановка на учет производится в течение 30 календарных дней с момента государственной регистрации лицензии (разрешения) на пользование участком недр (п. 1 ст. 335 НК РФ).) Причем на необходимость постановки на учет не влияет указанное в лицензии целевое назначение разрешенных работ. Это означает, что пользователь недр подлежит постановке на учет в качестве плательщика НДПИ при осуществлении любого вида пользования недрами, в том числе того, в результате которого не осуществляется добыча полезных ископаемых, являющаяся объектом обложения НДПИ (письма ФНС РФ от 06.12.2013 № ГД-4-3/22016, Минфина РФ от 08.10.2013 № 03-06-05-01/41901).

Виды пользования недрами перечислены в ст. 6 Закона о недрах. Недра предоставляются в пользование:

1) для регионального геологического изучения, включающего:

  • региональные геолого-геофизические работы;
  • геологическую съемку;
  • инженерно-геологические изыскания;
  • научно-исследовательские, палеонтологические и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр;
  • геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга состояния недр, контроль за режимом подземных вод;
  • иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр;
2) для геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, а также для геологического изучения и оценки пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

3) для разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе для использования отходов горнодобывающего производства и связанных с ним перерабатывающих производств;

4) для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

5) для образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научных и учебных полигонов, геологических заповедников, заказников, памятников природы, пещер и других подземных полостей);

6) для сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Процедура постановки на учет

Передача налоговым органам сведений о предоставлении прав на пользование природными ресурсами – обязанность лицензирующих органов (органов, осуществляющих учет и (или) регистрацию пользователей природными ресурсами, а также лицензирование деятельности, связанной с пользованием данными ресурсами). На это им отводится 10 рабочих дней после регистрации (выдачи соответствующей лицензии, разрешения) природопользователя (п. 7 ст. 85 НК РФ). Уточним: сведения подлежат передаче в налоговый орган по месту нахождения лицензирующего органа. В свою очередь, указанный налоговый орган не позднее рабочего дня, следующего за днем получения сведений, направляет их по каналам связи:

1) в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя в двух случаях – во-первых, если участок (участки) недр и место нахождения организации или место жительства индивидуального предпринимателя расположены на территории одного субъекта РФ, во-вторых, если участок недр расположен на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ или за пределами территории РФ на территориях, находящихся под юрисдикцией РФ (либо арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора);

2) в межрайонную инспекцию МНС по крупнейшим налогоплательщикам по субъекту РФ, если пользователем недр является организация, состоящая на учете в названной инспекции в качестве крупнейшего налогоплательщика;

  • налоговый орган субъекта РФ, в котором налогоплательщик – пользователь недр уже состоит на учете в качестве плательщика НДПИ;
  • налоговый орган по месту нахождения участка недр, если налогоплательщику предоставлен в пользование один участок недр и данный налогоплательщик не состоит на учете ни в одном из налоговых органов по указанному основанию в субъекте РФ;
  • налоговый орган по месту нахождения одного из участков недр, если налогоплательщику предоставлены в пользование несколько участков недр и этот налогоплательщик не состоит на учете ни в одном из налоговых органов по такому основанию в субъекте РФ.
Постановка на учет пользователя недр в качестве плательщика НДПИ осуществляется соответствующим налоговым органом в течение пяти дней со дня получения сведений или решения и сведений, но не позднее 30 дней с момента государственной регистрации лицензии на пользование участком недр. В тот же срок организации должно быть выдано (направлено по почте с уведомлением о вручении) уведомление по форме 9-НДПИ-1, индивидуальному предпринимателю – по форме 9-НДПИ-2. Кроме того, в трехдневный срок со дня постановки на учет копия уведомления направляется в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства предпринимателя.

Снятие с учета

Далее полученные сведения следуют тем же путем, что и сведения о предоставлении прав на пользование недрами. В течение рабочего дня они направляются в налоговый орган:

  • по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя;
  • в межрайонную инспекцию МНС по крупнейшим налогоплательщикам по субъекту РФ;
  • в Управление МНС по субъекту РФ по месту нахождения участка (участков) недр, которое передает сведения в течение следующего рабочего дня в уполномоченный налоговый орган.
О снятии налогоплательщика с учета налоговый орган должен уведомить «бывшего» пользователя недр в произвольной форме, а также в трехдневный срок налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства предпринимателя.

Представление налоговой декларации

В пункте 1 ст. 346 НК РФ зафиксировано: налоговая декларация по НДПИ представляется пользователем недр в налоговые органы по месту нахождения (месту жительства) налогоплательщика. Данная норма, как указала ФНС, является императивной, поэтому местом представления налоговой декларации по НДПИ следует считать инспекцию ФНС по месту нахождения (жительства) налогоплательщика (Письмо от 06.06.2013 № ЕД-4-3/10408@). Из этого правила есть исключение, касающееся налогоплательщиков, отнесенных к категории крупнейших. Таковые представляют декларацию по НДПИ в межрегиональную (межрайонную) инспекцию ФНС по крупнейшим налогоплательщикам, в которой они поставлены на учете (абз. 4 п. 3 ст. 80 НК РФ).

При заполнении налоговой декларации на титульном листе (на листе 01) указывается код налогового органа, в который представляется документ. Так, в случае представления декларации по месту нахождения российской организации, не являющейся крупнейшим налогоплательщиком, ставится код «214», по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика – «213».

Уплата налога

Если же налог исчисляется по полезным ископаемым, добытым за пределами территории РФ, он уплачивается в бюджет по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя (п. 3 ст. 343 НК РФ).

Получение организацией (индивидуальным предпринимателем) лицензии на пользование участком недр означает, что она будет поставлена на учет в налоговом органе по месту нахождения участка недр, предоставленного в пользование, или по месту нахождения организации (месту жительства физического лица), если добыча осуществляется за пределами территории РФ или территориального моря РФ. Соответствующие сведения в налоговый орган предоставляются лицензирующим органом. То же самое он сделает и в случае прекращения права пользования недрами, что явится основанием для снятия организации (предпринимателя) с учета в качестве плательщика НДПИ.

Постановка на учет в качестве плательщика НДПИ не по месту нахождения (жительства) пользователя недр не означает, что налоговая декларация по НДПИ не должна представляться по месту нахождения организации или между жительства индивидуального предпринимателя. Исключение касается только организации, отнесенной к категории крупнейших налогоплательщиков, которая представляет декларацию по НДПИ в налоговую инспекцию по крупнейшим налогоплательщикам. А вот уплата НДПИ и место нахождения участка недр взаимосвязаны, за исключением ситуации, когда добыча полезных ископаемых производится за пределами территории РФ.

В настоящее время участились выездные налоговые проверки организаций – плательщиками налога на добычу полезных ископаемых. О том, какие моменты нужно учесть, чтоб не стать «добычей» налоговиков, рассказывает Антон Севостьянов, исполнительный директор ООО «Энергия права».

Вопрос. Организации, использующие недра, платят налог на добычу полезных ископаемых. У всех недропользователей существуют потери, обусловленные технологией добычи ископаемых. Нужно ли с них налог платить НДПИ?

Ответ. Нормативные потери полезных ископаемых — это фактические потери при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождений, в пределах нормативов потерь. Порядок утверждения нормативов потерь определяется постановлением Правительства от 29 декабря 2001 г. № 921 «Об утверждении правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения». С нормативных потерь платить НДПИ не нужно. Ведь его ставка в этом случае равна — ноль процентов или ноль рублей (подп. 1 п. 1 ст. 342, ст. 338 НК).

Чтобы применять нулевую ставку, необходимо вести учет фактических потерь. А это происходит только при прямом методе. Дело в том, что в этом случае фирма рассчитывает разницу между расчетным количеством полезного ископаемого и количеством фактически добытого полезного ископаемого, определяемым по завершении полного технологического цикла.

В случае, если определение количества добытых полезных ископаемых прямым методом невозможно, применяется косвенный метод. При косвенном методе фактические потери включены в расчетные данные содержания полезного ископаемого в минеральном сырье. Фактические потери полезного ископаемого при определении налоговой базы учитывают в том налоговом периоде, в котором проводилось их измерение (письмо Минфина от 12 октября 2006 г. № 03-07-01-02/53, письмо Минэкономразвития от 7 ноября 2006 г. № 16542-КА/Д07).

Обратите внимание: если у организации отсутствуют утвержденные нормативы потерь на следующий год, то до утверждения применяют нормативы потерь, утвержденные ранее в порядке, определенном Правительством. При отсутствии нормативов потерь по новым месторождениям, применяются нормативы потерь, установленные техническим проектом (подп. 1 п.1 ст. 342 НК). И в случае утверждения нормативов потерь законодательство не предусматривает перерасчет НДПИ. Чем подтвердить?

Вопрос. Документ, подтверждающий право компании на применение нулевой налоговой ставки по НДПИ, законодательством не предусмотрен. Как можно подтвердить льготу?

Ответ. На этот вопрос ответил Минфин в письме от 7 сентября 2006 г. № 03-07-01-02/48. Организации, которые используют недра, ведут разведку и разработку месторождений, по объектам недропользования предоставляют государственную статистическую отчетность по форме 6-гр. Эта форма содержит сведения о состоянии и изменении запасов нефти, газа, конденсата, этана, пропана, бутанов, серы, гелия, азота и углекислого газа (п. 2 Постановления Госкомстата от 18 июня 1999 г. № 44). В графе 4 формы 6-гр указывают качественные характеристики полезных ископаемых. Минфин считает, что сданная статочетность по форме 6-гр может быть документом, который подтверждает право компаний на применение нулевой ставки по НДПИ. Два субъекта

Вопрос. Организация-недропользователь, имеющая лицензию, как плательщик НДПИ добывает полезные ископаемые на участке, расположенном в двух разных регионах. Каким образом следует уплачивать НДПИ?

Ответ. Сумму НДПИ исчисляют по итогам каждого налогового периода по каждому виду добытого ископаемого. Налог уплачивают по месту нахождения каждого участка недр, предоставленного компании в пользование (п. 2 ст. 343 НК). Так как местом нахождения участка недра, признается территория субъекта Российской Федерации, то платить налог нужно в бюджеты разных субъектов, в размерах, соответствующих объему добытых полезных ископаемых (п. 1 ст. 335 НК). При этом сумму, которая подлежит уплате, рассчитывают исходя из доли полезного ископаемого, добытого на каждом участке недр, в общем количестве добытого полезного ископаемого соответствующего вида (п. 2 ст. 343 НК). Ископаемые из отходов

Вопрос. Должна ли компания исчислять и уплачивать НДПИ, если полезные ископаемые извлекают из отходов собственного добывающего производства?

Ответ. Если организация из собственных отходов горнодобывающего и перерабатывающих производств извлекает полезные ископаемые, то для того, чтобы не платить НДПИ нужно подтвердить факт, что налог при добыче полезных ископаемых из недр был уже уплачен (подп. 4 п. 2 ст. 336 НК). Однако есть исключение из правил. НДПИ все же придется заплатить, если добыча полезных ископаемых из отходов подлежит отдельному лицензированию (п. 1 ст. 336 НК). Что бы избежать ошибок

Вопрос. Наше предприятие эксплуатирует нефтегазоконденсатные и газоконденсатные месторождения после добычи минерального сырья, осуществляют его подготовку, в результате осуществления которых получается нестабилизированный газовый конденсат (смесь) — конечный продукт. Организации, которые осуществляют дальнейшую переработку нестабильного газового конденсата, получают из него стабильный газовый конденсат. Операций по получению стабильного газового конденсата прямо предусмотрено техническим проектом эксплуатации месторождения. Как правильно определить налоговую базу по НДПИ?

Ответ. Во-первых, в учетной политике фирмы нужно указать такие моменты:

  • вид полезного ископаемого, под которым понимают продукцию, получаемую после прохождения всех технологических операций, предусмотренных техническим проектом эксплуатации месторождения. Обратите внимание — это полезное ископаемое не является продуктом переработки или обогащения. Исключением будет только стабилизированный газовый конденсат, добываемый на месторождениях, проектами эксплуатации которых прямо предусмотрено его получение в качестве конечного продукта. Во всех остальных случаях полезным ископаемым будет являться нестабильный газовый конденсат;
  • с учетом того, что нестабильный газовый конденсат добывают в составе минерального сырья, на современном этапе развития технологии невозможно осуществлять прямой способ учета его добычи. Поэтому фирме лучше указать, что при добыче нестабильного газового конденсата используется косвенный способ учета.Как определить налоговую базу по нестабильному газовому конденсату рассмотрим на примере.

    Пример

    По данным учета (косвенный метод) предприятие в налоговом периоде осуществило добычу 600 тонн нестабилизированного газового конденсата. Из них было реализовано 200 тонн по цене 3000 рублей тонна. Таким образом, налоговая база по НДПИ составит:
    600 х 3000 = 1 800 000 рублей
    1 800 000 х 17,5% = 315 000 рублей

    Значит, сумма налога на добычу полезных ископаемых к уплате в бюджет составит 315 000 рублей.

    Обратите внимание: в случае, если компания получает стабилизированный газовый конденсат и осуществляет его реализацию, несмотря на то, что техническим проектом эксплуатации месторождения это не предусмотрено, для расчета НДПИ можно определить стоимость полезного ископаемого по количеству нестабилизированного газового конденсата. Стоимость единицы полезного ископаемого определяют затратным методом.

    Если техническим проектом эксплуатации месторождения предусмотрено получение в качестве конечного продукта стабилизированного газового конденсата, то в этом случае его считают полезным ископаемым.

    С полным текстом использованных документов можно ознакомиться в СПС КонсультантПлюс.


    Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

    В данной работе рассмотрены самые актуальные проблемы для налогоплательщиков налога на добычу полезных ископаемых, которые сложились в правоприменительной практике.

    С 1 января 2016 года введено много новых норм в правовом регулировании НДПИ, что будет также отражено в данном комментарии.

    Читатели смогут узнать все самые важные и необходимые разъяснения Минфина России, ФНС России, касающиеся конкретных положений главы 26 НК РФ.

    Автор будет благодарен за любые предложения и замечания о высказанной им в комментарии точке зрения (y_lermontov@mail.ru).

    Комментарий к статье 334. Налогоплательщики

    Обязанность по уплате налога на добычу полезных ископаемых возложена комментируемой статей на организации и индивидуальных предпринимателей, признаваемых пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Согласно пункту 1 статьи 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.

    Следовательно, налогоплательщиками НДПИ являются организации и индивидуальные предприниматели, входящие в круг лиц, имеющих правовой статус пользователей недр в соответствии с Законом Российской Федерации от 21.02.92 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон N 2395-1).

    В соответствии с положениями Закона N 2395-1 пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе и юридические лица.

    В соответствии с абзацами 1, 2, 3 статьи 11 Закона N 2395-1 предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.

    Предоставление участка (участков) недр в пользование на условиях соглашения о разделе продукции оформляется лицензией на пользование недрами.

    Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

    В силу абзаца 7 статьи 9 Закона N 2395-1 права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр, при предоставлении права пользования участком недр на условиях соглашения о разделе продукции - с даты вступления такого соглашения в силу.

    Следовательно, лицо приобретает статус недропользователя с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр.

    По вопросу наличия основания для постановки на учет в качестве налогоплательщика НДПИ обратимся к официальным разъяснения Минфина России.

    Обращаем внимание, что комментируемая статья была дополнена пунктом 2, который был введён Федеральным законом от 29.11.2014 N 379-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя". Как известно, недавно в состав РФ вошли два новых субъекта - Республика Крым и город федерального значения Севастополь, в связи с чем законодателю необходимо адаптировать новые субъекты к российской системе налогов и сборов.

    Согласно указанному нововведению с 1 января 2016 года налогоплательщиками НДПИ признаются организации, сведения о которых внесены в единый государственный реестр юридических лиц на основании статьи 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на основании лицензий и иных разрешительных документов, действующих в порядке, установленном статьей 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя".

    В Письме Минфина России от 08.10.2013 N 03-06-05-01/41901 указано, что порядок пользования недрами в Российской Федерации и отношения, возникающие в связи с их использованием, регулируются нормами Закона N 2395-1, согласно которым права и обязанности пользователя недр возникают с момента государственной регистрации лицензии на пользование участком недр.

    Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Допускается предоставление лицензий на несколько видов пользования недрами.

    Таким образом, единственным критерием для придания организации или индивидуальному предпринимателю статуса налогоплательщика НДПИ и основанием для постановки на учет в этом качестве является наличие лицензии на пользование недрами независимо от указанного в ней целевого назначения разрешенных работ.

    В Письме Минфина России от 17.09.2015 N 03-06-06-01/53408 также разъясняется, что новая организация становится пользователем недр и, соответственно, плательщиком НДПИ с даты государственной регистрации переоформленной лицензии на право пользования недрами. При этом в случае если налогоплательщик НДПИ не осуществляет в период переоформления лицензии деятельность, связанную с добычей полезных ископаемых, обязанность по представлению в налоговый орган налоговой декларации за ним сохраняется. В данном случае в соответствующих графах декларации следует проставлять прочерк.

    Таким образом, организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся пользователями недр, подлежат постановке на учет в качестве налогоплательщиков НДПИ, с момента государственной регистрации лицензии на пользование участком недр.

    Единственным критерием для придания организации или индивидуальному предпринимателю статуса налогоплательщика НДПИ и основанием для постановки на учет в этом качестве является наличие лицензии на пользование недрами независимо от указанного в ней целевого назначения разрешенных работ.

    Следует отметить, что по лицензии на пользование недрами может быть предоставлено право на геологическое изучение недр и иные виды пользования недрами, осуществляемые налогоплательщиком, которое может повлечь появление объекта налогообложения по НДПИ.

    Пользователь недр подлежит постановке на учет в качестве налогоплательщика НДПИ при осуществлении любого вида пользования недрами.

    Комментарий к статье 335. Постановка на учет в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых

    Пунктом 1 статьи 83 НК РФ установлено, что в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным НК РФ.

    Комментируемой статьей установлены специальные правила постановки на учет в качестве плательщика налога на добычу полезных ископаемых.

    Местом постановки налогоплательщика на учет в качестве налогоплательщика НДПИ является место нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование в соответствии с Законом N 2395-1. Местом нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование, признается территория субъекта (субъектов) Российской Федерации, на которой (которых) расположен участок недр.

    Обращаем внимание, что пункт 1 комментируемой статьи был добавлен тремя новыми абзацами, которые были введены Федеральным законом от 29.11.2014 N 379-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя". Данные нововведения установили новую обязанность для "новых" налогоплательщиков НДПИ по подаче соответствующих документов до 1 февраля 2015 года с переводом на русский язык, заверенным в установленном порядке, в налоговый орган по месту нахождения организации.

    На основании указанных документов осуществляется их постановка на учёт.

    Пункт 2 комментируемой статьи предусматривает особое правило определения места постановки на учет в качестве плательщика НДПИ для налогоплательщиков, осуществляющих добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также за пределами территории Российской Федерации, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (либо арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование, подлежат постановке на учет в качестве налогоплательщика налога по месту нахождения организации либо по месту жительства физического лица.

    Определен также специальный срок, в течение которого налогоплательщик НДПИ обязан исполнить свою обязанность встать на учет в налоговых органах.

    Указанная обязанность должна быть исполнена в течение 30 календарных дней с момента государственной регистрации лицензии (разрешения) на пользование участком недр.

    В Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 29.11.2011 N А25-869/2011 рассмотрено дело, по обстоятельствам которого налогоплательщик получил лицензию на осуществление деятельности по добыче полезных ископаемых. С этого момента он был поставлен на учет в качестве налогоплательщика НДПИ и уплачивал соответствующий налог. Налоговый орган в ходе налоговой проверки установил осуществление подразделением общества деятельности по добыче полезных ископаемых без постановки подразделения на налоговый учет, что привело к сокрытию доходов. При этом налоговый орган произвел расчет дохода с момента начала осуществления налогоплательщиком деятельности по добыче полезных ископаемых, а не с момента получения им лицензии на осуществление деятельности по добыче полезных ископаемых.

    В итоге суд пришел к выводу о том, что событие налогового правонарушения - осуществление деятельности без постановки на налоговый учет отсутствует, поскольку налоговый орган не учел особенности постановки на учет организаций в качестве плательщиков налога на добычу полезных ископаемых.

    У налогоплательщиков НДПИ может возникнуть вопрос об определении налогового органа, в который предоставляется налоговая декларация по НДПИ, поскольку положения главы 26 НК РФ регулируют данный вопрос в порядке, отличающемся от общеустановленного в статье 80 НК РФ.

    Так согласно пункту 3 статьи 80 НК РФ, налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика.

    Как указывалось, налогоплательщики подлежат постановке на учет в качестве плательщика НДПИ по месту нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование.

    Однако пункт 1 статьи 345 НК РФ предписывает подавать налоговую декларацию по НДПИ в налоговые органы по месту нахождения (месту жительства) налогоплательщика.

    В данном случае, следует руководствоваться специальной нормой, в силу которой местом представления налоговой декларации по НДПИ является налоговый орган по месту нахождения (месту жительства) налогоплательщика.

    В Письме ФНС России от 06.06.2013 N ЕД-4-3/10408@ разъяснено, что местом представления налоговой декларации по НДПИ будет инспекция ФНС России по месту нахождения налогоплательщика.

    Комментарий к статье 336. Объект налогообложения

    В силу пункта 1 статьи 336 НК РФ объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых признаются полезные ископаемые, перечисленные в подпунктах 1-3 пункта 1 статьи 336 НК РФ.

    В соответствии с пунктом 1 статьи 337 НК РФ указанные в пункте 1 статьи 336 НК РФ полезные ископаемые именуются добытым полезным ископаемым.

    Таким образом, объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых признается добытое полезное ископаемое.

    В свою очередь, полезным ископаемым пункт 1 статьи 337 НК РФ признает продукцию горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащуюся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первую по своему качеству соответствующую национальному стандарту, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту организации.

    Пункт 1 статьи 336 НК РФ группирует полезные ископаемые, являющиеся объектом обложения НДПИ следующим образом: добытые из недр и извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства.

    Полезные ископаемые, добытые из недр, в свою очередь, могут добываться из недр на территории РФ либо - за пределами ее территории.

    Рассмотрим каждую из указанных групп объектов налогообложения НДПИ в отдельности.

    В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 336 НК РФ объектом обложения НДПИ признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с Законом N 2395-1.

    На основании статьи 6 Закона N 2395-1 недра предоставляются в пользование для:

    1) регионального геологического изучения, включающего региональные геолого-геофизические работы, геологическую съемку, инженерно-геологические изыскания, научно-исследовательские, палеонтологические и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга состояния недр, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр;

    2) геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, а также геологического изучения и оценки пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

    3) разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, а также в случае разведки и добычи углеводородного сырья для размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд;

    4) строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

    5) образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости);

    6) сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

    В Письме ФНС России от 14.01.2015 N ГД-4-3/170@ сообщается, что положениями НК РФ не предусмотрено использование заключения государственной экспертизы запасов нефти, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленном порядке ведение государственного баланса запасов полезных ископаемых при применении коэффициента Кд, в целях толкования понятия залежь.

    Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) взимается с пользователей недр с 2001 года. ФЗ-126 от 08/08/01 г. в НК РФ была введена новая глава, 26, устанавливающая правила, по которым взимается налог.

    НДПИ в налогом законодательстве

    Согласно НК РФ полезное ископаемое — это продукт горнодобычи и карьерной разработки, содержащийся в минеральном сырье. Продукция должна соответствовать стандарту.

    Добыча полезных ископаемых лицензируется государством. Организации и ИП, получившие такое разрешение на пользование недрами, ставятся в ФНС на особый учет не позднее 30 дней после получения. По общему правилу регистрация добытчика ископаемого сырья производится по месту нахождения участка недр. Если же он расположен вне территории страны, плательщик налога ставится на учет по месту его нахождения.

    Облагаются полезные ископаемые (ПИ), по тексту ТК РФ, ст. 336:

    • добытые на территории России;
    • извлеченные из отходов добычи (если на такое извлечение нужна лицензия);
    • добытые за границей (если участок под юрисдикцией РФ, арендуется у государств, используется по международному договору).

    • распространенные ПИ (песок, мел, некоторые глины);
    • подземные воды, если их добыл ИП для личных нужд;
    • минералы в коллекции;
    • добытые ПИ, если производились работы с охраняемыми геологическими объектами;
    • ПИ из отходов, отвалов, находящихся в собственности, если налог уже рассчитывался при добыче, и др.

    Добытые полезные ископаемые облагаются по ставкам двояко:

    • в процентах (адвалорная);
    • в рублях за тонну (специфическая, твердая).

    Соответственно, процентные играют роль, если база выражена в стоимостном эквиваленте, а твердые имеют отношение к натуральному количественному базовому показателю добычи. «Количественная» база применяется к газу, нефти, углю, газоконденсату, многокомпонентным рудным ПИ Красноярского края. Это положение не касается новых месторождений в море. «Стоимостная» охватывает остальные ПИ, нефть, газ (и конденсат), уголь из новых морских мест добычи.

    Льгот по этому налогу нет. Однако фактически льготой можно считать нулевую ставку НДПИ, имеющую отношение (по тексту ст. 342, п. 1) к:

    • нормативным потерям ПИ (они определяются правительственным постановлением №921 от 29/12/01 г.);
    • попутному газу;
    • разработке некондиционных, низкокачественных ПИ, списанных;
    • водам, содержащим полезные ископаемые, добываемым попутно с другой добычей ПИ или при осуществлении подземных работ;
    • минеральным водам, прямо используемым в лечении, без продажи;
    • подземным водам для полива сельхозкультур;
    • вскрышным слоям, покрывающим слой ПИ, вмещающим ПИ породам;
    • нормативным отходам горнодобычи и переработки.

    Кроме того, в определенных условиях и к определенным ПИ при расчете налога могут применяться понижающие коэффициенты. Налоговые вычеты, предусмотренные ст. 343.2 для ХМАО, Башкортостана и др., тоже можно отнести к фактическим льготам.

    По каждому ПИ делается отдельный расчет. Ставки приведены в ст. 342 НК РФ. Налоговый период — месяц.

    С началом фактической добычи возникает обязанность декларировать налог. Расчет подается месту нахождения, по месту жительства (ст. 345 НК РФ), не позже последнего числа последующего месяца. Формируется декларация помесячно, без нарастающего итога. Уплачивается налог до 25 числа последующего месяца, по месту расположения участков добычи, а если они находятся за пределами страны – по месту нахождения юрлица, жительства ИП.

    Кстати говоря! Минфин предлагает повысить НДПИ в 2020 году. Такая мера, по мнению чиновников, поможет удерживать цены на бензин на приемлемом для потребителей уровне.

    Методики и пример расчета

    Расчет НДПИ по количеству добытого полезного ископаемого ведется ограниченно: по газу, углю, нефти, в других случаях база налога будет стоимостной. Количество определяется прямо либо косвенно.

    Прямой метод используется там, где можно полагаться на показания измерительных приборов, учитывающих количественную добычу. К ним нужно добавить фактические потери при добыче. Фактические потери определяются разницей между расчетным показателем добычи и фактическим.

    Косвенный метод — расчетный, по содержанию ПИ в продукте добычи. Само по себе минеральное сырье учитывают с помощью приборов. Методика расчетов закрепляется в ЛНА. Ее нельзя изменить в течение всего срока добычи, если не меняются технологические характеристики добычи. Как рассчитывать НДПИ по количеству, говорится в ст. 338, 339 НК.

    Стоимость ПИ определяется для расчета налога по реализационным ценам, с учетом субсидий или без них. Субсидии фигурируют в расчетах у добытчиков, которые их фактически получают. Данные методики применяются, если в отчетном месяце у добытчика была продажа.

    Другой расчетный способ. Он применяется, если в отчетном месяце продажи отсутствовали.
    Способы определения стоимости характеризует ст. 340 НК РФ:

    • Стоимость добытого ПИ = кол-во добытого ПИ*стоимость единицы добычи ПИ.
    • Стоимость единицы добычи ПИ = выручка / объем реализации или Стоимость единицы добытого ПИ = расчетная стоимость / объем добычи.

    Расчетная стоимость ПИ исчисляется по данным НУ, по той же методике, что и база налога на прибыль. Учитываются прямые и косвенные издержки.

    Пример (условный) расчета по стоимости. Фирма добывает строительный песок.
    Субсидий она не имеет. В прошедшем периоде у нее была реализация. Организация уплачивает НДС в бюджет. Добыча за период составила 50000 т., из них реализация — 35000 т. Цена реализации — 300 руб./т. Затраты по доставке песка — 150000 руб.

    • 300 / 1,2 = 250 руб./т — цена продажи без НДС.
    • 35000 * 250 = 8750000 руб.
    • 8750000 – 150000 = 8600000 руб. — выручка.
    • 8600000 / 35000 = 245,71 руб. — стоимость одной добытой тонны.
    • 245,71 * 50000 = 12285500 руб. — база НДПИ.
    • 12285500 * 5,5% = 675702,50 руб. — НДПИ.

    Примечание: ставка 5,5% установлена ст. 342 п. 2 пп. 4.

    Особенности налогообложения отдельных полезных ископаемых

    Приведем некоторые нюансы исчисления налога, поясняющие применение статей гл. 26 НК РФ.

    Нефть

    Облагается налогом очищенная от воды, солей, стабилизированная (сырая нефть, не закипающая при нормальных значениях давления и температуры). Применяется специфическая ставка, за тонну. Она уточняется умножением на коэффициент цены — Кц, описывающий изменение мировых нефтяных цен. Кц публикуется в информационных письмах ФНС. Например, в мае текущего года применялся коэффициент 13,9764 (док. СД-4-3/11375 от 13/06/19 г.), и налоговая ставка нефти 919 руб. за т. корректировалась исходя из него. Скорректированная ставка составила 12844,3116 руб./т.

    Можно исчислить значение коэффициента самостоятельно, применяя формулу
    Кц = (Ц — 15) x Р / 261, где Ц – средняя цена нефти «Юралс» в долл. за баррель, Р — средний курс доллара.

    В расчете участвует и сложный показатель, учитывающий особенности нефтедобычи, – Дм. Его расчету посвящена отдельная статья НК – 342.5. Дм уменьшает полученное при умножении ставки и Кц значение.

    Газ и конденсат

    Берется в расчет твердая ставка. Она умножается на показатель Еут – значение единицы условного топлива и Кс – коэффициент, показывающий степень сложности добычи указанных ПИ.

    Если говорить о конденсате газа, то применяется еще и показатель Ккм – корректирующего характера – ставку по конденсату необходимо умножить на него. Расчеты по природному газу предполагают, что произведение базовой ставки, Еут и Кс увеличивается (суммированием) на показатель транспортных затрат Тг.

    Методики расчета и пояснения к ним можно найти в ст. 342.4 НК. Как уже отмечалось, по газу, конденсату и нефти могут применяться ставки 0% согласно ст. 342-1 НК.

    Уголь

    Ставка по нему в рублях за тонну, учитываются и дефляторы — коэффициенты, устанавливающиеся приказами Минэкономразвития поквартально, по разновидностям углей.

    НДПИ можно уменьшить на затраты, касающиеся охраны труда (ст.343.1 НК). Они берутся как налоговый вычет по НДПИ или входят базу по налогу на прибыль (гл. 25 НК). Указанная статья предполагает применение коэффициента Кт при исчислении предельного вычета по налогу. Он учитывает насыщенность пласта метаном и степень опасности самовозгорания угля. Расчет показателя делается по правилам, утверждаемым Правительством (№462 от 10/06/11 г.). Сумма налога умножается на этот коэффициент, по местам добычи ПИ. Предельная величина Кт — 0,3.

    Драгметаллы

    Они учитываются согласно:

    • ФЗ-41 от 26/03/98 г.«О драгметаллах»;
    • правительственному постановлению №731 от 28/09/2000 г.

    В указанных документах содержатся правила учета, хранения этого вида ПИ, подготовки отчетности по ним. Добытые драгметаллы оцениваются исходя из реализационных цен на химически чистый металл (без НДС), уменьшенных на затраты по очистке от примесей, доставки до потребителя.

    Если в текущем периоде информация о ценах отсутствует, берутся расчеты за предыдущие месяцы. Стоимость единицы добытого ПИ определяется с учетом доли химически чистого драгметалла в единице добытого ПИ и стоимости единицы очищенного металла.

    Иными словами, стоимость единицы добытого ПИ = доля чистого металла в добытом ПИ (в нат. измерителях) * стоимость проданного чистого металла (исключая НДС) – затраты на очистку (аффинаж) – транспортные издержки /количество проданного металла.

    Налоговая база – стоимость добытого драгметалла, рассчитывается умножением стоимости единицы добытого ПИ на объем его добычи. Особенности исчисления отражают ст. 339 (п. 4, 5), 340 (п. 5) НК РФ.

    При расчетах может использоваться коэффициент территории добычи (Ктд). Его размеры определяют ст. 342.3, 342.3-1 НК РФ. Ктд связан со статусом территории опережающего экономразвития и резидентами-добытчиками на этих территориях (ФЗ-473 от 29/12/14 г.) либо со статусом участника инвестиционного проекта в регионе (ст. 25.8 НК РФ).

    Читайте также: