Позвонили из налоговой попросили переделать декларацию

Опубликовано: 29.04.2024

Налоговая вызывает на допрос, когда ищет доказательства работы с фирмами-однодневками. Еще допрашивают, если подозревают, что сотрудники получают зарплату в конвертах или компания использует другие схемы, чтобы не платить налоги.

Еще о налоговой:

Кира Гин

Налоговая может вызвать на допрос любого

Налоговая вместе со Следственным комитетом разработали методичку для допросов. В ней 80 рекомендуемых вопросов. Эта методичка придумана, чтобы налоговая и Следственный комитет работали в одном направлении: доказывали, что компания недоплатила налоги умышленно.

Обычно налоговики вызывают на допрос, когда ищут доказательства работы с фирмами-однодневками. Еще допрашивают, если подозревают, что сотрудники получают зарплату в конвертах или компания использует другие схемы ухода от уплаты налогов.

Что проверить у контрагента

Повестку на допрос налоговая вправе вручить любому человеку, если считает, что у него есть информация, которая поможет в налоговой проверке. Вызывают нынешних и бывших сотрудников компании, директора, основных поставщиков.


Есть заблуждение: допрашивать будут директора, руководителя или главного бухгалтера, а остальных допросы не касаются. Это не так. Поиск доказательств налоговая начинает с допроса рядовых, а иногда уже уволенных сотрудников, которые как-то общались с подозрительным контрагентом.

Например, по документам компания закупила товар, а по факту сделка фиктивная. Налоговая вызвала на допрос кладовщика и спрашивала: «Доставляло ли ООО «Лосось» товар на склад?», «Как вы его принимали и списывали в производство?», «Какой объем расходных материалов поступает на склад ежемесячно?»

В моей практике была история. Во время проверки налоговая не смогла доказать, что компания работала с неблагонадежным контрагентом, и решила допросить водителя. Директор компании предупредил водителя: на допрос лучше прийти с налоговым юристом или адвокатом.

Инспектор приехал к водителю домой в субботу в десять вечера. Сказал, что отказаться от допроса водитель не может, якобы за это его ждет уголовная ответственность. Водитель растерялся, и инспектор допросил его в ближайшем кафе. Показания были не в пользу компании.

Протокол допроса водителя налоговая использовала в суде, на нём было построено всё доказательство. В итоге компания проиграла дело.

В другой компании налоговая допрашивала кладовщика. Так часто делают, потому что рядовым сотрудникам нет выгоды выгораживать компанию и они расскажут, как всё было на самом деле.

Вызовом на допрос считается только повестка

Вызывать на допрос могут только повесткой. Если налоговая звонит по телефону и просит прийти на допрос, ей можно отказать: «Пришлите, пожалуйста, повестку». То же самое, если инспектор пришел домой к сотруднику или директору компании.


Мне встречались случаи, когда повестку налоговая просто бросала в почтовый ящик по прописке сотрудника. Ходить на допрос по такой повестке или нет, зависит от тактики, которую выбрала компания. И от того, готов ли сам сотрудник идти на допрос.

Но когда налоговики оставляют повестку в почтовом ящике, у них нет доказательств, что человек ее получил.

Допрос проходит в налоговой инспекции. Это может быть та инспекция, что проводит проверку, или инспекция по прописке свидетеля. Второй вариант — допрос в офисе компании, если об этом попросила компания.

Инспектор не вправе допрашивать свидетеля в кафе, у него дома или в подъезде. Но в налоговом кодексе есть исключения, когда допрос разрешается провести по месту жительства свидетеля:

  • свидетель из-за возраста, болезни или инвалидности не может прийти в налоговую;
  • в других случаях на усмотрение налогового инспектора.

Списка других случаев из второго пункта в законе нет, но даже если инспектор считает, что сейчас другой случай, все равно можно отказаться от допроса по двум основаниям: право не свидетельствовать против себя и право на юридическую помощь.

Штраф 1000 рублей, если не пойти на допрос

С допросами налоговой есть два штрафа, их размер зависит от причины:

  • 1000 рублей за неявку или уклонение от допроса без уважительной причины. Уважительными причинами считаются, например болезнь или командировка;
  • 3000 рублей за ложные показания и неправомерный отказ от показаний. Например, неправомерным отказом будет, если человек получил повестку, пришел в инспекцию и сказал: «Я не буду давать показания!»

Иногда проще заплатить тысячу рублей, чем наговорить на себя под запись в протокол. Бывает и наоборот. Например, идет налоговая проверка, и сотрудник может дать показания в пользу компании — тогда стоит идти. Но только не одному: ходить лучше с адвокатом, потому что не всегда очевидно, зачем налоговая задает те или иные вопросы.

У каждого есть право не давать показания против себя, супругов и близких родственников, даже если уже пришли на допрос по повестке. Право не свидетельствовать дает статья 51 Конституции России.

80 вопросов налоговой для допроса

Налоговая обычно использует методичку Следственного комитета, когда у компании есть недоимка по налогам в крупном или особо крупном размере. В законе прописан критерий крупности:


В методичке 80 вопросов, которые рекомендуется задавать налогоплательщику. Но налоговики необязательно будут допрашивать по методичке, могут задавать и другие вопросы.

По итогам выездных проверок по крупным недоимкам налоговая передает материалы допроса и проверки документов Cледственному комитету. Иногда налоговая и Следственный комитет проводят проверки вместе.


Каждый вопрос задается не просто так, а с целью получить больше информации, найти противоречия, выявить преступление или понять, кто виноват. Разберем часть вопросов.

1. Кто занимается подбором поставщиков и подрядчиков для вашей компании?

Этот вопрос налоговая задает, чтобы понять, кого еще нужно допросить. Подбором поставщиков в компании может заниматься один человек, а может целый отдел. Во втором случае допросят всех сотрудников отдела, чтобы найти противоречия.

2. Как происходит поиск контрагентов, какими источниками информации вы пользуетесь?

Цель вопроса — понять, проявляла ли компания должную осмотрительность. Если ответить: «Да в Яндексе поискал, позвонил первому попавшемуся, и начали работать», налоговая посчитает, что должной осмотрительности компания не проявила.

Как правильно отвечать, мы рассказывали в статье о должной осмотрительности. Если кратко: проверили контрагента на сайте налоговой, в системе «За честный бизнес» и в архиве судебных дел. Изучили его сайт, прочитали отзывы и спросили у коллег. Были уверены, что у контрагента есть все ресурсы, чтобы выполнить свою часть договора.


Проявить должную осмотрительность

3. Вам попадались недобросовестные поставщики товаров, какие действия вы предпринимали?

Провокационный вопрос. Налоговая не конкретизирует, что значит недобросовестный поставщик. Вы можете думать, что это тот, кто привозит испорченные арбузы или хамит кладовщику. И скажете: да, попадались! А налоговая посчитает, что вы признаетесь в работе с недобросовестными поставщиками.

На этот вопрос лучше не отвечать или ответить так: смысл вопроса мне неясен; нет, мне неизвестно; нет, и точка.

4. Кто выступает инициатором заключения договора с поставщиками, от кого исходит предложение о работе с конкретным поставщиком?

Подвох здесь в том, что налоговая ищет всех сотрудников, которые взаимодействовали с контрагентами. И пытается понять, кто за что отвечает. Чем четче обязанности у сотрудников, тем меньше противоречий в показаниях.

Когда речь о настоящих поставщиках, опасности нет. Отвечаете: маркетолог инициировал, маркетолог говорит то же самое. Налоговая проверяет поставщика, и сходится: поставщик подтверждает, что так всё и было. Проблемы будут, если договор с фирмой-однодневкой, а ее директор говорит: «Я вообще не директор, дал только паспорт, чтобы зарегистрировали фирму, а мне за это заплатили».

5. Что входит в ваши должностные обязанности? Кем и когда вы работали?

На этот вопрос важно ответить. Если в начале допроса сотрудник говорит, что в его обязанности не входил поиск поставщиков и согласование сделок, тогда на все вопросы о поставщиках можно отвечать: «Не знаю, потому что это не входит в мои обязанности».

Бывает наоборот. Менеджер по закупкам говорит: «В мои обязанности входит поиск поставщиков». А оказывается, что генеральный директор какого-нибудь поставщика нашел сам и не сказал менеджеру. Менеджера спрашивают: «А вот ООО «Лосось» вы подбирали?», он говорит: «Нет!»

Потом при допросе директора налоговая будет спрашивать: «А вот в допросе менеджер по закупкам сказал, что в его обязанности входит поиск поставщиков, а он «Лосось» не искал. Как так? Всех остальных искал, а «Лосось» нет. Так кто его искал тогда?»

Все вопросы налоговой из методички

В методичке для допросов налоговой две части: вопросы для сотрудников и для руководителей. Некоторые вопросы одинаковые, поэтому на самом деле их не 80, а 68.

1. Когда вы приступили к исполнению обязанностей в вашей должности?

2. Ваше образование, специальность?

3. Что входит в ваши должностные обязанности?

4. Вы исполняли аналогичные обязанности ранее?

5. Где и кем вы работали до ООО «Компания»?

6. Кто занимается подбором поставщиков, субподрядчиков для ООО «Компания»?

7. Как происходит поиск контрагентов, какими источниками информации вы пользуетесь при выборе контрагентов?

8. Кто выступает инициатором заключения договора с поставщиками, от кого исходит предложение о работе с конкретным поставщиком?

9. Одобрение того или иного контрагента — это ваше единоличное решение или коллегиальное?

10. Есть в организации лица или отдел, которые несут ответственность за выбор того или иного контрагента? Укажите их.

11. Какая ответственность предусмотрена в вашей организации при установлении поставщика?

12. Знаком ли вам лично руководитель организации-контрагента, при каких обстоятельствах, когда вы познакомились?

13. Какие взаимоотношения — дружеские, деловые — вас объединяют?

14. Какие работы выполняла организация-контрагент для вас, какие товары поставляла?

15. Ранее эта организация оказывала для вас подобные услуги, выполняла работы, поставляла товары?

16. Какие действия вы предпринимали для установления деловой репутации организации-контрагента?

17. Кто дает указание для подготовки проектов договоров?

18. Кто в вашей организации отвечает за подготовку проекта договора, или вы используете типовые договоры?

19. Вы лично общаетесь с предполагаемыми партнерами, на чьей территории?

20. Какие вопросы задаете при встрече, с какими документами знакомитесь?

21. В случае если контрагент находится не в Москве или Московской области, как вы взаимодействуете?

22. В случае необходимости у кого спрашиваете контактные данные партнера?

23. Кто согласовывает проекты договоров для последующего подписания вами?

24. В организации существуют какие-либо регламентирующие документы по документообороту?

25. Кто несет ответственность за качество поставляемых товаров, услуг, работ?

26. Назовите программу, которая используется для учета товаров.

27. Как у вас в компании организован документооборот с момента поступления документа от поставщика до момента принятия товаров к бухгалтерскому учету и отражения в бухгалтерской программе?

28. Кто имеет доступ к базам 1С-Бухгалтерия, 1С-Торговля, 1С-Склад?

29. У вас попадались недобросовестные поставщики товаров, какие действия вы предпринимали в подобных случаях?

30. Кто в ООО «Компания» отвечает за сохранность товаров, кто ведет учет, какими внутренними документами происходит списание товаров для своих подразделений для производства работ?

31. Есть ли склад и где он находится?

32. Кто контролирует качество и количество поставляемых товаров, работ, услуг?

33. В случае выполнения работ субподрядчиками кто занимается бытовыми вопросами рабочих и инженерно-технических работников на месте проведения работ?

34. Вы лично присутствуете при принятии работ от субподрядчика, какие документы подписываете?

35. В случае брака или нарушения технологии строительства по работам, выполненным субподрядчиком, кто несет ответственность за допущенные нарушения перед заказчиком, перед ООО «Компания»?

36. Есть ли в ООО «Компания» служба безопасности или сотрудник, который занимается экономической безопасностью организации? Укажите имя, его обязанности и ответственность.

37. Укажите должностное лицо, визирующее документы, которые вы оформляете.

38. Перечислите наименования документов, которые вы оформляете.

39. Кем, в какой должности вы работаете в ООО «Компания»?

40. Когда вы приступили к исполнению обязанностей в вашей должности?

Я прошла допрос в налоговой

41. Кто назначил вас на эту должность?

42. Вы исполняли аналогичные обязанности ранее или работа в ООО «Компания» — это новые профессиональные навыки?

43. Вмешиваются ли учредители непосредственно в финансово-хозяйственную деятельность ООО «Компания»?

44. Если учредители вмешиваются в финансово-хозяйственную деятельность ООО «Компания», то каким образом это происходит?

45. Вы представляете отчеты о результатах финансово-хозяйственной деятельности ООО «Компания» учредителям?

46. Вы согласовываете выбор контрагентов или расходы, которые необходимо произвести, с учредителями?

47. Кто в вашей организации отвечает за подготовку договоров к подписанию сторонами?

48. Как происходит поиск контрагентов?

49. Какими источниками информации вы пользуетесь при выборе контрагентов?

50. Сколько человек в вашем отделе занимается поиском поставщиков?

51. Как обычно происходит общение с поставщиком: по почте, лично, через посредника?

52. Опишите процесс подготовки договора внутри организации при установлении поставщика.

53. Если решение коллегиальное, назовите лиц, принимающих решение.

54. Если решение принимается единолично, вы выступаете инициатором заключения договора именно с этим поставщиком?

55. Есть в организации лица или отдел, которые несут ответственность за выбор того или иного контрагента? Укажите их.

56. Какая ответственность предусмотрена в вашей организации при установлении поставщика?

57. Кто определяет, кого из поставщиков выбрать?

58. Кто дает указание для подготовки проектов договоров?

59. Кто выступает инициатором заключения договора с поставщиками, от кого исходит предложение о работе с конкретным поставщиком?

60. Знаком ли вам лично руководитель организации-контрагента, при каких обстоятельствах, когда вы познакомились?

61. Какие работы выполняла организация-контрагент для вас, какие товары поставляла?

62. Ранее эта организация оказывала для вас подобные услуги, выполняла работы, поставляла товары?

63. Какие действия вы предпринимали для установления деловой репутации организации-контрагента?

64. Кто принимает первичные документы от поставщика: ТН, ТН, ТОРГ-12, акты, кто расписывается в документе, где происходит принятие товаров, работ, услуг по документу?

65. Кто должен присутствовать при принятии товаров в обязательном порядке?

66. Если при принятии работ от субподрядчика присутствуют представители заказчика, кто именно присутствует, какие документы подписывает?

67. Кто составляет претензии от ООО «Компания» в адрес субподрядчика в случае выявления брака или нарушения технологии, кто подписывает такие документы?

68. На компьютере какого должностного лица установлены базы 1С-Бухгалтерия, 1С-Торговля, 1С-Склад?

Инспектор обязан вручить копию протокола

С сентября 2018 года налоговый инспектор обязан выдать свидетелю копию протокола после допроса. Раньше этого можно было не делать.

Копию выдают сразу же после допроса под расписку. Если инспектор не выдал копию, можно написать жалобу на незаконные действия должностных лиц и потребовать ее выдать.

Протокол — доказательство, и если получится найти в нем нарушения, есть шанс оспорить допрос в суде. Но сейчас налоговая редко заполняет протоколы с нарушениями.

ЗАО «Капитал-лизинг» купило башенные краны, чтобы сдавать в аренду. Компания оформила все документы и получила вычет по НДС. Но налоговая решила, что компания работала с фирмой-однодневкой, и по итогам проверки доначислила 2,5 миллиона рублей НДС, штраф и пени.

Компания не согласилась и обратилась в суд. Основным доказательством налоговой был протокол допроса свидетеля, но компания смогла его оспорить, потому что:

  • протокол был заполнен без проведения мероприятий налогового контроля;
  • свидетелю не рассказали о его праве не давать показания против себя и праве на юридическую помощь;
  • протоколы оформлены не по форме;
  • нет пометки «с моих слов записано верно».

Суд посчитал, что такой протокол допроса не может считаться доказательством.

Мой совет: не ходите на допрос в налоговую без адвоката или налогового юриста. Протокол допроса — ключевое доказательство налоговой, поэтому лучше не давать показания без юриста.

Короче

Допросить могут всех, кроме:

аудиторов, адвокатов и нотариусов, если допрос касается их клиентов;

детей до 14 лет;

Что запомнить:

ходите на допрос в налоговую с адвокатом;

пользуйтесь правом не давать показания против себя — статья 51 Конституции России;

игнорируйте вызовы по телефону: налоговая должна вызвать на допрос повесткой

Заместитель директора, направление "Налоги и право" Группы компаний SRG

специально для ГАРАНТ.РУ

10 июля 2018 года ФНС России опубликовала очередное письмо, направленное на профилактику нарушений налогового законодательства (письмо ФНС России от 10 июля 2018 г. № ЕД-4-15/13247 "О профилактике нарушений налогового законодательства"). Оно подготовлено в рамках реализации мероприятий приоритетной программы "Реформа контрольно-надзорной деятельности" и Стандарта комплексной профилактики нарушений обязательных требований. Обозначенная ведомством ключевая цель письма заключается в профилактике нарушений законодательства о налогах и сборах, связанных с представлением в налоговые органы деклараций по налогу на прибыль и НДС, которые формально соответствуют требованиям Налогового кодекса, от лица компаний, подпадающих под ряд признаков, свидетельствующих о фиктивной деятельности таких юридических лиц. При соответствии поданной налоговой декларации критериям, изложенным в данном письме, налоговый орган может аннулировать налоговую декларацию со всеми вытекающими последствиями.

На первый взгляд, письмо носит положительный характер: указывает вектор государственной борьбы с фирмами-однодневками, "обнальщиками" и прочими компаниями, которые хотят получить необоснованную налоговую выгоду.

Но давайте попробуем разобраться с логикой данного письма и понять, все ли перечисленные в нем критерии являются законными, не нарушают ли они права добросовестных организаций.

Критерии, при которых налоговый орган может аннулировать налоговую декларацию

В своем письме ФНС России указала несколько оснований для аннулирования налоговой декларации. Рассмотрим их подробнее.

Представление уточненной налоговой декларации с некорректным порядковым номером корректировки.

Уточненных деклараций может быть несколько, но если они пронумерованы непоследовательно, это может вызвать подозрения. При этом само по себе данное обстоятельство не может служить основанием для непринятия налоговой декларации либо ее аннулирования. Критериев недобросовестности должно быть как минимум несколько.

Руководители юридического лица и ИП уклоняются от явки на проведение допросов (более двух раз).

По общему правилу, в качестве свидетеля для дачи показаний вызывают любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля, в том числе и руководителя компании (п. 1 ст. 90 НК РФ). При этом, как правило, допросы производятся в рамках камеральной или выездной налоговой проверки при возникновении у налогового органа вопросов к материалам проверки и выявлении расхождений в отчетности.

Добросовестный директор, которому нечего скрывать, придет и даст необходимые объяснения. В свою очередь, в компании, которая ведет "темные дела", директор, скорее всего, номинальный. Такого руководителя нельзя показывать налоговому органу, так как налоговики сразу поймут, что деятельность компании нереальна.

Кроме риска аннулирования налоговой декларации, на лицо, которое уклонилось от явки в налоговый орган, может быть наложен штраф в размере 1 тыс. руб. (п. 1 ст. 128 НК РФ).

Стоит обратить внимание на то, что данный критерий говорит именно об "уклонении" от явки на допрос. Под "уклонением" НК РФ понимает неявку в отсутствие уважительной причины. Если руководитель компании официально болен, находится в командировке и т.п., доказательства этого необходимо представить в налоговый орган, и проблем не будет. И после того, как обстоятельства, препятствующие явке на допрос, завершатся, нужно прийти по требованию налогового органа и дать необходимые объяснения.

Допросы лиц проводятся в присутствии представителей (адвокатов).

Это крайне сомнительный критерий, который противоречит Конституции РФ и многим федеральным законам, в том числе и НК РФ.

Конституция РФ гарантирует каждому право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48), поэтому взять с собой адвоката (юриста или иного квалифицированного представителя) может и свидетель. НК РФ не предусматривает особых указаний на то, кто может или не может присутствовать на допросе. Это подтверждается, например, письмом ФНС России от 31 декабря 2013 г. № ЕД-4-2/23706@, в котором указано, что при проведении допроса свидетеля должно строго соблюдаться гарантированное Конституцией РФ право каждого на получение квалифицированной юридической помощи.

Поэтому если претензии налоговиков возникнут только по этому основанию, и декларацию аннулируют, такие действия можно оспорить в суде как незаконные. Хотя, на мой взгляд, только по этому основанию декларацию вряд ли аннулируют – налоговики будут искать в деятельности юрлица более серьезные проблемы.

Руководитель юридического лица или ИП не проживает по месту регистрации.

Данный критерий также хочется подвергнуть конструктивной критике, поскольку каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (ч. 1 ст. 27 Конституции).

Любые действия налоговиков, нарушающие Конституцию РФ и федеральные законы, будут являться незаконными.

Доверенности на представление интересов выданы представителям, зарегистрированным (проживающим) в других субъектах РФ.

Данный критерий также не выдерживает критики по той же причине, что и предыдущий. Организация вправе выдать доверенность любому лицу, проживающему в любом субъекте РФ, каких-либо территориальных ограничений по выдаче доверенностей не существует.

Организация создана недавно.

Помимо этого, в письме приводятся и иные основания для аннулирования налоговой декларации, и этот перечень не является исчерпывающим:

  • организация на протяжении нескольких предыдущих отчетных (налоговых) периодов представляла "нулевую" отчетность;
  • суммы доходов, отражаемые в налоговых декларациях, приближены к сумме расходов, а удельный вес налоговых вычетов по НДС составляет более 98%;
  • организация не находится по адресу регистрации;
  • договоры аренды с собственниками помещений не заключались;
  • среднесписочная численность работников равна 1 человеку (либо полностью отсутствует);
  • руководитель не получает доход, в том числе и в организации, руководителем которой является;
  • налогоплательщик изменяет место постановки на учет;
  • незадолго до представления отчетности внесены сведения о смене руководителя организации;
  • в течение трех месяцев с даты создания (регистрации) организации отсутствуют расчетные счета;
  • расчетные счета закрыты;
  • открыто (закрыто) множество расчетных счетов (более 10);
  • движение денежных средств по расчетным счетам носит "транзитный" характер;
  • расчетные счета открыты в банках, местонахождение которых отличается от места регистрации организации;
  • установлено "обналичивание" денежных средств;
  • не устранены расхождения предыдущих налоговых периодов;
  • в ЕГРЮЛ внесены сведения о недостоверности сведений об адресе, руководителе, учредителе организации либо руководитель (учредитель) не является резидентом РФ и др.

Приведенные критерии я не стал разбирать по отдельности, поскольку они одинаковы по своей сути и в своей совокупности могут свидетельствовать о наличии признаков фиктивной деятельности, поэтому рекомендую избегать таких ситуаций. У компании, которая законно ведет свою деятельность, таких фактов быть не должно.

Последствия выявления критериев, являющихся основанием для аннулирования декларации

После выявления плательщиков, которые вызывают подозрения, налоговый орган обязан провести контрольные мероприятия. Руководителя организации вызовут на допрос для установления его полномочий, причастности к ведению деятельности организации и подписанию налоговых деклараций, выдаче доверенностей. Допросить могут и иных лиц.

Обращаем внимание, что соответствие организации вышеперечисленным критериям, может быть установлено исключительно в рамках мероприятий налогового контроля, таких как: допрос свидетеля (ст. 90 НК РФ), осмотр помещений по адресу местонахождения юридического лица (ст. 92 НК РФ), истребование документов и информации (ст. 93.1 НК РФ), проведение экспертизы (ст. 95 НК РФ).

Провести контрольные мероприятия необходимо до наступления срока представления деклараций за соответствующий налоговый период.

По итогам проведения контрольных мероприятий налоговый орган может аннулировать поступившую для камеральной проверки налоговую декларацию. Для этого ему необходимо получить официальное разрешение в виде служебной записки от вышестоящего налогового органа. Для получения одобрения вышестоящего налогового органа на аннулирование налоговой отчетности территориальной инспекции придется собрать убедительные доказательства того, что деятельность компании носит формальный характер (необходимо будет учесть в том числе критерии, установленные ст. 54.1 НК РФ). Ведь если налогоплательщик впоследствии оспорит незаконные действия в суде, налоговики могут испортить себе статистику.

Об аннулировании декларации налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику в течение пяти рабочих дней с момента аннулирования. Уведомление об аннулировании, подписанное руководителем (курирующим заместителем руководителя) налогового органа, направляется налогоплательщику через Интернет или вручается лично на бумажном носителе под расписку.

По инструкции ФНС России аннулированная декларация считается непредставленной, поэтому через 10 дней после отправления уведомления об аннулировании, расчетные счета налогоплательщика могут быть заблокированы на основании подп. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ.

Вместе с тем, несмотря на столь подробную инструкцию, не до конца понятны правовые основания и последствия аннулирования налоговой декларации, поскольку НК РФ не предусматривает такую процедуру. До закрепления соответствующей процедуры в НК РФ налогоплательщик, по моему мнению, может обжаловать действия в рамках такой процедуры в суде. Сделать это он сможет только при условии, что такие действия нарушили его права.

Также из письма не вполне ясно, как часто будут проводиться такие профилактические проверки налогоплательщиков – разово или каждый налоговый период?

Что делать, если декларация аннулирована у вашего контрагента?

Если декларация аннулирована у контрагента-поставщика, то сведения об этом будут отражены в программе АСК НДС-2, что представляет собой риски для покупателя товара в виде отказа в налоговых вычетах по НДС и расходах по налогу на прибыль. Налоговые органы, скорее всего, запросят пояснения относительно работы с данным контрагентом.

Особенно это касается ситуаций, когда декларацию отозвали у контрагента первого звена. Проблемы у контрагентов второго и последующего звеньев не так страшны и отстоять свои интересы будет гораздо проще.

В этой ситуации не стоит забывать, что в качестве самостоятельного основания для признания уменьшения налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога неправомерным не могут рассматриваться:

  • подписание первичных учетных документов неустановленным или неуполномоченным лицом;
  • нарушение контрагентом налогоплательщика законодательства о налогах и сборах;
  • наличие возможности получения налогоплательщиком того же результата экономической деятельности при совершении иных не запрещенных законодательством сделок (ст. 54.1 НК РФ).

Однако вышеуказанные случаи не препятствуют уменьшению налоговой базы только если:

  • отсутствует искажение фактов хозяйственной жизни в целях получения необоснованной налоговой выгоды;
  • налоговая экономия не является основной целью сделки.
  • обязательство по сделке исполнено непосредственно стороной договора или если такое обязательство передано по закону или договору.

Если вышеуказанные условия соблюдены, налогоплательщик вправе претендовать на налоговую выгоду и аннулирование декларации у контрагента не будет иметь последствий для компании.

Если хотя бы одно из перечисленных условий не соблюдено, в налоговой выгоде, скорее всего, будет отказано. Оспорить такое решение налогового органа в суде будет очень сложно.

Другие актуальные проблемы, связанные с принятием налоговых деклараций

В настоящее время единственным документом, в котором содержатся основания для отказа в принятии налоговой отчетности, является Административный регламент ФНС России, утв. приказом Минфина России от 2 июля 2012 г. № 99н (далее – Регламент).

Согласно Регламенту отчетность (налоговую декларацию) не примут в следующих случаях:

  • несоответствие поданной отчетности установленной форме и требованиям к ее заполнению;
  • в налоговый орган не представлены документы, удостоверяющие личность и полномочия лица, представляющего отчетность;
  • отчетность сдана в территориальное отделение ФНС России, в компетенцию которого не включены обязанности по приему этой отчетности;
  • отчетность не заверена руководителем. Кроме того, если электронный файл отчета подписан электронной подписью, но она не соответствует установленным правилам криптозащиты информации, тогда налоговые органы в праве такую отчетность не принять.

Однако отказать в приеме декларации могут и по "надуманным" основаниям, если деятельность компании покажется налоговикам подозрительной. Налоговая служба уже около года негласно работает в таком режиме в соответствии с принятым ведомством курсом на борьбу с "фирмами-однодневками", и действия налоговиков будут становиться все более жесткими, учитывая появление официальной возможности аннулировать налоговую декларацию практически по любому основанию.

Что делать, если в принятии налоговой декларации отказали?

Отсутствие ответа или неаргументированный ответ являются основанием для обращения с жалобой в вышестоящую инспекцию. Решение по жалобе принимается налоговым органом в течение 15 дней со дня ее получения (абз. 2 п. 6 ст. 140 НК РФ). Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения от нижестоящих инстанций документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, или при представлении лицом, подавшим жалобу, дополнительных документов, но не более чем на 15 дней.

При этом в жалобе желательно указать, что право покупателя на вычет по НДС и на принятие затрат по налогу на прибыль предоставляется независимо от того, выполняет ли контрагент свои налоговые обязательства. Кроме того, необходимо:

  • подтвердить реальность хозяйственных операций первичной документацией и показаниями свидетелей;
  • обратить внимание на отсутствие доказательств взаимодействия с контрагентом в целях получения необоснованной налоговой выгоды.

Если ответ не поступит в вышеуказанный срок или действия нижестоящего налогового органа будут признаны законными, с чем не согласится налогоплательщик, действия (бездействие) налогового органа могут быть обжалованы в арбитражный суд (досудебный порядок – жалоба в вышестоящий налоговый орган – является обязательным). Однако обратившись в суд, нужно быть готовым к многомесячному разбирательству. Средняя продолжительность налогового спора в трех судебных инстанциях составляет 8-10 месяцев. При этом если выиграть в суде не удастся, компании будет начислена пеня за весь период разбирательства, кроме того, она будет привлечена к налоговой ответственности в виде штрафа в размере от 20% до 40% от суммы неуплаченного налога.

Учитывая изложенное, рекомендую идти в суд только в том случае, если налогоплательщик уверен в своих силах и в его деятельности отсутствует фиктивная составляющая.

В качестве примера можно привести недавний спор налогоплательщика с налоговым органом (решение Арбитражного суда Томской области от 29 мая 2018 г. по делу № А67-2598/2018). Налоговики отказали Обществу в принятии налоговой декларации на основании п. 28 Регламента по следующей причине: "декларация (расчет) содержит ошибки и не принята к обработке". Как указал налоговый орган, при проведении мероприятий налогового контроля установлено, что Общество обладает признаками "транзитной" организации, у него отсутствуют движимое и недвижимое имущество, финансово-хозяйственная деятельность не осуществляется, налоговые декларации по НДС представляются со значительными суммами оборотов и минимальными суммами налога к уплате в бюджет, доля вычетов составляет 100%, а руководитель подпадает под признаки "номинального".

То есть фактически налоговики уже до выхода рассматриваемого письма применили содержащиеся в нем основания и отказали в принятии декларации. Вместе с тем суд занял сторону налогоплательщика и указал, что в п. 28 Регламента дан исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме налоговой отчетности, и такого основания, как "декларация (расчет) содержит ошибки и не принята к обработке", в указанном перечне нет. По мнению суда, указанные налоговым органом обстоятельства не являются основанием для отказа в принятии налоговой отчетности. К тому же данные обстоятельства подлежат установлению в рамках проведения мероприятий налогового контроля с принятием соответствующих решений.

К каким именно правовым последствиям приведет применение обсуждаемого письма, покажет только практика, в том числе и арбитражная, что произойдет не ранее, чем через год.

Остается надеяться, что налоговики начнут использовать обсуждаемое письмо добросовестно и направлять свои усилия именно на борьбу с "фирмами-однодневками", а не повышать с его помощью собираемость налогов за счет добросовестных налогоплательщиков.

ФНС обнаружила новый вид мошенничества. Мошенники организовали автоматический обзвон людей: требуют сдать декларацию. Еще могут сообщить о задолженности и штрафах. Когда человек перезванивает, чтобы разобраться, со счёта списывают деньги. Разобраться не получается.

Это обман. Налоговая говорит, что никого не обзванивает и ничего не требует. Разберемся, так ли это и что делать, если вам позвонили.

Зачем мошенникам звонить от имени налоговой?

Так они нечестно зарабатывают деньги. Операторы связи официально предоставляют платные короткие номера для каких-то полезных дел. Если позвонить на такой номер, то у звонящего снимут со счёта больше, чем обычно.

Иногда на такие номера люди звонят осознанно и это полезно. Например, если нужно платно проконсультироваться и человек знает, сколько это стоит.

Такие номера могут использовать для обмана. Тогда не предупреждают, что звонок платный, и делают так, чтобы человеку было важно перезвонить. Вариант с налоговой и штрафами для этого идеально подходит. Если кому угодно говорят о штрафах и просроченных декларациях, с этим сразу хочется разобраться. Человек пугается, перезванивает и теряет деньги.

А по-настоящему из налоговой могут позвонить?

Предпринимателям и юрлицам. Налоговый инспектор может позвонить директору, бухгалтеру или ИП во время проверки. Например, если показатели в декларации не сходятся с выпиской по расчетному счету или есть ошибки в заполнении. Или идет встречная проверка, а инспектору что-то не понятно. Звонить могут не только из налоговой: еще из соцстраха, пенсионного фонда и статистики. Иногда, чтобы разобраться, на самом деле хватает одного звонка.

Еще предприниматели могут по смс узнать о требовании из налоговой. Такой сервис предоставляют операторы, через которых отправляют отчеты.

Обычному физлицу, которое не занимается бизнесом. Например, если подали документы для вычета, но при проверке не хватило копии, не сошлись данные или есть ошибка в реквизитах для возврата налога. Настоящий инспектор позвонит по телефону, который указали в заявлении или декларации. Налогоплательщик узнает, что не так, и быстро донесет документы. Это нормальная практика.

О долгах по налогам тоже звонят. Это прямо рекомендовано всем инспекциям в письме об урегулировании задолженности физических лиц. Могут даже на работу сообщить, что у вас недоимка по налогам. Это законно.

Если кто-то позвонил и представился налоговым инспектором, это еще не значит, что вас обманывают. Возможно, вам хотят помочь. Если не дозвонятся и не дождутся денег, обратятся за судебным приказом и спишут недоимку со счёта.

Что делать, если мне тоже позвонят? Как отличить мошенника от инспектора?

Не верить автоответчикам. Нет такого сервиса, через который налогоплательщикам автоматически сообщают о недоимках и штрафах на мобильный телефон. Даже если из налоговой позвонят, это будет настоящий человек и точно не с угрозой штрафа. По закону о недоимках, штрафах и просроченных декларациях налоговая в любом случае сначала сообщает письменно или через личный кабинет.

Уточнять информацию. Если налоговая на самом деле ждет декларацию или денег, это отражено в личном кабинете и лицевом счете. Не бывает такого, что в лицевом счете недоимки нет, а по данным инспектора есть. Это легко проверить через интернет. Настройте личный кабинет, чтобы не волноваться. Теперь это могут делать даже юрлица и ИП .

Следить за лицевым счетом. Любой человек и предприниматель может заказать акт сверки и справку об отсутствии задолженности. Это полезно делать хотя бы раз в год. Предприниматели могут узнать о долгах и просрочках через систему для отправки отчетности. Можно хоть каждый день запрашивать выписку и даже список деклараций за любой период.

Сразу не перезванивать. Отправлять смс на этот номер тоже не нужно. У налоговой есть единый номер, по которому всё объяснят и помогут разобраться. Еще контакты и реквизиты налоговых в любом регионе можно найти на сайте nalog.ru. Не факт, что там быстро помогут, но это точно будет бесплатно и безопасно.

Не игнорировать и разбираться. Вам может на самом деле позвонить налоговый инспектор, чтобы сообщить о долгах или просроченной декларации. Это нормально. Не бросайте трубку и задавайте вопросы. Запишите номер и фамилию сотрудника. Уточните в налоговой, правда ли это настоящий инспектор, и действуйте по ситуации. Вдруг у вас на самом деле есть долг, или он не ваш, а это ошибка. До того как дело передадут в суд, можно всё уладить.

Не болтать лишнего. Вы не обязаны по телефону отвечать на вопросы про свое имущество, место работы и доходы. У налоговой есть способы узнать это по своим каналам. А вот мошенники могут использовать эти данные для темных дел. Если есть подозрения, откажитесь разговаривать и попросите прислать письменный запрос на ваш адрес. Адрес тоже не называйте.

Меня уже обманули и списали деньги. Что делать?

Если сумма большая, напишите заявление в полицию. Там будут искать мошенников, потом их осудят и заставят выплатить компенсацию. Возможно, на это уйдут годы, а деньги так и не вернут. Но если очень хочется, можно попробовать.

Требовать что-то от налоговой или оператора бесполезно: они не виноваты.

Если сумма небольшая, жалко времени или нет надежды на справедливость, смиритесь. Пусть это будет полезный опыт, который поможет не потерять еще больше денег. Расскажите родственникам и знакомым, чтобы они не попались.

Если мошенники узнали ваши реальные данные об имуществе, вычетах или долгах, идите в полицию в любом случае. Копию заявления отправьте в налоговую и следите за ситуацией. Эти данные могут использовать, чтобы забрать много ваших денег — даже 260 тысяч рублей.

Аннулировать декларацию инспекция сможет, если будет установлено хотя бы одно основание для этого. С июля 2021 года список таких оснований появится в Налоговом кодексе. Нужно быть готовыми даже к тому, что декларацию сначала примут, а затем на камеральной проверке инспектор установит, что ее принимать было нельзя. А непредставление декларации может привести к неприятным последствиям, вплоть до блокировки счета.

Основания для аннулирования декларации

С 1 июля 2021 года в НК РФ появится перечень оснований, по которым отчет будет считаться непредставленным. В статью 80 НК РФ соответствующую поправку внес Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ. Это будет новая статья 4.1 статьи 80 НК РФ.

Декларацию или расчет завернут в таких случаях:

  • фирма прекратила деятельность (в т. ч. в результате реорганизации, ликвидации или исключения из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа) ранее даты представления в налоговый орган налоговой декларации (расчета);
  • в расчете по страховым взносам есть критичные ошибки (п. 7 ст. 431 НК РФ);
  • в декларации по НДС не выполняются контрольные соотношения (п. 5.3 ст. 174 НК РФ).

Если контрольные соотношения не будут выполнены, вам придется переделывать декларацию. Пояснениями или уточненкой, которых пока достаточно, уже будет не обойтись. Срок для переделки отчета - 5 дней. Если уложитесь, декларация будет принята датой отправления.

Также принять решение о том, что отчет не считается представленным, инспектор сможет, если в процессе камералки он выяснит, что отчет подписан (подп. 1–4 п. 4 новой статьи 4.1 НК РФ):

  • неуполномоченным лицом;
  • дисквалифицированным лицом, и срок дисквалификации на момент подачи отчетности не истек;
  • неизвестным лицом в случае смерти того, кто уполномочен подписывать отчетность, и об этом имеется запись в реестре ЗАГС;
  • директором, о котором в ЕГРЮЛ внесена запись о недостоверности сведений о нем ранее даты представления в инспекцию налоговой декларации (расчета).

Чтобы прекратить проверку, достаточно одного из перечисленных оснований. В течение 5 дней после прекращения проверки инспекция направит фирме уведомление.

Срок для уведомления о прекращении проверки и признании отчета непредставленным отсчитывается с даты, когда проверяющий обнаружит основание для этого. Никаких ограничений – эта дата может выпасть и на последний день проверки!

Таким образом, даже наличие квитанции о приеме декларации или расчета не является гарантией того, что вы сдали отчет, и его инспекция приняла.

Как себя обезопасить

Возьмите за правило регулярно проверять сведения о своей компании в ЕГРЮЛ. Это позволит оперативно отследить появление информации недостоверности сведений в реестре.

Самый простой вариант - воспользоваться сервисом «Прозрачный бизнес» на сайте ФНС.

Если в ЕГРЮЛ содержатся недостоверные сведения, уточняйте их. Даже адрес, если он недостоверный, по мнению налоговиков, компрометирует информацию в сертификате ключа электронной подписи. А это уже основание не принимать отчетность (см. постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28 октября 2020 г. по делу № А56-559/2020).

В ЕГРЮЛ не должно быть записей:

  • о недостоверных сведениях по руководству;
  • о дисквалификации директора;
  • о признании директора недееспособным или безвестно отсутствующим.

«Неподходящий» подписант

Как мы выяснили, в четырех случаях ваш отчет забракуют из-за ненадлежащей подписи.

Позаботьтесь о том, чтобы директора и главбуха были отдельные электронные подписи. Помните, что «скомпрометировать» подпись легко, в частности, когда руководитель передает свою подпись третьим лицам (см. решение АС Орловской области от 31 мая 2019 г. по делу № А48-2801/2019).

Обезопасить себя от непринятия деклараций и расчетов можно, если вы будете отправлять их за подписью представителя. Это самый надежный способ. То есть подавать декларацию лицу, сведения о котором в госреестре недостоверны, запрещено. А вот на представителя с действующей доверенностью ограничения не распространяются.

Полномочия представителя должны быть подтверждены доверенностью.

Налоговики не вправе не принять отчет, когда доверенность:

  • предусматривает полномочия представителя по сдаче деклараций;
  • выдана раньше, чем в ЕГРЮЛ появились недостоверные сведения о директоре (см. решение АС Пермского края от 30 ноября 2020 г. по делу № А50-23062/20).

Главное, чтобы доверенность была выписана до того, как в ЕГРЮЛ появилась запись о недостоверности сведений о директоре.

Как оформить доверенность

До 1 июля 2021 года доверенность составляют только на бумаге. Ее заверенную копию или скан-образ, подписанный УКЭП доверителя, направляют в инспекцию. А к каждому представляемому через представителя отчету должна прилагаться достоверная информация о реквизитах доверенности (см. письмо ФНС от 10 августа 2016 г. № ГД-4-11/14578@). Если будут ошибки, отчет не примут (см. постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23 июля 2020 г. по делу № А50-35425/2019).

С 1 июля 2021 года оформлять на бумаге доверенность для сдачи деклараций и расчетов в налоговую инспекцию не придется. Достаточно будет составить электронный документ, формат которого должна утвердить ФНС (п. 5 ст. 80 НК РФ).

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»


Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

06.12.2017 здесь же на сайте я выражал удивление ловкостью налоговых органов в сотворении однодневок (а заодно - и проблем их контрагентам) через нулевые декларации. Комментарии были чудесные, многие ставили под сомнение вообще возможность подачти третьими лицами такую декларации от имени налогоплательщика по ТКС. Первоначально я высказал предположение о том, что коррекция сведений в АСК НДС осуществляется через уязвимости в программном обеспечении. Игорь Ткаченко и Антон Торопцев посчитали это бредом - ТКС же, как-никак, ИФНС не имеет ЭЦП налогоплательщика . Вадим Зарипов также усомнился в такой возможности, но хотя бы не отбросил вероятность наличия уязвимости в программном обеспечении, спасибо ему за это))

Все оказалось куда проще и тупее, и не программа, а человек, вернее, регламент, написанный человеком, позволил так легко и, немаловажно, топорно манипулировать сведениями, в том числе в АСК НДС (Вадим Маратович, вам на заметку).

Поскольку в Волгоградской области в 2017 г. случилась эпидемия нулевых деклараций по НДС, с соответствующими доначислениями и взысканиями НДС по контрагентам, к концу 2017 г. в арбиражном суде появились первые дела об оспаривании действий налоговых органов по принятию нулевых деклараций. Как выясняется, это был не самый удачный способ защиты нарушенного права))

Буквально на днях АС Волгоградской области разродился мотивированным решением по таком делу: здесь. Налогоплательщик - ООО "Росток" - обнаружил, что кто-то обнулил его обороты уточненной налоговой декларацией за 1 квартал 2017 г. Обратившись в налоговый орган, налогоплательщик узнал, что некто ИП Захарова Л.В. подала от имени налогоплательщика в налоговый орган вторую уточненную декларацию по НДС за 1 квартал 2017 г., где все обороты налогоплательщика за этот квартал были обнулены - ни прихода, ни расхода, притом что по первоначальной и первой уточненной декларации налогоплательщик зафиксировал оборот, исчислил НДС и уплатил его. Нулевая уточненка была представлена через ТКС, к ней прилагался скан доверенности, якобы выданной ООО "Росток" ИП Захаровой Л.В. на представление интересов налогоплательщика. Сама нулевка подписана усиленной ЭЦП ИП Захаровой Л.В. Как можно понять из текста решения, доверенность была только "подписана" директором, без печати организации.

Налогоплательщик подал через инспекцию в УФНС жалобу, где указал, что ИП Захаровой Л.В. ему не знакома и доверенность на представление интересов в налоговом органе на нее не оформлялась. Однако инспекция рассмотрела жалобу самостоятельно, результат понятен (весьма интересно, инспекция внаглую игнорирует порядок рассмотрения жалоб).

Налогоплательщик обратился в арбитраж с жалобой на действия налогового органа, выразившиеся в принятии инспекцией уточненной нулевой декларации, попросил восстановить в КРСБ сведения по ненулевым декларациям. Суд в удовлетворении жалобы отказал. Обоснование отказа весьма интересно: "Подписание налоговой отчетности неуполномоченным лицом не является основанием для признания незаконными действий налогового органа по её принятию и по последующей корректировке КРСБ ООО «Росток» на основании сведений в представленной 13.07.2017 уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2017 года."

Более того, суд первой инстанции углубился в дебри программного обеспечения взаимодействия налогоплательщика и налогового органа через ТКС: "Действия налоговых органов при приеме поступающих по ТКС деклараций регламентированы нормативными документами - Приказами Министерства Финансов Российской Федерации, Федеральной Налоговой Службы от 23 апреля 2010 г. N ММВ-7- 6/200@ «Об Утверждении Информационного Ресурса "Доверенность"» (в ред. Приказа ФНС РФ от 02.09.2011 N ММВ-7-6/531@); от 13 июня 2013 г. № ММВ-7-6/196@ «Об утверждении методических рекомендаций по организации электронного документооборота между налоговыми органами и налогоплательщиками при информационном обслуживании и информировании налогоплательщиков в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи». Для решения задачи по обеспечению автоматизации проверки уполномоченного представителя в программных средствах местного уровня формируется информационный ресурс (далее - ИР) «Доверенность». Порядком формирования и ведения информационного ресурса «доверенность» в программном обеспечении местного уровня предусмотрено, что уполномоченный представитель действует на основании доверенности, выданной налогоплательщиком на право представлять его интересы в налоговом органе в соответствии со ст. 29 Налогового кодекса, ст. 185 Гражданского кодекса и пунктом 2.8 Приказа ФНС России от 02.11.2009 N ММ-7-6/534@. Доверенность, заверенная ответственным лицом (нотариусом, руководителем организации, индивидуальным предпринимателем), может быть представлена в налоговый орган лично, по почте или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи. Заверенная доверенность (копия в виде сканированного образа бумажного вида доверенности) должна быть направлена в ИФНС по месту постановки на учет налогоплательщика (выделено мною), постановки на учет обособленных подразделений, объектов налогообложения или иным основаниям. Согласно разделу 2 Порядка сведения ИР «доверенность» подлежат обязательной проверке с использованием необходимых ведомственных и федеральных справочников и классификаторов на достоверность, полноту и возможность представлять интересы налогоплательщика в налоговом органе. При прохождении этапа автоматизированной проверки данных о руководителе (лице, подписавшем отчет) ООО Росток Андрющенко И.И. и уполномоченном представителе ИП Захаровой Л.H., полученной по ТКС, на стадии приема декларации ООО Росток от 13.07.2017, в момент проведения проверки из файла-отчета с учетными данными в информационном ресурсе инспекции автоматически сформирована квитанция о приеме электронного документа. При проверке поступившей от ООО Росток декларации все вышеперечисленные обязательные реквизиты, подлежащие вводу в ИР «доверенность» не вызвали программного и визуального «конфликта» (выделено мною). Указанные обстоятельства позволили идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, что учитывая требования п.28 Административного регламента не могло явиться основанием для отказа в приеме налоговой отчетности, полученной по ТКС".

Представляете себе, какие открываются возможности для закошмаривания бизнеса конкурентов? Одна нулевая уточненка - и все, конкурент становится токсичным, контрагенты с ним больше работать не будут. Да он замучается пыль по судам глотать, как ООО "Росток")) Или, к примеру, уточненка с накрученными конкуренту оборотами - сразу недоимка, пеня, а то и штраф, заодно выездная налоговая проверка и т.д.

На самом деле все это очень печально, поскольку эти события не происходят без содействия "неустановленным лицам" непосредственно в самом налоговом органе. Ведь нулевая уточненка за ненулевыми первоначальными декларациями должна как минимум насторожить налоговый орган, заставить его обратиться к налогоплательщику за разъяснениями. Но, как выясняется, налоговый орган все устраивает. А вот зачем налоговому органу все это? Ради наполнения бюджета? Решая таким образом сиюминутную задачу по наполнению бюджета, налоговый орган убивает будущую перспективу - если государство (налогоплательщик именно так воспринимает налоговый орган) мошенничает , то никто просто не будет вести с ним дел по установленным правилам.

Читайте также: