Выездные налоговые проверки в 2014 году

Опубликовано: 16.04.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Федеральной налоговой службы от 13 марта 2014 г. № ЕД-4-2/4529 “О проведении выездной и камеральной налоговых проверок одновременно”

Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение по вопросу проведения в одно время по одному налогу и за один налоговый период камеральной налоговой проверки и выездной налоговой проверки и сообщает следующее.

Законодательство о налогах и сборах не содержит запрета на проведение одновременно как выездной, так и камеральной налоговой проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Статья 89 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) ограничивает лишь проведение двух и более выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Пункт 1 статьи 89 Кодекса предусматривает, что выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

Камеральная налоговая проверка, по смыслу пункта 1 статьи 88 Кодекса, является формой текущего документального контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, который проводится на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

В отличие от выездной налоговой проверки, она нацелена на своевременное выявление ошибок в налоговой отчетности и оперативное реагирование налоговых органов на обнаруженные нарушения, что позволяет смягчить для налогоплательщиков последствия от неправильного применения ими норм законодательства о налогах и сборах.

Учитывая изложенное, камеральная и выездная налоговая проверка являются самостоятельными и отдельными формами налогового контроля.

Кроме того, поскольку выездная налоговая проверка и камеральная налоговая проверка представляют собой самостоятельные и независимые формы налогового контроля, невыявление налоговым органом в рамках проведения выездной налоговой проверки неправомерных действий налогоплательщика не исключает возможности установления и доказывания данных фактов в рамках проведения камеральной налоговой проверки, являющейся иной формой налогового контроля.

В соответствии с пунктом 7 статьи 101, по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение либо о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Согласно пункту 8 статьи 101 в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей Кодекса, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности, а также указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.

В решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства, послужившие основанием для такого отказа, а также могут быть указаны размер недоимки, если эта недоимка была выявлена в ходе проверки, и сумма соответствующих пеней.

Исходя из норм Кодекса, решение о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения является итоговым документом по результатам налоговой проверки, составленным налоговым органом, проводившим налоговую проверку, которое не предусматривает подтверждение правильности исчисления налогов.

Налогоплательщику в случае вынесения решений по результатам проведенных в одно время по одному налогу и за один налоговый период камеральной налоговой проверки и выездной налоговой проверки необходимо исполнить оба вступивших в силу решения, а в случае несогласия с принятым решением налогового органа налогоплательщик имеет право обжаловать его в вышестоящий налоговый орган путем подачи жалобы в порядке, установленном статьей 139.1 Кодекса.

Действительный государственный
советник РФ 3-го класса
Д.В. Егоров

Обзор документа

НК РФ не запрещает проводить одновременно выездную и камеральную проверки по одним налогам за один и тот же период. Однако проводить 2 и более выездные проверки в указанной ситуации не допускается.

Выездная проверка осуществляется на территории (в помещении) налогоплательщика по решению руководителя (его заместителя) инспекции. Камеральная - на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных проверяемым, а также других документов о его деятельности, которые имеются у налогового органа. Ее цель - своевременно выявить ошибки в налоговой отчетности.

Таким образом, камеральная и выездная проверки являются самостоятельными и отдельными формами налогового контроля.

Кроме того, если в рамках выездной проверки не выявлены неправомерные действия налогоплательщика, они могут быть установлены и доказаны в ходе камеральной проверки.

По результатам проверки руководитель (его заместитель) инспекции выносит решение о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение (об отказе в привлечении). При этом данный документ не предусматривает подтверждение правильности исчисления налогов.

Если по итогам проведенных в одно время по одному налогу за один и тот же налоговый период камеральной и выездной проверок вынесены решения, налогоплательщик обязан исполнить оба, когда они вступят в силу. Если он не согласен с ними, то может обжаловать их, подав жалобу в вышестоящий налоговый орган в установленном НК РФ порядке.

С 1 января вступили в силу изменения, увеличивающие список полномочий налоговых инспекторов при приведении камеральных проверок. О чем теперь нельзя забыть бухгалтеру при подготовке ко встрече с ревизорами?

Истребование пояснений

С 1 января наступившего года у налоговиков появились новые основания для истребования у организации пояснений. Согласно новому абзацу 2 пункта 3 статьи 88 Налогового Кодекса, при проведении камеральной проверки уточненной декларации, в которой уменьшена сумма сбора к уплате, инспекция вправе потребовать от предприятия пояснения, в которых коммерсанты должны будут обосновать и озвучить причины изменения. Выполнить требование фирме придется в четко определенные сроки – в течение пяти рабочих дней. Аналогичную бумагу налоговый орган сможет требовать при проверке декларации с заявленной суммой убытка. В пояснениях необходимо будет обосновать размер убытка.

Вместе с пояснениями компания вправе также дополнительно представить ревизорам выписки из регистров налогового или бухгалтерского учета, иные документы, которые подтверждают достоверность данных, внесенных в отчет.

Вместе с пояснениями компания вправе также дополнительно представить ревизорам выписки из регистров налогового или бухгалтерского учета, иные документы, которые подтверждают достоверность данных, внесенных в отчет.

Однако и это еще не все: при представлении организацией уточненной декларации по истечении двух лет чиновники вправе истребовать первичные и другие бумаги, которые подтвердят изменение показателей, а также аналитические регистры налогового учета.

Обратите внимание, нормы статьи 88 Налогового Кодекса теперь распространяются на всех налогоплательщиков (даже если они на «упрощенке») в том случае, если коммерсанты выставят хотя бы один счет-фактуру.

Документы для проверки

Напомню, с 1 января 2015 года в статье 88 НК появится обновленный пункт 8.1. В нем будет озвучен новый перечень случаев, когда налоговики будут иметь право при проведении камеральной проверки истребовать у компании документы («первичку» и иные бумаги), то есть речь идет о том, что нынешний список будет расширен. Запрашивать бумаги инспекторы смогут в случаях, если они: выявили противоречия в сведениях об операциях, которые содержатся в декларации по НДС; нашли несоответствия данных в отчетах, представленных ревизорам как самой фирмой, так и другими компаниями.

Обратите внимание на арбитражную практику последнего времени: суды все чаще встают на сторону ревизоров и признают, что первичные бумаги инспекции вправе затребовать по любому налогу.

Также дополнительные бумаги чиновники смогут затребовать в том случае, если они обнаружили что сведения об операциях, которые отражены в декларации по НДС, не соответствуют данным, содержащимся в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур. Поступать так фискалы смогут и в тех случаях, когда выявленные противоречия и несоответствия свидетельствуют о занижении размера НДС к уплате или о завышении суммы налога к возмещению.

Арбитражная практика

Обратите внимание на арбитражную практику последнего времени: суды все чаще встают на сторону ревизоров и признают, что первичные бумаги инспекции вправе затребовать по любому налогу. Арбитры в своих постановлениях отмечают, что чиновники имеют право поступать так и в том случае, если в ходе «камералки» выявлены несоответствия сведений, содержащихся в представленной отчетности по любому налогу данным, которые имеются в самой инспекции. Обобщение мнений арбитров можно найти в постановлении Президиума ВАС РФ от 15 марта 2012 года № 14951/11.



Неналоговые проверки налоговой инспекцией

С неналоговой проверкой может столкнуться любая компания. Этот справочник поможет бухгалтеру без волнений встретить проверяющих, точно понимать цели проверяющих.
Узнайте больше >>


Будьте всегда в курсе последних изменений в бухучёте и налогооблажении!
Подпишитесь на Наши новости в Я ндекс Дзен!

Выбор читателей

Responsive image

Расчет 6-НДФЛ за 1 квартал 2021 года: разъяснения ФНС

Responsive image

Про НДФЛ за I квартал 2021, и не только — дайджест

Responsive image

Чек-лист уловок налоговых инспекторов

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Сегодня в обществе, во многом искусственно, сложилось мнение о давлении на малый бизнес со стороны налоговых органов. Так ли это на самом деле? Обратимся к фактам.

Так, в 2014 году налоговые органы Кировской области провели выездные проверки у 131 налогоплательщика-субъекта малого предпринимательства, что составляет всего лишь 0,18 % от всех налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы.

В 1 полугодии 2015 года выездные налоговые проверки прошли у 54 налогоплательщиков, что составляет 0,07% всех налогоплательщиков данной категории. То есть все разговоры о «тотальных» проверках просто несостоятельны.

Специальные налоговые режимы, как известно, являются более простыми с точки зрения налогового администрирования, чем традиционная система налогообложения, поскольку вместо нескольких налогов (НДС, налога на прибыль (или НДФЛ), налога на имущество и т.д.) компания уплачивает лишь один - "вмененный" или "упрощенный", ставки которых довольно демократичны.

Казалось бы, в этих условиях малый бизнес должен проявлять, как минимум, понимание, и вовремя платить налоги в условиях льготного налогообложения. А что на деле?

Посмотрим на статистику. По состоянию на 1 января этого года в Кировской области было зарегистрировано 71,1 тысячи налогоплательщиков, из них 37,4 тысячи юридических лиц и 33,7 тысячи индивидуальных предпринимателей. Из них 45% или 31,8 тысячи применяли упрощенную систему налогообложения (УСН). Для сравнения - в среднем по России доля налогоплательщиков применяющих УСН, составляет 30,5%, в ПФО - 33,1%. В Кировской области доля налогоплательщиков, применяющих УСН, самая высокая в Приволжском округе.

Но, возможно, налоговая нагрузка на малый бизнес у нас выше? Опять же, обратимся к статистике. В 2014 году в среднем один налогоплательщик в Кировской области, применяющий «упрощенку», заплатил 69 тыс. рублей, что на 23,8% ниже, чем в среднем по России (90,5 тыс. рублей) и на 4% ниже показателя по ПФО (71,9 тыс. рублей).

Тогда, возможно, когда речь идет о «кошмарении» бизнеса со стороны налоговой, имеются в виду 23,7 тысячи налогоплательщиков, которые применяют единый налог на вмененный доход (ЕНВД)? Сегодня они составляют в регионе 33,3% от всех зарегистрированных налогоплательщиков. В среднем по России доля налогоплательщиков, применяющих ЕНВД, составляет 28,9%, в ПФО - 35,4%.

Опять не получается. Согласно данным государственной отчетности, которая является общедоступным источником информации и размещена на сайте ФНС России, налоговая нагрузка в Кировской области по ЕНВД значительно ниже, чем в других субъектах РФ. В 2014 году в среднем один плательщик ЕНВД заплатил 27,6 тыс. рублей, что ниже на 17% показателя по Приволжскому федеральному округу (33,1 тыс. рублей) и на 23 % показателя по России (36,0 тыс. рублей).

Индивидуальные предприниматели в Кировской области в среднем уплачивают в год 20,7 тыс. рублей вмененного налога, что соответствует заработной плате в 13 тыс. рублей в месяц. В то время, как среднемесячная зарплата в Кировской области в 2014 году составляла 21 тыс. рублей, а налог на доходы физических лиц с нее составил 32 тыс. рублей.

Возможно, низкую налоговую нагрузку малый бизнес использует для того, чтобы платить своим работникам хорошую зарплату, поскольку, как известно, кадры решают все? И хороший работник в условиях высокой конкуренции — «на вес золота».

Среднемесячная заработная плата работников малых предприятий в 2014 году составила 15,7 тыс. руб., что ниже среднемесячной заработной платы в Кировской области на 25%. Но даже эти деньги малый бизнес вносит в бюджет неохотно. Как показывает практика, он не обеспечивает своевременную уплату в течение года авансовых платежей и текущих начислений, что приводит к росту задолженности.

По всем специальным режимам налогообложения, по состоянию на 1 июля 2015 года, в бюджет поступило налогов - 1 млрд. 644 млн. руб. или 62,7% от начисленной суммы. Основная часть из них поступила от налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в сфере торговли -36,3%, операций с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг - 22%, обрабатывающих производств - 13,6%, строительства - 9%, сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства - 5,6%.

Сегодня каждый четвертый налогоплательщик, применяющий УСН, является недобросовестным и не обеспечивает своевременную уплату налога. На 1 июля текущего года рост недоимки с начала 2015 года уже составил 76,7 млн. руб. А это следствие несвоевременной уплаты авансовых платежей в течение года, что, естественно, создаст трудности с одномоментной уплатой налогов по окончанию года.

Учитывая непростую ситуацию в бизнесе, в том числе и в малом, сегодня УФНС выездные проверки проводит практически только у налогоплательщиков, которые работают по схемам «минимизации» налогов. И, как показывает практика, большая часть таких схем не имеет к реальной минимизации никакого отношения, а является способом ухода от налогов.

Например, не всегда малый бизнес является «малым». Отдельные крупные и средние предприятия сознательно дробят его с целью использования специальных режимов налогообложения, наращивания стоимости произведенных расходов, других агрессивных схем минимизации налогов. Существует несколько причин, которые подталкивают собственников бизнеса к дроблению. Чаще всего разделение компании на несколько небольших организаций делается для того, чтобы использовать преимущества "упрощенки" или ЕНВД для сокращения нагрузки по НДС.

Нередко собственник создает дружественную компанию с целью сохранности недвижимости. В этом случае объект переводится на баланс новой организации, применяющей "упрощенку", и налог на имущество не уплачивается.

При осуществлении перевозок дробление бизнеса происходит путем передачи в аренду части автотранспорта дружественному "вмененщику".

Вариантов много, но результат, как правило, - один. Налоговые органы Кировской области успешно раскрывают такие схемы и выигрывают суды уже не первый год.

Ситуация, сложившаяся с дроблением бизнеса, не может не настораживать. Поскольку серьезно влияет и на конкурентоспособность бизнеса в регионе, и пополнение бюджета. Налоговики, в очередной раз, рекомендуют налогоплательщикам соблюдать законодательство, не применяя схем агрессивной минимизации бизнеса, своевременно уплачивать налоги, проанализировать свою деятельность и при необходимости скорректировать свои налоговые обязательства.

Мнение о каком-либо «прессе» со стороны кировских налоговиков на малый бизнес не соответствует действительности - мы просто работаем.

Налоговые органы постоянно проверяют налогоплательщиков. При сдаче деклараций налоговики проводят камеральную проверку. Чтобы удостовериться в правильности отражения сделок покупателем и продавцом, ФНС может устроить встречную проверку. Еще один вид проверки — выездная налоговая проверка. Самые распространенные виды — камеральная и выездная налоговые проверки. Что проверяют налоговые инспекторы при выездной проверке, как подготовить документы для проверки и пройти проверку без негативных последствий, расскажем ниже.

ФНС организует выездную налоговую проверку, чтобы выяснить, соблюдает ли налогоплательщик нормы НК РФ и других законодательных актов о налогах и сборах.

Существует миф, что компании не проверяют первые три года. На самом деле это не так. В большинстве случаев ФНС действительно интересны компании и ИП, работающие более трех лет. Но если новички рынка ведут деятельность, вызывающую подозрение, инспекторы могут прийти с проверкой и в первый год работы.

Критерии отбора

Каждая компания может самостоятельно оценить свои риски. ФНС выпустила ряд критериев, несоответствие которым увеличивает шансы на личное общение компании с инспекторами.

Основные показатели приведены в Приказе ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@.

Ниже перечислены поводы для налоговой присмотреться к фирме:

  1. Исчисленные налоги за период ниже среднего уровня налогов предприятий аналогичной отрасли.
  2. Фирма несколько периодов подряд показывает в декларациях убытки.
  3. Компания заявляет свое право на вычеты. Например, НДС, принятый к вычету, значительно больше начисленного налога.
  4. Расходы значительно превышают доходы и при этом с каждым отчетным периодом растут.
  5. У сотрудников низкая зарплата. Ниже МРОТ и (или) ниже среднего уровня зарплат по региону, отрасли и т.п.
  6. Доходы и численность сотрудников у налогоплательщиков на УСН постоянно рядом с предельными значениями.
  7. Доходы ИП постоянно на одном уровне с расходами.
  8. В сделках задействованы цепочки контрагентов-перекупщиков (посредников) и для этого нет разумных деловых целей.
  9. Компания или ИП игнорирует требования ФНС, не представляет запрашиваемые документы.
  10. Компания неоднократно меняла адрес, то есть «мигрирует» между налоговыми органами.
  11. Рентабельность предприятия низкая в сравнении с рентабельностью предприятий похожей деятельности.
  12. Компания заключает сделки с сомнительными контрагентами.

Заполняйте и отправляйте отчетность в ИФНС
вовремя и без ошибок с Контур.Экстерном.
Для вас 3 месяца сервиса бесплатно!

Попробовать

Порядок проведения выездной налоговой проверки

Проверка начинается с вынесения решения налоговым органом. Обратите внимание на подписи лиц в решении — это должны быть подписи руководителя или его заместителей.

После ознакомления с решением инспекторы ФНС в оговоренный день приезжают на территорию проверяемой компании, где и проводится выездная налоговая проверка. Налогоплательщик должен выделить помещение, в котором сотрудники налоговой инспекции будут изучать документы.

Помимо тщательного анализа документов налогоплательщика, инспекторы могут провести инвентаризацию и осмотр офиса, склада и т.п. (ст. 89, 91, 92 НК РФ). При проведении выездной налоговой проверки присутствовать во время осмотра должны как минимум двое понятых.

При выявлении фактов нарушения или подозрении на нарушение законодательства налоговики вправе произвести выемку документов (ст. 94 НК РФ). Выездная налоговая проверка может сопровождаться допросом работников фирмы.

Сроки выездной налоговой проверки

Стандартный срок проведения выездной налоговой проверки составляет не более двух месяцев. В исключительных случаях проверку могут продлить до полугода (ст. 89 НК РФ).

Проверив необходимые документы, ФНС составляет справку. В этом документе прописывают дату окончания проверки и указывают предмет проверки. После этого инспекторы должны подписать акт проверки — на это у контролирующего органа есть два месяца. Акт выездной налоговой проверки составляется в двух экземплярах и описывает результаты проверки.

В акте подробно излагаются все выявленные несоответствия и нарушения законодательства или указывают на их отсутствие. Получив акт выездной налоговой проверки, налогоплательщик вправе не согласиться с указанными нарушениями и написать возражение.

Распространенные нарушения, выявляемые в ходе проверки:

  • Несвоевременная регистрация фирмы
  • Несдача деклараций
  • Неверное отражение доходов и расходов и, как следствие, занижение налогооблагаемой базы
  • Недоимка по налогам
  • Отказ в предоставлении ФНС информации, необходимой для осуществления контроля
  • Отсутствие первичных подтверждающих документов
  • Грубые ошибки в первичке

Как действовать налогоплательщику

При получении решения о проведении выездной налоговой проверки налогоплательщику нужно выделить место для проверяющих. Не помешает проверить полномочия проверяющих и выяснить, имеют ли они основания для проверки.

Далее рекомендуется назначить ответственное лицо, через которое будут решаться организационные моменты в ходе проверки.

Все документы лучше передавать инспекторам по описи.

В статье мы описали порядок проведения выездной налоговой проверки в 2020 году. В 2021 году изменений по выездным проверкам, скорее всего, не будет — проверки будут проводить по правилам, установленным НК РФ.


Одним из важнейших инструментов государственного регулирования является налоговый контроль. Он представляет собой совокупность форм и методов государственного регулирования, обеспечивающих экономическую безопасность России и соблюдение фискальных интересов страны. Налоговый контроль проводится, прежде всего, в целях проведения эффективной финансовой политики государства [1].

Необходимость налогового контроля во многом определяется степенью уклонения от уплаты налогов. Существует большое количество способов ухода от налогов, из-за которых бюджет теряет значительные суммы потенциальных налоговых доходов. В последнее время особенно вырос процент налоговых правонарушений, выявленных по результатам контрольных мероприятий. Наиболее эффективной мерой в борьбе с налоговыми правонарушениями является направление требований об уплате непосредственно по адресу налогоплательщиков [2].

Главное место среди основных форм контроля занимают налоговые проверки. Налоговая проверка – это совокупность контрольных действий налогового органа по документальной, а также фактической проверке законности исчисления, удержания и перечисления налоговых платежей налогоплательщиками и налоговыми агентами. Налоговые проверки делятся на камеральные и на выездные налоговые проверки. Первый вид проверок связан с проверкой документооборота, второй представляет собой фактическую проверку, осуществляемую по месту ведения основной деятельности налогоплательщика.

Камеральная проверка проводится в целях проверки соблюдения законодательства о налогах и сборах на основе налоговой декларации и документов, которые налогоплательщик самостоятельно подал в налоговую инспекцию, а также документов, имеющихся у налогового органа [3].

Основной задачей камеральных проверок является проверка правильности заполнения и составления налоговых документов, деклараций, различных документов о деятельности налогоплательщика. Камеральная проверка начинается с предоставления документов в налоговые органы.

Данный вид налогового контроля предназначен для всех налогоплательщиков, представивших налоговую отчетность в налоговые органы, в то время как выездные проверки охватывает лишь 20–25 % налогоплательщиков. При этом каждый налогоплательщик подвергается камеральной налоговой проверке практически каждый квартал. Для наиболее крупных налогоплательщиков камеральная проверка может проводиться один раз в месяц [4].

Процесс камеральной проверки осуществляется в течение трех месяцев со дня предоставления декларации в налоговые органы. Если в ходе камеральной налоговой проверки были установлены нарушения, то налогоплательщику направляется сообщение с требованием внести изменения в декларацию, предоставить необходимые документы или пояснения. Когда налоговый орган просит налогоплательщика предоставить пояснения, как правило, это связанно с тем, что в первичной декларации и банковской выписке операций по счетам могли быть выявлены:

1) расхождения между доходами и расходами,

2) экономическая необоснованность проводимых операций;

3) операции, проводимые с целью личной выгоды (выдача беспроцентных займов, кредитов родственникам).

Налоговый орган вправе запросить дополнительные сведения или документы у налогоплательщика в тех случаях, когда:

1) заявлен НДС к возмещению,

2) заявлены льготы;

3) заявлены имущественные, профессиональные или социальные вычеты;

4) предоставлена отчетность по НДПИ или связанные с использованием природных ресурсов;

5) предоставлены декларации по налогу на прибыль организаций или на доходы физических лиц участниками инвестиционного договора или товарищества.

В ходе проведения камеральной проверки налоговый орган вправе:

1) истребование документов у налогоплательщика,

2) истребование документов контрагентов;

3) привлечение переводчика или эксперта;

4) проведение налоговой экспертизы;

5) устроить допрос свидетелей [7].

Еще одной формой налогового контроля являются выездные налоговые проверки. Эта форма подразумевает проверку правильности уплаты налогов и сборов, проводимую непосредственно по месту осуществления основного вида деятельности.

Процедура проведения такой проверки у физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, и юридических лиц, имеет некоторые различия. Выездная проверка проводится на территории налогоплательщика, но в случае с физическим лицом без согласия налогоплательщика и всех проживающих в жилых помещениях поверка проводится по месту нахождения налоговой инспекции. Исключением являются индивидуальные предприниматели [5]. В случае, если плательщик препятствует проведению проверки, налоговые органы вправе определить сумму налога расчетным путём на основании имеющихся о налогоплательщике данных. Проверка проводится в течение двух месяцев. Срок может быть продлен до 4–6 месяцев в следующих случаях:

1) информация, полученная налоговым органом, свидетельствует о возможном нарушении законодательства или требует дополнительной проверки;

2) на территории проверки случилось чрезвычайное происшествие;

3) налогоплательщик не представил необходимые документы, востребованные налоговыми органами.

Налогоплательщик обязан предоставить все необходимые документы по требованию инспекторов для ознакомления. Для юридических лиц выездная проверка проводится в отношении налога на прибыль организаций. В этом заключается ещё одно отличие проведения выездной проверки у физических и юридических лиц. Остальные пункты проведения проверки одинаковы для всех участников [7].

За последние годы сильно изменился подход к организации налоговых проверок. Основной акцент сделан на комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, что влечет за собой переход к проверкам, основанным на критериях риска. Это предусматривает новый подход к отбору объектов для выездных налоговых проверок. В силу всех принятых во внимание факторов Федеральной налоговой службой была разработана концепция планирования налоговых проверок, утвержденная приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 [10].

Суть концепции состоит в том, что планирование выездных налоговых проверок представляет собой открытый процесс для лучшего понимания законодательства о налогах и сборах самим налогоплательщиком. Данная концепция придерживается следующих целей:

1) создать единую систему выездных налоговых проверок;

2) обеспечить рост доходов государства за счет добросовестных налогоплательщиков;

3) повысить налоговую грамотность налогоплательщиков;

4) информировать налогоплательщиков об основных критериях отбора для проведения выездных налоговых проверок [8].

Таким образом, главной целью камеральной и выездной налоговой проверки является выполнение налоговыми органами фискальной функции. Кроме того, в настоящее время не прекращает увеличиваться важность оценки эффективности налоговых проверок.

Методика оценки эффективности налоговых проверок является составляющей частью общей методики оценки эффективности контрольной работы налоговых органов. Эта методика была утверждена Министерством Российской Федерации по налогам и сборам. В ней приведены расчеты показателей результативности и различных коэффициентов доначислений на одного сотрудника [6].

Для того чтобы наглядно продемонстрировать показатели оценки эффективности камеральных и выездных налоговых проверок, рассмотрим таблицу.

Результативность выездных налоговых проверок в среднем за год приближена к максимальной. Несмотря на то, что в 2014 году результативность по выездным налоговым проверкам снизилась, приведенные в таблице данные говорят об эффективном отборе налогоплательщиков для этого вида налоговых проверок и тщательном сборе налоговыми органами доказательственной базы по нарушениям. Результативность камеральных налоговых проверок значительно ниже и в среднем за исследуемый период составила 4,35 %.

Необходимо добавить, что в строке «камеральные проверки, выявившие нарушения» учтены данные только тех проверок, по окончанию которых налогоплательщик так и не исправил установленные нарушения. Тем не менее, показатель 4,35 % – это лишь средний уровень результативности. Это связанно с ограниченным количеством запрашиваемых документов, а также с большим объемом документации для обработки налоговыми органами. Проводимая работа по камеральным проверкам удовлетворительна.

Подводя итоги, можно сказать, что налоговая система России нуждается в постоянной доработке. Эффективность налоговых проверок напрямую зависит налогового законодательства и условий, в которых проводятся эти проверки [11].

Анализ результативности выездных и камеральных налоговых проверок, проводимых ИФНС по Ленинскому району г. Владивостока за 2013–2014 годы

Читайте также: