Появление налогов связано с развитием торговли и разделением труда

Опубликовано: 02.05.2024


В книге кратко изложены ответы на основные вопросы темы «Налоги и налогообложение». Издание поможет систематизировать знания, полученные на лекциях и семинарах, подготовиться к сдаче экзамена или зачета. Пособие адресовано студентам высших и средних образовательных учреждений, а также всем, интересующимся данной тематикой.

Оглавление

  • 1. Возникновение и развитие налогообложения. Древний мир и древний Рим
  • 2. Налогообложение в Европе в XVI–XVIII вв.
  • 3. Налогообложение в Европе XIX–XX вв.
  • 4. История налогообложения в России до XIX в.
  • 5. История налогообложения в России с XIX в. до 1917 г.
  • 6. История налогообложения в России с 1917 г. до 2001 г.
  • 7. Налоги и сборы. Признаки и функции. Понятие «сбора»

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Налоги и налогообложение (Конспект лекций) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

1. Возникновение и развитие налогообложения. Древний мир и древний Рим

Налоги как основной источник образования государственных финансов через изъятие в виде обязательных платежей части общественного продукта известны с незапамятных времен.

История налогов насчитывает тысячелетия. Они стали необходимым звеном экономических отношений с момента возникновения государства и разделения общества на классы, когда нарождающиеся социально-государственные механизмы первобытного общества потребовали соответствующего финансирования.

Возникновение налогов относят к периоду становления первых государственных образований, когда появляется товарное производство, формируется государственный аппарат — чиновники, армия, суды. Именно необходимостью в содержании государства и его институтов и было обусловлено возникновение налогообложения.

Первоначально налоги существовали в виде бессистемных платежей, носящих преимущественно натуральную форму. Подданные несли повинности личного характера (барщина, участие в походах), а также уплачивали налоги продовольствием, фуражом, снаряжением для армии. По мере развития и укрепления товарно-денежных отношений налоги постепенно принимают почти повсеместно исключительно денежную форму.

Одной из первых организованных налоговых систем, многие стороны которой находят отражение и в современном налогообложении, является налоговая система Древнего Рима.

В IV–III вв. до н. э. развитие налоговой системы привело к возникновению как общегосударственных, так и местных (коммунальных) налогов. Однако единой налоговой системы в тот период не существовало, и налогообложение отдельных местностей определялось лояльностью местного населения к метрополии, а также успехами в военных мероприятиях государства. В случае победоносных войн налоги снижались, а порою отменялись совсем и заменялись исключительно контрибуцией.

Развитие государственных институтов Рима объективно привело к проведению императором Августом Октавианом (63 г. до н. э.–14 г. н. э.) кардинальной налоговой реформы, в результате которой появился самый первый всеобщий денежный налог, так называемый «трибут». Контроль за налогообложением стали осуществлять специально созданные финансовые учреждения. Основным налогом государства выступил поземельный налог. Налогами облагались также недвижимость, рабы, скот и иные ценности. Кроме прямых появились и косвенные налоги, например, налог с оборота — 1 %, налог с оборота при торговле рабами — 4 % и др.

Уже в Римской империи налоги выполняли не только фискальную функцию, но и функцию регулятора различных экономических отношений.

Последующие налоговые системы в основном повторяли в видоизмененном виде налоговые системы древности.

Интересно отметить, что многие принципы определения объектов налогообложения и подходы по установлению тех или иных налоговых сборов сохранились до наших дней. Если сравнивать налоговые системы Древнего Рима и современной России, то ряд платежей поражают своей схожестью.

Римские сборы на содержание сборщиков налогов и на содержание тюрьмы для недоимщиков в современных условиях очень напоминают видоизмененное формирование фонда социального развития налоговой службы. К счастью, Россия не унаследовала такие экзотические римские налоги, как сбор на золотой венок в качестве выражения цезарю верноподданнических чувств, сбор за ярлык для ослов или сбор за прикладывание печати.

Интересно отметить, что известный афоризм «деньги не пахнут» также связан с налогами. Это фразу произнес римский император Тит Флавий Веспасиан (9–79 гг.), который ввел налог на отхожие места. Так император ответил на вопрос «Зачем ты берешь налог за это?». [14, 15]

5. Общественное разделение труда, появление городов, развитие торговли

Как известно из учебников истории, раньше славяне жили родами и семьями, затем небольшими общинами, где проживали родные и чужие. Общины эти в основном занимались земледелием, ремесло тоже присутствовало, но в основном для собственных нужд. Со временем эти поселения стали расширяться. Возникли первые города, граждане которых сходились на мирскую сходку (на вече, т. е. народное собрание людей всех сословий), где «всем миром», т. е. всем поселением, и по общему согласию решались все дела. Постепенно власть вече (а соответственно и власть города) распространялась на соседние с городом поселения и окрестности. Помимо вече, во многих местах власть постепенно переходит к особым правителям – князьям. Князь, по сути, являлся военным вождем, который выбирался с помощью народного собрания и был призван защищать горожан.

Города стали появляться в результате отделения ремесла от земледелия. Как правило, поселение огораживалось стеной (отсюда и «город»), а вокруг него выкапывался ров. В таких укрепленных, огороженных местах, в которых было безопасно прятаться от врагов, возводились более прочные дома из бревен и балок. За крепостной стеной город обрастал неукрепленными поселениями. Городским центром в Древней Руси являлся кремль (детинец), в котором находилась резиденция князя или его представителя с дружиной. Снаружи у стен кремля располагалось торгово-ремесленное поселение – посад, в котором была торговая площадь, или торг, где не только велась торговля, но и выслушивались княжеские распоряжения, судебные решения и т. д. Другими словами, торговая площадь представляла собой центр городской общественной жизни, что свидетельствует о высоком уровне торгового развития города. Ремесленники жили и трудились непосредственно в посаде. Здесь же они могли не только реализовывать произведенный товар, но и приобретать что-то нужное для себя, что было очень удобно.

Русь всегда была «лесной» страной, поэтому в городах особенно было много мастеров по дереву. Особым почетом пользовались мостники, настилавшие деревянные мостовые, и городники, занимающиеся строительством городских стен и башен. Процветали гончарный, кожевенный промыслы. Оружейных дел мастера создавали поистине великолепное оружие и обмундирование (кольчуги, шлемы) и достигли в этом большого мастерства. Впоследствии в древнерусском сборнике законов «Русская правда» ремесленники были выделены в особую группу населения города. Из византийских источников X века известно, что Русь и Греция по развитию ремесел в то время занимали первые места среди известных государств.

С появлением излишков продукции торговля начала процветать. Русские купцы торговали не только между собой, но и возили товары в другие земли. Обширная внешняя торговля велась на востоке с азиатскими народами, арабами, на юге с дунайскими болгарами и греками, а на западе – с немцами и варягами. На экспорт шли хлеб, рыба, лес, мед, воск, очень ценилась пушнина. У иноземных же купцов покупали сукно, ткани, кружева, ковры, бисер, золотые украшения, вино, пряности и деревянное масло.

Постепенно города становились сборными местами для торговли. И хотя не все «грады» или «гражи» Киевской Руси были центрами ремесла и торговли, как Киев, важно следующее: здешнее ремесло стало самостоятельной отраслью производства и развивалось оно непосредственно в городах.

Перевозка товаров в основном осуществлялась речным путем. Лодки изготовлялись зимой, а весной русские купцы их нагружали товарами и отправляли в путь. Так славяне путем торговли добрались с севера до южных земель, до Царьграда (Константинополя).

Позднее киевские князья, ходившие в Византию вместе с купцами-дружинниками («военная аристократия» русского государства), заключили торговые договоры с византийскими императорами, согласно которым русским предоставлялись особые привилегии на территории этой страны – право беспошлинной торговли, предоставление дарового корма и даровой бани. Это говорит о том, что русские добились эксклюзивного статуса представителя иностранного государства.

Константин Багрянородный, византийский император, так описывает торговые походы русских: весной в Киеве снаряжался целый флот, который, двигаясь по Днепру и попутно отбиваясь от кочевников-печенегов, достигал нужного места, а осенью тем же путем и также обороняясь, возвращался с товарами домой в Киев.

Таким образом, Русь становилась торговым государством, во главе которого стояли князь и купцы-дружинники.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

3.1. Появление и развитие профессиональных объединений бухгалтеров и аудиторов в современной России

3.1. Появление и развитие профессиональных объединений бухгалтеров и аудиторов в современной России Общественные объединения бухгалтеров современной России.В феврале 1990 г. в СССР было учреждено первое из ныне действующих профессиональных объединений – Ассоциация

7. Международное разделение труда

7. Международное разделение труда Основу объединения национальных хозяйств в единое мировое хозяйство составляет международное разделение труда (МРТ), т.е. специализация отдельных стран на производстве отдельных видов продукции, которой страны обмениваются между

2. Общественное разделение труда у восточных славян. Появление городов, развитие торговли в Древней Руси

2. Общественное разделение труда у восточных славян. Появление городов, развитие торговли в Древней Руси В VIII – X вв. у славян появляется разделение труда. Источники средств существования становились более разнообразными – например, появляется военная добыча. Наряду с

Вопрос 3 Международное разделение труда

Вопрос 3 Международное разделение труда Ответ Международное разделение труда (МРТ) представляет собой процесс специализации работников различных стран на выполнении специфических видов трудовых операций.Выделяются 3 основные формы международного разделения труда: [3]

Разделение труда

Разделение труда Разделение труда достигло в этот период довольно высокого уровня развития, в связи с чем произошло четкое размежевание между добычей сырья и производством товаров. Специализация в области ремесел стала настолько существенной, что когда застройщику

3. Разделение труда

3. Разделение труда Разделение труда (и его двойник человеческое сотрудничество) является фундаментальным общественным явлением. Опыт учит человека, что объединенные усилия более эффективны и производительны, чем изолированная деятельность самодостаточных

§ 1 Кооперация и разделение труда

§ 1 Кооперация и разделение труда Кооперация и разделение труда представляют два прямо противоположных организационных отношения. Если кооперация означает объединение работников для совместной деятельности, то разделение – их разъединение на различные виды работ. В

Разделение труда

Разделение труда Смит начинает свою книгу с разделения труда, изображая его как главный фактор роста производительности общественного труда. Само изобретение и совершенствование орудий и машин он связывает с разделением труда. Смит приводит свой знаменитый пример с

§ 1. Развитие европейских городов

§ 1. Развитие европейских городов Становление городов в Западной Европе в Средние века. В период Раннего Средневековья города римского происхождения, служившие центрами ремесла и торговли, пришли в упадок. Поэтому вся хозяйственная жизнь Западной Европы

4. Воздействие русской коммунистической Реформации на мировое общественное развитие

4. Воздействие русской коммунистической Реформации на мировое общественное развитие Русская коммунистическая Реформация коренным образом преобразовывала не только Россию. С самого начала Великой социалистической революции большевистское, защищающее

4. РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА ВНУТРИ МАНУФАКТУРЫ И РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА ВНУТРИ ОБЩЕСТВА

4. РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА ВНУТРИ МАНУФАКТУРЫ И РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА ВНУТРИ ОБЩЕСТВА Мы рассмотрели сначала происхождение мануфактуры, затем её простые элементы – частичного рабочего и его орудие, – наконец, её механизм в целом. Коснёмся теперь вкратце отношения между

Разделение труда

Разделение труда Смит начинает свою книгу с разделения труда, изображая его как главный фактор роста производительности общественного труда. Само изобретение и совершенствование орудий и машин он связывает с разделением труда. Смит приводит свой знаменитый пример с

26. ОБЩЕСТВЕННОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН. ПОЯВЛЕНИЕ ГОРОДОВ, РАЗВИТИЕ ТОРГОВЛИ В ДРЕВНЕЙ РУСИ

26. ОБЩЕСТВЕННОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН. ПОЯВЛЕНИЕ ГОРОДОВ, РАЗВИТИЕ ТОРГОВЛИ В ДРЕВНЕЙ РУСИ Огромную роль в разложении родовых отношений у восточного славянства в VIII–IX вв. сыграло общественное разделение труда, иначе говоря – отделение ремесленной

Часть 7 Общественное развитие и социальный склероз

Часть 7 Общественное развитие и социальный склероз Автор рассказывает о красном склерозе, проблеме халявщика, отрицательных селективных стимулах и других общественно-экономических расстройствах. Экономисты очень долго не хотели обсуждать роль общества в экономике и

Появление налогов уходит в глубокую древность, а сама история налогообложения насчитывает
тысячелетия. С момента возникновения государства и разделения общества на классы в то время, когда нарождающиеся государственные механизмы первобытного общества потребовали финансирования, необходимым звеном выступил налог.

Английский экономист С. Паркинсон писал: “Налогообложение старо, как мир, и его начальная
форма возникла, когда какой-нибудь местный вождь перегораживал устье реки, место слияния двух рек или горный перевал и взимал плату за проход с купцов и путешественников.

Действительно, с незапамятных времен налог выступал в качестве обязательного и
безвозмездного платежа и тем самым являлся источником образования финансов в государстве.
Первоначальные налоги не являлись системными платежами и взимались, как правило, в натуральной форме. Налоги уплачивались продовольствием, фуражом, снаряжением для армии, а также в виде барщины. Денежную форму налоги стали принимать с момента появления первых денежных единиц и с развитием товарно-денежных отношений.
В. Пушкарева в истории возникновения и развития налогообложения выделяет три следующих
периода:

Первый период развития налогообложения включает в себя хозяйственные системы древнего
мира и средних веков. К отличительным особенностям данного периода относятся неразвитость и
случайный характер налогов. Именно на этом этапе налоги и механизмы их взимания возникают в
зачаточном состоянии.
К обязательным платежам древнего мира относились так называемые квазиналоги наряду с
другими источниками государственных доходов, такими как: военная добыча, домены (доходы от
государственного имущества), регалии (отдельные отрасли производства и виды деятельности, изъятые в пользу государства). Квазиналоги являлись переходной ступенью к налогам.
Первой налоговой системой мира, которая находит отражение в современном налогообложении, считается налоговая система Древнего Рима. На ранних этапах развития Римского государства налоговые механизмы использовались исключительно для финансирования военных действий. Граждане Рима облагались налогами в соответствии со своим достатком на основании заявления о своем имущественном состоянии и семейном положении (прообраз декларации о доходах). Определение суммы налога (ценз) проводилось специально избранными чиновниками.
В IV – III вв. до н.э. развитие налоговой системы привело к возникновению как
общегосударственных, так и местных (коммунальных) налогов. Развитие государственных институтов Рима объективно привело к проведению императором Августом Октавианом (63 г. до н.э. – 14 г. н.э.) кардинальной налоговой реформы, в результате которой появился самый первый всеобщий денежный налог, так называемый трибут. В это же время в Риме появились специальные органы, которые были наделены функциями по осуществлению контроля за налогообложением.
После проведения налоговой реформы в Риме появились такие виды налогов, как:

  • налог на рабов;
  • налог на недвижимость;
  • налог на скот;
  • налог с оборота – 1%;
  • налог с оборота при торговле рабами – 4% и др.

Второй период развития налогообложения (конец XVII – начало XVIII вв.) характеризуется
развитием европейской государственности. В данный период в европейских государствах налоги носили характер разовых изъятий, причем периодически парламенты государств предоставляли правителям полномочия по взиманию тех или иных видов налогов. Налоги становятся ведущим источником доходной части бюджетного устройства. В данный период налоги начинают подразделяться на прямые и косвенные. На первом месте в системе налогообложения стоят акцизы, которые взимались со всех товаров, ввозимых в государство или вывозимых и него. На втором месте находятся подушный и подоходный налоги.
В этот период во многих европейских государствах появляются отдельные законы, регулирующие
вопросы налогообложения. Так, в Англии в “Великой хартии вольностей” (1215) было впервые
установлено, что налоги вводятся только с согласия нации: “Ни щитовые деньги, ни пособия не должны взиматься в королевстве нашем иначе, как по общему совету королевства нашего”. Данный принцип был повторен и в 1648 г., а в 1689 г. Билль о правах окончательно закрепил за представительными органами власти право утверждать все государственные расходы и доходы.
Позже борьба североамериканских колоний Англии за независимость (1775 – 1783) была во многом
обусловлена принятием английским парламентом закона о гербовом сборе (1763), который затрагивал интересы почти каждого жителя колоний, так как налогами облагались вся коммерческая деятельность, судебная документация, периодические издания и т.д. Начало непосредственных военных действий восставших историки относят к эпизоду так называемого Бостонского чаепития (1773), когда английское правительство предоставило Ост-Индской компании право беспошлинного ввоза чая в североамериканские колонии. Таможенные льготы фактически поставили эту компанию вне конкуренции и нанесли серьезный удар по позициям местных торговцев. В декабре 1773 г. группа колонистов проникла на прибывшие в Бостонский порт английские корабли и выбросила в море большую партию чая, что обострило конфликт между метрополией и колониями.

Параллельно с развитием государственного налогообложения формируется и научная теория налогообложения, основоположником которой является шотландский экономист и философ Адам Смит (1723 – 1790). В своей работе “Исследование о природе и причинах богатства народов” (1776) он впервые сформулировал принципы налогообложения, дал определение налоговым платежам, обозначил их место в финансовой системе государства, а также определил, что налоги для плательщика есть показатель свободы, а не рабства.

Третий период развития налогообложения берет свое начало с XIX в., и, как бы это ни казалось
странным, в данный период происходит уменьшение количества налогов. Однако, как отмечает В.
Пушкарева, венцом финансовой науки явились налоговые реформы, проведенные после Первой
мировой войны, полностью обоснованные научными принципами налогообложения. Именно тогда была заложена конструкция современной налоговой системы, в которой прямые налоги, и прежде всего индивидуальный подоходно-прогрессивный налог, заняли ведущее место
Налоговый контроль при Вильгельме I. Прусский король Вильгельм Фридрих I, правивший с
1713 по 1740 г., введя налог на ношение париков, активно применял “блицпроверки”: контролеры
вторгались в дома и срывали с господских голов парики, чтобы проверить наличие марки об уплате
В споре между Россией и Японией за Курилы используются “налоговые” доводы.
С одной стороны, понятно, что Курильские острова с 1945 г. – это территория России. Но споры
продолжаются. И многое в споре будет зависеть от ответа на вопрос том, кто появился на Южных
Курилах и, в частности, на Кунашире раньше – русские или японцы. Вопрос этот до сих пор стоит
довольно остро и является камнем преткновения в отношениях между двумя странами. По японским источникам, русские прибыли на остров позднее, чем на другие острова. Однако даже на момент появления русских казаков Кунашир, скорее всего, не был официальной территорией Японии, здесь проживали свободные местные племена – “мохнатые” (так называли айнов). В 1755 г., по свидетельству одного из якутских князей Сторожея, айны платили ясак и таким образом признавали владычество над собой России и, соответственно, свое подданство стране. Если кто не знает, ясак – это натуральный налог, которым облагались некоренные народы Российской империи, занимавшиеся охотничьим промыслом в Поволжье и Сибири. Таким образом, одним из доказательств первенства России над территориями Кунашира является именно “налоговая” история.

По своей сути налоги — это не порождение государства. Хотя без развитого государства налоговая система не может нормально функ­ционировать. Первоначально налоги возникли из необходимости покрывать общественные потребности, которые неизбежно возника­ют у совместно проживающих людей. В этом смысле налоги — это прежде всего общественное благо и непременное условие развития человеческого общества. И лишь во вторую очередь — это результат существования государства.

Налоги известны людям с глубокой древности, когда они были представлены в форме дани, подати. История знает налоги в форме платы за проезд по земле феодала. При Петре I взимались налоги за рыбную ловлю и бортничество. Когда государство только формирова­лось как институт публичной власти, взимание налогов происходило произвольно и стихийно, в меру надобности государства. Государство собирало минимальный размер средств, необходимых для выполне­ния таких функций, как управление, оборона, суд, охрана порядка. Однако по мере того, как расширялись функции государства, форми­ровалась упорядоченная и разветвленная система налогообложения.

Налогообложение относится к числу давно известных способов регулирования доходов и источников пополнения государствен­ных средств.

1. «Подданные государства должны, по возможности, соответ­ственно своим возможностям и силам участвовать в содержании пра­вительства, т.е. соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства».

2. «Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа — все это должно быть ясно и опре­деленно для плательщика и всякого другого лица. »

3. «Каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, когда и как плательщику должно быть удобней всего платить его. »

4. «Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из кармана народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства. »

Как видно из приведенного выше текста, А. Смит исходил из сле­дующих принципов налогообложения:

• равномерность, понимаемая как равнонапряженность, общность для всех налогоплательщиков правил и норм изъятия налога;

• определенность, означающая четкость, ясность, стабильность норм и ставок налогообложения;

• простота и удобство, означающие, что установление налогов должно осуществляться таким образом, чтобы их уплата произво­дилась максимально удобным для налогоплательщика образом;

неотягощенность, т.е. умеренность, ограниченность налога суммами, уплата которых не ложится тяжким бременем на на­логоплательщика;

• экономность — сборы от взимания налога должны превосходить затраты на его функционирование.

Все эти принципы актуальны и сегодня для построения эффек­тивной модели налогообложения. Однако в большинстве развитых стран стремление придать национальной налоговой системе идеаль­ные черты в соответствии с указанными принципами чаще всого ока-

зываются недостижимыми. Так, чрезмерное увлечение принципом свободы налогоплательщика (который А. Смит считал первичным по отношению к другим принципам) чреват уменьшением собираемости налогов, что особенно недопустимо в условиях кризиса экономики. Принцип справедливости, наиболее наглядной реализацией кото­рого является система прогрессивного налогообложения, заставляет некоторых граждан скрывать часть своих доходов. Стремясь сделать налог «удобным» для налогоплательщиков, государство повышает административные издержки на обслуживание данного налога, нару­шая принцип экономии. Поэтому выделенные принципы — это иде­альная модель построения налоговой системы, к которой в той или иной степени стремятся все страны, но при этом исходят из необхо­димости решения задач, являющиеся для них в настоящий момент наиболее актуальными.

С экономической точки зрения, налоги представляют собой глав­ный инструмент перераспределения доходов и финансовых ресурсов, осуществляемых органами государственной власти. С юридической точки зрения, налоги — это устанавливаемые законодательными ак­тами нормы, регулирующие размеры, формы, методы, сроки безвоз­мездного изъятия государством части доходов предприятий, органи­заций, населения.

В ст. 8 части первой Налогового кодекса РФ под налогом понимает­ся обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения дея­тельности государства и (или) муниципального образования.

Некоторые авторы, подчеркивая всю сложность отношений, ко­торые возникают в процессе взимания государством налогов, вво­дят более широкое понятие «налогообложение», под которым пони­мают определенную «совокупность экономических (финансовых) и организационно-правовых отношений, складывающихся на базе объективного процесса перераспределения преимущественно денеж­ной формы стоимости и выражающих собой одностороннее, безэк- вивалентное, принудительно-властное изъятие части доходов корпо­ративных и индивидуальных собственников в общегосударственное пользование»'.

Отличительными чертами любого налога являются:

1) индивидуальная безвозмездность;

1 Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 1998. С. 35.

Наиболее важной характеристикой понятия «налог» является, на наш взгляд, характеристика «индивидуальной безвозмездности», ко­торая означает, что уплата налога не приводит к возникновению у го­сударства обязанности возместить понесенные затраты в каком-либо виде в полном размере конкретному налогоплательщику. Налогам характерно свойство «обшей возмездное™», что означает возмеще­ние всем налогоплательщикам понесенных затрат посредством реа­лизации функций государственного управления.

Наряду с понятием «налог» существуют еще такие понятия, как «пошлина» и «сбор», которые являются похожими, но не одинако­выми. Все эти понятия сближает принудительный характер изъятия. Однако, в отличие от налога, пошлина — это обязательный платеж, взимаемый государственными и иными уполномоченными органа­ми за совершение в отношении плательщика юридически значимых действий. Таким образом, пошлина собирается не со всех, а только с тех, кто вступает с соответствующими органами власти в отношения по поводу получения определенных услуг. В этом смысле пошлина отличается от налога отсутствием такой характеристики, как безэк- вивалентность. Вместе с тем лицо, воспользовавшись услугой, уже не может отказаться от уплаты соответствующей пошлины. Здесь и про­является принудительный характер платежа, сближающий пошлину и налог.

То же относится и к понятию «сбор». Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщика сборов государственными органами, органами местно­го самоуправления, иными уполномоченными органами и должно­стными лицами юридически значимых действий, включая предо­ставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Таким образом, сбор — это целенаправленный платеж, адресность которого, как правило, содержится в его названии (целевой сбор на содержание милиции, сбор на нужды образовательных учреждений и т.п.). Либо это безадресный платеж с определенного вида деятель­ности или за право осуществления такой деятельности (сбор за право торговли, проведение местных аукционов и т.п.). В отношении сбора также не действует принцип безэквивалентности. Однако, так же как пошлину, лицо, получившее разрешение, обязано уплатить сбор.

Поэтому не все обязательные платежи следует рассматривать как налоговые. Существуют, например, такие, как пошлина, сбор, кото­рые занимают определенное место в фискальной системе, но в стро­гом смысле налогами не являются.

Налоговым можно назвать только такое движение денежных средств, которое отвечает следующим основным требованиям:

1) это движение представляет собой смену форм собственности. Только тогда принудительное изъятие средств в казну государства является налоговым, когда часть денежных средств переходит из кор­поративной или индивидуальной собственности в государственную. Это очень важная характеристика. Например, можно ли назвать на­логами то, что платили предприятия государству в СССР? По наше­му мнению, нет. В условиях СССР существовала только одна форма собственности — государственная. Предприятия тоже принадлежали государству, поэтому движение средств между предприятиями и го­сударством в СССР не представляло собой смену форм собственно­сти. Платежи, которые осуществляли государственные предприятия в государственную казну, по своему экономическому содержанию налоговыми не являлись;

2) налогообложение основывается на рентной составляющей, будь то добавочный доход от использования земли, недр, труда или капи­тала. Только в этом случае изъятие государством денежных средств будет восприниматься налогоплательщиком как справедливое, не от­носящееся к тем средствам, которые используются им для собствен­ного воспроизводства;

3) это система денежных взаимоотношений, которая строится в пределах вновь созданной стоимости. При этом налоговые отноше­ния не должны распространяться на капитал, авансируемый или ин­вестируемый для расширения производства товаров, работ и услуг. В этом смысле данная система взаимоотношений является своеоб­разным индикатором достигнутого или не достигнутого согласова­ния личных, корпоративных и государственных интересов. Она мо­жет нарушать либо, наоборот, защищать права собственности;

4) денежные средства, которые перераспределяются посредством налогов и поступают в казну государства, должны использоваться исключительно на общенациональные нужды. Если налогоплатель­щики не ощущают такой взаимосвязи, то это приводит к укрытию доходов и уклонению от уплаты налогов.

Сущность налогов непосредственно проявляется в функциях. Вы­деляют фискальную, регулирующую (стимулирующую) и контроль­ную функции налогов.

Суть фискальной функции заключается в обеспечении поступления необходимых средств в бюджеты разных уровней для покрытия го­сударственных расходов. Через фискальную функцию налогов про­исходит огосударствление части национального дохода в денежной форме, что создает объективные предпосылки для повышения роли государства. Таким образом, фискальная функция — это способность налога покрывать общественные потребности. Поэтому долгое время фискальная функция рассматривалась как самодостаточная для вы­ражения сути и назначения налога. Сегодня в экономически слабо­развитых странах так и происходит. Там налоги в основном выпол­няют фискальную функцию.

Фискальная функция сама по себе является тормозом для хо­зяйственной деятельности. Поэтому очень часто о степени разви­тия фискальной функции налогов свидетельствуют данные о суммах финансовых санкций или разница между обшей суммой налогов, утвержденных в бюджете, и их реальной величиной, поступившей в бюджет. Чем более развита фискальная функция и чем больше она превалирует над всеми остальными, тем меньше степень собираемо­сти налогов, тем больше налогов недополучает бюджет. Поэтому не­маловажное значение имеют регулирующая и стимулирующая функ­ции налогов.

Регулирующая и стимулирующая функции означают, что налог как активный инструмент перераспределительных процессов оказывает существенное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдер­живая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, рас­ширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. При этом выполнение регулирующей и стимулирующей функций достигается путем участия государства в воспроизводственном процессе, но не в форме прямого директивного вмешательства, а путем управления по­токами инвестиций в отдельные отрасли, влияния на платежеспособ­ный спрос населения. Таким образом, особенностью регулирующей функции налогов является ее опосредованное (а не прямое) воздей­ствие на экономику, когда имеет место эффект «запаздывания», т.е. для получения запланированного результата в экономике от проведе­ния налоговой политики требуется определенное время.

Наиболее распространенными методами налогового регулирова­ния являются:

• изменение объема налоговых поступлений;

• замена одних способов или форм обложения другими;

• варьирование налоговыми ставками;

• нивелирование налоговыми льготами и скидками;

• изменение сфер распространения налогов (субъекта и объекта

• реформирование структуры налоговой системы страны.

Хотя регулирующая и стимулирующая функции налогов тесно связаны, между ними есть некоторые различия. Если регулирующее действие ориентировано в основном на отраслевой и народнохозяй­ственный уровень, т.е. на макроэкономические процессы, то стиму­лирующая роль более приближена к микроэкономическим процессам. Она в большей степени учитывает интересы конкретного хозяйствую­щего субъекта. Посредством стимулирующей функции налоговая сис­тема может создавать стимулы к труду, поощрять развитие различных форм предпринимательства и видов производственной деятельности. Правда, возможно и другое, когда под непосильным налоговым бре­менем сворачивается деловая активность. В таком случае стимулирую­щая функция налогов действует со знаком минус.

Налогам присуща и контрольная функция, которая способствует количественно-качественному отражению хода распределительного процесса, позволяет контролировать формирование стоимостных пропорций в обществе, налоговых поступлений в бюджет, их полно­ту и своевременность. Благодаря налоговому контролю оцениваются соблюдение и эффективность действия принципов налогообложения, других функций налогов и налоговой системы в целом. В результате органы государственной власти получают информацию для проведе­ния налоговой политики на ближайшую и отдаленную перспективу. Одной из важнейших задач налогового контроля является проверка соблюдения налоговой дисциплины и налогового законодательства всеми субъектами.

Следует отметить, что все функции налогов тесно связаны между собой. Так, развитие фискальной функции привело, в конечном сче­те, к расширению функций государства и усилению его вмешатель­ства в экономику. На этой основе сформировалась регулирующая функция, которая способствовала появлению стимулирующей.

Налоги весьма разнообразны и образуют сложную систему. Они делятся на многочисленные группы по самым разным признакам.

Наиболее распространенной классификацией налогов является их разделение на прямые и косвенные. Такое деление налогов известно с глубокой древности. Например, в Римской империи взимались и на­лог с наследства, и налог с оборота. Позднее, в XVII в. в основу клас­сификации налогов был положен критерий перелагаемости налогов. Считалось, что доходы землевладельцев должны облагаться «прямым налогом», а все остальные являются перелагаемыми (косвенными). А. Смит, исходя из теории факторов производства (труд, земля, ка­питал), добавил к числу прямых налогов (с доходов землевладельцев) еще два налога — налог на предпринимательскую прибыль владельца капитала и заработную плату наемных рабочих. К косвенным нало­гам он относил веете налоги, которые связаны с расходами и которые перелагались на потребителей товаров и услуг. Таким образом, деле­ние всех налогов на прямые и косвенные осуществляется в зависи­мости от источника взимания.

Прямые налоги — это налоги на собственность, доходы и капи­тал. Они взимаются непосредственно с дохода или капитала, а пла­тельщиками прямых налогов выступают собственники доходов или капитала. К прямым налогам относятся налог на прибыль, налог на собственность, подоходный налог и др. Прямые налоги историче­ски предшествовали косвенным, ибо они были более просты и оче­видны.

Косвенные налоги — это налоги, которые представляют собой надбавку к ценам на товары или услуги и которые оплачиваются по­требителем этого товара. Перечисляют в бюджет косвенные налоги непосредственный производитель или продавец товара, услуги. Кос­венным этот налог называется потому, что покупатель товара налог не платит, он даже может не догадываться о налоге, входящем в пену товара. Но, покупая товар по цене, в которую уже входит этот налог, он тем самым является его плательщиком. Поэтому косвенные нало­ги служат менее «заметным» способом изъятия государством денеж­ных средств. К косвенным налогам относятся таможенные пошлины, акцизы, налог на добавленную стоимость, налог с продаж и др.

Государство предпочитает косвенное налогообложение из-за его простоты взимания, атакжескрытости. От косвенных налогов трудно укрыться. Косвенные налоги выгодны и хозяйствующим субъектам, так как: 1) они полностью ложатся на покупателей; 2) легко перело- жимы; 3) взимаются незаметно для большинства покупателей.

Налоги различаются также в зависимости от характера налоговых ставок. Налоги делятся на пропорциональные, прогрессивные и рег­рессивные.

Налог называется пропорциональным, если налоговая ставка неиз­менна, не зависит от величины дохода, от масштаба объекта налого­обложения. Например, если ставка налога на прибыль составляет 24% от прибыли и не изменяется в зависимости от значения прибыли, то налог является пропорциональным. Название налога подчеркивает, что его общая величина прямо пропорциональна объему налогообло­жения объекта (дохода, прибыли, имущества и т.п.).

При прогрессивном налоге налоговая ставка повышается по мере возрастания величины объекта налогообложения. Например, доход в размере минимальной заработной платы может вообще не облагаться

налогом, а владелец большего дохода платит большую сумму налога по сравнению с владельцем меньшего дохода.

Ставки регрессивного налога, наоборот, понижаются по мере уве­личения объекта налогообложения (например, дохода). Регрессив­ный налог вводится с целью стимулирования роста дохода, прибегли, имущества, облагаемый налогом.

По характеру использования налоги подразделяются на общие и специальные. Общие налоги — это налоги, которые зачисляются в бюджет для покрытия общих расходов бюджета, т.е. это налоги, которые не имеют целевого назначения. Подавляющее число нало­гов являются общими. Специальные налоги — это налоги, которые вводятся для финансирования конкретной категории расходов и зачисляются, как правило, не в бюджет, а в целевые или внебюд­жетные фонды. Такой режим позволяет контролировать целевое использование указанных средств.

По статусу налогоплательщика все налоги делятся на налоги с физических лиц и налоги с юридических лиц.

  • Неоконченное
  • Авторам
  • История
  • Научный коммунизм
  • О произведениях
  • Персоналии
  • Политика
  • Политэкономия
  • Философия
  • Экономика

  • Править
  • История
  • Печать
  • Ссылаются
  • На ранней ступени развития общества существовало естественное разделение труда — по полу и возрасту. С усложнением орудий производства, с расширением форм воздействия людей на природу их труд стал качественно дифференцироваться и определённые его виды обособляться друг от друга. Это диктовалось очевидной целесообразностью, поскольку разделение труда вело к росту его производительности. В. И. Ленин писал: «Для того, чтобы повысилась производительность человеческого труда, направленного, например, на изготовление какой-нибудь частички всего продукта, необходимо, чтобы производство этой частички специализировалось, стало особым производством, имеющим дело с массовым продуктом и потому допускающим (и вызывающим) применение машин и т. п.». [1]. Отсюда Ленин делал вывод, что специализация общественного труда «…по самому существу своему, бесконечна — точно так же, как и развитие техники» [2].

    Производство немыслимо без сотрудничества, кооперации людей, порождающей определённое распределение деятельности. «Очевидно само собой, — писал К. Маркс, — что эта необходимость распределения общественного труда в определённых пропорциях никоим образом не может быть уничтожена определённой формой общественного производства, — измениться может лишь форма её проявления» [3]. Формы распределения труда находят прямое выражение в разделении труда, которое обусловливает и существование исторически определённых форм собственности. «Различные ступени в развитии разделения труда, — писали Маркс и Энгельс, — являются вместе с тем и различными формами собственности, т. е. каждая ступень разделения труда определяет также и отношения индивидов друг к другу соответственно их отношению к материалу, орудиям и продуктам труда» [4].

    Процесс распределения людей в производстве, связанный с ростом специализации, совершается либо сознательно, планомерно, либо принимает стихийный и антагонистический характер. В первобытных общинах этот процесс носил планомерный характер. Орудия труда здесь были индивидуализированы, однако труд и пользование его результатами не могли тогда раздробляться — низкая производительность труда людей исключала их выделение из общины.

    Так как во всю предшествующую историю человечества процесс производства заключался в том, что люди между собой и предметом труда вклинивали орудие производства, сами становясь непосредственным компонентом производственного процесса, то начиная с первобытной общины индивидуализация орудий труда приводила к «прикреплению» людей к ним и определённым видам дифференцировавшейся деятельности. Но поскольку все члены общины имели общие интересы, такое «прикрепление» носило естественный характер, считалось оправданным и разумным.

    С развитием орудий производства возникли целесообразность и необходимость относительно обособленного труда индивидов, а более производительные орудия давали возможность обособленного существования отдельных семей. Так происходило превращение непосредственно общественного труда, каким он был в первобытных общинах, в частный труд. Характеризуя сельскую общину как переходную форму к полной частной собственности, Маркс отмечал, что здесь труд индивидов приобрёл обособленный, частный характер, и это явилось причиной возникновения частной собственности. «Но самое существенное, — писал он, — это — парцеллярный труд как источник частного присвоения» [5].

    В докапиталистических формациях, — писал Энгельс, — «средства труда — земля, земледельческие орудия, мастерские, ремесленные инструменты — были средствами труда отдельных лиц, рассчитанными лишь на единоличное употребление… Но потому-то они, как правило, и принадлежали самому производителю… Следовательно, право собственности на продукты покоилось на собственном труде» [6].

    В результате раздробления труда, превращения его в частный труд и появления частной собственности возникли противоположность экономических интересов индивидов, социальное неравенство, общество развивалось в условиях стихийности. Оно вступило в антагонистический период своей истории. Люди стали закрепляться за определёнными орудиями труда и различными видами всё более дифференцировавшейся деятельности помимо их воли и сознания, в силу слепой необходимости развития производства. Эта главная особенность антагонистического разделения труда — не извечное состояние, будто бы присущее самой природе людей, а исторически преходящее явление.

    Определяющим условием разделения труда является рост производительных сил общества. «Уровень развития производительных сил нации обнаруживается всего нагляднее в том, в какой степени развито у неё разделение труда» [7]. При этом определяющую роль в углублении разделения труда играют развитие и дифференциация орудий производства. В свою очередь, разделение труда способствует развитию производительных сил, росту производительности труда. Накопление у людей производственного опыта и навыков к труду находится в прямой зависимости от степени разделения труда, от специализации работников на определённых видах труда. Технический прогресс неразрывно связан с развитием общественного разделения труда.

    Рост и углубление разделения труда влияют и на развитие производственных отношений. В рамках первобытнообщинного строя исторически возникло первое крупное общественное разделение труда (выделение пастушеских племён), что создало условия для регулярного обмена между племенами. «Первое крупное общественное разделение труда вместе с увеличением производительности труда, а следовательно, и богатства, и с расширением сферы производительной деятельности, при тогдашних исторических условиях, взятых в совокупности, с необходимостью влекло за собой рабство. Из первого крупного общественного разделения труда возникло и первое крупное разделение общества на два класса — господ и рабов, эксплуататоров и эксплуатируемых» [8]. При возникновении рабовладельческого строя на основе дальнейшего роста производительных сил развилось второе крупное общественное разделение труда — отделение ремесла от земледелия, положившее начало отделению города от деревни и возникновению противоположности между ними. Отделение ремесла от земледелия означало зарождение товарного производства (см. Товар). Дальнейшее развитие обмена повлекло за собой третье крупное общественное разделение труда — обособление торговли от производства и выделение купечества. В эпоху рабства появляется противоположность между умственным и физическим трудом. К глубокой древности относится возникновение также территориального и профессионального разделения труда.

    Разделение труда при капитализме

    Возникновение и развитие машинной индустрии сопровождалось значительным углублением общественного разделения труда, стихийным формированием новых отраслей производства.

    При капитализме разделение труда становится ещё более важным фактором общественной жизни (само развитие капитализма как высшей формы товарного производства, т. е. производства, основанного на общественном разделении труда, было непосредственно связано с его ростом). При капитализме всеобъемлющий характер приобретает разделение труда между отдельными предприятиями, связь между которыми осуществляется на рынке через посредство стихийно действующих на основе закона стоимости закономерностей товарного производства (по терминологии «Капитала» Маркса, общественное разделение труда). Кроме того, складывается планомерно вводимое капиталистами разделение внутри предприятий («техническое» разделение труда) — сначала в рамках мануфактуры (в которой разделение труда достигает ещё большей степени детализации, чем в средневековом городском ремесле, и рабочий превращается в «частичного» рабочего, выполняющего какую-либо определённую производственную операцию), затем в рамках фабрики. Детальное разделение труда внутри предприятий ведёт не только к огромному росту производительности труда, но и к росту интенсивности эксплуатации труда капиталом. Однобокость, узость профессионального разделения труда калечит людей.

    В условиях капитализма приобретают невиданные ранее размеры отделение промышленности от сельского хозяйства и такие виды общественного разделения труда, как территориальное и международное. Открывая новые возможности для развития производительных сил, этот рост разделения труда вместе с тем в некоторых отношениях крайне отрицательно сказывается на положении трудящихся. В капиталистическом обществе ещё более углубляется противоположность между городом и деревней, между умственным и физическим трудом.

    Развитие капитализма обусловливает хозяйственное сближение народов, развитие международного разделения труда. Но эта прогрессивная тенденция в условиях капитализма осуществляется путём подчинения одних народов другими, путём угнетения и эксплуатации народов. Международное капиталистическое разделение труда находит одно из своих проявлений в превращении колониальных и зависимых стран в аграрно-сырьевой придаток метрополий (см. Колониализм, Неоколониализм).

    Стихийное развитие разделения труда при капитализме обостряет антагонистическое противоречие между общественным характером производства и частнособственнической формой присвоения продукта, между производством и потреблением и др. Характеризуя антагонистическую основу развития разделения труда при капитализме, К. Маркс отмечал, что «разделение труда уже с самого начала заключает в себе разделение условий труда, орудий труда и материалов…, а тем самым и расщепление между капиталом и трудом… Чем больше развивается разделение труда и чем больше растёт накопление, тем сильнее развивается… это расщепление» [9].

    Разделение труда при социализме

    В социалистическом обществе уничтожается старое классовое разделение занятий. При социализме создается принципиально новая система разделения труда. Оно приобретает характер организованного сотрудничества и взаимопомощи людей, участвующих в общественном производстве. Стихийное разделение между капиталистическими предприятиями заменяется планомерным разделением труда между социалистическими предприятиями, основанным на едином плане. Хотя еще сохраняется различие между неквалифицированным и квалифицированным трудом и некоторая односторонность профессионального разделения труда, но происходит постепенное изживание отрицательных последствий старого разделения труда. Предпринимаются сознательные усилия для преодоления ещё существующего неравенства между крупными промышленными и культурными центрами и периферией, между городом и деревней, между различными социальными группами с тем, чтобы доступ к той или иной сфере деятельности определялся способностями и склонностями каждого человека.

    По мере преодоления классовых различий в социалистическом обществе на первый план выдвигаются проблемы, связанные с тенденциями развития разделения труда и утверждением полной социальной однородности (характер и содержание труда различных профессиональных групп, процессы дифференциации и интеграции деятельности и др.), обеспечением всестороннего и свободного развития личности каждого, возможности смены форм жизнедеятельности (труд, общественная деятельность, искусство и т. д.), постепенным созданием условий, при которых «различие в деятельности, труде не влечёт за собой никакого неравенства, никакой привилегии в смысле владения и потребления» [10].

    Читайте также: