Налоги в казахстане ниже чем в россии

Опубликовано: 22.09.2022


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 21 мая 2019 г. N 03-07-13/1/36682 О применении налога на прибыль организаций и НДС при оказании казахстанским хозяйствующим субъектом российской организации услуг, связанных с организацией железнодорожной перевозки грузов

Вопрос: В соответствии с п. 4.1 Письма Минтранса России от 20.05.2008 N СА-16/3729, направленного Письмом ФНС России от 04.06.2008 N ШС-6-3/407@:

Услуга по подаче (предоставлению) под погрузку собственного, арендованного и/или принадлежащего на ином законном основании железнодорожного подвижного состава, контейнеров для перевозок грузоотправителям, грузополучателям, грузовладельцам и иным заинтересованным лицам, носит комплексный характер, и в ее состав могут входить:

- подача (предоставление) под погрузку подвижного состава, контейнеров, принадлежащих организациям на праве собственности или ином законном основании;

- осуществление диспетчерского контроля за продвижением вагонов, контейнеров с грузами и предоставление клиентам соответствующей информации;

- обеспечение отправки и получения грузов;

- другие подобные услуги, связанные с организацией перевозок в приватном подвижном составе, контейнерах.

Услуги по подаче (предоставлению) под погрузку собственного, арендованного и/или принадлежащего на ином законном основании железнодорожного подвижного состава отличаются от услуг имущественного найма (аренды) подвижного состава по целям договора, предмету договора, а также по расчетам и срокам договора.

Доходы, указанные в п. 1 ст. 309 Налогового кодекса РФ, полученные иностранной организацией, не связанные с ее предпринимательской деятельностью в Российской Федерации, относятся к доходам иностранной организации от источников в РФ и подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов.

Согласно п. 2 ст. 309 НК РФ доходы, полученные иностранной организацией от оказания услуг на территории РФ, не приводящие к образованию постоянного представительства в РФ в соответствии со статьей 306 настоящего Кодекса, обложению налогом у источника выплаты не подлежат.

Доходы от оказания услуг иностранным Исполнителем по подаче (предоставлению) под погрузку собственного, арендованного и/или принадлежащего на ином законном основании железнодорожного подвижного состава, контейнеров для перевозок российскому Заказчику не предусмотрены в п. 1 ст. 309 НК РФ.

В силу п. 1 ст. 7 Конвенции между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан от 18.10.1996 "Об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал":

"прибыль предприятия договаривающегося государства облагается налогом только в этом государстве, если только такое предприятие не осуществляет или не осуществляло предпринимательскую деятельность в другом договаривающемся государстве через расположенное там постоянное учреждение".

Порядок применения налога на добавленную стоимость в торговых отношениях государств - членов Евразийского экономического союза определяется Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее - Протокол), являющимся приложением N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.

В соответствии с п. 28 Протокола взимание НДС при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве-члене, территория которого признается местом реализации работ, услуг.

Место реализации услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава определяется по месту нахождения исполнителя услуг на основании п.п. 5 п. 29 Протокола (аналогичный вывод содержится в Письме Минфина России от 26.07.2017 N 03-07-13/1/47514).

С учетом изложенного, прошу разъяснить, правильно ли мы понимаем, что в случае оказания российской организации резидентом Республики Казахстан услуг, связанных с организацией ж/д перевозки грузов, включая подачу под погрузку собственного/арендованного и/или привлеченного на ином законном основании подвижного состава, не приводящих к образованию постоянного представительства в РФ в соответствии со статьей 306 НК РФ:

- доходы от оказания этих услуг не подлежат обложению налогом у российской организации - источника выплаты доходов и заказчика этих услуг?

- местом оказания этих услуг не признается Российская Федерация и их стоимость не облагается НДС?

Ответ: В связи с письмом по вопросам применения налога на прибыль организаций и налога на добавленную стоимость при оказании казахстанским хозяйствующим субъектом российской организации услуг, связанных с организацией железнодорожной перевозки грузов, Департамент налоговой и таможенной политики сообщает, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 14 сентября 2018 г. N 194н, обращения организаций по оценке конкретных хозяйственных ситуаций в Минфине России не рассматриваются и консультационные услуги не оказываются.

Одновременно сообщается, что между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан заключена Конвенция об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал от 18.10.1996 (далее - Конвенция).

Режим налогообложения дохода от осуществления международных перевозок установлен статьей 8 "Международные перевозки" Конвенции. При невозможности квалификации указанного дохода в соответствии с положениями статьи 8 "Международные перевозки", применению подлежат положения статьи 7 "Прибыль от предпринимательской деятельности" Конвенции, определяющей режим налогообложения прибыли от осуществления предпринимательской деятельности казахской организации на территории Российской Федерации.

Таким образом, на территории Российской Федерации режим налогообложения доходов казахской компании от организации железнодорожных перевозок грузов, включая подачу (предоставление) под погрузку собственного или арендованного и/или привлеченного на ином законном основании железнодорожного подвижного состава может регулироваться как положениями статьи 8 "Международные перевозки" Конвенции, так и положениями статьи 7 "Прибыль от предпринимательской деятельности" Конвенции.

Что касается налога на добавленную стоимость, то порядок применения этого налога в торговых отношениях государств - членов Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) определяется Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее - Протокол), являющимся приложением N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.

В соответствии с разделом IV "Порядок взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг" Протокола место реализации услуг, связанных с организацией железнодорожной перевозки грузов, определяется по месту нахождения исполнителя услуг на основании подпункта 5 пункта 29 Протокола.

В связи с этим в целях применения налога на добавленную стоимость местом реализации вышеуказанных услуг, оказываемых казахстанским хозяйствующим субъектом российской организации, признается территория Республики Казахстан, и, соответственно, такие услуги налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации не облагаются.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента Н.А. Кузьмина

Обзор документа

Казахстанский хозяйствующий субъект оказывает российской организации услуги по организации ж/д перевозки грузов.

В отношениях между Россией и Казахстаном действует Конвенция об устранении двойного налогообложения от 18.10.1996.

На территории России режим налогообложения доходов казахской компании от организации ж/д перевозок грузов может регулироваться как положениями статьи 8 "Международные перевозки" Конвенции, так и положениями статьи 7 "Прибыль от предпринимательской деятельности" Конвенции.

Местом реализации рассматриваемых услуг признается территория Казахстана. Они не облагаются НДС в России.

Уставный капитал товарищества может составлять 20 рублей

В Казахстане действуют привлекательные ставки соцналогов

Субъекты специальных зон освобождены от всех налогов

На протяжении последних лет основными направлениями налоговой политики Республики Казахстан является снижение налоговой нагрузки и совершенствование налогового администрирования. Отметим, что для российского бизнеса Казахстан может рассматриваться как один из инструментов налогового планирования. Конечно, в таком качестве может выступать и субъект России, в котором действуют льготные налоговые ставки, однако российские регионы ограничены в совершении налоговых маневров федеральным законодательством. Казахстан же в отличие от субъектов РФ активно создает комфортные условия для ведения бизнеса, в том числе устанавливая благоприятные налоговые режимы (см. таблицу).

Ключевые различия налоговых систем России и Республики Казахстан

Вид налога Россия Казахстан
Налог на прибыль (корпоративный подоходный налог) Общая ставка — 20%. При этом 2% зачисляется в федеральный бюджет. Региональная ставка в размере 18% может быть снижена до 13,5% (п. 1 ст. 284 НКРФ) Ставка налога — 20%. Освобождены от уплаты налога участники инвестиционных проектов и субъекты СЭЗ
НДФЛ с выплат в рамках трудовых отношений (индивидуальный подоходный налог) Ставка НДФЛ равна 13% (п. 1 ст. 224 НКРФ) 10%
НДС В зависимости от вида операций, являющихся объектом обложения НДС, применяются следующие ставки: 0%, 10% и 18% (ст. 164 НКРФ) 0% или 12%
Страховые взносы (социальный налог и социальные отчисления) В общем случае работодатель должен исчислить страховые взносы по общему тарифу в размере 30% (в Пенсионный фонд РФ — 22%, в ФСС России — 2,9%, в ФФОМС — 5,1%) Ставка социального налога составляет 11%, в отношении социальных отчислений — 5%. Однако социальные отчисления с доходов свыше 39 тыс. рублей в месяц не уплачиваются
Упрощенная система налогообложения (специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации) Налоговая ставка для налогоплательщиков с объектом «доходы минус расходы» — 15%. Однако по решению региональных властей она может быть уменьшена до 5% (п. 2 ст. 346.20 НКРФ). Ставка для субъектов УСН, выбравших объектом налогообложения «доходы», составляет 6% (п. 1 ст. 346.20 НКРФ) Налоговая ставка составляет 3% с полученных доходов
НДФЛ с дивидендов (индивидуальный подоходный налог) В отношении дивидендов, полученных физлицами, являющимися налоговыми резидентами России, — 9% (п. 4 ст. 224 НКРФ), не являющимися резидентами — 15% (п. 3 ст. 224 НКРФ) ИПН при выплате дивидендов отсутствует после трехлетнего срока владения долей

Ставки НДС и подоходного налога в Казахстане ниже, чем в России

Примечательно, что ставка НДС в Казахстане, в том числе и при импорте, составляет всего 12 процентов. При этом налогоплательщикам Казахстана необходимо встать на регистрационный учет по НДС только в том случае, если их выручка в течение календарного года превысит лимит в 11 млн рублей. В случае если компания подпадает под этот лимит, но желает уплачивать налог, то она может встать на регистрационный учет в целях НДС, представив соответствующее заявление в налоговые органы.

Ставка корпоративного подоходного налога в Казахстане, как и ставка налога на прибыль в России (п. 1 ст. 284 НКРФ), составляет 20 процентов. Ставка индивидуального подоходного налога (ИПН) в Казахстане равна 10 процентам. При этом на казахстанских работодателей возлагается обязанность по исчислению, удержанию и перечислению налога в бюджет в отношении всех доходов, выплачиваемых своим работникам. Получается, что российский НДФЛ проигрывает казахстанскому ИПН на 3 процентных пункта. Впрочем, казахстанские работники несут бремя уплаты обязательных пенсионных взносов в размере 10 процентов от своих доходов.

Дивиденды физлицам-резидентам освобождены от подоходного налога

В отношении дивидендов, полученных физлицами, являющимися резидентами России, налоговая ставка установлена в размере 9 процентов (п. 4 ст. 224 НКРФ). Однако в Казахстане ситуация иная. Если в момент исчисления дивидендов учредитель владеет долей в компании не менее трех лет, то выплата дивидендов освобождена от ИПН. Исключение составляют компании-недропользователи и резиденты стран с льготным налогообложением. Полное освобождение от уплаты ИПН с дивидендов после трехлетнего срока владения долей применяется и к участникам — резидентам России.

В случае владения долей менее трех лет при выплате дивидендов в адрес нерезидента казахстанская организация должна удержать ИПН у источника в размере 15 процентов. Однако, воспользовавшись положениями пункта 3 статьи 10 Конвенции между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан от 18.10.96, эту ставку можно снизить до 10 процентов.

Соцналог в Казахстане составляет всего 11 процентов

В Казахстане действуют привлекательные тарифы социальных налогов и отчислений. Так, социальный налог исчисляется по фиксированной ставке в размере 11 процентов от доходов сотрудников за вычетом обязательных пенсионных взносов, которые работники уплачивают самостоятельно. В отношении социальных отчислений установлена ставка в размере 5 процентов. Ежемесячные выплаты, превышающие сумму десятикратного минимального размера оплаты труда (около 39 тыс. рублей), не облагаются социальными отчислениями.

Примечательно, что вознаграждения в пользу физических лиц по договорам гражданско-правового характера не облагаются социальным налогом и социальными отчислениями. В России же выплаты по гражданско-правовым договорам не облагаются только взносами на обязательное социальное страхование (п. 2 ч. 3 ст. 9 закона от24.07.09 №212-ФЗ).

Казахстанские упрощенцы уплачивают налог с доходов по ставке 3 процента

Для малого бизнеса налоговая система Казахстана предусматривает возможность использования двух спецрежимов: на основе патента и на основе упрощенной декларации. Специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации подразумевает уплату налога с доходов по ставке 3 процента. Данную систему налогообложения могут применять компании, у которых среднесписочная численность работников не превышает 50 человек, а доход за налоговый период составляет не более 2800-кратного минимального размера оплаты труда (на сегодняшний день около 11 млн рублей). Однако существует и еще ряд ограничений по применению данного спецрежима. К примеру, налоговый режим на основе упрощенной декларации не вправе применять компании, получающие доходы от источников за пределами республики. Исключение составляют доходы, полученные в виде дивидендов, процентов и роялти.

Необходимо отметить еще один неоспоримый плюс. В отличие от российских упрощенцев, казахстанские спецрежимники вправе встать на учет в качестве плательщиков НДС. Это позволяет им помимо использования пониженной ставки с доходов не потерять право на применение вычета по НДС.

Иностранные инвесторы освобождены от уплаты части налогов

Иностранные компании, в том числе и российские, желающие организовать в Казахстане крупное производство, могут рассчитывать на значительные налоговые льготы, а также на поддержку государства. Введение таких налоговых послаблений предусмотрено с 1 января 2015 года. Главным условием применения льгот является осуществление инвестиций на сумму не менее 20 млн долларов в одну из сфер деятельности, предусмотренных специальным перечнем, утвержденным правительством республики.

Каждый инвестор, подписавший с комитетом по инвестициям специальный контракт, может воспользоваться следующими налоговыми преимуществами:

  • полное освобождение от корпоративного подоходного и земельного налогов на срок до 10 лет;
  • полное освобождение от налога на имущество на срок до 8 лет со дня введения в эксплуатацию фиксированных активов;
  • возмещение до 30 процентов фактических затрат на строительно-монтажные работы и приобретение оборудования («инвестиционная субсидия»);
  • освобождение от уплаты таможенных пошлин при ввозе технологического оборудования и запасных частей на период инвестиционного контракта, но не более чем на 5 лет.

Резиденты специальных экономических зон освобождены от уплаты всех налогов

Еще один выгодный с налоговой точки зрения способ ведения бизнеса в Казахстане — регистрация в специальной экономической зоне (СЭЗ). В целях активизации внешнеэкономических связей и создания высокоэффективных и конкурентоспособных производств, в Республике Казахстан созданы 10 специальных экономических зон. К примеру, промышленно-производственные зоны. Это, в частности, «Морпорт Актау» в Мангистауской области, «Павлодар» в городе Павлодар, «Астана — новый город» в городе Астана, «Химический парк Тараз» в Жамбылской области. Кроме того, на территории республики созданы сервисные СЭЗ: «Бурабай» в Акмолинской области, «Хоргос — Восточные ворота» в Алматинской области. А также существует технико-внедренческая зона — «Парк инновационных технологий» в городе Алматы.

Примечательно, что субъекты СЭЗ освобождены от уплаты корпоративного подоходного налога, имущественного и земельного налогов, от социального налога. Кроме того, при соблюдении определенных условий резиденты специальных экономических зон освобождены от уплаты НДС и таможенных пошлин.

Возможность в определенных случаях не платить корпоративный подоходный налог и прочие налоги, относительно невысокие ставки зарплатных налогов и НДС, отсутствие при определенных условиях ИПН с дивидендов делают Казахстан привлекательным местом для перемещения бизнеса в рамках Таможенного союза и в рамках создаваемого Евразийского экономического союза.

Впрочем, несмотря на относительно низкий уровень корпоративного налогообложения, для казахстанских налоговых органов так же, как и для их российских коллег, актуальна борьба с налоговыми схемами. Причем используемые казахстанскими компаниями схемы в целом схожи с российскими.

Ставки основных налогов и обязательных платежей:
КПН, ИПН, НДС, СН, ИПН и СН при применении СНР, Налог на имущество, СО, ОПВ, ОППВ

Корпоративный подоходный налог

Ставка

Основание

КПН, удерживаемый с налогооблагаемого дохода налогоплательщика

Пункт 1 статьи 147 Налогового Кодекса

КПН, удерживаемый с налогооблагаемого дохода юридических лиц - производителей сельскохозяйственной продукции от осуществления деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, продукции пчеловодства, продукции аквакультуры (рыбоводства), а также переработке и реализации указанной продукции собственного производства

Пункт 2 статьи 147 Налогового Кодекса

КПН, удерживаемый с доходов у источника выплаты, за исключением доходов нерезидентов из источников в Республике Казахстан

Пункт 3 статьи 147 Налогового Кодекса

КПН, удерживаемый у источника выплаты с доходов нерезидентов, осуществляющих деятельность без образования постоянного учреждения, по доходам, определенным статьей 192 Налогового Кодекса и указанным в подпункте 4) пункта 1 статьи 192 Налогового Кодекса, за исключением доходов, указанным в подпунктах 2) - 6) статьи 194 Налогового Кодекса

Пункт 4 статьи 147, подпункты 1), 2) статьи 194 Налогового Кодекса

КПН, удерживаемый у источника выплаты с доходов нерезидентов, осуществляющих деятельность без образования постоянного учреждения, по доходам в виде страховых премий по договорам страхования рисков, прироста стоимости, дивидендов, вознаграждений, роялти

Пункт 4 статьи 147, подпункты 3), 6) статьи 194 Налогового Кодекса

КПН, удерживаемый у источника выплаты с доходов нерезидентов, осуществляющих деятельность без образования постоянного учреждения, по доходам в виде страховых премий по договорам перестрахования рисков и от оказания услуг по международной перевозке

Пункт 4 статьи 147, подпункты 4), 5) статьи 194 Налогового Кодекса

КПН с чистого дохода юридического лица-нерезидента, осуществляющего деятельность в РК через постоянное учреждение

Пункт 5 статьи 147 Налогового Кодекса

Индивидуальный подоходный налог

Ставка

Основание

ИПН с доходов физических лиц

Пункт 1 статьи 158 Налогового Кодекса

ИПН с доходов физических лиц в виде дивидендов, полученных из источников в РК и за ее пределами

Пункт 2 статьи 158 Налогового Кодекса

Налог на добавленную стоимость

Ставка

Основание

НДС к размеру облагаемого оборота и облагаемого импорта

Пункт 1 статьи 268 Налогового Кодекса

НДС при оборотах по реализации товаров на экспорт

Пункт 2 статьи 268, статья 242 Налогового Кодекса

НДС при оборотах по реализации услуг по международным перевозкам

Пункт 1 статьи 268, пункт 1 статьи 244 Налогового Кодекса

НДС при обороте по реализации ГСМ, осуществляемой аэропортами при заправке воздушных судов иностранных авиакомпаний, выполняющих международные полеты, международные воздушные перевозки

Пункт 1 статьи 268, пункт 1 статьи 244-1 Налогового Кодекса

НДС при реализации на территорию СЭЗ товаров, полностью потребляемых при осуществлении деятельности, отвечающей целям создания СЭЗ, по перечню товаров, определенных Правительством РК

Пункт 1 статьи 268, пункт 1 статьи 244-2 Налогового Кодекса

НДС при реализации на территорию СЭЗ «Астана - новый город» товаров, полностью потребляемых в процессе строительства и ввода в эксплуатацию объектов по перечню товаров, определенных Правительством РК

Пункт 1 статьи 268, пункт 1 статьи 244-3 Налогового Кодекса

Оборот по реализации при добыче, и осуществляющих добычу и (или) производство золота, Национальному Банку РК аффинированного золота из сырья собственного производства для пополнения активов в драгоценных металлах

Пункт 1 статьи 268, пункт 1 статьи 244-4 Налогового Кодекса

Оборот по реализации товаров собственного производства и нестабильного конденсата в рамках контракта на недропользование

Пункт 1 статьи 268, пункт 1 статьи 245 Налогового Кодекса

Оборот по реализации продуктов переработки из давальческого сырья на территории другого государства-члена Таможенного союза

Пункт 1 статьи 268, пункт 1-2 статьи 245 Налогового Кодекса

Социальный налог

Ставка

Основание

Социальный налог, исчисляемый юридическими лицами

Пункт 1 статьи 358 Налогового Кодекса

Социальный налог, исчисляемый индивидуальными предпринимателями, за исключением применяющих СНР, частными нотариусами, частными судебными исполнителями, адвокатами, профессиональными медиаторами:
- за себя;
- за работника

Пункт 2 статьи 358 Налогового Кодекса

Социальный налог, исчисляемый специализированными организациями, где работают инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата, по потере слуха, речи, зрения, соответствующие условиям пункта 3 статьи 135 Налогового Кодекса

Пункт 3 статьи 358 Налогового Кодекса

Социальный налог, исчисляемый юридическими лицами - производителями сельскохозяйственной продукции, продукции аквакультуры (рыбоводства), осуществляющими исключительно деятельность, предусмотренную пунктом 2 статьи 147 Налогового Кодекса, и применяющими общеустановленный порядок

Пункт 3-1 статьи 358 Налогового Кодекса

Социальный налог, исчисляемый индивидуальными предпринимателями, применяющими СНР для крестьянских или фермерских хозяйств за каждого работника, а также за главу и совершеннолетних членов крестьянского или фермерского хозяйства

Пункт 4 статьи 358,
статья 445 Налогового Кодекса

Вернуться к началу Специальный налоговый режим

ИПН (КПН) и СН при применении специальных налоговых режимов

Ставка

Основание

СНР на основе патента:

1) ИПН – 1/2 часть от исчисленной суммы в размере 2% к объекту налогообложения;
2) социальный налог – 1/2 часть от исчисленной суммы в размере 2% к объекту налогообложения за минусом социальных отчислений

2%
к объекту налогообложения

Пункт 1 статьи 432 Налогового Кодекса

СНР на основе упрощенной декларации:

1) ИПН (КПН) – 1/2 часть от исчисленной суммы налогов в размере 3% к объекту налогообложения;
2) социальный налог – 1/2 часть от исчисленной суммы налогов в размере 3% к объекту налогообложения за минусом социальных отчислений.

Сумма налогов, исчисленная за налоговый период, подлежит корректировке в сторону уменьшения на сумму в размере 1,5 % от суммы налога за каждого работника, исходя из среднесписочной численности работников, если среднемесячная заработная плата работников по итогам отчетного периода составила у индивидуальных предпринимателей не менее 2-кратного, юридических лиц - не менее 2,5-кратного МРЗП

3%
к объекту налогообложения

Пункты 1, 2 статьи 436,
пункт 2 статьи 437 Налогового Кодекса

Налог на имущество

Ставка

Основание

Налог на имущество, исчисляемый юридическими лицами

Пункт 1 статьи 398 Налогового Кодекса

Налог на имущество, исчисляемый индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, применяющими СНР на основе упрощенной декларации

Пункт 2 статьи 398 Налогового Кодекса

Налог на имущество, исчисляемый:

- юридическими лицами, определенными статьей 134 Налогового Кодекса, за исключением религиозных объединений;
- юридическими лицами, определенными статьей 135 Налогового Кодекса;
- организациями по деятельности в области библиотечного обслуживания;
- государственными предприятиями, осуществляющими функции в области государственной аттестации научных кадров;
- юридическими лицами по объектам водохранилищ, гидроузлов и других водохозяйственных сооружений природоохранного назначения, находящимся в государственной собственности и финансируемым за счет средств бюджета;
- юридическими лицами по объектам гидромелиоративных сооружений, используемым для орошения земель юридических лиц - сельскохозяйственных товаропроизводителей и крестьянских или фермерских хозяйств;
- юридическими лицами по объектам питьевого водоснабжения;
- управляющими компаниями СЭЗ - по объектам обложения в течение пяти налоговых периодов, включая налоговый период, в котором возникло налоговое обязательство по соответствующему объекту;
- юридическими лицами по взлетно-посадочным полосам на аэродромах и терминалам аэропортов, за исключением взлетно-посадочных полос на аэродромах и терминалов аэропортов городов Алматы и Астаны.

Пункт 3 статьи 398 Налогового Кодекса

Налог на имущество, исчисляемый автономными организациями образования

Пункт 3-1 статьи 398 Налогового Кодекса

Социальные отчисления за участников системы ОСС - от объекта исчисления социальных отчислений

Статья 14 Закона РК от 25.04.2003 г. № 405-II «Об обязательном социальном страховании»

Социальные отчисления для самостоятельно занятых лиц, на которых распространяется СНР, - от объекта исчисления социальных отчислений, но не менее 5% от МЗП и не превышая сумму исчисленного социального налога

Обязательные пенсионные взносы

Ставка

Основание

ОПВ от ежемесячного дохода, принимаемого для исчисления пенсионных взносов, и не превышающего 75-кратный размер МЗП

Статья 25 Закона РК от 21.06.2013 г. № 105-V «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан»

ОПВ для получателей социальных выплат на случай потери дохода в связи с уходом за ребенком по достижении им возраста одного года от дохода, учтенного в качестве объекта исчисления социальных отчислений

ОПВ в свою пользу от получаемого дохода, но не менее 1 МЗП и не выше 75-кратного размера МЗП для адвокатов, частных судебных исполнителей, частных нотариусов, профессиональных медиаторов, а также индивидуальных предпринимателей

ОПВ от 1 МЗП и не выше 75-кратного МЗП для крестьянских или фермерских хозяйств, применяющих СНР, в пользу совершеннолетнего члена (участника) и главы крестьянского или фермерского хозяйства

ОПВ в свою пользу от получаемого дохода, но не менее 1 МЗП вправе граждане РК:

1) выполняющие работы по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг);
2) работающие в представительствах международных организаций в РК, дипломатических представительствах и консульских учреждениях иностранных государств, аккредитованных в РК;
3) работающие за пределами РК.

Пункт 5 статьи 25 и пункт 2 статьи 39 Закона РК от 21.06.2013 г. № 105-V «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан»

Обязательные профессиональные пенсионные взносы

Ставка

Основание

ОППВ от ежемесячного дохода работника, принимаемого для исчисления пенсионных взносов

Пункт 1 статьи 26 Закона РК от 21.06.2013 г. № 105-V «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан»

Автор: Т. Иванова, налоговый консультант

Вот уже много лет подряд эксперты Международного валютного фонда 1-2 раза в год анализируют перспективы и риски казахстанской экономики, экономическое развитие в целом и экономическую политику в частности. В этом году состоялась лишь одна, да и то виртуальная миссия.

Несмотря на предельно скучный контекст из-за пандемии, в этом году произошло немало неожиданных, а иной раз и парадоксальных событий – как, например, падение цен на нефть до отрицательных значений, которое мы наблюдали в течение нескольких дней в марте. Казахстан, как и другие страны, тоже затронул кризис, причем, мы дали крен не только в экономической сфере (сокращение доходов бюджета, импульсный рост расходов, дефицит бюджета), но и в финансовой (отзыв лицензии у одного банка, слияние других, еще большее ослабление национальной валюты).

Впрочем, оценка наших реалий из Вашингтона оказалась почти нейтральной и довольно лаконичной. И хотя, судя по всему, старались для галочки, чтобы не нарушать традиций («Раз положено осенью выпускать обзор, значит, будет вам обзор!»), несколько принципиальных моментов сотрудники МВФ все-таки отметили.

МВФ против доминирования государства в экономике. И хотя об этом сказано предельно деликатно, правительство Казахстана, по идее, должно научиться наконец понимать намеки и хоть что-то делать для того, чтобы избежать критики в дальнейшем.

Авторы обзора сначала похвалили Национальный банк за то, что он снизил базовую ставку до 9%, расширил существующие программы кредитования по льготным ставкам и запустил новую программу для малых и средних предприятий: дескать, эти меры оказались успешными в поддержании кредитования частного сектора. Однако отметили, что «хотя реакция по линии денежно-кредитной и финансовой политики на кризис была решительной и своевременной, она еще больше усилила и без того значительную роль государства в финансировании экономики».

Рекомендация международных экспертов все-таки сводится к тому, чтобы быть поосторожнее с патернализмом: «Учитывая неопределенность в отношении возможной второй волны пандемии, антикризисные меры, возможно, потребуется расширить, но важно провести их постепенное сворачивание, с целью сокращения государственного вмешательства и создания основ для восстановления экономики на основе рыночных механизмов».

Сотрудники МВФ поддержали контрциклический характeр налогово-бюджетной политики и использование доступных бюджетных резервов в интересах населения. Проще говоря, они не против того, чтобы правительство активно использовало активы Национального фонда РК, если того требует текущая ситуация.

Однако, отметили эксперты, «общий дефицит сектора государственного управления (включая местные бюджеты и НФРК) увеличится до 5,5% ВВП в 2020 году, отражая понижение уровня доходов и дополнительные расходы на здравоохранение, денежные и натуральные трансферты уязвимым домохозяйствам, а также поддержку МСП и наиболее пострадавшим секторам». При этом они ожидают, что налогово-бюджетный стимул приведет к увеличению государственного долга на 4% ВВП в период с 2019 по 2021 год.

Правда, МВФ нас успокаивает: уровень долга пока еще существенно ниже активов Нацфонда РК. Этот тезис аналитики фонда, вероятно, используют как весомый аргумент в пользу продолжения практики трансфертов из Нацфонда.

Да, читаем далее: «Миссия сотрудников МВФ приветствует план уполномоченных органов по дальнейшему укреплению налогово-бюджетной системы и подходов к управлению бюджетными рисками. В настоящее время предпринимаются усилия по совершенствованию правил использования средств НФРК и внедрению контрциклического механизма для государственных расходов».

В общем, с точки зрения тех, кто изучал нашу ситуацию из-за океана, у нас все в порядке. Судьба Национального фонда, которая будоражит местных экспертов и которые все чаще говорят об исчерпании его активов, зарубежных почти не волнует.

И еще один месседж, который касается многих: налогообложение. Эксперты МВФ отметили, что «уполномоченные органы работают над увеличением ненефтяных поступлений за счет улучшения налогового администрирования, в том числе путем использования новых цифровых технологий, а также над повышением эффективности бюджетных программ». И они же дали подсказку правительству, в каком направлении идти.

«Миссия сотрудников МВФ отмечает возможности для налоговых реформ для роста объемов ненефтяных поступлений и обеспечения справедливости, в том числе за счет повышения НДС и внедрения прогрессивного подоходного и имущественного налогообложения. Эти реформы должны быть хорошо подготовлены и сопровождаться мерами по сокращению неформальной экономики», — подчеркнули аналитики.

Эта идея – ввести прогрессивный подоходный налог – не нова. Теперь сюда добавляется налог на роскошь и НДС. Однако предложения на этот счет даже не обсуждаются в обществе и тем более, во власти. Сложно представить, что элита будет согласна добровольно урезать потоки наживаемого богатства.

© ZONAkz, 2020г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.


Разница в системах налогообложения России и Казахстана

Сейчас в России действует почти три десятка налогов и сборов, не считая различных пошлин. Не все из них выдержат испытание временем, но в целом нынешняя система налогообложения наиболее близка к принятой на Западе, учитывая, что и там имеются существенные различия по странам: и налоговая система Швеции отличается от действующей в Германии, а налоги в Англии заметно отличаются от принятых в Дании и т.п. Правда, в странах ЕЭС налоговая система унифицируется.

Отличительная особенность бюджетной политики России та, что основу поступлений представляют налогооблагаемые доходы, большинство из которых является косвенными: НДС, акцизы, налоги с продаж. Ставки налогов у нас значительно выше, чем во всех европейских странах, включая страны Восточной Европы, и подъем экономики при них невозможен. Известно, что для эффективной работы всех отраслей народного хозяйства налоги не должны пересматриваться часто - ориентировочно не чаще чем раз в пять лет. Недоимки и неплатежи в связи с отсутствием у предприятий средств - столь же серьезная проблема, как и сокрытие доходов, которая особенно обострилась во время финансового кризиса.

Поддержка малого и среднего бизнеса, снижение налогового бремени - важнейшие цели, которые ставит перед собой правительство России. Как это будет выглядеть на практике, покажет время. Поскольку многие предприятия сегодня проходят полную реконструкцию, внедряются прогрессивные технологии, то они не могут, соответственно, уплачивать в бюджет налоги в полном объеме. Без проведения срочной модернизации компании становятся неконкурентоспособными на международном рынке. Государство предоставляет льготы по уплате налогов таким предприятиям, и это уже можно оценивать как положительное явление в экономической жизни страны.

ТРИ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ (РОССИЯ)

В настоящее время индивидуальные предприниматели могут осуществлять деятельность на основе трех различных систем налогообложения получаемых доходов:

- по так называемой традиционной, предусматривающей уплату налога на доходы физических лиц;

- используя упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности (на основании приобретаемого патента);

- уплачивая единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

У каждой из указанных систем налогообложения есть свои положительные и отрицательные стороны, влияющие как на показатели доходности предпринимательской деятельности, так и на порядок ведения учета доходов и расходов при ее осуществлении.

При сравнении трех систем налогообложения предпринимательской деятельности, прежде всего, необходимо обратить внимание на то, что применение упрощенной системы налогообложения и переход на уплату единого налога на вмененный доход подразумевают применение этих специальных режимов налогообложения лишь к доходам, полученным в результате осуществления отдельных видов деятельности (указанных в патенте на право применения упрощенной системы налогообложения либо в свидетельстве об уплате единого налога на вмененный доход).

То есть, доход от осуществления иных видов деятельности будет в любом случае облагаться налогом на доходы физических лиц по общепринятой ставке 13%. Кроме того, важным моментом является то, что упрощенная система налогообложения и единый налог на вмененный доход могут применяться не во всех регионах РФ, так как их введение в отдельных субъектах РФ осуществляется решениями региональных органов власти.

В связи с этим для целей оптимизации режима налогообложения получаемых доходов, предпринимателям необходимо иметь как общее представление об упомянутых налоговых режимах, так и возможность осуществить элементарный экономический анализ возможной доходности при планировании деятельности по той или иной системе налогообложения в своем регионе.

Так называемая традиционная система налогообложения предполагает, что индивидуальный предприниматель в общеустановленном порядке производит исчисление и уплату налога на доходы физических лиц (в большинстве случаев по ставке 13%).

Кроме того, в обязанности индивидуального предпринимателя входит также уплата НДС, единого социального налога, как со своих доходов, так и с сумм выплат, производимых в пользу наемных работников и лиц, привлеченных на основании договоров гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

Предприниматели, являющиеся работодателями, должны также производить и уплату страховых взносов в соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 г, № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

ФИСКАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ НАЛОГОВ

Рассмотрим важнейшие особенности современного налогообложения доходов в России в сопоставлении с опытом стран с развитой рыночной экономикой. Эти особенности принципиальны, и объяснить их достаточно просто.

Налоговая система западных стран формировалась и функционирует в условиях нормального экономического развития, налоговая же система России находится под воздействием глубокого социально-экономического кризиса. Влияние этого кризиса характеризует обобщающий показатель - доля налоговых поступлений в валовом национальном продукте (ВНП).

Именно поэтому российская система налогообложения преимущественно подчинена фискальной задаче (т.е. наполнению доходной части госбюджета). Все прочие современные задачи, свойственные налоговой системе Запада, особенно стимулирование производства и соблюдение социальной справедливости, остаются на втором плане.

О предпочтении фискально-перераспределительных задач в российской системе налогообложения свидетельствуют не свойственная западным странам частота взимания налогов с предприятий, попытки взимать налоги с отгруженной продукции независимо от ее оплаты, что при систематических неплатежах ставит предприятия в тяжелое финансовое положение.

Фискальным креном, а не только несовершенством налоговых служб объясняются огромные масштабы укрытия от налогов (35-40%), в 2-3 раза превышающие аналогичные показатели западных стран. В России используются различные формы укрытия доходов от налогов. Наиболее распространенными из них являются: злоупотребление льготами, предоставляемыми по тем или иным налогам, использование бартера, который позволяет не платить налоги; использование разницы между реальной стоимостью товаров и большей суммой, указанной в договоре, причем разница не подпадает под налогообложение; завышение издержек производства при расчете налога на прибыль; система «черного нала» - различные методы расчета оплаты доходов либо с помощью полностью не учтенной и поэтому не подлежащей налогообложению наличности, либо на основе искаженных данных, что позволяет укрыть от налогов большую часть дохода.

Читайте также: