Повышение таможенных пошлин приватизация промышленных предприятий форсированная

Опубликовано: 26.04.2024

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика ВЭД
Фото Евгения Смирнова, ИА «Клерк.Ру»

Таможенный тариф — это инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком.

В зависимости от того, какая сторона торговой политики считается важной, существует несколько дополняющих друг друга определений таможенного тарифа.

Таможенный тариф (customs tariff) в зависимости от контекста может определяться как:

  • инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком;
  • свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности;
  • конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны. В этом случае понятие таможенного тарифа полностью совпадает с понятием таможенной пошлины.

Виды таможенных пошлин

Таможенная пошлина (customs duty) — обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта.

Таможенные пошлины выполняют три основные функции:

  • фискальную, которая относится и к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;
  • протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;
  • балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.
Таможенные пошлины могут классифицироваться по способу взимания, объекту обложения, характеру, происхождению, типам ставок и способу вычисления.

В зависимости от объекта обложения выделяют:

  • импортные — пошлины, которые накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции;
  • экспортные — пошлины, которые накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства.. Применяются крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары, и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет;
  • транзитные — пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Встречаются крайне редко и используются преимущественно как средство торговой войны.
Таможенная пошлина накладывается на таможенную стоимость товара — нормальную цену товара, складывающуюся на открытом рынке между независимыми продавцом и покупателем, по которой он может быть продан в стране назначения в момент подачи таможенной декларации. Номинальная ставка пошлины указывается в импортном тарифе и лишь приблизительно свидетельствует об уровне таможенной защиты страны.

Действительная ставка тарифа показывает реальный уровень таможенного обложения конечных импортных товаров, вычисленный с учетом пошлин, накладываемых на импорт промежуточных товаров. Для защиты национальных производителей готовой продукции и стимулирования ввоза сырья и полуфабрикатов используется тарифная эскалация — повышение уровня таможенного обложения товаров по мере роста степени их обработки.

Существует ряд специфических проблем, связанных с тарифами. Ставка тарифа может оказаться настолько высокой, что перекроет импорт вообще. Поэтому возникает проблема нахождения оптимального уровня тарифа, обеспечивающего максимизацию уровня национального экономического благосостояния.

Страны могут использовать тарифную квоту — разновидность переменных таможенных пошлин, ставки которых зависят от объема импорта товара: при импорте в пределах определенных количеств он облагается по базовой внутриквотной ставке тарифа, при превышении определенного объема импорт облагается по более высокой, сверхквотной ставке тарифа. Экспортный тариф, существующий в некоторых странах, играет в основном фискальную и балансировочную функцию.

Аргументы против тарифов

Противники тарифов обычно строят свою аргументацию на следующем:

Тарифы замедляют экономический рост. Анализ на основе теории общего равновесия показывает, что экономическое благосостояние малой страны снижается от введения импортного тарифа в любом случае. Экономическое благосостояние большой страны также снижается во всех случаях, кроме одного, когда эффект улучшения условий торговли перекрывает экономические потери, возникающие от введения тарифа.

Но поскольку импорт большого государства является экспортом других стран или группы стран, то условия торговли большой страны могут улучшиться только за счет ухудшения условий торговли, а следовательно, и уровня благосостояния в странах, являющихся ее торговыми партнерами. Следовательно, в любом случае воздействие тарифов на мировую экономику в целом отрицательно, поскольку они ведут к снижению объема международной торговли.

Одностороннее введение тарифов нередко приводит к торговым войнам, которые подрывают стабильность международной торговли и международной экономики в целом. Торговые партнеры страны, применившей в одностороннем порядке импортный тариф для защиты своих производителей от наплыва более дешевых товаров из-за рубежа, рискуют испытать на себе ответные тарифные санкции, которые чаще всего затрагивают основные товары их экспорта.

События могут развиваться по схеме «действие—противодействие» до тех пор, пока торговля не сократится настолько и отрицательные экономические последствия этого будут настолько велики, что страны сядут за стол переговоров и согласуют уровни тарифов, которые устраивают каждую из них.

Тариф приводит к увеличению налогового бремени на потребителей, которые из-за тарифа вынуждены покупать как импортные, так и аналогичные местные товары по более высоким ценам. Тем самым часть доходов потребителей перераспределяется в государственную казну и их располагаемый доход снижается.

Такое скрытое перераспределение доходов в пользу государства (особенно в небогатых странах, где среднедушевой доход не очень велик) может привести к возникновению новых и усугублению существующих социальных противоречий. Кроме того, импортный тариф приводит к общему повышению уровня цен и, как неизбежное следствие, стоимости жизни в стране.

Тариф на импортные товары косвенно подрывает экспорт страны, осложняя проблемы платежного баланса. Во многих странах экспортные товары включают в себя импортные детали и компоненты, рост цен на которые приводит к росту издержек на производство экспортной продукции, которая становится менее конкурентоспособной на мировых рынках.

Кроме того, тариф, сокращая импорт, который является экспортом другой страны, сокращает ее экспортные доходы и, следовательно, возможность импортировать из первой страны. Спрос на экспортные товары уменьшается, что ведет к сворачиванию производства и обострению проблем занятости. Исследования влияния импортного тарифа на экспорт семи латиноамериканских стран в послевоенное время показали, что по меньшей мере половина номинального размера импортного тарифа оплачивается экспортерами, которые страдают от его введения.

Тариф ведет к сокращению общего уровня занятости. Защищая рабочие места на местных предприятиях, производящих товары, конкурирующие с импортом, импортный тариф в то же время приводит к сокращению занятости в экспортном и других связанных с ним секторах. Сокращение экспорта из-за ограничения импорта может оказаться настолько значительным, что положительное влияние от введения тарифа на уровень занятости в отраслях, конкурирующих с импортом, может быть перекрыто отрицательным влиянием на занятость в экспортных отраслях.

Более того, занятые в отраслях, конкурирующих с импортом, из-за растущих издержек производства будут требовать повышения своей зарплаты. Чтобы не допустить оттока рабочей силы в эти отрасли, экспортные секторы тоже поднимут зарплату, что скажется на росте издержек и сократит конкурентоспособность производимых ими товаров и, следовательно, экспорт в целом.

Аргументы в защиту тарифов

Тариф — защита молодых отраслей (infant industry argument). Новые отрасли промышленности, которые еще только нарождаются в одних странах, но уже достаточно сильно развиты в других, нуждаются во временной таможенной защите со стороны государства. Без такой защиты, хотя бы на период становления, наплыв дешевых иностранных товаров погубит новую отрасль, не дав ей развиться.

Тариф — средство стимулирования отечественного производства. Этот аргумент, интенсивно эксплуатировавшийся развивающимися странами, был несколько позже подхвачен и в России. Поскольку местная промышленность не в состоянии конкурировать с более дешевыми товарами, производимыми за рубежом с помощью более совершенной технологии, постольку она нуждается в защите с помощью импортного тарифа. Более того, его отсутствие может привести к потере рабочих мест в результате сокращения производства, что наложит дополнительное бремя на бюджет, делая необходимыми выплаты пособий по безработице.

В результате растущей безработицы упадет жизненный уровень, возникнут социальные трения. Сторонники этого аргумента пренебрегают перераспределительным характером любого тарифа, который может обеспечить одной стране выгоду только за счет другой. Страны, сокращая с помощью тарифа импорт и сохраняя занятость в отраслях, конкурирующих с импортом, косвенно сокращают и свой экспорт. Из-за тарифа иностранные партнеры получают за свой экспорт меньшую выручку, которую можно было бы использовать на закупку товаров, экспортируемых данной страной.

Тариф — важный источник бюджетных доходов. Этот аргумент в пользу введения таможенных тарифов также традиционно активно эксплуатируется развивающимися странами и странами с переходной экономикой, включая Россию. В условиях низкой финансовой и налоговой дисциплины многие из этих стран просто не в состоянии собрать причитающиеся государству налоги с населения и предприятий и, следовательно, не могут поддерживать на необходимом уровне социальные выплаты, финансирование обороны, охрану общественного порядка и пр.

Налог на импорт или экспорт, каковым являются таможенные пошлины, организационно собрать гораздо легче, чем многие другие виды налогов, поскольку в большинстве стран он должен уплачиваться в момент физического пересечения товаром таможенной границы государства. Контроль за ключевыми дорогами, пересекающими границу, и портами с помощью небольшой таможенной службы во многих случаях оказывается намного дешевле, чем создание разветвленной государственной системы сбора налогов, которая была бы в состоянии обеспечить их уплату всеми субъектами экономической жизни.

Тариф — защита национальной безопасности, международного престижа страны, ее культуры и традиций. Эти аргументы относятся к разряду внеэкономических аргументов, периодически возникающих в защиту тарифа у тех или иных заинтересованных политических сил и групп. Аргументы такого типа обычно высказываются группировками, лоббирующими за те отрасли, которые либо неконкурентны на мировом рынке, либо производят продукцию, находящуюся на поздних стадиях своего жизненного цикла.

Очень часто подобные аргументы выдвигаются политически весомыми монопольными производителями неконкурентной продукции, которые собираются получить весь экономический выигрыш от введения тарифа. Соображения национальной безопасности, обязывающие каждую страну иметь на своей территории минимум необходимого производства на случай возникновения чрезвычайных обстоятельств, исторически неоднократно служили аргументом, обосновывающим введение импортного тарифа во многих странах, например на нефть в США в 1959 — 1973 годах.

Однако после нефтяного кризиса выяснилось, что куда разумнее и дешевле создать стратегические запасы нефти по ценам мирного времени, нежели поддерживать с помощью тарифа менее эффективное по сравнению с зарубежным национальное производство. Итак, существует ряд специфических проблем, связанных с тарифами. Ставка тарифа может оказаться настолько высокой, что перекроет импорт вообще. Поэтому возникает проблема нахождения оптимального уровня тарифа, обеспечивающего максимизацию уровня национального экономического благосостояния.

Страны могут использовать тарифную квоту — разновидность переменных таможенных пошлин, ставки которых зависят от объема импорта товара: при импорте в пределах определенных количеств он облагается по базовой внутриквотной ставке тарифа, при превышении определенного объема импорт облагается по более высокой сверхквотной ставке тарифа.

Экспортный тариф, существующий в некоторых странах, играет в основном фискальную и балансировочную функцию. Противники тарифов подчеркивают, что они в большинстве случаев снижают уровень экономического благосостояния страны и во всех случаях — мира в целом, ведут к торговым войнам, увеличивают налоговое бремя на потребителей, подрывают экспорт и сокращают занятость. Сторонники тарифов обосновывают их введение необходимостью защиты неокрепших отраслей национальной промышленности, стимулирования отечественного производства, увеличения доходов бюджета и защиты национальной безопасности.

Резюме

Инструменты государственного регулирования международной торговли делятся на тарифные — те, что основаны на использовании таможенного тарифа, и нетарифные — все прочие. Государства могут придерживаться политики свободной торговли, открывающей внутренний рынок для иностранной конкуренции, торговой политики протекционизма, защищающей внутренний рынок от иностранной конкуренции, или умеренной торговой политики, в каких-то пропорциях сочетающей элементы свободы торговли и протекционизма.

В большинстве стран основная задача правительства в области международной торговли — помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентными на международном рынке, и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Воздействие государственных механизмов регулирования международной торговли на экономическое положение страны может быть описано через понятия излишков потребителя и излишков производителя.

Таможенный тариф — это инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком. Действительная ставка тарифа показывает реальный уровень таможенного обложения конечных импортных товаров, вычисленный с учетом пошлин, накладываемых на импорт промежуточных товаров. Для защиты национальных производителей готовой продукции и стимулирования ввоза сырья и полуфабрикатов используется тарифная эскалация — повышение уровня таможенного обложения товаров по мере роста степени их обработки.

В результате введения тарифа любой страной возникает несколько экономических эффектов. Эффекты дохода и передела являются перераспределительными эффектами импортного тарифа и представляют собой перемещение доходов от одних субъектов экономической деятельности к другим и не ведут к потерям для экономики в целом. Эффекты защиты и потребления представляют в совокупности эффекты потери экономики от введения тарифа.

В случае малой страны введение импортного тарифа не может изменить мировые цены и улучшить ее условия торговли настолько, чтобы компенсировать негативное воздействие тарифа на экономику. Тариф либо перераспределяет доходы внутри экономики, либо ведет к прямым экономическим потерям. Никакого положительного экономического эффекта, ведущего к экономическому росту в тех или иных секторах, не возникает.

Введение импортного тарифа большой страной вызывает экономические эффекты, близкие экономическим эффектам, возникающим при введении такого тарифа малой страной. Исключением является эффект дохода, который в случае большой страны распадается на две части — эффект внутренних доходов, показывающий перераспределение доходов от потребителей к государству внутри страны, и эффект условий торговли, показывающий перераспределение доходов от иностранных производителей в бюджет большой страны в результате улучшения ее условий торговли.

Импортный тариф оказывает положительное воздействие на экономику страны только в том случае, если эффект условий торговли в стоимостном выражении больше, чем сумма потерь, возникающих в результате меньшей эффективности внутреннего производства по сравнению с мировым и сокращения внутреннего потребления товара.

Существует ряд специфических проблем, связанных с тарифами. Ставка тарифа может оказаться настолько высокой, что перекроет импорт вообще. Поэтому возникает проблема нахождения оптимального уровня тарифа, обеспечивающего максимизацию уровня национального экономического благосостояния.

Страны могут использовать тарифную квоту — разновидность переменных таможенных пошлин, ставки которых зависят от объема импорта товара: при импорте в пределах определенных количеств он облагается по базовой внутриквотной ставке тарифа, при превышении определенного объема импорт облагается по более высокой, сверхквотной ставке тарифа. Экспортный тариф, существующий в некоторых странах, играет в основном фискальную и балансировочную функцию.

Противники тарифов подчеркивают, что они в большинстве случаев снижают уровень экономического благосостояния страны и во всех случаях — мира в целом, ведут к торговым войнам, увеличивают налоговое бремя на потребителей, подрывают экспорт и сокращают занятость. Сторонники тарифов обосновывают их введение необходимостью защиты неокрепших отраслей национальной промышленности, стимулирования отечественного производства, увеличения доходов бюджета и защиты национальной безопасности.

Эксперты объяснили, как изменение таможенных пошлин повлияет на производство, валютный рынок и инфляцию.


Как ранее писал Spot, Торгово-промышленная палата готовит предложения по внесению изменений и дополнений в действующие ставки импортных таможенных пошлин.

Предпринимателей призвали отправлять свои предложения по ставкам импортных таможенных пошлин. Так палата намерена создать условия для развития в стране экспортно ориентированных производств. Сбор заявок закончился 26 марта.

По мнению экономиста Юлия Юсупова, у предпринимателей не нужно спрашивать, повышать или снижать таможенные платежи. Такой подход к решению вопросов таможенно-тарифного регулирования не даст положительных результатов.

«Любой предприниматель заинтересован если не быть монополистом, то как минимум ограничить свою конкуренцию. Поэтому на вопрос о таможенных пошлинах они ответят, что на сырье и материалы нужно снижать ставки, на готовую продукцию — повышать», — сказал эксперт.

При оптимизации таможенных платежей не учитываются макроэкономические последствия, считает Юлий Юсупов. Повышение пошлин убивает экспорт, приводит к контрабанде товаров, увеличивает «давление» на валютный курс.

Узбекистан добился того, что значительная часть импорта вышла из тени. Изменение таможенных тарифов приведет к возврату в тень.

«Возможно, какие-то тарифы надо оптимизировать, ставки на некоторые из них даже поднять. Но такие решения не принимаются опросом предпринимателей. Для этого должно быть проведено исследование, которое покажет, где и что нужно оптимизировать. Тарифы выполняют не только протекционистскую функцию, но и фискальную», — отметил экономист.

Он также добавил, что нельзя только повышением импортных таможенных пошлин защитить местных производителей. Бизнес зависит от огромного количества факторов. Нельзя взять один из них, например, тарифное регулирование, и с помощью этого решить проблему. Научный подход предполагает, что на всё нужно смотреть комплексно.


Фото: Динора Зияева / Spot

Предприниматель, основатель сети супермаркетов korzinka.uz Зафар Хашимов перечислил 10 причин, почему не следует повышать импортные пошлины. Он отметил, что повышение тарифов приведет к искусственному росту цен и обеднению населения.

«Как любые налоги, тарифы имеют свойство сокращать размер экономики. Когда тарифы поднимают цены выше рыночных, снижается потребление товаров. И цены растут не только на импортную продукцию, но и местную», — говорит Зафар Хашимов.

Такая мера также ускоряет инфляцию, негативно отражается на экспортных отраслях, подавляет импорт, что приводит к подавлению спроса на иностранную валюту и укреплению национальной. Это также отражается на экспортерах, добавил эксперт.

Он также отметил, что, помимо импортных пошлин, есть другие факторы, защищающие местных предпринимателей. Например, по легкости международной торговли в Doing Business Узбекистан находится на 165-м месте. На импорт товаров в среднем уходит 111 часов, тогда как по региону этот показатель равен 12,5 часа.

«Высокие импортные тарифы у нас всегда были, но не всегда работали, потому что вызывали контрабандный ввоз. При этом есть „черный“ челночный ввоз и „серый“, когда идет занижение таможенной стоимости в целях ухода от налогов. Потом эти бизнесмены не могут прозрачно продавать на внутреннем рынке [импортный товар]. Валютную выручку, так как завезли нелегально, они тоже не могут официально из страны вывозить. И создают спрос на валютном черном рынке», — сказал предприниматель.

К косвенным последствиям повышения импортных тарифов он отнес правовой нигилизм бизнесменов, которые начинают искать лазейки и ухищрения. Это вызывает у государства реакцию, как известно по истории, еще более сильного контроля и введения репрессивных мер. Это, в свою очередь, приводит к увеличению коррупции.


Особенности экономики пореформенной России.

Экономика России развивалась на стыке веков развивалась противоречиво.

Развитие капитализма:

  • завершение промышленного переворота, быстрые темпы индустриализации и модернизации промышленного производства;
  • переход на наёмный труд в промышленности и сельском хозяйстве;
  • завершение складывания единого всероссийского рынка;
  • циклический характер производства – чередование спадов и подъёмов производства, финансовые кризисы.

Пережитки феодализма:

  • отработочная система аренды земли;
  • сохранение помещичьего землевладения и малоземелье крестьян;
  • привязанность крестьян к общине, выкупные платежи;
  • экстенсивное развитие сельского хозяйства;
  • низкая товарность хозяйства крестьян;
  • вмешательство государства в экономику.

В 80-90‑гг. XIX в. был взят курс на модернизацию промышленности.

Реформаторская деятельность.

И. Г. Бунге (министр финансов 1881-1886):

  • политика протекционизма (повышение таможенных пошлин),
  • поддержка частных акционерных банков,
  • реформирование системы налогообложения,
  • ликвидации «временнообязанного» состояния (1881),
  • создание Крестьянского банка (1882),
  • отмены выкупных платежей (1885).

И. А. Вышнеградский (министр финансов 1887-1892):

  • поддержка политики протекционизма
  • принят новый Таможенный тариф (1891),
  • повышены косвенные налоги, у
  • силена роль государства в регулировании хозяйственной деятельности частного предпринимательства,
  • подчинение частных железных дорог государству.
  • Была обеспечена устойчивость финансовой системы.

С. Ю. Витте (министр финансов 1892-1903, председатель Комитета министров с 1903 г., председатель Совета министров 1905-1906), сторонник ускоренного промышленного развития страны.

Цель реформ: догнать развитые западные страны

Задача: индустриализация России в течение 10 лет

Реформы в налоговой системе.

  • В 1893 г. - изложена программаМинистерства финансов по реформированию налоговой отрасли.
  • 8 июня 1898 г. введен промысловый налог (основной и дополнительный).
  • Основная масса бюджетных поступлений - акцизные сборы от производства таких товаров, как водка, табак, спички, керосин и сахар.
  • Установлен государственный квартирный налог.
  • В 1895 г. введена сахарная нормировка.

Введение винной монополии.

  • В 1894 г. - установлена государственная монополия на торговлю крепкими спиртными напитками.

Реформы в железнодорожном хозяйстве.

  • В 1889 г. было издано Временное положение о железнодорожных тарифах. Витте публиковал новые редакции Положения и, менял тарифные ставкам, направления грузопотоков, поддерживал отечественного производителя.
  • Выкуп убыточных железных дорог государством. К 1902 г. 2/3 железных дорог России были выкуплены в собственность казны. За 1890‑е годы были построены новые линии: Среднеазиатская, Пермь‑Котласская, Вологодско‑Архангельская.
  • 1891 – 1905 – строительство Транссибирской железной дороги.
  • Интенсивное железнодорожное строительство способствовало экономическому развитию России, содействовало развитию тяжелой промышленности России.

Денежная реформа

  • 1893 г. — установлены таможенные пошлины, усилен контроль за биржевыми операциями, введен запрет на производство биржевых сделок маклерами‑иностранцами. Колебания курса стали уменьшаться.
  • 1897 г. — проведена финансовая реформа: введено золотое обеспечение рубля и его свободная конвертация.
  • 1898 г. — законодательно закреплены важнейшие элементы новой финансовой системы. Рубль стал одной из стабильных валют мира. Реформа способствовала интеграции России в систему мирового рынка.
  • Введение золотой валюты укрепило государственные финансы и стимулировало экономическое развитие.
  • В конце XIX в. по темпам роста промышленного производства Россия обгоняла все европейские страны.
  • Широко использовали иностранные инвестиции. 1899 – устранение препятствий для ввоза иностранного капитала.
  • Этому способствовал и широкий приток иностранных инвестиций в индустрию страны. Только за время пребывания С. Ю. Витте на посту министра их размер достиг 3 млрд руб. золотом.

Аграрный сектор.

  • 1902 г. – С.Ю. Витте возглавил Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности.
  • Суть крестьянского вопроса, считал он, — в замене общинной собственности на землю индивидуальной, призывал к свободному выходу крестьян из общины.
  • 1903 г. – отмена круговой поруки за внесение прямых налогов.
  • Капитализм в сельском хозяйстве страны развивался по прусскому пути (с сохранением значительных пережитков феодализма).
  • Происходила специализация регионов:

-зерновые районы: Центральное Черноземье à с 80 – 90-х гг. юг Украины, Северный Кавказ, Поволжье (влияние мирового аграрного кризиса);

-молочное животноводство – Прибалтика, Беларусь, Север России;

-технические культуры – Северо-Запад, Украина.

  • Рост товарности сельского хозяйства. Россия становится крупнейшим экспортёром хлеба.

Экономическое значение строительства железных дорог:

  • налаживание связи с отдалёнными районами;
  • развитие внутреннего и внешнего рынка;
  • специализация регионов;
  • толчок для развития различных отраслей промышленности;

Промышленность.

  • Подготовка кадров для промышленности и торговли. К 1900 г. были учреждены 3 политехнических института, 73 коммерческих училища, учреждены или реорганизованы несколько промышленно-художественных заведений (Строгановское училище технического рисования), открыты 35 училищ торгового мореплавания.
  • Усовершенствование фабричного законодательства . Были разработаны и приняты законы:

-об ограничении рабочего времени на предприятиях (1897),

- о вознаграждении рабочих, потерявших трудоспособность в результате несчастного случая на производстве (1903),

-о введении на фабриках и заводах института фабричных старост (1903).

Выводы.

  • Высокие темпы роста – по темпам роста объёмов промышленного производства Россия к концу XIX в. вышла на первое место в Европе и второе в мире.
  • Наиболее быстро развивались хлопчатобумажная, сахарная промышленность, машиностроение, железнодорожное строительство.
  • В главных отраслях промышленности преобладало машинное производство, транспорт в основном перешёл на уголь (самое экономичное на то время топливо).
  • ведущую роль играла лёгкая промышленность, в тяжёлой быстрее развивались добывающие отрасли и металлургия.

В начале XX в. Россия вступала в стадию монополистического капитализма. Первые монополии в России возникли в конце XIX в., в 1900-1903 гг. начался их бурный рост.

В это время появляются нефтяные тресты, крупнейшие синдикаты в металлургической («Продамет») и угольной («Продуголь») промышленности, в транспортном машиностроении («Продпаровоз» и «Продвагон»), в металлообрабатывающей промышленности (военно‑промышленная группа Русско‑Азиатского банка).

Сложились банковские монополии.

Основу кредитной системы составляли Государственный банк, Центральный эмиссионный банк и акционерные коммерческие банки. Ведущую роль среди банковских монополий играли Русско‑Азиатский и Петербургский международные коммерческие банки.

Шёл процесс сращивания промышленных и банковских монополий.

Несмотря на быстрые темпы развития, промышленность России продолжала отставать от передовых стран Запада в техническом отношении, в производстве продукции на душу населения.

Итоги реформ C.Ю. Витте.

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ИТОГИ.

  • Значительно выросло количество промышленных предприятий. Прирост по стране составил примерно 40%. Например, на Донбассе было 2 металлургических завода, а за период реформ было построено еще 15. Из этих 15, 13 заводов было построено иностранцами.
  • Возросло производство: нефти в 2,9 раза, чугуна в 3,7 раза, паровозов в 10 раз, стали в 7,2 раза.
  • По темпам роста промышленности Россия вышла на первое место в мире.
  • В 1900 г. Россия вышла на первое место в мире по добыче нефти.
  • Выросло производство: чугуна – в 3.7. раза, тали – в 7.2. раза, нефти – в 2.9. раза, паровозов – в 10 раз.
  • Россия превращалась в огромную промышленную державу, где сельское хозяйство переставало играть свою основополагающую роль.
  • Возникали новые и современные отрасли производства.
  • Важнейшим положительным достижением было и железнодорожное строительство.
  • Россия сумела получить стабильную валюту европейского класса благодаря денежной реформе, что сделало ее привлекательной для иностранных инвестиций.
  • Положительный итог введенной винной монополии, дававшей казне много денег.
  • Главный итог реформ Витте - это сильная промышленность с развитой отраслевой инфраструктурой. Именно в период Витте Россия получила мощную промышленную базу.

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ИТОГИ.

  • Началось массовое спаивание населения. Государство было заинтересовано в больших доходах от продажи спиртных напитков, а потому палатки-«казенки» работали без выходных и праздников с 7 утра до 10 вечера. И цены в них были относительно доступными.
  • Российская модернизация привела в большому внешнему долгу
  • Интегрирование России в мировой рынок стало одной из причин затяжного кризиса 1900-1903 гг.
  • Некоторая зависимость промышленности от иностранного капитала.
  • Зависимость российского экспорта и доходов от зарубежных рынков.
  • Усиление процесса урбанизации - рост городского населения, маргинализация части народа.
  • На вновь открывающихся предприятиях условия труда рабочих были ужасными. Низкая зарплата, ужасные жилищные условия, высокая смертность и травматизм, система штрафов и прочее - все это вело к их недовольству, усиливало революционные настроения и озлобленность против хозяев. А потому быстро приближались революции 1905-1906 гг. и 1917 г.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Avatar

Список вопросов теста

Вопрос 1

Фирма «Наталья» предоставляет парикмахерские услуги. Найдите в приведённом ниже списке примеры постоянных издержек этой фирмы в краткосрочном периоде и запишите цифры, под которыми они указаны.

  • оплата счетов за покупку расходных материалов
  • сдельная оплата услуг курьера
  • оплата услуг охранного агентства, обеспечивающего безопасность помещения салона
  • окладная оплата труда администратора салона
  • оплата счетов за электроэнергию по данным установленных в салоне счётчиков
  • ежемесячные выплаты по кредиту на развитие бизнеса
Вопрос 2

Правительство страны проводит реформирование экономики, переводя её на рыночные рельсы. Выберите из приведённого ниже списка меры, применяемые правительством. Запишите цифры, под которыми они указаны.

  • повышение таможенных пошлин
  • либерализация цен
  • введение запрета на валютные операции
  • стимулирование развития малого и среднего бизнеса
  • форсированная индустриализация
  • приватизация промышленных предприятий
Вопрос 3

Решив приобрести акции крупной компании, Иван Петрович остановил свой выбор на привилегированных акциях. Выберите из приведённого ниже списка преимущества данного вида акций. Запишите цифры, под которыми они указаны.

2) право голоса при назначении совета директоров

  • право голоса при ликвидации компании
  • право на приоритетное участие в распределении имущества компании при её ликвидации
  • право на фиксированный доход или в виде процента от стоимости акций, или определённой суммы денег, выплачиваемых независимо от результатов деятельности компании
  • право голоса при внесении изменений в устав компании
  • право на первоочередное получение дивидендов
Вопрос 4

Банк Z расположен в деловом районе столицы государства. По каким признакам можно установить, что Z — центральный банк? Запишите цифры, под которыми указаны эти признаки.

  • Банк хранит золотовалютные резервы.
  • Банк привлекает на депозиты средства граждан и фирм.
  • Банк устанавливает ключевую ставку процента.
  • Банк обслуживает расчёты фирм.
  • Банк осуществляет монопольную эмиссию денег.
  • Банк проводит операции с иностранной валютой.
Вопрос 5

Правительство страны, решая проблему дефицита государственного бюджета, сократило расходы на содержание государственного аппарата. Выберите из приведённого ниже списка другие расходные статьи государственного бюджета. Запишите цифры, под которыми они указаны.

  • налоговые поступления
  • продажа государственных запасов и товаров
  • административные сборы и платежи
  • национальная оборона и обеспечение безопасности государства
  • ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба
  • выплаты по международным кредитам
Вопрос 6

В стране М наблюдается экономический рост. Какие факты из приведённого списка свидетельствуют об этом? Запишите цифры, под которыми они указаны.

  • Согласно данным статистических служб, выросла покупательная активность населения.
  • Уровень безработицы среди молодёжи сократился за последние два года.
  • Согласно базе данных Всемирного банка, в текущем году в стране увеличился ВВП на душу населения.
  • Руководство нескольких крупных коммерческих банков заявило о значительном сокращении количества потребительских кредитов.
  • Правительство констатирует падение производства в стране.
  • Произошло обвальное падение валютного курса национальной денежной единицы страны М.
Вопрос 7

Большинство авиастроительных корпораций останавливает свой выбор на двигателях, произведённых одной из трёх компаний крупнейших в мире производителей авиационных двигателей. Выберите из приведённого списка характеристики данного рынка. Запишите цифры, под которыми они указаны.

  • рынок товаров
  • местный рынок
  • фондовый рынок
  • олигополия
  • мировой рынок
  • монополия
Вопрос 8

В стране Z, расположенной на морском побережье, активно развивается туристическая отрасль. Какие признаки подтверждают наличие в стране Z рыночной экономики? Запишите цифры, под которыми они указаны.

  • В стране Z каждый собственник факторов производства свободно распоряжается ими.
  • В стране производится широкий ассортимент товаров народного потребления.
  • Собственниками земли, предприятий являются частные лица, организации.
  • Правительство вкладывает значительные средства в строительство дорог.
  • B столице государства открыт новый международный аэропорт.
  • В стране Z наблюдается конкуренция производителей.
Вопрос 9

Рынок спортивной одежды области Z поделён между четырьмя крупными компаниями-операторами, другие производители не представлены. Выберите в приведённом ниже списке характеристики данного рынка и запишите цифры, под которыми они указаны.

  • рынок услуг
  • совершенная конкуренция
  • региональный рынок
  • рынок товаров
  • олигополия
Вопрос 10

Вид инфляции, особенно опасный для экономики:

  • растущая
  • текущая
  • инфляция спроса
  • гиперинфляция
Вопрос 11

Укажите, к чему приведет увеличение спроса на товар:

  • к увеличению его цены и количества
  • увеличению цены и уменьшению количества товара;
  • увеличению его количества;
  • уменьшению его цены.
Вопрос 12

Владельцы компании по производству компьютерного программного обеспечения планируют расширение своего предприятия. Выберите из приведённого ниже списка возможные источники финансирования, которые могут использовать владельцы компании.

  • страховые взносы
  • выпуск и продажа акций
  • привлечение инвестиций
  • амортизационные отчисления
  • реструктуризация производства
  • привлечение специалистов высокой квалификации
Вопрос 13

Ценная бумага, дающая право на получение дивидендов - это:

  • акция
  • кредит
  • сертификат
  • прибыль
Вопрос 14

К типам предприятий, выделенных в зависимости от формы собственности, относится:

  • производственное объединение
  • акционерное общество
  • естественная монополия
  • филиал фабрики
Вопрос 15

Человек, который болен и временно не работает, относится к категории:


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Информация Министерства экономического развития РФ от 15 апреля 2021 г. “О вывозных таможенных пошлинах на нефть и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, на период с 1 по 31 мая 2021 года”

В соответствии со статьей 3.1 Закона Российской Федерации от 21 мая 1993 г. N 5003-I "О таможенном тарифе" и постановлениями Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2013 г. N 154 "О порядке мониторинга цен на отдельные категории товаров, выработанных из нефти, и о признании утратившим силу пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. N 1155", от 26 февраля 2013 г. N 155 "О порядке мониторинга цен на нефть сырую марки "Юралс" на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском), а также о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 г. N 251" и от 29 марта 2013 г. N 276 "О расчете ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации" Минэкономразвития России осуществляет мониторинг цен на нефть и нефтепродукты на мировых рынках нефтяного сырья, рассчитывает ставки вывозных таможенных пошлин в отношении них в соответствии с методиками, утвержденными указанными постановлениями, а также публикует результаты мониторинга и расчета на сайте министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

1. Мониторинг цен на нефть сырую марки "Юралс" на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) за период с 15 марта 2021 г. по 14 апреля 2021 года.*

Уровень цены
451,8 долл. США за тонну

2. Ставки вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанные из нефти на период с 1 по 31 мая 2021 года.

Код ТН ВЭД ЕАЭС Наименование позиции** Ставка вывозной таможенной пошлины (в долларах США за 1000 кг)
2709 00 нефть сырая 54,9
2710 12 110 - 2710 12 250 9, 2710 12 900 2, 2710 12 900 8, из 2710 20 900 0 прямогонный бензин 30,1
2710 12 900 1 тримеры и тетрамеры пропилена 3,5
2710 12 310 0, 2710 12 700 0, 2710 19 110 0 - 2710 19 350 0 из 2710 20 900 0 легкие дистилляты; средние дистилляты 16,4
2710 19 421 0 - 2710 19 480 0, 2710 20 110 0 - 2710 20 190 0 дизельное топливо 16,4
2710 12 411 0 - 2710 12 590 0, из 2710 20 900 0 бензины товарные 16,4
2902 20 000 0 бензол 16,4
2902 30 000 0 толуол 16,4
2902 41 000 0 - 2902 43 000 0 ксилолы 16,4
2710 19 510 1 - 2710 19 680 9, 2710 20 310 1 - 2710 20 390 9 мазут 54,9
2710 19 710 0 - 2710 19 980 0, из 2710 20 900 0 масла смазочные; прочие 16,4
2710 91 000 0 - 2710 99 000 0 отработанные нефтепродукты 54,9
2711 12 - 2711 19 000 0 сжиженные углеводородные газы 0
2712 вазелин и парафин, кроме: 54,9
2712 90 110 0 сырые 0
2712 90 190 0 прочие 0
2713 11 000 0 кокс нефтяной некальцинированный 3,5
2713 12 000 кокс нефтяной кальцинированный 0
2713 20 000 0 - 2713 90 900 0 битум нефтяной 54,9
2901 10 000 1 этан, бутан, изобутан 0

* Расчет средней за период мониторинга цены на нефть сырую марки "Юралс" на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) осуществляется с использованием данных, предоставленных Аргус Медиа (Раша) Лимитед / Argus Media (Russia) Limited, права на которые принадлежат Аргус Медиа Лимитед / Argus Media Limited.

** Для целей применения ставок вывозных таможенных пошлин товары определяются исключительно кодами ТН ВЭД ЕАЭС. Наименование позиции приведено только для удобства пользования.

Обзор документа

Минэкономразвития опубликовало ставки вывозных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты на май 2021 г. Они рассчитаны исходя из средней цены на сырую нефть марки "Юралс" на мировых рынках нефтяного сырья 451,8 долл. США за тонну.

Ставка пошлины на сырую нефть в мае составит 54,9 долл. США за тонну, на дизтопливо и товарный бензин - 16,4 долл. США, на сжиженные углеводородные газы - 0 долл. США, на мазут - 54,9 долл. США.

Читайте также: