Повышение таможенных пошлин на товары в 19 веке

Опубликовано: 13.05.2024

Основные таможенные тарифы XIX в.

Таможенный тариф 1822 г. Это протекционистский тариф, в его основу были положены следующие аргументы: низкими пошлинами облагались товары, необходимые для государства, производство которых возможно в России; освобождались от пошлин иностранные товары, не производимые в стране, но в которых имеется потребность; всепрощение ввоза иностранных товаров, которые бы конкурировали с отечественной промышленностью; обложение высокими пошлинами предметов роскоши и товаров, которые могут производиться в стране; пошлиной не облагались сырые продукты, вывозимые из России в Польшу и обратно.

Некоторые товары совершенно не допускались к ввозу (железо, чугун, набивные ткани, пиво, цикорий). Согласно принятому таможенному тарифу был запрещен вывоз 21 наименования товаров и ввоз 301 наименования товаров (льняные, более дорогие хлопчатобумажные ткани, медные изделия, стекло, фаянс, железо и т. д.).

Действие тарифа 1822 г., препятствовавшего притоку импортных товаров в Россию, благоприятствовало обеспечению активного торгового баланса и развитию внутренней хлопчатобумажной промышленности.

Таможенный тариф 1850 г. был направлен на смягчение запретительных тенденций. Новый таможенный тариф состоял из 118 статей (109 товаров с пошлиной, 6 – беспошлинных и 3 – запретительных к ввозу). Что же касается главных товаров ввоза (хлопчатобумажные ткани, красящие вещества, оборудование), то пошлины по ним резко снизились.

Тариф 1850 г. положил начало либерализации в таможенном деле. Тарифы 1850 – 1860-х гг. нанесли России огромный ущерб, так как за привозные промышленные товары западных стран пришлось отдавать все зерно, а недостаток в денежных средствах компенсировать займами.

Таможенные тарифы 1857 – 1868 гг. Тариф 1850 г. положил начало либерализации в таможенном деле, которая особенно активизировалась в тарифах 1857 и 1868 гг.

Тариф 1857 г., принятый в целях увеличения таможенного дохода и смягчения запретительной системы, стимулировал тенденции развития свободной торговли.

В последующем в 1859 и 1861 гг. к ставкам тарифа 1857 г. сделаны были две 10-процентные прибавки. Таможенное обложение, составлявшее в 1850 – 1852 гг. 34% цены, в 1862 г. не превышало 16%. Значительно были понижены пошлины на привозное сырье и полуобработанные материалы в тарифе 1868 г.

В тарифе 1868 г. были уменьшены ставки по 152 статьям и увеличены по 35 статьям.

Таможенный тариф 1891 г. Новый протекционистский тариф, согласно которому из общего числа ставок только 14 были беспошлинными. Не облагались пошлинами хлеб, домашний скот, дрова, мел, камень для мощения улиц и др. На многие предметы пошлины, в сравнении с тарифом 1868 г., возросли от двух до десяти раз.

Многие страны в ответ на протекционистский тариф России 1891 г. предприняли меры блокады русской торговли. Таможенный тариф 1891 г. не облагал пошлинами товары, которые вообще не ввозились в Россию, такие, как хлеб, домашний скот, мел, но значительно повышал ввозные пошлины на иностранные машины, химические товары, хлопок, сахар.

Согласно данному тарифу число фискальных пошлин, например, на чай, шоколад, пряности, спирт и т. п. по возможности не изменялись, так как увеличение пошлин этого рода не диктовалось специальными потребностями казначейства и могло привести к уменьшению казенного дохода, а не к увеличению.

Уменьшение фискальных пошлин только тогда ведет к увеличению дохода, когда покупательная способность народа возрастет, а это должно было произойти только после оживления промышленной деятельности, т. е. после действия покровительственного тарифа.

Согласно таможенному тарифу все импортные товары были разбиты на группы по статьям: первую группу (39 статей) составили продовольственные товары (хлеб, овощи, фрукты, чай, сахар, и пр.); вторую группу (40 – 57 статьи) – животные, продукты животноводства (сало, кость, рога, кожа, меха, кожаные изделия и пр.); третью группу (58 – 64 статьи) – продукты растениеводства и лесного хозяйства (дерево, растения, изделия из дерева и др.).

Тариф носил строго покровительственный характер для всей русской промышленности и добывающих производств, т. е. содержал покровительственные ставки как на сырье, так и на готовую продукцию. Практически данный тариф положил начало новому подходу к таможенной политике.

Таможенный тариф 1893 г. Тариф был установлен Высочайшим повелением 1 июня 1893 г. в связи с тем, что 1 февраля 1892 г. между Германией, Австро-Венгрией, Швецией и Бельгией было заключено торговое соглашение, на основании которого Германия ввела для своих союзников конвенционные пониженные пошлины, главным образом, на товары, составляющие предметы русского вывоза.

Русский же вывоз в Германию был поставлен в очень неблагоприятные по сравнению с указанными выше государствами условия. Россией было принято решение ввести, кроме существующего общего по европейской торговле тарифа, второй тариф, с повышенными против первого пошлинами, причем этот последний предназначался для тех именно стран, которые не предоставляли России прав наибольшего благоприятствования.

В 1893 г. русское правительство издало Закон о двойном таможенном тарифе для тех стран, которые не предоставляют льготные условия для ввоза и транзита русских товаров.

Таможенный тариф 1894 г. был совместно разработан Германией и Россией. Вступили в силу пониженные ставки для Германии, Франции и других стран. С этих пор таможенная политика характеризуется отказом от строго проводимого принципа таможенно-тарифной автономии.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Глава 18. Основные таможенные режимы

Глава 18. Основные таможенные режимы § 1. Выпуск для внутреннего потребления Статья 163. Содержание таможенного режима Выпуск для внутреннего потребления – таможенный режим, при котором ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации товары остаются на этой

Вопрос 7 Таможенные пошлины и таможенные сборы

Вопрос 7 Таможенные пошлины и таможенные сборы Таможенные пошлины занимают особое место в ряду государственных доходов. История таможенного налогообложения насчитывает более 1000 лет. Наибольшее развитие пошлины получили во времена татаро-монгольского ига, когда в

Основные таможенные тарифы XVIII в.

Основные таможенные тарифы XVIII в. Таможенный тариф 1724 г. 31 января 1724 г. механизм регулирования начал действовать в соответствии с протекционистским тарифом. В нем было установлено, что если внутреннее производство какого-либо продукта достигает четвертой части

Глава 18. ОСНОВНЫЕ ТАМОЖЕННЫЕ РЕЖИМЫ § 1. Выпуск для внутреннего потребления

Глава 18. ОСНОВНЫЕ ТАМОЖЕННЫЕ РЕЖИМЫ § 1. Выпуск для внутреннего потребления Статья 163. Содержание таможенного режима Выпуск для внутреннего потребления – таможенный режим, при котором ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации товары остаются на этой

Глава 39. ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ § 1. Таможенные органы

Глава 39. ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ § 1. Таможенные органы Статья 401. Таможенные органы и их место в системе государственных органов Российской Федерации 1. Таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему.2. Органы

2. Понятие и структура таможенного дела. Таможенные операции, процедуры, тарифы, статистика

2. Понятие и структура таможенного дела. Таможенные операции, процедуры, тарифы, статистика Понятие термина «таможенное дело» в его современном смысле представляет собой достаточно сложный комплекс отношений, связанных с обеспечением интересов государства во внешней и

25. Основные таможенные режимы

25. Основные таможенные режимы Основные таможенные режимы зафиксированы в гл. 18 ТК РФ. Основными таможенными режимами являются: экспорт, выпуск для внутреннего потребления, международный таможенный транзит.Экспорт – таможенный режим, при котором товары, находящиеся в

Глава 18. ОСНОВНЫЕ ТАМОЖЕННЫЕ РЕЖИМЫ

Глава 18. ОСНОВНЫЕ ТАМОЖЕННЫЕ РЕЖИМЫ § 1. Выпуск для внутреннего потребления СТАТЬЯ 163. Содержание таможенного режима Выпуск для внутреннего потребления – таможенный режим, при котором ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации товары остаются на этой

Тарифы на электрическую энергию[25]

Тарифы на электрическую энергию[25] Тарифы на электрическую энергию, которая отпускается ОАО «Мосэнергосбыт», ООО «Русэнергосбыт М» и иными энергосбытовыми организациями населению, установлены приложением 9 к постановлению правительства Москвы от 30 ноября 2010 г.

§ 2. Государственная пошлина и нотариальные тарифы

§ 2. Государственная пошлина и нотариальные тарифы Согласно ст. 22 Основ законодательства РФ о нотариате за совершение нотариальных действий, составление проектов документов, выдачу копий (дубликатов) документов и выполнение технической работы нотариус, работающий в

§ 3. Основные нотариальные тарифы

§ 3. Основные нотариальные тарифы 1. Размер основных нотариальных тарифовВ соответствии с п. 4 ст. 4 Закона РФ «О государственной пошлине» за совершение нотариальных действий нотариусами государственных нотариальных контор или уполномоченными на то должностными лицами

Тарифы на коммунальные услуги

Тарифы на коммунальные услуги Что такое тариф на коммунальные услуги? Тариф — это цена на коммунальные ресурсы, например, стоимость 1 кубометра (1 м3) воды или газа, 1 кВт/час электричества, 1 Гкал

Какие коммунальные тарифы и надбавки устанавливает государство?

Какие коммунальные тарифы и надбавки устанавливает государство? Тарифы на коммунальные услуги:1) тарифы на холодную воду;2) тарифы на горячую воду;3) тарифы на водоотведение;4) тарифы на очистку сточных вод;5) тарифы на утилизацию твердых бытовых отходов.Надбавки к

Кто и как устанавливает тарифы?

Кто и как устанавливает тарифы? ? тарифы рассчитывает местное ведомство или министерство для каждого региона в отдельности, но в пределах, установленных Федеральной службой по тарифам.Предельные тарифы (минимум и максимум) ежегодно устанавливает Федеральная служба по

Одно- и двухставочные тарифы на коммунальные услуги

Одно- и двухставочные тарифы на коммунальные услуги Тарифы на холодную воду, водоотведение и очистку сточных вод могут быть одно- и двухставочными.Одноставочный тариф представляет собой цену за названные услуги из расчета за 1 м3 холодной воды, отводимых и очищенных

Тарифы на электричество

Тарифы на электричество Существуют такие виды тарифов на электроэнергию:1. Тарифы для жителей городов (живущих в домах с газовыми плитами);2. Тарифы жителей городов (в домах с электрическими плитами);3. Тарифы для жителей сельских населенных пунктов.Тарифы на

Таможенный тариф до середины 19 века

В 1819 г., во времена правления Александра I, началась работа по составлению нового тарифа, который вступил в силу в 1820 году. Это было вызвано заключением таможенных конвенций с Пруссией и Австрией, в связи с присоединением к России Польши. Данный тариф считается одним из самых умеренных, когда-либо действовавших в России. Он снял практически все запреты на импорт иностранных товаров и на экспорт русских. Некоторые импортные товары можно было ввозить беспошлинно. Пошлиной не облагалось сырье, вывозимое из России в Польшу и обратно. Одновременно с принятием нового тарифа в Одессе была введена зона порто-франко, что облегчало ввоз и вывоз товаров для иностранных купцов.

Между тем, тариф 1819г. нанес чрезвычайно сильный удар промышленности России не столько умеренностью пошлин, сколько той резкостью, с которой Россия перешла от строго запретительной системы к системе, допускавшей свободу внешней торговли. На российский рынок хлынул поток иностранных товаров, и промышленность страны не выдержала конкуренции. Влияние новой таможенной политики на внешнюю торговлю и на внутреннюю производительность сказалось настолько быстро, что правительство уже в 1821г. осознало ошибку, которую совершило. В 1822г. был принят новый, запретительный по своему содержанию, тариф.

В течении следующего двадцатилетия (1822-1842 гг.), в связи с огромным дефицитом госбюджета после смерти Александра и восшествии на престол Николая I, таможенная политика России носила строго охранительный характер. Хотя в это время была отменена часть запретительных статей, а некоторые пошлины сильно понижены, вплоть до издания тарифа 1841г. правительство неукоснительно держалось правила – допускать иностранные товары с пошлинами настолько высокими, чтобы они не могли подрывать русское производство. На те товары, которые не производились и не могли производиться в России, были назначены очень высокие таможенные пошлины, чтобы получать максимальный фискальный доход.

Главные изменения, произведенные изданием тарифа 1841г., заключались в отмене большого числа запретительных статей. Вскоре после его издания появилась потребность сделать некоторые изменения, которые касались, в основном, обложения импорта. Для экспорта были отменены пошлины на юфть, заячьи шкуры, выделанную кожу, льняные ткани, железо и кузнечные изделия, шерсть. Были понижены пошлины на хмель, хлеб, скот и поташ (карбонат калия, применявшийся при изготовлении мыла, стекла, пигментов, удобрений).

В начале 1845г. министр финансов внес в Государственный Совет записку об изменении некоторых статей таможенного тарифа, в которой предлагалось «разрешить вновь ввоз некоторых запрещенных товаров, с обложением такой пошлины, которая по ближайшему соображению признана необходимой для ограждения наших фабрик и заводов.». К 1846 году, по договоренности с британским правительством, были отменены вывозные пошлины на сало, пеньку, лен и кость в кусках, значительно понижены – на экспортные химические продукты и импорт - фаянсовую посуду, черное и зеленое сукно, высшие сорта кружев, страусиные перья, помаду, кофе и экзотические пряности.

В 1848г. начались работы по новому пересмотру таможенного тарифа, который был утвержден 21 апреля 1850 г.

По тарифу 1850г. было произведено сильное понижение таможенного обложения на колониальные продукты и вообще на продовольствие. Составители нового тарифа задавались целью предотвратить нелегальную торговлю, поэтому на товары, которые трудно подвергались контрабанде, пошлина была понижена меньше. По-прежнему, к ввозу были запрещены следующие товары: сушеные грибы, сахар-рафинад, спиртные напитки, мед и пиво в бочках, чай, сортовое железо, чугун, очищенная селитра, порох, постели и подушки, привозимые не пассажирами, бобровая пуша, а в черноморских портах и соль.

По материалам книги К. Лодыженского «История русского таможенного тарифа», С-Петербург, 1886 год

Функции таможенного тарифа в Российской империи в XIX веке

Гoвoря o тарифнoм регулирoвании внешнеэкoнoмичеcкoй деятельнocти в Рoccийcкoй империи в XIX cтoлетии, прежде вcегo, cледует oбратить внимание на тo, чтo за реализацию тамoженнo-тарифнoй пoлитики cтраны отвечало два разных ведомcтва. В начале cтолетия таможенный тариф подготавливалcя Департаментом мануфактур и внутренней торговли, входившим до 1819 г. в cоcтав Миниcтерcтва внутренних дел. Поcле реформы Миниcтерcтва финанcов и передачи ему управления всеми государственными финансами составление таможенного тарифа Российской империи также перешло к финансовому ведомству. Помимо управленческих изменений нельзя не упомянуть, что начиная с 1860-х гг. все большее значение в работе тарифных комитетов приобрела практика лоббирования. Последнее слово при принятии всех тарифов оставалось за соединенным присутствием Государственного совета. Однако при обсуждении изменения в уже готовые проекты вносились чаще всего косметические, тогда как основная работа шла на уровне министерств и Департамента экономии при Государственном совете. Из этого следует, что большую часть столетия подготовкой таможенного тарифа и реализацией тарифной политики занималось министерство, в обязанности которого прежде всего входило обеспечение стабильности финансового состояния государства, что в значительной степени сказывалось на итоговом варианте таможенного тарифа Российской империи.

Формирование новых тарифов зачастую происходило на фоне значительных перемен не только в экономической, но и прочих сферах государственной и мировой конъюнктуры. И надежды, возлагаемые авторами при подготовке к принятию очередного тарифа, чаще всего предполагали под собой какую-либо сиюминутную необходимость либо являлись отражением политэкономических взглядов составителя, далеко не всегда соответствуя действительным потребностям национальной экономики страны.

Тарифная политика Российской империи в XIX веке не носила единообразного характера. Выделим в ней для удобства рассмотрения четыре основных периода: первый — при императоре Александре I (1800-1821 гг.); второй — годы нахождения Е.Ф. Канкрина на посту министра финансов (1822-1844 гг.); третий — период некоторой либерализации таможенного тарифа (1844-1876 гг.); наконец, заключительный период — период усиленного промышленного протекционизма (1877-1899 гг.)1.

В трех из четырех этих периодов можно говорить о преобладании какой-либо определенной тенденции в проведении таможенно-тарифной политики. Исключение составляет первый, «Александровский» период, когда таможенный тариф формировался, прежде всего, под влиянием внешнеполитической ситуации, и вследствие ее нестабильности носил весьма противоречивый характер. Остановимся на выявлении изменений происходивших с таможенным тарифом в рамках данных периодов с точки зрения выполняемых им функций.

Как отмечалось, в первой четверти XIX века таможенный тариф служил, главным образом, в качестве внешнеполитического инструмента. Александр, придя на смену своему отцу, Павлу, практически сразу же отменил запрет на вывоз российских товаров из портов, а затем и на импорт многих английских товаров2. В дальнейшем введение тех или иных изменений в тарифе практически полностью становится подчиненным внешнеполитическому курсу страны.

1 Начиная с 1893 г., произошел отказ от тарифной автономии России, сопровождавшийся значительным сокращением пошлинного гнета.

2 Помимо внешнеполитического момента данная мера позволила сократить импорт, стимулировать внутреннее производство, а также поднять курс бумажных денег, который к 1800 г. достиг отметки в 64 серебряных копейки за бумажный рубль.

В 1805-1807 гг. Россия воевала с Францией. Война завершилась поражением. После подписания Тильзитского мирного соглашения Российская империя была вынуждена присоединиться к континентальной блокаде3.

В 1811 г. в виду ухудшения отношений с Францией и неудобства континентальной системы было принято «Положение о нейтральной торговле», на практике означавшее возобновление торговых отношений с Великобританией и затруднение доступа к Российскому рынку для французских товаров.

В 1816 г. уже после разгрома Бонапартистской Франции правительство, следуя обязательствам Венского Конгресса, принимает новый либеральный тариф, а через три года, несмотря на противодействие промышленных кругов, еще более либеральный тариф 1819 г.

Тарифы 1816 и 1819 гг., бывшие по своей сути далеко не фритредерскими, оказали значительное негативное влияние на развитие промышленности, неготовой к конкуренции с западными товарами. Под сильным давлением император Александр был вынужден отказаться от применения данного тарифа в 1822 г., вызвав тем самым большое недовольство со стороны Австрии и Пруссии — союзниц по войне с Наполеоном — и продемонстрировав отход от внешнеполитического курса при формировании таможенного тарифа страны.

Из вышеизложенного очевидно, что до наступления второй четверти XIX-го столетия доминирующей функцией таможенного тарифа было его применение во внешнеполитическом торге. Покровительственная функция тарифа и, что выделяет этот отрезок времени, фискальная, оставались в тени.

В 1822 г. министром финансов Российской империи был назначен граф Егор Францевич Канкрин. При нем таможенный тариф российского государства получил значительное развитие, превратившись из разменной 3 ПСЗ. Т. ХХХ. № 23094. монеты внешнеполитического торга в важнейший источник пополнения казны, а также ключевое звено системы покровительства, зарождавшейся российской промышленности. Тариф 1822 г. просуществовал фактически до 1850 г. Значительное число изменений, внесенных в него на протяжении 1820-1840 гг., не нарушали принципов, заложенных тарифом 1822 г. Таким образом, отметим, что тарифная система в этот период носила единообразный характер. Практически все изменения, вносимые в таможенный тариф, диктовались фискальными соображениями и имели под собой общую итоговую цель: увеличение доходной части государственного бюджета. Достаточно часто в качестве обоснования увеличения размера таможенной пошлины использовался покровительственный мотив. Однако на деле большая часть подобных обоснований была лишь ширмой. Покровительственной пошлиной облагались товары, не производившиеся в стране и не имевшие перспектив в организации их внутреннего производства.

Тем не менее, внешнеполитическое влияние на формирование таможенного тарифа было исключено не полностью. Так, оно сказалось при приближении очередной войны с Турцией4 в 1828 г., а также, начиная с середины 1840х гг., когда наметившуюся тенденцию к либерализации таможенного тарифа правительство постаралось увязать с улучшением взаимоотношений с Британской империей, имевшей интересы в возможности расширения своего импорта в Россию.

Вот почему, рассматривая функции таможенного тарифа во второй четверти XIX-го столетия, прежде всего, следует выделить фискальную, а политическую и покровительственную считать важными, но второстепенными.

Обозначившиеся тенденции к понижению налогового гнета после ухода в 1844 г. Канкрина с поста министра финансов в отставку нашли отражение в тарифах 1850, 1857 и 1868 гг. Политика понижения размеров таможенных 4 Русско-Турецкая война 1828-1829 гг. пошлин, проводившаяся три десятилетия, завершилась в 1877 г. введением так называемой «золотой пошлины»5. В специальной и общеэкономической литературе до сих пор нет единой оценки эффективности либерализации тарифа, принятой в середине XIX столетия. Рамки данного исследования не позволяют проанализировать оправданность данной меры.

Рассматривая происходившие изменения с позиций предмета исследования, отметим, что либерализация не принесла каких-либо значительных перемен в функциональной роли таможенного тарифа. Как это было и до реформ, отвечавшее за формирование тарифа Министерство финансов прежде всего было заинтересованно в сбалансированности государственного бюджета. Многочисленные отсылки к покровительственной мотивации того или иного тарифного изменения со стороны государства по большей части выступали ширмой, так как внутреннего производства большинства импортируемых товаров в России не существовало, так же как и перспектив для его скорого введения. Многие особо покровительствуемые отрасли к середине XIX столетия значительно окрепли. Между тем, продолжая помогать им, государство при возможности получения высоких прибылей не стимулировало фабрикантов к продолжению усовершенствования производств, что на практике означало уже не опеку, а линию на застой и отсталость.

Свой фискальный интерес Министерство финансов сохраняло даже при понижении размеров пошлин за счет увеличения объема ввоза. Большая часть понижений по тарифам 1850, 1857, 1868 гг. произошла по отделам живых припасов и готовых изделий. В то же время сырье, столь необходимое для развития обрабатывающей промышленности, оставалось под значительной опекой, поскольку его производители уже с середины 1850-х гг. имели мощное лобби в тарифном комитете и по мере надобности оказывали сильнейшее давление на принятие решений об изменении размера той или иной пошлины. Вышеизложенные обстоятельства указывают на характер тарифов середины 5 ПСЗ. СПб., 1878. Собр. 2. Т. LI. № 56573, 56574.

XIX столетия как на чисто фискальный. Отметим, что в третьей четверти XIX века фискальная функция таможенного тарифа превратилась из основной в доминирующую.

Несколько изменило ситуацию поражение России в Крымской войне, что свидетельствовало об отсталости отечественной промышленности. Правительство осознало необходимость скорейшей модернизации экономики, в том числе развития тяжелой промышленности и строительства железных дорог. Для этого был принят ряд поправок к таможенному тарифу, действительно оказавший заметный эффект для развития промышленности. Прежде всего, выделим разрешение на беспошлинный ввоз в страну металлов для нужд тяжелой промышленности.

В 1876 г. внешнеполитическая ситуация в очередной раз поставила Российскую империю на грань войны с Турцией. Подготовка к войне потребовала значительного роста расходов, и Министерство финансов вновь прибегло к помощи таможенного тарифа. В 1876 г. Был издан закон, согласно которому таможенные сборы должны были оплачиваться исключительно золотыми рублями, что при тогдашней разнице курсов между золотым и бумажным рублем означало увеличение таможенного дохода на 48%. Начиная с этой меры, Российская империя вступила в период наращивания таможенного гнета, продлившегося до окончания столетия6.

На протяжении 1880-х годов Министерство финансов неоднократно обращалось к таможенному тарифу как к средству разрешения хронической проблемы бюджетного дефицита. Более того, продолжительное активное сальдо торгового баланса стало одним из непременных условий финансовой реформы как краеугольного камня всей финансовой политики российского государства в последней четверти XIX столетия. В результате фискализм все еще оставался в 1880-е годы доминирующей чертой, присущей отечественному
6 Однако фактически после отказа от тарифной автономии таможенный тариф России при торговле с основными партнерами был ниже, чем тариф 1891 г. таможенному тарифу. В то же время, начиная с середины 1880 гг., все большее внимание получает применение таможенного тарифа в покровительственных целях. Таможенный тариф наряду с другими средствами государственной поддержки промышленного развития получил широкое применение, увенчавшееся в 1891 г. «менделеевским тарифом», который, по мнению разработчиков, должен был стать образцово протекционистским.

Несмотря на значительные усилия, приложенные разработчиками, тариф 1891 г. также сохранил недостатки своих предшественников: значительную фискальную составляющую и традицию оказания покровительства несуществующим либо неперспективным отраслям индустрии.

Начиная с 1893 г., таможенная политика возвратилась в сферу внешнеполитических инструментов. Ведущие европейские державы, включая Российскую империю в этот период заключили между собой ряд торговых договоров. Наибольшую проблему вызвало договор России с Германской империей. Несмотря на огромнейшие усилия, приложенные отечественными дипломатами и политиками, сторонам так и не удалось достичь компромисса. И в 1893-1894 гг. началась «торговая война» между Россией и Германией. В конечном итоге Россия так и не смогла добиться для себя «паритетного» торгового соглашения и была вынуждена пойти на большие уступки Германской империи, чем получила сама. Тем не менее, в событиях 1893-1894 гг. Российская империя несколько раз прибегала к таможенному тарифу как средству давления на немецкую сторону, и отдельные уступки были сделаны Германией именно по причине боязни окончательной потери российского рынка.

Отказ от тарифной автономии оставлял за Российской империей возможность определенного маневра при помощи так называемого двойного тарифа, когда ставки конвенциональных соглашений были базовыми лишь для участников этих соглашений, а для прочих государств продолжал действовать тариф, принятый в 1891г.

Таким образом, в последней четверти XIX столетия фискальная функция В Российской империи продвинулась незначительно, уступая покровительственной и внешнеполитической функциям в ряде отраслей либо в связи с определенными событиями, но сохраняя за собой доминирующее положение в целом.

Ввозная таможенная пошлина

Ввозная таможенная пошлина (ВТП) - это платёж, взимаемый таможней за ввоз товара на территорию РФ и других стран членов ЕАЭС. Уплата ввозной пошлины является обязательной. Деньги поступают на специальный счёт, а далее уже с него распределяются по странам ЕАЭС. Единый таможенный тариф предусматривает для всех стран ЕАЭС одинаковые ставки ввозных таможенных пошлин. Ставки пошлин, установленных для стран ЕАЭС, регулируют ввоз зарубежных товаров и защищают внутренних – отечественных производителей. Пошлины могут не взиматься за товары, ввозимые из стран Зоны свободной торговли или наименее развитых стран, с которыми подписаны межправительственные соглашения (СНГ, Грузия, Сербия, Югославия, Республика Вьетнам). Эта льгота действительна, когда между предпринимателями заключён прямой контракт, подтверждённый сертификатом происхождения товара. Данный сертификат подтверждает, что товар действительно произведён в указанной стране. Например, из Грузии привозят товары не только грузинского производства. Когда нет прямого контракта или сертификат происхождения отсутствует, то льгота действовать не будет. Кроме таможенной пошлины участникам ВЭД может потребоваться оплатить и другие таможенные платежи.

Они могут платиться в зависимости от вида товара в различных комбинациях.
Например, на ввоз велосипедных камер установлена нулевая пошлина, НДС=20%, акциз не взимается.

Уплата ввозных таможенных пошлин

Согласно статье 50 ТК ЕАЭС обязанность по оплате возложена на таможенного декларанта. Во избежание задержек на таможне, деньги нужно положить на лицевой счёт плательщика заранее, в виде авансового платежа. Таможенный орган списывает денежные средства при выпуске декларации. Если деньги не поступят или их недостаточно для выпуска ДТ, то декларация выпущена не будет.

Внимание! Оплата ввозной таможенной пошлины осуществляется в рублях, если в контракте поставки указана другая валюта, то перерасчёт в рубли производят по курсу ЦБ, на момент регистрации декларации.

Как происходит уплата ввозной пошлины

После расчёта таможенных платежей, декларант вносит средства на единый лицевой счёт (ЕЛС) плательщика таможенных пошлин, налогов. Счёт открыт на уровне ФТС РФ, его использование даёт множество преимуществ, таких как упрощение порядка уплаты, контроля, возврата средств. Для тех, кто не зарегистрирован, пока ещё могут использовать Личный счёт плательщика (ЛСП). Оплата платёжного поручения ввозной таможенной пошлины происходит путём оформления через банк. В нем указывается восьмизначный код таможенного органа (если оплата производится через ЛСП), либо код «10000010» (если оплата производится через ЕЛС). Так же в платёжном поручении указывается Код Бюджетной Классификации (КБК). Для каждого вида платежа – уникальный код. После оплаты платёжное поручение становиться документом, подтверждающим факт оплаты и предъявляется в момент подачи декларации.

Документы и информация
для оплаты таможенной пошлины

  1. Список документов для регистрации Физического лица в таможне (Смотреть)
  2. Список документов для регистрации Юридического лица в таможне (Смотреть)
  3. Список документов для регистрации Индивидуального предпринимателя в таможне (Смотреть)
  4. Образец платёжного поручения (Смотреть)
  5. Перечень соответствия кодов видов платежей, оплачиваемых на таможне, КБК (Смотреть)
  6. Инструкция по оплате таможенных платежей (Смотреть)
  7. Заявление о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей (Смотреть)
  8. Коды бюджетной классификации (КБК) 2019 (Смотреть)

Сроки уплаты таможенных платежей

Внимание! Таможенные платежи оплачиваются декларантом в виде авансового платежа. Они должны поступить на счет таможенного органа до момента подачи таможенной декларации. При этом нужно учитывать, что перевод денег может занять некоторое время.

Есть возможность оплатить на месте подачи декларации:

  • Физические лица могут оплатить пошлину через терминал, который установлен на многих таможенных постах. Это поможет, например, оплатить пошлину с товаров, вес и стоимость которых оказались выше нормы;
  • Юридические лица могут воспользоваться платёжными системами мгновенной оплаты «Таможенная карта» или «Раунд», или обратиться к таможенному брокеру, с которым у Вас заключён договор. Брокер с помощью платежной системы произведёт таможенные платежи без задержек.

Как оформить карту "Таможенная карта":

  1. Обратиться в банк-эмитент таможенной карты (Райффайзенбанк, Банк ВТБ, Сбербанк и др…);
  2. Выбрать тариф;
  3. Заключить договор с банком.

Как оформить «Раунд»:

  1. Заключить договор с банком-участником системы «Раунд»;
  2. Заполнить заявление на выпуск карты;
  3. Заполнить заявление на подключение к личному кабинету для проведения удалённой оплаты.

Карты позволяют оперативно оплачивать таможенные платежи в любое время суток и в любой день недели на территории РФ. Её использование поможет избежать авансовых платежей, переплат и остатков на счетах в таможне.

Ставки ввозных таможенных пошлин

Размеры ставок ввозных таможенных пошлин зависят от вида товара. Каждому виду товара присвоен свой уникальный цифровой код, узнать который можно по специальному классификатору Товарной Номенклатуры Внешнеэкономической Деятельности ЕАЭС (ТН ВЭД). Узнав код, по Единому Таможенному Тарифу Евразийского Экономического Союза (ЕТТ ЕАЭС) определяют вид и величину ставки.

Существует 3 вида ставок ввозных таможенных пошлин: адвалорная, специфическая и комбинированная. Если ставка адвалорная, то для расчёта используют таможенную стоимость товара, если специфическая, то единицу товара (объём, количество, массу), если комбинированная, то используют и, то и другое и выбирают, где стоимость ввозной таможенной пошлины больше.

Примеры применения адвалорной ставки

Пример 1. Индивидуальный предприниматель (ИП) ввозит товарную партию пряжи из Австралии в Россию. Пряжа представляет собой разноцветные клубки шерсти по 5 штук в розничной упаковке.

Код товара - 5109101000. Для этого кода ставка ввозной таможенной пошлины составляет 5%. Основой для расчёта является таможенная стоимость товарной партии, она составляет 22500 рублей.

Расчет: 22500 рублей х 5% = 1125 рублей.

Итог: Сумма ввозной таможенной пошлины составит 1125 рублей.

Пример 2. ИП хочет ввезти теннисные мячи на сумму 150 евро.

Код товара - 9506610000. Таможенная стоимость товарной партии меньше 200 евро. При Таможенной стоимости менее 200 евро ввозная пошлина не платится в том случае, если стоимость не занижена. Если стоимость окажется заниженной, то таможня отправит декларацию на корректировку.

Пример 3. Юрлицо ввозит в Россию двухколёсные велосипеды для взрослых из Китая. Продукция не военного назначения.

  • «KNAU» с диаметром колеса 20” и размером рамы 11”.
  • «FELLEN» с диаметром колеса 26” и размером рамы 14”.
  • «RULLA» с диаметром колеса 24” и размером рамы 15”.
  • «BLAU» с диаметром колеса 26” и размером рамы 15”.
  • «HAGEN» c диаметром колеса 29” и размером рамы 15”.

У велосипедов алюминиевые разноцветные рамы. Для безопасности удобства транспортировки велосипеды ввозятся разобранными.

Код товара - 8712003000. Для этого кода ставка ввозной таможенной пошлины составляет 10%. Основой для расчёта является таможенная стоимость товарной партии, которая составляет 3000571 рублей.

Расчет: 3000571 рублей х 10% = 300057 рублей.

Итог: Сумма ввозной таможенной пошлины составит 300057 рублей.

Пример 4. Юридическое лицо ввозит из Китая новый грузовой трёхосный автомобиль. Самосвал жёлтого цвета с дизельным двигателем, весом 30 тонн. Объём двигателя 9726 куб. см. Мощность 336 лошадиных сил. Грузовик не имеет военного назначения и не является интеллектуальной собственностью.

Код товара - 8704239108. Для этого кода ставка ввозной таможенной пошлины составляет 5%. Основой для расчёта является таможенная стоимость товарной партии, которая составляет 2940000 рублей.

Расчет: 2940000 рублей х 5% = 147000 рублей.

Итог: Сумма ввозной таможенной пошлины составит 147000 рублей.

Примеры применения специфической ставки

Пример 1. Юридическое лицо ввозит 200 литров светлого пиво в бутылках ёмкостью 0,5 литра из Германии.

Код товара – 2203001100. Специфическая ставка ввозной таможенной пошлины составляет 0,018 евро/литр. Основой для расчёта является количество ввозимого пива: 200 литров. На момент регистрации декларации курс ЦБ составлял 75 рублей за евро.

Расчёт: 200 литров х 0,018 евро/литр = 3,6 евро; 3,6 евро х 75 = 270 рублей.

Итог: Сумма ввозной таможенной пошлины составит 270 рублей.

Пример 2. ИП ввозит в Россию почтовым отправлением спортивную обувь для художественной гимнастики NELLY Gamtena из Испании. Всего 6 Моделей обуви разных размеров. Список ввозимых моделей:

  • «Podium» из полиэстера, для художественной гимнастики, внутренняя часть 100% хлопок, без стельки разных размеров (40 пар);
  • «Mia» из микрофибры, для художественной гимнастики, внутренняя часть 100% хлопок, без стельки, разных размеров (30 пара);
  • «Georgia» из микрофибры, для художественной гимнастики, внутренняя часть 100% хлопок, без стельки, разных размеров (15 пар);
  • «Olimpia» из полиэстера, для художественной гимнастики внутренняя часть 100% хлопок, без стельки, разных размеров (5 пар);
  • «Olimpia plus» из полиэстера, для художественной гимнастики внутренняя часть 100% хлопок, без стельки, разных размеров (5 пар);
  • «Puntera de calcetin» из полиамида, для художественной гимнастики внутренняя часть 100% хлопок, без стельки, разных размеров (5 пар).

Код товара - 6405909000. Специфическая ставка ввозной таможенной пошлины для этого товара составляет 0,28 евро/пару. Основа для вычисления пошлины 100 пар. На момент регистрации декларации курс ЦБ составлял 74 рубля за евро.

Расчёт: 100 пар х 0,28 евро/пару = 28 евро; 28 евро х 74 = 2072 рубля.

Итог: Сумма ввозной таможенной пошлины составит 2072 рубля.

Примеры применения комбинированной ставки

Пример 1. Мебель для сиденья имеет код - 9401000000. ЕТТ ЕАЭС предлагает два значения ставки 10% или 0,08 евро/кг. Т.к. указаны два значения, то нужно использовать комбинированную ставку: сначала рассчитать по адвалорной, затем по специфической и выбрать большую. Вес ввозимой мебели составляет 6 кг, таможенная стоимость 10000 рублей. На момент регистрации декларации курс ЦБ составлял 75 рубля за евро.

Расчёт: 10000 рублей х 10% = 1000 рублей. (адвалорная ставка)

0,08 евро/кг х 6 кг х 75 = 36 рублей. (специфическая)

Итог: сумма ввозной таможенной пошлины составит 1000 рублей.

Пример 2. ИП ввозит в Россию женские трикотажные платья разных размеров торговой марки «Lindy Bop» из хлопчатобумажной ткани, машинного вязания.

  • Платья «Белла» с короткими рукавами, чёрными деталями в отделке. Состав: 97% хлопок, 3% эластан. Состав подкладки: хлопок 90%, полиэстер 10%.
  • Платья «Дарья» без рукавов, с пышной юбкой тёмно-синее. Состав: 97% хлопок, 3% эластан. Состав подкладки: хлопок 90%, полиэстер 10%.
  • Платья «Дельта» чёрного цвета с цветами. Состав: 97% хлопок, 3% эластан. Состав подкладки: хлопок 90%, полиэстер 10%.
  • Платье «Лана» синее с узором из цветов и кроликов, приталенное с пышной юбкой. Состав платья: 97% хлопок, 3% эластан; состав подкладки: 90% полиэстер, 10% эластан.

Код товара - 6204420000. Комбинированная ставка ввозной пошлины для этого товара составляет 10% или 1,88 евро/кг. Всего ввозится 40 платьев, их вес составляет 21 кг. Таможенная стоимость составляет 103683 рубля. На момент регистрации декларации курс ЦБ составлял 75 рубля за евро.

Расчёт: 52000 рублей х 10% = 5200 рублей. (адвалорная ставка)

1,88 евро/кг х 21 кг х 75 = 2961 рублей. (специфическая ставка)

Итог: Сумма ввозной таможенной пошлины составит 5200 рублей.

Льготы по уплате ввозных таможенных пошлин

Тарифные льготы и преференции – освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины для товаров из развивающихся стран или наименее развитых стран, образующих вместе с РФ зону свободной торговли. Право на такую льготу участник ВЭД может подтвердить, предоставив в таможенный орган сертификат о происхождении товара (Общей формы, Form A, СТ-1 или СТ-2).

Ставки таможенных платежей могут быть снижены или вовсе отменены, если товар:

  • Относится к гуманитарной помощи;
  • Книги, картины, костюмы, предназначенные для культурного обмена;
  • Произведён в странах СНГ, Грузии, Вьетнаме, Сербии;
  • Попадает под преференции установленных правительством РФ;
  • Имеет стоимость до 200 Евро для юридических лиц;
  • Не превышает установленные нормы ввоза, указанные в Решении N107 для физических лиц.

Сезонные пошлины – называются сезонными, по периодичности применения: их вводят на определённое время года, но не более чем на 6 месяцев. Они заменяют обычные пошлины на время реализации урожая овощей, фруктов и др. Это мера поддержки с/х.

Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины предназначены для выборочной защиты отечественных товаропроизводителей, когда иностранная конкуренция может нанести им ущерб.

Специальные пошлины – мера ограничения возросшего импорта на территорию России. Применяются для защиты от таких зарубежных товаров, поставки которых могут нанести значительный ущерб экономике страны.

Антидемпинговые пошлины – это дополнительные пошлины на зарубежные товары, применяемые для противодействия демпинговому импорту. Например, на подшипники шариковые наибольшим наружным диаметром до 30 мм для промышленной сборки, код «8482101001» действует антидемпинговая пошлина 41%.

Компенсационные пошлины применяются, когда нужно поставить в равные условия внутренние и импортные товары.

Расчет ввозной таможенной пошлины

Наша компания “Универсальные Грузовые Решения” оказывает услуги по оформлению товаров, подбору кодов ТН ВЭД, расчету необходимых к уплате на таможне ВТП и других таможенных платежей, НДС, сборов и акцизов. Если необходимо оформить сертификат, наша компания Вам поможет. При необходимости мы можем оплачивать за клиента таможенные платежи и проводить оперативную растаможку груза на таможне, что поможет сократить издержки и время.

С 2020 года снизится беспошлинный лимит на покупки в зарубежных интернет-магазинах. Дополнительные расходы на заграничные посылки нужно будет считать по другой формуле: меняется и лимит, и принцип расчета, и размер пошлины.

Сейчас суммарный лимит для посылок из-за границы составляет 500 € в месяц. В 2020 году он составит 200 € на одну посылку. То есть можно будет получать хоть 10 посылок до 200 € в месяц, а пошлину все равно не начислят. Но если стоимость одной посылки превысит 200 €, уже надо доплачивать. Правда, и ставки пошлин будут в два раза меньше, чем в 2019 году.

Если все это посчитать уже сейчас, есть шанс сэкономить: например, если товар стоит дороже 200 €, стоит купить его в 2019 году. А товары дороже 800 € выгоднее заказывать в 2020 году.

Таможенные пошлины для личных покупок в 2020 году

Вот лимиты и ставки, которые будут действовать при покупках для личных нужд в 2020 году.

Способ ввоза в РоссиюБеспошлинный лимитПошлина сверх лимита
Почтой или курьерской службой200 € и 31 кг на одну посылку15% или 2 € за 1 кг
Наземным транспортом или пешком500 € и 25 кг30% или 4 € за 1 кг
Самолетом10 000 € и 50 кг30% или 4 € за 1 кг

Изменятся только лимиты и ставки для доставки почтой и перевозчиками. В 2019 году лимит для таких способов ввоза составляет 500 € и 31 кг в месяц, а пошлина — 30% или 4 € за килограмм с превышения.

Внимание! Пошлину считают по лимитам на день прибытия на таможню, а не на дату заказа или оплаты.

Поделитесь с теми, кто покупает за границей:

Рассказать о новых пошлинах

Кого это касается?

Изменения касаются всех, кто делает заказы в зарубежных интернет-магазинах и привозит что-то из-за границы для своих нужд — например из путешествия по Европе. Продавцу платят стоимость покупки, а в российский бюджет — пошлину за эту покупку. То есть когда вы покупаете пылесос или ботинки на «Амазоне», то можете потратить больше, чем указано на сайте.

Размер пошлины зависит от стоимости и веса покупки, а еще — от количества заказов. Если уложиться в беспошлинный лимит, дополнительных расходов не будет. А если его превысить, придется потратиться. Лишних расходов можно избежать, если оформить заказ неделей позже или переложить ботинки в отдельное отправление на имя мамы.

Что такое беспошлинный лимит

Беспошлинный лимит — это сумма или вес, в пределах которых в российский бюджет ничего платить не надо. Например, в 2019 году беспошлинный лимит на зарубежные посылки — 500 € и 31 кг. Если покупали себе пылесос за 200 € и весом 7 кг, пошлины не было, потому что нет превышения лимита. А если заказывали в интернет-магазине смартфон за 700 €, нужно было платить пошлину, так как в 2019 году появлялось превышение лимита на 200 €.

Еще беспошлинный лимит зависит от способа доставки: наземным транспортом, самолетом и посылками. Если тот же смартфон за 700 € привезти самолетом, пошлины не будет, потому что лимит по сумме для такого способа доставки и в 2019, и в 2020 году составляет 10 000 €.

Всего есть четыре вида доставки для расчета лимитов и пошлин:

  1. Самолетом.
  2. Наземным транспортом или пешком.
  3. Компаниями-перевозчиками.
  4. Посылками по почте.

В 2019 году беспошлинный лимит для заказов из интернет-магазинов применяли ко всей сумме покупок за календарный месяц. С 2020 года его считают для каждого отправления — независимо от количества посылок.

Как лимиты изменятся с 2020 года

В 2020 году изменятся лимиты и размеры пошлин только для двух способов доставки товаров в Россию:

  1. Службами доставки.
  2. Посылками по почте.

Этими способами чаще всего доставляют покупки из зарубежных интернет-магазинов.

Читайте также: